Расширенный поиск
Постановление Правительства Республики Бурятия от 24.07.2000 № 261ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЕ О республиканской информационно - телекоммуникационной системе государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Бурятия Заслушав и обсудив информацию заместителя министра экономики и внешних связей - начальника Информационного центра Правительства Республики Бурятия Роговой Н.В. "О республиканской информационно - телекоммуникационной системе органов государственного и муниципального управления", Правительство Республики Бурятия отмечает, что в республике имеется достаточно высокий информационный потенциал и создаются информационные и технико - технологические условия для формирования республиканской информационно - телекоммуникационной системы органов государственного и муниципального управления. Информационная сеть Правительства Республики Бурятия включает информационные ресурсы Администрации Президента и Правительства Республики Бурятия, Народного Хурала Республики Бурятия, Администрации города Улан-Удэ и одиннадцати министерств и ведомств. В телекоммуникационном режиме работает электронная почта с ГУИР ФАПСИ при Президенте Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, администрациями регионов Российской Федерации, федеральными органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации. В режиме удаленного доступа по коммутируемым каналам связи в информационной сети Правительства Республики Бурятия работают пять министерств и ведомств, шесть министерств имеют собственные локальные информационные сети. С августа 1999 года в глобальной компьютерной сети Интернет функционирует официальный сайт Президента и Правительства Республики Бурятия и электронная почта Интернет (Е-mail). Кроме того, десять республиканских министерств и ведомств имеют доступ к сети Интернет. Отработаны и действуют режимы информационного взаимодействия с Госкомитетом Республики Бурятия по статистике, с управлением Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Республике Бурятия, с Центром правительственной связи ФАПСИ по Республике Бурятия и передачи им данных. В Кабанском, Муйском, Селенгинском, Тарбагатайском и Хоринском районах разработаны и внедрены информационные системы с использованием сетевых компьютерных технологий. Разработан проект Программы информатизации муниципальных образований Республики Бурятия, который обсуждался на рабочем совещании с главами муниципальных образований 24 мая текущего года и получил положительную оценку. Вместе с тем, существующая система информационного обеспечения органов государственного и муниципального управления не соответствует новым социально - экономическим условиям и требует совершенствования. Состояние государственных республиканских и муниципальных информационных ресурсов характеризуется тенденцией к дезинтеграции. Трудно решается проблема информационного взаимодействия и обмена между министерствами, ведомствами и районами республики. Особенность состояния телекоммуникационной инфраструктуры в республике заключается в наличии существенных различий между уровнем телекоммуникаций в городе Улан-Удэ и районах Бурятии. Это проявляется в том, что в городе Улан-Удэ активно внедряются и развиваются современные телекоммуникационные технологии, а во многих районах республики развитие телекоммуникаций остается еще на низком уровне. Это является одним из сдерживающих факторов реализации программы единого учета объектов собственности, расположенных на территории Республики Бурятия. Большинство министерств, ведомств и администраций муниципальных образований используют современную компьютерную технику в локальном режиме, что не определяет качественных сдвигов в управленческой деятельности. Отсутствует единая телекоммуникационная система с органами муниципального управления, не внедрен режим электронной почты. В целях совершенствования информационного обеспечения и создания республиканской информационно - телекоммуникационной системы органов государственного и муниципального управления Правительство Республики Бурятия постановляет: 1. Утвердить прилагаемую Программу информатизации муниципальных образований Республики Бурятия. 2. Руководителям министерств, ведомств и муниципальных образований: - до 1 декабря 2000 года определить первоочередные направления информатизации, разработать и представить в Министерство экономики и внешних связей Республики Бурятия проекты информационно - телекоммуникационного развития на 2001 - 2002 годы; - предусмотреть финансовые средства на информационное развитие при формировании сметы расходов на 2001 - 2002 годы. 3. Министерству экономики и внешних связей Республики Бурятия (Атанов Н.И.): - на основе представленных ведомственных проектов до 1 апреля 2001 года разработать и утвердить проект поэтапного развития республиканской информационно - телекоммуникационной системы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований; - до 20 августа 2000 года подготовить технико - экономическое обоснование развития информационной сети Правительства Республики Бурятия для подключения в сеть Комитета по труду Министерства социальной защиты населения и труда Республики Бурятия, Государственного комитета Республики Бурятия по жилищно - коммунальному хозяйству, Государственного комитета Республики Бурятия по делам молодежи, туризму, физической культуре и спорту, Государственного комитета природных ресурсов Республики Бурятия; - до 1 апреля 2001 года совместно с Министерством социальной защиты населения и труда Республики Бурятия (Ефимов С.Г.) отработать режим объединения информационных сетей; - разработать и внедрить программное обеспечение по автоматизации похозяйственного учета в сельских администрациях; - в течение I квартала 2001 года в Кабанском и Прибайкальском районах; - в течение II квартала 2001 года - в остальных районах. 4. Министерству финансов Республики Бурятия (Налетов А.Ю.) включить в смету расходов Министерства экономики и внешних связей Республики Бурятия на 2001 год дополнительные финансовые средства на развитие информационной сети Правительства Республики Бурятия согласно технико - экономическому обоснованию. 5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства - министра финансов Республики Бурятия Налетова А.Ю. Президент - Председатель Правительства Республики Бурятия Л.В.ПОТАПОВ "24" июля 2000 г. N 261 Утверждена Постановлением Правительства Республики Бурятия от 24.07.2000 N 261 ПРОГРАММА ИНФОРМАТИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ Паспорт Программы информатизации муниципальных образований Республики Бурятия +----------------------------------------------------------------+ ¦Наименование Программы ¦Программа информатизации муниципальных ¦ ¦ ¦образований Республики Бурятия ¦ +------------------------+---------------------------------------¦ ¦Цели и задачи Программы ¦Разработка информационно - ¦ ¦ ¦телекоммуникационной системы органов ¦ ¦ ¦местного самоуправления муниципальных ¦ ¦ ¦образований Республики Бурятия, решение¦ ¦ ¦вопросов информационного взаимодействия¦ ¦ ¦структур управления на районном уровне,¦ ¦ ¦создание предпосылок для формирования ¦ ¦ ¦муниципальных информационных ресурсов. ¦ +------------------------+---------------------------------------¦ ¦Срок и этапы реализации ¦I этап - 2000 - 2001 гг. ¦ ¦Программы ¦II этап - 2001 - 2003 гг. ¦ ¦ ¦III этап - до 2005 г. ¦ +------------------------+---------------------------------------¦ ¦Исполнители мероприятий ¦Органы местного самоуправления ¦ ¦Программы ¦муниципальных образований Республики ¦ ¦ ¦Бурятия ¦ +------------------------+---------------------------------------¦ ¦Источники финансирования¦Министерство экономики и внешних связей¦ ¦ ¦Республики Бурятия (Информационный ¦ ¦ ¦центр Правительства РБ). Средства ¦ ¦ ¦муниципального и республиканского ¦ ¦ ¦бюджетов, гранты, полученные в ¦ ¦ ¦результате победы проектных решений на ¦ ¦ ¦конкурсах по совершенствованию ¦ ¦ ¦деятельности органов местного ¦ ¦ ¦самоуправления, привлекаемые инвестиции¦ ¦ ¦негосударственных предприятий и ¦ ¦ ¦организаций. ¦ +------------------------+---------------------------------------¦ ¦Ожидаемые конечные ¦При финансировании намеченных ¦ ¦результаты ¦мероприятий будут выполнены работы по ¦ ¦ ¦внедрению сетевых информационных ¦ ¦ ¦технологий в практику управленческой ¦ ¦ ¦деятельности сельских и районных ¦ ¦ ¦администраций, отработаны вопросы ¦ ¦ ¦горизонтального и вертикального ¦ ¦ ¦информационного обмена между ¦ ¦ ¦структурными подразделениями районов и ¦ ¦ ¦органами исполнительной власти ¦ ¦ ¦Республики Бурятия ¦ +----------------------------------------------------------------+ Введение Во всем мире информация уже длительное время считается важнейшим стратегическим ресурсом, а эффективность ее применения - одним из главных условий конкурентоспособности экономики, научно - технического развития, процветания общества. Современное развитие информационных технологий во всем мире и в России определяет постепенный переход к информационному обществу, основанному на производстве, распространении и потреблении информации, как одного из основных общественных ресурсов. В настоящее время самые развитые страны мира находятся на завершающей стадии индустриального этапа развития общества и перехода к следующему - постиндустриальному или информационному обществу. В нашей стране развитие информационных процессов получило название "информатизация". Информатизация - это организационный социально - экономический и научно - технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов. Информатизация общества предполагает три основных принципа: 1. Создание правовых, экономических, технологических, социальных и профессионально - образовательных условий для свободного доступа к необходимой информации в любое время, в любой точке, любому потенциальному пользователю. 2. Создание аппаратно - программных средств и телекоммуникационных систем для формирования информационных ресурсов и доступа к ним, включая хранение, переработку, преобразование, передачу и защиту информации. 3. Разработку и реализацию организационно - методологических основ и программ последовательного, целенаправленного и эффективного внедрения информационных технологий в сферы управления, материального производства, образования, науки, культуры, социального обеспечения и обслуживания населения. Основным системообразующим компонентом информатизации является формирование региональных и муниципальных информационных ресурсов. В общем случае информационные ресурсы формируются в результате деятельности органов государственной власти, государственных и негосударственных предприятий, научных, учебных и общественных организаций. Информационные ресурсы содержат комплексную многоаспектную информацию о субъектах, о природных ресурсах и общественном фонде, о земельных ресурсах и региональной инфраструктуре, о социально - экономическом состоянии региона или территориально - административного образования, демографическую, экологическую и другую информацию. Особенно велика роль информационной составляющей в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Внедрение и использование новейших информационных технологий в органах местного самоуправления муниципальных образований в Республике Бурятия должно способствовать положительным преобразованиям в сфере управления районом, а также создать предпосылки информационной поддержки процессов интеграции экономики района в общую экономическую систему Республики Бурятия на основе создания единого информационного пространства. Термины, используемые в настоящей программе, их определения Информация - сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. Документированная информация (документ) - зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. Конфиденциальная информация - документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Российской Федерации. База данных - объективная форма представления и организации совокупности данных, систематизированная таким образом, чтобы эти данные могли быть найдены и обработаны с помощью компьютера. Информационные ресурсы - отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах). Первичные информационные ресурсы - совокупность системно организованных документированных фактографических данных, характеризующих объект наблюдения. Производные информационные ресурсы - документированные информационные ресурсы, полученные на законных основаниях в результате обработки первичной информации и предназначенные для обеспечения процесса принятия эффективных управленческих решений. Информационные ресурсы муниципального образования (муниципальные информационные ресурсы) - информационные ресурсы, созданные, приобретенные или накапливаемые за счет муниципальных средств, а также полученные путем иных установленных законом способов. Регистр - регламентированная правовыми актами Российской Федерации и (или) Республики Бурятия и документированная совокупность сведений о субъектах информационных отношений, построенная на единых методологических принципах. Кадастр - регламентированная правовыми актами Российской Федерации и (или) Республики Бурятия и документированная совокупность сведений об объектах гражданских прав, построенная на единых методологических принципах. Формирование информационных ресурсов - перевод разрозненных знаний, сведений, данных, создаваемых или накапливаемых в процессе материальной или духовной деятельности, в систематизированную общезначимую форму, обеспечивающую их использование и развитие в органах государственного управления и местного самоуправления Республики Бурятия. Информационное обеспечение - совокупность организационно - технических мероприятий, методов и средств, направленных на сбор, накопление, обработку, хранение и выдачу информации потребителям по их запросам. Информационное обслуживание - предоставление пользователям информационных услуг по их запросам. Пользователь информации (информационных ресурсов) - субъект, обращающийся к информационной системе за получением необходимой ему информации и пользующийся ею. 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения В демократическом обществе основной целью деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований является благосостояние человека и открытость управления. Следовательно, и цель информатизации - это удовлетворение этих потребностей и их дальнейшее развитие. Главной задачей информатизации должно стать обеспечение свободного своевременного доступа к муниципальным, республиканским, федеральным и мировым информационным фондам, формирование потребности и осознание необходимости их использования в процессе профессиональной деятельности не только у руководителей, но и у каждого человека. Свою роль информатизация выполнит и оправдает затраты на ее осуществление только в том случае, если будет проводиться с единых позиций, базироваться на единых принципах. Для этого необходима общая стратегия информатизации муниципальных образований республики. Информатизация района представляет собой сложный социальный процесс, затрагивающий интересы, практически, всего населения района. Для ее проведения необходимо преодоление ведомственных барьеров, концентрация усилий и всеобщая заинтересованность в информатизации, так как сегодня - это важное составляющее звено в достижении целей Комплексной программы социально - экономического развития района. В настоящее время, когда многие функции управления переданы на места, все большее значение приобретает создание, интегрированной информационной системы, состоящей из совокупности экономико - статистических показателей, данных финансовых, налоговых, банковских и других служб. При этом, по-прежнему, большая роль отводится автоматизации рабочих мест, нормативно - правовому обеспечению специалистов необходимой справочно - аналитической и тематической информацией, современными программными средствами, представляющими собой необходимый набор информационно - технологических услуг. 2. Основные цели и задачи программы информатизации муниципальных образований 2.1. Роль информации в вопросах подготовки и принятия управленческих решений В органах местного самоуправления муниципальных образований проблема эффективности управления была и остается чрезвычайно актуальной в условиях кризисного состояния экономики, бюджетных и социальных проблем. Поэтому сегодня информация становится тем необходимым ресурсом, без которого не может обходиться руководитель любого уровня. Современные информационные технологии позволяют иметь возможность свободного коллективного доступа к базам данных различного тематического содержания: правовой, информационно - аналитической, статистической, справочной и другой проблемно - ориентированной информации. Все нарастающий поток информации, большое число факторов и данных, влияющих на принятие решений, определяют создание мощных информационных ресурсов и использование информационно - коммуникационных систем для анализа и прогнозирования важнейших направлений развития районов. В администрациях муниципальных образований объективно формируется понимание невозможности качественного и эффективного управления территорией без решения вопросов информационного обеспечения своей деятельности и информационного взаимодействия с республиканскими органами власти. Эти процессы медленно, но продвигают вперед технологический уровень информационных систем, направленных на информатизацию самих органов управления. 2.2. Необходимость создания единого информационного пространства Республики Бурятия Одной из основных задач данной Программы является формирование единого информационного пространства на территории Республики Бурятия. Это - важнейшее условие эффективного развития республиканских информационных ресурсов, обеспечивающих информационные потребности органов государственной власти и органов местного самоуправления муниципальных образований республики. Необходимым условием формирования единого информационного пространства Республики Бурятия является наличие системы общедоступных баз и банков данных специального, тематического, справочного и другого содержания, решение вопросов информационного взаимодействия всех органов и структур управления, в том числе, и на районном уровне. Это становится возможным, благодаря применению современных сетевых технологий, позволяющих создать информационно - телекоммуникационную систему органов местного самоуправления муниципальных образований республики. Наличие единого информационного пространства позволит Республике Бурятия эффективно участвовать в межрегиональном и международном информационном обмене, в том числе, через международную компьютерную сеть INTERNET, обеспечит использование современных телекоммуникационных средств передачи информации, соответствующий уровень надежности работы информационных систем и необходимую защиту информации от несанкционированного доступа на каждом уровне информационных потоков. Поэтому данная разработка преследует цель показать возможности комплексного внедрения компьютерных технологий и интеграции информационных ресурсов, что, хотя и потребует единовременных определенных материальных затрат, но в дальнейшем будет положительно сказываться на процессе управления всего района в целом, а следовательно, на качестве жизни его населения. Практика показывает, что основной принцип реализации наиболее эффективно действующих информационных систем - это информатизация "снизу - вверх", который заключается в поэтапной автоматизации отдельных функций или участков работ с последующей интеграцией их в единую взаимоувязанную систему. Такой принцип проектирования муниципальных информационных систем - от потребностей конечного пользователя - и положен в основу данного проекта. Устойчивое и надежное функционирование муниципальных информационных систем базируется на следующих основных принципах: 1) Организационно - правового характера: - создание информационной системы должно выполняться на основе общепринятых нормативных актов, определяющих процессы информатизации; 2) Организационно - технического характера: - доступности информации в равной степени органам управления, организациям и населению, приоритетности работ по формированию муниципальных информационных ресурсов органов местного самоуправления; - реализации архитектурных решений информационно - коммуникационной среды района. Такой подход должен на каждом этапе обеспечивать все составляющие процесса информатизации. Это позволит уделить должное внимание разработке протоколов согласования технических и программных средств в области передачи, обработки, организации данных, начиная с самого низшего звена управленческой иерархии (сельских, сомонных администраций). 3. Текущее состояние информатизации в районах Республики Бурятия Как показывают материалы обследования, в некоторых структурах (в основном, федерального подчинения), расположенных на территории районов республики, в настоящее время созданы и функционируют информационные ресурсы в виде локальных баз данных, актуализация которых выполняется в службах, занятых сбором и обработкой информации. Но эти подразделения, действуя либо в инициативном порядке, либо в рамках федеральных программ ведомственного характера, формируют необходимые информационные ресурсы независимо друг от друга. Так, отделы народного образования, районные финансовые отделы, БТИ, отделы районной государственной статистики, комитеты по земельным ресурсам и другие подразделения ведут собственные базы данных, информационное наполнение которых, безусловно, может представлять интерес для специалистов районной администрации, отслеживающих соответствующие направления работы. Но преобладание ведомственного функционально - ориентированного подхода к построению этих локальных баз данных затрудняет возможность их использования руководством района для выполнения конкретных практических задач. Кроме того, необходимость сбора и обработки информации различными структурами по одному и тому же объекту учета (например, земля, недвижимость, население и др.) приводит не только к дублированию работ, дополнительным финансовым затратам, но и не позволяет оптимально и разумно использовать уже имеющиеся в наличии информационные ресурсы. Это порождает определенные проблемы, связанные с недостатком информации в нужный момент в процессе подготовки и принятия конкретных решений. Например, очень важным стратегическим информационным ресурсом является информационная база данных "Население". По материалам обследования, в отделах ЗАГС пяти районов Республики Бурятия (Кабанском, Северобайкальском, Заиграевском, Тарбагатайском, Мухоршибирском) установлены персональные компьютеры с прикладным программным обеспечением, позволяющим вести эту базу данных в части регистрации родившихся и умерших граждан. В ряде районов также формируются картотеки зарегистрированного населения паспортно - визовых служб районных УВД. Но различие структур этих баз, отсутствие согласованных форматов описания данных и единых информационно - лингвистических средств ведет к несовместимости этих информационных ресурсов, а следовательно невозможности создания интегрированной базы данных "Население района", и как результат, отсутствие в большинстве районных администраций полной и достоверной информации в виде баз данных о жителях района. Внедрение информационно - телекоммуникационной системы района позволит обеспечить с помощью средств современных информационных технологий возможность доступа специалистов и руководства районной администрации к уже функционирующим и вновь создаваемым информационным ресурсам в виде баз данных различного тематического содержания, что позволит ликвидировать ведомственную разобщенность и технологическую несогласованность при получении и использовании необходимой информации. Слабая оснащенность районных администраций Республики Бурятия современной компьютерной техникой в настоящее время также отрицательно сказывается на процессах информатизации и информационного обеспечения. Анализ показывает, что непосредственно в аппарате районных администраций республики в настоящее время находятся в эксплуатации 121 персональный компьютер, в число которых включены 42 персональных компьютера, установленные для эксплуатации системы "ГАС - Выборы", и используемые, в основном, по своему прямому назначению. Распределение компьютерной техники по районам неравнозначно, что зависит не только от финансовых возможностей района, но и от личной инициативы отдельных руководителей администраций, которые правильно понимают существенную роль информационного обеспечения в вопросах управления и социально - экономического развития района. Наличие компьютерной техники в аппарате районных администраций Республики Бурятия (по состоянию на 1 марта 2000 года) +----------------------------------------------------------------+ ¦ N ¦ Район ¦Коли ¦Численность¦Процент ¦ Примечание ¦ ¦п/п¦ ¦чество ¦специалис- ¦оснащен ¦ ¦ ¦ ¦ ¦компью ¦тов ¦ности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦теров ¦аппарата ¦(%) ¦ ¦ +---+------------------+-------+-----------+--------+------------¦ ¦1. ¦Баргуэинский ¦ 4 ¦ 20 ¦ 20 ¦ ¦ +---+------------------+-------+-----------+--------+------------¦ ¦2. ¦Бичурский ¦ 3 ¦ 22 ¦ 13 ¦ ¦ +---+------------------+-------+-----------+--------+------------¦ ¦3. ¦Джидинский ¦ 4 ¦ 20 ¦ 20 ¦ ¦ +---+------------------+-------+-----------+--------+------------¦ ¦4. ¦Еравнинский ¦ 3 ¦ 24 ¦ 12,5 ¦Установлена ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦правовая ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦база ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦"Консультант¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Плюс" ¦ +---+------------------+-------+-----------+--------+------------¦ ¦5. ¦Заиграевский ¦ 4 ¦ 30 ¦ 13 ¦ ¦ +---+------------------+-------+-----------+--------+------------¦ ¦6. ¦Закаменский ¦ 3 ¦ 28 ¦ 10 ¦ ¦ +---+------------------+-------+-----------+--------+------------¦ ¦7. ¦Иволгинский ¦ 6 ¦ 25 ¦ 24 ¦ ¦ +---+------------------+-------+-----------+--------+------------¦ ¦8. ¦Кабанский ¦ 11 ¦ 25 ¦ 24 ¦Есть ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦подключение ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦к Интернет, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦имеется ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦информацион ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ная сеть, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦установлена ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦правовая ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦база ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦"Консультант¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Плюс" ¦ +---+------------------+-------+-----------+--------+------------¦ ¦9. ¦Кижингинский ¦ 3 ¦ 25 ¦ 12 ¦ ¦ +---+------------------+-------+-----------+--------+------------¦ ¦10.¦Курумканский ¦ 4 ¦ 20 ¦ 20 ¦ ¦ +---+------------------+-------+-----------+--------+------------¦ ¦11.¦Кяхтинский ¦ 3 ¦ 30 ¦ 10 ¦ ¦ +---+------------------+-------+-----------+--------+------------¦ ¦12.¦Окинский ¦ 8 ¦ 13 ¦ 61 ¦Есть ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦подключение ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦к Интернет ¦ +---+------------------+-------+-----------+--------+------------¦ ¦13.¦Муйский ¦ 5 ¦ 23 ¦ 21 ¦Есть ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦подключение ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦к Интернет, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦имеется ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦информацион ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ная сеть ¦ +---+------------------+-------+-----------+--------+------------¦ ¦14.¦Баунтовский ¦ 3 ¦ 23 ¦ 13 ¦ ¦ +---+------------------+-------+-----------+--------+------------¦ ¦15.¦Мухоршибирский ¦ 6 ¦ 22 ¦ 27 ¦Установлена ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦правовая ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦база данных ¦ +---+------------------+-------+-----------+--------+------------¦ ¦16.¦Прибайкальский ¦ 7 ¦ 19 ¦ 36 ¦Установлена ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦правовая ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦база данных ¦ +---+------------------+-------+-----------+--------+------------¦ ¦17.¦Северобайкальский ¦ 10 ¦ 15 ¦ 60 ¦Есть ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦подключение ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦к Интернет ¦ +---+------------------+-------+-----------+--------+------------¦ ¦18.¦Селенгинский ¦ 8 ¦ 32 ¦ 40 ¦было ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦подключение ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦к Интернет, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦но из-за ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦неоплаты ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦канал ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦выключен, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦есть ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦информацион ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ная сеть, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦установлена ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦правовая ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦база данных ¦ +---+------------------+-------+-----------+--------+------------¦ ¦19.¦Тарбагатайский ¦ 9 ¦ 24 ¦ 37 ¦Имеется ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦информацион ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ная сеть, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦установлена ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦правовая ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦база данных ¦ +---+------------------+-------+-----------+--------+------------¦ ¦20.¦Тункинский ¦ 4 ¦ 25 ¦ 16 ¦пробовали ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦подключиться¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦к интернет, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦но ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦показалось ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦дорого ¦ +---+------------------+-------+-----------+--------+------------¦ ¦21.¦Хоринский ¦ 7 ¦ 19 ¦ 36 ¦имеется ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦информацион ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ная ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦сеть, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦установлена ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦правовая ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦база данных ¦ +---+------------------+-------+-----------+--------+------------¦ ¦22.¦г. Северобайкальск¦ 10 ¦ 31 ¦ 32 ¦ ¦ +---+------------------+-------+-----------+--------+------------¦ ¦ ¦Всего ¦131 ¦ 515 ¦ 25 ¦ ¦ +----------------------------------------------------------------+ В настоящее время в администрациях четырех районов республики внедрена сетевая технология информационного обеспечения работы всех структурных подразделений администрации. Это - Хоринский, Кабанский, Тарбагатайский и Селенгинский районы. В первых трех районах созданные информационные сети работают хорошо, постоянно пополняются и обновляются оперативной, нормативно - правовой, аналитической информацией, в практику работы внедряется прикладное программное обеспечение, позволяющее автоматизировать рабочие места специалистов администрации. В Селенгинском районе эта работа постепенно сокращается, так как, очевидно, не находит должной поддержки у руководства района. Анализируя текущее состояние внедрения информатизации в органы местного самоуправления муниципальных образований Бурятии, следует отметить, что, хотя и медленно, но появляется осознание необходимости такого внедрения со стороны руководства районов. Также активно работают в направлении совершенствования информационного обеспечения управленческого процесса районные администрации Тарбагатайского, Северобайкальского, Окинского, Прибайкальского, Иволгинского и других районов республики. Несмотря на имеющийся положительный опыт использования сетевых компьютерных технологий в вопросах информационного обеспечения районного уровня, к сожалению, этого недостаточно, чтобы говорить о комплексном применении современной компьютерной техники, что позволило бы создать информационно - телекоммуникационную систему района. 4. Структура информационных потоков органов местного самоуправления Информационные потоки, возникающие в результате функциональной деятельности различных структурных подразделений органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Бурятия, формируются по трем основным направлениям: - субъекты управления; - объекты управления; - социально - экономические и финансовые показатели района и хозяйствующих субъектов. Основными субъектами управления районных органов власти являются физические лица (население) и юридические лица (субъекты предпринимательской деятельности). Объектами управления администрации района является движимое и недвижимое имущество и, условно говоря, "земля" - ее площадь, границы и владельцы, а также элементы районной инфраструктуры, поэтому результатами принятых решений должны быть определения: что, когда, за счет каких ресурсов и кем должно быть выполнено. Информация о субъектах и объектах управления, а также перечень показателей, характеризующих процессы социально - экономического развития района, должны быть сформированы в виде баз данных соответствующего тематического содержания (схема 1). Схема 1 Этапы обработки информации Потенциальная Сбор Решение Решение информация Ввод-хранение функциональных комплексных задач задач +-------------------+ +--------------------++-----------------------+ +-------¦ Сельские +--¦ БД о земле +¦ Учет земельных ¦ +---------------------+¦ администрации ¦¦+---------------------+¦ участков ++ ¦ Земля +----+¦+-------------------+¦¦ +-----------------------+¦ +-------------+ +---------------++¦ ¦¦+-------------------+¦¦+--------------------++-----------------------+¦ ¦ Комплекс ¦ ¦ ¦¦¦ ¦+¦ Комитет по +¦+¦Строительный кадастр+¦ Планирование ++--¦ управления ++ ¦ Объекты ¦¦¦ ¦ ¦земельным ресурсам ¦¦ +--------------------+¦ застройки ¦¦ ¦недвижимостью¦¦ ¦ ¦¦¦ ¦ +-------------------+¦ ¦ +-----------------------+¦ +-------------+¦ +---------------¦¦¦ ¦ +-------------------+¦ ¦ +-----------------------+¦ ¦ ¦ +¦¦ +-¦Отдел архитектуры и+¦--+ ¦ Техническая +¦ ¦ ¦ Недвижимость +¦---+ ¦ строительства ¦¦ +--------------------+¦ инвентаризация ¦¦ ¦ ¦ +¦¦ +-------------------++-¦ БД о недвижимости +¦(стоимостная оценка) ¦¦ ¦ +---------------+¦¦ +-------------------+¦ +--------------------++-----------------------+¦ ¦ ¦+-¦¦----¦ БТИ +¦--+ +-----------------------+¦ ¦ +--¦¦+ +-------------------+¦ +--------------------+¦ Расчет ¦¦ +-------------+¦ ¦¦¦ +-------------------+¦ ¦ БД о налогах +¦ налогооблагаемой базы +¦--¦Экономический+¦ +-+-----¦Налоговая инспекция+¦----------------------++-----------------------+¦¦ ¦ комплекс ¦¦ +---------------+¦¦¦ +-------------------+¦ +--------------------++-----------------------+¦¦ +-------------+¦+--------------+ ¦ Юридические ¦¦¦¦ +-------------------+¦ ¦ БД о юридических +¦ Регистрация ++¦ ¦¦Администрация ¦ ¦ лица +¦¦+---¦ Регистрационная +¦-¦ лицах ¦¦ юридических лиц ++¦ +¦местного ¦ ¦ +¦¦¦--+¦ палата ¦¦ +--------------------++-----------------------+¦¦ ¦¦самоуправления¦ +---------------¦¦¦¦ ¦+-------------------+¦ +--------------------++-----------------------+¦¦ ¦+--------------+ ¦ ¦¦¦¦ ¦+-------------------++-¦ БД о физических +¦Сведения о населении, в+¦¦++-------------+¦ ¦ Субъекты ¦¦¦¦+--¦ РУВД +--¦ лицах ¦¦ том числе - раскрытие ¦¦¦¦¦ Бюджетно - ¦¦ ¦ ¦¦¦¦¦ ¦+-------------------+ +--------------------+¦ преступлений ¦+¦-¦ финансовый +¦ +---------------+-+¦¦ ¦+-------------------+ +--------------------++-----------------------+¦¦¦¦ комплекс ¦¦ ¦ Физические ++ ¦¦ ¦¦ Районный отдел +--¦ БД статистических ¦+-----------------------+¦¦¦+-------------+¦ ¦ лица +--+¦+-¦ статистики ¦ ¦ показателей +¦ Первичный учет +-¦¦ ¦ ¦ +---+¦¦+-------------------+ +--------------------+¦ хозяйств. субъектов ¦¦¦¦ ¦ +-----------------+ ¦¦ +--------------------++-----------------------+¦¦¦ ¦ +-----+¦+-------------------+ ¦ БД бюджетно - ¦+-----------------------+¦¦¦ ¦ +---------------+ ¦ ¦¦ Районный +--¦ финансовых +¦ Формирование ++¦¦ ¦ ¦ Социально - +------¦ финансовый отдел ¦ ¦ показателей ¦¦муниципального бюджета ¦ ¦¦ ¦ ¦экономические ¦ ¦ +-------------------+ +--------------------++-----------------------+ ¦¦ ¦ ¦ показатели ¦ ¦ +-------------------+ +--------------------++-----------------------+ ¦¦ ¦ ¦развития района¦ +----¦ Районный отдел +--¦ БД о пенсионерах, +¦ Начисление социальных +-¦¦+-------------+¦ ¦и хозяйствующих+-+ ¦ соц. защиты ¦ ¦ инвалидах и т.п. ¦¦ выплат ¦ ¦+¦Социальный ++ ¦ субъектов ¦ ¦ +-------------------+ +--------------------++-----------------------+ ¦¦¦ комплекс ¦ +---------------+ ¦ +-------------------+ +--------------------++-----------------------+ ¦¦+-------------+ +----¦ Районный отдел +--¦ БД экономических +¦Анализ экономического +-+¦ ¦ экономики ¦ ¦ показателей ¦¦ положения +--+ +-------------------+ +--------------------++-----------------------+ Следовательно, базы данных по населению района, по субъектам предпринимательской деятельности, по недвижимости, земельный кадастр (границы участков и владельцы), по налогоплательщикам и др. должны стать основными системообразующими базами данных районной информационной системы. Как показано на схеме, сбор информации, создание и ведение баз данных соответствующего направления и тематического содержания осуществляется в структурных подразделениях органов местного самоуправления в соответствии с их функциональным назначением. Поэтому создание информационной системы органов местного самоуправления должно ликвидировать возможное дублирование при сборе информации, в то же время, предусмотреть достаточную полноту и достоверность собираемой информации, которая будет необходима различным структурам по их ведомственной принадлежности для осуществления своей функциональной деятельности. Например, как видно из схемы распределения информационных потоков, информация по земельным ресурсам используется и учитывается в сельской администрации, комитете по земельным ресурсам, отделе архитектуры и строительства, в налоговой инспекции и др. Хотя в каждой из этих структур учет земельных участков будет различным, это не исключает возможного дублирования информации, если не предусмотреть единых подходов к разработке структур баз данных и использованию совместимых программно - технологических решений. Оптимальная организация информационных потоков позволит избежать негативных последствий, которые в конечном итоге снижают эффективность использования компьютерной техники. В частности, потребуется оптимизировать и упорядочить движение информации с той целью, чтобы создание баз данных первичной информации различного тематического направления, выполнялось строго в тех структурных подразделениях, где эта информация возникает, для других же подразделений должен быть предусмотрен соответствующий доступ к этим базам данных. Необходимость коллективного доступа к функциональным базам данных возникает у специалистов районной администрации для оперативного управления различными комплексами: недвижимостью, экономическим, бюджетно - финансовым, социальным комплексом, а это становится возможным только при наличии информационной системы района, где будет предусмотрена возможность коллективного использования информационных ресурсов различного тематического направления для решения комплексных задач. 5. Система программных мероприятий 5.1. Компьютеризация сельских (сомонных) администраций Сельские администрации - важное составляющее звено управленческой иерархии органов местного самоуправления муниципальных образований, что следует обязательно учитывать при разработке информационных ресурсов района. Целью обследования функциональной деятельности сельских (сомонных) администраций является разработка технологического процесса автоматизированного сбора, обработки, накопления и передачи информации. При этом требуется обеспечить полноту, достоверность и оперативность доступа к накопленным информационным ресурсам, а также возможность информационного обмена между отдельными структурами данного уровня. Следует иметь ввиду, что сельские администрации заняты сбором и обработкой информации, касающейся жизнедеятельности населения села (сомона), для чего ведут сплошной ежегодный подворовый учет. Эти сведения заносятся в книгу похозяйственного учета, которая будет являться первичным документом для создания и ведения компьютерной базы данных. Движение информационных потоков на местах должно отслеживаться специалистами сельской администрации, выполняющими функции оперативного сбора информации по различным направлениям подворового учета: населения, скота и птицы, частного жилья, земли в пользовании населения, транспорта, сельскохозяйственной техники и т.д. Анализ материалов обследования показывает, что наиболее целесообразным и необходимым решением вопроса по компьютеризации сельских администраций будет разработка и сопровождение базы данных, отражающей состав населения местного территориального образования, и собственность, находящуюся в пользовании граждан. Структура базы данных может быть представлена в виде нескольких разделов в соответствии с ее информационным содержанием: База данных "Похозяйственный учет в сельской администрации": 1. "Лицевые счета населения" содержит информацию первой части похозяйственней книги для каждого члена хозяйства: анкетные данные (фамилия, имя, отчество, пол, национальность, дата и место рождения), место работы (выполняемая работа), должность, тип учебного заведения, диплом (аттестат), прибыл (откуда), убыл (куда), социальное положение (пенсионер, инвалид), вид пенсии и другие сведения. 2. "Скот, являющийся собственностью хозяйства" содержит показатели о поголовье скота и птицы по видам, сведения о других животных, находящихся в собственности хозяйства, включая пушных зверей, а также пчелосемьи. 3. "Частное жилье" - с полной его характеристикой (вид жилья, общая и жилая площадь, наличие коммунальных услуг, число комнат, стоимость домовладения). 4. "Земля, находящаяся в пользовании граждан". Здесь регистрируются сведения о количестве земли, находящейся в собственности, в аренде, в пользовании (владении) по ее видам (пашня, многолетние насаждения, земля под постройками, посевная площадь под различными культурами, включая кормовые). 5. "Технические средства, являющиеся собственностью хозяйства" - раздел содержит сведения о наличии тракторов в хозяйстве, грузовых и легковых автомобилей по маркам. В качестве первичной информации для наполнения этих разделов базы данных используются соответствующие показатели, занесенные в книгу похозяйственного учета. Наличие в сельской администрации постоянно актуализируемой базы данных, содержащей полную информацию подворового учета населения, будет способствовать получению достоверных сведений о численности населения в целом по району в различных возрастных категориях. Это позволит выполнять необходимые расчеты по развитию демографических процессов, уровню занятости населения, трудовым ресурсам, прогнозированию кадровой политики в районе и т.д. Имея ряд данных по количеству голов скота в собственности у населения по годам, можно проследить тенденции роста численности сельскохозяйственных животных, выполнить анализ по производству сельскохозяйственной продукции в домашних хозяйствах района, наметить возможные направления по развитию в районе перерабатывающих производств, также предусмотреть другие возможные пути улучшения жизни населения территориального образования. Следует также иметь ввиду, что наличие компьютерной базы данных в сельских администрациях района будет способствовать систематизации, оперативному и точному учету собранных сельской администрацией налогов на имущество граждан и землю, что является основой формирования налогооблагаемой базы. Как показывают материалы обследования, в настоящее время налогооблагаемая база сельской администрации используется, примерно, на 60%. 5.2. Внедрение сетевых технологий в районных администрациях Республики Бурятия В настоящее время сфера применения компьютерной техники в районных администрациях ограничивается, в основном, работой с текстовыми документами и таблицами на отдельных персональных компьютерах. Технические и программные средства используются локально, районные администрации лишены возможности применения современных информационных технологий, позволяющих работать с сетевыми информационно - поисковыми системами и базами данных нормативно - распорядительной, статистической, оперативной информации, что частично объясняется недостаточными финансовыми возможностями районов. Поэтому основным направлением компьютеризации районной администрации является создание информационной сети, которая позволяет решить ряд организационно - технологических задач, связанных с автоматизацией рабочих мест специалистов функциональных отделов районной администрации. Информационная сеть - это развивающаяся информационная система, предназначенная для оперативного обеспечения социально - экономической, статистической, финансовой, общественно - политической и другой информацией специалистов администрации в качестве информационной поддержки процессов принятия управленческих решений. Применение современных компьютерных сетевых технологий в органах местного самоуправления позволяет обеспечить: - систематизацию и оптимизацию потоков управленческой информации в администрации; - организацию совместного доступа к базам данных различного тематического содержания; - ведение баз данных нормативно - правовых актов органов местного самоуправления; - связь между подразделениями администрации для коллективной работы с документами посредством использования внутренней электронной почты, что позволит значительно снизить количество размножаемых и перемещаемых бумажных документов; - совместное использование дорогостоящих периферийных устройств (лазерных принтеров, сканеров, модемов) сотрудниками администрации; - оптимизацию проектов управленческих решений по направлениям деятельности органов местного самоуправления с помощью прикладных аналитических систем; - предоставление информационных ресурсов функциональным структурам, расположенным вне здания районной администрации, в режиме "Удаленный доступ"; - информационное обеспечение населения и субъектов хозяйственной деятельности района. 5.2.1. Ведение и использование нормативно - правовых баз данных Важным направлением использования информационно - коммуникационной среды органов местного самоуправления муниципальных образований республики является качественное и своевременное обеспечение рабочих мест специалистов администрации базами данных нормативно - правовой информации. Как показывает опыт, наиболее удобными в эксплуатации для широкого пользователя являются полнотекстовые правовые базы данных "КонсультантПлюс" - Законодательство России, регионов РФ и Бурятии; "Эталон" - Законодательство России и Бурятии; "Гарант" - Законодательство России и другие базы данных, которые постоянно обновляются, актуализируются и содержат достоверную и полную нормативно - правовую информацию. Их использование в сетевом режиме позволяет значительно снизить материальные затраты и, в то же время, предоставить одновременный доступ пользователям к базе данных со всех рабочих мест, оснащенных персональными компьютерами. Использование информационной сети позволяет также предоставить правовые информационные услуги структурным подразделениям, расположенным вне здания администрации, в режиме удаленного доступа через модемную связь. Наличие на рабочем месте специалиста или руководителя в любой момент необходимой правовой информации позволяет лучше добиваться научной организации управленческого труда, повышает его качество и эффективность. Должное внимание при этом необходимо уделить учету выпуска и систематизации собственных нормативно - распорядительных документов. Наличие информационной сети позволит внедрить и эффективно использовать программное обеспечение в протокольном секторе Управления делами администрации района, которое дает возможность создать базу данных выпускаемых и готовящихся к выпуску документов, с указанием всех согласований, замечаний, реквизитов документа и другой необходимой информации. Результатом внедрения этого программного обеспечения является создание муниципальной базы данных действующих нормативно - распорядительных документов. Данная система позволяет организовать коллективную работу специалистов администрации с нормативно - распорядительными документами в свободном режиме, с организацией необходимого поиска документов по различным параметрам (видам, номеру и дате принятия документа, его тематике, контексту заголовка и содержания). Система предоставляет также возможность распечатки фрагмента или полного текста документа, действующего на территории органа местного самоуправления. При этом, кроме удобной, надежной, эффективной работы руководства и специалистов администрации, создаются необходимые предпосылки для организации доступа к правовым базам данных жителей района, что в целом способствует внедрению демократических принципов управления, созданию необходимого взаимопонимания между местной властью и населением района. 5.2.2. Система автоматизации делопроизводства и документооборота Управленческая деятельность органов местного самоуправления, как и любой другой государственной структуры, реализуется посредством документов. С документами, независимо от их вида, необходимо выполнять некоторые общие операции: принимать и передавать, регистрировать и контролировать ход их выполнения, давать справки по документам и т.д. Наличие информационной сети в администрации района дает возможность централизованно контролировать выполнение делопроизводственных операций на рабочих местах, а также использовать сеть для пересылки документов и резолюций при коллективной работе с документами, включая удаленных пользователей сети. Внедрение системы автоматизированного документооборота позволит: - получить экономию организационно - технических затрат, связанных с перемещением документов и регистрационной работой с ними; - упорядочить технологию работы с документами и перейти на единую строгую систему делопроизводства и документооборота, минимизировать при этом влияние субъективных факторов; - ускорить прохождение документов по рабочим местам исполнителей, благодаря возможности использования электронной системы их рассылки (внутренняя электронная почта); - осуществлять контроль исполнения документов, с учетом установленных сроков и конкретных исполнителей; - оптимизировать работу с обращениями граждан в районную администрацию по различным вопросам; - проводить анализ, позволяющий сделать выводы об исполнительской дисциплине работников администрации и своевременно принять необходимые меры для улучшения коллективной работы. 5.2.3. Ведение и использование экономико - статистических баз данных Органы государственной статистики Республики Бурятия в настоящее время, решая вопросы адаптации статистики к рыночным условиям, предлагают пользователям широкий набор статистических бюллетеней, сборников, аналитических записок, практически, по всем направлениям социально - экономического развития: статистика материального производства, цен, финансов, населения, труда, внешней торговли, включая таможенную, бюджетную, банковскую статистику, в рамках Федеральной программы статистических работ. Такая информация, крайне, необходима для органов государственного управления в процессе подготовки и принятия управленческих решений. Но статистическая информация, агрегированная на уровне среднерегиональных показателей, мало приспособлена к использованию на муниципальном уровне, так как не дает возможности с достаточной объективностью и в полной мере отразить все аспекты и особенности социально - экономической ситуации в районах республики. Применяемые методы статистического наблюдения (цензовый, выборочный, обследования, опросы) не позволяют получить целый комплекс данных в разрезе районов. Так, развитие малого предпринимательства отслеживается лишь на 20 процентах от числа действующих в республике организаций, объем оборота розничной торговли - охватывает чуть больше 20 процентов хозяйствующих субъектов, бытовых услуг - от 6 до 12 процентов. Такие выборки не являются презентативными для местного уровня. Так как основной функцией органов местного самоуправления является формирование и исполнение бюджета, очень важно иметь всю необходимую информацию о состоянии дел в каждом хозяйствующем субъекте, находящемся на территории района. Для проведения объективных расчетов необходимо расширение круга отчитывающихся субъектов малого бизнеса, занимающихся материальным производством, подрядными работами, торговлей и т.д. Но представляемая сегодня сводная статистическая информация не позволяет оценить реальное экономическое и финансовое состояние предприятий, спрогнозировать их деятельность на ближайшую перспективу и принимать решение по каждому конкретному предприятию. Кроме того, в настоящее время все больше возникает необходимость в интегрированной информации, объединяющей экономико - статистические показатели, информацию налоговых, финансовых и других служб, для формирования целостной системы информационных ресурсов района, что создаст мощную информационную поддержку руководству района для принятия управленческих решений. Все эти вопросы должна решить муниципальная статистика, создание которой в районе невозможно без внедрения компьютерных технологий. Основными задачами муниципальной статистики являются: - обеспечение потребностей органов местного самоуправления объективной, полной информацией, включая подготовку комплексных аналитических материалов; - исследование происходящих на муниципальной территории экономических, социальных, духовных, экологических явлений и их взаимосвязи, обобщение и прогнозирование тенденций их развития; - разработка системы показателей и индикаторов, характеризующих экономическое положение, их развитие с точки зрения проводимых социально - экономических реформ; - обеспечение полноты и достоверности учета деятельности хозяйствующих субъектов государственного и негосударственного сектора экономики на территории района; - создание информационной базы, комплексно характеризующей социально - экономическое развитие района, сел, поселков; - разработка программно - технологических средств, позволяющих осуществлять различные расчеты, подведение итогов и т.д. Наличие компьютерной базы данных статистических показателей на рабочих местах специалистов районной администрации позволит производить необходимую выборку в нужных разрезах, объединять эти показатели в одной электронной таблице, выполнять требуемые расчеты. При этом появляется возможность ведения собственных (производных) баз данных на конкретном рабочем месте различных служб администрации, что создает предпосылки для проведения мониторинга по различным направлениям статистических наблюдений, а впоследствии прогнозировать развитие социально - экономической ситуации в районе. 5.2.4. Создание компьютерных баз данных в отделах ЗАГС органов местного самоуправления На территории органов местного самоуправления Республики Бурятия государственную регистрацию актов гражданского состояния: рождения, заключения и расторжения брака, усыновления, установления отцовства, перемены фамилии и т.д., с выдачей соответствующих документов, производят 23 отдела ЗАГС районных администраций и 252 - сельских, сомонных и поселковых администраций. В последние годы на органы ЗАГСа возлагаются все новые дополнительные функции, связанные с ведением статистической отчетности, функциональному взаимодействию с налоговыми, паспортно - визовыми службами, военными комиссариатами. Но в настоящее время только в четырех районах республики для автоматизации работ, связанных с записями актов гражданского состояния, установлено и используется соответствующее программно - техническое обеспечение в отделах ЗАГС. Как показывает обследование, автоматизация отделов ЗАГС в районных администрациях создаст предпосылки ведения очень важной базы данных - "Население". В ней содержатся основные данные о жителях муниципального образования (дата рождения, пол, адрес, семейные отношения и т.д.). База данных "Население" будет использована в качестве основы для создания других баз данных - например, таких, как база занятости, база профессионального состава, база плотности населения, база избирателей и т.д. Основными источниками для ведения базы данных "Население" является информация сельских администраций, паспортных столов и органов ЗАГС района. Процесс регистрации жителей включает в себя: - создание новой записи; - изменение существующей записи. При создании новой записи в карточку жителя заносятся: - ФИО - Пол (муж., жен.) - Образование - Национальность - Дата рождения - Вид документа, удостоверяющего личность - Данные документа (серия, номер, кем выдан, дата выдачи) - Адрес места жительства (улица, номер дома, квартира) - Вид прописки - Данные о родителях (для несовершеннолетних детей) - Особые отметки - Телефон После сохранения новой записи жителю автоматически присваивается идентификационный номер, который может быть впоследствии использован для установления глобальных связок с другими информационными системами: инспекциями налоговой службы, органами социального обеспечения, УВД, ГИБДД и других. 5.2.5. Учет и регистрация хозяйствующих субъектов (физические и юридические лица) и объектов (земля, недвижимость) Одним из направлений пополнения доходной части бюджета органов местного самоуправления является своевременный и правильный учет предприятий малого и среднего бизнеса, физических лиц (предпринимателей), которые осуществляют свою деятельность на территории района. Внедрение компьютерных технологий позволяет создавать базы данных юридических и физических лиц непосредственно в процессе их регистрации, где каждому хозяйствующему субъекту присваивается индивидуальный регистрационный номер. Ведение баз данных юридических и физических лиц, зарегистрированных в качестве предпринимателей, позволяет своевременно получить необходимые сведения об их количестве, видах деятельности, учредителях, уплате государственных пошлин, получить необходимые сводные данные о регистрации хозяйствующих субъектов. Автоматизация работ по выдаче лицензионного свидетельства на определенный вид деятельности позволит иметь сведения о сроках действия лицензии, получать данные о лицензировании видов деятельности в различных разрезах: по отраслям, формам собственности, срокам действия лицензии и т.д. В целом эта информация позволит экономическим и финансовым структурам районной администрации иметь материал для анализа развития малого и среднего бизнеса в районе, что является важным направлением определения возможных точек экономического роста территории, прогнозирования занятости населения, решения других социальных вопросов. Так как важным направлением увеличения налоговых поступлений в бюджеты всех уровней является уточнение налогооблагаемой базы на территории муниципального образования, то необходим строгий не только реестровый учет хозяйствующих субъектов, но и кадастровый учет объектов собственности. Прежде всего, это - кадастровый учет нежилого фонда (здания, сооружения) - формирование базы данных которого и ее актуализация должны осуществляться БТИ местного самоуправления. Не менее важным является разработка кадастра земельного фонда и природных ресурсов. Ведение этих баз данных должно осуществляться соответствующими представительствами федеральных структур на территории органов местного самоуправления - комитетами по земельным ресурсам и землепользованию, по экологии и рациональному природопользованию, с применением современных средств представления картографической информации, включая ГИС - технологии. 5.2.6. Организация работы на отдельных этапах информатизации района В условиях применения сетевых компьютерных технологических решений информация из первоисточников должна быть без искажений сохранена в районной информационной системе, выбрана по запросу или регламенту, обработана и подготовлена для выдачи пользователю в удобной форме, и также передана на более высокий уровень. С этой целью в районной администрации должен быть создан отдел, численностью 2 - 3 человека, которые будут сопровождать всю инфраструктуру информационной системы района. Такая инфраструктура включает в себя следующие основные составляющие: - исходную первичную информацию, - коммуникационную среду - компьютерную сеть, - систему баз данных. Исходная первичная информация формируется в структурных подразделениях аппарата администрации в соответствии с их функциональным назначением (Управление делами, протокольная часть, отраслевые отделы администрации, бухгалтерия, отдел кадров и т.д.). Эта информация представляет собой входящие и исходящие документы, нормативно - правовые акты местного самоуправления, оперативные и статистические данные показателей социально - экономического развития района, данные материально - хозяйственного учета, сведения о работниках администрации и т.д. Компьютерная сеть включает программно - аппаратные средства, позволяющие выполнить объединение персональных компьютеров, находящихся на рабочих местах специалистов, в единую физическую среду. Сопровождение и обслуживание сети должно выполняться специалистом отдела информатизации. Сетевое программно - техническое сопровождение заключается в постоянном контроле за корректностью работы информационной сети, которое предполагает: - организацию к ее ресурсам коллективного доступа пользователей, включая территориально удаленных пользователей через модемную связь; - обновление и установку новых баз данных для их коллективного сетевого использования; - выполнение необходимых работ, связанных с защитой информации от вирусов и несанкционированного доступа; - организацию передачи информации на более высокий уровень (обслуживание системы телекоммуникаций). Особое внимание здесь должно уделяться режиму "Электронная почта", предназначенного для организации обмена информацией различного содержания (письма, нормативные документы, аналитические записки и т.д.) между районными администрациями и правительственными структурами через Информационный центр Правительства Республики Бурятия. Организационные работы по реализации этого направления программы в настоящее время частично уже начаты. Проект "Электронная почта" находит поддержку у руководства государственной власти республики и в ряде местных администраций. Реализация пилотного проекта начата в пяти районах республики с помощью информационной системы связи РОСНЕТ с использованием протокола связи RЕХ-400. Система баз данных - объединяет информационные ресурсы, которые представляют собой отдельные документы или массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах и т.д.). Базы данных содержат нормативную, распорядительную, фактографическую, справочную, аналитическую и другую информацию по различным направлениям управленческой и хозяйственной деятельности органов местного самоуправления. Создание и ведение этих баз данных осуществляется в тех структурных подразделениях, куда стекается первичная информация по различным направлениям их функциональной деятельности. Вся необходимая организационно - технологическая работа по получению и установке этой информации в информационную сеть администрации района должна выполняться специалистами отдела информатизации. Кроме того, программа информатизации на более поздних этапах предполагает ведение информационной системы "Районы Бурятии" непосредственно в администрации района, что также должно стать обязанностью специалистов отдела информатизации. В информационной системе "Районы Бурятии" предполагается накапливать оперативную информацию по результатам административно - хозяйственной деятельности района (показатели социально - экономического развития за месяц, квартал, год, аналитические записки, доклады, выступления специалистов и руководителей, материалы совещаний с представителями сельских администраций, предложения по улучшению деятельности хозяйствующих субъектов, прогнозы и перспективы развития территории, материалы СМИ по проблемам развития района и т.д.). Программой предусматривается передача информации, накапливаемой в системе, на республиканский уровень для создания единой информационной базы данных "Районы Бурятии", доступ к которой будет открыт пользователям информационной сети Правительства Республики Бурятия в регламентированном режиме. Дальнейшее развитие информатизации района предполагает создание интегрированной системы муниципальных информационных ресурсов, что может быть реализовано на более поздних этапах, так как потребует значительных материально - технических затрат, соответствующей кадровой подготовки специалистов, использования дорогостоящего программного обеспечения для более удобного представления информации, включая применение Web-технологий и ГИС - технологий. Но именно разработка таких баз данных, позволит специалистам и руководству района всегда иметь в процессе оперативного управления всю необходимую информацию за определенный период времени по каждому субъекту управления. 6. Ресурсное обеспечение программы и механизм ее реализации Выполнение работ по реализации мероприятий программы предполагает решение ряда организационных задач, основными из которых являются: - уровень профессиональной подготовки работников администрации, их готовность к использованию компьютерных технологий в процессе принятия управленческих решений; - финансирование работ по информатизации; - создание структурного подразделения по вопросам внедрения компьютеризации. Практика принимаемых решений по этим вопросам, подтверждает большую субъективность и зависимость их от личного отношения главы и других руководителей районной администрации. Финансовая проблема заключается в изыскании способов и источников финансирования работ по информатизации при дефиците денежных средств. Все работы по реализации мероприятий программы необходимо разбить на несколько отдельных этапов, что будет оправдано не только технологически, но и позволит осуществлять постепенное финансирование работ, как из средств местного бюджета, так и с привлечением средств из других источников. В качестве средств первого этапа информатизации могут использоваться средства местного и республиканского бюджетов, а также гранты, полученные в результате победы проектных решений на конкурсах по совершенствованию деятельности органов местного самоуправления, привлекаемые инвестиции негосударственных предприятий и организаций, трансферты. Одним из обязательных условий успешной реализации программы является наличие подготовленных квалифицированных кадров, которые смогут заниматься вопросами внедрения и сопровождения информационной системы в местных администрациях. Кадровое обеспечение - это один из основных базовых элементов создания инфраструктуры информатизации. С этой целью должна быть разработана и реализована в районе программа подготовки специалистов и повышения компьютерной грамотности населения района. При этом необходимо учесть, что в районе должны быть специалисты по электронике и программированию, а также подготовленные к работе с информацией и владеющие компьютерными технологиями кадры специалистов функциональных структур районной администрации. Стажировка специалистов районной администрации, владеющих навыками работы с общим и прикладным программным обеспечением для реализации первого этапа информатизации района, может быть выполнена на базе Информационного центра Правительства РБ. Для работников функциональных подразделений районной администрации разработана система дифференцированного обучения не только навыкам работы с компьютером, но и подготовлены методические разработки, по основам работы с электронными таблицами, прикладными программными средствами, базами данных различного тематического содержания. В настоящее время для специалистов районных администраций разрабатывается методика дистанционного обучения, что позволит значительно сократить затраты на подготовку специалистов, достаточно хорошо владеющих персональным компьютером и информационными технологиями. Однако, для реализации мероприятий программы на более поздних этапах потребуется дополнительное обучение специалистов отдела информатизации через систему курсовой подготовки для приобретения ими знаний в области Web-технологий и ГИС-технологий, телекоммуникаций и связи, сетевого программирования. Аппаратно - техническое и программное обеспечение проекта по созданию ИС в администрации района +----------------------------------------------------------------+ ¦ N ¦ Наименование оборудования и ¦ Кол-во ¦ Цена ¦Сумма ¦ ¦п\п¦ программного обеспечения ¦ ¦ (руб.) ¦ ¦ +---+--------------------------------+--------+-----------+------¦ ¦1. ¦Файл - сервер Р-III 450/450/128/¦ 1 ¦ 35800 ¦ 35800¦ +---+--------------------------------+--------+-----------+------¦ ¦2. ¦Рабочие станции, типа - ¦ 5 - 7 ¦ 15500 ¦108500¦ ¦ ¦Р-233/32/4,3/ ¦ ¦ ¦ ¦ +---+--------------------------------+--------+-----------+------¦ ¦3. ¦Принтер матричный Ерson 1050+ ¦ 3 ¦ 9000 ¦ 27000¦ +---+--------------------------------+--------+-----------+------¦ ¦4. ¦Принтер лазерный НР Laser Jet ¦ 1 ¦ 14070 ¦ 14070¦ ¦ ¦ 1100 ¦ ¦ ¦ ¦ +---+--------------------------------+--------+-----------+------¦ ¦5. ¦Модем ZyXEL 1496+ ¦ 1 ¦ 6600 ¦ 6600¦ +---+--------------------------------+--------+-----------+------¦ ¦6. ¦Блок бесперебойного питания ¦ 1 ¦ 9000 ¦ 9000¦ ¦ ¦UPS-900 ¦ ¦ ¦ ¦ +---+--------------------------------+--------+-----------+------¦ ¦7. ¦Сетевые карты 16 bit ¦ 5 - 7 ¦ 300 ¦ 2100¦ +---+--------------------------------+--------+-----------+------¦ ¦8. ¦Сетевые карты 32 bit ¦ 1 ¦ 1100 ¦ 1100¦ +---+--------------------------------+--------+-----------+------¦ ¦9. ¦HUВ (8, 16-портовый) ¦ ¦1170 - 2100¦ 1170¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 2100¦ +---+--------------------------------+--------+-----------+------¦ ¦10.¦Сетевое программное обеспечение ¦ 1 ¦ 60000 ¦ 60000¦ ¦ ¦NOVELL NETWARE 4.1 (на 20 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦пользователей) ¦ ¦ ¦ ¦ +---+--------------------------------+--------+-----------+------¦ ¦11.¦Программное обеспечение ¦ 1 ¦ 4500 ¦ 4500¦ ¦ ¦удаленного доступа ¦ ¦ ¦ ¦ +---+--------------------------------+--------+-----------+------¦ ¦12.¦Монтажные работы по созданию ИС ¦ ¦ 40000 ¦ 40000¦ ¦ ¦Материалы (кабель, разъемы, ¦ ¦ 15000 ¦ 15000¦ ¦ ¦розетки и др.) ¦ ¦ ¦ ¦ +---+--------------------------------+--------+-----------+------¦ ¦13.¦Настройка сетевого программного ¦ ¦ 4500 ¦ 4500¦ ¦ ¦обеспечения (регистрация, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦подключение рабочих станций ¦ ¦ ¦ ¦ +---+--------------------------------+--------+-----------+------¦ ¦14.¦Персональные компьютеры, типа - ¦ 1 - 2 ¦ 40000 ¦ 80000¦ ¦ ¦Р-233/32/4,3/ для сельских ¦(для ¦ ¦(для ¦ ¦ ¦администраций района ¦каждой ¦ ¦одной ¦ ¦ ¦ ¦сельской¦ ¦сельс ¦ ¦ ¦ ¦админи- ¦ ¦кой ¦ ¦ ¦ ¦страции ¦ ¦адми ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦нис ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦трации¦ +---+--------------------------------+--------+-----------+------¦ ¦ ¦ Итого: ¦ ¦ ¦407070¦ +----------------------------------------------------------------+ Механизм реализации программы Программа информатизации органов местного самоуправления Республики Бурятия может быть реализована поэтапно, что является наиболее приемлемым решением в условиях ограниченного финансирования. I этап. "Создание информационной сети районной администрации", (продолжительность выполнения работ - 6 месяцев) Первый этап программы включает в себя проведение следующих мероприятий: - Выполнение работ по обследованию технологической цепочки деятельности сельской администрации, выявление возможных точек информатизации низшего звена управления районом, разработке программного обеспечения для создания автоматизированных рабочих мест в сельских (сомонных) администрациях района; - Проведение необходимых организационно - технических мероприятий для создания информационной сети в здании районной администрации, приобретение необходимого оборудования, сетевого и прикладного программного обеспечения, выполнение монтажных работ по созданию сети; - Подготовка и принятие необходимых нормативных документов о работе отдела информатизации в районной администрации, в обязанности которого будет входить координация работ по созданию инфраструктуры информационно - коммуникационной системы района; - Установка программного обеспечения по ведению автоматизированного документооборота, учету хозяйствующих субъектов, внедрение автоматизированных рабочих мест в бухгалтерию администрации, в приемную по обращениям граждан, приобретение и установка правовых баз данных; - Внедрение в практику работы администрации режима "Электронная почта" для обмена информацией между органами государственной власти РБ и органами местного самоуправления. Продолжительность первого этапа информатизации района - 6 месяцев. II этап. "Разработка и создание собственных баз данных структурных подразделений органов местного самоуправления" (продолжительность этапа зависит от выполнения мероприятий предыдущего этапа информатизации и ориентировочно составляет 1,5 - 2 года). Второй этап информатизации позволит выйти на более высокий уровень, который предполагает: - Отработку информационно - технологического взаимодействия между районными структурами по получению, представлению информации в сеть и ее возможному использованию для принятия управленческих решений (вопросы взаимодействия с органами статистики, налоговой службы, сельскими администрациями и т.д.); - Решение вопросов по формированию собственных баз данных нормативно - распорядительной информации, муниципальной статистической, экономической, справочной информации; - Сбор и обработка информации в структурных подразделениях администрации, в том числе расположенных вне ее здания, для формирования базы данных по району, с применением Web-технологий, которая будет передаваться в Информационный центр Правительства РБ для ведения общей информационно - поисковой системы "Районы Бурятии"; - Проведение работ по созданию базы данных "Население", выявление необходимой информации для учета и регистрации всех необходимых реквизитов в данной базе, с последующей разработкой других информационных баз: "Социальная защита населения, занятость населения, обучение и подготовка кадрового состава и др." III этап. "Создание интегрированных баз данных" (продолжительность этапа - до 2005 года, при условии реализации намеченных мероприятий) Третий этап информатизации - предполагает разработку и создание интегрированных баз данных каждого информационного слоя (по субъектам и объектам управления), содержащих необходимую и достаточную информацию в целом по району, что станет основой формирования муниципальных информационных ресурсов. Любой район с информационной точки зрения можно представить схематически в виде нескольких информационных слоев. В основе лежит территория (т.е. земля) в границах данной административной структуры, в описаниях и графическом представлении в форме карт, отображающих всю территорию, зоны земель различного назначения и пользования. Над слоем территорий расположен слой строений (здания жилого и нежилого фонда, строения предприятий с инженерными коммуникациями). Следующий информационный слой составляет население, проживающее на территории данного района. За ним - слой всех субъектов хозяйственной, финансовой и общественной деятельности, условно - предприятий (включает предприятия, банки, организации и других юридических лиц, находящихся, а не только зарегистрированных, на территории данного района, и являющихся владельцами или арендаторами зданий и сооружений). Информационный слой отношения собственности связывает между собой слои территория, население, строения, предприятия. Информационный слой - материальные потоки, составляют потоки товарных, финансовых и трудовых ресурсов, необходимые для жизнедеятельности производственных и социальных структур района. Третий этап информатизации района должен обеспечить аппаратно - технологическое, программно - техническое и организационно - правовое взаимодействие между представленными выше информационными слоями. Полученная таким образом интегрированная информация позволит иметь в администрации района геоинформационную систему, основанную на применении и использовании ГИС-технологий, что даст возможность наиболее наглядно и оперативно получать руководству района всю необходимую для управления информацию. Заключение Программа информатизации районов Республики Бурятия уже на первом этапе ее реализации позволит существенно повысить качество, улучшить форму представления информации, обеспечить большую достоверность и оперативность информационного обеспечения органов муниципальной власти. В районных администрациях будут созданы предпосылки для внедрения элементов научной организации труда в управленческий процесс, что, в конечном итоге, повысит его результативность и эффективность в вопросах принятия управленческих решений. Применение компьютерной техники и соответствующего программного обеспечения в сельских администрациях позволит заинтересовать их в необходимости точного похозяйственного учета, что должно положительно сказаться на расширении налогооблагаемой базы местных администраций. Но так как в настоящее время компьютеризация сельских администраций находится на низком уровне, то уже первый этап реализации программы предполагает, кроме создания информационной сети в районной администрации, необходимость обязательного приобретения 1 - 2 персональных компьютеров для каждой сельской администрации района. Что касается последующих этапов информатизации, то определить их оценочную стоимость и продолжительность работ представляется затруднительным, так как стоимость реализации проекта будет зависеть от многих факторов, характеризующих район, включая наличие коммуникаций, компьютерной техники, подготовленных специалистов на местах и т.д. Реализация этих этапов возможна в перспективе при изыскании финансовых возможностей. Но, говоря о дальнейших перспективах развития информатизации в муниципальных образованиях Республики Бурятия, необходимо отметить, что успех, эффективность всех мероприятий зависит не только от того, сколько средств вложено в эти мероприятия, хотя сегодня это немаловажный фактор. В этом вопросе многое зависит от понимания и участия в проводимых мероприятиях руководителей района, в их заинтересованности проблемами информатизации. Реализация программы информатизации районов Республики Бурятия позволит сформировать информационные ресурсы органов местного самоуправления, как интегрированную систему, обеспечивающую эффективную информационную поддержку решения социальных и экономических задач развития каждого района. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|