Расширенный поиск
Закон Республики Алтай от 10.04.1997 № 20-19РЕСПУБЛИКА АЛТАЙ ЗАКОН Утратил силу - Закон Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай от 26.04.2001 г. N 21-36 О выборах депутатов Республики Алтай (В редакции Законов Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай от 29.04.99 г. N 11-38; от 12.10.2000 г. N 18-70) Принят Государственным Собранием - Эл Курултай Республики Алтай 10 апреля 1997 года Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Основные принципы выборов 1. Депутаты Республики Алтай избираются гражданами Российской Федерации, проживающими в Республике Алтай, на основе всеобщего равного прямого избирательного права при свободном выдвижении кандидатов и тайном голосовании. 2. При проведении выборов депутатов Республики Алтай обеспечивается гласность, открытость и равенство для участия в избирательной кампании, свобода агитации и голосования. 3. Участие в выборах является добровольным. Никто не может принудить гражданина к участию или неучастию в выборах, а также воздействовать на его свободное волеизъявление. Каждый избиратель имеет один голос и в выборах участвует лично. Статья 2. Законодательство о выборах Выборы депутатов Республики Алтай проводятся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации", Конституцией Республики Алтай и настоящим Законом. Статья 3. Избирательные права жителей Республики Алтай 1. Гражданин Российской Федерации, проживающий на территории Республики Алтай, достигший 18 лет, вправе избирать депутата Республики Алтай. 2. Депутатом Республики Алтай может быть избран гражданин Российской Федерации, являющийся жителем Республики Алтай, в соответствии с установленными правилами регистрации граждан не менее одного года и достигший 21 года на день выборов. 3. Не имеют право избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, или граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Статья 4. Численный состав и сроки полномочий депутатов Республики Алтай Численный состав депутатов Республики Алтай - 41 депутат, избираемых по одномандатным (один округ - один депутат) избирательным округам на основе единых требований к их образованию и единой нормы представительства, за исключением случаев, установленных настоящим Законом. Срок полномочий депутатов Республики Алтай - 4 года. Статья 5. Назначение выборов 1. Выборы депутатов Республики Алтай нового созыва назначаются Государственным Собранием - Эл Курултай Республики Алтай не позднее чем за три месяца до истечения срока полномочий депутатов Республики Алтай. 2. Днем выборов является первое воскресенье после истечения срока полномочий, на который были избраны депутаты Республики Алтай прежнего созыва. При соблюдении нормы, установленной частью 1 настоящей статьи, допускается с согласия Центральной избирательной комиссии Российской Федерации совмещение даты выборов очередного созыва депутатов Республики Алтай с ближайшей датой выборов в Федеральные органы власти или референдума Российской Федерации. 3. При досрочном прекращении полномочий депутатов Республики Алтай действующего созыва, в том числе при роспуске Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай в порядке, предусмотренном Конституцией Республики Алтай и Законом Республики Алтай "О Государственном Собрании - Эл Курултай Республики Алтай", Государственное Собрание - Эл Курултай Республики Алтай назначает внеочередные выборы депутатов Республики Алтай нового созыва. Днем выборов в этом случае объявляется первое воскресенье после истечения трех месяцев со дня прекращения полномочий депутатов Республики Алтай. 4. В случае, если Государственное Собрание - Эл Курултай Республики Алтай не назначит выборы депутатов Республики Алтай в установленный настоящей статьей срок, дату выборов объявляет избирательная комиссия Республики Алтай. Глава II. СПИСКИ ИЗБИРАТЕЛЕЙ Статья 6. Список избирателей и порядок его составления 1. Список избирателей составляется участковой избирательной комиссией отдельно по каждому избирательному участку на основании сведений, представляемых по установленной форме главами администрации районов и города. Уточнение зарегистрированных избирателей осуществляется главой администрации района, города по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года. Указанные сведения направляются в соответствующие участковые избирательные комиссии не позднее чем за 40 дней до дня выборов. 2. Список избирателей - военнослужащих, находящихся в воинской части, членов их семей и других избирателей, если они проживают в районе расположения воинской части, составляется на основании данных, представляемых командиром воинской части в срок, установленный частью первой настоящей статьи. Указанные избиратели голосуют на общих избирательных участках. Военнослужащие, проживающие вне воинских частей, включаются в списки избирателей по месту жительства на общих основаниях. 3. Списки избирателей, которые в день выборов будут находиться в санаториях, профилакториях, в домах отдыха, больницах, иных стационарных лечебно - профилактических учреждениях, следственных изоляторах и других местах временного пребывания избирателей, составляются на основании данных, представляемых руководителями указанных учреждений. 4. Список избирателей составляется в двух экземплярах по форме, утвержденной избирательной комиссией Республики Алтай, в алфавитном или ином порядке. В списке указываются фамилия, имя, отчество, год рождения (для избирателей в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц рождения) и адрес места жительства избирателя. Список подписывается председателем и секретарем участковой избирательной комиссии. Второй экземпляр передается в соответствующую территориальную избирательную комиссию не позднее чем за 16 дней до дня выборов. Статья 7. Порядок включения граждан в список избирателей 1. В списки избирателей включаются избиратели, обладающие на день голосования активным избирательным правом, т.е. правом избирать. Избиратель может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке по месту своего проживания или регистрации, определяемом федеральным законодательством. 2. Студенты и аспиранты дневной формы обучения, проживающие в общежитиях, включаются в список избирателей по месту нахождения общежития. Избиратели, поселившиеся на территории избирательного участка в период после представления списка избирателей для всеобщего ознакомления, а также в силу различных обстоятельств не включенные в список избирателей, включаются по их просьбе участковой избирательной комиссией дополнительно в список избирателей на основании паспорта или иного документа, удостоверяющего личность. Включение дополнительно в список избирателей, имеющих на это право в соответствии с настоящей статьей допускается в любое время, в том числе и в день выборов. Статья 8. Ознакомление избирателей со списками избирателей 1. Список избирателей предоставляется для всеобщего ознакомления в помещении участковой избирательной комиссии не позднее чем за 30 дней до дня выборов. 2. Каждому гражданину предоставляется право заявить в участковую избирательную комиссию о невключении его в список избирателей, а также о любой ошибке или неточности в списке избирателей. Участковая избирательная комиссия обязана проверить заявление и устранить ошибку или неточность либо не позднее чем через 24 часа выдать заявителю ответ в письменной форме с изложением мотивов отклонения заявления. Решение участковой избирательной комиссии может быть обжаловано в вышестоящую избирательную комиссию или в суд, которые обязаны рассмотреть жалобу в трехдневный срок, а за три дня до дня выборов и в день выборов - немедленно. При положительном для заявителя решении исправление в списке избирателей производится участковой избирательной комиссией немедленно. 3. Вносить изменения в списки избирателей после подсчета голосов избирателей запрещается. Глава III. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ОКРУГА И ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ ПО ВЫБОРАМ ДЕПУТАТА РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ Статья 9. Образование избирательных округов 1. Для проведения выборов депутатов Республики Алтай на территории Республики Алтай в соответствии с числом избираемых 41 депутата образуются одномандатные избирательные округа. 2. Избирательные округа образуются при соблюдении следующих требований: - избирательный округ составляет единую территорию, не допускается создание избирательного округа из неграничащих между собой территорий; - должно обеспечиваться примерное равенство избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более 10 процентов, а в труднодоступных и отдаленных местностях - не более 15 процентов; при образовании избирательных округов на территориях компактного проживания коренных малочисленных народов отклонение от средней нормы представительства может превышать указанные пределы, но не более чем на 30 процентов; - при образовании избирательных округов учитывается административно - территориальное деление. 3. Избирательные округа формируются избирательной комиссией Республики Алтай на основании представленных главами районных и городской администраций данных о численности избирателей, проживающих в районах и городе. В Майминском, Турочакском, Усть-Коксинском районах в местах компактного проживания коренных малочисленных народов за счет общего числа округов образуется по одному отдельному избирательному округу. Границы избирательных округов и число избирателей в каждом избирательном округе утверждаются Президиумом Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай по представлению избирательной комиссии Республики Алтай не позднее чем за 60 дней до дня выборов. 4. Списки избирательных округов с указанием их границ, численности избирателей в каждом округе и мест нахождения территориальных избирательных комиссий публикуются в средствах массовой информации избирательной комиссией Республики Алтай. Статья 10. Образование избирательных участков 1. Для проведения голосования по выборам депутатов Республики Алтай и подсчета голосов избирателей образуются избирательные участки. 2. Избирательные участки образуются главой администрации района, города по согласованию с территориальной избирательной комиссией не позднее чем за 55 дней до дня выборов с учетом местных условий и создания максимальных удобств для избирателей. Участки образуются из расчета не более 3000 избирателей на каждом участке. В малонаселенных местностях допускается образование избирательных участков из расчета 20 или более избирателей. Границы избирательных участков не должны пересекать границ избирательных округов. В санаториях, профилакториях, домах отдыха, следственных изоляторах, больницах, иных стационарных лечебно - профилактических учреждениях и других местах временного пребывания избирателей избирательные участки могут образовываться в срок, установленный частью второй настоящей статьи, а в исключительных случаях - не позднее чем за пять дней до дня выборов. Такие участки входят в избирательные округа по месту их расположения. Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках. В порядке исключения допускается образование избирательных участков в воинских частях, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов районах. В этих случаях избирательные участки образуют командиры воинских частей по решению соответствующей территориальной избирательной комиссии. При этом должен быть обеспечен доступ в помещение для голосования всем членам избирательной комиссии, наблюдателям, доверенным лицам кандидатов, представителям средств массовой информации по предъявлении соответствующего удостоверения. 3. Списки избирательных участков с указанием их границ, мест нахождения участковых избирательных комиссий и помещений для голосования публикуются районной, городской территориальной избирательной комиссией в средствах массовой информации или иным способом не позднее чем за 40 дней до дня выборов. Глава IV. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ ПО ВЫБОРАМ ДЕПУТАТОВ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ Статья 11. Система избирательных комиссий 1. Подготовку и проведение выборов депутатов Республики Алтай обеспечивают: - избирательная комиссия Республики Алтай; - районные, городская территориальные (межокружные) избирательные комиссии; - участковые избирательные комиссии. 2. Полномочия, порядок формирования и деятельности избирательной комиссии Республики Алтай устанавливаются законодательством Российской Федерации, настоящим Законом и Положением об избирательной комиссии Республики Алтай, утвержденным Правительством и Государственным Собранием - Эл Курултай Республики Алтай. 3. Полномочия, порядок формирования и деятельности территориальных и участковых избирательных комиссий устанавливаются настоящим Законом. 4. В состав избирательных комиссий в качестве члена комиссии с правом решающего голоса могут входить кандидаты в депутаты, их доверенные лица, супруги и близкие родственники кандидатов либо лица, находящиеся у них в непосредственном подчинении. При возникновении таких обстоятельств член избирательной комиссии обращается в орган, образовавший комиссию, с письменным заявлением о сложении своих полномочий либо такое представление производится избирательной комиссией по собственной инициативе. Статья 12. Полномочия избирательной комиссии Республики Алтай 1. Избирательная комиссия Республики Алтай при подготовке и проведении выборов депутата Республики Алтай: - координирует деятельность нижестоящих избирательных комиссий; - осуществляет контроль за соблюдением законности при подготовке и проведении выборов и обеспечивает единообразное применение настоящего Закона; - издает инструкции и иные нормативные акты по вопросам применения настоящего Закона, обязательные для всех избирательных комиссий, осуществляющих подготовку и проведение выборов депутатов Республики Алтай; - образует избирательные округа и представляет их на утверждение в Президиум Государственного Собрания - Эл Курултай; - устанавливает единую нумерацию избирательных участков на территории Республики Алтай; - рассматривает заявления и жалобы на решения и действия нижестоящих избирательных комиссий и принимает по ним решения; - отменяет решения нижестоящих избирательных комиссий, противоречащих законодательству Российской Федерации и Республики Алтай; - обеспечивает равные правовые условия предвыборной деятельности для всех избирательных объединений и граждан; - устанавливает формы избирательных бюллетеней, списков избирателей и других избирательных документов; - распределяет выделенные денежные средства на проведение выборов и контролирует их целевое использование; - решает вопросы материально - технического обеспечения подготовки и проведения выборов; - заслушивает сообщения нижестоящих избирательных комиссий, министерств и ведомств, других органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов; - получает от районных и городской территориальных избирательных комиссий протоколы о регистрации кандидатов в депутаты и публикует списки зарегистрированных кандидатов в депутаты; - получает от районных и городской территориальных избирательных комиссий протоколы о результатах выборов депутатов Республики Алтай; - подводит итоги выборов в целом по республике, регистрирует избранных депутатов Республики Алтай, публикует в печати сообщение об итогах выборов и список избранных депутатов; - составляет списки лиц, избранных депутатами Республики Алтай, и передает эти списки и необходимые документы в Государственное Собрание - Эл Курултай; - выдает избранным депутатам Республики Алтай удостоверения об избрании депутатом Республики Алтай; - организует проведение выборов депутатов Республики Алтай вместо выбывших и повторные выборы депутата Республики Алтай; - осуществляет иные полномочия в соответствии с действующим законодательством. Решения избирательной комиссии Республики Алтай, принятые в пределах ее полномочий, обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, государственных предприятий, учреждений и организаций, а также их должностных лиц, нижестоящих избирательных комиссий. Избирательная комиссия Республики Алтай является юридическим лицом и действует на постоянной основе. Статья 13. Порядок формирования и полномочия территориальной избирательной комиссии 1. Районная, городская территориальная избирательная комиссия формируется не позднее чем за 60 дней до дня выборов в количестве 5 - 9 членов. Состав территориальной избирательной комиссии назначается районным, городским Советом депутатов. Председатель, заместитель председателя и секретарь территориальной избирательной комиссии избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов избирательной комиссии. При определении кандидатур в состав территориальной избирательной комиссии районный, городской Совет депутатов учитывает предложения общественных объединений, собраний избирателей по месту работы, службы, учебы, жительства. Каждый зарегистрированный кандидат в депутаты Республики Алтай вправе назначить одного члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса в территориальную избирательную комиссию. 2. Территориальная избирательная комиссия: - осуществляет контроль на территории района, города за подготовкой и проведением выборов депутата Республики Алтай в соответствии с настоящим Законом; - координирует работу участковых избирательных комиссий на территории района, города, рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (или бездействие) этих избирательных комиссий и принимает по ним решения; - дает согласие главе районной, городской администрации на образование избирательных участков; - публикует списки избирательных участков с указанием их границ, мест нахождения участковых избирательных комиссий и помещений для голосования; - наблюдает за составлением списков избирателей; - регистрирует кандидатов в депутаты и их доверенных лиц, выдает им удостоверения установленного образца; - обеспечивает равные правовые условия предвыборной агитации для всех кандидатов в депутаты; - контролирует соблюдение на территории района, города норм и правил размещения агитационных предвыборных материалов; - контролирует обеспечение участковых избирательных комиссий помещениями, транспортом, связью, рассматривает иные вопросы материально - технического обеспечения выборов; - распоряжается денежными средствами, выделенными избирательной комиссией Республики Алтай на подготовку, проведение выборов, распределяет их между участковыми избирательными комиссиями; - утверждает тексты бюллетеней для голосования по избирательным округам района, города, обеспечивает изготовление бюллетеней и снабжение ими участковых избирательных комиссий; - оказывает организационно - техническую помощь участковым избирательным комиссиям в проведении голосования в избирательных участках; - устанавливает результаты выборов по округам и передает протоколы об итогах голосования в избирательную комиссию Республики Алтай; - организует проведение выборов депутата вместо выбывшего; - осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом. 3. Срок полномочий территориальной избирательной комиссии 4 года. Срок ее полномочий истекает со дня назначения выборов депутатов Республики Алтай нового созыва. Статья 14. Порядок формирования и полномочия участковой избирательной комиссии 1. Участковые избирательные комиссии формируются районным, городским Советом депутатов не позднее чем за 44 дня до дня выборов в составе 5 - 10 членов с учетом предложений общественных объединений и собраний избирателей по месту работы, службы, учебы и жительства. Председатель, заместитель председателя и секретарь участковой избирательной комиссии избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов участковой избирательной комиссии. 2. Участковая избирательная комиссия: - составляет списки избирателей по избирательному участку; - проводит ознакомление избирателей со списком избирателей, рассматривает заявления об ошибках и неточностях в списке избирателей и решает вопрос о внесении в него соответствующих изменений; - оповещает население о местонахождении и номере телефона избирательной комиссии, времени ее работы, а также о дне и месте голосования; - контролирует соблюдение на территории избирательного участка норм и правил размещения агитационных предвыборных материалов; - обеспечивает подготовку помещений для голосования, избирательных ящиков и другого оборудования избирательного участка; - организует на своем избирательном участке голосование в день выборов, а также досрочное голосование; - производит подсчет голосов, устанавливает итоги голосования на участке и передает протоколы с результатами голосования в районную, городскую территориальную избирательную комиссию; - рассматривает заявления, жалобы по вопросам подготовки выборов и организации голосования и принимает по ним решения; - осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом. 3. Полномочия участковой избирательной комиссии прекращаются после официального опубликования общих итогов выборов, включающих результаты выборов по соответствующему округу. Статья 15. Статус члена избирательной комиссии 1. Член избирательной комиссии с правом решающего голоса обязан присутствовать на всех заседаниях комиссии. Член избирательной комиссии, как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса: - заблаговременно извещается о заседаниях соответствующей избирательной комиссии; - вправе выступать на заседании избирательной комиссии, вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию соответствующей избирательной комиссии и требовать проведения по ним голосования; - вправе задавать другим участникам заседания вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу; - вправе знакомиться с любыми документами и материалами соответствующей и нижестоящих избирательных комиссий и получать заверенные копии этих документов. При принятии решения избирательной комиссией члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса в голосовании не участвуют. 2. Член избирательной комиссии с правом решающего голоса может быть освобожден от обязанностей члена избирательной комиссии до истечения срока полномочий по решению органа, его назначившего, в случаях: - подачи членом избирательной комиссии заявления в письменной форме о сложении своих полномочий; - утраты членом избирательной комиссии гражданства Российской Федерации; - вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении члена избирательной комиссии; - признания члена избирательной комиссии решением суда, вступившем в законную силу, недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или умершим. Назначение нового члена избирательной комиссии вместо выбывшего производится по решению органа, образовавшего комиссию. 3. Члену избирательной комиссии с правом решающего голоса, освобожденному на период подготовки и проведения выборов от основной работы, оплата труда производится за счет средств, выделенных на проведение выборов, в течение срока, не превышающего для территориальных избирательных комиссий - 60 дней, для участковых комиссий - 45 дней. В течение срока своих полномочий он не может быть по инициативе администрации (работодателя) уволен с работы или без его согласия переведен на другую работу. Член избирательной комиссии с правом решающего голоса на период проведения выборов не может быть привлечен без согласия соответствующего прокурора к уголовной ответственности или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке. 4. Срок полномочий членов территориальных и участковых избирательных комиссий с правом совещательного голоса истекает после опубликования в печати общих итогов выборов избирательной комиссией Республики Алтай. Статья 16. Организация деятельности избирательных комиссий 1. Деятельность избирательных комиссий осуществляется гласно и открыто. На заседаниях избирательных комиссий вправе присутствовать кандидаты в депутаты и их доверенные лица, представители избирательных объединений, средств массовой информации. Избирательные комиссии доводят до сведения граждан итоги регистрации кандидатов, их биографические данные и итоги голосования по каждому кандидату. Решения избирательных комиссий публикуются в печати и передаются в другие средства массовой информации. 2. Деятельность избирательных комиссий осуществляется на основе коллегиальности. Заседание избирательной комиссии является правомочным, если на нем присутствуют большинство от установленного числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. Заседания избирательной комиссии созываются и проводятся председателем или по его поручению заместителем председателя комиссии. Заседание проводится также по требованию не менее одной трети членов комиссии с правом решающего голоса. 3. Решения избирательных комиссий, принятые в пределах их полномочий, обязательны для органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также для нижестоящих избирательных комиссий. Решения избирательных комиссий об избрании председателя, заместителя председателя и секретаря комиссии, о регистрации кандидатов, об отмене регистрации кандидатов, по вопросам финансового обеспечения подготовки и проведения выборов, об установлении итогов голосования, о признании выборов несостоявшимися или недействительными принимаются на заседаниях избирательных комиссий большинством голосов от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса. Решения избирательных комиссий по иным вопросам принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. При принятии решений избирательными комиссиями, имеющими в своем составе четное число членов комиссии с правом решающего голоса, в случае равного числа голосов "за" и "против" голос председателя избирательной комиссии является решающим. Решения избирательной комиссии подписываются председателем и секретарем избирательной комиссии. 4. Члены избирательной комиссии, не согласные с решением, принятым избирательной комиссией, вправе в письменной форме высказать особое мнение, которое должно быть доведено председателем избирательной комиссии до сведения вышестоящей избирательной комиссии не позднее чем в трехдневный срок, а за три дня до дня выборов и в день выборов - немедленно. 5. Решение избирательной комиссии, противоречащее Федеральным законам, настоящему Закону и иным законодательным актам Республики Алтай либо принятое избирательной комиссией с превышением установленных полномочий, подлежит отмене вышестоящей избирательной комиссией или судом. Статья 17. Содействие деятельности избирательных комиссий 1. Государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, предприятия, учреждения и организации, а также их должностные лица обязаны оказывать избирательным комиссиям содействие в реализации их полномочий, в том числе в предоставлении необходимых помещений, транспорта, средств связи, технического оборудования, а также предоставлять сведения и материалы, давать ответы на обращения избирательных комиссий в пятидневный срок, а за пять дней до дня выборов и в день выборов - немедленно. Статья 18. Обжалование решений и действий избирательных комиссий 1. Решения и действия (или бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию или в суд. Предварительное обращение в вышестоящую избирательную комиссию не является обязательным условием обращения в суд. 2. Решения избирательными комиссиями и судами по жалобам, поступившим в ходе выборов, принимаются в пятидневный срок или в меньший срок, если до дня выборов осталось меньше 5 дней, а в день выборов - немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в жалобах, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. Вышестоящая избирательная комиссия вправе принять самостоятельное решение по существу жалобы, отменив при этом решение нижестоящей избирательной комиссии. Глава V. ИНИЦИАТИВНЫЕ ГРУППЫ ГРАЖДАН Статья 19. Инициативная группа граждан 1. Граждане, обладающие правом на участие в выборах депутатов Республики Алтай, могут выступать с инициативой сбора подписей в поддержку выдвижения кандидата и для этих целей объединяться в инициативные группы количеством не менее 3 человек. 2. Инициативная группа граждан имеет право осуществлять свою деятельность после регистрации территориальной избирательной комиссией с момента выдачи ей свидетельства о регистрации. 3. Полномочия инициативной группы граждан прекращаются после официального опубликования общих итогов выборов. 4. Полномочия инициативной группы граждан могут быть прекращены досрочно по ее собственной инициативе либо в случае нарушения ею настоящего Закона. Решение о досрочном прекращении полномочий инициативной группы граждан по причине нарушения закона принимается территориальной избирательной комиссией. Статья 20. Регистрация инициативной группы граждан 1. Регистрация инициативной группы граждан осуществляется территориальной избирательной комиссией на основании письменной заявки членов группы. В заявке должны быть указаны: цель создания инициативной группы граждан, состав группы с указанием имени, отчества и фамилии, года рождения, занимаемой должности (рода занятий), домашнего адреса председателя инициативной группы. 2. Регистрация инициативной группы граждан производится в пятидневный срок. Зарегистрированной инициативной группе выдается свидетельство о регистрации с поименным указанием ее членов и председателя, а членам группы - удостоверение, что является основанием для сбора подписей и участия в предвыборной агитации по поддержке кандидата в депутаты Республики Алтай. 3. В регистрации может быть отказано, если заявка с просьбой о регистрации оформлена с нарушением требований, указанных в пункте 1 настоящей статьи. В случае отказа в регистрации избирательная комиссия обязана уведомить о своем решении председателя инициативной группы в трехдневный срок с момента принятия решения с указанием причин отказа. 4. Решение об отказе в регистрации инициативной группы граждан или о прекращении ее деятельности может быть обжаловано инициативной группой в лице ее председателя в суд. 5. При отсутствии решения избирательной комиссии о регистрации либо об отказе в регистрации инициативной группы граждан в течение пяти дней с момента представления заявки инициативная группа считается зарегистрированной. Статья 21. Права и обязанности членов инициативной группы граждан 1. Члены инициативной группы граждан осуществляют свою деятельность по собственной инициативе и за счет собственных средств. 2. Члены инициативной группы обязаны соблюдать федеральное и республиканское законодательство. 3. Члены инициативной группы самостоятельно избирают председателя группы, представляющего группу во взаимоотношениях с государственными и общественными органами и организациями. 4. Член инициативной группы в любое время может выйти из состава инициативной группы, предварительно уведомив об этом других членов группы. Удостоверение выбывшего члена инициативной группы подлежит сдаче в орган, зарегистрировавший группу. В состав инициативной группы по ее решению может быть принят новый член вместо выбывшего. В свидетельство о регистрации группы при этом вносятся необходимые изменения органом, зарегистрировавшим группу, а новому члену инициативной группы выдается удостоверение. Глава VI. ВЫДВИЖЕНИЕ И РЕГИСТРАЦИЯ КАНДИДАТОВ В ДЕПУТАТЫ Статья 22. Право выдвижения кандидата в депутаты 1. Право выдвижения кандидата в депутаты Республики Алтай (далее - кандидатов) принадлежит избирательным объединениям (блокам), трудовым коллективам предприятий, учреждений и организаций, коллективам учебных заведений, военнослужащим по воинским частям, собраниям граждан по месту жительства, а также гражданину в порядке самовыдвижения. Право выдвинуть свою кандидатуру для баллотирования кандидатом в депутаты Республики Алтай принадлежит каждому гражданину Российской Федерации, прожившему на территории Республики Алтай не менее одного года, обладающему активным избирательным правом и достигшему на день выборов 21 года. 2. Выдвижение кандидатов начинается после формирования территориальных избирательных комиссий и заканчивается не позднее чем за 30 дней до дня выборов. 3. Избирательным объединением является республиканское отделение общероссийского общественного избирательного объединения, действующее на территории Республики Алтай, а также республиканское общественное объединение, уставы которых предусматривают участие в выборах в органы государственной власти путем выдвижения кандидатов в депутаты и зарегистрированы в Управлении юстиции Республики Алтай не позднее чем за 6 месяцев до объявления дня выборов. 4. Избирательные объединения могут объединяться в избирательные блоки. В случае вхождения в состав блока избирательное объединение не может выступать на тех же выборах в качестве самостоятельного избирательного объединения или входить в другой избирательный блок. Решение о вхождении в избирательный блок принимается общественными объединениями на конференции или общем собрании. 5. Избирательные блоки регистрируются избирательной комиссией Республики Алтай не позднее чем за 65 дней до дня выборов. Регистрация производится в трехдневный срок после представления в избирательную комиссию копий свидетельств о государственной регистрации соответствующих объединений и совместного решения избирательных объединений о создании избирательного блока. Избирательным объединениям, заявившим о своем участии в выборах, и зарегистрированным избирательным блокам избирательная комиссия Республики Алтай выдает справки установленного образца. Избирательные блоки пользуются правами избирательного объединения. 6. Избирательное объединение (блок) назначает уполномоченного представителя, который в соответствии с настоящим Законом представляет избирательное объединение (блок) по вопросам, связанным с участием избирательного объединения в выборах депутатов Республики Алтай, в том числе и по финансовым вопросам. 7. Все избирательные объединения участвуют в выборах на равных основаниях. Статья 23. Выдвижение кандидатов общественными объединениями (блоками) 1. Выдвижение кандидатов в депутаты Республики Алтай производится на конференции (собрании) избирательного объединения (блока) либо на пленумах, правлениях, советах избирательного объединения. Избирательное объединение (блок) вправе выдвигать в одном избирательном округе не более одного кандидата. Избирательное объединение (блок) вправе выдвигать кандидатами в депутаты лиц, не являющихся членами этого объединения (блока). 2. О выдвижении кандидата от избирательного объединения (блока) по одному избирательному округу составляется протокол по установленной форме (приложение N 1), который представляется в территориальную избирательную комиссию вместе с подписными листами в поддержку выдвинутого кандидата. Если избирательное объединение (блок) выдвинул кандидатов по нескольким избирательным округам, выписки из протокола и подписные листы в поддержку выдвинутого кандидата направляются в соответствующие территориальные избирательные комиссии. 3. В поддержку кандидатов, выдвинутых от избирательных объединений (блоков), собираются подписи не менее двух процентов избирателей от общего числа избирателей данного избирательного округа. Подписи могут собираться только среди избирателей того избирательного округа, по которому осуществляется выдвижение кандидата. Подписные листы изготавливаются по форме, установленной в приложении N 2 к настоящему Закону. В подписном листе указывается наименование избирательного объединения и принадлежность кандидата к соответствующему объединению. Избиратели вправе ставить подпись в поддержку кандидатов от различных избирательных объединений, но только один раз в поддержку одного и того же кандидата. При этом избиратель указывает свою фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц), адрес места жительства, серию и номер паспорта или заменяющего его документа, а также дату внесения подписи. Подписной лист заверяется личной подписью лица, собравшего подписи, с указанием фамилии, имени и отчества, места жительства, серии и номера паспорта или заменяющего его документа и уполномоченным представителем избирательного объединения (блока), выдвигающего кандидата. 4. Территориальная избирательная комиссия в тот же день рассматривает представленные документы о выдвижении кандидатов, выдает уполномоченному представителю избирательного объединения (блока) заверенные ею выписки из протокола о выдвижении кандидатов. Статья 24. Выдвижение кандидатов трудовыми коллективами 1. Выдвижение кандидатов в депутаты Республики Алтай производится на собраниях (конференциях) трудовых коллективов предприятий, учреждений, организаций, коллективов учебных заведений, военнослужащих по воинским частям, расположенных на территории избирательного округа. Собрание правомочно, если на нем присутствуют более половины работающих. Правомочность собрания устанавливается на основании итогов регистрации его участников. При этом общая численность совершеннолетних работающих, учащихся, студентов, военнослужащих в коллективах, имеющих право на выдвижение кандидатов, не может быть менее 25 человек. Трудовые коллективы, коллективы учебных заведений, воинские части, насчитывающие менее 25 человек, производят выдвижение кандидатов в депутаты Республики Алтай на совместных собраниях (конференциях). Собрания военнослужащих по выдвижению кандидата созываются командованием воинских частей. При невозможности проведения общего собрания военнослужащих части собрания проводятся по подразделениям. Собрание каждого подразделения оформляется протоколом, на основе которых составляется сводный протокол собрания военнослужащих воинской части. От трудового коллектива предприятий, учреждений и организаций, учебного заведения, от собрания военнослужащих по воинским частям выдвигается не более одного кандидата в депутаты Республики Алтай. Статья 25. Выдвижение кандидатов в депутаты собраниями граждан по месту жительства 1. Собрания избирателей по месту жительства по выдвижению кандидатов в депутаты проводятся по инициативе органов власти или организации общественной самодеятельности. Предложение о проведении собрания избирателей по месту жительства должно быть рассмотрено территориальной избирательной комиссией в течение трех дней. В случае принятия этого предложения устанавливается дата, время и место проведения собрания, о чем в течение трех дней оповещаются избиратели округа. 2. Предложение о проведении собрания отклоняется, если орган общественной самодеятельности населения находится не на территории данного избирательного округа, а также, если инициатива этого органа не подтверждена протоколом его заседания по этому вопросу. В случае отклонения предложения о проведении собрания избирателей по месту жительства органу общественной самодеятельности населения выдается копия мотивированного решения. Это решение может быть обжаловано в избирательную комиссию Республики Алтай, решение которой является окончательным. 3. Собрание правомочно, если на нем присутствует не менее 50 избирателей, проживающих на территории избирательного округа. Собрание избирателей по месту жительства избирателей вправе выдвинуть только одного кандидата в депутаты. 4. Перед открытием собрания устанавливается правомочность на основании списка регистрации участников собрания. Для ведения собрания избирается президиум или председатель и секретарь. Статья 26. Выдвижение себя кандидатом в депутаты Республики Алтай Гражданин, выдвигающий себя кандидатом в депутаты Республики Алтай, уведомляет в письменной форме районную, городскую территориальную избирательную комиссию о своей инициативе. В уведомлении должны быть указаны фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы, занимаемая должность (род занятий) и место жительства кандидата. Статья 27. Сбор подписей в поддержку кандидата, выдвинувшего свою кандидатуру В поддержку выдвижения своей кандидатуры кандидатом в депутаты должно быть собрано не менее двух процентов подписей от общего числа избирателей данного избирательного округа. Сбор подписей в поддержку кандидата - самовыдвиженца начинается со дня официального опубликования избирательной комиссией Республики Алтай списка избирательных округов, но только после письменного уведомления соответствующей территориальной избирательной комиссии о своей инициативе. Подписи могут собираться только среди избирателей того избирательного округа, где осуществляется выдвижение кандидата. При этом недопустимы принуждение и подкуп избирателей в любых формах со стороны лица, собирающего подписи. Подписные листы изготавливаются по форме, установленной в приложении N 3 к настоящему Закону. В каждом подписном листе ставятся данные, указанные в части 3 статьи 23 настоящего Закона. Подписной лист заверяется лицом, собиравшим подписи, с указанием своей фамилии, имени, отчества, места жительства, серии и номера паспорта или заменяющего его документа, и кандидатом в депутаты. Статья 28. Решение о выдвижении кандидата в депутаты 1. Решение о выдвижении кандидата в депутаты принимается тайным или открытым голосованием. Решение о способе голосования принимается собранием. Кандидат в депутаты при обсуждении его кандидатуры может заявить о самоотводе. Самоотвод кандидата на голосование не ставится, кандидатура кандидата в депутаты с обсуждения снимается. 2. Кандидат считается выдвинутым, если за него проголосовало более половины участников собрания (конференции), пленума, правления, совета выборного органа общественного объединения. О выдвижении кандидата в депутаты составляется протокол. 3. О принятом решении сообщается кандидату в депутаты не позднее, чем в двухдневный срок. Протокол о выдвижении со списком участников собрания (конференции), пленума, правления, совета представляется в районные и городскую территориальные избирательные комиссии. Статья 29. Несовместимость статуса депутата Республики Алтай с должностным положением 1. Государственные служащие, работающие в исполнительных органах, судьи и прокуроры республики, районов и города не могут быть одновременно депутатами Республики Алтай. Лица, указанные в настоящем пункте, будучи избранными депутатами Республики Алтай, должны сложить с себя обязанности, несовместимые со статусом депутата Республики Алтай, представив об этом документы в территориальную избирательную комиссию в 3-дневный срок. Статья 30. Регистрация кандидатов в депутаты 1. Для регистрации кандидата в депутаты уполномоченные представители избирательных объединений (блоков), представители трудовых коллективов предприятий, учреждений, организаций, учебных заведений, воинских частей, собраний избирателей по месту жительства или сами кандидаты представляют в районные и городскую территориальные избирательные комиссии не позднее чем за 30 дней до дня выборов протоколы о выдвижении кандидатов в депутаты, данные о кандидате, включающие его фамилию, имя, отчество, дату рождения, место работы, занимаемую должность (род занятий), места жительства, там где требуется, подписные листы в поддержку кандидата, а также заявление кандидата о его согласии баллотироваться по данному избирательному округу. 2. Районная, городская территориальная избирательная комиссия в течение пяти дней со дня принятия документов проверяет соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям настоящего Закона и принимает решение о регистрации кандидата либо мотивированное решение об отказе в регистрации. Мотивом отказа может служить только невыполнение требований федеральных и республиканских законов и нормативных актов. В случае отказа зарегистрировать кандидата территориальная избирательная комиссия обязана незамедлительно выдать кандидату или уполномоченному представителю избирательного объединения, собрания избирателей, самовыдвиженцу решение комиссии. Решение районной, городской территориальной избирательной комиссии о регистрации кандидата или об отказе в регистрации кандидата может быть обжаловано в избирательную комиссию Республики Алтай или соответственно в народный суд района, города. 3. Кандидат может баллотироваться только в одном избирательном округе. Кандидат в депутаты, зарегистрированный в одном избирательном округе, не может представляться к регистрации в другом избирательном округе, в том числе и в случае снятия своей кандидатуры в избирательном округе, где он был зарегистрирован. 4. Кандидат, должность и род занятий которого несовместимы со статусом депутата Республики Алтай, в заявлении о согласии баллотироваться кандидатом дает письменное обязательство о прекращении такой деятельности в случае избрания депутатом. Несоблюдение требований, установленных настоящей статьей, влечет за собой признание избирательной комиссией Республики Алтай регистрации или избрания соответствующих лиц недействительными. 5. О регистрации кандидата территориальная избирательная комиссия составляет протокол, который вместе с заявлениями кандидатов о согласии баллотироваться по данному избирательному округу и документами о выдвижении кандидатов представляет в избирательную комиссию Республики Алтай. 6. Избирательная комиссия Республики Алтай на основании документов территориальных избирательных комиссий публикует в печати списки зарегистрированных кандидатов с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения, занимаемой должности (рода занятий), места работы, места жительства каждого кандидата и кем он выдвинут. 7. Каждому зарегистрированному кандидату территориальная избирательная комиссия выдает удостоверение установленного избирательной комиссией Республики Алтай образца с указанием даты и времени регистрации. 8. Кандидат не может состоять в избирательной комиссии Республики Алтай, а также в иных избирательных комиссиях того избирательного округа, по которому он баллотируется. Лицо, состоящее в одной из указанных комиссий и выдвинутое кандидатом в депутаты, считается освобожденным от обязанностей в комиссии с момента регистрации его кандидатом. 9. Избирательное объединение и собрание избирателей не позднее чем за один день до дня выборов вправе отменить свое решение о выдвижении кандидата в депутаты. Решение о снятии кандидатуры принимается тем же органом и в том порядке, что и при выдвижении кандидата. Кандидат также вправе не позднее чем за один день до дня выборов снять свою кандидатуру, обратившись с заявлением об этом в территориальную избирательную комиссию. Заявление избирательного объединения, собрания избирателей и кандидата рассматривается территориальной избирательной комиссией не позднее трех дней после его поступления. Об отмене решения о выдвижении кандидата в депутаты или о снятии кандидатом своей кандидатуры территориальная избирательная комиссия принимает решение и доводит до сведения населения избирательного округа. В случае, если в период после завершения регистрации в избирательном округе до дня выборов остается менее двух кандидатов, в этом избирательном округе по решению территориальной избирательной комиссии выборы откладываются на 60 дней для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий. При снятии кандидатуры избирательным объединением, собранием избирателей либо кандидатом своей кандидатуры по болезни или утраты пассивного избирательного права, кандидат возвращает денежные средства, затраченные на подготовку выборов, в размере, определяемом территориальной избирательной комиссией на основании имеющихся в ее распоряжении документов о фактически произведенных затратах средств из республиканского бюджета. Глава VII. СТАТУС КАНДИДАТОВ В ДЕПУТАТЫ Статья 31. Равенство кандидатов в депутаты Все зарегистрированные кандидаты в депутаты обладают равными правами и несут равные обязанности. Статья 32. Гарантии деятельности кандидата 1. После регистрации кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе, а также в средствах массовой информации, на время их участия в выборах до опубликования итогов выборов освобождаются от выполнения служебных обязанностей и не вправе использовать преимущества своего служебного положения. Другие кандидаты после регистрации на время участия в выборах освобождаются от работы, военной службы, военных сборов и учебы по личным заявлениям. В течение этого срока территориальная избирательная комиссия за счет средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, выплачивает кандидатам денежную компенсацию в размере, не превышающем семикратный размер минимальной заработной платы, установленный Федеральным законом на день назначения выборов. 2. Кандидат в депутаты не может быть уволен с работы по инициативе работодателя, переведен без его согласия на другую работу или должность, в том числе на работу в другую местность. Время участия кандидата в депутаты в выборах засчитывается в общий трудовой стаж и в стаж по той специальности, по которой он работал до регистрации кандидатом. Кандидат со дня регистрации и до дня опубликования итогов выборов не может быть привлечен без согласия прокурора Республики Алтай к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке. Давая такое согласие, прокурор республики немедленно извещает об этом избирательную комиссию, зарегистрировавшую кандидата. 3. Кандидат в депутаты Республики Алтай может иметь не более пяти доверенных лиц. Доверенные лица регистрируются территориальной избирательной комиссией по представлению кандидата в депутаты. Доверенным лицам выдается соответствующее удостоверение. Кандидат в депутаты Республики Алтай не может быть доверенным лицом другого кандидата в депутаты Республики Алтай. Доверенным лицам по их личным заявлениям предоставляется отпуск без сохранения заработной платы на время подготовки и проведения выборов. Кандидат в депутаты вправе в любое время отозвать или заменить их, уведомив об этом территориальную избирательную комиссию, которая аннулирует выданные этим доверенным лицам удостоверения. 4. Кандидаты в депутаты со дня их регистрации и до дня опубликования итогов выборов имеют право бесплатно пользоваться на территории Республики Алтай любыми видами общественного транспорта, за исключением такси и заказных рейсов на других видах транспорта. 5. При нарушении кандидатом в депутаты требований настоящего Закона территориальная избирательная комиссия выносит ему письменное предупреждение, а при повторном нарушении может отменить решение о регистрации этого кандидата, о чем доводит до сведения избирателей округа и кандидата. Глава VIII. ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ Статья 33. Право на предвыборную агитацию 1. Граждане Российской Федерации, проживающие на территории Республики Алтай, общественные объединения (блоки) вправе беспрепятственно проводить предвыборную агитацию "за" или "против" кандидата в депутаты. 2. Предвыборная агитация может осуществляться через средства массовой информации, путем проведения предвыборных мероприятий, в том числе собраний и встреч с избирателями, публичных предвыборных дебатов и дискуссий, митингов, демонстраций, шествий, выпуска и распространения агитационных предвыборных материалов. 3. Во всех формах предвыборной агитации не могут участвовать члены избирательной комиссии с правом решающего голоса, государственные органы и органы местного самоуправления, их должностные лица, воинские части и военные учреждения, а также благотворительные организации и религиозные объединения. 4. Кандидатам и избирательным объединениям гарантируются равные условия доступа к государственным и муниципальным средствам массовой информации. Должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления, являющиеся кандидатами, могут участвовать в проведении предвыборной агитации на равных основаниях с другими кандидатами. Журналистам, должностным лицам средств массовой информации и творческим работникам государственных телерадиокомпаний запрещается участвовать в освещении избирательной кампании через средства массовой информации, если указанные лица являются кандидатами либо доверенными лицами кандидатов. Статья 34. Сроки проведения предвыборной агитации Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидатов и заканчивается в ноль часов по местному времени накануне дня, предшествующего дню выборов. В день выборов и в предшествующий ему день любая предвыборная агитация запрещается. Агитационные печатные материалы, ранее вывешенные вне помещений избирательных комиссий, сохраняются на прежних местах. В течение трех дней до дня выборов и в день голосования опубликование результатов опроса общественного мнения, прогнозов результатов выборов и иных исследований, связанных с выборами, не допускается. Статья 35. Недопустимость злоупотребления правом на проведение предвыборной агитации 1. Избирательная комиссия контролирует соблюдение установленного порядка и правил проведения предвыборной агитации. 2. При проведении предвыборной агитации не допускается злоупотребление свободой массовой информации. Агитация не должна содержать призывы к насильственному изменению основ конституционного строя страны и республики, нарушению целостности государства, пропаганду войны. Запрещается агитация или пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства, выпуск и распространение сообщений и материалов, возбуждающих социальную, расовую, национальную или религиозную вражду. Кандидаты, избирательные объединения (блоки) и их уполномоченные представители не вправе вручать избирателям денежные средства, подарки и иные материальные ценности иначе как за выполнение предвыборной организационной работы (дежурство на избирательных участках, сбор подписей и тому подобное), проводить льготную продажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных, в том числе иллюстрированных материалов. Кандидаты, избирательные объединения (блоки) и их уполномоченные представители не вправе при проведении предвыборной агитации воздействовать на избирателей обещаниями передачи им денежных средств, ценных бумаг и иных материальных благ. Запрещается проведение предвыборной агитации против кандидата с распространением ложных сведений. В случае совершения указанных нарушений городская, районная территориальная избирательная комиссия вправе обратиться в соответствующие органы с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности, а также в суд с предложением об отмене решения о регистрации кандидата. Указанное предложение рассматривается в суде в трехдневный срок. Статья 36. Проведение предвыборной агитации через средства массовой информации и распространение агитационных печатных материалов 1. Кандидаты имеют равные права на бесплатное предоставление им эфирного времени для предвыборной агитации по каналам государственной телерадиокомпании, на бесплатное предоставление места на страницах республиканских и местных газет, финансируемых полностью или частично из республиканского, районного или городского бюджетов в порядке, определяемом избирательной комиссией Республики Алтай. Кандидатам в депутаты может быть предоставлена возможность выступить в средствах массовой информации за плату. Должностные лица редакций государственных телерадиокомпаний и периодических печатных изданий обязаны обеспечить равные возможности публикации агитационных предвыборных материалов для всех кандидатов. Предвыборная агитация через средства массовой информации осуществляется в виде публичных предвыборных дебатов, "круглых столов", пресс - конференций, интервью, выступлений, политической рекламы и в иных не запрещенных формах. При этом кандидат в депутаты вправе самостоятельно определять форму и характер предвыборной агитации. 2. Кандидаты и общественные объединения, участвующие в выборах, вправе беспрепятственно выпускать плакаты, листовки и иные агитационные материалы. Все агитационные печатные материалы должны содержать информацию об организациях и лицах, ответственных за их выпуск. Распространение анонимных агитационных материалов запрещается. Избирательные комиссии, поставленные в известность о распространении анонимных агитационных материалов, принимают меры по пресечению этой деятельности и вправе обратиться в соответствующие органы внутренних дел с представлением о пресечении противоправной агитационной деятельности. Агитационные материалы могут быть вывешены в любом помещении, на любом здании, сооружении и любом объекте с согласия собственника или владельца этих объектов, кроме помещений, где размещаются избирательные комиссии и места для голосования, а также памятников и обелисков, зданий и помещений, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, перечень которых определяется территориальными избирательными комиссиями и доводится до сведения кандидатов и избирательных объединений. Не позднее чем за 30 дней до дня выборов администрация района, (города) обязана определить и оборудовать специальные места для вывешивания и расклейки агитационных печатных материалов. Такие места должны быть удобны для посещения избирателями и их должно быть не менее одного в пределах территории каждого избирательного участка. 3. Должностные лица государственных органов и органов местного самоуправления обязаны безвозмездно предоставлять избирательным комиссиям в их пользование помещения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для встреч кандидатов и их доверенных лиц с избирателями. Глава IX. ФИНАНСИРОВАНИЕ ВЫБОРОВ Статья 37. Финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов 1. Расходы избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов депутатов Республики Алтай, а также по обеспечению деятельности этих избирательных комиссий производятся за счет средств, выделяемых из республиканского бюджета. Соответствующие расходы предусматриваются отдельной строкой в республиканском бюджете. Средства на проведение выборов депутатов Республики Алтай, предусмотренные республиканским бюджетом, поступают в распоряжение избирательной комиссии Республики Алтай в десятидневный срок со дня назначения выборов и распределяются между районными и городской территориальными избирательными комиссиями. Порядок перечисления денежных средств территориальным избирательным комиссиям устанавливается избирательной комиссией Республики Алтай совместно с Национальным банком Республики Алтай. Председатели избирательных комиссий являются должностными лицами, распоряжаются денежными средствами и несут ответственность за соответствие финансовых документов решениям избирательных комиссий по финансовым вопросам. Статья 38. Избирательные фонды и порядок их создания 1. Кандидаты в депутаты создают собственные избирательные фонды для финансирования предвыборной агитации с открытием специальных временных счетов в отделениях Сбербанка с разрешения соответствующей территориальной избирательной комиссии после регистрации кандидата в депутаты. Доходы по указанным счетам не начисляются и не выплачиваются. Порядок открытия и ведения специальных временных счетов в отделениях Сбербанка, учета и отчетности по средствам избирательных фондов устанавливается избирательной комиссией Республики Алтай. Право распоряжения средствами избирательных фондов принадлежит создавшим их кандидатам. Избирательные фонды кандидатов в депутаты могут создаваться за счет следующих средств: - средств, выделенных кандидату на предвыборную агитацию территориальной избирательной комиссией; - собственных средств кандидата, которые не могут превышать минимальный размер оплаты труда более чем в 200 раз; - средств, выделенных кандидату выдвинувшим его объединением, которые не могут превышать минимальный размер оплаты труда более чем в 300 раз; - добровольных пожертвований физических и юридических лиц. Предельная сумма расходов кандидата за счет средств избирательного фонда не может превышать минимальный размер оплаты труда более, чем в 700 раз. 2. Кандидату в депутаты запрещается использование иных денежных средств для ведения предвыборной агитации, кроме средств, объединенных избирательным фондом. Не допускаются пожертвования в избирательные фонды со стороны лиц, не имеющих гражданства, иностранных государств, их организаций и граждан, российских юридических лиц с иностранным участием, если доля иностранного капитала превышает 30 процентов, международных организаций, а также воинских частей, благотворительных организаций, религиозных объединений, государственных и муниципальных предприятий, организаций, учреждений и органов местного самоуправления. Порядок налогообложения добровольных пожертвований, поступивших в избирательные фонды, устанавливается федеральным законодательством. 3. Банки представляют сведения о поступлении средств на специальные временные счета кандидатов районной, городской территориальной избирательной комиссии в трехдневный срок со дня поступления. Избирательная комиссия до дня выборов периодически публикует эти сведения в средствах массовой информации. Если добровольные пожертвования поступили в избирательные фонды от физических или юридических лиц, не имеющих право осуществлять такие пожертвования либо в превышающих предусмотренных настоящей статьей размерах, кандидаты обязаны вернуть эти пожертвования полностью или часть их, превышающую установленный размер пожертвования, жертвователям с указанием причин возврата. Анонимные пожертвования перечисляются в доход республиканского бюджета. Банки представляют сведения о расходовании денежных средств, находящихся на специальных временных счетах кандидатов, соответствующей территориальной избирательной комиссии по ее письменному запросу. Если кандидат использовал иные денежные средства для ведения предвыборной агитации помимо средств, поступивших в избирательные фонды, соответствующая территориальная избирательная комиссия вправе обратиться в суд с представлением об отмене решения о регистрации кандидата. Указанное представление рассматривается судом в пятидневный срок, а за пять дней до дня выборов - немедленно. Все финансовые операции со специальными временными счетами кандидатов прекращаются за день до дня выборов. Территориальные избирательные комиссии могут на основании ходатайства кандидата продлить срок проведение финансовых операций по оплате расходов, произведенных до дня выборов. 4. Кандидат в депутаты не позднее чем через 20 дней после дня выборов представляет в территориальную избирательную комиссию отчет о размерах и о всех источниках избирательного фонда, а также о всех произведенных затратах, территориальная избирательная комиссия не позднее чем через 35 дней после представления отчета в избирательную комиссию Республики Алтай передает его в средства массовой информации для опубликования. 5. Остатки денежных средств на счетах избирательных фондов кандидатов после завершения выборов возвращаются организациям и лицам, осуществившим перечисления и пожертвования, пропорционально вложенным ими средствам. Статья 39. Порядок учета денежных средств и финансовая отчетность 1. Порядок учета поступления и расходования бюджетных средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, средств избирательных фондов кандидатов в депутаты определяется избирательной комиссией Республики Алтай. Форма финансового отчета избирательных комиссий о поступлении и расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, и финансового отчета кандидатов в депутаты устанавливаются избирательной комиссией Республики Алтай. Участковая и территориальная избирательные комиссии представляют вышестоящим избирательным комиссиям финансовые отчеты не позднее соответственно чем через 10 и 20 дней со дня опубликования результатов выборов. Избирательная комиссия Республики Алтай представляет Правительству Республики Алтай сводный финансовый отчет не позднее чем через 60 дней со дня официального опубликования общих итогов выборов. Глава X. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ГОЛОСОВАНИЯ Статья 40. Помещение для голосования 1. Помещение для голосования безвозмездно предоставляется в распоряжение участковой избирательной комиссии главой местной администрации. В помещении для голосования должен быть зал, в котором размещаются кабины или специально оборудованные места для тайного голосования, либо должны быть пригодные для тайного голосования комнаты. Кабины, специально оборудованные места либо комнаты для тайного голосования оснащаются и письменными принадлежностями. Применение для этих целей карандашей не допускается. Помещение должно быть оборудовано сейфом для хранения документации, мебелью, стендами со списками членов участковой избирательной комиссии, с образцами заполненных избирательных бюллетеней, с информационными материалами обо всех кандидатах в депутаты, баллотирующихся по данному избирательному округу. В информационных материалах о кандидатах в депутаты не должно содержаться агитационных призывов. Образцы заполненных бюллетеней, помещенные на стенде, не должны содержать фамилии кандидатов, баллотирующихся по данному избирательному округу. 2. В помещениях для голосования должны быть оборудованы в достаточном количестве кабины для тайного голосования, определены места выдачи избирательных бюллетеней и установки ящиков для голосования. Ящики для голосования устанавливаются таким образом, чтобы избиратели при подходе к ним обязательно проходили через кабины или комнаты для тайного голосования. Решение о количестве переносных ящиков для голосования на избирательном участке принимает участковая избирательная комиссия с уведомлением территориальной избирательной комиссии до дня голосования. Число таких ящиков на участке не может быть более четырех. Статья 41. Избирательный бюллетень 1. Для выборов депутата Республики Алтай каждый избиратель получает один избирательный бюллетень. Форму и текст бюллетеня утверждает избирательная комиссия Республики Алтай. Текст избирательного бюллетеня должен быть размещен только на одной стороне избирательного бюллетеня. 2. Избирательные бюллетени печатаются на русском языке. По решению избирательной комиссии Республики Алтай избирательные бюллетени печатаются на государственных языках Республики Алтай - на алтайском и русском языках. Если для избирательного участка печатаются бюллетени на двух языках, текст на этих языках помещается в каждом избирательном бюллетене. Тексты избирательных бюллетеней на двух языках утверждаются избирательной комиссией Республики Алтай. 3. Избирательный бюллетень содержит в алфавитном порядке фамилии, имена и отчества всех зарегистрированных по данному избирательному округу кандидатов в депутаты, дату рождения, место работы, занимаемую должность (род занятий), место жительства кандидата, наименование избирательного округа, в котором он выдвигается. В случае, если кандидат выдвинут избирательным объединением (блоком), указывается наименование избирательного объединения (блока), а также принадлежность кандидата к политической партии или иному общественному объединению. Справа от данных о каждом кандидате помещается пустой квадрат. В конце перечня кандидатов помещается строка "Против всех кандидатов" с расположенным справа от нее пустым квадратом. Каждый избирательный бюллетень должен содержать разъяснения о порядке его заполнения. 4. Избирательные бюллетени для голосования печатаются не позднее чем за 20 дней до дня выборов по распоряжению избирательной комиссии Республики Алтай. Территориальные избирательные комиссии получают от избирательной комиссии Республики Алтай избирательные бюллетени не позднее чем за 16 дней до дня выборов. Участковые избирательные комиссии получают от территориальных избирательных комиссий избирательные бюллетени не позднее чем за 4 дня до дня выборов. Передача избирательных бюллетеней территориальным и участковым избирательным комиссиям производится по акту, каждый из которых составляется в двух экземплярах - один из которых остается в комиссии, передающей бюллетени, а другой - в комиссии, получающей бюллетени. По каждому избирательному округу число избирательных бюллетеней, передаваемых участковой избирательной комиссии, не может превышать число избирателей, включенных в список избирателей по избирательному участку, более чем на 0,5 процента. 5. В правом верхнем углу избирательного бюллетеня ставятся подписи двух членов участковой избирательной комиссии, которые заверяются печатью участковой избирательной комиссии. Не заверенные участковой избирательной комиссией избирательные бюллетени признаются бюллетенями неустановленной формы и при подсчете голосов не учитываются. В случае выбытия не ранее чем за 15 дней до дня выборов некоторых кандидатов территориальные и участковые избирательные комиссии по указанию избирательной комиссии Республики Алтай вычеркивают в избирательных бюллетенях данные о соответствующих кандидатах и заверяют их подписями двух членов территориальной или участковой избирательной комиссии либо их печатью. При выдаче бюллетеня каждому избирателю даются разъяснения по указанному факту. Статья 42. Порядок голосования 1. Днем выборов считается дата, определенная Государственным Собранием - Эл Курултай, начиная с 0 часов по местному времени. В день выборов голосование производится с 8 до 22 часов по местному времени. О времени и месте голосования участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за 20 дней до дня выборов через средства массовой информации или иными способами. На избирательных участках, образованных в отдаленных и труднодоступных населенных пунктах, санаториях, больницах, иных стационарных лечебно - профилактических учреждениях, воинских частях участковая избирательная комиссия по согласованию с территориальной избирательной комиссией может объявить голосование законченным и вскрыть урну в любое время, если проголосовали все избиратели, включенные в список. В исключительных случаях решением избирательной комиссии Республики Алтай голосование в отдаленных и труднодоступных местах может производиться досрочно, но не ранее, чем за пять дней до выборов. 2. Избиратель, который в день выборов по тем или иным причинам будет отсутствовать по месту своего жительства, может проголосовать досрочно, заполнив бюллетень для голосования в помещении территориальной избирательной комиссии (за 15 - 4 дня до дня голосования) или участковой избирательной комиссии (не ранее чем за 3 дня до дня голосования), чтобы при этом не была нарушена тайна голосования. Заполненный бюллетень избиратель помещает в конверт, который заклеивает и передает члену территориальной или участковой избирательной комиссии. На месте склейки на конверте ставятся подписи двух членов соответственно территориальной или участковой избирательной комиссии, которые заверяются печатью соответствующей избирательной комиссии. Территориальная избирательная комиссия передает список проголосовавших избирателей и конверты с их бюллетенями в соответствующую участковую избирательную комиссию, не позднее чем за 3 дня до дня голосования. В случае досрочного голосования в помещении территориальной избирательной комиссии секретарь участковой избирательной комиссии, на территории которой проживает данный избиратель, делает в соответствующей строке списка избирателей запись: "досрочное" (после поступления в участковую избирательную комиссию запечатанного конверта с избирательным бюллетенем из территориальной избирательной комиссии) и расписывается. 3. В 8 часов в день выборов председатель участковой избирательной комиссии объявляет избирательный участок открытым и предъявляет членам избирательной комиссии, присутствующим избирателям и наблюдателям пустые избирательные ящики, которые вслед за этим опечатываются. Затем председатель участковой избирательной комиссии предъявляет конверты, оставленные досрочно проголосовавшими избирателями. При этом проверяются неповрежденность каждого конверта, наличие на нем заверительных подписей и печати, а также соответствие количества конвертов числу соответствующих отметок в списке избирателей. Затем конверты вскрываются и извлеченные из них бюллетени опускаются в избирательный ящик. В случае, если из конверта извлечено два и более бюллетеней, все извлеченные из конверта избирательные бюллетени погашаются, о чем составляется специальный акт. После этого председатель участковой избирательной комиссии приглашает избирателей приступить к голосованию. 4. При получении избирательного бюллетеня избиратель проставляет в списке избирателей серию и номер своего паспорта или заменяющего его удостоверения личности. С согласия избирателя либо по его просьбе серия и номер предъявляемого им паспорта или заменяющего его удостоверения личности могут быть внесены в список избирателей членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Избиратель проверяет правильность произведенной записи и расписывается. Если избиратель не имеет возможности самостоятельно расписаться в получении избирательных бюллетеней, он вправе воспользоваться помощью другого лица, за исключением членов участковой избирательной комиссии, наблюдателей, кандидатов в депутаты и их доверенных лиц. Лицо, оказавшее избирателю помощь, расписывается в списке избирателей в графе "Подпись в получении бюллетеня" с указанием своей фамилии. 5. Каждый избиратель голосует лично. Голосование за других лиц не допускается. Заполнение избирательного бюллетеня производится в кабине, специально оборудованном месте или комнате для тайного голосования, в которых не допускается присутствие иных лиц, за исключением избирателя. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить избирательный бюллетень, вправе пригласить в кабину, специально оборудованное место или комнату для голосования любое другое лицо, за исключением члена участковой избирательной комиссии, наблюдателей, доверенных лиц кандидатов в депутаты. Фамилия этого лица указывается в списке избирателей рядом с подписью избирателя о получении избирательного бюллетеня. В избирательном бюллетене избиратель ставит любой знак в пустом квадрате справа от фамилии того кандидата, за которого он голосует, либо в квадрате, расположенном справа от строки "Против всех кандидатов". Заполненный избирательный бюллетень избиратель опускает в избирательный ящик. Избирательные ящики должны находиться в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей. 6. Участковая избирательная комиссия обязана обеспечить возможность всем избирателям участвовать в голосовании, в том числе избирателям, которые по состоянию здоровья либо по другим уважительным причинам не могут прибыть в помещение для голосования. Заявление о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования должно быть подтверждено избирателем в письменной форме по прибытии к нему членов участковой избирательной комиссии. В заявлении должны содержаться те же данные об избирателе, что и в списке избирателей. После получения избирательного бюллетеня избиратель делает отметку об этом в своем заявлении и ставит подпись. Члены участковой избирательной комиссии, выезжающие по заявлениям, получают под роспись избирательные бюллетени в количестве, соответствующем числу заявлений. Число заявлений избирателей, а также число использованных и возвращенных избирательных бюллетеней отмечается в отдельном акте. Одновременно в списке избирателей делается отметка о том, что избиратель проголосовал вне помещения для голосования. При проведении голосования вне помещения для голосования вправе участвовать наблюдатели. По возвращении членов участковой избирательной комиссии в помещение для голосования переносной избирательный ящик не вскрывается до начала подсчета голосов избирателей. Организация и проведение голосования вне помещения для голосования должны исключать возможность нарушения избирательных прав гражданина, а также возможность нарушения тайны голосования или искажения волеизъявления избирателя. 7. Председатель участковой избирательной комиссии следит за порядком в помещении для голосования. Его распоряжения обязательны для всех присутствующих в помещении для голосования. В случае отсутствия председателя участковой избирательной комиссии его заменит заместитель председателя участковой избирательной комиссии, а при его отсутствии - секретарь или иной член участковой избирательной комиссии, уполномоченный ею. 8. Если избиратель считает, что при заполнении избирательного бюллетеня совершил ошибку, он вправе обратиться к члену избирательной комиссии, выдававшему избирательный бюллетень, с просьбой выдать ему новый избирательный бюллетень взамен испорченного. Член избирательной комиссии выдает избирателю новый избирательный бюллетень, делая при этом соответствующую отметку в списке избирателей против фамилии соответствующего избирателя. Испорченный избирательный бюллетень погашается, о чем составляется акт. 9. При проведении голосования, подсчете голосов избирателей и составлении протокола об итогах голосования участковыми избирательными комиссиями на избирательных участках вправе находиться помимо членов данной избирательной комиссии только наблюдатели, представляющие кандидатов и избирательные объединения, доверенные лица кандидатов, иностранные (международные) наблюдатели, а также представители средств массовой информации. Глава XI. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫБОРОВ Статья 43. Подсчет голосов на избирательном участке 1. По истечении времени голосования председатель участковой избирательной комиссии объявляет о том, что получить избирательные бюллетени и проголосовать могут только избиратели, уже находящиеся в помещении для голосования. 2. Перед вскрытием избирательных ящиков члены участковой избирательной комиссии в присутствии наблюдателей, представляющих кандидатов и избирательных объединений, доверенных лиц кандидатов, иностранных (международных) наблюдателей, если они находятся в помещении для голосования, подсчитывают и погашают неиспользованные избирательные бюллетени. Число этих избирательных бюллетеней оглашается и заносится в протокол об итогах голосования, после чего председатель участковой избирательной комиссии проверяет неповрежденность печатей или пломб на избирательных ящиках, предлагает удостовериться в их неповрежденности членам участковой избирательной комиссии, наблюдателям и доверенным лицам кандидатов и вскрывает. 3. Вскрытие избирательных ящиков осуществляется поочередно - вначале переносных избирательных ящиков, затем стационарных избирательных ящиков. Подсчет голосов избирателей осуществляется членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса на основе поданных избирателями избирательных бюллетеней без перерыва до получения итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой избирательной комиссии, а также наблюдатели, в том числе и иностранные (международные) наблюдатели. Вначале производится подсчет избирательных бюллетеней, находящихся в переносных избирательных ящиках. Их число не должно превышать число заявлений избирателей в письменной форме о проведении голосования вне помещения для голосования. В случае обнаружения в переносном избирательном ящике большего числа бюллетеней, чем число указанных заявлений, все избирательные бюллетени, находящиеся в переносном избирательном ящике, признаются недействительными решением участковой избирательной комиссии. Этот факт с указанием фамилий членов участковой избирательной комиссии, обеспечивавших проведение голосования вне помещения для голосования, отражается в акте, который прилагается к протоколу об итогах голосования. 4. При подсчете голосов избирателей прежде всего отделяются бюллетени неустановленной формы, т. е. не изготовленные официально либо не заверенные избирательной комиссией, и недействительные избирательные бюллетени. Недействительными считаются избирательные бюллетени, по которым невозможно установить волеизъявление избирателя. В частности, такие, в которых любой знак проставлен более чем в одном квадрате либо не проставлен ни в одном из них. При возникновении сомнения участковая избирательная комиссия разрешает вопрос голосованием. При принятии решения о признании избирательного бюллетеня недействительным избирательная комиссия указывает на его оборотной стороне причины недействительности. Эта запись заверяется подписями не менее 3 членов участковой избирательной комиссии. Недействительные избирательные бюллетени упаковываются отдельно от других избирательных бюллетеней. 5. Участковая избирательная комиссия составляет протокол об итогах голосования, в который вносятся следующие данные: - число избирателей, внесенных в список избирателей, включая избирателей, внесенных в список дополнительно; - число избирательных бюллетеней, полученных избирательной комиссией; - число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на избирательном участке в день выборов; - число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим досрочно; - число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования; - число погашенных избирательных бюллетеней; - число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных избирательных ящиках (за исключением бюллетеней неустановленной формы); - число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных избирательных ящиках (за исключением бюллетеней неустановленной формы); - число действительных избирательных бюллетеней; - число недействительных избирательных бюллетеней (в том числе отдельной строкой - число избирательных бюллетеней, не содержащих отметок ни по одной из позиций); - фамилии, имена и отчества, а при их совпадении - иные данные о внесенных в избирательный бюллетень кандидатах в депутаты; - число голосов, поданных за каждого кандидата в депутаты; - число голосов, поданных против всех кандидатов. 6. Протокол составляется в 3 экземплярах в присутствии всех членов участковой избирательной комиссии, наблюдателей, доверенных лиц кандидатов и подписывается всеми членами участковой избирательной комиссии. Член участковой избирательной комиссии, не согласный с протоколом в целом или с отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу свое особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись. 7. К первому экземпляру протокола приобщаются жалобы (заявления) на нарушение настоящего Закона, поступившие в участковую избирательную комиссию, а также принятые по ним решения избирательной комиссии. Заверенные копии жалоб (заявлений) и решений участковой избирательной комиссии приобщаются ко второму экземпляру протокола. 8. Не допускается заполнение протокола об итогах голосования карандашом и внесение в него каких бы то ни было исправлений. При выявлении ошибок, несоответствий в протоколе участковой избирательной комиссии, а также при сомнении в правильности составления протокола вышестоящая избирательная комиссия вправе принять решение о повторном подсчете голосов избирателей соответствующей участковой избирательной комиссии в присутствии члена (членов) вышестоящей избирательной комиссии. 9. Первый экземпляр протокола участковой избирательной комиссии после подписания незамедлительно направляется в соответствующую территориальную избирательную комиссию. Второй экземпляр протокола участковой избирательной комиссии вместе с опечатанными избирательными бюллетенями, со списком членов участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей от кандидатов и избирательных объединений, иностранных (международных) наблюдателей, представителей средств массовой информации, присутствовавших при подсчете голосов избирателей, хранится у секретаря участковой избирательной комиссии до окончания ее работы. Третий экземпляр протокола участковой избирательной комиссии представляется для ознакомления доверенным лицам кандидатов, наблюдателям, членам участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, представителям средств массовой информации. 10. Избирательные документы, включая избирательные бюллетени, передаются в соответствующие территориальные избирательные комиссии не позднее чем за 10 дней после официального объявления общих итогов выборов. Статья 44. Определение результатов выборов в избирательном округе 1. На основании протоколов участковых избирательных комиссий об итогах голосования путем суммирования содержащихся в них данных городская, районная территориальная избирательная комиссия не позднее чем через 3 дня со дня выборов определяет результаты выборов в избирательном округе. Суммирование содержащихся в протоколах участковых избирательных комиссий данных осуществляют непосредственно члены Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|