Расширенный поиск

Постановление Правительства Республики Алтай от 22.04.2016 № 112

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

от 22 апреля 2016 г. № 112

 

 

Об утверждении Комплексной программы

социально-экономического развития малонаселенных,

труднодоступных и отдаленных населенных пунктов

на территории Республики Алтай

 

(В редакции Постановления Правительства Республики Алтай

от 31.08.2017 № 220)

 

В соответствии с подпунктом 11 пункта 2, пунктом 3.1 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», в целях социально-экономического развития малонаселенных, труднодоступных и отдаленных населенных пунктов на территории Республики Алтай Правительство Республики Алтай п о с т а н о в л я е т:

 

1. Утвердить прилагаемую Комплексную программу социально-экономического развития малонаселенных, труднодоступных и отдаленных населенных пунктов на территории Республики Алтай.

2. Настоящее Постановление вступает в силу с момента его официального опубликования.

3. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Первого заместителя Председателя Правительства Республики Алтай Р.Р.Пальталлера.

 

 

Глава Республики Алтай,

Председатель Правительства

Республики Алтай                 А.В.Бердников

 

 

 

 

 

Утверждена

Постановлением

Правительства Республики Алтай

от 22 апреля 2016 г. № 112

 

КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА

социально-экономического развития малонаселенных,

труднодоступных и отдаленных населенных пунктов

на территории Республики Алтай

 

(В редакции Постановления Правительства Республики Алтай

от 31.08.2017 № 220)

 

1. Паспорт программы

 

Наименование программы (далее - программа)

Комплексная программа социально-экономического развития малонаселенных, труднодоступных и отдаленных населенных пунктов на территории Республики Алтай

Основание для разработки программы

подпункт 11 пункта 2, пункт 3.1 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»;

Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2010 года № 1120-р; поручение Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай А.В.Бердникова от 17 декабря 2015 года № ПГ-438

Исполнители программы

Министерство регионального развития Республики Алтай,

Министерство сельского хозяйства Республики Алтай,

Министерство экономического развития и туризма Республики Алтай,

Министерство образования и науки Республики Алтай,

Министерство здравоохранения Республики Алтай,

Министерство культуры Республики Алтай, Министерство труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай,

Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай,

Комитет по молодежной политике, физической культуре и спорту Республики Алтай,

Комитет ветеринарии с Госветинспекцией Республики Алтай,

администрации муниципальных образований в Республике Алтай (по согласованию)

Сроки реализации программы

2016 - 2030 годы

Цель программы

Сохранение, развитие малонаселенных, труднодоступных и отдаленных населенных пунктов на территории Республики Алтай и создание комфортных условий проживания в них населения

Ресурсное обеспечение программы

Общий объем бюджетных ассигнований на реализацию программы составит 7429597,3 тыс. рублей, в том числе:

а) за счет средств республиканского бюджета Республики Алтай (справочно) составит 5765820,1 тыс. рублей;

б) за счет средств федерального бюджета (справочно) составит 1399614,9 тыс. рублей;

в) за счет средств местных бюджетов (справочно) составит 86414,5 тыс. рублей;

г) за счет средств из иных источников (справочно) составит 177747,8 тыс. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

Недопущение исчезновения малых, труднодоступных сел.

Сохранение численности населения к 2030 году в населенных пунктах, включенных в программу, не ниже уровня 2015 года

 

2. Характеристика текущего состояния, основные проблемы

в сфере реализации программы, приоритеты

 

В Республике Алтай по состоянию на начало 2016 года в 91 сельском поселении находятся 245 населенных пунктов. В них проживает около 152,3 тыс. человек, или более 70% населения. Плотность населения составляет 2,32 чел. на км2. Большинство муниципальных районов (кроме Майминского, граничащего с г. Горно-Алтайском) имеют низкую плотность населения. Плотность населения муниципальных районов варьируется от 0,62 чел./км2 (в высокогорном, отдаленном Улаганском районе) до 24,87 чел./км2 (в Майминском районе). Средняя плотность населения в муниципальных районах (без г. Горно-Алтайска) составляет 1,64 чел. на км2. Во всех муниципальных районах республики имеются отдаленные и труднодоступные населенные пункты, в том числе малые. Для целей реализации настоящей программы определено 39 населенных пунктов из всех муниципальных районов в Республике Алтай, в которых на начало 2016 года проживает 12431 человек, это около 5,8% населения республики. Перечень населенных пунктов приведен в приложении № 1 к настоящей программе. В этих селах отмечается сокращение численности населения, главным образом в связи с миграционной убылью. Так, за 2014 год численность населения в них снизилась на 231 человек, за 2015 год - на 131 человек, а на начало 2016 года по сравнению с данными на начало 2012 года сократилась на 588 человек, или на 4,2%. При сохранении сложившейся тенденции численность населения в этих населенных пунктах к 2030 году может снизиться к уровню 2015 года на 22% и составит 9,8 тыс. чел., при этом в целом по республике численность населения будет возрастать. Снижение численности населения в малых труднодоступных селах неизбежно приведет к их исчезновению.

Основным видом занятий населения, проживающего в малонаселенных, отдаленных, труднодоступных селах, является сельское хозяйство, туризм. В перспективе такая специализация населенных пунктов сохранится. Часть сел является территориями компактного проживания коренных малочисленных народов Республики Алтай.

В настоящее время в малонаселенных, труднодоступных и отдаленных пунктах Республики Алтай находятся 157 сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств. Поголовье скота в данных хозяйствах по состоянию на 01.01.2016 составляет: маралы и табунные лошади - 14903 гол., овцы и козы - 12827 гол., яки и верблюды - 60 гол., маточное поголовье КРС мясных пород и помесей - 527 гол.

Продуктами питания, такими, как: мясо, молоко, яйца, рыба, картофель, овощи, население обеспечивает себя полностью. Излишки продукции (мяса) реализуются в зимнее время, молоко используется только на внутрихозяйственное потребление. Закуп молока в труднодоступных и отдаленных селах из-за удаленности от перерабатывающих предприятий не производится, его организация требует значительных материальных и финансовых затрат и в настоящее время нерентабельна.

Одним из традиционных направлений в малых, труднодоступных и отдаленных населенных пунктах является сбор дикорастущих и лекарственных растений (клюква, брусника, орехи, грибы, папоротник-орляк и т.д.).

Перспективным направлением в малых селах является рыбохозяйственная отрасль, так как рыболовство является традиционным занятием сельского населения. Водоемы на территории Республики Алтай, особенно в труднодоступных, отдаленных селах Кош-Агачского, Улаганского районах, перенаселены османом, который является малоценной рыбой. Данный вид не имеет большой рыночной стоимости и потребительской ценности, поэтому занимаемая им «территория» не приносит дохода ни государству, ни рыболовам-любителям. Аналогичная ситуация в водоемах других районов, которые перенаселены окунем, карасем. Экономически более оправдана ориентация экосистем на выращивание ценной, дорогой рыбы на естественных кормовых ресурсах (пастбищная аквакультура).

Одним из перспективных направлений является развитие туризма в малых селах.

Несмотря на достаточно высокий ресурсный потенциал для развития сельского хозяйства, суровые природно-климатические условия ограничивают потенциал пастбищных угодий. Аналогичные риски развития характерны для других как традиционных, так и перспективных направлений развития экономики в малых селах, при этом без ежегодной государственной поддержки не представляется невозможным не только увеличение поголовья скота, но и развитие других подотраслей. Данное обстоятельство влечет низкий уровень собственных доходов, в том числе налоговых поступлений, в бюджеты как муниципальных районов, так и сельских поселений, на территории которых расположены малые села.

Удаленность от центров и транспортных магистралей, бюджетные ограничения и остаточный принцип финансирования развития малых сел обусловил низкий уровень развития социальной и производственной инфраструктуры, в том числе отсутствие стабильно работающих предприятий, в том числе к росту безработицы.

Число официально зарегистрированных безработных на конец 2014 года в малых селах составляло 153 человека (1,22% к численности населения в этих селах), к концу 2015 года снизилось и составило 122 человека. С целью содействия занятости населения в населенных пунктах в период реализации программы следует осуществлять мероприятия по:

временному трудоустройству безработных граждан;

профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию безработных граждан;

содействию самозанятости безработных граждан.

Одной из причин неблагоприятной ситуации в комплексном развитии отдаленных населенных пунктов является низкий уровень комфортности проживания, в ряде сел имеется проблема обеспечения питьевой водой, неудовлетворительного качества автомобильных дорог, отсутствия связи, в том числе сотовой, и доступа к сети «Интернет». Из представленного перечня только в 19 населенных пунктах имеется водоснабжение (менее 50%), часто децентрализованное. В 5 населенных пунктах отсутствуют объекты здравоохранения (фельдшерско-акушерские пункты) и культуры. В 7 малых населенных пунктах нет школ.

Водоснабжение имеется в 19 населенных пунктах, однако сетями водоснабжения обеспечена только часть населения этих сел. С учетом перспектив развития населенных пунктов водоснабжение является первоочередной задачей, которую возможно реализовать в рамках ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий».

Сложный рельеф высокогорной местности затрудняет условия жизни населения, снижает уровень транспортной доступности, способствует повышению стоимости строительства объектов.

Единственным видом транспорта для отдаленных и труднодоступных населенных пунктов, как и всей территории республики, является автомобильный транспорт. Сеть автомобильных дорог является достаточно разветвленной, проходит по горной, иногда высокогорной местности. Значительная часть дорог, особенно ведущих к отдаленным населенным пунктам, находится в неудовлетворительном состоянии. С некоторыми населенными пунктами полностью отсутствует круглогодичная связь по дорогам общего пользования (Каначак, Суранаш, Язула, Коо, Кок-Паш, Балыкча, Беле, Беляши, Аркыт, Инегень).

С некоторыми населенными пунктами имеется автомобильная связь через территорию соседнего субъекта РФ - Кемеровскую область (Майск).

Кроме того, неудовлетворительное состояние автомобильных дорог к труднодоступным селам обуславливает низкие скорости движения и, вследствие этого, высокую стоимость перевозок. Бездорожье является причиной значительного перерасхода горючего, низких сроков службы автопарка, больших расходов на техническое обслуживание автопарка.

В перспективе будет актуальным строительство автомобильной дороги Иня - Тюнгур, что повлечет за собой развитие туризма по кольцевому маршруту Усть-Коксинский район - с. Тюнгур - с. Инегень.

Часть сел подвержены негативному воздействию вод (паводковых, береговому размыву - береговой эрозии и затоплению прибрежных зон в максимум половодья). Иногда происходит затопление участков автомобильных дорог.

Всего из 39 сел в трех селах выполнены мероприятия по предотвращению негативного воздействия вод (расчистка русел рек в с. Майск в 2008 году, в с. Паспарта в 2012 году, капитальный ремонт ГТС в с. Белый Ануй в 2007 - 2008 годах). В двух населенных пунктах ведутся работы по предотвращению негативного воздействия вод (с. Коргон - капитальный ремонт ГТС на реке Чарыш и планируется строительство противопаводковых ГТС на реке Чулышман в с. Балыкча).

По результатам предпаводковых и послепаводковых обследований паводкоопасных территорий и водных объектов наибольшему негативному воздействию подвержены 4 села: Уймень (паводковое затопление), Мульта (паводковое затопление, береговая эрозия), Инегень (наледные затопления), с. Беляши (паводковое затопление, береговая эрозия). Капитальное строительство объектов по предотвращению негативного воздействия реки Верхний Инегень и рек Чулиш и Уймень в с. Уймень не требуется, т.к. негативное воздействие рек может быть предотвращено путем расчистки и углубления русел рек. В селах Беляши и Мульта необходимо строительство противопаводковых берегозащитных сооружений капитального характера. Одной из проблем является отсутствие проектно-сметной документации на строительство, реконструкцию объектов инженерной защиты от негативного воздействия вод, являющихся объектами муниципальной собственности в связи с ограниченностью средств местных бюджетов.

В 12 отдаленных населенных пунктах отсутствует централизованное электроснабжение, работают дизельные, малые гидро- либо автономные гибридные дизель-солнечные электростанции. С учетом увеличения объемов потребления электроэнергии как населением, так и туристами в туристский сезон, необходимо увеличение мощностей объектов электроэнергетики в населенных пунктах, включенных в программу, а также обновление имеющегося оборудования для выработки электроэнергии.

Кроме того, с учетом энергодефицитности региона возрастет потребность в проектировании и строительстве ВЛ 110 кВ «Усть-Кокса - Иня», цель которой - обеспечение надежности электроснабжения, обеспечение энергобезопасности потребителей, проживающих в отдаленных населенных пунктах в Усть-Коксинском, Усть-Канском районах. Суть проекта - закольцовка электросетей, которые питают Усть-Канский, Усть-Коксинский, Онгудайский районы, что обеспечит надежное резервирование как по этим районам, так и за счет двустороннего питания по Кош-Агачскому и Улаганскому районам.

Из 39 населенных пунктов, включенных в программу, в четырех не имеется ни одного объекта социальной сферы (образования, здравоохранения, культуры): с. Аркыт (63 чел.), Суранаш (33 чел.), Беле (30 чел.) и Кок-Паш (27 чел.), более того, все эти села не имеют сетевого электроснабжения.

Отсутствуют объекты здравоохранения в населенных пунктах с числом жителей до 100 человек:

1) с. Аркыт Кош-Агачского района (63 чел.);

2) с. Чуйка Турочакского района (86 чел.);

3) с. Суранаш Турочакского района (33 чел.);

4) с. Беле Улаганского района (30 чел.);

5) с. Кок-Паш Улаганского района (27 чел.).

В вышеуказанных населенных пунктах строительство фельдшерско-акушерских пунктов нецелесообразно. Данные населенные пункты обслуживаются ближайшими ФАПами. Согласно приказу Минздрава России от 15 мая 2012 года № 543н в населенных пунктах с числом жителей менее 100 человек первичная медико-санитарная помощь оказывается мобильными медицинскими бригадами, в том числе с использованием мобильных медицинских комплексов (выездные формы работы), не реже 2 раз в год. Также могут быть организованы домовые хозяйства.

Приказом Министерства здравоохранения Республики Алтай от 19 августа 2015 года № 139 «Об утверждении схемы территориального планирования системы здравоохранения Республики Алтай» в с. Чуйка и с. Суранаш Турочакского района, с. Аркыт Кош-Агачского района организованы домовые хозяйства. Домовое хозяйство выбирается из числа проживающих в сельском поселении, по добровольному согласию, безвозмездно. В селах Беле и Кок-Паш Улаганского района ведется работа по организации домовых хозяйств.

Домовое хозяйство обеспечивается аптечкой первой помощи, телефонной связью с фельдшером ближайшего ФАП, районной больницей и оперативным дежурным БУЗ РА «Центр медицины катастроф». Ответственное лицо проходит обучение по правилам оказания первой помощи не реже одного раза в год. При обращении граждан по поводу угрозы здоровью ответственное лицо действует в соответствии с Порядком оказания первой помощи в Домовом хозяйстве, утвержденным руководителем медицинской организации.

В с. Кучерла Усть-Коксинского района отсутствует ФАП, число жителей села составляет 139 человек, в туристский сезон численность населения увеличивается за счет отдыхающих. В данном населенном пункте требуется строительство фельдшерско-акушерского пункта.

В настоящее время из 39 труднодоступных и отдаленных населенных пунктов на территории Республики Алтай в семи отсутствуют образовательные организации, осуществляющие обучение по программам начального, основного и среднего (полного) общего образования. В 10 населенных пунктах имеются начальные общеобразовательные школы, где обучается 99 детей, в 12 - основные общеобразовательные школы (552 ребенка), в 10 - средние общеобразовательные школы (1378 детей). Всего в общеобразовательных организациях обучается 2029 детей.

В 21 населенном пункте оказываются услуги дошкольного образования, в 15 населенных пунктах 539 детей посещают детские сады, кроме того 37 детей посещают дошкольные группы при общеобразовательных организациях, 31 ребенок посещает группы кратковременного пребывания.

Из 32 муниципальных образовательных организаций, расположенных в труднодоступных и отдаленных населенных пунктах, 15 школ требуют капитального ремонта. Инженерные сети и коммуникации характеризуются высокой степенью изношенности. Невыполнение в полном объеме требований к санитарному и противопожарному состоянию помещений ведет к снижению уровня безопасности всех участников образовательного процесса.

Общеобразовательные организации должны иметь все виды благоустройства, необходимые для обеспечения образовательной, административной и хозяйственной деятельности помещения, в том числе современные учебные, информационно-библиотечные, спортивные, помещения для питания, медицинского назначения, административные и иные помещения, оснащенные необходимым оборудованием, в том числе для организации образовательной деятельности с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Одной из проблем является то, что уровень общего образования в сельской местности в целом заметно ниже городского и среднереспубликанского, особенно в отдаленных и труднодоступных населенных пунктах, что связано с тем, что кадровый состав в сельских школах укомплектован не полностью. Далеко не во всех районах сельские учителя, особенно молодые специалисты, обеспечены жильем.

Решение этой проблемы невозможно без улучшения социальных и жилищно-бытовых условий педагогических работников.

Согласно данным муниципальных образований по состоянию на 1 марта 2016 года из 35 муниципальных образовательных организаций, расположенных в труднодоступных и отдаленных населенных пунктах, в 17 школах на балансе состоит специализированный транспорт для перевозки детей, посредством которого обеспечивается подвоз детей из других начальных и основных общеобразовательных школ. Всего подвоз осуществляется из 18 населенных пунктов, где имеются данные школы. Подвоз осуществляется в ежедневном и еженедельном режиме в зависимости от расстояния между населенными пунктами, численности обучающихся и наличия пришкольных интернатов.

В учреждениях 36 населенных пунктов, из 39 включенных в программу, ведется культурно-досуговая деятельность. Несмотря на отдаленность и труднодоступность этих сел от районных центров население активно участвует в мероприятиях сельского, муниципального и республиканского уровня. При этом необходимо отметить, что основным фактором, влияющим на эффективность работы учреждений сферы культуры, является их слабая материально-техническая база.

При выборе собственной стратегии развития учреждения опираются на имеющуюся ресурсную базу, которая в большинстве случаев является недостаточной для организации культурной деятельности и предоставления населению качественных услуг.

Изначально финансирование сферы культуры осуществлялось по остаточному принципу, что привело к тому, что на сегодняшний день культура, особенно в сельской местности, находится в бедственном положении.

Изношенность музыкальных инструментов, концертных костюмов, отсутствие звукоусиливающего, светооборудования, отсутствие финансовых средств для пополнения книжных фондов - все это не позволяет в полной мере реализовать культурно-просветительскую деятельность в сельской местности.

Из 36 населенных пунктов требуется: проведение капитального ремонта зданий учреждений культуры в 28 населенных пунктах; строительство сельского дома культуры в двух населенных пунктах - в с. Уймень Чойского района (где проживают 397 человек) и в с. Карагай Усть-Коксинского района (где проживают 452 человека), обновление материально-технической базы требуется во всех 36 населенных пунктах (приобретение и обновление звукоусилительной и световой аппаратуры, аудиовизуальных средств, мебели и одежды сцены, сценических костюмов, музыкальных инструментов и мн.др.).

В отдаленных, труднодоступных селах отсутствуют крытые спортивные залы. Плоскостные спортивные сооружения (оборудованные игровые площадки, стадионы) и спортивные залы имеются в двадцати одном селе, из них в четырех требуется реконструкция или капитальный ремонт.

Требуется капитальный ремонт пришкольных спортивных залов в селах Яйлю, Мульта и Банное. Из плоскостных спортивных сооружений требует реконструкции стадион в с. Бийка, предполагаемый период реконструкции администрацией муниципального образования - 2020 - 2025 годы.

Имеется потребность в строительстве универсальных всесезонных спортивных сооружений для использования в качестве площадок для игровых видов спорта.

Из 18 населенных пунктов, в которых отсутствуют спортивные сооружения, в 13-ти строительство, ввиду малочисленности, является нецелесообразным. Дети из указанных сел обучаются в ООШ и СОШ близлежащих населенных пунктах, либо проживают там в интернатах.

В Республике Алтай остается низким уровень использования информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Отсутствие широкополосного доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в отдаленных населенных пунктах республики, а также низкий уровень IT-грамотности затрудняет получение государственных и муниципальных услуг в электронном виде.

В 5 населенных пунктах имеется доступ к сети «Интернет» только через операторов сотовой связи, в 12 населенных пунктах максимальная скорость выхода в сеть Интернет составляет от 170 до 250 Кб/сек., в 15 селах доступ к сети «Интернет» и сотовая связь полностью отсутствуют. Широкополосный доступ к сети «Интернет» отсутствует во всех 39 населенных пунктах.

Мобильная связь имеется в 24 населенных пунктах, в том числе в 6 имеется по два оператора сотовой связи.

Основной задачей в этой связи является сокращение «цифрового неравенства» среди населенных пунктов, предупреждение изолированности отдельных граждан и социальных групп.

Учитывая, что основным видом деятельности для населения отдаленных сел является сельское хозяйство, и с учетом требований Закона РФ от 14 мая 1993 года № 4979-1 «О ветеринарии» с 1 января 2018 года оформление ветеринарных сопроводительных документов будет проводиться в электронной форме, что влечет необходимость оснащения рабочих мест ветеринарных специалистов современной компьютерной техникой с выходом в систему «Интернет».

Для сокращения разрыва по уровню жизни населения в малых селах и в районных центрах актуальным является обеспечение социально-экономического развития сельских территорий, особенно отдаленных и труднодоступных, стимулируемое государственной поддержкой, направленной, с одной стороны, на укрепление хозяйственной базы малых сел, создание оплачиваемых рабочих мест, а с другой - повышение комфортности проживания в отдаленных населенных пунктах.

 

3. Основная цель и задачи, сроки реализации Программы

 

Согласно Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2010 года № 1120-р, приоритетом оптимизации системы расселения в Южном поясе Сибири является сохранение и развитие сельских поселений, обеспечивающих формирование равномерной пространственно-сетевой структуры системы сельского расселения, позволяющей наиболее полно использовать природные ресурсы территории для постоянного проживания и развития сельскохозяйственного производства. В связи с этим, реализация мероприятий по социально-экономическому развитию отдаленных, труднодоступных сел, особенно находящихся в приграничных территориях региона, выглядит наиболее важной.

Целью программы является сохранение, развитие малонаселенных, труднодоступных и отдаленных населенных пунктов на территории Республики Алтай и создание комфортных условий проживания в них населения.

Выбор поставленной цели обусловлен необходимостью решения проблем, характерных для сельских поселений, соответствующих четырем следующим критериям:

отдаленных от районного центра не менее чем на 25 км и имеющих приграничное местоположение (с другим субъектом РФ и/или другим государством) и/или являющихся конечным населенным пунктом;

находящихся в удалении не менее чем 25 км от автомобильной дороги федерального значения или автомобильной дороги регионального значения, ведущей к центру МО;

имеющих общую убыль населения;

имеющих объекты социальной инфраструктуры и перспективы экономического развития села (реализуемый проект либо деятельность хозяйствующих субъектов).

Кроме того, в программу включаются населенные пункты, не имеющие сетевого электроснабжения.

Достижение поставленной цели соответствует стратегическим приоритетам социально-экономического развития Республики Алтай до 2028 года.

Для достижения цели программы предполагается решение следующих задач:

улучшение качества жизни населения малонаселенных, труднодоступных и отдаленных населенных пунктов;

обеспечение экономического роста.

Программа будет реализована в период 2016 - 2030 годы.

 

4. Перечень мероприятий Программы

 

В рамках программы планируется реализация следующих направлений мероприятий:

1. В социальной сфере:

проектирование и строительство спортивных сооружений для игровых видов спорта - в рамках программы планируется проектирование и строительство всесезонных спортивных коробок для игровых видов спорта (волейбол, мини-футбол, баскетбол, гандбол, хоккей) в 7 населенных пунктах с численностью населения более 250 человек и в 2 населенных пунктах с населением до 200 человек (по предложению администраций муниципальных образований) в рамках ГП РА «Развитие физической культуры и спорта». Указанные населенные пункты не имеют на территории площадок для занятия физической культурой и спортом взрослого населения и молодежи. Предполагается использование типовой проектно-сметной документации (либо приобретение проекта у субъектов РФ, прошедших квалификационный отбор проектов спортивных сооружений для массового спорта в Министерстве спорта России) с последующей привязкой данного типового проекта к другим местностям для уменьшения стоимости за счет расходов на проектирование. Финансирование планируется осуществлять посредством привлечения средств ФЦП «Развитие физической культуры и массового спорта»;

строительство и капитальный ремонт объектов здравоохранения, оснащение их медицинским оборудованием и мебелью - с учетом состояния объектов здравоохранения (износа и т.п.) планируется проведение работ по капитальному ремонту зданий 18 ФАПов, 1 участковой больницы и 1 СВА, которые предполагается осуществлять в рамках ГП РА «Развитие здравоохранения»;

проведение мероприятий с участием некоммерческих организаций в рамках деятельности по поддержке социально-ориентированных некоммерческих организаций;

капитальный ремонт объектов образования - для повышения доступности качественного образования в рамках программы планируется провести капитальный ремонт школ, предусматривающий устранение неисправностей всех изношенных элементов здания и оборудования, благоустройство прилегающей территории, создание благоприятных условий для организации образовательного процесса, повышение уровня удовлетворенности всех участников образовательного процесса качеством образования и уровнем безопасности;

обеспечение автотранспортом школ - планируется провести оснащение всех школ, в которых осуществляется подвоз детей, специальным транспортом, а также проводить поэтапное обновление парка школьных автобусов по мере истечения установленных для них сроков эксплуатации (с 2017 года не более 10 лет);

обеспечение жильем учителей - планируется улучшение жилищно-бытовых условий проживания педагогических работников сельских школ в целях стимулирования и закрепления кадров на селе, а именно обеспечение жильем учителей в 29 населенных пунктах;

капитальный ремонт и строительство объектов культуры - предполагается осуществлять путем привлечения средств федерального бюджета в рамках: 1) федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года», 2) федеральной целевой программы «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014 - 2020 годы)», 3) федеральной целевой программы «Культура России (2012 - 2018 годы)», 4) средств резервного фонда Президента Российской Федерации;

обновление материально-технической базы объектов культуры, проведение мероприятий (праздников) в целях приобщения населения к культурно-досуговой деятельности, национальным праздникам;

организация выездной медицинской работы - планируется ежегодно (4 раза в год) осуществлять выезды для диспансерного обследования населения сел.

2. Поддержка хозяйствующих субъектов и населения:

предоставление субсидий и иных видов государственной поддержки хозяйствующим субъектам (в т.ч. на развитие сельского хозяйства сельхозтоваропроизводителям по льготной ставке);

государственная поддержка проектов субъектов малого и среднего предпринимательства на конкурсной основе;

мероприятия по содействию снижению безработицы - с целью содействия занятости населения в населенных пунктах в период реализации программы следует осуществлять мероприятия по временному трудоустройству безработных граждан, профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию безработных граждан, содействию самозанятости безработных граждан.

3. В сфере обеспечения объектами инженерной инфраструктуры и защиты населения от чрезвычайных ситуаций:

строительство, реконструкция автомобильных дорог и мостовых переходов, ремонт автомобильных дорог и сооружений на них;

строительство объектов водоснабжения в сельской местности планируется осуществлять через субсидии на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности в рамках ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года»;

мероприятия в сфере электроэнергетики в населенных пунктах без сетевого электроснабжения (строительство гидроэлектро-, солнечной станции, приобретение дизельной электростанции) с обеспечением бесперебойного электроснабжения населенных пунктов;

строительство противопаводковых дамб, капитальный ремонт гидротехнических сооружений с целью снижения негативного воздействия вод.

4. Для обеспечения доступа населения к получению государственных и муниципальных услуг:

обеспечение доступа к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» - в рамках Соглашения между Правительством Республики Алтай и «Ростелекомом» планируется обеспечить 6 населенных пунктов (численностью от 250 до 500 человек) широкополосным доступом к сети «Интернет»; населенных пунктов с численностью менее 250 человек - установкой спутникового оборудования, 1 населенный пункт планируется обеспечить в рамках мероприятия по поддержке коренных малочисленных народов, проживающих на территории Республики Алтай, по ГП РА «Развитие экономического потенциала и предпринимательства»;

оборудование рабочих мест и обеспечение ветеринарных специалистов компьютерной техникой - планируется оборудовать 7 рабочих мест ветеринарных специалистов компьютерной техникой с доступом в систему «Интернет», это увеличит выдачу ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме, что улучшит качество обслуживания населения и с 1 января 2018 года будет соответствовать требованиям федерального законодательства.

Основную часть мероприятий планируется реализовать с привлечением средств федерального бюджета в рамках государственных программ Российской Федерации, а также иных источников (в т.ч. на основе государственно-частного партнерства).

Перечень мероприятий в разрезе населенных пунктов с указанием объема финансирования представлен в приложении № 3.

 

5. Механизм реализации Программы

 

Решение поставленных задач будет осуществляться в рамках государственных программ Республики Алтай, муниципальных программ соответствующих муниципальных образований в Республике Алтай.

Отдельные мероприятия государственных программ Республики Алтай будут предусмотрены в Планах реализации государственных программ Республики Алтай.

Администраторы и соисполнители соответствующих государственных программ несут ответственность за реализацию мероприятий, включенных в настоящую Программу.

Исполнители Программы ежеквартально формируют отчет о реализации отдельных мероприятий Программы по форме, устанавливаемой Министерством экономического развития и туризма Республики Алтай, и направляют в Министерство экономического развития и туризма Республики Алтай в срок до 25 числа последнего месяца отчетного квартала. (В редакции Постановления Правительства Республики Алтай от 31.08.2017 № 220)

Сводный отчет о реализации Программы формируется Министерством экономического развития и туризма Республики Алтай и направляется в Правительство Республики Алтай. (В редакции Постановления Правительства Республики Алтай от 31.08.2017 № 220)

 

6. Эффективность реализации Программы

 

В результате реализации Программы с учетом объективных причин снижения численности населения в связи с миграционной составляющей и естественной убылью предполагается сохранить численность населения в населенных пунктах, включенных в Программу, на уровне 2015 года.

Реализация мероприятий в рамках Программы позволит улучшить материально-техническое состояние объектов социально-культурной сферы, доступ населения к получению услуг образования, здравоохранения, культуры.

Своевременная модернизация, ввод дополнительных мощностей позволят бесперебойно обеспечивать электроснабжением населенные пункты, не имеющие централизованного электроснабжения. Ряд населенных пунктов будет обеспечен доступом к сети «Интернет», население будет иметь возможность получать государственные и муниципальные услуги в электронном виде.

Государственная поддержка сельскохозяйственного производства и инициатив предпринимательства вместе с мероприятиями по снижению безработицы позволят обеспечить занятость населения.

Важным итогом реализации Программы станет повышение уровня транспортной доступности населения отдаленных труднодоступных сел, повысится доля протяженности автомобильных дорог, соответствующих нормативным требованиям.

Целевые показатели реализации Программы приведены в приложении № 2 к настоящей Программе.

Степень выполнения мероприятий Программы за отчетный год рассчитывается, как отношение количества мероприятий, выполненных в отчетном году в установленные сроки, к общему количеству мероприятий, предусмотренных к выполнению за весь период реализации Программы.

Степень достижения показателей Программы рассчитывается, как среднеарифметическое отношение фактических значений показателей к планируемым значениям.

 

 

 

 

 

Приложение № 1

к Комплексной программе

социально-экономического развития

малонаселенных, труднодоступных

и отдаленных населенных пунктов

на территории Республики Алтай

 

ПЕРЕЧЕНЬ

населенных пунктов, включаемых в комплексную программу

социально-экономического развития малонаселенных,

труднодоступных и отдаленных населенных пунктов

на территории Республики Алтай на 2016 - 2030 годы


 

 

Кош-Агачский район

 

Усть-Канский район

1.

с. Беляши (Джазатор)

22.

с. Белый Ануй

2.

с. Аркыт

23.

с. Коргон

 

 

24.

с. Владимировка

 

Майминский район

25.

с. Каракол

3.

с. Средний Сайдыс

26.

с. Турата

 

Онгудайский район

 

 

4.

с. Каярлык

 

Усть-Коксинский район

5.

с. Инегень

27.

с. Мульта

6.

с. Большой Яломан

28.

с. Карагай

 

 

29.

с. Банное

 

Турочакский район

30.

с. Катанда

7.

с. Яйлю

31.

с. Тюнгур

8.

с. Бийка

32.

пос. Кучерла

9.

с. Чуйка

33.

пос. Мараловодка

10.

с. Удаловка

 

 

11.

с. Курмач-Байгол

 

Чемальский район

12.

с. Суранаш

34.

с. Ороктой

13.

с. Майск

35.

с. Эдиган

14.

с. Каначак

 

 

15.

с. Каяшкан

 

Чойский район

 

 

36.

с. Уймень

 

Улаганский район

 

 

16.

с. Паспарта

 

Шебалинский район

17.

с. Язула

37.

с. Беш-Озек

18.

с. Балыкча

38.

с. Ильинка

19.

с. Беле

39.

с. Мариинск

20.

с. Коо

 

 

21.

с. Кок-Паш

 

 

 

 

 

 


 

Приложение № 2

к Комплексной программе

социально-экономического развития

малонаселенных, труднодоступных

и отдаленных населенных пунктов

на территории Республики Алтай

 

ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

реализации программы


 

№ п\п

Наименование показателя

Ед. изм.

Отчетный период (2015 год)

2016 год

2017 год

2018 год

2019 год

2020 - 2025 годы

2026 - 2030 годы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1.

Численность населения на начало года в населенных пунктах, включенных в программу

чел.

12562

12431

 

 

 

 

12431

2.

Количество труднодоступных и отдаленных населенных пунктов, обеспеченных всесезонными спортивными коробками

ед.

-

-

-

1

1

6

 

3.

Количество населенных пунктов, в которых осуществлен кап. ремонт объектов здравоохранения

ед.

 

2

2

1

3

8

7

4.

Количество объектов здравоохранения, оснащенных новым оборудованием

ед.

 

5

 

1

2

11

5

5.

Количество выездов (по 4 выезда в год в каждый населенный пункт)

выездов

 

156

156

156

156

156

156

6.

Количество населенных пунктов, в которых организованы домовые хозяйства

 

 

2

 

 

 

 

 

7.

Количество населенных пунктов, в которых осуществлен кап. ремонт объектов образования

ед.

 

1

3

5

2

4

1

8.

Количество приобретенных единиц школьных автобусов

ед.

 

3

4

6

3

4

 

9.

Предоставление культурно-досуговых и библиотечных услуг населению

чел.

0

0

2729

1945

1933

2890

2975

10.

Доля отремонтированных и введенных в эксплуатацию объектов культурно-досугового типа в общем количестве культурно-досуговых учреждений РА

%

0

0

3

4

4

5

4

11.

Доля отремонтированных объектов культурно-досугового типа в количестве культурно-досуговых учреждений РА, требующих капитального ремонта

%

0

0

6

8

8

9

8

12.

Доля построенных объектов культурно-досугового типа в количестве культурно-досуговых учреждений РА, требующих строительства

%

0

0

0

0

0

4

4

13.

Количество отремонтированных и введенных в эксплуатацию объектов культурно-досугового типа с целью предоставления услуг населению

ед.

0

0

5

7

7

9

8

14.

Количество населенных пунктов, обеспеченных поселковым водопроводом

ед.

 

1

3

4

4

6

9

15.

Протяженность вводимых сетей водоснабжения

км

 

1,572

2

5

6

20

29

16.

Маточное поголовье овец и коз в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей

тыс. голов

13

13

13,3

13,7

14

15,8

17,8

17.

Поголовье маралов и оленей в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей

тыс. голов

15

15

15,2

15,4

15,6

16,8

18

18.

Поголовье специализированного мясного скота и помесного скота в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей

тыс. голов

0,527

0,527

0,535

0,543

0,551

0,594

0,639

19.

Протяженность отремонтированных дорог

км

 

19

10,16

84,17

75,97

59,9

23,3

20.

Протяженность построенных, реконструированных автомобильных дорог

км

 

 

 

53,63

53,53

29,74

 

21.

Количество отремонтированных мостовых переходов

ед.

 

3

3

 

 

 

 

22.

Количество построенных мостовых переходов

ед.

 

 

1

1

4

 

2

23.

Количество построенных гидроэлектростанций

ед.

 

 

 

1

 

 

2

24.

Количество построенных солнечных электростанций

ед.

 

 

1

 

 

 

 

25.

Количество приобретенных дизельных генераторов

ед.

 

 

 

 

 

 

6

26.

Количество населенных пунктов, имеющих доступ к сети Интернет

ед.

 

 

1

6

 

 

 

27.

Количество оборудованных рабочих мест и обеспечение ветеринарных специалистов компьютерной техникой

ед.

 

6

1

 

 

 

 

28.

Площадь территории, защищенной от негативного воздействия вод

га

 

20

 

48

 

 

 

29.

Численность защищенного от негативного воздействия вод населения

чел.

 

66

 

343

 

 

 

30.

Число субъектов малого и среднего предпринимательства, получивших государственную поддержку

ед. в год

1

1

1

1

1

1

1

31.

Количество сельскохозяйственных организаций и крестьянско-фермерских хозяйств в малочисленных, труднодоступных и отдаленных населенных пунктах РА

ед.

162

162

172

183

194

225

279

 

Кош-Агачский район

ед.

12

12

13

14

15

18

26

 

Турочакский район

ед.

2

2

3

4

5

8

13

 

Улаганский район

ед.

19

19

20

21

22

25

31

 

Усть-Канский район

ед.

34

34

35

36

37

40

45

 

Усть-Коксинский район

ед.

27

27

28

29

30

33

38

 

Майминский район

ед.

1

1

2

3

4

7

12

 

Чемальский район

 

5

5

6

7

8

11

16

 

Шебалинский район

ед.

50

50

51

52

53

56

61

 

Чойский район

ед.

0

0

1

3

5

9

14

 

Онгудайский район

ед.

12

12

13

14

15

18

23

32.

Число сельхозтоваропроизводителей, получивших государственную поддержку АПК

ед.

106

106

124

141

155

179

223

 

Кош-Агачский район

ед.

11

11

12

13

14

16

23

 

Турочакский район

ед.

1

1

2

3

4

6

11

 

Улаганский район

ед.

19

19

20

21

21

23

27

 

Усть-Канский район

ед.

25

25

27

29

31

33

36

 

Усть-Коксинский район

ед.

6

6

10

15

17

21

25

 

Майминский район

ед.

1

1

2

3

3

5

9

 

Чемальский район

ед.

2

2

4

5

6

9

12

 

Шебалинский район

ед.

32

32

36

39

42

44

50

 

Чойский район

ед.

0

0

1

2

4

7

10

 

Онгудайский район

ед.

9

9

10

11

13

15

20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация по документу
Читайте также