Расширенный поиск

Постановление Народного Хурала Республики Бурятия от 30.09.2005 № 1319-III

                  НАРОДНЫЙ ХУРАЛ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
                           ПОСТАНОВЛЕНИЕ

      Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации


     Народный Хурал  Республики  Бурятия,  руководствуясь  пунктом "б"
части 2 статьи 125, подпунктом "б" части первой статьи 3, статьями 36,
37,  84  и  87 Федерального конституционного закона "О Конституционном
Суде Российской Федерации", постановляет:
     1. Обратиться   в  Конституционный  Суд  Российской  Федерации  с
запросом о проверке конституционности Закона Республики Бурятия  от  3
декабря  2004  года  N  816-III "О республиканских целевых программах"
(прилагается).
     2. Поручить председателю  Комитета  Народного  Хурала  Республики
Бурятия  по  бюджету,  налогам,  финансам  и  банкам  Доржиеву  Цырену
Эрдынеевичу,  заместителю  председателя  Комитета   Народного   Хурала
Республики Бурятия по экономической политике,  использованию природных
ресурсов  и  охране  окружающей  среды  Скосырской   Анне   Сергеевне,
адвокатам   Прусикову   Владимиру   Леонардовичу   и  Козлову  Максиму
Александровичу  представлять  Народный  Хурал  Республики  Бурятия   в
Конституционном  Суде  Российской  Федерации  при рассмотрении данного
запроса.
     3. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.


     Председатель Народного
     Хурала Республики Бурятия          А.Г.ЛУБСАНОВ
     г. Улан-Удэ
     30 сентября 2005 года
     N 1319-III

                                                            Приложение
                                      к постановлению Народного Хурала
                                                    Республики Бурятия
                                   от 30 сентября 2005 года N 1319-III

                                                   Конституционный Суд
                                                  Российской Федерации
                                           103132, Москва, Ильинка, 21

                                                            заявитель:
                                     Народный Хурал Республики Бурятия
                                670001, г. Улан-Удэ, ул.Сухэ-Батора, 9

                                Запрос
        о проверке конституционности Закона Республики Бурятия
                "О республиканских целевых программах"

     В соответствии с подпунктом "б"  части 2 статьи  125  Конституции
Российской  Федерации  Конституционный  Суд  Российской  Федерации  по
запросам органа законодательной власти субъектов Российской  Федерации
разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации законов
и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации,  изданных  по
вопросам,  относящимся  к  совместному ведению органов государственной
власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов
Российской Федерации.
     Согласно статье   84   Федерального    конституционного    закона
Российской  Федерации  от 21 июля 1994 года N 1-ФКЗ "О Конституционном
Суде Российской Федерации"  правом на обращение в Конституционный  Суд
Российской Федерации с запросом о проверке конституционности указанных
в статье 125 (часть 2) Конституции  Российской  Федерации  нормативных
актов  органов  государственной власти и договоров между ними обладают
органы законодательной и исполнительной  власти  субъектов  Российской
Федерации.
     Основанием к обращению в Конституционный Суд Российской Федерации
послужили  обнаружившиеся противоречия в вопросе о том,  соответствуют
ли  Конституции  Российской  Федерации  отдельные   положения   Закона
Республики Бурятия от 3 декабря 2004 года N 816-III "О республиканских
целевых  программах"  (далее  -  Закон   о   республиканских   целевых
программах).
     Закон о республиканских целевых программах  был  принят  Народным
Хуралом Республики Бурятия 22 сентября 2004 года, подписан Президентом
Республики Бурятия 3 декабря 2004 года, опубликован в газете "Бурятия"
от 4 декабря 2004 года N 232 (3376).
     Закон о  республиканских  целевых  программах  принят   в   целях
регулирования   правовых   отношений,   возникающих  при  формировании
(разработке),    утверждении,     финансировании,     реализации     и
ответственности   за   реализацию   республиканских  целевых  программ
Республики Бурятия.
     Правительство Республики Бурятия обратилось в Конституционный Суд
Республики Бурятия с ходатайством о разрешении спора о компетенции,  в
котором  просило  принять  решение,  отрицающее  полномочия  Народного
Хурала  Республики  Бурятия  утверждать  законом  Республики   Бурятия
республиканские целевые программы, минимальный срок реализации которых
составляет  более  одного  года  до  пяти  лет,  вносить  изменения  в
краткосрочные  и  среднесрочные  республиканские  целевые  программы и
досрочно прекращать их реализацию,  обязывать Правительство Республики
Бурятия представлять в Народный Хурал Республики Бурятия ежегодно до 1
апреля текущего года  информацию  о  реализации  целевых  программ  за
прошедший год, включая отчет об использовании средств республиканского
бюджета на  реализацию  целевых  программ,  не  позднее  1  мая  года,
следующего   за  последним  годом  ее  реализации,  итоговый  отчет  о
реализации соответствующей программы в целом.
     Рассмотрев указанное ходатайство,  Конституционный Суд Республики
Бурятия своим постановлением от 30 марта  2005  года  признал  издание
Закона  о  республиканских  целевых  программах  (часть  2  статьи  5,
положение  первого  абзаца  части  1  статьи  6  "включая   отчет   об
использовании  средств  республиканского бюджета на реализацию целевых
программ"  и второй абзац части 1 статьи 6), не входящим в компетенцию
Народного Хурала Республики Бурятия,  не соответствующим установленным
Конституцией Республики Бурятия  принципу  разделения  государственной
власти  на законодательную,  исполнительную и судебную и разграничению
компетенции между ними.
     Кроме того,    Президент    Республики    Бурятия   обратился   в
Конституционный  Суд  Республики  Бурятия  с   запросом   о   проверке
конституционности  положений  второго  предложения  части  1 статьи 1,
части 1 статьи 4 в части слов "утвержденных законом", части 2 статьи 5
в   части  внесения  изменений  и  досрочного  прекращения  реализации
краткосрочных  и  среднесрочных   республиканских   целевых   программ
Народным  Хуралом  Республики  Бурятия,  части 1 и 2 статьи 6 Закона о
республиканских целевых программах.
     Рассмотрев указанный   запрос,   Конституционный  Суд  Республики
Бурятия своим постановлением от 15 апреля  2005  года  признал  норму,
содержащуюся во втором предложении части 1 статьи 1,  часть 1 статьи 4
в части положения "утвержденных законом", а также норму части 2 статьи
6  Закона  о  республиканских целевых программах,  не соответствующими
Конституции Республики Бурятия.
     Конституционный Суд  Республики  Бурятия  признал указанные нормы
Закона   о   республиканских   целевых   программах    противоречащими
Конституции Республики Бурятия, а именно:
     статье 5,  устанавливающей  принцип  разделения   государственной
власти  в  Республике  Бурятия  на  законодательную,  исполнительную и
судебную,  при этом органы законодательной,  исполнительной и судебной
власти   самостоятельны,   а   разграничение   предметов  их  ведения,
полномочий между ними и  взаимодействие  устанавливаются  федеральными
законами,   Конституцией  Республики  Бурятия  и  законами  Республики
Бурятия;
     статье 11,  устанавливающей  верховенство  закона  на  территории
Республики  Бурятия,   обязывающей   органы   государственной   власти
Республики   Бурятия,  органы  местного  самоуправления  в  Республике
Бурятия,  должностных  лиц,  граждан  и   их   объединения   соблюдать
Конституцию Российской Федерации,  федеральные конституционные законы,
федеральные законы, Конституцию Республики Бурятия и законы Республики
Бурятия, а также предусматривающей, что Конституция Республики Бурятия
имеет высшую  юридическую  силу  по  вопросам,  отнесенным  к  ведению
Республики  Бурятия,  является актом прямого действия и применяется на
всей ее  территории.  Законы  и  иные  правовые  акты,  принимаемые  в
Республике  Бурятия,  не  должны  противоречить Конституции Республики
Бурятия, Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным
законам и федеральным законам;
     части 2 статьи 65,  устанавливающей, что по предметам совместного
ведения   Российской   Федерации   и  Республики  Бурятия  издаются  в
соответствии с федеральным законом законы и иные нормативные  правовые
акты Республики Бурятия;
     пункту "д"  статьи 74,  предусматривающему обязанность Президента
Республики  Бурятия  представлять  Народному Хуралу Республики Бурятия
республиканский бюджет на соответствующий финансовый год  и  отчет  об
его исполнении;
     пункту "е"  статьи 74,  предусматривающему полномочие  Президента
Республики  Бурятия  представлять  Народному Хуралу Республики Бурятия
государственные программы социально-экономического развития Республики
Бурятия и отчеты об их исполнении;
     статье 86,  определяющей полномочия Народного  Хурала  Республики
Бурятия;
     пункту "в"  части  3  статьи  93,  предусматривающему  полномочия
Правительства  Республики  Бурятия  на  разработку  для  представления
Президентом Республики Бурятия  Народному  Хуралу  Республики  Бурятия
проектов  республиканского бюджета на соответствующий финансовый год и
программ социально-экономического развития Республики Бурятия.
     Считаем, что Конституционный Суд Республики Бурятия превысил свои
полномочия,  установленные Федеральным конституционным законом  от  31
декабря  1996  года  N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации"
(статья 27),  Конституцией Республики Бурятия  (статья  100),  Законом
Республики  Бурятия  от 25 октября 1994 года N 42-I "О Конституционном
Суде Республики Бурятия"  (статья  3),  так  как  Конституционный  Суд
Республики  Бурятия  должен  разрешать дела о соответствии нормативных
актов республиканского и  местного  уровня  лишь  одному  нормативному
акту,  имеющему  по  отношению к проверяемому акту большую юридическую
силу, " Конституции Республики Бурятия.
     В свою очередь,  Конституционный Суд Республики Бурятия,  не имея
нормативного инструментария,  предоставляемого Конституцией Республики
Бурятия,   рассмотрел   положения  Закона  о  республиканских  целевых
программах    через    призму    федерального    и    республиканского
законодательств,  тем  самым  превысил свои полномочия,  разрешив,  по
сути,  вопрос  о  соответствии  Закона   о   республиканских   целевых
программах федеральному законодательству и законодательству Республики
Бурятия,  хотя разрешение подобных  вопросов  отнесено  к  компетенции
судов  общей  юрисдикции  (подпункт  3 пункта 1 статьи 22 и статья 245
Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
     Обоснование допустимости   настоящего   запроса   к  рассмотрению
Конституционным Судом Российской Федерации
     В соответствии с частью 1 статьи 85 Федерального конституционного
закона  Российской  Федерации  от  21  июля  1994  года  N  1-ФКЗ   "О
Конституционном  Суде  Российской Федерации"  запрос в Конституционный
Суд Российской Федерации  о  проверке  конституционности  нормативного
акта  органа  государственной  власти  либо  отдельных  его  положений
допустим,  если заявитель  считает  их  подлежащими  действию  вопреки
официально  принятому решению высших государственных органов субъектов
Российской Федерации или их должностных  лиц  об  отказе  применять  и
исполнять их как не соответствующих Конституции Российской Федерации.
     В соответствии с частью 2 статьи 85 Федерального конституционного
закона   Российской  Федерации  от  21  июля  1994  года  N  1-ФКЗ  "О
Конституционном  Суде  Российской   Федерации"   запрос   о   проверке
конституционности  нормативного  акта  субъекта  Российской  Федерации
допустим,  если нормативный  акт  издан  по  вопросу,  относящемуся  к
совместному   ведению   органов   государственной   власти  Российской
Федерации  и  органов  государственной  власти  субъектов   Российской
Федерации.
     Отношения по  вопросу  формирования,  утверждения  и   реализации
целевых  программ,  финансируемых  за  счет бюджетных средств субъекта
Российской  Федерации,   как   отношения,   возникающие   в   процессе
составления  и  рассмотрения проектов бюджетов соответствующих уровней
бюджетной  системы  Российской  Федерации,  а  также   утверждения   и
исполнения   бюджетов   соответствующих   уровней   бюджетной  системы
Российской Федерации с последующим контролем за их исполнением,  лежат
в  сфере бюджетных правоотношений (пункт 1 статьи 1 Бюджетного кодекса
Российской Федерации).
     В соответствии  с  подпунктом  "н"  части 1 статьи 72 Конституции
Российской Федерации установление общих принципов организации  системы
органов   государственной   власти   находится  в  совместном  ведении
Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
     На основании  указанной  нормы  Конституции  Российской Федерации
бюджетные правоотношения находятся  в  совместном  ведении  Российской
Федерации  и  субъектов  Российской Федерации,  регулируются бюджетным
законодательством,  которое в соответствии  со  статьей  2  Бюджетного
кодекса  Российской Федерации состоит из Бюджетного кодекса Российской
Федерация и принятых в соответствии с ним законов субъектов Российской
Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации на соответствующий
год, иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации,
регулирующих бюджетные правоотношения.
     Обоснование соответствия Конституции Российской Федерации второго
предложения  части  1  статьи  1,  части  1  статьи  4  в  части  слов
"утвержденных законом",  части 2 статьи 5 в части внесения изменений и
досрочного   прекращения   реализации  краткосрочных  и  среднесрочных
республиканских целевых программ Народным Хуралом Республики  Бурятия,
положений   первого   абзаца  части  1  статьи  6  "включая  отчет  об
использовании средств республиканского бюджета на  реализацию  целевых
программ",  второго  абзаца  части  1  и  части  2  статьи  6 Закона о
республиканских целевых программах
     Конституция Российской  Федерации  имеет высшую юридическую силу,
прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.
Законы  и иные правовые акты,  принимаемые в Российской Федерации,  не
должны противоречить Конституции Российской Федерации (часть 1  статьи
15 Конституции Российской Федерации).
     Статья 76   Конституции   Российской   Федерации    (часть    2),
предусматривает,  что  по  предметам  совместного  ведения  Российской
Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы
и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые
акты субъектов Российской Федерации.
     В части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации установлено,
что законы и  иные  нормативные  правовые  акты  субъектов  Российской
Федерации  не  могут  противоречить  федеральным  законам,  принятым в
соответствии  с  частями  первой  и  второй  статьи   76   Конституции
Российской Федерации.  В случае противоречия между федеральным законом
и иным актом,  изданным в Российской Федерации,  действует федеральный
закон.
     То есть  законы  и  иные  нормативные  правовые  акты   субъектов
Российской Федерации, принимаемые по предметам совместного ведения, не
должны  противоречить  федеральным  законам,  изданным  по   предметам
совместного   ведения  Российской  Федерации  и  субъектов  Российской
Федерации,  а  федеральные  законы,  в   свою   очередь,   не   должны
противоречить Конституции Российской Федерации.
     Конституция Российской Федерации статьями 15 и  76  устанавливает
принцип   самостоятельности   органов   власти   субъектов  Российской
Федерации  в  вопросах  совместного  ведения  Российской  Федерации  и
субъектов Российской Федерации в сфере,  неурегулированной федеральным
законом,  принятым  по  предмету  совместного  ведения,  при   условии
соответствия  принимаемых законов и иных нормативных актов Конституции
Российской Федерации и федеральному законодательству.
     Пунктом 2  статьи  3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N
184-ФЗ    "Об    общих    принципах    организации     законодательных
(представительных)  и  исполнительных  органов  государственной власти
субъектов Российской Федерации"  (далее "  Закон  об  общих  принципах
организации   органов   государственной  власти  субъектов  Российской
Федерации) предусмотрено,  что субъекты  Российской  Федерации  вправе
осуществлять   собственное   правовое   регулирование   по   предметам
совместного ведения до принятия федеральных  законов.  После  принятия
соответствующего   федерального   закона  законы  и  иные  нормативные
правовые акты субъектов Российской  Федерации  подлежат  приведению  в
соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.
     Положения Закона  о   республиканских   целевых   программах   не
противоречат  положениям  Бюджетного  кодекса Российской Федерации,  а
также Закона об общих принципах  организации  органов  государственной
власти субъектов Российской Федерации.
     Соответственно, пока иное  не  установлено  федеральным  законом,
законодательный (представительный) орган государственной власти вправе
установить  критерии  определения  долгосрочности  целевой  программы,
которая  в  соответствии  со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской
Федерации   подлежит   утверждению   соответствующим   законодательным
(представительным)  органом государственной власти субъекта Российской
Федерации,  а  также  иные  положения,  связанные  с  формированием  и
утверждением целевых программ.
     В силу положений части 2 статьи 11 Конституции Республики Бурятия
законы  и  иные  правовые акты,  принимаемые в Республике Бурятия,  не
должны противоречить Конституции Республики Бурятия.
     Конституция Республики Бурятия никоим образом прямо не регулирует
порядок формирования и утверждения республиканских целевых программ.
     Установление порядка  формирования  и утверждения республиканских
целевых программ не отрицает и не умаляет  полномочия  других  органов
государственной власти, установленные Конституцией Республики Бурятия,
а значит никоим образом не нарушает основополагающего конституционного
принципа разделения властей.
     Исходя из  вышеизложенного  можно  сделать  вывод  о   том,   что
положения  второго  предложения  части 1 статьи 1,  части 1 статьи 4 в
части слов "утвержденных законом",  части 2 статьи 5 в части  внесения
изменений и досрочного прекращения реализации
     краткосрочных и среднесрочных  республиканских  целевых  программ
Народным  Хуралом Республики Бурятия,  первого абзаца части 1 статьи 6
"включая отчет об использовании средств  республиканского  бюджета  на
реализацию целевых программ",  второй абзац части 1 и части 2 статьи 6
Закона о целевых программах в полной  мере  соответствуют  Конституции
Российской Федерации.
     В соответствии со статьей 84 и 87  Федерального  конституционного
закона   Российской  Федерации  от  21  июля  1994  года  N  1-ФКЗ  "О
Конституционном Суде Российской Федерации"

     ПРОСИМ:
     Признать соответствующими    Конституции   Российской   Федерации
положения второго предложения части 1 статьи 1,  части 1  статьи  4  в
части  слов "утвержденных законом",  части 2 статьи 5 в части внесения
изменений  и  досрочного  прекращения   реализации   краткосрочных   и
среднесрочных   республиканских   целевых  программ  Народным  Хуралом
Республики Бурятия,  первого абзаца части 1 статьи 6 "включая отчет об
использовании  средств  республиканского бюджета на реализацию целевых
программ",  второй абзац части 1 и часть 2 статьи 6 Закона  Республики
Бурятия  от  3  декабря 2004 года N 816-III "О республиканских целевых
программах".

     Приложение:
     1) Закон  Республики  Бурятия от 3 декабря 2004 года N 816-III "О
республиканских целевых программах";
     2) постановление  Конституционного  Суда Республики Бурятия от 30
марта 2005 года;
     3) постановление  Конституционного  Суда Республики Бурятия от 15
апреля 2005 года;
     4) документ об уплате государственной пошлины (4 500 рублей).









Информация по документу
Читайте также