Расширенный поиск
Постановление Правительства Республики Бурятия от 28.05.2013 № 258ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 28 мая 2013 г. N 258 г. Улан-Удэ Об утверждении Концепции развития инклюзивного образования в Республике Бурятия В соответствии с Законом Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в целях реализации государственной политики по обеспечению прав детей с особыми образовательными потребностями на получение качественного образования Правительство Республики Бурятия п о с т а н о в л я е т: 1. Утвердить прилагаемую Концепцию развития инклюзивного образования в Республике Бурятия. 2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания. Глава Республики Бурятия - Председатель Правительства Республики Бурятия В. Наговицын УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Республики Бурятия от 28.05.2013 N 258 КОНЦЕПЦИЯ развития инклюзивного образования в Республике Бурятия I. Общие положения Настоящая Концепция развития инклюзивного образования в Республике Бурятия разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Бурятия, регулирующими отношения в сфере образования, социальной защиты и реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее - с ОВЗ). Концепцией определены основные направления, одним из которых является "создание и развитие специальных образовательных условий для лиц с ограниченными возможностями в системе образования на всех ступенях, во всех типах и видах образовательных и медицинских (центры ранней помощи) учреждений". В соответствии с Конституцией Российской Федерации и законодательством в области образования, реабилитации, социальной защиты государство должно обеспечить доступность к качественному образованию соответствующего уровня детям с особыми образовательными потребностями с учетом способностей, возможностей, желаний и интересов каждого ребенка путем внедрения инклюзивного образования. II. Основные понятия В настоящей Концепции применяются следующие основные понятия: Инклюзия - процесс увеличения степени участия каждого ребенка в академической и социальной жизни образовательной организации, а также процесс уменьшения степени изоляции детей с ОВЗ во всех процессах, происходящих внутри образовательной организации и в социально- культурной среде. Инклюзивное образование - процесс совместного воспитания и обучения всех детей, независимо от их физических, психических, интеллектуальных и любых иных особенностей, в общей системе образования вместе со своими сверстниками по месту жительства в массовой общеобразовательной школе, где учитываются их особые образовательные потребности, создаются условия в соответствии с особыми потребностями и оказывается необходимая специальная поддержка. Интеграция - процесс развития, результатом которого является достижение единства и целостности внутри системы, основанной на взаимозависимости отдельных специализированных элементов. Особые образовательные потребности (нужды) - это потребности детей, затрудняющихся по той или иной причине получить образование, включая детей с физическими и умственными недостатками, и детей, испытывающих постоянные или временные трудности при получении образования, связанные с социально-экономическими, культурными, религиозными, национальными, языковыми, географическими или другими факторами. Психолого-медико-педагогическая комиссия - комиссия для выявления детей с ОВЗ и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного обследования и подготовки рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания. Реабилитация - применение комплекса мер медицинского, социального, образовательного и профессионального характера с целью восстановления утраченного здоровья, социального и психологического статуса. Ранняя помощь - семейно-ориентированная комплексная социальная и коррекционно-педагогическая поддержка детей раннего возраста (от 0 до 3-х лет), включающая в себя скрининг психофизических нарушений, медицинскую, психолого-педагогическую диагностику, развивающее обучение, проводимые при активном участии семьи. Социализация - процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют ее взаимоотношения с обществом. Социальная адаптация - активное приспособление детей с ОВЗ к условиям социальной среды путем усвоения и принятия ценностей, правил и норм поведения, принятых в обществе. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения - дошкольные и школьные учреждения для детей с ОВЗ, нуждающихся в лечебной и психолого-педагогической коррекции, диагностике, воспитании, обучении: с нарушениями слуха (неслышащие, слабослышащие, позднооглохшие); с нарушениями зрения (незрячие, слабовидящие, поздноослепшие); с нарушениями опорно-двигательного аппарата; с нарушениями речи; с задержкой психического развития; с умственной отсталостью; с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения; со сложными нарушениями, в том числе со слепоглухотой. III. Цель, задачи, принципы Цели Концепции: - определение приоритетов образовательной политики Республики Бурятия в части обеспечения конституционных прав и государственных гарантий детей с особыми образовательными потребностями; - создание условий для совершенствования системы образования, социальной и медицинской реабилитации детей с особыми образовательными потребностями, в том числе с инвалидностью, путем внедрения инновационных технологий, в частности, инклюзивного обучения; - формирование новой философии общества относительно позитивного отношения к детям и лицам с нарушениями психофизического развития и инвалидностью. Основные задачи: - совершенствование нормативно-правового, научно-методического, финансово-экономического обеспечения, ориентированного на внедрение инклюзивного обучения; - внедрение инновационных образовательных технологий в контексте форм инклюзивного подхода и моделей предоставления специальных образовательных услуг для детей с особыми образовательными потребностями, в том числе с инвалидностью; - формирование образовательно-развивающей среды для детей с особыми образовательными потребностями путем обеспечения психолого- педагогического, медико-социального сопровождения; - внедрение инклюзивной модели обучения в центрах ранней помощи и общеобразовательных учебных заведениях с учетом потребности общества; - обеспечение доступа к социальной среде и учебным помещениям, разработка и использование специального учебно-дидактического обеспечения, реабилитационных средств обучения; - совершенствование системы подготовки и переподготовки педагогических кадров, работающих в условиях инклюзивного обучения; - привлечение родителей детей с особыми образовательными потребностями к участию в учебно-реабилитационном процессе с целью повышения его эффективности. Принципы развития инклюзивного образования: 1. Научность (разработка теоретико-методологических основ инклюзивного обучения, программно-методического инструментария, анализ и мониторинг результатов внедрения инклюзивного обучения, оценка эффективности технологий, используемых для достижения положительного результата, проведение независимой экспертизы). 2. Системность (обеспечение равного доступа к качественному образованию детей с особыми образовательными потребностями, преемственности между уровнями образования: ранняя помощь - дошкольное образование - общее среднее образование - профессиональное образование). 3. Вариативность, коррекционная направленность (организация личностно ориентированного учебного процесса в комплексе с коррекционно-развивающей работой для удовлетворения социально- образовательных потребностей, создание условий для социально-трудовой реабилитации, интеграции в общество детей с нарушениями психофизического развития, в том числе детей-инвалидов). 4. Индивидуализация (осуществление личностно ориентированного (индивидуального, дифференцированного подхода). 5. Социальная ответственность семьи (воспитание, обучение и развитие ребенка, создание надлежащих условий для развития его природных способностей, участие в учебно-реабилитационном процессе). 6. Межведомственная интеграция и социальное партнерство (координация действий различных ведомств, социальных институтов, служб с целью оптимизации процесса образовательной интеграции детей с особыми образовательными потребностями). IV. Формы организации инклюзивного образования Инклюзивное образование осуществляется в следующих формах: Службы ранней помощи - семейно-ориентированная комплексная социальная и коррекционно-педагогическая поддержка детей раннего возраста (от 0 до 3-х лет), где проводятся индивидуальные и групповые развивающие занятия с детьми при активном участии семьи. Реабилитационный процесс направлен на развитие новых функций и способностей у ребенка, его цель состоит в том, чтобы улучшить жизнь и развитие ребенка и его семьи. Специалисты совместно с родителями определяют ключевую информацию, которая должна быть передана в дошкольное учреждение, и готовят письменное заключение о программе раннего вмешательства, прогрессе ребенка за период прохождения программы и специфике поддержки, которая необходима ребенку в дальнейшем. Инклюзивная дошкольная группа - осуществляет психолого- педагогическую деятельность, направленную на обеспечение оптимальных условий для повышения доступности и качества совместного обучения и воспитания детей с различными стартовыми возможностями (как обычно развивающихся дошкольников, так и дошкольников с особенностями в развитии). Инклюзивная группа состоит из обычно развивающихся детей; в нее включаются дети с нарушением развития (риском нарушения) или с множественными нарушениями развития. Педагогом инклюзивной группы обязательно должен являться педагог- дефектолог (специальный педагог). Дети с особыми образовательными потребностями принимаются в группу в соответствии с рекомендацией психолого-медико-педагогической комиссии. Группы кратковременного пребывания создаются в целях оказания систематической медико-психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ, не обучающимся в специальных (коррекционных) дошкольных образовательных учреждениях: неслышащим, слабослышащим и позднооглохшим, незрячим, слабовидящим и поздноослепшим, с тяжелыми нарушениями речи, нарушением опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, умственно отсталым и со сложной структурой дефекта. В группах кратковременного пребывания детей с ОВЗ следует обеспечивать индивидуальными занятиями и занятиями в малой группе (по 2-3 ребенка). На занятиях обязательно должны присутствовать родители. Группы кратковременного пребывания на базе центров психолого- педагогического и медико-социального сопровождения (ППМС - центров). Основной целью работы таких групп является социализация и адаптация детей с проблемами в развитии в коллективе сверстников и их родителей в ходе системной, целенаправленной деятельности. Обучение различным коммуникативным навыкам ребенка с психофизическими нарушениями через совместную игру - наиболее приемлемая форма социализации. Специфичным для деятельности групп кратковременного пребывания при ППМС-центрах является проведение групповой работы в условиях тесного контакта ребенка с близким ему взрослым - мамой, папой или бабушкой. Это обеспечивает создание у малыша чувства защищенности, а у родных для него людей формируются навыки грамотной психолого-педагогической поддержки и педагогические приемы стимуляции общения ребенка со взрослыми и сверстниками. Классы инклюзивного обучения создаются в общеобразовательных учреждениях с целью формирования целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для обучения, воспитания и социальной адаптации детей с особыми образовательными потребностями в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием соматического и нервно-психического здоровья. Инклюзивные классы могут быть организованы во всех видах общеобразовательных учреждений, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) образования, где создаются специальные условия для пребывания и обучения детей с особыми образовательными потребностями. Дети принимаются в инклюзивный класс только с согласия родителей (законных представителей). Дети с особыми образовательными потребностями принимаются в инклюзивный класс в соответствии с рекомендацией психолого-медико-педагогической комиссии. Инклюзивный класс состоит из обычно развивающихся детей, в нее включаются дети с нарушением развития (риском нарушения) или с множественными нарушениями развития. Система сопровождения и поддержки детей с ОВЗ с помощью тьютора. Цель деятельности тьютора заключается в успешном включении ребенка с ОВЗ в среду общеобразовательного учреждения. Тьютор может стать связующим звеном, обеспечивающим координацию педагогов, специальных педагогов, психологов, других необходимых ребенку специалистов на каждом этапе образовательного процесса. Формы инклюзивного образования в учреждениях профессионального образования Инклюзивное образование в системе профессионального образования реализуется в процессе среднего и высшего профессионального образования. Кроме доступности среды значение имеет образовательный ценз, которому должны соответствовать обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья по итогам образования. Инклюзивное образование в учреждениях профессионального образования осуществляется в следующих формах: Обучение на общих основаниях со студентами без отклонений в состоянии здоровья (равноправное участие инвалидов в одном из аспектов общественной жизни). Обучение по особым образовательным программам исключительно для лиц с ограниченными возможностями (целевая групповая работа для достижения "стабильности"). V. Комплексные мероприятия по реализации задач настоящей Концепции 5.1. Нормативно-правовое обеспечение инклюзивного образования: - анализ имеющихся нормативных правовых документов, регламентирующих деятельность образовательных учреждений, обеспечивающих реализацию инклюзивного образования детей с ОВЗ в других регионах России, а также их опыта правоприменительной практики; - разработка нормативных правовых документов, регламентирующих деятельность образовательных учреждений, обеспечивающих реализацию инклюзивного образования детей с ОВЗ в Республике Бурятия в различных формах; - разработка механизмов финансового и психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях; - разработка единой межведомственной системы учета детей с инвалидностью, учет образовательных потребностей и их изменений; - разработка инструктивных писем и методических рекомендаций для психолого-педагогического сопровождения детей с различными категориями инвалидности на основе анализа их образовательных потребностей; - обеспечение мер реабилитации детям, обучающимся инклюзивно; - обеспечение сопровождающим ребенка с ОВЗ. 5.2. Создание безбарьерной образовательной среды: - реализация Республиканской целевой программы "Доступная среда" на 2010-2017 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Бурятия от 24.05.2010 N 185, для создания безбарьерной образовательной среды, обеспечивающей свободное передвижение детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, с нарушением зрения, слуха, а также обеспечение образовательных учреждений специальными техническими средствами для организации комфортного образовательного процесса детей с ОВЗ; - расширение сети центров ранней помощи, условий осуществления образовательного процесса на основе инклюзивного подхода в дошкольных и средних (базовых) образовательных учреждениях; - формирование психологической среды, позволяющей ребенку с ОВЗ комфортно чувствовать себя в различных организационно-педагогических условиях; - создание модели непрерывной образовательной вертикали, построение маршрута обучения для ребенка с ОВЗ с учетом шаговой доступности. 5.3. Раннее выявление и комплексная помощь ребенку с ограниченными возможностями в развитии: - развитие служб, реализующих программы раннего вмешательства, что позволит детям с различными видами отклонения в развитии рассмотреть различные виды образовательных маршрутов по линии районной образовательной вертикали, обеспечит непрерывное пролонгированное комплексное (медико-психолого-педагогическое) сопровождение детей с ОВЗ; - создание службы по ранней диагностике и коррекции детей с ограниченными возможностями на базе государственного бюджетного образовательного учреждения "Республиканский центр психолого- медико-социального сопровождения". 5.4. Программно-методическое сопровождение обучения детей с ОВЗ в образовательных учреждениях: - анализ образовательных потребностей различных категорий детей и разработка методических рекомендаций по формированию индивидуальных образовательных маршрутов в соответствии с образовательными потребностями семьи и ребенка с ОВЗ; - разработка методических рекомендаций, методических пособий по комплексной реабилитации, создание предпосылок для социализации детей с особыми образовательными потребностями дошкольного и школьного возраста в условиях инклюзии; - создание дидактических материалов, обеспечивающих успешное обучение детей с ОВЗ (памятки, алгоритмы, опорные таблицы, индивидуальные задания (карточки) с различными видами и объемом помощи); - ведение портфолио для детей с особыми образовательными потребностями для осуществления перехода на каждую последующую ступень образовательного процесса с целью формирования индивидуального образовательного маршрута. 5.5. Комплексное сопровождение участников образовательного процесса, обеспечивающих образование ребенка с ОВЗ: - формирование на базе государственного бюджетного образовательного учреждения "Республиканский центр психолого- медико-социального сопровождения" служб внешнего сопровождения через межведомственное взаимодействие по диагностике, коррекции, реабилитации детей раннего и дошкольного возраста; - сопровождение родителей, имеющих детей с ОВЗ, и педагогов, осуществляющих образовательный процесс этих детей через формирование программ специального обучения родителей и педагогов; - внедрение психолого-медико-педагогическим консилиумом образовательного учреждения индивидуальных программ развития учащихся; - создание психотерапевтической безбарьерной среды для детей с ОВЗ через объединение коррекционно-образовательных и воспитательных задач; - поддержка общественных организаций, решающих вопросы организации инклюзивного образования. 5.6. Профессиональное образование, профессиональное обучение лиц с ограниченными возможностями в развитии: - создание системы непрерывного образования, в том числе профессионального образования, для детей с ОВЗ в условиях образовательного учреждения. 5.7. Формирование толерантного отношения к ребенку с ограниченными возможностями здоровья: - создание позитивного отношения общества к лицам с ОВЗ, признание права ребенка с ОВЗ максимально полноценно участвовать в жизни общества; - реализация социальных проектов в СМИ и др.; - сотрудничество с общественными организациями, фондами, родительскими ассоциациями. 5.8. Кадровое обеспечение: - подготовка предложений для включения в программы образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования специального курса, подготавливающего будущего педагога к работе в условиях инклюзивного образования; - подготовка педагогических кадров нового типа, ориентированных на широкое понимание социальной инклюзии, владеющих компетенцией обеспечения обмена опытом, действиями, ценностями, осуществляющих специальную деятельность по инкультурации детей и взрослых; - повышение квалификации и профессиональная переподготовка специалистов по проблемам инклюзивного обучения в целях дальнейшего обучения работников образовательных учреждений. 5.9. Обеспечение качества образования детей с ОВЗ: - разработка и реализация системы мониторинга оценки качества образования детей с ОВЗ центром ранней помощи и общеобразовательным учреждением. 5.10. Научное сопровождение инклюзивного образования: - проведение фундаментальных и прикладных психологических, педагогических, социологических научных исследований по вопросам инклюзивного образования; - организация деятельности опытно-экспериментальных площадок по данному направлению и обеспечение внедрения результатов инновационной деятельности в образовательных учреждениях Республики Бурятия. VI. Межведомственное взаимодействие в процессе реализации инклюзивного образования С учетом необходимости формирования системы инклюзивного образования государственным органам в соответствующих сферах необходимо реализовать комплекс мер, предусматривающих переход на принципы инклюзивного образования. Органы государственной власти Республики Бурятия и органы местного самоуправления обеспечивают принятие дополнительных правовых и организационных мер, направленных на реализацию права лиц с ограниченными возможностями здоровья на инклюзивную форму обучения: - развитие системы раннего выявления и коррекции недостатков в развитии детей; - создание условий для совместного образования обучающихся из числа детей с ОВЗ и здоровых детей в образовательных учреждениях общего назначения наряду с сохранением и развитием учреждений специального (коррекционного) образования; - обеспечение преемственности инклюзивного образования для лиц с инвалидностью на всех уровнях, начиная с дошкольного возраста, в школах и, далее, в средних профессиональных и высших учебных заведениях; - создание нормативно-правовой базы, обеспечивающей реализацию принципов и норм инклюзивного образования; - создание ресурсных центров по развитию и поддержке инклюзивной формы обучения, в функции которых входит: методическое сопровождение; координация взаимодействия образовательных учреждений, реализующих образовательные программы различного уровня; апробация и внедрение инновационных психолого-педагогических технологий; планирование и мониторинг эффективности психолого-педагогического сопровождения; - содействие в организации подготовки всех участников образовательного процесса: администраторов, педагогов и других сотрудников школ, родителей учащихся и самих учащихся школ; - формирование позитивного общественного мнения об инклюзивном образовании для детей с ОВЗ через проведение постоянных информационных кампаний; - вовлечение в процесс развития механизмов реализации инклюзивного образования общественных организаций, родительских групп, профессионалов из системы специального образования и других заинтересованных участников; - обеспечение участия в обучении и воспитании лиц с ОВЗ в образовательных учреждениях общего назначения учителей-дефектологов, учителей-логопедов, педагогов-психологов, социальных педагогов, воспитателей и других работников, в том числе ассистентов (помощников), оказывающих необходимую помощь; - обеспечение библиотек общеобразовательных учреждений, осуществляющих инклюзивную форму обучения, специальными учебниками, предназначенными для обучающихся с различными сенсорными и интеллектуальными ограничениями; - организация и проведение родительского всеобуча для семей, воспитывающих детей с ОВЗ, включая обучение родителей методам воспитания, обучения и реабилитации детей. В сфере здравоохранения: - внедрение системы профилактики заболеваний, приводящих к рождению детей с ограниченными возможностями; - развитие системы раннего выявления стойкого нарушения функций организма детей; - внедрение практических разработок и выполнение индивидуальных программ реабилитации на ранних стадиях развития ребенка; - развитие системы предоставления образовательных, медицинских и реабилитационных услуг для детей с особыми нуждами и их родителей; - развитие служб ранней помощи, работающих по системе раннего вмешательства. В сфере социальной защиты и социального обслуживания: - развитие сети социальных и реабилитационных учреждений для лиц с особыми нуждами; - развитие сети социальных служб для сопровождения детей с особыми нуждами; - подготовка социальных работников и специалистов системы социальной защиты, включенных в инклюзивный процесс. В сфере печати и массовых коммуникаций: - размещение материалов, сюжетов на радио, телевидении, публикация статей, открытие рубрик в печати, формирующих в обществе позитивное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, пропагандирующих идеи содействия получения ими образования и их социальной интеграции; - проведение конкурсов на лучшее освещение темы инклюзии для журналистов СМИ Республики Бурятия. VII. Ожидаемые результаты Реализация региональной Концепции инклюзивного образования будет способствовать: - гуманизации общества за счет включения и принятия как равноправных граждан лиц с ОВЗ на всех уровнях социального взаимодействия; - обеспечению права детей с особыми образовательными потребностями на равный доступ к качественному образованию независимо от состояния здоровья, места их проживания; - совершенствованию нормативно-правовых основ инклюзивной формы образования в Республике Бурятия; - повышению эффективности взаимодействия исполнительных органов государственной власти, общественных организаций, образовательных учреждений по решению вопросов эффективного функционирования системы инклюзивного образования детей с ОВЗ; - обеспечению достаточного объема финансирования для внедрения инклюзивной формы образования; - обеспечению учебных заведений, внедряющих инклюзивное обучение, транспортными средствами, соответствующими учебно-методически-ми, наглядными, дидактическими материалами, современными средствами реабилитации индивидуального и коллективного назначения; - обеспечению архитектурной доступности общеобразовательных учебных заведений разных типов, независимо от форм собственности и подчинения, в соответствии с потребностями детей; - подготовке достаточного количества квалифицированных педагогических кадров, владеющих методиками инклюзивного обучения, созданию системы повышения их профессионального мастерства; - созданию и развитию системы ранней диагностики и выявления детей с ограниченными возможностями здоровья для обеспечения своевременной коррекционной помощи и выстраивания индивидуального образовательного маршрута ребенка; - изменению образовательной парадигмы, совершенствованию учебного процесса путем учета современных достижений науки и практики. VIII. Финансовое обеспечение Финансирование осуществляется в пределах ассигнований, предусмотренных в федеральном и республиканском бюджетах, федеральных и республиканских целевых программах, а также из средств общественных, благотворительных и международных организаций и за счет других источников, не запрещенных действующим законодательством. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|