Расширенный поиск

Постановление Главы Администрации Белгородской области от 08.01.1997 № 9

 
                      П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
               ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

от 8 января 1997 г.                                        N 9


О мерах по  стабилизации  работы
учреждений начального профессио-
нального образования


     В течении последних лет учреждения  начального  профессионального
образования финансируется из федерального бюджета неудовлетворительно.
     Расчетами на  содержание  профессиональных  училищ  в  1996  году
определена сумма  135,8 млрд.рублей.  Министерством образования России
смета утверждена в сумме 41,4 млрд.рублей, или 30,5% к расчетной.
     За 11  месяцев  фактически  профинансировано 47%  от утвержденной
сметы и 22% от потребности.
     Существенные изменения в экономике,  на рынке труда, в механизмах
социальной защиты,  становление новых государственных  и  общественных
структур (органы занятости,  торгово-промышленные палаты,  объединения
предпринимателей) позволяют    говорить    о    формировании     новой
социально-экономической среды,  оказывающей  существенное  влияние  на
учреждения начального профессионального образования.
     Практически ликвидирован социальный институт базовых предприятий,
за счет которых традиционно осуществлялось строительство,  обеспечение
оборудованием, инструментами   и   материалами  учреждений  начального
профессионального образования,     производственное     обучение     и
производственная практика  учащихся.  Это  значительно  усложнило  как
подготовку квалифицированных     кадров,     так     и     возможность
перепрофилирования образовательных   учреждений   в   соответствии   с
потребностями рынка труда.
     Сложились условия,  при  которых  реально  может  быть  разрушена
система подготовки рабочих кадров, без чего в ближайшей перспективе не
могут нормально  развиваться  многие  отрасли  хозяйства области.  Уже
сегодня отдельные учреждения начального профессионального образования,
являющиеся гарантом  социальной  защиты  молодежи,  особенно из семей,
нуждающихся в поддержке государства, находятся на грани закрытия.
     Несмотря на  сложное  финансовое  положение учреждений начального
профессионального образования,  практически прекращена  помощь  им  со
стороны органов  местного  самоуправления,  предприятий  и организаций
всех форм собственности, для которых осуществляется подготовка рабочих
кадров в этих учебных заведениях.
     Сеть учреждений    начального    профессионального    образования
нуждается в   корректировке   для   более  эффективного  использования
имеющейся материальной базы.
     В целях     стабилизации     работы     учреждений     начального
профессионального образования постановляю:

     1. Утвердить     разработанную     комиссией     комитета      по
социально-культурному развитию    администрации    области   концепцию
начального профессионального  образования  молодежи   в   Белгородской
области.
     Провести реформирование  системы   начального   профессионального
образования молодежи в Белгородской области.
     Провести реформирование  системы   начального   профессионального
образования области  в  соответствии  с  действующим законодательством
согласно приложению по окончании 1996-97 учебного года.

     2. Комитету  по  социально-культурному   развитию   администрации
области (Гридчин  А.М.) совместно с комитетами экономического развития
администрации области   (Калинин   Н.Ф.)   и   сельского    хозяйства,
продовольствия и торговли администрации области (Иваненко В.И.) в срок
до 15 февраля 1997 года создать консорциумы  (ассоциации)  предприятий
горно-металлургической,    химической,              машиностроительной
промышленностей, агропромышленного комплекса,  строительной индустрии,
сферы бытового обслуживания для внедрения современных производственных
технологий с соответствующей  корректировкой  прогноза  потребности  и
профилей подготовки   рабочих   кадров,  организации  производственной
практики учащихся и переоснащения учебно-материальной базы  учреждений
начального профессионального образования.

     3. Рекомендовать главам местного самоуправления районов,  городов
совместно с руководителями предприятий всех форм собственности:

     3.1. Осуществлять   за   счет   своих   бюджетов   дополнительное
недостающее финансирование  сверх средств,  выделяемых их федерального
бюджета, на   содержание   учреждений   начального   профессионального
образования, расположенных  на  территории района (города) и готовящих
кадры для района (города);  в объеме не менее 25% недостающих средств,
имея ввиду    первоочередное    использование   налога   на   развитие
образования.

     3.2. Ежегодно до 15  апреля  совместно  с  органами  образования,
службами занятости  населения  и  работодателями анализировать объемы,
профили и сроки подготовки рабочих кадров,  определять заказ приема на
учебу на новый учебный год.

     3.3. Предусматривать  целевое  направление  учащихся  на учебу на
договорной основе   с   учреждениями   начального    профессионального
образования, направлять   10%   налога  на  развитие  образования  для
финансирования учреждений начального профессионального образования.

     4. Управлению финансов и налоговой политики администрации области
(Головин Н.Д.):

     4.1. При формировании проектов консолидированного бюджета области
учитывать объемы дополнительного недостающего  финансирования  системы
начального профессионального   образования  в  соответствии  с  п.3.1.
настоящего постановления и расчетами администраций городов и районов.

     4.2. Предусматривать  целевое  выделение  средств  из  областного
бюджета на  содержание и обучение детей-сирот и детей,  оставшихся без
попечения родителей,    обучающихся    в    учреждениях     начального
профессионального образования.

     5. Управлению образования администрации области (Соловецкий И.С.):

     5.1. Разработать  меры  по  более  полному  внедрению  в  учебных
заведениях начального    профессионального    образования    элементов
хозяйственного расчета,   предусматривающие  получение  дополнительных
средств на компенсацию  недостающего  федерального  финансирования  за
счет совершенствования   работы   учебно-производственных  мастерских,
учебных хозяйств,  расширение платных  дополнительных  образовательных
услуг и др.

     5.2. В  соответствии  с  Федеральным  законом  "Об образовании" и
типовым положением   об   учреждении   начального    профессионального
образования обеспечить   прием   на   учебу   молодежи  с  оптимальным
сочетанием сроков  подготовки  рабочих  кадров  как  на  базе  полного
среднего образования, так и на базе неполной средней школы.

     5.3. Совместно с областной службой занятости населения и с учетом
заказов районов,  городов области  вносить  необходимые  коррективы  в
планы подготовки  рабочих кадров по профессиям,  потребность в которых
отсутствует или сокращается.

     6. Областному центру занятости населения (Посохов В.Т.) расширить
обучение незанятого  и  высвобождающегося населения на базе учреждений
начального профессионального образования;  ежегодно  финансировать  не
менее 15% контингента учащихся училищ.

     7. Контроль  за исполнением настоящего постановления возложить на
комитет по  социально-культурному   развитию   администрации   области
(Гридчин А.М.).

     Информацию о    ходе    выполнения    настоящего    постановления
представлять ежегодно к 1 ноября.


     Глава администрации области          Е.Савченко




                                               Утверждена
                                            постановлением главы
                                            администрации области
                                            N 9 от " 8 " января1997г.


                              Концепция
               начального профессионального образования
                   молодежи в Белгородской области




                               ВВЕДЕНИЕ

     Настоящая концепция  разработана  как  основа  реальной  политики
администрации Белгородской  области  по  начальному  профессиональному
образованию молодежи.

     Она предполагает   реформирование   и  стабилизацию  деятельности
начальной профессиональной подготовки,  позволит сформировать основные
положения структурно-содержательных преобразований в системе.


     1. Характеристика     системы     начального    профессионального
образования области

     Начальное профессиональное  образование  области   -   подсистема
образования   России,   реализующая  профессиональные  образовательные
программы для подготовки квалифицированного труда для  промышленности,
строительства,    сельского    хозяйства,    бытового    обслуживания,
коммунального хозяйства области на основе Закона Российской  Федерации
"Об  образовании"  и  "Типового  положения  об  учреждении  начального
профессионального образования".
     Система начального профессионального образования области включает
37 образовательных  учреждений (в том числе 9 профессиональных лицеев)
с контингентом обучающихся 18.9 тыс.человек и работающих  в  них  1800
человек.  80% учащихся, помимо профессиональной подготовки, получают в
училищах общее среднее образование.  3.3 тыс.учащихся  лицеев  (высших
профессиональных  училищ) обучаются по программам с повышенным уровнем
профессиональной подготовки.
     Сеть учреждений    начального    профессионального    образования
представлена  следующим  образом:  восемь  профессиональных  училищ  и
лицеев в г.  Белгороде,  семь в Старом Осколе,  по  два  в  г.Губкине,
Валуйском и Яковлевском районах.
     В остальных   районах  расположено  по  одному  профессиональному
училищу  аграрного  профиля,  семь  регионов   не   имеют   учреждений
начального профессионального образования (Прохоровский, Грайворонский,
Краснояружский, Красненский, Новооскольский, Ивнянский, Корочанский).
     Основная часть профессиональных училищ  и  лицеев  расположена  в
типовых зданиях и имеет современную материальную базу.
     В то  же время здания и сооружения профессиональных училищ N 25 и
N 26 г.Старого Оскола,  N 34 п.Никитовка Красногвардейского района,  N
31  с.Александровка  Чернянского района морально и физически устарели;
многие находятся в аварийном состоянии.
     Ежегодный объем подготовки составляет 12 тысяч  квалифицированных
рабочих  кадров,  в  том  числе  8,9  тысячи  человек по дневной форме
обучения.
     В учреждениях    начального     профессионального     образования
реализуются следующие образовательные программы:
     - профессиональная подготовка ( срок обучения до 1 года);
     - начальное профессиональное образование на базе основного общего
образования (9   классов)  без  получения  среднего  (полного)  общего
образования ( срок обучения - 2 года);
     - начальное профессиональное образование на базе основного общего
образования (9 классов) с получением  среднего  (полного)  общего
образования (срок обучения 3-4 года);
     - начальное  профессиональное  образование   на   базе   среднего
(полного) общего образования (11 классов) ( срок обучения 1-2 года);
     - дополнительное  профессиональное  образование,  в   том   числе
подготовка, переподготовка,    повышение    квалификации   безработных
граждан, незанятого населения,  военнослужащих  (срок  обучения  до  6
месяцев).
     Учреждения начального        профессионального        образования
(профессиональные училища и лицеи)  кроме  реализации  образовательных
программ  обеспечивают  воспитание  учащихся  как в учебное,  так и во
внеурочное время.
     Обучение в  учебных   заведениях   начального   профессионального
образования проводится в очной, вечерней форме и в форме экстерната.


    3. Основные проблемы начального профессионального образования

     Крайне неудовлетворительное    финансирование   из   федерального
бюджета,не обеспечивающее в полном  объеме  выплату  заработной  платы
инженерно-педагогическим работникам,  организацию питания и содержания
учащихся,  поддержание  на  необходимом  уровне  материальной  базы  и
организации учебного процесса.
     Ослабление внимания  органов  местного  самоуправления  городов и
районов  на  выбор  профилей  и  сроков  подготовки  рабочих   кадров;
недостаточная  координация  усилий  работодателей,  служб  занятости и
учреждений   начального   профессионального   образования   в   поиске
дополнительных источников финансирования.
     Ликвидация социального  института  базовых  предприятий,  за счет
которых  осуществлялось  строительство,   обеспечение   оборудованием,
инструментом  и  материалами  учреждений  начального профессионального
образования,  производственное обучение  и  производственная  практика
учащихся.
     Трудозатратность и    энергоемкость    абсолютного    большинства
подготавливаемых профессий,  связанные  с  ориентированием  подготовки
рабочих  кадров  на  сферу  производства,  а  не на сферу обслуживания
населения. Соотношение в области 94%  к 6%; Европейский показатель 30%
к 70%.
     Несовершенство законодательной   базы,   которая  не  стимулирует
вложение средств работодателей в подготовку и  переподготовку  рабочих
кадров.


                 3. Структурно-содержательная работа
               начального профессионального образования

     Реорганизация сети   учреждений   начального    профессионального
образования предполагается по следующим направлениям:
     - перепрофилирование большинства профессиональных училищ и лицеев
на подготовку  рабочих  кадров  с  учетом  рынка  труда,  предусмотрев
увеличение   удельного   веса  подготовки  рабочих  кадров  для  сферы
обслуживания;
     - создание  учреждения типа "Агрошкола" и "Агрошкола - интернат",
работающих по единому  учебному  плану.  Учащиеся  общеобразовательной
школы   получают   углубленную   подготовку   по  сельскохозяйственным
профессиям,  учащиеся  учебных   групп,   обучающиеся   по   программе
профессионального училища, овладевают профессией сельскохозяйственного
профиля;
     - организация  на базе недоукомплектованных учреждений начального
профессионального    образования    общеобразовательной     подготовки
школьников      (объединение      "Профессиональное      училище     -
общеобразовательная школа");
     - объединение  училищ, имеющих ветхую материальную базу,  с целью
улучшения условий обучения и воспитания учащихся и экономии средств на
содержание учреждений начального профессионального образования;
     - реорганизация некоторых профессиональных  училищ  в  филиалы  и
частичное  закрытие  из-за неукомплектованности контингентом учащихся,
невостребованностью выпускников на рынке труда и  неудовлетворительным
состоянием материальной базы учебных заведений.

     Примечание: Реорганизация  сети учебных заведений предусматривает
возможность  завершения  учебы  каждому  учащемуся   профессионального
училища по ранее избранной профессии.


          4. Изменение подходов к финансированию учреждений
               начального профессионального образования

     В дополнение  к  сложившейся  схеме  федерального  финансирования
учреждений начального     профессионального     образования    считать
целесообразным введение следующих каналов финансирования
     - средства   учебных   заведений,   заработанные    в    процессе
учебно-производственной деятельности,  оказания платных услуг учащимся
и  населению;  от  занятий  коммерческой  и   иной,   не   запрещенной
действующим законодательством деятельностью;
     - средства  отраслевых  консорциумов  (ассоциаций),  для  которых
осуществляется подготовка рабочих кадров;
     - средства бюджетов городов (районов), для которых осуществляется
подготовка рабочих кадров,  в том числе и для территорий, не имеющих в
своем составе учреждений начального профессионального образования;
     - средства областного бюджета на  содержание  учащихся  из  числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в
профессиональных училищах и лицеях;
     - средства,  поступающие  в  учебные  заведения  от  меценатов  и
спонсоров.


                   5. Социальная защита обучающихся

     Система начального    профессионального    образования    области
сохраняет    важнейшие   гарантии   бесплатности   и   общедоступности
образования.
     Структура учреждений  начального  профессионального   образования
области  позволяет  получить  профессиональную  подготовку подросткам,
нуждающимся в защите и поддержке государства:  детям-сиротам и  детям,
оставшимся без попечения родителей;  из многодетных и малообеспеченных
семей; имеющим отклонения (дефекты) в развитии.
     Дети-сироты и  дети,  оставшиеся  без  попечения  родителей,   из
многодетных   и  малообеспеченных  семей  имеют  право  внеконкурсного
поступления по выбору в любое учреждение начального  профессионального
образования  при  наличии  медицинских  показаний  и  пользуются всеми
льготами, установленными Правительством Российской Федерации  для этой
категории подростков.
     Реальную защиту  детей-сирот  и  детей,  оставшихся без попечения
родителей, осуществляют школы-интернаты с профессиональным обучением.
     Для подростков,  имеющих отклонения в развитии, с целью получения
ими  профессии  в учреждениях начального профессионального образования
созданы   сеть   специальных   групп   и    филиалы    вспомогательных
школ-интернатов.
     Обучающиеся   государственного       учреждения        начального
профессионального  образования  области  обеспечиваются   стипендиями,
местами  в общежитиях,  льготным или бесплатным питанием и проездом на
транспорте,  иными видами льгот и материальной  помощи  учредителем  в
соответствии с его компетенцией и действующими нормативами.
     Комплексный характер    мер   по   охране   здоровья   подростков
традиционно обеспечивается гарантированным медицинским  обслуживанием,
организацией  различных  форм их летнего отдыха (через оздоровительные
лагеря, санатории, профилактории и т.п.), физической подготовкой.






                                             Приложение
                                             к постановлению главы
                                             администрации области
                                             от 8 января 1997 г. N 9


               Схема реформирования системы начального
                профессионального образования области


     1. Профессиональные училища  N  25  и  N  26  г.  Старого  Оскола
закрыть. На  базе  профессионального  училища N 26 открыть специальное
профессиональное училище.  Материальную базу профессионального училища
N 25  передать  училищу  N  9  г.  Старого Оскола.  Часть строительных
профилей подготовки училища N 9 передать строительному училищу N 12 г.
Старый Оскол,   а   на   базе   училища   N  9  открыть  дополнительно
сельскохозяйственные профили подготовки  рабочих  кадров  с  передачей
контингента учащихся, обучающихся в училищах N 25, N 26.

     2. Профессиональное  училище N 31 в с.  Александровка Чернянского
района закрыть,  материальную  базу  и  контингент  учащихся  передать
училищу N 7 п. Чернянка.

     3. На   базе   Дмитриевского   профессионального   училища  N  23
Яковлевского района  и  Ютановского  профессионального  училища  N  27
Волоконовского района   образовать   агрошколы   путем  объединения  с
общеобразовательными школами.

     4. На базе профессиональных училищ N 13  г.  Шебекино,  N  28  г.
Валуйки, N    30   п.   Вейделевка,   N   4   г.   Белгорода   открыть
общеобразовательные школы,  оставив минимальное  количество  учащихся,
обучающихся по   программе   учреждения  начального  профессионального
образования.

     5. На базе профессионального училища N 3 г.  Шебекино  разместить
учебно - производственный комбинат.

     6. Филиал   профессионального   училища   N   6   г.   Белгорода,
расположенный в г. Алексеевка, закрыть. Материальную базу и контингент
учащихся передать профессиональному лицею N 24 г. Алексеевка.

Информация по документу
Читайте также