Расширенный поиск

Постановление Правительства Республики Бурятия от 22.05.2007 № 172

 


                   ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ


                        от 22 мая 2007 г. N 172

                                      Утратило силу - Постановление
                                    Правительства Республики Бурятия
                                         от 22.03.2010 г. N 103

                 О Концепции развития оборота земель
        сельскохозяйственного назначения в Республике Бурятия
     
     
     В целях осуществления единой  государственной политики в  области
оборота  земель  сельскохозяйственного   назначения  в  республике   и
создания  условий  для эффективного  управления  земельными  участками
сельскохозяйственного  назначения  Правительство  Республики   Бурятия
постановляет:
     
     1. Утвердить  прилагаемую   Концепцию  развития  оборота   земель
сельскохозяйственного  назначения  в   Республике  Бурятия  (далее   -
Концепция).
     
     2. Рекомендовать  органам  местного самоуправления  в  Республике
Бурятия при решении вопросов, связанных с управлением и  распоряжением
землями     сельскохозяйственного    назначения,     руководствоваться
положениями Концепции.
     
     3. Внести  в  распоряжение Правительства  Республики  Бурятия  от
29.06.2006 г.  N 406-р  следующие изменения: в  пункте 3  слова "до  1
октября 2006 года"  заменить словами "по уведомлению  Республиканского
агентства имущественных и земельных отношений".
     
                                        
     Президент, Председатель
     Правительства Республики Бурятия         Л.В.Потапов


                                                            Утверждена
                                          постановлением Правительства
                                                    Республики Бурятия
                                                   от 22.05.2007 N 172

                              Концепция
            развития оборота земель сельскохозяйственного
                   назначения в Республике Бурятия

                             1. Введение

     Настоящая Концепция    определяет    направления     деятельности
государственных     органов     по     развитию     оборота     земель
сельскохозяйственного назначения в Республике Бурятия, формированию  и
становлению эффективного землепользования.
     Определяющую роль  в   земельном   обороте  играет   государство.
Государство  выступает   единственным  регулятором  рынка,   создающим
справедливые  правила для  всех  его  участников, выступает  само  как
участник,  осуществляет контроль  за  деятельностью институтов  рынка,
обеспечивает    социальные    гарантии   его    участникам,    создает
инфраструктуру рынка и осуществляет подготовку кадров для него.

            2. Комплексный социально-экономический анализ
          состояния земель сельскохозяйственного назначения

     В результате  реорганизации государственных  сельскохозяйственных
предприятий  в  ходе  осуществления  земельной  реформы  в  предыдущее
десятилетие  определились  собственники земельных  участков,  а  также
граждане, обладающие правом  собственности на  земельную долю в  общей
собственности. В Республике Бурятия 75,8 тыс. граждан наделены  правом
собственности  на  земельный  пай  на  площади  более  1200  тыс.   га
сельскохозяйственных угодий.
     Значительная часть лиц, получивших земельные доли, оказалась не в
состоянии каким-либо образом  организовать  использование земель.  Все
это, в  сочетании  с трудностями  финансового  и правового  характера,
впоследствии  привело к  избытку  предложения на  потенциальном  рынке
земельных долей,  стало  одним из  наиболее  существенных факторов  их
обесценивания  и  одной  из причин  того,  что  формально  завершенная
реорганизация  сельскохозяйственных предприятий  так  и не  привела  к
существенным качественным изменениям производственного процесса.
     За период с  1990 года  по 2006 год  отмечено сокращение  площади
сельскохозяйственных угодий в целом,  что напрямую связано с  выбытием
их из сельскохозяйственного оборота. По сравнению с 1990 годом (3160,1
тыс.га) площадь сельскохозяйственных  угодий уменьшилась на 10,7  тыс.
га. Основной причиной сокращения площади сельскохозяйственных  угодий,
используемых для производства сельскохозяйственной продукции,  явилось
прекращение  деятельности  предприятий  и  организаций,   крестьянских
(фермерских) хозяйств и перевод освободившихся земель, в большей своей
части, в  фонд перераспределения  земель. Другая  причина -  истечение
срока   права   аренды   земель   (или   временного   пользования)   и
невозобновление его производителями сельскохозяйственной продукции. На
сокращение  площади  сельскохозяйственных  угодий  оказывают   влияние
негативные  процессы, получившие  широкое  распространение в  связи  с
резким сокращением  мероприятий по  защите ценных земель  от водной  и
ветровой эрозии, подтопления,  заболачивания, переувлажнения и  других
процессов.
     Необходимо отметить, что реальное  выбытие продуктивных земель  и
особо ценных сельскохозяйственных угодий более масштабно.
     Ранее переведенные в категорию земель запаса сельскохозяйственные
угодья зарастают    кустарником    и    мелколесьем,    теряют    свою
сельскохозяйственную ценность.
     Земельным кодексом   Российской   Федерации   установлено,    что
допускается  изъятие   из   земель  сельскохозяйственного   назначения
сельскохозяйственных  угодий  для  несельскохозяйственных  целей   при
условии худшего их качества по кадастровой стоимости.
     Уменьшение площадей        особо       ценных        продуктивных
сельскохозяйственных   угодий   и   перевод   их   в   менее    ценные
сельскохозяйственные угодья производится  в исключительных случаях  по
решению Правительства Республики Бурятия.

            3. Проблемные ситуации. Цели и задачи развития
           оборота земель сельскохозяйственного назначения

     Использование земель   для   сельскохозяйственного   производства
осуществляется организациями  различных организационно-правовых  форм,
установленных Гражданским кодексом Российской Федерации.
     В 2006      году      продолжался      процесс      реорганизации
сельскохозяйственных предприятий и поиск выгодных форм хозяйствования.
В условиях экономического  кризиса и  отсутствия поддержки со  стороны
государства  производители  сельскохозяйственной  продукции  в   целях
выживания были вынуждены  менять формы хозяйствования. Товарищества  и
общества,   использующие    земельные   доли,   преобразовывались    в
производственные   кооперативы,   государственные   и    муниципальные
унитарные предприятия и т.д.
     Тяжелое финансовое  положение  участников  долевой  собственности
препятствует    передаче    земельных    долей    сельскохозяйственным
организациям  в  аренду,   так  как   в  соответствии  с   действующим
законодательством   арендодатели   обязаны   для   этого    обеспечить
определение  на  местности  границ  находящихся  в  общей   совместной
собственности  земельных участков  для  проведения кадастрового  учета
этих земель.
     
     В 2006 году, вне зависимости от формы хозяйствования, повсеместно
функционировали сельскохозяйственные организации, осуществляющие  свою
деятельность  на  частной   земле,  поделенной  между  гражданами   на
земельные доли,  которые  в общей  площади используемых  организациями
земель составили  в целом  по республике 41,3  %. Около  59 %  земель,
используемых предприятиями  и организациями, являлось  государственной
собственностью,  и  только  0,04  %  от  общей  площади   используемых
предприятиями земель составило юридическую собственность.
     Целью развития  оборота земель  сельскохозяйственного  назначения
является  перераспределение  земель  сельскохозяйственного  назначения
эффективным   субъектам    сельскохозяйственного   производства    для
оптимизации размера землепользования с учетом выбранной специализации,
наличия    основных     средств    для    организации     эффективного
сельскохозяйственного     производства,    достижения     максимальных
результатов при бережном и рациональном использовании земель.
     Государственное регулирование           оборота            земель
сельскохозяйственного назначения в Республике Бурятия основывается на:
     - планировании и  организации рационального использования  земель
сельскохозяйственного назначения и их охраны;
     - сохранении  в целостности  жизнеспособных  сельскохозяйственных
предприятий всех организационно-правовых форм, использующих  земельные
участки на правах, установленных земельным законодательством;
     - определении  и  сохранении  особо  ценных  сельскохозяйственных
угодий;
     - содействии    сельскохозяйственным   организациям,    способным
расширять  свою  деятельность,   в  достижении  оптимального   размера
землепользования,    необходимого    для    осуществления    выбранной
специализации (деятельности);
     - приоритете   продажи   (предоставления)   земельных    участков
сельскохозяйственного назначения лицам с определенной профессиональной
квалификацией.

             4. Оценка экономического потенциала развития
           оборота земель сельскохозяйственного назначения

     Ресурсный потенциал   земель   сельскохозяйственного   назначения
Республики Бурятия включает в  себя совокупность земельных ресурсов  и
ресурсов  работающих  сельскохозяйственных  организаций,  крестьянских
(фермерских) хозяйств и личных подсобных хозяйств. Потенциал земельных
ресурсов заключается в наличии сельскохозяйственных угодий.   
          
          Структура земель сельскохозяйственного назначения
                                                                                                                                                 (тыс.га)                                                                      
|———————|———————————————————————————————————————|——————————————————————————————|
|  NN   |          Наименование земель          |           г о д ы            |
|  п/п  |   сельскохозяйственного назначения    |                              |
|———————|———————————————————————————————————————|—————————|—————————|——————————|
|       |                                       | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г.  |
|———————|———————————————————————————————————————|—————————|—————————|——————————|
|  1.   | Сельскохозяйственные угодья,          |         |         |          |
|       | всего                                 | 2095,8  | 2095,9  |  2141,8  |
|       | - пашня                               |  690,7  |  690,7  |  698,5   |
|       | - залежь                              |  44,2   |  44,4   |   44,9   |
|       | - многолетние насаждения              |   6,6   |   6,5   |   6,4    |
|       | - пастбища                            | 1080,6  | 1080,6  |  1113,0  |
|       | - сенокосы                            |  273,7  |  273,7  |  279,0   |
|  2.   | Леса                                  | 1089,9  | 1089,9  |  1090,0  |
|  3.   | Древесно-кустарниковая растительность |  154,2  |  154,2  |  154,3   |
|       | Водные объекты                        |         |         |          |
|  4.   | Болота                                |  45,7   |  45,7   |   45,7   |
|  5.   | Дороги                                |  72,3   |  72,3   |   72,3   |
|  6.   | Земли застройки                       |  18,7   |  18,8   |   18,7   |
|  7.   | Нарушенные земли                      |  12,8   |  12,8   |   12,8   |
|  8.   | Прочие земли                          |   1,3   |   1,3   |   1,3    |
|  9.   | Земли в стадии мелиоративного         |  170,5  |  170,6  |  170,7   |
|  10.  | освоения                              |   1,8   |   1,8   |   1,8    |
|———————|———————————————————————————————————————|—————————|—————————|——————————|
|       | Итого                                 | 3663,0  | 3663,3  |  3709,4  |
|———————|———————————————————————————————————————|—————————|—————————|——————————|
     
     По состоянию   на  1   января   2007  года   наличие   работающих
сельскохозяйственных товариществ  и обществ составляет  86 на  площади
253,4 тыс. га, производственных  кооперативов - 205 на площади  2018,4
тыс.     га,     государственных     и     муниципальных     унитарных
сельскохозяйственных  предприятий  -  30 на  площади  125,2  тыс.  га,
научно-исследовательских и  учебных  учреждений и  заведений  - 29  на
площади 13,1 тыс. га, подсобных хозяйств - 20 на площади 71,3 тыс.  га
и прочих организаций - 165 на площади 36,5 тыс. га.
     В частном  секторе  наличие  крестьянских  (фермерских)  хозяйств
составляет 2589 на площади 117,3 тыс. га, личных подсобных хозяйств  -
146 248 на площади 85,2 тыс. га.
     Республика Бурятия обладает земельными ресурсами, площадь которых
составляет: сельскохозяйственные угодья - 2141,8 тыс. га, в том  числе
698,5 тыс. га пашни.  В расчете на  душу населения приходится 2,02  га
сельскохозяйственных угодий, в том числе 0,70 га пашни.
     В дореформенный период  все  виды ресурсов  Бурятии находились  в
собственности   государства,   колхозов  и   совхозов.   Эффективность
использования ресурсного потенциала была недостаточно высокой. Поэтому
считалось,  что благодаря  реформированию,  в частности,  приватизации
станет возможным использовать имеющиеся ресурсы более рационально.
     В структуре  земельных   угодий  Республики  Бурятия   наибольший
удельный вес имеют сенокосы, пастбища. Земли характеризуются невысоким
плодородием,   почвы    подвержены   ветровой    и   водной    эрозии,
биоклиматический потенциал составляет 0,48 % по сравнению с данными  в
целом по России.
     Численность занятых    в    сельскохозяйственном     производстве
составляет 55,5 тыс. человек или 14,1 % от общей численности занятых в
экономике Республики Бурятия.  Из них работает в  сельскохозяйственных
организациях 18,4  тыс.  человек. Доля  работников,  имеющих высшее  и
специальное  образование,  составляет  13,2  %  от  общей  численности
работающих в сельскохозяйственных организациях.
     
           5. Обоснование стратегии развития оборота земель
                   сельскохозяйственного назначения

     Для эффективного  развития оборота  земель  сельскохозяйственного
назначения необходима разработка нормативно-правовой базы.
     Нормативно-правовое обеспечение    развития    оборота     земель
сельскохозяйственного   назначения   осуществляется    исполнительными
органами государственной  власти Республики  Бурятия и  муниципальными
образованиями в Республике Бурятия в целях планирования  использования
земель  сельскохозяйственного  назначения  и их  охраны  по  следующим
направлениям:
     - разработка предложений о рациональном использовании земель и об
их охране;
     - определение  земель сельскохозяйственного  назначения,  которые
могут быть включены в фонд перераспределения земель;
     - определение особо ценных сельскохозяйственных угодий.
     Информационное обеспечение      развития      оборота      земель
сельскохозяйственного   назначения    осуществляется   по    следующим
направлениям:
     - проведение   комплекса   работ   по   упорядочению    правовой,
землеустроительной   и   другой  информации   о   земельных   участках
сельскохозяйственного  назначения  для  адаптации  ее  к   современной
системе  учета  и  регистрации, ведение  в  автоматизированном  режиме
постоянно   обновляемых  картографических   и   цифровых  баз   данных
земельно-кадастровой информации;
     - разработка  практических   рекомендаций  и  выпуск   популярных
пособий  по эффективному  применению  земельного законодательства  для
осуществления сделок  с земельными  долями и  земельными участками  из
земель сельскохозяйственного назначения;
     - обучение специалистов  государственных (муниципальных)  органов
применению земельного  законодательства для эффективного  распоряжения
земельными участками;
     - содействие  обучению  специалистов, обеспечивающих  правовое  и
организационное функционирование  рынка  земель (институт  независимых
оценщиков, страховщиков,  риэлторов;  оформление сделок  и операций  с
земельными участками, организация торгов и др.).
     Финансирование мероприятий по  планированию использования  земель
сельскохозяйственного  назначения   осуществляется  за  счет   средств
бюджета Республики Бурятия, в соответствии с частью 10 пункта 2 статьи
26.3 Федерального закона от 06.10.1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах
организации   законодательных  (представительных)   и   исполнительных
органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
     На первом  этапе  реализации  Концепции  приоритетными   являются
следующие задачи:
     - разработка  практических   рекомендаций  и  выпуск   популярных
пособий  по эффективному  применению  земельного законодательства  для
осуществления сделок  с земельными  долями и  земельными участками  из
земель сельскохозяйственного назначения, проведение семинаров;
     - проведение общих собраний  участников долевой собственности  по
вопросам  определения  местоположения  части  находящегося  в  долевой
собственности земельного участка, площадь которой равна сумме площадей
невостребованных   земельных   долей,    и   передачи   их   в    фонд
перераспределения земель;
     - определение    границ     фонда    перераспределения     земель
сельскохозяйственного назначения;
     - определение особо ценных сельскохозяйственных угодий.

                       6. Ожидаемые результаты

     Реализация Концепции позволит:
     - определить земельные участки невостребованных земельных долей;
     - упорядочить земли сельскохозяйственного назначения;
     - определить границы  земель  сельскохозяйственного назначения  и
земель фонда перераспределения;
     - активизировать  сделки  на рынке  земель  сельскохозяйственного
назначения;
     - определить особо ценные сельскохозяйственные угодья;
     - оптимизировать   размер   землепользования   для    эффективных
сельскохозяйственных  производителей  с  учетом  их  специализации   и
наличия основных средств  производства, тем самым повысить  доходность
сельскохозяйственного производства;
     - создать условия  для развития  ипотечной системы  кредитования,
так  как  при  формировании земельных  участков  собственники  получат
возможность кредитования под залог земельных участков.
     Важно, чтобы изменения в землепользовании были увязаны с  другими
мерами  по  оздоровлению  агропромышленного  комплекса,   обеспечивали
устойчивое   развитие    агропромышленного    сектора   экономики    и
способствовали повышению уровня почвенного плодородия.

  7. Законодательные и нормативные правовые акты Республики Бурятия,
         принятие которых необходимо для реализации Концепции

     1. Нормативный     правовой    акт     исполнительного     органа
государственной  власти  Республики  Бурятия  о  содействии   обучению
специалистов,     обеспечивающих    правовое     и     организационное
функционирование  рынка   земель   (институт  независимых   оценщиков,
страховщиков, риэлторов;  оформление  сделок и  операций с  земельными
участками и организация торгов).
     2. Методические   рекомендации    по   эффективному    применению
земельного  законодательства  для осуществления  сделок  с  земельными
участками из земель сельскохозяйственного назначения.    
    
                                Верно:


Информация по документу
Читайте также