Расширенный поиск
Закон Республики Бурятия от 23.12.1997 № 612-IРЕСПУБЛИКА БУРЯТИЯ ЗАКОН Утратил силу - Закон Республики Бурятия от 24.03.2005 г. N 1077-III О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения Республики Бурятия (В редакции Закона Республики Бурятия от 07.05.2001 г. N 699-II) Настоящий Закон определяет организационно-правовые основы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Республики Бурятия, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории республики, в целях охраны их здоровья. Действие настоящего Закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти и местного самоуправления Республики Бурятия, а также предприятий, учреждений, организаций независимо от их организационно-правовой формы (далее - организации) и граждан в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения республики, как необходимого условия реализации прав граждан, направленных на сохранение и укрепление здоровья, физическое и духовное развитие, на обеспечение долголетней, активной жизни. Раздел I Общие положения Статья 1. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения. Основные понятия и основы его обеспечения 1. В настоящем Законе применяются следующие основные понятия: - санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - такое состояние здоровья населения и среды обитания людей, при котором отсутствует опасное влияние ее факторов на человека и имеются благоприятные условия для его жизнедеятельности; - здоровье населения - полное физическое, душевное и социальное благополучие населения; - среда обитания человека - окружающая природная среда в местах проживания и деятельности человека, условия проживания, труда, быта, отдыха, воспитания, обучения, питания человека, используемая им продукция производственно-технического назначения и товары для личных (бытовых) нужд; - факторы среды обитания человека - химические, физические и биологические составляющие среды обитания человека, которые оказывают или могут оказать влияние на здоровье нынешнего и будущих поколений людей; - государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование - деятельность по разработке научно обоснованных государственных санитарно-эпидемиологических правил, их утверждению, введению в действие, опубликованию, изданию и распространению; - государственные санитарно-эпидемиологические правила (далее - санитарные правила) - нормативные правовые акты, устанавливающие критерии безопасности доя здоровья человека факторов среды его обитания и требования к обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельности или допустимые уровни риска возможного ухудшения здоровья населения в связи с опасным влиянием факторов среды обитания человека и условий его жизнедеятельности; - государственный санитарно-эпидемиологический надзор - деятельность специально уполномоченных государственных органов по предупреждению, обнаружению и пресечению нарушений законодательства Российской федерации и Республики Бурятия в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, направленная на охрану здоровья населения и профилактику заболеваний человека. Осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора возлагается на государственную санитарно-эпидемиологическую службу Российской федерации в Республике Бурятия; - государственная санитарно-эпидемиологическая экспертиза - деятельность специально уполномоченных государственных органов по установлению соответствия намечаемой хозяйственной или иной деятельности требованиям законодательства Российской Федерации и Республики Бурятия в области обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения и определение допустимости реализации объекта экспертизы в целях предупреждения опасного влияния этой деятельности на здоровье нынешнего и будущего поколения людей; - санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия - деятельность по обеспечению безопасных для здоровья человека условий его жизнедеятельности, по предотвращению возникновения, распространения и ликвидации инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей, а также устранению или уменьшению опасного влияния на человека факторов среды обитания и риска ухудшения его здоровья от такого влияния; - санитарно-эпидемиологическая обстановка - состояние санитарно-эпидемиологического благополучия населения на определенной территории в конкретный период времени; - социально-гигиенический мониторинг - система организационных, научных, технических мероприятий по обеспечению наблюдения за состоянием санитарно-эпидемиологического благополучия населения, его оценки и прогнозированию изменений в состоянии здоровья населения под влиянием факторов среды обитания и условий жизнедеятельности человека; - гигиенический сертификат - документ, устанавливающий показатели безопасности для здоровья человека продукции, работ и услуг и подтверждающий их соответствие требованиям санитарных правил; - владелец водопользования - юридические и физические лица, в ведении которых находятся водозаборные устройства, сооружения и водопроводы общественного пользования. 2. Санитарно-эпидемиологическое благополучие в Республике Бурятия обеспечивается: - соблюдением Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Бурятия, федерального законодательства и законодательства Республики Бурятия; - реализацией федеральных, разработкой и реализацией республиканских, городских, районных программ охраны и укрепления здоровья, профилактики заболеваний населения, оздоровления среды обитания и условий его жизнедеятельности; - государственным санитарно-эпидемиологическим нормированием; - лицензированием видов деятельности, представляющих опасность для здоровья человека; - сертификацией видов продукции, работ и услуг, представляющих опасность для здоровья человека; - государственной санитарно-эпидемиологической экспертизой намечаемой хозяйственной деятельности; - проведением государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями, организациями, независимо от их подчиненности и форм собственности, должностными лицами и гражданами гигиенических и противоэпидемических мероприятий, а также соблюдением санитарно-эпидемиологических правил, норм и гигиенических нормативов; - сочетанием экономической заинтересованности в соблюдении санитарного законодательства Российской Федерации и Республики Бурятия и ответственности за санитарные правонарушения граждан и юридических лиц Республики Бурятия, иностранных граждан и лиц без гражданства; - широкой информированностью населения о состоянии здоровья, гигиенической, эпидемиологической и экологической обстановке и проводимых санитарно-профилактических мероприятиях, действующих санитарных правилах; - системой государственного и ведомственного санитарно - эпидемиологического надзора, производственного и общественного контроля; - воспитанием высокой санитарной культуры населения путем обучения и воспитания детей в семьях, детских и подростковых учреждениях, в учебных заведениях, организациях санитарно - гигиеническим навыкам, соблюдению санитарно-гигиенических правил; - социально-гигиеническим мониторингом за состоянием среды обитания человека и здоровья населения. 3. Государственной санитарно-эпидемиологической экспертизе подлежат: - генеральные планы, проекты планировки и застройки городов и других населенных пунктов; - предпроектная документация, проекты схем размещения промышленности, комплексного использования и охраны водных ресурсов, проекты строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения объектов промышленного, сельскохозяйственного и коммунально-бытового назначения, транспорта и связи, зданий, сооружений и инженерных коммуникаций; - проекты нормативов предельно допустимых вредных воздействий на объекты окружающей природной среды, материалы по обоснованию разрешения на специальное водопользование; - проекты санитарно-защитных зон промышленных объектов, зон санитарной охраны источников централизованного хозяйственно - питьевого водоснабжения населения, округов санитарной (горно - санитарной) охраны курортов, лечебных ресурсов и лечебно - оздоровительных местностей; - проекты нормативной и технической документации на новые виды продукции производственно-технического назначения и товары для личных (бытовых) нужд граждан; - государственную санитарно-эпидемиологическую экспертизу осуществляют организации Государственной санитарно - эпидемиологической службы Российской Федерации в соответствии с положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации. 4. Финансирование мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, осуществляется: - из средств федерального бюджета Российской Федерации, бюджета Республики Бурятия и местных бюджетов в соответствии с целевыми программами; - финансирование расходов на проведение мероприятий по борьбе с эпидемиями осуществляется из средств бюджетов всех уровней по защищенным статьям, выделяемым в бюджетах отдельной строкой; - из средств юридических и физических лиц в соответствии с затратами на проведение санитарно-противоэпидемических мероприятий, относимых на себестоимость производимой продукции, работ и услуг; - из внебюджетных источников в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Бурятия; - финансирование государственной санитарно-эпидемиологической экспертизы осуществляется за счет средств заказчика документации или владельца продукции, подлежащей экспертизе, в соответствии со сметой расходов на ее проведение. Статья 2. Санитарное законодательство Санитарное законодательство Республики Бурятия состоит из Закона Российской Федерации "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", настоящего Закона и издаваемых в соответствии с ними нормативных правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления Республики Бурятия в пределах их полномочий. Санитарное законодательство Республики Бурятия осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Конституцией Республики Бурятия, законодательством Российской Федерации, настоящим Законом и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов государственной власти и местного самоуправления Республики Бурятия в пределах их полномочий. Статья 3. Государственные санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы 1. Санитарные правила обязательны для соблюдения всеми государственными органами, органами местного самоуправления, предприятиями, организациями, учреждениями независимо от их подчиненности и организационно-правовой формы, должностными лицами, гражданами Республики Бурятия, иностранными гражданами и лицами без гражданства. 2. На территории Республики Бурятия действуют федеральные санитарные правила. (В редакции Закона Республики Бурятия от 07.05.2001 г. N 699-II) 3. (Исключен - Закон Республики Бурятия от 07.05.2001 г. N 699-II) 4. Санитарные правила подлежат обязательному обнародованию через средства массовой информации органов государственной власти Республики Бурятия. 5. Нормативные правовые акты, распорядительные, технические, инструктивные, методические, а также иные официальные документы, издаваемые органами государственной власти, органами местного самоуправления и другими юридическими лицами Республики Бурятия, не должны противоречить санитарному законодательству Российской Федерации, санитарному законодательству Республики Бурятия и действующим санитарным правилам. Нормативные акты, противоречащие санитарному законодательству, препятствующие или ограничивающие применение действующих санитарных правил, приостанавливаются, а сами акты подлежат отмене издавшими их органами государственной власти, органами местного самоуправления и юридическими лицами Республики Бурятия по представлению главного государственного санитарного врача по соответствующим территориям либо по протесту прокурора, либо по решению суда. Статья 4. Полномочия органов государственной власти Республики Бурятия по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения К ведению органов государственной власти Республики Бурятия по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения относятся: - издание санитарного законодательства Республики Бурятия, не противоречащего санитарному законодательству Российской Федерации; - реализация государственной политики Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, осуществление на её основе государственного управления по этим вопросам на территории Республики Бурятия; - обеспечение условий для реализации и защиты прав граждан и интересов общества и государства в области санитарно - эпидемиологического благополучия населения; - контроль за санитарно-эпидемиологической обстановкой на территории Республики Бурятия; - разработка, принятие и реализация республиканских программ по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения республики, контроль за их исполнением, организация выполнения федеральных целевых программ; - организация и обеспечение санитарной охраны территории Республики Бурятия от завоза и распространения инфекционных болезней людей, завоза потенциально опасных химических, радиоактивных и биологических веществ; - организация мероприятий, направленных на предотвращение и ликвидацию распространения инфекционных, паразитарных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей, в том числе установление и отмена на территории республики особых условий и режимов проживания населения и ведения хозяйственной деятельности; - проведение политики экономического стимулирования деятельности предприятий, организаций и граждан, направленной на соблюдение требований санитарного законодательства Российской Федерации и санитарного законодательства Республики Бурятия: профилактику заболеваний, охрану окружающей природной среды, защиту прав потребителей, улучшение гигиенических условий труда и жизни людей; - организация сотрудничества по вопросам санитарно - эпидемиологического благополучия населения с субъектами Российской Федерации и иностранными государствами; - другие вопросы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, не отнесенные к ведению Российской Федерации; - правовое регулирование деятельности органов местного самоуправления республики, организаций и предприятий разных форм собственности и подчинения по вопросам обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения. Статья 5. Полномочия органов местного самоуправления Республики Бурятия по вопросам обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения К ведению органов местного самоуправления в вопросах обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения относятся: - организация мероприятий по обеспечению санитарно - эпидемиологического благополучия населения и выполнение санитарного законодательства Российской Федерации и Республики Бурятия; - разработка, принятие и реализация районных и городских программ, комплексных планов по обеспечению санитарно - эпидемиологического благополучия населения, организация реализации федеральных и реализация республиканских программ по этим вопросам; - контроль за санитарно-эпидемиологической обстановкой на подведомственных территориях, обеспечение соблюдения санитарных правил, координация деятельности предприятий, организаций и граждан, организация и проведение гигиенических и противоэпидемических мероприятий; - организация и проведение оперативных мероприятий в случае возникновения и распространения инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей, связанных с воздействием на организм человека неблагоприятных факторов среды его обитания; - введение в установленном порядке на своей территории особых условий и режимов проживания, труда, учебы, передвижения и перевозок, направленных на предупреждение распространения и ликвидацию массовых заболеваний среди населения; - создание условий для реализации и защиты прав граждан и интересов общества в вопросах санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Статья 6. Привлечение населения к контролю за санитарным состоянием, содержанием и благоустройством населенных мест Органы государственной власти и местного самоуправления Республики Бурятия совместно с Центрами госсанэпиднадзора могут в добровольном порядке привлекать граждан к контролю за санитарным состоянием территорий населенных мест и их благоустройством. Общественные объединения вправе осуществлять контроль за выполнением установленных санитарных правил и о результатах информировать Центры государственного и ведомственного санитарно - эпидемиологического надзора в Республике Бурятия. Органы государственной власти и местного самоуправления Республики Бурятия обязаны представлять общественным объединениям информацию о неблагополучных с санитарно-экологической точки зрения объектах. Раздел II Права и обязанности граждан и юридических лиц, предприятий, организаций, защита и гарантии их прав по вопросам санитарно - эпидемиологического благополучия Статья 7. Права граждан Республики Бурятия 1. Граждане Республики Бурятия имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не должны оказывать опасного и вредного влияния на организм человека настоящего и будущего поколений. Это право обеспечивается проведением комплекса мероприятий по предотвращению влияния на человека неблагоприятных факторов среды его обитания, выполнением организациями и гражданами требований санитарного законодательства Российской Федерации и Республики Бурятия. 2. Граждане Республики Бурятия имеют право на возмещение ущерба в полном объеме от вреда, причиненного их здоровью вследствие санитарных правонарушений, в соответствии с законодательством Российской Федерации. 3. Граждане Республики Бурятия при обращения в органы государственной власти, местного самоуправления Республики Бурятия и в организации имеют право на получение от них полных и достоверных сведений в пределах их компетенции: - о состоянии среды обитания и здоровья населения, эпидемиологической обстановке, действующих санитарных правилах; - о принимаемых мерах по обеспечению санитарно - эпидемиологического благополучия и их результатах; - о качестве и безопасности выпускаемых товаров народного потреблении, пищевых продуктов, питьевой воды, продукции производственно-технического назначения и товаров для личных (бытовых) нужд граждан, выполняемых работах и оказываемых услугах, представляющих потенциальную опасность для их здоровья. 4. Граждане непосредственно, либо через своего представителя, а также через общественные объединения и средства массовой информации имеют право участвовать в разработке, обсуждении и принятии органами государственной власти и местного самоуправления решений, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения. 5. Граждане Республики Бурятия имеют право требовать от органов исполнительной власти республики, органов местного самоуправления полной и объективной информации о состоянии окружающей среды, санитарно-эпидемиологической обстановке и ситуации, создающей угрозу здоровью населения. Статья 8. Обязанности граждан Республики Бурятия Граждане обязаны: - заботиться о состоянии своего здоровья, о здоровье и гигиеническом воспитании своих детей, используя предоставляемые обществом возможности по формированию здорового образа жизни; - выполнять действующие санитарные правила; - проводить или принимать участие в проведении гигиенических и противоэпидемических мероприятий; - выполнять заключения, постановления, распоряжения и предписания должностных лиц Государственной санитарно - эпидемиологической службы Российской Федерации и Республики Бурятия; - использовать информацию (статья 7 настоящего Закона) на благо своего здоровья и здоровья окружающих людей; - не допускать действий, препятствующих или ограничивающих реализацию прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду и наносящих или могущих нанести вред их здоровью. Статья 9. Права и обязанности иностранных граждан и лиц без гражданства Иностранные граждане и лица без гражданства на территории Республики Бурятия пользуются теми же правами и несут те же обязанности в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, что и граждане Российской Федерации. Статья 10. Права юридических лиц Юридические лица и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, имеют право: - при обращении в органы государственной власти и органы местного самоуправления Республики Бурятия на получение от них на договорной основе информации о санитарно-эпидемиологической обстановке, состоянии окружающей природной среды, заболеваемости населения, действующих санитарных правилах; - принимать участие в разработке органами государственной власти и местного самоуправления Республики Бурятия решений и программ обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также вносить по этим вопросам соответствующие предложения; - на возмещение в полном объеме ущерба, причиненного им вследствие нарушений другими юридическими лицами требований санитарного законодательства Российской Федерации и законодательства Республики Бурятия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Статья 11. Обязанности юридических лиц Юридические лица и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, обязаны: 1. Обеспечивать соблюдение действующего санитарного законодательства и установленных санитарных правил, осуществлять производственный контроль за их выполнением. Иметь в наличии официально изданные санитарные правила, методики контроля факторов среды обитания человека. 2. Обеспечивать производственный контроль за соблюдением установленных санитарных правил в процессе производства (деятельности), за гигиеническими показателями качества выпускаемой продукции. Контроль качества и безопасности продукции, в том числе пищевой, является неотъемлемой частью технологического процесса их производства и обязанностью изготовителя и продавца. Лабораторные испытания по показателям качества и безопасности проводятся лабораториями, аккредитованными на право их проведения в порядке, определенном Госстандартом России и Министерством здравоохранения России. При невозможности выполнения производственного контроля собственными силами эту деятельность могут исполнять учреждения госсанэпидслужбы и другие аккредитованные лаборатории на договорной основе. 3. Разрабатывать и проводить гигиенические и противоэпидемические мероприятия, направленные на предупреждение и ликвидацию загрязнения окружающей среды, оздоровление условий труда, обучения и воспитания, быта и отдыха населения, предупреждение возникновения и распространения заболеваний. 4. Осуществлять виды деятельности, представляющие потенциальную опасность для здоровья людей, только на основании специальных разрешений (лицензий), выдаваемых в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. К таким видам деятельности относятся: - производство и реализация отдельных видов продовольственного сырья и пищевых продуктов, лекарственных, дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных средств, предметов гигиены и санитарии, парфюмерно-косметической продукции, этилового спирта и алкогольной продукции, табачных изделий, товаров бытовой химии; - медицинские, фармацевтические и коммунально-бытовые услуги, образовательная деятельность, работы с возбудителями инфекционных заболеваний человека, ядами и потенциально-опасными химическими веществами, источниками ионизирующих излучений и радиоактивными веществами и материалами, деятельность по дезинфекции, дезинсекции и дератизации, а также по техническому обслуживанию инженерных сооружений и сетей городов и населенных пунктов; - проектирование, строительство и эксплуатация химически опасных и вредных производств; - сбор, утилизация, переработка, захоронение и уничтожение отходов производства и потребления. При лицензировании видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для здоровья человека, должны учитываться заключения организаций Государственной санитарно - эпидемиологической службы Российской Федерации в Республике Бурятия об их соответствии требованиям санитарных правил. 5. Организовать проведение сертификации продукции, работ и услуг, представляющих потенциальную опасность для здоровья человека. Проведение сертификации на соответствие такой продукции и товаров, работ и услуг допускается при наличии гигиенических сертификатов на продукцию и товары, а на работы и услуги - заключений организаций Государственной санитарно - эпидемиологической службы Российской Федерации в Республике Бурятия об их соответствии требованиям санитарных правил. 6. Своевременно информировать органы и учреждения Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации в Республике Бурятия об аварийных ситуациях, остановках производства, нарушениях технологических процессов, кражах (исчезновениях) ядовитых, химических, биологических веществ и источников радиоактивного излучения, создающих угрозу санитарно - эпидемиологическому благополучию населения; 7. Выполнять постановления, распоряжения, предписания и заключения должностных лиц Государственной санитарно - эпидемиологической службы Российской Федерации в Республике Бурятия, в т.ч. их постановления о приостановлении или прекращении финансирования деятельности организаций и предприятий, допускающих нарушения санитарного законодательства. При несогласии с принятыми решениями эти действия могут быть обжалованы в суде в порядке, установленном действующим законодательством. 8. Организовать безопасное хранение, транспортировку, использование и обезвреживание сильнодействующих, ядовитых, биологических и радиоактивных веществ. 9. Создавать условия для поддержания и повышения уровня здоровья своих работников и населения, предупреждения заболеваний и формирования здорового образа жизни. 10. Осуществлять гигиеническое обучение и воспитание своих работников и населения, а также организацию предварительных и периодических медицинских осмотров в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, Республики Бурятия и другими нормативно-распорядительными документами. 11. Обеспечивать реализацию прав граждан, предусмотренных статьей 7 настоящего Закона. Статья 12. Защита прав юридических лиц и граждан Решение органов государственной власти Республики Бурятия, должностных лиц, а также их действия, ущемляющие права граждан и юридических лиц, предусмотренные статьями 7, 9, 10 настоящего Закона, могут быть обжалованы в месячный срок в вышестоящие по подчиненности государственные органы в порядке, предусмотренном законодательством Республики Бурятия. Защита прав граждан по искам о возмещении вреда, причиненного им нарушением санитарного законодательства Российской Федерации и санитарного законодательства Республики Бурятия, осуществляется судом в соответствии с законодательством Российской Федерации. Раздел III Требования по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения Республики Бурятия Статья 13. Требования по обеспечению санитарно - эпидемиологического благополучия населения при планировке и застройке населенных пунктов 1. Планировка и застройка населенных пунктов должна предусматривать создание наиболее благоприятных условий для жизни и здоровья населения, комплексное благоустройство городов и других населенных пунктов, предупреждение и ликвидацию опасного влияния факторов окружающей природной среды и условий жизнедеятельности человека на его здоровье. 2. При разработке генеральных планов городов, проектов планировки и застройки населенных пунктов, проектов районной планировки, при решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения, при выборе земельных участков под строительство, а также при проектировании, строительстве, реконструкции и техническом перевооружении объектов (пусковых комплексов), сооружений, транспортных средств и инженерных коммуникаций должны выполняться санитарные правила. 3. Предоставление земельных участков под проектирование, строительство, утверждение проектов и нормативно-технической документации на строительство (реконструкцию, модернизацию) и застройку, ввод в эксплуатацию жилых домов, зданий и сооружений культурно-бытового, жилищно-коммунального назначения, промышленных, транспортных и других предприятий (пусковых комплексов) и сооружений, а также транспортных средств допускается только при наличии заключения Центров государственного санитарно - эпидемиологического надзора об их соответствии санитарным правилам, выдаваемого на основании результатов государственной санитарно-эпидемиологической экспертизы. 4. Юридические лица и граждане, ответственные за выполнение работ по проектированию и строительству объектов, зданий и сооружений, в случае несоблюдения санитарных правил или невозможности их выполнения, обязаны полностью прекратить проведение этих работ и приостановить их финансирование и (или) кредитование. Статья 14. Требования к продукции производственно - технического назначения, товарам для личных (бытовых) нужд граждан и технологиям их изготовления 1. Производство, транспортировка, хранение и применение продукции, которая требует непосредственного участия человека, не должна оказывать опасное влияние на его здоровье по своим свойствам и неблагоприятное воздействие на среду его обитания. 2. Новые виды продукции (товаров) производственно-технического и бытового назначения допускаются к производству, применению (использованию) и реализации населению только после оценки их гигиенической и эпидемиологической безопасности для человека на основании рассмотрения проектной документации или заключений санитарно-эпидемиологической экспертизы, проводимой органами и учреждениями Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации в Республике Бурятия, и на основании выдаваемого ими гигиенического сертификата установленного образца. Новые технологические процессы допускаются к внедрению в производство на территории Республики Бурятия только на основании заключения Департамента госсанэпиднадзора Российской Федерации и Центра госсанэпиднадзора в Республике Бурятия об их соответствии санитарным правилам. 3. Юридические и физические лица, осуществляющие разработку, постановку на производство, изготовление, закупку и продажу продукции, в случае установления ее несоответствия требованиям санитарных правил, обязаны приостановить указанную деятельность, изъять продукцию из обращения и принять меры по изменению условий ее использования, утилизации или уничтожению. 4. Производство и применение (использование) химических и биологических веществ, в том числе пестицидов, удобрений и других агрохимикатов, представляющих потенциальную опасность для здоровья людей и окружающей природной среды, допускается после оценки их токсиколого-гигиенической безопасности, разработки ограничительных и защитных мер, предотвращающих неблагоприятное воздействие этих веществ, а также их государственной регистрации. Государственная регистрация потенциально опасных химических и биологических веществ проводится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Статья 15. Требования к условиям питания населения, продовольственному сырью, пищевым продуктам, пищевым добавкам, контактирующим с ними материалам, изделиям и технологиям их изготовления 1. Физиологические, научно-обоснованные Госсанэпидслужбой Российской Федерации нормы питания являются обязательными для соблюдения при организации питания в детских воспитательных и образовательных, лечебно-профилактических и оздоровительных учреждениях, при установлении пищевого довольствия для военнослужащих, а также питании граждан, отбывающих наказание в исправительных учреждениях. 2. Качество продовольственного сырья и пищевых продуктов, материалов и изделий, контактирующих с ними в процессе изготовления, хранения, транспортировки и реализации населению, должно соответствовать установленным санитарным правилам и показателям безопасности. 3. При производстве пищевых продуктов могут быть использованы только пищевые добавки, материалы, контактирующие с пищевыми продуктами, разрешенные для этих целей Государственной санитарно - эпидемиологической службой Российской Федерации. 4. Постановка на производство, применение (использование) и реализация населению новых видов (впервые разрабатываемых или внедряемых для производства) продовольственного сырья, пищевых продуктов, пищевых добавок, контактирующих с ними материалов и изделий, внедрение новых технологических процессов их производства и технологического оборудования допускается только после проведения государственной санитарно-эпидемиологической экспертизы и на основании выдаваемых по ее результатам организациями Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации в Республике Бурятия гигиенических сертификатов установленного образца. 5. Юридические и физические лица, осуществляющие хранение, транспортировку, торговлю продовольственным сырьем и пищевыми продуктами, должны выполнять требования санитарных правил для соответствующих видов деятельности и объектов и проводить мероприятия, направленные на предотвращение ухудшения качества пищевых продуктов. 6. Отношения в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, возникающие в процессе производства, хранения, транспортировки, реализации и использования продовольственного сырья, пищевых продуктов, материалов и изделий, контактирующих с ними, регулируются законодательством Российской Федерации. 7. Продовольственное сырье, пищевые продукты и контактирующие с ними материалы и изделия, не соответствующие санитарным правилам и представляющие опасность для здоровья населения, немедленно снимаются изготовителем (продавцом) с производства и (или) реализации. Владелец указанной продукции обязан изъять ее из обращения и принять меры по ее использованию в иных целях, утилизации или уничтожению. 8. Утилизация или уничтожение изъятой продукции осуществляется в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации. Статья 16. Требования к импортной продукции 1. Импортная продукция (материалы, вещества, изделия, технологические процессы, оборудование), предназначенная для применения в промышленности и сельском хозяйстве, для производства товаров народного потребления и пищевых продуктов, в гражданском строительстве, а также товары, продовольственное сырье и пищевые продукты по своим показателям и свойствам должны соответствовать санитарным правилам Российской Федерации, иметь сертификат качества на русском языке, если иные требования не установлены международными рекомендациями в отношении безопасности и безвредности для человека. 2. Импортная продукция разрешается к ввозу и реализации на территории Республики Бурятия только после гигиенической оценки ее безопасности и безвредности для здоровья человека. 3. Организации и граждане, осуществляющие заключение договоров на поставку и реализацию импортной продукции в Республику Бурятия, представляют в Центр госсанэпиднадзора в Республике Бурятия официальные документы фирмы изготовителя и официального органа страны - экспортера на русском языке, заверенные нотариусом, подтверждающие качество и безопасность продукции согласно действующим правилам, а также образцы продукции для лабораторного испытания и получения гигиенического сертификата договора (контракта) на поставку в Российскую Федерацию продукции, подлежащей обязательной сертификации. Указанные требования устанавливаются на основании предварительного (до заключения договора (контракта) испытания качества и безопасности образцов продукции, проводимого аккредитованной для этих целей или признанной в установленном порядке организацией. 4. Показатели качества и безопасности импортной продукции вносятся в контрактную документацию на все виды договоров о поставке пищевой продукции из-за рубежа в Республику Бурятия. В случае отсутствия санитарно-гигиенической экспертизы на импортную продукцию Бурятская территориальная таможня задерживает данную продукцию до решения вопроса о возможности ее использования. 5. Ответственность за качество и безопасность реализуемой импортной продукции несет изготовитель, получатель и продавец в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статья 17. Требования к хозяйственно-питьевому водоснабжению населения Республики Бурятия 1. Жители городов и других населенных пунктов республики должны обеспечиваться питьевой водой в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей человека. 2. Питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства. 3. Качество питьевой воды в централизованных системах питьевого водоснабжения, при нецентрализованном водоснабжении, производимом автономными системами питьевого водоснабжения и индивидуальными устройствами для приготовления воды, а также реализуемой населению в бутылях или контейнерах, должно соответствовать требованиям санитарных правил. 4. Решение о возможности использования водного объекта в качестве источника водопользования населения может быть принято только при получении заключения о его соответствии требованиям санитарных правил и пригодности для конкретных целей, выдаваемого Центрами государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации в Республике Бурятия. 5. В целях устранения и предупреждения загрязнения источников водопользования населения органами государственной власти и местного самоуправления организуются зоны санитарной охраны водоисточников со специальным режимом. Утверждение проектов зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения допускается только при получении заключений о их соответствии санитарным правилам, выдаваемых Центрами государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации в Республике Бурятия на основании результатов рассмотрения проектной документации или заключений государственной санитарно-эпидемиологической экспертизы. 6. В случаях несоответствия воды санитарным правилам владельцы водообеспечения обязаны обеспечить прекращение использования населением водоисточников и принять экстренные меры по обеспечению населения доброкачественной питьевой водой, информировав органы местного самоуправления и Государственную санитарно - эпидемиологическую службу. 7. Сброс в зоны санитарной охраны питьевых источников неочищенных бытовых и промышленных отходов, а также в подземные горизонты запрещается. 8. Органы государственной власти и местного самоуправления Республики Бурятия, юридические лица независимо от их организационно-правовой формы, осуществляющие свою деятельность в области питьевого водоснабжения населения, обязаны осуществлять мероприятия, направленные на развитие систем централизованного водоснабжения, обеспечение населения доброкачественной питьевой водой, сокращение нерационального использования питьевой воды на производственные и иные хозяйственные цели. 9. Производственный контроль и ответственность за качество воды, используемой населением Республики Бурятия из централизованных сетей и децентрализованных источников водоснабжения, возлагается на юридических и физических лиц, которым принадлежат водоисточники и системы хозяйственно-питьевого водоснабжения. 10. Государственный и ведомственный надзор за состоянием водоисточников и качеством питьевой воды, используемой населением Республики Бурятия, осуществляется соответственно Центрами госсанэпиднадзора в Республике Бурятия, ведомственными санитарно - эпидемиологическими учреждениями. 11. Контроль за качеством воды водоемов, используемых для организованного купания, занятия спортом, отдыха населения, лечебных целей, возлагается на водопользователя. Государственный контроль за качеством воды в водоемах в местах водопользования населения возлагается на Бурятский Центр по гидрометеорологии и мониторингу природной среды, Государственный комитет по охране окружающей среды Республики Бурятия и на Центры госсанэпиднадзора в Республике Бурятия. 12. В целях предупреждения, уменьшения и ликвидации загрязнения и засорения, истощения и деградации источников водопользования населения органами государственной власти Республики Бурятия, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами должны проводиться в приоритетном порядке мероприятия по охране и рациональному использованию водных объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Бурятия. 13. Органы исполнительной власти и местного самоуправления Республики Бурятия, юридические лица и граждане в случаях, когда качество воды источников водопользования населения представляет опасность для здоровья людей, обязаны прекратить их использование. Статья 18. Требования к атмосферному воздуху населенных пунктов, воздуху рабочей зоны и местам постоянного и временного пребывания людей 1. Атмосферный воздух населенных пунктов, территорий промышленных предприятий, воздух рабочей зоны производственных и других помещений в местах постоянного или временного пребывания людей не должен оказывать опасное влияние на здоровье людей. 2. В целях предотвращения загрязнения атмосферного воздуха на территориях жилой застройки населенных пунктов производственными выбросами органами государственной власти и местного самоуправления Республики Бурятия устанавливаются санитарно - защитные зоны со специальным режимом в соответствии с законодательством Российской Федерации. 3. Юридические лица вне зависимости от организационно-правовой формы и граждане обязаны осуществлять мероприятия, направленные на предотвращение и ликвидацию загрязнения воздушной среды вредными веществами, воздействия на нее физических факторов, которые оказывают неблагоприятное влияние на здоровье человека. 4. По постановлению главного государственного санитарного врача по Республике Бурятия, г. Улан-Удэ и районов или Главного врача ведомственного Центра санитарно-эпидемиологического надзора приостанавливается работа предприятий, загрязняющих воздух выше установленных нормативов. Статья 19. Требования к почве, сбору, захоронению, переработке, обезвреживанию и утилизации производственных и бытовых отходов, а также к содержанию территорий населенных пунктов Республики Бурятия 1. Содержание в почвах потенциально опасных для здоровья человека химических и биологических веществ и соединений биологических и микробиологических организмов, а также уровни радиоактивного загрязнения почв не должны превышать нормативов, установленных санитарными правилами. 2. Производственные и бытовые отходы подлежат сбору, переработке, обезвреживанию, захоронению и утилизации, условия и способы которых должны отвечать требованиям безопасности и безвредности для здоровья населения. 3. Территории населенных пунктов, организаций должны содержаться в соответствии с санитарными правилами. Порядок, условия и способы сбора, переработки, обезвреживания, захоронения и утилизации любых видов отходов подлежат согласованию с организациями Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации в Республике Бурятия и органами экологического контроля. Порядок и условия обеспечения надлежащего санитарного состояния территорий населенных мест устанавливаются органами местного самоуправления по согласованию с организациями Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации в Республике Бурятия и органами экологического контроля. Статья 20. Требования к жилым помещениям Помещения, предназначенные для временного и постоянного проживания граждан, по своему составу, площади, расположению и оборудованию должны обеспечивать безопасные и благоприятные для здоровья условия жизни людей. Заселение жилых помещений, признанных в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации непригодными для проживании, а также предоставление гражданам для постоянного или временного проживания нежилых помещений не допускаются. Статья 21. Требования к эксплуатации производственных, общественных зданий, помещений, сооружений, оборудования и транспортных средств 1. При эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств должны обеспечиваться благоприятные для здоровья людей условия труда, быта и отдыха, осуществляться мероприятия по охране окружающей природной среды, а также по предупреждению возникновения и распространения заболеваний среди населения. 2. Юридические лица и граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обязаны приостановить либо полностью прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств, выполнение и оказание отдельных видов работ и услуг в случаях, когда при осуществлении такой деятельности, работы и услуги представляют опасность для здоровья людей. Статья 22. Работа с микроорганизмами и биологическими веществами 1. Работа с возбудителями инфекционных заболеваний человека, биологическими веществами и микроорганизмами, продуцируемыми ими токсинами допускается только при наличии лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 2. Генно-инженерные работы с микроорганизмами, геномами и фрагментами геномов вирусов и бактерий, потенциально способных к передаче инфекционных заболеваний человека, допускаются только при наличии лицензии, выданной Министерством здравоохранения Российской Федерации. 3. Работы с биологическими веществами и микроорганизмами, продуцируемыми ими токсинами, в том числе с возбудителями инфекционных заболеваний человека, а также работы в области генной инженерии не должны оказывать опасное влияние на здоровье людей. При выполнении таких работ должны выполняться требования санитарных правил и законодательства Российской Федерации. Статья 23. Работа с источниками ионизирующих и неионизирующих излучений 1. Работы с радиоактивными веществами и другими источниками ионизирующих и неионизирующих излучений (шум, вибрация, электромагнитные поля, ультразвук и другие виды излучений) проводятся при наличии соответствующих условий и соблюдении санитарных правил. 2. Производство, применение, хранение, транспортировка и захоронение радиоактивных веществ, других источников ионизирующих излучений, а также применение источников электромагнитных полей допускаются только при наличии лицензии, выданной в установленном законодательством Российской Федерации порядке с обязательным заключением Центра госсанэпиднадзора в Республике Бурятия о соответствии этих работ требованиям санитарных правил. 3. Отношения в области обеспечения безопасности работ с источниками ионизирующих излучений и защиты населения регулируются Федеральным законом "О радиационной безопасности населения". Статья 24. Требования к условиям труда работающих 1. Условия труда, рабочее место и трудовой процесс не должны оказывать опасного влияния на здоровье работающих. 2. В любой организации, где применяется труд граждан, должны осуществляться мероприятия, направленные на: - обеспечение безопасных условий труда; - выполнение требований санитарных правил к производственным процессам и технологическому оборудованию, организации рабочих мест, коллективным и индивидуальным средствам защиты работающих, а также их бытовому обслуживанию; - профилактику несчастных случаев и профессиональных заболеваний и отравлений работающих, а также предупреждение других заболеваний, связанных с условиями труда человека. 3. Отношения в области обеспечения охраны и безопасности труда работающих регулируются законодательствами Российской Федерации и Республики Бурятия. Статья 25. Обязательные профилактические медицинские осмотры и лабораторные обследования 1. В целях охраны здоровья, предупреждения возникновения и распространения заболеваний работники организаций, а также граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, должны проходить медицинские осмотры при приеме на работу, получении лицензии на трудовую деятельность и в других случаях в соответствии с действующим законодательством. 2. Предварительные и периодические медицинские осмотры работников проводятся лечебно-профилактическими учреждениями, имеющими соответствующие лицензию и сертификат. 3. Перечень вредных производственных факторов и работ, при выполнении которых производятся предварительные (при поступлении на работу) и периодические медосмотры, порядок и сроки их проведения, устанавливаются в соответствии с положением, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации. 4. Работники, отказывающиеся от прохождения медицинских осмотров, полностью или временно отстраняются от работы по решению администрации организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Бурятия. 5. Организации независимо от их организационно-правовой формы обязаны обеспечить условия, необходимые для своевременного прохождения работающими профилактических медосмотров, которые проводятся за счет средств работодателя. 6. Лечебно-профилактическое учреждение несет ответственность за качество медицинских осмотров и обоснованность выданных заключений, проведение необходимого дополнительного диспансерного наблюдения и оздоровления пациента. 7. Работодатель (руководитель организации) несет ответственность за допуск к работе лиц, не прошедших предварительный или периодический медосмотр, либо не допущенных к работе по медицинским показателям, а также юридическую ответственность, если при этом у работающего возникло профессиональное заболевание. 8. В случае необходимости по санитарно-эпидемиологическим показаниям, по предложениям Центров госсанэпиднадзора Республики Бурятия, учреждений здравоохранения, Правительством Республики Бурятия или органами местного самоуправления могут вводиться дополнительные условия и показания к проведению медицинских осмотров. 9. Данные о медицинских осмотрах подлежат учету в лечебно - профилактических учреждениях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, а также в организациях Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации в Республике Бурятия и заносятся в личную медицинскую книжку обследуемого. Порядок учета и отчетности определяется федеральным органом исполнительной власти по здравоохранению. Статья 26. Требования к условиям воспитания и обучения граждан 1. В образовательных учреждениях любых организационно-правовых форм, в организациях, осуществляющих воспитание, обучение и профессиональную подготовку граждан, должны обеспечиваться условия для сохранения, укрепления их здоровья и профилактики заболеваний, а также выполняться требования санитарных правил. 2. Программы, методики и режимы воспитания, обучения и профессиональной подготовки допускаются к внедрению только при наличии заключений организаций Государственной санитарно - эпидемиологической службы Российской Федерации об их соответствии санитарным правилам. Статья 27. Предупреждение и ликвидация инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей 1. В целях предупреждения возникновения, распространения и ликвидации инфекционных заболеваний людей, а также массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей, связанных с влиянием неблагоприятных факторов среды обитания и условий жизнедеятельности человека, юридическими лицами и гражданами должны своевременно и в полном объеме проводиться необходимые организационные, инженерно-технические, медицинские, гигиенические и противоэпидемические мероприятия. 2. Для предотвращения завоза на территорию республики возникновения, распространения и ликвидации инфекционных заболеваний, представляющих особую опасность для здоровья людей, проводятся мероприятия по санитарной охране территории Республики Бурятия, для чего разрабатываются соответствующие программы. 3. Перечень инфекционных болезней, требующих проведения специальных мероприятий по санитарной охране территории Российской Федерации, порядок и условия осуществления этих мероприятий определяются федеральным органом исполнительной власти по здравоохранению Российской Федерации. Организация санитарной охраны территории Российской Федерации, мероприятия, необходимые для ее осуществления, порядок и условия их проведения устанавливаются в санитарных правилах. 4. В случае угрозы возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей на отдельных территориях и в населенных пунктах республики, органами государственной власти и местного самоуправления республики в установленном законодательством Российской Федерации порядке может вводиться карантин или ограничительные мероприятия, предусматривающие особые условия и режимы проживания населения и ведения хозяйственной деятельности, направленные на предотвращение распространения и ликвидацию этих заболеваний. 5. Больные инфекционными заболеваниями и лица с подозрением на такие заболевания и контактирующие с инфекционными больными подлежат лабораторному обследованию и медицинскому наблюдению, а в случае, если они представляют опасность для окружающих, - лечению, обязательной госпитализации, изоляции (карантину). В случае отказа или уклонения от обязательной госпитализации или изоляции (карантина) к ним могут быть применены меры принудительного характера в соответствии с законодательством Российской Федерации. 6. Граждане, являющиеся носителями возбудителей инфекционных болезней, подлежат лечению. Эти же граждане, если они могут быть источниками распространения инфекционных заболеваний в связи с особенностями производства, в котором они заняты, ими выполняемой работой, временно переводятся на другую работу, а при невозможности перевода - до выздоровления, отстраняются от работы с выплатой пособия по социальному страхованию по предписанию должностных лиц Центров государственного или ведомственного санитарно-эпидемиологического надзора в Республике Бурятия. 7. Инфекционные, массовые неинфекционные заболевания и отравления людей, связанные с воздействием на человека неблагоприятных факторов среды обитания, подлежат регистрации в учреждениях здравоохранения по месту их выявления и государственному учету и отчетности в Центрах государственного или ведомственного санитарно-эпидемиологического надзора. 8. Для координации деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, организаций и граждан по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения и оперативного руководства работами по предупреждению возникновения, распространения и ликвидации массовых заболеваний и отравлений людей Правительством Республики Бурятия, органами местного самоуправления городов и районов создаются санитарно - противоэпидемические комиссий. Деятельность указанных комиссий осуществляется согласно положениям, утверждаемым соответствующими органами исполнительной власти. Статья 28. Профилактические прививки 1. Для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний гражданам проводятся профилактические прививки, включаемые в базовую территориальную программу обязательного медицинского страхования. Обязательными на территории Республики Бурятия являются прививки против туберкулеза, полиомиелита, дифтерии, коклюша, кори, столбняка, эпидемического паротита и вирусного гепатита В. 2. В случае угрозы возникновения и распространения других инфекционных заболеваний Правительством Республики Бурятия по представлению Главного государственного санитарного врача по Республике Бурятия или его заместителя принимается решение о проведении гражданам республики или на отдельных территориях республики профилактических прививок против этих заболеваний. 3. Сведения о проведении профилактических прививок вносятся в медицинскую документацию гражданина и учитываются в порядке, установленном Министерством здравоохранения Российской Федерации. 4. Группы населения, подлежащие обязательным профилактическим прививкам, порядок, сроки проведения прививок, а также их учет определяются Государственной санитарно-эпидемиологической службой Российской Федерации совместно с федеральным органом исполнительной власти по здравоохранению. 5. Граждане, в случае причинения вреда их здоровью при проведении профилактических прививок, имеют право на возмещение ущерба в соответствии с законодательством Российской Федерации. 6. Лица, по вине которых не выполняются обязательные прививки, могут быть привлечены к административной ответственности Центрами государственного или ведомственного санитарно-эпидемиологического надзора, вышестоящим органом здравоохранения или прокурором. Статья 29. Организация дератизационных, дезинсекционных, дезинфекционных работ 1. В целях предупреждения распространения инфекционных заболеваний людей органы местного самоуправления, организации и граждане обязаны проводить дератизационные, дезинсекционные и дезинфекционные мероприятия. 2. Юридические лица осуществляют дератизационные, дезинсекционные и дезинфекционные работы только при наличии лицензии, выданной лицензионным органом, после заключения и под контролем Центров государственного или ведомственного санитарно - эпидемиологического надзора. Статья 30. Гигиеническое воспитание и образование граждан 1. В целях повышения санитарной культуры населения, профилактики заболеваний, распространения знаний о здоровом образе жизни на территории Республики Бурятия должно проводиться гигиеническое воспитание и образование граждан. 2. Гигиеническое воспитание и образование граждан Республики Бурятия осуществляются: - через средства массовой информации (на бесплатной основе), а также в процессе воспитания, обучения в детских дошкольных учреждениях, учащиеся в образовательных учреждениях, любых организационно-правовых форм при подготовке, переподготовке и повышении квалификации специалистов различных организаций путем включения в программы обучения и воспитания разделов о гигиенических знаниях; - при профессиональной гигиенической подготовке и аттестации руководителей, специалистов и других работников организаций, а также частных лиц, характер деятельности которых связан с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, организаций коммунального и бытового обслуживания населения, а также организаций, связанных с деятельностью, оказывающей вредное влияние на окружающую среду. Статья 31. Социально-гигиенический мониторинг 1. В целях выявления, оценки и прогнозирования неблагоприятного влияния на здоровье человека факторов окружающей природной среды, условий труда, проживания, быта, отдыха, воспитания и обучения, питания и разработки предложений по профилактике заболеваний населения и оздоровления среды обитания человека в Республике Бурятия создается государственная система социально-гигиенического мониторинга. 2. Система социально-гигиенического мониторинга в Республике Бурятия, порядок его ведения организуются и выполняются в соответствии с положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации. 3. Социально-гигиенический мониторинг организуется Центрами государственного и ведомственного санитарно-эпидемиологического надзора Республики Бурятия совместно с уполномоченными для этих целей органами исполнительной власти республики и органами местного самоуправления на основании выполняемых ими наблюдений за качеством окружающей природной среды в местах проживания и хозяйственной деятельности людей, условиями труда, быта, воспитания, обучения, питания населения, а также данных мониторинга здоровья населения, окружающей природной среды, радиационной обстановки и других видов специальных мониторингов, сведений о заболеваемости, смертности, рождаемости населения, экономическом и социальном развитии территорий, получаемых от министерств, ведомств, органов государственной власти и статистики на безвозмездной основе. На основе данного мониторинга формируется республиканский информационный банк данных, представленный на бумажных и магнитных носителях (компьютерных сетях). Раздел IV Ответственность за нарушение санитарного законодательства Статья 32. Санитарное правонарушение и виды ответственности за его совершение 1. Санитарным правонарушением признается посягающее на права граждан и интересы общества противоправное (умышленное или неосторожное) деяние (действие или бездействие), связанное с несоблюдением санитарных законодательств Российской Федерации и Республики Бурятия, в том числе действующих санитарных правил, невыполнение санитарно-противоэпидемических мероприятий, заключений, постановлений, предписаний должностных лиц Центров государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Республике Бурятия. 2. Должностные лица и граждане (а также иностранные граждане и лица без гражданства), допустившие санитарное правонарушение на территории Республики Бурятия, могут быть привлечены к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности. Статья 33. Дисциплинарная ответственность За совершение санитарного правонарушения должностные лица и работники организаций подвергаются дисциплинарным взысканиям руководителями указанных организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статья 34. Административная ответственность за санитарные правонарушения 1. За санитарные правонарушения к должностным лицам и гражданам могут быть применены административные взыскания в виде предупреждения или штрафа, налагаемых постановлением главных государственных и ведомственных санитарных врачей или их заместителей на территории Республики Бурятия, в соответствии с федеральным законодательством. 2. Размер налагаемого штрафа определяется должностным лицом, налагающим штраф, в зависимости от характера и вида совершенного санитарного правонарушения, степени вины правонарушителя, наступивших или возможных его последствий. 3. (Исключен - Закон Республики Бурятия от 07.05.2001 г. N 699-II) 4. Штрафы за санитарные правонарушения вносятся в установленном порядке. Статья 35. Уголовная ответственность За совершение санитарных правонарушений, повлекших или могущих повлечь за собой возникновение массовых заболеваний, отравлений и смерть людей, должностные лица и граждане подлежат уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статья 36. Возмещение юридическими и физическими лицами вреда вследствие нарушения санитарного законодательства Юридические и физические лица, допустившие нарушения санитарного законодательства, которые привели к возникновению заболеваний и отравлений людей, обязаны возместить нанесенный ущерб их здоровью, а также внеплановые расходы лечебно - профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений на оказание медицинской помощи больным, проведение гигиенических и противоэпидемических мероприятий в соответствии с федеральным законодательством. Раздел V Государственная санитарно-эпидемиологическая служба Российской Федерации в Республике Бурятия Статья 37. Организация государственной санитарно - эпидемиологической службы Российской Федерации в Республике Бурятия Организация государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации в Республике Бурятия осуществляется в соответствии с федеральным законодательством. Статья 38. Финансовое и материально-техническое обеспечение Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации в Республике Бурятия 1. Финансирование организаций Государственной санитарно - эпидемиологической службы Российской Федерации в Республике Бурятия (в том числе их расходов на развитие материально - технической базы, капитальное строительство, реконструкцию, реализацию социальных программ дня трудовых коллективов, эксплуатационных расходов) осуществляется за счет средств федерального бюджета. 2. Дополнительными источниками финансирования санитарно - противоэпидемических мероприятий, проводимых организациями Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации в Республике Бурятия, а также их развития могут быть средства за счет: - части средств из фондов обязательного медицинского страхования, направляемых на финансирование санитарно - противоэпидемических мероприятий по перечню, утверждаемому Федеральным фондом обязательного медицинского страхования и Государственной санитарно-эпидемиологической службой Российской Федерации; - части средств из экологического фонда республики, направляемых на выполнение работ по профилактике заболеваний людей, связанных с неблагополучной экологической обстановкой, в соответствии с положениями об указанных фондах; - средств, получаемых от юридических и физических лиц в порядке возмещения внеплановых расходов на проведение мероприятий, связанных с ликвидацией последствий нарушений санитарного законодательства Российской Федерации и санитарного законодательства Республики Бурятия, в соответствии со статьей 36 настоящего Закона; абзац; (Исключен - Закон Республики Бурятия от 07.05.2001 г. N 699-II) - части сумм средств за проведение санитарно - эпидемиологической экспертизы; - средств, поступающих за выполнение организациями Государственной санитарно-эпидемиологической службой Российской Федерации в Республике Бурятия платных медицинских работ и услуг по договорам с организациями и гражданами; - средств от издательской деятельности по распространению санитарных правил; - добровольных взносов и пожертвований юридических и физических лиц; - других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Бурятия. 3. Перечень выполняемых платных медицинских работ и услуг, оказываемых по договорам с организациями, и порядок использования получаемых средств утверждаются Государственной санитарно - эпидемиологической службой Российской Федерации. 4. Дополнительное финансирование санитарно - противоэпидемических мероприятий, выполняемых организациями Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации в Республике Бурятия в рамках первичной медико - санитарной помощи и республиканских целевых программ обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, охраны здоровья населения, профилактики заболеваний людей, оздоровления среды обитания человека, осуществляется за счет средств бюджета Республики Бурятия, местных бюджетов и иных источников в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Бурятия. 5. Помещения, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и материально-техническое имущество, используемые организациями Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации в Республике Бурятия для выполнения возложенных на нее задач, находятся в федеральной собственности и передаются указанным организациям в пользование на правах оперативного управления или хозяйственного ведения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 6. Земли, на которых размещаются организации Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации в Республике Бурятия, безвозмездно предоставляются им в постоянное пользование соответствующими органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий. 7. Организации Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации в Республике Бурятия имеют право на льготы по оплате услуг, в том числе за связь, электроэнергию, водоснабжение и теплоснабжение, аренду помещений в порядке, установленном законодательствами Российской Федерации и Республики Бурятия. Статья 39. Права и обязанности должностных лиц Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации в Республике Бурятия Права и обязанности должностных лиц Государственной санитарно-эпидемиологической службы Республики Бурятия осуществляются в соответствии с федеральным законодательством. Статья 40. Обжалование действий должностных лиц и специалистов Государственной и ведомственной санитарно-эпидемиологической служб в Республике Бурятия Действия (бездействия) главных государственных санитарных врачей, других должностных лиц и специалистов Государственной и ведомственной санитарно-эпидемиологической служб Республики Бурятия по предупреждению, пресечению санитарного правонарушения могут быть обжалованы вышестоящему по подчиненности главному государственному санитарному врачу или в суде. (В редакции Закона Республики Бурятия от 07.05.2001 г. N 699-II) Статья 41. Правовое положение и социальная защита должностных лиц и специалистов Государственной санитарно-эпидемиологической службы в Республике Бурятия 1. Главные государственные санитарные врачи, другие должностные лица и специалисты Государственной санитарно - эпидемиологической службы в Республике Бурятия, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, являются представителями органов государственной власти Республики Бурятия, находятся под защитой государства. В своей деятельности они независимы и руководствуются только законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Бурятия. 2. Любое воздействие в какой бы то ни было форме на должностных лиц и специалистов Государственной санитарно - эпидемиологической службы Республики Бурятия, препятствующее выполнению ими профессиональных обязанностей или вмешательство в их деятельность, запрещается. Должностные лица и отдельные граждане, допустившие указанные действия, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 3. В случае гибели сотрудников Государственной санитарно - эпидемиологической службы Республики Бурятия в связи с осуществлением служебной деятельности семьям погибшего или иждивенцам выплачивается единовременное пособие в соответствии с законодательством Российской Федерации. 4. Ущерб, причиненный здоровью и (или) имуществу сотрудников Государственной санитарно-эпидемиологической службы в связи с исполнением ими служебных обязанностей, возмещается в установленном законодательством порядке. 5. Должностные лица и специалисты Государственной санитарно - эпидемиологической службы Российской Федерации в Республике Бурятия в случае необходимости при исполнении служебных обязанностей имеют право привлечь работников правоохранительных органов для осуществления своих полномочий. Раздел VI Статья 42. Международное сотрудничество и договоры Интересы Республики Бурятия на международном уровне по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия населения представляет Правительство Республики Бурятия по предложениям Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Республике Бурятия и Министерства здравоохранения Республики Бурятия. Раздел VII Заключительные положения Статья 43. Приведение нормативных правовых актов Республики Бурятия в соответствие с настоящим Законом Предложить Президенту Республики Бурятия, Правительству Республики Бурятия, иным органам государственной власти и органам местного самоуправления Республики Бурятия привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом в течение двух месяцев со дня его вступления в силу. Статья 44. Вступление в силу настоящего Закона Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Президент Республики Бурятия Л.В.ПОТАПОВ г. Улан-Удэ "23" декабря 1997 года N 612-I Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|