Расширенный поиск

Закон Республики Алтай от 12.03.1996 № 12-7

 
                           РЕСПУБЛИКА АЛТАЙ

                                 ЗАКОН

                                          Утратил силу - Закон
                                     Государственного Собрания - Эл
                                        Курултай Республики Алтай
                                        от 26.04.2001 г. N 21-29


                            Об охране труда

      (В редакции Законов Государственного Собрания - Эл Курултай
   Республики Алтай от 24.01.97 г. N 17-15; от 12.09.97 г. N 24-20)


 Принят
 Государственным Собранием -
 Эл Курултай Республики Алтай
 12 марта 1996 года

       Закон   направлен  на  обеспечение  условий  труда,  отвечающих
 требованиям  сохранения  жизни  и  здоровья  работников в процессе их
 трудовой  деятельности.  Закон устанавливает гарантии и права граждан
 на  безопасность  труда  и  обеспечивает единый порядок регулирования
 отношений  в  области охраны труда между государством, работодателями
 и  работниками  предприятий,  организаций  и учреждений независимо от
 форм собственности и сферы хозяйственной деятельности.

                       Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

       Статья 1. Понятие охраны труда

       Охрана  труда  -  система  законодательных  и  иных нормативных
 актов,   социально  -  экономических,  организационных,  технических,
 санитарно  - гигиенических и лечебно - профилактических мероприятий и
 средств,  направленных  на  обеспечение  сохранения жизни, здоровья и
 трудоспособности человека в процессе трудовой деятельности.

       Статья   2.  Законодательство  об  охране  труда  и  сфера  его
 действия

       Законодательство  Республики  Алтай  об охране труда состоит из
 настоящего  Закона,  других  законодательных актов Республики Алтай и
 Российской  Федерации  в  области охраны труда, а также федеральных и
 международных  нормативно  -  правовых актов по безопасности, гигиене
 труда и производственной среде.
       Действие  законодательства  Республики  Алтай  об  охране труда
 распространяется на
       предприятия,  учреждения,  организации  всех форм собственности
 независимо   от  сферы  хозяйственной  деятельности  и  ведомственной
 подчиненности;
       работодателей;
       работников,  состоящих  в  трудовых отношениях с предприятиями,
 учреждениями,  организациями  (в дальнейшем "предприятия") независимо
 от  форм  собственности  и  хозяйствования,  в  том  числе с частными
 нанимателями (собственниками);
       членов   кооперативов,   студентов  высших  и  средних  учебных
 заведений,     учащихся    общеобразовательных    школ,    проходящих
 производственную практику;
       военнослужащих, привлекаемых для работы на предприятиях;
       лиц,  отбывающих наказание по приговору суда в период их работы
 на предприятиях;
       лиц,   состоящих   в   гражданско   -   правовых  отношениях  с
 предприятиями,  учреждениями, организациями всех форм собственности и
 гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность;
       участников  других  видов трудовой деятельности, организуемой в
 интересах общества и государства;
       граждан   иностранных   государств   и   лиц  без  гражданства,
 находящихся   на   территории   Республики   Алтай,   если   иное  не
 предусмотрено     международными    договорами    (соглашениями)    и
 законодательными актами Российской Федерации, Республики Алтай.
       Настоящий  Закон  действует на всей территории Республики Алтай
 и  распространяется  на юридические лица, граждан Республики Алтай, а
 также  на  граждан других республик и иностранных государств, лиц без
 гражданства,  если  иное  не  предусмотрено международными договорами
 (соглашениями)   и   законодательными   актами   Республики  Алтай  и
 Российской Федерации.

       Статья  3. Основные принципы государственной политики в области
 охраны труда

       Государственная  политика  Республики  Алтай  в  области охраны
 труда   предусматривает  единство  действий  органов  государственной
 власти,    управления,    надзора    и   контроля,   представительных
 организаций,     трудящихся    и    предпринимателей,    общественных
 объединений,   органов   местного  самоуправления  и  предприятий  по
 улучшению  условий  труда, обеспечению безопасности на производстве и
 основывается на следующих принципах:
       приоритета   жизни   и   здоровья  работников  по  отношению  к
 результатам
       производственной деятельности предприятия;
       координации    деятельности    в   области   охраны   труда   с
 экономической  и  социальной  политикой,  с  деятельностью  в области
 охраны окружающей среды;
       установления  единых требований в области охраны труда для всех
 предприятий    независимо   от   видов   и   форм   собственности   и
 хозяйствования;
       государственного  управления  охраной  труда,  государственного
 надзора  и  контроля за условиями труда и соблюдением законодательных
 и иных нормативных актов по охране труда;
       осуществления  независимого  надзора  и контроля за соблюдением
 законодательных  и  иных  требований  норм  и правил по охране труда,
 применением безопасной техники и технологии;
       широкого  использования  достижений науки, техники и передового
 отечественного и зарубежного опыта по охране труда;
       стимулирования   разработки  и  внедрения  безопасной  техники,
 технологии и средств защиты работающих;
       участия в финансировании охраны труда;
       бесплатного   обеспечения   работников   специальной   одеждой,
 специальной  обувью, средствами коллективной и индивидуальной защиты,
 лечебно  -  профилактическим питанием, необходимыми профилактическими
 средствами за счет работодателя;
       обязательности   расследования   и  учета  каждого  несчастного
 случая на производстве и каждого профессионального заболевания;
       социальной   защиты   интересов   работников,  пострадавших  от
 несчастных  случаев  на  производстве или получивших профессиональные
 заболевания, а также членов их семей;
       установления  льгот и компенсаций за работу, осуществляемую при
 наличии  опасных  и вредных производственных факторов, не поддающихся
 при  современном  техническом уровне производства и организации труда
 полному    устранению   или   ограничению   до   установленных   норм
 безопасности и гигиены труда;
       подготовки  специалистов  по  охране  труда  в высших и средних
 специальных  учебных  заведениях,  обязательности обучения работников
 правилам и нормам охраны труда и обучения их по профессиям;
       поддержки  деятельности представительных организаций трудящихся
 (профсоюзов)   и   предпринимателей,  предприятий  и  отдельных  лиц,
 направленной на обеспечение охраны труда;
       обязательного   заключения   на  уровне  предприятий  ежегодных
 соглашений  по  охране  труда  между  представительными организациями
 трудящихся и собственниками или уполномоченными органами управления;
       проведения   налоговой  и  кредитной  политики,  способствующей
 созданию здоровых и безопасных условий труда на предприятиях;
       применения  экономических  льгот и санкций в целях материальной
 заинтересованности  предприятий  в  обеспечении здоровых и безопасных
 условий  труда,  а  работников  -  в  соблюдении правил и норм охраны
 труда;
       проведения    средствами    массовой   информации   эффективной
 пропаганды  передового  опыта в области охраны труда и информирования
 населения   о   состоянии   охраны   труда  в  республике,  отраслях,
 предприятиях;
       установления   государственной   статистической   отчетности  о
 несчастных случаях на производстве и профзаболеваниях;
       международного   сотрудничества   при  решении  проблем  охраны
 труда.

       Статья  4.  Участие  общественных  организаций  (объединений) в
 разработке и решении проблем по охране труда

       Для  решения проблем охраны труда предприниматели, специалисты,
 граждане    могут    объединяться    в    общественные    организации
 (объединения),  которые  действуют в соответствии с законодательством
 Российской  Федерации и Республики Алтай об общественных организациях
 (объединениях).
       Органы  государственного и хозяйственного управления, надзора и
 контроля,  предприятия  оказывают  всемерную помощь и поддержку таким
 общественным  организациям  (объединениям)  и учитывают разработанные
 ими  предложения,  рекомендации  при  выработке и принятии решений по
 вопросам охраны труда.

                   Глава 2. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОХРАНЫ ТРУДА

       Статья 5. Государственное управление охраной труда

       Государственное   управление   охраной   труда   заключается  в
 реализации  основных  направлений  государственной политики в области
 охраны   труда,   контроле   за   выполнением  решений  Правительства
 республики   по  охране  труда,  разработке  законодательных  и  иных
 нормативных   актов   по   охране   труда,  координации  деятельности
 хозяйствующих  субъектов  в  этой  области,  в  их  организационно  -
 методическом  обеспечении,  обучении руководителей по вопросам охраны
 труда,  оказании помощи службам охраны труда в организации их работы,
 анализе    причин    производственного   травматизма   и   разработке
 предложений  по  их  устранению,  экспертизе проектов, условий труда,
 технологий средств производства.
       Государственное  управление  охраной труда осуществляет комитет
 по  труду  и  занятости  Республики Алтай. Функции и полномочия этого
 органа    определяются    Положением,   утверждаемым   Правительством
 Республики Алтай.

       Статья   6.   Управление   охраной   труда   в   министерствах,
 ведомствах, концернах, ассоциациях и объединениях и их полномочия

       Министерства,  ведомства,  концерны,  ассоциации  и объединения
 осуществляют
       внутриведомственный  контроль  за  состоянием  охраны  труда на
 предприятиях;
       определяют  при участии представительных организаций трудящихся
 и  предпринимателей  основные  направления деятельности по проведению
 государственной  политики в области охраны труда на отраслевом уровне
 и реализуют на практике намеченные меры;
       на  основании  Закона "Об охране труда" осуществляют разработку
 отраслевых правил, норм, типовых инструкций;
       проводят   независимую   экспертизу  проектов  строительства  и
 реконструкции  объектов  производственного  и  санитарно  -  бытового
 назначения,   новых   технологических  процессов  и  оборудования  на
 соответствие требованиям безопасности и гигиены труда;
       организуют  обучение  и проверку в установленном порядке знаний
 законодательства  об  охране  труда,  правил  и  норм  безопасности и
 гигиены   труда   руководителями,   специалистами   и   инженерно   -
 техническими работниками предприятий;
       оказывают   практическую  помощь  предприятиям  по  обеспечению
 работающих    спецодеждой,    спецобувью    и    другими   средствами
 индивидуальной защиты;
       независимо  от  форм  собственности обязаны иметь службы охраны
 труда.

       Статья  7.  Полномочия  органов исполнительной власти и органов
 местного самоуправления в области охраны труда

       Органы   исполнительной   власти   и   местного  самоуправления
 обеспечивают  реализацию  государственной  политики  в области охраны
 труда    на    подведомственной    территории    в   соответствии   с
 законодательными  актами  Российской  Федерации,  Республики  Алтай и
 решениями Правительства Республики Алтай.

       Статья   8.  Управление  охраной  труда  на  предприятии  и  ее
 обеспечение

       Обеспечение   и   управление   охраной   труда  на  предприятии
 осуществляет  работодатель,  который  создает службу охраны труда или
 на  договорной  (контрактной)  основе нанимает специалистов по охране
 труда.
       В  целях  полной реализации требований настоящего Закона и иных
 нормативных актов по охране труда
       на  предприятиях  с  численностью  работников  более 10 человек
 создается  совместный  комитет  (комиссия) по охране труда, в который
 на   паритетной   основе   входят   представители   работодателей   и
 профессиональных   союзов   или   иных   уполномоченных   работниками
 представительных   органов.   По  решению  собственника  (учредителя)
 функции  специалиста  по  охране труда может выполнять лицо, принятое
 на работу для этих целей на договорной (контрактной) основе;
       на  предприятиях  с  численностью  работающих  от  100  до  300
 человек вводится должность специалиста по охране труда;
       на   предприятиях   с   численностью  работающих  300  и  более
 создается служба охраны труда.
       Структура  и  численность  службы определяются в зависимости от
 опасности  производства,  территориальной отдаленности рабочих мест и
 с  учетом  рекомендаций  республиканского  органа  управления охраной
 труда.
       По    статусу    служба    охраны    труда   приравнивается   к
 производственно   -   техническим  службам  предприятия.  Собственник
 (учредитель)   обязан   обеспечить   нормативную   и   материально  -
 техническую базу службы охраны труда.
       Запрещается   расторжение  трудового  договора  (контракта)  со
 специалистами  служб  охраны  труда  по  инициативе администрации без
 согласия  профкома  предприятия или иного уполномоченного работниками
 представительного органа.
       Обеспечение   здоровых  и  безопасных  условий  на  предприятии
 возлагается     на     работодателя    любых    форм    собственности
 (администрацию).  Администрация  и работники предприятия в лице своих
 представительных  органов  сотрудничают  в  деле  обеспечения  охраны
 труда.
       Взаимные   обязательства   работодателя  и  работников  в  лице
 профсоюзов  или иных представительных органов по обеспечению здоровых
 и  безопасных условий труда на предприятиях определяются коллективным
 договором (соглашением по охране труда).

       Статья 9. Нормативное обеспечение охраны труда

       Нормативное  обеспечение охраны труда включает в себя стандарты
 безопасности труда;
       социально - экономические нормативы;
       инструкции, нормы, правила и положения;
       сертификат безопасности предприятия;
       другие нормативные акты по охране труда.
       Стандарты,   нормы,  инструкции  и  правила  разрабатываются  и
 утверждаются  в  порядке,  установленном  комитетом труда и занятости
 Правительства   Республики   Алтай.   Они   не  должны  противоречить
 нормативным  требованиям  по  охране  труда  Российской  Федерации  и
 настоящего  Закона  и являются обязательными для всех работодателей и
 работников.

       Статья    10.   Обеспечение   требований   охраны   труда   при
 проектировании, строительстве и эксплуатации предприятий и объектов

       Проектирование,  строительство и реконструкция производственных
 зданий  и  сооружений,  разработка  и  выпуск  средств  производства,
 внедрение  новой  техники  и технологии, в том числе приобретенных за
 рубежом,  не  отвечающих  требованиям  стандартов,  норм  и правил по
 охране труда Республики Алтай и Российской Федерации, не допускаются.
       Проекты    предприятий    и   средств   производства   подлежат
 обязательной    государственной   экспертизе,   опытные   образцы   -
 государственным  испытаниям  на  соответствие их нормам и требованиям
 охраны труда.
       Ни   одно   новое  или  реконструируемое  предприятие,  объект,
 средство  производства  не  могут  быть  приняты  в  эксплуатацию,  а
 действующие  -  эксплуатироваться,  если  они  не  имеют  сертификата
 безопасности, выдаваемого в установленном порядке.
       Не  допускается  применение  новых вредных и токсичных веществ,
 сырья  и  материалов,  не прошедших специальную экспертизу в части их
 влияния на организм и здоровье человека и окружающую среду.

       Статья 11. Профессиональная подготовка по охране труда

       Правительство    республики    обеспечивает    и   контролирует
 подготовку   специалистов   по   охране  труда  в  высших  и  средних
 специальных учебных заведениях.
       Программы    общественных    и   специальных   дисциплин   всех
 профессиональных  учебных  заведений должны содержать соответствующие
 разделы  и  обеспечивать непрерывную трудоохранную подготовку молодых
 специалистов  и формировать их сознательное и ответственное отношение
 к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих.
       В   соответствии   с   профилем  в  высших  учебных  заведениях
 обязательно  преподавание специального курса охраны труда в объеме от
 одного до трех процентов общего объема подготовки специалиста.
       Руководители    и    специалисты    предприятий   (объединений,
 управлений,  концернов), специалисты служб охраны труда, а также иные
 должностные  лица,  связанные с деятельностью системы охраны труда на
 территории  Республики  Алтай,  обязаны  не  реже одного раза в 5 лет
 повышать свою квалификацию в области охраны труда.
       Лица,   не   имеющие   необходимой   подготовки,  установленной
 настоящей  статьей  Закона,  не  допускаются  к  производству работы,
 требующей соответствующих знаний по охране труда.

       Статья  12.  Обучение и инструктирование работников предприятия
 по вопросам охраны труда

       Все  вновь принимаемые работники, а также переводимые на другую
 работу  проходят инструктаж по безопасности и гигиене труда, обучение
 безопасным   приемам   выполнения  работ  и  оказанию  первой  помощи
 пострадавшим на производстве.
       Для   работников,  поступивших  на  производство  с  повышенной
 опасностью,  проводится  предварительное  обучение  по безопасности и
 гигиене   труда  со  сдачей  экзаменов  и  последующей  периодической
 аттестацией.
       Все  вновь  поступающие  на  работу  должны  быть ознакомлены с
 основами  правового  обеспечения  и  социальной  защиты  трудящихся в
 области охраны труда и содержанием коллективного договора.

       Статья 13. Финансирование охраны труда

       Финансирование   охраны   труда   осуществляется  государством,
 Правительством  Республики  Алтай  и предприятиями через фонды охраны
 труда.
       Фонды    охраны    труда    формируются    на   двух   уровнях:
 республиканский фонд и фонд охраны труда предприятия.
       Республиканский фонд охраны труда формируется за счет
       целевых   ассигнований,  выделяемых  Правительством  Республики
 Алтай;
       части средств фондов охраны труда предприятий;
       части   суммы   штрафов,  налагаемых  на  должностных  лиц,  за
 нарушение
       законодательства по охране труда;
       добровольных отчислений предприятий;
       добровольных взносов граждан и прочих поступлений.
       Фонд охраны труда предприятия формируется за счет
       средств,   выделенных   на  охрану  труда  (сумма  определяется
 коллективным договором или соглашением по охране труда);
       добровольных взносов граждан и прочих поступлений.
       Порядок  образования  и  использования  республиканского  фонда
 охраны  труда  и  размеры отчислений определяются Положением о фонде,
 утверждаемым  Государственным  Собранием  -  Эл  Курултай  Республики
 Алтай.   Республиканский   фонд   предназначен   для   финансирования
 мероприятий,  связанных  с  реализацией  государственной  политики  в
 области  охраны  труда,  и  находится  в  ведении комитета по труду и
 занятости Республики Алтай.
       Средства,   направленные   в  фонд  охраны  труда  предприятия,
 расходуются  исключительно  на  улучшение  условий труда работников и
 обеспечение  их  безопасности на производстве. Средства фондов охраны
 труда,  не  использованные  в  отчетном  году,  не подлежат изъятию и
 переходят на следующий финансовый год.
       Предприятия,  использующие  средства  фондов охраны труда не по
 назначению,  полностью  возмещают  затраченные  средства  в указанный
 фонд  и  уплачивают  в  республиканский  фонд  охраны  труда  штраф в
 размере 100 процентов от суммы, затраченной не по назначению.

       Статья   14.   Обеспечение   экономической   заинтересованности
 предприятий  в  создании  здоровых  и  безопасных  условий  труда,  а
 работников - в соблюдении правил и норм по охране труда

       Средства,  выделенные  и использованные исключительно на охрану
 труда,  а  также  прибыль  предприятий, полученная за счет создания и
 внедрения  новых,  более  безопасных технологий, выпуска и реализации
 средств  индивидуальной  и  коллективной  защиты,  приборов  контроля
 производственной   среды,   подлежат   льготному   налогообложению  в
 соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации.
       Предприятия  при  заключении коллективного договора (соглашения
 по   охране   труда)  вправе  устанавливать  доплаты  работающим  или
 дополнительные  льготы за работу без нарушений правил и инструкций по
 охране труда.

       Статья   15.   Запрещение   допуска   лиц   к  работе,  которая
 противопоказана им по состоянию здоровья

       Органы  здравоохранения  определяют перечень производств, видов
 работ  и  профессий,  имеющих  медицинские противопоказания для лиц с
 физическими  недостатками или соответствующими отклонениями состояния
 здоровья.
       Запрещается  прием,  привлечение  или  допуск работников, в том
 числе  с  их  согласия,  к  работе, которая по заключению медицинских
 органов противопоказана им по состоянию здоровья.

       Статья   16.  Запрещение  допуска  к  работе  лиц,  не  имеющих
 необходимой  профессиональной  подготовки и не прошедших инструктаж и
 проверку знаний по охране труда

       Все   работники  предприятий,  включая  руководителей,  обязаны
 проходить  обучение,  инструктирование, проверку знаний правил и норм
 по  охране  труда  в  объеме,  необходимом  для  выполнения служебных
 обязанностей,  и  переаттестацию  в  порядке и в сроки, установленные
 для их профессий и видов работ.
       Запрещается   допуск  к  работе  лиц,  не  имеющих  необходимой
 профессиональной  подготовки,  не  прошедших  в установленном порядке
 обучение, инструктирование и проверку знаний по охране труда.

       Статья  17.  Запрещение  допуска  лиц, не прошедших медицинский
 осмотр

       Работодатель      обязан     в     случаях,     предусмотренных
 законодательством  и  нормативными  документами, организовать за свой
 счет   проведение  предварительных  (при  поступлении  на  работу)  и
 периодических  (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров
 работников предприятия.
       При  уклонении  работника  от  прохождения медицинских осмотров
 или   невыполнении   им   рекомендаций  по  результатам  обследований
 работодатель  обязан  не допускать работника к выполнению им трудовых
 обязанностей.

       Статья  18. Запрещение работы предприятий и их производственных
 подразделений,   эксплуатации  средств  производства,  не  отвечающих
 требованиям норм безопасности и гигиены труда

       Работа   предприятий   и   их  производственных  подразделений,
 эксплуатация   средств   производства,   не   отвечающих  требованиям
 безопасности  и  гигиены  труда и создающих угрозу жизни или здоровью
 работников,    подлежат    приостановке   полномочными   органами   в
 соответствии  с  настоящим  Законом до приведения их в соответствие с
 требованиями безопасности и гигиены труда.

       Статья  19.  Социальное  страхование  работников предприятий от
 несчастных   случаев,   профессиональных   заболеваний   и  временной
 нетрудоспособности вследствие заболевания

       Работники   предприятий   подлежат   обязательному  социальному
 страхованию  от  временной нетрудоспособности вследствие заболевания,
 несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

       Статья  20. Ограничения на тяжелые работы и работы с вредными и
 опасными условиями труда

       На  тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями
 труда  запрещается  применение  труда  женщин,  а также тех, кому эти
 работы противопоказаны по состоянию здоровья.
       При   обнаружении   у   работника  признаков  профессионального
 заболевания  или  ухудшения состояния здоровья вследствие воздействия
 вредных   или   опасных  производственных  факторов  работодатель  на
 основании  медицинского  заключения  должен  перевести  его на другую
 работу в установленном порядке.
       Перечень   тяжелых  работ  и  работ  с  вредными  или  опасными
 условиями   труда  утверждается  Правительством  Республики  Алтай  с
 учетом  консультаций с объединениями работодателей, профессиональными
 союзами  в  лице  их  соответствующих органов и иными уполномоченными
 работниками, представительными органами.
       Запрещается  работа  в  производствах  с  вредными  и  опасными
 условиями   труда   сверх  максимально  допустимого  времени  работы,
 установленного  с  учетом вредных и опасных факторов условий труда, а
 также  сверх  установленной продолжительности работы, дающей право на
 льготное пенсионное обеспечение в связи с особыми условиями труда.

      Глава 3. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН, УЧАСТВУЮЩИХ В ТРУДОВОМ
                   ПРОЦЕССЕ, В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА

       Статья 21. Права работника в области охраны труда

       Работник имеет право на
       рабочее  место, свободное (защищенное) от воздействия опасных и
 вредных   производственных   факторов,   способных   вызвать  травму,
 ухудшение    состояния    здоровья,    заболевание    или    снижение
 работоспособности;
       информацию  о  состоянии  его  условий труда, о предпринимаемых
 работодателем  мерах  защиты  от  опасных  и вредных производственных
 факторов  и  его  ответственности за отступления от требований норм и
 правил охраны труда;
       информацию  об  оценке  состояния  его  здоровья по результатам
 предварительного    при   поступлении   на   работу   и   последующих
 периодических медицинских осмотров;
       возмещение  вреда,  причиненного  ему увечья, профессионального
 заболевания   либо   иного   повреждения   здоровья,   связанного   с
 исполнением им трудовых обязанностей;
       ознакомление   или  предоставление  ему  возможности  принимать
 участие  в  рассмотрении  вопросов  по  условиям труда на его рабочем
 месте;
       обеспечение    средствами   индивидуальной   защиты   за   счет
 работодателя;
       проведение  инспектирования  условий труда на его рабочем месте
 соответствующими  службами государственного или общественного надзора
 и контроля;
       отказ  от  выполнения  работ  в условиях реальной опасности для
 его жизни и здоровья;
       обучение   безопасным   методам   и   приемам  работы  за  счет
 работодателя;
       переподготовку  за  счет средств работодателя в случае закрытия
 предприятия,   ликвидации   рабочего   места   вследствие   нарушения
 законодательства   по  охране  труда  или  технической  невозможности
 обеспечения здоровых и безопасных условий труда;
       на  обращение  с  жалобой  в  соответствующие  органы,  а также
 профессиональные    союзы    и    иные   уполномоченные   работниками
 представительные  органы  в  связи  с неудовлетворительными условиями
 труда на рабочем месте по вине работодателя.

       Статья 22. Обязанности работника в области охраны труда

       Работник обязан
       соблюдать  нормы  и  правила,  инструкции  и  приказы по охране
 труда,  с  которыми  он  ознакомлен,  издаваемыми  работодателями  во
 исполнение  настоящего Закона и регламентирующие действия и поведение
 работника,   а   также  нести  ответственность  за  их  выполнение  в
 установленном порядке;
       не  перемещать,  не демонтировать, не разрушать, не удалять, не
 отключать  средства  безопасности  и  гигиены  труда на своем рабочем
 месте  и  предприятии  или предпринимать любые действия, приводящие к
 снижению уровня безопасности труда других;
       немедленно  извещать  своего  непосредственного  руководителя о
 любой  ситуации,  способной,  по  его  мнению,  создать прямую угрозу
 жизни или здоровью людей;
       немедленно  сообщать  о  любом  несчастном  случае  или  случае
 повреждения  здоровья,  происшедшими  в процессе работы или в связи с
 ней;
       применять   средства  индивидуальной  защиты,  содержать  их  в
 исправном состоянии;
       проходить  медицинские  обследования  и  тесты, предусмотренные
 нормативными актами, и выполнять рекомендации по их результатам.

       Статья 23. Права работодателя в области охраны труда

       Работодатель имеет право
       войти   с  предложением  в  соответствующие  органы  управления
 охраны  труда  о  разработке  или  изменении  стандарта  или нормы по
 безопасности и гигиене труда;
       на  информацию от органов управления, контроля и надзора, в том
 числе и при проведении инспекции или расследования;
       на  сопровождение официальных лиц при инспектировании и участие
 в   совещаниях   в   органах   управления,  контроля  и  надзора  при
 рассмотрении   жалоб   на   условия   труда   и  незаконные  действия
 администрации в вопросах охраны труда;
       на    проведение    инспекции    или   расследования   службами
 государственного    управления,   контроля   и   надзора   в   случае
 установления   им   оборудования   или   применения  технологического
 процесса как возможного источника производственной опасности;
       на    апелляцию    и    обжалование   решений   соответствующих
 государственных  органов  управления, контроля и надзора; ходатайство
 должно  быть  подано  в  вышестоящий  орган  или  судебные  органы не
 позднее 10 дней после получения решения;
       на  получение  услуг  и  содействие  государственных  органов в
 области обучения и пропаганды безопасных методов и приемов труда;
       налагать   дисциплинарные   взыскания   вплоть   до  увольнения
 работника с работы в соответствии с действующим законодательством.

       Статья   24.   Обязанности  работодателя  по  охране  труда  на
 предприятии

       Обеспечение    здоровых   и   безопасных   условий   труда   на
 предприятиях возлагается на работодателя.
       Работодатель обязан
       обеспечить    находящиеся   под   его   контролем   территории,
 производственные   здания,   сооружения,  рабочие  места,  механизмы,
 оборудование  и  процессы  в работоспособном и безопасном для жизни и
 здоровья людей состоянии;
       предоставить  каждому  работнику  рабочее  место,  свободное от
 опасных и вредных производственных факторов;
       возмещать     работникам     ущерб,     причиненный    увечьем,
 профессиональным   заболеванием   либо  иным  повреждением  здоровья,
 связанным с исполнением ими трудовых обязанностей;
       при  возникновении  аварийных  ситуаций,  несчастных  случаев и
 профессиональных   заболеваний  принимать  незамедлительные  меры  по
 предупреждению и оказанию помощи пострадавшим;
       нести   ответственность   за  несоблюдение  настоящего  Закона,
 стандартов,   норм   и   правил   по  охране  труда  и  правомерность
 собственных распоряжений и приказов;
       информировать  работников  о  состоянии условий их труда, мерах
 по  защите  их  прав, обязанностях и ответственности в соответствии с
 настоящим Законом;
       за    счет    предприятия   обеспечить   рабочих   спецодеждой,
 спецобувью, другими средствами индивидуальной защиты;
       осуществлять   предварительные   при   заключении  контракта  и
 периодические     медицинские     обследования    рабочих    согласно
 законодательству за счет предприятия;
       ознакомить    работника    с    необходимыми   документами   по
 безопасности  и  гигиене  труда  на его рабочем месте и данными о его
 здоровье;
       обеспечить  инструктирование и надлежащую подготовку работников
 в области охраны труда;
       принимать  все  научно  обоснованные и практически осуществимые
 меры  для  снятия  физической  и  психической  усталости работников в
 процессе труда;
       предоставить   работнику   или  его  представителю  возможность
 посещать совещания, касающиеся рассмотрения его жалоб;
       запрещать   работникам   выполнять  производственные  операции,
 квалифицированные    как   потенциально   опасные,   без   соблюдения
 необходимых требований по обеспечению безопасности;
       беспрепятственно   допускать   работников   государственных   и
 общественных  органов управления, контроля и надзора на рабочие места
 для   проведения   инспекций,   проверок,   контрольных   замеров   и
 расследований по вопросам охраны труда;
       производить   выплату   компенсаций   и   предоставлять  льготы
 работникам,  занятым на производствах с тяжелыми и вредными условиями
 труда, в соответствии с действующими нормативными документами;
       в  течение  10  дней  после  получения  постановления  уплатить
 штраф,  наложенный  органами  государственного контроля и надзора, за
 нарушение  законодательства  об  охране  труда и нормативных актов по
 безопасности и гигиене труда;
       извещать   соответствующие   органы  в  установленные  сроки  о
 выполнении   предписаний,   профзаболеваниях,  несчастных  случаях  и
 авариях, участвовать в их расследовании;
       сотрудничать  с  профкомом  или иным представительным органом в
 деле  выполнения  возложенных  на  него  обязанностей  по обеспечению
 безопасных условий труда;
       вести   и  своевременно  представлять  по  установленной  форме
 учетно   -   отчетную   документацию,   связанную  с  охраной  труда,
 производственным травматизмом и профзаболеваемостью.

       Глава 4. ГАРАНТИИ ПРАВА РАБОТНИКОВ НА ОХРАНУ ТРУДА

       Статья 25. Гарантии права на охрану труда при приеме на работу

       Республика  в  лице  законодательных, исполнительных и судебных
 органов  гарантирует  право на охрану труда всем гражданам Республики
 Алтай,  а  также гражданам других государств и лицам без гражданства,
 участвующим в трудовом процессе на территории Республики Алтай.
       Условия    трудового   договора,   контракта,   соглашения   (в
 дальнейшем   трудовой  договор)  должны  соответствовать  требованиям
 настоящего  Закона  и  иных  нормативных  актов  по  охране  труда. В
 трудовом  договоре  должна  быть  указана  достоверная характеристика
 рабочего  места,  включая опасные и вредные производственные факторы,
 а  также  размеры  компенсационных  доплат  и льгот за особые условия
 труда.
       В   случае   нарушения   администрацией,   собственником   либо
 уполномоченным  им  органом  управления  (в дальнейшем администрация)
 условий   трудового  договора  последний  может  быть  расторгнут  по
 заявлению  работника  с  выплатой  ему выходного пособия и возмещения
 ущерба, связанного с потерей рабочего места.

       Статья  26.  Гарантии права на охрану труда в процессе трудовой
 деятельности

       Работодатель   обязан   внедрять  современные  средства  охраны
 труда,    обеспечивать    условия   труда,   отвечающие   требованиям
 безопасности  и гигиены и предотвращающие производственный травматизм
 и профессиональную заболеваемость.
       В  случае несоответствия условий труда нормативным требованиям,
 подтвержденным  правомочными  органами,  или  необеспечения работника
 необходимыми  средствами  индивидуальной  защиты он вправе отказаться
 от   выполнения   работы   впредь  до  приведения  рабочего  места  в
 соответствие с требованиями норм охраны труда.
       Отказ    работника    от    выполнения   работы   в   связи   с
 неблагоприятными  и  опасными  условиями  труда  не  влечет  для него
 каких-либо  дисциплинарных, правовых, экономических и других санкций,
 если иное не предусмотрено в трудовом договоре.
       В   этом   случае   за   время  вынужденного  простоя  по  вине
 предприятия  за  работником  сохраняется  место  работы (должность) и
 средняя заработная плата.
       В   случае  причинения  вреда  здоровью  или  частичной  утраты
 трудоспособности  вследствие  работы  во вредных или опасных условиях
 труда  работодатель  обязан  возместить  работнику ущерб, причиненный
 здоровью,  в  соответствии  с  настоящим Законом и иными нормативными
 актами.
       При   обнаружении   у   работника  признаков  профессионального
 заболевания  работодатель на основании медицинского заключения должен
 перевести его на другую работу в установленном порядке.

       Статья   27.   Право   работника  на  информацию  о  льготах  и
 компенсациях по условиям труда

       Работодатель  обязан  информировать  работников  предприятия  о
 состоянии  условий  труда на рабочих местах и предусмотренных в связи
 с  этим  льготах,  компенсациях,  средствах индивидуальной защиты при
 поступлении  на работу и периодически по результатам проверок или при
 изменениях   производственного   процесса,   а  также  по  требованию
 работника.
       Категории  работников,  имеющих право на льготы и компенсации в
 связи  с  вредными  и  тяжелыми  условиями  труда, характер и размеры
 таких  льгот и компенсаций определяются соответствующими нормативными
 актами.
       По    решению    трудового    коллектива   предприятие   вправе
 устанавливать  за  счет  собственных  средств дополнительные льготы и
 компенсации   работникам,   занятым  в  производствах  с  вредными  и
 тяжелыми условиями труда.
       Работники,  получившие  трудовое  увечье  либо иное повреждение
 здоровья  по  вине  предприятия,  а также члены семьи пострадавшего в
 случае    его    смерти    вследствие    несчастного    случая    или
 профессионального   заболевания  имеют  право  на  возмещение  вреда,
 пособие  и компенсацию морального ущерба в соответствии с действующим
 законодательством.

       Статья  28. Гарантии работникам за вынужденный простой в случае
 ликвидации  рабочего  места  или приостановления работы предприятия в
 связи с необеспечением здоровых и безопасных условий труда

       За  работником  сохраняется рабочее место (должность) и средняя
 заработная  плата на время приостановки работ на предприятии (рабочих
 местах,   производственных  участках  и  т.д.)  вследствие  нарушения
 законодательства   об   охране   труда,   требований  правил  и  норм
 безопасности и гигиены труда.
       При    ликвидации   рабочего   места   вследствие   технической
 невозможности   обеспечения  здоровых  и  безопасных  условий  труда,
 подтвержденной   органами   государственного   надзора   и  контроля,
 администрация   предприятия   обязана  предоставить  работнику  новое
 рабочее  место,  соответствующее  его квалификации, или обеспечить за
 счет  предприятия  переподготовку  работника для использования его на
 других   рабочих   местах   с  сохранением  на  время  переподготовки
 заработной платы.

 Глава 5. НАДЗОР И КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ
                                 ТРУДА

       Статья 29. Органы государственного надзора и контроля

       Государственный    надзор    и    контроль    за    соблюдением
 законодательных   и   иных   нормативных   актов   об   охране  труда
 осуществляет  государственная  инспекция  труда  по Республике Алтай,
 действующая в соответствии с Положением.
       Должностные  лица  органов  государственного надзора и контроля
 (государственные    инспекторы)   по   охране   труда   имеют   право
 беспрепятственно  посещать любые предприятия, проводить расследования
 несчастных  случаев  на  предприятиях,  иметь  доступ  к  необходимой
 информации,  выдавать  должностным лицам предприятий обязательные для
 исполнения       предписания,      приостанавливать      эксплуатацию
 производственного   оборудования   и   деятельность  производственных
 подразделений,   налагать  штрафы  на  должностных  лиц  предприятий,
 виновных  в  нарушении  законодательных  и  иных нормативных актов об
 охране труда.
       Решения  должностных  лиц  органов  государственного  надзора и
 контроля,   принятые   в   пределах  предоставленных  им  полномочий,
 являются   обязательными   для  исполнения  предприятиями  всех  форм
 собственности   независимо  от  сферы  хозяйственной  деятельности  и
 ведомственной подчиненности.
       Должностные  лица  органов  государственного надзора и контроля
 несут  ответственность  за выполнение возложенных на них обязанностей
 в  соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики
 Алтай.

       Статья 30. Общественный контроль за охраной труда

       Общественный  контроль за соблюдением законных прав и интересов
 работников  в  области  охраны  труда  осуществляют  профессиональные
 союзы  в  лице  их  соответствующих  органов  и  иные  уполномоченные
 работниками  представительные  органы, которые могут создавать в этих
 целях собственные инспекции.
       Уполномоченные    (доверенные)    лица    по    охране    труда
 профессиональных   союзов   или   трудового  коллектива  действуют  в
 соответствии  с  рекомендациями,  разработанными  управлением  охраны
 труда.
       Профессиональные  союзы  в  лице  их  соответствующих органов и
 иные уполномоченные работниками представительные органы имеют право
       осуществлять    контроль    за    соблюдением    работодателями
 законодательных и других нормативных актов по охране труда;
       проводить  независимую  экспертизу  условий труда и обеспечения
 безопасности работников предприятия;
       принимать   участие   в   расследовании  несчастных  случаев  и
 профессиональных  заболеваний  на  производстве, а также осуществлять
 самостоятельное их расследование;
       получать  информацию  от  руководителей  и иных должностных лиц
 предприятий  о  состоянии  условий  охраны  труда,  а  также обо всех
 подлежащих регистрации несчастных случаях на производстве;
       предъявлять   требования   о   приостановке   работ  в  случаях
 непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;
       осуществлять  выдачу  работодателям обязательных к рассмотрению
 предписаний  об  устранении  выявленных нарушений законодательства об
 охране труда;
       осуществлять  проверку  состояния условий охраны труда, а также
 мероприятий,    предусмотренных    коллективными    договорами    или
 заключенными соглашениями;
       принимать  участие  в работе комиссий по испытаниям и приемке в
 эксплуатацию  производственных  объектов  и  средств  производства  в
 качестве независимых экспертов;
       принимать  участие  в  разработке  и  согласовании  нормативных
 актов об охране труда;
       обращаться   в   соответствующие   органы   с   требованием   о
 привлечении  к  ответственности должностных лиц, виновных в нарушении
 нормативных  требований по охране труда, о сокрытии фактов несчастных
 случаев на производстве;
       принимать  участие  в рассмотрении трудовых споров, связанных с
 нарушением    законодательства   об   охране   труда,   обязательств,
 установленных  коллективными  договорами  или  соглашениями по охране
 труда, с изменением условий труда.

       Статья   31.  Расследование  несчастных  случаев  и  аварий  на
 производстве

       Все  несчастных  случаи,  профессиональные заболевания и аварии
 на  производстве  подлежат  учету  и  расследованию  в  установленном
 порядке.

       Статья  32.  Обеспечение  условий  для функционирования органов
 надзора и контроля на предприятии

       Работодатель  обязан обеспечить представителям государственного
 и  общественного  надзора и контроля за соблюдением законодательных и
 иных  нормативных  актов  по  охране  труда  необходимые  условия для
 выполнения возложенных на них функций и задач.

     Глава 6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ И ИНЫХ
                   НОРМАТИВНЫХ АКТОВ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

       Статья   33.   Ответственность   научно   -  исследовательских,
 технологических   и   проектно   -   конструкторских  организаций  за
 разработку  проектов средств производства и технологий, не отвечающих
 нормативным требованиям по охране труда

       Научно   -  исследовательские,  технологические  и  проектно  -
 конструкторские    организации,    разработавшие    проекты   средств
 производства,  а  также  внедрившие  новые  технологии, не отвечающие
 нормативным   требованиям   по   охране   труда,  обязаны  возместить
 заказчику  причиненный  ущерб  по  устранению  этих  нарушений  и  их
 последствий.

       Статья  34.  Ответственность  предприятия  за выпуск, рекламу и
 реализацию  продукции  производственно  - технического назначения, не
 отвечающей нормативным требованиям по охране труда

       Предприятия,    выпускающие    или    поставляющие    продукцию
 производственно  - технического назначения, не отвечающую нормативным
 требованиям  по охране труда, возмещают потребителям нанесенный ущерб
 в соответствии с действующим законодательством.
       Продажа  и  реклама  средств производства и технологий, а также
 средств   коллективной  и  индивидуальной  защиты,  новых  веществ  и
 материалов,   не   соответствующих  установленным  настоящим  Законом
 требованиям  и  нормам безопасности, запрещается. Прибыль, полученная
 предприятием  в  результате  такой  деятельности,  подлежит изъятию в
 республиканский фонд охраны труда.

       Статья  35.  Ответственность  предприятия  за ущерб работникам,
 пострадавшим    на    производстве    (Статья   в   редакции   Закона
 Государственного  Собрания - Эл Курултай Республики Алтай от 24.01.97
 г. N 17-15)

       Работнику,  полностью или частично утратившему трудоспособность
 в    результате    несчастного    случая    на    производстве    или
 профессионального  заболевания,  связанного с данным производством, а
 также  за  нанесение  морального ущерба предприятие возмещает ущерб в
 порядке  и размерах, установленных законодательством Республики Алтай
 и Российской Федерации, а также выплачивает единовременное пособие.
       Размер единовременного пособия должен составлять
       при  смертельном  исходе  -  не  менее пяти годовых минимальных
 размеров оплаты труда, установленных в Российской Федерации,       (В
 редакции  Закона  Государственного  Собрания - Эл Курултай Республики
 Алтай от 12.09.97 г. N 24-20)
       при установлении инвалидности
       I  группы  -  не менее пяти годовых минимальных размеров оплаты
 труда, установленных в Российской Федерации; (В    редакции    Закона
 Государственного    Собрания   -   Эл   Курултай   Республики   Алтай
 от 12.09.97 г. N 24-20)
       II  группы  - не менее пяти годовых минимальных размеров оплаты
 труда, установленных в Российской Федерации; (В    редакции    Закона
 Государственного    Собрания   -   Эл   Курултай   Республики   Алтай
 от 12.09.97 г. N 24-20)
       III группы - не менее 1 годового заработка.
       При  несчастном  случае, вызвавшем временную нетрудоспособность
 более  4-х  месяцев, - не менее 0,5 годового заработка (дохода), от 1
 до 4-х месяцев - не менее 0,3 годового заработка (дохода).
       Указанные  нормы распространяются на супругу (супруга) умершего
 (умершей),  гражданам,  имеющим  право на возмещение вреда в связи со
 смертью кормильца.

       Статья  36.  Ответственность руководителей и должностных лиц за
 нарушение законодательных и иных нормативных актов по охране труда

       Руководители   (глава  администрации,  председатель  правления,
 руководитель  предприятия  и  др.)  и  должностные  лица,  виновные в
 нарушении  законодательных  и иных нормативных актов по охране труда,
 в  невыполнении обязательств коллективных договоров или соглашений по
 охране   труда,  не  обеспечившие  либо  препятствующие  деятельности
 представителей   государственного   или   общественного   надзора   и
 контроля,    привлекаются    к    дисциплинарной,   административной,
 материальной  или  уголовной ответственности в порядке, установленном
 законодательством Российской Федерации и Республики Алтай.

       Статья  37.  Ответственность работников за нарушение требований
 законодательных и иных нормативных актов об охране труда

       За  нарушение  требований  законодательных  и  иных нормативных
 актов   об   охране   труда   работники  предприятий  привлекаются  к
 дисциплинарной,   а   в  соответствующих  случаях  к  материальной  и
 уголовной  ответственности в порядке, установленном законодательством
 Российской Федерации и Республики Алтай.

       Статья   38.   Приостановка   хозяйственной   деятельности  или
 закрытие предприятия за нарушение охраны труда

       В  случае,  когда производственная деятельность предприятий или
 их  структурных  подразделений  представляет  опасность  для  жизни и
 здоровья  работников  или  населения,  эта  деятельность  может  быть
 приостановлена    по    предложению   руководителей   государственной
 инспекции  труда  и  государственных  инспекторов  по охране труда на
 срок, необходимый для устранения выявленных нарушений.
       Решение  о  закрытии  таких  предприятий  принимает  комитет по
 труду   и  занятости  Республики  Алтай  на  основании  представления
 главного государственного инспектора труда по Республике Алтай.
       Решение  комитета  по  труду и занятости о закрытии предприятия
 или  его  структурного подразделения может быть обжаловано в судебном
 порядке.


       Глава Республики Алтай,
       Председатель Государственного Собрания -
       Эл Курултай Республики Алтай          В.И.Чаптынов


 г.Горно-Алтайск
 12 марта 1996 года
 N 12-7

Информация по документу
Читайте также