Расширенный поиск
Постановление Правительства Республики Бурятия от 20.01.2009 № 12ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 20 января 2009 г. N 12 Об утверждении основных требований (стандартов) при организации и осуществлении финансового контроля исполнительными органами государственной власти Республики Бурятия В соответствии со статьей 266 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в целях формирования единой системы органов финансового контроля в структуре исполнительных органов государственной власти Республики Бурятия путем унификации правил, установления требований и упорядочения контроля в финансово-бюджетной сфере Правительство Республики Бурятия постановляет: 1. Утвердить прилагаемые основные требования (стандарты) при организации и осуществлении финансового контроля исполнительными органами государственной власти Республики Бурятия*. 2. Рекомендовать органам местного самоуправления в Республике Бурятия разработать основные требования (стандарты) при организации и осуществлении финансового контроля на местном уровне с учетом настоящих стандартов. 3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания. Исполняющий обязанности Председателя Правительства Республики Бурятия И.М.Егоров Утверждены постановлением Правительства Республики Бурятия от 20.01.2009 N 12 Основные требования (стандарты) при организации и осуществлении финансового контроля исполнительными органами государственной власти Республики Бурятия I. Основные положения 1. Настоящие Стандарты разработаны в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и стандартами Международной организации высших контрольных органов (INTOSAI). 2. Стандарты являются нормативным документом, устанавливающим основные принципы и единые требования к осуществлению финансового контроля в финансово-бюджетной сфере (далее - контроль) в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. 3. Целью стандартов является определение основных унифицированных требований к правилам и процедурам осуществления контроля, согласно которым оценивается качество, эффективность и результативность контроля, а также обеспечение целостности, взаимосвязанности, последовательности и объективности контроля, осуществляемого органами финансового контроля в соответствии с их полномочиями. 4. Структура стандартов состоит из общих стандартов и рабочих стандартов. 4.1. Общие стандарты устанавливают единые требования к исполнительным органам государственной власти Республики Бурятия, осуществляющим финансовый контроль Республики Бурятия, (далее - органы финансового контроля) и работникам органов финансового контроля. 4.2. Рабочие стандарты устанавливают единые требования к организации контрольной деятельности органов финансового контроля и деятельности работников органов финансового контроля. 5. Практическая реализация настоящих стандартов органами финансового контроля обеспечивается путем разработки, утверждения и применения законодательства, регламентирующего организацию контрольной деятельности органов финансового контроля и работников органов финансового контроля. II. Сфера действия и применения стандартов 1. Стандарты обязательны для применения органами финансового контроля при организации и осуществлении контрольной деятельности, а также работниками государственных органов и иных организаций, участвующих в осуществлении контроля в качестве контролеров, специалистов или экспертов. 2. При осуществлении контрольной деятельности органы финансового контроля должны придерживаться следующих основных принципов: 2.1. Деятельность органов финансового контроля должна осуществляться в строгом соответствии с их полномочиями, установленными законодательством, и соответствовать настоящим стандартам. 2.2. Органы финансового контроля должны иметь собственное обоснованное мнение и самостоятельно оценивать различные ситуации, возникающие в ходе осуществления контроля. 2.3. В органах финансового контроля должна быть создана система контроля, обеспечивающая применение мер, предотвращающих ошибки и нарушения работников органов финансового контроля. 2.4. Органы финансового контроля должны совершенствовать организацию финансового контроля и повышать квалификацию работников органов финансового контроля. 3. В ходе реализации своих полномочий органы финансового контроля должны обеспечивать контроль: 3.1. За соблюдением объектом контроля бюджетного законодательства Российской Федерации. 3.2. За правомерностью финансовых и хозяйственных операций, осуществляемых объектом контроля. 3.3. За целевым использованием бюджетных средств, средств внебюджетных фондов и других средств, выделенных объекту контроля целевым назначением. 3.4. За целесообразным и эффективным использованием бюджетных средств, средств внебюджетных фондов и материальных ценностей. III. Общие стандарты Стандарт N 1. Законность деятельности органов финансового контроля 1. Законность деятельности органов финансового контроля означает, что органы финансового контроля и работники органов финансового контроля при осуществлении контроля обязаны осуществлять свои функции и полномочия в точном соответствии с нормами и правилами, установленными законодательством, а также проверять соблюдение объектами контроля законодательства, применяемого в их финансово-хозяйственной деятельности. 2. Целью стандарта "Законность деятельности органов финансового контроля" является определение требований к организации деятельности органов финансового контроля и работников органов финансового контроля, обеспечивающей правомерность и эффективность контрольной деятельности. 3. Органы финансового контроля при организации контрольной деятельности должны неуклонно и точно соблюдать нормы и правила осуществления контроля, установленные законодательством. 4. Руководители органов финансового контроля должны осуществлять постоянный мониторинг соблюдения законодательства работниками органа финансового контроля при осуществлении контрольной деятельности. 5. Работники органов финансового контроля, руководствуясь законодательством, должны проявлять объективность, принципиальность и требовательность при осуществлении контрольной деятельности. 6. Программа и план контрольного мероприятия должны быть направлены на установление законности, целесообразности и эффективности принимаемых решений, распорядительных и исполнительных действий по управлению финансовыми ресурсами и обнаружение нарушений бюджетного законодательства. Работники органов финансового контроля должны учитывать возможность совершения незаконных действий объектом контроля, которые оказывают косвенное и значимое влияние на совершение нарушений объектом контроля. 7. При проведении контрольного мероприятия работники органа финансового контроля, в соответствии с его программой, должны давать оценку соответствия финансово-хозяйственной деятельности объекта контроля бюджетному законодательству. Работники органов финансового контроля должны построить процедуру контрольного мероприятия таким образом, чтобы получить доказательства того, что все финансово-хозяйственные операции, подвергнутые проверке в соответствии с программой контрольного мероприятия, осуществлены в полном объеме, в соответствии с бюджетным законодательством, а также обеспечить обнаружение нарушений бюджетного законодательства, допущенных объектом контроля. 8. Работники органов финансового контроля при организации контрольного мероприятия должны профессионально и тщательно подходить к определению перечня законов и других нормативных правовых актов, регламентирующих финансово-хозяйственную деятельность объекта контроля. Стандарт N 2. Системность деятельности органов финансового контроля 1. Системность деятельности органов финансового контроля означает единство правовых основ деятельности органов финансового контроля, нормативно закрепленную организацию их взаимодействия, взаимодействия с органами местного самоуправления, обоснованную периодичность осуществления контрольных мероприятий, правила и порядок контроля. 2. Целью стандарта "Системность деятельности органов финансового контроля" является определение требований к организации деятельности органов финансового контроля и работников органов финансового контроля, обеспечивающей формирование и соблюдение единых правовых основ деятельности и взаимодействия органов контроля. 3. Руководители органов финансового контроля должны обеспечивать системность, эффективность и непрерывность функционирования органа финансового контроля, основываясь на применении законодательства и настоящих стандартов. 4. В нормативных правовых актах, регламентирующих деятельность органов финансового контроля, должны быть определены функции, полномочия и права органов финансового контроля, а также порядок их взаимодействия и координации с другими органами контроля по планированию и систематизации результатов контроля без ущерба для организационной и функциональной независимости органа финансового контроля. 5. Органы финансового контроля должны строить свою работу на основе годовых и (или) квартальных планов, которые составляются исходя из необходимости охвата контролем объектов контроля в течение определенного периода времени, в целях формирования обобщенного, объективного и целостного представления о законности, целесообразности и результативности использования государственных и муниципальных финансовых ресурсов, а также материальных ценностей. 6. Правила и процедуры осуществления контроля должны обеспечивать всесторонний и системный анализ финансово-хозяйственных операций по направлениям финансово-хозяйственной деятельности объекта контроля. 7. Органы финансового контроля должны осуществлять системный анализ результатов контрольной деятельности, обобщать и исследовать причины и последствия выявленных нарушений бюджетного законодательства. Стандарт N 3. Независимость органов финансового контроля 1. Независимость органов финансового контроля означает, что органы финансового контроля независимы в части осуществления контрольной деятельности и предполагает недопущение вмешательства, подрывающего независимость органов финансового контроля. Органы финансового контроля во всех вопросах контрольной деятельности должны быть независимы от объекта контроля и неправомерного воздействия. Воздействие на органы финансового контроля с целью изменения результатов контрольной деятельности не допускается и преследуется в соответствии с законодательством. 2. Целью стандарта "Независимость органов финансового контроля" является определение требований к организации деятельности органов финансового контроля, обеспечивающей беспристрастность, объективность и достоверность результатов их деятельности. 3. Органы финансового контроля должны иметь функциональную независимость, необходимую для выполнения возложенных на них функций и полномочий, и не допускать действия или бездействие, ограничивающие их независимость и объективность при осуществлении контроля. 4. Органы финансового контроля должны иметь установленный законодательством правовой статус, обеспечивающий им полный и свободный доступ в помещения и к документам, касающимся финансово-хозяйственной деятельности объекта контроля, а также гарантированное право на получение необходимой информации от объекта контроля и других организаций, обладающих информацией, касающейся финансово-хозяйственной деятельности объекта контроля. 5. Органы финансового контроля должны иметь установленное законодательством право доступа к конфиденциальной информации, необходимой для выполнения своих функций и полномочий. 6. Деятельность органов финансового контроля должна осуществляться в соответствии с утвержденными планами, программами и самостоятельно определенными методами контроля. 7. Органы финансового контроля не должны вносить изменения в порядок и объем контрольного мероприятия или отказываться от его проведения, а также изменять результаты контрольного мероприятия в тех случаях, когда на них оказывается неправомерное воздействие. Действия по вмешательству в выбор применяемых процедур контрольной деятельности, характер и объем собираемых доказательств, а также необоснованные ограничения масштаба контрольного мероприятия должны пресекаться органами финансового контроля в соответствии с законодательством. 8. На работников органов финансового контроля не должно оказываться воздействие со стороны руководства органов финансового контроля или их вышестоящих органов с целью изменения объемов и направлений контрольных мероприятий, осуществляемых в соответствии с утвержденными программами, а также их правомерных результатов. Все изменения и дополнения в программы контрольных мероприятий вносятся и утверждаются в порядке, установленном регламентами (положениями) органов финансового контроля. 9. Работники органов финансового контроля должны сохранять финансовую, личную и функциональную независимость от объектов контроля для свободного и объективного выполнения своих функций. Работники органов финансового контроля должны соблюдать нормы этического поведения государственных гражданских служащих, не допускать взаимоотношений, которые могут повлиять на их независимость и объективность по политическим, психологическим, идеологическим причинам или на основе финансового и имущественного интереса. 10. Работники органов финансового контроля не должны являться близкими родственниками, свойственниками должностных лиц или учредителей объектов контроля. 11. Не допускается участие в контрольном мероприятии работников органов финансового контроля, работавших на объектах контроля в течение периода, подвергаемого контролю. 12. Если независимость работников органа финансового контроля ставится под сомнение руководителями органов финансового контроля, то данные работники должны быть незамедлительно переведены на другие объекты контроля без сохранения обязанностей, которые они выполняли в отношении первоначальных объектов контроля. Работники органов финансового контроля должны в этом случае подготовить промежуточные акты или справки о совершенных контрольных действиях, их результатах и за своей подписью в установленном порядке представить эти документы руководителям органов финансового контроля. 13. В целях сохранения независимости и объективности работников органов финансового контроля целесообразно периодически менять направления их контрольной деятельности по истечении срока, гарантирующего сохранение независимости и объективности работников органа финансового контроля, определяемого руководителями органов финансового контроля. 14. Независимость органов финансового контроля и работников органов финансового контроля не противоречит поддержанию доброжелательных отношений и взаимодействию с объектами контроля по вопросам контрольной деятельности. Допускается сотрудничество органов финансового контроля с научными, профессиональными и другими организациями, если данные отношения не ограничивают независимость органов финансового контроля. Стандарт N 4. Компетентность работников органов финансового контроля 1. Работники органов финансового контроля в совокупности должны обладать профессиональными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для осуществления качественного контроля. 2. Целью стандарта "Компетентность работников органов финансового контроля" является определение требований к организации деятельности органов финансового контроля, обеспечивающей формирование должного профессионального уровня работников органов финансового контроля для осуществления качественного контроля. 3. Контроль должен осуществляться работниками органов финансового контроля, образование и опыт которых соответствует характеру, масштабам и уровню сложности выполняемой деятельности, имеющими необходимую теоретическую и практическую профессиональную подготовку и в совокупности достаточный уровень знаний, умений и навыков по всем вопросам осуществляемой контрольной деятельности. 4. Работники органов финансового контроля должны иметь и проявлять квалификацию, необходимую для осуществления всего процесса контроля - от предварительного изучения объекта контроля до подготовки заключения на возражения и замечания объекта контроля и реализации материалов по результатам контроля. 5. Руководители органов финансового контроля должны осуществлять постоянный мониторинг квалификации работников органа финансового контроля и уделять должное внимание вопросам их подготовки и переподготовки, росту профессионализма, а также определять критерии оценки результатов их деятельности и профессионального уровня. 6. Профессиональные знания, умения и навыки работников органов финансового контроля должны совершенствоваться путем проведения профессионального непрерывного обучения и самообразования, обмена опытом контрольной деятельности. 7. Руководители органов финансового контроля должны обеспечить работников органов финансового контроля регламентами, методическими материалами, правилами, а также аналитическими обзорами практики контрольной деятельности органов финансового контроля. Стандарт N 5. Ответственность в контрольной деятельности 1. Ответственность в контрольной деятельности органов финансового контроля означает, что к нарушителям бюджетного законодательства, законодательства о финансово-бюджетном контроле и надзоре применяются меры правовой ответственности. 2. Целью стандарта "Ответственность в контрольной деятельности" является определение требований к организации деятельности органов финансового контроля и работников органов финансового контроля, обеспечивающей применение мер ответственности к нарушителям бюджетного законодательства и законодательства о финансово-бюджетном контроле и надзоре. 3. Ответственность за точное и неуклонное соблюдение бюджетного законодательства при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности объектов контроля несут в соответствии с законодательством соответствующие должностные лица объектов контроля. 4. Ответственность за организацию и осуществление эффективного контроля в соответствии с законодательством несут руководители органов финансового контроля. 5. Ответственность за точное и неуклонное соблюдение законодательства при осуществлении контроля несут работники органов финансового контроля. 6. Руководители органов финансового контроля и работники органов финансового контроля обязаны не допускать сокрытия выявленных нарушений. 7. Работники органов финансового контроля несут ответственность за совершенные ими в области финансового контроля противоправные действия в соответствии с законодательством. 8. В законодательстве, регламентирующем деятельность органов финансового контроля, должно быть указано на недопустимость противоправных действий руководителей органов финансового контроля и работников органов финансового контроля, а также указаны применяемые меры ответственности в соответствии с законодательством в случае совершения ими противоправных действий. Стандарт N 6. Конфиденциальность деятельности органов финансового контроля 1. Органы финансового контроля и работники органов финансового контроля должны обеспечивать конфиденциальность информации, полученной при осуществлении контроля, в соответствии с законодательством. 2. Целью стандарта "Конфиденциальность деятельности органов финансового контроля" является определение требований к организации деятельности органов финансового контроля, обеспечивающей сохранность и неразглашение информации, полученной при осуществлении контроля. 3. Органы финансового контроля и работники органов финансового контроля должны обеспечить конфиденциальность, сохранность информации, полученной при осуществлении контроля, и ограниченность доступа к ней. 4. Обязательства конфиденциальности органы финансового контроля и работники органов финансового контроля должны выполнять также после окончания исполнения функций по контролю. 5. Информация, получаемая органами финансового контроля при осуществлении контрольной деятельности, должна использоваться органами финансового контроля и работниками органов финансового контроля только для выполнения возложенных на них функций. 6. Работники органов финансового контроля не вправе получать прямую или косвенную выгоду от информации, полученной при осуществлении контроля. 7. Работники органов финансового контроля не вправе делать заявления в средства массовой информации относительно каких-либо аспектов контроля до завершения контрольного мероприятия. После оформления и принятия окончательного документа по результатам контроля руководители органов финансового контроля и/или уполномоченные ими должностные лица могут предоставлять средствам массовой информации сведения, касающиеся итогов проведенного контроля. 8. Работники органов финансового контроля обязаны воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности объектов контроля, их руководителей и иных должностных лиц, если это не входит в их должностные (служебные) обязанности. Стандарт N 7. Гласность деятельности органов финансового контроля 1. Органы финансового контроля должны осуществлять свою деятельность гласно, предоставляя обществу достоверную и объективную информацию о результатах своей деятельности, при условии сохранения государственной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны. 2. Целью стандарта "Гласность деятельности органов финансового контроля" является определение требований к организации деятельности органов финансового контроля, обеспечивающей реализацию демократических основ государства, повышение эффективности контрольной деятельности и предотвращение нарушений бюджетного законодательства. 3. Основной формой обеспечения гласности органов финансового контроля является предоставление информации о результатах контрольной деятельности органам государственной власти, а также широкой общественности. 4. Гласность обеспечивается также размещением материалов по результатам контроля и иных сведений о деятельности органов финансового контроля в средствах массовой информации и (или) на специальных сайтах органов финансового контроля, проведением пресс-конференций и других публичных мероприятий. 5. Гласность органов финансового контроля реализуется при соблюдении принципов законности и объективности. IV. Рабочие стандарты Стандарт N 8. Планирование контрольной деятельности 1. Контроль, осуществляемый органами финансового контроля, надлежащим образом планируется для достижения целей контроля с наименьшими затратами ресурсов. 2. Целью стандарта "Планирование контрольной деятельности" является определение требований к организации деятельности органов финансового контроля, обеспечивающей проведение планомерного, эффективного и экономичного контроля. 3. Контрольная деятельность органов финансового контроля в целом и каждое контрольное мероприятие должны планироваться надлежащим образом для обеспечения правомерного, своевременного, обоснованного, качественного, результативного, эффективного осуществления контроля и достижения целей контроля. 4. Планирование контрольной деятельности органами финансового контроля должно осуществляться в соответствии с порядком, установленным регламентом (положением) контрольного органа. 5. При планировании определяются объекты контроля, виды контрольных мероприятий, объемы финансирования. В целях исключения параллелизма и дублирования органы финансового контроля должны координировать свою деятельность по планированию и осуществлению контрольной деятельности. 6. Планы контрольной деятельности органов финансового контроля должны предусматривать перечень проверяемых объектов, проверенный период предыдущим контрольным мероприятием, проверяемый период, сумму финансирования в проверяемом периоде, вид контрольного мероприятия, срок проведения контрольного мероприятия. 7. Планы контрольной деятельности органов финансового контроля утверждаются в соответствии с порядком, установленным регламентами (положениями) контрольных органов. 8. Планирование каждого контрольного мероприятия осуществляется в соответствии с порядком, установленным регламентом (положением) контрольного органа. 9. Запрещается проведение повторных проверок за тот же проверяемый период по одним и тем же обстоятельствам, за исключением случаев поступления оформленной в письменном виде информации, подтверждающей наличие нарушений в деятельности проверяемой организации (по вновь открывшимся обстоятельствам). 10. Планирование каждого контрольного мероприятия осуществляется для обеспечения взаимосвязанности всех этапов контрольного мероприятия - от предварительного изучения объекта контроля, разработки плана, программы контрольного мероприятия, составления акта по итогам контрольного мероприятия до реализации материалов контрольного мероприятия. 11. Программы контроля, определяющие подлежащие контролю направления финансово-хозяйственной деятельности объекта контроля, объем, виды и последовательность контрольных процедур, утверждаются в соответствии с порядком, установленным регламентом (положением) контрольного органа. 12. Составлению программ контрольных мероприятий должно предшествовать предварительное изучение объектов контроля на основе доступной информации, включая ознакомление с законодательством, относящимся к деятельности объектов контроля, учредительными документами, отчетными и статистическими данными, материалами предыдущих контрольных мероприятий, а также принятыми по их результатам мерами. Стандарт N 9. Доказательства в контрольной деятельности 1. Доказательства, на основе которых формулируются выводы по результатам контроля, должны быть объективными, достоверными, соответствующими, компетентными, допустимыми и достаточными. 2. Целью стандарта "Доказательства в контрольной деятельности" (далее - доказательства) является определение требований к организации деятельности органов финансового контроля, обеспечивающей сбор объективных и достоверных данных (информации), на основе которых могут быть сформулированы обоснованные выводы и обобщения по результатам контроля. 3. Доказательствами является информация, полученная и задокументированная работниками органов финансового контроля при проведении контрольных мероприятий, и результаты анализа указанной информации, на которых основывается их мнение. К доказательствам относятся, в частности, первичные документы и бухгалтерские записи, отчетные и статистические данные, результаты встречных проверок и процедур фактического контроля, произведенных в ходе осуществления контрольного мероприятия (в том числе составленные в установленном порядке промежуточные акты), заключения специалистов, письменные разъяснения должностных лиц объектов контроля, а также материалы и документы, полученные из других достоверных источников. 4. Доказательства более убедительны, если они получены из различных источников, обладают различным содержанием и при этом не противоречат друг другу. В подобных случаях работники органов финансового контроля могут обеспечить более высокую степень уверенности в результатах контрольного мероприятия по сравнению с той, которая была бы получена в результате рассмотрения доказательств по отдельности. Если доказательства, полученные из одного источника, не соответствуют доказательствам, полученным из другого источника, работники органов финансового контроля должны определить, какие дополнительные процедуры необходимо провести для выяснения причин такого несоответствия. 5. Руководители органов финансового контроля должны сопоставлять расходы, связанные с получением доказательств, и необходимость получаемой при этом информации. Сложность работы и существенные расходы не являются достаточным основанием для отказа от выполнения действий, необходимых для получения доказательств. 6. При наличии серьезных сомнений относительно правомерности хозяйственных операций работники органов финансового контроля должны получить достаточные надлежащие доказательства для устранения такого сомнения, в том числе письменные объяснения должностных лиц объекта контроля. В случае невозможности получения достаточных надлежащих доказательств работники органов финансового контроля должны выразить свое мнение с соответствующей оговоркой или отказаться от выражения мнения. 7. Для полного и объективного сбора доказательств работники органов финансового контроля должны обладать умениями и навыками осуществления таких способов и приемов контрольного мероприятия, как, например: инспектирование, проверка, сличение записей, подтверждение, пересчет, запрос, встречная проверка, аналитические процедуры. 8. Документы, предъявляемые должностными лицами объектов контроля работникам органов финансового контроля при проведении контрольного мероприятия, должны содержать достаточный объем информации, служащей доказательством достоверности и объективности выводов по результатам контрольного мероприятия. 9. Доказательства должны соответствовать таким качественным характеристикам, как уместность в отношении цели контроля, объективность, полнота, компетентность и достоверность. 10. Основой доказательств могут служить фактические сведения о нарушениях, материалы и информация, собранные непосредственно на объекте контроля, а также полученные из других достоверных источников. 11. Сбор и обработка информации должны производиться тщательным образом в соответствии с программой контроля, утвержденной регламентом (положением) органа финансового контроля. 12. Выводы по результатам финансового контроля должны основываться на документальных и аналитических доказательствах, быть обоснованы, обеспечены надежными сведениями, фактическими материалами и подтверждениями. 13. Все ошибки, отклонения и неясные моменты должны быть выяснены, оформлены документально и решены либо вынесены на суждение вышестоящего или более компетентного в данном вопросе органа. 14. Поскольку работники органов финансового контроля не всегда имеют возможность рассмотреть весь объем информации о финансово-хозяйственной деятельности объекта контроля, решающим является тщательный сбор и отбор информации. 15. В процессе контрольных мероприятий, в случае необходимости, для осуществления своих функций и полномочий органы финансового контроля должны привлекать специалистов государственных органов и иных организаций для получения консультаций или заключений по вопросам, не входящим напрямую в компетенцию органов финансового контроля. Для органа финансового контроля должны быть открыты возможности получения специальных знаний из внешних источников, если от этого зависит успешное выполнение контрольного мероприятия, с тем, чтобы выводы по результатам контроля были обоснованы. 16. Методы сбора и обработки информации должны быть адекватными целям и задачам контроля. При сборе информации работники органов финансового контроля должны использовать все доступные приемы и способы, совершать необходимые контрольные действия и процедуры, не противоречащие требованиям законодательства. 17. В тех случаях, когда выявленные нарушения могут быть скрыты или по ним необходимо принять срочные меры к их устранению или привлечению должностных и (или) материально ответственных лиц к административной или уголовной ответственности, в ходе контрольных мероприятий составляются отдельные (промежуточные) акты, и от этих лиц запрашиваются необходимые письменные объяснения. 18. По окончании контрольных мероприятий должны быть составлены и оформлены акты в соответствии с порядком, установленным регламентами (положениями) органов финансового контроля. В актах отражаются все необходимые действия (способы и приемы), осуществляемые работниками органов финансового контроля в целях реализации программ контрольных мероприятий, а также указаны все выявленные нарушения. Акты подлежат согласованию с должностными лицами объектов контроля. При наличии возражений должностных лиц объектов контроля по актам работники органов финансового контроля готовят аргументированные заключения по возражениям, которые реализуются в соответствии с порядком осуществления исполнения государственной функции. Стандарт N 10. Документирование в контрольной деятельности 1. Органы финансового контроля и работники органов финансового контроля должны в соответствии с порядком, установленным регламентами (положениями) органов финансового контроля, документировать доказательства и все аспекты проведенного контрольного мероприятия. 2. Целью стандарта "Документирование в контрольной деятельности" является определение требований к организации деятельности органов финансового контроля, обеспечивающей квалифицированную и своевременную подготовку, получение и оптимальную систематизацию документов по всем этапам контрольной деятельности. 3. При документировании выявленных нарушений должны собираться все необходимые материалы, которые должны быть надлежащим образом систематизированы для последующего использования при подготовке итоговых документов, реализации материалов контрольных мероприятий и хранения. 4. Работники органов финансового контроля должны самостоятельно определять перечень и объем материалов и информации, необходимых для фиксирования выявленных нарушений, и нести ответственность за их достоверность и полноту. 5. Объем и содержание документации должны определяться в зависимости от их доказательности, а также масштаба, характера контроля и сложности деятельности объекта контроля. 6. Документирование осуществляется при планировании и проведении контрольных мероприятий, при осуществлении контроля выполненной работниками органов финансового контроля работы, при реализации материалов контрольных мероприятий, при подготовке отчетности по результатам проведенного контроля. 7. Работники органов финансового контроля должны составлять документы в достаточно полной и подробной форме, необходимой для обеспечения общего понимания. 8. Работники органов финансового контроля вправе определять объем документации по каждому контрольному мероприятию, руководствуясь своим профессиональным мнением. Отражение в составе документации каждого рассмотренного работниками органов финансового контроля документа или вопроса не является необходимым. Вместе с тем объем документации должен быть таков, чтобы в случае, если возникнет необходимость передать работу другим работникам органов финансового контроля, не имеющим опыта работы по этим заданиям, новые работники органов финансового контроля смогли бы на основе данной документации понять проделанную работу, обоснованность решений и выводов, не прибегая к дополнительным устным вопросам или переписке с прежними работниками органов финансового контроля. 9. Документы должны быть составлены и систематизированы таким образом, чтобы отвечать обстоятельствам каждого контрольного мероприятия и потребностям работников органов финансового контроля в ходе его проведения в соответствии с установленным регламентом (положением) контрольного органа. 10. Для повышения эффективности контроля допускается использовать в ходе контрольных мероприятий графики, аналитическую и иную документацию, подготовленную объектами контроля. 11. Материалы по контрольным мероприятиям должны содержать следующие основные документы: 1) документы, отражающие процесс планирования, включая программы контрольных мероприятий и любые изменения к ним; 2) акты проверки, промежуточные акты, акты встречных проверок, материалы произведенных контрольных действий при проверке сохранности и использования нефинансовых и финансовых активов, а также имущества, учитываемого на забалансовых счетах; 3) документы о выполнении отдельных контрольных действий и процедур с указанием исполнителей и времени их выполнения; 4) выдержки или копии необходимых документов, соглашений и протоколов; 5) письменные объяснения, полученные от должностных лиц объектов контроля; 6) копии документов осуществления финансово-хозяйственной деятельности объектами контроля, подтверждающие выявленные нарушения; 7) обращения, направленные другим органам финансового контроля, экспертам, третьим лицам, и полученные от них сведения; 8) документы по реализации материалов контрольных мероприятий. 12. Описание выявленных нарушений должно содержать следующую обязательную информацию: какие нормы законов, других нормативных правовых актов нарушены, в чем эти нарушения выразились, когда и за какой период допущены нарушения, ссылку на документы, подтверждающие нарушения. 13. Документация по каждому контрольному мероприятию должна комплектоваться и храниться в соответствии с номенклатурой дел контрольного органа. 14. Руководители органов финансового контроля должны обеспечить сохранность всех документов по организации и осуществлению контрольной деятельности в соответствии с требованиями законодательства. Стандарт N 11. Санкции в контрольной деятельности 1. Органы контроля и их работники должны принимать меры принудительного воздействия к должностным и юридическим лицам по пресечению нарушений бюджетного законодательства. 2. Целью стандарта "Санкции в контрольной деятельности" является определение требований к организации деятельности органа финансового контроля, обеспечивающей устранение выявленных нарушений бюджетного законодательства и привлечение к ответственности лиц, допустивших указанные нарушения. 3. По результатам контрольных мероприятий в отношении нарушителей бюджетного законодательства должны применяться меры принуждения, установленные законодательством. 4. Меры принуждения, направленные на устранение выявленных нарушений, которые могут применять органы финансового контроля, определяются предоставленными им полномочиями. 5. Для устранения выявленных нарушений бюджетного законодательства объектам контроля и (или) их вышестоящим органам направляются для рассмотрения обязательные к исполнению представления. 6. В представлении, оформленном органами финансового контроля в соответствии с порядком, установленным регламентами (положениями) органов финансового контроля, должны быть отражены - перечень нарушений по результатам контрольных мероприятий, предложения по привлечению к ответственности лиц, допустивших нарушения, а также сроки принятия мер по устранению выявленных нарушений и направления сведений в орган финансового контроля по результатам рассмотрения представления. 7. Органы финансового контроля должны осуществлять контроль за своевременностью и полнотой устранения объектами контроля и (или) их вышестоящими органами нарушений бюджетного законодательства, в том числе путем добровольного возмещения средств. 8. При выявлении нарушений бюджетного законодательства, содержащих признаки уголовно наказуемого деяния, органы финансового контроля обязаны передавать информацию о таких нарушениях в правоохранительные органы. Органами финансового контроля и правоохранительными органами должен быть установлен согласованный порядок передачи соответствующих материалов в правоохранительные органы. 9. Органами финансового контроля должны быть разработаны и утверждены регламенты взаимодействия с правоохранительными органами, определяющие порядок организации, проведения контрольных мероприятий по их мотивированным обращениям и реализации материалов таких контрольных мероприятий, а также материалов плановых и внеплановых контрольных мероприятий, содержащих признаки уголовно наказуемых деяний. 10. Регламентами взаимодействия органов финансового контроля с правоохранительными органами должны быть определены процедуры мотивированных обращений правоохранительных органов в органы финансового контроля, рассмотрения органами финансового контроля мотивированных обращений, проведения контрольных мероприятий по мотивированным обращениям, передачи материалов контрольных мероприятий правоохранительным органам, информирования органов финансового контроля по принятым решениям правоохранительными органами. 11. Органы финансового контроля должны осуществлять реализацию материалов контрольных мероприятий по выявленным нарушениям бюджетного законодательства, в соответствии с установленным законодательством порядком, по всем возможным направлениям и проводить тщательный контроль за полнотой устранения нарушений, проявляя настойчивость в целях достижения результатов. 12. При выявлении органами финансового контроля признаков нарушений в сфере законодательства, относящейся к компетенции контрольной деятельности других органов, соответствующая информация направляется указанным органам с последующим уведомлением органов финансового контроля о принятом решении. Стандарт N 12. Отчетность в контрольной деятельности 1. Органы финансового контроля и работники органов финансового контроля по результатам контрольной деятельности должны подготовить письменные отчеты, изложенные полно, кратко, логично, объективно, точно и конструктивно. 2. Целью стандарта "Отчетность в контрольной деятельности" является определение требований к организации деятельности органов финансового контроля, обеспечивающей прозрачность результатов контроля и взаимодействие между органами финансового контроля путем обмена унифицированной отчетностью, а также установление требований к форме и содержанию отчетов органов финансового контроля и работников органов финансового контроля, подготавливаемых по итогам контрольной деятельности за отчетный период. 3. Отчет по результатам контроля должен быть подготовлен своевременно, по установленным распоряжением Правительства Республики Бурятия от 09.04.2007 г. N 227-р формам для отражения результатов контроля и их реализации. 4. Содержание отчета о результатах контрольной деятельности должно отвечать следующим требованиям: 1) отчет должен содержать всю информацию, достаточную для определения результативности контрольной деятельности органов финансового контроля, подтверждения того, что цели контроля были достигнуты; 2) отчет должен обеспечивать высокую анализируемость материалов контрольной деятельности и содержать информацию об объеме проверенных средств, видах и объеме выявленных нарушений, принятых мерах по устранению выявленных нарушений, а также объем устраненных нарушений; 3) отчет должен быть логичным и доступным для понимания; 4) отчет должен составляться на основе утвержденных органами финансового контроля результатов каждого контрольного мероприятия; 5) отчет должен основываться только на собранных доказательствах с тем, чтобы в отчете не были допущены неопределенности и двусмысленности, приводящие к неверному толкованию результатов контроля; 6) отчет должен быть нацелен на повышение эффективности исполнения республиканского бюджета, местных бюджетов, повышение финансовой дисциплины; 7) отчет должен быть систематизирован и содержать вводную часть, цели контроля, объем контроля, изложение основных результатов контроля с использованием общепринятых аббревиатур и терминов и заключительную часть. 5. Отчет о результатах контрольной деятельности органов контроля составляется ежеквартально нарастающим итогом. 6. Цифровые показатели отчета должны быть расшифрованы в пояснительной (аналитической) справке, содержащей описание наиболее крупных и показательных нарушений бюджетного законодательства, выявленных за отчетный период, и принятых мер по их устранению. 7. Отчеты о результатах контрольной деятельности органов финансового контроля представляются в Правительство Республики Бурятия согласно установленному им порядку. Стандарт N 13. Управление контрольной деятельностью 1. Руководители органов финансового контроля должны осуществлять надлежащее управление деятельностью органов финансового контроля для обеспечения высокого качества, экономичности, результативности и эффективности контроля. 2. Целью стандарта "Управление контрольной деятельностью" является определение требований к организации деятельности органов финансового контроля, обеспечивающей формирование хорошо организованного и работоспособного коллектива и его мобилизацию для достижения целей контроля. 3. Управление органами финансового контроля должно осуществляться в соответствии с положениями об органах финансового контроля и регламентами по исполнению государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований бюджетного законодательства Российской Федерации. 4. Деятельность органов финансового контроля должна осуществляться на основе утвержденных планов контрольных мероприятий органов финансового контроля. 5. Обязанности между должностными лицами органов финансового контроля должны быть четко распределены. 6. Органы финансового контроля должны создавать адекватную систему стимулов и условий для профессионального развития и повышения квалификации работников органов финансового контроля. 7. Система стимулов должна основываться на общих критериях оценки деятельности работников органов финансового контроля, позволяющих объективно определить меры поощрения и наказания. 8. Руководители органов финансового контроля должны в обязательном порядке управлять контролем качества всех этапов контрольной деятельности. 9. Процесс управления деятельностью органов финансового контроля должен постоянно совершенствоваться. Стандарт N 14. Контроль качества контрольной деятельности 1. Деятельность работников органов финансового контроля на каждом этапе контрольной деятельности должна осуществляться под систематическим контролем вышестоящих органов, должностных лиц органов финансового контроля. 2. Целью стандарта "Контроль качества контрольной деятельности" (далее - контроль качества) является определение требований к контролю за организацией и осуществлением контрольной деятельности работниками органов финансового контроля в соответствии с законодательством о финансово-бюджетном контроле и надзоре и настоящими стандартами. 3. Контроль качества должен обеспечиваться руководителями органов финансового контроля, осуществляться регулярно на плановой и внеплановой основе и гарантировать соблюдение законодательства о финансово-бюджетном контроле и надзоре и настоящих стандартов при организации, осуществлении контроля и реализации материалов контрольной деятельности. 4. Контроль качества должен осуществляться во всех органах финансового контроля, на всех стадиях контрольной деятельности независимо от уровня квалификации и профессионализма работников органов финансового контроля. 5. Необходимость и периодичность проведения контроля качества определяется руководителем органа финансового контроля. Сроки и продолжительность проведения контроля качества должны определяться таким образом, чтобы обеспечить его оперативность и результативность. 6. Руководители органов финансового контроля в соответствии с регламентом органа финансового контроля определяют и утверждают формы и методы контроля качества контрольной деятельности, которые должны обеспечивать выполнение надлежащим образом функций и полномочий органа финансового контроля. 7. Порядок, формы и методы контроля качества контрольной деятельности определяются в зависимости от сложности и объема контроля, осуществляемого органами финансового контроля, уровня квалификации и профессионализма работников органов финансового контроля, участвующих в осуществлении контроля. 8. В обязательном порядке в органах финансового контроля контролю качества подлежат организация, содержание, методы осуществления и результативность контроля, а также полнота, правомерность, объективность, последовательность действий органов контроля при осуществлении контрольной деятельности и работников органов финансового контроля по выполнению заданий, предусмотренных программами контрольных мероприятий. Контроль качества должен обеспечивать также своевременность и полноту устранения выявленных нарушений, перепроверку контрольных действий, информирование вышестоящих руководителей о выявленных нарушениях и полноте их устранения, объективность отчетов по результатам контроля. 9. Действия органов финансового контроля по контролю качества должны иметь документальное подтверждение в виде актов, протоколов, виз должностных лиц на документах, резолюций, решений или приказов. Верно: Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|