Расширенный поиск
Постановление Правительства Республики Алтай от 18.11.1999 № 318ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 18 ноября 1999 г. N 318 г.Горно-Алтайск О запросах в Конституционный Суд Российской Федерации В связи с возникшими вопросами со стороны Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай о правомерности обращения Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай Зубакина С.И. с запросами в Конституционный Суд Российской Федерации (исх. N480 от 21.06.99г., исх. Nюр-471 от 07.09.99г.), неопределенностью на предмет соответствия отдельных положений Конституции Российской Федерации, вступившего в силу Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных), исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" Правительство Республики Алтай постановляет: 1. Одобрить запросы, направленные в Конституционный Суд Российской Федерации Главой Республики Алтай, Председателем Правительства Республики Алтай Зубакиным С.И. (исх. N480 от 21.06.99г., исх. N471-юр от 07.09.99г.) - приложения N1, 2. 2. Направить в Конституционный Суд Российской Федерации запрос "О соответствии отдельных положений Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных), исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" Конституции Российской Федерации" (приложение N3). Глава Республики Алтай, Председатель Правительства Республики Алтай С.И.Зубакин Приложение N1 к Постановлению Правительства Республики Алтай от 18 ноября 1999г. N318 121260 г.Москва ул.Воровского, дом, 15 В Конституционный суд Российской Федерации Орган, обращающийся в Правительство Республики Конституционный суд Алтай Российской Федерации: 659700 г.Горно-Алтайск ул.Кирова, 16 Орган, принявший документ: Государственное Собрание - Эл Курултай Республики Алтай 659700 г.Горно-Алтайск ул.Э.Палкина, 1 ЗАПРОС о соответствии Конституции Российской Федерации отдельных положений Конституции Республики Алтай 7 июня 1997 года на 21-й сессии Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай была принята Конституция (Основной Закон) Республики Алтай, которая вступила в действие со дня ее опубликования 11 июля 1997 года. Опубликована в Ведомостях Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай, 1997, N21. Ряд положений Конституции Республики Алтай, на наш взгляд, противоречат Конституции Российской Федерации. I. Так, из смысла статьи 4 Конституции Республики Алтай вытекает, что Республика Алтай как субъект Российской Федерации обладает суверенитетом. Часть 1 статьи 4, части 1, 2 статьи 5 Конституции Российской Федерации устанавливают, что "суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию", что "Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации. Республика имеет свою Конституцию и законодательство". Следовательно, статья 4 Конституции Республики Алтай в части установления суверенитета Республики Алтай противоречит Конституции Российской Федерации. II. Часть 2 статьи 10 Конституции Республики Алтай закрепляет положение о том, что в Республике Алтай не допускается складирование радиоактивных отходов и отравляющих веществ. Это противоречит части 1 статьи 67, пунктам "б", "м" статьи 71 Конституции Российской Федерации, устанавливающим, что территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов и, что в ведении Российской Федерации находятся такие вопросы, как федеративное устройство и территория Российской Федерации, а также оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования. III. Часть 1 статьи 16 Конституции Республики Алтай устанавливает, что земля, недра, леса, растительный и животный мир, водные и другие природные ресурсы являются достоянием (собственностью) Республики Алтай. Данное положение противоречит статьям 9, 36, пункту "в" статьи 72 Конституции Российской Федерации, которые устанавливают, что "земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности", "владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц", а вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. IV. Часть 3 статьи 37 Конституции Республики Алтай гласит: "С целью обеспечения межнационального согласия в Республике Алтай одновременно должности Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай и Председателя Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай не могут замещать лица одной национальности". Данное положение Конституции Республики Алтай противоречит части 2 статьи 19, части 1 статьи 26 Конституции Российской Федерации, которые устанавливают запрет на любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности, а также на принуждение к определению и указанию своей национальной принадлежности. V. В части 1 статьи 59 Конституции Республики Алтай закреплено, что родители или лица, их заменяющие, должны обеспечить получение детьми среднего (полного) общего образования, в то время, как частью 4 статьи 43 Конституции Российской Федерации установлено, что родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования. В соответствии со статьей 64 Конституции Российской Федерации, положения главы "Права и свободы человека и гражданина" составляют основы правового статуса личности в Российской Федерации и не могут быть изменены иначе, как в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации. Это имеет отношение ко всем правам и свободам человека и гражданина, установленным Конституцией Республики Алтай. VI. Статья 75 Конституции Республики Алтай устанавливает, что на территории Республики Алтай "гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, имущества, услуг и финансовых средств в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Алтай. Единая финансово-кредитная, налоговая и ценовая политика в Республике Алтай проводится на основе законов Российской Федерации". Статья 8 Конституции Российской Федерации устанавливает и гарантирует "единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности". Кроме того, согласно пункту "ж" статьи 71 Конституции Российской Федерации "установление правовых основ единого рынка, финансовое, кредитное регулирование, основы ценовой политики" находятся в ведении Российской Федерации. В соответствии с частью 1 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации. VII. В части 1 статьи 78 Конституции Республики Алтай говорится о разграничении полномочий и предметов ведения между Российской Федерацией и Республикой Алтай, которое осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеративным Договором и Конституцией Республики Алтай. Тогда как в части 3 статьи 11 Конституции Российской Федерации речь идет, во-первых, о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, и во-вторых, это разграничение "осуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий". О Конституциях субъектов Российской Федерации здесь не говорится. Кроме того, часть 5 статьи 78, статья 82 Конституции Республики Алтай устанавливают возможность "взаимной передачи осуществления части полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Алтай на основании договоров и соглашений". Это противоречит частям 2, 3 статьи 78 Конституции Российской Федерации, в которой речь идет об "органах исполнительной власти" (а не государственной власти). VIII. Пункт "з" статьи 81 Конституции Республики Алтай закрепляет, что "решение вопросов изъятия и предоставления земель для любых целей, включая и перевод лесов первой группы в нелесные" относится к ведению Республики Алтай, что противоречит Конституции Российской Федерации. Пункт "к" статьи 72 Конституции Российской Федерации относит лесное законодательство к совместному ведению Российской Федерации и субъектов. Следовательно, вышеназванные правоотношения не могут быть отнесены к предметам ведения Республики Алтай. В соответствии со статьей 73 Конституции Российской Федерации, к предметам ведения субъекта Российской Федерации относятся правоотношения, находящиеся вне пределов ведения Российской Федерации и вне пределов совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. IX. Пункт "г" статьи 81 Конституции Республики Алтай относит к ведению Республики Алтай "установление системы органов государственной власти и органов местного самоуправления, порядка их организации и деятельности в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов власти и местного самоуправления в Российской Федерации". Это положение не соответствует части 1 статьи 77 Конституции Российской Федерации, которая гласит, что система органов государственной власти республики устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно "в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом (т.е. органы местного самоуправления здесь не упоминаются, и в статье 81 Конституции Республики Алтай нет ссылки на федеральный закон). X. Статья 86 Конституции Республики Алтай устанавливает, что "федеральные органы исполнительной власти Российской Федерации для осуществления своих полномочий в Республике Алтай могут создавать территориальные структурные подразделения и назначать соответствующих должностных лиц". Решение кадровых вопросов по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Алтай производится с согласия или по представлению высших органов государственной власти Республики Алтай"... Данные нормы противоречат Конституции Российской Федерации. Часть 1 статьи 78 Конституции Российской Федерации определяет: "федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц". Кроме того согласно пункту "г" статьи 71 и части 1 статьи 76 Конституции Российской Федерации установление системы федеральных органов власти находится в компетенции Российской Федерации и по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации. XI. В соответствии с пунктом 23 статьи 108 Конституции Республики Алтай к ведению Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай относится: "дача согласия Главе Республики Алтай, Председателю Правительства Республики Алтай на назначение членов Правительства Республики Алтай". Фактически это означает, что Правительство Республики Алтай (высший орган исполнительной власти) формируется Государственным Собранием - Эл Курултай Республики Алтай (высшим органом законодательной власти), что противоречит статье 10 Конституции Российской Федерации, закрепляющей основной принцип организации государственной власти в Российской Федерации: "Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны". XII. Пункт 1 статьи 118 Конституции Республики Алтай гласит, что Глава Республики Алтай, Председатель Правительства Республики Алтай "обеспечивает государственную и общественную безопасность Республики Алтай, законность и правопорядок на ее территории, защиту конституционных прав и свобод граждан". Это противоречит пункту 2 статьи 80 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой "Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти". XIII. Пункт 6 статьи 118 Конституции Республики Алтай устанавливает, что Глава Республики Алтай, Председатель Правительства Республики Алтай "предоставляет на утверждение Государственного Собрания - Эл Курултай предложения по структуре Правительства Республики Алтай и исполнительных органов республики, об образовании и упразднении республиканских министерств, комитетов и ведомств". Это означает, что структуру Правительства Республики Алтай, структуру исполнительных органов Республики Алтай, изменения в структуре определяет законодательный орган, что противоречит принципу организации государственной власти, закрепленной в статье 10 Конституции Российской Федерации и устанавливающей, что "государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны". XIV. Пункт 9 статьи 118 закрепляет норму, что Глава Республики Алтай, Председатель Правительства Республики Алтай "назначает на должность министров, председателей комитетов и руководителей ведомств Республики Алтай, а также освобождает их от должности с согласия Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай". Данная норма противоречит ст. 10 Конституции Российской Федерации, устанавливающей принцип разделения властей и самостоятельность законодательной, исполнительной и судебной власти. XV. На основании ст. 126 Конституции Республики Алтай Председатель Правительства Республики Алтай может быть отрешен от должности Государственным Собранием - Эл Курултай в случае совершения им умышленного преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Республики Алтай". Это противоречит пункту 1 ст.49 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой "каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда". Кроме того, Глава Республики Алтай, Председатель Правительства Республики Алтай является по должности членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и в соответствии с частью 2 статьи 98 Конституции Российской Федерации вопрос о лишении его неприкосновенности "решается по представлению Генерального прокурора Российской Федерации" Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. XVI. Статья 154 Конституции Республики Алтай устанавливает: "Городской и районные суды Республики Алтай образуются и действуют в соответствии с федеральным законом и законом Республики Алтай". Это противоречит части 3 статьи 128 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой полномочия, порядок образования и деятельности федеральных судов "устанавливаются федеральным конституционным законом" (нет речи о законах субъектов РФ). В соответствии с пунктом "б" и части 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации, подпункта "б" части 1 статьи 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" просим Конституционный Суд Российской Федерации разрешить запрос на соответствие Конституции Российской Федерации изложенных в запросе отдельных положений Конституции Республики" Алтай. Глава Республики Алтай, Председатель Правительства Республики Алтай С.И.Зубакин Приложение N2 к Постановлению Правительства Республики Алтай от 18 ноября 1999г. N318 121260, г.Москва ул.Воровского, д.15 В Конституционный Суд Российской Федерации Заявитель: Правительство Республики Алтай 659700, г.Горно-Алтайск ул.Кирова, 16 Орган, принявший закон: Государственное Собрание - Эл Курултай Республики Алтай 659700, г.Горно-Алтайск ХОДАТАЙСТВО о признании республиканского Конституционного закона "О внесении дополнения в статью 123 и введении новой статьи 123-1 в Конституцию Республики Алтай" несоответствующим Конституции Российской Федерации На XIII сессии 2.09.1999г. Государственное Собрание - Эл Курултай Республики Алтай преодолевает "вето", наложенное Главой Республики Алтай, Председателем Правительства Республики Алтай, и принимает Конституционный закон Республики Алтай "О внесении дополнений в статью 123 и введении новой статьи 123-1 в Конституцию Республики Алтай", которым закладывается норма об отзыве Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай путем всенародного голосования. Данный Конституционный республиканский закон вступил в действие с момента опубликования в республиканской газете "Звезда Алтая" 07.09.99 года. Вышеназванные дополнения и изменения Конституции Республики Алтай и Закон противоречат Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству и подлежат отмене по следующим основаниям. Пункт 1 статьи 177 Конституции Российской Федерации закрепляет, что система органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается этими субъектами самостоятельно "в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом". Федеральный Конституционный закон "О референдуме Российской Федерации" N2-ФКЗ от 10.10.1995г. (пункт 2 части 2 статьи 3) устанавливает, что на референдум Российской Федерации не могут выноситься вопросы "досрочного прекращения или продления срока полномочий Президента Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". Кроме того, часть 3 указанной статьи устанавливает, что вопросы, выносимые на референдум, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации. Пункт 3 статьи 13 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" устанавливает, что на референдум субъекта Российской Федерации не могут быть вынесены вопросы "о досрочном прекращении или продлении срока полномочий, приостановлении осуществления полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации". Кроме того, в соответствии с пунктом 7 той же статьи, вопросы, выносимые на референдум субъекта Российской Федерации, не должны противоречить законодательству Российской Федерации. Закон Республики Алтай "О выборах Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай " N22-20 от 9 июля 1997 года устанавливает, что избранным признается кандидат на должность Главы Республики Алтай, который получил наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании (т.е. выборы однотуровые и победившим признается кандидат, набравший относительно большее число голосов избирателей по сравнению с другими кандидатами). На выборах Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай 13 декабря 1997 года победил претендент, набравший 23,5% голосов. Это означает, что 76,5% избирателей, отдавших голоса за других кандидатов, голосовали против, тем не менее, в соответствии с действующим законодательством, набравший наибольшее число голосов был избран Главой Республики Алтай, Председателем Правительства Республики Алтай. Часть 4 статьи 37 Закона "О референдуме Российской Федерации" устанавливает общий принцип референдума, из которого следует, что решение признается принятым на референдуме, если за него проголосовало более половины граждан, принявших участие в голосовании. Но принятие на референдуме простым большинством голосов решения об отрешении от должности Главы республики, законно избранного относительным большинством голосов, является юридическим нонсенсом и противоречит как федеральному законодательству, так и законодательству Республики Алтай. Депутаты Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай отрицают, что отзыв путем всенародного голосования является референдумом, в таком случае Конституционный республиканский закон "О внесении дополнений в статью 123 и введении новой статьи 123-1 в Конституцию Республики Алтай" вводит новый институт народовластия, направленный на отрицание результатов законно состоявшихся выборов, так как Глава Республики Алтай, Председатель Правительства, согласно ст. 115 Конституции Республики Алтай, избирается населением на основе всеобщего равного, прямого избирательного права при свободном выдвижении кандидатов и тайном голосовании сроком на 4 года. В соответствии с данной нормой в декабре 1997 года был избран ныне действующий Глава Республики Алтай, Председатель Правительства Республики Алтай. Норма, заложенная в статью 123, - отзыв путем всенародного голосования будет являться еще одной формой непосредственной демократии, направленной на признание другой формы - свободных выборов - недействительной. Институт отзыва путем всенародного голосования не предусмотрен Конституцией Российской Федерации и противоречит части 3 статьи 3 Конституции Российской Федерации, устанавливающей только две формы непосредственной демократии: свободные выборы и референдум. Согласно части 1 статьи 15, части 1 статьи 16 Конституции Российской Федерации Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу и прямое действие и может быть изменена в особом порядке. Законодательный орган субъекта Федерации не вправе изменять основы конституционного строя, Конституцию Российской Федерации и принимать нормы, им противоречащие. На основании изложенного, в соответствии с пунктом "б" части 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации, подпункта "б" пункта 1 части 1 статьи 3, части 3 статьи 40 Федерального Конституционного закона "О Конституционном суде Российской Федерации" просим Конституционный суд Российской Федерации: 1. Рассмотреть данное ходатайство и признать несоответствующим Конституции Российской Федерации Конституционный закон Республики Алтай "О внесении дополнений в статью 123 и введении новой статьи 123-1 в Конституцию Республики Алтай" N12-9 от 02.06.1999г. 2. Обратиться к Государственному Собранию - Эл Курултай Республики Алтай и Председателю Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай Табаеву Даниилу Ивановичу с предложением приостановить действие Закона Республики Алтай "О внесении дополнений в статью 123 и введении новой статьи 123-1 в Конституцию Республики Алтай" N12-9 от 02.06.1999г. до рассмотрения дела Конституционным судом Российской Федерации. Глава Республики Алтай, Председатель Правительства Республики Алтай С.И.Зубакин Приложение N3 к Постановлению Правительства Республики Алтай от 18 ноября 1999г. N318 121260 г.Москва ул.Ильинки, 21 Конституционный Суд РФ Правительство Республики Алтай 659700 г.Горно-Алтайск ул.Кирова, 16 Государственная Дума Российской Федерации г.Москва, ул.Охотный ряд, дом N1 ЗАПРОС о соответствии отдельных положений Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" Конституции Российской Федерации" 06.10.1999г. Государственная Дума Российской Федерации принимает Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Федерации" N184-ФЗ от 06.10.99. Опубликован 19 октября 1999г. в Российской газете N206 (2315) с.4 - 5 (далее Федеральный закон). Отдельные положения данного Федерального закона, по нашему мнению, нарушают принципы деятельности органов государственной власти, противоречат Конституции Российской Федерации и создают возможность концентрации власти у законодательных (представительных) органов государственной власти. Возникла неопределенность в вопросе о том, а соответствуют ли Конституции Российской Федерации указанные ниже нормы. 1. Пункт "м" части 2 статьи 5 Федерального закона устанавливает, что законодательным органом "определяется структура высшего исполнительного органа власти субъекта Российской Федерации". Данное положение противоречит части 2 статьи 77, части 1 статьи 112, статье 10 Конституции Российской Федерации. Согласно ст.10 Конституции Российской Федерации "государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны". Самостоятельность означает, что исполнительный орган (в нашем случае Правительство Республики Алтай) сам, без чьего-либо вмешательства, решает поставленные перед ним задачи (исполняет законы). С этой целью исполнительный орган исключительно сам должен определять собственную структуру, решая поставленные перед ним задачи посредством принимаемых законодательным (представительным) органом законов. Косвенным подтверждением этому является нормативное предписание части 1 статьи 112 Конституции Российской Федерации о представлении Председателем Правительства Российской Федерации Президенту Российской Федерации предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти. Настоящее предписание по существу выполняет роль общего принципа применительно к решению данного вопроса и на уровне субъектов Российской Федерации в силу того, что согласно части 2 статьи 77 Конституции Российской Федерации "в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации". Основываясь на приведенных конституционных положениях, Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении по делу о проверке конституционности ряда положений Устава Алтайского края от 18.01.96г. указал, что конституционный принцип самостоятельности исполнительной власти субъекта Российской Федерации неизбежно оказывается нарушенным, если вводится право представительного органа утверждать систему органа исполнительной власти. Определение этой структуры относится к полномочиям главы органа исполнительной власти. Соответственно глава органа исполнительной власти, являющийся одновременно главой субъекта федерации, вправе не только определять, но и утверждать структуру органа исполнительной власти, так как он несет персональную ответственность за деятельность этого органа. 2. Пункт 2 части 3 статьи 5, часть 1 статьи 24 Федерального закона устанавливают, что законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации может принимать участие в формировании высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в утверждении ли согласовании назначения на должность отдельных должностных лиц высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также в согласовании назначения на должность руководителей территориальных органов, федеральных органов исполнительной власти в случаях, предусмотренных федеральным законом". Считаем, что положения подпункта 2 пункта 3 статьи 5, части 1 статьи 24 Федерального закона противоречат статье 10, части 1 статьи 78 Конституции Российской Федерации. Недопустимо при отсутствии системы сдержек и противовесов (они Федеральным законом не предусмотрены) устанавливать возможность участия законодательного (представительного) органа в решении кадровых вопросов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, так как статья 10 Конституции Российской Федерации закрепляет самостоятельность исполнительной власти. Если допустить возможность участия законодательной власти в формировании высшего исполнительного органа, то должна быть установлена этим же Федеральным законом система сдержек и противовесов, ответственность законодательного органа за участие в решении кадровых вопросов. В частности должно быть определено на каком этапе при невозможности разрешения спора при утверждении или согласовании по той или иной кандидатуре высшее должностное лицо (Глава) субъекта Российской Федерации имеет право роспуска законодательного органа, как это предусмотрено в части 4 статьи 111 Конституции Российской Федерации, при отклонении предлагаемых Президентом Российской Федерации кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думе Федерального Собрания. Следует отметить, что выражение недоверия со стороны органа законодательной власти высшему исполнительному органу должно автоматически вести к роспуску законодательного органа, так как законодательный орган определяет кадровую политику. На практике, например, в Республике Алтай наблюдается следующая ситуация. Правительство Республики Алтай формируется не избранным прямым голосованием граждан - избирателей Главой Республики Алтай, Председателем Правительства Республики Алтай, а законодательным органом. Глава Республики Алтай, Председатель Правительства лишен возможности самостоятельно решать кадровые вопросы в части назначения и освобождения руководителей министерств и ведомств при абсолютном отсутствии ответственности законодательного органа. В нарушение конституционных принципов самостоятельности исполнительной власти (статья 10 Конституции РФ) и единства исполнительной власти по определенным Конституцией РФ полномочиям (часть 2 статьи 77 Конституции Российской Федерации) орган законодательной власти субъекта Российской Федерации подчиняет себе организационно - правовыми, а не законодательными средствами орган исполнительной власти. В связи с этим в мотивировочной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации "По делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного Закона) Алтайского края" справедливо указано, что в Основном Законе субъекта Российской Федерации недопустимо закреплять нормы, ставящие исполнительную власть в подчиненное по отношению к представительному органу положение. Такое состояние ведет не только к нарушению самостоятельности исполнительной власти, но и к нарушению баланса властей. 3. Часть 2 статьи 24 Федерального закона устанавливает, что законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе выразить недоверие руководителям органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в назначении которых на должность он принимал участие, если иное не предусмотрено Конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации. Принятие решения о недоверии указанным руководителям влечет немедленное освобождение их от должности или иные последствия, установленные Конституцией (уставом) и (или) законом субъекта Российской Федерации. Данное положение противоречит принципу самостоятельности органов исполнительной власти, закрепленному в статье 10 Конституции Российской Федерации. Высшее должностное лицо прямо поставлено в зависимость от решения органа законодательной (представительной) власти при увольнении из должности руководителей органов исполнительной власти. На недопустимость закрепления подобных норм указывал в своем постановлении N3-П по Алтайскому краю Конституционный Суд Российской Федерации. 4. Пункт "и" части 1 статьи 19 Федерального закона противоречит части 3 статьи 3 Конституции Российской Федерации, устанавливающей, что высшим непосредственным выражением власти народа являются свободные выборы и референдум. Пункт "и" части 1 статьи 19 Федерального закона разрешает на уровне субъекта Российской Федерации устанавливать еще один институт народовластия, который является высшим непосредственным выражением власти населения субъекта. Отзыв направлен на отрицание результатов другого института народовластия - свободных выборов. Из смысла части 3 статьи 3 Конституции Российской Федерации каждый институт народовластия имеет свое предназначение. Кроме того невозможно изменить основы Конституционного строя через Федеральный закон, что противоречит части 1 статьи 15, части 1 статьи 16 Конституции Российской Федерации. Пункт "и" части 1 статьи 19 Федерального закона разрешает субъектам Российской Федерации то, что запрещено пунктом "в" частью 3 статьи 13 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (с изменениями на 30 марта 1999г., опубликован СС РФ N14, 1999г. с.1653), а именно: запрещено выносить на референдум субъекта Российской Федерации вопрос об освобождении от должности депутатов и должностных лиц. Часть 1 статьи 7 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" устанавливает, что "федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить настоящему Федеральному закону. В случае, если федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в Российской Федерации, противоречат настоящему закону, применяются нормы настоящего Федерального закона". Реализовать отзыв можно лишь через референдум, при этом перед избирателями должно быть поставлено 2 вопроса, за и против отзыва. Следовательно, п. "и" части 1 статьи 19 оспариваемого Федерального закона противоречит пункту "в" части 3 статьи 13 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Кроме того нормы оспариваемого нами Федерального закона не содержат оснований отзыва. Законодательный орган Республики Алтай одним из оснований для отзыва определил недоверие избирателей. Именно по этому основанию без перечисления конкретных причин была начата процедура отзыва Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай. Начало процедуры отзыва инициировал проигравший в выборах 1997 года претендент на пост Главы Республики Алтай. Введение данной нормы, не только нарушает основы конституционного строя, но и подрывает основу деятельности органов исполнительной власти - стабильность. Оспариваемый Федеральный закон содержит нормы, позволяющие досрочно прекратить полномочия высшего должностного лица, субъекта Российской Федерации путем выражения недоверия и предусматривает основания для этого. Считаем нецелесообразным и не поддающимся логическому объяснению (при свободном мандате) отзыв высшего должностного лица субъекта Российской Федерации избирателями данного субъекта Российской Федерации. На основании пункта "а" части 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации, пункта "а" части 1 статьи 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" в целях защиты основ Конституционного строя, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции Российской Федерации просим: 1. Разрешить запрос о соответствии Конституции Российской Федерации указанным положениям Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". 2. На основании ст.48 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" просим соединить настоящий запрос с запросом Правительства Республики Алтай, принятом к рассмотрению на пленарном заседании Конституционного Суда 07.10.99 года, так как предмет рассмотрения один и тот же - деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Глава Республики Алтай, Председатель Правительства Республики Алтай С.И.Зубакин Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|