Расширенный поиск

Постановление Главы Администрации Белгородской области от 21.09.1994 № 487

 
                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ
               ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

от 21 сентября 1994 г.                                     N487


               О временных правилах работы предприятия
              розничной торговли и основных требованиях
                к работе мелкорозничной торговой сети

              (в ред. постановления главы администрации
              Белгородской области от 22.03.1996 N 189)
     

     С целью  упорядочения  работы  розничной торговли,  регулирования
организации торговых процессов  и  деятельности  предприятий  торговли
всех форм собственности постановляю:

     1. Утвердить  прилагаемые  Временные  правила  работы предприятия
розничной торговли  и  Основные  требования  к  работе  мелкорозничной
торговой сети (прилагаются).

     2. Установить,  что  настоящие  Правила и требования действуют на
территории Белгородской области и распространяются на все  предприятия
розничной  торговли,  независимо от форм собственности и ведомственной
принадлежности,  и   предусматривают   ответственность   руководителей
предприятий  за  качество  реализуемых товаров и услуг,  направлены на
защиту  прав  и  интересов  покупателей,  повышение  уровня  торгового
обслуживания населения области.

     3. Данное  постановление  внести  на  рассмотрение  и утверждение
областной Думы.


    Глава администрации области          Е. Савченко


                                                            Утверждены
                                                        постановлением
                                           главы администрации области
                                          от 21 сентября 1994 г. N 487

                          Временные правила
                работы предприятия розничной торговли

     1. Общие положения

     1. Настоящие Правила определяют  основные  требования  к  порядку
работы  предприятия  розничной  торговли  (в  дальнейшем предприятие),
независимо  от  ведомственной  подчиненности,  формы  собственности  и
организационно-правовой  формы,  а также объемов данной деятельности в
иной уставной деятельности  предприятия,  и  действуют  на  территории
Белгородской области.

     2. Каждое  предприятие  должно  иметь  лицензию  на торговлю теми
видами товаров, лицензирование которых предусмотрено законодательством
Российской Федерации.
     (в ред. постановления главы администрации Белгородской области от
22.03.1996 N 189)

     3. Основной   задачей  предприятия  является  розничная  торговля
товарами потребления в  ассортименте,  соответствующем  его  товарному
профилю (типу),  а также другими товарами,  при наличии условий для их
реализации;  обеспечение высокой культуры обслуживания  покупателей  с
наименьшими  затратами  времени  на  покупки;  оказание дополнительных
услуг,  соблюдение прав  и  интересов  покупателей  в  соответствии  с
Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей".

     4. Товарный  профиль  (тип) предприятия торговли определяется его
Уставом.  Изменение товарного профиля осуществляется по согласованию с
органами местной администрации.

     5. Предприятие должно иметь вывеску с указанием товарного профиля
и  его  организационно-правовой  формы  (принадлежности),   фирменного
наименования на русском языке.
     На входной двери предприятия  помещается  табличка  или  делается
трафаретная надпись с информацией о режиме работы,  юридическом адресе
его собственника.  В течение  рабочего  времени  все  двери  торгового
предприятия  должны  быть открыты для свободного доступа покупателей в
торговый зал.

     6. Режим  работы  государственным  (муниципальным)   предприятиям
торговли  устанавливается  по  решению  органов местной администрации.
Режим работы предприятий,  основанных на  иных  формах  собственности,
определяется собственником с учетом обеспечения наибольших удобств для
покупателей.
     Часы торговли  алкогольными  напитками  в  предприятиях розничной
торговли независимо от  форм  собственности  устанавливаются  органами
местного     самоуправления     в     соответствии    с    действующим
законодательством.
     (в ред. постановления главы администрации Белгородской области от
22.03.1996 N 189)

     7. При закрытии предприятия на обеденный перерыв или по окончании
рабочего   дня   кассы  прекращают  работу  в  точном  соответствии  с
установленными  часами  работы  предприятия,  однако  все  покупатели,
имеющие на руках кассовые и товарные чеки, должны быть обслужены.
     В предприятиях самообслуживания  при  закрытии  их  на  обеденный
перерыв   или   по  окончании  работы  обслуживаются  все  покупатели,
находящиеся в торговом зале (отделе, секции).
     За 15    минут    до    прекращения    обслуживания    покупатели
предупреждаются.

     8. При закрытии  предприятия  для  проведения  санитарных  работ,
ремонта,  переоборудования,  в  связи  с  его ликвидацией руководитель
заблаговременно уведомляет об этом  муниципальные  власти.  Покупатели
извещаются  о закрытии предприятия торговли специальным объявлением за
5  дней  до  его  закрытия.  В  объявлении  также  указывается   адрес
ближайшего предприятия, торгующего аналогичными товарами.

     9. Предприятие  оснащается необходимым оборудованием и инвентарем
в  соответствии  с  его   товарным   профилем   (типом)   и   нормами,
установленными для этих целей.
     Торговый зал и складские помещения должны  отвечать  техническим,
санитарным,  противопожарным  и другим требованиям,  установленным для
предприятий  соответствующего   типа.   Оборудование   предприятия   и
инвентарь  должны  содержаться  в  образцовом санитарном и техническом
состоянии.
     Средства измерений в соответствии с установленными требованиями и
установленном  порядке  должны   подвергаться   обязательной   поверке
органами  Государственной метрологической службы не реже 1 раза в год.
Положительные  результаты  поверки  средств  измерений  удостоверяются
соответствующим клеймом или свидетельством о поверке.

     10. Работники   торгового   предприятия   должны  поддерживать  в
надлежащем санитарном состоянии закрепленную  за  ним  территорию  (не
менее 5 метров от фасада здания).

     11. В  целях  экономии  времени  покупателей  предприятие  должно
постоянно   совершенствовать   методы   продажи   товаров   и    формы
обслуживания,   в   частности,  самообслуживание,  продажу  товаров  с
открытой  выкладкой,  по  образцам  и  каталогам,  по  предварительным
заказам,  на  дому  у  покупателей,  оказывать  дополнительные  услуги
(доставка товаров на  дом,  временное  их  хранение,  раскрой  тканей,
подгонка  одежды  по фигуре,  гравировка и т.д.) в зависимости от типа
предприятия и его специализации.

     12. Для рекламы товаров и услуг используются оконные и внутренние
витрины,  где  выставляются  образцы имеющихся товаров,  которые также
подлежат продаже при требовании покупателя.
     Образцы товаров,   используемые   как   элементы  композиционного
оформления витрины или являющиеся инвентарем предприятия,  продаже  не
подлежат.
     Витрины должны отвечать санитарным и эстетическим требованиям.

     2. Приемка, хранение и подготовка товаров к продаже

     13. Приемка товаров по количеству и качеству на предприятиях всех
форм собственности должна осуществляться в соответствии с действующими
нормативными  актами  и   сопроводительными   документами   поставщика
(продавца), а также другими необходимыми документами.

     14. Принятые   предприятием   в   установленном   порядке  товары
оприходуются в день поступления по их фактическому наличию.
     В случае    невозможности    оприходования   товара   датой   его
фактического поступления (вызов  эксперта,  проверка  цены,  качества,
количества)  в  текстовой  части  товарного  отчета  за итогом прихода
делается  запись  о  поступлении   товара   с   указанием   поставщика
(продавца),  общей стоимости товара в розничных ценах,  а также причин
невозможности оприходования.

     15. Не подлежат приемке предприятием товары с  истекшими  сроками
годности,  хранения,  реализации,  не  соответствующие  требованиям  к
качеству, стандартам.

     16. При хранении товаров  на  складах,  в  подсобных  помещениях,
размещении  и  выкладке  их  в  торговых  залах,  мелкорозничной  сети
работники предприятия  обязаны  строго  соблюдать  принципы  товарного
соседства,   санитарные  правила,  нормы  складирования  и  требования
противопожарной безопасности.
     Режим хранения товаров (температура,  влажность, освещение, сроки
хранения) должен отвечать стандартам и  требованиям,  предъявляемым  к
условиям   хранения  товаров,  содержащимся  в  нормативно-технических
документах, и не допускать снижения качества товаров.

     17. Товар  перед  поступлением  в  торговый   зал   должен   быть
соответствующим  образом  подготовлен  к  продаже (освобожден от тары,
одежда чистая и отутюжена,  куски ткани отправлены, велосипеды, мопеды
и  другие  изделия  из металла собраны и очищены от смазки,  бутылки и
консервные банки протерты,  соответствующие  продовольственные  товары
должны быть зачищены, нарезаны, предварительно расфасованы и т.д.).

     3. Продажа товаров

     18. К  моменту  открытия  предприятие  должно быть подготовлено к
работе:  товары снабжены четко оформленными ярлыками цен, обновлена их
выкладка,   подготовлены   соответствующий   инвентарь  и  упаковочные
материалы, контрольно-кассовые машины.
     Торговое предприятие  обязано  иметь  утвержденный ассортиментный
перечень товаров,  согласованный с  органом  местной  администрации  и
центром  Госсанэпиднадзора,  на  территории  которого оно расположено,
действующие правила  работы  предприятия,  санитарные  и  ветеринарные
правила  и  другую  нормативно-техническую  документацию  и  соблюдать
установленные в них требования.

     19. Продажа товаров  в  предприятии  торговли  производится  всем
гражданам на общих основаниях.
     Льготы в  торговом  обслуживании  отдельным   группам   населения
предоставляются   на   основании   законодательных   актов  Российской
Федерации, а также на основании решений местных органов исполнительной
власти.

     20. На  все  реализуемые товары предприятие торговли должно иметь
сертификаты,  выданные или признанные уполномоченным  на  то  органом,
другие документы, удостоверяющие качество товаров, их безопасность для
жизни и здоровья людей, а также источники их поступления.
     В соответствии  с  Законами  Российской  Федерации "О защите прав
потребителей",   "Основ   гражданского    законодательства"    и    "О
санитарно-эпидемиологическом   благополучии   населения"   предприятие
торговли несет ответственность за качество реализуемых товаров.
     Запрещается продажа   товаров   с   истекшими  сроками  годности,
хранения,  реализации,  не  соответствующих  требованиям  к  качеству,
стандартам.

     21. Взвешивание и отмеривание товаров производится в соответствии
с  Правилами  пользования  мерами   и   измерительными   приборами   в
предприятиях торговли и общественного питания.

     22. Гастрономические,  сыпучие,  метражные  и штучные товары,  не
имеющие фабричной упаковки,  отпускаются в бумаге,  пакетах или другой
соответствующей свойствам товара упаковке,  разрешенной для контакта с
пищевыми продуктами.  Стоимость целлофановой и полиэтиленовой упаковки
оплачивается   покупателем   дополнительно.   По  просьбе  покупателей
продавцы должны нарезать отпускаемые гастрономические товары.
     Нерасфасованные жидкие  и  полужидкие товары отпускаются в посуду
покупателей по весу или с применением стандартной мерной емкости.
     Магазины, реализующие    живую   рыбу,   должны   быть   оснащены
аквариумом.  Срок реализации живой рыбы установлен в 2 суток. Без воды
живая рыба должна находиться не более 10-15 минут.

     23. В  торговых  залах  продовольственных  магазинов  должны быть
установлены на  доступном  для  покупателей  месте  контрольные  весы,
контрольные   мерные   кружки,   мензурки,  овоскоп,  в  предприятиях,
торгующих тканями и другими мерными товарами, - контрольные метры.

     (пункт 24    исключен    постановлением    главы    администрации
Белгородской области от 22.03.1996 N 189)

     25. Продажа   товаров,   облагаемых  акцизами,  перечень  которых
утверждается Правительством,  производится только при наличии лицензии
на  право  торговли  товарами,  выдаваемой  лицензионными  службами  в
установленном порядке. На товары, подлежащие лицензированию по решению
соответствующих органов, также должны быть лицензии.

     26. Продажа продовольственных и непродовольственных товаров,  для
которых установлены особые правила торговли (спиртные напитки,  ружья,
средства   самообороны  и  патроны  к  ним,  комиссионная,  посылочная
торговля), осуществляется с соблюдением также и этих правил.

     27. Продажа  товаров  повседневного  спроса  детям   производится
только  в  том  случае,  если  они  способны  самостоятельно совершать
покупку и  рассчитываться  за  купленный  товар.  Запрещается  продажа
несовершеннолетним лицам алкогольных напитков, пива, табачных изделий,
игральных карт, зажигалок, ядохимикатов и горючих жидкостей.

     28. При продаже товаров наборами,  скомплектованными  в  торговом
предприятии,  покупатель  вправе  потребовать,  а  продавец  не вправе
отказать  в  продаже  отдельных  товаров  из  набора  (кроме   наборов
фабричного изготовления).

     29. Предприятие  обязано  выдавать  покупателю  вместе с покупкой
отпечатанный   контрольно-кассовой    машиной    чек    за    покупку,
подтверждающий исполнение обязательств по договору купли-продажи между
покупателем и данным предприятием.
     При продаже     технически     сложных     товаров    и    других
непродовольственных товаров, которые в случае выхода из строя в период
гарантийного   срока  могут  быть  возвращены  в  магазин,  покупателю
выписывается  товарный  чек  с  указанием  в  нем  названия   (номера)
магазина,  наименования и сорта (артикула) изделия, цены, даты продажи
и фамилии продавца. Товарный чек выписывается в двух экземплярах, один
из  которых  передается покупателю.  В техническом паспорте на изделие
также проставляется  дата  и  год  продажи,  штамп  магазина,  фамилия
продавца.
     Обмен купленных в  розничной  торговой  сети  непродовольственных
товаров   надлежащего   качества   или   возврат   денег   покупателям
производится в соответствии со ст.  25 Закона Российской Федерации  "О
защите   прав   потребителей".   В   случае   приобретения   товара  с
недостатками,  обмен осуществляется согласно  статей  18  -  21  этого
Закона.
     (в ред. постановления главы администрации Белгородской области от
22.03.1996 N 189)
     Продовольственные товары,  купленные в розничной  торговой  сети,
обмениваются  в  случае  установления  скрытых  дефектов (кислотность,
жирность,   бактериологическое   обсеменение,   наличие    посторонних
примесей,   солей   тяжелых  металлов,  пустоты  на  разрезе  и  др.),
несоответствия наименованию или сорту, по которым они были проданы.

     30. Неоплачиваемый товар может храниться  на  контроле  не  более
одного  часа.  В  отдельных  случаях  этот  срок  может  быть  продлен
администрацией предприятия до 2 часов.

     31. Покупателям должна быть предоставлена возможность оставить на
хранение  оплаченные крупногабаритные и тяжеловесные товары на срок не
более суток, а строительные материалы по соглашению с администрацией -
до трех суток.  Эти товары с табличкой "продано" хранятся по сохранной
квитанции отдельно от непроданных товаров без  взимания  платы  за  их
хранение.

     32. Предприятия,   торгующие   продуктами   в   стеклянной   таре
(минеральные и фруктовые воды,  соки, безалкогольные напитки, молочные
продукты,  масло  растительное,  овощные  консервы  и  т.д.),  обязаны
принимать от населения порожнюю тару.
     Стоимость стеклянной   залоговой   тары   оплачивается  населению
наличными деньгами. Запрещается прием стеклотары покупкой товаров.

     4. Особенности продажи товаров в предприятиях (отделах,  секциях)
самообслуживания

     33. Товары,  поступившие  в нерасфасованном виде,  предварительно
расфасовываются в зависимости от свойств  товаров  и  упаковываются  в
полиэтиленовую  или  целлофановую  пленку,  пергаментную  и оберточную
бумагу,  пакеты,  сетчатую тару, коробки, другую упаковку, разрешенную
для контакта с пищевыми продуктами.
     На упаковке указываются наименование и сорт  товара,  вес  нетто,
цена (с упаковкой),  дата фасовки. На товарах, фасуемых на электронных
весах, цена товара и упаковки указываются раздельно.

     34. При необходимости некоторые товары могут продаваться  в  зале
самообслуживания  через  прилавок.  При  этом  продавец  указывает  на
упаковке стоимость  покупки  для  последующей  оплаты  в  едином  узле
расчета.

     35. В  торговом  зале  товары  размещаются  на горках,  вешалках,
кронштейнах,  консолях,  поддонах,  в таре -  оборудовании,  корзинах,
холодильном    оборудовании,    кассетах    и   другом   оборудовании,
обеспечивающем показ всего имеющегося ассортимента товаров и  удобства
покупателям для ознакомления и выбора их.

     36. Предприятия должны быть обеспечены необходимым инвентарем для
отбора покупателями товаров.
     При продаже   по   методу  самообслуживания  в  магазинах  (кроме
специализированных  хлебных  и  овощных)  отбор  товаров  покупателями
должен  производиться только в инвентарные корзины и тележки,  которые
он обязан взять при входе в зал самообслуживания.

     37. Работники предприятия самообслуживания не должны требовать от
покупателей   при   входе  в  торговый  зал  предприятия  предъявления
приобретенных в других предприятиях товаров,  а при  выходе  проверять
правильность оплаты покупки и осматривать личные вещи.

     5. Расчеты с покупателями

     38. Денежные  расчеты  с  населением  за  товары осуществляются с
обязательным применением  контрольно-кассовых  машин,  за  исключением
случаев,  предусмотренных "Перечнем отдельных категорий предприятий (в
том   числе   физических   лиц,   осуществляющих   предпринимательскую
деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления
ими торговых операций или оказания услуг),  организаций и  учреждений,
которые   в   силу  специфики  своей  деятельности  либо  особенностей
местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с  населением  без
применения  контрольно-кассовых  машин",  утвержденным  постановлением
Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 30 июля  1993
г. N 745.
     Контрольно-кассовые машины   должны   быть   зарегистрированы   в
налоговых   органах   по   месту  нахождения  предприятий  торговли  в
установленном порядке.

     39. Деньги за товары получают кассиры контрольно-кассовых  машин,
в предприятиях самообслуживания - контролеры-кассиры.

     40. Расчеты с покупателями производятся в следующем порядке:
     кассир, контролер-кассир четко называет сумму полученных денег  и
кладет их отдельно на виду у покупателя;
     печатает чек на контрольно-кассовой машине;
     объявляет покупателю общую стоимость покупок;
     называет сумму причитающейся покупателю сдачи и выдает ее  вместе
с чеком;
     после окончательного  расчета  кладет  полученные  от  покупателя
деньги в кассовый ящик.
     Запрещается закрытие касс в рабочее время  для  подсчета  выручки
при наличии очередей.

     41. Запрещается   предлагать   покупателю   вместо   сдачи  денег
какие-либо товары или требовать от него самому разменивать деньги.

     42. Расчет  за  все  товары,  приобретаемые  в  продовольственных
предприятиях  самообслуживания,  производится  только  в  едином  узле
расчета.
     В зале  самообслуживания  рекомендуется устанавливать специальные
кассы для расчета за покупки, состоящие из одного-двух предметов.
     В непродовольственных   предприятиях   самообслуживания   расчеты
производятся в едином узле расчета или кассах,  установленных в местах
выхода покупателей.

     43. При  поступлении  от покупателя претензии по расчетам кассир,
контролер-кассир обязан сообщить об этом администрации предприятия.
     Возврат из  кассы  денег покупателям производится в установленном
порядке по разрешению администрации.

     6. Права и обязанности покупателя

     44. Покупатель имеет право:
     на помощь   в   выборе  товара,  консультацию  о  его  свойствах,
назначении,  способах  ухода,  порядке  эксплуатации  и   демонстрации
отдельных товаров в действии;
     проверять цену   товара   (по    сопроводительным    документам),
правильность   веса   и   меры   отпущенных   товаров,   их   качество
самостоятельно или по его просьбе  с  помощью  работника  магазина,  а
также правильность показания весоизмерительных приборов;
     требовать соблюдения положений Правил и других нормативных актов,
регулирующих работу в части, затрагивающей интересы покупателей;
     требовать организации процесса продажи товаров,  направленного на
ликвидацию очереди;
     оставить на хранение отобранные или оплаченные товары;
     в предприятиях,   реализующих   товары  в  стеклотаре,  требовать
приемки  стеклянной  тары  из-под  купленных   товаров,   на   которую
установлены залоговые цены, и возврата этой суммы;
     вносить в Книгу отзывов и предложений замечания и предложения  по
качеству и порядку обслуживания покупателей.

     45. В соответствии с гражданским законодательством,  нормативными
актами при выборе и покупке товара покупатель обязан:
     соблюдать санитарные,  противопожарные  и  другие требования.  Не
входить  в  магазин  в  пачкающей  одежде,  с  животными,  громоздкими
предметами, не курить в торговом зале;
     производить отбор продовольственных товаров без упаковки только с
помощью соответствующего инвентаря;
     при входе в торговый зал  самообслуживания  с  вещами  ставить  в
известность  работников  зала об аналогичных товарах,  приобретенных в
другом магазине;
     набирать товары  только  в  инвентарную тару и сохранять кассовый
чек до выхода из торгового зала самообслуживания;
     возмещать предприятию ущерб за поврежденные по его вине товары.

     7. Информация покупателей

     46. В   предприятиях   рекомендуется   следующая  информация  для
покупателей:
     указатели расположения отделов (секций) или продаваемых товаров;
     фамилия и инициалы работников торгового  зала  -  на  их  рабочих
местах или нагрудных знаках;
     перечень и стоимость оказываемых покупателям услуг;
     выписка из правил розничной торговли отдельными товарами;
     порядок обмена товаров.  В предприятиях,  торгующих мясом - схема
разруба мяса по сортам;
     телефоны организаций,   осуществляющих   контроль   за    работой
предприятия.

     47. В   предприятии   должны   быть  все  нормативные  документы,
регламентирующие правила торговли и качество товаров,  в  соответствии
со специализацией.

     8. Требования, предъявляемые к продавцам

     48. В торговом зале продавцы должны находиться в единой форменной
одежде,    соответствующей    рабочей    обстановке    и    отвечающей
санитарно-гигиеническим требованиям.

     49. Продавец   обязан  следить  за  наличием  товаров  в  продаже
согласно  ассортиментному  перечню,  своевременно   пополнять   запасы
товаров, не допускать образования очередей.

     50. Взвешивание  и отмеривание товара за прилавком должны вестись
таким образом, чтобы покупатель мог видеть правильность этих операций.

     51. Продавец может уходить с рабочего места только в  случае  его
замены другим продавцом.

     52. Продавец,  осуществляющий  продажу продовольственных товаров,
обязан знать порядок работы торгового  предприятия:  правила  торговли
товарами данной группы;  правила подготовки товаров к продаже;  приемы
показа и упаковки товаров;  принципы размещения,  выкладки  товаров  и
оформления  витрин  с  учетом  товарного  соседства;  правила хранения
товаров и сроки их реализации; правила взвешивания товаров, установки,
регулировки,  проверки  весов  и  ухода за ними;  сроки клеймения мер,
весов,  гирь;  правила работы кассовых машин и  ухода  за  ними;  виды
торгового оборудования,  инвентаря, инструментов и правила пользования
ими;  признаки  платежеспособности  государственных  денежных  знаков;
правила   обращения   с   тарой;   правила   техники   безопасности  и
противопожарные   мероприятия;   правила    пользования    холодильным
оборудованием.

     53. Продавец   непродовольственных  товаров  обязан  осуществлять
предложение   и   показ   товаров,   помощь   в   выборе   товаров   и
консультирование   покупателей   о   назначении,  свойствах,  качестве
товаров,  правилах ухода за ними,  ценах; предложение взаимозаменяемых
товаров,  новых и сопутствующих товаров; примерку, отмеривание, отрез,
взвешивание, демонстрацию товаров в действии и т.д.; подсчет стоимости
покупки,   выписки   (печатание)  чека,  получение  денег,  оформление
паспорта на товар,  имеющий гарантийные  сроки  пользования;  упаковку
товаров, выдачу покупки или передачу ее на контроль, обмен товаров.

     54. Продавец  обязан  производить полную предпродажную подготовку
товара (проверку наименования,  количества,  комплектности, сортности,
цены и соответствия маркировки, фабричных ярлыков и пломб, распаковку,
осмотр  внешнего  вида  изделий,  переборку,  сборку,  комплектование,
проверку эксплуатационных свойств,  подутюживание и т.д.); производить
продажу товаров только при наличии правильно оформленных  ярлыков  цен
или  ценников;  размещать  и  выкладывать  товары по группам,  видам и
сортам с учетом товарного соседства, частоты спроса и удобства работы;
сообщать    администрации    о   случаях   обнаружения   товаров,   не
соответствующих маркировке.

     55. Продавец    обязан    знать    ассортимент,    классификацию,
характеристику,  назначение товаров данной группы, способы пользования
и ухода за ними;  правила расшифровки артикула и маркировки, розничные
цены;  приемы подбора,  примерки,  отмеривания,  отреза,  комплектации
товаров,  шкалы размеров изделий и правила  их  определения;  основные
виды  сырья и материалов,  идущих на изготовление товаров и способы их
распознавания;  основные требования к качеству  товаров;  виды  брака;
гарантийные сроки пользования товарами.

     9. Санитарные   требования   к   содержанию   предприятия  и  его
работникам

     56. Санитарное  состояние  предприятия   должно   соответствовать
требованиям,    установленным    органами   Госсанэпиднадзора,   а   в
продовольственных  предприятиях  также   и   специальным   "Санитарным
правилам предприятий продовольственной торговли".

     57. Работники    в    продовольственных   предприятиях   проходят
медицинское  освидетельствование  в   соответствии   с   установленным
порядком.  Запрещается  находиться  на  рабочих  местах без санитарной
одежды и форменных головных уборов.

     58. Работникам предприятий запрещается на  рабочих  местах  прием
пищи и курение, для этого выделяется отдельное помещение или место.

     59. Ответственность  за  соблюдение  личной  гигиены и содержание
своего рабочего места в надлежащем санитарном состоянии  несет  каждый
работник предприятия. Обязанности по организации необходимых для этого
мероприятий возлагаются на директора и его заместителя,  которые несут
персональную  ответственность  за  санитарное  состояние предприятия в
целом.

     10. Контроль за работой предприятия

     60. Контроль за работой  предприятий  осуществляется  органами  и
службами,  имеющими на это право, в соответствии с законодательством в
пределах  своей  компетенции.  Общественные  объединения  потребителей
проверяют соблюдение прав потребителей и правил торгового обслуживания
на основании  ст.  45  Закона  Российской  Федерации  "О  защите  прав
потребителей".  (в ред. постановления главы администрации Белгородской
области от 22.03.1996 N 189)

     61. Работники   контролирующих    органов    проводят    проверки
предприятий  по  предъявлению  служебного  удостоверения или надлежаще
оформленных  (скрепленных  подписью  ответственного  лица  и   печатью
организации)  удостоверений  с  указанием  срока  полномочий  на право
проверки предприятия.

     62. Допуск лиц,  осуществляющих проверки,  за прилавок,  в кассу,
подсобные  помещения разрешается только в сопровождении администрации.
Проверка рабочих мест продавцов и  помещений  для  хранения  продуктов
производится только в санитарной одежде.

     63. В   предприятиях   ведется   контрольный  журнал,  в  который
проверяющие  вносят  записи  о  результатах  проверки.   Администрация
обязана оказывать содействие проверяющим и принимать меры к устранению
недостатков и нарушений.

     64. За  невыполнение  и  нарушение  настоящих  Правил   работники
предприятия   несут   ответственность  в  соответствии  с  действующим
законодательством Российской  Федерации,  кроме  того,  контролирующие
органы могут поставить вопрос об ответственности предприятия вплоть до
лишения его лицензии или ликвидации.

     65. Руководитель предприятия несет  персональную  ответственность
за санитарное состояние, соблюдение правил работы предприятия в целом.

     66. В торговом зале предприятия, в доступном для покупателя месте
должна находиться Книга отзывов и  предложений,  которая  должна  быть
прошнурована,   пронумерована  и  скреплена  печатью  местного  органа
исполнительной власти, осуществившего
регистрацию данного предприятия.


    Заместитель
    главы администрации области          В. Бородаенко


                                                            Утверждены
                                                        постановлением
                                           главы администрации области
                                          от 21 сентября 1994 г. N 487

                         Основные требования
                к работе мелкорозничной торговой сети

     1. Общие положения

     1. К мелкорозничной торговой сети относятся:
     стационарная мелкорозничная  сеть  (палатки,  киоски,  павильоны,
торговые  автоматы);  передвижные  средства  развозной   и   разносной
торговли (тележки, автолавки, фургоны, лотки, корзины и др.).

     2. Каждое  предприятие  мелкорозничной  торговой сети открывается
после регистрации в органах местного самоуправления.
     Физические лица,  реализующие  товары  через мелкорозничную сеть,
должны быть зарегистрированы как индивидуальные предприниматели,  если
другое  не  предусмотрено  законодательством.  В  необходимых  случаях
субъекты осуществляют мелкорозничную торговлю на  основании  лицензии,
выдаваемой  в  соответствии с законодательством Российской Федерации и
нормативными актами Президента и Правительства Российской Федерации.
     (в ред. постановления главы администрации Белгородской области от
22.03.1996 N 189)

     3. Через     мелкорозничную     сеть     производится     продажа
продовольственных   и   непродовольственных   товаров  (кроме  товаров
технически сложного ассортимента  и  товаров,  требующих  определенных
условий - приемки и т.д.), продукции массового питания (хлебобулочные,
кондитерские  и  кулинарные  изделия,  полуфабрикаты,   бутерброды   и
другие), овощей и фруктов.

     4. Запрещается продажа через мелкорозничную сеть:
     а) тканей;
     б) технически сложных товаров;
     в) изделий из золота и серебра;
     г) алкогольных напитков (кроме пива);
     д) скоропортящихся продуктов при отсутствии средств охлаждения.

     5. Часы торговли мелкорозничной сети муниципальной  собственности
устанавливаются  местными органами исполнительной власти в зависимости
от  размещения  и  товарной  специализации   предприятий,   с   учетом
необходимости обслуживания населения в утренние и вечерние часы, когда
закрыты магазины.
     Часы торговли   мелкорозничной   сети   иных  форм  собственности
определяются собственником.

     6. Предприятия стационарной мелкорозничной сети (палатки, киоски)
должны  иметь  вывеску  (или  трафарет),  в  которой  указывается  его
наименование   (если   оно   имеется),    профиль,    режим    работы,
организационно-правовая форма (принадлежность), юридический адрес.
     На автолавках,  автоприцепах,  цистернах,  тележках, лотках и др.
должна  быть  надлежаще оформленная вывеска с указанием порядка и форм
организации   их   деятельности,   а   также    юридического    адреса
(местонахождения) их собственника.

     2. Требования к помещению и оборудованию

     7. Каждое мелкорозничное предприятие должно иметь соответствующий
инвентарь и оборудование,  а  торгующие  скоропортящимися  товарами  -
средства   охлаждения.  Применяемые  средства  измерений  должны  быть
исправны  и  проходить  поверку  в  установленном  порядке  в  органах
Государственной метрологической службы.

     8. В  палатках и киосках,  торгующих продовольственными товарами,
прилавки должны  быть  покрыты  линолеумом,  клеенкой,  пластиком  или
другими  водонепроницаемыми  материалами,  разрешенными для контакта с
пищевыми продуктами.

     9. Лотки должны быть обеспечены  складными  подставками.  Ставить
лотки непосредственно на мостовую, землю или тротуар запрещается.

     3. Порядок продажи товаров

     10. На  все  продаваемые в мелкорозничной сети товары должны быть
документы,  указывающие их источник поступления,  а также  сертификаты
(или документы их заменяющие) качества.

     11. Образцы   всех  находящихся  в  продаже  продовольственных  и
непродовольственных  товаров  должны  быть  снабжены  ярлыками  цен  с
указанием наименования товара, сорта и цены.

     12. Запрещается  мелкорозничная  торговля  пищевыми  продуктами с
применением посуды одноразового использования при отсутствии  емкостей
для ее сбора.

     13. Запрещается   прием   и   продажа  товаров,  поступивших  без
сопроводительных документов.

     14. Торговля вразвал разрешается бахчевыми, овощами, картофелем.

     15. Продажа товаров,  облагаемых акцизами,  может  осуществляться
только  при наличии выданной в установленном порядке лицензии на право
торговли ими.

     16. Приемка,  хранение и продажа товаров  в  мелкорозничной  сети
производится  с соблюдением действующих правил продажи отдельных видов
товаров,  с  которыми  работники  мелкорозничной  сети   должны   быть
ознакомлены.

     17. При  обслуживании  покупателей  работники мелкорозничной сети
обязаны  выполнять  требования  Временных  правил  работы  предприятий
розничной   торговли  и  Основных  правил  производства  и  реализации
продукции общественного питания населению.

     18. Денежные расчеты с  населением  в  предприятиях  стационарной
мелкорозничной  сети  должны осуществляться с обязательным применением
контрольно-кассовых машин,  за  исключением  случаев,  предусмотренных
"Перечнем  отдельных категорий предприятий,  организаций и учреждений,
которые  в  силу  специфики  своей  деятельности   либо   особенностей
местонахождения  могут  осуществлять денежные расчеты с населением без
применения  контрольно-кассовых  машин",  утвержденным  постановлением
Совета  Министров - Правительства Российской Федерации от 30 июля 1993
г. N 745.
     Предприятие мелкорозничной   сети,   осуществляющее   расчеты   с
применением контрольно-кассовых  машин,  обязано  выдавать  покупателю
вместе  с  покупкой  отпечатанный машиной чек в соответствии с Законом
Российской  Федерации  "О  применении  контрольно-кассовых  машин  при
осуществлении  денежных  расчетов  с населением".  Контрольно-кассовые
машины должны быть  зарегистрированы  в  налоговых  органах  по  месту
нахождения предприятия в установленном порядке.

     4. Санитарные требования

     19. Работники мелкорозничной торговой сети обязаны:
     содержать мелкорозничное  предприятие,   торговое   оборудование,
инвентарь в чистоте;
     предохранять товары от  пыли,  загрязнения,  а  продовольственные
товары  должны прикрываться от мух полиэтиленовой пленкой,  марлей или
другой белой тканью;
     строго соблюдать правила личной гигиены.

     20. Во   всех   палатках,   киосках   и   другой   мелкорозничной
стационарной  сети,  торгующей  продовольственными  товарами,   должны
находиться   санитарные   журналы,   выдаваемые  органами  санитарного
надзора.

     21. Работники  мелкорозничных  торговых  предприятий,   торгующих
продовольственными  товарами,  должны  иметь  допуск  к работе органов
санитарного надзора.

     22. Запрещается   допуск   в   палатки,   киоски,    авторазвозки
посторонних  лиц,  за исключением работников,  имеющих на это право по
роду своей службы.

     23. Контроль   за   работой   предприятий   мелкорозничной   сети
осуществляется   органами   и  службами,  имеющими  на  это  право,  в
соответствии с законодательством в  пределах  своей  компетенции  и  в
порядке,  определяемом  Основными требованиями к работе мелкорозничной
торговой сети.


    Заместитель
    главы администрации области          В. Бородаенко




Информация по документу
Читайте также