Расширенный поиск
Закон Республики Бурятия от 28.10.1992 № 245-XIIРЕСПУБЛИКА БУРЯТИЯ ЗАКОН Утратил силу - Закон Республики Бурятия от 25.12.97 г. N 630-I О недрах и принципах недропользования Принят Верховным Советом Республики Бурятия 28 октября 1992 года Недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя и дна водоемов, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в процессе изучения, использования и охраны недр территории Республики Бурятия, а также отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов. Закон содержит правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов Республики Бурятия и проживающего на его территории населения, а также прав пользователей недр. Недропользование в бассейне озера Байкал регламентируется режимом особого природопользования, направленного на безусловное сохранение Байкала как национального достижения Российской Федерации. Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Законодательство Республики Бурятия о недрах Законодательство Республики Бурятия о недрах основывается на соответствующих положениях Конституции Республики Бурятия и Федеративного Договора, согласно которым недра Бурятии являются достижением (собственностью) народов, проживающих на ее территории. Настоящий Закон действует на всей территории Республики Бурятия. Подзаконные акты представительных или распорядительных органов республики, ведомственные акты, решения местных Советов или глав городских (районных) администраций не должны противоречить настоящему Закону. Отношения, связанные с использованием и охраной земель, вод, растительного и животного мира, атмосферного воздуха, возникающие при пользовании недрами, регулируются соответствующими законодательствами Российской Федерации и Республики Бурятия. Статья 2. Республиканский фонд недр Республиканский фонд недр составляют используемые участки и неиспользуемые части недр в пределах границ Республики Бурятия. Распоряжение республиканским фондом недр в интересах народов, проживающих на территории Республики Бурятия, осуществляется путем принятия соответствующих решений органов государственной власти (управления) Республики Бурятия. Управление республиканским фондом недр осуществляется Советом Министров Республики Бурятия в лице Бурятского республиканского комитета по геологии и использованию недр. Статья 3. Компетенция Республики Бурятия в сфере регулирования отношений недропользования Ведению Республики Бурятия относятся все вопросы в сфере регулирования отношений недропользования, в том числе: 1. регулирование отношений по использованию и охране недр в пределах полномочий, установленных настоящим Законом; 2. осуществление полномочий в рамках совместной компетенции с Российской Федерацией по распоряжению единым государственным фондом недр для реализации единой федеральной политики его использования, а также в части согласования условий предоставления недр в пользование на своей территории, доли добываемого сырья и формы платежей за право пользования недрами; 3. участие в разработке и реализации государственных программ геологического изучения недр, развития и освоения минерально - сырьевой базы Российской Федерации; 4. разработка и реализация территориальных программ развития и использования минерально - сырьевой базы; 5. государственный контроль за охраной и рациональным использованием недр; 6. создание территориальных фондов геологической информации в рамках единой системы федерального и территориальных фондов, распоряжение информацией, полученной за счет средств соответствующих бюджетов; 7. составление территориальных балансов запасов полезных ископаемых и учет участков недр, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; 8. определение форм и размеров платы за пользование недрами; 9. установление порядка пользования недрами для разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых и строительства подземных сооружений местного значения; 10. защита интересов малочисленных народов, прав пользователей недр и интересов граждан, разрешение споров по вопросам пользования недрами; 11. определение условий и порядка пользования месторождениями полезных ископаемых; 12. регулирование других вопросов в области использования и охраны недр, за исключением переданных в ведение Российской Федерации. Статья 4. Компетенция районов, городов в сфере регулирования отношений недропользования Ведению районов, городов в сфере регулирования отношений недропользования подлежат: 1) согласование вопросов о предоставлении недр в пользование, связанных с соблюдением социально - экономических и экологических интересов населения территории и отводом земельных участков; 2) развитие минерально - сырьевой базы для предприятий местной промышленности; 3) выдача в соответствии с установленным порядком разрешений на разработку месторождений общераспространенных полезных ископаемых, а также на строительство подземных сооружений местного значения; 4) приостановление работ по пользованию недрами на земельных участках в случае нарушения положений статьи 9 настоящего Закона; 5) контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также за использованием и охраной недр для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; 6) введение ограничений на пользование участками недр на территории населенных пунктов, пригородных зон, объектов промышленности, транспорта и связи в случаях, если это пользование может создать угрозу жизни и здоровью людей, нанести ущерб хозяйственным объектам или окружающей природной среде. Раздел II. ПОЛЬЗОВАНИЕ НЕДРАМИ Статья 5. Виды пользования недрами Недра предоставляются в пользование для: 1) геологического изучения; 2) добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств; 3) строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; 4) образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно - оздоровительное и иное значение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и другие подземные полости); 5) сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов; Недра могут предоставляться в пользование одновременно для геологического изучения (поисков, разведки) и добычи полезных ископаемых. В этом случае добыча может производиться как в процессе геологического изучения, так и непосредственно по его завершении. Статья 6. Участки недр, предоставляемые в пользование В соответствии с лицензией на право добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода. Горный отвод также предоставляется для проведения геологического изучения недр с одновременной или непосредственно следующей за ним добычей полезных ископаемых. При определении границ горного отвода учитываются размеры участка недр, определяющие объект пользования и зоны влияния работ, связанных с пользованием недрами (подходные и эксплуатационные горные выработки, охранные целики и другие). Пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией. Любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен. Участку недр, предоставляемому в соответствии с лицензией для геологического изучения, статус горного отвода не придается. В границах участка недр, предоставленного для геологического изучения, могут одновременно проводить работы несколько пользователей недр. Их взаимоотношения определяются при предоставлении недр в пользование. Статья 7. Пользователи недр Пользователями недр могут быть государственные предприятия, субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности, в том числе юридические лица и граждане других государств, если иное не предусмотрено законодательными актами Российской Федерации. Пользователями недр для добычи радиоактивного сырья могут быть только государственные предприятия. Статья 8. Предоставление недр в пользование Недра предоставляются в пользование специальным разрешением в виде лицензий. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении им заранее оговоренных требований и условий. Лицензия удостоверяет право на проведение работ по геологическому изучению недр, разработке месторождений полезных ископаемых, использование отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, использование недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, на образование особо охраняемых геологических объектов, сбор минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов. Допускается выдача лицензий на несколько видов пользования недрами. Предоставление лицензий на пользование недрами осуществляется одновременно с предоставлением земельного участка. Предоставление земельного участка осуществляется в соответствии с Земельным кодексом РСФСР. Выдача лицензий на пользование недрами собственнику земельного участка производится в соответствии с настоящим Законом. Статья 9. Предоставление недр для разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых Недра для разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых государственными предприятиями и субъектами предпринимательской деятельности предоставляются в пользование на основании лицензий. Собственники, владельцы, арендаторы земельных участков, осуществляющие в их границах добычу общераспространенных полезных ископаемых без применения взрывных работ, строительство подземных и водозаборных сооружений глубиной до 10 м, освобождаются от получения лицензии и платежей за недропользование. Перечень общераспространенных полезных ископаемых на территории Бурятии устанавливается Бурятгеолкомом. Статья 10. Ограничение пользования недрами Пользование отдельными участками недр может быть ограничено или запрещено в целях обеспечения национальной безопасности и охраны окружающей природной среды. Пользование недрами на территории населенных пунктов, пригородных зон, объектов промышленности, транспорта и связи может быть частично или полностью запрещено в случаях, если это пользование может создать угрозу жизни и здоровью людей, нанести ущерб хозяйственным объектам или окружающей природной среде. Пользование недрами на особо охраняемых территориях производится в соответствии со статусом этих территорий. Статья 11. Сроки пользования недрами Недра предоставляются в пользование на определенный срок или без ограничения срока. На определенный срок недра предоставляются в пользование: для геологического изучения - на срок до 5 лет; для добычи полезных ископаемых и в целях, не связанных с добычей - на срок до 20 лет; при совмещении указанных видов пользования - на срок до 20 лет. Без ограничения срока могут быть предоставлены участки недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых объектов и в иных целях. Сроки пользования недрами могут быть продлены по инициативе пользователя недр. Сроки пользования недрами исчисляются со дня предоставления права на это пользование. Статья 12. Государственная система лицензирования Государственная система лицензирования - это единый порядок предоставления лицензий, включающий информационную, научно - аналитическую, экономическую и юридическую подготовку материалов и их оформление. Задачей государственной системы лицензирования является обеспечение: практической реализации государственной программы развития добывающей промышленности и минерально - сырьевой базы; социальных, экономических, экологических и других интересов населения, проживающего на данной территории; равных возможностей всем юридическим лицам и гражданам на получение лицензий; развития рыночных отношений, проведения антимонопольной политики в сфере пользования недрами; необходимых гарантий владельцам лицензий (в том числе иностранцам) и защиты их права на пользование недрами. Статья 13. Организационное обеспечение государственной системы лицензирования Организационное обеспечение государственной системы лицензирования возлагается на государственный орган управления государственным фондом недр. Государственный орган управления фондом недр осуществляет подготовительную работу, связанную с выдачей лицензий, согласовывает условия лицензии с представительными и исполнительными органами районов республики, с государственными органами управления промышленностью, земельными, водными и лесными ресурсами, охраны окружающей природной среды, горного надзора, а в части, касающейся платы, - с государственными органами управления экономикой. Лицензия выдается совместно органами представительной и исполнительной власти Республики Бурятия в лице комиссий по лицензированию Верховного Совета и Совета Министров. Положение о порядке лицензирования пользования недрами утверждается Верховным Советом Республики Бурятия или его Президиумом. Статья 14. Порядок предоставления лицензий Предоставление лицензий на право пользования недрами осуществляется путем проведения конкурсов и аукционов. Определение порядка предоставления лицензии по каждому объекту или группе объектов осуществляется государственными органами, выдающими лицензии. Информация о предстоящих конкурсах, аукционах и их итогах должна быть опубликована в средствах массовой информации. Статья 15. Содержание лицензии Лицензия должна содержать: 1) данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами; 2) указание пространственных границ участка недр, предоставляемого в пользование; 3) указание границ земельного отвода, выделенного для ведения работ, связанных с пользованием недрами; 4) сроки действия лицензии и сроки начала работ; 5) условия, связанные с платежами, взимаемыми при пользовании недрами, земельными участками, акваториями; 6) согласованный уровень добычи минерального сырья, а также соглашение о его долевом распределении; 7) соглашение о правах на геологическую информацию, получаемую в процессе пользования недрами; 8) условия выполнения установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) требований по охране недр и окружающей природной среды, безопасному ведению работ. Лицензия на право пользования недрами закрепляет перечисленные условия и форму договорных отношений недропользования, в том числе на условиях концессии, договора о разделе продукции, контракта на предоставление услуг (с риском и без риска), а также может дополняться иными условиями, не противоречащими настоящему Закону. Статья 16. Отказ в предоставлении лицензии Отказ в предоставлении лицензии может последовать в следующих случаях: 1) заявка на предоставление лицензии подана с нарушением установленных требований; 2) заявитель умышленно представил о себе неверные сведения; 3) заявитель не представил и не может представить доказательств того, что обладает или будет обладать необходимыми финансовыми и техническими средствами для эффективного и безопасного проведения работ. Статья 17. Основания для прекращения права на пользование недрами Право на пользование недрами прекращается: 1) по истечении установленного в лицензии срока ее действия; 2) при отказе владельца лицензии от права на пользование недрами; 3) при возникновении зафиксированного в лицензии решающего условия, исключающего дальнейшее осуществление предоставленного права. Право на пользование недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органом управления государственным фондом недр или его территориальными подразделениями, выдавшими лицензию, в случаях: 1) возникновения непосредственной угрозы жизни или здоровью людей, работающих или проживающих в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами; 2) нарушения пользователем недр существенных условий лицензии; 3) систематического нарушения пользователем недр установленных правил пользования недрами; 4) возникновения чрезвычайных ситуаций (стихийные бедствия, военные действия и другие); 5) если пользователь недр в течение установленного в лицензии срока не приступил к пользованию недрами в предусмотренных объемах; 6) ликвидации предприятия или иного субъекта хозяйственной деятельности, которому недра были предоставлены в пользование. При несогласии пользователя недр с решением о прекращении, приостановлении или ограничении права на пользование недрами он может обжаловать его в административном или судебном порядке. Статья 18. Порядок досрочного прекращения права на пользование недрами В случаях, предусмотренных пунктами 1 и 4 части второй статьи 17 настоящего Закона, пользование недрами прекращается непосредственно после принятия компетентным органом решения об этом с письменным уведомлением пользователя недр. В случаях, предусмотренных пунктами 2, 3 и 5 части второй статьи 17 настоящего Закона, решение о прекращении права на пользование недрами может быть принято по истечении трех месяцев со дня письменного уведомления пользователя недр о допущенных им нарушениях и непринятия с его стороны мер по их устранению. При досрочном прекращении права на пользование недрами ликвидация или консервация предприятия производится в порядке, предусмотренном статьей 30 настоящего Закона. Расходы на консервацию и ликвидацию предприятия несет пользователь недр, если пользование недрами прекращено по причинам, изложенным в пунктах 1 (при наличии вины предприятия), 2 и 3 части второй статьи 17 настоящего Закона или по инициативе пользователя недр. Расходы на консервацию и ликвидацию предприятия - пользователя недр несет государство, если пользование недрами прекращено по причинам, указанным в пункте 1 (при отсутствии вины предприятия) и пункте 4 части второй статьи 17 настоящего Закона. В том случае, если обстоятельства или условия, вызвавшие приостановление или ограничение права на пользование недрами, устроены, это право может быть восстановлено в полном объеме. Время, на которое оно было приостановлено, при отсутствии вины пользователя недр, не включается в общий срок действия лицензии. Статья 19. Антимонопольные требования Запрещаются или в установленном порядке признаются неправомочными действия органов государственной власти и управления, а также любых хозяйствующих субъектов (пользователей недр), направленные на: ограничение вопреки условиям данного конкурса или аукциона доступа к участию в них юридических лиц и граждан, желающих приобрести право на пользование недрами в соответствии с настоящим Законом; уклонение от выдачи лицензий победителям в конкурсе либо на аукционе; замену конкурсов и аукционов прямыми переговорами; дискриминацию пользователей недр, создающих структуры, конкурирующие с хозяйственными субъектами, занимающими доминирующее положение в недропользовании; дискриминацию пользователей недр в предоставлении доступа к объектам транспорта и инфраструктуры. Орган управления государственным фондом недр вправе устанавливать предельные размеры участков недр (горных отводов), предоставляемых в пользование. Статья 20. Основные права и обязанности пользователя недр Пользователь недр имеет право: 1) использовать предоставленный ему участок недр для любой формы предпринимательской или иной деятельности, соответствующей цели, обозначенной в лицензии; 2) самостоятельно выбирать формы этой деятельности, не противоречащие законодательным и нормативным актам; 3) использовать результаты своей деятельности, в том числе добытое минеральное сырье, в соответствии с лицензией и законодательством; 4) использовать отходы своего горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, если иное не оговорено в лицензии; 5) ограничивать застройку площадей залегания полезных ископаемых в пределах предоставленного ему горного отвода; 6) проводить без дополнительных разрешений геологическое изучение недр за счет собственных средств в пределах горного отвода, предоставленного ему в соответствии с лицензией; 7) обращаться в органы выдающие лицензию, по поводу пересмотра условий лицензии при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была выдана. Пользователь недр имеет преимущество перед другими претендентами при продлении срока действия лицензии. Пользователь недр обязан обеспечить: 1) соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами; 2) соблюдение требований технических проектов и схем развития горных работ; 3) ведение геологической, маркшейдерской и иной документации в процессе геологического изучения недр и обеспечение ее сохранности; 4) представление геологической информации или сведений о ней в федеральный и соответствующий республиканский фонды геологической информации; 5) представление данных о разведанных, извлекаемых и оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых, содержащихся в них компонентах, об использовании недр в целях не связанных с добычей полезных ископаемых в федеральный и соответствующий республиканский фонды геологической информации, в органы государственной статистики; 6) безопасное ведение работ, связанных с пользованием недрами; 7) соблюдение утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), регламентирующих условия охраны недр, атмосферного воздуха, земель, лесов, вод, а также зданий и сооружений от вредного влияния работ, связанных с пользованием недрами; 8) приведение участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования; 9) сохранность разведочных горных выработок и буровых скважин, которые могут быть использованы при разработке месторождений и (или) в иных хозяйственных целях; ликвидацию в установленном порядке горных выработок и буровых скважин, не подлежащих использованию; 10) выполнение условий, установленных лицензией, своевременное и правильное внесение платежей при пользовании недрами. Раздел III. ПОРЯДОК ПОЛУЧЕНИЯ, СИСТЕМАТИЗАЦИИ, ХРАНЕНИЯ И ПОЛЬЗОВАНИЯ ГЕОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ Статья 21. Геологическая информация о недрах Информация о геологическом строении недр, находящихся в них полезных ископаемых, условиях их разработки, а также иных качествах и особенностях недр, содержащаяся в геологических отчетах, картах и иных материалах, является собственностью заказчика, финансировавшего работы, в результате которых получена данная информация, если иное не предусмотрено лицензией на пользование недрами. Право собственности не геологическую и иную информацию о недрах охраняется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для других объектов собственности. Исполнитель имеет право использовать полученную в результате проведения работ информацию о недрах для научной и преподавательской деятельности, если при этом не затрагиваются коммерческие интересы заказчика, обусловленные договором. Геологическая и иная информация, полученная за счет государственных средств, представляется по установленной форме в федеральный и республиканский (территориальный) фонды геологической информации, осуществляющие ее хранение и систематизацию. Порядок и условия использования указанной информации определяются органом управления государственным фондом недр в соответствии с законодательством Российской Федерации. Организации, предприятия и граждане, получившие геологическую и иную информацию о недрах за счет собственных средств, представляют эту информацию или сведения о ней в федеральный и республиканский (территориальный) фонды геологической информации и определяют условия ее использования. Должностные лица обязаны обеспечить конфиденциальность информации во время ее сбора, хранения, передачи и иного использования. Статья 22. Государственный учет и государственная регистрация Государственному учету и государственной регистрации подлежат работы по геологическому изучению недр, участки недр, предоставленные для добычи полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с добычей. Государственный учет и государственная регистрация проводятся по единой системе в порядке, установленном органом управления государственным фондом недр. Статья 23. Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых В целях создания условий для рационального комплексного использования недр, определения платы за пользование недрами, границ участков недр, предоставляемых в пользование, запасы полезных ископаемых разведанных месторождений подлежат государственной экспертизе. Предоставление недр в пользование для добычи полезных ископаемых разрешается только после проведения государственной экспертизы их запасов. Заключение о государственной экспертизе является основанием для постановки разведанных запасов полезных ископаемых на государственных учет. Государственная экспертиза может проводиться на любой стадии геологического изучения месторождения при условии, если представляемые на экспертизу геологические материалы позволяют дать объективную оценку количества и качества запасов полезных ископаемых, их народно- хозяйственного значения, горно-технических, гидрогеологических, экологических и других условий их добычи. При предоставлении недр в пользование одновременно для геологического изучения и добычи полезных ископаемых пользователи недр могут согласно лицензии начинать добычу до государственной экспертизы запасов полезных ископаемых. Сроки последующего предоставления материалов на государственную экспертизу с уточнением условий пользования недрами, включая платежи, оговариваются в условиях лицензии на право пользования недрами. Государственной экспертизе подлежит также геологическая информация об участках недр, пригодных для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с разработкой месторождений полезных ископаемых. Предоставление таких участков недр в пользование разрешается только после проведения государственной экспертизы геологической информации. Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр осуществляется органом управления государственным фондом недр. Статья 24. Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых ведется в целях обеспечения разработки федеральных и региональных программ геологического изучения недр, комплексного использования месторождений полезных ископаемых, рационального размещения предприятий по их добыче, а также в других народнохозяйственных целях. Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых должен включать в себя сведения по каждому месторождению, характеризующие количество и качество основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых, содержащиеся в них компоненты, горно - технические, гидрогеологические, экологические и другие условия разработки месторождения и его геолого - экономическую оценку, а также сведения по каждому проявлению полезных ископаемых. Статья 25. Государственный баланс запасов полезных ископаемых С целью учета состояния минерально - сырьевой базы ведется государственный баланс запасов полезных ископаемых. Он должен содержать сведения о количестве, качестве и степени изученности запасов каждого вида полезных ископаемых по месторождениям, имеющим промышленное значение, об их размещении, степени промышленного освоения, о добыче, потерях и обеспеченности промышленности разведанными запасами полезных ископаемых. Статья 26. Ведение государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственного баланса запасов полезных ископаемых Государственный кадастр месторождений и проявлений полезных ископаемых и государственный баланс запасов полезных ископаемых составляются и ведутся на основе геологической информации, изучение недр в федеральный и республиканский фонды геологической информации в соответствии с настоящим Законом, а также на основе государственной отчетности предприятий, осуществляющих разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, представляемой в указанные фонды в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Раздел IV. РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И ОХРАНА НЕДР Статья 27. Основные требования по рациональному использованию и охране недр Основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются: 1) соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами; 2) обеспечение полноты геологического изучения, рационального комплексного использования и охраны недр; 3) проведение опережающего геологического изучения недр, обеспечивающего достоверную оценку запасов полезных ископаемых или свойств участка недр, предоставленного в пользование в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых; 4) проведение государственной экспертизы и государственный учет запасов полезных ископаемых, а также участков недр, используемых в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых; 5) обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов; 6) достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых; 7) охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку; 8) предотвращение загрязнения недр при проведении работ, связанных с пользованием недрами, особенно при подземном хранении нефти, газа или иных веществ и материалов, захоронении вредных веществ и отходов производства, сбросе сточных вод; 9) соблюдение установленного порядка консервации и ликвидации предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; 10) предупреждение самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых и соблюдение установленного порядка использования этих площадей в иных целях; 11) предотвращение накопления промышленных и бытовых отходов на площадях водосбора и местах залегания подземных вод, используемых для питьевого или промышленного водоснабжения. В случае нарушения требований настоящей статьи право на пользование недрами может быть ограничено, приостановлено или прекращено специально на то уполномоченными государственными органами в соответствии с законодательством. Статья 28. Основные требования по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами Строительство и эксплуатация предприятий по добыче полезных ископаемых, подземных сооружений различного назначения, проведение геологического изучения недр допускаются только при обеспечении безопасности жизни и здоровья работников этих предприятий и населения в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами. Органы государственной власти и управления, пользователи недр и органы государственного горного надзора в пределах своей компетенции обязаны обеспечить выполнение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами. Непосредственную ответственность за обеспечение безопасных условий работ, связанных с пользованием недрами, несут руководители предприятий, независимо от того, проводят эти предприятия работы в соответствии с предоставленной им лицензией или привлекаются для выполнения работ по договору. Основными требованиями по обеспечению безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, являются: 1) допуск к работе лиц, имеющих специальную подготовку и квалификацию; 2) обеспечение лиц, занятых на горных и буровых работах специальной одеждой, средствами индивидуальной и коллективной защиты; 3) применение машин, оборудования и материалов, соответствующих требованиям правил безопасности и санитарных норм; 4) правильное использование взрывчатых веществ и средств взрывания, их надлежащий учет, хранение и расходование; 5) проведение комплекса геологических, маркшейдерских и иных наблюдений, достаточных для обеспечения нормального технологического цикла работ и прогнозирования опасных ситуаций; 6) систематический контроль за состоянием рудничной атмосферы, содержанием в ней кислорода, вредных и взрывоопасных газов и пылей; 7) разработка и проведение мероприятий, обеспечивающих охрану работников предприятий, ведущих работы, связанные с пользованием недрами, и населения в зоне влияния указанных работ от вредного влияния этих работ в их нормальном режиме и при возникновении аварийных ситуаций. Пользователи недр обязаны создавать горноспасательные части или службы по предупреждению и ликвидации открытых газовых и нефтяных фонтанов либо пользоваться услугами таких частей и служб по договору. Руководители предприятий, ведущих работы, связанные с пользованием недрами, иные уполномоченные на то должностные лица при возникновении непосредственной угрозы жизни и здоровью работников этих предприятий обязаны немедленно приостановить работы и обеспечить транспортировку людей в безопасное место. При возникновении непосредственной угрозы жизни и здоровью населения в зоне влияния работ, связанных с пользованием недрами, руководители соответствующих предприятий обязаны незамедлительно информировать об этом соответствующие органы государственного управления, местную администрацию. Статья 29. Условия застройки площадей залегания полезных ископаемых Проектирование и строительство населенных пунктов, промышленных комплексов и других хозяйственных объектов разрешаются только после получения данных об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки. Застройка площадей залегания полезных ископаемых, а также размещения в местах их залегания подземных сооружений допускаются с разрешения органов управления государственным фондом недр и горного надзора только при условии обеспечения возможности извлечения полезных ископаемых или доказанности экономической целесообразности застройки. Статья 30. Ликвидация и консервация предприятия по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых Предприятия по добыче полезных ископаемых и подземные сооружения, не связанные с добычей полезных ископаемых, подлежат ликвидации или консервации по истечении срока действия лицензии или при досрочном прекращении пользования недрами. До завершения процесса ликвидации или консервации пользователь недр несет ответственность, возложенную на него настоящим Законом. При полной или частичной ликвидации или консервации предприятия либо подземного сооружения горные выработки и буровые скважины должны быть приведены в состояние, обеспечивающее безопасность жизни и здоровья населения, охрану окружающей природной среды, зданий и сооружений, а при консервации также сохранность месторождения, горных выработок и буровых скважин на все время консервации. При ликвидации и консервации предприятия по добыче полезных ископаемых или его части, а также подземного сооружения, не связанного с добычей полезных ископаемых, геологическая, маркшейдерская и иная документация пополняется на момент завершения работ и сдается в установленном порядке на хранение. Ликвидация и консервация предприятия по добыче полезных ископаемых или подземного сооружения, не связанного с добычей полезных ископаемых, считаются завершенными после подписания акта о ликвидации или консервации органами, выдавшими лицензию и органом государственного горного надзора. Статья 31. Охрана участков недр, представляющих особую научную или культурную ценность Редкие геологические обнажения, минералогические образования, палеонтологические объекты и другие участки недр, представляющие особую научную или культурную ценность, могут быть объявлены в установленном порядке геологическими заповедниками, заказниками либо памятниками природы или культуры. Всякая деятельность, нарушающая сохранность указанных заповедников, заказников и памятников, запрещается. В случае обнаружения при пользовании недрами редких геологических и минералогических образований, метеоритов, палеонтологических, археологических и других объектов, представляющих интерес для науки или культуры, пользователи недр обязаны приостановить работы на соответствующем участке и сообщить об этом органам, выдавшим лицензию. Статья 32. Особые правила недропользования в бассейне оз. Байкал Пользование недрами в водоохранной зоне оз. Байкал допускается только с применением и соблюдением технологий, исключающих сбросы и выбросы, могущие нанести вред оз. Байкал и его экосистеме. Недропользование в прибрежной зоне оз. Байкал, за исключением изучения недр без проведения горных работ, добычи общераспространенных полезных ископаемых, строительства подземных и водозаборных сооружений глубиной до 10 м. для своих нужд собственниками, владельцами, арендаторами земельных участков, запрещается. Раздел V. РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ Статья 33. Задачи регулирования отношений недропользования Основной задачей регулирования отношений недропользования является обеспечение воспроизводства минерально - сырьевой базы, ее рационального использования и охраны недр в интересах нынешнего и будущих поколений народов Республики Бурятия и Российской Федерации. Регулирование отношений недропользования осуществляется посредством управления, лицензирования, учета и контроля. В задачи регулирования входят: определение объемов добычи основных видов полезных ископаемых на текущий период и на перспективу по Республике Бурятия с учетом интересов Российской Федерации; обеспечение развития минерально - сырьевой базы и подготовки резерва участков недр, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; установление квот на поставку добываемого минерального сырья, в порядке, оговоренном Федеративным Договором; введение платежей, связанных с пользованием недрами, а также регулируемых цен на отдельные виды минерального сырья; соблюдение стандартов (норм, правил) в области геологического изучения, использования и охраны недр, безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами. Статья 34. Управление отношениями недропользования Управление отношениями недропользования осуществляется Верховным Советом и Советом Министров Республики Бурятия, а также территориальным органом управления государственным фондом недр (Бурятгеолкомом). Бурятгеолком не может выполнять функции управления хозяйственной деятельностью предприятий, осуществляющих разведку и разработку месторождений полезных ископаемых либо строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых. Положение о республиканском органе управления государственным фондом недр утверждается Верховным Советом Республики Бурятия. Статья 35. Государственный контроль за рациональным использованием и охраной недр Задачей государственного контроля за рациональным использованием и охраной недр является обеспечение соблюдения всеми пользователями недр установленного порядка пользования недрами, законодательства, утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) в области геологического изучения, использования и охраны недр, правил ведения государственного учета и отчетности. Государственный контроль за рациональным использованием и охраной недр осуществляется органами государственного геологического контроля во взаимодействии с органами государственного горного надзора, природоохранными и иными контрольными органами. Полномочия органов государственного геологического контроля определяются положением, утвержденным Правительством Российской Федерации. Статья 36. Государственный надзор за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами Задачей государственного надзора за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами, является обеспечение соблюдения всеми пользователями недр законодательства, установленных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по безопасному ведению работ, предупреждению и устранению их вредного влияния на население, окружающую природную среду, здания и сооружения, а также по охране недр. Государственный надзор за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами, возлагается на на органы государственного горного надзора. Органы государственного горного надзора осуществляют свою деятельность во взаимодействии с органами государственного геологического контроля, природоохранными и иными контрольными органами, профсоюзными организациями. Компетенция органов государственного горного надзора, права, обязанности и порядок их работы определяются положением, утвержденным Правительством Российской Федерации. Статья 37. Система платежей при пользовании недрами Пользование недрами является платным, за исключением случаев, предусмотренных статьей 38 настоящего Закона. Система платежей при пользовании недрами включает включает в себя: платежи за право пользования недрами; отчисления на воспроизводство материально - сырьевой базы; сбор за выдачу лицензий; акцизный сбор; Кроме того, пользователи недр уплачивают налоги, сборы и другие платежи, предусмотренные законодательством, включая плату за землю, плату за геологическую информацию и могут получать скидку с платежей за истощение недр в соответствии со статьей 45 настоящего Закона. Статья 38. Освобождение от платежей при пользовании недрами Освобождаются от платежей следующие категории пользователей недр Республики Бурятия: 1) собственники, владельцы земельных участков, осуществляющие в установленном порядке добычу общераспространенных полезных ископаемых на принадлежащем им или арендуемом ими земельном участке непосредственно для своих нужд; 2) пользователи недр, ведущие регионально геолого - геофизические работы, геологическую съемку, другие геологические работы, направленные на общее изучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, инженерно - геологические изыскания, палеонтологические, геоэкологические исследования, контроль за режимом подземных вод, а также иные работы, проводимые без нарушений целостности недр; 3) пользователи недр, получившие участки недр для образования особо охраняемых геологических объектов, указанных в пункте 4 части первой статьи 5 настоящего Закона. Верховный Совет Республики Бурятия может устанавливать дополнительные основания для освобождения отдельных отдельных категорий пользователей недр от платежей, поступающих в соответствующий бюджет. Нормативные акты и решения органов государственной власти, создающие при этом односторонние преимущества отдельным пользователям недр, признаются недействительными на основании настоящего Закона в установленном порядке. Статья 39. Платежи за право пользования недрами С пользователей недр взимаются платежи за право на поиски, разведку месторождений полезных ископаемых, их добычу и пользование недрами в иных целях. Эти платежи могут взиматься в форме разовых взносов и (или) регулярных платежей в течение срока реализации предоставленного права. Размеры платежей за право на проведение поисковых и разведочных работ определяются в зависимости от экономико - географических условий, размера участка недр, вида полезного ископаемого, продолжительности работ, степени геологической изученности территории и степени риска. Размеры платежей за право на добычу определяются с учетом вида полезного ископаемого, количества и качества его запасов природно - геофизических, горно - технических и экономических условий освоения и разработки месторождения, степени риска. Платежи за право на добычу полезных ископаемых взимаются в формах начального, а также последующих регулярных платежей с начала добычи. Их размеры определяются как доля от стоимости добытого минерального сырья с учетом погашаемых в недрах запасов полезных ископаемых и включаются в себестоимость его добычи. Платежи за право на разведку полезного ископаемого в границах горного отвода, предоставленного пользователю для добычи этого полезного ископаемого, не взимаются. Платежи за право на пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в том числе для строительства и эксплуатации подземных сооружений, взимаются в форме разовых взносов и (или) регулярных платежей. Размеры этих платежей определяются в зависимости от размеров участков недр, предоставляемых в пользование, полезных свойств недр и степени экологической опасности при их использовании. Порядок и условия взимания платежей за право на пользование недрами, критерии определения ставок устанавливаются Советом Министров Республики Бурятия. Окончательные размеры этих платежей устанавливаются при выдаче лицензии на право пользования недрами. Статья 40. Распределение платежей за право на пользование недрами Платежи за право на пользование недрами поступают в республиканский бюджет Российской Федерации, бюджеты Республики Бурятия и районов (городов), на территории которых осуществляется пользование недрами. В бюджеты районов, городов поступают: все платежи за право на поиски и разведку месторождений всех полезных ископаемых на их территории; все платежи за право на добычу общераспространенных полезных ископаемых; платежи за право на пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых; часть суммы платежей за право на добычу полезных ископаемых, кроме общераспространенных. В бюджеты Республики Бурятия и в республиканский бюджет Российской Федерации поступает часть суммы платежей за право на добычу полезных ископаемых, за исключением тех, плата за которые поступает только в бюджеты районов, городов. Платежи за право на добычу полезных ископаемых (кроме общераспространенных) распределяются в следующем порядке: бюджет района, города - 50% бюджет Республики Бурятия - 25% бюджет Российской Федерации - 25% Распределение платежей за право на добычу полезных ископаемых из уникальных месторождений и групп месторождений между бюджетами разных уровней может устанавливаться в иных пропорциях. Пропорции устанавливаются по соглашению всех заинтересованных сторон. В спорных случаях решение по этому вопросу принимает Верховный Совет Российской Федерации. При пользовании недрами в районах проживания малочисленных народов и этнических групп платежи, поступающие в бюджет Республики Бурятия, используются для социально - экономического развития этих районов. Статья 41. Формы внесения платы за право на пользование недрами Плата за право на пользование недрами может взиматься в форме: денежных платежей; части объема добытого минерального сырья или иной производимой пользователем продукции; выполнение работ или предоставления услуг; зачета сумм предстоящих платежей в республиканский бюджет Российской Федерации, в бюджеты Республики Бурятия, района, города в качестве долевого вклада в уставный фонд создаваемого горного предприятия. Форма внесения платы устанавливается в лицензии на право пользования недрами. Не допускается требование и принятие в качестве платы за право на пользование недрами радиоактивных материалов, благородных металлов, алмазов и других материалов и продуктов, распоряжение которыми в соответствии с законодательством Российской Федерации входит в исключительную компетенцию Российской Федерации, а также услуг военного характера и информации, составляющей государственную тайну. Не допускается требование предоставления информации, составляющей коммерческую тайну пользователя, в счет оплаты за право на пользование недрами. Статья 42. Отчисления на воспроизводство минерально - сырьевой базы Отчисления на воспроизводство минерально - сырьевой базы взимаются с пользователей недр, осуществляющих добычу всех видов полезных ископаемых. Эти отчисления поступают в государственный внебюджетный фонд воспроизводства минерально - сырьевой базы. Средства фонда используются для финансирования региональных, геологосъемочных, научно - исследовательских и других работ, связанных с геологическим изучением недр, поисков и оценки месторождений полезных ископаемых, а также завершения разведки месторождений полезных ископаемых по проектам, утвержденным до введения в действие настоящего Закона. Разведка всех других месторождений полезных ископаемых финансируется за счет средств предприятий, получивших лицензии на право разработки этих месторождений. Суммы отчислений в государственный внебюджетный фонд воспроизводства минерально - сырьевой базы, вносимые предприятиями, самостоятельно финансирующими работы по завершению геологоразведочных проектов, утвержденных до введения в действие настоящего Закона, уменьшаются на величину фактического финансирования. Часть отчислений на воспроизводство минерально - сырьевой базы в размере 0,5-1,5 процента направляется на вознаграждение за открытие и разведку месторождений полезных ископаемых. Размеры отчислений на воспроизводство минерально - сырьевой базы, порядок их взимания, распределения и использования устанавливаются Верховным Советом Российской Федерации. Статья 43. Сбор за выдачу лицензии За выдачу лицензии на право пользования недрами государственным органом, выдающим лицензию, взимается сбор. Размер сбора определяется исходя из расходов на экспертизу заявок на пользование недрами, организационных и иных расходов, связанных с выдачей лицензии. Статья 44. Акцизный сбор Акцизный сбор может вводиться специальным законодательным актом Российской Федерации по отдельным видам минерального сырья, добываемого из месторождений с относительно лучшими горно - геологическими и экономико - географическими характеристиками при получении пользователем недр сверхнормативной прибыли, содержащейся в цене продукции. Статья 45. Скидка за истощение недр Скидка за истощение недр применяется к платежам за право на пользование недрами и может предоставляться: пользователю недр, осуществляющему добычу дефицитного полезного ископаемого при низкой экономической эффективности разработки месторождения, объективно обусловленной и не связанной с нарушениями условий рационального использования разведанных запасов; пользователю недр, осуществляющему добычу полезного ископаемого из остаточных запасов пониженного качества, за исключением случаев ухудшения качества запасов полезного ископаемого в результате выборочной отработки месторождения. Решение об установлении скидки за истощение недр принимается государственными органами, выдающими лицензии на право пользования недрами. Статья 46. Вознаграждение за выявление месторождения полезного ископаемого Лица, выявившие признаки месторождения полезного ископаемого, редкого геологического обнажения, минералогического, палеонтологического или иного образования, представляющего научную или культурную ценность; на ранее неизвестном участке недр, имеют право зарегистрировать указанный участок недр в органе управления государственным фондом недр. При подтверждении органом управления государственным фондом недр ценности указанных участков недр лицам, их зарегистрировавшим, выплачивается денежное вознаграждение. Порядок выплаты и размер денежного вознаграждения устанавливаются Правительством Республики Бурятия. Раздел VI. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНА О НЕДРАХ Статья 47. Ответственность за нарушение Закона о недрах Сделки, связанные с использованием недр, заключенные с нарушением настоящего Закона, являются недействительными. Лица, виновные в совершении указанных сделок, а также в нарушении установленного законодательством порядка пользования недрами; самовольном пользовании недрами; нарушение настоящего Закона, требований, утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, по охране недр и окружающей природной среды, в том числе нарушении, ведущем к загрязнению недр и приводящем месторождение полезного ископаемого в состояние, непригодное для эксплуатации; нарушении права собственности на геологическую и иную информацию либо ее конфиденциальности; самовольной застройке площадей залегания полезных ископаемых; необеспечении сохранности зданий, сооружений, а также особо охраняемых территорий и объектов окружающей природной среды при пользовании недрами; уничтожении или повреждении наблюдательных режимных скважин на подземные воды, а также маркшейдерских и геодезических знаков; систематическом нарушении порядка внесения платы при пользовании недрами; невыполнении требований по приведению ликвидируемых или консервируемых горных выработок и буровых скважин в состояние обеспечивающее безопасность населения, а также требований по сохранности месторождений полезных ископаемых, горных выработок и буровых скважин на время их консервации; неприведении участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования; несут уголовную или административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Бурятия. Законодательством может быть установлена ответственность за другие нарушения Закона о недрах. Статья 48. Порядок разрешения споров Споры по вопросам пользования недрами разрешаются органами государственной власти, судом или арбитражным судом в соответствии с их компетенцией и в порядке, установленном законодательством. Рассмотрению в суде или арбитражном суде подлежат: 1) финансовые, имущественные и иные споры, связанные с пользованием недрами; 2) обжалование решений органов государственной власти и управления, противоречащих настоящему Закону, в том числе об отказе в выдаче лицензий на право пользования недрами или о досрочном прекращении права пользования недрами; 3) обжалование действий или решений должностных лиц и органов, противоречащих настоящему Закону; 4) обжалование противоречащих законодательству стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами, охраной недр и окружающей природной среды. Статья 49. Возмещение причиненного вреда Вред, причиненный пользователю недр в результате деятельности предприятий, учреждений, организаций, органов власти и управления, граждан, виновных в нарушении естественных свойств недр или создании условий, частично или полностью исключающих возможность пользования недрами, подлежит возмещению за счет собственных средств предприятий, учреждений, организаций, граждан за счет средств соответствующих бюджетов. В случае, если участок недр не передан в пользование, возмещение вреда производится путем взносов в республиканский бюджет Российской Федерации, бюджет Республики Бурятия. Денежная форма возмещения вреда по соглашению заинтересованных сторон может быть заменена проведением работ по восстановлению нарушенных естественных свойств недр. Самовольное пользование недрами и самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых прекращается без возмещения затрат, произведенных за время незаконного пользования недрами. Раздел VII. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ Статья 50. Международные договоры Если международным договором Российской Федерации ранее определены иные правила, чем те, что установлены настоящим Законом, то допускается применение правил международного договора. Председатель Верховного Совета Республики Бурятия Л.В. Потапов г. Улан-Удэ 28 октября 1992 года N 245-XII Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|