Расширенный поиск

Постановление Правительства Республики Бурятия от 29.10.2009 № 399

 

 

 

 

 

 

                   ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

 

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

 

                     от 29 октября 2009 г. N 399

 

        Утратило силу - Постановление Правительства Республики Бурятия

                                                   от 03.06.2016 № 234

 

         О Доктрине оздоровления общества Республики Бурятия

 

 

     На основании статьи 6 Основ законодательства Российской Федерации
об охране  здоровья   граждан,   в  целях   определения  стратегии   и
координации государственной политики по формированию здорового  образа
жизни  и   духовно-нравственного   оздоровления  общества   республики
Правительство Республики Бурятия постановляет:
     
     1. Одобрить  Доктрину  оздоровления общества  Республики  Бурятия
(приложение N 1*).
     
     2. Утвердить  Комплексный план  действий  по реализации  Доктрины
оздоровления общества Республики Бурятия на 2009-2011 годы (приложение
N 2*).
     
     3. Рекомендовать главам муниципальных районов, городских  округов
в   Республике  Бурятия   принять   участие  в   реализации   Доктрины
оздоровления общества Республики  Бурятия и разработать  муниципальные
межведомственные планы по оздоровлению общества.
     
     4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить  на
заместителя   Председателя   Правительства   Республики   Бурятия   по
социальному развитию Бальжирова Б.Г.
     
     5. Настоящее  постановление   вступает  в   силу   со    дня  его  
официального опубликования.

 

 

     Президент - Председатель                                               
     Правительства Республики Бурятия         В.В.Наговицын 

 

 

 

 

                                                        Приложение N 1

 

                                                              Одобрена
                                          постановлением Правительства
                                                    Республики Бурятия
                                                   от 29.10.2009 N 399

 

 

 

                               Доктрина
               оздоровления общества Республики Бурятия

 

 

    1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения

 

     Сохранение и укрепление  здоровья  населения Республики  Бурятия,
формирование  идеологии  и  практики  жизнесохранительного  поведения,
увеличение  продолжительности  и  повышения  качества  жизни  является
основной  целью государственной  политики,  критерием эффективности  и
целесообразности социальных и экономических проектов.
     Осуществление мероприятий, направленных  на  сокращение прямых  и
косвенных потерь общества за счет снижения заболеваемости и смертности
населения,   создание   условий   для   достижения   высокого   уровня
индивидуального и общественного здоровья остается актуальным, несмотря
на  отдельные  позитивные   тенденции  в  демографическом   контексте:
сохраняется   положительная   тенденция   роста   рождаемости,   общая
смертность населения республики  ниже среднероссийского показателя,  с
2006 года естественный прирост населения имеет положительное значение.
     В структуре   общей   заболеваемости   прогрессируют    социально
зависимые дефекты здоровья, отмечается снижение удельного веса  острых
и увеличение количества хронических неинфекционных заболеваний (ХНИЗ).
     Болезни системы  кровообращения  -  одна  из  основных  причин  в
структуре общей смертности, потери трудоспособности, первичного выхода
на инвалидность  и, как  следствие, увеличения  затрат на  медицинское
обеспечение и социальную поддержку таких больных. Большинство  случаев
возникновения сердечно-сосудистых заболеваний связаны с образом  жизни
и модифицируемыми  факторами риска. Питание  с избыточным  количеством
насыщенного  жира и  соли,  повышенный  холестерин в  крови,  сахарный
диабет,   неконтролируемая   артериальная   гипертония,   гиподинамия,
табакокурение и алкоголизм повышают риск смерти от ишемической болезни
сердца и заболеваний сосудов головного мозга.
     Острейшую медико-социальную  проблему в  республике  представляет
сохраняющаяся тенденция роста злокачественных новообразований,  каждый
3-4 больной выявляется на поздней стадии, летальность больных, умерших
в течение одного года  со дня установления диагноза, составляет  свыше
пятидесяти  процентов.  В   структуре  смертности  от   онкологических
заболеваний лицам трудоспособного возраста принадлежит более  тридцати
процентов.
     Показатель заболеваемости  населения  республики  туберкулезом  с
1998 года  превышает среднероссийский,  выявление деструктивных  форм,
высокая    летальность    свидетельствуют    об     эпидемиологическом
неблагополучии  по  туберкулезу  в  республике.  Основными   причинами
являются   ухудшение    социально-экономических   условий,    снижение
жизненного уровня населения,  рост числа  лиц без определенного  места
жительства  и занятий,  активизация  миграционных процессов.  Основная
часть погибшего населения является трудоспособной.
     Показатели по  заболеваемости инфекциями,  передаваемыми  половым
путем,  выше средних  по  России, актуальна  проблема  распространения
ВИЧ-инфекции  среди  жителей   республики.  В  эпидемический   процесс
вовлечены практически все районы Бурятии, при этом превалирует половой
путь  передачи.  Основная  причина смерти  данной  категории  больных:
ВИЧ-инфекция в стадии СПИД, суициды, сердечно-сосудистые  заболевания.
Вызывает тревогу уровень  инфицирования новорожденных ВИЧ-инфекцией  и
другими внутриутробными инфекциями с реализацией в тяжелую патологию.
     Ежегодно увеличивается   число  больных   с   нервно-психическими
расстройствами, рост инвалидности  по причине психических  расстройств
прямо пропорционален  росту заболеваемости и  составляет более  десяти
процентов от общего числа инвалидов. В последние годы среди  взрослого
населения  сельских  районов отмечается  выраженный  рост  показателей
болезненности  умственной   отсталостью,  республиканские   показатели
суицидальной активности значительно превышают среднероссийские.
     Разрушающая психическое    и   физическое    здоровье    массовая
алкоголизация   населения   и   употребление   психоактивных   веществ
дестабилизируют  демографическую ситуацию  в  республике: ежегодно  от
причин, прямо или  косвенно связанных с  употреблением алкоголя и  его
суррогатов,  гибнет  несколько  тысяч  трудоспособного  населения.  На
диспансерном  учете  с диагнозом  "хронический  алкоголизм"  находится
каждый  сотый  житель  республики,  отмечен  рост  случаев   первичной
заболеваемости  алкоголизмом  среди  женщин  фертильного  возраста   и
молодежи.
     Наиболее объективным показателем,  отражающим тяжесть и  масштабы
алкоголизации  населения,  является  высокий  уровень   заболеваемости
алкогольными  психозами.  Реальное количество  смертельных  отравлений
алкоголем  и  его  суррогатами  в  8  -  9  раз  превышает  официально
зарегистрированные  данные,  что связано  с  трудностями  диагностики,
распространенностью   алкогользависимой   патологии   -    алкогольных
гепатитов    и   циррозов,    развитием    инфарктов   и    инсультов,
спровоцированных пьянством.
     
     Более семидесяти  процентов  потребителей  наркотиков  составляют
лица  до тридцати  лет,  из них  сорок  процентов употребляют  героин,
шестьдесят процентов - производные конопли.
     Наибольшее число курящих  наблюдается в  возрастной группе  30-40
лет, этой  привычке  подвержены более  семидесяти  процентов мужчин  и
сорока  процентов  женщин.   По  данным  проведенных   социологических
исследований  выявлена  низкая  информированность  населения  о  вреде
пассивного курения для детей и подростков. Установлено, что  семьдесят
процентов детей и  подростков, в  присутствии которых курят  родители,
также  подвержены  табакокурению.  Распространенность  алкоголизма   и
табакокурения  среди  женщин детородного  возраста  определяет  низкий
индекс  здоровья  будущих  матерей,  высокий  уровень   заболеваемости
новорожденных  детей,  наибольший  удельный вес  из  которых  занимают
внутриутробные  гипоксии   и  асфиксии,  увеличение   числа  детей   с
врожденной  патологией,   увеличение   числа  преждевременных   родов,
повышающих риск смертности новорожденных.
     Высокий уровень  распространенности   алкоголизма  и   наркомании
представляет реальную угрозу не только здоровью населения  республики,
а  также социальной  сфере  и правопорядку.  В  прямой зависимости  от
потребления  алкоголя и  психоактивных  веществ находятся  рост  числа
преступлений, совершенных в нетрезвом состоянии, дорожный травматизм.
     Отравления, несчастные  случаи,  в  том  числе  суициды,  травмы,
определяют  снижение  средней  продолжительности жизни  и  приводят  к
ранней инвалидизации населения трудоспособного возраста.
     Серьезного внимания   требует   состояние   здоровья   детей    и
подростков, в течение последних лет ухудшились показатели  физического
развития,   полового  созревания,   более   половины  детей   страдают
психосоматическими нарушениями.
     На фоне экономической и социальной депривации отдельных категорий
населения, снижения  роли   семьи,   нарушения  эмоциональных   связей
родителей как между  собой, так и  с детьми, экспозиционного  давления
среды, низкого ценностного барьера отмечен рост подростковых аддикций.
Снизился возраст  начала курения (12-13  лет), увеличилось  количество
впервые выявленных  "шприцевых"  наркоманов, рискованное  инъекционное
поведение приводит к распространению гемоконтактных инфекций (гепатиты
В  и  С,  ВИЧ). Нарастающая  алкоголизация  этой  категории  населения
диктует  необходимость  осуществления мер  по  радикальному  изменению
общественного сознания.
     Высокий показатель суицидов  среди детей,  подростков и  молодежи
обусловлен    отсутствием   превентивной    психологической    защиты,
разрушением       адаптационных      механизмов,       несвоевременной
медико-психологической и педагогической коррекцией.
     Девиантные формы поведения, снижение возраста дебюта  сексуальных
отношений привели к  эпидемическому росту заболеваемости в  республике
туберкулезом, инфекциями, передающимися половым путем, и ВИЧ-инфекцией
среди детей, подростков и молодежи.
     Распространенность стереотипов      разрушающего       поведения,
коэффициент  жизнеспособности   населения  свидетельствуют  о   низкой
заинтересованности   жителей    Республики   Бурятия   в    сохранении
собственного здоровья и здоровья своих детей.
     Социальная неустроенность,    проблемы    занятости    населения,
ухудшающаяся экологическая  ситуация, недоброкачественность  продуктов
питания и питьевой воды,  уровень охраны здоровья требует  радикальных
мер по качественному улучшению человеческого ресурса республики.
     С целью формирования  сознательного отказа  от вредных  привычек,
воспитания у населения личной ответственности за собственное  здоровье
необходимо  обеспечить  внедрение  здоровьесберегающих  технологий,  в
первую  очередь, в  трудоспособных  и детских  возрастах.  Современная
формула жизненного  успеха в сознании  подрастающего поколения  должна
ассоциироваться со здоровым образом жизни.
     Моральный климат, физическое развитие и духовные ценности  семьи,
ее   правовой   статус   с  четкой   регламентацией   обязанностей   и
ответственности родителей  за воспитание  и здоровье  детей, борьба  с
социальным  сиротством  являются  основными  задачами  государственной
политики, основой стабильности развития и благополучия общества.
     Многоплановость и  системность проблем  определяет  необходимость
разработки  Доктрины  оздоровления   общества  Республики  Бурятия   и
проведения комплекса мероприятий скоординированными усилиями различных
структур, действующих  в правовой,  правоохранительной, медицинской  и
социально-экономической сферах жизни общества.

 

                          2. Общие положения

 

     Доктрина оздоровления  общества   Республики  Бурятия  (далее   -
Доктрина) -  основополагающий  государственный документ,  определяющий
основные  направления,  приоритеты и  принципы  формирования  культуры
здоровья  у   населения,  развитие   физических,  интеллектуальных   и
нравственных  критериев  личности,   повышение  ценности  здоровой   и
продолжительной жизни.
     Доктрина признает,  что  стратегическим  направлением  социальной
политики  является  формирование  у  жителей  республики  идеологии  и
практики жизнесохранительного поведения, ориентации на здоровье как на
социальное свойство  личности, обеспечивающее  в современных  условиях
профессиональное   долголетие,   благополучие   семьи,    обеспеченную
старость.
     Доктрина требует  консолидации  усилий,  знаний  и   возможностей
представителей    органов    государственной   власти    и    местного
самоуправления, общественности и науки на проблеме сбережения здоровья
населения, физического и духовного совершенствования, демографического
развития.
     Доктрина утверждает многоуровневый  и  межведомственный подход  к
организации    оздоровительных   и    профилактических    мероприятий;
ответственность социальных партнеров  - государства, общества,  семей,
работодателей - в вопросах  охраны, сохранения и укрепления  здоровья;
формирование ответственного отношения граждан к собственному здоровью.
     Реализация Доктрины требует создания межведомственной  экспертной
комиссии  при  Правительстве  Республики  Бурятия,  а  также  принятия
необходимых правовых актов, в том числе программ.

 

          3. Цель и основные задачи государственной политики

 

     Целью государственной политики  в  области оздоровления  общества
является  формирование  общества   с  образом  жизни,   способствующим
духовному, физическому благополучию граждан и социально-экономическому
развитию Республики Бурятия.
     Задачи государственной политики в области оздоровления общества:
     - создание   единой   системы  мониторинга   здоровья   населения
республики   и   контроля    факторов,   влияющих   на   развитие    и
прогрессирование ХНИЗ, с формированием базы данных;
     - интеграция  в  образовательный  процесс  здоровьесберегающих  и
здоровьеформирующих технологий, основанных на принципах непрерывности,
преемственности;
     - разработка  и   реализация  проектов  и   программ  в   области
здравоохранения, занятости,  социальной  защиты населения,  молодежной
политики, включая программы, направленные на улучшение положения семьи
и детей;
     - совершенствование  профилактических  мероприятий  по   снижению
травм  и  отравлений,  курения,  алкоголизма  и  наркомании,  развития
физической культуры, отдыха и оздоровления;
     - создание межведомственной  системы  партнерства для  проведения
мероприятий    по    предупреждению    алкоголизации,    наркотизации,
табакокурения;
     - совершенствование системы  лечения алкогольной,  наркотической,
табачной зависимости;
     - разработка     и     реализация    программ     по     снижению
дорожно-транспорт-ного    травматизма,   предотвратимой    смертности,
предупреждению   осложнений   после  повреждений   при   ДТП,   уровня
инвалидности при ДТП;
     - разработка и реализация программ по снижению  производственного
травматизма  и  профессиональной заболеваемости,  устранению  основных
причин детского  травматизма, мер  по усилению надзора  и контроля  за
безопасностью условий жизни: учебы, труда и отдыха подростков;
     - совершенствование республиканской  нормативно-правовой базы  по
предупреждению алкоголизма, наркомании и токсикомании;
     - создание системы ранней профилактики злоупотребления  алкоголем
и употребления психоактивных  веществ: целевые  программы для детей  и
подростков  в  учреждениях   дошкольного  и  школьного  воспитания   с
организацией в них психолого-педагогических служб;
     - разработка и реализация программ по социально-психологической и
медицинской реабилитации   лиц,   ранее  страдавших   алкоголизмом   и
наркоманией;     
     - создание  системы  информационного  обеспечения  населения   по
различным   аспектам    профилактики   алкоголизации,    наркотизации,
табакокурения;
     - разработка программ и  комплексных мер по социальной  поддержке
групп   населения,  наиболее   уязвимых   к  социально   обусловленным
инфекционным болезням;
     - совершенствование   контроля    качества   окружающей    среды,
разработка  и  внедрение  системы оценки  и  снижения  влияния  рисков
окружающей среды на здоровье населения;
     - обеспечение  качества   воздуха   и  воды   в  соответствии   с
установленными российским законодательством нормами;
     - обеспечение населения  экологически безопасными и  полноценными
продуктами питания, в том числе осуществление контроля за поступлением
на  территорию  Республики Бурятия  генетически  измененных  продуктов
питания и компонентов для их производства;
     - проведение реконструкции населенных пунктов и промышленных  зон
в целях создания на этой основе благоприятной среды обитания;
     - оказание адресной помощи группам населения, проживающим в зонах
экологического бедствия   или   особо   уязвимым   к   неблагоприятным
экологическим воздействиям (дети, беременные женщины, кормящие  матери
и др.);
     - совершенствование  законодательной   базы   в  области   охраны
окружающей среды  и ответственности  за ее  загрязнение. Разработка  и
реализация проектов  и программ  по охране  и оздоровлению  окружающей
среды;
     - разработка комплекса мер  по защите нравственности,  сохранению
отечественного     культурного,    духовно-нравственного     наследия,
исторических  традиций  и   норм  здорового   образа  жизни  в   сфере
деятельности учреждений культуры и средств массовой информации;
     - создание условий  для  развития физической  культуры, спорта  и
спорта высших достижений, формирование здорового образа жизни для всех
возрастных и социальных категорий населения;
     - развитие   спорта   в  целях   достижения   высших   спортивных
результатов;
     - разработка   новой    инфраструктуры   массового    физического
воспитания и  спортивной  подготовки детей,  подростков  и молодежи  в
образовательных учреждениях;
     - укрепление материально-технической  базы физической культуры  и
спорта в Республике Бурятия, социальная поддержка спортсменов.

 

              4. Приоритетные направления в обеспечении
       здорового развития и самосохранения личности и общества

 

     4.1. Формирование единой  информационной стратегии при  освещении
вопросов, связанных  с  социально значимыми  проблемами,  в том  числе
алкоголизмом, табакокурением, наркоманией, ВИЧ-инфекцией,  инфекциями,
передаваемыми половым путем, в том числе:
     - активное включение средств  массовой информации в пропаганду  и
реализацию цели  и  основных задач,  установленных Доктриной,  включая
совершенствование       социальной      рекламы       антиалкогольной,
антинаркотической, антитабачной направленности;
     - разработка предложений о внесении изменений в Федеральный закон
"О рекламе"  в  части   запрещения  рекламы  алкогольной  и   табачной
продукции;
     - совершенствование экспертной оценки программ, методик, печатной
продукции, фильмов и иных средств профилактики алкоголизма, наркомании
и токсикомании;
     - доведение   доли  информационно-образовательных   программ   по
профилактике  факторов  риска  социально  обусловленных   заболеваний,
употребления   алкоголя,   психоактивных  веществ   в   сети   вещания
государственных  и муниципальных  средств  массовой информации  до  15
процентов;
     - создание и трансляция модельных проектов и программ, содержащих
информационно-аналитические материалы  для  различных  целевых   групп
молодежной аудитории о способах выхода из трудных жизненных  ситуаций,
решения проблем без использования алкоголя и психоактивных веществ,  о
преимуществах  ведения  здорового  образа  жизни,  формах  позитивного
поведения; о формировании ценностей здорового образа жизни в  процессе
семейного воспитания;
     - внедрение во всех  школах эффективных образовательных  программ
по вопросам, связанным с курением;
     - создание в средствах массовой информации постоянно  действующих
программ по профилактике табакокурения, алкоголизма и наркомании;
     - целенаправленная организация  в  средствах массовой  информации
пропаганды физической культуры и спорта, здорового образа жизни, в том
числе положительного влияния высокой двигательной активности и занятий
спортом на здоровье;
     - организация   и    вещание   бесплатного    специализированного
спортивного телеканала на всей территории Республики Бурятия.
     
     4.2. Создание  системы   подготовки   и  повышения   квалификации
специалистов,   причастных    к   сфере   профилактики    алкоголизма,
употребления психоактивных  веществ и к  деятельности по  формированию
здорового образа жизни, в том числе:
     - разработка  современных  подходов  и  обеспечение  условий  для
обучения,  повышения   квалификации  и  своевременной   переподготовки
специалистов,   причастных    к   сфере   профилактики    алкоголизма,
употребления психоактивных  веществ и к  деятельности по  формированию
здорового образа жизни;
     - качественное    и    своевременное    повышение    квалификации
специалистов,   работающих   в  области   правовой,   организационной,
социальной, медицинской поддержки наркозависимых лиц;
     - проведение   научно-практических  конференций,   семинаров   по
вопросам  профилактики   факторов  риска  хронических   неинфекционных
заболеваний, формирования культуры здоровья и здорового образа жизни;
     - организация      проектной     деятельности      в      области
здоровьесбережения,  поддержка  перспективных научных  исследований  и
разработок;
     - создание     системы     подготовки     высококвалифицированных
специалистов для работы в реабилитационных структурах;
     - обучение сотрудников досуговых учреждений, приемных  родителей,
представителей   молодежных    общественных   организаций    позитивно
ориентированным   формам   профилактики  алкоголизма,   наркомании   и
токсикомании среди детей и молодежи;
     - включение программ по профилактике наркомании, табакокурения  и
формированию  здорового   образа  жизни  в   программы  подготовки   и
переподготовки специалистов  разных специальностей (врачи,  социальные
работники, педагоги, сотрудники правоохранительных органов);
     - обеспечение   повышения   квалификации   учителей    физической
культуры, переподготовки тренеров-преподавателей не реже одного раза в
5 лет;
     - обеспечение потребности районов Республики Бурятия в кадрах  по
физической  культуре  и  спорту,  проведение  семинаров  по   обучению
руководителей коллективов физической культуры и спорта,  председателей
секций клубов туристов.
     
     4.3. Создание системы мотивирования  граждан к ведению  здорового
образа жизни  и  участию в  профилактических мероприятиях,  разработка
современных методов, механизмов и технологий формирования  стереотипов
здорового образа жизни, в том числе:
     - обучение детей и молодежи умению противостоять  экспозиционному
давлению среды  (ориентирование на  нарконезависимое поведение),  быть
социально  компетентными (внедрение  программ  по развитию  личностных
ресурсов,    формированию     жизненных     навыков    и     стратегий
стресс-преодолевающего поведения);
     - раннее  выявление  социально  неблагополучных  семей,  детей  и
подростков,  относящихся   к  группе   социального  риска,   внедрение
технологий  здоровья  по  принципу "врач  общей  практики  -  домашняя
валеология";
     - разработка комплекса мер по совершенствованию содержания досуга
детей и  молодежи  и  обеспечение  внедрения  во  все  образовательные
учреждения  республики  обучающих  антинаркотических  профилактических
программ:
     1) с   дифференциацией   технологий  по   целевым   группам:   не
употребляющие   психоактивные   вещества;   начинающие    потребители;
зависимые от психоактивных веществ; находящиеся в ремиссии;
     2) с  дифференциацией   по  ступеням  образования:   воспитанники
детских дошкольных учреждений, учащиеся 1-4-х классов, 5-9-х  классов,
10-11-х классов  общеобразовательных  учреждений, учащиеся  учреждений
начального, среднего и высшего профессионального образования;
     - своевременное  выявление детей  и  подростков с  аддиктивным  и
девиантным   поведением,   организация    экспресс-освидетельствования
выявленных наркопотребителей;
     - проведение     целевой      индивидуальной     и      групповой
психопрофилактической работы с подростками  и молодыми людьми, по  тем
или иным причинам уже приобщившимися к наркотикам, активизация  работы
с  их  семьями  в  вопросах  профилактики  алкоголизма,  наркомании  и
токсикомании;
     - внедрение  инновационных  методов  медицинской  профилактики  в
общеобразовательных  учреждениях,  разработка  комплексных   модульных
обучающих  профилактических  программ  сохранения  здоровья  детей   и
подростков, в том числе и репродуктивного;
     - организация на базе образовательных учреждений профилактической
оздоровительной деятельности  по   принципу   "школа  психического   и
физического здоровья", проведение своевременной диагностики отклонений
у детей, развитие  системы специального и коррекционного  образования,
психологической адаптации и реабилитации;
     - создание  подростковых   консультационных  центров  и   центров
реабилитации,  направленных на  социализацию  и адаптацию  аддиктивных
подростков,  с  разработкой   и  внедрением  всевозможных   тренингов,
способствующих развитию здоровой и устойчивой личности;
     - внедрение инновационных технологий по профилактике  социального
сиротства;
     - создание  и усиление  роли  общественных организаций,  основной
целью которых будет пропаганда здорового образа жизни;
     - создание    при   образовательных    учреждениях    комплексных
физкультурно-спортивных центров,  включающих спортивный зал,  бассейн,
школьные стадионы;
     - принятие мер  на предприятиях,  в учреждениях  и ведомствах  по
повышению  ценностного  значения  здоровой  полной  семьи  как  основы
общества;
     - формирование   волонтерских  групп   из   числа  школьников   и
студентов,  организация  их  деятельности  по  пропаганде  стереотипов
здорового  образа  жизни, противодействия  злоупотреблению  алкоголем,
употреблению психоактивных веществ;
     - проведение  разъяснительной  работы  с  населением  по  вопросу
привлечения  к   административной   ответственности  за   употребление
алкогольной и спиртосодержащей продукции в общественных местах;
     - централизованная   координация  деятельности   по   уничтожению
дикорастущей конопли;
     - пропаганда   здорового   образа  жизни,   развитие   физической
культуры, спорта,  отдыха и туризма;  активное привлечение  спортивных
организаций  и   учреждений  к  проведению   спортивно-оздоровительных
мероприятий, внедрению обучающих здоровьеразвивающих технологий;
     - выполнение нормативов минимальной обеспеченности жилых массивов
физкультурно-оздоровительными и  спортивными  сооружениями,   создание
культурно-спортивных   комплексов   на  базах   крупных   предприятий,
организаций и в местах отдыха;
     - введение в учебных программах для детей дошкольного и  младшего
школьного возраста научно обоснованного объема двигательной активности
(10-12 часов в неделю);
     - внедрение в  образовательные  стандарты инновационных  программ
спортивно-оздоровительной  направленности (выполнение  студенческой  и
учащейся молодежью  объема  двигательной активности  до  8-10 часов  в
неделю);
     - создание многоуровневой и разновариантной системы физкультурных
и спортивных  мероприятий   для   спортивных  команд   образовательных
учреждений;
     - обеспечение   выполнения   лицами   трудоспособного    возраста
рекомендованного объема двигательной активности (3-4,5 часа в неделю);
     - создание специализированных спортивных заведений для инвалидов;
     - обеспечение   максимальной   доступности   занятий   физической
культурой и спортом малообеспеченным слоям населения;
     - развитие инфраструктуры для массовых занятий военно-прикладными
и служебно-прикладными видами спорта;
     - внедрение    в   Республике    Бурятия    испытаний   и    норм
спортивно-технического комплекса "Готов к труду и защите Отечества";
     - разработка    и    реализация    комплекса    мероприятий    по
духовно-нравст-венному воспитанию подростков и молодежи;
     - создание  валеологического  направления  в  работе  учреждений,
ведомств, трудовых  коллективов для  всестороннего здорового  развития
личности человека с учетом его психофизиологических особенностей;
     - разработка и внедрение  методик расчета и учета  экономического
ущерба  от  массового  потребления  алкогольной,  табачной  продукции,
наркотических веществ;
     - сравнительный экономический анализ вложений общества в развитие
спорта и расходов общества на лечение больных;
     - разработка     комплекса      мероприятий     по      повышению
социально-экономической   эффективности   функционирования    объектов
спорта;
     - внедрение  экономических   стимулов  и  системы   материального
поощрения и награждения, вызывающих желание у населения вести здоровый
образ жизни;
     - создание  системы  обмена  опытом  реализации   государственной
политики   формирования   здорового   образа   жизни   с   проведением
научно-практических конференций, форумов, семинаров, тренингов;
     - участие  в  международных  проектах  и  программах  в   области
формирования здорового образа жизни;
     - разработка  и  внедрение образовательных  программ  по  гигиене
окружающей  среды  и  экологическому воспитанию  для  различных  групп
населения;
     - издание и распространение учебных, методических и дидактических
материалов по проблемам  здоровьесбережения, создание  художественных,
документальных,   анимационных   фильмов,   театральных    постановок,
литературных   произведений,   концертных   программ,   способствующих
формированию здорового образа жизни;
     - создание и внедрение  региональных образовательных и  обучающих
программ по проблемам здорового питания для различных групп населения;
     - реорганизация  системы   школьного  питания  с   использованием
современных     технологий,     комплексное     решение      правовых,
организационно-управ-ленческих, кадровых вопросов по совершенствованию
организации питания  в общеобразовательных учреждениях  (стопроцентный
охват питанием детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях);
     - оказание организационной  и финансовой поддержки  периодическим
печатным изданиям для  детей, подростков и молодежи,  пропагандирующим
здоровый образ жизни;
     - разработка, издание  и распространение  научных и  методических
материалов по созданию  нового информационного пространства  поддержки
развития инновационных процессов в физическом и спортивном  воспитании
в образовательных учреждениях Республики Бурятия.
     
     4.4. Разработка   системы   статистических   и    социологических
показателей для проведения регулярного мониторинга, прогноза ситуации,
связанной с алкоголизмом, табакокурением, наркоманией и  оздоровлением
общества Республики Бурятия, в том числе:
     - проведение  социально-гигиенического  мониторинга   показателей
здоровья населения  с формированием базы  данных (для  организованного
населения  ответственность  возлагается  на  работодателей  всех  форм
собственности,  для   неорганизованного  населения   -  на   первичную
медицинскую сеть);
     - анализ демографических  показателей (средняя  продолжительность
жизни, рождаемость, смертность, коэффициент рождаемости, смертности  и
естественного прироста населения);
     - создание  национальной  научной  инфраструктуры   исследований,
мониторинга  и  системы  оценки развития  здорового  образа  жизни  по
международным стандартам;
     - мониторинг состояния окружающей среды и здоровья населения;
     - разработка показателей, характеризующих развитие инфраструктуры
физической культуры и спорта  и охват населения регулярными  занятиями
физической культурой и спортом на объектах данной инфраструктуры;
     - занятость населения;
     - регулярное  проведение  социологических  и   эпидемиологических
исследований по проблемам распространенности алкоголизма,  наркомании,
табакокурения  среди  различных  групп  населения  республики  (прежде
всего,  среди подростков  и  молодежи), формирование  республиканского
информационного фонда данных, мониторинг ситуации в сфере профилактики
алкоголизма, наркомании, токсикомании;
     - количество правонарушений, связанных с употреблением алкоголя и
психоактивных веществ (мониторинг).
     
     4.5. Для создания эффективной системы лечения и медико-социальной
реабилитации больных алкоголизмом, наркоманией необходимо:
     - расширить лечебное и реабилитационное пространство потребителей
алкоголя, психоактивных веществ,  в  том числе  открыть на  территории
Республики Бурятия центры и отделения детоксикации;
     - повысить объем  и  качество лечебных  и реабилитационных  услуг
наркологического профиля,  создать сеть  наркологических кабинетов  во
всех  лечебно-профилактических  учреждениях  республики,  организовать
"телефон  доверия"   для   поддержки  лиц,   решивших  отказаться   от
употребления психоактивных веществ и алкоголя;
     - разработать  и  внедрить   эффективные  технологии  лечения   и
реабилитации  больных   алкоголизмом,  наркоманией  и   токсикоманией,
создать на их основе социально-оздоровительные программы, в том  числе
реабилитационные программы для созависимых;
     - подготовить  врачей-наркологов, психотерапевтов  и  медицинских
психологов для наркологической службы районов республики;
     - укрепить материально-техническую  базу наркологических служб  и
учреждений,  оснастить  необходимым  оборудованием  и   медикаментами,
средствами инструментального контроля;
     - организовать       специализированные       детско-подростковые
реабилитационные центры для лиц, зависимых от психоактивных веществ, в
структуре наркологической службы республики.

 

       5. Организационная основа системы оздоровления общества
                          Республики Бурятия

 

     5.1. Регулирование  в  области  профилактики  социально  значимых
заболеваний,  в  том  числе алкоголизма,  наркомании  и  токсикомании,
развития физической  культуры  и спорта,  санитарно-эпидемиологическом
благополучии  Республики  Бурятия  осуществляется  в  соответствии   с
Конституцией  Российской   Федерации,  федеральными  законами,   иными
нормативно-правовыми   актами   Российской   Федерации,   Конституцией
Республики    Бурятия,    законами    Республики    Бурятия,     иными
нормативно-правовыми актами Республики Бурятия.
     
     5.2. Организация работы в  соответствии с научными  разработками,
данными   мониторинга,   социологическими   и   иными   исследованиями
осуществляется путем:
     - совершенствования  и  реализации  медико-социальных  технологий
профилактики  ХНИЗ,  разработки  индивидуальных  и  групповых  моделей
здорового поведения;
     - разработки научно обоснованных региональных программ по раннему
выявлению и    профилактике   наркотической    зависимости,    включая
токсикоманию, табакокурение;
     - определения основных  приоритетов и выработки  методологических
подходов научного сопровождения формирования здорового образа жизни;
     - активизации фундаментальных и прикладных исследований в области
физической культуры  и   спорта,  координации   этих  исследований   с
исследованииями   Российской    академии   наук,   научных    центров,
научно-исследователь-ских институтов;
     - разработки и реализации комплекса профилактических мероприятий,
направленных на изменение структуры потребления алкогольной продукции,
злоупотребление алкоголем и его суррогатами;
     - разработки  и  реализации   мероприятий  по  снижению   влияния
хронических экологических рисков на здоровье населения;
     - реализации  комплексных  природоохранных  мер  в  рекреационных
зонах республики;
     - разработки     медико-социальных    критериев     эффективности
оздоровительных услуг на основе унифицированных технологий;
     - разработки перспективных комплексных технологий по оздоровлению
детей, проживающих в экологически неблагополучных районах республики;
     - разработки и реализации комплекса профилактических мероприятий,
направленных на   снижение    дорожно-транспортных   происшествий    с
пострадавшими и  лицами, погибшими  в результате  дорожно-транспортных
происшествий.
     
     5.3. Усиление контроля  и регулирования  в области  производства,
реализации  и  потребления  табачных  изделий,  алкогольной  продукции
должно осуществляться путем:
     - ограничения  доступности  алкогольной продукции  по  времени  и
месту продажи на территории Республики Бурятия;
     - усиления    государственного     контроля    за     соблюдением
законодательства, ограничивающего реализацию и потребление табачной  и
алкогольной продукции, пива и напитков, изготовляемых на его основе;
     - повышения уровня ответственности администрации на  предприятиях
различных форм собственности  за проведение профилактической работы  с
лицами, злоупотребляющими алкогольной продукцией, организацию  системы
помощи им на рабочих местах;
     - разработки  и   внедрения  комплекса  социально-правовых   мер,
запрещающих  приобщение  к алкогольной  продукции  несовершеннолетних,
ограждающих молодежь от пьянства,  в том числе введение более  жестких
норм     ответственности     родителей,     взрослых,      приобщающих
несовершеннолетних детей к пьянству;
     - предотвращения  и  пресечения преступлений  и  административных
правонарушений,  совершаемых  на  почве  злоупотребления  алкогольными
напитками;
     - разработки системы социально-правовых мер по реализации запрета
на курение  табака на  рабочих  местах,  во всех  видах  общественного
транспорта, на территориях и в помещении организаций  здравоохранения,
образования, культуры, в закрытых спортивных сооружениях, предприятиях
общественного    питания,    в   помещениях,    занимаемых    органами
государственной  власти,   местного  самоуправления,  за   исключением
специально отведенных мест;
     - запрещения рекламы алкогольных  и табачных изделий, кроме  мест
специализированного производства и специализированной продажи.
     
     5.4. Регулирование      профилактических      мероприятий      по
распространению наркомании включает:
     - активизацию  законотворческой  деятельности  по   регулированию
профилактики     наркомании,    антинаркотической     пропаганды     и
противодействия незаконному обороту наркотиков;
     - реализацию   республиканских   и  международных   проектов   по
внедрению методик ранней диагностики наркомании;
     - обеспечение  регулярных   эпидемиологических  исследований   по
определению реальных масштабов распространения наркомании в Республике
Бурятия как основы для выработки адекватных мер противодействия;
     - анализ   ситуации  в   сфере   злоупотребления  наркотиками   в
Республике  Бурятия  и представление  соответствующими  структурами  в
органы   государственного   регулирования  и   исполнительной   власти
предложений  и  рекомендаций   по  проведению  комплекса   необходимых
лечебно-профилактических мероприятий в группах риска;
     - изучение накопленного в стране и за рубежом опыта в  разработке
программ   по   сокращению   спроса   на   наркотики   и    реализации
соответствующих тематических проектов;
     - создание  организационных  структур  для  психопрофилактической
работы с семьями и родственниками больных наркоманией;
     - развитие  системы  семинаров  по  профилактике  наркомании  для
волонтеров.
     5.5. Экономические и  финансовые  механизмы реализации  комплекса
организационных мероприятий по  развитию и совершенствованию  программ
по  формированию  приоритета  здорового  образа  жизни  в   Республике
Бурятия, в том числе:
     - финансирование реализации комплексных мероприятий по сохранению
и укреплению  здоровья  населения  за  счет  эффективной  профилактики
хронических   неинфекционных    заболеваний,   развития    санитарного
просвещения  как одного  из  приоритетных направлений  государственной
политики и общества в целом;
     - введение  принципа  возвратности  части  уплаченных   пациентом
страховых взносов добровольного медицинского страхования при улучшении
показателей здоровья застрахованного;
     - разработка  экономических   мер,   направленных  на   повышение
мотивации  осуществления  профилактической  санитарно-просветительской
деятельности,     для     СМИ,     для     медицинских      работников
лечебно-профилактических учреждений, для работодателей;
     - обеспечение  правовой  и финансовой  поддержки  мероприятий  по
модернизации  физического   воспитания   подрастающего  поколения   за
пределами академического  расписания  образовательных учреждений  всех
типов (вместо уроков физической культуры);
     - финансирование  реализации  комплексных  мероприятий   Доктрины
осуществляется в пределах средств, предусмотренных законом  Республики
Бурятия  о   республиканском  бюджете,   решениями  органов   местного
самоуправления о бюджетах  муниципальных образований,  и за счет  иных
источников, предусмотренных действующим законодательством.

 

         6. Этапы и ожидаемые результаты реализации Доктрины

 

              6.1. Подготовительный этап (2009-2010 гг.)

 

     Этап проведения организационных мероприятий, в том числе:
     - создание межведомственной экспертной комиссии при Правительстве
Республики Бурятия;
     - создание рабочих групп по основным направлениям Доктрины;
     - разработка необходимых нормативно-правовых актов и национальных
проектов и программ;
     - проведение  мониторинга  здоровья  населения,   социологических
исследований, связанных с распространением алкоголизма,  табакокурения
и наркомании.

 

               6.2. Исполнительный этап (2010-2014 гг.)

 

     В этот   период      завершением  к   2015   году)   проводится
целенаправленная  комплексная   работа  по   формированию  у   жителей
республики  идеологии   и  практики  жизнесохранительного   поведения,
ориентации на здоровье как на социальное свойство личности.
     Реализуются мероприятия,  предусмотренные Доктриной,  позволяющие
изменить   поведенческие  факторы   риска   здоровья,  прежде   всего,
подрастающего поколения, способствовать укреплению здоровья  населения
и  улучшению демографической  ситуации  в  республике. На  этом  этапе
ожидается   получение   первых   результатов,   улучшение    состояния
показателей здоровья населения.
     
                 6.3. Итоговый этап (2014- 2015 гг.)
     
     В этот период проводится анализ результатов выполнения  Доктрины,
влияния   ее   реализации   на   оздоровление   общества   республики,
демографическую    ситуацию.   В    конце    этого   этапа    Доктрина
пересматривается и обновляется.
     Опыт разработки и  внедрения профилактических  программ в  России
показал, что первый и второй уровни изменений начинаются вскоре  после
начала  реализации  мероприятий,  третий -  в  среднесрочном  периоде,
конечный  результат  по   улучшению  показателей  состояния   здоровья
населения  республики может  быть  получен  через  5-7 лет  от  начала
реализации мероприятий.
     Ожидаемые результаты:
     - создание  системы  формирования, сохранения,  восстановления  и
укрепления здоровья населения Республики Бурятия;
     - реализация человеком потенциала  здоровья для ведения  активной
производственной, социальной и личной жизни;
     - снижение     преждевременной    смертности,     заболеваемости,
инвалидизации  населения,  достижение  оптимального  качества   жизни,
увеличение средней продолжительности жизни;
     - снижение     заболеваемости     населения      наркологическими
расстройствами, увеличение количества  детей и молодежи,  отказавшихся
от вредных привычек и ведущих здоровый образ жизни;
     - увеличение  доли  больных  наркоманией,  прошедших  лечение   и
реабилитацию  с  ремиссией,  по  отношению  к  общему  числу   больных
наркоманией, прошедших лечение и реабилитацию;
     - снижение  количества  преступлений,  совершенных  в   состоянии
алкогольного и наркотического опьянения;
     - снижение  подростковой  преступности, формирование  у  детей  и
молодежи  социальной   компетентности,  жизненных  навыков,   развитие
стресс-преодолевающего поведения,  системы ценностей,  ориентированных
на ведение здорового образа жизни;
     - снижение  социальных  последствий злоупотребления  алкоголем  и
психоактивными веществами: суицидов, разрушения семей,  криминализации
молодежной среды;
     - создание  и развитие  эффективной  инфраструктуры для  оказания
лечебно-профилактической помощи по отказу от курения;
     - стабилизация   с   последующим   снижением   распространенности
потребления  табака   среди   различных  групп   населения  (детей   и
подростков, молодежи, женщин репродуктивного возраста и др.).
     

 

 

 

                                                        Приложение N 2

 

                                                             Утвержден
                       постановлением Правительства Республики Бурятия
                                                   от 29.10.2009 N 399

 

Комплексный план действий по реализации Доктрины оздоровления общества
                Республики Бурятии на 2009 -2011 годы
 
|——————|————————————————————————————————————————————————————|————————————————————————|——————————————————————————————————————————|
|  NN  |              Наименования мероприятия              |    Срок исполнения     |        Ответственный исполнитель         |
| п/п  |                                                    |                        |                                          |
|——————|————————————————————————————————————————————————————|————————————————————————|——————————————————————————————————————————|
|  1   |                         2                          |           3            |                    4                     |
|——————|————————————————————————————————————————————————————|————————————————————————|——————————————————————————————————————————|
|  I.  | Организация управления  деятельностью  по  формированию  здорового  образа  жизни,  профилактике  социально   значимых |
|      | заболеваний, в том числе алкоголизма, наркомании,  токсикомании, а также профилактике производственного травматизма  и |
|      | профессиональных заболеваний                                                                                           |
|——————|————————————————————————————————————————————————————|————————————————————————|——————————————————————————————————————————|
|  1.  | Подготовка предложений в Народный Хурал Республики |   I квартал 2010 г.    | Министерство здравоохранения,            |
|      | Бурятия об   обращении  в   Государственную   Думу |                        | Министерство образования и науки,        |
|      | Российской Федерации с законодательной инициативой |                        | Управление Федеральной службы по надзору |
|      | по  внесению  изменений  в  Федеральный  закон  "О |                        | в сфере  защиты   прав  потребителей   и |
|      | рекламе"  в  части  полного  запрета  на   рекламу |                        | благополучия человека по РБ              |
|      | алкогольной продукции,  пива  и табачных  изделий, |                        |                                          |
|      | Федеральный закон "Об ограничении курения  табака" |                        |                                          |
|      | в  части  запрещения  курения  табака  на  рабочих |                        |                                          |
|      | местах, во всех видах общественного транспорта, на |                        |                                          |
|      | территориях    и    в    помещении     организаций |                        |                                          |
|      | здравоохранения, образования, культуры, в закрытых |                        |                                          |
|      | спортивных сооружениях, предприятиях общественного |                        |                                          |
|      | питания,  в  помещениях  органов   государственной |                        |                                          |
|      | власти и местного самоуправления                   |                        |                                          |
|——————|————————————————————————————————————————————————————|————————————————————————|——————————————————————————————————————————|
|  1   |                         2                          |           3            |                    4                     |
|——————|————————————————————————————————————————————————————|————————————————————————|——————————————————————————————————————————|
|  2.  | Подготовка проекта    концепции    государственной |  III квартал 2010 г.   | Министерство здравоохранения,            |
|      | политики  в  области здорового  питания  населения |                        | Министерство сельского    хозяйства    и |
|      | Республики Бурятия на период до 2025 года          |                        | продовольствия,                          |
|      |                                                    |                        | Управление Федеральной службы по надзору |
|      |                                                    |                        | в сфере  защиты   прав  потребителей   и |
|      |                                                    |                        | благополучия человека по РБ,             |
|      |                                                    |                        | Республиканская служба                по |
|      |                                                    |                        | потребительскому рынку и лицензированию  |
|——————|————————————————————————————————————————————————————|————————————————————————|——————————————————————————————————————————|
|  3.  | Реализация мероприятий   Республиканской   целевой |     2009-2011 гг.      | Министерство здравоохранения,            |
|      | программы  "Развитие  здравоохранения   Республики |                        | органы местного           самоуправления |
|      | Бурятия на  2009-2011  годы и  на  период до  2017 |                        | муниципальных   районов   и    городских |
|      | года"                                              |                        | округов в РБ                             |
|——————|————————————————————————————————————————————————————|————————————————————————|——————————————————————————————————————————|
|  4.  | Разработка проекта  нормативного  правового  акта, |   II квартал 2010 г.   | Министерство здравоохранения,            |
|      | регламентирующего    порядок    представления    в |                        | Министерство внутренних дел по РБ,       |
|      | наркологические     диспансеры    информации     о |                        | Министерство образования и науки,        |
|      | неблагополучных   семьях,    в    том   числе    с |                        | Республиканское агентство по делам семьи |
|      | несовершеннолетними, злоупотребляющих алкоголем  и |                        | и детей                                  |
|      | психоактивными веществами                          |                        |                                          |
|——————|————————————————————————————————————————————————————|————————————————————————|——————————————————————————————————————————|
|  5.  | Разработка и реализация муниципальных программ  по |     2009-2011 гг.      | Органы местного самоуправления           |
|      | формированию здорового образа жизни населения      |                        | муниципальных районов и городских        |
|      |                                                    |                        | округов в РБ                             |
|——————|————————————————————————————————————————————————————|————————————————————————|——————————————————————————————————————————|
|  6.  | Разработка критериев     оценки      эффективности |   IV квартал 2009 г.   | Органы местного           самоуправления |
|      | деятельности  органов местного  самоуправления  по |                        | муниципальных   районов   и    городских |
|      | вопросам   формирования   у   населения   культуры |                        | округов в РБ,                            |
|      | здоровья и здорового образа жизни                  |                        | Управление Федеральной службы по надзору |
|      |                                                    |                        | в сфере  защиты   прав  потребителей   и |
|      |                                                    |                        | благополучия человека по РБ,             |


Информация по документу
Читайте также