Расширенный поиск

Постановление Правительства Республики Бурятия от 21.12.2011 № 682

 


                   ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ


                     от 21 декабря 2011 г. N 682

                             г. Улан-Удэ

            Об утверждении Стратегии развития непрерывного
       экологического образования и формирования экологической
     культуры на территории Республики Бурятия на 2012-2016 годы


     В целях обеспечения конструктивного взаимодействия исполнительных
органов  государственной   власти   Республики   Бурятия,   учреждений
образования и культуры, средств массовой  информации,  общественных  и
научных организаций в области экологического образования и просвещения
на территории Республики Бурятия, а также  на  основании  Федерального
закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" Правительство
Республики Бурятия постановляет:

     1. Утвердить   прилагаемую   Стратегию   развития    непрерывного
экологического образования и формирования  экологической  культуры  на
территории Республики Бурятия на 2012-2016 годы (далее - Стратегия).

     2. Исполнительным  органам  государственной   власти   Республики
Бурятия  учитывать  положения  Стратегии  при  разработке   отраслевых
стратегий, концепций, программ, планов действий.

     3. Настоящее  постановление  вступает   в   силу   со   дня   его
официального опубликования.

                                                        
     Исполняющий обязанности Председателя              
     Правительства Республики Бурятия        А. Чепик  
                                                        


                                                            УТВЕРЖДЕНА
                                          постановлением Правительства
                                                    Республики Бурятия
                                                   от 21.12.2011 N 682


                              СТРАТЕГИЯ
          развития непрерывного экологического образования и
          формирования экологической культуры на территории
                 Республики Бурятия на 2012-2016 годы

                          1. Общие положения

     Стратегия  развития  непрерывного  экологического  образования  и
формирования экологической культуры на территории  Республики  Бурятия
на 2012-2016 годы (далее - Стратегия) является основой для обеспечения
конструктивного взаимодействия исполнительных органов  государственной
власти Республики Бурятия, учреждений образования и культуры,  средств
массовой информации, общественных  и  научных  организаций  в  области
экологического образования  и  просвещения  на  территории  Республики
Бурятия.
     Стратегия  базируется  на   Конституции   Российской   Федерации;
Федеральном законе от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей  среды";
Экологической доктрине Российской Федерации, одобренной  распоряжением
Правительства Российской  Федерации  от  31.08.2002  N 1225-р;  Законе
Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-I "Об образовании";  Основах
законодательства  Российской  Федерации  о  культуре   (утв.   ВС   РФ
09.10.1992 N 3612-1) и иных федеральных нормативных правовых  актах  и
нормативных правовых актах Республики Бурятия в области экологического
образования, просвещения  и  воспитания,  охраны  окружающей  среды  и
рационального  использования  природных   ресурсов.   При   разработке
Стратегии  учтены  положительный  опыт  экологического  просвещения  и
образования в республике, а также результаты научных исследований.
     Стратегия направлена на  реализацию  целей,  содержания,  форм  и
методов  непрерывного  экологического   образования   на   дошкольном,
школьном,  внешкольном,  профессиональном  этапах,   во   всех   видах
неформального  экологического  образования  и   определяет   следующие
приоритетные  направления  развития   экологического   образования   и
формирования экологической культуры:
     1) развитие  экологического   образования   как   общекультурного
образования, направленного на улучшение качества жизни;
     2) создание системы  непрерывного  экологического  образования  с
целью подготовки подрастающего поколения для жизни в быстро меняющихся
социоприродных условиях;
     3) создание   механизмов   поддержки   развития    экологического
образования и формирования экологической культуры;
     4) разработка  практических  мер  государственного  регулирования
формирования экологической культуры как неотъемлемой части обеспечения
экологической безопасности;
     5) повышение квалификации работников образования;
     6) охват   системой   экологического   образования   всех   слоев
населения;
     7) улучшение условий проживания и качества окружающей среды через
выполнение реальных проектов.
     Определение  и  разработка  приоритетных   направлений   развития
непрерывного   экологического   образования   и   просвещения    могут
корректироваться  в  связи  с   изменениями   социально-экономического
развития Республики Бурятия  и  изменениями  нормативно-правовой  базы
экологического образования и просвещения.
     Реализацию  Стратегии  осуществляет  Общественный   экологический
совет при Правительстве Республики Бурятия  (утвержден  постановлением
Правительства Республики Бурятия от 21.10.2011 N 551).

           2. Современное состояние и перспективы развития
           экологического образования в Республике Бурятия

     Культурные традиции народностей, населяющих  Байкальский  регион,
исторически  отражают  любовь  людей  к  окружающей  природной  среде,
стремление  к  ее  сохранению  и  поддержанию.  Исполнительные  органы
государственной власти  Республики  Бурятия  совместно  с  научными  и
учебными   учреждениями,   общественными    организациями    стремятся
использовать  культурный   потенциал   региона   с   целью   улучшения
экологической обстановки.
     Культурные традиции учитываются и в работе  по  созданию  системы
экологического   образования   и   воспитания    населения,    которые
рассматриваются  сегодня  как  неотъемлемый  элемент  экологической  и
образовательной политики в Республике Бурятия.
     В настоящее  время  в  Республике  Бурятия  не  существует  четко
скоординированной системы экологического образования, однако отдельные
фрагменты его присутствуют и успешно реализуются.

                        Дошкольные учреждения

     В дошкольных учреждениях реализуются экологические программы "Наш
дом - природа" (автор Рыжова Н. А.), "Юный эколог" и "Добро пожаловать
в экологию" (автор Николаев С. Н.), в них дети с малых лет  не  только
знакомятся с природой  родного  края,  но  и  получают  первые  навыки
экспериментальной, лабораторной практической деятельности в форме игр,
экскурсий, постановки опытов.
     В Музее природы Бурятии более 25 лет успешно реализуется  широкий
комплекс мероприятий по программе "Музей и дошкольник",  главные  цели
которой   -   формирование   основ    базовой    культуры    личности,
познавательного  интереса  к  миру   природы,   воспитание   элементов
экологического сознания и гуманного отношения  к  окружающей  среде  с
учетом возрастных особенностей дошкольников. В первую очередь,  это  -
интерактивные игры, экскурсии, образовательные проекты  на  выставках,
наблюдения в  живом  уголке  музея,  конкурсы,  тематические  занятия,
просмотр фильмов, экологические праздники, акции, экскурсии в природу,
музейные спектакли.
     Перспектива  развития  экологического  образования  в  дошкольных
учреждениях видится в формировании  личности  гражданина  -  патриота,
любящего и знающего родину, в  воспитании  и  развитии  экологического
сознания и культуры.

             Общеобразовательные учреждения и учреждения
                  дополнительного образования детей

     Для    школьников    изданы    пособие    "Организация    научно-
исследо-вательской деятельности в области экологического  образования"
и монография "Формирование познавательного интереса к  экологии  через
естественнонаучное образование".
     В настоящее время внедрены в  практическую  деятельность  учебные
программы "Этноэкологическое образование"  (автор  Замбалова  Т.  Д.),
"Экологическое  образование:  концепции,  теория,   практика"   (автор
Денисова А.  Н.),  "Культура  и  природа"  (автор  Замбалова  Т.  Д.),
"Организация научно-исследовательской деятельности  в  образовательных
учреждениях" (автор Биликтуева С. Ц.).
     Значительную  поддержку  экологическому   образованию   оказывает
проведение  городских,  районных,   региональных   научно-практических
конференций, олимпиад, конкурсов и природоохранных акций. Традиционным
стало  очень  успешное  участие  школьников  республики  в  Российском
национальном конкурсе водных проектов старшеклассников,  Всероссийском
детском экологическом форуме "Зеленая планета", Всероссийском конкурсе
"Моя малая родина" и других.
     Более чем  за  десять  лет  проведено  множество  республиканских
конкурсов  слетов,  олимпиад   и   выставок,   таких   как:   выставка
"Этноэкологические  традиции  народов   Забайкалья",   межрегиональная
олимпиада  по  байкаловедению,   Республиканская   выставка   детского
творчества  "Живи,  Земля!",  Республиканский  Интернет-форум   "Живи,
Байкал!",  конкурс  на  лучшую  дипломную  работу   по   экологической
тематике,  Республиканский  конкурс  на   лучшее   освещение   проблем
природопользования и охраны  окружающей  среды  "Человек  и  природа",
Республиканский конкурс экологически чистых поселений, Республиканский
конкурс  детских  экологических  лагерей,  конкурс  на  лучший  дизайн
экологической  упаковки,  Республиканский  лесной  конкурс  "Подрост",
экологические акции "Каждой пичужке по кормушке", "Мой любимый город",
"Мой цветущий город", "Байкальский берег  без  мусора",  "Антимусорная
акция на набережных рек Уда и Селенга",  мероприятия  по  обустройству
экологических  троп,  природоохранная  акция   "Елочка".   Многие   из
вышеперечисленных мероприятий стали традиционными и проводятся  каждый
год.
     Уделяется внимание повышению квалификации педагогических  кадров,
проводятся   семинары-практикумы:   "Технология    проектирования    и
строительства    школьных    экотроп",    "Организация    практической
деятельности  в  экологическом  образовании  и  воспитании  учащихся",
"Интеграция   общего   и   дополнительного   образования    с    целью
совершенствования  эффективности  работы  в   области   экологического
воспитания", "Экологические аспекты на  учебно-опытных  и  пришкольных
участках" и многие другие.
     Образовательные   программы   по    экологии    реализуются    на
факультативах,  элективных  курсах  и  на   занятиях   дополнительного
образования.
     Расширяется  сеть  внешкольного  экологического   образования   и
воспитания.  Действуют  Республиканский  эколого-биологический   центр
учащихся, городская экологическая школа, детские экологические лагеря.
     Республиканский эколого-биологический центр учащихся Министерства
образования  и  науки  Республики  Бурятия  является   координационно-
методическим центром по  экологическому  воспитанию  и  образованию  в
Республике  Бурятия.  Он  практикует  проведение   республиканских   и
районных экологических семинаров, оказание помощи учебным заведениям в
создании и организации деятельности экологических  кружков  и  клубов,
экологических троп.
     Городская  экологическая  школа  "ЭКОС"  (г.  Улан-Удэ)  известна
опытом осуществления эколого-краеведческого воспитания  и  образования
учащихся и  педагогов,  организацией  методического  обеспечения  школ
города по экологии и краеведению, организацией детского экологического
движения "Зеленый мир".
     Многолетний  опыт  сотрудничества   Музея   природы   Бурятии   с
общеобразовательными учреждениями и  педагогами  города  и  республики
подтверждает необходимость использования потенциала  музея  в  области
экологического образования и воспитания учащихся  школ.  В  частности,
программа "Музей и школа"  построена  с  учетом  содержания  школьного
курса биологии и нацелена на обучение, формирование активной жизненной
позиции и гражданской ответственности. Наиболее значимые проекты музея
и  школы:  детский  музей-лаборатория  "Окно  в   природу",   музейный
экологический  театр  "Душа  Байкала",  ежегодный  городской  праздник
"Экологическая весна", конкурсы  на  лучший  урок  -  экскурсию  среди
педагогов "Экоинформация" и "Экокультура" с изданием сборника "Уроки -
экскурсии в Музее природы Бурятии", международный  фестиваль  "Озерные
люди",  брейн-ринг  "Экомузейный  эрудит",   экологические   акции   и
праздники, такие как "День Байкала", "День знаний", "День воды", "День
Земли"  и  др.,  Лаборатория  музейной  педагогики,  а  также   летние
экологические  лагеря,  выставки,  тематические   экскурсии,   научно-
исследовательские проекты, образовательные программы для учащихся 1-11
классов.
     В целом, перспектива развития экологического образования в  школе
видится во внедрении системы непрерывного экологического образования с
1 по 11 классы на основе факультативов, элективных курсов  и  занятиях
дополнительного образования.

           Образовательные учреждения начального и среднего
                    профессионального образования

     В учебные планы образовательных учреждений начального и  среднего
профессионального образования Республики Бурятия включены  дисциплины:
"Основы     экологии",     "Экология",      "Экологические      основы
природопользования",  "Экология  и  гигиена",  "Экологическое  право",
"Биология с основами экологии", "Естествознание, методика преподавания
и экологическое воспитание", "Гигиена и экология человека",  "Здоровый
человек и его окружение", "Экология Бурятии".
     В учебных заведениях проводятся олимпиады "Экомарафон", ежегодные
конференции по экологическому праву,  экологические  форумы,  работает
научная  секция  "В  мире  интересного".  Библиотеками   приобретается
литература экологической  направленности,  систематически  обновляются
экологические выставки. Совместно с юношеской  библиотекой  проводятся
круглые столы по проблемам экологии.
     В   профессиональных   училищах    разработана    программа    по
экологическому  воспитанию,   согласно   которой   ежегодно   проходят
следующие мероприятия: месячники по экологии, классные часы в группах,
экологические марафоны,  конкурсы  плакатов,  рисунков,  экологические
выставки,  воспитательные  мероприятия   в   библиотеке,   участие   в
республиканском молодежном форуме с работами по экологии, экскурсии  в
лесопарковую зону проживающих в общежитии, субботники по сбору  мусора
на территории училища и прилегающих к нему участков.
     ФГОУ  СПО  "Бурятский  лесопромышленный  колледж"   участвует   в
реализации плана эксперимента Федеральной  экспериментальной  площадки
"БЛПК - ресурсный центр эколого-образовательного пространства  региона
оз. Байкал". В рамках данного эксперимента проводятся  республиканские
и   зональные   научно-практические   конференции   преподавателей   и
студентов, выпускаются научно-методические сборники.
     Данное образовательное учреждение взаимодействует  с  социальными
партнерами:   Кафедрой   сельскохозяйственной    экологии    Бурятской
государственной сельскохозяйственной академии, Музеем природы Бурятии,
Кафедрой ботаники Бурятского государственного университета,  Бурятским
республиканским  техникумом  строительства  и  городского   хозяйства.
Предметом взаимодействия являются:
     1) совместное    проведение    экспедиций,    научно-практических
конференций, экологических акций;
     2) организация и проведение совместной  исследовательской  работы
студентов и преподавателей;
     3) совместное прохождение практик студентами на базе  лесоучастка
колледжа;
     4) совместная разработка и выпуск методической продукции.
     Ежегодно  на  базе  ГОУ  СПО  "Байкальский  медицинский  колледж"
проходит  международный  студенческий   туристско-экологический   слет
"Байкал-Найрамдал",  в  котором  принимают  участие  преподаватели   и
студенты колледжа, а также работники медицины, образования и  студенты
из Баянхонгорского аймака Монголии.
     Студенты  Байкальского  техникума  туризма  и  экологосберегающих
технологий принимают участие  в  реализации  республиканского  проекта
"Большая   экологическая   тропа   в   Тарбагатайском    районе"    по
благоустройству экологических троп и комплекса на горе "Спящий лев".
     Ежегодно в учреждениях НПО и СПО формируются экологические отряды
для очистки прибрежной зоны оз. Байкал, организуются палаточные лагеря
с участием самых активных учащихся.

         Высшее и послевузовское профессиональное образование

     Во   всех   вузах   г.   Улан-Удэ   экология   преподается    как
общеобразовательная  дисциплина.  Ведется   подготовка   специалистов-
экологов различного профиля:  "Промышленная  экология  и  рациональное
использование природных ресурсов", "Ликвидация последствий техногенных
аварий",  "Моделирование  и   управление   экологическими   системами"
(Восточно-Сибирский   государственный   университет    технологии    и
управления),   "Агроэкология"   -   экологическое    нормирование    и
сертификация  сельскохозяйственных  и  природных  объектов  (Бурятская
государственная сельскохозяйственная академия им.  В.  Р.  Филиппова),
"Эколог    -    природопользователь"    (Бурятский     государственный
университет).
     Ежегодно организуются студенческие научные симпозиумы, семинары с
экологическими секциями, студенческие  олимпиады.  Проводятся  научно-
практические и образовательные конференции.

         Экологическое просвещение и информирование населения

     Экологическое   просвещение   и   информирование   населения   по
экологическим вопросам проводится через средства массовой информации и
периодические издания (ежеквартальный  научно-популярный  журнал  "Мир
Байкала", учрежденный в  2005  году  и  первый  детский  экологический
журнал "Ушкан",  учрежденный  в  2008  году),  а  также  издание  книг
("Красная книга Республики Бурятия",  "Байкальская  нерпа",  "Лесоводы
Бурятии", "Заказники Бурятии", "Рыбы озера Байкал"), буклетов, брошюр,
открыток и календарей по экологической тематике.
     Кроме  того,  обеспечение  населения  достоверной  информацией  о
состоянии окружающей среды  осуществляется  посредством  подготовки  и
издания ежегодного  государственного  доклада  "О состоянии  и  охране
окружающей  среды  Республики  Бурятия",  организации   и   проведения
совещаний, семинаров, конференций, в  том  числе  пресс-конференций  и
брифингов.
     В сети Интернет сформированы и размещены информационные  ресурсы:
Красная книга Республики Бурятия (www. redbookrb.  ru),  День  Байкала
(www.  daybaikal.  ru),  "7  чудес   БУРЯТИИ"   (www.   minpriroda-rb.
ru/burchudo). Создана информационная  аналитическая  система  "Природа
БУРЯТИИ"  (ИАС)  с  целью  формирования  и  ведения  банков  данных  о
природных ресурсах и природных объектах  Республики  Бурятия,  которые
представляют собой систематизированный свод документированных сведений
об отдельных видах природных ресурсов и природных объектов, а также  о
природно-ресурсном потенциале отдельных территорий Республики Бурятия.
Структура ИАС состоит  из  следующих  информационных  блоков:  водные,
лесные,   минерально-сырьевые,    растительные,    водно-биологические
ресурсы, ООПТ, объекты животного мира и охотничье-промысловые ресурсы,
экология и ГИС.
     Центрами экологической культуры на территории Республики  Бурятия
также являются:
     1) публичные и научные библиотеки. Они комплектуют  экологические
структуры, формируют банки  данных  о  состоянии  окружающей  среды  и
здоровья    населения,    целенаправленно    осуществляют     эколого-
просветительскую деятельность в соответствии со своей компетенцией;
     2) дирекции особо охраняемых  природных  территорий  (ООПТ).  Они
создают    отделы    экологического    просвещения,     информационно-
просветительские центры и музеи природы; организовывают  экологические
тропы,  "марши  парков",  экскурсии;  проводят  обучение   школьников;
активно развивают экологический туризм;
     3) Музей  природы  Бурятии,  главной  миссией  которого  является
экологическое образование  и  воспитание,  формирование  экологической
культуры  всех  возрастных   групп   населения   средствами   музейных
технологий.  Музей   осуществляет   документирование   биоразнообразия
Байкальского региона, научно-просветительскую деятельность  в  области
позиционирования Участка всемирного наследия ЮНЕСКО - озера  Байкал  и
охраны уникальной природы Бурятии.
     Таким образом, в республике имеются все предпосылки для  развития
непрерывного экологического образования и  формирования  экологической
культуры.
     Для   совершенствования   системы   непрерывного   экологического
образования  необходима  четкая  координация  и  взаимодействие   всех
структур   образования   (дошкольного,   школьного,   дополнительного,
вузовского  и  послевузовского).  Эту   функцию   будет   осуществлять
Общественный экологический совет при Правительстве Республики  Бурятия
и созданная при нем постоянная рабочая группа по вопросам непрерывного
экологического образования.

            3. Цель, задачи и основные принципы Стратегии

     Основной целью Стратегии является создание комплекса  необходимых
и  достаточных   условий   (организационных,   научно-методических   и
информационных)  для  развития  системы  непрерывного   экологического
образования и формирования экологической культуры населения.
     Задачи:
     1) обеспечить  развитие   системы   непрерывного   экологического
образования   и   формирования   экологической   культуры   с   учетом
регионального компонента;
     2) обеспечить создание и внедрение  системы  научно-методического
сопровождения непрерывного экологического образования  и  формирования
экологической культуры.
     Планируемая система основана на следующих принципах:
     1) единство и взаимосвязь экологического образования в  различных
учебных заведениях в соответствии с государственными стандартами;
     2) всеобщность экологического образования, обеспечение обучения и
просвещения всех социальных и возрастных групп населения;
     3) учет региональных особенностей, включая  природные  условия  и
ресурсы,   экологическую   ситуацию,    демографическую    обстановку,
культурно-исторические и религиозные традиции  населения,  особенности
системы   расселения,   образовательный   уровень,   качество   жизни,
интеллектуальный и духовный потенциал населения;
     4) использование основных положений  государственной  политики  в
области  охраны   окружающей   среды   и   обеспечения   экологической
безопасности;
     5) связь образовательных и воспитательных  действий  с  практикой
решения природоохранных проблем;
     6) культивирование гуманистического отношения к природе;
     7) открытость  и   доступность   экологической   информации   для
населения республики;
     8) вовлечение    предпринимателей,    общественных     и     иных
некоммерческих   объединений   в   решение   задач   по   формированию
экологической культуры.

         4. Приоритетные направления деятельности в развитии
          системы непрерывного экологического образования и
          формирования экологической культуры на территории
                   Республики Бурятия до 2016 года

     4.1. В дошкольных образовательных учреждениях:
     1) экологизация предметно-развивающей среды, создание условий для
каждодневного  общения  ребенка  с  природой  как  внутри   дошкольных
образовательных учреждений (ДОУ), так и за их пределами;
     2) создание экологических комплексов (живые уголки,  зимний  сад,
комната - музей природы, модельные и искусственные экосистемы);
     3) организация экологического просвещения родителей;
     4) взаимодействие ДОУ с государственными  структурами  в  области
образования,   охраны   окружающей   среды,   музеями,   библиотеками,
общественными организациями;
     5) разработка   и   опубликование    серии    учебно-методических
комплектов, пособий, научно-популярных книг для педагогов и детей;
     6) проведение ежегодных конкурсов среди ДОУ на лучшую организацию
работы по экологическому образованию;
     7) обобщение и распространение опыта  лучших  ДОУ  -  победителей
экологических конкурсов.

     4.2. В    общеобразовательных    учреждениях    и     учреждениях
дополнительного образования детей:
     1) формирование    республиканской    сети    общеобразовательных
учреждений, реализующих эколого-образовательные программы;
     2) обеспечение преемственности эколого-образовательных программ и
педагогических технологий;
     3) совершенствование системы повышения квалификации и  подготовки
педагогических кадров в сфере экологического образования;
     4) дидактическое  и   методическое   обеспечение   экологического
образования в школе;
     5) интеграция  усилий  общеобразовательных  школ   и   учреждений
дополнительного образования в обеспечении непрерывного  экологического
образования детей;
     6) реализация  региональных  этапов  всероссийских  экологических
конкурсов,  олимпиад,  научно-практических  конференций  по  массовому
привлечению   школьников   и   учителей   в    эколого-образовательное
пространство;
     7) формирование  у  детей  и  подростков   практических   навыков
рационального природопользования (через проектную и  исследовательскую
деятельность);
     8) использование  ООПТ  в   качестве   наглядных   площадок   для
ознакомления  школьников  с  уникальными   уголками   природы   и   их
обитателями, привития бережного  отношения  к  природе  родного  края,
развитие интереса к флоре и фауне Бурятии;
     9) использование потенциала музеев  в  качестве  образовательного
пространства, территории творчества,  центра  привлечения  молодежи  к
проблемам изучения и  сохранения  культурного  и  природного  наследия
Республики Бурятия, а  также  решения  задач  в  деле  охраны  природы
Байкальского региона;
     10) организация  летних  экологических  лагерей  для   проведения
занятий учащихся и педагогов в окружающей среде;
     11) восстановление и развитие пришкольных озелененных  территорий
как базы для решения ряда воспитательно-образовательных задач;
     12) восстановление и развитие школьных лесничеств для  вовлечения
на  практике  школьников  в  лесовосстановительный  и  природоохранный
процесс.

     4.3. В  образовательных  учреждениях  среднего  профессионального
образования (средних специальных учебных заведениях):
     1) экологизация  предметов  производственного  и   теоретического
обучения  с  целью  формирования  культуры  производства  и  понимания
необходимости применения безопасных для человека  и  окружающей  среды
ресурсосберегающих технологий;
     2) стимулирование учащихся  к  исследовательской  деятельности  и
участию  в  конкурсах,  семинарах,  конференциях,   в   муниципальных,
республиканских,   межрегиональных   и   международных   экологических
проектах.

     4.4. В высших учебных заведениях:
     1) внедрение в учебно-образовательный процесс комплексных  планов
непрерывной экологической подготовки студентов всех специальностей;
     2) подготовка научных и научно-педагогических  кадров  в  области
рационального природопользования и охраны окружающей среды;
     3) проведение   студенческих   олимпиад,    семинаров,    научно-
практи-ческих конференций в области экологии;
     4) приобщение  студентов  к  природоохранной  деятельности  через
организацию производственной, полевой практики,  работу  экологических
студенческих отрядов;
     5) привлечение студентов к работе  в  общественных  экологических
структурах и к организации экологического образования;
     6) координация   работы   по   созданию   учебно-методических   и
информационных материалов экологической направленности.

     4.5. В  профессиональной  подготовке  и  повышении   квалификации
руководителей и специалистов:
     1) формирование   экологического   сознания   и    экологического
мировоззрения  госслужащих,  руководителей  предприятий,  связанных  с
природопользованием и влияющих на состояние окружающей среды;
     2) создание   и   совершенствование   учебно-методической    базы
обязательной профессиональной подготовки по экологии;
     3) развитие системы  дистанционного  обучения  в  области  охраны
окружающей среды и рационального природопользования.

     4.6. В   дирекциях   особо   охраняемых   природных   территорий,
библиотеках, музеях:
     1) получение и  распространение  информации  о  целях  и  задачах
природных  территорий,  их  биосферном  значении,  роли  в  сохранении
биоразнообразия  и   экологического   равновесия,   о   накоплении   и
использовании  научных  данных  об   экологических   системах   и   их
растительных и животных компонентах;
     2) распространение информации о природе Бурятии,  биоразнообразии
и состоянии окружающей среды;
     3) разработка просветительских и информационных программ для всех
уровней населения с учетом региональных экологических проблем;
     4) совершенствование   методических   и   организационных   основ
музейного и библиотечного дела в сфере охраны природы;
     5) создание и развитие информационных банков данных экологической
информации для посетителей;
     6) проведение республиканского  конкурса  на  лучшую  организацию
эколого-просветительской работы с населением.

     4.7. В средствах массовой информации:
     1) распространение   среди   населения   полной   и   достоверной
информации о  состоянии  окружающей  среды,  пропаганда  экологических
знаний;
     2) воздействие  на  стереотипы  сознания  и  поведения   граждан,
привитие   экологически   ориентированных    моделей    поведения    и
деятельности, активное информирование об экологически чистых товарах и
услугах для воспитания разумного потребления;
     3) формирование активной общественной позиции в вопросах экологии
и охраны природы;
     4) выпуск  брошюр,  информационных   листков,   научно-популярной
литературы, календарей, открыток,  буклетов,  видеофильмов  о  природе
Бурятии;
     5) проведение  мониторинга  общественного  мнения  по   проблемам
окружающей среды;
     6) проведение пресс-конференций, брифингов, "круглых  столов"  по
актуальным экологическим проблемам;
     7) создание экологических программ  на  республиканском  радио  и
телевидении.

                  5. Механизмы реализации Стратегии

     Наиболее  предпочтительный   способ   реализации   стратегических
направлений  по  формированию  системы   непрерывного   экологического
образования   в   Республике   Бурятия   -   осуществление    органами
государственной власти  и  организациями  функций  базовых  центров  в
области экологического образования и просвещения.  В  ходе  реализации
Стратегии   будет   апробирована   трехуровневая    система    центров
экологического просвещения и образования.
     Общее    руководство    и    согласованность    действий     всех
заинтересованных   сторон   по   реализации    проекта    обеспечивает
Общественный экологический совет при Правительстве Республики Бурятия.
     Базовые центры первого уровня концентрируют и адаптируют  идеи  в
области  экологического  просвещения  и   образования,   разрабатывают
содержание,     осуществляют     научно-методическое     сопровождение
подпрограмм, подпроектов и др., организуют деятельность  с  населением
на региональном уровне с учетом профиля центра.
     Всего планируется функционирование  порядка  10  базовых  центров
первого уровня, в том числе:
     - базовый  центр  информационного   обеспечения,   воспитания   и
образования, который координирует работу по экологическому образованию
среди  субъектов  экологического   образования;   реализует   конкурсы
проектов, организует работу по распространению  положительного  опыта,
проводит конференции, семинары; взаимодействует со средствами массовой
информации;
     - базовый центр по разработке и  реализации  проектов  в  системе
общего  образования,  который  разрабатывает  и  внедряет  современные
образовательные  технологии  в  области  экологического   образования;
обеспечивает сопровождение  научно-методической,  экспериментальной  и
информационной  деятельности  создаваемой  сети  экспериментальных   и
пилотных площадок;
     - базовый центр по подготовке кадров для обеспечения непрерывного
экологического образования, который организует повышение  квалификации
работников образования (курсы и семинары);  поддерживает  региональный
компонент  образовательных  стандартов  в   сфере   экологии,   охраны
окружающей  среды,  природопользования  и  экологической  безопасности
посредством организации конкурса  учебных  программ,  учебников,  УМК;
координирует  работу  по  разработке  методических  и   информационных
материалов   для   педагогов;   обеспечивает   сопровождение   научно-
методической деятельности экспериментальных площадок;
     - базовый центр дополнительного экологического образования детей,
который разрабатывает и реализует совместно с учреждениями образования
республиканские   этапы   всероссийских   мероприятий   (подпрограммы,
проекты)  по  экологической,  природоохранной  и   здоровьесберегающей
тематике, проводит массовые детские мероприятия,  в  т.  ч.  конкурсы,
слеты, десанты, олимпиады; организует региональные научно-практические
семинары, конференции для учителей школ, воспитателей  детских  садов,
методистов и педагогов дополнительного образования;
     - базовый центр вузовского  экологического  образования,  который
организует   студенческие   экологические    конференции,    семинары,
олимпиады;
     - базовый  центр  по  повышению  квалификации  и   переподготовки
специалистов и  руководителей  промышленных  предприятий  по  основным
направлениям  в  области  охраны   окружающей   среды:   экологический
менеджмент,   аудит,   безопасность   предприятий,   оценка    рисков,
законодательная  и  нормативно   -   правовая   база,   лицензирование
деятельности по обращению с токсичными отходами;
     - базовые центры экологического образования и просвещения на базе
учреждений  культуры  и   иных   организаций,   которые   осуществляют
просветительскую деятельность в области знаний об окружающей среде, об
экологических проблемах республики; используют специфические  музейные
формы и методы работы при формировании экоцентрического  мировоззрения
населения Республики  Бурятия  и  Байкальского  региона;  осуществляют
формирование  информационных  ресурсов  для  поддержки   экологических
программ; создают проблемно-ориентированные полнотекстовые базы данных
по   экологии;    проводят    массовые    мероприятия    экологической
направленности;  привлекают   средства   международных   грантов   для
информирования  населения;  распространяют  опыт   по   экологическому
просвещению и образованию в Республике Бурятия; адаптируют  зарубежный
опыт к местным условиям;
     - базовый  передвижной  пропагандистский   экологический   центр,
который готовит издания  (фундаментальные,  периодические)  в  области
экологии, информируя население о состоянии окружающей среды; оформляет
стенды в разных учреждениях, на них размещается экологическая реклама,
газеты, листовки, буклеты.

     На  втором   уровне   будут   действовать   базовые   центры   по
экологическому воспитанию и просвещению на муниципальном  уровне.  Они
являются  организаторами   практической   деятельности   населения   и
исполнителями конкретных малых проектов и подпрограмм.
     Третий  уровень  включает  функционирование  порядка  50  опорных
площадок экологического просвещения и образования,  которые  реализуют
конкретные мероприятия по  экологическому  просвещению  и  воспитанию,
большое значение будет отводиться  локальным  действиям  населения  по
улучшению состояния природной среды.

                       6. Мероприятия Стратегии

     6.1. В  сфере  развития   системы   непрерывного   экологического
образования:
     1) разработка  и  реализация  республиканской  целевой  программы
непрерывного экологического образования и  формирования  экологической
культуры населения на территории Республики Бурятия;
     2) развитие сети базовых центров экологического  образования  (1,
2, 3 уровней);
     3) развитие системы подготовки  и  переподготовки  педагогических
кадров в области экологического образования всех уровней;
     4) формирование и развитие научно-методической базы  непрерывного
экологического образования (базовых центров первого уровня);
     5) разработка  и  включение  в  учебные   планы   образовательных
учреждений    элективных    курсов    экологической    направленности,
факультативов  и  практикумов  в   соответствии   с   федеральными   и
региональными образовательными стандартами;
     6) разработка  и  включение  в  учебные   планы   образовательных
учреждений   элективных   курсов   естественнонаучного    профиля    с
использованием потенциала учреждений культуры;
     7) организация   и   проведение   республиканских   экологических
конкурсов, а также республиканских этапов всероссийских конкурсов.

     6.2. В  сфере  развития  системы  экологического  просвещения   и
информирования населения:
     1) развитие базовых  информационно-просветительных  экологических
центров (1, 2, 3 уровней);
     2) постоянное   информирование   населения   в   области   охраны
окружающей среды и экологической безопасности;
     3) проведение   экологических   акций,   кампаний,   общественных
слушаний.

     6.3. В сфере повышения экологической культуры производства:
     1) создание  и   развитие   системы   образования   и   повышения
квалификации руководителей и ответственных  специалистов  предприятий,
организаций  в  области  охраны  окружающей  среды   и   экологической
безопасности на базе институтов (факультетов) повышения квалификации;
     2) организация конференций, семинаров по вопросам природоохранной
деятельности, внедрению новых технологий, научных разработок, программ
по энергосбережению;
     3) организация  и  участие  предприятий   в   республиканских   и
всероссийских экологических выставках по проблемам экологии;
     4) проведение республиканских конкурсов среди предприятий и  иных
организаций, муниципальных образований;
     5) оказание методической, консультационной  помощи  предприятиям,
учреждениям по вопросам экологии.

             7. Оценка эффективности реализации Стратегии

     Реализация Стратегии позволит:
     1) повысить экологическую культуру жителей Республики Бурятия;
     2) обеспечить улучшение экологической обстановки в регионе.


           Количественные показатели индикаторов реализации
     Стратегии развития непрерывного экологического образования и
 формирования экологической культуры на территории Республики Бурятия
                          на 2012-2016 годы

-------------------------------------------------------------------------------------------------------
| NN п |     Наименование      | Едини-  |               Значения индикаторов по годам                |
|  /п  |      индикатора       |   ца    |------------------------------------------------------------|
|      |                       | измере- | 2011 г., | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. | 2016 г. |
|      |                       |   ния   |   факт   |         |         |         |         |         |
|------+-----------------------+---------+----------+---------+---------+---------+---------+---------|
| 1.   | Доля населения        |    %    |   3,2    |   3,5   |    4    |   4,5   |    5    |    6    |
|      | Республики Бурятия,   |         |          |         |         |         |         |         |
|      | участвующего в        |         |          |         |         |         |         |         |
|      | экологических         |         |          |         |         |         |         |         |
|      | мероприятиях          |         |          |         |         |         |         |         |
|------+-----------------------+---------+----------+---------+---------+---------+---------+---------|
|  2.  | Доля образовательных  |    %    |    0     |    0    |   10    |   20    |   30    |   40    |
|      | учреждений            |         |          |         |         |         |         |         |
|      | Республики Бурятия,   |         |          |         |         |         |         |         |
|      | обеспеченных научно-  |         |          |         |         |         |         |         |
|      | методической          |         |          |         |         |         |         |         |
|      | литературой и         |         |          |         |         |         |         |         |
|      | пособиями по экологии |         |          |         |         |         |         |         |
|      | и рациональному       |         |          |         |         |         |         |         |
|      | природопользованию,   |         |          |         |         |         |         |         |
|      | разработанных с       |         |          |         |         |         |         |         |
|      | учетом регионального  |         |          |         |         |         |         |         |
|      | компонента            |         |          |         |         |         |         |         |
-------------------------------------------------------------------------------------------------------


               


Информация по документу
Читайте также