Расширенный поиск
Постановление Правительства Республики Алтай от 24.02.2000 № 36ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 24 февраля 2000 г. N 36 г.Горно-Алтайск О Программе "Социально-экономическое развитие Чемальского района на период 2000-2003гг." В целях оказания поддержки развитию экономики и социальной сферы Чемальского района Правительство Республики Алтай постановляет: 1. Утвердить прилагаемую региональную Программу социально- экономического развития Чемальского района на период 2000 - 2003 годы (далее именуется - Программа). 2. Министерству экономики Республики Алтай (Суразакова С.П.): - включить Программу социально-экономического развития Чемальского района на период 2000-2003гг. в республиканскую программу "Социально-экономическое развитие Республики Алтай на период до 2005г."; - включить в Реестр финансирования из спецсредств Правительства Республики Алтай на 2000 год 5 (пять) миллионов рублей на реализацию коммерческих проектов Программы социально- экономического развития Чемальского района на период 2000-2003гг. под обеспечение трансферта Чемальскому району из республиканского бюджета при условии их защиты в Минэкономики Республики Алтай; - подготовить и внести на рассмотрение Правительства Республики Алтай проект постановления о внесении изменений в действующие нормативные акты, регулирующие порядок выделения средств из фонда развития. 3. Администрации Чемальского района (Шевченко С.З.) создать внебюджетный фонд в соответствии с бюджетным кодексом. 4. Управлению спецсредствами Правительства Республики Алтай (Бондарь В.В.) обеспечить перечисление средств, предусмотренных Программой, на счет внебюджетного фонда администрации Чемальского района в сумме 5 (пять) млн. руб. под гарантию районного бюджета по графику, согласованному с администрацией Чемальского района. 5. Министерству образования и науки Республики Алтай (Тулинов Н.И.), Министерству здравоохранения Республики Алтай (Переверзев С.А.), Министерству строительства, архитектуры и ЖКХ (Кукотин В.И.), Министерству культуры Республики Алтай (Ялбакова Е.Ч.), Комитету по информационной и национальной политике, общественным связям (Волков В.В.) выделить из лимита финансирования текущих затрат за счет спецсредств Правительства Республики Алтай на 2000 год денежные средства согласно приложению N1, проработать вопрос о финансировании социальной сферы района через Государственное унитарное предприятие республиканский долговой центр" (Ялбаков В.И.). 6. Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Алтай (Карамаев В.Б.) предусмотреть, согласно заявкам администрации Чемальского района, финансирование работ по обводнению пастбищ в совхозе "Эликманарский", садоводства в Чемальском районе, а также финансирование Чемальской МТС за счет средств, выделяемых на эти цели из федерального, республиканского бюджета и Бюджета развития Республики Алтай. 7. Поручить Министерству образования и науки Республики Алтай (Тулинов Н.И.), Министерству здравоохранения Республики Алтай (Переверзев С.А.) совместно с администрацией Чемальского района проработать с отраслевыми федеральными министерствами вопрос о включении в федерально-целевые программы проектирование и строительство школы в с.Эликманар, корректировку проектно-сметной документации и продолжение строительства Центральной районной больницы в с.Чемал, проектирование и строительство Республиканского детского туберкулезного санатория. 8. Министерству по делам Гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Алтай (Афанасьев А.П.) совместно с Республиканским управлением "Горно-Алтайавтодор" (Валеев А.А.) изучить вопрос и представить на утверждение в Правительство Республики Алтай план мероприятий по локализации ежегодных паводков по реке Чемал и их последствий в осенне - зимний период (автодорога Усть-Сема - Чемал 38 - 39 км). 9. Поручить республиканскому Управлению "Горно-Алтайавтодор" рассмотреть вопрос финансирования в 2000 - 2001гг. строительства моста в районе с.Аскат. 10. Администрации Чемальского района (Шевченко С.З.) совместно с Департаментом федеральной государственной службы занятости населения по Республике Алтай (Куранаков В.М.) разработать план мероприятий по самозанятости населения с обеспечением финансирования из средств фонда занятости и целевого кредитования предприятий Чемальского района по расширению производства в целях создания новых рабочих мест. 11. Администрации Чемальского района (Шевченко С.З.) решить вопрос об открытии летнего оздоровительного лагеря на территории района. Отделению федерального фонда социального страхования (Катаева Т.В.) предусмотреть финансирование текущего ремонта лагеря для подготовки к открытию. 12. Администрации Чемальского района (Шевченко С.З.) ежегодно информировать Правительство Республики Алтай о ходе выполнения данного постановления. 13. Контроль за исполнением постановления возложить на Первого заместителя Председателя Правительства Республики Алтай Гнездилова М.З. Глава Республики Алтай, Председатель Правительства Республики Алтай С.И.Зубакин Приложение N1 к Постановлению Правительства Республики Алтай от 24 февраля 2000г. N36 T-----T-----------------T----------------T-----------------T----------------T | N | Ответственное | Объекты | Назначение | Сумма | | п/п | министерство, | финансирования | использования | финансирования | | | ведомство | | средств | (тыс. руб.) | +-----+-----------------+----------------+-----------------+----------------+ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | +-----+-----------------+----------------+-----------------+----------------+ | 1. | Министерство | Эликманарская | Капитальный | 114 | | | образования и | средняя школа | ремонт | | | | науки РА | | | | +-----+-----------------+----------------+-----------------+----------------+ | 2. | Министерство | Центральная | Капитальный | 50 | | | здравоохранения | районная | ремонт | | | | РА | больница | котельной | | +-----+-----------------+----------------+-----------------+----------------+ | 3. | Министерство | ПУЖКХ | Ремонт жилого | 125 | | | строительства, | | фонда с.Толгоек | | | | архитектуры и | | | 50 | | | ЖКХ РА | | Капитальный | | | | | | ремонт | | | | | | водопровода | | | | | | с.Чемал | | +-----+-----------------+----------------+-----------------+----------------+ | 4. | Министерство | Чемальская | Укомплектование | 25 | | | культуры РА | районная | Чемальской | | | | | детская | детской | | | | | музыкальная | музыкальной | | | | | школа | школы | | +-----+-----------------+----------------+-----------------+----------------+ | 5. | Комитет по | Чемальская | Приобретение | 25 | | | информационной | районная | редакционного | | | | и национальной | газета | оборудования и | | | | политике, | "Чемальский | множительной | | | | общественным | вестник" | техники | | | | связям РА | | | | +-----+-----------------+----------------+-----------------+----------------+ | | Итого: | | | 389 | L-----+-----------------+----------------+-----------------+----------------+ Утверждена Постановлением Правительства Республики Алтай от 24 февраля 2000г. N36 ПРОГРАММА "Социально-экономическое развитие Чемальского района на период 2000 - 2003 годы" Паспорт Программы "Социально-экономическое развитие Чемальского района на период 2000 - 2003 годы" Разработчик программы: - администрация Чемальского района. Цели и задачи программы: - стабилизация экономического и социального положения в районе Сроки реализации программы: - 2000 - 2003гг. Перечень основных проблем: - сокращение сельскохозяйственного производства; - рост безработицы; - низкий уровень районной инфраструктуры (связь, линии электропередач, дороги); - низкая материально-техническая обеспеченность объектов здравоохранения, образования, культуры; - развитие инфраструктуры туризма как приоритетной отрасли экономики района; - обеспечение экологических норм и правил при использовании в туристских целях природно-климатических ресурсов района. Исполнители программы: - Министерства и ведомства Республики Алтай; - администрация района; - предприятия, учреждения. Объем и источники финансирования лимит: всего для реализации программы (тыс. руб.) - 27069,1 в том числе: - за счет федерального бюджета - до 1500 (при защите объемов финансирования в федеральных ведомствах); - за счет республиканского бюджета - до 15349,1 (при защите проектов в Министерстве экономики) - за счет кредитов банков - 5000 - за счет местного бюджета - 500000 - за счет собственных средств предприятий - 4070 - внебюджетный фонд района - 200000 1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения 1.1. Социально-экономическое состояние района Чемальский район является самым молодым районом Республики Алтай. Район и его местные органы управления были созданы в 1992 году в ходе административно-территориальной реформы в Республике Алтай, в результате разукрупнения Шебалинского района. Традиционно главный акцент в экономическом развитии района ставился на производство продукции сельского хозяйства: мясо, масло, зерновые и кормовые культуры. Однако низкие закупочные цены и высокая себестоимость сельскохозяйственной продукции привели крупные предприятия сельскохозяйственного производства в упадок, а экономику района в затяжной кризис, который проявился в негативных последствиях в социальной сфере. Произошло сокращение рабочих мест, снижение доходов населения, снизилась рождаемость и продолжительность жизни. Район, созданный на базе трех совхозов до сегодняшнего дня не имеет соответствующей району инфраструктуры (связь, линии электропередач, автодороги, административные здания). Характер экономического развития района предопределил социальные процессы. К основным тенденциям социального развития в последние пять лет следует отнести: резкое падение доходов населения; массовую потерю занятости трудоспособным населением; существенное имущественное расслоение; значимую внешнюю миграцию, носящую характер вынужденного переселения; деформированный характер рождаемости и смертности; массовую бедность; слабое развитие самоорганизации и инициативы населения и др. Характер действия указанных тенденций может быть подтвержден следующими данными. Основным социально - экономическим показателем уровня жизни населения является заработная плата. Среднемесячная заработная плата 1 работника в 1997 году в районе составила 566,5 тыс. рублей, что на 13% выше средней заработной платы в 1996 году. Однако среднедушевые месячные доходы в районе при такой заработной плате составили 185,1 тыс. рублей. Это крайне низкий уровень доходов даже для Республики Алтай, имеющей самый высокий индекс бедности среди 76 субъектов РФ. По данным за 1996 год, среднедушевые месячные доходы населения в республике составляли 496 тыс. рублей, а прожиточный минимум 386,8 тыс. руб. <*> (Расчеты такого типа за 1997 год, сделанные госстаторганами, пока отсутствуют). Учитывая тенденции развития в 1997 году, можно предположить, что среднедушевые доходы населения в Чемальском районе примерно в 3 раза меньше, чем аналогичные доходы населения республики! Очевидно, что данный уровень среднедушевых доходов населения района в 3 раза ниже прожиточного минимума на территории республики. Такое положение, как известно, государственной статистикой РФ называется состоянием "крайней бедности". Учитывая, что указанная заработная плата выплачивалась крайне нерегулярно, можно утверждать, что реальное положение дел выглядит значительно хуже, чем показывает статистика. 1.2. Сельское хозяйство и перерабатывающая промышленность Упадок сельского хозяйства, исторически являющегося основной градообразующей отраслью Чемальского района, объясняется как изменившимися внешними факторами на макроэкономическом уровне, так и неготовностью управленцев отрасли и отдельных хозяйств к новым рыночным условиям ведения сельскохозяйственного производства на местном уровне. Сельскохозяйственным производством в районе занимается 86 сельхозпредприятий, 76 крестьянских хозяйств. 1.2.1. Природные ресурсы Земельный государственный фонд на территории Чемальского района составляет 301867 га и включает в себя все категории земель (см. табл. 1), которые распределяются в следующих пропорциях: Таблица 1 T-------------------------------T--------------------T-----------------T | Категории земельных | Площадь, га | % от | | ресурсов | | общ. площ. | +-------------------------------+--------------------+-----------------+ | Земли | 99028 | 32,8 | | сельскохозяйственного | | | | назначения | | | +-------------------------------+--------------------+-----------------+ | Леса | 191524 | 63,4 | +-------------------------------+--------------------+-----------------+ | Земли населенных пунктов | 1146 | 0,4 | +-------------------------------+--------------------+-----------------+ | Земли водного фонда | 1825 | 0,6 | +-------------------------------+--------------------+-----------------+ | Земли промышленности | 146 | 0,05 | +-------------------------------+--------------------+-----------------+ | Земли транспорта | 349 | 0,11 | L-------------------------------+--------------------+-----------------+ Как видно из приведенных данных, земли сельскохозяйственного назначения составляют треть территории Чемальского района, при этом структура этих земель такова, что сельскохозяйственные угодья составляют 27404 га, или 24,6%, из них пашни - 4787 га, или 17,5%, кормовые угодья - 22532 га, или 82,1%, сады - 85 га, или 0,3%. При этом следует заметить, что в качестве пастбищ используются леса, а их площадь составляет 55228 га, или 56% всех земель сельскохозяйственного назначения. Район отличается высоким уровнем лесистости - 54,1%. Как показывает анализ приведенных данных, в Чемальском районе имеются необходимые природные ресурсы для развития животноводства как приоритетной сельскохозяйственной отрасли, а с учетом благоприятных климатических условий возможно развитие садоводства и выращивание хмеля. Важно отметить, что с учетом благоприятной окружающей среды и отсутствием практики применения вредных химических препаратов, продукция сельскохозяйственного производства приобретает особую ценность как экологически чистая. За последние годы произошли серьезные изменения в структуре землепользователей, в ведении которых находятся земли Чемальского района. На 1 января 1999 года за всеми сельхозпроизводителями закреплено 102638 га, в том числе 25576 га сельхозугодий, из которых 16550 га, или 64,7% всех сельхозугодий. В ведении сельских администраций находятся земли, составляющие территории поселений в общей сложности - 9575 га, или 3,2% от всего земельного фонда Чемальского района. Следует особо отметить, что в настоящее время имеется значительный фонд невостребованных земель - 59340 га, или 22,7% земель сельхозугодий и лесов. Для сохранения уникальных природных ресурсов и состояния окружающей среды по инициативе районной администрации было принято Постановление Правительства Республики Алтай от 17.06.99г. N196 "Об отнесении территории Чемальского района к лечебно- оздоровительной местности", т.е. особо охраняемой природной территории с особым режимом природо- и землепользования. 1.2.2. Капитальные и технологические ресурсы Основные капитальные и технологические ресурсы сельскохозяйственного производства находятся в различной форме собственности предприятий района. На 01.09.99 на территории района зарегистрировано 101 предприятие различных организационно-правовых форм, в том числе: бюджетные - 29; сельскохозяйственные - 13; промышленные - 6; торговые - 34; прочие - 19. Кроме того зарегистрировано 187 предпринимателей без образования юридического лица. В настоящее время в районе насчитывается 86 сельскохозяйственных предприятий различных форм собственности: совхоз "Эликманарский", ассоциация крестьянских хозяйств "Туулу-Алтай", ТОО "Ареда", "Эдиган", "Ороктой", сельскохозяйственные кооперативы "Амаду", "Аржан", "Заря", "Союз крестьян", АО "Агротехремонт", ОПХ "Чемальское" и 76 крестьянских и фермерских хозяйств. Хозяйства района занимаются различными видами сельскохозяйственного производства: молочным и мясным скотоводством, молочным производством, коневодством, овощеводством, мараловодством, звероводством, пчеловодством, заготовкой кормов, торгово-закупочной деятельностью, заготовкой и переработкой древесины, ремонтом сельхозтехники, оказанием транспортных услуг населению. В районе имеются предприятия перерабатывающей промышленности: Узнезинский маслосырозавод, пищекомбинат и пекарня Чемальского района, приобретен минизавод по переработке молока АКХ "Туулу-Алтай". Используя имеющиеся ресурсы, сельскохозяйственные предприятия, фермерские и личные хозяйства на 01.01.99г. содержали следующие виды и количество скота. T------------------------------------T-------------------T-------------T | Виды скота по хозяйствам | Кол-во голов | % к 1997г. | | | скота | | +------------------------------------+-------------------+-------------+ | Крупный рогатый скот, в т.ч. | 4880 | 84% | | Сельхозпредприятия | 1013 | 92% | | Крестьянские (фермерские) | 237 | 60% | | хозяйства | 3630 | 98% | | Личные хозяйства | 2806 | 90% | | Лошади, в т.ч. | 1046 | 97% | | Сельхозпредприятия | 465 | 58% | | Крестьянские (фермерские | 1295 | 103% | | хозяйства) | 1597 | 73% | | Личные хозяйства | 258 | 74% | | Овцы, козы и др. | 291 | 109% | | Сельхозпредприятия | 1048 | 66% | | Крестьянские (фермерские | 999 | 130% | | хозяйства) | | | | Личные хозяйства | | | | Маралы | | | L------------------------------------+-------------------+-------------+ В 1998 году сельхозпредприятиями и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами было реализовано продукции на сумму 676 тыс. руб., что составило всего 67,4% от уровня 1997 года, при этом в 1998 году было произведено: молока - 212 т; мяса - 187 т; шерсти - 6 ц; пантов - 236,7 кг. Следует заметить, что за последние 10 лет поголовье скота в сельскохозяйственных предприятиях резко сократилось: КРС - в 5 раз, МРС - в 25 раз, лошади - в 3,6 раза. Приведенные данные по итогам 1998 года показывают сохранение устойчивой тенденции сокращения поголовья скота и производства продукции сельского хозяйства на крупных и средних предприятиях. В то же время в личных хозяйствах ситуация стабилизировалась, и наблюдается рост поголовья отдельных видов скота. Производство продукции в личных хозяйствах отличается более высокой продуктивностью и служит источником дополнительных доходов населения. Выявленные в результате анализа тенденции подтверждают сохранение процесса натурализации сельскохозяйственной отрасли в Чемальском районе. Резкое падение производства продукции сельского хозяйства имеет целый ряд причин и главные из них следующие: отсутствие централизованных государственных закупок; неумелое управление имеющимися ресурсами; отсутствие координации усилий и возможностей сельскохозяйственных предприятий (производитель - переработчик), в результате чего неэффективно используются имеющиеся мощности переработки; отсутствие инвестиций для замены устаревших и внедрения новых технологий; отсутствие организованной деятельности по поиску рынков и способов сбыта продукции, отсутствие маркетинговой стратегии отдельных предприятий и сельскохозяйственной отрасли в целом. Одним из важнейших факторов, определяющих уровень развития капитальных ресурсов, является инвестиционная политика и возможности ее реализации. 1.2.3. Сложившиеся тенденции в сельскохозяйственной отрасли Проведенная оценка имеющихся ресурсов, необходимых для обеспечения устойчивого развития в Чемальском районе, позволила выявить основные тенденции, сложившиеся в сельскохозяйственной отрасли. При этом следует заметить, что эти тенденции имеют как негативные, так и позитивные последствия с точки зрения перспектив сохранения сельскохозяйственной отрасли как градообразующей в Чемальском районе. Обобщая результаты проведенного анализа существующей ситуации в Чемальском районе с точки зрения перспектив развития сельскохозяйственной отрасли, следует выделить следующие действующие факторы: Сильные стороны 1. Уникальные природно-климатические условия. 2. Наличие сельскохозяйственных угодий - 32,8% всей территории района. 3. Наличие крупных, средних, малых и индивидуальных предприятий по производству сельскохозяйственной продукции, главным образом животноводства, всего 86 официально зарегистрированных предприятий, фермерских и индивидуальных хозяйств. 4. Производство экологически чистой продукции, отсутствие практики использования химических вредных веществ. 5. Наличие мощностей по переработке сельскохозяйственной продукции. 6. Наличие автодороги с твердым покрытием, связывающей район с другими районами Республики Алтай, другими регионами и железнодорожным транспортом. 7. Наличие опыта и традиций у местного населения в занятии сельскохозяйственным производством. 8. Поддержка местными властями идеи подъема и развития сельскохозяйственной отрасли как градообразующей. Слабые стороны 1. Низкая эффективность использования природных, капитальных, технологических и человеческих ресурсов. 2. Сохранение тенденций сокращения поголовья скота на крупных и средних сельскохозяйственных предприятиях, и в первую очередь, крупного рогатого скота - основы животноводческого комплекса. Так, в 1998 году по сравнению с 1997г. поголовье КРС по району сократилось на 8%, в т.ч. в сельхозпредприятиях - на 16%, а в крестьянских и фермерских хозяйствах - на 40%. 3. Снижение продуктивности производства и низкий уровень переработки продукции сельского хозяйства. 4. Отсутствие необходимых оборотных средств для ведения текущего производства и практическое отсутствие фондов развития. 5. Высокий износ основных фондов сельхозпредприятий, требующих модернизации и реконструкции. 6. Разобщенность и отсутствие кооперативных связей между взаимодополняющими предприятиями сельского хозяйства (Чемальское райпо - с/х "Эликманарский" - ОПХ "Чемальское"). 7. Ограниченные финансовые возможности местной власти в развитии инвестиционных процессов в отрасли и ослабленная координирующая и мобилизующая роль местных властей. 8. Острый недостаток квалифицированных управленческих кадров, способных организовать эффективную деятельность сельхозпредприятий в новых экономических условиях и специалистов, способных внедрять и обслуживать новые технологии. 9. Слабая мотивация к труду на сельхозпредприятиях, низкий уровень заработной платы на крупных сельхозпредприятиях (в с/х "Эликманарский" в 1998 г. среднемесячная зарплата составила 398 руб., что ниже официального прожиточного минимума - 436 руб., и ниже средней зарплаты по району - 620 руб.). 10. Ослабленные внутрирайонные транспортные инфраструктуры, особенно между селами на левом берегу Катуни и селами на правом берегу, где сконцентрированы основные производственные мощности и социальные инфраструктуры. 11. Сохраняются тенденции натурализации сельскохозяйственной отрасли: поголовье скота на сельхозпредприятиях сокращается, а в личных хозяйствах стабилизируется и развивается: на 01.01.99г. в личных хозяйствах насчитывалось 74,4% всего поголовья КРС района. 12. Удаленность от потенциальных рынков сбыта. 1.3. Туристический комплекс района 1.3.1. Оценка природных и историко-культурных ресурсов территории Чемальский район располагается в низкогорной лесной зоне Северного Алтая в системе малых горных рек и Катуни. Район давно известен как территория, располагающая значительными и уникальными природными ресурсами. Особенно большими рекреационными ресурсами располагает зеленая зона района, занимающая 108462 га. Рекреационная ценность зеленой зоны - это комплекс многочисленных и разнородных факторов природных условий, гигиены воздушной среды и благоустройства территории. Значимость всей совокупности ресурсов лесной зоны принято оценивать в баллах по отдельным признакам. Основные оценочные факторы 1. Тип ландшафта подразделяется на три основных подтипа - открытый, закрытый и полуоткрытый. Наиболее высокую рекреационную ценность представляет открытый ландшафт, включающий лесные и нелесные участки с минимальной (до 10%) степенью заполнения территории древесно-кустарниковой растительностью и водоемами. В закрытом типе в основном представлены многоярусные, разновозрастные насаждения с вертикальной сомкнутостью крон. Полуоткрытый ландшафт, как правило, располагается по границам рек и озер. 2. Эстетическая ценность определяется по производительности насаждений, степени влажности почв, наличию подлеска и захламленности территории. С точки зрения оценки эстетической ценности также выделяется 3 класса: 1 класс: наиболее благоприятное впечатление, хорошая проходимость, отсутствие хлама. 2 класс: достаточно благоприятное впечатление, проходимость, небольшое присутствие хлама. 3 класс: неблагоприятные эмоции, высокая влажность почв и захламленность. Санитарно-гигиеническое значение участков характеризует фактически условия для отдыха и имеет 3 оценки: высокое, среднее и низкое. Устойчивость насаждений. Это жизнеустойчивость леса, которая определяется по степени противостояния неблагоприятным условиям роста и развития. Этот параметр также имеет три класса оценки. 1 класс: растения совершенно здоровых деревьев в хвойных лесах не менее 30%, в лиственных - не менее 70%; 2 класс: растения в основном с замедленным ростом; 3 класс: растения в основном с прекратившимся ростом. Учитывая представленные оценочные факторы, характеристика ценности зеленой зоны района выглядит следующим образом: здесь доминирует полуоткрытый ландшафт с хорошей проходимостью и отсутствием захламленности (1 класс эстетической ценности), имеющий высокое санитарно-гигиеническое значение. Среди лесонасаждений преобладают хвойные породы 1 класса (совершенно здоровых деревьев более 30%). Все это свидетельствует об уникальности рекреационных ресурсов зеленой зоны Чемальского района. При этом, в целом, лесистость Чемальского района составляет 54,1%, и по этому показателю он занимает третье место в Республике Алтай. А лесистость всей республики равна 42,3%. Во флоре района зарегистрировано около 2 тыс. высших сосудистых растений. Здесь представлены практически все типы растительности Северной Азии. Эта территория обладает значительным запасом дикорастущих полезных растений. Особый фонд составляют лекарственные растения. Среди ценнейших видов следует отметить маралий корень, золотой корень, бадан, курильский чай, адонис, солодку, красный корень. Не менее уникальную картину представляет фауна района. С точки зрения развития туризма особый интерес представляют охотничьи ресурсы. Охотничья фауна здесь насчитывает 33 вида млекопитающих и 34 вида птиц. Чемальский район чрезвычайно богат водными ресурсами. Основной водной артерией является знаменитая река Катунь, являющаяся притоком Оби. Ее вода относится к гидрокарбонатному классу кальциево-магниевой группы. Экологическое состояние реки Катунь в последние годы заметно улучшилось. Видимо, это связано с деградацией хозяйственной деятельности, но с точки зрения развития туризма, улучшение экологических характеристик имеет позитивное значение и позволяет использовать природу как уникальный ресурс для новой экономической деятельности. Верховья реки Катуни относятся к территории Катунского заповедника, который функционирует в соответствии с принятым Законом РА "Об особо охраняемых территориях и объектах". Площадь заповедника составляет 151678 га, охранная (буферная) зона - 57,000 га. Здесь находится самый мощный в Сибири центр современного оледенения. У окраины ледников и снежников располагаются разнообразные альпийские луга. Ландшафты заповедника пригодны для обитания редких видов животных: снежного барса, алтайского горного барана аргали, дикого кота манула, горной индейки улара и др. Здесь же находятся нерестилища хариуса, ленька и тайменя. Катунский заповедник включен в сферу туристской деятельности. На его территории проходят 3 эколого-познавательных маршрута, спроектированы и используются две учебные экологические тропы. Климат на территории Чемальского района умеренно- континентальный и характеризуется мягкой и малоснежной зимой, умеренно теплым летом и короткими теплыми переходными сезонами. Безморозный период длится около 120 дней. Местность характеризуется по режиму влажности как сухая. Все составляющие природного комплекса Чемальского района: горно-долинный рельеф с наличием бурных рек, таежной растительностью, оптимальная обеспеченность ресурсами и УФ-радиацией в течение года, сухой климат с преобладающей повторяемостью благоприятных или пригодных для рекреации погод, делают его уникальным центром для развития туризма не только для Сибири и России. Территория этого района имеет также значительные историко- культурные ресурсы. Сотнями объектов представлены археологические памятники. Правда, сегодня они являются малоизученными и слабо введены в структуру туризма. Но уже сейчас доступен комплекс разновременных археологических памятников, в верховьях реки Катунь. Это стоянки древнего человека, курганные захоронения тюркского и скифского периодов, памятники наскальной живописи и др. Интересными памятниками, с точки зрения развития историко- познавательного туризма, являются усадьба Г.И.Гуркина (1870 - 1937гг.) - известного художника - в селе Анос, первенец электроэнергетики Алтая Чемальская ГЭС и другие объекты. Сочетание уникальных природно-рекреационных ресурсов и значительного числа историко-культурных памятников, позволяет рассматривать территорию Чемальского района перспективным центром развития туризма российского уровня, а сферу туристской деятельности признать приоритетной отраслью экономики. 1.3.2. Анализ существующей ситуации и конъюнктуры туристского рынка Чемальского района Туризм - сегодня единственная отрасль экономики, как на территории Чемальского района, так и Республики Алтай в целом, которая находится в состоянии подъема. Динамика численности туристов последних лет на территории района свидетельствует не просто о подъеме, а о своеобразном буме в этой сфере, особенно в 1999 году (См. Диаграмму 1). Диаграмма 1 120000 ---------------------------------------------------------- | 108000 | 100000 | | | | 80000 | | | | 60000 | | | | 40000 | | | 32000 | 20000 | 17000 | | 11000 | 0 L--------------------------------------------------------- 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 Анализ данных, разработанных на основе экспертных оценок и статистики, показывает, что рост численности туристов, посетивших Чемальский район в 1999 году, по сравнению с 1996 годом, составил 980%, т.е. почти в 10 раз! Фактически в последние годы здесь получили развитие все виды туризма: спортивный, лечебно-оздоровительный, познавательный, профессионально-деловой, социальный, фестивальный и др. "Старейшими" и наиболее развитыми являются 2 вида туризма - лечебно-оздоровительный и спортивный. Первые элементы инфрастуктуры для развития этих видов туризма здесь появились еще в 30-е годы, наряду со строительством в районе санаторно-курортных учреждений, предназначенных в основном для реабилитации туберкулезных больных. Однако основная часть туристских баз была создана в 70 - 80-е годы. Сегодня, после известного кризиса переходного периода, на территории района действуют 13 баз крупнейшими среди которых являются туристские комплексы "Катунь", "Эрлагол" и "Иволга". В совокупности все туристские базы сегодня одновременно могут принять около 1,5 тыс. туристов. Однако большая часть мест, представляемая турбазами, имеет крайне низкий уровень сервиса. В то же время, уже сегодня здесь предоставляется достаточно широкий выбор туристских услуг: большой набор туристских маршрутов разной степени сложности (пеших и конных), около 10 экскурсий по историко-культурным и природным памятникам, сплав различной степени трудности по Катуни, восхождение к местам оледенения и снежникам и др. К сожалению, ряд туристских баз на территории района принадлежат ведомствам или учреждениям и эксплуатируются крайне слабо. Доступ к ним "чужих" клиентов практически отсутствует, что ведет к неэффективному использованию земель и ресурсов данной территории. К такому типу учреждений можно отнести базу Алтайского государственного медицинского университета, базу отдыха НПО "Вектор", лечебно-оздоровительную базу МНТК "Микрохирургия глаза" и др. Созданные в годы советской власти и не имеющие сегодня достаточно ресурсов для эффективного развития, эти базы требуют необходимых крупных инвестиций, однако инвестиции могут появиться лишь с изменением условий экономического развития страны, либо со сменой собственников этих объектов. Самое активное развитие в последние годы получил самодеятельный туризм, то есть путешествия с использованием активных способов передвижения, организуемых туристами самостоятельно. В предыдущие годы развитие этого туризма стало отрицательно сказываться на состоянии окружающей природной среды. Особое развитие в районе получил новый вид туризма, так называемый сельский "зеленый" или фермерский туризм. Под сельским "зеленым" туризмом понимается отдых в сельской местности в частных владениях местных жителей. В основу этого вида туризма положено использование ресурсов семьи: жилые дома, пасеки, приусадебные участки, земельные участки для сенокоса, скот, транспортные средства, культурное и духовное наследие, свободная рабочая сила. Вовлечение местного населения в прием гостей позволяет создавать сезонные рабочие места и решать экономические проблемы сельских жителей без больших затрат со стороны государства. Включение жителей Горного Алтая в туризм способствует росту их образовательного, культурного и духовного уровней. Разнообразие объектов туризма, удовлетворение индивидуальных желаний гостей, возможное в семейном "зеленом" доме, широкий спектр услуг и низкие цены делают этот вид туризма привлекательным для гостей и конкурентноспособным на рынке услуг. Деревни находятся среди чудной природы Горного Алтая, которая становится доступной гостям без больших затрат с их стороны. Кроме того этот вид туризма снижает отрицательную нагрузку на окружающую природу, поэтому может быть назван экологическим. Главную роль в организации этого вида туризма в 1997 - 1999 годах играло ЧП "Зеленый дом". Динамика деятельности этого предприятия выглядела следующим образом: в 1998 году функционировало 10 "зеленых" домов, в 1999 - 25; было принято туристов в 1998 году - 120 чел., в 1999 - 420 чел. Очевидный рост за год составил 350%. Следует отметить, что этот вид туризма имеет большое социальное значение для данной территории, его надо признать перспективным направлением и предусмотреть систему мер государственной поддержки. Представлен на территории района фестивальный туризм. Ежегодно здесь проводится фестиваль бардовской песни, который посещает до 1000 человек. Начинает зарождаться социальный туризм. На турбазе "Катунь" и других объектах в течение года до 200 детей путешествуют и отдыхают за счет средств, выделяемых государством на социальные нужды. Практически неразвитыми остаются научно-деловой, охотничий, приключенческий и другие виды туризма. Более того, все представленные виды туризма в районе сегодня развиваются как внутренний туризм, то есть путешествуют лица, постоянно проживающие на территории России. Фактически отсутствует развитие в регионе въездного туризма, то есть организация путешествий лиц, не проживающих в России. (Классификацию туризма см. в Федеральном законе "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"). Прогноз развития туризма, разработанный экспертами, показывает, что следующий год будет характеризоваться заметным снижением числа туристов (на 20 - 25%). Это связано, во-первых, с тем, что спрос на эти услуги в 1999 году носил "ажиотажный" характер и был связан с августовским кризисом 1998 года, приведшим к изменению ориентации российских граждан с выездного на внутренний туризм. Во-вторых, низкий уровень сервиса, предоставляемого в настоящее время туристскими объектами, приведет к отказу ряда любителей путешествий от внутреннего туризма. Это группа достаточно обеспеченных людей, имеющих представление о западных стандартах сервиса, решит вернуться к ним. В-третьих, отток туристов будет вызван неразвитостью в районе рынка туристских услуг и сфер, его обслуживающих. Очень слабо развито экскурсионное обслуживание, фактически отсутствует развлекательная индустрия, не представлена экзотика, самобытность территории и т.д. Восстановить и стабилизировать поток туристов в район удастся при решении следующих задач: - строительство новых туристских объектов повышенной комфортности; - улучшение качества предоставляемых услуг существующими объектами; - расширение рынка туристских услуг; - создание современной инфраструктуры, обслуживающей туризм (АЗС, СТО, индустрия питания и развлечений, центры сервис - информации, медобслуживание, экскурсионное бюро и т.д.); - формирование лояльных экономических и правовых условий для участников развития этой отрасли на территории района и т.д. В свою очередь решение этих задач требует от органов государственной территориальной власти и местного самоуправления перехода к новой политике в развитии туризма, как приоритетной отрасли экономики района. Реализация ряда инвестиционных проектов и координация деятельности участников туристической деятельности возлагаются на администрацию по развитию рекреационно - туристического комплекса и другие организации, созданные и создаваемые администрацией района как муниципальные унитарные предприятия. Создание МУП является необходимым условием реализации Программы, поскольку они фактически будут являться ее инфраструктурой. Это в конечном итоге позволит усилить роль исполнительных органов власти в упорядочении использования природных ресурсов района, в общей координации деятельности туристического комплекса. 2. Энергообеспечение Энергоснабжение Чемальского района обеспечивается предприятием ГАЭС через контролирующую организацию "Энергосбыт". Согласно актам оценки технического состояния, электросети района, построенные в 1958 - 1960гг., в настоящее время пришли в негодность более чем на 90%, что является постоянной причиной возникновения аварийных ситуаций. В 1992 году при создании Чемальского района Правительством РА было принято решение о реконструкции старых и строительстве новых объектов энергетического хозяйства. Проект реконструкции - N8-9-87. Проект капитального строительства - N1100-2-64-94. Согласно договору подряда N8 от 27.09.94г. подрядчиком является Ф\Х "Агрико" (дир. Юдин В.Б.). Общая стоимость проектов 12200 тыс. руб. 3. Бюджет Важнейшим фактором развития любой территории является финансовая дееспособность местных властей. Бюджетный процесс выступает комплексным индикатором состояния экономики района. По итогам 1998 года доходная часть бюджета составляла 6735 тыс. руб., при этом: доходы от собственных источников - 2211 тыс. руб., или 32,8%; республиканские трансферты - 4524 тыс. руб., или 67,2%; Более 50% доходов от собственных источников приходится на подоходный налог, причем 65% этого налога поступило в порядке взаимозачетов с предприятиями. Налог на прибыль предприятий составил 86 тыс. руб., или 3,9% доходов и выполнен на 20% от собственных источников. Такой низкий уровень объясняется убыточностью большинства предприятий. В то же время прибыльные предприятия входят в Эколого-экономический регион и полностью освобождены от местных налогов. Отличительной особенностью бюджетного процесса, сложившегося в Чемальском районе, является то, что преобладающей формой расчета с местным бюджетом является натуральная форма - взаимозачеты, доля которых составляет более 70% от общей суммы доходов из местных источников. Характерной особенностью является распределение доли поступлений в бюджет от различных хозяйствующих субъектов: Предприятия - 42,0%; Крестьянские хозяйства - 5,0%; Бюджетные организации - 32,0%; Коммерческие структуры - 11,0%. Расходная часть бюджета 1998 г. составила 10432 тыс. руб. и, практически полностью - на 97%, направлена на текущие расходы, при этом поступающие доходы не покрывают самые необходимые расходы, в том числе на заработную плату. Кредиторская задолженность местных властей с каждым годом увеличивается и на 01.01.99г. составила 10067 тыс. руб., что в 4,5 раза превышает все поступления в бюджет местных источников. Анализ местного бюджета позволяет сделать следующие выводы: 1. Чемальская районная администрация является финансово недееспособной, что снижает ее роль в управлении территорией. 2. Плановый дефицит, закладываемый ежегодно на уровне 70%, является чрезвычайно высоким уровнем дотационности и способствует снижению мотиваций местной власти к увеличению доходов в местный бюджет. 3. Практика взаимозачетов снижает финансовые возможности администрации и повышает бюджетные потери. 4. Бюджетный процесс подтверждает вывод о натурализации хозяйственной деятельности на территории Чемальского района. 4. Просвещение В районе 20 образовательных учреждений, 1 ведомственное учреждение, 1 санитарно-лечебное образовательное учреждение, 2 учреждения дополнительного образования. Из 20 образовательных учреждений 4 школы (20%) работают в 2 смены, 3 начальные школы, 6 средних общеобразовательных средних школ, 6 основных общеобразовательных школ, 5 детских садов. Обучением и воспитанием детей в школах и дошкольных учреждениях занимается коллектив педагогов из 383 человек. Средняя плата родителей за 1 месяц посещения детского сада ребенком в среднем составляет 106 рублей, многие родители не имеют возможности сдавать детей в дошкольные учреждения. Не в полной мере выполняется бюджет по расходам на горячее питание учащихся. Из-за отсутствия финансирования низка материально-техническая база школ, недостаточно оборудования, учебно-наглядных пособий, учебников. В 1997 году в апреле месяце сгорела Чемальская школа. Пожаром полностью уничтожена материально-техническая база, весь учебно- методический комплекс учителей. В 1999 году сдано в эксплуатацию новое здание школы без комплекта оборудования. В настоящее время идет укомплектование Чемальской школы мебелью. 5. Здравоохранение Медицинским обслуживанием населения района занимается 19 врачей, 59 - среднего медицинского персонала. В районе одна районная больница на 60 мест, 3 врачебных амбулатории, 14 фельдшерских и фельдшерско-акушерских пункта. Укомплектованность медицинским персоналом 86,0%. Материально-техническая база медицинских учреждений требует ремонта. Слабая обеспеченность оборудованием, спецодеждой, наблюдается дефицит лекарств, перевязочных материалов. Кабинет рентгеноскопии работает только в экстренном режиме, из-за отсутствия необходимого материала и отсутствия финансовых средств. Снижаются общие показатели пролеченных больных и принятых врачами, многие больные не имеют возможности пролечиться, так как помощь в большинстве своем платная, кроме того необходимо иметь собственные лечебные средства, инструменты, перевязочный материал. За год исполнено 16,5 тыс. койко - дней, на 1 врача приходится 2,0 тыс. посещений. 6. Культура Чемальский отдел культуры объединяет 18 клубных учреждений в т.ч. 12 сельских клубов, 5 домов культуры, 1 районный Дом культуры, 14 библиотек, 8 киноустановок, 1 центр алтайской культуры, 1 - культ. историч. наследие, 1 - краеведческий музей. Работа отдела культуры направлена на возрождение и развитие алтайской и русской культуры, по организации досуга населения. За 12 мес. текущего года проведено мероприятий - 236 продемонстрировано ф-ов - 85 проведено концертов - 55 проведено дискотек - 150 проведено выставок - 9 заработано средств на спецсчет - 24 тыс. Практически все клубные учреждения требуют ремонта. Мероприятия проводятся на низком уровне из-за отсутствия оборудования, инвентаря, не оснащенных на должном уровне залов. Библиотечный фонд требует обновления. Планируется строительство школы мастеров народных промыслов и ремесел, открытие районной детской музыкальной школы с филиалами в с.Эликманар, Чепош, открытие центра алтайской культуры в с.Чемал, выпуск библиографического справочника "На земле Чемальской". Проблема в отсутствии финансирования. 7. МУП "Коммунальное хозяйство" МПЖКХ Оказывает услуги населению (водоснабжение, отопление). За 1999 год оказано услуг различного характера на сумму 620 тыс. руб., в т.ч. бытовых услуг - 27,0 тыс. руб., платных - 248,0 тыс. руб. Коллектив работает в условиях тяжелого финансового и материально-технического положения. Многим котельным, тепловым, водопроводным требуется капитальный ремонт, нет запасных частей для надлежащего и своевременного ремонта, большая задолженность по зарплате. 8. Основные цели и задачи Устойчивое социально-экономическое развитие Чемальского района может быть реализовано через решение комплекса задач, составляющих основу развития сельскохозяйственного производства и туризма. Исходя из этого следует выделить следующие цели: повысить эффективность использования имеющихся природных, капитальных, технологических и человеческих ресурсов. Создать систему инвестиционной поддержки крупных, средних, мелких и индивидуальных сельхозпроизводителей. Создать систему организационной поддержки сельхозпроизводителей. Создать систему деятельностей по развитию внутрирайонных транспортных инфраструктур и средств связи. 8.1. Новая политика развития туризма Главной целью политики следует считать создание в Чемальском районе развитого туристического комплекса, соответствующего международным требованиям к уровню его инфрастуктуры, сервисному обслуживанию и предприятиям индустрии туризма и обеспечивающего, с одной стороны, потребности российских и иностранных граждан в разнообразных туристских услугах, а с другой - превращение туристской деятельности в одну из приоритетных и доходных отраслей экономики Чемальского района и Республики Алтай, в том числе: за счет налоговых поступлений в бюджет, притока иностранной валюты, создания значительного количества новых рабочих мест, сохранения и рационального использования природных и историко- культурных ресурсов территории. Достижение этой цели требует разработки целевой программы, определяющей новые подходы в стратегии и тактике развития туризма в регионе. Основные задачи Программы состоят в следующем: создание современного туристского рынка на основе развития конкуренции, создания корпоративных связей между туристскими организациями района; создание развитой нормативно-правовой базы, стимулирующей развитие туризма; создание условий для развития внутреннего и въездного туризма; стимулирование отечественного предпринимательства в сфере туризма, поддержка малого предпринимательства; создание системы информационного обеспечения туризма, содействие активной рекламной деятельности; сохранение природного и историко-культурного наследия, развитие музейно-выставочного дела; создание новых рабочих мест в сфере туризма и обслуживающих его отраслях; создание современной системы обучения и подготовки профессиональных кадров для сферы туризма; воспитание населения и формирование условий для его содействия приоритетной отрасли экономики района; развитие сотрудничества в области туризма с соседними районами и регионами; научное обеспечение туристской деятельности. Программа рассчитана на 2000 - 2003 годы с выделением двух этапов: Первый этап - 2000 - 2003 годы - включает разработку и начало реализации программных мероприятий, направленных на создание развитой экономической базы туризма. Второй этап - 2004 - 2005 годы - предполагает превращение туристской деятельности в одну из приоритетных и доходных отраслей экономики района, создание развитой туристской инфраструктуры и формирование современных профессионально подготовленных кадров для сферы туризма. На первом этапе значимый вклад в социально-экономическое развитие района должен вносить малый бизнес. Результаты летнего сезона 1999г. показали изменение ориентаций местного населения и формирование у них интереса к участию в данной программе. Для развития этого интереса, привлечения ресурсов населения к развитию туризма и повышения уровня сервисного обслуживания "зеленого" сельского туризма целесообразно реализовать в районе программу микрокредитования малого предпринимательства. Следует придать ей статус экспериментальной программы, что позволит привлечь на ее реализацию ресурсы Республики Алтай, Минэкономики РФ. Апробирование модели микрокредитования позволит затем транслировать ее на другие территории РА как успешную стратегию борьбы с бедностью населения. Дальнейшее развитие сферы туризма требует подготовки профессиональных кадров, умеющих работать в новых экономических условиях в сфере туризма. Для этого необходимо использовать возможности, предоставляемые системой профессионального образования в России. Однако большинство местного населения не имеют к ней доступа в силу ограниченных ресурсов и бедности. Администрация района предусматривает продолжить работу по расширению участия населения в реализации программы развития туризма. Наиболее эффективно это может быть реализовано через поддержку общественных просветительских и культурных организаций. Возможно, через систему конкурсов и грантов. Финансирование Программы предполагается осуществлять на основе следующих источников: средства республиканского бюджета, в том числе, выделяемые на конкурсной основе и направляемые на развитие туристской инфраструктуры; внебюджетные средства, включая: - собственные средства участников туристской деятельности; - кредиты банков; - средства частных отечественных и зарубежных инвесторов, используемые для реализации целевых инвестиционных проектов; - целевые отчисления от прибыли предприятий, заинтересованных в реализации Программы на реконструкцию и строительство туристских объектов; - средства специальных фондов, учреждаемых на основе государственного муниципального и предпринимательского капиталов, направляемых на реализацию крупномасштабных проектов; - средства от эмиссии ценных бумаг специального назначения, вкладываемые в развитие туристской инфраструктуры; - средства ассоциаций и объединений участников туристской деятельности на территории района; - гранты российских и международных организаций. Общий объем финансовых средств, необходимых для реализации первого этапа Программы (2000 - 2003гг.) составит ___________________ рублей. Объем финансовых средств, необходимых для реализации второго этапа Программы (2003 - 2005гг.), будет определен после реализации программных мероприятий первого этапа и подготовки прогноза социально-экономического развития Чемальского района и Республики Алтай. 9. Социально-экономические результаты реализации Программы Важнейшим результатом осуществления Программы станет формирование в Республике Алтай и в России в целом развитого туристского комплекса, соответствующего международным требованиям к уровню его инфраструктуры и обеспечивающего, с одной стороны, потребности российских и иностранных граждан в разнообразных туристских услугах, а с другой - превращение туристской деятельности в одну из приоритетных и доходных отраслей экономики Чемальского района и РА. Главный социальный эффект Программы будет состоять в решении проблемы занятости и бедности населения. В результате осуществления Программы будут созданы условия для сохранения и возрождения объектов культурного и природного наследия. Формирование туристского комплекса окажет стимулирующее воздействие на развитие предприятий других отраслей экономики и малого предпринимательства, в частности, внесет существенный вклад в структурную перестройку сельскохозяйственного производства района, являющегося градообразующей отраслью территории. В экономической сфере основными результатами должны стать: 1. Повышение эффективности использования всех видов имеющихся ресурсов и развитие новых. 2. Повышение продуктивности сельскохозяйственного производства с более глубокой степенью переработки. 3. Увеличение объемов реализуемой продукции и значительное, более чем в 2 - 3 раза увеличение товарооборота. 4. Увеличение новых рабочих мест в сельскохозяйственной отрасли в 1,5 - 2 раза. 5. Развитие внутрирайонных транспортных инфраструктур и средств связи, что улучшит для 6 отдаленных поселений района доступность к новым рабочим местам, разнообразным товарам и услугам, к социальным инфраструктурам в центральных поселениях. 6. Значительное, в 1,5 - 2 раза увеличение поступлений в бюджеты всех уровней. 7. Ожидаемые результаты в социальной сфере. 8. Увеличение занятости населения в сельскохозяйственной отрасли в 1,5 - 2 раза. 9. Увеличение уровня заработной платы в сельскохозяйственном производстве в 2 - 3 раза. 10. Повышение образовательного уровня работников сельскохозяйственной отрасли. 11. Увеличение объемов строительства нового жилья. 12. Увеличение покупательского спроса на товары и услуги. 13. Выравнивание качества жизни населения в отдаленных и центральных селах. 14. Улучшение демографической ситуации. 15. Снижение уровня бедности по Чемальскому району в 1,5 - 2 раза. 10. Система программных мероприятий Реализация целевой программы социально-экономического развития Чемальского района на период 2000 - 2003 годы предполагается по различным отраслям экономики, взаимосвязанным с решением проблем социальной направленности. Инвестиционные проекты группируются по отраслевому принципу, в соответствии с основными задачами социально-экономического развития Чемальского района. 10.1. Энергообеспечение Проект N1 В период с 1994г. по 1999г. по проектам реконструкции и капитального строительства объектов энергетического хозяйства Чемальского района выполнены следующие объемы работ: - установка КТП - 4 шт. (общая мощность 400 кВТ); - монтаж ВЛ - 10 кВТ - 0,95 км; - монтаж ВЛ - 0,4 кВТ - 2,4 км; - капремонт оборудования - 1 ед. Выполненные работы составляют 30% работ от общего объема, предусмотренного проектами N8-9-87 и N1100-2-64-94. В денежном выражении объем выполненных работ составляет 375421 руб. Недофинансировано 11824580 руб. Потребность на 2000г. составляет: Капстроительство - 450 тыс. руб. Реконструкция - 650 тыс. руб. Источники финансирования: Госкапвложения из бюджета РА - 450 тыс. руб. Фонд развития РА - на безвозвратной основе. 10.2. Лесопереработка Проект N2 Цель проекта: восстановление и развитие переработки леса, производство и реализация товаров народного потребления на основе глубокой переработки древесины. Проектом предусматривается доукомплектование машинно- тракторного парка ООО "Кедр", реконструкция деревообрабатывающего цеха, приобретение и установка вакуумной сушилки древесины, линии по производству паркета из твердых пород древесины производительностью до 5000 тыс. кв. м паркета в год. Планируемый объем переработки круглого леса до 5000 тыс. куб. м в год. Общий объем финансирования 1,5 млн. руб. Источник финансирования из фонда развития РА на возвратной основе. Кредиты банков - 1000 руб. Срок окупаемости 2 года. Число новых рабочих мест 23. 10.3. Агропромышленный комплекс Проект N3 Реконструкция Узнезинского маслосырозавода Целью проекта является внедрение передовых технологий по переработке молока, обеспечение систематического закупа сырья у населения, восстановление утерянного сектора рынка по производству и реализации экологически чистой продукции высокого качества (сливочное масло, сметана, творог, сыры твердых сортов). Общий объем финансирования составляет 1329 тыс. руб. Источник финансирования из фонда развития республики. Срок окупаемости проекта 36 месяцев. Число новых рабочих мест 27. Проект N4 Воспроизводство мясомолочного стада, переработка и сбыт сельхозпродукции Цель проекта - разведение высокопродуктивных пород крупнорогатого скота мясного направления. Обеспечение переработки выращенного поголовья (промзабой), реализация мясосырья перерабатывающим предприятиям района (Чемальское РАЙПО), введение в оборот неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения под кормопроизводство. Исполнитель - кооператив производителей сельскохозяйственной продукции "Союз крестьян", с.Куюс. Общий объем финансирования 320 тыс. руб. Источник финансирования - фонд развития РА. Срок окупаемости проекта - 24 месяца. Число новых рабочих мест - 18. Проект N5 Завершение строительства минизавода по переработке молока в с.Бешпельтир Цель проекта - закуп у населения и переработка молока в следующие продукты - сливочное масло, творог, национальные кисломолочные продукты. Общий объем финансирования 80 тыс. руб. Источник финансирования - фонд развития РА. Срок окупаемости проекта - 24 месяца. Число новых рабочих мест - 12. Проект N6 Строительство цеха по переработке лекарственных трав Цель проекта - сбор, выращивание и переработка лекарственно- технического сырья с получением фитопродукции для медицинских целей и пищевых добавок. Исполнитель ОПХ Чемальское. Общий объем финансирования 500 тыс. руб. Источник финансирования - фонд развития РА. Срок окупаемости проекта - 30 месяца. Число новых рабочих мест - 34. Проект N7 Производство гомеопатических средств на основе переработки лекарственно-технического сырья Переработка лекарственно-технического сырья в гомеопатические препараты в виде капсул с желатиновой оболочкой. Возрастающий спрос на гомеопатические препараты как внутри страны, так и за ее пределами позволяет считать данный проект актуальным. Кроме того, исходным сырьем для данных препаратов является лекарственно-технические растения, природные запасы которых на территории Чемальского района достаточны для обеспечения производства. Данный проект позволит решить проблему вывоза лекарственно- технического сырья из республики в непереработанном виде. Высокие цены на готовую продукцию, широкий рынок сбыта и отсутствие конкурентов делают проект высокорентабельным. Исполнитель проекта: ОПХ Чемальское. Общий объем финансирования: 1000 тыс. руб. Источники финансирования: - фонд развития республики - 500 тыс. руб. Сторонние инвесторы - 500 тыс. руб. Срок окупаемости проекта - 36 месяцев. Число новых рабочих мест - 20. Проект N8 Производство свиного мяса Цель проекта - создание фермы на 25 свиней, из которых 5 свиноматок для воспроизводства поголовья. Проектом предусматривается приобретение свиноматок, воспроизводство и откорм поголовья свиней с получением мяса в объеме 3000 кг в год. Исполнитель частный предприниматель Волков А.В. Общий объем финансирования 50 тыс. руб. Источник финансирования - фонд развития РА. Срок окупаемости проекта - 24 месяца. Число новых рабочих мест - 4. Проект N9 Развитие свиноводства и птицеводства на базе пустующего коровника Аносской фермы Основой ведения хозяйственной деятельности в сельском хозяйстве выступает наличие земли общей площадью 5,5 га. Цель проекта - получение свиного мяса, мяса птицы, яиц, пера, выращивание поросят и цыплят для нужд населения Чемальского района. Проектом предусматривается приобретение свиноматок 15 голов, куры 1000 шт., гуси 300 шт., индюки 200 шт., с последующим воспроизводством и откормом поголовья свиней с получением мяса в объеме 4000 кг в год, мяса птицы - 4000 кг, яиц - 10000 шт. в год, молодняк свиней для реализации 100 шт. в год, молодняк птицы - 1000 шт. в год. Исполнитель фермерское хозяйство "Азгануш". Общий объем финансирования 300 тыс. руб. Источник финансирования - фонд развития РА. Срок окупаемости проекта - 24 месяца. Число новых рабочих мест - 25. Проект N10 Семейная кролиководческая ферма (Ивашкин В.В., с.Чепош) Цель проекта - разведение кроликов, производство мяса и изготовление изделий из меха кроликов. Проектом предусматривается строительство утепленного помещения для устройства 40 клеток, а также оборудование, помещения для разделки тушек и выделки шкурок. Оборудование для выделки шкурок и пошива меховых изделий, а также маточное поголовье у автора имеются, решение проблемы кормов предполагается следующим образом: выращивание корнеплодов для зимнего вскармливания (турнепс, морковь, свекла, картофель, редька, топинамбур). Объем корнеплодов на хранение 3000 кг. Общий объем финансирования 15 тыс. руб. Источник финансирования - фонд развития РА. Срок окупаемости проекта - 24 месяца. Число новых рабочих мест - 4. Проект N11 Семейная ферма по разведению кроликов и пушных зверей, пчеловодство Цель проекта - проектом предусматривается переход от приусадебного ведения хозяйства на промышленное производство путем создания кролиководческой фермы на 24 матки и получения приплода до 500 шт. голов в год. На основе использования отходов кролиководства - разведение пушных зверей (песец, лиса - чернобурка). Расширение пасеки до 50 пчелосемей. Общий объем финансирования 15 тыс. руб. Источник финансирования - фонд развития РА. Срок окупаемости проекта - 24 месяца. Число новых рабочих мест - 4. Проект N12 Производство сахарного печенья и изготовление полуфабрикатов из мяса Цель проекта - изготовление кондитерских изделий, полуфабрикатов из мяса в целях расширения ассортимента выпускаемой продукции, увеличение товарооборота, создание дополнительных рабочих мест и увеличение налогооблагаемой базы. Автор проекта Чемальское РАЙПО. Общий объем финансирования 670 тыс. руб. Источник финансирования: фонд развития РА - 400 тыс. руб. собственные средства - 270 тыс. руб. Срок окупаемости проекта - 6 месяцев. Число новых рабочих мест - 7. Проект N13 Микрокредитование населения, занятого в сельскохозяйственном производстве Цель проекта - вовлечение земель в активный сельскохозяйственный оборот и закрепления на ней сельхозпроизводителей. В настоящее время в Чемальском районе наблюдается значительный рост активности населения в сфере сельскохозяйственного производства. Для увеличения объемов производимой продукции на личных подворьях местным жителям необходимо, как правило, увеличение площадей под производство кормов, корнеплодов, овощей и фруктов. Для решения этих проблем необходимы инвестиции от трех до десяти тыс. руб. на приобретение семян, ГСМ, легкого навесного оборудования для тракторов, приобретение молодняка КРС, МРС, свиней. Администрация Чемальского района считает возможным выделение суммы в 300 тыс. руб. из ФРР на удовлетворение инвестиционного спроса местного населения. Выделение инвестиций необходимо произвести администрации района, для их последующей передачи на конкурсной основе местным жителям. Исполнитель - администрация района. Общий объем финансирования 300 тыс. руб. Источник финансирования - фонд развития РА. Срок окупаемости проекта - 24 месяца. Число новых рабочих мест - 30. 10.4. Туристский комплекс Проект N14 Строительство платной автостоянки Цель проекта: строительство платной автостоянки с гравийным покрытием в районе Чемальской ГЭС. Актуальность проекта обуславливается необходимостью упорядочивания передвижения и стоянки личного автотранспорта на территории, прилегающей к водоохранной зоне водохранилища. Несанкционированные съезды к воде, мойка автомобилей в неустановленных местах, нарушение почвенно-растительного слоя оказывают отрицательное воздействие на экологическое состояние окружающей среды в районе одного из живописнейших мест Республики Алтай. Устойчивый интерес к этому объекту природы туристов и отдыхающих позволяет предполагать целесообразность и быструю окупаемость данного проекта. Заказчик - администрация района. Подрядчик - Чемальское ДРСУ. Общий объем финансирования: 200 тыс. руб. Источники финансирования - фонд развития республики. Срок окупаемости проекта - 24 месяца. Число новых рабочих мест - 8. Проект N15 Предоставление дополнительных видов туристских услуг Цель проекта: многие традиционные стоянки неорганизованных туристов не оборудованы необходимым минимумом объектов санитарно- гигиенического назначения. В связи с необходимостью соблюдения экологических и санитарных норм в границах водоохранной зоны рек и водоемов Чемальского района проектом предусматривается строительство и эксплуатация 4 бань - саун трейлерного типа. Изучение спроса на данный вид услуг позволяет утверждать о высокой рентабельности данного проекта. Исполнитель - частный предприниматель Радоневич В.Р. Общий объем финансирования 80 тыс. руб. Источник финансирования - фонд развития РА. Срок окупаемости проекта - 24 месяца. Число новых рабочих мест - 4. Проект N16 Обустройство стоянок "неорганизованных" туристов Цель проекта: упорядочивание потоков неорганизованных туристов, обеспечение санитарно-гигиенических норм и правил в местах массового скопления людей, снижение и дальнейшее регулирование антропогенной нагрузки на окружающую среду. Решение задач, предусмотренных проектом, планируется путем обустройства палаточных лагерей ограждением, подготовки мест под палатки, устройства указателей, пешеходных дорожек, санитарно- гигиенических пунктов, изготовления мусоросборников. Исполнитель - администрация района. Общий объем финансирования 200 тыс. руб. Источник финансирования - фонд развития РА. Срок окупаемости проекта - 12 месяцев. Число новых рабочих мест - 8. Проект N17 Строительство пункта быстрого питания Цель проекта: наиболее посещаемым местом в районе является водохранилище Чемальской ГЭС. Большое скопление людей, отсутствие пункта общественного питания создают весьма напряженную санитарно- эпидемиологическую ситуацию. Отсутствие возможностей своевременной утилизации бытовых отходов создает экологическую напряженность в водоохранной зоне. Проектом предусматривается строительство и эксплуатация пункта быстрого питания пропускной способностью до 300 человек в сутки. Исполнитель - ООО "Бакалея - трейд" Общий объем финансирования 400 тыс. руб. Источник финансирования: фонд развития РА - 200 тыс. руб. Собственные средства - 200 тыс. руб. Срок окупаемости проекта - 12 месяцев. Число новых рабочих мест - 12. Проект N18 Экскурсионное бюро "Шамал" Цель проекта - привлечение в Чемальский район активных турагентов и туроператоров, действующих на российском и зарубежном рынке по оказанию туристских услуг. Развитие новых видов услуг в сфере туризма (экскурсионное обслуживание, организация и проведение культурно-массовых мероприятий, развитие приключенческого, археологического и культурно-исторического туризма), индустрии развлечений (казино, ночные бары, кафе - бары - караоке), пунктов быстрого питания, фото - и видеоуслуг. Общий объем финансирования 450 тыс. руб. Источник финансирования - фонд развития РА. Срок окупаемости проекта - 24 месяца. Число новых рабочих мест - 30. Проект N19 Строительство туристического комплекса "Чемал" Цель проекта - развитие в Чемальском районе зимнего туризма на основе строительства гостиничного комплекса на 50 человек, строительство бугельных подъемников общей протяженностью 2 км для горнолыжного спорта. Общий объем финансирования 4500 тыс. руб. Источник финансирования - фонд развития РА. Кредиты банков - 2000 тыс. руб. Срок окупаемости проекта - 36 месяцев с момента ввода в эксплуатацию. Число новых рабочих мест - 25. Проект N20 Строительство Чемальского аквапарка Цель проекта - самым посещаемым объектом Чемальского района в летний период является водохранилище Чемальской ГЭС. В настоящее время неуправляемый процесс посещения водохранилища влечет за собой негативные последствия для окружающей среды. Однако имеются все предпосылки для создания комплекса водных аттракционов (водяные горки, каскады, водные велосипеды, площадки для принятия солнечных ванн, бассейны). Реализация данного проекта позволит обеспечить экологическую безопасность объекта культурно- исторического и природного наследия, существенно повысить поступления в бюджет РА и района. Общий объем финансирования 4000 тыс. руб. Кредиты банков - 2000 тыс. руб. Источник финансирования - фонд развития Республика Алтай - 2000 тыс. руб. Срок окупаемости проекта - 24 месяца с момента ввода в эксплуатацию. Число новых рабочих мест - 15. Проект N21 Строительство летнего кемпинга "Аюла" на 50 человек Цель проекта - упорядочение туристских потоков на территории Аносской сельской администрации, решение экологических проблем, связанных с неорганизованным туризмом, создание новых рабочих мест, обеспечение поступлений средств в бюджет РА и района. На паевых землях Яманова Г.П. предусматривается завершение строительства зимнего здания для размещения туристов (15 человек) и строительство 7 летних домиков на 35 человек, обустройство кемпинга в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами, приобретение снаряжения для проведения конных маршрутов. Общий объем финансирования 150 тыс. руб. Источник финансирования - фонд развития РА. Срок окупаемости проекта - 24 месяца с момента ввода в эксплуатацию. Число новых рабочих мест - 10. Проект N22 Строительство летнего кемпинга "Анос" на 35 человек Цель проекта - упорядочение туристских потоков на территории Аносской сельской администрации, решение экологических проблем, связанных с неорганизованным туризмом, создание новых рабочих мест, обеспечение поступлений средств в бюджет РА и района. На паевых землях Черуковой В.Я. предусматривается завершение строительства зимнего здания для размещения туристов (10 человек) и строительство 7 летних домиков на 25 человек, обустройство кемпинга в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами, приобретение снаряжения для проведения конных маршрутов. Общий объем финансирования 80 тыс. руб. Источник финансирования - фонд развития РА. Срок окупаемости проекта - 24 месяца с момента ввода в эксплуатацию. Число новых рабочих мест - 6. Проект N23 Строительство летнего мотеля "Автотурист" Цель проекта - упорядочение туристских потоков на территории Чепошской сельской администрации, решение экологических проблем, связанных с неорганизованным туризмом, создание новых рабочих мест, обеспечение поступлений средств в бюджет РА и района. Предусматривается завершение строительства капитального здания - основного корпуса мотеля. Общий объем финансирования 60 тыс. руб. Источник финансирования - фонд развития РА. Срок окупаемости проекта - 24 месяца с момента ввода в эксплуатацию. Число новых рабочих мест - 6. Проект N24 Строительство туристического комплекса "Алтай-Айыл" Цель проекта - оказание туристских услуг по размещению и питанию, экскурсионные услуги, связанные с бытом, национальной культурой и традициями алтайцев. Предусматривается строительство традиционного жилья аила, обустройство пункта питания по приготовлению алтайских национальных блюд. Общий объем финансирования 30 тыс. руб. Источник финансирования - фонд развития РА. Срок окупаемости проекта - 24 месяца. Число новых рабочих мест - 4. Проект N25 Строительство летнего кемпинга "Синий плес" Цель проекта - упорядочение туристских потоков на территории Чемальской сельской администрации, решение экологических проблем, связанных с неорганизованным туризмом, создание новых рабочих мест, обеспечение поступлений средств в бюджет РА и района. Предусматривается строительство 12 летних домиков для размещения в летний период 50 отдыхающих одновременно, а также комплекс строений в соответствии с требованиями санитарно- гигиенических норм и правил. Исполнитель - Чемальская сельская администрация Общий объем финансирования 120 тыс. руб. Источник финансирования - фонд развития РА. Срок окупаемости проекта - 24 месяца с момента ввода в эксплуатацию. Число новых рабочих мест - 12. Проект N26 Микрокредитование населения, занятого в сфере туризма Цель проекта: в настоящее время наблюдается активизация деятельности местного населения в туристской сфере. Местные жители предоставляют отдыхающим следующие виды услуг: размещение, питание, проведение конных и пеших маршрутов. Как правило для подготовки к новому сезону предпринимателям требуется от 3 до 10 тыс. руб. на ремонт жилья, сдаваемого в наем, оборудование пунктов питания, душевых и туалетных комнат, приобретение посуды, постельных принадлежностей, туристского снаряжения, спортивного инвентаря, конской упряжи, на сертификацию и лицензирование деятельности. Исполнитель проекта - администрация района. Общий объем финансирования 300 тыс. руб. Источник финансирования - фонд развития РА. Срок окупаемости проекта - 12 месяцев с момента ввода в эксплуатацию. Число новых рабочих мест - 30. 10.5. Социальная сфера Проект N27 Реконструкция районного узла электросвязи Цель проекта - укрепление материально-технической базы и внедрение передовых технологий связи в Чемальском РУЭС. Проектом предусматривается замена изношенного и морально устаревшего оборудования АТС, строительство дополнительных телефонных линий. Общий объем финансирования 4000 тыс. руб. Источник финансирования: Госкапвложения (ОАО "Электросвязь Республики Алтай"). Срок окупаемости проекта - 24 месяца с момента ввода в эксплуатацию. Число новых рабочих мест - 12. Проект N28 Строительство центральной районной больницы Существующая районная больница на 60 мест не обеспечивает потребность населения района в оказании стационарной медицинской помощи. Материально-техническая база медицинских учреждений требует ремонта, в связи с чем снижаются общие показатели пролеченных в стационаре и принятых врачами больных. В рамках проекта предусматривается строительство центрального медицинского корпуса, приобретение и монтаж медицинского инженерного и коммунального оборудования. Объем финансирования на 2000 г. составляет 1500 тыс. руб. Источник финансирования - федеральный бюджет. 10.6. Объекты образования Проект N29 В связи с завершением строительства Чемальской средней школы предусматривается оснащение кабинетов физики, химии, литературы, русского и алтайского языков, истории и географии наглядными пособиями и лабораторным оборудованием. Начатый в 1999г. капитальный ремонт Эликманарской средней школы остается незавершенным по причине отсутствия финансирования. Вновь созданная ДЮСШ до настоящего времени не обеспечена спортивным инвентарем. Существующая при ДЮСШ лыжная база требует капитального ремонта. Дом детского творчества требует приобретения мебели, расходных материалов и инструментов. Объем финансирования: - Эликманарская средняя школа (капремонт) - 229 тыс. руб. - ДЮСШ (капремонт лыжной базы и приобретение спортинвентаря) - 652 тыс. руб. - Дом детского творчества - 104 тыс. руб. Источник финансирования - фонд развития республики. 10.7. Объекты культуры Проект N30 В настоящее время в Чемальском районе нет ни одной музыкальной школы. Для повышения общего уровня образования и развития детей необходимо завершение организации музыкальной школы в с.Чемал. Для полноценной работы детской музыкальной школы необходимо приобретение музыкальных инструментов, специального оборудования и учебно - методической литературы. В связи с активизацией туристской деятельности в районе существует постоянный спрос на сувенирную продукцию. Имеющиеся в районе людские и интеллектуальные ресурсы позволяют организовать производство сувениров для их последующей реализации. Объем финансирования: - музыкальная школа 297650 руб. - школа мастеров народных промыслов 60 тыс. руб. - выпуск библиографического указателя "На земле Чемальской" 10 тыс. руб. Источник финансирования - фонд развития РА, из них на возвратной основе 60 тыс. руб. Проект N31 Укрепление материально-технической базы районной газеты Цель проекта: увеличение тиража газеты до 2000 тыс. экз., обеспечение предприятий и учреждений района бланочной продукцией. Общий объем финансирования 62,1 тыс. руб. Источник финансирования: Фонд развития РА Срок окупаемости проекта - 24 месяца с момента ввода в эксплуатацию. Число новых рабочих мест - 2. Проект N32 Комплектация телестудии "Чемал-TV", развитие телекоммуникационных систем на территории района Цель проекта: в настоящее время все актуальнее становится информационное обеспечение местного населения, кроме того при развивающемся рынке туристских услуг возникает острая необходимость активной рекламы местных производителей товаров и услуг для приезжающих в район на отдых. Телестудия Чемал TV уже оборудована необходимым оборудованием для проведения съемок и вещания. Для комплексной работы необходимо приобретение следующего оборудования: монтажный стол, микшерский пульт, звуковое и осветительное оборудование. Исполнитель - администрация района Общий объем финансирования 200 тыс. руб. Источник финансирования: Фонд развития РА Срок окупаемости проекта - 24 месяца с момента ввода в эксплуатацию. Число новых рабочих мест - 4. Проект N33 Туристический лагерь "Солнечная поляна" Цель проекта: инженерно-архитектурная разработка и последующее серийное изготовление разборных летних домиков для использования их на временных туристических базах и стоянках. Оборудование туристического лагеря "Солнечная поляна" на 50 человек отдыхающих. В том числе 6 летних домиков и 10 2-местных палаток. Исполнитель - ОАО Агротехремонт. Общий объем финансирования 146 тыс. руб. Источник финансирования - Фонд развития РА. Срок окупаемости проекта - 24 месяца с момента ввода в эксплуатацию. Число новых рабочих мест - 3. 11. Ресурсное обеспечение Программы Финансовое обеспечение Программы осуществляется за счет средств федерального бюджета в части, предусмотренной Законом "О бюджете РФ на 2000г.", внебюджетных фондов, бюджета Республики Алтай, фонда развития Республики Алтай (на возвратной основе), кредитов банков, собственных средств предприятий. Источники финансирования мероприятий и проектов Программы T----------------------------------T-------------------T---------------T | Источники | Сумма | % с | | финансирования | в тыс. руб. | общей суммы | +----------------------------------+-------------------+---------------+ | Средства | 1500 | 5,54 | | федерального бюджета | | | +----------------------------------+-------------------+---------------+ | Средства | 450 | 1,66 | | бюджета Республики Алтай | | | +----------------------------------+-------------------+---------------+ | Средства фонда | 15349,1 | 56,7 | | развития Республики Алтай | | | +----------------------------------+-------------------+---------------+ | Собственные | 4770 | 17,62 | | средства предприятий | | | +----------------------------------+-------------------+---------------+ | Кредиты банков | 5000 | 18,47 | +----------------------------------+-------------------+---------------+ | Итого: | 27069,1 | 100 | L----------------------------------+-------------------+---------------+ 12. Механизм реализации Программы Затянувшийся кризис в Российской Федерации обусловил аналогичные процессы в экономике Республики Алтай, что послужило причиной резкого спада в народно-хозяйственном комплексе Чемальского района. В настоящее время основная масса предприятий и сельхозпроизводителей использует в производственных процессах изношенное и морально устаревшее оборудование. Крестьянские и фермерские хозяйства, а также частные предприниматели имеют в собственности личные подворья, паевые земли, скот, что при незначительных инвестициях позволит от приусадебного хозяйства перейти к промышленному производству, однако объемы испрашиваемых инвестиций не всегда обеспечиваются имущественным залогом, возникают вопросы его ликвидности. Инфраструктура туризма в настоящее время не развита и вновь созданные предприятия не обеспечены в должной мере основными фондами. Следовательно, возникает вопрос залогообеспечения перед многими участниками реализации Программы. Учитывая сложившуюся ситуацию, администрация Чемальского района считает целесообразным выделение инвестиционных ресурсов именно администрации под бюджетные гарантии. Администрация района предусматривает передачу ресурсов авторам проектов на лизинговой основе. Такой подход к использованию инвестиций имеет следующие положительные аспекты: 1. Централизация ресурсов позволит приобрести до 30% оборудования, предусмотренного проектами на условиях лизинга, либо с рассрочкой (отсрочкой) платежей, либо на условиях товарного обмена. Это в свою очередь дает возможность направлять временно неиспользуемые ресурсы на другие направления развития экономики. 2. Ответственность за возврат инвестиционных средств и процентов по ним возлагается на администрацию района, а не на десятки авторов проекта. 3. Администрация имеет возможность исполнения залоговых обязательств - это как оборудование, приобретенное на условиях лизинга, так и бюджет района. 4. Централизованные закупки семян, кормов, скота, ГСМ и стройматериалов позволят сэкономить до 20% от сумм, предусмотренных проектами. 5. Значительная активизация лесоперерабатывающего комплекса района и Республики Алтай, так как до 50% номенклатурных строительных материалов, предполагаемых к использованию авторами проектов, являются продукцией лесоперерабатывающей промышленности. 6. Возможность непосредственного контроля за целевым использованием ресурсов. 7. Достигнутая договоренность с коммерческими банками о выделении администрации района кредитных ресурсов в объеме 5 млн. руб. при централизации инвестиционных ресурсов и жестком контролем за их использованием. 8. Возможность привлечения на долевых условиях сторонних инвесторов. 13. Контроль за ходом выполнения Программы и ее управлением Контроль за выполнением Программы возлагается на ее Заказчика - администрацию Чемальского района, которая взаимодействует с Министерством экономики Республики Алтай, Министерством финансов Республики Алтай, Министерством сельского хозяйства и продовольствия РА и другими республиканскими исполнительными органами и информирует Правительство Республики Алтай ежегодно о результатах реализации Программы. Министерство экономики Республики Алтай координирует деятельность всех заинтересованных исполнителей, финансирование мероприятий Программы, привлечение внебюджетных средств. Изменения в Программу согласно выработанным предложениям вносит Заказчик, Министерство экономики РА, Министерство финансов РА, Министерство сельского хозяйства и продовольствия РА. Данные корректировки отражаются в бюджетной заявке по финансированию Программы из республиканского бюджета на очередной год. 14. Оценка эффективности социально-экономических последствий от реализации Программы Реализация программных мероприятий позволит: - восстановить и создать необходимую базу для дальнейшего развития сельскохозяйственного производства, объектов переработки сельхозпродукции, предприятий промышленности; - развить инфраструктуру туризма, обеспечить перспективу развития этой отрасли экономики района, а как следствие - приближения объектов туристской сферы к международным стандартам; - активное проведение природоохранных мероприятий, обеспечение экологической безопасности природного комплекса района, сохранение памятников природы, истории и культуры; - широкое изучение, пропаганда, сохранение и дальнейшее развитие культурно-исторического наследия народов, проживающих на территории района; - повышение общеобразовательного, интеллектуального уровня местного населения, повышение его активной жизненной позиции, гордости за свою Родину - Чемальский район, Республику Алтай; - создание кадрового потенциала, закрепление молодежи на селе; - значительные улучшения в социальной сфере; - создание новых рабочих мест и обеспечение тенденции развития этого процесса; - рост доходной части бюджета всех уровней, выход на пятидесятипроцентное бюджетное самообеспечение района к 2005 году. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|