Расширенный поиск
Закон Республики Алтай от 12.03.1996 № 12-7РЕСПУБЛИКА АЛТАЙ ЗАКОН Утратил силу - Закон Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай от 26.04.2001 г. N 21-29 Об охране труда (В редакции Законов Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай от 24.01.97 г. N 17-15; от 12.09.97 г. N 24-20) Принят Государственным Собранием - Эл Курултай Республики Алтай 12 марта 1996 года Закон направлен на обеспечение условий труда, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности. Закон устанавливает гарантии и права граждан на безопасность труда и обеспечивает единый порядок регулирования отношений в области охраны труда между государством, работодателями и работниками предприятий, организаций и учреждений независимо от форм собственности и сферы хозяйственной деятельности. Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Понятие охраны труда Охрана труда - система законодательных и иных нормативных актов, социально - экономических, организационных, технических, санитарно - гигиенических и лечебно - профилактических мероприятий и средств, направленных на обеспечение сохранения жизни, здоровья и трудоспособности человека в процессе трудовой деятельности. Статья 2. Законодательство об охране труда и сфера его действия Законодательство Республики Алтай об охране труда состоит из настоящего Закона, других законодательных актов Республики Алтай и Российской Федерации в области охраны труда, а также федеральных и международных нормативно - правовых актов по безопасности, гигиене труда и производственной среде. Действие законодательства Республики Алтай об охране труда распространяется на предприятия, учреждения, организации всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности; работодателей; работников, состоящих в трудовых отношениях с предприятиями, учреждениями, организациями (в дальнейшем "предприятия") независимо от форм собственности и хозяйствования, в том числе с частными нанимателями (собственниками); членов кооперативов, студентов высших и средних учебных заведений, учащихся общеобразовательных школ, проходящих производственную практику; военнослужащих, привлекаемых для работы на предприятиях; лиц, отбывающих наказание по приговору суда в период их работы на предприятиях; лиц, состоящих в гражданско - правовых отношениях с предприятиями, учреждениями, организациями всех форм собственности и гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность; участников других видов трудовой деятельности, организуемой в интересах общества и государства; граждан иностранных государств и лиц без гражданства, находящихся на территории Республики Алтай, если иное не предусмотрено международными договорами (соглашениями) и законодательными актами Российской Федерации, Республики Алтай. Настоящий Закон действует на всей территории Республики Алтай и распространяется на юридические лица, граждан Республики Алтай, а также на граждан других республик и иностранных государств, лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международными договорами (соглашениями) и законодательными актами Республики Алтай и Российской Федерации. Статья 3. Основные принципы государственной политики в области охраны труда Государственная политика Республики Алтай в области охраны труда предусматривает единство действий органов государственной власти, управления, надзора и контроля, представительных организаций, трудящихся и предпринимателей, общественных объединений, органов местного самоуправления и предприятий по улучшению условий труда, обеспечению безопасности на производстве и основывается на следующих принципах: приоритета жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности предприятия; координации деятельности в области охраны труда с экономической и социальной политикой, с деятельностью в области охраны окружающей среды; установления единых требований в области охраны труда для всех предприятий независимо от видов и форм собственности и хозяйствования; государственного управления охраной труда, государственного надзора и контроля за условиями труда и соблюдением законодательных и иных нормативных актов по охране труда; осуществления независимого надзора и контроля за соблюдением законодательных и иных требований норм и правил по охране труда, применением безопасной техники и технологии; широкого использования достижений науки, техники и передового отечественного и зарубежного опыта по охране труда; стимулирования разработки и внедрения безопасной техники, технологии и средств защиты работающих; участия в финансировании охраны труда; бесплатного обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью, средствами коллективной и индивидуальной защиты, лечебно - профилактическим питанием, необходимыми профилактическими средствами за счет работодателя; обязательности расследования и учета каждого несчастного случая на производстве и каждого профессионального заболевания; социальной защиты интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве или получивших профессиональные заболевания, а также членов их семей; установления льгот и компенсаций за работу, осуществляемую при наличии опасных и вредных производственных факторов, не поддающихся при современном техническом уровне производства и организации труда полному устранению или ограничению до установленных норм безопасности и гигиены труда; подготовки специалистов по охране труда в высших и средних специальных учебных заведениях, обязательности обучения работников правилам и нормам охраны труда и обучения их по профессиям; поддержки деятельности представительных организаций трудящихся (профсоюзов) и предпринимателей, предприятий и отдельных лиц, направленной на обеспечение охраны труда; обязательного заключения на уровне предприятий ежегодных соглашений по охране труда между представительными организациями трудящихся и собственниками или уполномоченными органами управления; проведения налоговой и кредитной политики, способствующей созданию здоровых и безопасных условий труда на предприятиях; применения экономических льгот и санкций в целях материальной заинтересованности предприятий в обеспечении здоровых и безопасных условий труда, а работников - в соблюдении правил и норм охраны труда; проведения средствами массовой информации эффективной пропаганды передового опыта в области охраны труда и информирования населения о состоянии охраны труда в республике, отраслях, предприятиях; установления государственной статистической отчетности о несчастных случаях на производстве и профзаболеваниях; международного сотрудничества при решении проблем охраны труда. Статья 4. Участие общественных организаций (объединений) в разработке и решении проблем по охране труда Для решения проблем охраны труда предприниматели, специалисты, граждане могут объединяться в общественные организации (объединения), которые действуют в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Алтай об общественных организациях (объединениях). Органы государственного и хозяйственного управления, надзора и контроля, предприятия оказывают всемерную помощь и поддержку таким общественным организациям (объединениям) и учитывают разработанные ими предложения, рекомендации при выработке и принятии решений по вопросам охраны труда. Глава 2. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОХРАНЫ ТРУДА Статья 5. Государственное управление охраной труда Государственное управление охраной труда заключается в реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда, контроле за выполнением решений Правительства республики по охране труда, разработке законодательных и иных нормативных актов по охране труда, координации деятельности хозяйствующих субъектов в этой области, в их организационно - методическом обеспечении, обучении руководителей по вопросам охраны труда, оказании помощи службам охраны труда в организации их работы, анализе причин производственного травматизма и разработке предложений по их устранению, экспертизе проектов, условий труда, технологий средств производства. Государственное управление охраной труда осуществляет комитет по труду и занятости Республики Алтай. Функции и полномочия этого органа определяются Положением, утверждаемым Правительством Республики Алтай. Статья 6. Управление охраной труда в министерствах, ведомствах, концернах, ассоциациях и объединениях и их полномочия Министерства, ведомства, концерны, ассоциации и объединения осуществляют внутриведомственный контроль за состоянием охраны труда на предприятиях; определяют при участии представительных организаций трудящихся и предпринимателей основные направления деятельности по проведению государственной политики в области охраны труда на отраслевом уровне и реализуют на практике намеченные меры; на основании Закона "Об охране труда" осуществляют разработку отраслевых правил, норм, типовых инструкций; проводят независимую экспертизу проектов строительства и реконструкции объектов производственного и санитарно - бытового назначения, новых технологических процессов и оборудования на соответствие требованиям безопасности и гигиены труда; организуют обучение и проверку в установленном порядке знаний законодательства об охране труда, правил и норм безопасности и гигиены труда руководителями, специалистами и инженерно - техническими работниками предприятий; оказывают практическую помощь предприятиям по обеспечению работающих спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты; независимо от форм собственности обязаны иметь службы охраны труда. Статья 7. Полномочия органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в области охраны труда Органы исполнительной власти и местного самоуправления обеспечивают реализацию государственной политики в области охраны труда на подведомственной территории в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, Республики Алтай и решениями Правительства Республики Алтай. Статья 8. Управление охраной труда на предприятии и ее обеспечение Обеспечение и управление охраной труда на предприятии осуществляет работодатель, который создает службу охраны труда или на договорной (контрактной) основе нанимает специалистов по охране труда. В целях полной реализации требований настоящего Закона и иных нормативных актов по охране труда на предприятиях с численностью работников более 10 человек создается совместный комитет (комиссия) по охране труда, в который на паритетной основе входят представители работодателей и профессиональных союзов или иных уполномоченных работниками представительных органов. По решению собственника (учредителя) функции специалиста по охране труда может выполнять лицо, принятое на работу для этих целей на договорной (контрактной) основе; на предприятиях с численностью работающих от 100 до 300 человек вводится должность специалиста по охране труда; на предприятиях с численностью работающих 300 и более создается служба охраны труда. Структура и численность службы определяются в зависимости от опасности производства, территориальной отдаленности рабочих мест и с учетом рекомендаций республиканского органа управления охраной труда. По статусу служба охраны труда приравнивается к производственно - техническим службам предприятия. Собственник (учредитель) обязан обеспечить нормативную и материально - техническую базу службы охраны труда. Запрещается расторжение трудового договора (контракта) со специалистами служб охраны труда по инициативе администрации без согласия профкома предприятия или иного уполномоченного работниками представительного органа. Обеспечение здоровых и безопасных условий на предприятии возлагается на работодателя любых форм собственности (администрацию). Администрация и работники предприятия в лице своих представительных органов сотрудничают в деле обеспечения охраны труда. Взаимные обязательства работодателя и работников в лице профсоюзов или иных представительных органов по обеспечению здоровых и безопасных условий труда на предприятиях определяются коллективным договором (соглашением по охране труда). Статья 9. Нормативное обеспечение охраны труда Нормативное обеспечение охраны труда включает в себя стандарты безопасности труда; социально - экономические нормативы; инструкции, нормы, правила и положения; сертификат безопасности предприятия; другие нормативные акты по охране труда. Стандарты, нормы, инструкции и правила разрабатываются и утверждаются в порядке, установленном комитетом труда и занятости Правительства Республики Алтай. Они не должны противоречить нормативным требованиям по охране труда Российской Федерации и настоящего Закона и являются обязательными для всех работодателей и работников. Статья 10. Обеспечение требований охраны труда при проектировании, строительстве и эксплуатации предприятий и объектов Проектирование, строительство и реконструкция производственных зданий и сооружений, разработка и выпуск средств производства, внедрение новой техники и технологии, в том числе приобретенных за рубежом, не отвечающих требованиям стандартов, норм и правил по охране труда Республики Алтай и Российской Федерации, не допускаются. Проекты предприятий и средств производства подлежат обязательной государственной экспертизе, опытные образцы - государственным испытаниям на соответствие их нормам и требованиям охраны труда. Ни одно новое или реконструируемое предприятие, объект, средство производства не могут быть приняты в эксплуатацию, а действующие - эксплуатироваться, если они не имеют сертификата безопасности, выдаваемого в установленном порядке. Не допускается применение новых вредных и токсичных веществ, сырья и материалов, не прошедших специальную экспертизу в части их влияния на организм и здоровье человека и окружающую среду. Статья 11. Профессиональная подготовка по охране труда Правительство республики обеспечивает и контролирует подготовку специалистов по охране труда в высших и средних специальных учебных заведениях. Программы общественных и специальных дисциплин всех профессиональных учебных заведений должны содержать соответствующие разделы и обеспечивать непрерывную трудоохранную подготовку молодых специалистов и формировать их сознательное и ответственное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих. В соответствии с профилем в высших учебных заведениях обязательно преподавание специального курса охраны труда в объеме от одного до трех процентов общего объема подготовки специалиста. Руководители и специалисты предприятий (объединений, управлений, концернов), специалисты служб охраны труда, а также иные должностные лица, связанные с деятельностью системы охраны труда на территории Республики Алтай, обязаны не реже одного раза в 5 лет повышать свою квалификацию в области охраны труда. Лица, не имеющие необходимой подготовки, установленной настоящей статьей Закона, не допускаются к производству работы, требующей соответствующих знаний по охране труда. Статья 12. Обучение и инструктирование работников предприятия по вопросам охраны труда Все вновь принимаемые работники, а также переводимые на другую работу проходят инструктаж по безопасности и гигиене труда, обучение безопасным приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве. Для работников, поступивших на производство с повышенной опасностью, проводится предварительное обучение по безопасности и гигиене труда со сдачей экзаменов и последующей периодической аттестацией. Все вновь поступающие на работу должны быть ознакомлены с основами правового обеспечения и социальной защиты трудящихся в области охраны труда и содержанием коллективного договора. Статья 13. Финансирование охраны труда Финансирование охраны труда осуществляется государством, Правительством Республики Алтай и предприятиями через фонды охраны труда. Фонды охраны труда формируются на двух уровнях: республиканский фонд и фонд охраны труда предприятия. Республиканский фонд охраны труда формируется за счет целевых ассигнований, выделяемых Правительством Республики Алтай; части средств фондов охраны труда предприятий; части суммы штрафов, налагаемых на должностных лиц, за нарушение законодательства по охране труда; добровольных отчислений предприятий; добровольных взносов граждан и прочих поступлений. Фонд охраны труда предприятия формируется за счет средств, выделенных на охрану труда (сумма определяется коллективным договором или соглашением по охране труда); добровольных взносов граждан и прочих поступлений. Порядок образования и использования республиканского фонда охраны труда и размеры отчислений определяются Положением о фонде, утверждаемым Государственным Собранием - Эл Курултай Республики Алтай. Республиканский фонд предназначен для финансирования мероприятий, связанных с реализацией государственной политики в области охраны труда, и находится в ведении комитета по труду и занятости Республики Алтай. Средства, направленные в фонд охраны труда предприятия, расходуются исключительно на улучшение условий труда работников и обеспечение их безопасности на производстве. Средства фондов охраны труда, не использованные в отчетном году, не подлежат изъятию и переходят на следующий финансовый год. Предприятия, использующие средства фондов охраны труда не по назначению, полностью возмещают затраченные средства в указанный фонд и уплачивают в республиканский фонд охраны труда штраф в размере 100 процентов от суммы, затраченной не по назначению. Статья 14. Обеспечение экономической заинтересованности предприятий в создании здоровых и безопасных условий труда, а работников - в соблюдении правил и норм по охране труда Средства, выделенные и использованные исключительно на охрану труда, а также прибыль предприятий, полученная за счет создания и внедрения новых, более безопасных технологий, выпуска и реализации средств индивидуальной и коллективной защиты, приборов контроля производственной среды, подлежат льготному налогообложению в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации. Предприятия при заключении коллективного договора (соглашения по охране труда) вправе устанавливать доплаты работающим или дополнительные льготы за работу без нарушений правил и инструкций по охране труда. Статья 15. Запрещение допуска лиц к работе, которая противопоказана им по состоянию здоровья Органы здравоохранения определяют перечень производств, видов работ и профессий, имеющих медицинские противопоказания для лиц с физическими недостатками или соответствующими отклонениями состояния здоровья. Запрещается прием, привлечение или допуск работников, в том числе с их согласия, к работе, которая по заключению медицинских органов противопоказана им по состоянию здоровья. Статья 16. Запрещение допуска к работе лиц, не имеющих необходимой профессиональной подготовки и не прошедших инструктаж и проверку знаний по охране труда Все работники предприятий, включая руководителей, обязаны проходить обучение, инструктирование, проверку знаний правил и норм по охране труда в объеме, необходимом для выполнения служебных обязанностей, и переаттестацию в порядке и в сроки, установленные для их профессий и видов работ. Запрещается допуск к работе лиц, не имеющих необходимой профессиональной подготовки, не прошедших в установленном порядке обучение, инструктирование и проверку знаний по охране труда. Статья 17. Запрещение допуска лиц, не прошедших медицинский осмотр Работодатель обязан в случаях, предусмотренных законодательством и нормативными документами, организовать за свой счет проведение предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников предприятия. При уклонении работника от прохождения медицинских осмотров или невыполнении им рекомендаций по результатам обследований работодатель обязан не допускать работника к выполнению им трудовых обязанностей. Статья 18. Запрещение работы предприятий и их производственных подразделений, эксплуатации средств производства, не отвечающих требованиям норм безопасности и гигиены труда Работа предприятий и их производственных подразделений, эксплуатация средств производства, не отвечающих требованиям безопасности и гигиены труда и создающих угрозу жизни или здоровью работников, подлежат приостановке полномочными органами в соответствии с настоящим Законом до приведения их в соответствие с требованиями безопасности и гигиены труда. Статья 19. Социальное страхование работников предприятий от несчастных случаев, профессиональных заболеваний и временной нетрудоспособности вследствие заболевания Работники предприятий подлежат обязательному социальному страхованию от временной нетрудоспособности вследствие заболевания, несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Статья 20. Ограничения на тяжелые работы и работы с вредными и опасными условиями труда На тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда запрещается применение труда женщин, а также тех, кому эти работы противопоказаны по состоянию здоровья. При обнаружении у работника признаков профессионального заболевания или ухудшения состояния здоровья вследствие воздействия вредных или опасных производственных факторов работодатель на основании медицинского заключения должен перевести его на другую работу в установленном порядке. Перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда утверждается Правительством Республики Алтай с учетом консультаций с объединениями работодателей, профессиональными союзами в лице их соответствующих органов и иными уполномоченными работниками, представительными органами. Запрещается работа в производствах с вредными и опасными условиями труда сверх максимально допустимого времени работы, установленного с учетом вредных и опасных факторов условий труда, а также сверх установленной продолжительности работы, дающей право на льготное пенсионное обеспечение в связи с особыми условиями труда. Глава 3. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН, УЧАСТВУЮЩИХ В ТРУДОВОМ ПРОЦЕССЕ, В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА Статья 21. Права работника в области охраны труда Работник имеет право на рабочее место, свободное (защищенное) от воздействия опасных и вредных производственных факторов, способных вызвать травму, ухудшение состояния здоровья, заболевание или снижение работоспособности; информацию о состоянии его условий труда, о предпринимаемых работодателем мерах защиты от опасных и вредных производственных факторов и его ответственности за отступления от требований норм и правил охраны труда; информацию об оценке состояния его здоровья по результатам предварительного при поступлении на работу и последующих периодических медицинских осмотров; возмещение вреда, причиненного ему увечья, профессионального заболевания либо иного повреждения здоровья, связанного с исполнением им трудовых обязанностей; ознакомление или предоставление ему возможности принимать участие в рассмотрении вопросов по условиям труда на его рабочем месте; обеспечение средствами индивидуальной защиты за счет работодателя; проведение инспектирования условий труда на его рабочем месте соответствующими службами государственного или общественного надзора и контроля; отказ от выполнения работ в условиях реальной опасности для его жизни и здоровья; обучение безопасным методам и приемам работы за счет работодателя; переподготовку за счет средств работодателя в случае закрытия предприятия, ликвидации рабочего места вследствие нарушения законодательства по охране труда или технической невозможности обеспечения здоровых и безопасных условий труда; на обращение с жалобой в соответствующие органы, а также профессиональные союзы и иные уполномоченные работниками представительные органы в связи с неудовлетворительными условиями труда на рабочем месте по вине работодателя. Статья 22. Обязанности работника в области охраны труда Работник обязан соблюдать нормы и правила, инструкции и приказы по охране труда, с которыми он ознакомлен, издаваемыми работодателями во исполнение настоящего Закона и регламентирующие действия и поведение работника, а также нести ответственность за их выполнение в установленном порядке; не перемещать, не демонтировать, не разрушать, не удалять, не отключать средства безопасности и гигиены труда на своем рабочем месте и предприятии или предпринимать любые действия, приводящие к снижению уровня безопасности труда других; немедленно извещать своего непосредственного руководителя о любой ситуации, способной, по его мнению, создать прямую угрозу жизни или здоровью людей; немедленно сообщать о любом несчастном случае или случае повреждения здоровья, происшедшими в процессе работы или в связи с ней; применять средства индивидуальной защиты, содержать их в исправном состоянии; проходить медицинские обследования и тесты, предусмотренные нормативными актами, и выполнять рекомендации по их результатам. Статья 23. Права работодателя в области охраны труда Работодатель имеет право войти с предложением в соответствующие органы управления охраны труда о разработке или изменении стандарта или нормы по безопасности и гигиене труда; на информацию от органов управления, контроля и надзора, в том числе и при проведении инспекции или расследования; на сопровождение официальных лиц при инспектировании и участие в совещаниях в органах управления, контроля и надзора при рассмотрении жалоб на условия труда и незаконные действия администрации в вопросах охраны труда; на проведение инспекции или расследования службами государственного управления, контроля и надзора в случае установления им оборудования или применения технологического процесса как возможного источника производственной опасности; на апелляцию и обжалование решений соответствующих государственных органов управления, контроля и надзора; ходатайство должно быть подано в вышестоящий орган или судебные органы не позднее 10 дней после получения решения; на получение услуг и содействие государственных органов в области обучения и пропаганды безопасных методов и приемов труда; налагать дисциплинарные взыскания вплоть до увольнения работника с работы в соответствии с действующим законодательством. Статья 24. Обязанности работодателя по охране труда на предприятии Обеспечение здоровых и безопасных условий труда на предприятиях возлагается на работодателя. Работодатель обязан обеспечить находящиеся под его контролем территории, производственные здания, сооружения, рабочие места, механизмы, оборудование и процессы в работоспособном и безопасном для жизни и здоровья людей состоянии; предоставить каждому работнику рабочее место, свободное от опасных и вредных производственных факторов; возмещать работникам ущерб, причиненный увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей; при возникновении аварийных ситуаций, несчастных случаев и профессиональных заболеваний принимать незамедлительные меры по предупреждению и оказанию помощи пострадавшим; нести ответственность за несоблюдение настоящего Закона, стандартов, норм и правил по охране труда и правомерность собственных распоряжений и приказов; информировать работников о состоянии условий их труда, мерах по защите их прав, обязанностях и ответственности в соответствии с настоящим Законом; за счет предприятия обеспечить рабочих спецодеждой, спецобувью, другими средствами индивидуальной защиты; осуществлять предварительные при заключении контракта и периодические медицинские обследования рабочих согласно законодательству за счет предприятия; ознакомить работника с необходимыми документами по безопасности и гигиене труда на его рабочем месте и данными о его здоровье; обеспечить инструктирование и надлежащую подготовку работников в области охраны труда; принимать все научно обоснованные и практически осуществимые меры для снятия физической и психической усталости работников в процессе труда; предоставить работнику или его представителю возможность посещать совещания, касающиеся рассмотрения его жалоб; запрещать работникам выполнять производственные операции, квалифицированные как потенциально опасные, без соблюдения необходимых требований по обеспечению безопасности; беспрепятственно допускать работников государственных и общественных органов управления, контроля и надзора на рабочие места для проведения инспекций, проверок, контрольных замеров и расследований по вопросам охраны труда; производить выплату компенсаций и предоставлять льготы работникам, занятым на производствах с тяжелыми и вредными условиями труда, в соответствии с действующими нормативными документами; в течение 10 дней после получения постановления уплатить штраф, наложенный органами государственного контроля и надзора, за нарушение законодательства об охране труда и нормативных актов по безопасности и гигиене труда; извещать соответствующие органы в установленные сроки о выполнении предписаний, профзаболеваниях, несчастных случаях и авариях, участвовать в их расследовании; сотрудничать с профкомом или иным представительным органом в деле выполнения возложенных на него обязанностей по обеспечению безопасных условий труда; вести и своевременно представлять по установленной форме учетно - отчетную документацию, связанную с охраной труда, производственным травматизмом и профзаболеваемостью. Глава 4. ГАРАНТИИ ПРАВА РАБОТНИКОВ НА ОХРАНУ ТРУДА Статья 25. Гарантии права на охрану труда при приеме на работу Республика в лице законодательных, исполнительных и судебных органов гарантирует право на охрану труда всем гражданам Республики Алтай, а также гражданам других государств и лицам без гражданства, участвующим в трудовом процессе на территории Республики Алтай. Условия трудового договора, контракта, соглашения (в дальнейшем трудовой договор) должны соответствовать требованиям настоящего Закона и иных нормативных актов по охране труда. В трудовом договоре должна быть указана достоверная характеристика рабочего места, включая опасные и вредные производственные факторы, а также размеры компенсационных доплат и льгот за особые условия труда. В случае нарушения администрацией, собственником либо уполномоченным им органом управления (в дальнейшем администрация) условий трудового договора последний может быть расторгнут по заявлению работника с выплатой ему выходного пособия и возмещения ущерба, связанного с потерей рабочего места. Статья 26. Гарантии права на охрану труда в процессе трудовой деятельности Работодатель обязан внедрять современные средства охраны труда, обеспечивать условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены и предотвращающие производственный травматизм и профессиональную заболеваемость. В случае несоответствия условий труда нормативным требованиям, подтвержденным правомочными органами, или необеспечения работника необходимыми средствами индивидуальной защиты он вправе отказаться от выполнения работы впредь до приведения рабочего места в соответствие с требованиями норм охраны труда. Отказ работника от выполнения работы в связи с неблагоприятными и опасными условиями труда не влечет для него каких-либо дисциплинарных, правовых, экономических и других санкций, если иное не предусмотрено в трудовом договоре. В этом случае за время вынужденного простоя по вине предприятия за работником сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. В случае причинения вреда здоровью или частичной утраты трудоспособности вследствие работы во вредных или опасных условиях труда работодатель обязан возместить работнику ущерб, причиненный здоровью, в соответствии с настоящим Законом и иными нормативными актами. При обнаружении у работника признаков профессионального заболевания работодатель на основании медицинского заключения должен перевести его на другую работу в установленном порядке. Статья 27. Право работника на информацию о льготах и компенсациях по условиям труда Работодатель обязан информировать работников предприятия о состоянии условий труда на рабочих местах и предусмотренных в связи с этим льготах, компенсациях, средствах индивидуальной защиты при поступлении на работу и периодически по результатам проверок или при изменениях производственного процесса, а также по требованию работника. Категории работников, имеющих право на льготы и компенсации в связи с вредными и тяжелыми условиями труда, характер и размеры таких льгот и компенсаций определяются соответствующими нормативными актами. По решению трудового коллектива предприятие вправе устанавливать за счет собственных средств дополнительные льготы и компенсации работникам, занятым в производствах с вредными и тяжелыми условиями труда. Работники, получившие трудовое увечье либо иное повреждение здоровья по вине предприятия, а также члены семьи пострадавшего в случае его смерти вследствие несчастного случая или профессионального заболевания имеют право на возмещение вреда, пособие и компенсацию морального ущерба в соответствии с действующим законодательством. Статья 28. Гарантии работникам за вынужденный простой в случае ликвидации рабочего места или приостановления работы предприятия в связи с необеспечением здоровых и безопасных условий труда За работником сохраняется рабочее место (должность) и средняя заработная плата на время приостановки работ на предприятии (рабочих местах, производственных участках и т.д.) вследствие нарушения законодательства об охране труда, требований правил и норм безопасности и гигиены труда. При ликвидации рабочего места вследствие технической невозможности обеспечения здоровых и безопасных условий труда, подтвержденной органами государственного надзора и контроля, администрация предприятия обязана предоставить работнику новое рабочее место, соответствующее его квалификации, или обеспечить за счет предприятия переподготовку работника для использования его на других рабочих местах с сохранением на время переподготовки заработной платы. Глава 5. НАДЗОР И КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ ТРУДА Статья 29. Органы государственного надзора и контроля Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных актов об охране труда осуществляет государственная инспекция труда по Республике Алтай, действующая в соответствии с Положением. Должностные лица органов государственного надзора и контроля (государственные инспекторы) по охране труда имеют право беспрепятственно посещать любые предприятия, проводить расследования несчастных случаев на предприятиях, иметь доступ к необходимой информации, выдавать должностным лицам предприятий обязательные для исполнения предписания, приостанавливать эксплуатацию производственного оборудования и деятельность производственных подразделений, налагать штрафы на должностных лиц предприятий, виновных в нарушении законодательных и иных нормативных актов об охране труда. Решения должностных лиц органов государственного надзора и контроля, принятые в пределах предоставленных им полномочий, являются обязательными для исполнения предприятиями всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности. Должностные лица органов государственного надзора и контроля несут ответственность за выполнение возложенных на них обязанностей в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Алтай. Статья 30. Общественный контроль за охраной труда Общественный контроль за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда осуществляют профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы, которые могут создавать в этих целях собственные инспекции. Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов или трудового коллектива действуют в соответствии с рекомендациями, разработанными управлением охраны труда. Профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы имеют право осуществлять контроль за соблюдением работодателями законодательных и других нормативных актов по охране труда; проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников предприятия; принимать участие в расследовании несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве, а также осуществлять самостоятельное их расследование; получать информацию от руководителей и иных должностных лиц предприятий о состоянии условий охраны труда, а также обо всех подлежащих регистрации несчастных случаях на производстве; предъявлять требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников; осуществлять выдачу работодателям обязательных к рассмотрению предписаний об устранении выявленных нарушений законодательства об охране труда; осуществлять проверку состояния условий охраны труда, а также мероприятий, предусмотренных коллективными договорами или заключенными соглашениями; принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приемке в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов; принимать участие в разработке и согласовании нормативных актов об охране труда; обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении нормативных требований по охране труда, о сокрытии фактов несчастных случаев на производстве; принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда, с изменением условий труда. Статья 31. Расследование несчастных случаев и аварий на производстве Все несчастных случаи, профессиональные заболевания и аварии на производстве подлежат учету и расследованию в установленном порядке. Статья 32. Обеспечение условий для функционирования органов надзора и контроля на предприятии Работодатель обязан обеспечить представителям государственного и общественного надзора и контроля за соблюдением законодательных и иных нормативных актов по охране труда необходимые условия для выполнения возложенных на них функций и задач. Глава 6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ И ИНЫХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ ПО ОХРАНЕ ТРУДА Статья 33. Ответственность научно - исследовательских, технологических и проектно - конструкторских организаций за разработку проектов средств производства и технологий, не отвечающих нормативным требованиям по охране труда Научно - исследовательские, технологические и проектно - конструкторские организации, разработавшие проекты средств производства, а также внедрившие новые технологии, не отвечающие нормативным требованиям по охране труда, обязаны возместить заказчику причиненный ущерб по устранению этих нарушений и их последствий. Статья 34. Ответственность предприятия за выпуск, рекламу и реализацию продукции производственно - технического назначения, не отвечающей нормативным требованиям по охране труда Предприятия, выпускающие или поставляющие продукцию производственно - технического назначения, не отвечающую нормативным требованиям по охране труда, возмещают потребителям нанесенный ущерб в соответствии с действующим законодательством. Продажа и реклама средств производства и технологий, а также средств коллективной и индивидуальной защиты, новых веществ и материалов, не соответствующих установленным настоящим Законом требованиям и нормам безопасности, запрещается. Прибыль, полученная предприятием в результате такой деятельности, подлежит изъятию в республиканский фонд охраны труда. Статья 35. Ответственность предприятия за ущерб работникам, пострадавшим на производстве (Статья в редакции Закона Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай от 24.01.97 г. N 17-15) Работнику, полностью или частично утратившему трудоспособность в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, связанного с данным производством, а также за нанесение морального ущерба предприятие возмещает ущерб в порядке и размерах, установленных законодательством Республики Алтай и Российской Федерации, а также выплачивает единовременное пособие. Размер единовременного пособия должен составлять при смертельном исходе - не менее пяти годовых минимальных размеров оплаты труда, установленных в Российской Федерации, (В редакции Закона Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай от 12.09.97 г. N 24-20) при установлении инвалидности I группы - не менее пяти годовых минимальных размеров оплаты труда, установленных в Российской Федерации; (В редакции Закона Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай от 12.09.97 г. N 24-20) II группы - не менее пяти годовых минимальных размеров оплаты труда, установленных в Российской Федерации; (В редакции Закона Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай от 12.09.97 г. N 24-20) III группы - не менее 1 годового заработка. При несчастном случае, вызвавшем временную нетрудоспособность более 4-х месяцев, - не менее 0,5 годового заработка (дохода), от 1 до 4-х месяцев - не менее 0,3 годового заработка (дохода). Указанные нормы распространяются на супругу (супруга) умершего (умершей), гражданам, имеющим право на возмещение вреда в связи со смертью кормильца. Статья 36. Ответственность руководителей и должностных лиц за нарушение законодательных и иных нормативных актов по охране труда Руководители (глава администрации, председатель правления, руководитель предприятия и др.) и должностные лица, виновные в нарушении законодательных и иных нормативных актов по охране труда, в невыполнении обязательств коллективных договоров или соглашений по охране труда, не обеспечившие либо препятствующие деятельности представителей государственного или общественного надзора и контроля, привлекаются к дисциплинарной, административной, материальной или уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Республики Алтай. Статья 37. Ответственность работников за нарушение требований законодательных и иных нормативных актов об охране труда За нарушение требований законодательных и иных нормативных актов об охране труда работники предприятий привлекаются к дисциплинарной, а в соответствующих случаях к материальной и уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Республики Алтай. Статья 38. Приостановка хозяйственной деятельности или закрытие предприятия за нарушение охраны труда В случае, когда производственная деятельность предприятий или их структурных подразделений представляет опасность для жизни и здоровья работников или населения, эта деятельность может быть приостановлена по предложению руководителей государственной инспекции труда и государственных инспекторов по охране труда на срок, необходимый для устранения выявленных нарушений. Решение о закрытии таких предприятий принимает комитет по труду и занятости Республики Алтай на основании представления главного государственного инспектора труда по Республике Алтай. Решение комитета по труду и занятости о закрытии предприятия или его структурного подразделения может быть обжаловано в судебном порядке. Глава Республики Алтай, Председатель Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай В.И.Чаптынов г.Горно-Алтайск 12 марта 1996 года N 12-7 Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|