Расширенный поиск

Распоряжение Горно-Алтайского городского Совета депутатов Республики Алтай от 29.03.2007 № 45-5

 
              ГОРНО-АЛТАЙСКИЙ ГОРОДСКОЙ СОВЕТ ДЕПУТАТОВ               

                             РАСПОРЯЖЕНИЕ                             

                      от 29 марта 2007 г. N 45-5                      
                           г.Горно-Алтайск                            


          Отчет об итогах социально-экономического развития           
                  города Горно-Алтайска в 2006 году                   

     Рассмотрев отчет  Мэра  города  Горно-Алтайска  В.А.Облогина  "Об
итогах  социально-экономического  развития  города  в  2006  году",  в
соответствии с пунктом 4  части  2  статьи  28  Устава  муниципального
образования  городского округа города Горно-Алтайска Республики Алтай,
принятого Постановлением Горно-Алтайского городского Совета  депутатов
от 26 мая 2005 г. N 27-1, городской Совет депутатов решил:
     1. Отчет  Мэра  города  Горно-Алтайска  В.А.Облогина  "Об  итогах
социально-экономического  развития  города Горно-Алтайска в 2006 году"
утвердить (прилагается).
     2.  Настоящее  распоряжение  опубликовать   в   газете   "Вестник
Горно-Алтайска".
     3. Распоряжение вступает в силу со дня его принятия.


     Председатель Горно-Алтайского
     городского Совета депутатов          Ю.А.Шевченко





                                ОТЧЕТ                                 
               МЭРА ГОРОДА ГОРНО-АЛТАЙСКА В.А.ОБЛОГИНА                
             ОБ ИТОГАХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ              
                  ГОРОДА ГОРНО-АЛТАЙСКА В 2006 ГОДУ                   

                         Уважаемые депутаты!                          

     2006 год для экономики города и  его  социальной  сферы  является
годом   стабильного   роста   в   сфере   промышленного  производства,
капитального строительства, ростом ряда  таких  важнейших  показателей
уровня  жизни  населения,  как реальные доходы на душу населения, рост
сбережений на  счетах  банковских  учреждений,  рост  товарооборота  и
объема  платных  услуг,  в  том  числе  в  расчете  на душу населения,
произошел ряд позитивных сдвигов в социальной сфере.
     Итоги  социально-экономического  развития  подробно  изложены   в
отчете,  имеющемся  у  вас в материалах сессии, и нет необходимости их
зачитывать. Остановлюсь лишь на наиболее важных событиях и  проблемах,
произошедших  в  2006  году,  что  сделано  и предстоит сделать для их
решения.
     Основной задачей  работы  муниципальных  органов  власти  было  и
остается  решение вопросов обеспечения достойного уровня жизни горожан
с точки зрения  возможности  трудиться,  получать  за  труд  достойное
вознаграждение,  чувствовать  себя  в  безопасности, иметь условия для
восстановления  и  поддержания  здоровья  и   реализовывать   духовные
потребности.  Для  реализации этих задач следует выделить два основных
направления  деятельности  муниципального  образования  -  это   сфера
экономики  и  финансов,  в  которой формируется материальная основа не
менее важного направления - социальной сферы.  Прежде  чем  перейти  к
изложению  характеристик деятельности обоих направлений, считаю важным
отметить, что огромное влияние на процессы и  результаты  деятельности
оказали   такие   события,   как   250-летие  добровольного  вхождения
алтайского  народа  в  Российское  государство  и  начало   реализации
приоритетных   национальных   проектов   в   жилищном   строительстве,
образовании и здравоохранении, которые позволили вовлечь в экономику и
социальную   сферу   Республики   Алтай   и   города    Горно-Алтайска
значительные   финансовые   средства   и    послужили    катализатором
экономического роста.
     Итак, наиболее важные и  значимые  результаты,  проблемы  и  пути
решения вопросов экономического развития города в 2006 году:
     Основные экономические показатели таковы: 1794  крупных  и  малых
предприятий  произвели  и отгрузили товаров, выполненных работ и услуг
на 1,6 млрд. руб., что больше на 19,3%  аналогичного  показателя  2005
года.  Это очень хороший рост, для примера - в Барнауле 0%, в целом по
РФ 6,8%. В значительной степени рост промышленного производства повлек
резко  увеличившийся  объем  инвестиций  -  более  950  млн. рублей по
официальным данным и оценочно с учетом частных  инвестиций  1,2  млрд.
руб.  Почти все эти средства использованы в капитальном строительстве,
которое в  свою  очередь,  выступая  потребителем  трудовых  ресурсов,
строительных  материалов,  услуг  транспорта  и  других  видов  услуг,
увеличило платежеспособный спрос на эти виды  ресурсов  и  предприятия
других  отраслей,  резко  подняло объемы производства товаров и услуг.
Для примера: наибольший рост  достигнут  в  производстве  строительных
материалов - до 440% по отдельным видам продукции, 150% - производство
изделий деревообработки.
     Высокие темпы роста производства сложились также  в  производстве
продукции   из   лекарственно-технического   сырья   и   меда  -  50%,
полиграфической промышленности - 48%, значительно ниже рост в  пищевой
промышленности - 18%.
     В соответствии  с  программой  социально-экономического  развития
города  Горно-Алтайска  на 2006 год наиболее приоритетными отраслями -
точками роста - определены: производство  строительных  материалов,  в
том  числе  камнеобработка,  глубокая  переработка  леса, производство
продукции  на   основе   лекарственно-технического   сырья   и   меда,
переработка    сельхозпродукции.    Сопоставляя   эти   приоритеты   с
фактическими результатами развития отраслей городской экономики, можно
сделать   вывод,  что  планируемая  отраслевая  структура  в  основном
соответствует фактически сложившейся и является  оптимальной  с  точки
зрения  реализации  конкурентных  преимуществ,  определенных  наличием
уникального  местного  сырья,  спросом  на  выпускаемую  продукцию  на
местных  и  региональных  рынках.  Вместе  с тем в 2006 году выявилась
необходимость некоторой корректировки вышеназванных приоритетов.  Так,
появилась  необходимость  учесть  динамично развивающуюся в Республике
Алтай отрасль  -  туризм.  Более  того,  начав  первые  проработки  по
комплексной   программе   социально-экономического   развития   города
Горно-Алтайска на  период  до  2022  года  и  среднесрочной  программы
развития   города   на   период  до  2012  года  совместно  с  учеными
Горно-Алтайского   государственного   университета,   были    получены
аналогичные  результаты  -  ранее  определенные  точки роста городской
экономики необходимо дополнить такой отраслью, как туризм,  причем  по
уровню  приоритетов  туризм  располагается  на первом месте. Подробно,
почему это так, а не  иначе,  депутаты  смогут  узнать  по  завершении
разработки  программы,  а это по плану должно произойти к 1 июля этого
года,  после  чего  она  будет  внесена  на  обсуждение  депутатов   и
утверждение на сессии городского Совета.
     Следствием оптимизации отраслевой  структуры  экономики  является
улучшение финансового состояния городских предприятий. В подтверждение
этого несколько цифр.
     За 2006 год,  по  отношению  к  предыдущему  году,  отрицательный
результат,  то  есть убыток в сумме 8,7 млн. руб. 2005 года, сменен на
положительный, то есть прибыль в  сумме  25  млн.  руб.  Удельный  вес
прибыльных организаций в общем числе организаций составил почти 70%.
     Говоря о производстве, очень важно правильно оценивать упомянутые
выше  высокие показатели, которые говорят о наметившейся положительной
тенденции на  развитие,  но  объемные  и  качественные  характеристики
выпускаемой  продукции далеки от того, что необходимо в соответствии с
требованиями сегодняшнего дня. Для примера можно сказать, что нам  еще
очень  далеко  от  объемов продукции, выпускаемой до 1991 года. Только
несколько предприятий вышли на сопоставимый уровень или превзошли  его
-   это   ОАО  "Горно-Алтайский  завод  железобетонных  изделий",  ОАО
"Горно-Алтайская типография".
     Анализируя  причины,  сдерживающие  дальнейший  рост   экономики,
следует назвать наиболее важные из них:
     - крайне низкий объем инвестиций в основной капитал предприятий -
это  менее  3%  от суммы инвестиций, которые названы выше. Результат -
низкий  уровень  технологии   производства,   невозможность   повысить
качество  и  ассортимент  выпускаемой  продукции, гибко реагировать на
конъюнктуру рынка, высокая себестоимость;
     - зависимость предприятий от заказов,  финансируемых  из  бюджета
напрямую  или  через  партнеров,  с  которыми они работают, что делает
очень   сложным   планирование   деятельности   на   среднесрочную   и
долгосрочную  перспективу,  в том числе и привлечение инвестиционных и
заемных средств;
     -  дороговизна  и  малые  сроки  предоставления  заемных  средств
банковскими  учреждениями,  а  также  высокая стоимость используемых в
производстве ресурсов - электроэнергия, тепло,  транспорт  и  зачастую
высокая  (по  сравнению  с  конкурентами  в других регионах) стоимость
рабочей силы;
     -  проблема  кадров,  как   профессиональных   рабочих,   так   и
инженерно-технического звена.
     К этому следует добавить, что если предприятие создается вновь, в
городе  очень трудно подобрать подходящий для этого земельный участок,
обеспеченный необходимой инженерной инфраструктурой.
     Что делается и необходимо сделать для преодоления этих причин?
     Первое, что необходимо отметить: ряд вопросов решить  в  одиночку
муниципальному    образованию    трудно   и   очень   важно   наладить
взаимодействие местных и региональных  властей.  Такое  взаимодействие
осуществлялось   при   решении  вопросов  оказания  финансовой  помощи
городским   предприятиям   из   фонда   развития   предпринимательства
Республики Алтай, но ввиду недостатка средств эффект был небольшим.
     В  настоящее  время  поставлена  задача  разработки   комплексной
программы   социально-экономического   развития  Республики  Алтай,  в
которую  как  составная   часть   войдут   и   комплексные   программы
муниципальных  образований,  в  том числе и города, что позволит тесно
увязать мероприятия, осуществляемые республикой по развитию  экономики
с мероприятиями, осуществляемыми городом.
     Для  реализации  приоритетных  направлений   развития   экономики
требуются  инвестиции,  измеряемые  сотнями  миллионов  рублей.  Таких
средств нет ни у регионального бюджета, ни тем более у муниципального.
Выходом   является  привлечение  частных  инвесторов.  Примером  может
служить предприятие  "Алэм"  (лесопереработка  на  территории  бывшего
завода  "Электросигнал"),  в  которое  привлечены  средства  инвестора
оценочно 30 - 35 млн. рублей, бывший комплекс хлебозавода,  в  который
привлечены средства в размере оценочно 20 млн. руб., проведены встречи
и переговоры с московской холдинговой компанией "Капитал-Керамика"  по
реконструкции  кирпичного  завода  (объем предполагаемых инвестиций не
менее 50  млн.  руб.).  Для  инвестиционной  привлекательности  города
необходимо  предусмотреть в генеральном плане города земельные участки
как для строительства новых предприятий, так и возможности  поэтапного
вывода  на  окраину экологически грязных производств, а также площадок
для    создания    так    называемых    технопарков     для     малого
предпринимательства,  в  которые  будут  допускаться  предприниматели,
развивающие производство  по  приоритетным  направлениям  и  им  будут
предоставляться  льготные  условия  по  пользованию землей и городской
инфраструктурой  на  период  становления  бизнеса.   Эти   мероприятия
разрабатываются  сейчас  в  рамках  программы социально-экономического
развития города.
     Для  решения  проблемы   привлечения   дешевых   и   долгосрочных
банковских  кредитов  для  предприятий  и  предпринимателей необходима
помощь городских властей, хотя в рамках действующего  законодательства
для администрации города задача очень сложная. В настоящее время опять
же в рамках  разработки  программы  социально-экономического  развития
города  разрабатываются  мероприятия  по  оказанию  такой помощи через
организацию уже упомянутого выше технопарка и ряд других схем.
     Очень  серьезно  стоит  проблема  кадров.  Уже  сегодня  трудовые
ресурсы  города не обеспечивают рост экономики. Предприятия испытывают
дефицит квалифицированных рабочих и  вынуждены  привлекать  на  работу
низкоквалифицированных   работников   -  трудовых  мигрантов,  которые
снимают лишь часть проблемы. Профессиональная подготовка должна  стать
одним  из  важнейших  приоритетов  работы, прежде всего органов власти
Республики Алтай. Со  стороны  муниципального  образования  необходимо
усилить  работу  по  профессиональной  ориентации  учащихся школ, всем
вместе  поднять  престиж  рабочей  профессии.  Совместно  с  органами,
занимающимися   занятостью   населения,   активизировать   работу   по
переподготовке кадров. Создать и вести реестр профессий и  потребности
в людях соответствующей профессии, в соответствии с которым работать с
региональными органами власти по переориентации учебных  заведений  на
нужды  экономики. Большое содействие могут оказать и сами предприятия,
и предприниматели путем заказа и  участия  в  финансировании  обучения
специалиста необходимой профессии.
     Все  сказанное  выше  относится  к  проблемам  малых  и   средних
предприятий,   занимающихся  производством.  Вместе  с  тем  у  малого
предпринимательства есть свои особенности.  Основной  резерв  развития
города - это малое предпринимательство. И этот резерв за последние два
года начал интенсивно реализовываться.
     Приведу несколько цифр, характеризующих малый  бизнес.  В  городе
работает 652 малых предприятия и 1780 индивидуальных предпринимателей,
которые обеспечивают рабочими местами  5625  человек,  что  составляет
37%  от числа занятых в экономике города. Объем налогов, поступивших в
городской бюджет от объектов малого предпринимательства, -  62,4  млн.
руб., их доля составила почти 17% в общем объеме налоговых платежей, а
это третье место среди налогов, формирующих бюджет. Так  что  по  этим
показателям бизнес уже становится "немалым".
     Малые  предприятия  сконцентрированы,  в  основном,   в   четырех
отраслях  экономики: торговле, строительстве, организациях, работающих
по  операциям  с  недвижимостью,  арендой  и  предоставлением   услуг,
обрабатывающих  производствах.  В  2006  году  малым  бизнесом созданы
производства по выпуску  тротуарной  плитки,  газоблоков,  пеноблоков,
изделий  по  переработке  дерева, сувенирное производство, переработка
лекарственного сырья, меда. Большие возможности не реализованы в  2006
году по переработке сельхозпродукции. В настоящее время ведется работа
по   организации   переработки   плодово-ягодной   продукции    бывших
подгорновских садов.
     Для стимулирования видов деятельности по производству  товаров  и
перерабатывающих   производств   Горно-Алтайским   городским   Советом
депутатов установлены минимальные  для  товаропроизводителей  значения
коэффициента  К2,  используемого  для  расчета  налога. В приоритетном
порядке   предоставляются   земельные   участки    из    муниципальной
собственности предпринимателям, осуществляющим производство товаров, в
некоторых  случаях  предоставляются  льготы  по   уплате   за   аренду
имущества и земельного участка.
     Основные факторы, сдерживающие рост малого бизнеса,  те  же,  что
уже   упомянуты,  и  к  ним  следует  добавить  еще  один  и  довольно
чувствительный именно  для  предпринимателей  -  это  административные
барьеры.  Чтобы открыть свой бизнес, необходимо пройти различного рода
согласования на трех уровнях  власти  -  муниципальная,  региональная,
федеральная.  Судя  по жалобам предпринимателей, наибольшее количество
претензий к федеральным властям, которые,  зачастую  трактуя  Закон  в
свою  пользу,  совершенно  не  заинтересованы  в  содействии  развитию
предпринимательства в интересах региона и  муниципальных  образований.
Городские власти пытаются понизить эти барьеры. Так, при администрации
города действует согласительная комиссия, на  которой  предприниматель
может  получить  необходимые  ведомственные  согласования  по принципу
"одного окна", город взял на себя инициативу и в  основном  реализовал
порядок,  при  котором  организации, занимающиеся регистрацией земли и
недвижимости, собраны в одном здании - тоже элементы принципа  "одного
окна".
     И в этом направлении еще много предстоит  сделать.  Заканчивая  о
проблемах, следует сказать, что никто не знает эти проблемы лучше, чем
сами  предприниматели,  поэтому  для   непосредственного   участия   в
формировании  муниципальной  политики по предпринимательству в рабочую
группу  (экономический   совет   города)   по   разработке   программы
социально-экономического   развития   включен   представитель   Совета
предпринимателей города Горно-Алтайска.
     От  общих  проблем   экономики,   считаю   необходимым   отдельно
остановиться  на  таких  отраслях, как строительство, ЖКХ, транспорт и
связь, потребительский рынок.  Это  очень  важные  сегменты  экономики
города,  от  их  работы  непосредственно  зависит качество жизни наших
горожан.
     Строительство
     Говоря о строительстве, хочу назвать наиболее  значимые  объекты,
которые  были  построены  в  городе,  - это Национальный драматический
театр, который  украсил  центр  города,  открыт  сквер  Чорос-Гуркина,
полностью реконструирована центральная площадь им. Ленина. В 2006 году
введены в действие новое  здание  школы  N  13,  пристройка  к  зданию
Горно-Алтайского    государственного   университета,   где   размещена
студенческая столовая и административно-хозяйственная  часть,  бульвар
Студенческий.  Кроме  того,  заложено  строительство детской больницы,
вспомогательной  школы,  также  ведется  строительство   плавательного
бассейна.
     В течение года частные инвесторы активно вели строительство таких
объектов,    как    торгово-развлекательный    комплекс    "Мария-РА",
строительство торгового  центра  на  территории  бывшего  центрального
рынка,  магазин  "Строительный  двор" и многие другие объекты. Объекты
социальной сферы строились при непосредственном участии  Правительства
Республики Алтай.
     Для организации массового жилищного строительства  администрацией
города проведен ряд мероприятий.
     Подготовлена документация на  проведение  открытого  конкурса  на
корректировку    генерального    плана    городского   округа   "Город
Горно-Алтайск",   карта   для    газификации    города,    карта    по
территориальному  зонированию  города,  разработан  пакет  нормативных
документов по сокращению сроков оформления  земельных  документов  для
жилищного строительства.
     В результате принятых мер было предоставлено 24 земельных участка
для   жилищного   строительства   на  конкурсной  основе,  на  которых
планируется построить приблизительно 100 тыс. квадратных метров  общей
площади  жилья,  в  том числе строительство домов, предназначенных для
использования в качестве социального жилья.
     Для перспективной индивидуальной жилой  застройки  администрацией
города   дополнительно   вовлечены   в  оборот  625  га  земли,  ранее
принадлежащих ОАО "Совхоз - завод Подгорный". Интенсивно велись работы
по  проектированию  планировки  на  данную  землю  и  обеспечению этих
участков   инженерной   и    социальной    инфраструктурой,    включая
строительство  школы,  детского  сада,  сети  магазинов  и  аптек.  По
настоящее время выделено жителям города под  индивидуальную  застройку
2200  участков, при инвентаризации земельных участков, предоставленных
под жилищное  строительство,  выявлено,  что  в  районах  новой  жилой
застройки построено 999 жилых домов.
     Кроме  того,  ведется  строительство  современного   поселка   на
территории   бывшего  автодрома  с  применением  новых  технологий,  с
использованием трехслойных панелей с утеплителем  из  пенополиуретана,
выпускаемого в городе, и с полным инженерным благоустройством.
     Жилищно-коммунальное  хозяйство   -   одна   из   основных   сфер
жизнеобеспечения города - является в настоящее время отраслью, которая
потребляет 22% средств расходной части городского бюджета.  Глобальная
задача  органов  местного  самоуправления  состоит  в переходе на 100%
оплату населением стоимости ЖКУ  при  одновременных  мерах  социальной
поддержки  населения  с  низкими  доходами  через  развернутую систему
адресного субсидирования,  внедрение  систем  учета  потребления  ЖКУ,
переход   к   новым   методам   обслуживания  жилья  с  учетом  мнения
собственников жилья и вовлечение их в процесс управления своим  домом,
регулирование  тарифов  ЖКУ  с учетом баланса интересов потребителей и
производителей. В городе жилищно-коммунальное  хозяйство  находится  в
состоянии,  мало  отличающемся  от  других  городов и регионов страны.
Технологическая отсталость, высокий износ оборудования и коммуникаций,
недостаток  средств  для  проведения  капитальных, текущих ремонтов, а
также модернизации оборудования и технологии. Отсюда высокая стоимость
услуг   жилищно-коммунального  хозяйства.  Несмотря  на  перечисленные
причины,  жилищно-коммунальный  комплекс  за  прошедший  год   работал
стабильно,  не  было  допущено  серьезных  аварий.  За  последние годы
наметились позитивные сдвиги, стали поступать средства по  федеральным
программам.  Удалось  провести обновление основных средств, приобрести
некоторое  оборудование,  транспорт.  Но  для  серьезной  модернизации
необходимы  средства,  измеряемые сотнями миллионов рублей, и наиболее
важным элементом этой модернизации должен стать приход природного газа
в город Горно-Алтайск.
     В  рамках  реализации  программных  мероприятий  по   обеспечению
жителей  города электроэнергией и водой построено 2,6 км водопроводных
сетей, 3,8 км линий электропередач ВЛ-0,4 Кв, 750 м электролиний ВЛ-10
Кв.
     В      рамках      подпрограммы      "Модернизация       объектов
жилищно-коммунального хозяйства федеральной целевой программы "Жилище"
на 2003 - 2010 годы" на 2006 год  было  освоено  13,8  млн.  руб.,  на
которые  проведен  капитальный  ремонт  наружных  тепловых сетей, были
приобретены водогрейные  и  паровые  котлы  для  городских  котельных,
модернизированы системы водоснабжения и канализации.
     Мероприятия,  финансируемые  по  программе  "Отходы",   позволили
увеличить  КПД  "циклонов"  для  очистки  дымовых  газов  до  90%, что
благоприятно сказывается на экологической обстановке города.
     Одним из приоритетных направлений  стала  работа  по  газификации
города.   Были   произведены  расчеты  по  газификации  муниципального
образования "Город Горно-Алтайск".
     В 2006 году начаты работы по внедрению новых методов обслуживания
жилого  фонда  посредством  передачи на обслуживание домов управляющим
организациям, начали реализовываться мероприятия по  внедрению  систем
приборного  учета  потребления  коммунальных  услуг,  снижению  потерь
коммунальных ресурсов.
     Постоянно  осуществлялся  контроль  за  подготовкой   и   началом
отопительного сезона 2006 - 2007 года.
     Большое внимание уделяется вопросам благоустройства и  озеленения
города.
     Основная  проблема  отрасли  в  настоящее  время  -  нерешенность
вопроса  о  возмещении  убытков  предприятий, оказывающих коммунальные
услуги, по которым уровень платежей  населения  не  доведен  до  100%.
Решение проблемы пытаемся найти совместно с Правительством РА.
     Транспорт и связь
     Автомобильным транспортом предприятий всех видов деятельности,  а
также  предпринимателями,  осуществляющими грузоперевозки, за 2006 год
перевезено 5576,6 тысячи тонн, что на 45,9% выше 2005 года (3822 тысяч
тонн). Грузооборот составил 58,8 млн. тонно-километров.
     За  2006   год   общий   пассажирооборот   составил   24,9   млн.
пассажиро-километров,  что  составляет 119,1% к уровню 2005 года. Сеть
городских и пригородных маршрутов пассажирского  транспорта  в  городе
Горно-Алтайске   представлена  26  маршрутами,  на  которые  ежедневно
выходят около 70  единиц  пассажирского  автотранспорта.  Кроме  того,
маршрутное такси представлено 8 маршрутами; расширяется сеть городских
и  пригородных  маршрутов.  Ежедневно  на  линию  выходят  13   единиц
маршрутного такси. Несмотря на рост грузопассажироперевозок, положение
отрасли  очень  тяжелое.  Высока  конкуренция  с  транспортниками   из
соседних  регионов,  не  обновляется  автопарк,  растут  цены  на ГСМ,
запасные части, в  то  же  время  рынок  не  дает  адекватно  повышать
стоимость   грузоперевозок.   Результат   -   распад   многих  крупных
автопредприятий и их уход в  малый  бизнес.  Задача  органов  местного
самоуправления  -  скоординировать  деятельность, в противовес распаду
необходимо  объединить  в  ассоциацию   транспортников,   по   примеру
транспортников  осуществляющих  пассажирские  перевозки, которые тесно
работают с городской администрацией.
     В  области   связи   рынок   представлен   крупными   российскими
операторами   телекоммуникационных  услуг  ОАО  "Сибирьтелеком",  МТС,
БИЛАЙН, которые интенсивно развивают свою сеть. В этом году  предложит
свои  услуги  городу  еще один оператор - МЕГАФОН. Сегодня он получает
необходимые лицензии и готовит техническую базу для  выхода  на  рынок
сотовой связи.
     В Горно-Алтайске зарегистрировано  11935  телефонных  номеров,  и
число   домашних   телефонов   ежегодно   растет.   Населению   города
предлагаются различные виды телекоммуникационных услуг,  основными  из
которых    являются:    местная    телефонная   связь,   междугородняя
внутризоновая  связь,  телеграфная  связь,  коммутируемый   доступ   в
Интернет,  аренда  каналов  связи,  радиотрансляционная связь. Сегодня
связь - это самодостаточный, динамично развивающийся  бизнес,  который
не требует прямой государственной поддержки.
     Предприятия потребительского рынка занимают одно из ведущих  мест
в  отраслевой  структуре  экономики  Горно-Алтайска.  Сегодня торговым
обслуживанием занимаются 189 стационарных  предприятий  торговли,  135
мелко-розничных  объектов,  10  оптовых  баз  и  торговых  центров, 40
предприятий общественного  питания,  бытового  обслуживания.  Всего  в
сфере потребительского рынка задействовано около 2500 человек.
     На территории города действуют три открытых рынка: "Западный"  на
240  торговых  мест,  "Весна"  на  250 торговых мест, "Ткацкий" (рынок
"Колхозный") на 100 торговых мест.
     В  2006  году  открылись  6  новых  предприятий   крупноформатной
торговли,  такие  как магазин "Нада-Мебель"; магазин "Стройматериалы";
Торговый  центр  "Ткацкий-2";   супермаркет   "Мария-Ра".   В   разных
микрорайонах  города  открыто  8  павильонов,  отвечающих  современным
требованиям архитектуры. Более 10 предприятий работают  по  технологии
самообслуживания: сеть магазинов "Разноторг", "Мария-Ра", "Аникс". Все
большее развитие получает дополнительная  услуга,  такая  как  продажа
товаров  в  кредит,  самообслуживание,  совмещение элементов оптовой и
розничной торговли.
     В  летний  и  осенний  период  оживает  уличная   торговля.   Для
реализации  овощей,  фруктов  и кваса дополнительно отводятся места на
территории города, в 2006 году было открыто 23 торговых точки.
     Оборот розничной торговли вырос на 14,1%.
     На этом хотелось бы завершить информацию  по  сфере  экономики  и
перейти  к  не  менее  важной  социальной  сфере, которая обеспечивает
экономику грамотными,  здоровыми  работниками  и  помимо  материальных
условий жизни формирует духовный комфорт у человека и общества.
     В социальной сфере существует ряд сложных проблем. Самая  крупная
с  точки  зрения  решаемых  задач  и  объемов финансирования - отрасль
образования. Некоторые общие цифры - в городе действует 12 школ, в том
числе  в  2006  году  запущена  общеобразовательная  школа  N  10  для
детей-инвалидов, 14 детских садов, которые посещают 1614 дошкольников.
     В рамках  приоритетного  национального  проекта  "Образование"  в
городе    осуществлялось   развитие   информационных   образовательных
технологий, к сети Интернет подключены все школы города.
     В   целях   реализации   приоритетного   национального    проекта
"Образование"   проведен   конкурс   по   отбору   школ,   реализующих
инновационные   образовательные   программы,   победителями   конкурса
признаны  гимназия  N  3 и школа N 4, проведен конкурс "Лучший учитель
города". Своевременно и в  полном  объеме  выплачивается  надбавка  за
классное руководство. На это израсходовано 5,2 млн. руб.
     Но вместе с тем в образовании существует ряд сложных проблем.
     Острейшей  проблемой  города  является   обеспеченность   горожан
детскими дошкольными учреждениями, обеспеченность местами в дошкольных
учреждениях составляет 38% от общего количества детей,  проживающих  в
городе.  Группы  в  детских  садах  перегружены,  что  не способствует
нормальному воспитанию детей.
     Для сокращения большой очередности в  детские  сады,  которая  на
сегодня  составляет 2627 детей, администрация города провела работу по
подготовке проекта на строительство детского сада N 5 на 120  мест  по
улице Чаптынова, 9, подготовлена площадка для строительства пристройки
к  детскому  саду  N  4.  Исходя  из  существующей  потребности,   для
обеспечения   местами   в  дошкольных  учреждениях  городу  необходимо
построить минимум 10 детских садов. Необходимо построить детские  сады
в  районах  новой  застройки  в  урочище  Каяс вместимостью 120 мест и
микрорайоне Байат также на 120 мест. На  строительство  детских  садов
ориентировочно  требуется  780  млн.  рублей.  Вопрос по детским садам
остается открытым, заложить  средства  на  строительство  в  городском
бюджете не представляется возможным. В 2006 году администрацией города
было  предложено  крупным  предприятиям  и   предпринимателям   города
софинансировать   строительство   детских   садов,   места  в  которых
распределятся   пропорционально   вложенной    сумме.    В    процессе
предварительных  переговоров  желание  построить  частный  детский сад
выразило одно предприятие, работающее под торговой маркой "Разноторг".
В  этом  году будет рассмотрен вопрос по строительству такого детского
сада.
     Сложная ситуация складывается в  системе  школьного  образования.
Количество мест в учреждениях образования в 2 раза меньше существующей
потребности. Школы города работают в 2 смены  с  повышенной  нагрузкой
(переполнены учащимися), вечерняя школа работает в 3 смены, что в свою
очередь отрицательно влияет на качество учебного процесса в  целом.  В
городе  ведется  интенсивная индивидуальная застройка, возникают новые
жилые микрорайоны, в которых в  настоящее  время  отсутствуют  объекты
образования.    Поэтому    возникает   потребность   в   строительстве
дополнительных школ, особенно школ начального образования,  в  районах
новой  застройки  -  районах  Байата, Каяса и восточной части города в
районе села Алферово. Ориентировочная потребность в денежных средствах
на  строительство  одной школы составит 120 млн. рублей. Из сказанного
понятно, что  решить  проблему  строительства  школ  и  детских  садов
муниципальному   бюджету   не  по  силам,  необходимо  предусматривать
средства в бюджете Республики Алтай.
     От проблем образования практически не отстают проблемы, связанные
с   осуществлением   первичной   медицинской   помощи  населению.  Под
реализацию этих полномочий  в  2006  году  городу  были  переданы  две
поликлиники  -  детская  и  взрослая,  бывшие  ранее  в  собственности
Республики Алтай и находящиеся в  составе  республиканской  детской  и
республиканской  взрослой  больниц.  Здания поликлиник были переданы в
неудовлетворительном состоянии, где десятки лет не проводился  ремонт.
Не   соответствующими  современным  требованиям  оказались  не  только
здания,  но  и  медицинское  оборудование,  и  комплектация  кадрового
состава, не хватает врачей некоторых специальностей. Город по существу
вынужден был взять на себя и в  том  числе  на  свой  бюджет  все  это
наследство,  годами  не  решаемые  проблемы. Предпринимаются усилия по
приведению зданий в порядок, решаются вопросы подготовки специалистов,
приглашения  на  работу  молодых специалистов, выпускников медицинских
вузов, что  в  свою  очередь  требует  решения  вопросов  их  бытового
устройства.  Конечно,  все не может быть решено мгновенно, это требует
времени и средств.  Уже  с  осуществлением  мероприятий  приоритетного
национального  проекта  "Здоровье"  был решен ряд проблем. В городские
учреждения здравоохранения  в  рамках  проекта  поступило  медицинское
оборудование  на  сумму  4,2  млн.  рублей.  В  городскую  поликлинику
поступили аппараты ЭКГ, фиброгастроскоп,  аппараты  УЗИ,  в  городскую
женскую  консультацию  аппарат  УЗИ,  на  станцию  "скорой  помощи"  2
автомобиля класса В с оборудованием на общую сумму  3,2  млн.  рублей.
Для   оказания   скорой   медицинской   помощи   в  городе  необходимо
предусмотреть средства  для  обновления  стареющего  парка  санитарных
машин  и оборудования. Двух автомобилей, которые поставлены в город по
национальному  проекту,  недостаточно  для   решения   всех   проблем.
Необходимо  предусмотреть  средства  для  строительства гаража станции
"скорой помощи", т.к.  планируется  в  2007  году  поставка  еще  двух
автомобилей    "скорой    помощи"    с   соответствующим   медицинским
оборудованием по нац. проекту "Здоровье".
     В рамках национального проекта "Здоровье"  введено  использование
"родовых  сертификатов", что значительно улучшает качество оказываемой
медицинской  помощи.  За  2006  год  осуществлены   денежные   выплаты
участковым   врачам,  участковым  педиатрам,  врачам  общей  практики,
медицинским сестрам в размере 10,34 млн. руб.
     Для дальнейшего развития системы  муниципального  здравоохранения
городу  необходимо создание в г. Горно-Алтайске городского стационара.
Стационарная  помощь  жителям  города  оказывается  в  республиканской
больнице.  В  городской  поликлинике стационарная помощь оказывается в
дневном стационаре на 6 коек в две смены.  К  сожалению,  в  городской
поликлинике  не  хватает  площадей  для размещения стационара, т.к. на
площадях поликлиники размещены  республиканские  лечебные  учреждения.
Поэтому  необходимо  решить вопрос о переводе республиканских лечебных
учреждений  из  здания  городской  поликлиники.  Второй  путь  решения
вопроса  обеспечения  стационарной  помощью  жителей города - передача
части коечного фонда стационара  республиканской  больницы  городу  по
количеству проживающего населения.
     Для   качественного   обеспечения   жителей   города   бесплатной
медицинской  помощью гарантированного объема и качества в соответствии
с   программой   государственных   гарантий    необходимо    оснащение
современными  медико-техническими  средствами,  технологиями, развитие
материальной  базы  и  переоснащение   объектов   здравоохранения.   В
городских  поликлиниках  (взрослой  и  детской)  необходимо произвести
капитальный ремонт с  перепланированием  и  реконструкцией  зданий.  В
городской     поликлинике     необходимо     предусмотреть    создание
реабилитационного  отделения   для   инвалидов,   создание   локальной
компьютерной  сети  в  регистратуре,  кабинетах  врачей,  что  поможет
улучшить  работу   поликлиники.   На   уровне   муниципалитета   будет
разработана  и  принята программа развития амбулаторно-поликлинической
службы в  г.  Горно-Алтайске,  материально  подкрепленная  финансовыми
средствами. Открыт прием врачей в офисе практического врача по адресу:
ул. Ленина, 195.
     Для комплексного решения вопросов по "скорой помощи" в 2007  году
будет разработана и принята муниципальная программа по развитию скорой
и неотложной помощи в г.  Горно-Алтайске.  Готовится  проектно-сметная
документация на строительство гаража для станции "скорой помощи".
     Кроме этого, в бюджете города необходимо предусмотреть финансовые
ресурсы    для   проведения   предстоящего   лицензирования   лечебных
учреждений  города  (МУЗ  "Городская  станция  скорой   и   неотложной
медицинской  помощи",  МУЗ  "Городская муниципальная стоматологическая
поликлиника", МУЗ "Городской родильный дом").
     От  проблем  здравоохранения  перехожу  к  следующему  важнейшему
вопросу  -  это работа по формированию здорового образа жизни горожан.
Для привлечения горожан к регулярным занятиям физической  культурой  и
спортом  в городе работает около 40 учреждений различной ведомственной
принадлежности, систематически занимаются спортом более  9%  от  всего
населения города. Этот показатель среди молодежи выше - до 12%.
     В 2006 году в городе:
     - развивалось 24 вида спорта
     - проведены более 150 городских соревнований
     - впервые открыта городская  Доска  почета  "Спортивная  честь  и
слава города"
     -     увеличилось     количество     организаций,      проводящих
физкультурно-оздоровительную работу
     - растет численность штатных  работников  физкультурно-спортивных
организаций (увеличение на 17 человек)
     - увеличился объем бюджетного финансирования
     - почти в  два  раза  увеличился  показатель  подготовки  за  год
спортсменов массовых разрядов.
     Уважаемые депутаты, следует  отметить,  что  сегодняшний  уровень
обеспеченности   населения   города  культурными,  оздоровительными  и
спортивными  сооружениями  не  отвечает  современным  требованиям.  Не
удовлетворяются   потребности   населения   в   простейших  спортивных
сооружениях, игровых площадках по месту жительства.  В  связи  с  этим
необходимо решить вопрос о передаче из республиканской в муниципальную
собственность городского стадиона  "Спартак",  горнолыжного  комплекса
на   горе   Тугая.   Для  реконструкции  стадиона  будут  привлекаться
предприниматели и предприятия, расположенные  рядом.  Мы  работаем  по
вопросу  строительства городского парка культуры и отдыха с оснащением
современными аттракционами, для этого на конкурсной основе  выставлены
7  площадок,  определены  победители,  которые в этом году начнут свое
строительство.
     Будем  работать   по   осуществлению   строительства   простейших
спортивных площадок, футбольных полей и обустройству детских площадок,
строительству комплексного центра детского творчества.
     Со спортом и здоровым  образом  жизни  тесно  связана  молодежная
политика.  Молодежь  Горно-Алтайска  -  это  20  тысяч молодых людей в
возрасте от 14 до 30 лет, более половины из которых - это  учащиеся  и
студенты.
     Молодежная   политика   на   территории   МО   г.   Горно-Алтайск
осуществляется  в  соответствии  с  муниципальной программой "Молодежь
Горно-Алтайска на 2006 - 2010 гг.".
     В  2006  году  была  усилена  работа  по  вовлечению  молодежи  в
социально-значимые    дела   города,   совершенствовалась   работа   с
подростками и молодежью  по  месту  жительства.  Администрация  города
содействовала  выявлению  и поддержке инициативной, целеустремленной и
талантливой молодежи. Создано МУ "Молодежный центр г. Горно-Алтайска".
     Вместе с тем можно отметить, что:
     1. Только 20% молодежи активно  участвует  в  общественной  жизни
города.
     2.   Продолжается   рост   криминализации    молодежной    среды,
увеличивается число правонарушений и преступлений.
     3. На низком уровне находятся услуги в области молодежного досуга
(дискотеки, ночные клубы).
     4. Не может сегодня нас устраивать  уровень  массовой  молодежной
культуры.
     5.   В   городе   отсутствуют   учреждения   семейного    отдыха,
безалкогольные и интернет-кафе, летние аттракционы.
     6. Основная проблема, стоящая сегодня  перед  молодой  семьей,  -
отсутствие жилья.
     В городе действует подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей
в  2002  -  2010 гг.", входящая в состав федеральной целевой программы
"Жилище". За 2006 год согласно республиканских квот в рамках программы
выделено субсидий лишь 2-м семьям из 277.
     Муниципальных   же   средств,   выделяемых   в   рамках    данной
подпрограммы, недостаточно для решения этой проблемы.
     Решение этих  проблем  невозможно  без  активного  участия  самих
молодых  людей.  При этом повышаются требования к их личным качествам.
Сегодня обществу, как  никогда,  нужны  компетентные,  инициативные  и
ответственные люди. И над этим нам всем надо работать.
     Существует ряд проблем у учреждений культуры. Требуется  провести
ремонт   зрительного   зала   городского   Дома   культуры,  построить
дискотечный  зал  для   молодежи,   оснастить   городские   библиотеки
компьютерной  техникой для обеспечения пользователей библиотек выходом
в Интернет  и  пополнить  книжный  фонд,  в  том  числе  и  справочной
литературой.  Музыкальные  школы необходимо обеспечить дополнительными
музыкальными   инструментами,   сегодня   приобретение    инструментов
осуществляется за счет родительской платы.
     Последний  вопрос,  на  котором  необходимо   остановиться,   это
обеспечение  общественной  безопасности. В соответствии с приоритетами
человеческих ценностей безопасность человека и его  семьи  среди  всех
ценностей в разных научных источниках занимает 2-е или 3-е место.
     В настоящее время в условиях  возросшей  криминальной  обстановки
проблема  общественной  безопасности  становится все более актуальной,
требующей   скоординированных   усилий   не    только    со    стороны
правоохранительных   органов,   но   и  со  стороны  органов  местного
самоуправления и общественности города.
     Криминальная ситуация  в  городе  Горно-Алтайске  характеризуется
высокой степенью напряженности. Так, за 2006 год зарегистрировано 2215
преступлений. По  сравнению  с  2005  годом  их  количество  в  городе
возросло  на  22,2%.  Этот  рост обусловлен рядом факторов, как ростом
самой преступности, так и проведением большой работы по выявлению и ее
надлежащей регистрации.
     На рост преступности в  2006  году  повлияло  увеличение  на  37%
количества  преступлений  блока милиции общественной безопасности и на
2% блока криминальной милиции, на которых зарегистрировано 1437 и  778
преступлений  соответственно.  Наибольший  удельный  вес  преступлений
относится к компетенции милиции общественной безопасности  и  в  общей
структуре преступности составляет почти 65%.
     Особую   озабоченность   вызывает    преступность,    совершаемая
несовершеннолетними,  которая  составляет  рост  более 6%. Несмотря на
меры    профилактики,    осуществляемые     Комиссией     по     делам
несовершеннолетних    и    защите   их   прав   администрации   города
Горно-Алтайска, цифры показывают, что  этих  мер  недостаточно.  Также
вызывает  серьезную  озабоченность  состояние  дел на дорогах и улицах
города. Так,  за  2006  год  выросло  количество  дорожно-транспортных
происшествий, в которых погибло 7 человек.
     Большая  работа  правоохранительных  органов  проведена  в  сфере
преступлений  экономического  характера,  пресечено  328 преступлений,
преступлений в сфере незаконного  оборота  наркотиков,  пресечено  145
экономических   преступлений,   по   прекращению  незаконного  оборота
спиртосодержащей продукции.
     Тем не менее, несмотря на большую  работу,  проведенную  органами
внутренних  дел,  останавливаться  на  достигнутом  было бы совершенно
неправильно.  Необходимо  резко  усилить  профилактическую  работу  по
предупреждению   преступлений,   совершаемых   в  быту,  преступлений,
совершаемых несовершеннолетними, для этого  необходимо  активизировать
работу участковых, которым не без участия администрации города созданы
условия:  оборудованы  7  участковых   пунктов   милиции,   произведен
необходимый  ремонт  помещений, обеспечены средствами связи и оснащены
оргтехникой.
     Необходимо вовлекать в охрану общественного порядка  общественные
формирования,  налаживать взаимодействие с населением, предприятиями и
ведомствами. Как пример можно привести создание оперативных отрядов из
числа студентов.
     Необходимо значительно усилить координирующую  роль  Комиссии  по
делам   несовершеннолетних   администрации   города   с   целью  более
эффективного  использования  имеющихся  возможностей  по  профилактике
правонарушений системы образования, социальной защиты, системы органов
внутренних  дел,  привлечению   к   этой   деятельности   общественных
организаций.
     Более подробную информацию о состоянии дел в области общественной
безопасности  и  правопорядка  вы  узнаете из доклада прокурора города
Мунатова А.А.

                         Уважаемые депутаты!                          

     Предстоящий 2008 год -  юбилейный  для  нашего  города,  которому
исполнится  80  лет.  Всем нам предстоит в этом году большая работа по
всему  комплексу  проблем,  прозвучавших  в  докладе,  чтобы  достойно
встретить юбилей. Многое сделано, достигнуты положительные результаты,
но сделать предстоит еще больше. И я надеюсь, что совместно с  вами  -
депутатским корпусом, мы справимся со всеми поставленными задачами.


Информация по документу
Читайте также