Расширенный поиск
Постановление Народного Хурала Республики Бурятия от 28.02.2006 № 1517-IIIНАРОДНЫЙ ХУРАЛ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЕ О Послании Конституционного Суда Республики Бурятия "О состоянии конституционной законности в Республике Бурятия" В соответствии с пунктом "м" статьи 86 Конституции Республики Бурятия, пунктом 17 части 1 статьи 25 Закона Республики Бурятия "О Народном Хурале Республики Бурятия" Народный Хурал Республики Бурятии постановляет: 1. Принять к сведению Послание Конституционного Суда Республики Бурятия "О состоянии конституционной законности в Республике Бурятия" (прилагается). 2. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия. Заместитель Председателя Народного Хурала Республики Бурятия И.И. КАЛАШНИКОВ г. Улан-Удэ 28 февраля 2006 года N 1517-III Приложение к постановлению Народного Хурала Республики Бурятия от 28 февраля 2006 года N 1517-III Послание Конституционного Суда Республики Бурятия "О состоянии конституционной законности в Республике Бурятия" Уважаемые депутаты Народного Хурала Республики Бурятия! Согласно пункту "м" статьи 86 Конституции Республики Бурятия, пункту 4 части первой статьи 18 Закона Республики Бурятия "О Конституционном Суде Республики Бурятия" Народному Хуралу Республики Бурятия представляется Послание Конституционного Суда Республики Бурятия "О состоянии конституционной законности в Республике Бурятия". Настоящее Послание подготовлено на основе рассмотренных Конституционным Судом дел, оценки взаимоотношений между ветвями государственной власти республики, а также реализации положений Конституции Республики Бурятия и действующего законодательства. В данном Послании имеется также краткая информация о деятельности Конституционного Суда Республики Бурятия за последние несколько лет. I. Участие Конституционного Суда Республики Бурятия в нормотворческом процессе Конституционный Суд Республики Бурятия провел совместно с органами законодательной и исполнительной власти республики значительную работу по приведению Конституции Республики Бурятия в соответствие с Конституцией Российской Федерации, Федеральными конституционными законами и Федеральными законами; судьи Конституционного Суда Республики Бурятия были участниками Конституционного Собрания. Председатель Конституционного Суда Республики Бурятия К.А. Будаев был руководителем организационного комитета по созыву Конституционного Собрания. К.А. Будаев и судья А.Д. Улымжиев приняли участие в редактировании, подготовке к изданию текста Конституции Республики Бурятия в новой редакции. В целях повышения эффективности конституционного контроля, приведения ряда положений Закона Республики Бурятия "О Конституционном Суде Республики Бурятия" в соответствие с новой редакцией Конституции Республики Бурятия, Конституционный Суд Республики Бурятия в 2001 году разработал и в порядке законодательной инициативы внес на рассмотрение Народного Хурала Республики Бурятия проект Закона Республики Бурятия "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Бурятия "О Конституционном Суде Республики Бурятия". Данный Закон был принят 18 декабря 2001 года и с 27 декабря, дня его официального опубликования, вступил в силу. В главе 1 "Общие положения" были внесены изменения в положение о статусе Конституционного Суда и в настоящее время статья 1 гласит: "Конституционный Суд Республики Бурятия является высшим органом судебной власти по защите конституционного строя Республики Бурятия". В новой редакции статьи 3 настоящего Закона дополнены полномочия Суда: "Конституционный Суд Республики Бурятия осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему федеральными конституционными законами, федеральными законами, Конституцией Республики Бурятия, законами Республики Бурятия; может также пользоваться правами, предоставляемыми ему заключенными в соответствии со статьей 11 Конституции Российской Федерации договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Бурятия, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля". Этим же Законом было исключено положение о даче заключения о наличии оснований для отрешения Президента Республики Бурятия от должности. Также были внесены изменения и дополнения в другие положения Закона Республики Бурятия "О Конституционном Суде Республики Бурятия" (в редакции Законов Республики Бурятия от 14.04. 2000 г. N 373-II, от 24.12.2001 г. N 895-II). Все эти изменения направлены на улучшение деятельности Суда во имя укрепления конституционной законности. Понимая, что дальнейшее развитие судебного конституционного контроля в Республике Бурятия и других субъектах Российской Федерации возможно при совершенствовании федеральной правовой базы об организации и деятельности конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, судьи Конституционного Суда Республики Бурятия в своих выступлениях на научно-практических конференциях, в научно-публицистических статьях неоднократно высказывались о существующих проблемах формирования и функционирования конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, нами вносились конкретные предложения по их совершенствованию. Надо отметить, многие наши предложения о совершенствовании федерального законодательства о конституционных и уставных судах были приняты федеральными органами власти. В декабрьских (2001 г.) федеральных законах по судебной реформе. Федеральном законе "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" положения федерального законодательства о конституционных и уставных судах субъектов Российской Федерации были откорректированы в соответствии с требованиями времени. Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" в редакции от 15 декабря 2001 г. предусматривает, что порядок наделения полномочиями председателей, заместителей председателей, других судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации устанавливается федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (ч.4 ст. 13). Кроме того, в нем установлен общий для всех судов порядок отбора кандидатов в судьи, который осуществляется на конкурсной основе (ч. 5 ст. 13). Значительные дополнения внесены 15 декабря 2001 года и в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации". Впервые в Законе "О статусе судей в Российской Федерации" (п.1 ст.4) указано, что судьей арбитражного суда субъекта Российской Федерации, конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, районного суда, гарнизонного военного суда, а также мировым судьей может быть гражданин, достигший возраста 25 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Здесь же определены органы и профессии, работа в которых при наличии юридического образования включается в стаж по юридической профессии для кандидатов в судьи. Также впервые в этом Законе (п. 10 ст. 6) указано, что председатели, заместители председателей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации назначаются на должность в порядке, определяемом законами соответствующих субъектов Российской Федерации. В пункте 4 статьи 11 указано, что срок полномочий судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. А также - определены ограничения на занятие должности председателя, заместителя председателя одного и того же суда не более двух раз подряд (п. 14 ст. 6). При этом общими для всех судей являются положения пунктов 5 и 6 ст. 11, где определено время вступления в должность судьи и время прекращения полномочий. Так, для лиц, впервые избранных на должность судьи, время вступления в должность определено с момента принесения им присяги, для уже приносивших присягу, - со дня назначения на должность. Определены и конкретные сроки прекращения полномочий судьи в зависимости от основания прекращения. Статья 16 Закона "О статусе судей в Российской Федерации" и ст.ст. 447-450 Уголовно-процессуального Кодекса Российской Федерации устанавливают неприкосновенность всех судей и определяют порядок решения вопросов о возбуждении уголовного дела в отношении судьи, привлечения его к административной ответственности, избрания в отношении судьи в качестве меры пресечения заключения под стражу и осуществления в отношении судьи оперативно-розыскных мероприятий. Закон предусматривает, что в отношении судьи, надо полагать и в отношении судьи конституционного (уставного) суда, эти вопросы решаются судебной коллегией в составе трех судей соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, автономного округа по ходатайству Генерального прокурора Российской Федерации. А для возбуждения уголовного дела в отношении судьи необходимо еще и согласие квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта Российской Федерации. Закон от 15 декабря 2001 года (п.3 ст. 21) устанавливает порядок выдачи удостоверений судьям. Удостоверения судьям конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации подписываются и выдаются в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. 14 марта 2002 года принят Федеральный закон "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации", в котором предусматривается, что судейское сообщество в Российской Федерации образуют судьи федеральных судов всех видов и уровней, судьи судов субъектов Российской Федерации, составляющих судебную систему Российской Федерации (ст.1). При формировании всех органов судейского сообщества предусматривается представительство от конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации. 5 апреля 2005 года был принят Федеральный закон N 33-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", Федеральный закон "О мировых судьях в Российской Федерации", Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации". Этими законодательными актами внесены изменения, в частности, установлен предельный возраст пребывания в должности судьи - 70 лет. Для судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации законами соответствующих субъектов Российской Федерации может быть установлен иной предельный возраст пребывания в должности судьи этих судов. При повторном и последующих назначениях (избраниях) на должность мирового судьи мировой судья назначается (избирается) на срок, устанавливаемый законом соответствующего субъекта Российской Федерации, но не менее чем на пять лет. В случае, если в течение указанного срока мировой судья достигнет предельного возраста пребывания в должности судьи, он назначается (избирается) на должность мирового судьи на срок до достижения им предельного возраста пребывания в должности мирового судьи – 70 лет. Число конституционных (уставных) судов в Российской Федерации, хотя медленно, но растет. За последние годы созданы Уставные суды Калининградской области, города Санкт-Петербурга и Конституционный Суд Республики Тува. Все суды функционируют в соответствии с Конституцией, Уставом, законами субъектов Российской Федерации и федеральным законодательством. С созданием конституционного (уставного) суда в субъекте завершается процесс формирования системы органов государственной власти, основанной на принципе разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, тем самым субъект обретает свою государственность. Конституционный (уставный) суд, осуществляя в форме конституционного судопроизводства судебную власть, защищает конституционный строй, основные права и свободы человека и гражданина, укрепляет конституционную законность, этого недопонимают отдельные руководители регионов и недостаточно серьезно относятся к их созданию. Так, после возникших разногласий между губернатором и Уставным Судом города Санкт-Петербурга губернатор Матвиенко В.И. обратилась к Президенту Российской Федерации о целесообразности дальнейшего функционирования Уставного Суда и возможности передачи его функций и полномочий судам общей юрисдикции. Президентом Российской Федерации было дано разъяснение об отсутствии законных оснований для прекращения деятельности Уставного Суда субъекта федерации, входящего в единую судебную систему Российской Федерации, что закреплено Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации" и другими федеральными законами. Сегодня в стране изменены общие принципы организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации (депутаты законодательных органов субъектов будут избираться не только в одномандатных округах, но и по партийным спискам, высшие должностные лица субъектов будут назначаться законодательными органами по представлению Президента Российской Федерации), кроме того в настоящее время в России началось реформирование местного самоуправления. Приняты федеральные и региональные законодательные акты, но есть еще немало правовых проблем, и предстоит большой объем работы не только для законодательных и исполнительных органов власти. Вместе с тем проблема формирования конституционных, уставных судов в субъектах Российской Федерации остается решенной не до конца. Во многих субъектах до сих пор не создана правовая база для организации судов, хотя в конституциях, уставах более 60 субъектов Российской Федерации предусмотрено образование этих судов. Одной из причин этого является то, что правовая норма федерального законодательства о создании конституционных, уставных судов субъектов Российской Федерации носит рекомендательный характер. В настоящее время работа Конституционного Суда Республики Бурятия строится по тем направлениям, которые предусмотрены статьями 99 и 100 Конституции Республики Бурятия, Законом Республики Бурятия "О Конституционном Суде Республики Бурятия". Оценивая состояние конституционной законности в Республике Бурятия, Конституционный Суд Республики Бурятия основывается на рассмотренных им делах, по которым были приняты постановления и определения с позитивным результатом. Интенсивность деятельности Конституционного Суда Республики Бурятия, если учитывать, что он не рассматривает дела по собственной инициативе, сопоставима с деятельностью других конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации. С 2001 года по 2005 год Судом рассмотрено 40 дел, вынесено 13 итоговых постановлений по существу поставленных вопросов, 27 определений, из них по прекращению дел - 3 определения. Субъектами обращений в Конституционный Суд Республики Бурятия были Президент Республики Бурятия (5 обращений), Правительство Республики Бурятия (6 обращений), депутаты Народного Хурала Республики Бурятия (2 обращения), Прокурор Республики Бурятия (3 обращения), граждане (21 обращение), общественные объединения – (2 обращения), органы местного самоуправления – (1 обращение). В 2001-2005 годах в Конституционный Суд Республики Бурятия поступило 54 письменных обращений граждан по вопросам, не относящимся к компетенции Конституционного Суда Республики Бурятия (о проверке законности и обоснованности приговоров и решений судов общей юрисдикции, жалобы на действия должностных лиц на неисполнение решений судов и т.д.). По 18 из них Конституционным Судом Республики Бурятия вынесены определения об отказе в принятии к рассмотрению. Три раза в неделю судьями ведется прием граждан. На приеме разъясняется Закон Республики Бурятия "О Конституционном Суде Республики Бурятия" и даются юридические консультации по разрешению споров, при этом разъясняется законодательство Российской Федерации и Республики Бурятия по конкретным отраслям права. Судьями принято на личном приеме более 1200 человек. Следует отметить, что в Республике Бурятия, имеющей более 10-летний опыт деятельности органа конституционного контроля, сложилась конституционная законность, признаваемая не только органами власти и местного самоуправления, но и гражданами, их объединениями и должностными лицами. Она направлена на утверждение верховенства Конституции Республики Бурятия, на ее защиту, обеспечивает реальность ее высшей юридической силы. Вот некоторые примеры из практики Конституционного Суда Республики Бурятия. II. Обзор некоторых решений, принятых Конституционным Судом Республики Бурятия 1. По делам о нарушениях прав и свобод граждан 10 декабря 2003 года было принято решение по делу о проверке конституционности Постановления мэра города Улан-Удэ от 7 апреля 2000 года N 171 "О порядке начисления оплаты за потребленную электроэнергию абонентам, не имеющим электросчетчиков". Данным Постановлением был определен порядок оплаты за потребленную электроэнергию в отношении жителей города Улан-Удэ, не имеющих электросчетчиков с применением коэффициентов, учитывающих количество проживающих в квартире членов семьи и количество комнат до установки приборов учета. Суд отметил, что Постановление мэра города Улан-Удэ является нормативным правовым актом, существенно ухудшающим положение абонентов, не имеющих электросчетчиков, в результате хищения приборов из подъездов домов, по сравнению с другими гражданами - потребителями электроэнергии, имеющими приборы учета. Это противоречило требованиям частей 1 и 2 статьи 17 Конституции Республики Бурятия. Более того, полномочие по установлению тарифов на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями населению, принадлежит органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, мэр города Улан-Удэ не вправе издавать постановление по данному вопросу. Постановление мэра города Улан-Удэ было признано не соответствующим Конституции Республики Бурятия, ее статьям 17 (частям 1 и 2), 11 (части 2). 19 октября 2004 года было принято Определение по делу о проверке соответствия Конституции Республики Бурятия Закона Республики Бурятия "О некоторых вопросах налогового регулирования в Республике Бурятия, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации". По мнению Совета ветеранов п. Загорск г. Улан-Удэ данный закон, вводящий транспортный налог и не предусматривающий никаких льгот для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, противоречил Конституции Республики Бурятия (части 2 статьи 53), которая не позволяет издавать законы, отменяющие или умаляющие права граждан. До начала рассмотрения дела письмом от 14 апреля 2004 года Народный Хурал Республики Бурятия известил Суд о том, что подготовлен проект Закона Республики Бурятия "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Бурятия "О некоторых вопросах налогового регулирования в Республике Бурятия, отнесенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах к ведению субъектов Российской Федерации", где предусмотрены льготы по транспортному налогу для участников и инвалидов Великой Отечественной войны, который и был принят 23 сентября 2004 года. Вследствие этого 14 октября 2004 года Совет ветеранов п. Загорск отозвал свое обращение, а 19 октября 2004 года Конституционный Суд Республики Бурятия прекратил производство по делу. 2. По делам о разрешении споров о компетенции между органами законодательной и исполнительной власти Республики Бурятия 15 марта 2001 года судом было принято решение по делу о разрешении спора между Президентом Республики Бурятия и Народным Хуралом Республики Бурятия в связи с изданием Постановления Народного Хурала Республики Бурятия "О назначении отчета Правительства Республики Бурятия о ходе реализации республиканской программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства Республики Бурятия". 19 апреля 2001 года судом было принято решение о разрешении спора между Президентом Республики Бурятия и Народным Хуралом Республики Бурятия в связи с изданием Постановления Народного Хурала Республики Бурятия "Об отчете Правительства Республики Бурятия о ходе реализации республиканской программы реформирования жилищно-коммунального хозяйства в Республике Бурятия". По обоим делам Конституционный Суд признал, что издание оспариваемых постановлений Народного Хурала Республики Бурятия вступает в противоречие с принципами разделения властей и самостоятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, закрепленными в статье 5 Конституции Республики Бурятия. 22 декабря 2003 года было принято решение о разрешении спора между Правительством Республики Бурятия и Народным Хуралом Республики Бурятия в связи с изданием постановления Народного Хурала Республики Бурятия "Об информации Правительства Республики Бурятия по отчету об исполнении республиканского бюджета за первое полугодие 2003 года" (в части абзаца 6 пункта 3). В принятом Постановлении Суд указал, что Народный Хурал Республики Бурятия не вправе принимать решения по вопросам, отнесенным к компетенции других органов государственной власти. А согласно подпункта "а" пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" представление бюджета и отчета о его исполнении осуществляется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации. Следовательно, Правительство Республики Бурятия не имеет права назначать представителя Президента Республики Бурятия при рассмотрении Народным Хуралом Республики Бурятия законопроектов по вопросам республиканского бюджета и отчетов о его исполнении, поскольку это исключительная компетенция Президента Республики Бурятия. 29 декабря 2004 года Конституционный Суд Республики Бурятия по запросу Президента Республики Бурятия вынес определение по делу о проверке конституционности ряда положений Закона Республики Бурятия "О внесении изменений в Закон Республики Бурятия "О статусе депутата Народного Хурала Республики Бурятия". В данном определении Конституционный Суд Республики Бурятия указал, что решение Конституционным Судом Республики Бурятия вопросов, касающихся определения срока ответа на запрос депутата Народного Хурала Республики Бурятия, установления размера еже месячного денежного содержания депутатов Народного Хурала Республики Бурятия, работающих на профессиональной постоянной (оплачиваемой) основе в Народном Хурале Республики Бурятия, выплаты районного коэффициента и процентных надбавок к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, ежемесячной доплаты к трудовой пенсии депутатам Народного Хурала Республики Бурятия, ежемесячной доплаты к трудовой пенсии Председателю Народного Хурала Республики Бурятия, по существу означало бы его вторжение в компетенцию законодателя. Поэтому Судом было отказано в принятии к рассмотрению запроса Президента Республики Бурятия о проверке конституционности ряда положений Закона Республики Бурятия от 2 декабря 2004 года N 824-III "О внесении изменений в Закон Республики Бурятия "О статусе депутата Народного Хурала Республики Бурятия" ввиду неподведомственности поставленных в нем вопросов Конституционному Суду Республики Бурятия. 7 июля 2005 года принято Постановление по делу о проверке соответствия Конституции Республики статьи 2 Закона Республики Бурятия "О программе социально-экономического развития Республики Бурятия на 2005-2007 годы". Данным постановлением признано, что положение статьи 2 оспариваемого Закона не противоречит Конституции Республики Бурятия. При этом судом учитывалось, что заслушивание Народным Хуралом Республики Бурятия ежегодных посланий Президента Республики Бурятия не может рассматриваться в качестве единственно возможного варианта осуществления Народным Хуралом Республики Бурятия ежегодного контроля за выполнением программы социально-экономического развития Республики Бурятия на среднесрочную перспективу. Народный Хурал Республики вправе установить в законе Республики Бурятия периодичность представления Президентом Республики Бурятия отчетов о выполнении государственных программ социально-экономического развития Республики Бурятия в Народный Хурал Республики Бурятия. 3. Отдельные дела по запросам Прокурора Республики Бурятия 11 июля 2003 года Конституционный Суд Республики Бурятия вынес Постановление по делу о проверке соответствия Конституции Республики Бурятия пункта 1 статьи 2 и пункта 1 статьи 23 Закона Республики Бурятия "О выборах депутатов Народного Хурала Республики Бурятия" по запросу Прокурора Республики Бурятия . Суд отметил, что оспариваемым Законом не предусмотрены выборы депутатов Народного Хурала Республики Бурятия по спискам кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями, избирательными блоками. Это противоречит пункту 4 статьи 4 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", в соответствии с которым не менее 50 процентов депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации должны избираться по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутых избирательными объединениями, избирательными блоками. Также в данном Законе отсутствовали права избирательных объединений, избирательных блоков выдвигать списки кандидатов в депутаты, что противоречит пункту 1 статьи 35 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", согласно которому кандидатов, списки кандидатов, вправе выдвигать избирательные объединения, избирательные блоки. Исходя из этого, Конституционный Суд Республики Бурятия признал оспариваемые положения не соответствующими Конституции Республики Бурятия, ее статьям 80 (части 2) и 11 (части 2). III. Рассмотрение и принятие мер по некоторым заявлениям граждан Наряду с рассмотрением дел в практике Суда имелись такие заявления, где были допущены нарушения прав и свобод граждан. Разрешение некоторых из них в соответствии с Законом Республики Бурятия "О Конституционном Суде Республики Бурятия" в компетенцию Суда не входят, поэтому они направляются в органы государственной власти, в органы местного самоуправления, министерства и ведомства Республики Бурятия для принятия соответствующих мер. Например, гражданка Дружинина обратилась 8 декабря 2003 года с жалобой о нарушении ее права на отдых, право на охрану здоровья, связанные с режимом работы предприятий, которые расположены на первых этажах жилых домов. Суд обратился в Администрацию города Улан-Удэ, в Министерство строительства, архитектуры и ЖКХ РБ, получил соответствующие информации по этим вопросам. При этом было установлено, что в Республике Бурятия данная проблема не урегулирована в законодательном порядке, не было предусмотрено ответственности за нарушение покоя граждан и тишины в ночное время. Поэтому Суд обратился по данному вопросу в Комитет Народного Хурала РБ по социальной политике. В настоящее время Закон Республики Бурятия "Об административной ответственности за нарушение покоя граждан и тишины в ночное время в Республике Бурятия" принят и действует. Можно привести и такой пример. 28 апреля 2005 года поступило обращение граждан, проживающих по адресу: ул. Кирова, дом 25, в котором сообщают, что территория двора жилого дома N 25 по ул. Кирова, где они проживают, превращена в проезжую часть автодороги. Через двор проезжают автомашины к зданиям ТЦ "Курбатовский" и др. Это было связано с реконструкцией улицы Ленина. Распоряжением Администрации города Улан-Удэ не было предусмотрено устройство подъездных путей к вышеупомянутым зданиям. Поэтому Суд обратился в Администрацию города Улан-Удэ, Советского района, Управление ГИБДД МВД РБ по разрешению обращения граждан. Сейчас организован подъезд к ТЦ "Курбатовский" и др. со стороны улицы Смолина. Таким образом, права жильцов дома 25 по ул. Кирова были восстановлены. IV. Гласность в деятельности Конституционного Суда Республики Бурятия Рассмотрение дел в заседаниях Конституционного Суда Республики Бурятия проводится открыто. Проведение закрытых заседаний допускается лишь в случаях, предусмотренных Законом Республики Бурятия "О Конституционном Суде Республики Бурятия". Решения Конституционного Суда Республики Бурятия во всех случаях провозглашаются публично. Постановления Конституционного Суда Республики Бурятия публикуются в обязательном порядке в государственных средствах массовой информации и Собрании законодательства Республики Бурятия. Определения Конституционного Суда Республики Бурятия, имеющие важное значение, публикуются по решению Суда. Рассмотрение ряда дел в Конституционном Суде Республики Бурятия, особенно по вопросам защиты прав граждан, транслировалось по телевидению. По каждому рассматриваемому Судом делу дается информация по радио и телевидению. Председатель и судьи Конституционного Суда Республики Бурятия регулярно участвуют в проводимых официальных мероприятиях органами законодательной и исполнительной власти Республики Бурятия. Судьи Конституционного Суда Республики Бурятия поддерживают постоянную связь со средствами массовой информации, регулярно публикуют научно-публицистические статьи в газетах, издаваемых в Республике Бурятия. V. Участие судей в научно-практических конференциях и других общественных политических мероприятиях, проводимых в Республике Бурятия и в Российской Федерации В январе 2001 года в г. Екатеринбурге состоялось совещание судей Конституционного Суда Российской Федерации и конституционных, уставных судов субъектов Федерации. Заседание проводил Председатель Конституционного Суда Российской Федерации М.В. Баглай. В его работе принимал участие Председатель Конституционного Суда Республики Бурятия К.А. Будаев, который высказал свое мнение по проектам ряда федеральных конституционных законов и федеральных законов, связанных с совершенствованием конституционного правосудия. В целях обсуждения и выработки рекомендаций по наиболее актуальным проблемам, касающимся совершенствования законодательства, приведения законодательной базы субъектов Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, Конституционный Суд Республики Бурятия в 2001 года выступил с инициативой проведения межрегиональной научно-практической конференции "Законодательство субъектов Российской Федерации: опыт, проблемы, обеспечение единого правового пространства в стране", которая была поддержана Президентом, Народным Хуралом, Правительством Республики Бурятия и Бурятским государственным университетом. В работе данной конференции, которая состоялась 20-22 июня 2001 года, приняли участие представители законодательных, исполнительных и судебных органов 12 регионов Российской Федерации. С научными докладами выступили 6 докторов наук, более 20 кандидатов наук. Материалы межрегиональной научно-практической конференции были опубликованы в сборнике "Законодательство субъектов Российской Федерации: опыт, проблемы, обеспечение единого правового пространства в стране" и разосланы законодательным, исполнительным органам субъектов Российской Федерации Сибирского, Дальневосточного федеральных округов и другим субъектам Российской Федерации, органам государственной власти Российской Федерации, также всем конституционным (уставным) судам, ректорам ряда университетов. В конце 2001 года Председатель Конституционного Суда Республики Бурятия Будаев К.А. принял участие в совещании по исполнению решений Конституционного Суда Российской Федерации и конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации в г. Москве, участвовал в Международной конференции, посвященной 10-летию Конституционного Суда Российской Федерации. В проведении круглого стола "Конституционное правосудие и международно-правовые стандарты прав человека в России" в г. Нальчике, организаторами которого явились: Совет Европы, Конституционный Суд Российской Федерации, Конституционный Суд Кабардино-Балкарской Республики участвовала и выступила с докладом судья Конституционного Суда Республики Бурятия Егорова Г.В. В 2001 году Конституционный Суд Республики Бурятия принял делегацию из Европейского суда по правам человека, судей из Великобритании и Швеции. В 2002 году Председатель Конституционного Суда Республики Бурятия принял участие в научно-практическом семинаре "Конституционное правосудие в федерализме – Какое единство и разнообразие являются желательными и возможными?", который проходил в Республике Татарстан. А также – в круглом столе в г. Москве на тему "Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации: проблемы формирования и функционирования", который провел Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству. В декабре 2002 года Председатель Конституционного Суда Республики Бурятия по приглашению Администрации Президента Российской Федерации принял участие во Всероссийском совещании представителей органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, судей федеральных судов, полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, Генеральной прокуратуры, представителей конституционных и уставных судов субъектов Российской Федерации и научных учреждений по вопросам применения общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров в практике органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, особенно в решениях федеральных судов, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации. В 2003 году судья Конституционного Суда Республики Бурятия Улымжиев А.Д. участвовал и выступил с докладами в конференции по теме "Конституция как символ эпохи" (г. Москва), посвященной 10-летию Конституции Российской Федерации, в научно-практической конференции "Права человека и конституционное (уставное) судопроизводство в субъектах Российской Федерации" (г. Санкт-Петербург). В 2004 году Председатель Конституционного Суда Республики Бурятия Будаев К.А. и судья Конституционного Суда Республики Бурятия Егорова Г.В. приняли участие и выступили с докладами в научно-практических конференциях по темам "Актуальные проблемы конституционного (уставного) судопроизводства в субъектах Российской Федерации" (г. Калининград и г. Петрозаводск). В апреле 2004 года Президент Республики Бурятия, Народный Хурал, Правительство, Конституционный Суд Республики Бурятия провели межрегиональную научно-практическую конференцию "Проблемы правового регулирования федеративных отношений в России", посвященную 10-летию Конституции Республики Бурятия. С докладами на данной конференции выступили Президент Республики Бурятия Л.В. Потапов, Председатель Народного Хурала Республики Бурятия А.Г. Лубсанов, Председатель Конституционного Суда Республики Бурятия Будаев К.А., судьи Конституционного Суда и многие участники конференции. По материалам конференции был издан сборник, в работе редколлегии принимали участие Председатель Конституционного Суда К.А. Будаев, судья Конституционного Суда А.Д. Улымжиев и помощник Председателя Суда С.Н. Быков. В сентябре-ноябре 2004 года Конституционный Суд Республики Бурятия принял участие в организации и проведении праздничных мероприятий, посвященных 10-летию органов государственной власти Республики Бурятия, действующих на основе новой Конституции республики (Председатель Конституционного Суда Республики Бурятия К.А. Будаев входил в состав организационного комитета по организации и проведению данных мероприятий, судья А.Д. Улымжиев входил в состав конкурсной комиссии по подведению итогов конкурса среди студентов средних специальных и высших учебных заведений на лучший реферат, курсовую работу, посвященные 10-летию органов государственной власти Республики Бурятия, а также работал в составе конкурсной комиссии по подведению итогов конкурса среди средств массовой информации на лучшую серию публикаций (передач), посвященных истории становления и деятельности органов государственной власти Республики Бурятия). В 2004 году Конституционный Суд Республики Бурятия совместно с Верховным и Арбитражным судами Республики Бурятия принимали делегацию Верховного Суда Монголии во главе с Главным судьей Монголии г. Ганбат. В этом же году Конституционный Суд Республики Бурятия принимал делегацию Конституционного Суда Республики Тува. По приглашению Конституционного Суда Республики Татарстан председатель Суда К.А. Будаев принял участие во Всероссийской научно-практической конференции "Конституционное правосудие в Российской Федерации: правовое регулирование, опыт, перспективы", которая состоялась в июне 2005 года. В 2003 и 2005 годах в Республике Бурятия находились в служебных командировках судьи Конституционного Суда Российской Федерации Лучин В.О. и Бондарь Н. С. На научно-практических конференциях судьи Конституционного Суда Республики Бурятия выступали с докладами по конституционно-правовым проблемам: по правам человека — "Обеспечение верховенства федеральной Конституции и законов в стране - важная гарантия соблюдения прав и свобод граждан"; "Укрепление единства и целостности правовой системы Российской Федерации - надежная гарантия соблюдения и исполнения прав и свобод граждан"; "Роль органов конституционной юстиции субъектов Российской Федерации в защите прав и свобод граждан (на примере Республики Бурятия)"; по вопросам реформы судебной власти – "К вопросу о разграничении полномочий между органами конституционного правосудия и судами общей юрисдикции в Российской Федерации"; "О развитии федеральной законодательной базы конституционного (уставного) правосудия в субъектах Российской Федерации"; "О разграничении полномочий судов по новому Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации"; "О конституционных основах судебной власти в России"; "Взаимодействие государственных органов при осуществлении конституционного контроля в Республике Бурятия"; "Взаимодействие законодательного и высшего исполнительного органов государственной власти Республики Бурятия с судейским сообществом республики"; "О дальнейшем развитии органов конституционной юстиции в условиях изменения общих принципов организации законодательных и исполнительных органов государственной власти в субъектах Российской Федерации и реформы местного самоуправления"; по федеративным отношениям – "Конституционный Суд Российской Федерации и вопросы обеспечения единого конституционно-правового пространства в стране"; "О единстве конституционно-правового пространства и федеративном устройстве России"; "Формирование конституционных (уставных) судов в субъектах Российской Федерации - новый этап в развитии федерализма и реализации принципа разделения властей"; "Реализация принципа разделения властей в Конституции Российской Федерации, в конституциях и уставах субъектов Федерации"; "О некоторых аспектах взаимодействия международного права и внутригосударственного права Российской Федерации". В течение 2001 – 2005 годов судьи и сотрудники аппарата постоянно работали над повышением своих профессиональных знаний. В общей сложности ими написаны и опубликованы в международных, российских и региональных изданиях 74 научных и публицистических работ по конституционно-правовой тематике (председатель Конституционного Суда Республики Бурятия К.А. Будаев – 30; судья – А.Д. Улымжиев – 25; судья Г.В. Егорова – 6; помощник председателя С.Н. Быков – 10, помощник судьи С.Е. Гнеушева – 3). Судьи и работники аппарата Суда неоднократно выступали в средствах массовой информации по различным конституционно-правовым проблемам. Конституционный Суд Республики Бурятия поддерживает постоянную связь с Конституционным Судом Российской Федерации, Советом судей Российской Федерации, судья А.Д. Улымжиев являлся членом квалификационной коллегии судей Республики Бурятия, а судья Г.В. Егорова является заместителем Председателя Совета судей Республики Бурятия. В декабре 2004 года на VI съезде судей Российской Федерации Председатель Конституционного Суда Республики Бурятия Будаев К.А. избран в состав Совета судей Российской Федерации от конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации. VI. Исполнение решений Конституционного Суда Республики Бурятия Решения Конституционного Суда Республики Бурятия исполняются в полном объеме. В соответствии с принятыми и опубликованными в средствах массовой информации Постановлениями Конституционного Суда Республики Бурятия органы государственной власти Республики Бурятия, органы местного самоуправления в Республике Бурятия вносят изменения в соответствующие нормативные правовые акты. Осуществляя конституционное правосудие, принимая решения относительно конституционности законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти Республики Бурятия и органов местного самоуправления в Республике Бурятия, Конституционный Суд Республики Бурятия тем самым способствует обеспечению законности в сфере государственного управления, защиты прав и свобод человека и гражданина и повышению качества законодательства. При этом Конституционный Суд Республики Бурятия руководствуется не только Конституцией Республики Бурятия, но и Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством, нормами международного права. А также – учитывает правовые позиции, выработанные Конституционным Судом Российской Федерации. Правовая позиция Конституционного Суда Республики Бурятия по тому или иному вопросу, выраженная в решении суда по конкретному делу, распространяется не только на участников спора, но и на неограниченный круг лиц. Таким образом, обеспечивается режим конституционной законности, прежде всего соблюдением иерархии правовых норм, установленной Конституцией Республики Бурятия. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|