Расширенный поиск
Постановление Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай от 02.11.1994 № 6-1ГОСУДАРСТВЕННОЕ СОБРАНИЕ - ЭЛ КУРУЛТАЙ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 2 ноября 1994 г. N 6-1 г.Горно-Алтайск О Концепции энергетической политики Республики Алтай на период до 2005 года Государственное Собрание - Эл Курултай Республики Алтай постановляет: 1. Одобрить основные положения "Концепции энергетической политики Республики Алтай на период до 2005 года", представленной Правительством Республики Алтай. В месячный срок Правительству Республики Алтай доработать разделы "Электросетевое строительство" и "Гидроэнергетика" с учетом замечаний депутатов и специалистов. 2. Считать приоритетным и важнейшим направлением в экономике республики - развитие электроэнергетики (электрификации труда и быта жителей республики, создание собственных генерирующих источников электроэнергии и разветвленной сети линий электропередач). 3. Поручить Правительству Республики Алтай а) создать инвестиционный фонд развития электроэнергетики с привлечением: внебюджетных фондов республики; 25 - 40% средств республиканского бюджета, направленных на капстроительство начиная с 1995 года; существующей инвестиционной составляющей тарифа на электроэнергию; б) в двухмесячный срок подготовить и внести на рассмотрение Государственного Собрания - Эл Курултай проект закона о налоговых льготах для участников реализации программ развития электроэнергетики Республики Алтай; в) ввести в практику опережающую экологическую экспертизу проектов энергетических объектов; г) определить организационную структуру по реализации развития электроэнергетики республики. 4. Контроль за выполнением данного постановления возложить на первого заместителя Председателя Госсобрания - Эл Курултай Волкова В.В. и на постоянную комиссию Госсобрания - Эл Курултай по экологии, природопользованию и промышленности. Глава Республики Алтай, Председатель Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай В.И.Чаптынов КОНЦЕПЦИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ НА ПЕРИОД ДО 2005 ГОДА Введение Концепция энергетической политики Республики Алтай на период до 2005 года является разделом "Комплексной программы развития экономики Республики Алтай", разрабатываемой в соответствии с Указом Президента Российской Федерации "О мерах государственной поддержки социально - экономического развития Республики Алтай" от 02.03.93 г. N 309. В Концепции предусматривается создание основы электроэнергетического комплекса в Республике Алтай путем строительства малых ГЭС и комплексного использования бурых углей Талду-Дюргунского месторождения с рациональным использованием существующих магистральных сетей 110 кВ. С вводом электрогенерирующих мощностей, с переходом к 2000 году Республики Алтай на самообеспечение начнет сокращаться импорт электроэнергии. В перспективе Республика Алтай становится экспортером электроэнергии. В соответствии с федеральным курсом энергосбережения и повышением эффективности использования энергии намечается также применение нетрадиционных источников энергии, местных видов топлива и отходов производства для отопления, утилизация бытовых и вторичных энергоресурсов, освоение новых видов энергосберегающей техники. Развитие энергетических отраслей республики должно осуществляться при обязательном соблюдении требований по охране окружающей среды и при участии соответствующих федеральных и республиканских ведомств и учреждений. 1. Электроснабжение Республики Алтай Электроснабжение Республики Алтай осуществляется практически полностью от Бийского энергоузла дефицитной энергосистемы "Алтайэнерго". Максимальная расчетная мощность, которую можно передать в Республику Алтай по существующим сетям 110 кВ, составляет 75 мвт. Общее потребление в 1993 году составило 368 млн. квт. ч. электроэнергии, что менее 2 тыс. квт. ч. на душу населения в год. По этому показателю Республика Алтай в два раза уступает Алтайскому краю и еще более - России в целом. Даже в условиях стагнации производства необходимая в зимние месяцы мощность составляет примерно 100 мвт. "Схемой развития Барнаульской энергосистемы до 2000 года" предусматривается строительство ВЛ-220 (500) кВ "Барнаул - Бийск" и далее ВЛ-220 "Бийск - Горно-Алтайск - Иня". Однако до настоящего времени не решен вопрос финансирования проектных работ. В Республике Алтай эксплуатируются построенные радиальные магистральные сети 110 кВ, питающие все административные районы. Следующим этапом должна стать закольцовка этих сетей для повышения надежности электроснабжения. Значительная протяженность большинства магистральных сетей 110 кВ при отсутствии генерирующих источников является объективным фактором, не позволяющим обеспечить надежное и качественное электроснабжение, особенно отдаленных районов. Это одна из основных технических причин, препятствующих внедрению электроотопления в Кош-Агачском и Улаганском районах, приравненных к Крайнему Северу. Большая протяженность и соответственно стоимость линий электропередачи 110 и 10 кВ в Республике Алтай при их загруженности 5 - 20% от пропускной способности влекут адекватно высокие эксплуатационные затраты и особенно амортизационные отчисления, значительно повышающие цену электроэнергии. Таким образом, дальнейшее развитие электроснабжения Республики Алтай за счет импорта не может быть оправдано, поскольку неизбежно окажется связанным с дорогостоящим электросетевым строительством, в том числе и за пределами Республики Алтай. Ориентация на размещение генеральных мощностей в Республике Алтай диктуется и общим состоянием энергетики Российской Федерации. В связи со спадом производства за последние годы в Российской Федерации уменьшилось потребление электроэнергии. В итоге появился некоторый резерв энергетических мощностей, однако 40% действующих мощностей, в основном на тепловых станциях, морально и физически изношены и подлежат в ближайшие годы выводу из эксплуатации. Для сохранения существующего производственного потенциала необходимо ежегодно вводить в действие не менее 5 - 6 млн. квт. генераторных мощностей. Реальный годовой ввод составил год 1966 - 1980 1990 1991 1992 1993 млн. квт. 5 - 6 2,8 2,1 0,7 1,4 Если в ближайшие годы не будет обеспечен опережающий ввод новых энергетических мощностей, то из-за большой инерционности инвестиционного цикла - 7 - 10 лет энергетика станет основным тормозом роста народного хозяйства при выходе из кризиса, и тогда усилия по стабилизации экономики не смогут дать положительных результатов. Для поддержания необходимого энергетического потенциала Правительством Российской Федерации 29.06.93 г. принято постановление N 513, которым в 1993 - 1995 годах разрешено формирование инвестиционного фонда за счет включения затрат в себестоимость электроэнергии. Даже краткий анализ состояния электроэнергетики России позволяет прогнозировать неизбежный рост стоимости электроэнергии до уровня мировых цен, первоочередное инвестирование энергетики в регионы с решающим для экономики страны значением, режим жесткой государственной политики экономии энергоресурсов и энергопродуктов. 2. Развитие гидроэнергетики Республика Алтай располагает богатейшим гидроэнергетическим потенциалом, оцениваемым в десятки млрд. квт. часов ежегодной выработки, но практически не используемым. Проектные же проработки свидетельствуют о чрезвычайно благоприятных условиях для строительства десятков гидроэлектростанций. Единственной действующей является малая Чемальская ГЭС мощностью 400 квт, построенная в тридцатые годы. В объеме, необходимом для начала строительства, выполнены научно - исследовательские и проектно - изыскательские работы по первой очереди каскада гидроэлектростанций на р. Катуни в составе Катунской ГЭС с контррегулирующей Чемальской ГЭС, установленной мощностью 1600 - 300 мвт и среднегодовой выработкой 7,3 млрд. квт. в час электроэнергии. Установленная мощность (более 1 млн. квт.) классифицирует Катунскую ГЭС как системообразующую электростанцию, строительство которой наиболее вероятно по Российской федеральной энергетической программе. Выполненные проектные проработки по малым ГЭС обосновывают целесообразность их строительства как для автономного электроснабжения отдаленных сел, так и с подключением их в существующие электрические сети 10 и 110 кВ энергосистемы. Электроснабжение отдаленных сел в настоящее время осуществляется от маломощных дизельных электростанций, которые из-за высокой стоимости ГСМ, запасных частей, а также их доставки автотранспортом за сотни километров, работают в зимний сезон по 5 - 6 часов в сутки, а летом практически не эксплуатируются. Изложенного вполне достаточно для оценки уровня развития экономики, качества жизни, культуры, труда и отдыха жителей этих сел. Строительство ГЭС малой мощности является безальтернативным вариантом решения проблемы электроснабжения этих сел. В целях оптимизации работы электрических сетей технически необходимо и экономически целесообразно строительство рассредоточенных по отдаленным районам малых гидроэлектростанций и в первую очередь: район Улаганский У-Коксинский У-Канский Онгудайский река Чуя Мульта Чарыш Урсул мощность: уст. мвт. 90 19,2 8 10 зимн. гарант 45 5 3,5 4,5 ср. годов. выработка млн. квт. ч. 500 85 40 50 вкл. в сеть, кв 110 110 110 110 сметн. стоим. млн. долл. США 90 25 15 15 При рациональном использовании существующих магистральных сетей 110 кВ, с минимальными затратами на строительство новых эти гидроэлектростанции обеспечивают надежность электроснабжения и стабильность напряжения у потребителей отдаленных районов, протяженность питающих линий до которых от системной подстанции в г. Бийске составляет 400 км до Онгудая и 600 км до Кош-Агача. Относительно короткий инвестиционный цикл: изыскания + проектирование + строительство = 1,0 - 2,5 года (в зависимости от местных условий и мощности) - является существенным аргументом в пользу строительства малых ГЭС. Отсутствие топливной составляющей в затратах, относительная простота оборудования (по сравнению с тепловыми и дизельными электростанциями), высокий уровень автоматизации, малые эксплуатационные затраты, длительный срок службы (не менее 25 лет) гидротехнических сооружений ГЭС позволяют прогнозировать себестоимость в пределах 0,015 долларов США на квт. час выработки (без учета налогов и возврата кредита). В республике перспективно применение мини- и микро- ГЭС мощностью от 1 до 100 квт для снабжения небольших по мощности потребителей (чабанских и туристских стоянок, фермерских хозяйств, предприятий по переработке сельскохозяйственной и лесной продукции и т.д.). 3. Газоснабжение С завершением строительства газопроводов Новосибирск - Барнаул и Барнаул - Бийск - Горно-Алтайск Республика Алтай получит природный газ, что сократит транспортные затраты на доставку топлива и позволит перевести угольные котельные г. Горно-Алтайска и Маймы на экологически чистое топливо, а также осуществить газификацию индивидуальных домов и других объектов жилищно - социального назначения. Применение газа увеличит производство строительных материалов при повышении их качества, явится стимулом для создания и развития новых нетрадиционных для Республики Алтай отраслей промышленности. 4. Тепловая электростанция Разведанные запасы Талду-Дюргунского буроугольного месторождения в Кош-Агачском районе составляют 40 млн. тонн. В НПО "Гидротрубопровод" г. Москвы разработаны технологии получения и использования водоугольного топлива "ЭКОВУТ", представляющего собой дисперсную топливную систему на основе твердых частиц каменного и бурого угля микронных фракций и воды. "ЭКОВУТ" - экологически чистое топливо, при сжигании которого обеспечиваются допустимые уровни выбросов вредных веществ с продуктами его сгорания. В процессе приготовления этого топлива целесообразно извлечение из углей гуминовых кислот для производства высокоэффективных органических удобрений. Оптимальным вариантом использования бурых углей является строительство в непосредственной близости от месторождения тепловой электростанции мощностью 72 мвт с теплофикационными турбинами, работающей на "ЭКОВУТе". Этой ТЭС по функциональному назначению отводится роль базисной электростанции, дефицит мощностей которой в осенне - зимний сезон ощущается в Сибири. Среднегодовая выработка электроэнергии, выдаваемой в электрические сети с подключением ТЭС к двухцепной ЛЭП-110 кв "Акташ - Кош-Агач", составит 400 млн. квт. час. Потребителями тепловой энергии станут объекты Кош-Агачского промышленного комплекса: угольный разрез, горно - обогатительное производство, предприятия по переработке шерсти, пуха и другой животноводческой продукции, по производству строительных материалов, конструкций и изделий, парниково - тепличные хозяйства, отопление объектов жилищно - социального назначения. С учетом затрат на сооружение систем приготовления водоугольного топлива и отбора гуминовых кислот, а также объектов жилищно - социального назначения для эксплуатационного персонала объем необходимых инвестиций можно прогнозировать в сумме примерно 85 млн. долл. США. В перспективе (1997 - 98 гг.) вероятна газификация бурых углей Талду-Дюргунского месторождения по технологии, разрабатываемой НПО "Гидротрубопровод" г.Москвы, что позволит решить проблемы газификации и отопления отдаленных районов. 5. Нетрадиционные источники энергии 5.1. Ветроэнергетика Одной из главных предпосылок эффективности сооружения ветроэнергетических установок является среднегодовая скорость ветра, минимум которой составляет около 7 м/сек. Для Республики Алтай в этом отношении особый интерес представляет глубокая долина реки Чуя на участке между Чуйской и Курайской степями протяженностью более 20 км и шириной от 0,4 до 1,0 км, где проходят Чуйский автомобильный тракт и ЛЭП-110 кВ "Акташ - Кош-Агач". Предполагаемая среднегодовая скорость ветра в этой долине представляется возможной для обоснования размещения ветроэнергетических установок. 5.2. Солнечная энергетика Всего на территории Республики Алтай ежегодно поступает около 54 трил. квт. ч. энергии в виде прямой солнечной радиации (580 квт. ч. на 1 кв. м). Оптимальным представляется использование этого ресурса в первую очередь для отопления и горячего водоснабжения. 5.3. Биоэнергетическая установка Локальные проблемы теплоснабжения скотоводческих хозяйств решаемы получением горючего биогаза при разложении отходов жизнедеятельности животных в биоэнергетических установках - утилизаторах. 5.4. Использование отходов переработки древесины Отходы переработки древесины частично могут и должны использоваться для производства топливных брикетов и газификации. При достаточном количестве отходов возможно их использование как топлива для паровых котлов с установкой при этих котельных теплофикационных турбогенераторов мощностью 100 квт и более. 5.5. Тепловые насосы Имеющийся в Республике Алтай опыт использования и эксплуатации тепловых насосов для отопления доказал высокую эффективность этого относительно нового направления в развитии теплоснабжения. Тепловой насос дает тепла в 3 - 5 раз больше, чем равный ему по потреблению электроэнергии электрический котел. Это происходит за счет того, что тепловой насос отбирает тепло у низкотемпературного источника и, повысив температуру до 95 градусов С, передает ее с затраченной электроэнергией, преобразованной в тепловую, на отопление, горячее водоснабжение, вентиляцию и т.д. Низкотемпературными источниками могут быть речные, озерные и подземные воды, стоки промышленных, бытовых и сельскохозяйственных предприятий, атмосферный и вентиляционный воздух, технологические сбросные и выхлопные газы, грунт, твердые земные породы, горячие шлаки, золы, солнечная энергия и т.д. Так, в с. Онгудай для отопления районной больницы установлены тепловые насосы, использующие тепло подземных вод с температурой всего 5 - 7 градусов С. Для г.Горно-Алтайска технически возможно и экологически целесообразно на летний период между отопительными сезонами замещать котельные тепловыми насосами для горячего водоснабжения с использованием речной воды. Для перерабатывающих мясомолочную продукцию предприятий перспективно применение тепловых насосов для охлаждения и получения при этом тепловой энергии. Сбрасываемые городскими очистными сооружениями стоки (5 - 10 тыс. куб. м/сутки) имеют температуру зимой 10 - 12 градусов С, что эквивалентно 50 - 100 гкал. Целесообразность утилизации этого тепла не вызывает сомнений. 6. Энергосбережение Промышленные энергоемкие предприятия, производящие строительные материалы и конструкции (обжиг кирпича, керамзитового гравия, извести, завод ЖБИ, асфальтобетонные заводы и т.д.), требуют обследования и разработки технических решений по использованию отходящего тепла на технические нужды, отопление и т.д. Вентиляция закрытых автостоянок, кухонь - столовых, жилых домов, медицинских учреждений и т.д. выносит тепловую энергию в количествах, соизмеримых с расходом на отопление. Утилизация этих потерь обеспечивает практически замкнутый цикл теплоснабжения - вентиляции. 7. Организация исполнения Для реализации наиболее значимых предложений создания генерирующих мощностей предлагается учредить республиканскую энергетическую компанию в форме акционерного общества, основной целью которого будет исследование, проектирование, строительство и эксплуатация этих мощностей. В состав учредителей энергетической компании Республики Алтай предлагается включить: Госкомимущество РА; АО "Алтайэнерго"; АО "От Алтай"; АООТ "Катуньгэсстрой"; АО "Спецпроект" (г. Горно-Алтайск); коммерческие банки: "Ноосфера", "Горный Алтай", "Горно-Алтайбанк", "Алтайэнергобанк", "Сибэнергобанк"; союз предпринимателей. 8. Источники финансирования Поскольку целевые средства из бюджета Российской Федерации на развитие энергетики будут в первую очередь направляться в регионы, значительно влияющие на экономику страны в целом, для развития энергетики Республики Алтай необходимо привлечение средств из всех возможных источников, в том числе из коммерческих структур, заинтересованных как в получении прибыли, так и электроэнергии. Реальные возможные источники финансирования: Инвестиционный кредит Российской Федерации; Инвестиционный фонд РАО "ЕЭС России"; Инвестиционный фонд АО "Алтайэнерго"; Инвестиционный фонд Республики Алтай; бюджет территории; банковский кредит; инвесторы - потребители энергии, в т.ч. и иностранные. Привлечение инвестиций на развитие энергетики в Республике Алтай невозможно без льгот налогового, таможенного и валютного режимов, льгот за использование природных ресурсов, предоставление субсидий на создание новых рабочих мест и экономического стимулирования экологически чистой энергетики. 9. Кадровая политика Растущая безработица при дефиците квалифицированной промышленно - производственной рабочей силы для Республики Алтай является одной из актуальнейших проблем. Это диктует необходимость выбора подрядчиков, способных в максимальном количестве привлечь и обучить местное население массовым строительным и другим специальностям. Эксплуатационный персонал необходимо готовить в высших и средних учебных заведениях России и за рубежом, для чего на конкурсной основе отбирать и направлять молодых способных людей на учебу. Часть квалифицированных специалистов необходимо привлекать из-за пределов Республики Алтай. В инвестиционных программах для этого предусмотреть затраты на объекты жилищно - социального назначения. 10. Охрана окружающей среды Для предупреждения недопустимых отрицательных воздействий на окружающую среду и с учетом сложившегося в мировой практике опыта экологические требования необходимо включить в задания (тендерные условия) на проектирование и строительство энергетических объектов. Экологичность предложений и решений является основным из факторов, определяющих выбор проекта и подрядчика. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|