Расширенный поиск
Постановление Правительства Республики Бурятия от 26.11.2001 № 388ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЕ О Концепции формирования интегрированных производственных структур в Республике Бурятия на 2001 - 2003 годы В целях дальнейшего развития реформ в экономике в направлении корпорирования производственных структур и управления Правительство Республики Бурятия постановляет: 1. Одобрить Концепцию формирования интегрированных производственных структур в Республике Бурятия на 2001 - 2003 годы (приложение 1). 2. Утвердить план формирования первой группы интегрированных производственных структур в Республике Бурятия (приложение 2). 3. Руководителям министерств и ведомств, ответственным за выполнение плана формирования интегрированных структур в Республике Бурятия, обеспечить выполнение мероприятий Плана в установленные сроки. 4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Контрольное управление Президента Республики Бурятия (Белоколодов Н.М.). Президент - Председатель Правительства Республики Бурятия Л.В.ПОТАПОВ "26" ноября 2001 г. N 388 Приложение 1 Одобрена Постановлением Правительства Республики Бурятия от 26.11.2001 N 388 КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ СТРУКТУР В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ НА 2001 - 2003 ГОДЫ Концепция формирования интегрированных производственных структур в Республике Бурятия на 2001 - 2003 годы разработана в соответствии с постановлением Правительства Республики Бурятия от 08.02.2001 г. N 53 "О Плане действий Правительства Республики Бурятия на 2001 год". I. Цели и задачи формирования интегрированных производственных структур в Республике Бурятия Главная цель структурной политики реформирования экономики в настоящее время - преодоление временной разбалансированности экономики. Именно такая опасность сейчас грозит хозяйственному комплексу республики из-за длительного инвестиционного спада, вызвавшего разрушение производственно - технологического потенциала. При сохранении сегодняшнего уровня инвестиций экономика республики окажется перед перспективой массового выбытия производственного потенциала в сельском хозяйстве, пищевой промышленности, машиностроении, энергетике. Задачи Правительства Республики Бурятия в структурной перестройке экономики и экономическом росте взаимосвязаны, при их решении необходимо: во-первых, учитывать существующие возможности выхода на докризисный уровень индикаторов в экономике с обеспечением максимальной занятости населения и загрузки производственных мощностей; во-вторых, создавать устойчивые интегрированные структуры, способные ускоренными темпами обновлять техническую базу и успешно конкурировать на внешних рынках и противодействовать недобросовестной конкуренции, используя потенциал устойчивости и синергического эффекта от интеграции усилий объединенных производств и менеджмента; в-третьих, соблюдать баланс интересов между расходами на поддержание существующих производств и на создание новых; в-четвертых, находить компромиссы между отраслевыми и территориальными приоритетами, позволяющими использовать наилучшим образом конкурентные преимущества территорий и способствующими расширению бизнеса, горизонтальной и вертикальной интеграции. Проведение государственной структурной политики реформирования экономики существенно затрудняется при согласовании с отдельными разрозненными предприятиями. До сих пор все формы государственной поддержки, включая и инвестиционную, Правительство республики проводило с конкретной организацией, учитывая только эффективность самого инвестиционного проекта без увязки с отраслевой и, тем более, межотраслевой и территориальной потенциальной эффективностью. Учитывая тенденции развития мировой экономики в XXI веке в условиях глобализации необходим переход на создание мощных корпоративных структур со своим именем и товарным знаком (брэндом). Предпосылки для создания в республике корпораций имеются. Это позволит решить следующие важнейшие задачи: - рост числа конкурентоспособных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках; - создание целостных производственно - технологических комплексов, восстановление технологической и трудовой кооперации - важнейшего фактора снижения издержек производства; - реструктуризация отдельных организаций, их финансовая санация и вывод из эксплуатации устаревших производственных мощностей; - реализация крупных инвестиционных проектов, направленных на технологическую реконструкцию производственного аппарата региональной экономики; - создание дееспособного и динамичного корпоративного управления, надежных партнеров для государства при формировании и реализации крупных государственных проектов и программ; - развитие межрайонной и межрегиональной кооперации, территориальное выравнивание экономического потенциала республики; - укрепление платежеспособности и ликвидности предприятий; - обеспечение прозрачности и существенное увеличение налоговых отчислений в бюджеты и социальные фонды; - решение проблем трудового партнерства и социального развития трудовых коллективов. II. Преимущества интегрированных структур 1. Основным преимуществом является действие эффекта масштаба в процессе хозяйственной деятельности крупных организаций - результат использования производственных факторов, при котором равное процентное увеличение объема ресурсов приводит к увеличению на больший процент выпуска продукции. 2. Крупные компании обладают большим инвестиционным потенциалом. Дополнительным источником получения финансовых средств могут быть внутрикорпоративные средства, мобилизованные путем маневрирования ресурсами среди структурных единиц крупной компании и их концентрацией в ключевых подразделениях. Привлечение внешних заемных средств облегчено за счет использования корпоративного имиджа и возможности умножения залогового имущества для привлечения кредитов. 3. Крупное производство может достигнуть максимальной эффективности в области научно - исследовательских и опытно - конструкторских работ. Они имеют несравнимо большие возможности освоения производства и продвижения на рынки новой продукции в значительных масштабах и в сжатые сроки, что является важным условием эффективности инновационного проекта. 4. В условиях возрастания роли конкуренции крупные фирмы имеют значительные преимущества в связи с действием эффекта усреднения колебаний конъюнктуры. III. Основные формы интегрированных структур Корпорация - организация, поставившая перед собой определенные цели, действующая на общественное благо, обладающая определенными правами, являющаяся юридическим лицом, действующая на постоянной основе и несущая ограниченную ответственность. (Розенберг Д.М. Бизнес и менеджмент. Терминологический словарь). В Российской экономико - правовой системе по своей сути с меньшими условностями с корпорациями в мировой хозяйственной практике идентифицируются акционерные общества. Понятие "корпорация" в российских условиях приобрело особый оттенок: оно используется для обозначения хозяйствующего субъекта, образованного несколькими юридическими лицами, причем каждое из них рассматривается как самостоятельный экономический субъект, связанный с другими имущественными отношениями, совместным ведением бизнеса, общими целями, интересами, организационной структурой. То есть, с одной стороны, корпоративная организация бизнеса является основой надфирменных образований, а с другой - корпорация может рассматриваться и сама в качестве интегрированной структуры. Концерн - интегрированная структура, объединяющая предприятия, имеющие ограниченную самостоятельность, единое ядро собственности и контролирующий орган. Кредитно - финансовые учреждения играют подчиненную роль. Концерн может быть создан в результате как горизонтального, так и вертикального объединения хозяйствующих субъектов с явно выраженным основным производственным ядром. Построение концерна: материнская компания - дочерние фирмы, формально независимые от материнской компании, связанные договорными обязательствами с участниками концерна. Холдинг - юридическое лицо в форме АО или ООО, владеющее контрольными пакетами акций других компаний и выполняющее по отношению к ним контролирующие функции. Синдикат - объединение, централизующее структуру продвижения товаров и услуг на рынки, управление сбытом, маркетинговые планы. Объединенные в синдикат хозяйствующие субъекты, сохраняя свою юридическую и производственную самостоятельность, утрачивают коммерческую самостоятельность. Картель - объединение независимых хозяйствующих субъектов для координации маркетинговой деятельности его участников и отдельных элементов бизнес - планирования на договорной основе. По существу, заключается соглашение о разделе рынка в части регулирования цен и условий сбыта товаров и услуг. В России заключение картельных соглашений применяется достаточно часто. Консорциум - интеграция организаций на временной основе для реализации конкретной производственной или иной экономической программы, требующей мобилизации значительных ресурсов, при этом объединение не преследует непосредственной цели извлечения прибыли, хотя его деятельность направлена на получение максимальных выгод организациями - участниками. Имущество, передаваемое участниками, не становится их общей собственностью, управлением им, как правило, организуется посредством института доверительного управления. Организация консорциума оформляется соглашением. Трест - организация бизнеса, характеризующаяся потерей производственной и коммерческой самостоятельности входящих в него хозяйствующих субъектов. Принцип образования треста заключается в передаче контрольных пакетов акций или заключении доверительного договора в доверительном совете. Акционеры получают сертификат, дающий право на дивиденды, но не право голоса. Финансово - промышленная группа - гибкая разветвленная интеграция банковского, промышленного и торгового капитала. Главной целью создания ФПГ является объединение материальных и нематериальных активов и финансовых ресурсов участников для повышения конкурентоспособности и эффективности производства, создания рациональных технологических и кооперационных связей, увеличение экспортного потенциала и ускорение научно - технического прогресса. Набор компаний осуществляется на сочетании принципов диверсификации и вертикальной интеграции. Пул - объединение, при котором распределение вещественных результатов деятельности между его участниками производится согласно заранее оговоренным квотам. Альянс - форма соглашения, не подкрепленная отношениями собственности. Франчайзная организация - структура, строящаяся на основе договоров (франчайз), заключаемых между франчайзером (головной, как правило, крупной организацией) и сетью мелких фирм об определенных условиях сотрудничества: крупная организация поставляет товары, услуги, рекламные продукты, технологию ведения бизнеса, мелкие фирмы обязуются осуществлять реализацию товаров (услуг) франчайзера, маркетинг, менеджмент на оговоренной территории в отношении определенных товарных брэндов, инвестировать в развитие головной компании часть своей прибыли. IV. Основные принципы создания корпоративных структур А. По технологическому признаку - предприятия связаны по производственному процессу. Б. По территориальному признаку - предприятия разных отраслей связаны территориальным расположением. В. По отраслевому признаку - вертикально - интегрированные структуры. Г. Государственные корпорации. V. Способы создания корпоративных структур - по инициативе самих участников через рыночную консолидацию пакетов акций (перекрестное участие, скупка ценных бумаг на биржевом и внебиржевом рынках, залоговые аукционы); - по межправительственным соглашениям. VI. Система управления корпоративным сектором А. Заключение договоров между правительством и корпорацией, а также внутрифирменных договоров. Б. Отнесение организаций корпоративного типа к приоритетам экономического развития. В. Государственное стимулирование. VII. Задачи органов государственной власти в развитии корпоративного управления - нормативно - правовое обеспечение; - формирование стратегии промышленной политики; - поддержка приоритетных направлений; - ограничение монополизма и стимулирование конкуренции. VIII. Задачи органов управления корпоративной организации - разработка корпоративных планов и программ; - привлечение внешних инвесторов; - разработка корпоративной стратегии; - функции защиты интересов акционеров. IX. План формирования интегрированных структур Порядок формирования интегрированных структур в среднесрочной перспективе предполагает следующую последовательность организационно - экономических мер: - Отбор организаций по выпускаемой продукции, потенциалу их роста независимо от их организационно - правовых форм. Выбор головной компании, продукция которой станет определяющей в успешном функционировании всей компании; - Выявление имеющихся вертикальных и горизонтальных связей и конкурентных преимуществ по цене, качеству, уникальности; - Определение оптимальной организационной структуры и динамики ее развития (холдинг, ассоциация, простое товарищество); - Разработка и принятие регламента внутренних отношений, определяющих стандарты ведения внутреннего документооборота, построения организационных структур, порядок распределения прибыли от конечных результатов деятельности, режима работы, материального и морального стимулирования и т.д.; - Выработка согласованной стратегии развития и проведения маркетинговой, инвестиционной, финансовой, кадровой политики, направленной на повышение имиджа компании и раскрутку ее торговой марки; - Стабильность организационной структуры компании может быть поддержана за счет перекрестного владения акциями предприятий, оптимизации финансовых и материальных потоков всех участников. Формирование интегрированных структур зависит от степени готовности потенциальных участников корпоративных образований. Условно они делятся на три группы: 1 группа: имеется идеология формирования интегрированной структуры, определены предполагаемые участники, которые готовы к интеграции своей деятельности, или интеграционные процессы уже начаты. Правительство Республики Бурятия имеет влияние либо участием в собственности предприятиями, либо путем финансирования инвестиционных проектов. Работы по их формированию целесообразно начинать в первую очередь. 2 группа: Идеология формирования определена не полностью, не точно определены участники, а также имеются неразрешенные вопросы по собственникам самих предполагаемых участников интегрированных структур. 3 группа: наличие необходимых условий, отсутствие достаточных условий, круг участников известен, но готовность к интеграции у потенциальных участников еще низкая. X. Финансово - экономическая характеристика интегрированных структур первой группы Каменский ТПК В состав Каменского ТПК предполагается вхождение ОАО "Каменский цемзавод", ОАО "Тимлюйский завод АЦИ", ОАО "Каменское АТП", ОАО "Каменский завод ЖБИ". Расчеты показывают, что прибыльная деятельность Каменского цемзавода с минимальной рентабельностью 3,6% возможна при постоянной загрузке двух технологических линий и выходе на годовой объем производства цемента не менее 300 тысяч тонн. При этом объем реализации может составить 208 млн. рублей (расчетная цена за тонну - 692,3 рубля). Затраты на производство продукции в этом случае должны сократиться с 1,18 руб. до 0,73 руб. на 1 рубль товарной продукции. Учитывая, что организация не имеет собственных оборотных средств, плановая потребность в оборотных средствах, исходя из технологического цикла, оценивается в 52 млн. рублей (объем квартального выпуска). Учитывая, что потребление цемента ОАО "Тимлюйский завод АЦИ" составляет около 20 процентов годового выпуска цемента, потребность в оборотных средствах сокращается в этих же пропорциях, т.е. до 41,6 млн. рублей. В качестве источника образования оборотных средств предлагается использовать кредитную линию коммерческих банков с компенсацией половины процентной ставки Центробанка. При сумме кредита 41,6 млн. рублей бюджетные затраты на компенсацию составят 5 млн. рублей в год. До выхода на безубыточный режим размер компенсации необходимо варьировать, в первом квартале - 24% - 3,2 млн. рублей, во втором квартале - 16%, в третьем - 8%, в четвертом квартале - 0%, т.е. в среднем по году - 12%. В структуре оборотных средств удельные веса составляют: - по основным материалам 25,3% - 10,5 млн. рублей; - по покупным материалам из-за пределов республики 7% - 2,9 млн. рублей; - по топливу 22,1% - 9,2 млн. рублей; - по электроэнергии 28,4% - 11,8 млн. рублей; - по зарплате 10% - 4,2 млн. рублей; - по транспорту 7,2% - 3,0 млн. рублей. Годовые затраты по основным материалам составят 42 млн. рублей, по покупным материалам - 11,6 млн. рублей, топливу - 36,8 млн. рублей, электроэнергии - 47,2 млн. рублей, транспорту - 12 млн. рублей. В целях снижения общей потребности расходов на топливо, электроэнергию, затрат на реализацию возможно применение давальческой схемы с расчетом за поставленное сырье и услуги, ресурсы готовой продукцией. Потенциальный оборот между энергетиками и цемзаводом составит 47,2 млн. рублей или 68 тыс. тонн цемента - 22,7% годового объема выпуска. Между цемзаводом и угольщиками - 36,8 млн. рублей или 52,3 тыс. тонн - 17,3% годового выпуска. Между транспортными компаниями и цемзаводом - 12 млн. рублей - 17,3 тыс. тонн или 5,8% годового выпуска. Между поставщиками (Татарский Ключ) сырья и цемзаводом - 42 млн. рублей - 60,6 тыс. тонн или 20,3% годового производства. Внутриреспубликанский оборот в целом составит 133,5 млн. рублей, это 64% годового оборота предприятия. Экономия от создания холдинга по году составит 26,7 млн. рублей - за счет НДС. По давальческой схеме в условиях 2000 года экономия могла бы составить около 12 млн. рублей. Смысл ее заключается в том, чтобы предприятия поставляли продукцию друг другу по заниженным ценам и тарифам, но взамен получили цемент тоже по более низкой цене, и тогда выигрыш появится только на конечной стадии в виде более дешевого жилья для своих работников, удешевления производственного строительства, т.е. выигрыш для предприятий поставщиков относительный. Для самого цемзавода - повысится конкурентоспособность за счет снижения цены и увеличатся объемы производства. Управление этой схемой - через создание интегрированной структуры в форме картеля. Система договоров, в которой ежемесячно определяются цены и объемы поставок. Необходимо определить потребность и готовность поставщиков к работе по такой схеме, поддержать ее можно через систему госзаказов. Необходимо подписать Правительственное соглашение с угольщиками и энергетиками по тарифам и объемам. Можно создать расчетный клиринговый центр, работающий по векселям, при этом увеличивается скорость расчетов. Мясной союз Решение проблемы производства мяса в республике возможно через создание "Мясного союза". Объединение общих интересов производителей мяса, его переработки и реализации есть решение задачи подъема этих отраслей сельского хозяйства. 1. Стадия производства сырья. Создание гуртов высокопродуктивного скота в хозяйствах коллективных форм собственности через развитие племенного дела и поднятие кормовой базы путем выращивания кормов в виде фуражного зерна и сочных кормов. Создание в районах откормочных площадок на месте бывших ферм или других местах. Организация заготовки скота. Работы необходимо вести с индивидуальным сектором путем обеспечения их племенным скотом и кормами. Воссоздание производства комбикормов для свинокомплексов. Откорм скота должен быть организован на основе использования барды спиртзавода, производственные помещения вблизи спиртзавода для откорма скота имеются (бывший откормочный совхоз). 2. Стадия переработки скота. Организация централизованного вывоз скота на переработку. Необходимо произвести ревизии затрат ското - убойных предприятий с целью сокращения непроизводительных расходов на переработку скота: а) сократить расходы по котельной убойных пунктов; б) исключить искусственную заморозку мяса, оставить только охлаждение; в) упростить переработку субпродуктов и организовать их продажу на месте; г) улучшить консервацию шкур. На стадии переработки скота сортировать мясо на: а) рыночную реализацию; б) промпереработку. 3. Стадия реализации. Мясо для реализации на рынках перевозить со скотоубойных предприятий в авторефрижераторах в подвешенном состоянии для сохранения товарного вида. Рекомендовать заготовительным организациям заключать договоры с рынками города для реализации мяса. На торговых местах, на рынках широко использовать рекламу Закаменского, Еравнинского, Джидинского мяса. Организовать производство полуфабрикатов и их реализацию на рынках. Использовать на рабочих местах на рынках охлаждающие шкафы и прилавки. Заключить договоры на поставку мяса в Иркутскую область и Якутию. Продвигать на рынках "брэнды" мяса: - Закаменское, Боргойская баранина, Еравнинская белоголовая порода и т.д.); - колбасные изделия высших сортов из экологически чистого горного мяса и т.д.; - колбасные изделия из конины, копченные окорока из боргойской баранины, копчено - запеченные ребра из конины. Мясо на переработку передавать на ОАО "Бурятмясопром" для производства колбасных изделий из местного сырья для создания "брэндов". Для реализации данного предложения необходимо кроме существующих предприятий создать: 1. Заготовительную сеть 2. Откормочные комплексы 3. Автотранспортное подразделение 4. Координирующий организационный центр Предприятия участники "Мясного союза" 1. Бурятмясопром 2. Бурятская мясная компания 3. Буркоопсоюз 4. Наушкинский мясокомбинат 5. Закаменский мясокомбинат 6. Петропавловский мясокомбинат 7. Усть-Баргузинский мясокомбинат 8. Еравнинский МУП 9. Спиртзавод 10. Хоронхойский ККЗ 11. Автотранспортные организации (АТП "Левобережное", ГАП-2) 12. Свинокомплексы: а) Усть-Кяхтинский б) Мостовский в) Южный 13. Заудинский мелькомбинат 14. Шалутский ККЗ 15. Сельскохозяйственные предприятия 16. АККОР 17. Госплемобъединение Молочный картель Интересы маслосырзаводов лежат в сфере сбыта готовой продукции, в закупе вспомогательных материалов (тары, упаковки, бактериальной закваски и т.д.). Руководящая, объединяющая структура должна продвигать на рынках продукцию организаций, устанавливать приемлемые цены исходя из качества поставляемой предприятиями продукции, давая заявку на производство востребованного ассортимента и количества продукции. Участники: крупные хозяйства - производители молока, заготовители молока, ОАО "Молоко", районные маслозаводы. Топливная компания В соответствии с утвержденным Президентом Республики Бурятия Планом действий по созданию производственного объединения "Бурятуголь" на базе ОАО "Бурятлестоппром" от 26.03.2001 и дополнительно разработанными мероприятиями по созданию Бурятской угольной компании "Бурятуголь" намечается уже в 2001 г. создать ООО "Бурятуголь" для обеспечения потребителей Республики Бурятия углем с трех угольных разрезов: Дабан-Горхонского, Окино-Ключевского и "Орхон-1". В перспективе планируется освоение Никольского месторождения в Мухоршибирском районе. Ювелирно - камнерезно - ограночный комплекс Участники комплекса: ОАО "Бурятзолото", артели, ювелирные предприятия, ОАО "Народные промыслы "Эдери". Реализация проекта позволит создать 28 - 30 (120 в перспективе) новых рабочих мест, а также позволит решить в определенной степени социальные вопросы путем налоговых отчислений по соответствующим статьям бюджета. Продавая ювелирным предприятиям драгоценные металлы, государство в итоге получает доход в 2,5 - 3 раза выше, чем от продажи золота в слитках на мировом рынке. Объем производства в настоящее время в республике ничтожно мал, (этот пробел заполняется поставками ювелирных изделий извне), но потенциальные возможности весьма высоки, и ожидаемая доля вновь создаваемой ювелирной организации в производстве данного вида продукции в регионе будет составлять 97%, что позволит в какой-то мере, в том числе за счет традиционных народных художественных промыслов в сфере ювелирного искусства народов Бурятии, поднять престиж республики и внести весомый вклад в развитие культуры народов России. По предварительной оценке, для приобретения оборудования вновь создаваемой организации потребуется 3947,8 тыс. рублей, на оборотные средства - 3318,9 тыс. рублей на квартал. При условии поставки и установки оборудования в IV квартале текущего года, уже в начале следующего года организация приступит к выпуску продукции. Годовая программа производства предполагает выпуск 56400 г. ювелирных изделий из золота 585 пробы. При выходе производства на проектную мощность предполагается выпускать в год 33840 г. изделий массового производства (по средней цене 350 руб. за г) на сумму 11844 тыс. рублей и 22560 г изделий народных художественных промыслов (по средней цене 525 руб./г) также на сумму 11844 тыс. рублей. Общий объем производства таким образом составит 23688 тыс. рублей. Реализовывать продукцию предполагается через торговые организации (на условиях консигнации) и на специализированных выставках - ярмарках. В связи с тем, что на рынке ювелирных изделий в Республике Бурятия уже действуют представители крупных предприятий Москвы и Якутии, придется приложить существенные усилия для завоевания своей ниши. Без затрат не обойдется и реализация продукции на рынках за пределами республики, куда планируется отправлять до 90% изделий. Прибыль от реализации продукции за первый год составит 328,5 тыс. рублей, платежи в бюджет (акциз, НДС, налог на прибыль) - 2698,1 тыс. рублей. Вариант создания корпоративной структуры по производству алкогольной продукции в Республике Бурятия Следующим этапом действия Правительства по стабилизации положения на алкогольном рынке республики является создание корпоративной структуры с участием Правительства Республики Бурятия. Организационная структура компании предполагает группировку технологически связанных предприятий по выпуску спирта, а из него продукта конечного потребления - ликероводочных изделий. В эту корпоративную структуру должны войти несколько зернопроизводящих сельскохозяйственных предприятий, ОАО "Бурятспирт", организации по производству алкогольной продукции и организации, производящие стекло и упаковочную тару. Ядром компании на начальном этапе должна выступить Управляющая фирма, основной задачей которой будет создание торговой марки и продвижение выпускаемой алкогольной продукции на рынки, которые были потеряны в предыдущие годы. Руководящий орган должен стать связующим звеном между производителями зерна, спирта, водочных изделий, изготовителями тары и потребителем, а также подготовить основу для создания холдинга. Деятельность всех организаций компании должна строиться на основе внутрифирменного кодекса, определяющего корпоративные интересы выше частных интересов предприятий. Деятельность корпоративной структуры должна быть направлена на обеспечение бесперебойной работы организаций, входящих в структуру, путем своевременного обеспечения их сырьем и вспомогательными материалами, ведение маркетинговой политики, направленной на более эффективную работу предприятий, входящих в объединение, концентрировать финансовые ресурсы для проведения целенаправленной инновационной политики. Создание корпоративной структуры в сфере производства алкогольной продукции не противоречит стремлению государства монополизировать эту деятельность. Централизация всех этапов производства алкогольной продукции позволит оперативнее реагировать на спрос рынка, появляется возможность концентрированно вкладывать средства в тот или иной проект, улучшающий экономическую эффективность производства. При создании интегрированной структуры сокращаются издержки производства, уменьшается налоговое бремя, тем самым снижается себестоимость конечной продукции, что позволит ей быть конкурентоспособной как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Стратегическая задача - достижение признания и успеха на основе качества продукции, перерастание ее в разряд "брэнда", что возможно только при поддержании конкурентной среды внутри компании и концентрации усилий позиций на внешних рынках. Предпосылками для продвижения "брэнда" водочной продукции являются: традиции и культура производства, профессиональные кадры (более чем столетний опыт производства спирта и девяностолетний опыт производства водки), наличие высококачественной воды, достаточное количество сырья нужного качества, географически близкое расположение производства стеклянной бутылки и картонной тары, научные разработки в части новых технологий. Факторами, сдерживающими раскрутку брэнда, выступят: невысокий уровень принимаемых руководством решений в большинстве организаций, высокий износ основных фондов по производству спирта, высокая энергоемкость спиртового производства, приводящая к удорожанию продукции, неизвестность продукции на внешних рынках и потеря части местного рынка, неудовлетворительное финансовое состояние двух основных предприятий компании, повышенная рискованность в получении зерна от местных производителей. Избрание организационно - правовой формы и степень участия каждой организации в корпоративной структуре будет решаться каждым участником самостоятельно. Формирование интегрированных структур послужит основой для дальнейшего развития экономики республики, перехода на более эффективные формы управления (кластеры). XI. Возможности развития кластеров, их роль в структурной перестройке экономики республики Под Кластером принято понимать группу географически соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере и характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга. Кластеры в республике были и есть, но их деятельность не столь очевидна в результате отраслевого управления. В большей мере благоприятные условия для развития кластеров проявились во времена "Совнархозов". Агропромы - не что иное, как попытка создать структуры, напоминающие вертикальные кластеры от сельхозсырья в поле до готового продукта на столе, включая транспорт, переработку, торговлю, подготовку кадров, технологии и т.д. Подобие горизонтальных кластеров, объединяющих организации, выпускающие однотипную продукцию, имели устойчивое развитие при отраслевом управлении. Конкуренции внутри организаций отраслей практически не было, так как все нивелировалось с помощью нормирования оплаты труда, распределением ресурсов, ценообразованием и других плановых регуляторов. Все преимущества, основанные на взаимосвязи организаций, расположенных на обширной территории Союза и России, оказались утраченными. Проблема в том, что организации республики представляют собой "осколки" кластеров всесоюзного масштаба и практически не поддаются какому-нибудь регулированию. Можно влиять только на факторы производства, но не спроса, за исключением организаций, поставляющих продукцию на местные рынки. Концепция кластеров очень органично вписывается во все предыдущие наработки, сделанные Правительством, и отвечает нашим будущим задачам. Схема кластеров предполагает группировку предприятий (отраслей) на: - выпускающие продукты и услуги конечного потребления; - инфраструктурные и поддерживающие; - поставляющие другим отраслям (добывающие). Преимущества кластеров проявляются в очень короткие сроки. Примером может служить "Кластер - "Макбур", его быстрое развитие, захват рынков по горизонтали и возможность интеграции по вертикали. ТСК фактически пытается создать вертикальный кластер (шерсть, сукно, одежда). Мясной кластер и кластер "одежда" имеют общую сырьевую базу. Если развивать оба кластера, то альтернативы возрождению овцеводства просто не существует. В республике начало развиваться ипотечное кредитование. Первым шагом стало объединение Государственного комитета по строительству и Государственного комитета по жилищно - коммунальному хозяйству, что послужило созданию благоприятной среды для формирования кластера "жилье", к которому тяготеют предприятия строительного комплекса, стройиндустрии, производства мебели и по цепочке - лесопереработка. Индикатором могут служить данные о рынке жилья, доходах населения, т.е. параметры конечного потребления. Поддержка ипотечного строительства жилья способна потянуть всю цепочку организаций, стимулируя спрос, усиливая конкурентные позиции каждой организации и снижая вывоз капитала из республики. Есть хорошие возможности для формирования рыбного кластера. Количество больших и малых озер дают возможность не только разводить рыбу, но и сделать более привлекательным кластер "услуги" - туризм, курорты и связанные с ним сувенирные производства. Развитие рыбного кластера и кластера "услуги" сдерживается отсутствием механизмов долгосрочной аренды и пользования малыми природными объектами. Формирование и развитие нескольких кластеров будет способствовать повышению конкурентоспособности, приведет к сбалансированности экономической структуры. Тенденции развития предприятий, входящих в кластеры, легко спрогнозировать, упрощается и механизм их государственной поддержки. Трудность заключается в установлении границ кластеров, когда они выходят или на одну сырьевую базу, или одну группу потребителей. Преимущество кластеров состоит в том, что развитие одного или нескольких головных предприятий, выпускающих конечный продукт, ведет за собой развитие предприятий всей цепи: поставляющих сырье, осуществляющих сбыт, конструкторских и научных учреждений, а также обеспечивающих кадрами. Таким образом, в кластерах заложены все три составляющие экономического роста: технологические, организационно - экономические, ресурсные (саморазвитие). Развитие кластеров может стать механизмом реализации Концепции экономического роста республики. Реформирование предприятий при этом приобретает конкретный смысл, можно выстроить этапы и очередность. Искусственно органы власти не могут создавать новые кластеры, но могут способствовать формированию кластера на основе имеющихся конкурентных производств. Для начала необходимо выстроить цепочки мясного, рыбного кластеров, кластеров "жилье", "туризм" и "лесопереработка", изучить их конкурентные возможности на внешнем, межрегиональном и внутреннем рынках. Таким образом, учитывая тенденции развития мировой экономики, в среднесрочной перспективе необходимо приступить к созданию мощных корпоративных структур со своим именем и товарным знаком. Необходимые предпосылки для их создания в республике есть. Осуществление прогрессивных структурных сдвигов в экономике республики должно осуществляться на основе кластерного подхода как основы для повышения конкурентоспособности экономики республики и достижения устойчивых темпов развития. На перспективу можно рассматривать создание корпоративных структур по следующим направлениям: 1. Малая энергетика 2. Местные воздушные перевозки 3. Автотранспортные межрайонные и международные перевозки 4. Информационные технологии 5. Беспроводное радио и телевидение 6. Дорожное строительство 7. Гостиничное хозяйство 8. Бизнес - центры, выставочные комплексы 9. Воздушный терминал с таможенными складами 10. Охота и пушнина 11. Сельхозмашиностроение План формирования интегрированных структур +----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------+ ¦ NN ¦ Наименование¦ Тип ¦ Участники ¦ Характеристики¦ Текущее состояние ¦Срок ¦ Исполнители ¦ ¦ п/п¦ ¦ интеграции ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------¦ ¦ Первая группа ¦ +----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------¦ ¦ 1.¦ Каменский ¦ Вертикально- ¦ Бамтоннельстрой, ¦ Производство ¦ План мероприятий находится ¦2001-¦ Ответственные: ¦ ¦ ¦ ТПК ¦ территориаль- ¦ по мере готовности¦ цемента, ¦ на согласовании в ¦2002 ¦ Минстройжилкомхоз ¦ ¦ ¦ ¦ ная ¦ организации к ¦ шифера, ¦ министерствах и ведомствах ¦ ¦ ОАО "Бамтоннельстрой" ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ вхождению в ¦ железобетонных¦ ¦ ¦ (Голышев А.П.) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ корпоративную ¦ изделий ¦ ¦ ¦ Соисполнители: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ структуру: ¦ ¦ ¦ ¦ Минэкономики ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Каменский ¦ Объем ¦ ¦ ¦ Госкомимущество ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ цемзавод, ¦ производства ¦ ¦ ¦ Минфин ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Тимлюйский завод ¦ 2000 г.: ¦ ¦ ¦ Кабанская ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ АЦИ, Каменский ¦ 248 млн. руб. ¦ ¦ ¦ администрация ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ завод ЖБИ, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Каменское АТП ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----+-------------+---------------+ ------------------+ --------------+ ----------------------------+-----+ --------------------- ¦ ¦ 2.¦ Мясной союз ¦ Вертикальная ¦ Бурятмясопром, ¦ Мясопродукты, ¦ Проводится работа по ¦2001-¦ Ответственные: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ свинокомплексы, ¦ кожсырье ¦ созданию предприятия на базе¦2002 ¦ Минсельхозпрод ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ сельхозпроизводи- ¦ ¦ Бурятмясопрома и Усть- ¦ ¦ ОАО "Бурятмясопром" ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ тели ¦ Объем ¦ Кяхтинского свинокомплекса ¦ ¦ (Морозов В.В.) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ производства ¦ Предложения по ¦ ¦ Соисполнители: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 2000 г.: ¦ организационной структуре ¦ ¦ Минэкономики ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 449 млн. руб. ¦ мясной отрасли ¦ ¦ Госкомимущество ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Минфин, Госкомторг ¦ +----+-------------+---------------+-------------------+---------------+-----------------------------+-----+-----------------------¦ ¦ 3.¦ Молочный ¦ Горизонтальная¦ Заготовители ¦ Молокопродукты¦ Бизнес-план на реконструкцию¦2001-¦ Ответственные: ¦ ¦ ¦ картель ¦ ¦ молока, молзаводы ¦ ¦ молочного завода. Держателем¦2002 ¦ Минсельхозпрод, ОАО ¦ ¦ ¦ (единая ¦ ¦ ¦ Объем ¦ контрольного пакета ОАО ¦ ¦ "Наран-Союз-Сервис" ¦ ¦ ¦ сбытовая, ¦ ¦ ¦ производства ¦ "Молоко" заключены ¦ ¦ (Савельев В.Л.) ¦ ¦ ¦ ценовая ¦ ¦ ¦ 2000 г.: ¦ соглашения и выданы кредиты ¦ ¦ Соисполнители: ¦ ¦ ¦ политика) ¦ ¦ ¦ 94,3 млн. руб.¦ производителям молока ¦ ¦ Минэкономики ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Госкомимущество ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Минфин, Госкомторг ¦ +----+-------------+---------------+-------------------+---------------+-----------------------------+-----+-----------------------¦ ¦ 4.¦ Лесопро- ¦ Горизонтальная¦ Забайкаллесо- ¦ Производство ¦ Институтом макроэкономики ¦2001-¦ Ответственные: ¦ ¦ ¦ мышленная ¦ ¦ экспорт, ¦ лесопродукции ¦ разработана программа ¦2002 ¦ Минэкономики ¦ ¦ ¦ корпорация ¦ ¦ Байкальская ¦ высокой ¦ "Развития лесопромышленного ¦ ¦ Соисполнители: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ лесная компания, ¦ степени ¦ комплекса Республики ¦ ¦ Минпром ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ "Элиген" и др. ¦ обработки ¦ Бурятия" ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ технологические и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ функционально ¦ Объем ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ сопряженные ¦ производства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ производства ¦ 2000 г: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ деревообраб. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 39,5 млн.руб.;¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ целюлозобум. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 843,5 млн.руб.¦ ¦ ¦ ¦ +----+-------------+---------------+-------------------+---------------+-----------------------------+-----+-----------------------¦ ¦ 5.¦ Топливная ¦ Горизонтальная¦ Местные угольные ¦ Уголь ¦ Разрабатывается стратегия ¦2001-¦ Ответственные: ¦ ¦ ¦ компания ¦ ¦ разрезы ¦ ¦ развития угольной отрасли, ¦2002 ¦ Минэкономики ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ на стадии проработки ¦ ¦ ООО "Орхон-1" ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ концепция создания ¦ ¦ (Калашников В.Ф.) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Бурятской угольной компании ¦ ¦ Соисполнители: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Минпром ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Госкомимущество ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Минфин ¦ +----+-------------+---------------+-------------------+---------------+-----------------------------+-----+-----------------------¦ ¦ 6.¦ Ювелирно- ¦ Холдинг, ¦ Ювелирные ¦ Ювелирные ¦ Разработана концепция ¦2001-¦ Ответственные: ¦ ¦ ¦ камнерезно- ¦ вертикальная ¦ предприятия, ОАО ¦ изделия ¦ развития. Распоряжение ¦2002 ¦ Минфин, ОАО "Народные ¦ ¦ ¦ ограночный ¦ ¦ "Народные ¦ ¦ Правительства РБ от ¦ ¦ промыслы "Эдери" ¦ ¦ ¦ комплекс ¦ ¦ промыслы "Эдери" ¦ ¦ 09.11.2000 г. N 1002-р ¦ ¦ (Морохоев В.В.) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Распоряжение Правительства ¦ ¦ Соисполнители: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ РБ от 23.04.2001 г. N 403-р ¦ ¦ Минпром ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - выделено 2 кг. золота - ¦ ¦ Минэкономики ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ООО "Диамант" ¦ ¦ Госкомимущество ¦ +----+-------------+---------------+-------------------+---------------+-----------------------------+-----+-----------------------¦ ¦ 7.¦ Бурятская ¦ Вертикальная ¦ "Спиртзавод", ¦ Спирт ¦ Разрабатывается ¦2001-¦ Ответственные: ¦ ¦ ¦ компания по ¦ ¦ "Ливона", ¦ Ликероводочные¦ стратегический план развития¦2002 ¦ Минсельхозпрод ¦ ¦ ¦ производству¦ ¦ "Байкалфарм", ¦ изделия ¦ Бурятспирта ¦ ¦ МНПО "Байкалфарм" ¦ ¦ ¦ спирта и ¦ ¦ "Улан-Удэстекло" ¦ ¦ Разработаны предложения по ¦ ¦ (Матханов И.Э.) ¦ ¦ ¦ ликеро- ¦ ¦ Селенгинский ЦКК ¦ Объем ¦ созданию компании ¦ ¦ Соисполнители: ¦ ¦ ¦ водочных ¦ ¦ типография, ¦ производства ¦ "Буряталко" ¦ ¦ Минэкономики ¦ ¦ ¦ изделий ¦ ¦ производители ¦ 2000 г.: ¦ ¦ ¦ Госкомимущество ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ зерна ¦ 221 млн. руб. ¦ ¦ ¦ Минфин, Госкомторг ¦ +----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------¦ ¦ Вторая группа ¦ +----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------¦ ¦ 8.¦ Макаронное ¦ Вертикальная ¦ Макаронные ¦ Макаронные ¦ Бизнес-план на расширение ¦2002-¦ Минсельхозпрод ¦ ¦ ¦ объединение ¦ ¦ фабрики ¦ изделия ¦ мощности макаронной фабрики ¦2005 ¦ Минэкономики ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Объем ¦ ¦ ¦ Госкомимущество ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ производства ¦ ¦ ¦ Минфин ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 2000 г.: ¦ ¦ ¦ Госкомторг ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 77 млн. руб. ¦ ¦ ¦ ¦ +----+-------------+---------------+-------------------+---------------+-----------------------------+-----+-----------------------¦ ¦ 9.¦ Пищевой ¦ Горизонтальная¦ Кондитерские ¦ Кондитерские ¦ Разрабатываются ¦2002-¦ Минсельхозпрод ¦ ¦ ¦ синдикат ¦ ¦ фабрики, ¦ изделия, ¦ стратегические планы ¦2003 ¦ Минэкономики ¦ ¦ ¦ (объединение¦ ¦ производители ¦ безалкогольные¦ развития Тарбагатайской ¦ ¦ Госкомимущество ¦ ¦ ¦ сбытовых и ¦ ¦ безалкогольных ¦ напитки ¦ кондитерской фабрики и ¦ ¦ Минфин ¦ ¦ ¦ торговых ¦ ¦ напитков и др. ¦ ¦ Иволкона ¦ ¦ Госкомторг ¦ ¦ ¦ функций с их¦ ¦ ¦ Объем ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ передачей ¦ ¦ ¦ производства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ одному из ¦ ¦ ¦ 2000 г.: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ участников) ¦ ¦ ¦ 168,2 млн.руб.¦ ¦ ¦ ¦ +----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------¦ ¦ Третья группа ¦ +----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------¦ ¦ 10.¦ Овощной ¦ Вертикально- ¦ Производители ¦ Овощи, ¦ На стадии разработки ¦2002 ¦ Минсельхозпрод ¦ ¦ ¦ концерн ¦ горизонтальная¦ овощей, хранилища,¦ продукты из ¦ предложений ¦ ¦ Минэкономики ¦ ¦ ¦ (объединение¦ ¦ плодоовощные ¦ овощей ¦ ¦ ¦ Госкомимущество ¦ ¦ ¦ предприятий ¦ ¦ заводы и др. ¦ ¦ ¦ ¦ Минфин ¦ ¦ ¦ на базе ¦ ¦ ¦ Объем ¦ ¦ ¦ Госкомторг ¦ ¦ ¦ материнской ¦ ¦ ¦ производства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ компании ¦ ¦ ¦ 2000 г.: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ через ¦ ¦ ¦ 23,2 млн. руб.¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ систему ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ участия в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ уставном ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ капитале) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----+-------------+---------------+-------------------+---------------+-----------------------------+-----+-----------------------¦ ¦ 11.¦ Машино- ¦ Горизонтальная¦ ППО, ¦ Машины, ¦ Концепции нет ¦2002-¦ Минпром ¦ ¦ ¦ строительная¦ ¦ "Электромашина", ¦ оборудование, ¦ ¦2004 ¦ Минэкономики ¦ ¦ ¦ корпорация ¦ ¦ "Теплоприбор", ¦ бытовые ¦ ¦ ¦ Госкомимущество ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ "Авиазавод" и др. ¦ приборы ¦ ¦ ¦ Минфин ¦ +----+-------------+---------------+-------------------+---------------+-----------------------------+-----+-----------------------¦ ¦ 12.¦ Кластеры: ¦ Как правило ¦ Комплекс ¦ Товары на базе¦ Концептуальные положения ¦2001-¦ Минэкономики ¦ ¦ ¦ рыбный, ¦ раскручивающие¦ предприятий, ¦ конкурентных ¦ заложены в среднесрочную ¦2010 ¦ Минфин ¦ ¦ ¦ мясной, ¦ товарные марки¦ выпускающих ¦ преимуществ ¦ программу ¦ ¦ Минпром ¦ ¦ ¦ туризм, ¦ (брэнды) ¦ готовую ¦ территорий ¦ Аналитическая записка ¦ ¦ Госкомимущество ¦ ¦ ¦ жилье, ¦ внутри региона¦ продукцию с ¦ ¦ Разработана электронная ¦ ¦ Минсельхозпрод ¦ ¦ ¦ одежда и ¦ конкурирующие,¦ включением ¦ ¦ схема географии кластеров, ¦ ¦ Минстройжилкомхоз ¦ ¦ ¦ обувь, ¦ но проводящие ¦ смежных ¦ ¦ инвестиционных проектов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ здоровье ¦ единую ¦ производств ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ политику на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ внешних рынках¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------+ Порядок создания корпоративной структуры Цели создания - повышение конкурентоспособности экономики республики в целом, предприятий, товаров, услуг +---------------------------------------------------------------------------------------------+ ¦ NN ¦ Цели ¦ Формы ¦ Эффект ¦ Этапы работ ¦ ¦ п/п¦ создания ¦ интеграции ¦ +----------------------------------------------------¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Организационно - правовые ¦ Примечания ¦ +----+-----------+-------------+---------+---------------------------------+------------------¦ ¦ 1.¦ Повышение ¦ Вертикальная¦ Снижение¦ 1. Аналитический: формулирование¦ 1. Аналитическая ¦ ¦ ¦ степени ¦ * Мясная ¦ рисков, ¦ общего замысла, предварительного¦ записка ¦ ¦ ¦ обработки ¦ компания ¦ попол- ¦ состава участников, выявление ¦ министерств и ¦ ¦ ¦ сырья ¦ * Спиртово- ¦ нение ¦ основных товарных и финансовых ¦ ведомств ¦ ¦ ¦ (леса, ¦ ликерово- ¦ оборот- ¦ потоков ¦ ¦ ¦ ¦ рыбы, ¦ дочная ¦ ного ¦ 2. Создание межведомственной ¦ 2. Распоряжение ¦ ¦ ¦ сельхоз- ¦ * Лесная ¦ капитала¦ рабочей группы ¦ Правительства ¦ ¦ ¦ продукции,¦ * Ювелирная ¦ ¦ 3. Анализ структуры ¦ 3. Записка ¦ ¦ ¦ минераль- ¦ * Каменский ¦ ¦ собственности, финансового и ¦ ¦ ¦ ¦ ных ¦ ТПК ¦ ¦ экономического состояния ¦ ¦ ¦ ¦ ресурсов) ¦ ¦ ¦ предполагаемых участников ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 4. Изучение существующих ¦ 4. Записка ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ технологических связей, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ выявление возможностей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ кооперации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 5. Проведение маркетинговых ¦ 5. Аналитическая ¦ ¦ 2.¦ Специали- ¦ Горизонталь-¦ Увели- ¦ исследований и выявление ¦ записка и ¦ ¦ ¦ зация, ¦ ная ¦ чение ¦ основной номенклатуры товаров и ¦ рекомендации ¦ ¦ ¦ сегмен- ¦ * Молочный ¦ объемов ¦ услуг для раскрутки торговой ¦ ¦ ¦ ¦ тация ¦ картель ¦ продаж, ¦ марки (брэнда) ¦ ¦ ¦ ¦ внутренне-¦ * Топливная ¦ стимули-¦ 6. Определение формы интеграции ¦ 6. Аналитическая ¦ ¦ ¦ го рынка, ¦ компания ¦ рование ¦ и типа корпоративной структуры ¦ записка и ¦ ¦ ¦ проведение¦ * Пищевой ¦ развития¦ (холдинг, синдикат, трест, ФПГ, ¦ рекомендации ¦ ¦ ¦ единой ¦ синдикат ¦ сырьевой¦ корпорация, ассоциация, картель,¦ ¦ ¦ ¦ политики ¦ * Электрома-¦ базы ¦ концерн, консорциум и т.д.) ¦ ¦ ¦ ¦ на внешних¦ шинострои-¦ ¦ 7. Определение целесообразности ¦ 7. Распоряжение ¦ ¦ ¦ рынках ¦ тельный ¦ ¦ участия Республики Бурятия в ¦ Правительства ¦ ¦ ¦ ¦ комплекс ¦ ¦ создаваемой структуре ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 8. Разработка проектов ¦ 8. Пакет ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ учредительного договора и устава¦ учредительных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ документов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 9. Разработка концепции развития¦ 9. Протокол ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ компании ¦ совещания, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ решение коллегии ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 10. Определение структуры ¦ 10. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ управления компании и ¦ Функциональная ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ функциональной схемы участников ¦ схема ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 11. Выстраивание новой схемы ¦ 11. Схема ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ организации технологического ¦ технологического ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ процесса: ликвидация излишних и ¦ процесса компании¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ создание новых подразделений ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 12. Разработка пакета ¦ 12. Типовая ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ документов, определяющих ¦ структура ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ внутренний регламент ¦ внутреннего ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ функционирования компании ¦ регламента ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ компании ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 13. Построение финансовой ¦ 13. Методические ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ системы, которая позволит ¦ рекомендации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ обеспечить доступ к финансовым ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ресурсам компании в целом и ее ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ участников и мобилизацию ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ внутренних ресурсов на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ приоритетных направлениях. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Определение схемы и правил ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ взаиморасчетов между ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ участниками. Организация системы¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ контроля за финансовыми ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ потоками. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 14. Отработка системы ¦ 14. Методические ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ планирования компании в целом, ¦ рекомендации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ее структурных подразделений, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ доведение планов до каждого ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ работника. Организация системы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ контроля за их выполнением. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 15. Построение системы мотивации¦ 15. Рекомендации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и вознаграждения работников ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 16. Установление системы ¦ 16. Пакет ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ отношений с органами власти, ¦ документов, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ финансовыми учреждениями, ¦ регулирующий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ поставщиками, потребителями, ¦ отношения между ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ обеспечивающих благоприятный ¦ органами власти и¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ имидж компании ¦ работодателями ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ между ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Правительством и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ бизнесом ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 17. Выработка мер господдержки ¦ 17. Распоряжения,¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ компаний на период становления ¦ постановления ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Правительства, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Указы Президента ¦ +---------------------------------------------------------------------------------------------+ Верно: Приложение 2 Утверждено Постановлением Правительства Республики Бурятия от 26.11.2001 N 388 ПЛАН ФОРМИРОВАНИЯ ПЕРВОЙ ГРУППЫ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ СТРУКТУР В РЕСПУБЛИКЕ БУРЯТИЯ +----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------+ ¦ NN ¦ Наименование¦ Тип ¦ Участники ¦ Характеристики¦ Текущее состояние ¦ Срок ¦ Исполнители ¦ ¦ п/п¦ ¦ интеграции ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------¦ ¦ Первая группа ¦ +----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------¦ ¦ 1.¦ Каменский ¦ Вертикально- ¦ "Бамтоннельстрой",¦ Производство ¦ План мероприятий находится ¦ 2001-¦ Ответственные: ¦ ¦ ¦ ТПК ¦ территориаль- ¦ по мере готовности¦ цемента, ¦ на согласовании в ¦ 2002 ¦ Минстройжилкомхоз ¦ ¦ ¦ ¦ ная ¦ организации к ¦ шифера, ¦ министерствах и ведомствах ¦ ¦ ОАО "Бамтоннельстрой"¦ ¦ ¦ ¦ ¦ вхождению в ¦ железобетонных¦ ¦ ¦ (Голышев А.П.) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ корпоративную ¦ изделий ¦ ¦ ¦ Соисполнители: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ структуру: ¦ ¦ ¦ ¦ Минэкономики ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Каменский ¦ Объем ¦ ¦ ¦ Госкомимущество ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ цемзавод, ¦ производства ¦ ¦ ¦ Минфин ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Тимлюйский завод ¦ 2000 г.: ¦ ¦ ¦ Кабанская ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ АЦИ, Каменский ¦ 248 млн. руб. ¦ ¦ ¦ администрация ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ завод ЖБИ, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Каменское АТП ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +----+-------------+---------------+-------------------+---------------+-----------------------------+------+----------------------¦ ¦ 2.¦ Мясной союз ¦ Вертикальная ¦ "Бурятмясопром", ¦ Мясопродукты, ¦ Проводится работа по ¦ 2001-¦ Ответственные: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ свинокомплексы, ¦ кожсырье ¦ созданию предприятия на базе¦ 2002 ¦ Минсельхозпрод ОАО ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ сельхозпроизводи- ¦ ¦ Бурятмясопрома и Усть- ¦ ¦ "Бурятмясопром" ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ тели ¦ Объем ¦ Кяхтинского свинокомплекса ¦ ¦ (Морозов В.В.) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ производства ¦ Предложения по ¦ ¦ Соисполнители: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 2000 г.: ¦ организационной структуре ¦ ¦ Минэкономики ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 449 млн. руб. ¦ мясной отрасли ¦ ¦ Госкомимущество ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Минфин, Госкомторг ¦ +----+-------------+---------------+-------------------+---------------+-----------------------------+------+----------------------¦ ¦ 3.¦ Молочный ¦ Горизонтальная¦ Заготовители ¦ Молокопродукты¦ Бизнес-план на реконструкцию¦ 2001-¦ Ответственные: ¦ ¦ ¦ картель ¦ ¦ молока, молзаводы ¦ ¦ молочного завода. Держателем¦ 2002 ¦ Минсельхозпрод ОАО ¦ ¦ ¦ (единая ¦ ¦ ¦ Объем ¦ контрольного пакета ОАО ¦ ¦ "Наран-Союз-Сервис" ¦ ¦ ¦ сбытовая, ¦ ¦ ¦ производства ¦ "Молоко" заключены ¦ ¦ (Савельев В.Л.) ¦ ¦ ¦ ценовая ¦ ¦ ¦ 2000 г.: ¦ соглашения и выданы кредиты ¦ ¦ Соисполнители: ¦ ¦ ¦ политика) ¦ ¦ ¦ 94,3 млн. руб.¦ производителям молока ¦ ¦ Минэкономики ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Госкомимущество ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Минфин, Госкомторг ¦ +----+-------------+---------------+-------------------+---------------+-----------------------------+------+----------------------¦ ¦ 4.¦ Лесопромыш- ¦ Горизонтальная¦ Забайкаллесоэкс- ¦ Производство ¦ Институтом макроэкономики ¦ 2001-¦ Ответственные: ¦ ¦ ¦ ленная ¦ ¦ порт, Байкальская ¦ лесопродукции ¦ разработана программа ¦ 2002 ¦ Минэкономики ¦ ¦ ¦ корпорация ¦ ¦ лесная компания, ¦ высокой ¦ "Развития лесопромышленного ¦ ¦ Соисполнители: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ "Элиген" и др. ¦ степени ¦ комплекса Республики ¦ ¦ Минпром ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ технологически и ¦ обработки ¦ Бурятия" ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ функционально ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ сопряженные ¦ Объем ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ производства ¦ производства ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 2000 г: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ деревообраб. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 39,5 млн.руб.;¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ целюлозобум. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 843,5 млн.руб.¦ ¦ ¦ ¦ +----+-------------+---------------+-------------------+---------------+-----------------------------+------+----------------------¦ ¦ 5.¦ Топливная ¦ Горизонтальная¦ Местные угольные ¦ Уголь ¦ Разрабатывается стратегия ¦ 2001-¦ Ответственные: ¦ ¦ ¦ компания ¦ ¦ разрезы ¦ ¦ развития угольной отрасли, ¦ 2002 ¦ Минэкономики, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ на стадии проработки ¦ ¦ ООО "Орхон-1" ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ концепция создания ¦ ¦ (Калашников В.Ф.) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Бурятской угольной компании ¦ ¦ Соисполнители: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Минпром ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Госкомимущество ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Минфин ¦ +----+-------------+---------------+-------------------+---------------+-----------------------------+------+----------------------¦ ¦ 6.¦ Ювелирно- ¦ Холдинг, ¦ Ювелирные ¦ Ювелирные ¦ Разработана концепция ¦ 2001-¦ Ответственные: ¦ ¦ ¦ камнерезно- ¦ вертикальная ¦ предприятия, ОАО ¦ изделия ¦ развития ¦ 2002 ¦ Минфин, ОАО "Народные¦ ¦ ¦ ограночный ¦ ¦ "Народные промыслы¦ ¦ Распоряжение Правительства ¦ ¦ ромыслы "Эдери" ¦ ¦ ¦ комплекс ¦ ¦ "Эдери" ¦ ¦ РБ от 09.11.2000 г. N 1002-р¦ ¦ (Морохоев В.В.) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Распоряжение Правительства ¦ ¦ Соисполнители: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Республики Бурятия от ¦ ¦ Минпром ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 23.04.2001 г. N 403-р ¦ ¦ Минэкономики ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ - выделено 2 кг.золота - ¦ ¦ Госкомимущество ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ООО "Диамант" ¦ ¦ ¦ +----+-------------+---------------+-------------------+---------------+-----------------------------+------+----------------------¦ ¦ 7.¦ Бурятская ¦ Вертикальная ¦ "Спиртзавод", ¦ Спирт ¦ Разрабатывается ¦ 2001-¦ Ответственные: ¦ ¦ ¦ компания по ¦ ¦ "Ливона", ¦ Ликероводочные¦ стратегический план развития¦ 2002 ¦ Минсельхозпрод, ¦ ¦ ¦ производству¦ ¦ "Байкалфарм", ¦ изделия ¦ Бурятспирта ¦ ¦ МНПО "Байкалфарм" ¦ ¦ ¦ спирта и ¦ ¦ "Улан-Удэстекло", ¦ ¦ Разработаны предложения по ¦ ¦ (Матханов И.Э.) ¦ ¦ ¦ ликероводоч-¦ ¦ Селенгинский ЦКК, ¦ Объем ¦ созданию компании ¦ ¦ Соисполнители: ¦ ¦ ¦ ных изделий ¦ ¦ типография, ¦ производства ¦ "Буряталко" ¦ ¦ Минэкономики ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ производители ¦ 2000 г.: ¦ ¦ ¦ Госкомимущество ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ зерна ¦ 221 млн. руб. ¦ ¦ ¦ Минфин, Госкомторг ¦ +----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------+ Верно: Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|