Расширенный поиск
Постановление Правительства Республики Бурятия от 29.10.2009 № 399 ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 октября 2009 г. N 399
Утратило силу - Постановление Правительства Республики Бурятия
от 03.06.2016 № 234
О Доктрине оздоровления общества Республики Бурятия
На основании статьи 6 Основ законодательства Российской Федерации
об охране здоровья граждан, в целях определения стратегии и координации государственной политики по формированию здорового образа
жизни и духовно-нравственного оздоровления общества республики Правительство Республики Бурятия постановляет:
1. Одобрить Доктрину оздоровления общества Республики Бурятия (приложение N 1*).
2. Утвердить Комплексный план действий по реализации Доктрины оздоровления общества Республики Бурятия на 2009-2011 годы (приложение N 2*).
3. Рекомендовать главам муниципальных районов, городских округов в Республике Бурятия принять участие в реализации Доктрины оздоровления общества Республики Бурятия и разработать муниципальные межведомственные планы по оздоровлению общества.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Республики Бурятия по социальному развитию Бальжирова Б.Г.
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования. Президент - Председатель Правительства Республики Бурятия В.В.Наговицын Приложение N 1 Одобрена
постановлением Правительства
Республики Бурятия
от 29.10.2009 N 399 Доктрина
оздоровления общества Республики Бурятия
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения
Сохранение и укрепление здоровья населения Республики Бурятия, формирование идеологии и практики жизнесохранительного поведения, увеличение продолжительности и повышения качества жизни является основной целью государственной политики, критерием эффективности и целесообразности социальных и экономических проектов. Осуществление мероприятий, направленных на сокращение прямых и косвенных потерь общества за счет снижения заболеваемости и смертности населения, создание условий для достижения высокого уровня индивидуального и общественного здоровья остается актуальным, несмотря на отдельные позитивные тенденции в демографическом контексте: сохраняется положительная тенденция роста рождаемости, общая смертность населения республики ниже среднероссийского показателя, с 2006 года естественный прирост населения имеет положительное значение. В структуре общей заболеваемости прогрессируют социально зависимые дефекты здоровья, отмечается снижение удельного веса острых
и увеличение количества хронических неинфекционных заболеваний (ХНИЗ). Болезни системы кровообращения - одна из основных причин в структуре общей смертности, потери трудоспособности, первичного выхода на инвалидность и, как следствие, увеличения затрат на медицинское обеспечение и социальную поддержку таких больных. Большинство случаев
возникновения сердечно-сосудистых заболеваний связаны с образом жизни
и модифицируемыми факторами риска. Питание с избыточным количеством насыщенного жира и соли, повышенный холестерин в крови, сахарный диабет, неконтролируемая артериальная гипертония, гиподинамия, табакокурение и алкоголизм повышают риск смерти от ишемической болезни
сердца и заболеваний сосудов головного мозга. Острейшую медико-социальную проблему в республике представляет сохраняющаяся тенденция роста злокачественных новообразований, каждый
3-4 больной выявляется на поздней стадии, летальность больных, умерших в течение одного года со дня установления диагноза, составляет свыше пятидесяти процентов. В структуре смертности от онкологических заболеваний лицам трудоспособного возраста принадлежит более тридцати
процентов. Показатель заболеваемости населения республики туберкулезом с 1998 года превышает среднероссийский, выявление деструктивных форм, высокая летальность свидетельствуют об эпидемиологическом неблагополучии по туберкулезу в республике. Основными причинами являются ухудшение социально-экономических условий, снижение жизненного уровня населения, рост числа лиц без определенного места жительства и занятий, активизация миграционных процессов. Основная часть погибшего населения является трудоспособной. Показатели по заболеваемости инфекциями, передаваемыми половым путем, выше средних по России, актуальна проблема распространения ВИЧ-инфекции среди жителей республики. В эпидемический процесс вовлечены практически все районы Бурятии, при этом превалирует половой путь передачи. Основная причина смерти данной категории больных: ВИЧ-инфекция в стадии СПИД, суициды, сердечно-сосудистые заболевания.
Вызывает тревогу уровень инфицирования новорожденных ВИЧ-инфекцией и другими внутриутробными инфекциями с реализацией в тяжелую патологию. Ежегодно увеличивается число больных с нервно-психическими расстройствами, рост инвалидности по причине психических расстройств прямо пропорционален росту заболеваемости и составляет более десяти процентов от общего числа инвалидов. В последние годы среди взрослого
населения сельских районов отмечается выраженный рост показателей болезненности умственной отсталостью, республиканские показатели суицидальной активности значительно превышают среднероссийские. Разрушающая психическое и физическое здоровье массовая алкоголизация населения и употребление психоактивных веществ дестабилизируют демографическую ситуацию в республике: ежегодно от причин, прямо или косвенно связанных с употреблением алкоголя и его суррогатов, гибнет несколько тысяч трудоспособного населения. На диспансерном учете с диагнозом "хронический алкоголизм" находится каждый сотый житель республики, отмечен рост случаев первичной заболеваемости алкоголизмом среди женщин фертильного возраста и молодежи. Наиболее объективным показателем, отражающим тяжесть и масштабы алкоголизации населения, является высокий уровень заболеваемости алкогольными психозами. Реальное количество смертельных отравлений алкоголем и его суррогатами в 8 - 9 раз превышает официально зарегистрированные данные, что связано с трудностями диагностики, распространенностью алкогользависимой патологии - алкогольных гепатитов и циррозов, развитием инфарктов и инсультов, спровоцированных пьянством.
Более семидесяти процентов потребителей наркотиков составляют лица до тридцати лет, из них сорок процентов употребляют героин, шестьдесят процентов - производные конопли. Наибольшее число курящих наблюдается в возрастной группе 30-40 лет, этой привычке подвержены более семидесяти процентов мужчин и сорока процентов женщин. По данным проведенных социологических исследований выявлена низкая информированность населения о вреде пассивного курения для детей и подростков. Установлено, что семьдесят
процентов детей и подростков, в присутствии которых курят родители, также подвержены табакокурению. Распространенность алкоголизма и табакокурения среди женщин детородного возраста определяет низкий индекс здоровья будущих матерей, высокий уровень заболеваемости новорожденных детей, наибольший удельный вес из которых занимают внутриутробные гипоксии и асфиксии, увеличение числа детей с врожденной патологией, увеличение числа преждевременных родов, повышающих риск смертности новорожденных. Высокий уровень распространенности алкоголизма и наркомании представляет реальную угрозу не только здоровью населения республики,
а также социальной сфере и правопорядку. В прямой зависимости от потребления алкоголя и психоактивных веществ находятся рост числа преступлений, совершенных в нетрезвом состоянии, дорожный травматизм. Отравления, несчастные случаи, в том числе суициды, травмы, определяют снижение средней продолжительности жизни и приводят к ранней инвалидизации населения трудоспособного возраста.
Серьезного внимания требует состояние здоровья детей и подростков, в течение последних лет ухудшились показатели физического
развития, полового созревания, более половины детей страдают психосоматическими нарушениями. На фоне экономической и социальной депривации отдельных категорий
населения, снижения роли семьи, нарушения эмоциональных связей родителей как между собой, так и с детьми, экспозиционного давления среды, низкого ценностного барьера отмечен рост подростковых аддикций.
Снизился возраст начала курения (12-13 лет), увеличилось количество впервые выявленных "шприцевых" наркоманов, рискованное инъекционное поведение приводит к распространению гемоконтактных инфекций (гепатиты
В и С, ВИЧ). Нарастающая алкоголизация этой категории населения диктует необходимость осуществления мер по радикальному изменению общественного сознания. Высокий показатель суицидов среди детей, подростков и молодежи обусловлен отсутствием превентивной психологической защиты, разрушением адаптационных механизмов, несвоевременной медико-психологической и педагогической коррекцией. Девиантные формы поведения, снижение возраста дебюта сексуальных отношений привели к эпидемическому росту заболеваемости в республике туберкулезом, инфекциями, передающимися половым путем, и ВИЧ-инфекцией среди детей, подростков и молодежи. Распространенность стереотипов разрушающего поведения, коэффициент жизнеспособности населения свидетельствуют о низкой заинтересованности жителей Республики Бурятия в сохранении собственного здоровья и здоровья своих детей. Социальная неустроенность, проблемы занятости населения, ухудшающаяся экологическая ситуация, недоброкачественность продуктов питания и питьевой воды, уровень охраны здоровья требует радикальных мер по качественному улучшению человеческого ресурса республики. С целью формирования сознательного отказа от вредных привычек, воспитания у населения личной ответственности за собственное здоровье
необходимо обеспечить внедрение здоровьесберегающих технологий, в первую очередь, в трудоспособных и детских возрастах. Современная формула жизненного успеха в сознании подрастающего поколения должна ассоциироваться со здоровым образом жизни. Моральный климат, физическое развитие и духовные ценности семьи, ее правовой статус с четкой регламентацией обязанностей и ответственности родителей за воспитание и здоровье детей, борьба с социальным сиротством являются основными задачами государственной политики, основой стабильности развития и благополучия общества. Многоплановость и системность проблем определяет необходимость разработки Доктрины оздоровления общества Республики Бурятия и проведения комплекса мероприятий скоординированными усилиями различных структур, действующих в правовой, правоохранительной, медицинской и социально-экономической сферах жизни общества. 2. Общие положения
Доктрина оздоровления общества Республики Бурятия (далее - Доктрина) - основополагающий государственный документ, определяющий основные направления, приоритеты и принципы формирования культуры здоровья у населения, развитие физических, интеллектуальных и нравственных критериев личности, повышение ценности здоровой и продолжительной жизни. Доктрина признает, что стратегическим направлением социальной политики является формирование у жителей республики идеологии и практики жизнесохранительного поведения, ориентации на здоровье как на
социальное свойство личности, обеспечивающее в современных условиях профессиональное долголетие, благополучие семьи, обеспеченную старость. Доктрина требует консолидации усилий, знаний и возможностей представителей органов государственной власти и местного самоуправления, общественности и науки на проблеме сбережения здоровья населения, физического и духовного совершенствования, демографического развития. Доктрина утверждает многоуровневый и межведомственный подход к организации оздоровительных и профилактических мероприятий; ответственность социальных партнеров - государства, общества, семей, работодателей - в вопросах охраны, сохранения и укрепления здоровья; формирование ответственного отношения граждан к собственному здоровью. Реализация Доктрины требует создания межведомственной экспертной комиссии при Правительстве Республики Бурятия, а также принятия необходимых правовых актов, в том числе программ. 3. Цель и основные задачи государственной политики
Целью государственной политики в области оздоровления общества является формирование общества с образом жизни, способствующим духовному, физическому благополучию граждан и социально-экономическому развитию Республики Бурятия. Задачи государственной политики в области оздоровления общества:
- создание единой системы мониторинга здоровья населения республики и контроля факторов, влияющих на развитие и прогрессирование ХНИЗ, с формированием базы данных; - интеграция в образовательный процесс здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий, основанных на принципах непрерывности,
преемственности; - разработка и реализация проектов и программ в области здравоохранения, занятости, социальной защиты населения, молодежной политики, включая программы, направленные на улучшение положения семьи и детей; - совершенствование профилактических мероприятий по снижению травм и отравлений, курения, алкоголизма и наркомании, развития физической культуры, отдыха и оздоровления; - создание межведомственной системы партнерства для проведения мероприятий по предупреждению алкоголизации, наркотизации, табакокурения;
- совершенствование системы лечения алкогольной, наркотической, табачной зависимости; - разработка и реализация программ по снижению дорожно-транспорт-ного травматизма, предотвратимой смертности, предупреждению осложнений после повреждений при ДТП, уровня инвалидности при ДТП; - разработка и реализация программ по снижению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, устранению основных причин детского травматизма, мер по усилению надзора и контроля за безопасностью условий жизни: учебы, труда и отдыха подростков; - совершенствование республиканской нормативно-правовой базы по предупреждению алкоголизма, наркомании и токсикомании; - создание системы ранней профилактики злоупотребления алкоголем и употребления психоактивных веществ: целевые программы для детей и подростков в учреждениях дошкольного и школьного воспитания с организацией в них психолого-педагогических служб; - разработка и реализация программ по социально-психологической и
медицинской реабилитации лиц, ранее страдавших алкоголизмом и наркоманией;
- создание системы информационного обеспечения населения по различным аспектам профилактики алкоголизации, наркотизации, табакокурения;
- разработка программ и комплексных мер по социальной поддержке групп населения, наиболее уязвимых к социально обусловленным инфекционным болезням; - совершенствование контроля качества окружающей среды, разработка и внедрение системы оценки и снижения влияния рисков окружающей среды на здоровье населения; - обеспечение качества воздуха и воды в соответствии с установленными российским законодательством нормами; - обеспечение населения экологически безопасными и полноценными продуктами питания, в том числе осуществление контроля за поступлением на территорию Республики Бурятия генетически измененных продуктов питания и компонентов для их производства; - проведение реконструкции населенных пунктов и промышленных зон в целях создания на этой основе благоприятной среды обитания; - оказание адресной помощи группам населения, проживающим в зонах
экологического бедствия или особо уязвимым к неблагоприятным экологическим воздействиям (дети, беременные женщины, кормящие матери
и др.); - совершенствование законодательной базы в области охраны окружающей среды и ответственности за ее загрязнение. Разработка и реализация проектов и программ по охране и оздоровлению окружающей среды; - разработка комплекса мер по защите нравственности, сохранению отечественного культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм здорового образа жизни в сфере деятельности учреждений культуры и средств массовой информации; - создание условий для развития физической культуры, спорта и спорта высших достижений, формирование здорового образа жизни для всех возрастных и социальных категорий населения; - развитие спорта в целях достижения высших спортивных результатов; - разработка новой инфраструктуры массового физического воспитания и спортивной подготовки детей, подростков и молодежи в образовательных учреждениях; - укрепление материально-технической базы физической культуры и спорта в Республике Бурятия, социальная поддержка спортсменов. 4. Приоритетные направления в обеспечении
здорового развития и самосохранения личности и общества
4.1. Формирование единой информационной стратегии при освещении вопросов, связанных с социально значимыми проблемами, в том числе алкоголизмом, табакокурением, наркоманией, ВИЧ-инфекцией, инфекциями, передаваемыми половым путем, в том числе: - активное включение средств массовой информации в пропаганду и реализацию цели и основных задач, установленных Доктриной, включая совершенствование социальной рекламы антиалкогольной, антинаркотической, антитабачной направленности; - разработка предложений о внесении изменений в Федеральный закон
"О рекламе" в части запрещения рекламы алкогольной и табачной продукции; - совершенствование экспертной оценки программ, методик, печатной
продукции, фильмов и иных средств профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании; - доведение доли информационно-образовательных программ по профилактике факторов риска социально обусловленных заболеваний, употребления алкоголя, психоактивных веществ в сети вещания государственных и муниципальных средств массовой информации до 15 процентов; - создание и трансляция модельных проектов и программ, содержащих
информационно-аналитические материалы для различных целевых групп молодежной аудитории о способах выхода из трудных жизненных ситуаций,
решения проблем без использования алкоголя и психоактивных веществ, о преимуществах ведения здорового образа жизни, формах позитивного поведения; о формировании ценностей здорового образа жизни в процессе
семейного воспитания; - внедрение во всех школах эффективных образовательных программ по вопросам, связанным с курением; - создание в средствах массовой информации постоянно действующих программ по профилактике табакокурения, алкоголизма и наркомании;
- целенаправленная организация в средствах массовой информации пропаганды физической культуры и спорта, здорового образа жизни, в том числе положительного влияния высокой двигательной активности и занятий спортом на здоровье; - организация и вещание бесплатного специализированного спортивного телеканала на всей территории Республики Бурятия.
4.2. Создание системы подготовки и повышения квалификации специалистов, причастных к сфере профилактики алкоголизма, употребления психоактивных веществ и к деятельности по формированию здорового образа жизни, в том числе: - разработка современных подходов и обеспечение условий для обучения, повышения квалификации и своевременной переподготовки специалистов, причастных к сфере профилактики алкоголизма, употребления психоактивных веществ и к деятельности по формированию здорового образа жизни; - качественное и своевременное повышение квалификации специалистов, работающих в области правовой, организационной, социальной, медицинской поддержки наркозависимых лиц; - проведение научно-практических конференций, семинаров по вопросам профилактики факторов риска хронических неинфекционных заболеваний, формирования культуры здоровья и здорового образа жизни; - организация проектной деятельности в области здоровьесбережения, поддержка перспективных научных исследований и разработок; - создание системы подготовки высококвалифицированных специалистов для работы в реабилитационных структурах; - обучение сотрудников досуговых учреждений, приемных родителей, представителей молодежных общественных организаций позитивно ориентированным формам профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании среди детей и молодежи; - включение программ по профилактике наркомании, табакокурения и формированию здорового образа жизни в программы подготовки и переподготовки специалистов разных специальностей (врачи, социальные работники, педагоги, сотрудники правоохранительных органов); - обеспечение повышения квалификации учителей физической культуры, переподготовки тренеров-преподавателей не реже одного раза в 5 лет; - обеспечение потребности районов Республики Бурятия в кадрах по физической культуре и спорту, проведение семинаров по обучению руководителей коллективов физической культуры и спорта, председателей
секций клубов туристов.
4.3. Создание системы мотивирования граждан к ведению здорового образа жизни и участию в профилактических мероприятиях, разработка современных методов, механизмов и технологий формирования стереотипов
здорового образа жизни, в том числе: - обучение детей и молодежи умению противостоять экспозиционному давлению среды (ориентирование на нарконезависимое поведение), быть социально компетентными (внедрение программ по развитию личностных ресурсов, формированию жизненных навыков и стратегий стресс-преодолевающего поведения); - раннее выявление социально неблагополучных семей, детей и подростков, относящихся к группе социального риска, внедрение технологий здоровья по принципу "врач общей практики - домашняя валеология";
- разработка комплекса мер по совершенствованию содержания досуга
детей и молодежи и обеспечение внедрения во все образовательные учреждения республики обучающих антинаркотических профилактических программ: 1) с дифференциацией технологий по целевым группам: не употребляющие психоактивные вещества; начинающие потребители; зависимые от психоактивных веществ; находящиеся в ремиссии;
2) с дифференциацией по ступеням образования: воспитанники детских дошкольных учреждений, учащиеся 1-4-х классов, 5-9-х классов,
10-11-х классов общеобразовательных учреждений, учащиеся учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования; - своевременное выявление детей и подростков с аддиктивным и девиантным поведением, организация экспресс-освидетельствования выявленных наркопотребителей;
- проведение целевой индивидуальной и групповой психопрофилактической работы с подростками и молодыми людьми, по тем или иным причинам уже приобщившимися к наркотикам, активизация работы
с их семьями в вопросах профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании; - внедрение инновационных методов медицинской профилактики в общеобразовательных учреждениях, разработка комплексных модульных обучающих профилактических программ сохранения здоровья детей и подростков, в том числе и репродуктивного; - организация на базе образовательных учреждений профилактической
оздоровительной деятельности по принципу "школа психического и физического здоровья", проведение своевременной диагностики отклонений у детей, развитие системы специального и коррекционного образования, психологической адаптации и реабилитации; - создание подростковых консультационных центров и центров реабилитации, направленных на социализацию и адаптацию аддиктивных подростков, с разработкой и внедрением всевозможных тренингов, способствующих развитию здоровой и устойчивой личности; - внедрение инновационных технологий по профилактике социального сиротства; - создание и усиление роли общественных организаций, основной целью которых будет пропаганда здорового образа жизни; - создание при образовательных учреждениях комплексных физкультурно-спортивных центров, включающих спортивный зал, бассейн, школьные стадионы; - принятие мер на предприятиях, в учреждениях и ведомствах по повышению ценностного значения здоровой полной семьи как основы общества; - формирование волонтерских групп из числа школьников и студентов, организация их деятельности по пропаганде стереотипов здорового образа жизни, противодействия злоупотреблению алкоголем, употреблению психоактивных веществ;
- проведение разъяснительной работы с населением по вопросу привлечения к административной ответственности за употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции в общественных местах; - централизованная координация деятельности по уничтожению дикорастущей конопли; - пропаганда здорового образа жизни, развитие физической культуры, спорта, отдыха и туризма; активное привлечение спортивных организаций и учреждений к проведению спортивно-оздоровительных мероприятий, внедрению обучающих здоровьеразвивающих технологий;
- выполнение нормативов минимальной обеспеченности жилых массивов
физкультурно-оздоровительными и спортивными сооружениями, создание культурно-спортивных комплексов на базах крупных предприятий, организаций и в местах отдыха; - введение в учебных программах для детей дошкольного и младшего школьного возраста научно обоснованного объема двигательной активности (10-12 часов в неделю); - внедрение в образовательные стандарты инновационных программ спортивно-оздоровительной направленности (выполнение студенческой и учащейся молодежью объема двигательной активности до 8-10 часов в неделю); - создание многоуровневой и разновариантной системы физкультурных и спортивных мероприятий для спортивных команд образовательных учреждений; - обеспечение выполнения лицами трудоспособного возраста рекомендованного объема двигательной активности (3-4,5 часа в неделю); - создание специализированных спортивных заведений для инвалидов;
- обеспечение максимальной доступности занятий физической культурой и спортом малообеспеченным слоям населения; - развитие инфраструктуры для массовых занятий военно-прикладными
и служебно-прикладными видами спорта; - внедрение в Республике Бурятия испытаний и норм спортивно-технического комплекса "Готов к труду и защите Отечества"; - разработка и реализация комплекса мероприятий по духовно-нравст-венному воспитанию подростков и молодежи;
- создание валеологического направления в работе учреждений, ведомств, трудовых коллективов для всестороннего здорового развития личности человека с учетом его психофизиологических особенностей; - разработка и внедрение методик расчета и учета экономического ущерба от массового потребления алкогольной, табачной продукции, наркотических веществ; - сравнительный экономический анализ вложений общества в развитие
спорта и расходов общества на лечение больных; - разработка комплекса мероприятий по повышению социально-экономической эффективности функционирования объектов спорта; - внедрение экономических стимулов и системы материального поощрения и награждения, вызывающих желание у населения вести здоровый образ жизни; - создание системы обмена опытом реализации государственной политики формирования здорового образа жизни с проведением научно-практических конференций, форумов, семинаров, тренингов; - участие в международных проектах и программах в области формирования здорового образа жизни; - разработка и внедрение образовательных программ по гигиене окружающей среды и экологическому воспитанию для различных групп населения; - издание и распространение учебных, методических и дидактических материалов по проблемам здоровьесбережения, создание художественных, документальных, анимационных фильмов, театральных постановок, литературных произведений, концертных программ, способствующих формированию здорового образа жизни; - создание и внедрение региональных образовательных и обучающих программ по проблемам здорового питания для различных групп населения; - реорганизация системы школьного питания с использованием современных технологий, комплексное решение правовых, организационно-управ-ленческих, кадровых вопросов по совершенствованию
организации питания в общеобразовательных учреждениях (стопроцентный охват питанием детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях); - оказание организационной и финансовой поддержки периодическим печатным изданиям для детей, подростков и молодежи, пропагандирующим здоровый образ жизни; - разработка, издание и распространение научных и методических материалов по созданию нового информационного пространства поддержки развития инновационных процессов в физическом и спортивном воспитании
в образовательных учреждениях Республики Бурятия.
4.4. Разработка системы статистических и социологических показателей для проведения регулярного мониторинга, прогноза ситуации, связанной с алкоголизмом, табакокурением, наркоманией и оздоровлением общества Республики Бурятия, в том числе: - проведение социально-гигиенического мониторинга показателей здоровья населения с формированием базы данных (для организованного населения ответственность возлагается на работодателей всех форм собственности, для неорганизованного населения - на первичную медицинскую сеть); - анализ демографических показателей (средняя продолжительность жизни, рождаемость, смертность, коэффициент рождаемости, смертности и
естественного прироста населения); - создание национальной научной инфраструктуры исследований, мониторинга и системы оценки развития здорового образа жизни по международным стандартам; - мониторинг состояния окружающей среды и здоровья населения;
- разработка показателей, характеризующих развитие инфраструктуры
физической культуры и спорта и охват населения регулярными занятиями физической культурой и спортом на объектах данной инфраструктуры; - занятость населения;
- регулярное проведение социологических и эпидемиологических исследований по проблемам распространенности алкоголизма, наркомании,
табакокурения среди различных групп населения республики (прежде всего, среди подростков и молодежи), формирование республиканского информационного фонда данных, мониторинг ситуации в сфере профилактики алкоголизма, наркомании, токсикомании; - количество правонарушений, связанных с употреблением алкоголя и
психоактивных веществ (мониторинг).
4.5. Для создания эффективной системы лечения и медико-социальной
реабилитации больных алкоголизмом, наркоманией необходимо: - расширить лечебное и реабилитационное пространство потребителей
алкоголя, психоактивных веществ, в том числе открыть на территории Республики Бурятия центры и отделения детоксикации;
- повысить объем и качество лечебных и реабилитационных услуг наркологического профиля, создать сеть наркологических кабинетов во всех лечебно-профилактических учреждениях республики, организовать "телефон доверия" для поддержки лиц, решивших отказаться от употребления психоактивных веществ и алкоголя;
- разработать и внедрить эффективные технологии лечения и реабилитации больных алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией, создать на их основе социально-оздоровительные программы, в том числе
реабилитационные программы для созависимых;
- подготовить врачей-наркологов, психотерапевтов и медицинских психологов для наркологической службы районов республики; - укрепить материально-техническую базу наркологических служб и учреждений, оснастить необходимым оборудованием и медикаментами, средствами инструментального контроля; - организовать специализированные детско-подростковые реабилитационные центры для лиц, зависимых от психоактивных веществ, в
структуре наркологической службы республики. 5. Организационная основа системы оздоровления общества
Республики Бурятия
5.1. Регулирование в области профилактики социально значимых заболеваний, в том числе алкоголизма, наркомании и токсикомании, развития физической культуры и спорта, санитарно-эпидемиологическом благополучии Республики Бурятия осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, Конституцией Республики Бурятия, законами Республики Бурятия, иными нормативно-правовыми актами Республики Бурятия.
5.2. Организация работы в соответствии с научными разработками, данными мониторинга, социологическими и иными исследованиями осуществляется путем: - совершенствования и реализации медико-социальных технологий профилактики ХНИЗ, разработки индивидуальных и групповых моделей здорового поведения; - разработки научно обоснованных региональных программ по раннему
выявлению и профилактике наркотической зависимости, включая токсикоманию, табакокурение;
- определения основных приоритетов и выработки методологических подходов научного сопровождения формирования здорового образа жизни; - активизации фундаментальных и прикладных исследований в области
физической культуры и спорта, координации этих исследований с исследованииями Российской академии наук, научных центров, научно-исследователь-ских институтов;
- разработки и реализации комплекса профилактических мероприятий,
направленных на изменение структуры потребления алкогольной продукции, злоупотребление алкоголем и его суррогатами; - разработки и реализации мероприятий по снижению влияния хронических экологических рисков на здоровье населения; - реализации комплексных природоохранных мер в рекреационных зонах республики; - разработки медико-социальных критериев эффективности оздоровительных услуг на основе унифицированных технологий; - разработки перспективных комплексных технологий по оздоровлению
детей, проживающих в экологически неблагополучных районах республики; - разработки и реализации комплекса профилактических мероприятий,
направленных на снижение дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими и лицами, погибшими в результате дорожно-транспортных происшествий.
5.3. Усиление контроля и регулирования в области производства, реализации и потребления табачных изделий, алкогольной продукции должно осуществляться путем: - ограничения доступности алкогольной продукции по времени и месту продажи на территории Республики Бурятия; - усиления государственного контроля за соблюдением законодательства, ограничивающего реализацию и потребление табачной и
алкогольной продукции, пива и напитков, изготовляемых на его основе; - повышения уровня ответственности администрации на предприятиях различных форм собственности за проведение профилактической работы с лицами, злоупотребляющими алкогольной продукцией, организацию системы
помощи им на рабочих местах; - разработки и внедрения комплекса социально-правовых мер, запрещающих приобщение к алкогольной продукции несовершеннолетних, ограждающих молодежь от пьянства, в том числе введение более жестких норм ответственности родителей, взрослых, приобщающих несовершеннолетних детей к пьянству; - предотвращения и пресечения преступлений и административных правонарушений, совершаемых на почве злоупотребления алкогольными напитками; - разработки системы социально-правовых мер по реализации запрета
на курение табака на рабочих местах, во всех видах общественного транспорта, на территориях и в помещении организаций здравоохранения,
образования, культуры, в закрытых спортивных сооружениях, предприятиях общественного питания, в помещениях, занимаемых органами государственной власти, местного самоуправления, за исключением специально отведенных мест; - запрещения рекламы алкогольных и табачных изделий, кроме мест специализированного производства и специализированной продажи.
5.4. Регулирование профилактических мероприятий по распространению наркомании включает: - активизацию законотворческой деятельности по регулированию профилактики наркомании, антинаркотической пропаганды и противодействия незаконному обороту наркотиков; - реализацию республиканских и международных проектов по внедрению методик ранней диагностики наркомании; - обеспечение регулярных эпидемиологических исследований по определению реальных масштабов распространения наркомании в Республике Бурятия как основы для выработки адекватных мер противодействия; - анализ ситуации в сфере злоупотребления наркотиками в Республике Бурятия и представление соответствующими структурами в органы государственного регулирования и исполнительной власти предложений и рекомендаций по проведению комплекса необходимых лечебно-профилактических мероприятий в группах риска; - изучение накопленного в стране и за рубежом опыта в разработке программ по сокращению спроса на наркотики и реализации соответствующих тематических проектов; - создание организационных структур для психопрофилактической работы с семьями и родственниками больных наркоманией; - развитие системы семинаров по профилактике наркомании для волонтеров. 5.5. Экономические и финансовые механизмы реализации комплекса организационных мероприятий по развитию и совершенствованию программ по формированию приоритета здорового образа жизни в Республике Бурятия, в том числе: - финансирование реализации комплексных мероприятий по сохранению
и укреплению здоровья населения за счет эффективной профилактики хронических неинфекционных заболеваний, развития санитарного просвещения как одного из приоритетных направлений государственной политики и общества в целом; - введение принципа возвратности части уплаченных пациентом страховых взносов добровольного медицинского страхования при улучшении показателей здоровья застрахованного; - разработка экономических мер, направленных на повышение мотивации осуществления профилактической санитарно-просветительской деятельности, для СМИ, для медицинских работников лечебно-профилактических учреждений, для работодателей; - обеспечение правовой и финансовой поддержки мероприятий по модернизации физического воспитания подрастающего поколения за пределами академического расписания образовательных учреждений всех типов (вместо уроков физической культуры); - финансирование реализации комплексных мероприятий Доктрины осуществляется в пределах средств, предусмотренных законом Республики
Бурятия о республиканском бюджете, решениями органов местного самоуправления о бюджетах муниципальных образований, и за счет иных источников, предусмотренных действующим законодательством. 6. Этапы и ожидаемые результаты реализации Доктрины
6.1. Подготовительный этап (2009-2010 гг.)
Этап проведения организационных мероприятий, в том числе:
- создание межведомственной экспертной комиссии при Правительстве
Республики Бурятия; - создание рабочих групп по основным направлениям Доктрины;
- разработка необходимых нормативно-правовых актов и национальных
проектов и программ; - проведение мониторинга здоровья населения, социологических исследований, связанных с распространением алкоголизма, табакокурения и наркомании. 6.2. Исполнительный этап (2010-2014 гг.)
В этот период (с завершением к 2015 году) проводится целенаправленная комплексная работа по формированию у жителей республики идеологии и практики жизнесохранительного поведения, ориентации на здоровье как на социальное свойство личности. Реализуются мероприятия, предусмотренные Доктриной, позволяющие изменить поведенческие факторы риска здоровья, прежде всего, подрастающего поколения, способствовать укреплению здоровья населения
и улучшению демографической ситуации в республике. На этом этапе ожидается получение первых результатов, улучшение состояния показателей здоровья населения.
6.3. Итоговый этап (2014- 2015 гг.)
В этот период проводится анализ результатов выполнения Доктрины, влияния ее реализации на оздоровление общества республики, демографическую ситуацию. В конце этого этапа Доктрина пересматривается и обновляется. Опыт разработки и внедрения профилактических программ в России показал, что первый и второй уровни изменений начинаются вскоре после
начала реализации мероприятий, третий - в среднесрочном периоде, конечный результат по улучшению показателей состояния здоровья населения республики может быть получен через 5-7 лет от начала реализации мероприятий. Ожидаемые результаты:
- создание системы формирования, сохранения, восстановления и укрепления здоровья населения Республики Бурятия; - реализация человеком потенциала здоровья для ведения активной производственной, социальной и личной жизни; - снижение преждевременной смертности, заболеваемости, инвалидизации населения, достижение оптимального качества жизни, увеличение средней продолжительности жизни; - снижение заболеваемости населения наркологическими расстройствами, увеличение количества детей и молодежи, отказавшихся от вредных привычек и ведущих здоровый образ жизни; - увеличение доли больных наркоманией, прошедших лечение и реабилитацию с ремиссией, по отношению к общему числу больных наркоманией, прошедших лечение и реабилитацию; - снижение количества преступлений, совершенных в состоянии алкогольного и наркотического опьянения; - снижение подростковой преступности, формирование у детей и молодежи социальной компетентности, жизненных навыков, развитие стресс-преодолевающего поведения, системы ценностей, ориентированных на ведение здорового образа жизни; - снижение социальных последствий злоупотребления алкоголем и психоактивными веществами: суицидов, разрушения семей, криминализации молодежной среды; - создание и развитие эффективной инфраструктуры для оказания лечебно-профилактической помощи по отказу от курения; - стабилизация с последующим снижением распространенности потребления табака среди различных групп населения (детей и подростков, молодежи, женщин репродуктивного возраста и др.).
Приложение N 2
Утвержден постановлением Правительства Республики Бурятия
от 29.10.2009 N 399
Комплексный план действий по реализации Доктрины оздоровления общества Республики Бурятии на 2009 -2011 годы
|——————|————————————————————————————————————————————————————|————————————————————————|——————————————————————————————————————————| | NN | Наименования мероприятия | Срок исполнения | Ответственный исполнитель | | п/п | | | | |——————|————————————————————————————————————————————————————|————————————————————————|——————————————————————————————————————————| | 1 | 2 | 3 | 4 | |——————|————————————————————————————————————————————————————|————————————————————————|——————————————————————————————————————————| | I. | Организация управления деятельностью по формированию здорового образа жизни, профилактике социально значимых | | | заболеваний, в том числе алкоголизма, наркомании, токсикомании, а также профилактике производственного травматизма и | | | профессиональных заболеваний | |——————|————————————————————————————————————————————————————|————————————————————————|——————————————————————————————————————————| | 1. | Подготовка предложений в Народный Хурал Республики | I квартал 2010 г. | Министерство здравоохранения, | | | Бурятия об обращении в Государственную Думу | | Министерство образования и науки, | | | Российской Федерации с законодательной инициативой | | Управление Федеральной службы по надзору | | | по внесению изменений в Федеральный закон "О | | в сфере защиты прав потребителей и | | | рекламе" в части полного запрета на рекламу | | благополучия человека по РБ | | | алкогольной продукции, пива и табачных изделий, | | | | | Федеральный закон "Об ограничении курения табака" | | | | | в части запрещения курения табака на рабочих | | | | | местах, во всех видах общественного транспорта, на | | | | | территориях и в помещении организаций | | | | | здравоохранения, образования, культуры, в закрытых | | | | | спортивных сооружениях, предприятиях общественного | | | | | питания, в помещениях органов государственной | | | | | власти и местного самоуправления | | | |——————|————————————————————————————————————————————————————|————————————————————————|——————————————————————————————————————————| | 1 | 2 | 3 | 4 | |——————|————————————————————————————————————————————————————|————————————————————————|——————————————————————————————————————————| | 2. | Подготовка проекта концепции государственной | III квартал 2010 г. | Министерство здравоохранения, | | | политики в области здорового питания населения | | Министерство сельского хозяйства и | | | Республики Бурятия на период до 2025 года | | продовольствия, | | | | | Управление Федеральной службы по надзору | | | | | в сфере защиты прав потребителей и | | | | | благополучия человека по РБ, | | | | | Республиканская служба по | | | | | потребительскому рынку и лицензированию | |——————|————————————————————————————————————————————————————|————————————————————————|——————————————————————————————————————————| | 3. | Реализация мероприятий Республиканской целевой | 2009-2011 гг. | Министерство здравоохранения, | | | программы "Развитие здравоохранения Республики | | органы местного самоуправления | | | Бурятия на 2009-2011 годы и на период до 2017 | | муниципальных районов и городских | | | года" | | округов в РБ | |——————|————————————————————————————————————————————————————|————————————————————————|——————————————————————————————————————————| | 4. | Разработка проекта нормативного правового акта, | II квартал 2010 г. | Министерство здравоохранения, | | | регламентирующего порядок представления в | | Министерство внутренних дел по РБ, | | | наркологические диспансеры информации о | | Министерство образования и науки, | | | неблагополучных семьях, в том числе с | | Республиканское агентство по делам семьи | | | несовершеннолетними, злоупотребляющих алкоголем и | | и детей | | | психоактивными веществами | | | |——————|————————————————————————————————————————————————————|————————————————————————|——————————————————————————————————————————| | 5. | Разработка и реализация муниципальных программ по | 2009-2011 гг. | Органы местного самоуправления | | | формированию здорового образа жизни населения | | муниципальных районов и городских | | | | | округов в РБ | |——————|————————————————————————————————————————————————————|————————————————————————|——————————————————————————————————————————| | 6. | Разработка критериев оценки эффективности | IV квартал 2009 г. | Органы местного самоуправления | | | деятельности органов местного самоуправления по | | муниципальных районов и городских | | | вопросам формирования у населения культуры | | округов в РБ, | | | здоровья и здорового образа жизни | | Управление Федеральной службы по надзору | | | | | в сфере защиты прав потребителей и | | | | | благополучия человека по РБ, | Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|