Расширенный поиск

Постановление Правительства Республики Алтай от 28.09.2012 № 242

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

от 28 сентября 2012 г. № 242

 

 

Об утверждении государственной программы Республики Алтай

«Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков

сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия»

 

(В редакции Постановлений Правительства Республики Алтай

от 21.02.2013 № 44; от 20.03.2014 № 54;

от 18.08.2014 № 239; от 20.11.2014 № 335;

от 29.12.2014 № 424; от 10.02.2015 № 37;

от 04.06.2015 № 149; от 10.09.2015 № 288;

от 02.11.2015 № 358; от 29.12.2015 № 451;

от 14.03.2016 № 56; от 13.05.2016 № 129;

от 29.12.2016 № 375; от 19.01.2017 № 16;

от 17.03.2017 № 62; от 02.11.2017 № 291;

от 20.12.2017 № 335)

 

Правительство Республики Алтай п о с т а н о в л я е т:

 

Утвердить прилагаемую государственную программу Республики Алтай «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия».

 

Глава Республики Алтай,

Председатель Правительства

Республики Алтай                 А.В.Бердников

 

 

 

 

 

Утверждена

Постановлением

Правительства Республики Алтай

от 28 сентября 2012 г. № 242

 

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА

Республики Алтай «Развитие сельского хозяйства и

регулирование рынков сельскохозяйственной продукции,

сырья и продовольствия»

 

(В редакции Постановлений Правительства Республики Алтай

от 21.02.2013 № 44; от 20.03.2014 № 54;

от 18.08.2014 № 239; от 20.11.2014 № 335;

от 29.12.2014 № 424; от 10.02.2015 № 37;

от 04.06.2015 № 149; от 10.09.2015 № 288;

от 02.11.2015 № 358; от 29.12.2015 № 451;

от 14.03.2016 № 56; от 13.05.2016 № 129;

от 29.12.2016 № 375; от 19.01.2017 № 16;

от 17.03.2017 № 62; от 02.11.2017 № 291;

от 20.12.2017 № 335)

 

I.      Паспорт государственной программы Республики Алтай

 

(В редакции Постановления Правительства Республики Алтай

от 19.01.2017 № 16)

 

 

Наименование государственной программы (далее также - программа)

Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия

Администратор программы

Министерство сельского хозяйства Республики Алтай

Соисполнители программы

Министерство регионального развития Республики Алтай;

Министерство культуры Республики Алтай; Комитет ветеринарии с Госветинспекцией Республики Алтай;

Комитет по охране, использованию и воспроизводству объектов животного мира Республики Алтай

(В редакции Постановления Правительства Республики Алтай от 20.12.2017 № 335)

Сроки реализации программы

2013 - 2020 годы

Стратегическая задача, на реализацию которой направлена программа

Обеспечение высоких темпов экономического роста в Республике Алтай

Цель программы

Обеспечение устойчивого функционирования агропромышленного комплекса Республики Алтай

Задачи программы

Развитие отраслей агропромышленного комплекса;

обеспечение общих условий функционирования отраслей агропромышленного комплекса;

техническая и технологическая модернизация,

инновационное развитие подотраслей сельского хозяйства и смежных отраслей;

устойчивое развитие сельских территорий;

развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения;

обеспечение условий реализации государственной программы Республики Алтай «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия»

Подпрограммы программы, обеспечивающая подпрограмма программы

Развитие отраслей агропромышленного комплекса;

обеспечение общих условий функционирования отраслей агропромышленного комплекса;

техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие подотраслей сельского хозяйства и смежных отраслей;

устойчивое развитие сельских территорий;

развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения;

обеспечение условий реализации государственной программы Республики Алтай «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия»;

развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации (Дополнен - Постановление Правительства Республики Алтай от 20.12.2017 № 335)

Целевые показатели программы

Индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах), в процентах к предыдущему году;

индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства, в процентах к предыдущему году;

индекс производства пищевых продуктов, включая напитки (в сопоставимых ценах) к предыдущему году;

рентабельность сельскохозяйственных организаций (с учетом субсидий), в процентах;

среднемесячная заработная плата работников сельского хозяйства (без субъектов малого предпринимательства), рублей;

индекс производительности труда к предыдущему году, в процентах;

количество высокопроизводительных рабочих мест, тыс. ед. на конец года

(В редакции Постановления Правительства Республики Алтай от 17.03.2017 № 62)

Ресурсное обеспечение программы

Объемы бюджетных ассигнований в целом на реализацию программы составят 11215533,48 тыс. рублей, в том числе:

а) за счет средств республиканского бюджета Республики Алтай составят 3259143,30 тыс. рублей, в том числе по годам:

2013 год – 446226,00 тыс. руб.;

2014 год – 464755,10 тыс. руб.;

2015 год – 429160,40 тыс. руб.;

2016 год – 386746,50 тыс. руб.;

2017 год – 415490,70 тыс. руб.;

2018 год – 441936,30 тыс. руб.;

2019 год – 341720,60 тыс. руб.;

2020 год – 329107,70 тыс. руб.;

б) за счет средств федерального бюджета (справочно) составят 3516759,20 тыс. рублей, в том числе по годам:

2013 год – 396037,70 тыс. руб.;

2014 год – 405482,30 тыс. руб.;

2015 год – 510633,70 тыс. руб.;

2016 год – 474493,20 тыс. руб.;

2017 год – 404454,20 тыс. руб.;

2018 год – 435303,20 тыс. руб.;

2019 год – 441451,90 тыс. руб.;

2020 год – 448903,00 тыс. руб.;

в) за счет средств местных бюджетов (справочно) составят 64260,20 тыс. рублей, в том числе по годам:

2013 год – 7209,70 тыс. руб.;

2014 год – 15712,70 тыс. руб.;

2015 год – 23478,00 тыс. руб.;

2016 год – 8256,00 тыс. руб.;

2017 год – 6448,33 тыс. руб.;

2018 год – 3155,47 тыс. руб.;

2019 год – 0,00 тыс. руб.;

2020 год – 0,00тыс. руб.;

г) за счет средств из иных источников (справочно) составят 4375370,78 тыс. рублей, в том числе по годам:

2013 год – 1413664,80 тыс. руб.;

2014 год – 1431633,60 тыс. руб.;

2015 год – 1141108,70 тыс. руб.;

2016 год – 154551,35 тыс. руб.;

2017 год – 87952,61 тыс. руб.;

2018 год – 72168,92 тыс. руб.;

2019 год – 37145,40 тыс. руб.;

2020 год – 37145,40 тыс. руб.

(В редакции Постановления Правительства Республики Алтай от 17.03.2017 № 62)

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

В результате реализации программы к концу 2020 года будут достигнуты следующие показатели:

индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) на конец 2020 года составит 101,10%;

индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства на конец 2020 года составит 101,37%;

индекс производства пищевых продуктов, включая напитки (в сопоставимых ценах) на конец 2020 года составит 104,3%;

рентабельность сельскохозяйственных организаций в 2020 году составит 15%;

среднемесячная номинальная заработная плата в сельском хозяйстве (по сельскохозяйственным организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства) на конец 2020 года составит 14060,00 руб.;

индекс производительности труда на конец 2020 года составит 101,0%;

количество высокопроизводительных рабочих мест на конец 2020 года составит 0,161 тыс. единиц.

(В редакции Постановления Правительства Республики Алтай от 20.12.2017 № 335)

 

II. Характеристика сферы реализации государственной

программы

 

Агропромышленный комплекс Республики Алтай является одним из ведущих секторов экономики Республики Алтай. В структуре валового регионального продукта Республики Алтай доля сельского хозяйства составляет 18% <1>.

_____________________

<1> Отрасль «Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство» за 2009 год.

 

Большая часть населения Республики Алтай - 149,3 тыс. человек или 72,4% - проживает в сельской местности. При этом в агропромышленном комплексе занято только 17,3 тыс. человек или 18,4% экономически активного населения <2>. Среднемесячная заработная плата в отрасли в 2011 году составила 6950 руб., что составляет 48,8% от среднемесячной заработной платы в экономике Республики Алтай.

_____________________

<2> По отрасли «Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство».

 

Валовая продукция сельского хозяйства в 2011 году составила 8019,9 млн. руб., индекс физического объема к уровню 2010 года составил 110,9%, в том числе продукция растениеводства - 1205,0 млн. руб. (106,0% к уровню 2010 года), продукция животноводства - 6814,9 млн. рублей (111,7% к уровню 2010 года).

Удельный вес валовой продукции сельского хозяйства Республики Алтай в Сибирском федеральном округе (далее - СФО) составляет 1,6%. При этом производство продукции на душу населения в Республике Алтай за 2011 год составило 36093 рубля, это второй результат в СФО после Алтайского края.

За 2006 - 2011 годы производство продукции сельского хозяйства в Республике Алтай увеличилось в 2,2 раза. По темпам роста объемов производства сельскохозяйственной продукции Республики Алтай по итогам 2011 года занимает 5 место среди субъектов СФО.

В состав агропромышленного комплекса Республики Алтай входят около 110 сельскохозяйственных предприятий различных форм собственности, 1300 крестьянских (фермерских) хозяйств, более 53747 хозяйств населения, имеющего скот, 49 молочных, 7 мясоперерабатывающих, 79 мараловодческих хозяйств, 47 потребительских кооперативов.

Удельный вес прибыльных крупных и средних сельскохозяйственных организаций в их общем числе в 2011 году составил 95%.

В объемах производства продукции сельского хозяйства по Республике Алтай наибольшую долю занимает муниципальное образование «Усть-Коксинский район» (18,2%), муниципальное образование «Усть-Канский район» (20,9%), муниципальное образование «Шебалинский район» (14,97%), муниципальное образование «Онгудайский район» (15,1%). Остальные муниципальные образования Республики Алтай вместе производят 31% сельскохозяйственной продукции.

Расходы консолидированного бюджета Республики Алтай на сельское хозяйство в расчете на 1 рубль произведенной сельскохозяйственной продукции в 2011 году составили 0,06 руб.

1. Развитие растениеводства и кормопроизводства.

В административных границах Республики Алтай находится 1791 тыс. га сельскохозяйственных угодий, в том числе 143 тыс. га пашни, 121 тыс. га естественных сенокосов, 1523 тыс. га пастбищ. Ежегодно посевная площадь в хозяйствах всех категорий составляет 103 - 105 тыс. га.

Растениеводство в Республике Алтай представлено несколькими направлениями: кормопроизводство в хозяйствах всех форм собственности и в личных подсобных хозяйствах граждан;

картофелеводство, овощеводство и садоводство, в основном представлено в личных подсобных хозяйствах граждан.

Зерновые культуры в Республике Алтай возделываются на площади 8 тыс. га с целью получения семян и фуражного зерна, что в целом поддерживает кормопроизводство. С целью получения собственного семенного материала высоких репродукций (1 - 4 репродукций) ежегодно в зерносеющих муниципальных районах Республики Алтай (Усть-Коксинский и Усть-Канский районы) засевается от 300 до 500 га элитными семенами зерновых культур.

Кормопроизводство является ведущей отраслью растениеводства Республики Алтай. 90% посевной площади занято посевами однолетних и многолетних кормовых культур. В последние годы наблюдается тенденция к увеличению площади посева однолетних трав на кормовые цели: с 22 тыс. га в 2006 году до 30 тыс. га в 2010 году. Ежегодно хозяйствами всех категорий корма заготавливаются с площади 160 - 170 тыс. га, в том числе 80 - 85 тыс. га - естественные сенокосы. Урожайность кормовых культур в среднем за последние 5 лет составляет: зерновых культур - 11,8 ц/га, однолетних трав на сено - 23 ц/га, многолетних трав на сено - 14 ц/га, естественных сенокосов - 11 ц/га. Кормообеспеченность на 1 условную голову скота в хозяйствах всех категорий составляет 3,5 - 4 центнера кормовых единиц. Данного количества кормов достаточно для успешной зимовки скота, с учетом тебеневки скота на зимних пастбищах большую часть периода зимовки.

Картофелеводство и овощеводство в Республике Алтай в основном представлено в хозяйствах населения - 98% посадок картофеля и овощей. Несколько крестьянских (фермерских) хозяйств возделывают овощи в закрытом и открытом грунте, что позволяет частично обеспечивать организации бюджетной сферы свежими овощами круглогодично.

Садоводством в Республике Алтай помимо хозяйств населения занимается Федеральное унитарное предприятие «Горно-Алтайское» Россельхозакадемии и несколько крестьянских (фермерских) хозяйств. Общая площадь плодово-ягодных насаждений составляет 857 га, в том числе 590 га в плодоносящем возрасте. Ежегодно в Республике Алтай взамен старых садов закладывается 50 - 60 га плодово-ягодных насаждений и питомников для выращивания посадочного материала. В среднем за год производится 1,2 - 1,3 тыс. тонн плодов и ягод.

Хмель выращивается в 2 организованных хозяйствах на площади 33 га. Производимый хмель отличается высоким качеством и востребован в качестве сырья в пивоваренной промышленности.

Республика Алтай является зоной рискованного земледелия по многим факторам, среди них: суровые природно-климатические условия средней и южной зон Республики Алтай (недостаток тепла, короткий безморозный период, глубокое промерзание почвы), значительное проявление эрозионных процессов, мелкий пахотный горизонт на горных склонах.

Проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению плодородия земель сельскохозяйственного назначения. Ежегодно предотвращается от выбытия 8 - 10 тыс. га сельскохозяйственных угодий, что позволяет сохранять посевную площадь в рамках 100 - 105 тыс. га.

В рамках противопаводковых мероприятий проводится ремонт и реконструкция действующих оросительных систем.

2. Переработка лекарственно-технического сырья.

Природно-климатические условия Горного Алтая определяют богатство и разнообразие его растительности. На его территории произрастает более двухсот видов ценнейших полезных растений, многие из которых оригинальны и занесены в Красную книгу России. Республика Алтай является одним из наиболее перспективных субъектов России для сбора дикорастущих и культивируемых лекарственных и пищевых растений.

Однако при наличии огромных запасов растительных ресурсов, которые исчисляются тысячами тонн сухого сырья, большая часть их не вовлечена в хозяйственный оборот и остается невостребованной. В то же время из-за неграмотного сбора, хищения растений в наиболее доступных местах происходит истощение ресурсов, самых уязвимых, ценных видов. Это приводит к необратимым процессам, уменьшению ареалов произрастания этих растений.

В связи с тем, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес со стороны российских предприятий к продукции из трав и сырью Горного Алтая, то заготовка и переработка лекарственно-технического сырья должна стать одним из главных направлений экономики.

Переработку лекарственно-технического сырья в Республике Алтай осуществляют 11 предприятий. Всего производится более 296 наименований продукции с использованием лекарственно-технического сырья. За 2011 год предприятиями Республики Алтай реализовано более 1,2 тонны лекарственно-технического сырья, расфасовано около 4,5 тыс. штук фиточаев, произведено 30,3 тонны меда с добавками, 6202 декалитра бальзамов безалкогольных, 9341 декалитр биологически активных жидких добавок, 2198 декалитров пантогематогена жидкого, 29 тыс. упаковок пантовых сухих ванн, 200 тыс. усл. ед. биологически активных добавок в капсулах.

Вся продукция с использованием лекарственно-технического сырья перерабатывающих предприятий Республики Алтай реализуется в торговую и аптечную сеть, на туристические базы и дома отдыха, санатории Республики Алтай и многие регионы Российской Федерации.

2. Развитие животноводства и переработки продукции животноводства.

Республика Алтай считается одной из перспективных зон Западной Сибири для развития специализированных мясных пород крупно-рогатого скота (казахская белоголовая, герефордская, галовейская и абердино-ангусская породы). Генетический потенциал мясных пород в Республике Алтай достаточно высок, но из-за недостаточного кормления, отсутствия целенаправленного отбора и подбора реализуется не в полной мере. Удельный вес племенного скота в общем поголовье составляет 8%.

В Республике Алтай создается стройная взаимоувязанная схема развития мясной отрасли. Основой ее являются племенные заводы и репродукторы, которые производят племенной молодняк как для товарных хозяйств Республики Алтай, так и для соседних регионов СФО. Природно-климатические особенности Республики Алтай (наличие круглогодовых открытых пастбищ) позволяет выращивать племенной молодняк с отличными показателями приспособляемости к различным природно-климатическим условиям.

По состоянию на 1 января 2012 года поголовье сельскохозяйственных животных в Республике Алтай составило 407,7 условных голов, в том числе: крупно-рогатого скота - 230,5 тыс. голов; лошадей - 122,2 тыс. голов; овец и коз - 601,3 тыс. голов; маралов и оленей - 53,6 тыс. голов. По сравнению с предыдущим годом поголовье сельскохозяйственных животных в Республике Алтай в условных головах увеличилось на 14,8%.

Производство мяса в Республике Алтай составило в 2011 году 42,4 тысячи тонн, что на 3,9% выше уровня 2010 года. Произведено мяса на душу населения в 2011 году - 204,4 кг. Это первое место среди регионов СФО. Переработкой мяса в Республике Алтай в 2011 году занималось 9 предприятий.

Производство молока на душу населения в 2011 году составило 422,4 килограмма - это третий результат в СФО. Годовой объем заготовок молока в Республике Алтай составил более 9,5 тыс. тонн, из которых 15% закупается в личных подворьях граждан. Переработкой и заготовкой молока в 2011 году занималось 6 предприятий. Суммарная производственная мощность составила 299 тонн в сутки.

В 2011 году в Республике Алтай произведено 972,7 тонны шерсти, 68,7 тонны пуха.

Одним из перспективных направлений развития собственной кормовой базы в регионе, в условиях дефицита свободных земель сельскохозяйственного назначения и стабильных темпов прироста поголовья скота, является организация и поддержка производств по углубленной и высокотехнологичной переработке растениеводческой продукции и отходов агропромышленного производства с получением высокопитательных кормов и кормовых добавок для животноводства на основе применения биотехнологий.

(абзац введен Постановлением Правительства Республики Алтай от 20.03.2014 № 54)

Важнейшим фактором, определяющим здоровье населения, продовольственную и экологическую безопасность, является ветеринарно-санитарное благополучие территории. Республика Алтай относится к регионам высокого риска возникновения инфекционных и инвазионных болезней. Некоторые муниципальные образования Республики Алтай граничат с Монголией, Китайской Народной Республикой и Республикой Казахстан, где существует высокая опасность возникновения очагов заболевания животных такими заразными болезнями, как ящур, сибирская язва, бруцеллез и грипп птиц.

Динамика инфекционных заболеваний по Республике Алтай за период с 2006 по 2011 годы свидетельствует о снижении случаев заболеваний животных. Тем не менее, в ветеринарно-санитарном отношении существует потенциальная угроза для развития животноводства и перерабатывающих отраслей агропромышленного комплекса, а также здоровья населения.

4. Развитие сельских территорий.

Высокий удельный вес сельского населения в общей численности населения Республики Алтай обуславливает приоритетность в социально-экономической политике комплексного и устойчивого развития сельских территорий, полноценного инфраструктурного обустройства села.

При финансовой поддержке из федерального бюджета и республиканского бюджета Республики Алтай в сельской местности осуществляется строительство жилья, объектов коммунальной и социальной инфраструктуры, поддержка комплексной компактной застройки и благоустройства сельских поселений в рамках пилотных проектов. Реализация данных мероприятий осуществляется в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 года» и проекта федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2013 - 2020 годы».

Проблемы в отрасли.

В сельском хозяйстве сохраняется ряд системных проблем, сдерживающих дальнейшее развитие отрасли, а именно:

крайне низкий уровень представительства аграрного сектора на инвестиционных торговых площадках;

отсутствие явных технологических лидеров в освоении инновационных технологий в производстве кормов, промышленном откорме скота;

утрата почвенного плодородия, выведение из сельскохозяйственного оборота значительных пахотных площадей, сокращение внесения органических и минеральных удобрений, что может подорвать основу сельскохозяйственного производства в будущем;

низкий уровень развития рыночной инфраструктуры, из-за чего затруднен сбыт сельскохозяйственной продукции;

высокая изношенность производственных фондов (до 90%) в сочетании с их недостатком;

опережающие темпы роста цен на основные потребляемые отраслью ресурсы и, прежде всего, на энергоносители по сравнению с ценами на сельскохозяйственной продукции;

необоснованно большой разрыв в оплате труда работников, занятых в сельскохозяйственном производстве, более чем в 2 раза отстающий от других отраслей экономики;

уход от налогообложения субъектов экономической деятельности в сфере сельского хозяйства;

нарастающее отставание социального развития села, исчезновение многих сельских поселений, депопуляция сельского населения, сокращение рабочих мест в связи с ликвидацией сельскохозяйственных предприятий, вместе с тем рост дефицита массовых профессий: трактористов, комбайнеров, доярок - вследствие свертывания системы их подготовки в профессионально-технических училищах.

5. Государственно-частное партнерство, в том числе концессионные соглашения – один из способов развития общественной инфраструктуры, основанный на долгосрочном взаимодействии государства и бизнеса, при котором частная сторона участвует не только в проектировании, финансировании, строительстве или реконструкции объекта инфраструктуры, но и в его последующей эксплуатации (предоставление услуг на созданном объекте) и (или) техническом обслуживании.

Целью государственно-частного партнерства с экономической точки зрения является стимулирование привлечения частных инвестиций в производство услуг, работ и потребительских товаров, которые должны быть обеспечены публично-правовыми образованиями за счет средств соответствующих бюджетов, а также сокращение участия государства в экономическом обороте, когда те же задачи могут быть эффективнее выполнены бизнесом.

Возможно использование механизмов государственно-частного партнерства, в том числе концессионных соглашений, в отношении следующих объектов:

мелиоративные системы и объекты их инженерной инфраструктуры, за исключением государственных мелиоративных систем;

объекты производства, первичной и (или) последующей (промышленной) переработки, хранения сельскохозяйственной продукции;

имущественные комплексы, предназначенные для производства промышленной продукции и (или) осуществления иной деятельности в сфере промышленности по установленной сфере деятельности.

Кроме того использование механизмов государственно-частного партнерства возможно при создании условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры, создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения, а именно:

создание и обустройство зон отдыха, спортивных и детских игровых площадок;

сохранение и восстановление природных ландшафтов, историко-культурных памятников;

поддержка национальных культурных традиций, народных промыслов и ремесел.

(Пункт дополнен - Постановление Правительства Республики Алтай от 20.12.2017 № 335)

 

III. Приоритеты государственной политики в сфере реализации

государственной программы, цели, задачи и целевые

показатели государственной программы

 

(В редакции Постановления Правительства Республики Алтай от 20.12.2017 № 335)

 

На основе приоритетов, определенных Стратегией социально-экономического развития Сибири до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2010 года № 1120-р, Стратегией социально-экономического развития Республики Алтай на период до 2028 года (далее - Стратегия), утвержденной Законом Республики Алтай от 25 сентября 2008 года № 83-РЗ, развитие агропромышленного комплекса определено одним из стратегических приоритетов модернизации экономики Республики Алтай.

На основе приоритетов развития отрасли, определенных Стратегией, с учетом положений Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», Указа Президента Российской Федерации от 30 января 2010 года № 120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации», Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» определены цели и задачи программы.

Приоритетные направления агропромышленного комплекса на 2016 - 2020 годы ориентированы на импортозамещение в сельском хозяйстве, на наиболее полное удовлетворение внутренних потребностей населения в сельскохозяйственной продукции местного производства в рамках Концепции развития отдельных направлений сельского хозяйства Республики Алтай, утвержденной распоряжением Правительства Республики Алтай от 26 августа 2016 года № 438-р, такие как: развитие свиноводства в Республике Алтай на 2016 - 2020 годы; развитие тепличного овощеводства в Республике Алтай на 2016 - 2020 годы; развитие рыбохозяйственного комплекса в Республике Алтай на 2016 - 2020 годы; развитие пантового мараловодства в Республике Алтай на 2016 - 2026 годы.

Целью программы является обеспечение устойчивого функционирования агропромышленного комплекса Республики Алтай.

Для достижения поставленной цели планируется решение следующих задач:

развитие отраслей агропромышленного комплекса;

обеспечение общих условий функционирования отраслей агропромышленного комплекса;

техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие подотраслей сельского хозяйства и смежных отраслей;

устойчивое развитие сельских территорий;

развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения;

обеспечение условий реализации государственной программы Республики Алтай «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации;

Кроме того для достижения целей и задач программы необходимо обеспечение инфраструктурного развития с применением механизмов государственно-частного партнерства в сфере реализации государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия».

Решение указанных задач программы будет осуществляться в рамках следующих подпрограмм:

1) Развитие отраслей агропромышленного комплекса;

2) Обеспечение общих условий функционирования отраслей агропромышленного комплекса;

3) Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие подотраслей сельского хозяйства и смежных отраслей;

4) Устойчивое развитие сельских территорий;

5) Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения;

6) Обеспечение условий реализации государственной программы Республики Алтай «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия»;

7) Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации.

Состав целевых показателей программы определен на основе:

целевых показателей соглашений о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации, заключаемых между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации;

целевых индикаторов и показателей государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года № 717.

Сведения о составе и значениях целевых показателей государственной программы и подпрограмм по годам реализации представлены в приложении № 1 к программе.

 

IV. Сроки реализации государственной программы

 

Утратил силу. - Постановление Правительства Республики Алтай от 14.03.2016 № 56.

 

IV. Сведения о подпрограммах государственной программы

 

(В редакции Постановления Правительства Республики Алтай

от 19.01.2017 № 16)

 

Программа реализуется в рамках следующих подпрограмм:

1) Развитие отраслей агропромышленного комплекса;

2) Обеспечение общих условий функционирования отраслей агропромышленного комплекса;

3) Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие подотраслей сельского хозяйства и смежных отраслей;

4) Устойчивое развитие сельских территорий;

5) Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения;

6) Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации. (Дополнен - Постановление Правительства Республики Алтай от 20.12.2017 № 335)

 

1. Подпрограмма «Развитие отраслей

агропромышленного комплекса»

 

1.1. Паспорт подпрограммы государственной программы

 

Наименование подпрограммы (далее - подпрограмма)

Развитие отраслей агропромышленного комплекса

Наименование государственной программы, в состав которой входит подпрограмма

Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия

Администратор подпрограммы

Министерство сельского хозяйства Республики Алтай

Соисполнители государственной программы, участвующие в реализации основных мероприятий государственной программы в рамках подпрограммы

-

Сроки реализации подпрограммы

2017 - 2020 годы

Цель подпрограммы

Развитие отраслей агропромышленного комплекса

Задачи подпрограммы

Поддержание доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей в области растениеводства (несвязанная поддержка);

содействие достижению целевых показателей реализации региональной программы в области растениеводства;

поддержание доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей в области молочного скотоводства (на 1 кг реализованного молока);

содействие достижению целевых показателей реализации региональной программы в области животноводства;

обеспечение финансовой устойчивости сельскохозяйственных товаропроизводителей;

развитие малых форм хозяйствования на селе (В редакции Постановления Правительства Республики Алтай от 20.12.2017 № 335)

Целевые показатели подпрограммы

индекс производства продукции растениеводства (в сопоставимых ценах), % к предыдущему году;

индекс производства продукции животноводства (в сопоставимых ценах), % к предыдущему году

Ресурсное обеспечение подпрограммы

Объемы бюджетных ассигнований за счет средств республиканского бюджета Республики Алтай на реализацию подпрограммы составят 589294,74 тыс. руб., в том числе по годам реализации подпрограммы:

2017 год – 143489,55 тыс. руб.;

2018 год – 183552,69 тыс. руб.

2019 год – 131615,00 тыс. руб.;

2020 год – 130637,50 тыс. руб.

На реализацию подпрограммы планируется привлечь средства федерального бюджета в объеме 963259,36 руб. (справочно), в том числе по годам реализации подпрограммы:

2017 год – 268724,35 тыс. руб.;

2018 год – 231456,91 тыс. руб.;

2019 год – 231325,10 тыс. руб.;

2020 год – 231753,00 тыс. руб.

Из местных бюджетов на цели реализации подпрограммы планируется направить 0,00 тыс. руб. (справочно), в том числе по годам реализации подпрограммы:

2017 год - 0,00 тыс. руб.;

2018 год - 0,00 тыс. руб.;

2019 год - 0,00 тыс. руб.;

2020 год - 0,00 тыс. руб.

Из иных источников на цели реализации подпрограммы планируется направить 82732,67 тыс. руб. (справочно), в том числе по годам реализации программы:

2017 год –56635,35 тыс. руб.;

2018 год –26097,32 тыс. руб.;

2019 год - 0,00 тыс. руб.;

2020 год - 0,00 тыс. руб.

(В редакции Постановления Правительства Республики Алтай от 20.12.2017 № 335)

 

1.2. Цель и задачи подпрограммы

 

Целью подпрограммы «Развитие отраслей агропромышленного комплекса» является развитие отраслей агропромышленного комплекса.

Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

поддержание доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей в области растениеводства (несвязанная поддержка);

содействие достижению целевых показателей реализации региональной программы в области растениеводства;

поддержание доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей в области молочного скотоводства (на 1 кг реализованного молока);

содействие достижению целевых показателей реализации региональной программы в области животноводства;

обеспечение финансовой устойчивости сельскохозяйственных товаропроизводителей;

развитие малых форм хозяйствования на селе. (В редакции Постановления Правительства Республики Алтай от 20.12.2017 № 335)

Состав целевых показателей подпрограммы определен на основе целевых индикаторов и показателей, установленных государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года № 717, в рамках подпрограммы «Развитие отраслей агропромышленного комплекса».

Сведения о составе и значениях целевых показателей подпрограммы «Развитие отраслей агропромышленного комплекса» представлены в приложении № 1 к программе.

 

1.3. Основные мероприятия подпрограммы

 

Основными мероприятиями подпрограммы «Развитие отраслей агропромышленного комплекса» являются:

1) поддержание доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей в области растениеводства (несвязанная поддержка), в том числе:

софинансирование расходов на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства;

2) содействие достижению целевых показателей реализации региональной программы в области растениеводства, в том числе:

софинансирование расходов на содействие достижению целевых показателей реализации региональных программ развития агропромышленного комплекса (возмещение части затрат на приобретение элитных семян);

развитие садоводства и питомниководства в Республике Алтай;

софинансирование расходов на содействие достижению целевых показателей реализации региональных программ развития агропромышленного комплекса (возмещение части затрат на раскорчевку выбывших из эксплуатации старых садов и рекультивацию раскорчеванных площадей);

софинансирование расходов на содействие достижению целевых показателей реализации региональных программ развития агропромышленного комплекса (возмещение части затрат на закладку и уход за многолетними плодовыми и ягодными насаждениями);

возмещение части затрат на приобретение исходных пробирочных растений для получения предбазисного и базисного посадочного материала;

возмещение части затрат на приобретение техники и оборудования в области картофелеводства и овощеводства;

агрохимическое и эколого-токсикологическое обследование земель сельскохозяйственного назначения;

субсидия на приобретение минеральных удобрений, средств защиты растений и внесение органических удобрений;

софинансирование расходов на содействие достижению целевых показателей реализации региональных программ развития агропромышленного комплекса (возмещение части затрат на приобретение семян с учетом доставки в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности);

3) поддержание доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей в области молочного скотоводства (на 1 кг реализованного молока), в том числе:

софинансирование расходов на повышение продуктивности в молочном скотоводстве;

4) содействие достижению целевых показателей реализации региональной программы в области животноводства, в том числе:

поддержка племенных заводов и репродукторов генофондных хозяйств:

технологическая модернизация мясных племенных репродукторных ферм;

софинансирование расходов на содействие достижению целевых показателей реализации региональных программ развития агропромышленного комплекса (поддержка племенного животноводства);

софинансирование расходов на содействие достижению целевых показателей реализации региональных программ развития агропромышленного комплекса (содержание товарного маточного поголовья крупного рогатого скота мясных пород и их помесей);

возмещение части затрат на приобретение оборудования, машин и механизмов для молочного скотоводства;

оказание государственных услуг и выполнение работ в сфере племенного животноводства и других отраслей сельского хозяйства;

поддержка других отраслей животноводства;

софинансирование расходов на содействие достижению целевых показателей реализации региональных программ развития агропромышленного комплекса (возмещение части затрат по наращиванию маточного поголовья овец и коз);

софинансирование расходов на содействие достижению целевых показателей реализации региональных программ развития агропромышленного комплекса (возмещение части затрат по наращиванию поголовья северных оленей, маралов и мясных табунных лошадей);

софинансирование расходов на содействие достижению целевых показателей реализации региональных программ развития агропромышленного комплекса (поддержка производства и реализации тонкорунной и полутонкорунной шерсти);

возмещение части затрат на приобретение рыбопосадочного материала;

возмещение части затрат на приобретение технических средств и оборудования для осуществления аквакультуры (товарного рыбоводства);

5) обеспечение финансовой устойчивости сельскохозяйственных товаропроизводителей, в том числе:

софинансирование расходов на содействие достижению целевых показателей реализации региональных программ развития агропромышленного комплекса (возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на развитие молочного скотоводства);

софинансирование расходов на содействие достижению целевых показателей реализации региональных программ развития агропромышленного комплекса (возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на развитие растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства);

возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховой премии, начисленной по договору сельскохозяйственного страхования в области растениеводства;

софинансирование расходов на содействие достижению целевых показателей реализации региональных программ развития агропромышленного комплекса (возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на развитие животноводства, переработки и реализации продукции животноводства);

софинансирование расходов на содействие достижению целевых показателей реализации региональных программ развития агропромышленного комплекса (возмещение части процентной ставки по краткосрочным кредитам (займам) на переработку продукции растениеводства и животноводства в области оптово-распределительных центров);

(абзац введен Постановлением Правительства Республики Алтай от 17.03.2017 № 62)

возмещение части процентной ставки по прочим краткосрочным кредитам (займам);

возмещение части затрат сельскохозяйственных производителей на уплату страховой премии, начисленной по договору сельскохозяйственного страхования в области животноводства;

софинансирование расходов на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) в агропромышленном комплексе (развитие растениеводства, переработки и развития инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции растениеводства);

софинансирование расходов на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) в агропромышленном комплексе (строительство и реконструкцию объектов для молочного скотоводства);

софинансирование расходов на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) в агропромышленном комплексе (строительство и реконструкцию объектов мясного скотоводства);

софинансирование расходов на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) в агропромышленном комплексе (развитие животноводства, переработки и развития инфраструктуры и логистического обеспечения рынков продукции животноводства);

возмещение части затрат на уплату процентов по прочим инвестиционным кредитам;

6) развитие малых форм хозяйствования на селе, в том числе: (В редакции Постановления Правительства Республики Алтай от 20.12.2017 № 335)

(абзац  исключен  постановлением  Правительства Республики Алтай от 20.12.2017 г. № 335 - см. предыдущую редакцию)

софинансирование расходов на содействие достижению целевых показателей реализации региональных программ развития агропромышленного комплекса (поддержка начинающих фермеров);

софинансирование расходов на содействие достижению целевых показателей реализации региональных программ развития агропромышленного комплекса (развитие семейных животноводческих ферм);

софинансирование расходов на содействие достижению целевых показателей реализации региональных программ развития агропромышленного комплекса (возмещение части процентной ставки по долгосрочным, среднесрочным и краткосрочным кредитам, взятым малыми формами хозяйствования);

субсидии на возмещение части процентной ставки по долгосрочным, среднесрочным и краткосрочным кредитам, взятым малыми формами хозяйствования.

Кроме вышеперечисленных мероприятий подпрограммы «Развитие отраслей агропромышленного комплекса» реализуются следующие мероприятия:

в рамках 1 этапа Концепции развития свиноводства в Республике Алтай на 2016 - 2020 годы ведется разработка нормативной правовой базы, регулирующей государственное управление в области свиноводства на территории Республики Алтай (порядок выдачи субсидии, контроль за целевым использованием субсидии и др.);

в рамках 1 этапа Концепции развития мараловодства в Республике Алтай на 2016 - 2026 годы ведется разработка нормативной правовой базы, регулирующей государственное управление в области пантового мараловодства;

в рамках 1 этапа Концепции развития рыбохозяйственного комплекса в Республике Алтай на 2016 - 2020 годы реализуются следующие мероприятия:

на базе Министерства сельского хозяйства Республики Алтай создана рабочая группа по решению вопросов развития рыбохозяйственного комплекса;

в 2016 году вовлечены в оборот 3 водных объекта, в 2017 году продолжается работа по вовлечению в оборот дополнительных озер. Также идет подготовка перечня озер согласно заявок потенциальных пользователей для предоставления в Верхнеобское территориальное управление федерального агентства по рыболовству;

ведется работа по выращиванию и реализации рыбопосадочного материала на территории Республики Алтай;

в рамках 1 этапа Концепции развития тепличного комплекса в Республике Алтай на 2016 - 2020 годы реализуются следующие мероприятия:

создание и ведение реестра теплиц и овощехранилищ, подлежащих восстановлению и реконструкции;

разработка нормативной правовой базы, регулирующей государственное управление в области тепличного овощеводства, в том числе порядки предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям на государственную поддержку агропромышленного комплекса Республики Алтай.

Перечень основных мероприятий подпрограммы «Развитие отраслей агропромышленного комплекса» представлен в приложении № 2 к программе.

 

1.4. Меры государственного регулирования

 

Правовое регулирование подпрограммы «Развитие отраслей агропромышленного комплекса»:

Закон Республики Алтай от 25 июня 2003 года № 12-34 «О государственной поддержке агропромышленного комплекса Республики Алтай» устанавливает основы осуществления государственной поддержки агропромышленного комплекса Республики Алтай в целях развития производства, переработки сельскохозяйственной продукции, а также производственно-технического обслуживания и материально-технического обеспечения сельскохозяйственного производства за счет средств республиканского бюджета Республики Алтай.

Распоряжение Правительства Республики Алтай от 26 августа № 438-р «Об утверждении концепций развития отдельных направлений сельского хозяйства Республики Алтай».

Порядок оказания государственной поддержки сельхозтоваропроизводителям Республики Алтай в сфере реализации подпрограммы «Развитие отраслей агропромышленного комплекса» регламентируется следующими постановлениями Правительства Республики Алтай:

постановление Правительства Республики Алтай от 6 июля 2017 года № 155 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям из республиканского бюджета Республики Алтай на государственную поддержку агропромышленного комплекса Республики Алтай и признании утратившим силу некоторых постановлений Правительства Республики Алтай»; (В редакции Постановления Правительства Республики Алтай от 20.12.2017 № 335)

постановление Правительства Республики Алтай от 8 февраля 2017 года № 32 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям из республиканского бюджета Республики Алтай, источником финансового обеспечения которых являются средства республиканского бюджета Республики Алтай и субсидии федерального бюджета, на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса, и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Алтай». (Дополнен - Постановление Правительства Республики Алтай от 20.12.2017 № 335)

абзац утратил силу. - Постановление Правительства Республики Алтай от 17.03.2017 № 62.

 

1.5. Сведения о средствах федерального бюджета

 

В рамках подпрограммы «Развитие отраслей агропромышленного комплекса» планируется привлекать средства федерального бюджета по следующим основным направлениям:

1) поддержание доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей в области растениеводства (несвязанная поддержка);

2) поддержание доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей в области молочного скотоводства (на 1 кг реализованного молока);

3) содействие достижению целевых показателей реализации региональной программы развития агропромышленного комплекса;

4) возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) в агропромышленном комплексе.

Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года № 717, предусмотрена возможность софинансирования из федерального бюджета мероприятий подпрограммы «Развитие отраслей агропромышленного комплекса».

Ресурсное обеспечение реализации подпрограммы «Развитие отраслей агропромышленного комплекса» за счет средств федерального бюджета представлено в приложении № 3.1 к программе.

 

1.6. Сведения об участии муниципальных образований

 

Средства местных бюджетов муниципальных образований в Республике Алтай на реализацию мероприятий подпрограммы не предусмотрены.

Субсидии местным бюджетам муниципальных образований в Республике Алтай на реализацию мероприятий подпрограммы не предоставляются.

 

1.7. Сведения об участии организаций

 

В реализации мероприятий подпрограммы «Развитие отраслей агропромышленного комплекса» принимают участие следующие организации:

федеральное государственное учреждение «Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Республике Алтай» занимается вопросами строительства и обслуживания мелиоративных систем;

федеральное государственное учреждение «Станция агрохимической службы «Горно-Алтайска» осуществляет проведение агрохимического обследования земель, мониторинг почвенного плодородия;

филиал Федерального государственного учреждения «Российский сельскохозяйственный центр» по Республике Алтай осуществляет контроль качества семенного материала и защиту растений;

государственное научное учреждение «Горно-Алтайский научно-исследовательский институт сельского хозяйства Российской академии сельскохозяйственных наук» проводит научные исследования в сфере агропромышленного комплекса, в том числе по заказам органов государственной власти Республики Алтай.

В рамках подпрограммы реализация инвестиционных проектов не планируется.

 

2. Подпрограмма «Обеспечение общих условий функционирования

отраслей агропромышленного комплекса»

 

2.1. Паспорт подпрограммы государственной

программы Республики Алтай

 

Наименование подпрограммы (далее - подпрограмма)

Обеспечение общих условий функционирования отраслей агропромышленного комплекса

Наименование государственной программы, в состав которой входит подпрограмма

Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия

Администратор подпрограммы

Министерство сельского хозяйства Республики Алтай

Соисполнители государственной программы, участвующие в реализации основных мероприятий государственной программы в рамках подпрограммы

Комитет ветеринарии с Госветинспекцией Республики Алтай;

Комитет по охране, использованию и воспроизводству объектов животного мира Республики Алтай;

Министерство регионального развития Республики Алтай

Сроки реализации подпрограммы

2017 - 2020 годы

Цель подпрограммы

Обеспечение общих условий функционирования отраслей агропромышленного комплекса

Задачи подпрограммы

Обеспечение эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия РА;

повышение результативности предоставления межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям в Республике Алтай в сфере обращения с безнадзорными собаками и кошками;

обеспечение эпизоотического благополучия в части строительства объектов утилизации и уничтожения биологических отходов (скотомогильников, биотермических ям и других);

регулирование численности животных, наносящих ущерб сельскому и охотничьему хозяйству на территории РА;

проведение выставочно-ярмарочных мероприятий для продвижения сельскохозяйственной продукции;

повышение кадрового потенциала работников АПК

Целевые показатели подпрограммы

Число проведенных диагностических исследований животных на туберкулез, бруцеллез, лептоспироз, лейкоз, млн исследований.;

снижение численности безнадзорных животных в отчетном году, %;

количество обращений граждан, сельхозорганизаций по случаю задавов сельскохозяйственных животных волками, ед.;

Количество скотомогильников, строительство (реконструкция) которых осуществляется в рамках реализации программы, ед.;

объем реализованной на ярмарках, выставках сельхозпродукции, млн руб.;

доля руководителей и специалистов в АПК с высшим образованием, % от общего числа

Ресурсное обеспечение подпрограммы

Объемы бюджетных ассигнований за счет средств республиканского бюджета Республики Алтай на реализацию подпрограммы составят 486898,80 тыс. руб., в том числе по годам реализации подпрограммы:

2017 год – 125887,70 тыс. руб.;

2018 год – 127016,20 тыс. руб.;

2019 год – 117720,50 тыс. руб.;

2020 год – 116274,40 тыс. руб.

На реализацию подпрограммы планируется привлечь средства федерального бюджета в объеме 0,00 тыс. руб. (справочно), в том числе по годам реализации подпрограммы:

2017 год – 0,00 тыс. руб.;

2018 год – 0,00 тыс. руб.;

2019 год – 0,00 тыс. руб.;

2020 год – 0,00 тыс. руб.

Из иных источников на цели реализации подпрограммы планируется направить 0,00 тыс. руб. (справочно), в том числе по годам реализации программы:

2017 год – 0,00 тыс. руб.;

2018 год – 0,00 тыс. руб.;

2019 год – 0,00 тыс. руб.;

2020 год – 0,00 тыс. руб.

(В редакции Постановления Правительства Республики Алтай от 20.12.2017 № 335)


Информация по документу
Читайте также