Расширенный поиск

Постановление Правительства Республики Бурятия от 28.05.2013 № 258

 


                   ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ


                       от 28 мая 2013 г. N 258

                             г. Улан-Удэ

            Об утверждении Концепции развития инклюзивного
                   образования в Республике Бурятия


     В соответствии  с  Законом  Российской  Федерации  от  10.07.1992
N 3266-1 "Об образовании", Федеральным законом от 24.11.1995  N 181-ФЗ
"О социальной  защите  инвалидов  в  Российской  Федерации",  в  целях
реализации  государственной  политики  по  обеспечению  прав  детей  с
особыми  образовательными  потребностями  на  получение  качественного
образования Правительство Республики Бурятия п о с т а н о в л я е т:

     1. Утвердить   прилагаемую   Концепцию   развития    инклюзивного
образования в Республике Бурятия.

     2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.

                                             
     Глава Республики Бурятия -                 
     Председатель Правительства                   
     Республики Бурятия          В. Наговицын                         
                                             



                                                            УТВЕРЖДЕНА
                                          постановлением Правительства
                                                    Республики Бурятия
                                                   от 28.05.2013 N 258


                              КОНЦЕПЦИЯ
                  развития инклюзивного образования
                         в Республике Бурятия

                          I. Общие положения

     Настоящая   Концепция   развития   инклюзивного   образования   в
Республике  Бурятия  разработана   в   соответствии   с   Конституцией
Российской  Федерации,  Законом  Российской  Федерации  от  10.07.1992
N 3266-1 "Об образовании", Федеральным законом от 24.11.1995  N 181-ФЗ
"О социальной  защите  инвалидов  в   Российской   Федерации",   иными
нормативными  правовыми  актами  Российской  Федерации  и   Республики
Бурятия,  регулирующими  отношения  в  сфере  образования,  социальной
защиты и  реабилитации  лиц  с  ограниченными  возможностями  здоровья
(далее - с ОВЗ).
     Концепцией определены  основные  направления,  одним  из  которых
является "создание и развитие специальных образовательных условий  для
лиц с  ограниченными  возможностями  в  системе  образования  на  всех
ступенях, во всех типах и видах образовательных и медицинских  (центры
ранней помощи) учреждений".
     В   соответствии   с   Конституцией   Российской   Федерации    и
законодательством  в  области  образования,  реабилитации,  социальной
защиты  государство  должно  обеспечить  доступность  к  качественному
образованию соответствующего уровня детям с  особыми  образовательными
потребностями с учетом способностей, возможностей, желаний и интересов
каждого ребенка путем внедрения инклюзивного образования.

                         II. Основные понятия

     В настоящей Концепции применяются следующие основные понятия:
     Инклюзия - процесс увеличения степени участия каждого  ребенка  в
академической и социальной жизни образовательной организации, а  также
процесс уменьшения степени изоляции детей с  ОВЗ  во  всех  процессах,
происходящих  внутри  образовательной  организации  и   в   социально-
культурной среде.
     Инклюзивное  образование  -  процесс  совместного  воспитания   и
обучения  всех  детей,  независимо  от  их  физических,   психических,
интеллектуальных  и  любых  иных   особенностей,   в   общей   системе
образования вместе  со  своими  сверстниками  по  месту  жительства  в
массовой  общеобразовательной  школе,  где   учитываются   их   особые
образовательные  потребности,  создаются  условия  в  соответствии   с
особыми потребностями и оказывается необходимая специальная поддержка.
     Интеграция -  процесс  развития,  результатом  которого  является
достижение  единства  и  целостности  внутри  системы,  основанной  на
взаимозависимости отдельных специализированных элементов.
     Особые образовательные  потребности  (нужды)  -  это  потребности
детей, затрудняющихся по той или иной  причине  получить  образование,
включая детей с  физическими  и  умственными  недостатками,  и  детей,
испытывающих  постоянные  или  временные   трудности   при   получении
образования,  связанные   с   социально-экономическими,   культурными,
религиозными, национальными, языковыми,  географическими  или  другими
факторами.
     Психолого-медико-педагогическая комиссия - комиссия для выявления
детей  с  ОВЗ  и  (или)  отклонениями  в  поведении,   проведения   их
комплексного обследования и подготовки рекомендаций по оказанию  детям
психолого-медико-педагогической помощи и  организации  их  обучения  и
воспитания.
     Реабилитация   -   применение   комплекса    мер    медицинского,
социального, образовательного и профессионального  характера  с  целью
восстановления утраченного здоровья,  социального  и  психологического
статуса.
     Ранняя помощь - семейно-ориентированная комплексная социальная  и
коррекционно-педагогическая поддержка детей раннего возраста (от 0  до
3-х  лет),  включающая  в  себя  скрининг  психофизических  нарушений,
медицинскую,   психолого-педагогическую    диагностику,    развивающее
обучение, проводимые при активном участии семьи.
     Социализация - процесс становления личности, постепенное усвоение
ею требований общества, приобретение социально значимых  характеристик
сознания  и  поведения,  которые  регулируют  ее   взаимоотношения   с
обществом.
     Социальная адаптация - активное  приспособление  детей  с  ОВЗ  к
условиям социальной среды путем усвоения и принятия ценностей,  правил
и норм поведения, принятых в обществе.
     Специальные   (коррекционные)   образовательные   учреждения    -
дошкольные и школьные  учреждения  для  детей  с  ОВЗ,  нуждающихся  в
лечебной   и    психолого-педагогической    коррекции,    диагностике,
воспитании, обучении: с нарушениями слуха (неслышащие,  слабослышащие,
позднооглохшие);  с  нарушениями   зрения   (незрячие,   слабовидящие,
поздноослепшие);  с  нарушениями  опорно-двигательного   аппарата;   с
нарушениями речи; с  задержкой  психического  развития;  с  умственной
отсталостью; с расстройствами эмоционально-волевой сферы и  поведения;
со сложными нарушениями, в том числе со слепоглухотой.

                     III. Цель, задачи, принципы

                           Цели Концепции:

     - определение  приоритетов  образовательной  политики  Республики
Бурятия в части обеспечения  конституционных  прав  и  государственных
гарантий детей с особыми образовательными потребностями;
     - создание условий  для  совершенствования  системы  образования,
социальной и медицинской реабилитации детей с особыми образовательными
потребностями,  в  том  числе   с   инвалидностью,   путем   внедрения
инновационных технологий, в частности, инклюзивного обучения;
     - формирование новой философии общества относительно  позитивного
отношения к детям и лицам с нарушениями  психофизического  развития  и
инвалидностью.

                           Основные задачи:

     - совершенствование  нормативно-правового,  научно-методического,
финансово-экономического обеспечения,  ориентированного  на  внедрение
инклюзивного обучения;
     - внедрение инновационных образовательных технологий в  контексте
форм  инклюзивного  подхода  и  моделей   предоставления   специальных
образовательных   услуг   для   детей   с   особыми   образовательными
потребностями, в том числе с инвалидностью;
     - формирование  образовательно-развивающей  среды  для  детей   с
особыми образовательными потребностями  путем  обеспечения  психолого-
педагогического, медико-социального сопровождения;
     - внедрение инклюзивной модели обучения в центрах ранней помощи и
общеобразовательных учебных заведениях с учетом потребности общества;
     - обеспечение доступа к социальной среде  и  учебным  помещениям,
разработка   и   использование   специального    учебно-дидактического
обеспечения, реабилитационных средств обучения;
     - совершенствование   системы   подготовки    и    переподготовки
педагогических кадров, работающих в условиях инклюзивного обучения;
     - привлечение  родителей   детей   с   особыми   образовательными
потребностями к участию в  учебно-реабилитационном  процессе  с  целью
повышения его эффективности.

             Принципы развития инклюзивного образования:

     1. Научность   (разработка    теоретико-методологических    основ
инклюзивного обучения, программно-методического инструментария, анализ
и  мониторинг  результатов  внедрения  инклюзивного  обучения,  оценка
эффективности технологий, используемых для  достижения  положительного
результата, проведение независимой экспертизы).
     2. Системность  (обеспечение  равного  доступа  к   качественному
образованию   детей   с   особыми   образовательными    потребностями,
преемственности между уровнями образования: ранняя помощь - дошкольное
образование   -   общее   среднее   образование   -   профессиональное
образование).
     3. Вариативность,   коррекционная   направленность   (организация
личностно   ориентированного   учебного   процесса   в   комплексе   с
коррекционно-развивающей   работой   для   удовлетворения   социально-
образовательных потребностей, создание условий для  социально-трудовой
реабилитации,   интеграции   в   общество    детей    с    нарушениями
психофизического развития, в том числе детей-инвалидов).
     4. Индивидуализация  (осуществление  личностно   ориентированного
(индивидуального, дифференцированного подхода).
     5. Социальная  ответственность  семьи  (воспитание,  обучение   и
развитие  ребенка,  создание  надлежащих  условий  для  развития   его
природных способностей, участие в учебно-реабилитационном процессе).
     6. Межведомственная   интеграция   и    социальное    партнерство
(координация действий различных ведомств, социальных институтов, служб
с  целью  оптимизации  процесса  образовательной  интеграции  детей  с
особыми образовательными потребностями).

            IV. Формы организации инклюзивного образования

     Инклюзивное образование осуществляется в следующих формах:
     Службы  ранней  помощи  -   семейно-ориентированная   комплексная
социальная  и  коррекционно-педагогическая  поддержка  детей   раннего
возраста (от 0 до 3-х лет), где проводятся индивидуальные и  групповые
развивающие занятия с детьми при активном участии семьи.
     Реабилитационный процесс направлен на развитие  новых  функций  и
способностей у ребенка, его цель состоит в том, чтобы улучшить жизнь и
развитие ребенка и  его  семьи.  Специалисты  совместно  с  родителями
определяют  ключевую  информацию,  которая  должна  быть  передана   в
дошкольное учреждение, и готовят  письменное  заключение  о  программе
раннего  вмешательства,  прогрессе  ребенка  за   период   прохождения
программы  и  специфике  поддержки,  которая  необходима   ребенку   в
дальнейшем.
     Инклюзивная   дошкольная   группа   -   осуществляет   психолого-
педагогическую деятельность, направленную на  обеспечение  оптимальных
условий для повышения доступности и качества  совместного  обучения  и
воспитания детей с различными  стартовыми  возможностями  (как  обычно
развивающихся дошкольников,  так  и  дошкольников  с  особенностями  в
развитии). Инклюзивная группа состоит из обычно развивающихся детей; в
нее включаются дети с нарушением развития  (риском  нарушения)  или  с
множественными нарушениями развития.
     Педагогом инклюзивной группы обязательно должен являться педагог-
дефектолог (специальный  педагог).  Дети  с  особыми  образовательными
потребностями принимаются в  группу  в  соответствии  с  рекомендацией
психолого-медико-педагогической комиссии.
     Группы кратковременного пребывания  создаются  в  целях  оказания
систематической медико-психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ, не
обучающимся в специальных (коррекционных)  дошкольных  образовательных
учреждениях: неслышащим,  слабослышащим  и  позднооглохшим,  незрячим,
слабовидящим и поздноослепшим, с тяжелыми нарушениями речи, нарушением
опорно-двигательного  аппарата,   задержкой   психического   развития,
умственно  отсталым  и  со  сложной  структурой  дефекта.  В   группах
кратковременного  пребывания  детей   с   ОВЗ   следует   обеспечивать
индивидуальными занятиями и занятиями в малой группе (по 2-3 ребенка).
На занятиях обязательно должны присутствовать родители.
     Группы кратковременного пребывания  на  базе  центров  психолого-
педагогического и медико-социального сопровождения (ППМС  -  центров).
Основной целью работы таких групп является  социализация  и  адаптация
детей с проблемами в развитии в коллективе сверстников и их  родителей
в ходе системной, целенаправленной  деятельности.  Обучение  различным
коммуникативным навыкам ребенка с психофизическими  нарушениями  через
совместную игру - наиболее приемлемая форма социализации.  Специфичным
для деятельности групп кратковременного  пребывания  при  ППМС-центрах
является проведение  групповой  работы  в  условиях  тесного  контакта
ребенка с близким ему  взрослым  -  мамой,  папой  или  бабушкой.  Это
обеспечивает создание у малыша чувства защищенности, а  у  родных  для
него  людей  формируются  навыки  грамотной   психолого-педагогической
поддержки  и  педагогические  приемы  стимуляции  общения  ребенка  со
взрослыми и сверстниками.
     Классы  инклюзивного  обучения  создаются  в  общеобразовательных
учреждениях с целью  формирования  целостной  системы,  обеспечивающей
оптимальные условия для обучения, воспитания  и  социальной  адаптации
детей с особыми образовательными потребностями  в  соответствии  с  их
возрастными  и  индивидуальными  особенностями,  уровнем   актуального
развития, состоянием  соматического  и  нервно-психического  здоровья.
Инклюзивные   классы   могут   быть   организованы   во   всех   видах
общеобразовательных учреждений, реализующих образовательные  программы
начального общего, основного общего, среднего  (полного)  образования,
где создаются специальные условия для пребывания и  обучения  детей  с
особыми образовательными потребностями.
     Дети принимаются в инклюзивный класс только с согласия  родителей
(законных   представителей).   Дети   с    особыми    образовательными
потребностями  принимаются  в  инклюзивный  класс  в  соответствии   с
рекомендацией психолого-медико-педагогической комиссии.
     Инклюзивный класс состоит из обычно развивающихся  детей,  в  нее
включаются  дети  с  нарушением  развития  (риском  нарушения)  или  с
множественными нарушениями развития.
     Система сопровождения и поддержки детей с ОВЗ с помощью  тьютора.
Цель деятельности тьютора заключается в успешном включении  ребенка  с
ОВЗ  в  среду  общеобразовательного  учреждения.  Тьютор  может  стать
связующим звеном, обеспечивающим  координацию  педагогов,  специальных
педагогов, психологов,  других  необходимых  ребенку  специалистов  на
каждом этапе образовательного процесса.

             Формы инклюзивного образования в учреждениях
                    профессионального образования

     Инклюзивное образование в системе  профессионального  образования
реализуется  в   процессе   среднего   и   высшего   профессионального
образования. Кроме доступности среды  значение  имеет  образовательный
ценз, которому  должны  соответствовать  обучающиеся  с  ограниченными
возможностями здоровья по итогам образования.
     Инклюзивное   образование   в    учреждениях    профессионального
образования осуществляется в следующих формах:
     Обучение на общих  основаниях  со  студентами  без  отклонений  в
состоянии здоровья (равноправное участие инвалидов в одном из аспектов
общественной жизни).
     Обучение по особым образовательным программам  исключительно  для
лиц  с  ограниченными  возможностями  (целевая  групповая  работа  для
достижения "стабильности").

               V. Комплексные мероприятия по реализации
                      задач настоящей Концепции

     5.1. Нормативно-правовое обеспечение инклюзивного образования:
     - анализ    имеющихся    нормативных     правовых     документов,
регламентирующих     деятельность     образовательных      учреждений,
обеспечивающих реализацию  инклюзивного  образования  детей  с  ОВЗ  в
других регионах России, а также их опыта правоприменительной практики;
     - разработка нормативных  правовых  документов,  регламентирующих
деятельность  образовательных  учреждений,  обеспечивающих  реализацию
инклюзивного образования детей с ОВЗ в Республике Бурятия в  различных
формах;
     - разработка механизмов финансового  и  психолого-педагогического
сопровождения детей с ОВЗ в общеобразовательных учреждениях;
     - разработка  единой  межведомственной  системы  учета  детей   с
инвалидностью, учет образовательных потребностей и их изменений;
     - разработка инструктивных писем и методических рекомендаций  для
психолого-педагогического сопровождения детей с различными категориями
инвалидности на основе анализа их образовательных потребностей;
     - обеспечение мер реабилитации детям, обучающимся инклюзивно;
     - обеспечение сопровождающим ребенка с ОВЗ.

     5.2. Создание безбарьерной образовательной среды:
     - реализация Республиканской целевой программы "Доступная  среда"
на   2010-2017   годы,   утвержденной   постановлением   Правительства
Республики Бурятия от  24.05.2010  N 185,  для  создания  безбарьерной
образовательной среды, обеспечивающей свободное передвижение  детей  с
нарушением опорно-двигательного аппарата, с нарушением зрения,  слуха,
а   также   обеспечение   образовательных   учреждений    специальными
техническими средствами для организации  комфортного  образовательного
процесса детей с ОВЗ;
     - расширение сети центров ранней  помощи,  условий  осуществления
образовательного процесса на основе инклюзивного подхода в  дошкольных
и средних (базовых) образовательных учреждениях;
     - формирование психологической среды, позволяющей ребенку  с  ОВЗ
комфортно чувствовать себя в  различных  организационно-педагогических
условиях;
     - создание   модели   непрерывной   образовательной    вертикали,
построение маршрута обучения  для  ребенка  с  ОВЗ  с  учетом  шаговой
доступности.

     5.3. Раннее   выявление   и   комплексная   помощь   ребенку    с
ограниченными возможностями в развитии:
     - развитие служб, реализующих  программы  раннего  вмешательства,
что  позволит  детям  с  различными  видами  отклонения   в   развитии
рассмотреть различные виды образовательных маршрутов по линии районной
образовательной  вертикали,  обеспечит  непрерывное   пролонгированное
комплексное (медико-психолого-педагогическое)  сопровождение  детей  с
ОВЗ;
     - создание службы по  ранней  диагностике  и  коррекции  детей  с
ограниченными  возможностями  на  базе   государственного   бюджетного
образовательного   учреждения   "Республиканский   центр    психолого-
медико-социального сопровождения".

     5.4. Программно-методическое сопровождение обучения детей с ОВЗ в
образовательных учреждениях:
     - анализ образовательных потребностей различных категорий детей и
разработка методических рекомендаций  по  формированию  индивидуальных
образовательных   маршрутов   в   соответствии   с    образовательными
потребностями семьи и ребенка с ОВЗ;
     - разработка методических рекомендаций, методических  пособий  по
комплексной реабилитации, создание предпосылок для социализации  детей
с  особыми  образовательными  потребностями  дошкольного  и  школьного
возраста в условиях инклюзии;
     - создание  дидактических  материалов,  обеспечивающих   успешное
обучение  детей  с   ОВЗ   (памятки,   алгоритмы,   опорные   таблицы,
индивидуальные  задания  (карточки)  с  различными  видами  и  объемом
помощи);
     - ведение  портфолио  для  детей   с   особыми   образовательными
потребностями для осуществления перехода на каждую последующую ступень
образовательного  процесса  с   целью   формирования   индивидуального
образовательного маршрута.

     5.5. Комплексное   сопровождение   участников    образовательного
процесса, обеспечивающих образование ребенка с ОВЗ:
     - формирование    на     базе     государственного     бюджетного
образовательного   учреждения   "Республиканский   центр    психолого-
медико-социального сопровождения" служб внешнего  сопровождения  через
межведомственное    взаимодействие    по    диагностике,    коррекции,
реабилитации детей раннего и дошкольного возраста;
     - сопровождение родителей, имеющих  детей  с  ОВЗ,  и  педагогов,
осуществляющих образовательный процесс этих детей  через  формирование
программ специального обучения родителей и педагогов;
     - внедрение      психолого-медико-педагогическим      консилиумом
образовательного учреждения индивидуальных программ развития учащихся;
     - создание психотерапевтической безбарьерной среды  для  детей  с
ОВЗ через объединение  коррекционно-образовательных  и  воспитательных
задач;
     - поддержка   общественных    организаций,    решающих    вопросы
организации инклюзивного образования.

     5.6. Профессиональное образование, профессиональное обучение  лиц
с ограниченными возможностями в развитии:
     - создание  системы  непрерывного  образования,   в   том   числе
профессионального  образования,   для   детей   с   ОВЗ   в   условиях
образовательного учреждения.

     5.7. Формирование   толерантного   отношения    к    ребенку    с
ограниченными возможностями здоровья:
     - создание  позитивного  отношения  общества  к  лицам   с   ОВЗ,
признание права ребенка с ОВЗ  максимально  полноценно  участвовать  в
жизни общества;
     - реализация социальных проектов в СМИ и др.;
     - сотрудничество   с   общественными   организациями,    фондами,
родительскими ассоциациями.

     5.8. Кадровое обеспечение:
     - подготовка    предложений    для    включения    в    программы
образовательных  учреждений  среднего  и   высшего   профессионального
образования специального курса, подготавливающего будущего педагога  к
работе в условиях инклюзивного образования;
     - подготовка педагогических кадров нового  типа,  ориентированных
на  широкое  понимание  социальной  инклюзии,  владеющих  компетенцией
обеспечения  обмена  опытом,  действиями,  ценностями,  осуществляющих
специальную деятельность по инкультурации детей и взрослых;
     - повышение  квалификации   и   профессиональная   переподготовка
специалистов по проблемам инклюзивного обучения  в  целях  дальнейшего
обучения работников образовательных учреждений.

     5.9. Обеспечение качества образования детей с ОВЗ:
     - разработка и реализация  системы  мониторинга  оценки  качества
образования детей с ОВЗ центром ранней  помощи  и  общеобразовательным
учреждением.

     5.10. Научное сопровождение инклюзивного образования:
     - проведение  фундаментальных   и   прикладных   психологических,
педагогических,  социологических  научных  исследований  по   вопросам
инклюзивного образования;
     - организация деятельности опытно-экспериментальных  площадок  по
данному направлению и обеспечение внедрения результатов  инновационной
деятельности в образовательных учреждениях Республики Бурятия.

            VI. Межведомственное взаимодействие в процессе
                 реализации инклюзивного образования

     С  учетом   необходимости   формирования   системы   инклюзивного
образования   государственным   органам   в   соответствующих   сферах
необходимо реализовать  комплекс  мер,  предусматривающих  переход  на
принципы инклюзивного образования.
     Органы  государственной  власти  Республики  Бурятия   и   органы
местного самоуправления обеспечивают принятие дополнительных  правовых
и  организационных  мер,  направленных  на  реализацию  права  лиц   с
ограниченными возможностями здоровья на инклюзивную форму обучения:
     - развитие системы раннего выявления и  коррекции  недостатков  в
развитии детей;
     - создание условий для  совместного  образования  обучающихся  из
числа детей с ОВЗ  и  здоровых  детей  в  образовательных  учреждениях
общего  назначения  наряду  с  сохранением  и   развитием   учреждений
специального (коррекционного) образования;
     - обеспечение преемственности инклюзивного образования для лиц  с
инвалидностью на всех  уровнях,  начиная  с  дошкольного  возраста,  в
школах  и,  далее,  в  средних  профессиональных  и   высших   учебных
заведениях;
     - создание нормативно-правовой  базы,  обеспечивающей  реализацию
принципов и норм инклюзивного образования;
     - создание ресурсных центров по развитию и поддержке  инклюзивной
формы обучения, в функции которых входит: методическое  сопровождение;
координация  взаимодействия  образовательных  учреждений,  реализующих
образовательные программы различного  уровня;  апробация  и  внедрение
инновационных  психолого-педагогических  технологий;  планирование   и
мониторинг эффективности психолого-педагогического сопровождения;
     - содействие   в   организации   подготовки    всех    участников
образовательного  процесса:  администраторов,   педагогов   и   других
сотрудников школ, родителей учащихся и самих учащихся школ;
     - формирование позитивного общественного  мнения  об  инклюзивном
образовании для детей с ОВЗ через проведение постоянных информационных
кампаний;
     - вовлечение   в   процесс   развития    механизмов    реализации
инклюзивного образования общественных организаций, родительских групп,
профессионалов  из   системы   специального   образования   и   других
заинтересованных участников;
     - обеспечение участия  в  обучении  и  воспитании  лиц  с  ОВЗ  в
образовательных учреждениях общего  назначения  учителей-дефектологов,
учителей-логопедов,   педагогов-психологов,   социальных    педагогов,
воспитателей  и   других   работников,   в   том   числе   ассистентов
(помощников), оказывающих необходимую помощь;
     - обеспечение    библиотек    общеобразовательных     учреждений,
осуществляющих инклюзивную форму  обучения,  специальными  учебниками,
предназначенными   для   обучающихся   с   различными   сенсорными   и
интеллектуальными ограничениями;
     - организация и  проведение  родительского  всеобуча  для  семей,
воспитывающих  детей  с  ОВЗ,  включая  обучение   родителей   методам
воспитания, обучения и реабилитации детей.

                       В сфере здравоохранения:
     - внедрение  системы  профилактики  заболеваний,   приводящих   к
рождению детей с ограниченными возможностями;
     - развитие системы раннего выявления стойкого  нарушения  функций
организма детей;
     - внедрение практических разработок и  выполнение  индивидуальных
программ реабилитации на ранних стадиях развития ребенка;
     - развитие системы предоставления образовательных, медицинских  и
реабилитационных услуг для детей с особыми нуждами и их родителей;
     - развитие служб ранней помощи,  работающих  по  системе  раннего
вмешательства.

        В сфере социальной защиты и социального обслуживания:
     - развитие сети социальных и реабилитационных учреждений для  лиц
с особыми нуждами;
     - развитие  сети  социальных  служб  для  сопровождения  детей  с
особыми нуждами;
     - подготовка  социальных  работников   и   специалистов   системы
социальной защиты, включенных в инклюзивный процесс.

               В сфере печати и массовых коммуникаций:
     - размещение   материалов,   сюжетов   на   радио,   телевидении,
публикация статей, открытие рубрик в печати,  формирующих  в  обществе
позитивное отношение к людям с ограниченными  возможностями  здоровья,
пропагандирующих  идеи  содействия  получения  ими  образования  и  их
социальной интеграции;
     - проведение конкурсов на  лучшее  освещение  темы  инклюзии  для
журналистов СМИ Республики Бурятия.

                      VII. Ожидаемые результаты

     Реализация региональной Концепции инклюзивного образования  будет
способствовать:
     - гуманизации  общества  за  счет  включения   и   принятия   как
равноправных  граждан  лиц  с  ОВЗ   на   всех   уровнях   социального
взаимодействия;
     - обеспечению   права   детей    с    особыми    образовательными
потребностями на равный доступ к качественному образованию  независимо
от состояния здоровья, места их проживания;
     - совершенствованию нормативно-правовых основ  инклюзивной  формы
образования в Республике Бурятия;
     - повышению эффективности взаимодействия  исполнительных  органов
государственной  власти,  общественных  организаций,   образовательных
учреждений по решению вопросов эффективного  функционирования  системы
инклюзивного образования детей с ОВЗ;
     - обеспечению достаточного объема  финансирования  для  внедрения
инклюзивной формы образования;
     - обеспечению учебных заведений, внедряющих инклюзивное обучение,
транспортными  средствами,   соответствующими   учебно-методически-ми,
наглядными,  дидактическими   материалами,   современными   средствами
реабилитации индивидуального и коллективного назначения;
     - обеспечению   архитектурной   доступности   общеобразовательных
учебных заведений разных типов, независимо  от  форм  собственности  и
подчинения, в соответствии с потребностями детей;
     - подготовке    достаточного     количества     квалифицированных
педагогических кадров,  владеющих  методиками  инклюзивного  обучения,
созданию системы повышения их профессионального мастерства;
     - созданию и развитию  системы  ранней  диагностики  и  выявления
детей  с  ограниченными   возможностями   здоровья   для   обеспечения
своевременной  коррекционной  помощи  и  выстраивания  индивидуального
образовательного маршрута ребенка;
     - изменению образовательной парадигмы, совершенствованию учебного
процесса путем учета современных достижений науки и практики.

                     VIII. Финансовое обеспечение

     Финансирование   осуществляется    в    пределах    ассигнований,
предусмотренных в федеральном и республиканском бюджетах,  федеральных
и республиканских целевых программах, а также из средств общественных,
благотворительных  и  международных  организаций  и  за  счет   других
источников, не запрещенных действующим законодательством.


                    

Информация по документу
Читайте также