Расширенный поиск
Постановление Правительства Республики Бурятия от 13.11.2007 № 354ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 13 ноября 2007 г. N 354 Об утверждении Концепции республиканской системы оценки качества образования Руководствуясь постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 г. N 848 "О мерах государственной поддержки субъектов Российской Федерации, внедряющих комплексные проекты модернизации образования", распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 г. N 1756-р, распоряжением Правительства Республики Бурятия от 29.04.2007 г. N 228-р, в целях обеспечения стабильного функционирования республиканской системы оценки качества образования, включающей показатели качества образовательных результатов и условий образовательной деятельности, соответствующих получению учащимися конкурентоспособных знаний на всех ступенях системы общего образования, Правительство Республики Бурятия постановляет: 1. Утвердить прилагаемую Концепцию республиканской системы оценки качества образования. 2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования. Президент - Председатель Правительства Республики Бурятия В.В.Наговицын Утверждена постановлением Правительства Республики Бурятия от 13.11.2007 N 354 Концепция республиканской системы оценки качества образования Введение Экономическое и духовное развитие страны в значительной степени определяется качеством общего и профессионального образования. Качество интеллектуальных ресурсов становится главным геополитическим фактором в мире. В связи с этим в рамках приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации на период до 2010 года, одобренных Правительством Российской Федерации, предусмотрено создание моделей организации контроля качества образования и формирование нормативной базы для общероссийской системы оценки качества образования (ОСОКО). Однако система оценки качества образования в Российской Федерации только начала создаваться, еще не сформировано единое концептуально-методологическое понимание проблем качества образования и подходов к его измерению. Достаточно часто используется неапробированный и нестандартизированный инструментарий. Деятельность различных организаций, занимающихся проблемами качества образования, не координируется. Отсутствует необходимое научно-методическое обеспечение для объективного и надежного сбора информации, не хватает квалифицированных кадров. Решение этих проблем требует целенаправленных усилий по разработке и внедрению современных технологий оценки различных показателей качества образования и выявления факторов, влияющих на их динамику. В этих целях на уровне Республики Бурятия предполагается создание республиканской системы оценки качества образования (РСОКО) как системы, прежде всего, внешней оценки результатов образования в интересах личности, общества, рынка труда и государства. I. Основные положения РСОКО Под качеством образования в данной Концепции понимается характеристика системы образования, отражающая степень соответствия реальных достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям. Оценка качества образования подразумевает оценку образовательных достижений обучающихся, качества образовательных программ, свойств образовательного процесса и его ресурсного обеспечения в конкретном образовательном учреждении, социальных позиций, характеристик и запросов основных субъектов образовательного процесса, деятельности всей образовательной системы Республики Бурятия, ее подсистем. Под республиканской системой оценки качества образования понимается совокупность организационных и функциональных структур, норм и правил, обеспечивающих основанную на единой концептуально-методоло-гической базе оценку образовательных достижений обучающихся, эффективности деятельности образовательных учреждений и их систем, качества образовательных программ с учетом запросов основных потребителей и производителей образовательных услуг. Создание республиканской системы оценки качества образования будет способствовать достижению следующих общезначимых целей: - обеспечение единого образовательного пространства на территории Республики Бурятия; - повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг при принятии решений, связанных с образованием; - обеспечение объективности и справедливости при приеме в образовательные учреждения; - индивидуализация образования, развитие академической мобильности и мобильности трудовых ресурсов; - создание инструментов общественного участия в управлении социально-образовательной средой; - ведение социологического мониторинга проблем развития сферы образования Республики Бурятия; - принятие обоснованных управленческих решений органами управления образованием различных уровней. Таким образом, РСОКО обеспечивает выполнение функции внешней независимой оценки результатов образования. В то же время и сама система образования заинтересована в создании РСОКО как инструмента самоорганизации и адаптации к потребностям общества. 1. Объекты оценки РСОКО представлены тремя основными элементами: - образовательные программы (включая и те образовательные программы, для которых не предусмотрены государственные образовательные стандарты). Выбор актуальной и эффективной программы представляет интерес не только для потребителя, но и для образовательной организации (учреждения), так как именно качественная программа во многих секторах образования влияет на конкурентоспособность образовательной организации. Соответственно, оценка качества и сертификация образовательных программ становятся широко востребованными функциями РСОКО; - образовательные организации (учреждения) и их системы (сюда входят и органы управления, подведомственные организации, а также иные организации, выполняющие по заказам органов управления образованием те или иные функции, обеспечивающие образовательный процесс и процесс управления), реализующие образовательные программы всех типов и видов; - обучающиеся, точнее их индивидуальные образовательные достижения, представляют собой наиболее значимый объект оценки. Под обучающимися мы понимаем как тех, кто уже завершил освоение той или иной образовательной программы, так и тех, кто находится на различных промежуточных этапах обучения. 2. Основные элементы или подсистемы РСОКО. Информационная подсистема - консолидирует организационно-методический инструментарий сбора и первичной обработки информации о качестве образования. В эту подсистему входят образовательная статистика, организация и процедуры проведения единого государственного экзамена, мониторинг различного уровня и типа, включая социологический. Информационная подсистема обеспечивает получение достоверной информации от объектов оценки по определенной заданной системе показателей о качестве образования, условиях и социальных проблемах реализации образовательного процесса. Экспертная подсистема, представленная консалтинговыми структурами, обладающими опытом работы с информационными потоками РСОКО, осуществляющими реальное взаимодействие с подсистемой потребителей информации о качестве образования. В большинстве случаев потребителей интересует не столько сама информация о качественных характеристиках системы образования или отдельных ее элементов, сколько обоснованные предложения по решению той или иной конкретной задачи, стоящей перед потребителем (будь то выбор детского сада для ребенка или выбор муниципального образования, обладающего нужным потенциалом в сфере образования для крупного бизнес-проекта и т. д.). Правовая подсистема обеспечивает нормативное правовое регулирование деятельности всех субъектов, осуществляющих свою деятельность в рамках РСОКО, определяет права, обязанности и ответственность мониторинговых организаций, входящих в информационную подсистему, а также объектов оценки и потребителей. II. Внешняя оценка качества образования Субъекты, заинтересованные в использовании РСОКО как источника объективной и достоверной информации о качестве образовательных услуг, представляют основные группы потребителей результатов системы образования. Среди них выделяются: - государственные структуры (интересы государства здесь понимаются в связи с его ответственностью за реализацию конституционных прав граждан, за социальную стабильность и конкурентоспособность российской экономики, а также в связи с тем, что оно является крупнейшим работодателем); - организации - государственные и бизнес-структуры, представляющие как отдельные предприятия, так и их различные объединения, а также организации социальной, культурной сферы и т. д.; - семья и другие социальные общности (религиозные организации, общественные ассоциации и др.); - отдельные граждане, интересы которых могут быть представлены также семьей, производством (работодателями) и государством. III. Внутренняя оценка качества образования Внутренняя оценка качества в системе образования строится с учетом трех основных составляющих образовательного процесса: - обучающиеся; - обучающие (учителя, преподаватели); - ресурсное обеспечение (организационное, материально-техническое, методическое, информационное, финансовое). Внутренняя оценка качества основывается на следующих оценочных отношениях (внутренних по отношению к системе образования): а) самооценка обучающихся. В условиях непрерывного образования, "образования в течение всей жизни", способность к самоконтролю и самооценке своей учебной деятельности становится для человека важнейшим качеством. Проблема требует решения в виде разработки соответствующего научно-методического обеспечения. В полной мере сказанное относится и к самооценке обучающих - педагогов: учителей, преподавателей и т. д.; б) внутренний мониторинг качества. Во многих странах в учебных заведениях распространен так называемый "внутренний мониторинг качества". Это регулярные исследования, опросы, касающиеся всех сторон жизни учебного заведения: качества преподавания, учебников и других учебных материалов, объективности оценок, состояния учебных помещений и т. д. Анализ этих данных позволяет судить о деятельности преподавателей, администраторов, технических служб и своевременно принимать соответствующие управленческие решения. Поскольку аналогичный опыт постепенно начинает распространяться и в Российской Федерации, он требует обобщения и разработки соответствующего стандартизированного инструментария и на республиканском уровне; в) внутренние оценки образовательных программ. В настоящее время образовательные стандарты для общего образования разрабатываются на федеральном уровне. На республиканском, муниципальном уровне, уровне образовательного учреждения имеются возможности вносить в содержание образования определенные изменения, создавать авторские программы. Процедуры, методики внутренней оценки качества образовательных программ разработаны практически так же слабо, как и для внешней оценки; г) оценка индивидуальных достижений обучающихся. На уровне образовательного учреждения оценка индивидуальных достижений учащихся реализуется в рамках двух процедур: государственной итоговой аттестации выпускников и промежуточной аттестации учащихся в рамках внутренней системы контроля качества образования. Методический инструментарий для оценки качества подготовки учащихся учреждений образования в большинстве муниципальных образований разрабатывают сами образовательные учреждения на основе соответствующих государственных образовательных стандартов. Используемые проверочные материалы далеки от совершенства. Необходима целенаправленная работа на республиканском уровне по формированию соответствующих проверочных материалов. В сложившейся практике оценку качества подготовки выпускников как главную составляющую оценки результативности деятельности учреждений образования осуществляют сами производители образовательных услуг. Исключение составляет оценка уровня подготовки выпускников средней общеобразовательной школы, для которой в настоящее время впервые реализован механизм независимой внешней оценки в рамках единого государственного экзамена; д) оценка органов управления образованием. В настоящее время деятельность муниципальных органов управления образованием оценивается в основном Министерством образования и науки Республики Бурятия. Органы управления образованием не подлежат никакой оценке со стороны обучающихся, обучающих, образовательных учреждений или внешних субъектов - родительской общественности, общественных организаций и т. п. Необходимо формирование элементов РСОКО, которые могли бы реализовывать единые стандартизированные подходы к этим видам оценки, прозрачные для общественных структур. При этом должны быть разработаны постоянно действующие механизмы формирования надежных информационных потоков. IV. Технология организации и проведения оценки качества образования 1. Оценка качества индивидуальных достижений обучающихся. Технология оценки индивидуальных достижений в РСОКО строится с учетом институтов и механизмов, доказавших свою эффективность в предшествующий период, и включает: - завершение работы по созданию условий проведения ЕГЭ в штатном режиме; - внедрение практики проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников 9-х классов независимыми муниципальными комиссиями; - дальнейшее развитие системы мониторинга качества общеобразовательной подготовки обучающихся первых - восьмых, десятых классов на основе применения компетентностно-ориентированных контрольно-измерительных материалов. Важными направлениями РСОКО станут также: - разработка научно-методического аппарата самооценивания учащимися, студентами своих достижений, а также научно-методического аппарата самооценки педагогических кадров и руководителей ОУ; - разработка организационно-методического инструментария, позволяющего фиксировать и оценивать внеучебную активность учащихся и студентов (портфолио); - введение документов, подтверждающих знаниевые и внеучебные достижения учащихся и студентов, создание условий, обеспечивающих достоверность содержащихся в них сведений. 2. Оценка качества образовательных программ. Сегодня качество образовательных программ практически не подлежит общественной оценке. Необходимый инвариант общего образования должен быть определен совместными усилиями различных категорий населения, что придаст общему образованию практико-ориентированную, деятельностную направленность. 3. Оценка качества деятельности образовательных учреждений. Необходимо совершенствование в штатном режиме методик и механизмов оценки деятельности образовательных учреждений в процессе их лицензирования, аттестации и аккредитации. Современная практика оценки качества образования предполагает значительное усиление роли самообследования образовательных учреждений, результаты которого рассматриваются в качестве важного предварительного результата оценки качества их деятельности. Отсюда необходимость дальнейшего развития практики публичной отчетности о различных аспектах деятельности образовательного учреждения. Стандарты такой отчетности должны отражать: - цели учебного заведения, в том числе по отношению к качеству и стандартам; - структуру образовательных программ, их содержание, длительность, входные требования для их прохождения; - организацию системы обеспечения качества; - состав учащихся, их успеваемость, а также оценку обучающимися учебных программ; - достижения выпускников, их успешность на рынке труда и (или) в дальнейшем продолжении образования; - основные финансовые показатели деятельности образовательного учреждения, уровень его ресурсного обеспечения. В перспективе необходимо развитие независимых (внешних) оценок качества деятельности образовательного учреждения - оценок, полученных в результате не зависимых от образовательного учреждения (организации) и от системы образования в целом (в том числе и от органов управления образованием) процедур, стандартизированных и универсальных. 4. Оценка качества деятельности муниципальных образовательных систем. С учетом накопленного опыта построения региональных систем управления качеством образования, включающего как модели управления, механизмы оценки и обеспечения качества, так и аналитические, информационные системы оценивания, в рамках формирования РСОКО предполагается: - обобщить опыт регионов и муниципальных образований и разработать на этой основе республиканскую модель организации оценки качества деятельности муниципальных образовательных систем; - разработать на республиканском уровне методические рекомендации по оценке деятельности органов управления образованием для органов законодательной и исполнительной власти республиканского и муниципального уровня с целью совершенствования деятельности органов управления образованием. V. Нормативно-правовое обеспечение РСОКО Общие принципы проведения оценочной деятельности в сфере образования в условиях вариативности, множественности уровней определены Законом Российской Федерации "Об образовании", другими нормативными правовыми актами. Система правового регулирования оценки качества образования будет охватывать: - определение функций субъектов РСОКО в вопросах сбора и обработки информации о качестве образования, расчета показателей качества образования и принятия управленческих решений; - определение функций организаций, осуществляющих оценку качества образования; - определение периодичности проведения процедур оценки качества образования; - определение процедур сбора, хранения и публикации данных о качестве образования, порядка доступа заинтересованных организаций к этим процедурам; - регламентацию процедур апробации и стандартизации инструментария оценки качества образования; - регламентацию процедур сбора материалов и публикации докладов о состоянии качества образования разных уровней. Заключение В Концепции РСОКО отражен общий подход к структуре, функциям и созданию системы оценки качества образования в Республике Бурятия. Предложена модель для использования показателей качества образования в интересах различных групп потребителей. При этом важное значение имеет не только механизм оценки, но и влияние результатов оценки на качество образования. В этом случае РСОКО станет инструментом реализации политики в области образования. Верно: Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|