Расширенный поиск
Постановление Правительства Республики Алтай от 30.04.1998 № 112ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 30 апреля 1998 г. N 112 г.Горно-Алтайск Утратилo силу - Постановление Правительства Республики Алтай от 16.01.2008 г. N 4 О Целевой программе информационной поддержки обязательного медицинского страхования населения Республики Алтай на 1998-2000 годы Во исполнение Закона "О медицинском страховании граждан Российской Федерации" и положений "Концепции развития здравоохранения и медицинской науки Российской Федерации", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1997 года за N1387, Правительство Республики Алтай постановляет: 1. Утвердить прилагаемую "Целевую программу информационной поддержки обязательного медицинского страхования населения Республики Алтай на 1998-2000 годы". 2. Министерству здравоохранения Республики Алтай (С.А.Переверзев) обеспечить организацию и развитие технической службы поддержки информатизации здравоохранения и подготовки кадров. 3. ОАО "Электросвязь" (Устинов В.П.) оказать содействие в организации и развитии телекоммуникационной сети здравоохранения. 4. Управлению Информатизации Республики Алтай (Лашутин В.М.) в процессе реализации программы обеспечить координационную и методологическую работу по интеграции информационно-вычислительных систем Территориального фонда обязательного медицинского страхования и Министерства здравоохранения Республики Алтай в региональную систему передачи и обработки данных в реальном режиме времени в рамках концепции единой Республиканской информационно-вычислительной сети, телекоммуникаций передачи данных на основе соблюдения требований информационных технологий и ресурсов Программы Информатизации Российской Федерации. 5. Министерству финансов (Сазонова В.З.), Министерству здравоохранения (Переверзев С.А.), Территориальному фонду ОМС Республики Алтай (Максарова Р.Ф.) обеспечить финансирование Программы и осуществлять контроль целевого использования средств. 6. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Председателя Правительства Гнездилова М.З. Первый заместитель Председателя Правительства Республики Алтай В.П.Барабошкин Одобрена Утверждена Коллегией Минздрава РА Постановлением Правительства РА от 21 января 1998г. N3 от 30 апреля 1998г. N112 и Правлением ТФОМС РА "__"____________ 199__ г. Целевая программа информационной поддержки обязательного медицинского страхования населения Республики Алтай на 1998-2000 годы Паспорт программы 1. Наименование: "Целевая программа информационной поддержки обязательного медицинского страхования населения Республики Алтай на 1998-2000 годы". 2. Правовая база разработки программы: 2.1. Закон РФ "О медицинском страховании граждан РФ" 2.2. Закон РФ "Об информации, информатизации и защите информации" от 25.01.1995г. 2.3. Целевая программа информатизации здравоохранения России на 1996-1998гг., утвержденная приказом Минздравмедпрома N158 от 23.04.1996г. 2.4. Концепция информатизации системы ОМС Российской Федерации, разработанная Федеральным фондом ОМС от 22.03.1996г. 3. Заказчики программы: 3.1. Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Алтай 3.2. Министерство здравоохранения Республики Алтай 4. Разработчики программы: 4.1. Бюро медицинской статистики и информатики Министерства здравоохранения РА 4.2. Отдел информационного обеспечения ТФОМС РА 5. Главные задачи и сроки реализации программы: 5.1. Создание автоматизированной информационной системы сбора учета и обработки сведений о медицинском страховании населения (1998-2000гг.) 5.2. Обеспечение ЛПУ программно-техническими комплексами для ведения, учета, обработки сведений о медицинских услугах по взаиморасчетам с ТФОМС (1998-2000гг.) 5.3. Обеспечение ЛПУ программно-техническими комплексами по сбору, обработке медицинской статистической информации (1998- 2000гг.) 5.4. Создание единой телекоммуникационной сети здравоохранения Республики (1998-2000гг.) 5.5. Создание инженерно-технической службы для постоянной поддержки и сопровождения программно-технических комплексов в ЛПУ (1998г.) 5.6. Организация учебного центра для непрерывного обучения операторов, пользователей программно-технических комплексов ЛПУ (1998г.) 6. Объемы и источники финансирования T----T----------------------------------T------------------------------------T ¦ N ¦ Источники финансирования ¦ Сумма в тыс. руб. ¦ ¦ ¦ +--------T---------T--------T--------+ ¦ ¦ ¦ Всего ¦ 1998 ¦ 1999 ¦ 2000 ¦ +----+----------------------------------+--------+---------+--------+--------+ ¦ 1. ¦ Средства Федерального и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Территориального фондов ОМС ¦ 2678,9 ¦ 1346,8 ¦ 618,2 ¦ 713,97 ¦ ¦ 2. ¦ Средства бюджета здравоохранения ¦ 448,2 ¦ 213,2 ¦ 130,0 ¦ 105,0 ¦ ¦ 3. ¦ Средства из источников местного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ бюджета и самого учреждения ¦ 21,6 ¦ 7,0 ¦ 7,4 ¦ 7,2 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 4. ¦ Итого: ¦ 3148,7 ¦ 1567 ¦ 755,6 ¦ 826,17 ¦ L----+----------------------------------+--------+---------+--------+--------+ I. Концепция информатизации системы обязательного медицинского страхования в Республике Алтай 1. Общие положения Развитие и совершенствование работ по информатизации здравоохранения, создание системы мониторинга здоровья населения Республики Алтай, а также развитие системы обязательного медицинского страхования требуют совместных и комплексных усилий по информатизации и созданию Единого информационного пространства отрасли здравоохранения и ОМС как на федеральном, так и на территориальном уровнях. Сложная экономическая ситуация в стране диктует необходимость приведения в соответствие объемов требуемых, собираемых и расходуемых финансовых средств. Это означает необходимость не только отслеживания объемов и целей расходуемых средств, но и поиск путей и способов повышения эффективности их использования, в том числе - внедрение в медицинскую практику ресурсосберегающих технологий. В соответствии со своими функциональными обязанностями ТФОМС Республики Алтай должен осуществлять сбор и анализ информации о финансовых ресурсах системы ОМС на основе отчетных форм районных представителей фонда, а также о расходовании этих средств на основе информации, поступающей из медицинских учреждений. Для решения стоящих перед ТФОМС задач требуется постоянное выполнение оперативной и качественной обработки значительных объемов информации. В связи с этим существует необходимость автоматизации сбора, обработки, хранения и представления в нужной форме достоверных данных. Актуальность решения этой проблемы не вызывает сомнений, а ее реализация возможна только с помощью современных средств вычислительной техники и соответствующего программного обеспечения. Республика Алтай до сих пор остается одним из отсталых регионов Российской Федерации в экономическом, техническом и социальном развитии. Крайне низка материально-техническая база учреждений здравоохранения. При сегодняшней ситуации с финансированием учреждения здравоохранения Республики не в состоянии самостоятельно решать вопросы информатизации. На одно ЛПУ приходится 1,4 компьютера, а на врача - 0,14. В некоторых учреждениях вообще нет вычислительной техники. Систему электронной почты имеют всего 3 учреждения. Во всей системе здравоохранения работают 2 инженера и 12 операторов. Отсутствуют локальные вычислительные сети. Техническое отставание республики, отсутствие промышленных предприятий и трудное становление медицинского страхования, крайне низкое финансирование здравоохранения не дали и до сих пор не дают возможности решения задач по информатизации. Проанализировав ситуацию, Министерство здравоохранения и Территориальный фонд ОМС считают, что решить эти проблемы на данном этапе врозь не под силу. Поэтому решено разработать совместную программу информатизации здравоохранения и медицинского страхования на 2 - 3 года, что обеспечит экономию средств, комплексное решение проблем, рационально использовать кадры. Создание единой автоматизированной информационной системы здравоохранения и медицинского страхования республики обеспечит решение следующих задач: - оперативное планирование, анализ и контроль деятельности медицинских учреждений и фонда ОМС - своевременную передачу отчетной и статистической информации в вышестоящие органы - осуществлять постоянный контроль потоков финансовых поступлений - осуществлять контроль за использованием средств ОМС - осуществлять контроль качества оказания медицинской помощи населению. Создание единой информационной системы здравоохранения и обязательного медицинского страхования требует единых подходов и решений как в техническом, так и в технологическом планах. Данная цель может быть достигнута путем решения следующих основных задач: 1. Осуществление единого технического и технологического подхода при использовании технических и программных средств, обеспечивающих единые принципы получения, передачи, обработки и предоставления информации для любого уровня управления 2. Оснащение всех уровней здравоохранения и ОМС необходимыми средствами вычислительной техники, обеспечивающими необходимый уровень автоматизации решаемых задач и в конечном итоге - снижение затрат на их реализацию 3. Создание и ведение единых банков данных, обеспечивающих накопление и получение единой медико-статистической информации 4. Постоянный контроль и корректировка информационных массивов в соответствии с вновь созданными или измененными нормативными документами и законодательными актами При построении единой информационной системы необходимо реализовать следующие основные концептуальные принципы: - защищенность информации - надежность функционирования информационной системы - обеспечение и поддержка единой технической и технологической политики - иерархичность системы - интегрированное взаимодействие информационной системы с другими региональными и ведомственными системами. Защищенность информационной системы является одним из основных принципов при ее создании. Учитывая то, что работа системы здравоохранения зачастую связана с накоплением конфиденциальной информации о здоровье граждан, необходимо, чтобы она была надежно защищена от несанкционированного доступа. Кроме того в системе ОМС, как в любом банке, осуществляется аккумулирование и перемещение больших финансовых средств. Следующим важным принципом является принцип обеспечения надежности функционирования информационной системы. Он включает в себя три основные составляющие: надежность программного обеспечения, средств вычислительной техники, средств связи. При выборе программного обеспечения необходимо определить операционные системы, в том числе сетевые, тип СУБД и структуры баз данных. Не менее ответственен выбор ПО для информационного взаимодействия ЛПУ - МЗ - ТФОМС. Третьим важным принципом, гарантирующим устойчивую работу информационной системы, является принцип обеспечения и поддержки единой технической и технологической политики. Очевидно, что если в системе не будет осуществляться единство в разработке и реализации технической и технологической линий, то она не сможет быть единой. В данный момент преобладает направление, что каждый закупает ту вычислительную технику, которую ему удобно закупить и при этом не заботится о сроках ее службы, программные продукты идеологически разрозненны и не позволяют производить обмен данными. Необходимо решить следующие задачи: - централизованная закупка и поставка средств ВТ, запасных комплектующих и узлов, а также только лицензированных ОС и прикладных программных продуктов - создание подразделений, обеспечивающих устойчивую работу средств вычислительной техники - создание единой системы классификации и кодирования и унифицированной системы документооборота - создание единой системы интерфейсов и протоколов обмена информацией между медицинскими учреждениями, Министерством здравоохранения республики и ТФОМС. Одним из конкретных шагов для получения достоверной информации о застрахованных и последующего ее использования является персонификация сведений о пациенте. При этом идентификатором данных может являться номер страхового полиса. Четвертым, принципиальным моментом концепции информатизации является принцип иерархичности системы. Он заключается в том, что вся информация из медицинских учреждений и представительств ТФОМС в районах республики собирается и аккумулируется в центре сбора и обработки информации. Это может быть исполнительная дирекция фонда. Информация банков данных территориального уровня анализируется и передается в банк данных Федерального уровня. Пятым принципом концепции информатизации является ее интегрированное взаимодействие с другими региональными информационными системами других ведомств, и в первую очередь налоговой инспекции, пенсионного фонда и фонда социального страхования, МВД и др., накапливающих и использующих аналогичную информацию. Предполагаемый подход позволит, исходя из главной задачи системы здравоохранения и ОМС - обеспечение устойчивого финансирования медицинских учреждений и эффективного использования ресурсов здравоохранения для оказания качественной медицинской помощи населению республики. 2. Информационные ресурсы, принципы и подходы их формирования. Методы электронной обработки информации и формирования баз данных Информатизация системы здравоохранения и ОМС Республики Алтай должна вестись комплексно, затрагивать всех субъектов здравоохранения и обязательного медицинского страхования, действующих в рамках единой информационной системы, и обеспечивать решение конкретно стоящих перед ними задач. Исходя из того, что вся система здравоохранения и обязательного медицинского страхования в частности направлена на обеспечение получения населением медицинской помощи, рассмотрение направлений информатизации целесообразно начать с нижнего звена всей системы - медицинских учреждений. На уровне медицинских учреждений информационную поддержку должна обеспечивать типовая информационная система, хранящая сведения о больных, сведения о перемещении больных, коечном фонде, заявки на анализы и результаты анализов, сведения о медикаментах и заявки на медикаменты, сведения о кадровом составе учреждений, входящих и выходящих документах, издаваемых приказах, экономическая информация и многое другое. Медицинские учреждения передают в территориальный фонд (на нашей территории он выполняет функцию страховой компании) реестры за пролеченных больных в электронном виде (к примеру в виде *.dbf файлов). В территориальном фонде эта информация обрабатывается, проверяется на достоверность и на основании реестров происходит финансирование лечебного учреждения, исходя из рассчитанных медико-экономических стандартов. От территориального фонда в ЛПУ регулярно поступает информация о застрахованных гражданах (номер страхового полиса, номер договора страхования, действителен ли данный договор), на основании этих данных в ЛПУ формируется реестр действительных страховых полисов. От районных представителей ТФОМС в исполнительную дирекцию поступает информация о плательщиках страховых взносов, платежах на ОМС, суммы пени и штрафов. На основании этой информации в исполнительной дирекции создается единая база данных плательщиков взносов на ОМС, проводится анализ информации, создаются отчетные формы и документы в вышестоящие органы (ФФОМС, органы исполнительной власти и др.). Для сбора статистической информации на федеральном уровне Федеральным фондом ОМС разработана Унифицированная система сбора и обработки информации (УСОИ) "Муссон", с автоматической обработкой принимаемой информации по каналам E-mail от территориальных фондов ОМС. Предварительно проанализировав объемы информации, которая будет циркулировать в информационной системе (информация на одного застрахованного в год, заложенная в память ЭВМ занимает около 2 Кб, ежегодный средний прирост информации 25% от первоначальной), получаем первоначальный объем в 400 Мб, с приростом в 100 Мб ежегодно. Накопление и обработка информации по застрахованным будет происходить не равномерно, основной объем информации будет заноситься в память ЭВМ на первоначальном этапе за короткий промежуток времени (2 - 3 месяца), а в дальнейшем будет происходить только корректировка данных. По задаче отслеживания взносов на ОМС от плательщиков, также накопление информации происходит неравномерно. Основные объемы обрабатываются во время принятия квартальных отчетов от плательщиков взносов. Вся информация, заносимая на разных уровнях в информационную систему, должна быть формализована, т.е. приведена к единому стандарту обмена информацией территориального уровня. Этого можно достигнуть, используя совокупность автоматизированных рабочих мест, выполняющих взаимосвязанные функции, объединенных в ЛВС или использующих телекоммуникационные связи для обмена информацией между собой. 3. Требования к аппаратной и технической платформе Средства вычислительной техники (ВТ) должны удовлетворять следующим требованиям: - наработка на отказ или сбой должна быть не менее 10000 часов при непрерывной работе - срок службы оборудования должен составлять не менее 5 лет с возможностью замены отказавших или выработавших свой ресурс элементов и узлов - среднее время восстановления рабочих станций (серверов) должно быть не более 30 минут с последующим ремонтом отказавшего элемента или узла - гарантийный срок службы средств ВТ должен быть не менее 3 лет с возможностью поддержания ее работоспособности после гарантийного периода в последующие 5 лет - в аппаратуре должна быть предусмотрена возможность наращивания ее производительности, с учетом возможной реализации дополнительных функций и подключения дополнительных пользователей - аппаратура должна обеспечивать возможность удобной работы, а также иметь все необходимые условия по соблюдению техники безопасности для обслуживающего персонала. Кроме того должны быть обеспечены меры ее устойчивой работы за счет установки устройств бесперебойного питания индивидуального или общего пользования. На данный момент в качестве аппаратно-программной базы ЛВС в ТФОМС используются персональные ЭВМ-совместимые компьютеры (рабочие станции и сервер), объединенные в структурированную сеть с помощью кабельной системы типа Internet на коаксиальном кабеле 10 Мбит/с под управлением сетевой операционной системы Novell. Использование архитектуры структурированной ЛВС на основе коаксиального кабеля не является оптимальным вариантом для оперативного изменения конфигурации и наращивания ЛВС, поэтому необходимо переходить на кабельную систему типа "витая пара". При выборе модели компьютера для построения информационных систем здравоохранения и ОМС принимались во внимание следующие критерии: положительный опыт и использование в России, наличие прикладного программного обеспечения, возможность поэтапного наращивания мощности системы под прогнозируемые потребности, качество и надежность. Использование на первом этапе сетевой операционной системы Novell с последующим переходом на втором этапе на Windows NT или более мощную (типа UNIX) обусловлено постепенным наращиванием мощностей ЛВС, заменой устаревших персональных компьютеров, способных работать лишь под управлением операционной системы MS DOS, на более мощные. Этот переход объективен, т.к. наращивание мощностей ЛВС неизбежно ведет к росту потребностей пользователей, к требованию использования современных программных средств и, как следствие, модернизации аппаратного парка. 4. Программно-математический комплекс, его состав и структура Анализ объемов информации, которая будет циркулировать в информационной системе, учитывая небольшое население республики, трудности с самостоятельным изготовлением необходимых прикладных программных продуктов (как отсутствие достаточного количества высокопрофессиональных программистов, так и трудности с дальнейшим лицензированием программных продуктов - это немалые деньги и время), можно прийти к выводу, что наиболее целесообразным вариантом является приобретение готовых программных продуктов, уже опробованных в других территориях Российской Федерации. Проведенный в ноябре 1997 года Московским городским фондом ОМС конкурс программных продуктов для системы здравоохранения и ОМС позволяет судить, что лауреат конкурса ЗАО "Релакс" г.Москва на сегодняшний момент предлагает наиболее приемлемые решения задач информатизации системы здравоохранения и ОМС. Основными критериями выбора программных продуктов были: поддержка продукта фирмой - изготовителем, единая технологическая концепция решения всех задач, возможность использования отдельных программных комплексов локально или интегрированно в единой информационной системе здравоохранения и ОМС, возможность работы в многопользовательском режиме, формализация информации при вводе на любом уровне решаемых задач, удобство интерфейса пользователя, простота обучения работы с комплексом, простое восприятие выдаваемой информации. При этом в круг решаемых задач попадают: 1. Для поликлиник и стационаров: - Подсистема ведения нормативно-справочной информации - предназначена для заведения, хранения и поддержания в актуальном состоянии всех классификаторов и словарей понятий, используемых во всех подсистемах комплекса - Подсистема структурного описания ЛПУ - предназначена для формирования нормативно-экономической базы ЛПУ и банка данных медицинских услуг, оказываемых ЛПУ. Подсистема подготавливает базу данных комплекса для работ по обслуживанию пациентов и решает следующие задачи: - структурное описание ЛПУ в целом и его подразделений - стационара, поликлиники, параклиники - формирование величин основных нормативных коэффициентов для ЛПУ - организационно-штатное расписание и тарификация персонала - описание нормативной материально-технической базы подразделений формирования перечня оказываемых подразделением услуг - расчет себестоимости цен на оказываемые услуги - формирование медико-экономических стандартов для ЛПУ - Подсистема обслуживания пациентов ЛПУ - предназначена для формирования банка данных по пациентам, видам и стоимости оказанных услуг. Подсистема решает следующие задачи: - регистрация пациентов (прием и выписка из стационара) - учет оказываемых услуг - формирование статистических отчетных форм - формирование счетов и реестров на оказанные услуги - Подсистема учета вакцинопрофилактики пациентов поликлиники - подсистема предназначена для учета оказанных услуг по осуществлению прививок, медотводов, планированию основных прививок пациентам поликлиники. Подсистема решает следующие задачи: - регистрация пациентов - учет проделанных прививок и их результатов - учет медотводов - планирование прививок по видам прививок и групп населения - выдача отчетных форм - Подсистема бухгалтерского учета ЛПУ 2. Для ТФОМС и его представительств в районах - Программный комплекс учета поступлений страховых взносов в фонд ОМС - находится в промышленной эксплуатации с июля 1997 года (по предварительным оценкам увеличилась производительность труда инспекторов ТФОМС на 180 - 200%) и состоит из следующих подсистем: - регистрация плательщиков - имеет возможности: - регистрация и перерегистрация плательщиков - ведение реестра плательщиков - выдача документов, сопутствующих регистрации - ведение расчетных счетов плательщика - банковская группа - имеет возможности: - обработка банковских выписок - автоматическая разноска платежных документов плательщикам - просмотр данных по платежам плательщика - выборок по статьям прихода и расхода - оформление платежных поручений - ведение журнала корректировок платежных документов - формирование отчетов - плательщик - имеет возможности: - расчет актов камеральных проверок - расчет актов документальных проверок - автоматическое формирование санкций по актам проверок - ведение лицевых карточек плательщика - прием расчетных ведомостей - формирование инкассовых поручений - формирование сводных отчетов - Программный комплекс ведения сводного регистра застрахованных. В настоящее время внедряется в эксплуатацию и решает следующие задачи: - прием регистров застрахованных от отделений регистрации полисов - регистрация застрахованных лиц - перерегистрация застрахованных в связи с изменением реквизитов - снятие с учета застрахованных - проведение операций поиска застрахованных - ведение договоров на страхование с юридическими лицами - прием и проверка регистра застрахованных от районных инспекторов ТФОМС - детальная проверка сводного регистра - передача раздела застрахованных в районы - выдача справок по структуре регистра застрахованных - Программный комплекс ведения регистра застрахованных в районных представительствах ТФОМС. В настоящее время внедряется в эксплуатацию и решает следующие задачи: - регистрация застрахованных лиц - перерегистрация застрахованных в связи с изменением реквизитов - снятие с учета застрахованных - проведение операций поиска застрахованных - ведение договоров на страхование с юридическими лицами - ведение регистра застрахованных и выдача отчетов по базе данных прием и проверка застрахованных от ЛПУ - передача регистра застрахованных в ТФОМС - выдача справок по структуре регистра застрахованных - Программный комплекс обработки счетов (реестров) от ЛПУ - решает следующие задачи: прием и обработка реестров от ЛПУ - формирование счетов в ТФОМС - формирование счетов в другие СМО (ТФОМС) за иногородних пациентов - прием и обработка счетов от других СМО (ТФОМС) - просмотр, поиск, отбор и выдача справок по структуре регистра застрахованных. - Программный комплекс бухгалтерского учета (сейчас используется 1С:Бухгалтерия) - Комплекс ведомственной статистической отчетности Федерального фонда "Муссон" - Комплекс внутрипроизводственной деятельности должен состоять из следующих подсистем: - кадры - подготовка кадров - канцелярия (делопроизводство) - договора Таким образом, в 1998 году должен будет реализован первый этап информатизации здравоохранения и ОМС Республики Алтай. Будут получены первые результаты работы ЛПУ в единой информационной системе с фондом ОМС. На этом этапе в качестве основного информационного хранилища могут рассматриваться сервера ЛВС дирекции ТФОМС. При этом создается локальная сеть Министерства здравоохранения, сервера которой в дальнейшем могут взять на себя хранения медицинской статистической информации. Идет отработка схемы обмена информацией в электронном виде (электронная почта в режиме offline) со всеми субъектами ОМС, участвующими в сборе, обработке и обмене информацией. На втором этапе создаются локальные сети в учреждениях здравоохранения, отработавшие практику взаимодействия с ТФОМС, и идет тиражирование ранее приобретенных и оттестированных программных средств в остальные ЛПУ Республики Алтай, создаются предпосылки для остальных медицинских учреждений республики для создания локальных сетей под готовую информационную систему. 5. Система телекоммуникационной связи, принципы и подходы Создание единой информационной системы ОМС и здравоохранения Республики Алтай не возможно без использования каких-либо каналов передачи информации между субъектами ОМС. Корпоративная система связи должна предоставлять комплекс интегральных услуг в виде передачи и приема электронных сообщений любого вида, речевой информации, факса. Ее пользователями должны являться Министерство здравоохранения, ТФОМС, районные инспектора ТФОМС, лечебно-профилактические учреждения. В идеале для абонентов сети должен быть обеспечен надежный обмен данными в режиме реального времени. Однако, учитывая значительные размеры территории республики, недостаточно развитую сеть линий связи, тяжелое экономическое положение (каждая выделенная линия и узел требуют значительных расходов, инженерно-технического персонала для круглосуточной работы), вполне допустимым является пакетный режим обмена информационными сообщениями по коммутируемым телефонным каналам, используя услуги электронной почты. Поэтому разумнее всего в течение выполнения данной Программы отработать в режиме абонентов республиканского узла "Интернет", а затем в будущем на базе бюро медицинской статистики и информатики возможно организовать свой Республиканский медицинский узел с подключением всех учреждений здравоохранения. В перспективе может быть до 65 и более абонентов. Это даст возможность отработать технологию информационных потоков и сэкономить значительные финансовые ресурсы здравоохранения. В рамках создания единой информационной сети фондов ОМС РФ на основе наземных станций спутниковой связи "Бегун" и рабочих станций MOTOROLA для обеспечения задач по обмену информацией между ТФОМС Республики Алтай и Федеральным фондом ОМС проводятся подготовительные работы для монтажа оборудования наземного поста станции спутниковой связи. Конкретные сроки выполнения проекта уточняются и ориентировочно намечены на четвертый квартал 1998 года. Реализация данной системы обеспечит включение ТФОМС РА в единую коммуникационно - компьютерную (корпоративную) сеть системы ОМС РФ с расчетным экономическим эффектом 500 тыс.руб. в год (по оценке Федерального фонда ОМС). 6. Работа с персоналом. Кадровое обеспечение информационно- вычислительной системы Для организации устойчивой, бесперебойной работы информационной системы здравоохранения и ОМС необходимо в первую очередь иметь подготовленные профессиональные кадры, которые могли бы обеспечить эту работу. В первую очередь, на первом этапе развития системы необходимо создать учебный Центр на базе Бюро МСиИ Министерства здравоохранения РА с целью обеспечения непрерывной подготовки медицинского и технического персонала. Для медицинского персонала - это обучение основам компьютерной грамотности, обучение работе с прикладными специализированными программными продуктами, АРМами. Для инженерно-технического персонала необходимо постоянное повышение профессиональной квалификации, ознакомление с новыми информационными технологиями и средствами вычислительной техники. На базе учебного центра должен быть организован технический отдел, основными задачами которого должны являться установка, внедрение в эксплуатацию и поддержка программных продуктов, организация ЛВС в учреждениях здравоохранения, обеспечение информационного взаимодействия между субъектами информационной системы здравоохранения и ОМС, организация работ по техническому обслуживанию и ремонту средств вычислительной техники и связи. Кроме того учебный центр должен обеспечивать организационно- методическую работу информационной системы, осуществлять связь с федеральным и территориальным органами управления. Также на базе учебного центра будет осуществляться профессиональная подготовка медицинских кадров с использованием автоматизированных систем тестирования знаний медицинских работников. 7. Требования к системе безопасности и защита информации Защищенность информационной системы является если не решающим, то одним из основных принципов при ее создании и должна обеспечиваться в соответствии с Законом РФ N24-ФЗ от 20.02.95г. "Об информации, информатизации и защите информации". Учитывая то, что работа системы здравоохранения зачастую связана с накоплением конфиденциальной информации о здоровье граждан, необходимо, чтобы она была надежно защищена от несанкционированного доступа. Информация личностного характера о застрахованных накапливается в фонде ОМС, кроме того в системе ОМС, как в любом банке, осуществляется аккумулирование и перемещение больших финансовых ресурсов. Отсюда возникает необходимость соблюдения следующих положений: - доступ (просмотр/редактирование) к базам данных информационных систем должен быть ограничен - медицинские учреждения, дирекция ТФОМС, районные инспектора фонда, использующие или распространяющие сведения о гражданах, должны гарантировать их достоверность и конфиденциальность и в случае необходимости принимать меры против злоупотребления ими. Суммируя вышесказанное, отметим, что в информационной системе должен быть предусмотрен комплекс мероприятий, который обеспечивал бы ее защиту, и при этом не нарушал прав граждан. К таким мероприятиям следует отнести: - установку серверов, рабочих станций и других центральных средств вычислительной техники в специально оборудованных помещениях - обязательную поддержку специальных средств защиты информационных ресурсов и программных продуктов от несанкционированного доступа - подготовку специалистов для работы с закрытыми базами данных - специальные устройства кодирования - декодирования передаваемой информации. В настоящее время нет нормативных документов федерального уровня, регламентирующих методы защиты и ограничения доступа к накапливаемой информации в территориальных фондах ОМС. В условиях создания федеральной и территориальных информационных систем ОМС разработку такого документа следует считать весьма актуальной. 8. Этапность реализации Программы. Основные характеристики этапов На первом этапе (1998-1999гг.) в первую очередь необходимо организовать инженерно-техническую службу, которая должно отвечать за ввод в эксплуатацию и поддержку программных комплексов для ЛПУ. Такую службу целесообразно организовать на базе Бюро медицинской статистике при Министерстве здравоохранения РА. Централизованно закупить и установить в городских и Центральных районных больницах вычислительную технику достаточных ресурсов для решения задач учета, сбора и обработки оперативной статистической информации. Также на первом этапе надо приобрести программное обеспечение для решения задач учета, сбора и обработки оперативной статистической информации. Начать организацию процесса подготовки кадров для работы с новыми программными комплексами в ЛПУ и одновременно в 2 - 3 ЛПУ начать полномасштабное внедрение комплексной автоматизации управления деятельности учреждения, и на их базе проводить апробацию программных продуктов в условиях конкретного учреждения, для обнаружения "узких мест" и "подводных камней" системы, доработку и устранение выявленных недостатков. На этом этапе в качестве основного информационного хранилища могут рассматриваться сервера ЛВС дирекции фонда. При этом создается локальная сеть Министерства здравоохранения, сервера которой в дальнейшем могут взять на себя хранение медицинской статистической информации. Идет отработка схемы обмена информацией в электронном виде (электронная почта) со всеми субъектами ОМС, участвующими в сборе, обработке и обмене информацией. Цель этого этапа - учесть опыт, накопленный при эксплуатации программных средств, проанализировать, отобрать и внедрить единое программное обеспечение, которое станет основой при подготовке к следующему этапу - созданию единой информационной сети здравоохранения Республики Алтай. Особенностью данного этапа является первоначальное разовое вложение средств 73,6% от общей стоимости Программы. На втором этапе создаются локальные сети в учреждениях здравоохранения, отработавших практику информационного взаимодействия с ТФОМС, и идет тиражирование ранее приобретенных и оттестированных программных средств в остальные ЛПУ Республики Алтай, создаются предпосылки для остальных медицинских учреждений республики для создания локальных сетей под готовую информационную систему. На данном этапе основной сложностью является территориальный охват субъектов информационной системы, налаживание между ними системы информационного взаимодействия. 9. Заключение На сегодняшний день в учреждениях здравоохранения республики имеются около 80 компьютеров, преимущественно старых моделей, и более 70% из них используется в бухгалтериях. К сожалению, полностью отсутствуют компьютерные технологии в лечебно-диагностическом, экспертном процессах. Нет программных средств для оперативного сбора, анализа повседневной работы ЛПУ. Из-за нерешенных кадровых вопросов и отсутствия вычислительной техники, достаточных ресурсов нет возможности внедрить даже те программы, которые бесплатно рекомендуются Минздравом РФ. Для решения вопросов информатизации здравоохранения Республики необходимо решить безотлагательно следующие задачи: 1. Реорганизовать службу информационного обеспечения (создание единого информационного центра управления в составе Бюро медицинской статистики и информатики, группы сопровождения программного обеспечения, информационного Отдела фонда ОМС). 2. Обеспечить централизованную закупку и оснащение медицинских учреждений средствами вычислительной техники под решение конкретных информационных задач с установкой и сдачей системы "под ключ". 3. Обеспечить учреждения здравоохранения нормальным количеством вычислительной техники. 4. Организовать учебный Центр при Бюро МСиИ и оснастить техническими средствами для постоянного обучения операторов и пользователей программных средств. 5. Учреждения здравоохранения обеспечить лицензионными программными продуктами для комплексной автоматизации управления и информационного обеспечения. 6. Установить в республиканских и центральных районных больницах средства электронной связи, получить адреса E-mail, отработать систему связи на базе Республиканского телекоммуникационного узла. Кроме того безотлагательно надо решить вопрос с заработной платой инженерно-технического состава и вообще по Бюро. Без повышения заработной платы не решить проблему текучести кадров. Социально-экономическая значимость создания и использования информационной системы в первую очередь состоит в повышении эффективности функционирования системы здравоохранения. Опосредованным образом информационная система должна оказать влияние на оценку качества лечения и обеспечения социальной защиты населения в вопросах медицинского обслуживания. Кроме того информатизация системы здравоохранения и обязательного медицинского страхования обеспечит: - оперативное управление ограниченными ресурсами, как финансовыми, так и материальными, исходя из наличия и потребности на уровне медицинских учреждений и органов управления - оперативные взаиморасчеты внутри территории и с другими территориальными фондами за проплату пролеченных больных - оценку качества лечения больных и повышения эффективности оказания медицинской помощи - разработку и оперативную корректировку стандартов оказания медицинской помощи - формирование информационных баз данных для научных работ, методов математического моделирования, статистики. Единая автоматизированная подсистема бухгалтерского учета и отчетности по территориям (с учетом использования единой сетевой версии) позволит выявить свободные или неэффективно используемые финансовые ресурсы, которые можно использовать для рационального пополнения и обновления базы медицинского оборудования, тем самым обеспечивая населению Республики Алтай равные лечебно- диагностические возможности. Предотвращение возможности нецелевого использования средств за счет автоматизированного учета застрахованных, проведения экспертиз качества оказанного лечения и обоснованность затрат на лечение, рационального использования оборудования может окупить все затраты на создание информационных технологий. Без автоматизации невозможен точный расчет подушевых нормативов финансирования ОМС, учитывающих потребности различных контингентов населения в медицинской помощи (ошибки в этом нормативе делают неустойчивым финансирование медицинской помощи, либо приводят к перерасходу средств ОМС). Необходимо учесть то, что мы предлагаем - уже пройденный этап для большинства территорий России. После реализации Программы информатизации здравоохранения нашей республики мы поднимемся до сегодняшнего среднероссийского уровня по обеспеченности средствами вычислительной техники. В информатизацию вовлекаются 20 ЛПУ, входящие в систему ОМС и 10 представительств ТФОМС в районах. II. Технико-экономическое обоснование Программы 1. Введение Сегодня Территориальным фондом ОМС в работе используется 24 компьютера с учетом районных инспекторов фонда. В исполнительной дирекции функционирует локальная вычислительная сеть под управление ОС Novell 3.11. Автоматизированы задачи сбора и учета страховых взносов на ОМС, бухгалтерская деятельность, АРМ юриста. Используется ВТ в работе планово-экономическим отделом и для автоматизации внутрипроизводственной деятельности. Внедряется программный комплекс ведения сводного регистра застрахованного населения республики. Разработанная Федеральным фондом ОМС Унифицированная система сбора и обработки информации "Муссон" обеспечивает передачу отчетно- статистической информации из ТФОМС в ФФОМС в электронном виде, используя для этого систему электронной почты. В настоящей финансовой ситуации учреждения здравоохранения не в состоянии самостоятельно решать вопросы информатизации. На сегодня в учреждениях здравоохранения Республики имеются около 80 компьютеров, в основном это довольно устаревшие ЭВМ-совместимые модели с 286/386 процессором и более 70% из них используются в основном для решения бухгалтерских задач. В системе здравоохранения, даже в структурах управления, отсутствуют какие-либо ЛВС. Нет программных средств для оперативного сбора, анализа повседневной информации о работе ЛПУ. Имеющиеся 2 инженера и 2 оператора в Бюро медицинской статистики решают задачи самого бюро. Кроме того низкая заработная плата технического персонала (200 - 300 рублей) не позволяет привлекать высокообразованных специалистов, идет постоянная текучесть кадров. Чтобы заниматься информатизацией здравоохранения республики, необходимо сначала создать саму службу - информационно- вычислительный отдел, как самостоятельное подразделение Министерства здравоохранения РА или на базе вычислительного отдела БМСиИ. Можно купить достаточное количество техники, программных продуктов, но от этого информатизация здравоохранения не сдвинется ни на шаг без решения кадровых вопросов. Для решения задач, перечисленных в части 1 "Концепция информатизации системы ОМС в Республике Алтай" по расчетам на основании "Методических рекомендаций по определению потребности ТФОМС в средствах ВТ", разработанных Федеральным фондом ОМС, с учетом ежедневных объемов работы стационаров и поликлиник, получаются нижеследующие цифры: - количество плательщиков 7643 (прирост составляет в среднем 500 предприятий в квартал в основном за счет Эколого-экономического региона) - число застрахованных граждан 44850 (с переходом к страхованию неработающего контингента населения эта цифра увеличится втрое) для решения задачи "учет страховых взносов" и "ведение сводного регистра застрахованных" необходимо 26 компьютеров (ТФОМС и его инспектора в районах) для обеспечения взаиморасчетов ЛПУ и фонда ОМС - 114 компьютеров для формирования и анализа статистической информации необходимы (20%) дополнительно 28 компьютеров. Итого для ЛПУ республики для решения задач ОМС необходимы - 142 компьютера. Кроме того создается 5% резерв - это 7 компьютеров. На сегодняшний момент территориальный фонд ОМС обеспечен на 80%, а учреждения здравоохранения на 3 - 4% в части выполнения задач статистики и ОМС. 2. Оценка информации, циркулирующей в системе На уровне медицинских учреждений должны собираться сведения о больных (паспортные данные, состояние, диагнозы, назначения, экспертизы и пр.), сведения о перемещениях больных, коечном фонде, заявки на анализы и результаты анализов и др. Должна осуществляться обработка данных по объемам деятельности ОМС в данном ЛПУ, подготовка договорных тарифов на оплату действительного объема работ, учет фактических расходов на выполнение определенного объема работ (по статьям затрат). На уровне территориального фонда должна накапливаться информация по бухгалтерскому учету, контролю и анализу поступления страховых взносов, анализ финансовой страховой деятельности на основе следующих исходных данных: - о предыдущих затратах на медицинскую помощь по территории - о демографической структуре населения по территории - о полученных финансовых ресурсах - о размере нормируемого страхового запаса Так как территориальный фонд на нашей территории осуществляет функции страховщика, то он дополнительно должен решать задачи, а соответственно и накапливать информацию по: - реестру застрахованных - реестру оплаченных услуг - договорам со страхователями и медицинскими учреждениями. Исходя из вышесказанного становится ясно, что без информатизации системы ОМС отследить и проконтролировать необходимые для успешной работы такие объемы информации невозможно. Поэтапно, в соответствии с возможностями, необходимо создать ряд информационных подсистем, объединенных в интегрированную систему информатизации ОМС на территории республики. Предварительно проанализировав объемы информации, которая будет циркулировать в информационной системе (информация на одного застрахованного в год, заложенная в память ЭВМ занимает около 2 Кб, ежегодный средний прирост информации 25% от первоначальной), получаем первоначальный объем в 400 Мб, с приростом в 100 Мб ежегодно. Накопление и обработка информации по застрахованным будет происходить не равномерно, основной объем информации будет заноситься в память ЭВМ на первоначальном этапе за короткий промежуток времени (1 - 2 месяца), а в дальнейшем будет происходить только корректировка данных. По задаче отслеживания взносов на ОМС от плательщиков, также накопление информации происходит неравномерно. Основные объемы обрабатываются во время принятия квартальных отчетов от плательщиков взносов, т.е. основные пиковые нагрузки приходятся в конце каждого квартала на 2 - 3 недели. Объемы информации, циркулирующие между ТФОМС и ЛПУ (в основном это реестры за пролеченных больных) небольшие и зависят от количества обращений населения в лечебные учреждения. Вся информация, заносимая на разных уровнях в информационную систему, должна быть формализована, т.е. приведена к единому стандарту обмена информацией территориального уровня. Этого можно достигнуть, используя совокупность автоматизированных рабочих мест, выполняющих взаимосвязанные функции, объединенных в ЛВС или использующих телекоммуникационные связи для обмена информацией между собой. 3. Затраты на реализацию программы по этапам Этапная последовательность и затраты на реализации Программы представлены в Приложении 1. На первом этапе (1998-1999гг.) идет организация инженерно- технической службы Министерства здравоохранения, централизованно приобретается вычислительная техника и передается в лечебные учреждения. Приобретаются программные комплексы для решения конкретных задач (задача взаиморасчетов ЛПУ и ТФОМС) с правом тиражирования по республике. В 2 - 3 ЛПУ идет полномасштабное внедрение комплекса автоматизации управления деятельностью учреждения и на их базе проводится апробация программных продуктов в условиях конкретного учреждения, для обнаружения "узких мест" комплекса, доработка и устранение выявленных недостатков. Отрабатываются схемы информационных потоков между субъектами обязательного медицинского страхования. Особенностью данного этапа является первоначальное разовое вложение средств в размере 73,6% от общей стоимости Программы. Цель этого этапа - учесть опыт, накопленный при эксплуатации программных средств, отобрать, проанализировать и внедрить единое программное обеспечение, которое станет основой при подготовке к следующему этапу - создание единой информационной системы здравоохранения и ОМС Республики Алтай. На втором этапе создаются локальные вычислительные сети в учреждениях здравоохранения, отработавших практику информационного взаимодействия с ТФОМС и идет тиражирование ранее приобретенных и оттестированных программных средств в остальные ЛПУ, создаются предпосылки для остальных медицинских учреждений республики для создания локальных сетей под готовую информационную систему. Стоимость затрат на информатизацию медицинских учреждений каждого класса складывается из стоимости аппаратных средств локальной вычислительной сети, стоимости монтажных и пусконаладочных работ, стоимости сетевого и системного лицензионного программного обеспечения, стоимости прикладного программного обеспечения. 4. Социально-экономическая выгода от внедрения Решение задач, возложенных на ОМС - дело сложное и трудоемкое. Поэтому, не создав информационной системы, невозможно будет обеспечить рациональное функционирование обязательного медицинского страхования и, следовательно, невозможно будет эффективно решить основную задачу ОМС - обеспечение гражданам равных возможностей в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств ОМС. Информационная система, не опирающаяся на коммуникационно-компьютерные технологии, не сможет реализовать системной концепции организации данных, их сбора, хранения, поддержки в актуальном состоянии и использовании для принятии решений в управленческих задачах. Экономическая значимость создания и использования информационной системы ОМС заключается в повышении эффективности функционирования системы здравоохранения. В результате оперативной обработки поступающей информации возникает возможность получения и использования достоверных данных по оценке качества лечения населения. Только один программный комплекс по учету сбора страховых взносов, внедренный в ТФОМС в июле 1997 года, позволил увеличить сбор средств с 11,314 млн.руб. в 1996 до 17,584 млн.руб. в 1997 году за счет более качественного учета плательщиков взносов. Благодаря автоматизации учета сбора средств, отслеживания пени и штрафов план сбора последних был выполнен на 106%, это при постоянной деградации экономики региона и России в целом. Программный комплекс позволил увеличить количество камеральных проверок предприятий, организаций-плательщиков взносов на ОМС в 6,5 раза против 1996 года. Это позволяет своевременно охватить контролем большее количество предприятий, обеспечить своевременное поступление взносов, а значит, обеспечить своевременное финансирование лечебно-профилактических учреждений, что решает огромную социальную проблему. В более короткие сроки идет обработка расчетных ведомостей предприятий, учреждений. Возрастает привлекательность труда работников, исчезает рутина при работе с бумагами, возрастает точность в работе и настроение работников, что является немаловажным фактором. Приблизительный подсчет показал, что производительность инспектора фонда при работе с данным программным комплексом увеличивается на 180 - 200%. Единая автоматизированная подсистема бухгалтерского учета и отчетности в ЛПУ по республике позволит выявить свободные финансовые ресурсы, которые можно использовать на развитие материально-технической базы здравоохранения. Конкретный экономический эффект внедрения систем автоматизации рассчитать довольно трудно. Учитывая уменьшение количества счетных работников и соответственно доли заработной платы на их содержание и увеличение сбора штрафных санкций при использовании автоматизации работ, окупаемость затрат при внедрении средств вычислительной техники незначительна. Скорее, речь может идти о управленческой выгоде внедрения систем автоматизации производства, возможность использования в принятии решений достоверных оперативных данных позволит значительно снизить риск неверных решений, когда вовремя принятое управленческое решение позволит экономно использовать существующие ограниченные финансовые средства. III. Правовое обеспечение Программы В основу Программы положены: - Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации", принят Государственной Думой РФ 25.01.1995г. - Целевая программа информатизации здравоохранения России на 1996-1998гг., утвержденная приказом Минздравмедпрома N158 от 23.04.1996г. Концепция информатизации системы ОМС Российской Федерации, разработанная Федеральным фондом ОМС от 22.03.1996г. Методические рекомендации по определению потребности территориальных фондов обязательного медицинского страхования в средствах вычислительной техники, а также последующие методические материалы Федерального фонда ОМС и Минздравмедпрома Российской Федерации. Кроме того в разработке использовался опыт работы Красноярского края, изложенный в "Концепции и программе информатизации системы здравоохранения и обязательного медицинского страхования Красноярского края на 1998-2000 годы". Хотелось бы отметить, что во время разработки программы информационной поддержки обязательного медицинского страхования населения РА разработчики столкнулись с трудностями юридического характера, а именно неполной правовой базой, регламентирующей использование информационных ресурсов. Так, в настоящее время нет нормативных документов Федерального уровня, регламентирующих методы защиты и ограничения доступа к накапливаемой информации в территориальных фондах ОМС. В Федеральном законе "Об информации, информатизации и защите информации" отсутствуют такие понятия, как "информационное поле", "информационное пространство", что затрудняет разработку и конкретизацию программы информационного развития. IV. Система безопасности и защиты информации Программы. Основные требования Защищенность информационной системы является если не решающим, то одним из основных принципов при ее создании и должна обеспечиваться в соответствии с Законом РФ N24-ФЗ от 20.02.95г. "Об информации, информатизации и защите информации". Учитывая то, что работа системы здравоохранения зачастую связана с накоплением конфиденциальной информации о здоровье граждан, необходимо, чтобы она была надежно защищена от несанкционированного доступа. Информация личностного характера о застрахованных накапливается в фонде ОМС, кроме того в системе ОМС, как в любом банке, осуществляется аккумулирование и перемещение больших финансовых ресурсов. Отсюда возникает необходимость соблюдения следующих положений: - установка серверов и других центральных средств вычислительной техники осуществляется в специально оборудованных помещениях исполнительной дирекции ТФОМС; - на сетевом уровне защита информации осуществляется средствами защиты ОС Novell, на уровне баз данных средствами СУБД Clipper, когда основные файлы баз данных кодируются и прочесть содержимое возможно только из оболочки прикладной программы. При формировании отчетов или при обмене информацией между АРМами предлагаемой информационной системы, информация выдается в виде кодированных файлов *.dbf и считывается только в том АРМе, куда она предназначена. На уровне пользователей прикладных программных продуктов защита и разграничение доступа к информации осуществляется паролевой защитой; - также основным моментом в вопросах защиты информации является подготовка специалистов для работы с закрытыми базами данных. В исполнительной дирекции ТФОМС эту функцию выполняют сотрудники отдела информационного обеспечения, в МЗ республики это могут быть специалисты учебного центра при Бюро МСиИ, назначенные специальным приказом; - на уровне информационного взаимодействия между субъектами информационной системы в качестве защиты передаваемой информации могут служить стандартные средства прикладных программных комплексов, предлагаемых в этой Программе. При этом в качестве каналов связи возможно использование системы E-mail либо магнитных носителей. Учитывая прогнозируемый всплеск активности взломов информационных систем к 2000 году, есть необходимость каким-то образом дополнительно организовать систему защиты и безопасности информации, циркулируемой в системе. Проведя анализ материалов международной конференции "Безопасность информации", прошедшей в г.Москве 14 - 18 апреля 1997 года, остановились на программно- аппаратной разработке ЗАО "Научно-инженерное предприятие "Информ-защита" г.Москва системе защиты ЛВС Secret Net под управлением Windows 95 на рабочих станциях и сетевой ОС Novell NetWare версии 3.11 - 4.1 на файл - сервере по 3 классу для СВТ. Для защиты информации при ее хранении на дисках и при передаче по каналам связи возможно использовать программное средство "Верба-0", разработанное Московским отделением Пензенского НИЭИ. Что немаловажно, обе разработки имеют сертификаты Гостехкомиссии России и ФАПСИ. V. Очертание ТЗ Программы (Некоторая детализация процессов информатизации) На первом этапе (1998-1999гг.) в первую очередь организовывается инженерно-техническая служба на базе Бюро МСиИ на 5 штатных единиц. Идет централизованная закупка первой партии вычислительной техники для Республиканской, Республиканской детской больницы и Майминской ЦРБ. Специалисты инженерно- технической службы проводят установку техники в больницах, одновременно закупаются программные продукты функционирования ЛПУ и ТФОМС с выездом специалистов фирмы - разработчика на место для первоначальной установки и обучения наших специалистов инженерно-технической службы. Специалисты инженерно-технической службы в дальнейшем проводят обучение конечных пользователей работе с программными продуктами. Следующим шагом получаем в этих больницах E-mail адреса и организуем информационную связь между больницами, ТФОМС и Бюро МСиИ. В дальнейшем происходит приобретение средств ВТ и передача их в ЛПУ согласно Приложению 6. В 1999 году специалистами инженерно-технической группы производится монтаж ЛВС в тех больницах, где программные комплексы успешно освоены, устанавливаются программные продукты в следующие ЛПУ, происходит налаживание системы информационного взаимодействия (на основе E-mail). На базе Бюро МСиИ постоянно работает учебный центр по подготовке сотрудников ЛПУ для работы с программными комплексами и электронной почтой. В 2000 году должно завершиться оснащение средствами ВТ и программными продуктами всех субъектов информационной системы. По мере готовности в ЛПУ должны проводиться работы по монтажу локальных сетей, увеличению числа пользователей информационными ресурсами. Начальник Бюро медицинской статистики и информатики Министерства здравоохранения РА А.К.МЕШКИНОВ Начальник отдела информационного обеспечения Территориального фонда ОМС РА В.А.НЕШПОР Приложение N1 к Программе Одобрена Утверждена Решением коллегии Постановлением Правительства Министерством здравоохранения РА РА от 21 января 1998г. N3 от 30 апреля 1998г. N112 Целевая программа информационной поддержки обязательного медицинского страхования населения Республики Алтай на 1998-2000 годы T------T-------------------------T----------------------------T-------T-----------------------------------T ¦ N ¦ Мероприятия и ¦ Количество ¦ Цена ¦ Сумма (в тыс.) ¦ ¦ п/п ¦ наименования +-------T------T------T------+ один +--------T--------T--------T--------+ ¦ ¦ вычислительной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ (в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ техники и ¦ Всего ¦ 1998 ¦ 1999 ¦ 2000 ¦ тыс.) ¦ Всего ¦ 1998 ¦ 1999 ¦ 2000 ¦ ¦ ¦ программных средств ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +------+-------------------------+-------+------+------+------+-------+--------+--------+--------+--------+ ¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦ 6 ¦ 7 ¦ 8 ¦ 9 ¦ 10 ¦ 11 ¦ +------+-------------------------+-------+------+------+------+-------+--------+--------+--------+--------+ ¦ 1. ¦ Организация ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ инженерно-технической ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ службы на 5 шт. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ единиц ¦ + ¦ + ¦ ¦ ¦ ¦ 43,2 ¦ 43,2 ¦ ¦ ¦ +------+-------------------------+-------+------+------+------+-------+--------+--------+--------+--------+ ¦ 2. ¦ Подготовка кадров ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ <*> ¦ <*> ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ (чел.) ¦ 200 ¦ 50 ¦ 75 ¦ 75 ¦ 0,4 ¦ 80,0 ¦ 20,0 ¦ 30,0 ¦ 30,0 ¦ +------+-------------------------+-------+------+------+------+-------+--------+--------+--------+--------+ ¦ 3. ¦ Персональные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ <*> ¦ <*> ¦ <*> ¦ <*> ¦ ¦ ¦ компьютеры ¦ 149 ¦ 60 ¦ 40 ¦ 49 ¦ 6,5 ¦ 968,5 ¦ 390,0 ¦ 260,0 ¦ 318,5 ¦ +------+-------------------------+-------+------+------+------+-------+--------+--------+--------+--------+ ¦ 4. ¦ Принтеры ¦ 149 ¦ 60 ¦ 40 ¦ 49 ¦ 2, ¦ 298,0 ¦ 120,0 ¦ 80,0 ¦ 98,0 ¦ +------+-------------------------+-------+------+------+------+-------+--------+--------+--------+--------+ ¦ 5. ¦ Источники ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ бесперебойного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ питания ¦ 149 ¦ 60 ¦ 40 ¦ 49 ¦ 1,03 ¦ 153,47 ¦ 61,8 ¦ 41,2 ¦ 50,47 ¦ +------+-------------------------+-------+------+------+------+-------+--------+--------+--------+--------+ ¦ 6. ¦ Сервера ¦ 8 ¦ 7 ¦ 1 ¦ - ¦ 12,5 ¦ 100 ¦ 87,5 ¦ 12,5 ¦ - ¦ +------+-------------------------+-------+------+------+------+-------+--------+--------+--------+--------+ ¦ 7. ¦ Операционная система ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Novell Ne-T-Ware 3.12 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и выше ¦ 8 ¦ 8 ¦ - ¦ - ¦ 17 ¦ 136,0 ¦ 136 ¦ - ¦ - ¦ +------+-------------------------+-------+------+------+------+-------+--------+--------+--------+--------+ ¦ 8. ¦ Сетевое оборудование ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ (сетевые адаптеры, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ концентраторы, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ кабель) ¦ + ¦ + ¦ + ¦ + ¦ + ¦ 103,0 ¦ 62,5 ¦ 28,5 ¦ 12,0 ¦ +------+-------------------------+-------+------+------+------+-------+--------+--------+--------+--------+ ¦ 9. ¦ Программное ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ обеспечение ¦ + ¦ + ¦ + ¦ + ¦ + ¦ 525 ¦ 450,0 ¦ 50,0 ¦ 25,0 ¦ ¦ ¦ в т.ч.: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 9.1. ¦ аппаратное, обще- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ системное для 149 ПК ¦ + ¦ + ¦ + ¦ + ¦ + ¦ 175,0 ¦ 100,0 ¦ 50,0 ¦ 25,0 ¦ ¦ 9.2. ¦ для комплексной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ автоматизации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ управления леч. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ проф. учреждений ¦ 1 ¦ 1 ¦ + ¦ + ¦ 350,0 ¦ 350,0 ¦ 350,0 ¦ + ¦ + ¦ +------+-------------------------+-------+------+------+------+-------+--------+--------+--------+--------+ ¦ 10. ¦ Факсимильная связь ¦ 25 ¦ 15 ¦ 10 ¦ + ¦ 2,6 ¦ 65,0 ¦ 39,0 ¦ 26,0 ¦ - ¦ +------+-------------------------+-------+------+------+------+-------+--------+--------+--------+--------+ ¦ 11. ¦ Копировальная и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ множительная техника ¦ 5 ¦ 2 ¦ 1 ¦ 2 ¦ 25,0 ¦ 125,0 ¦ 50,0 ¦ 25,0 ¦ 50,0 ¦ +------+-------------------------+-------+------+------+------+-------+--------+--------+--------+--------+ ¦ 12. ¦ Модернизация старого ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ <*> ¦ <*> ¦ <*> ¦ <*> ¦ ¦ ¦ парка вычислительной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ техники до Pen-T-ium ¦ 80 ¦ 40 ¦ 30 ¦ 10 ¦ 2,5 ¦ 200,0 ¦ 100,0 ¦ 75,0 ¦ 25,0 ¦ +------+-------------------------+-------+------+------+------+-------+--------+--------+--------+--------+ ¦ 13. ¦ Техническая поддержка ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ <*> ¦ ¦ <*> ¦ <*> ¦ ¦ ¦ и ремонт (0,5% от ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ общей стоимости ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ парка техники) ¦ + ¦ + ¦ + ¦ + ¦ + ¦ 9,3 ¦ 3,0 ¦ 3,2 ¦ 3,1 ¦ +------+-------------------------+-------+------+------+------+-------+--------+--------+--------+--------+ ¦ 14. ¦ Обеспечение расходным ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ <**> ¦ <**> ¦ <**> ¦ <**> ¦ ¦ ¦ материалом (0,5% от ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ общей стоимости ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ парка техники) ¦ + ¦ + ¦ + ¦ + ¦ + ¦ 9,3 ¦ 3,0 ¦ 3,2 ¦ 3,1 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ <**> ¦ <**> ¦ <**> ¦ <**> ¦ +------+-------------------------+-------+------+------+------+-------+--------+--------+--------+--------+ ¦ 15. ¦ Спец. литература ¦ + ¦ + ¦ + ¦ + ¦ + ¦ 3,0 ¦ 1,0 ¦ 1,0 ¦ 1,0 ¦ +------+-------------------------+-------+------+------+------+-------+--------+--------+--------+--------+ ¦ 16. ¦ Аппаратура для ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ <**> ¦ <**> ¦ <**> ¦ <**> ¦ ¦ ¦ интеграции ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ информационной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ системы ОМС и МЗ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Республики Алтай в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ региональную систему ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ передачи и обработки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ данных ¦ + ¦ + ¦ + ¦ + ¦ + ¦ 300 ¦ ¦ 100 ¦ 120 ¦ +------+-------------------------+-------+------+------+------+-------+--------+--------+--------+--------+ ¦ 17. ¦ Система защиты ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Secre-T-Ne-T- "Верба-0" ¦ + ¦ + ¦ + ¦ + ¦ + ¦ 30 ¦ ¦ 20 ¦ 10 ¦ +------+-------------------------+-------+------+------+------+-------+--------+--------+--------+--------+ ¦ ¦ Итого: ¦ + ¦ + ¦ + ¦ + ¦ + ¦ 3148,7 ¦ 1567 ¦ 755,6 ¦ 826,17 ¦ L------+-------------------------+-------+------+------+------+-------+--------+--------+--------+--------+ Приложение N2 к Программе Телекоммуникационная схема информационной системы здравоохранения и ОМС Республики Алтай INTERNET / Коммутируемый Коммутируемый канал / канал on-line off-line - E-mail / / / Районные представительства / ТФОМС / ------- (10 районов Республики) | ТФОМС Телефонные каналы \ off-line on-line | | \ / | \ \ | | Коммутируемый | \ \ | | канал | \ \ | | / \ \ ФФОМС / \ \ T----------+---T T-----------+------T T-----+-----------T | Страхователи | | Лечебно- | | Министерство | | | | профилактические | | Здравоохранения | | | | учреждения | | РА | L--------------+ L------------------+ L-----------------+ Приложение N3 к Программе СТРУКТУРА ИНФОРМАЦИОННЫХ ПОТОКОВ T---------T | ФФОМС | L-----T---+ - численность и структура | населения - субвенции на выравнивание | - регистрация предприятий территорий | и медицинских учреждений - сводная отчетная информация | - медицинская статистика | T---------------T | T---------------T | Предприятия и | | T-----------+ Администрация | | организации +---------------T | | L---------------+ L---------------+ | | | | | | - взносы на ОМС | | | - регистрация застрахованных +-+----+-T | - фонд зарплаты | ТФОМС +--------+ - страховые полисы L-----T--+ централизованная | база данных | доступ к информации | всех отделов - оплата медицинских услуг | - отчет об использовании | средств ОМС | - счета за медицинские услуги | - мед. статистика | - процедуры и тарифы | T----------+-------------T | Медицинские учреждения | L------------------------+ Приложение N4 к Программе Функциональная схема информационной системы T-------+ | ФФОМС +-----------T L-------+ | INTERNET | T------------------T---------------T------------+-------T-----------------T-------------------T | Ввод, || Сбор, учет и || Контроль и анализ || Проведение || Внутри- | | персонификация || контроль || финансирования || взаиморасчетов || производственная | | и учет сведений || поступления || ЛПУ || с ЛПУ и || деятельность | | о застрахованных || страховых || || другими ТФОМС || | | гражданах || взносов || || || | L--------T----------L------T--------L----------T---------L-----T-----------L----T-------------- | | | | | | T---------+-------------------+---------------+--------T | L-------+ Территориальный фонд ОМС +-------- T-------+ локальная вычислительная сеть +-------T | L-----------------------------T------------------------+ | | Коммутируемый канал | Коммутируемый канал | | off-line - E-mail | off-line - E-mail | T--------+------T | | | Районные | | | | представители +--------T | | | ТФОМС | | | | L---------------+ | | | | | | | | T----------+--T | | | ЛПУ | | | L-------T-----+ | Коммутируемый канал | | | on-line | | | | | T-----------------------T| | | | Сбор, учет и контроль ++ | T--------+-----T | страховых взносов || | | Программный | L-----------------------+| T-------------+--------T | комплекс | | | Министерство | | функциониро- | | | здравоохранения РА | | вания ЛПУ | T----------------------T | L----------T-----------+ L--------------+ | Ввод, персонификация | | | | и учет сведений о | | | | застрахованных +-- | | гражданах | | L----------------------+ | T-------------------+-T-------------------T | | | T-----+-------T T-----------+---------T T-------+------T | Медицинская | | Ведение нормативной | | Ведение | | статистика | | информации по ЛПУ | | медицинского | L-------------+ L---------------------+ | регистра | | населения | L--------------+ Приложение N5 к Программе Программный Автоматизированная информационная система комплекс здравоохранения и ОМС Республики Алтай Территориального фонда ОМС и его представительства T---------------------------------T | - регистрация предприятий | Программный комплекс | - учет страховых взносов по ОМС | Министерства | - регистрация населения | здравоохранения | - обработка реестров и счетов | Республики Алтай | ЛПУ | | - формирование | | межтерриториальных реестров | T--------------------------T | - ведение паспортов ЛПУ | | - медицинская статистика | | - расчет стоимости медицинских | | по региону | | услуг по ОМС и полной | | - ведение паспортов ЛПУ | | стоимости услуг | | - ведение медицинского | | - ведение реестров | | регистра населения | | застрахованных |<-TT->| республики | L---------------------------------+ || L--------------------------+ || T--------------++-------------T | Программный комплекс | | обеспечения | | функционирования | | субъектов здравоохранения | T--------------------+ Республики Алтай | | L--------------T--------------+ L-->Программный комплекс | автоматизации L-->Программный комплекс бухгалтерского учета функционирования ЛПУ T----------------------T | - бухгалтерский учет | T-----------------------------------------T | - кадры | | - расчет стоимости медицинских услуг | | - зарплата | | - ведение орг. штатной структуры | | - формирование | | - регистрация пациентов | | отчетности по ОМС | | - учет заболеваемости и оказанных услуг | L----------------------+ | - формирование реестров по | | пролеченным больным | | - ведение медицинской статистики | L-----------------------------------------+ Приложение N6 к Программе СПИСОК субъектов, входящих в информационную систему ОМС и здравоохранения Республики Алтай T--------------------------------T----------------T----------T-------------T ¦ Наименование ¦ Очередность ¦ Кол-во ¦ Кол-во ¦ ¦ ¦ включения в ¦ серверов ¦ компьютеров ¦ ¦ ¦ информационную ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ систему ¦ ¦ ¦ +--------------------------------+----------------+----------+-------------+ ¦ Исполнительная дирекция ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ТФОМС ¦ 1998 ¦ 2 ¦ 10 ¦ ¦ Майминское представительство ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ТФОМС ¦ 1998 ¦ - ¦ 2 ¦ ¦ Чойское представительство ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ТФОМС ¦ 1998 ¦ - ¦ 2 ¦ ¦ Турачакское представительство ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ТФОМС ¦ 1998 ¦ - ¦ 2 ¦ ¦ Чемальское представительство ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ТФОМС ¦ 1998 ¦ - ¦ 2 ¦ ¦ Шебалинское представительство ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ТФОМС ¦ 1998 ¦ - ¦ 2 ¦ ¦ Онгудайское представительство ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ТФОМС ¦ 1998 ¦ - ¦ 2 ¦ ¦ Усть-Канское представительство ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ТФОМС ¦ 1998 ¦ - ¦ 2 ¦ ¦ Усть-Коксинское ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ представительство ТФОМС ¦ 1998 ¦ - ¦ 2 ¦ ¦ Улаганское представительство ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ТФОМС ¦ 1998 ¦ - ¦ 2 ¦ ¦ Кош-Агачское представительство ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ТФОМС ¦ 1998 ¦ - ¦ 2 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ЛПУ: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Республиканская больница ¦ 1998 ¦ 2 ¦ 12 ¦ ¦ Республиканская детская ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ больница ¦ 1998 ¦ 1 ¦ 6 ¦ ¦ Муниципальная ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ стоматологическая ¦ 2000 ¦ - ¦ 5 ¦ ¦ поликлиника ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Республиканская ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ стоматологическая ¦ 1998 ¦ 1 ¦ 5 ¦ ¦ поликлиника ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Городской род. дом ¦ 2000 ¦ - ¦ 5 ¦ ¦ Кожно-венерологический ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ диспансер ¦ 2000 ¦ ¦ 4 ¦ ¦ Республиканский центр по ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ профилактике и борьбе со ¦ 2000 ¦ - ¦ 4 ¦ ¦ СПИД и инфекционными ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ заболеваниями ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Эндокринологический ¦ 2000 ¦ - ¦ 4 ¦ ¦ диспансер ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Республиканский ¦ 2000 ¦ - ¦ 4 ¦ ¦ трахоматозный диспансер ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Майминская ЦРБ ¦ 1998 ¦ 1 ¦ 4 ¦ ¦ Чойская ЦРБ ¦ 1999 ¦ - ¦ 3 ¦ ¦ Турачакская ЦРБ ¦ 1999 ¦ - ¦ 3 ¦ ¦ Чемальская ЦРБ ¦ 1999 ¦ - ¦ 3 ¦ ¦ Шебалинская ЦРБ ¦ 1999 ¦ - ¦ 3 ¦ ¦ Онгудайская ЦРБ ¦ 1999 ¦ - ¦ 3 ¦ ¦ Усть-Канская ЦРБ ¦ 1999 ¦ - ¦ 3 ¦ ¦ Усть-Коксинская ЦРБ ¦ 1999 ¦ - ¦ 3 ¦ ¦ Улаганская ЦРБ ¦ 1999 ¦ - ¦ 3 ¦ ¦ Акташская МРБ ¦ 1999 ¦ - ¦ 3 ¦ ¦ Кош-Агачская ЦРБ ¦ 1999 ¦ - ¦ 3 ¦ ¦ Мин. здрав. (Бюро МСиИ) ¦ 1998 ¦ 1 ¦ 12 ¦ L--------------------------------+----------------+----------+-------------+ -------------------------------- <*> Оставшиеся 28 машин должны быть распределены по участковым больницам и ФАПам, относящимся к центральным районным больницам. <**> Итого в 1998 году планируется информатизировать республиканские взрослую и детскую больницы, Республиканскую стоматологию и Майминскую ЦРБ. На базе этих больниц будет проведена апробация программных продуктов в условиях конкретного учреждения, обнаружение "узких мест" системы и ее привязка и доработка к местным условиям. В 1999 году с учетом накопленного опыта планируется ввести в систему информатизации некоторые городские и все центральные районные больницы и в 2000 году планируется завершить оснащение всех ЛПУ, входящих в систему ОМС, средствами вычислительной техники и специализированными программными продуктами. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|