Расширенный поиск
Закон Республики Бурятия от 23.12.1992 № 279-XIIРЕСПУБЛИКА БУРЯТИЯ ЗАКОН Утратил силу - Закон Республики Бурятия от 23.04.2003 г. N 299-III Об охране животного мира и использовании его ресурсов Животный мир является одним из основных компонентов природной среды, важной составной частью природных богатств. Он служит источником получения пищевых продуктов, промышленного, лекарственного сырья и других материальных ценностей, необходимых для удовлетворения потребностей населения и народного хозяйства. Животный мир используется также в научных, культурно - просветительных и эстетических целях. Состояние животного мира зависит от качества среды обитания животных, которая является самостоятельным объектом охраны и использования. Охрана животного мира и использование его ресурсов обеспечивается экономическими, организационными, научно - техническими, правовыми и другими мерами. Раздел I. Общие положения Глава 1. Основные положения Статья 1. Задачи Закона Республики Бурятия об охране животного мира и использовании его ресурсов Задачи Закона Республики Бурятия об охране животного мира и использовании его ресурсов: регулирование общественных отношений, складывающихся в области и процессе охраны животного мира и использования его ресурсов в целях обеспечения условий существования животных, находящихся в состоянии естественной свободы, сохранения целостности естественных сообществ и рационального научно обоснованного использования ресурсов животного мира; охрана прав граждан, предприятий, учреждений, организаций в этой сфере отношений; установление мер ответственности за нарушение Закона об охране животного мира и использовании его ресурсов; укрепление законности и правопорядка в этой области. Охрана среды обитания диких животных обеспечивается законом Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды", а также земельным, водным, лесным законодательством, законодательством о недрах, об охране растительного мира, атмосферного воздуха, и другими законами Российской Федерации и Республики Бурятия. Статья 2. Животный мир Животный мир Республики Бурятия - беспозвоночные и позвоночные, постоянно и временно населяющие ее территорию, находящиеся в состоянии естественной свободы, являются неотъемлемым компонентом экосистемы республики, т. е. составной частью лесных, степных, пустынных, тундровых, водных и других биогеоценозов. Статья 3. Собственность на животный мир Животный мир как совокупность всех видов животных составляет фаунистический и генетический фонд - собственность Республики Бурятия, районов в ее составе (кроме животных, отнесенных к федеральной собственности). Статья 4. Среда обитания животных Среда обитания животных - комплексный природный объект. Она является самостоятельным объектом и предметом ведения охотничьего, рыбного и других видов хозяйств, связанных с использованием животного мира. Отдельные элементы данного природного комплекса (земля, недра, воды, леса) используются самостоятельно в соответствии с действующим законодательством. Среде обитания животных устанавливается особый правовой режим охраны и использования, обеспечиваемый настоящим Законом, Законом Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды", а также земельным, водным, лесным, горным законодательством, законодательством об охране атмосферного воздуха и другими подзаконными актами на основе комплексного подхода. Земле-, лесо-, водо- и другие виды природопользования осуществляются на основе сочетания интересов охраны и использования охотничьих, рыболовных и других угодий. В интересах охраны среды обитания диких животных права этих природопользователей могут быть ограничены, и на них могут быть возложены обязанности по восстановлению качества этой среды, нарушенной в результате их деятельности. Статья 5. Основные принципы охраны животного мира и использования его ресурсов Охрана животного мира и использование его ресурсов осуществляются на принципах: - понимания и признания охраны диких животных и среды их обитания как составной части охраны всей природы, а использование их ресурсов - как составной части природопользования, в соответствии с правовым режимом пользования животным миром, положением Закона Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды"; - приоритета экологических интересов над экономическими; оптимального сочетания экологических, экономических, научных, культурных, эстетических и других интересов; - охраны животного мира и его использования на основе федеральной, республиканской и региональных программ; - охраны среды обитания диких животных посредством обеспечения сочетания интересов использования земель, недр, вод, лесов с фаунистическими интересами на основе взаимного согласования; - сохранения видового разнообразия животного мира; - использования экономического механизма охраны животного мира и среды обитания диких животных; - платности пользования ресурсами животного мира; - устойчивости пользования охотничьими, рыболовными и иными угодьями; - формирования системы органов хозяйственного управления в области использования животного мира хозяйствующими субъектами без наделения их властными полномочиями; - недопустимости совмещения функций государственного управления и контроля с хозяйственным использованием животного мира; - гласности и связи с общественными организациями, населением; - учета региональных особенностей тех или иных территорий и национальных традиций населения; - равенства граждан и социальной справедливости в праве на пользование ресурсами животного мира; - сочетания национальных мероприятий с международным сотрудничеством; - обязательности экологической экспертизы любых видов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих влияние на диких животных и среду их обитания; - строгого соблюдения законодательства об охране животного мира и среды обитания диких животных, неотвратимости наказания за его нарушение; - полного возмещения ущерба, причиненного запасам диких животных и среде их обитания предприятиями, учреждениями и гражданами; - расширения и развития научно обоснованной сети охраняемых природных территорий, как основы и условий сохранения и защиты биологического многообразия и генетических ресурсов животного мира. Статья 6. Основные требования по охране животного мира и использованию его ресурсов Планирование и осуществление мероприятий, воздействующих на состояние животного мира и среду обитания диких животных, а также при использовании ресурсов животного мира должно обеспечивать соблюдение следующих основных требований: - приоритетности мер по сохранению редких и исчезающих видов животных; - сохранение видового разнообразия и генетических ресурсов животных в состоянии естественной свободы и целостности их естественных сообществ; - охрана и (при необходимости) улучшение среды обитания, обеспечение нормальных условий размножения и путей миграции животных; - научно обоснованное, рациональное использование и воспроизводство животного мира с учетом его роли в системе комплексного природопользования; - регулирование численности животных в целях охраны здоровья населения, предотвращения угрозы жизни людей и нанесения животными ущерба народному хозяйству, а также в целях сохранения среды их обитания. В интересах охраны животного мира и среды обитания диких животных права землепользователей, лесопользователей, водопользователей и пользователей недрами могут быть ограничены, и на них могут быть возложены соответствующие обязанности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Республики Бурятия. Глава II. Компетенция Верховного Совета, местных Советов народных депутатов, органов исполнительной власти в области охраны животного мира и использовании его ресурсов Статья 7. Компетенция Верховного Совета Республики Бурятия Верховный Совет Республики Бурятия: 1) разрабатывает и совершенствует законодательство об охране животного мира и использовании его ресурсов; 2) определяет основные направления в области охраны животного мира и использования его ресурсов; 3) утверждает программы охраны и рационального использования ресурсов животного мира в составе федеральных экологических программ; 4) осуществляет государственный контроль за соблюдением законодательства об охране животного мира и использованию его ресурсов; 5) решает другие вопросы, связанные с охраной животного мира и использованием его ресурсов. Статья 8. Компетенция Совета Министров Республики Бурятия Правительство Республики Бурятия: 1) разрабатывает программы охраны животного мира и использования его ресурсов в составе экологических программ; 2) устанавливает единую систему государственного учета численности диких животных и их использования, ведения мониторинга, кадастра диких животных; 3) устанавливает порядок взимания платы за пользование животным миром, налогов, штрафов и компенсационных платежей с предприятий, деятельность которых ухудшает среду обитания диких животных (наносит экологический ущерб); 4) создает и расходует через специально уполномоченный орган централизованный фонд охраны и восстановления животного мира и среды обитания диких животных; 5) утверждает и издает Красную книгу животного мира Республики Бурятия, вносит предложения по изданию Красной книги Российской Федерации; 6) разрабатывает единую систему особо охраняемых территорий (заповедников, национальных парков, заказников и др.); 7) организует научно-исследовательские работы и подготовку специалистов соответствующего профиля; 8) устанавливает порядок предоставления права на использование ресурсов животного мира иностранным гражданами и лицам без гражданства на основе требований Российской Федерации; 9) осуществляет государственный контроль за использованием ресурсов животного мира и среды обитания диких животных; 10) устанавливает в соответствии с настоящим Законом и иными законодательными актами порядок пользования ресурсами животного мира, включая аренду; 11) устанавливает порядок проведения комплексного природоустройства на подведомственной территории; 12) утверждает правила пользования ресурсами животного мира; 13) решает другие вопросы в области охраны животного мира и использования его ресурсов. Статья 9. Компетенция городского (районного) Совета народных депутатов Городской (районный) Совет народных депутатов: 1) утверждает программы и планы по охране и использованию ресурсов животного мира на территории района; 2) возбуждает ходатайство об образовании на своей территории особо охраняемых природных территорий; 3) принимает в соответствии с настоящим Законом и иными нормативными актами решения о регулировании численности диких животных при возникновении эпизоотий или их угрозе; 4) принимает в соответствии с законодательством решения об административной ответственности за определенные виды нарушений правил использования ресурсов животного мира; 5) принимает решения о дополнительном финансировании службы охраны животного мира; 6) принимает решения о предоставлении за счет собственных средств льгот и преимуществ в осуществлении права на использование ресурсов животного мира определенным категориям граждан, проживающим на территории района; 7) осуществляет государственный контроль за использованием ресурсов животного мира; 8) принимает решения о передаче отдельных полномочий в области охраны животного мира и использования его ресурсов в ведение Советов других уровней; 9) по представлению районной администрации решает вопросы, отнесенные к ее ведению; 10) решает иные вопросы, отнесенные к его компетенции законодательством Российской Федерации и Республики Бурятия; 11) совместно со специально уполномоченным органом образует внебюджетный районный фонд охраны и восстановления животного мира и среды обитания диких животных. Статья 10. Компетенция районной администрации Районная администрация: 1) разрабатывает и организует выполнение программ и планов охраны животного мира и использования его ресурсов на территории района; 2) предоставляет пользователям ресурсов животного мира в соответствии с настоящим Законом, земельным и иным законодательством в пользование земельные участки, необходимые для выполнения их задач; 3) в соответствии со статьей 25 настоящего Закона и иным законодательством принимает решение о передаче в аренду охотничьих, рыболовных и иных угодий, взимает арендную плату; 4) утверждает согласованные планы природопользователей, осуществляет контроль за их соблюдением; 5) заключает с пользователями животного мира договоры на поставку их продукции, оказание услуг населению; 6) в случае возникновения эпизоотий по решению районного Совета народных депутатов организует мероприятия по регулированию численности диких животных; 7) утверждает госзаказ на проведение мероприятий по охране и восстановлению животного мира и среды обитания диких животных за счет соответствующего внебюджетного фонда; 8) определяет подрядчиков на выполнение госзаказа на мероприятия по охране и восстановлению животного мира и среды обитания диких животных, заключает с ними договоры, контролирует их выполнение; 9) предоставляет в соответствии с решением Совета народных депутатов отдельным категориям граждан льготы и преимущества в осуществлении права на использование ресурсов животного мира, а также льготы в целях стимулирования их деятельности; 10) привлекает к административной ответственности виновных в нарушении правил использования ресурсов животного мира; 11) совместно со специально уполномоченным органом организует комплексное природоустройство территории района, а также мониторинг и сбор сведений для кадастра животного мира; 12) в случаях, предусмотренных законодательством Республики Бурятия, выдает разрешение на пользование животным миром; 13) координирует деятельность служб охраны животного мира и среды обитания диких животных; 14) содействует пользователям в осуществлении ими мероприятий по охране объектов пользования; 15) разрешает в пределах своей компетенции споры между пользователями животного мира с другими природопользователями; 16) осуществляет государственный контроль за пользователями животного мира; 17) решает иные вопросы, отнесенные к ее компетенции. Статья 11. Компетенция сельского (сомонного), поселкового Совета народных депутатов и комитетов самоуправления Сельский (сомонный), поселковый Совет народных депутатов и Комитет самоуправления: 1) утверждают план по охране животного мира на подведомственной территории; 2) определяют порядок согласования на подведомственной территории планов природопользователей; 3) принимают решения о передаче отдельных полномочий другим Советам, а также органам территориального общественного самоуправления; 4) решают иные вопросы, отнесенные законодательством Республики Бурятия к их компетенции по представлению сельской (сомонной), поселковой администрации и комитетов самоуправления. Статья 12. Компетенция сельской (сомонной), поселковой администрациии Сельская (сомонная), поселковая администрация: 1) координирует взаимное согласование планов других природопользователей с планами пользователей ресурсами животного мира; 2) содействует выполнению пользователями животного мира планов по охране диких животных и среды их обитания; 3) в соответствии с законами Республики Бурятия предоставляет льготы и преимущества в осуществлении права на использование ресурсов животного мира отдельным категориям местного населения; 4) принимает в соответствии с законодательством решения о наложении штрафов за ущерб, причиненный среде обитания диких животных; 5) контролирует на своей территории соблюдение законодательства об охране животного мира и использовании его ресурсов природопользователями; 6) решает иные вопросы, отнесенные законодательством Республики Бурятия к компетенции сельской, поселковой администрации. Раздел II. Экономический механизм охраны животного мира и использования его ресурсов Статья 13. Система экономического механизма охраны животного мира и использования его ресурсов Система экономического механизма охраны животного мира и использования его ресурсов включает в себя: - учет и социально-экономическую оценку ресурсов животного мира; - разработку программ охраны животного мира и использования его ресурсов; - платность использования ресурсов животного мира; - экономическую ответственность природопользователей за действия, не согласованные с другими природопользователями; - финансовое обеспечение мероприятий по охране и восстановлению животного мира и среды обитания диких животных; - экономическое стимулирование предприятий, учреждений, организаций и граждан, осуществляющих работы по охране, восстановлению и улучшению среды обитания диких животных и увеличению их запасов. Статья 14. Учет и социально-экономическая оценка ресурсов животного мира Учет, экологическая и социально-экономическая оценка ресурсов животного мира обеспечиваются системами государственного учета численности диких животных, мониторинга и кадастра животного мира в соответствии со статьями 21, 22, 23, настоящего Закона. Статья 15 Плата за пользование угодьями и ресурсами животного мира Пользование охотничьими, рыболовными и другими угодьями и ресурсами животного мира осуществляется за плату в форме арендной платы за использование угодий, либо платы за разовое пользование ресурсами животного мира в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Бурятия. Статья 16. Обязанности природопользователей по взаимному согласованию планов природопользования Перспективные и текущие планы земле-, водо-, лесо-, недропользователей и пользователей ресурсами животного мира подлежат взаимному согласованию. Согласование текущих планов производится не менее одного раза в год, о чем составляется протокол, утверждаемый главой районной администрации. Копии протоколов представляются в банки, финансирующие указанных природопользователей. Уклонение руководителей предприятий от взаимного согласования планов либо отсутствие таковых влечет за собой прекращение банком всех финансовых операций такого предприятия. Убытки, причиненные пользователям ресурсов животного мира несогласованными с ними действиями других природопользователей, возмещаются в полном объеме. Убытки, причиненные пользователями ресурсов животного мира другим природопользователям, также подлежат возмещению. Статья 17. Финансовое обеспечение мероприятий по охране и восстановлению животного мира и среды обитания диких животных Финансирование работ по охране, восстановлению и улучшению среды обитания диких животных и увеличению их запасов производится путем выдачи госзаказа на эти работы охотхозяйственным, рыбохозяйственным и иным предприятиям, учреждениям и организациям соответствующего профиля за счет бюджета, экологического и специальных фондов охраны и восстановления животного мира и среды обитания диких животных. Использование средств этих фондов для других целей запрещается. Порядок образования и расходования этих фондов определяется законодательством Российской Федерации и Республики Бурятия. Работы по охране, восстановлению и улучшению среды обитания диких животных и увеличению их запасов могут также финансироваться за счет экологических фондов предприятий и организаций, кредитов банков, пожертвований граждан и других внебюджетных средств. Статья 18. Материальное стимулирование предприятий и граждан, осуществляющих деятельность по охране и восстановлению животного мира и среды обитания диких животных и увеличению их запасов Предприятиям, учреждениям и организациям, осуществляющим деятельность по охране и восстановлению животного мира и среды обитания диких животных и увеличению их запасов предоставляются налоговые льготы, а также банковские кредиты на льготных условиях. Порядок их предоставления устанавливается законодательством Российской Федерации и Республики Бурятия. Законодательством Российской Федерации и Республики Бурятия предусматриваются меры материального поощрения граждан, активно участвующих в мероприятиях по охране и восстановлению животного мира и среды обитания диких животных. Граждане могут также поощряться арендаторами охотничьих и рыболовных угодий. Раздел III. Управление в области охраны животного мира и использования его ресурсов Статья 19. Органы государственного управления Государственное управление в области охраны животного мира и использования его ресурсов осуществляется Советом Министров Республики Бурятия, главами администраций районов, а также специально уполномоченными органами по охране животного мира. Статья 20. Органы хозяйственного управления в области использования ресурсов животного мира Органы хозяйственного управления в области использования ресурсов животного мира создаются непосредственно хозяйствующими субъектами (арендаторами угодий) в форме объединений, ассоциаций, союзов и т. д. для координации их деятельности, объединения сил и средств, выработки общих программ и планов. Эти органы не наделяются властными функциями по отношению к создавшим их хозяйствующим субъектам. Статья 21. Государственный учет животных и использования ресурсов животного мира и государственный кадастр животного мира Для обеспечения охраны животного мира и организации рационального использования его ресурсов проводится государственный учет численности животных и их использования, ведется государственный кадастр животного мира, содержащий совокупность сведений о географическом распространении видов (групп видов) животных, об их численности, характеристики угодий их обитания, современного хозяйственного использования ресурсов животного мира и другие необходимые данные. Государственный учет проводится службой учета диких животных в системе специально уполномоченного органа. Хозяйствующими субъектами (арендаторами угодий) ежегодно проводится внутрихозяйственный учет используемых ими видов животных и объема их изъятия. Данные учета представляются в специально уполномоченные органы, а также в районные Советы народных депутатов и администрации районов. Статья 22. Порядок государственного учета животных и использования ресурсов животного мира, ведения государственного кадастра животного мира Государственный учет животных и использование ресурсов животного мира, ведение государственного кадастра животного мира осуществляется за счет бюджетных средств по единым для Российской Федерации системам. Предприятия, организации и учреждения, которым предоставлено право пользования животным миром, ведут учет численности диких животных и их изъятия, имеющиеся у них сведения представляют специально уполномоченным органам. Правила государственного учета животных и их использования, ведение государственного кадастра животного мира, определение перечня видов (подвидов, видов и их групп и популяций животных), подлежащих государственному учету и включению в государственный кадастр, а также представления данных для учета и ведения кадастров, утверждаются правительством Республики Бурятия по представлению специально уполномоченного органа по охране и использованию животного мира. Статья 23. Экологический мониторинг животного мира Экологический мониторинг животного мира представляет собой систему наблюдений и контроля за состоянием животного мира и среды обитания диких животных, динамикой численности животных для своевременного выявления изменений, их оценки, прогноза состояния, предупреждения и устранения последствий негативных процессов. Структура, содержание и порядок осуществления мониторинга устанавливаются Правительством Российской Федерации и Республики Бурятия. Статья 24. Разработка программ по охране животного мира и использованию его ресурсов Разработка программ по охране животного мира и использованию его ресурсов осуществляется Советом Министров Республики Бурятия, районами в ее составе и местными Советами народных депутатов, районными администрациями в соответствии с их компетенцией. Статья 25. Предоставление ресурсов животного мира в пользование Предоставление в пользование ресурсов животного мира осуществляется: - закреплением за пользователями охотничьих, рыболовных и других угодий в аренду или временное пользование; - путем выдачи разрешений на отдельный вид пользования ресурсами животного мира; - заключением договора о комплексном природопользовании в соответствии с Законом Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды". Предоставление охотничьих, рыболовных и других угодий в пользование производится по представлению специально уполномоченных органов Советом Министров Республики Бурятия, на основании решения местных Советов и администраций районов в соответствии с их компетенцией. Выдача разрешений на пользование животным миром осуществляется специально уполномоченными органами с учетом лимитов на природопользование, устанавливаемых в соответствие с Законом Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды". Предоставление ресурсов животного мира (угодий и запасов диких животных) в пользование производится в порядке, предусмотренном статьями 46, 49, 50, 51 и 52 настоящего Закона, а также законодательством об охоте и рыболовстве. Статья 26. Устройство среды обитания диких животных Устройство среды обитания диких животных обеспечивается путем комплексного проведения земле-, лесо-, водоустройства и устройства охотничье-рыболовных угодий (природоустройства). Его организация и проведение обеспечиваются местными Советами народных депутатов совместно со специально уполномоченными органами. В проведении работ по устройству среды обитания животных могут участвовать пользователи ресурсами животного мира. Материалы комплексного природоустройства используются как основа при заключении договоров о комплексном природопользовании и установлении лимитов на природопользование в соответствии с Законом Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды". Статья 27. Экологическая экспертиза Экологическая экспертиза является обязательной мерой охраны животного мира, предшествующей принятию хозяйственного решения, могущего повлиять на среду обитания диких животных. Она осуществляется специально уполномоченными органами в соответствии с Законом Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды". Ее объектами могут быть схемы размещения производительных сил, технико-экономические обоснования, проекты размещения и строительства предприятий, сооружений и иных объектов, а также технологические процессы, новая техника, химические и органические вещества и препараты, нормативно-техническая документация и т. п. Порядок проведения Экологической экспертизы определяется действующим законодательством. Статья 28. Государственный контроль за охраной животного мира и использованием его ресурсов Государственный контроль за охраной животного мира и использованием его ресурсов является составной частью системы государственного экологического контроля и имеет своей задачей обеспечить соблюдение государственными, кооперативными, иными общественными предприятиями, учреждениями, общественными организациями и гражданами требований настоящего Закона, а также иных правил и норм, предусмотренных законодательством об охране животного мира и использовании его ресурсов. Государственный контроль за охраной животного мира и использованием его ресурсов осуществляется Верховным Советом и Правительством Республики Бурятия, Советами народных депутатов и администрациями районов, а также специально уполномоченными органами и Госкомэкологией республики. Полномочия должностных лиц, осуществляющих государственный контроль за охраной животного мира и использованием его ресурсов определяются Законом Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды", законодательством Республики Бурятия об охоте, рыболовстве, о лесе. Охрана охотничьих, рыболовных и других угодий и надзор за соблюдением правил использования ресурсов животного мира осуществляется специально уполномоченным органом и ведомственной охраной пользователей животного мира. Порядок осуществления государственного контроля за охраной животного мира и использованием его ресурсов устанавливается законодательством Российской Федерации и Республики Бурятия. Статья 29. Разрешение споров об охране животного мира и использовании его ресурсов Споры об охране животного мира и использовании его ресурсов разрешаются Советами народных депутатов, судом или арбитражным судом в порядке, установленным законодательством Российской Федерации и Республики Бурятия. Эти споры рассматриваются по заявлению одной из сторон. Для подготовки материалов по разрешению таких споров создаются комиссии с участием народных депутатов, представителей государственных органов, заинтересованных организаций, специалистов. В решении органа, рассматривающего спор об охране животного мира и использовании его ресурсов, предусматривается порядок его исполнения и меры по восстановлению нарушенных прав пользователя. Имущественные споры, связанные с охраной животного мира и использованием его ресурсов, разрешаются судами или арбитражными судами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Республики Бурятия. Статья 30. Участие общественных организаций и граждан в охране животного мира и использовании его ресурсов Общество охраны природы, общество охотников и рыболовов, научные общества, организации молодежи и другие общественные организации и граждане оказывают содействие специально уполномоченным органам в осуществлении мероприятий по охране животного мира и рациональному использованию его ресурсов. Они осуществляют свои полномочия в области охраны животного мира и использовании его ресурсов в соответствии с Законом Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды". Государственные органы обязаны учитывать предложения общественных организаций и граждан при осуществлении мероприятий по охране животного мира и рациональному использованию его ресурсов. Раздел IV. Охрана животного мира Статья 31. Меры охраны животного мира Охрана животного мира обеспечивается путем: 1) установления определенного порядка пользования животным миром, необходимых запретов и ограничений; 2) защиты от самовольного пользования и других нарушений установленного порядка пользования; 3) охраны среды обитания, условий размножения и путей миграции животных; 4) согласования планов земле-, водо-, лесо-, недропользователей и пользователей животным миром; 5) рационального, научно обоснованного ведения охотничьего и рыбного хозяйства; 6) предотвращения гибели животных при осуществлении производственных процессов; 7) создания заповедников, государственных заказников и других особо охраняемых территорий; 8) обеспечение режима охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, не исключая разведение их в условиях неволи; 9) ограничения изъятия животных для зоологических коллекций, а также для содержания и разведения в неволе; 10) оказания помощи животным в случае заболеваний, угрозы их гибели при стихийных бедствиях и вследствие других причин; 11) организации научных исследований в области охраны животного мира и использования его ресурсов; 12) осуществления мониторинга за средой обитания диких животных и их запасами, ведения государственного кадастра животного мира; 13) экспертизы проектов строительства новых производственных объектов и постоянно действующего контроля за функционированием действующих предприятий в части их воздействия на природную среду обитания диких животных; 14) контроля за охраной животного мира и использованием его ресурсов; 15) воспитания граждан в духе гуманного и бережного отношения к животному миру; 16) пропаганды охраны животного мира средствами массовой информации; 17) иных форм и методов охраны животного мира и среды обитания животных. Законодательством Российской Федерации и Республики Бурятия могут устанавливаться меры материального и морального поощрения предприятий, организаций и граждан, стимулирующие осуществление мероприятий по охране животного мира и среды обитания диких животных. Статья 32. Организация охраны животного мира Охрану животного мира на соответствующей территории осуществляют районные администрации и местные органы самоуправления, специально уполномоченные органы, а также земле-, водо-, лесо-, недро- и другие природопользователи в соответствии с требованиями статьи 6 настоящего Закона. В угодьях, сданных в аренду, осуществление специальных мер охраны животного мира и ответственность за их проведение возлагаются на арендаторов, а на территории государственных заповедников и национальных парков - на эти организации. Охрана животного мира осуществляется также специальной службой. Статья 33. Установление ограничений и запретов в использовании ресурсов животного мира В целях сохранения и воспроизводства животного мира использование отдельных видов животных может быть ограничено либо полностью запрещено на определенной территории или на определенные сроки в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Республики Бурятия. Ограничения и запреты могут быть распространены и на отдельные способы добывания животных. Статья 34. Охрана среды обитания, условий размножения и путей миграций животных Всякая деятельность, отрицательно влияющая на состояние животного мира без соблюдения требований, обеспечивающих охрану животного мира и в соответствии с заключениями экологических экспертиз, должна быть незамедлительно прекращена. При размещении, проектировании и строительстве населенных пунктов, предприятий, сооружений и других объектов, совершенствовании существующих и внедрении новых технологических процессов, введении в хозяйственный оборот целинных земель, заболоченных территорий, прибрежных и занятых кустарниками территорий, мелиорации земель, осуществлении лесных пользований, проведении геологоразведочных работ, добыче полезных ископаемых, определении мест выпаса и прогона сельскохозяйственных животных, разработке туристических маршрутов и организации мест массового отдыха населения должны предусматриваться и осуществляться мероприятия по сохранению среды обитания и условий размножения животных, а также обеспечиваться неприкосновенность участков, представляющих особую ценность в качестве среды обитания животных. При размещении, проектировании и строительстве железнодорожных и других транспортных магистралей, линий электропередач и связи, а также каналов, плотин и иных гидротехнических сооружений должны разрабатываться и осуществляться мероприятия, обеспечивающие сохранение путей миграции животных и мест их концентрации в период размножения и зимовки. В сметах и проектах строительства новых производственных объектов должно быть предусмотрено выделение материальных и финансовых средств для компенсирования ущерба животному миру. Считать разработку и утверждение нормативов качества природной среды диких животных непременным и обязательным условием в соответствии с Законом Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды". Статья 35. Выделение защитных участков леса для охраны мест обитания ценных и редких видов животных В целях охраны мест обитания ценных и редких видов животных выделяются защитные участки леса, в которых запрещаются рубки главного пользования, а остальные виды рубок проводятся только в установленном законом порядке. Обязательно выделение защитных участков леса вокруг глухариных токов и мест токования птиц, мест обитания животных, занесенных в Красные книги Российской Федерации и Республики Бурятия, по берегам рек, являющихся нерестовыми для рыб. В местах обитания редких видов животных защитные участки леса выделяются по представлению специально уполномоченных органов соответствующими органами исполнительной власти. Статья 36. Предотвращение гибели животных при осуществлении производственных процессов и эксплуатации транспортных средств Предприятия, учреждения, организации и граждане обязаны принимать меры по предотвращению гибели животных при проведении сельскохозяйственных, лесохозяйственных, лесозаготовительных, водохозяйственных и других работ, а также при эксплуатации транспортных средств. Выжигание сухой растительности, хранение и применение ядохимикатов, минеральных удобрений, а также других опасных для животных материалов, сырья и отходов производства без осуществления мер, гарантирующих предотвращение гибели животных, запрещается. Статья 37. Охрана животных при применении минеральных удобрений, пестицидов, гербицидов и иных химических или биологических препаратов При применении минеральных удобрений, пестицидов, гербицидов и иных химических или биологических препаратов, используемых в народном хозяйстве, должны учитываться требования охраны животного мира и среды обитания животных. Применение химических препаратов защиты растений и других препаратов в целях уменьшения их вредного влияния на животный мир должно сочетаться с осуществлением агротехнических, селекционно - генетических, биологических и других мероприятий. Правила разработки, испытаний и применения указанных химических и биологических препаратов, а также их перечень подлежат согласованию со специально уполномоченным органом. Данные правила и перечни утверждаются Советом Министров Республики Бурятия по представлению специально уполномоченных органов. Статья 38. Охрана диких животных в государственных заповедниках и заказниках, на других особо охраняемых территориях На территории государственных заповедников и заказников, заповедных зон, национальных природных парков запрещаются виды пользования животными, несовместимые с их задачами, а также деятельность, ведущая к изменению среды обитания диких животных. В государственных заказниках, охранных зонах заповедников и на других особо охраняемых территориях полностью запрещаются или ограничиваются отдельные виды пользования животным миром и иной деятельности, не совместимых с целями охраны животного мира. На территориях заказников (воспроизводственных участков), охотничьих, рыболовных, охотничье-рыболовных хозяйств по решению местных Советов в период размножения животных запрещается любая хозяйственная деятельность, препятствующая их нормальному размножению, вплоть до запрета посещений этих участков посторонними лицами. Статья 39. Охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных. Красная книга Российской Федерации, Республики Бурятия Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды диких животных заносятся в Красные книги Российской Федерации и Республики Бурятия. Действия, которые могут привести к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания диких животных, занесенных в Красную книгу, не допускаются. Предприятия, организации и граждане, осуществляющие хозяйственную деятельность в угодьях, где обитают дикие животные, занесенные в Красную книгу, обязаны принимать меры к сохранению этих видов диких животных и их среды обитания. Для сохранения находящихся под угрозой исчезновения видов диких животных должны приниматься меры к созданию необходимых условий для их развития, включая организацию специальных питомников. Добывание диких животных, занесенных в Красную книгу, для разведения в специально созданных питомниках и последующего выпуска на свободу, а также в научно-исследовательских и иных целях, торговля или вывоз за рубеж, а также содержание их в неволе гражданами допускаются по особому разрешению специально уполномоченного органа. Коммерческое использование таких диких животных не допускаются. Статья 40. Зоологические коллекции Зоологические коллекции, представляющие научную, культурно - просветительную, учебно-воспитательную и эстетическую ценность, подлежат государственному учету. Пополнение зоологических коллекций путем изъятия диких животных из природной среды обитания допускается по разрешениям, выдаваемым специально уполномоченными органами. Предприятия, учреждения, организации и граждане, являющиеся владельцами таких коллекций, обязаны соблюдать правила их хранения, учета и использования. Порядок осуществления государственного учета зоологических коллекций и правила их вывоза за рубеж определяются Правительством Российской Федерации и Республики Бурятия. Статья 41. Переселение, акклиматизация и гибридизация животных Переселение животных в новые места, акклиматизация новых для фауны Республики Бурятия видов диких животных, а также мероприятия по гибридизации диких животных допускаются только по решению специально уполномоченного органа с учетом заключений соответствующих научных организаций. Самовольное проведение переселения, акклиматизации и гибридизации диких животных запрещаются. Раздел V. Пользование ресурсами животного мира Статья 42. Пользователи ресурсами животного Пользователями ресурсов животного мира могут быть граждане, государственные, муниципальные, кооперативные, частные предприятия, учреждения, общественные организации, совместные предприятия с участием иностранных юридических и физических лиц. Пользователи охотничьими видами диких животных и рыбными запасами определяются законами об охоте и рыболовстве. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Республики Бурятия, пользователями ресурсов животного мира могут быть и иные организации и лица. Статья 43. Виды пользования ресурсами животного мира Допускаются следующие виды пользования ресурсами животного мира: охота; рыболовство, включая добывание водных беспозвоночных и морских млекопитающих; добывание животных, не относящихся к объектам охоты и рыболовства; пользование животным миром в научных, культурно - просветительных, воспитательных и эстетических целях; использование полезных свойств жизнедеятельности животных почвообразователей, естественных санитаров среды, опылителей растений и др.; использование диких животных в целях получения продуктов их жизнедеятельности. Законодательством Российской Федерации и Республики Бурятия могут быть предусмотрены и другие виды пользования ресурсами животного мира. Статья 44. Условия пользования ресурсами животного мира Граждане, предприятия, учреждения и организации имеют право осуществлять только те виды пользования ресурсами животного мира, которые им разрешены с учетом требований статьи 6 настоящего Закона. Способы осуществления отдельных видов пользования ресурсами животного мира и порядок предоставления их в пользование определяются настоящим Законом, специальным законодательством Республики Бурятия, а также другими дополняющими актами. При любых видах пользования должны обеспечиваться сохранение биологического разнообразия животного мира, оптимальной структуры популяций диких животных, качества среды их обитания посредством установления специально уполномоченным органом лимитов в соответствии с Законом Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды". Сроки осуществления отдельных видов пользования ресурсами животного мира устанавливаются в порядке, определяемом действующим законодательством Республики Бурятия по представлению специально уполномоченных органов. Статья 45. Основания возникновения права пользования ресурсами животного мира и документы, его удостоверяющие Право пользования животным миром возникает на основании решения специально уполномоченного органа. Право на осуществление пользования ресурсами животного мира удостоверяется: договором аренды; договором о временном пользовании охотничьими, рыболовными и иными угодьями; разрешениями на отдельные виды пользования животным миром. Формы указанных документов и порядок их выдачи устанавливаются настоящим Законом и другими законодательными актами Российской Федерации и Республики Бурятия. Аренда охотничьих, рыболовных и других угодий является основной формой предоставления права охоты, рыболовства и других видов пользования животным миром. Пользование животным миром в культурно-просветительных, воспитательных, эстетических целях без изъятия диких животных из их среды обитания осуществляется, как правило, без специального разрешения, но с соблюдением установленных правил пребывания в местах обитания животных. Статья 46. Охота Охота на диких зверей и птиц осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Республики Бурятия. Статья 47. Добывание диких животных, не относящихся к объектам охоты и рыболовства Гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям разрешается добывание диких животных, не относящихся к объектам охоты и рыболовства. В порядке, определенном законодательством Республики Бурятия, устанавливается перечень видов диких животных, не относящихся к объектам охоты, добывание которых осуществляется только по разрешениям, выдаваемым специально уполномоченными органами, а также перечень таких видов диких животных, добывание которых запрещается. Статья 48. Пользование животным миром в научных, культурно-просветительных, воспитательных и эстетических целях Пользование животным миром в научных, культурно - просветительных, воспитательных и эстетических целях посредством разных форм наблюдения, мечения, фотографирования и т. д. без изъятия диких животных из природной среды допускается, если это не наносит вреда диким животным или среде их обитания и не нарушает прав других пользователей животного мира, за исключением случаев, когда такое пользование запрещено. Пользование животным миром в научных, культурно - просветительных, воспитательных и эстетических целях с изъятием диких животных из природной среды допускается по разрешениям специально уполномоченных органов в порядке, предусмотренном настоящим Законом и другими законодательными актами Российской Федерации и Республики Бурятия. Статья 49. Использование полезных свойств жизнедеятельности диких животных Использование полезных свойств жизнедеятельности животных почвообразователей, естественных санитаров среды, опылителей растений и др. допускается без изъятия животных из природной среды, за исключением случаев, определяемых в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации и Республики Бурятия. Статья 50. Использование животных в целях получения продуктов их жизнедеятельности Использование диких животных в целях получения продуктов их жизнедеятельности (меда, воска диких пчел и т. д.) допускается без изъятия и уничтожения животных и нарушения их среды обитания. Правила использования животных в целях получения продуктов их жизнедеятельности устанавливаются специально уполномоченным органом. Статья 51. Регулирование численности животных В целях охраны здоровья населения, устранения угрозы для жизни людей, предохранения от заболеваний сельскохозяйственных и других домашних животных, предотвращения ущерба народному хозяйству, диким животным и их среде обитания реализуются меры по регулированию численности отдельных видов диких животных. Меры по регулированию численности отдельных видов диких животных должны осуществляться гуманными и безвредными способами, исключающими причинение вреда другим видам животных и обеспечивающими сохранность среды обитания. Виды диких животных, численность которых подлежит регулированию, и порядок реализации мер по регулированию их численности определяются специально уполномоченным органом с учетом заключений соответствующих научных организаций и по согласованию с заинтересованными государственными и общественными организациями. Статья 52. Права и обязанности пользователей животным миром Граждане, предприятия, учреждения, организации в зависимости от вида и условий пользования животным миром имеют право: - собственности на полученную продукцию (за исключением случаев, когда это право принадлежит государству); - проведения научных экспериментов; - удовлетворения эстетических потребностей; - восстановления нарушенных прав и возмещения причиненных им убытков. Пользователи животным миром обязаны: - осуществлять только те виды пользования, которые им разрешены, соблюдая установленный порядок пользования; - выполнять обязательства, вытекающие из законодательства Российской Федерации и Республики Бурятия, а также заключенных договоров; - своевременно вносить установленные платежи за пользование ресурсами животного мира. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Республики Бурятия, права пользователей ресурсами животного мира могут быть ограничены в государственных, общественных интересах, а также в интересах других пользователей ресурсами животного мира. С учетом вида и условий пользования ресурсами животного мира пользователи обязаны выполнять и другие требования по охране, воспроизводству и использованию животного мира, предусмотренные законодательством Российской Федерации и Республики Бурятия. Права и обязанности пользователей животным миром применительно к отдельным видам пользования животным миром определяются настоящим Законом и другими законодательными актами Российской Федерации. Статья 53. Порядок пользования ресурсами животного мира в местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп В местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп и общин, согласно настоящему Закону и иному законодательству Российской Федерации и Республики Бурятия, может устанавливаться особый порядок пользования ресурсами животного мира для жизни и традиционной хозяйственной деятельности этих народов. В этом случае на них возлагается ответственность за сохранение уровня биологического разнообразия животного мира (группы видов, виды, подвиды, популяции), оптимальной структуры популяций, качества и экологической целостности среды обитания. Им предоставляется приоритетное право на охоту, рыболовство и осуществление иных видов пользования животным миром. В этих районах не допускаются действия, влияющие на среду обитания диких животных без согласия населения, проживающего на соответствующей территории. Статья 54. Основания и порядок прекращения права пользования ресурсами животного мира Право пользования ресурсами животного мира подлежит прекращению, соответственно полностью или частично, в случаях: 1) минования надобности в пользовании или отказа от него; 2) истечения установленного срока пользования; 3) возникновения необходимости изъятия из пользования объектов животного мира в целях охраны диких животных; 4) ликвидации предприятия, учреждения, организации, которым было предоставлено право пользования. Право пользования животным миром может быть также прекращено в случае невыполнения пользователями принципов, форм и правил охраны, использования животного мира. Право пользования ресурсами животного мира в случаях, предусмотренных пунктами 1, 3 и 4 и частью второй настоящей статьи, прекращается путем аннулирования соответствующими органами выданных ими разрешений или расторжения договора. Раздел VI. Ответственность за нарушение законодательства Республики Бурятия об охране животного мира и использовании его ресурсов Статья 55. Недействительность сделок, нарушающих право собственности на животный мир Самовольная переуступка права пользования объектами животного мира, а также совершение других сделок, в прямой или скрытой форме нарушающих право государственной собственности на животный мир, недействительны и влекут за собой юридическую и иную ответственность. Статья 56. Административная и уголовная ответственность за нарушение законодательства об охране животного мира и использовании его ресурсов Лица, виновные в совершении сделок, указанных в статье 55 настоящего Закона, а также: самовольном пользовании объектами животного мира; нарушении правил охоты, рыболовства и других видов пользования животным миром; нарушении правил охраны среды обитания, условий размножения и путей миграции животных; самовольном переселении, акклиматизации и гибридизации животных; жестоком обращении с животными, не связанном с охотой и рыболовством, повлекшим их гибель или увечья; нарушении правил применения ядохимикатов для борьбы с болезнями и вредителями растений, стимуляторов их роста и других препаратов, причинивших ущерб животному миру; нарушения правил пересылки и вывоза за границу объектов животного мира и зоологических коллекций; нарушении требований по предотвращению гибели диких животных при осуществлении производственных процессов и эксплуатации транспортных средств; нарушении режима охраны диких животных на территории заповедников, заказников, заповедных зон, национальных парков; нарушении требований охраны среды обитания животного мира - несут административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Бурятия. Статья 57. Возмещение экологического и экономического ущерба, причиненного нарушением законодательства об охране животного мира и использовании его ресурсов Предприятия, учреждения, организации и граждане обязаны возместить экологический и экономический ущерб, причиненный нарушением законодательства об охране животного мира и использовании его ресурсов, в размерах и порядке, устанавливаемых законодательством Российской Федерации и Республики Бурятия. Статья 58. Материальная ответственность должностных лиц и других работников, по вине которых причинены убытки Должностные лица и другие работники, по вине которых предприятия, организации и учреждения понесли расходы, связанные с возмещением убытков, вызванных возмещением вреда, причиненного нарушением законодательства об охране животного мира и использовании его ресурсов, несут материальную ответственность в установленном порядке. Статья 59. Изъятие незаконно добытых животных и выработанной из них продукции Незаконно добытые дикие животные и выработанная из них продукция подлежат изъятию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Республики Бурятия. При невозможности изъятия незаконно добытых диких животных и выработанной из них продукции взыскивается их стоимость по рыночным ценам. Раздел VII. Международные договоры Статья 60. Международные договоры Если международным договором Российской Федерации и Республики Бурятия установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве Российской Федерации и Республики Бурятия об охране животного мира и использовании его ресурсов, то применяются правила международного договора. Председатель Верховного Совета Республики Бурятия Л.В.ПОТАПОВ г. Улан-Удэ "23" декабря 1992 г. N 279-XII Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|