Расширенный поиск
Постановление Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай от 20.06.1996 № 14-34ГОСУДАРСТВЕННОЕ СОБРАНИЕ - ЭЛ КУРУЛТАЙ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 20 июня 1996 г. N 14-34 г.Горно-Алтайск Утратилo силу - Постановление Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай от 12.11.2003 г. N 15-39 О Положении "О сохранении и использовании историко-культурного наследия Республики Алтай" Государственное Собрание - Эл Курултай Республики Алтай постановляет: Утвердить Положение "О сохранении и использовании историко-культурного наследия Республики Алтай". Глава Республики Алтай, Председатель Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай В.И.Чаптынов Приложение к Постановлению Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай от 20 июня 1996 г. N 14-34 ПОЛОЖЕНИЕ О СОХРАНЕНИИ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ I. Общие положения 1.1. Республика обладает богатейшим наследием, накопленным на протяжении многовековой истории и представляющим собой большую культурную ценность. Отношение к нему регулируется Законом Республики Алтай "Об историко-культурном наследии народов Республики Алтай". 1.2. Главной целью настоящего Положения является определение механизма реализации указанного Закона в выявлении и постановке на учет памятников истории и культуры, использовании наследия в научных, хозяйственных и коммерческих целях, а также в вывозе и ввозе культурных ценностей. II. Экспертный совет 2.1. В целях коллегиального принятия решений по крупным вопросам в деле сохранения и использования историко-культурного наследия при Правительстве Республики Алтай создается Экспертный совет (в дальнейшем ЭС). Руководителем назначается один из заместителей Председателя Правительства. 2.2. В состав ЭС входят представители государственных ведомств и учреждений, в ведении которых находятся вопросы, связанные с проблемами сохранения и использования наследия, специалисты соответствующих профилей, а также представители общественных организаций. 2.3. В своей деятельности ЭС руководствуется законами и другими правовыми актами Российской Федерации и Республики Алтай в области сохранения и использования наследия. 2.4. В функции Экспертного совета входит следующее: экспертиза крупных проектов по сохранению и использованию наследия, экспертиза осуществляемых на территории республики крупных хозяйственных и коммерческих проектов на предмет учета в них проблем сохранения наследия, экспертиза крупных научных проектов в области разработки наследия, экспертиза предложений по наименованию и переименованию географических названий как составной части наследия, определение статуса историко-культурных памятников, законодательно-правовая инициатива, инициатива по разработке программ в сфере сохранения и использования наследия, другие вопросы, связанные с данным профилем деятельности. 2.5. Регулированием вопросов ввоза и вывоза историко-культурных ценностей в пределах Республики Алтай занимаются специально уполномоченные органы по сохранению наследия и федеральная служба по сохранению культурных ценностей. В качестве коллегиального органа по вопросам ввоза и вывоза объектов историко-культурного наследия должен выступать ЭС. III. Выявление и учет историко-культурных памятников 3.1. Выявлением историко-культурных памятников Республики Алтай занимаются научно- исследовательские, образовательные, научно-просветительские и иные учреждения и организации, имеющие для этого соответствующую научную и материальную базу, а также квалифицированные кадры. 3.2. Учет историко-культурных памятников проводится комитетом культуры Республики Алтай через его специализированные подразделения. 3.3. Учет историко-культурных памятников осуществляется в трех формах: картографирование, инвентаризация, паспортизация. Картографирование является первичной формой учета и предполагает нанесение на карту вновь выявленных памятников истории и культуры с кратким их описанием, которые считаются поставленными на государственный учет. Все как вновь выявленные, так и уже известные историко-культурные памятники подлежат инвентаризации. Инвентаризация - форма учета историко-культурных памятников, требующая оформления следующей документации: инвентарная карточка, содержащая краткое описание памятника, фото или графическое его изображение, карта-схема, указывающая место расположения и занимаемую памятником территорию, а также сведения о составителях; внесение памятника в общий Свод историко-культурных памятников Республики Алтай. Материалы картографирования должны храниться в специальных уполномоченных органах, а их копии - в районных и сельских администрациях. Из инвентаризированных памятников по рекомендации ЭС выделяются особо ценные объекты, которые по представлению Правительства Республики Алтай утверждаются Государственным Собранием - Эл Курултай Республики Алтай. Объекты эти подлежат паспортизации. Паспорт - это особый документ, содержащий максимум сведений о памятнике, в частности: название, типологическая принадлежность, датировка, адрес (место нахождения памятника), характер современного использования, исторические сведения, описание, основная библиография, техническое состояние, система охраны. К паспорту должны прилагаться: фото общего вида, фото особо интересных объектов, генплан, обмеры, план охранной зоны. Хранятся паспорта в специально уполномоченных учреждениях. 3.4. Снятие историко-культурных памятников с государственного учета производится только теми органами, которые произвели постановку. IV. Мероприятия по сохранению историко-культурного наследия В заповедном регионе действует система правил организации и функционирования различных форм мероприятий по сохранению и использованию историко-культурного наследия. Мероприятия по сохранению историко-культурного наследия составляются по следующим направлениям: выделение особо ценных объектов, организация историко-культурных заповедных территорий, организация историко-культурных заповедников, реставрация памятников истории и культуры, заключение охранных договоров, определение охранных зон, музеефикация, хранение научной документации. 4.1. Выделение особо ценных объектов Основные понятия об особо ценных объектах культурного наследия народов Республики Алтай даны в соответствующем Положении, утвержденном постановлением Правительства Республики Алтай от 21.02.1995 года. Предложения по выделению особо ценных объектов выносятся на ЭС, который рекомендует их к утверждению Правительством Республики Алтай и Государственным Собранием - Эл Курултай Республики Алтай. После утверждения особо ценные объекты вносятся в Список особо ценных объектов Республики Алтай. Предложения по выделению особо ценных объектов могут подаваться как физическими, так и юридическими лицами. Для присвоения памятникам статуса особо ценных объектов на ЭС предоставляется следующая документация: паспорт на памятники, обоснование необходимости придания объекту статуса особо ценного, инструментальный план местности в масштабе, фото-, кино-, видеоматериалы. Отвод земель под охранные зоны вокруг особо ценных объектов производится комиссией, состоящей из представителей комитета культуры Правительства Республики Алтай, сотрудников Агентства по культурно-историческому наследию (в дальнейшем АКИН), представителей администрации района, других юридических и физических лиц, в ведении которых находятся земли, представителей ЭС. 4.2. Организация историко-культурных заповедных территорий Согласно ст. 13 Закона Республики Алтай "Об историко-культурном наследии народов Республики Алтай" в целях сохранения нетронутого историко-культурного ландшафта в пределах республики могут быть организованы историко-культурные заповедные территории как форма сохранения историко-культурного наследия и использования его в научных и научно- просветительских целях с широкой функциональной нагрузкой. Под нетронутым историко-культурным ландшафтом следует понимать ограниченный участок суши, состоящий из определенного замкнутого природного комплекса (горы, лес, степь, долина реки и т.д.), включающего в себя группы историко-культурных объектов (археологические и этнографические комплексы), природные объекты с религиозно-мировоззренческой нагрузкой либо связанные с каким-либо знаменательным фактом или историческим событием и т.д. Предложения по организации историко-культурных заповедных территорий выносятся на ЭС аналогично правилам, указанным в абзацах 2 - 5 пункта 4.1. настоящего Положения. В момент организации заповедной территории вне зависимости от предлагаемого профиля в каждом конкретном случае разрабатываются положения о ее функционировании. На данной территории не допускаются земляные, дорожные, мелиоративные и иные виды хозяйственной деятельности, создающие угрозу целостности памятников. Здесь допускаются лишь традиционные виды хозяйственной деятельности, т.е. охота, рыбалка, выпас скота, заготовка сена, леса и дров, если они не создают угрозу целостности памятников (кроме вспашки земли). На заповедных территориях независимо от форм собственности на земли производятся необходимые работы по реконструкции и восстановлению разрушенных и поврежденных памятников историко-культурного наследия, а также осуществляется ведение научной деятельности в виде разведочных исследований (съемки местности и памятников, внешнее их описание и изучение и т.д.). В особых случаях в интересах развития науки возможны раскопки с последующей реконструкцией памятника за счет исследующей стороны. Целесообразность раскопок определяет ЭС. На момент организации заповедной территории отводимые земли могут находиться в любой форме собственности, предусмотренной законодательством (государственной, муниципальной, частной, арендной и т.д.). В каждом отдельном случае права и обязанности содержателей заповедных территорий оговариваются в договоре. Основным пунктом договора должно являться обязательство содержателя охранять от разрушений и порчи памятники историко-культурного наследия, а также соблюдение заповедного режима, определенного для заповедной территории в каждом конкретном случае. В случае выявленных нарушений заповедного режима к виновным организациям и лицам применяются штрафные санкции за нарушение законодательства по историко-культурному наследию согласно VII разделу. На заповедных территориях разрешается экскурсионная и туристическая деятельность. В связи с разрешенной экскурсионной и туристской деятельностью в пределах заповедных территорий организуются дневные и ночные бивуаки и автостоянки, в непосредственной близости строятся кемпинги. Движение автотранспорта на заповедных территориях ограничивается. 4.3. Организация историко-культурных заповедников Кроме заповедных территорий создаются заповедники как форма сохранения историко- культурных ландшафтов с различной функциональной нагрузкой. Для территории республики могут быть предложены два типа историко-культурных заповедников: заповедники-резерваты и музеи-заповедники. Предложения по их организации выносятся на ЭС по правилам, указанным в пункте 4.1. настоящего Положения. Режим функционирования заповедников определяется в каждом конкретном случае Положением, которое обсуждается на ЭС и выносится на утверждение Правительством и Государственным Собранием - Эл Курултай Республики Алтай. Историко-культурные заповедники-резерваты представляют собой одну из форм сохранения культурного наследия, применяемую в исключительных случаях для уникальных комплексов, изъятие которых из хозяйственного оборота и активного научного использования (раскопки) не принесет ущерба развитию науки и хозяйственной деятельности человека. Организация заповедника-резервата преследует цель полного резервирования историко- культурного наследия и предусматривает изъятие территории из хозяйственного оборота. Заповедники-резерваты объявляются государственной собственностью. Изменение формы собственности не допускается. Для управления их делами создается администрация, которая подчиняется комитету культуры Правительства Республики Алтай. Профиль заповедника-резервата утверждается ЭС, функциональная направленность определяется в специально разработанном Положении в каждом конкретном случае. На администрацию заповедника-резервата возлагается обязанность соблюдения заповедного режима на подконтрольной территории, который предусматривает запрещение хозяйственной и активной научной деятельности на данной территории. Финансирование заповедников-резерватов (в том числе их расходов на комплектование фондов, развитие материально-технической базы, капитального строительства и т.д.) осуществляется за счет бюджетных ассигнований Республики Алтай или федеральных средств, если они получили статус федерального уровня. Поступления финансовых средств из других источников, в том числе дополнительных доходов от собственной творческо-производственной деятельности, добровольных вкладов и пожертвований физических и юридических лиц не является основанием для уменьшения объемов бюджетного финансирования. Администрация заповедников-резерватов самостоятельно определяет структуру, штаты, численность, формы и размеры оплаты труда работников в пределах ассигнований, выделяемых им на эти цели. На территории заповедника-резервата возможно проводить геодезические съемки и другие действия, связанные с землеустройством; фото-, кино-, видеосъемки с целью популяризации и рекламы памятников историко-культурного наследия; проводить научные работы, не затрагивающие целостность памятников (съемки, зарисовки, описание, учет и т.д.). Здесь также проводятся работы реконструкционного и регенерирующего характера по отношению к памятникам историко-культурного наследия, если предшествующая деятельность нарушила целостность комплексов. В случае нецелесообразности создания заповедника-резервата все вышеизложенные обязанности возлагаются на соответствующие органы районных администраций, на территории которых находится заповедник. Контроль за деятельностью заповедника осуществляет куратор из числа членов ЭС, обладающий специальностью по профилю заповедника или близкой к ней. Историко-культурные музеи-заповедники организуются в виде музеев, созданных на основе зон нетронутого историко-культурного ландшафта и отдельных особо ценных объектов, имеющих большую историческую, научную, художественную, архитектурную значимость. Организационная структура и специфика деятельности музеев-заповедников определяется наличием в их составе недвижимых памятников, исторически сложившейся, связанной с ними территории (городские застройки, садово-парковый или природный ландшафт), музейных собраний или музейных экспозиций. Профиль музея-заповедника определяется в зависимости от характера памятников. Режим функционирования определяется в каждом конкретном случае Положением. Музеи-заповедники создаются согласно правилам, указанным в пункте 4.1. настоящего Положения. На территории музеев-заповедников запрещаются все виды хозяйственной деятельности, нарушающие целостность памятников и окружающего их ландшафта. Здесь разрешено проводить работы по сооружению помещений и павильонов под музейные экспозиции, научные исследования широкого спектра действий, включая раскопки с последующим восстановлением памятников с целью сбора информации и материалов для создания музейных экспозиций, музеефикации памятников историко-культурного наследия и совершенствования научных методик. В них допускается научно-просветительская, экскурсионная и туристская деятельность. Музеи-заповедники могут находиться в любой форме собственности, предусмотренной законом. Если музеи-заповедники находятся в государственной и муниципальной собственности, организуется администрация, на которую возлагаются все обязанности по соблюдению заповедного режима, ведению научной, научно-просветительской и другой деятельности. Она же формирует необходимый штат сотрудников, исходя из условий финансирования. Финансирование музеев-заповедников осуществляется аналогичным образом, указанным в настоящем Положении в пункте 4.3. Администрация музея-заповедника подчиняется республиканскому краеведческому музею, если он является филиалом последнего. В других случаях - комитету культуры Правительства Республики Алтай и его отделениям в районах. В случае, если музеи-заповедники находятся в частной собственности или собственности конфессий, между государством в лице комитета культуры и держателем составляется договор. Основной обязанностью держателя является сохранение наследия и соблюдение определенного заповедного режима. В случае нарушений со стороны держателя и использования музея-заповедника не по назначению на него налагаются штрафные санкции в размере нанесенного ущерба, который определяется ЭС. 4.4. Условия реставрации памятников историко-культурного наследия Реставрация памятников производится с разрешения органов охраны памятников, под их контролем и на основании выдаваемой ими лицензии. Условия реставрации движимых и недвижимых памятников регулируются договором между заказчиком и исполнителем на основе законодательства Республики Алтай. Воссоздание утраченных одиночных памятников или элементов комплексов осуществляется реставрационными методами в исключительных случаях при наличии достаточных научных данных и при особой значимости утраченной культурной ценности. Лица, ведущие разработку научно-практической документации для недвижимого памятника культуры, осуществляют научное руководство и авторский надзор по всем видам работ на этом памятнике до их завершения. Разрешение в виде лицензии на производство реставрационных работ по недвижимым памятникам выдает АКИН. Исполнитель несет ответственность за сохранность памятника культуры на протяжении всего периода производства работ. 4.5. Охранные договоры Охранные договоры заключаются в установленном порядке между государством в лице комитета культуры Правительства Республики Алтай и юридическими и физическими лицами, на балансе которых находятся те или иные историко-культурные ценности. Юридические и физические лица, на балансе которых находятся памятники, независимо от форм собственности обязаны: соблюдать порядок и правила охраны, использования и реставрации памятников, предусмотренные Законом Республики Алтай, настоящим Положением и охранными договорами, содержать памятники в надлежащем состоянии, производить их ремонт, реставрацию и другие меры по сохранению наследия, своевременно уведомлять органы культурного наследия о своих намерениях по отчуждению, перемещению, разделу, ремонту, реставрации и иному изменению состояния принадлежащих или используемых ими памятников культуры, выполнять указания и предписания органов охраны историко-культурного наследия, обеспечивать в установленном порядке доступ представителей органов охраны наследия и специалистов к памятникам с целью контроля за их состоянием, хранить и предоставлять органам охраны наследия копии документации на принадлежащие или используемые ими памятники культуры, пользователь памятника культуры платит арендную плату в соответствии с установленным порядком, конфессиональные организации и объединения заключают договоры с органами охраны памятников на особых условиях и освобождаются от арендной платы за культовые постройки. Лицо, отчуждающее или сдающее в аренду памятник, обязано уведомить приобретателя, арендатора о наличии договора и об условиях использования памятника. Лицо, приобретающее памятник, принимает на себя обязательства прежнего собственника. 4.6. Охранные зоны и зоны регулирования застройки Под охранной зоной понимается территория, непосредственно примыкающая к памятнику. Размеры охранных зон определяются ЭС, исходя из соответствующих конкретных условий. В пределах охранной зоны запрещается проводить земляные, строительные и другие виды работ без специального разрешения органов охраны историко-культурного наследия. V. Использование историко-культурного наследия 5.1. Научное использование Основным видом использования культурно-исторического наследия является научное исследование, которое имеет целью получение информации для воссоздания истории и культуры человеческого общества древности, средневековья и другого исторического времени путем применения специальных приемов и методов изучения. Научное исследование культурно-исторического наследия разделяется на полевое и камеральное. К полевым относятся исследования на местности. К камеральным изысканиям относятся архивные, музейные, лабораторные и иные исследования материалов, полученные в результате полевых исследований. Полевые исследования археологического наследия производятся на основе Открытого листа, выдаваемого Институтом археологии РАН, и Лицензии, выдаваемой АКИН. Исследования этнографического наследия осуществляются на основе Лицензии, выдаваемой АКИН. Изучение культурно-исторического наследия производится государственными органами по его сохранению, научными и научно-производственными организациями и учреждениями археологического и этнографического профиля, вузами и музеями. 5.2. Правила выдачи Открытых листов специалистам научных учреждений Республики Алтай Открытый лист - документ, удостоверяющий профессиональную подготовку физического лица в области археологии. Он выдается Агентством по культурно-историческому наследию на имя исследователя по заявкам юридических лиц, имеющих право на ведение археологических работ. В зависимости от характера исследований Открытые листы имеют четыре формы: N 1 - на право производства разведок и раскопок; N 2 - на право производства разведок с частичным вскрытием участков поселений и грунтовых могильников (до 20 кв. м на памятнике); N 3 - на право разведок без производства каких-либо земляных работ; N 4 - на право исследования аварийных памятников. Заявка на выдачу Открытого листа должна быть подана в АКИН не позднее, чем за 1 месяц до начала работ. Исключения допускаются в случаях аварийных исследований. В заявке должно быть указано: 1) фамилия, имя, отчество, служебное положение лица, на которое испрашивается Открытый лист; 2) форма Открытого листа; 3) наименование памятника, на котором будут производиться раскопки, или района, где предполагаются разведки; 4) приблизительный объем раскопочных работ. Если Открытый лист испрашивается на имя лица, впервые приступающего к самостоятельным полевым работам, то к заявке должны быть приложены сведения о предшествующем его участии в археологических экспедициях с рекомендацией, подписанной начальником экспедиции, в составе которой он работал. АКИН рассматривает заявку в месячный срок. Он может выдать Открытый лист согласно заявке, может отказать в выдаче или выдать другую форму Открытого листа. Основанием для отказа или выдачи другой формы Открытого листа могут быть: недостаточная археологическая квалификация лица, на имя которого испрашивается Открытый лист, выдача Открытого листа или Лицензии на тот же памятник другому лицу, применение исследователем, на имя которого испрашивается Открытый лист, неправильных приемов производства полевых работ, ведущих к порче памятников, превышение исследователем объемов работ, разрешенных предыдущим Открытым листом или Лицензией, проведение им работ, не предусмотренных Открытым листом или Лицензией. О всех случаях отказа в выдаче Открытого листа или выдаче другой его формы сообщается юридическому лицу, подавшему заявку, с указанием причин. Открытые листы визируются в городской, районных, сельских администрациях, на территории которых производятся археологические исследования. По завершении полевого сезона Открытый лист возвращается в орган, его выдавший, с научным отчетом об исследованиях. 5.3. Правила выдачи Лицензии на научную разработку культурно-исторического наследия Лицензия - документ, удостоверяющий право физического лица на проведение научного исследования в полевых условиях в текущий полевой сезон. Лицензии на право проведения полевых этнографических исследований выдаются согласно заявке учреждения или организации этнографического профиля. Лицензии на право производства полевых археологических исследований выдаются согласно заявке учреждения или организации археологического профиля на имя исследователя по предъявлении им Открытого листа, выданного ИА РАН. Лицензия выдается отдельно на каждый вид работ и на каждый памятник. Физическое лицо может быть обладателем нескольких лицензий. Лицензии гражданам иностранных государств выдаются только по решению ЭС на условиях, не противоречащих законодательству. Лицензии на разработку особо ценных объектов выдаются только по решению ЭС. В заявке необходимо указать 1) фамилию, имя, отчество, служебное положение лица, на которое испрашивается Лицензия; 2) наименование памятника, на котором будут производиться раскопки, или района, где предполагаются археологические разведки или этнографические работы; 3) приблизительный объем раскопочных работ; 4) сроки полевых работ; 5) источники финансирования предполагаемых работ и их стоимость; 6) обоснование необходимости проведения исследований. Заявка должна быть подана в АКИН не позднее, чем за 1 месяц до начала изысканий. Исключения допускаются в случаях аварийных археологических работ. Заявка на разработку особо ценных объектов должна быть подана не позднее, чем за 3 месяца до начала работ. Исследователь, получивший Лицензию, обязан руководить полевыми работами в течение всего сезона. Передоверие руководства работами другому лицу не допускается. Археологические раскопки без Лицензии даже при наличии Открытого листа не допускаются. Виновные лица, а также руководители организаций и учреждений подлежат привлечению к ответственности в соответствии с действующим законодательством. При получении Лицензии юридическое лицо, подавшее заявку на имя исследователя, или сам исследователь вносят разовую плату в количестве от 0,5 до 20 минимальных размеров месячной оплаты труда. При проведении крупномасштабных работ размеры сбора могут быть увеличены. Средства, полученные за лицензирование, направляются на покрытие расходов, связанных с проведением данной работы в установленном законодательством порядке. АКИН может выдавать лицензии бесплатно, предоставлять льготы по лицензионным сборам. Основанием для отказа в выдаче лицензии могут быть отсутствие Открытого листа у лица, на имя которого испрашивается Лицензия, выдача Лицензии на тот же памятник другому лицу, применение исследователем, на имя которого испрашивается Лицензия, неправильных приемов производства полевых работ, ведущих к порче памятников, превышение исследователем объемов работ, разрешенных предыдущей Лицензией, проведение им работ, не предусмотренных Лицензией, некачественный отчет, предоставленный исследователем по предыдущей Лицензии, нарушение обязательств о передаче коллекции после научной обработки в республиканский краеведческий музей, непредоставление исследователем в срок научного отчета по предыдущей Лицензии, нарушение правил ввоза-вывоза предметов, относящихся к культурно-историческому наследию, любое, кроме научного, использование материалов предыдущих полевых работ, слишком большой объем намеченных в заявке работ, который может отразиться на качестве исследований, нецелесообразность разработки памятника, указанного в заявке. О всех случаях отказа или ограничения объемов работ сообщается юридическому лицу, подавшему заявку, с указанием причин. Лицензии, выдаваемые АКИН, предъявляются в городской, районных, сельских администрациях при регистрации Открытого листа. По завершении полевых работ исследователь, получивший Лицензию, обязан предоставить краткую информацию об их результатах в АКИН. При необходимости вывоза материалов, относящихся к культурно-историческому наследию, на камеральную обработку исследователь должен предоставить список вывозимых предметов и заключить договор с АКИН о сроках и условиях вывоза. По завершении полевых исследований лицо, получившее Лицензию, обязано предоставить краткую информацию об их результатах в АКИН. 5.4. Обязанности юридических лиц, затребовавших Открытый лист и Лицензию Юридические лица, затребовавшие Открытый лист и Лицензию на научную разработку культурно-исторического наследия на имя исследователя, ответственны 1) за правильность выбора объектов полевого исследования, 2) за соответствие характера проведения исследований указанному в Открытом листе и Лицензии, 3) за уровень подготовленности исследователя, 4) за своевременное предоставление научного отчета, 5) за сохранность коллекций предметов до передачи их на хранение в республиканский краеведческий музей. 5.5. Обязанности физических лиц, получивших Открытый лист и Лицензию Физические лица, получившие Открытый лист и Лицензию, обязаны 1) соблюдать правила гос. учета, охраны и использования памятников, а также предусмотренные режимом правила охраны конкретных памятников, 2) регистрировать Открытый лист в местных органах управления и предъявлять им Лицензию в начале полевых работ, 3) проводить исследования с соблюдением действующего законодательства, а также условий, предусмотренных Лицензией и Открытым листом, 4) обеспечивать после завершения археологических исследований рекультивацию земли в местах закладки шурфов и раскопок, 5) после проведения исследований принимать все необходимые меры для предотвращения разрушения памятника, 6) принимать все необходимые меры для постановки на гос. учет выявленных в процессе исследования новых памятников, 7) передавать коллекции на хранение в республиканский краеведческий музей, 8) предоставить в АКИН научный отчет по результатам полевых исследований. 5.6. Отчет об археологических разведках В отчете должно содержаться описание маршрута или района разведок с перечислением всех обследованных памятников. Обязательно включение в отчет маршрутной карты разведки с обозначением географических ориентиров, самого маршрута разведки и всех обследованных памятников. Отчет должен содержать полное описание каждого разведанного памятника, отражающее его название, географическое положение, сохранность, состояние поверхности, топографические особенности, его форму и размеры, если они определяются при визуальном наблюдении, или границы распространения находок, характеристику культурного слоя (при проведении разведочной шурфовки) и всего найденного материала. В отчете должно быть сказано, открыт ли памятник впервые или был известен раньше, кем и когда обнаружен, изучался. Каждый обследованный памятник должен быть представлен в отчете планом, инструментальным и глазомерным, составленным в определенном масштабе и отражающем особенности рельефа и топографическую ситуацию. Для городищ и других памятников с ярко выраженным рельефом должен быть дан еще один разрез в том же масштабе, что и план памятника. План памятника должен иметь хорошую топографическую привязку к постоянным ориентирам на местности: указание расстояния и направления до населенных пунктов, дорог, мостов и т.п. При изображении на плане рельефа при помощи горизонталей должны быть указаны берг- штрихами направления скатов и отмечена высота сечения горизонталей. При закладке на памятники разведочных раскопов, траншей, шурфов, зачисток все они должны быть точно зафиксированы на плане памятника в масштабе плана. В отчете должны быть указаны размеры всех траншей, шурфов, зачисток, должна быть описана их стратиграфия. Предоставление планов и стратиграфических профилей всех этих объектов обязательно независимо от наличия или отсутствия в них культурного слоя. Полевые фотографии должны делаться с таким расчетом, чтобы наиболее полно и точно передать особенности рельефа и топографическую ситуацию обследованных памятников. Найденные во время разведок материалы должны быть описаны в отчете и представлены в рисунках или фотографиях. 5.7. Отчет об археологических раскопках Отчет должен содержать полное описание раскапываемого памятника, отражающее положение, форму, размеры, топографические особенности, мощность и состав культурного слоя и проч. В отчете должен быть представлен план памятника с точным обозначением в масштабе всех раскопов, траншей, шурфов и т.д. как заложенных автором в отчетном и в предшествующие годы, так и образовавшихся в результате деятельности других лиц. Здесь указывается методика раскопок и дается обоснование ее выбора. Описание результатов раскопок поселений производится по раскопкам (участкам) и слоям или пластам. Каждый раскоп должен быть представлен планом и профилями стенок и бровок. При значительной глубине раскопа и при исследовании многослойных поселений представляются несколько планов раскопа на разных уровнях. На плане раскопа должны быть указаны нивелировочные данные (или предоставлен отдельный план нивелировки поверхности). Эти же данные должны повторяться на профилях. На планы раскопов должны быть нанесены все открытые сооружения (постройки, ямы, канавки и пр.), а также все находки с указанием их местоположения и с нивелировочными отметками их глубин. Планы и профили раскопа должны быть выполнены в одном масштабе, на профилях обозначаются границы квадратов, представленных на плане. При исследовании в раскопе каменных, кирпичных или деревянных архитектурных сооружений помимо их детального описания и обычных планов и профилей должны быть представлены детальные планы сооружений, разрезы, фасировки и иные архитектурные чертежи. Профили стенок раскопа или бровок должны точно отражать стратиграфическую ситуацию, наблюдаемую исследователем. Нельзя давать обобщенную стратиграфию (по нескольким профилям) или стратиграфические колонки, отражающие лишь часть профиля. Все встреченные при раскопках сооружения, в том числе и земляные (ямы, землянки, канавки и проч.), должны быть подробно описаны в тексте с указанием их местоположения, размеров, форм заполнения и проч. На чертежах должны быть представлены разрезы всех ям, землянок, иных грунтовых сооружений, а на планах раскопок должны быть указаны линии, по которым сняты разрезы этих сооружений. При раскопках грунтовых могильников после общего описания археологической ситуации (расположение, внешние признаки, сохранность, история обнаружения и исследования, техника раскопок и проч.) должна идти подробная характеристика каждого исследованного погребения или могилы вне зависимости от сохранности и содержания этих комплексов. На плане могильника должны быть нанесены все обнаруженные погребения с точным воспроизведением формы, размеров и ориентировки могильных ям, если они прослежены, и с указанием положения и ориентировки скелетов в могилах. Описание каждого погребального комплекса должно содержать полную характеристику могильного сооружения с указанием всех размеров (при определении глубин необходимо указать, от какого уровня производится измерение), формы, конструктивных особенностей и деталей, а также заполнения могильной ямы. Обязательно описание положения каждого скелета в могильнике, перечисление всего находящегося в погребении инвентаря с точным определением местоположения каждой вещи по отношению к скелету. Каждая могила должна быть представлена планом, на котором даются очертания ямы (если они прослежены), изображения скелета и всех предметов, обнаруженных при раскопках, равно как и всех элементов погребального обряда (подстилки, кострища и проч.). При исследовании погребений в простой яме должен делаться поперечный разрез, выполненный в том же масштабе, что и план. При раскопках сложных погребальных сооружений (катакомбы, склепы и проч.) таких разрезов должно быть несколько. Линии разрезов указываются на планах могил. Все предметы, составляющие погребальный инвентарь, должны быть на плане пронумерованы, а в экспликации к плану должно быть указано, что скрывается под каждым номером. Каждое погребение должно быть представлено фотодокументацией. При раскопках курганов отчет должен содержать характеристику каждого кургана как погребального комплекса с указанием последовательности захоронений в основном и впускных погребениях, истории создания насыпи и проч. Обязательно представление плана и профиля каждого кургана (для больших курганов два и более профилей) с нанесением на план всех погребений, подкурганных сооружений, конструктивных элементов насыпи - крепид, каменных и иных обкладок, набросок, ровиков и проч. На профиль наносятся только те погребения и сооружения, которые видны в бровке. План и профиль кургана выполняются в точном масштабе. На плане и профилях кургана обязательно проводятся данные нивелировки по отношению к нулевой точке (реперу), место которой также обязательно отмечается на чертежах. Обязательно описание состава насыпи кургана и всех встречающихся в ней элементов: присыпок, могильных выкидов, остатков тризн, отдельных находок и проч. Каждое погребение в кургане описывается и документируется так же, как погребение грунтового могильника. Отчет должен содержать информацию о консервации раскопок или их засыпке, о характере рекультивации почвы на месте раскопок, о восстановлении надмогильных сооружений и иных наземных объектов. Эти сведения должны подтверждаться фотографиями памятников, сделанными по завершении полевых работ, сопоставимыми с фотоснимками тех же памятников до раскопок. 5.8. Оформление отчета Отчет сдается в АКИН в одном экземпляре. Он должен быть представлен в виде переплетенного или сброшюрованного машинописного текста, напечатанного через два интервала на одной стороне листа. Все карты, чертежи, фотографии и рисунки должны быть приплетены к тексту отчета или сведены в отдельный альбом, представленный вместе с отчетом. И текст, и альбом должны быть тщательно и аккуратно подготовлены в расчете на вечное хранение. Чертежи могут быть выполнены тушью на бумаге, кальке или представлены в виде фотографий, ксерокопий и т.п. При копировании чертежей следует обратить внимание на то, чтобы все детали, надписи, цифры и проч. были ясно различимы. Крупноформатные чертежи, не поддающиеся уменьшению, должны складываться из размеров альбомов или текста отчета. Предоставление чертежей в рулонах не допускается. Каждый отчет должен быть снабжен расшифровкой всех условных обозначений. На всех планах и картах должна быть указана ориентировка по сторонам света. Все чертежи, фотографии, рисунки памятников и предметов без исключения должны иметь линейный масштаб. Рисунки, фотографии предметов монтируются в таблицы, причем каждый предмет на таблице должен иметь свой номер, на который делается ссылка в тексте отчета при описании материала. Иллюстративные материалы компонуются по объемам исследования в том порядке, в каком эти объекты описываются в отчете. Между текстом отчета и альбомом должна существовать прочная связь в виде отсылок в тексте на все таблицы и рисунки внутри таблиц. Все таблицы альбома должны быть пронумерованы (нумерация единая для всех иллюстраций) и снабжены объяснительными подписями или подробным списком иллюстраций. В подписях или списке иллюстраций, помимо наименования изображенного предмета, должны быть указаны памятник, раскоп, квадрат, пласт, погребение и т.п., то есть даны точные сведения о его происхождении. В подписях под полевыми фотографиями следует указывать, с какой стороны света снят изображенный участок или объект. 5.9. Права физических лиц, получивших Открытый лист и Лицензию Физические лица, получившие в установленном порядке Открытый лист и Лицензию, имеют право: производить полевые исследования в пределах, регламентированных Открытым листом и Лицензией, проводить научную экспертизу памятников историко-культурного наследия, входя в комиссии, образованные для этих целей, публиковать научный отчет о произведенных полевых исследованиях или часть его, а также все материалы, полученные при полевых исследованиях, под своим именем или в соавторстве или выдавать письменное разрешение другим лицам для издания материалов или отдельных вещей, работать с коллекциями предметов, находок, переданных на хранение в республиканский краеведческий музей, останавливать все виды земляных и строительных работ, которые угрожают сохранности культурно-исторического наследия, до принятия решения АКИН. Исследователь, имеющий Открытый лист и Лицензию, находится под защитой государственных органов всех уровней. Отчет с момента поступления в АКИН становится доступным для ознакомления. При использовании в научной работе отчетных материалов обязательна ссылка на отчет. Любая публикация отчета без письменного разрешения автора запрещена в течение десяти лет после проведения работ. Получивший Открытый лист и Лицензию в АКИН исследователь, представляющий учреждение или организацию соответствующего профиля, находящегося на территории Республики Алтай, имеет право передавать свои коллекции из полевых исследований в ведомственный музей. 5.10. Правила предоставления отчета по Лицензии Каждый исследователь, осуществивший полевые исследования по Открытому листу и Лицензии, выданным АКИН, обязан предоставить полный научный отчет о полевых работах текущего года не позднее 30 апреля следующего года и не позднее, чем за 1 месяц до срока получения новой Лицензии. Вместе с отчетом в АКИН предоставляются 1) Справка о сдаче на хранение обработанных коллекций в республиканский краеведческий музей. Список сданных вещей должен соответствовать списку материалов, вывезенных на камеральную обработку за пределы Республики Алтай. 2) Открытый лист, выданный в Республике Алтай и завизированный на месте полевых работ, должен быть сдан в АКИН. Если Открытый лист не использовался, то он должен быть сдан в АКИН с указанием причин. Научный отчет о полевых исследованиях является авторской работой исследователя, получившего Лицензию и Открытый лист. За качество отчета исследователь несет персональную ответственность. Отчет является произведением, созданным в порядке выполнения служебного задания, поэтому за качество ответа и его своевременное предоставление в АКИН несет ответственность также учреждение или организация, проводившие полевые исследования. Качество отчета служит для АКИН критерием возможности предоставления в дальнейшем автору права на получение Лицензии и Открытого листа. По требованию АКИН отчет о полевых исследованиях может быть дополнен автором недостающими сведениями и материалами (описание, чертежи, фотографии и т.д.). На титульном листе отчета должна быть обозначена фамилия автора и полное наименование учреждения или организации, проводивших полевые исследования. Отчет должен быть подписан автором. В тех случаях, когда в составлении отчета участвовали, кроме лица, получившего Лицензию и Открытый лист, и другие сотрудники экспедиции, их участие должно быть отмечено в тексте отчета или в примечании, на титульном листе имена этих лиц не упоминаются. Отчет должен содержать полностью все работы, произведенные обладателем Лицензии и Открытого листа в отчетном сезоне. Отчет должен содержать сведения о целях и задачах, стоявших перед исследователем, и о степени их выполнения в отчетном сезоне, о связях произведенных работ с предшествующими исследованиями тех же памятников или районов, об организации работ и их финансировании, об основных участниках полевых исследований и их функциях в экспедициях, о принятой методике работ. Наряду с точной фиксацией результатов полевых исследований отчет должен содержать и определенное обобщение. 5.11. Коммерческое и хозяйственное использование историко-культурного наследия Коммерческое использование историко-культурного наследия есть использование его с целью получения прибыли, а именно: использование как самих памятников, так и их фото-, кино-, видео- или графических проекций с целью рекламы, использование сведений об историко-культурном наследии с целью коммерческих публикаций, использование историко-культурного наследия в туристском бизнесе. С целью регламентации и контроля за коммерческим использованием историко-культурного наследия оно лицензируется специально уполномоченными органами. Стоимость Лицензии должна браться из расчета предполагаемой прибыли в пределах 3 - 4% от нее. Физические и юридические лица, желающие использовать историко-культурные памятники в коммерческих целях, должны представить в АКИН бизнес-план. В случаях с издательской деятельностью или копированием кино-, видео- или фотоматериалов с целью продажи, кроме выплаты за Лицензию, юридические или физические лица должны безвозмездно передать копии материалов или готовой продукции в органы наследия. Для юридических и физических лиц, занимающихся туристским бизнесом, основанном на историко-культурных памятниках, необходима регистрация в органах охраны, а также финансирование контроля за состоянием памятников на маршруте в начале и в конце туристского сезона. Памятники, используемые в хозяйственных целях бюджетными или общественными организациями, содержатся за счет этих организаций. Их внешний вид и внутренняя планировка не могут быть изменены без согласования с органами охраны. В противном случае нарушители несут ответственность в установленном порядке. VI. Вывоз-ввоз культурно-исторического наследия Все вопросы, связанные с вывозом-ввозом культурного наследия регулируются Законом Российской Федерации "О вывозе и ввозе культурных ценностей". 6.1. Под вывозом культурно-исторического наследия подразумевается перемещение любыми лицами в любых целях культурных ценностей за пределы Республики Алтай и через таможенную границу Российской Федерации без обязательства их обратного ввоза. 6.2. Под ввозом культурно-исторического наследия подразумеваются перемещение любыми лицами в любых целях культурных ценностей через таможенную границу Российской Федерации и в пределы Республики Алтай без обязательства их обратного вывоза. 6.3. Под временным вывозом культурно-исторического наследия подразумевается перемещение любыми лицами в любых целях культурных ценностей с обязательством их обратного ввоза в оговоренный срок в пределы Республики Алтай и через таможенную границу Российской Федерации. 6.4. Вывозу не подлежат: движимые предметы, представляющие историческую, художественную, научную и иную культурную ценность и отнесенные к особо важным (ценным) объектам культурно-исторического наследия, движимые предметы независимо от времени их создания, охраняемые государством и внесенные в охранные списки и реестры, культурные ценности, постоянно хранящиеся в государственных, муниципальных музеях, архивах, библиотеках, государственных хранилищах, культурные ценности, созданные более ста лет назад. 6.5. Регулированием вопросов вывоза-ввоза историко-культурных ценностей в пределах Республики Алтай занимаются специально уполномоченные органы по сохранению наследия (комитет культуры и его специализированные подразделения), а также комитет по делам архивов, таможенный комитет, МВД. В случае вывоза-ввоза особо ценных объектов проводится соответствующая экспертиза комиссией, назначаемой ЭС. 6.6. Историко-культурные материалы, входящие в разряд республиканской собственности (памятники археологии, особо ценные объекты и др.), могут быть вывезены за пределы республики лишь временно (научная конференция, выставки, концертная деятельность и т.д.). Для их вывоза необходимо оформление следующих документов, подаваемых в специально уполномоченные органы по сохранению наследия: заявление, список вывозимых предметов, договор о целях и условиях вывоза с указанием сроков возвращения в пределы республики. 6.7. Вывоз предметов из частных коллекций контролируется органами по сохранению наследия с целью выявления среди них особо ценных объектов. 6.8. Ввоз культурных ценностей в пределы Республики Алтай из других регионов и зарубежных государств согласовывается с республиканскими органами охраны историко- культурного наследия. VII. Ответственность за нарушение законодательства в области охраны историко-культурного наследия 7.1. Юридические и физические лица, действия или бездействие которых нанесли ущерб историко-культурному наследию, несут уголовную, административную и иную ответственность, установленную законодательством Российской Федерации и субъектов Федерации. 7.2. Запрещается: порча или уничтожение историко-культурных памятников, природных комплексов и объектов, взятых под охрану государства, загрязнение их территории химическими, радиоактивными и иными веществами, техническими отходами и сточными водами, захламление и загрязнение земель историко-культурного назначения, а также проектирование, размещение, строительство и эксплуатация объектов, отрицательно влияющих на сохранность историко-культурного наследия, повреждение предметов или документов, имеющих особую историческую ценность; самовольное занятие, застройка, нарушение установленного режима использования историко-культурного наследия и зон их охраны; самовольно занятые историко-культурные территории и зоны их охраны возвращать по их принадлежности без возмещения затрат, проведенных нарушителем за время незаконного пользования; уничтожение охранных знаков, границ историко-культурных территорий и их охранных зон; хищение историко-культурного наследия; искажение сведений о состоянии или составе историко-культурного наследия; проведение археологических раскопок и разведок без Открытого листа сотрудниками научных, научно-производственных учреждений, учебных заведений и музеев; проведение незаконных раскопок и разрытий на памятниках, находящихся в государственных списках или выделенных в земли историко-культурного назначения; продажа, скупка и передача предметов историко-культурного наследия, входящих в резерв государственной собственности (фонды государственных музеев, предметы из археологических памятников и т.д.). 7.3. Юридические и физические лица, действия которых нанесли невосполнимый ущерб историко-культурному наследию, обязаны возместить причиненный ущерб. 7.4. Ущербом являются любые нарушения, нанесенные археологическим памятникам, зонам их охраны и археологическим предметам. 7.5. Стоимость ущерба, нанесенного историко-культурному наследию, определяется с учетом: стоимости научного исследования уничтоженной части археологического памятника; стоимости проведенных на данном памятнике охранных мероприятий; стоимости восстановительных работ; оценочной стоимости утраченных в связи с произведенными работами находок; стоимости упущенной выгоды от использования археологического памятника и утраченных в связи с разрешением использования находок; стоимость ущерба, нанесенного историко-культурному наследию, определяется Агентством по культурно-историческому наследию на основании научной и финансовой экспертизы. 7.6. Отменяются коммерческие сделки и договоры, совершенные с нарушением законодательства Российской Федерации и субъектов Федерации о культурно-историческом наследии; могущие нанести ущерб историко-культурному наследию признаются недействительными с последующей двухсторонней реституцией. Указанные договоры и коммерческие сделки расторгаются по желанию сторон. В случае отказа сторон от расторжения договора или коммерческой сделки они расторгаются судебными органами на основании искового заявления органов охраны и использования археологического наследия. Пояснительная записка Республика Алтай обладает богатейшим историко-культурным наследием, накопленным на протяжении многих тысяч лет и которое представляет собой огромную культурную ценность. Отношение к нему регулируется Законом Республики Алтай "Об историко-культурном наследии народов Республики Алтай". Главной целью настоящего Положения является определение максимума реализации указанного Закона. В Положении подробно расписан порядок применения Закона в выявлении и постановке на учет памятников истории и культуры, использовании наследия в научных, хозяйственных и коммерческих целях, вывозе и ввозе культурных ценностей и ответственность за нарушение законодательства об историко-культурном наследии. Настоящее Положение состоит из семи разделов. I раздел - Общие положения. II раздел посвящен Экспертному совету. III раздел посвящен учету историко-культурных памятников. IV раздел посвящен мероприятиям по сохранению историко-культурного наследия. В данном разделе разработана система организации и функционирования мероприятий по сохранению и использованию историко-культурного наследия по следующим направлениям: выделение особо ценных объектов; организация историко-культурных заповедных территорий; реставрация памятников истории и культуры; заключение охранных договоров; музеефикация; хранение научной документации. V раздел посвящен проблемам научного и коммерческого использования наследия. VI раздел регулирует проблемы вывоза и ввоза объектов историко-культурного наследия. VII раздел определяет ответственность за нарушение законодательства об историко-культурном наследии. В приложении к Положению дан перечень платных услуг за использование объектов историко-культурного наследия, предоставленный Агентством по культурно-историческому наследию. ПЕРЕЧЕНЬ ПЛАТНЫХ УСЛУГ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ Настоящий перечень платных услуг за использование историко-культурного наследия Республики Алтай разработан на основе Закона Республики Алтай "Об историко-культурном наследии народов Республики Алтай", постановления Правительства Республики Алтай N 98 от 29.04.96 года, Положения Министерства культуры Российской Федерации "О лицензировании деятельности по обследованию состояния, консервации, реставрации и ремонту памятников истории и культуры местного значения" N 01-6/16-14 от 10.01.96 и настоящего Положения "О сохранении и использовании историко-культурного наследия Республики Алтай", приложением которого данный перечень является. Платные услуги взимаются по следующим видам деятельности: 1. Рассмотрение заявлений по поводу отвода земель под какое-либо хозяйственное использование - в размере 1/5 от установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда. 2. Выдача экспертного заключения по поводу отвода земель под какое-либо хозяйственное использование а) без необходимости научных изысканий - оплата в размере трехкратной минимальной месячной оплаты труда, установленной законом; б) при необходимости научных изысканий оплата производится по смете, составленной АКИН, за счет заявителя. 3. Лицензирование: а) рассмотрение заявлений о выдаче лицензий - оплата в размере 1/5 от установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда; б) при получении лицензий вносится фиксированная разовая плата: физические лица - 0,5 минимального размера месячной оплаты труда, установленного законом; юридические лица - количество минимальных размеров месячной оплаты труда при среднесписочной численности персонала до 20 чел. от 1 до 3, до 50 чел. до 5, до 100 чел. до 10, свыше 100 чел. до 15, с участием иностранных граждан до 20. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|