Расширенный поиск
Постановление Правительства Республики Алтай от 22.02.2003 № 42ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 22 февраля 2003 г. N 42 г.Горно-Алтайск О социально - экономическом положении Республики Алтай в 2002 году и задачах на 2003 год Заслушав и обсудив доклад Министра экономического развития торговли и предпринимательства Республики Алтай Чекурашева Г.Б. о социально-экономическом положении Республики Алтай в 2002 году и задачах на 2003 год, Правительство Республики Алтай постановляет: 1. Доклад о социально-экономическом положении Республики Алтай в 2002 году и задачах на 2003 год принять к сведению. 2. Министерству экономического развития, торговли и предпринимательства Республики Алтай (Г.Б.Чекурашев) совместно с министерствами и ведомствами, администрациями муниципальных образований Республики Алтай разработать План мероприятий по решению основных социально-экономических проблем Республики Алтай в 2003 году и представить на утверждение очередного заседания Правительства Республики Алтай. 3. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Первого заместителя Председателя Правительства Республики Алтай Н.М.Тайтакова. Глава Республики Алтай, Председатель Правительства Республики Алтай М.И.Лапшин ДОКЛАД о социально-экономическом положении Республики Алтай в 2002 году и задачах на 2003 год 2002 год стал годом значительных перемен в политической, общественной и культурной жизни Республики Алтай. В политическом плане год отмечен формированием Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай, выборами представителей республики в Государственную Думу Российской Федерации, созданием муниципальных образований. Прошедший год стал отправной точкой работы нового состава Правительства Республики Алтай. Определены приоритеты развития региона и те механизмы, которые будут использоваться для реализации отмеченных направлений. В их числе выделяются следующие: - стимулирование и содействие развитию сельскохозяйственного и промышленного производства, строительства; - содействие расширению рынка сбыта продукции республиканских предприятий; - сохранение и развитие природных и энергетических ресурсов; - создание благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата; - развитие региональной инфраструктуры (транспортной, туристической, социальной и т.д.); - увеличение собственных доходов бюджета, совершенствование финансовых отношений с федеральным центром; - повышение качества жизни населения. В качестве механизмов реализации станут конкретные проекты и программы, намечаемые мероприятия по линии республиканских министерств и ведомств. Важнейшими направлениями в 2002 году в управлении социально- экономическими процессами в республике были определены: - социальная защита населения; - поддержка реального сектора экономики; - совершенствование бюджетной и финансовой политики; - оптимизация управления. Главной целью социально-экономической политики Правительства остается улучшение жизни населения республики на основе экономического роста. В области экономики необходимо способствовать формированию благоприятного инвестиционного климата, повышению эффективности производства сельскохозяйственной продукции и улучшению социального положения сельских жителей, активному развитию малого предпринимательства и укреплению финансовой и налоговой политики, обеспечить рост объемов производства за счет увеличения выпуска конкурентоспособной продукции. В бюджетной политике Правительством уделялось серьезное внимание подготовке основного финансового документа региона - бюджета республики. Проведена значительная и конструктивная работа по реализации мер, направленных на повышение эффективности функционирования бюджетной системы, достижение сбалансированности бюджетов всех уровней, и в целом использования бюджета в качестве активного инструмента государственной экономической политики. Как положительный момент следует отметить работу по бюджетному планированию на среднесрочную перспективу. Разработан и утвержден перспективный финансовый план на три года, который должен стать основой для формирования ежегодных бюджетных проектировок. Правительство в дальнейшем намерено реализовать меры, направленные на увеличение собственных доходов бюджета республики, совершенствование бюджетной политики в области расходов. Доходная часть бюджета Республики Алтай в 2002 году составила 3685,6 млн. руб. (рост по сравнению с 2001 г. - в 1,5 раза). По сравнению с 2001 г. рост суммы собственных доходов достиг 40%. Структурный анализ доходов показал, что бюджет республики на 62% формировался за счет безвозмездных перечислений из федерального бюджета - трансфертов, субвенций, собственные доходы заняли 38%, из которых основную часть составляют налоговые доходы (94%). Расходы консолидированного бюджета республики за 2002 год сложились в объеме 3613,5 млн. рублей, утвержденный годовой план исполнен на 96%, в 2001 году исполнение плана по расходам составило 80%. Абсолютные суммы финансирования расходов по сравнению с 2001 годом возросли в среднем в 1,5 раза. Более высокий уровень исполнения консолидированного бюджета в 2002 году сложился в силу ряда факторов: увеличена сумма финансовой помощи из федерального бюджета в 1,55 раза, рост суммы собственных доходов составил 1,4 раза. В целом консолидированный бюджет Республики Алтай в 2002 году исполнен с профицитом 72,2 млн. руб. Положительным фактом, создающим условия для увеличения инвестиций и налогооблагаемой базы является финансирование программ общереспубликанской значимости из средств целевого бюджетного фонда "Республиканский фонд развития Республики Алтай" по следующим направлениям: лизинг сельскохозяйственной техники, племенного скота, льготное кредитование работников бюджетной сферы на приобретение и строительство жилья, финансирование подпрограммы "Красивый сельский дом", республиканской Комплексной программы развития и поддержки малого предпринимательства, инвестиционных проектов, субсидии на возмещение процентных ставок по кредитам, полученным предприятиями. Основной целью бюджетной политики на перспективу остается максимальное обеспечение выполнения обязательств бюджета по отношению к населению, повышение доли собственных доходов, поддержка местных бюджетов и достижение финансовой стабильности. Развитие агропромышленного комплекса для республики является вопросом не только экономическим, но и социальным, так как большинство населения (74,2%) проживает в сельской местности. Усилия Правительства были направлены на обеспечение финансового оздоровления хозяйств агропромышленного комплекса; упорядочение предоставления дотаций и субсидий на региональном уровне сельхозпредприятиям, крестьянским (фермерским) и личным подсобным хозяйствам; создание благоприятных условий для приобретения племенного скота, сельскохозяйственной техники на основе расширения лизинга; подготовку правовой базы и экономических условий для концентрации земли и капитала в руках эффективных сельскохозяйственных товаропро- изводителей. За 2002 год по предварительным данным хозяйствами всех категорий республики произведено сельскохозяйственной продукции на 2205,2 млн. руб., что в сопоставимых ценах к соответствующему периоду предыдущего года составило 105,8%. В целях сохранения и повышения плодородия почв, устойчивого ведения земледелия и интенсивности сельскохозяйственного производства, разработана программа "Повышения плодородия в Республике Алтай", которая рассчитана до 2005 года. В программе предусмотрен комплекс мер по улучшению плодородия земель республики. Результатом ее реализации в прошедшем году стал тот факт, что урожайность сена многолетних трав, зеленой массы на сенаж и монокорм достигла показателей 2001 года и превысила уровень 1990 г., когда агротехника еще была на соответствующем уровне. В хозяйствах всех категорий в 2002 году валовой сбор зерна составил 21,4 тыс. тонн, что на 1,4 тыс. тонн больше, чем в 2001 году. За последние 5 лет это наивысший показатель. Рост валового сбора зерна обусловлен расширением посевных и уборочных площадей зерновых культур, повышением их урожайности. Несмотря на значительный рост, достигнутый уровень зернопроизводства нельзя считать устойчивым. Износ материально- технической базы, незначительные объемы внесения минеральных удобрений, недостаток средств защиты растений от болезней и вредителей сдерживают стабилизацию и дальнейшее наращивание производства зерна. В связи с этим принята Региональная программа производства зерна и его переработки на 2003-2008 гг. В рамках реализации республиканской программы "Хмель" в 2002 году собрано 101,3 ц хмеля, что больше на 10,3 ц, чем в 2001 году. Уделялось особое внимание вопросам мелиорации, кормопроизводства и семеноводства, по решению которых были определены конкретные действия и механизмы. За последние десять лет обновление машинно-тракторного парка сеноуборочной, кормозаготовительной и почвообрабатывающей техники составляло всего 0,9%. Поэтому сезонные нагрузки превысили нормативные показатели более чем в 2-4 раза. В целях обновления сельскохозяйственной техники в 2002 году Правительство предприняло ряд существенных мер по оснащению техникой сельхозтоваропроизводителей. Была разработана трехлетняя программа приобретения техники на условиях лизинга. На эти цели из бюджета республики и Республиканского фонда развития было выделено 36 млн. руб. Главной отраслью сельского хозяйства республики является животноводство. На его долю до последнего времени приходилось 98% совокупной товарной продукции. В связи с улучшением финансовой поддержки сельхозтоваропроизводителей республики наметились положительные тенденции в воспроизводстве стада, производстве и реализации продукции. Поголовье овец и коз в хозяйствах всех категорий на начало 2003 года увеличилось на 13,1%, свиней - на 0,6%, вместе с тем произошло незначительное снижение поголовья КРС на 0,3%. Увеличилась продуктивность коров молочного стада в сельскохозяйственных организациях. Намечены основные пути развития одной из важнейших для республики отраслей - пантового оленеводства. В республике насчитывается 137 хозяйств различных форм собственности, занимающихся разведением пантовых оленей и маралов с общим поголовьем 43,4 тыс. голов. В 2002 году срезано сырых пантов маралов 69,3 т. Республика остается основным производителем этой уникальной продукции в Российской Федерации. Разработаны Концепция развития животноводства и Основные направления селекционно-племенной работы в животноводстве Республики Алтай на период 2002-2010 г.г. Правительством Республики Алтай утвержден порядок выплаты субсидий на поддержку племенного дела и компенсаций за приобретенных животных сельхозтоваропроизводителям Республики Алтай, которым увеличены ставки на содержание племенного маточного поголовья и компенсации за приобретенных племенных животных. Также разработан порядок закупа сельскохозяйственной продукции и размеры дотаций за увеличение поголовья скота и реализованной продукции. В отчетном году выплачено всего дотаций на молоко, кумыс, мясо, шерсть, пух, муку 51 млн.руб. В результате проводимых мероприятий и поддержки товаропроизводителей производство молока в республике к уровню 2001 г. возросло в хозяйствах всех форм собственности на 3,6%, мяса в убойном весе всех видов - на 3,7%. Увеличилась реализация основных видов сельскохозяйственной продукции всеми сельхозтоваропроизводителями: скота и птицы (в живой массе), молока и молочных продуктов, зерновых культур. В 2002 году объемы финансовой поддержки государства сельскохозяйственных товаропроизводителей из всех уровней бюджета возросли по сравнению с 2001 годом в 3,2 раза. Всего из бюджета республики получено субсидий в объеме 83,4 млн. рублей, кроме того средств на возвратной основе - 46,4 млн.руб., из федерального бюджета направлено субсидий в размере 38,2 млн.рублей. Большая часть субсидий на поддержку отрасли животноводства (72,5%) была выплачена из бюджета Республики Алтай. В итоге, если в 2001 году на 1 рубль товарной продукции сельскохозяйственных предприятий приходилась 1 копейка субсидий и компенсаций из всех уровней бюджета, то в 2002 году - 34 копейки. В 2003 году финансовая поддержка из федерального бюджета предусматривается в объеме около 32 млн. руб., финансирование АПК республики из республиканского бюджета составит 242,2 млн. руб. Несмотря на увеличение объемов финансирования агропромышленного комплекса, среднемесячная заработная плата работника сельского хозяйства остается самой низкой среди всех отраслей экономики, финансовое положение предприятий также требует поддержки. Проводилась определенная работа по реструктуризации задолженности сельскохозяйственных организаций и других предприятий агропромышленного комплекса по федеральным налогам и сборам, а также по страховым взносам в бюджеты государственных внебюджетных фондов. 2002 год послужил началом преобразований в сельском хозяйстве. Для его стабилизации и наращивания производства предстоит вполне реальная и выполнимая работа. Поставленные цели перспективны и будут реализоваться комплексно и поэтапно. В промышленности по предварительной оценке за январь-декабрь 2002 года объем произведенной промышленной продукции составил 516,6 млн. руб. (110,2% к 2001 году), индекс физического объема производства - 96,9%. Основная доля в производстве промышленной продукции приходится на предприятия промышленности строительных материалов (29%), цветной металлургии (27,5%) и пищевой промышленности (24%). За отчетный период предприятиями цветной металлургии произведено продукции на 141,9 млн. руб., индекс физического объема производства составил 99,0%. Данное снижение явилось следствием того, что в течение 2002 года в связи с организационно-финансовыми проблемами не производило продукцию ГУП "Акташское горно-металлургическое предприятие" (в 2001 году было произведено 1,8 тонн ртути). Основная доля продукции в отрасли (более 90%) производится ФГУП Рудник "Веселый". По сравнению с уровнем 2001 года предприятие увеличило объемы добычи золота на 1,2%, серебра - на 22,5%. В производстве строительных материалов, машиностроении и металлообрабатывающей промышленности наблюдается рост индекса физического объема к аналогичному периоду предыдущего года. Данный рост обеспечили малые предприятия, предоставляющие услуги по ремонту машин и оборудования, увеличение объемов строительных работ. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 11,8% снизились объемы заготовки древесины, вследствие чего сократилось производство пиломатериалов. Данное снижение в первую очередь обусловлено увеличением себестоимости продукции, связанной с ростом цен на ГСМ, электроэнергию. Также негативное влияние на состояние отрасли оказывают такие факторы, как значительный износ материально-технической базы предприятий, нехватка оборотных средств, отсутствие лесовозных дорог. В 2002 году возобновило деятельность по переработке древесины ОАО "Элга". В дальнейшем предприятие предполагает увеличить ассортимент и улучшить качество выпускаемой продукции путем расширения существующих производственных мощностей. Для улучшения ситуации в отрасли в 2003 году предполагается выделение финансовых средств из целевого бюджетного фонда "Республиканский фонд развития Республики Алтай" на обновление парка лесозаготовительной и лесоперерабатывающей техники. По-прежнему продолжается снижение объемов производства в легкой промышленности. В целом индекс физического объема по отрасли составил 47,8%. Данный спад объясняется исчерпанием благоприятного действия факторов экономического роста, имевшего место в 1999 - начале 2000 годах по всей России, обусловившего повышение спроса на продукцию отечественных товаропроизводителей. Кроме того, оборудование, имеющееся на предприятиях легкой промышленности, устарело ввиду морального и материального износа и не позволяет выпускать конкурентоспособную продукцию, соответствующую требованиям рынка. Необходимо обновление существующего технологического парка. Индекс физического объема в пищевой промышленности за истекший период составил 94,3%. На ситуацию в отрасли повлияло снижение объемов производства предприятиями-производителями алкогольной продукции. Зависимость от поставщиков сырья (пищевого спирта), недостаток оборотных средств явились результатом того, что в течение года практически все предприятия данной отрасли имели простои в производстве. Увеличили объемы производства предприятия маслосыродельной и молочной промышленности - больше уровня предыдущего года произведено сыра, цельномолочной продукции; объемы производства мяса и субпродуктов 1 категории, хлеба и хлебобулочных изделий. Для улучшения ситуации в промышленности необходимо решение следующих задач: - поиск эффективного собственника и стабилизация финансового положения предприятий республики; - улучшение инвестиционного климата с целью привлечения инвестиций в промышленность республики; - техническое перевооружение предприятий, позволяющее обеспечить выпуск широкого ассортимента высококачественной продукции; - расширение использования производственного потенциала предприятий путем задействования неиспользуемых мощностей и др. Решение этих и других задач позволит в ближайшее время за счет собственного производства обеспечить внутренние потребности в продовольствии, повысить конкурентоспособность продукции местных товаропроизводителей. В инвестиционной сфере объем инвестиций за счет всех источников финансирования, направленный на развитие экономики и социальной сферы к уровню 2001 года составил 106,4%. На строительство объектов социальной сферы предусмотрены бюджетные средства в объеме 198,6 млн. рублей, в том числе из федерального бюджета под адресную инвестиционную программу - 64,1 млн. руб., бюджета Республики Алтай - 102,6 млн. руб. В результате постоянной работы по реализации федеральной адресной инвестиционной программы увеличены объемы инвестиций на реализацию федеральных целевых программ по линии Минобразования и Минкультуры. В течение года увеличен лимит госинвестиций из республиканского бюджета на строительство объектов социальной сферы на 30,9 млн. руб. Все это позволило в полном объеме закрыть кредиторскую задолженность прошлых лет, ввести в эксплуатацию малую ГЭС на р.Кайру в с.Балыкча, вставку в 78 квартирном жилом доме в с.Майма, третью блок-секцию 150 квартирного жилого дома, республиканскую Доску почета, первую очередь медицинского училища в г.Горно-Алтайске, школы в с.Верх-Черга на 32 уч. места, с.Кайтанак на 140 уч. мест и с. Веселая Сейка на 440 уч. мест; реконструировать 1 очередь котельной N3 и канализационно- сливную станцию в г.Горно-Алтайске. Активизированы строительно-монтажные работы на таких жизненно важных объектах, как спальный корпус школы-интерната, пристройка к школе N13, Катунский водозабор, республиканские библиотека и драмтеатр, 58 кв. жилой дом госуниверситета; реконструкция котельной N6 в г.Горно-Алтайске, школа в с.Нижняя Талда, ЛЭП Сейка - Каракокша - Уймень. Возобновлены работы по строительству Центра реабилитации детей- инвалидов в г.Горно-Алтайске, школы в селах Шыргайта и Коргон. Завершены работы по проектированию ПСД детского дома в с.Чепош. В бюджете Республики Алтай на 2003 год на развитие социальной сферы предусмотрено на безвозвратной основе 284,3 млн. рублей, что к уровню 2002 года составляет 196%. Кроме того, на приобретение и строительство жилья на возвратной основе предусмотрено 70 млн. руб. По предварительным данным на развитие социальной сферы республики из федерального бюджета запланировано инвестиций 100,7 млн. руб. против 64 млн. руб. в 2002г. В 2003 году намечено за счет всех источников финансирования ввести в эксплуатацию, начать и продолжить строительство, запроектировать 150 объектов социальной сферы. Для подготовки обоснованных предложений к проекту бюджета разработано и утверждено Положение о формировании перечня строек и объектов для республиканских государственных нужд и их финансирование за счет средств республиканского бюджета, что позволит сократить количество переходящих объектов и увеличить количество вводных объектов. Для республики основной резерв увеличения ассигнований на развитие материально-технической базы учреждений социальной сферы и производственной инфраструктуры является поддержка федерального бюджета через федеральные целевые программы. В результате проводимой работы из 47 ФЦП, на которые предусмотрено финансирование из федерального бюджета в 2002 году, Республика Алтай участвует в 22 ФЦП, на реализацию которых выделено из федерального бюджета 527 млн. рублей, что к уровню 2001 г. составляет 160 %. Несмотря на то, что еще не все государственные заказчики федеральных целевых программ довели лимиты госинвестиций на 2003 год республиканским министерствам и ведомствам, не завершены конкурсы по статье "Прочие затраты", предварительный объем средств на их реализацию составляет 490 млн.руб., в том числе из федерального бюджета - 384 млн.руб. Удельный вес федеральных средств к общему объему ассигнований составляет 79 %. Организация работы с республиканскими целевыми программами проводилась в увязке с федеральными целевыми программами и в целях оптимального финансирования в соответствии с потребностями бюджета и обозначенными программными мероприятиями. Ряд проектов не содержит ожидаемой социально-экономической эффективности при решении проблемы, не обеспечены необходимыми ресурсами и не увязаны со смежными программами. Поэтому осуществляется работа по совершенствованию процедуры рассмотрения и отбора программ для их государственной поддержки. В результате в 2002 году разработано и принято республиканских программ в два раза больше, чем в 2001 году. По предварительной оценке по итогам 2002 года 47 программ профинансированы на сумму 16,4 млн. руб., что больше уровня 2001 года более чем в 3 раза. Задачи в сфере инвестиций в основной капитал и федеральных целевых программ - увеличение бюджетных инвестиций и их целевое использование на строительстве объектов социальной сферы с целью своевременного ввода объектов в эксплуатацию. Для этого необходимо обеспечить контроль за своевременным финансированием вводных объектов; за ходом реализации федеральной и региональной адресных инвестиционных программ и реализации федеральных целевых программ в Республике Алтай. В связи с прекращением действия законов, регулирующих функционирование Эколого-экономического региона "Алтай", приоритетными задачами определены дальнейшее совершенствование инвестиционной привлекательности Республики Алтай, создание условий для привлечения прямых инвестиций в реальный сектор экономики и сохранение объемов доходной части бюджета Республики Алтай в 2003 году. Подготовлен ряд документов, которыми определены организационные меры по реализации республиканского закона об инвестиционной деятельности, Инвестиционной программы в социальной сфере, развитию ипотечного жилищного кредитования в республике. В целях совершенствования инвестиционной привлекательности Республики Алтай ведется мониторинг законодательства РФ, на его основе определены перспективные направления, такие как создание в регионе свободной таможенной зоны и системы привлечения прямых инвесторов. Результатом целенаправленной работы Правительства по улучшению инвестиционного климата в республике согласно данным рейтингового агентства стало снижение инвестиционных рисков в 2002 году по сравнению с предыдущим годом (на 5 пунктов). Транспорт, дорожное хозяйство. За 2002 год крупными и средними предприятиями всех отраслей экономики было перевезено 6247,4 тыс. тонн грузов, что составляет 109,9 % к 2001 г. За счет средств республиканского и местного бюджетов ГУП "Горно-Алтайское ПАТП" было выплачено дотаций на общую сумму 17,3 млн. руб. (в 2001 г. - 15,3 млн. руб.). Для сохранения пассажирского сообщения на территории республики, сохранения предприятия, существование которого позволяет сдерживать рост цен на услуги по перевозке пассажиров, а также обеспечения безопасности перевозки пассажиров на территории республики и за ее пределами в отчетном году утверждена региональная программа "Обновление подвижного состава пассажирского автомобильного транспорта Республики Алтай на 2003-2005 годы". Основное ее направление - приобретение транспорта для работы на горных маршрутах. Политика дорожного строительства в республике осуществляется в соответствии с Программой развития автомобильных дорог Республики Алтай на период до 2010 года "Дороги Горного Алтая XXI века". Главной целью является создание необходимой сети дорог, эффективно содействующей развитию экономики, совершенствование дорожной инфраструктуры. В 2002 году на реконструкцию и строительство территориальных дорог и сооружений получено и освоено средств федерального бюджета в объеме 152,7 млн. руб., за счет средств Территориального дорожного фонда - 96,3 млн. руб. Произведены строительство а/д "Горно-Алтайск - Таштагол - Абакан с подъездом к Телецкому озеру в границах РА"; строительство мостовых переходов через реку Бия в с.Иогач на а/д "Бийск - Турачак - Артыбаш", реку Лебедь на а/д "Турачак - Каяшкан - гр.Кемеровской области", р.Элекмонар в с.Элекмонар на а/д "Усть-Сема - Чемал - Куюс". Активизировалась работа по строительству автомобильной дороги "Талда - Карагай - граница с Казахстаном", которая обеспечит прямую связь Республики Алтай с Республикой Казахстан, а также со странами Средней Азии. На участок протяженностью 66 км полностью разработана проектно- сметная документация. При обеспечении финансирования объект может быть включен в программу работ 2004 года. В дорожно-транспортном комплексе продолжится работа по развитию автодорожной сети, удовлетворению потребностей населения и экономики республики в перевозках, стабилизации работы пассажирского транспорта, обновлению подвижного состава. Государственная политика в отношении энергетического комплекса ориентирована на реализацию мероприятий по реконструкции и развитию электрических сетей в республике. В 2002 году на проектирование и строительство линий электропередач использовано средств республиканского бюджета в объеме 18,2 млн. руб. Для республики как вариант развития энергетической инфраструктуры параллельно с эксплуатацией, реконструкцией и развитием электрических сетей актуальным является исследование технической возможности и экономической эффективности использования энергии малых рек. В условиях крайне низкой плотности населения, проживающего в удаленных и труднодоступных селах с автономным энергоснабжением, приемлемым и экономически оправданным является использование установок малой гидроэнергетики. В соответствии с ФЦП "Энергоэффективная экономика на 2001-2005 годы и на перспективу до 2010 года" Межотраслевым научно- техническим объединением "ИНСЭТ" разработана и Правительством утверждена Концепция развития и схемы размещения объектов малой энергетики для электроснабжения населенных пунктов с децентрализованным электроснабжением. Правительством РА принято решение о начале строительства малой ГЭС "Чибит" на р.Чуя, осуществление этого проекта позволит обеспечить 30% потребности Республики Алтай в электроэнергии, в перспективе создать собственную региональную энергетическую базу и осуществить строительство дороги и линии электропередач для создания совместного монголо-российского предприятия для разработки месторождения "Асгат". В предстоящем периоде предстоит поэтапная работа по реализации государственной политики, которая носит стратегический характер. Основными направлениями работы жилищно-коммунального хозяйства в 2002 году являлись разработка технических мероприятий по восстановлению основных фондов, реализация новых инженерно- технических решений, проведение единой технической политики по организации эксплуатации объектов тепло-, электро-, водоснабжения, водоотведения и переработке твердых бытовых отходов. Осуществлялись мероприятия по сокращению потерь тепловой энергии и снижению себестоимости тепла, по подготовке к работе в отопительный период. Общий объем услуг, оказанных организациями ЖКХ, в 2002 году в стоимостном выражении составил 250 млн. руб., что на 38% больше, чем в 2001 году. На возмещение разницы в тарифах за оказанные жилищно- коммунальные услуги и покрытие убытков было выделено 166,7 млн. рублей. Несмотря на реализацию основных направлений реформы, положение в отрасли продолжает оставаться сложным. Выполнение установленного уровня платежей населения сдерживается из-за постоянного роста затрат, обусловленного удорожанием топливно-энергетических ресурсов. Сложившаяся практика недофинансирования жилищно-коммунального хозяйства привела к значительному износу его объектов. Согласно Программы государственной поддержки предприятий ЖКХ бюджетом Республики Алтай в 2002 году было выделено более 8,7 млн. руб. на приобретение спецтехники. Решен вопрос о финансировании замены газовых плит на электроплиты в жилых домах г. Горно-Алтайска на сумму 1,2 млн. руб. В 2003 году будут продолжены мероприятия по реформированию и модернизации жилищно-коммунального комплекса республики, по повышению эффективности, устойчивости и надежности функционирования систем жизнеобеспечения населения, по улучшению качества жилищно- коммунальных услуг. Сохраняется стабильность на потребительском рынке республики и насыщенность торговой сети основными продуктами питания и непродовольственными товарами. За прошедший период предприятиями торговли, вещевыми, смешанными и продовольственными рынками реализовано товаров на 2172,5 млн. руб. Темп роста в сопоставимых ценах к 2001 году составил 114 %. В течение года наблюдался устойчивый рост физической массы оборота розничной торговли по сравнению с прошлым годом, увеличилась доля продажи непродовольственных товаров в обороте розничной торговли до 46% (44,8% в 2001 г.), которая является одним из показателей уровня жизни населения. Улучшение динамики реальных денежных доходов населения за последние годы обусловило рост оборота розничной торговли на душу населения, который составил в 2002 году 10,6 тыс. рублей против 8,7 тыс. рублей в 2001 году. Рынок платных услуг является существенной частью потребительского рынка в целом и его развитие достаточно динамично. В 2002 году объем платных услуг во всех секторах реализации составил 377,9 млн. руб, что в действующих ценах на 38% больше, чем в предыдущем году. Необходимо отметить, что в течение нескольких лет наблюдалась тенденция снижения доли услуг бытового характера в общем объеме услуг, однако в последние два года отмечается рост массы оказываемых услуг бытового характера (2001 - 8,1 %, 2002 - 9,6 %). Существенную долю в объеме платных услуг занимают услуги пассажирского транспорта. Правительством осуществлялось государственное регулирование цен в областях, предусмотренных законодательством, что позволило сдерживать темпы роста цен и тарифов, способствуя поддержанию платежеспособности населения. Однако неизбежный рост цен и тарифов, главным образом в результате увеличения затрат на топливо и энергоносители, в условиях рыночной экономики, должен быть обеспечен увеличением реальных доходов населения. 2002 год в целом характеризуется стабильной динамикой цен на республиканском потребительском рынке. Особенно положительной тенденцией является неизменность цен на хлеб, что в ситуации получения в 2002 году большого урожая зерновых и некоторого снижения цен на муку, позволило производителям получить дополнительные финансовые средства, создав необходимый зерновой фонд. Малое предпринимательство. С учетом реализации республиканской политики в данной сфере была проведена работа в области нормативно- правового регулирования предпринимательской деятельности, финансового обеспечения экономически и социально значимых программ и проектов малого и среднего бизнеса, развития инфраструктуры по поддержке малого предпринимательства, предоставления налоговых льгот и т.д. В рамках совершенствования налогового законодательства по малому предпринимательству внесенные изменения и дополнения позволили в 2002 году: * снизить налоговое бремя субъектов малого предпринимательства, следствием чего наблюдается рост числа индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность без образования юридического лица на территории Республики Алтай; * учесть инфляционные процессы в экономике республики; * подойти к системе налогообложения дифференцировано в зависимости от вида предпринимательской деятельности в части уплаты единого налога на вмененный доход. В целях содействия государственной политике в области поддержки развития малого предпринимательства создана Межведомственная комиссия по преодолению административных барьеров в предпринимательстве Республики Алтай, призванная содействовать устранению необоснованных административных барьеров, в том числе путем устранения дублирования контрольных функций различных органов исполнительной власти в отношении субъектов предпринимательской деятельности, вносить предложения по изменению и дополнению нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность субъектов предпринимательства, и их взаимодействию с органами государственной власти и иными структурами. В области финансового обеспечения республиканских программ и проектов поддержки малого предпринимательства за счет средств республиканского бюджета разработаны и реализуются различные механизмы кредитования - возмещение процентных ставок по полученным кредитам, лизинг и др. В предстоящем году Фондом развития и поддержки малого предпринимательства в РА предусматривается предоставление микрозаймов и поручительств предпринимателям. В 2002 году Комплексная программа развития и поддержки малого предпринимательства в Республике Алтай профинансирована в сумме 1,0 млн. рублей за счет средств целевого бюджетного фонда "Республиканский фонд развития Республики Алтай". В 2003 году финансирование составит 5,9 млн. рублей. Основные направления работы и задачи в сфере развития и поддержки малого бизнеса на 2003 год: 1. Разработка среднесрочной комплексной программы развития и поддержки малого предпринимательства в Республике Алтай. 2. Создание бизнес инкубатора, в рамках которого предусмотреть оказание помощи в организации собственного дела, юридической помощи начинающим предпринимателям, консультаций по налоговому законодательству. 3. Совершенствование механизма финансирования инвестиционных проектов. Туризм - это одна из немногих сфер хозяйствования, которая должна стать одной из ведущих отраслей экономики республики. С этой целью начата работа по созданию нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы организации туристской деятельности и проведения единой туристской политики в республике. Разработана Перспективная схема развития объектов туризма в Республике Алтай до 2020 г. Принята региональная целевая программа "Развитие туризма в Республике Алтай в 2002-2006 г.г.", которая определяет комплекс мероприятий, направленных на ускоренное развитие туристской отрасли и создание инфрастуктуры туристского досуга, соответствующей лучшим мировым образцам, вместе с тем сохраняющей уникальность природного и историко-культурного потенциала Алтая. Для координации деятельности органов управления, контролирующих отдельные вопросы деятельности туристских предприятий, устранения ведомственной разобщенности создан Межведомственный совет по туризму при Правительстве Республики Алтай, где рассматриваются вопросы о порядке предоставления земельных участков под строительство туристских объектов, правилах лесопользования, создании Центрального туристско- информационного агентства и ряд других вопросов. Согласно данным Министерства туризма Республики Алтай по итогам работы предприятий отрасли за 9 месяцев 2002 года сумма налоговых поступлений во все бюджетные уровни составила 6,1 млн.руб. ( за 2001 год - 1,9 млн. руб.). В 2003 году планируется разработка нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы эксплуатации водных и конных маршрутов на территории республики, инвестиционных проектов с целью привлечения инвесторов на российском рынке, осуществление мероприятий по поддержке малого бизнеса в сфере туризма, особенно в сельской местности, организация строительных работ горнолыжной канатной дороги на г.Синюха, завершение строительства туркомплекса "Алтынай". В управлении государственной собственностью главными задачами являются повышение эффективности деятельности государственных предприятий и учреждений, эффективность использования закрепленного за ними имущества, оптимизация количества унитарных предприятий и учреждений. В течение 2002 г. от управления государственным имуществом Республики Алтай в республиканский бюджет было перечислено 7,5 млн. руб. С каждым годом в оборот включается все больше и больше ранее неиспользуемого или используемого нерационально имущества, вовлекается все больше невостребованных в свое время производственных и нежилых площадей. Республика сегодня является собственником акций и долей в уставных капиталах 17 хозяйственных обществ, 6 из них - мараловодческие хозяйства, в которых размер доли колеблется от 18,5 % до 25 %. Однако, участвуя в хозяйственных обществах, занимающихся высокорентабельным производством, республика не получает причитающихся ей по праву доходов от находящихся в собственности акций (долей) в уставных капиталах данных хозяйств. Решающая роль в этом вопросе возложена на представителей государства в органах управления данных предприятий, которыми являются государственные служащие министерств и ведомств, осуществляющих координацию тех или иных отраслей народного хозяйства. Совершенствование правовой базы, регулирующей отношения в области управления акциями, контроль эффективности управления акциями (долями), сокращение числа мелких неликвидных пакетов - это пути повышения эффективного управления государственной собственностью. Особое внимание органов власти уделяется пересмотру приоритетов в области приватизации. Главной целью этой политики должно стать кардинальное повышение эффективности функционирования народного хозяйства республики. Приватизация должна рассматриваться как структурный элемент единой государственной политики по управлению государственным имуществом, направленный на получение отдачи от приватизации в форме расширения налогооблагаемой базы, создания дополнительных рабочих мест, наполнения рынка товарами и услугами республиканских товаропроизводителей и т.д. Не в полной мере используется потенциал государственных унитарных предприятий Республики Алтай сельскохозяйственного назначения. В настоящее время назрела необходимость госзаказов государственным унитарным предприятиям Республики Алтай на поставку сельскохозяйственной продукции общеобразовательным, медицинским учреждениям и "северным" районам. Важным аспектом управления государственной собственностью является проблема несостоятельности (банкротства) предприятий. На сегодняшний день 12 из 34 государственных унитарных предприятий имеют неудовлетворительную структуру баланса, в 4 предприятиях в течение 2002 г. введена процедура банкротства. Процедура банкротства, ориентированная на скорейшее взыскание задолженности, на нынешнем этапе не дает реальных результатов. Осуществить это возможно лишь путем капитализации долга государству, конвертации его в акции обществ и реализации их для решения конкретных задач. В предстоящий период планируется большая работа в сфере реформирования и регулирования земельных отношений. Исходя из задач, поставленных Правительством РФ, разворачивается работа по совершенствованию нормативной правовой базы для четкой регламентации арендных отношений на землю, разрабатываются новые экономические методы регулирования этих процессов с целью создания условий для эффективного использования земельных участков, находящихся в государственной собственности, идет усиленная подготовка мероприятий по разграничению государственной собственности на землю. По результатам этой работы за прошедший год объем доходов в республиканский бюджет от арендной платы земельных участков увеличился по сравнению с 2001 г. более чем в 4 раза и достиг 1,9 млн. руб. Основными задачами в сфере внешнеэкономических и межрегиональных связей являются совершенствование нормативно- правовой базы; реализация договоренностей по заключенным Республикой Алтай соглашениям с субъектами Российской Федерации и субъектами иностранных государств в области экономики, науки и техники, культуры и спорта; содействие коммерческой деятельности предприятий Республики Алтай с предприятиями субъектов РФ и зарубежных стран; информационное обеспечение деятельности органов государственной власти Республики Алтай и коммерческих организаций. 2002 год характеризуется качественным повышением внимания Правительства Республики Алтай к этой сфере. Принят и разрабатывается ряд нормативных правовых документов в части систематизации деятельности органов государственной власти по использованию потенциала международного и межрегионального сотрудничества. За 2002 год внешнеторговый оборот составил 20 млн. долларов США и по сравнению с аналогичным периодом 2001 года увеличился в 1,1 раза, что связано с открытием многостороннего автомобильного пункта пропуска "Ташанта", отвечающего европейским стандартам. В структуре товарооборота экспорт занял 90%, импорт - 10%. Экспорт товаров за рассматриваемый период увеличился по сравнению с 2001 годом в 1,2 раза, увеличение объема импорта составило 1,7 раза. Решение социальных проблем во многом связано с осуществлением мероприятий федерального уровня, таких как реализация государственной политики регулирования доходов населения, индексация доходов с опережением повышения цен на потребительские товары, приближение уровня минимальной заработной платы к уровню прожиточного минимума, сближение коэффициентов к зарплате крайних разрядов в тарифной сетке для бюджетных отраслей и др. Целью социальной политики является последовательное повышение уровня жизни населения и снижение дифференциации в доходах, обеспечение доступности основных благ, прежде всего, качественного образования, медицинского и социального обслуживания. На республиканском уровне в соответствии с полномочиями Правительства Республики Алтай реализованы и намечаются комплекс мероприятий по решению социальных проблем по основным направлениям. Определенным вариантом реализации комплекса мероприятий, направленных на развитие, прежде всего, социальной сферы республики, ее инфраструктуры, требующей федеральной поддержки, уменьшения разрыва по основным показателям социально-экономического развития республики от среднероссийского уровня должна стать реализация программы социально-экономического развития Республики Алтай на период до 2008 года. В настоящее время идет доработка по приведению ее в соответствие с Типовым макетом программы социально-экономического развития субъекта Российской Федерации согласно требованиям Минэкономразвития России. Проект региональной целевой программы в установленном порядке пройдет согласование в федеральных структурах и будет зарегистрирован в Минэкономразвития России. Наиболее обобщающим показателем состояния региона, происходящих в нем изменений являются демографические индикаторы. Республика Алтай по-прежнему входит в число нескольких регионов, где отмечается увеличение численности населения и естественный прирост имеет положительное значение. Постепенное увеличение численности населения обусловлено естественным приростом населения в целом по республике, а также миграционным притоком населения из-за пределов республики. Миграционный прирост в последние годы имеет тенденцию к снижению, что нельзя считать отрицательным фактом, так как переселенцам из-за пределов республики необходимо дополнительное предоставление рабочих мест, а также создание условий для проживания, что ведет к увеличению финансовых затрат. Денежные доходы в расчете на душу населения по республике в предыдущем году составили 2396,4 руб. и увеличились к предыдущему году на 36,2 %. Динамика денежных доходов населения свидетельствует о восстановлении реальных доходов, которые увеличились к 2001 года на 20 %, что в целом связано с наличием позитивных тенденций роста заработной платы, увеличения объемов социальных трансфертов, а также сокращения задолженности по зарплате. Значительно сократилась численность населения с доходами ниже прожиточного минимума, по предварительным данным выборочного обследования за 4 квартал 2002 года их доля в общей численности населения составила 25,9 % (48,1 % - в 2001 г.). Численность экономически активного населения в 2002 году составила 87,4 тыс. чел., из них 79,0 тыс. чел. (89 %) заняты в экономике, остальные не имели занятия, но активно его искали. За последние два года рынок труда характеризовался значительным сокращением численности безработных - с 12,3 тыс. чел до 8,4 тыс. чел. Соответственно снизился уровень безработицы с 13 % до 9,6 % экономически активного населения. Уровень регистрируемой безработицы в истекшем году составил 2,7 % против 2,6 % в 2001 году. По-прежнему, основной причиной роста численности безработных явилось отсутствие рабочих мест. Также к ним следует отнести увеличение минимального размера пособия по безработице, проведение жилищно-коммунальной реформы (право на получение адресной социальной помощи на оплату жилья и коммунальных услуг только официально зарегистрированным безработным). В течение года в поисках работы в центры занятости обратилось более 14,4 тыс. чел., из которых 9,5 тыс. чел. нашли работу. Из числа последних 76 % было трудоустроено в рамках мероприятий, проводимых службой занятости. В рамках Программы временной занятости и общественных работ было охвачено 3,6 тыс. чел. Направлено на профессиональное обучение 635 чел. Приоритетными направлениями в работе по осуществлению единой государственной политики в области трудовых отношений в 2002 году являлись обеспечение защиты трудовых прав граждан, предоставление государственных гарантий, предусмотренных Трудовым кодексом РФ, осуществление контроля за применением Единой тарифной сетки (ЕТС), обеспечение деятельности республиканской системы социального партнерства, экспертиза условий и охраны труда. Реализация государственной политики в области охраны труда осуществляется в соответствии с Республиканской целевой программой улучшения условий и охраны труда на 2000-2005 годы. В соответствии с реализацией политики Правительства Российской Федерации по последовательному повышению государственных минимальных гарантий в области оплаты труда среднемесячная заработная плата в целом по Республике Алтай составила 3025,5 рублей, что на 59% выше уровня 2001 года. Этот показатель незначительно превышает среднемесячную заработную плату одного работника в Алтайском крае и значительно отстает от уровня в Новосибирской области. В течение года отмечалась положительная тенденция сокращения просроченной задолженности по выплате заработной платы. С начала года в целом по республике просроченная задолженность по заработной плате сократилась в 1,2 раза и на 1 января 2003 года составила 21 млн.руб. Следует констатировать тот факт, что около 80% общего объема просроченной задолженности из-за недофинансирования из бюджетов всех уровней в отраслях социальной сферы приходится на здравоохранение. Почти весь объем приходится на территориальный бюджет. В республике достигнуты определенные результаты в области развития системы социального партнерства. Так, за 2002 год на 25 % увеличилось количество заключенных коллективных договоров. Охват составил около 27 тысяч работающих республики, или 54 % от среднесписочной численности работающих в крупных и средних предприятиях. Для развития системы социального партнерства подготовлена правовая база: Региональное соглашение между республиканскими объединениями профсоюзов, работодателей и Правительством Республики Алтай на 2002- 2004 годы, Закон Республики Алтай "О деятельности трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений Республики Алтай". Следует отметить работу на территориальном уровне, во многих районах и городе действуют комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, службы по урегулированию коллективных трудовых споров. На предстоящий период действия будут направлены на создание системы государственных гарантий трудовых прав в соответствии с Трудовым кодексом РФ, развитие системы регулирования заработной платы на основе коллективных договоров и тарифных соглашений в системе социального партнерства, совершенствование коллективно-договорного регулирования трудовых отношений, обеспечение своевременной выплаты текущей заработной платы, принятие мер по погашению накопленной задолженности, реализацию Программы содействия занятости населения республики. В системе здравоохранения основными задачами в 2002 году являлись обеспечение качества и доступности бесплатной медицинской помощи, сохранение государственного здравоохранения, обеспечение его устойчивого финансирования за счет привлечения всех возможных источников, сохранение управляемости здравоохранения. Правительством проведена работа по совершенствованию оказания медицинской помощи населению республики. Подписано трехстороннее соглашение о сотрудничестве в сфере здравоохранения между Правительством Республики Алтай, Министерством здравоохранения РФ и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования. Действует Межведомственная комиссия по охране здоровья граждан при Главе РА, Председателе Правительства РА, проведено первое заседание по вопросам профилактики и борьбы с туберкулезом. Разработан ряд республиканских целевых программ по различным направлениям. Особой проблемой остается младенческая смертность в республике. Хотя на протяжении ряда лет этот показатель стабилизировался, но республиканский уровень превышает среднероссийский. В 2002 году начата целенаправленная работа по снижению младенческой смертности, с учетом структуры ее причин разработан план действий, предусматривающий реализацию мероприятий по охране материнства и детства. По сравнению с 2001 годом улучшилось финансирование учреждений здравоохранения, финансирование по целевым программам. Это позволило приобрести медицинское оборудование и медикаменты, укрепить материально-техническую базу, что соответственно повлияло на уровень и качество медицинского обслуживания, работу лечебно-профилактических учреждений, ход работ по строительству и реконструкции объектов здравоохранения, привело к улучшению медико-демографических показателей в республике. В 2002 году в республике увеличилась рождаемость, снизился уровень общей смертности с 14 до 11,1, младенческой смертности - с 20,4 до 22,0 на 1000 родившихся живыми и показатели заболеваемости населения. Однако все еще высоким остается заболеваемость туберкулезом, ВИЧ-инфекцией. Несмотря на реализацию вышеперечисленных мероприятий, материально-техническая база учреждений здравоохранения республики, обеспеченность медицинским оборудованием, инструментарием, санитарным транспортом, квалифицированными кадрами лечебно-профилактических учреждений, особенно это касается сельских учреждений, находится на недостаточном уровне. Поэтому перспективные направления в предстоящем году связаны с дальнейшим решением определенных в данной области задач и реализацией конкретных мероприятий. В области социальной поддержки населения приоритетными направлениями были обозначены формирование оптимальной сети учреждений социального обслуживания населения и укрепление их материально-технической базы, расширение рынка и повышение качества предоставляемых социальных услуг в целях обеспечения свободы выбора граждан, пользующихся бесплатными услугами, формирование государственной социальной политики в отношении граждан старшего поколения, инвалидов. На территории республики проживает 205 тыс. человек, из них на учете в органах социальной защиты стоит 54 тыс. чел., т.е. каждый четвертый житель нашей республики нуждается в государственной поддержке. Для республики характерен высокий показатель численности пенсионеров, инвалидов, детей в общей численности населения. За истекший год в учреждениях социального обслуживания получили различные виды услуг 23 тыс. чел. Открыты комплексные центры социального обслуживания населения в г.Горно-Алтайске, с.Шебалино, отделение дневного пребывания при реабилитационном центре для детей с ограниченными возможностями здоровья, во второй половине 2003г. планируется ввод республиканского социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних в с.Каракол Онгудайского района, дом-интернат для престарелых и инвалидов в с.Усть-Кан. В целом развитие сети учреждений социального обслуживания населения, укрепление их материально-технической базы в основном осуществлялось за счет федерально-целевых программ. Реализация соответствующих федеральных законов, федерально- целевых программ, принятие ряда нормативно-правовых актов, имеющих приоритетное значение для социального развития, позволило существенным образом улучшить адресность социальной поддержки различных категорий населения, повысить эффективность использования средств, направляемых на оказание помощи этим группам населения. Несмотря на некоторую стабилизацию основных показателей уровня жизни наблюдается снижение продолжительности жизни, рост численности инвалидов, причем, преимущественно в трудоспособном возрасте. Поэтому главным направлением в отношении инвалидов является создание условий для проведения многопрофильной реабилитации. Не остаются без внимания такие вопросы, как поддержка, защита прав и законных интересов граждан старшего поколения, проблемы, связанные с бездомными гражданами, лицами, освободившимися из мест лишения свободы. В итоге основными направлениями в области социальной поддержки населения остаются сохранение позитивных моментов в реализации Федеральных законов "О социальной защите инвалидов", "О ветеранах", по выплате детских пособий, по совершенствованию деятельности социальных учреждений, внедрению новых технологий по обслуживанию различных категорий граждан, проведение мониторинга с целью разработки региональной модели социальной поддержки населения, создание основ Государственной службы комплексной реабилитации инвалидов. В сфере образования в отчетном году наблюдается ряд положительных моментов: увеличение числа детских дошкольных учреждений с 116 до 119, прекращение снижения наполняемости классов в сельских школах, увеличивается число обучающихся в ВУЗах, среднеспециальных и начальных профессиональных учебных заведениях. Главным направлением в развитии сферы образования было определено обновление содержания образования, предусматривающее целый комплекс действий и механизмов. В 2002 году завершена работа по разработке нормативов бюджетного финансирования по видам и типам учреждений, которые были применены при формировании бюджета на 2003 год. Переход на нормативный метод финансирования обеспечит единую систему планирования финансовых средств образовательных учреждений на региональном и местном уровнях. В отчетном году были разработаны региональные программы "Развитие единой образовательной информационной среды Республики Алтай на 2002- 2005 годы" и "Школьный учебник". Основными их целями является повышение качества обучения, в т.ч. в сельской местности, за счет обеспеченности учащихся новыми учебниками, внедрения электронных учебных материалов и обеспечения доступа учащихся и преподавателей к сетевым информационным ресурсам. Кроме того, в истекшем году начата разработка Программы развития образования Республики Алтай на 2003- 2007 годы. В соответствие с единой федеральной политикой в образовании и в целях обеспеченности равных прав и возможности учеников при поступлении в высшие и среднеспециальные учебные заведения заключен государственный контракт по введению в 2003 году в Республике Алтай Единого государственного экзамена. На подготовительные работы по введению ЕГЭ из федерального бюджета выделены средства в сумме 600 тыс. руб., в республиканском бюджете 2003 года на проведение данного мероприятия предусмотрено 2,0 млн. руб. Введение ЕГЭ позволяет совместить проведение государственной итоговой аттестации выпускников и вступительных испытаний в учебные заведения. Для дальнейшего решения проблем в 2003 году намечается реализация мероприятий, направленных на обеспечение образовательных процессов. Исходя из этого, одними из приоритетных направлений определены: - принятие Программы развития образования РА; - разработка программы по развитию начального профессионального образования; - дальнейшая компьютеризация образовательных учреждений; - реализация Программы развития единой образовательной информационной среды. 2002 год стал годом начала реформирования культурной политики в республике. Были рассмотрены проблемные вопросы и намечены пути их решения, например, в части обеспечения культурно-досуговой деятельности сельских учреждений культуры, деятельности библиотек, обеспечения музыкальными инструментами учреждений культуры и т.д. Проведена подготовительная работа по совершенствованию структуры управления и правовой базы в области культуры и искусства республики. Выигран грант в международной сетевой программе по культуре Института Открытое Общество, который будет реализован в 2003 году. Проект "Культурная политика и возрождение региона: взгляд с Алтая" направлен на разработку новой республиканской культурной политики, которая обеспечит устойчивость культурного сектора, как одной из основ экономического роста, посредством создания новых рабочих мест в сфере культуры и туризма, сервиса и прикладных ремесел. Настоящий проект является первой частью долгосрочной программы реформирования культурной политики в республике. Главным приоритетом стал поворот к решению проблем сельских учреждений культуры. Так, в 2002 году принята республиканская целевая программа "От сохранения к устойчивому развитию культуры села Республики Алтай (2003-2007 г.г.)". Предусмотрен целый ряд мер, направленных на развитие и совершенствование профессионального искусства, укрепление материальной базы учреждений искусства, активизации творчества мастеров искусств, художников, писателей Республики Алтай. Из наиболее значимых мероприятий необходимо отметить такие, как строительство колледжа культуры и искусства в г.Горно-Алтайске и создание профессионального эстрадно-духового оркестра. Продолжается реализация комплекса мер, направленных на охрану, спасение и рациональное использование историко-культурных объектов, паспортизация культурных памятников, обеспечение материально- технической базы учреждений культуры, реконструкция Национальной библиотеки Республики Алтай и Республиканского национального театра и т.д. Главным итогом 2002 года является формирование новой республиканской культурной политики в соответствии с современными требованиями, которая позволит привести культуру и искусство республики в ближайший период к состоянию устойчивого развития. Утверждены основные направления деятельности на ближайший период, которые заключаются в следующем: - качественное улучшение деятельности организаций профессионального искусства; - изучение, сохранение и развитие традиционной народной культуры, самодеятельного народного творчества; - оптимизация деятельности в сфере сохранения и использования объектов историко-культурного и природного наследия; - развитие библиотечного и музейного дела по инновационным направлениям; - реанимация кинофикации в Республике Алтай. Правительством уделялось внимание развитию физической культуры и спорта. Спортсменами республики достигнуты высокие показатели в международных соревнованиях, чемпионатах Азии, России, первенствах Мира. Предстоит работа по восстановлению спортивных сооружений на селе и активизации спортивных мероприятий. В 2003 году планируется строительство бассейна в г.Горно-Алтайске, манежа конно-спортивной школы, реконструкция горнолыжной трассы на горе Тугая, завершение строительства спортивного зала педагогического колледжа. Особое внимание будет уделяться принятию закона о спорте Республики Алтай, где будут определены положения о поощрении спортсменов, достигших высоких результатов, реабилитации и лечении спортсменов, защите ветеранов спорта, положение о почетных спортивных званиях, поощрения тренеров за работу на различных этапах подготовки и т.д. Намечается разработка республиканской программы по развитию физической культуры и спорта в Республике Алтай, где основными приоритетами станут повышение значения физической культуры, увеличение количества часов уроков физкультуры, развитие детского массового спорта. Молодежная политика отличается многогранностью и разнообразием направлений деятельности и наличием проблем, требующих совместного решения. В 2002 году были определены новые направления, обусловленные развитием общества и экономики в целом и влиянием различных факторов. Кроме того, проводилась комплексная работа по обеспечению занятости и трудоустройству, организации досуга, оказанию социальной помощи молодежи, решению жилищных проблем, поддержке молодых семей, организации отдыха, оздоровления и туризма, военно-патриотическому воспитанию и развитию лидерского движения среди молодежи. Одной из самых острых проблем в республике является обеспечение занятости подростков и молодежи, создание для них временных и постоянных рабочих мест. Численность молодежи республики составляет 55 тыс. чел., из них безработной - 6 тыс. чел. В 2002 году трудоустроено 315 человек, это в 5 раз больше уровня 2001 года. В целях поддержки молодых семей осуществляется выплата целевых долгосрочных ссуд на приобретение и строительства жилья, производится выплата ежемесячных доплат, которые в 2002 году составили 245,3 тыс. руб. (2001 г. - 16,5 тыс. руб.). В этом направлении в перспективе будет проводиться работа по реализации государственной молодежной политики в соответствии с Законом Республики Алтай "О государственной молодежной политике в Республике Алтай". Основная работа по связям с общественностью и национальной политике заключалась в привлечении общественных объединений к решению государственных задач, связанных с социальной защитой населения, некоммерческих организаций к разработке и реализации программ социальной направленности. Кроме того, проводились активная поддержка добровольческих инициатив, инициатив общественных объединений в вопросах совершенствования законодательной базы в республике, расширение информационной деятельности и контактов властных структур с населением республики через общественные объединения, рассматривая их как выразителей общественного мнения, формирование технологии благотворительности и оказание практической, методической и правовой помощи общественным объединениям республики. Для привлечения общественных организаций к решению государственных задач, связанных с социальной защитой населения, а также для развития взаимовыгодных партнерских отношений между тремя секторами в республике разработана и утверждена республиканская целевая программа "О государственной поддержке общественных объединений Республики Алтай на 2002-2005 годы". В плане развития средств массовой информации первостепенной задачей является техническое оснащение редакций СМИ, повышение профессионализма специалистов. Национальные и религиозные отношения в республике характеризуются стабильностью. В целях сохранения стабильных межнациональных и религиозных отношений проводятся различные мероприятия по выработке единой позиции и взаимопонимания. 2002 год стал первым этапом формирования в республике муниципальных образований в соответствии с действующим федеральным законодательством, началом становления и их функционирования. Организована работа по разработке, утверждению, регистрации уставов районных и городского муниципальных образований. Сейчас завершается этап подготовки и проведения выборов Глав муниципальных образований. Выстраивается унифицированная система власти в республике, сочетающая в себе предметы, как государственного ведения, так и местного самоуправления. Основными проблемами муниципальных образований республики являются дифференциация в социально-экономическом развитии, значительная дифференциация в уровнях дохода и средней заработной платы жителей, дотационность бюджетов, неразвитость системы коммуникаций и инфраструктуры. Необходимо сформировать исчерпывающую законодательную базу для нормального функционирования органов местного самоуправления и плодотворной работы муниципальных служащих. Поэтому действия Правительства Республики Алтай призваны обеспечить активную региональную политику поддержки муниципалитетов, главной целью которой является содействие устойчивому развитию и улучшению жизни населения районов республики. Организационно-методическая работа. Эффективное руководство экономикой, развитие социальной сферы Правительство Республики Алтай неразрывно связывает с деятельностью министерств и ведомств. Безусловно, это касается и аппарата самого Правительства. Сегодня, оценивая итоги прошедшего года, можно с достаточным основанием заявить, что команда в системе исполнительной власти республики подобрана в основном работоспособная, отличающаяся должным уровнем квалификации и компетентности. Удалось преодолеть устойчивое противостояние Парламента и Правительства республики, характерное для их прежних составов. В результате принципиально важные для республики финансово- экономические проблемы прошлого года были решены без волокиты и беспредметных споров, являющихся серьезным тормозом в недалеком прошлом. Однако следует подчеркнуть, что это лишь начало. Политику согласованных действий всех ветвей власти республики по всем направлениям работы надо развивать и совершенствовать, помня о том, что за этим согласием стоят коренные интересы населения республики. В данном докладе отражена лишь часть работы Правительства Республики Алтай, которая осуществлялась путем реализации конкретных мероприятий, в общем виде представленных по различным разделам и направлениям. По материалам Минэкономразвития РА Основные показатели социально-экономического развития Республики Алтай по итогам 2002 года T----------------------T------------T--------------------------------------T | Наименование | 2002 г. | 2001 г. | | показателей +------------+-----------T-------------T------------+ | | абсолютные | в % | абсолютные | в % | | | данные | к 2001 г. | данные | к 2000 г. | +----------------------+------------+-----------+-------------+------------+ | Объем промышленной | 516,6 | 96,9 | 526,1 | 102,8 | | продукции, млн. руб. | | | | | +----------------------+------------+-----------+-------------+------------+ | Продукция сельского | 2205,2 | 105,8 | 1868,9 | 97,9 | | хозяйства, млн. руб. | | | | | +----------------------+------------+-----------+-------------+------------+ | Инвестиции в | 1015,0 <1> | 106,4 | 957,6 | 114,2 | | основной капитал, | | | | | | млн. руб. | | | | | +----------------------+------------+-----------+-------------+------------+ | Ввод в действие | 24,1 | 157,0 | 15,4 | 62,6 | | жилых домов, тыс. | | | | | | кв. м | | | | | +----------------------+------------+-----------+-------------+------------+ | Грузооборот | 130,5 | 108,3 | 118,7 | 117,9 | | предприятий | | | | | | транспорта, млн. ткм | | | | | +----------------------+------------+-----------+-------------+------------+ | Оборот розничной | 2172,5 | 113,9 | 1779,4 | 116,8 | | торговли, млн. руб. | | | | | +----------------------+------------+-----------+-------------+------------+ | Оборот общественного | 81,2 | 101,8 | 60,9 | 111,0 | | питания, млн. руб. | | | | | +----------------------+------------+-----------+-------------+------------+ | Объем платных услуг | 377,9 | 96,4 | 273,8 | 115,6 | | населению, млн. руб. | | | | | +----------------------+------------+-----------+-------------+------------+ | Индекс | 116,422 | 113,423 | 113,67 | 122,723 | | потребительских цен, | <2> | <3> | <2> | <3> | | % | | | | | +----------------------+------------+-----------+-------------+------------+ | Индекс цен | 108,672 | 116,843 | 117,322 | 119,35 | | производителей | <2> | <3> | <2> | <3> | | промышленной | | | | | | продукции, % | | | | | +----------------------+------------+-----------+-------------+------------+ | Среднедушевые | 2396,4 <1> | 140,4 | 1706,4 | 148,7 | | денежные доходы | | | | | | населения (в месяц), | | | | | | рублей | | | | | +----------------------+------------+-----------+-------------+------------+ | Реальные денежные | х | 120,1 | х | 119,3 | | доходы населения (в | | | | | | месяц), рублей | | | | | | Среднемесячная | 3025,5 | 159,0 | 1902,0 | 152,0 | | номинальная | | | | | | начисленная заработ- | | | | | | ная плата 1 работни- | | | | | | ка, руб. | | | | | | Средний размер наз- | 1291,5 | 129,0 | 1000,9 | 126,8 | | наченных месячных | | | | | | пенсий (с учетом | | | | | | компенсаций), руб. | | | | | +----------------------+------------+-----------+-------------+------------+ | Численность офици- | 2349 | 102,7 | 2287 | 131,9 | | ально зарегистриро- | | | | | | ванных безработных | | | | | | (на конец периода), | | | | | | чел. | | | | | +----------------------+------------+-----------+-------------+------------+ | Внешнеторговый | 20,1 | 110,8 | 18,1 | 83,2 | | оборот, млн. долл. | | | | | | США | | | | | L----------------------+------------+-----------+-------------+------------+ 1) предварительная оценка 2) декабрь к декабрю предыдущего года 3) январь-декабрь к январю-декабрю предыдущего года Основные экономические и социальные показатели по итогам 2002 года T------------------------------T------------T-------------------T--------T | | Республика | Сибирский | Место | | | Алтай | федеральный округ | | +------------------------------+------------+-------------------+--------+ | Объем промышленной продукции | 2511 | 33636 | 12 | | в расчете на душу населения, | | | | | рублей | | | | +------------------------------+------------+-------------------+--------+ | Инвестиции в основной | 3791 | 5857 | 9 | | капитал на душу населения, | | | | | рублей | | | | +------------------------------+------------+-------------------+--------+ | Выпуск продукции сельского | 10720 | 7828 | 3 | | хозяйства на душу населения, | | | | | рублей | | | | +------------------------------+------------+-------------------+--------+ | Оборот розничной торговли на | 10562 | 20478 | 10 | | душу населения, рублей: | | | | | - продовольственные товары | 5699 | 9819 | 10 | | - непродовольственные товары | 4863 | 10658 | 11 | +------------------------------+------------+-------------------+--------+ | Оборот общественного питания | 395 | 797 | 11 | | на душу населения, рублей | | | | +------------------------------+------------+-------------------+--------+ | Объем оказанных платных | 1837 | 5578 | 12 | | услуг на душу населения, | | | | | рублей | | | | +------------------------------+------------+-------------------+--------+ | Денежные доходы в расчете на | 2772,4 | 3412,0 | 9 | | душу населения, рублей <1> | | | | +------------------------------+------------+-------------------+--------+ | Реальные денежные доходы на | 120,3 | 109,9 | | | население, в процентах <2> | | | | +------------------------------+------------+-------------------+--------+ | Средняя начисленная | 3276,3 | 4510,9 | 11 | | заработная плата, рублей <1> | | | | +------------------------------+------------+-------------------+--------+ | Уровень безработицы, %: | | | | | - общая | 10,9 | 10,9 | | | - официально | 2,7 | 2,7 | | | зарегистрированная | | | | L------------------------------+------------+-------------------+--------+ <1> Октябрь 2002 г. <2> Октябрь 2002 г. к октябрю 2001 г. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|