Расширенный поиск
Закон Республики Алтай от 27.04.1999 № 11-5РЕСПУБЛИКА АЛТАЙ ЗАКОН Утратил силу - Закон Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай от 28.11.2002 г. N 7-42 О выборах депутатов городского, районных Советов депутатов Республики Алтай (В редакции Закона Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай от 02.09.99 г. N 13-12) Принят Государственным Собранием - Эл Курултай Республики Алтай 27 апреля 1999 года Глава I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Правовая основа проведения выборов депутатов городского, районных Советов депутатов Республики Алтай 1. Выборы депутатов городского, районных Советов депутатов проводятся на основе Конституции Российской Федерации, Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями по состоянию на 6 апреля 1999 года), Конституции Республики Алтай, настоящего Закона. Статья 2. Срок полномочий депутатов городского, районных Советов депутатов 1. Срок полномочий депутатов городского, районных Советов депутатов устанавливается Конституцией Республики Алтай и настоящим Законом. Срок их полномочий - четыре года. 2. Изменение срока полномочий действующего городского, районных Советов депутатов не допускается, за исключением случаев самороспуска городского, районных Советов депутатов. Статья 3. Обязательность периодического проведения выборов 1. Периодическое проведение выборов депутатов городского, районных Советов депутатов является обязательным. Выборы назначаются в сроки, установленные настоящим Законом. Статья 4. Назначение выборов 1. Выборы депутатов городского, районных Советов депутатов назначаются Государственным Собранием - Эл Курултай Республики Алтай в связи с истечением сроков полномочий депутатов, установленных Конституцией Республики Алтай и настоящим Законом. 2. Выборы назначаются на первое воскресенье после истечения срока полномочий депутатов городского, районных Советов депутатов, не позднее, чем за три месяца до истечения срока полномочий депутатов, на который они были избраны. 3. В случае досрочного прекращения полномочий городского, районных Советов депутатов по основаниям, предусмотренным настоящим Законом, Государственное Собрание - Эл Курултай Республики Алтай не позднее чем через 14 дней со дня такого прекращения полномочий назначает выборы депутатов городского, районных Советов депутатов на первое воскресенье месяца, наступившего по прошествии трех месяцев со дня досрочного прекращения полномочий городского, районных Советов депутатов. 4. Постановление о назначении выборов публикуется в печати не позднее чем через 5 дней со дня его принятия. Статья 5. Гарантии своевременного назначения выборов 1. В случае, если Государственное Собрание - Эл Курултай Республики Алтай не назначит выборы в сроки, установленные в статье 4 настоящего Закона, выборы проводятся по постановлению избирательной комиссии Республики Алтай, городской, районной территориальной (межокружной) избирательной комиссией соответственно во второе воскресенье месяца, следующего за месяцем истечения срока полномочий депутатов городского, районных Советов депутатов, или во второе воскресенье месяца, следующего за тремя месяцами со дня досрочного прекращения полномочий депутатов городского, районных Советов депутатов. 2. Постановление о назначении выборов публикуется не позднее чем через 7 дней со дня принятия. Статья 6. Основные принципы выборов и избирательные права граждан 1. Выборы депутатов городского, районных Советов депутатов осуществляются гражданами Российской Федерации, проживающими в Республике Алтай, по одномандатным избирательным округам на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при свободном выдвижении кандидатов и тайном голосовании. 2. Участие избирателя в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать на него воздействие с целью принудить его участвовать или не участвовать в выборах и препятствовать его свободному волеизъявлению. 3. Право избирать и быть избранным в городской, районные Советы депутатов принадлежит каждому гражданину, достигшему 18 лет, приживающему на территории города, района. 4. Какие-либо прямые или косвенные ограничения избирательных прав граждан в зависимости от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, политических взглядов, отношения к религии, времени проживания в данной местности, рода и характера занятий и иных обстоятельств запрещаются. 5. Не имеют право избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Статья 7. Принципы участия избирательных объединений, избирательных блоков в выборах 1. Избирательные объединения, избирательные блоки участвуют в выборах депутатов городского, районных Советов депутатов на равных основаниях в порядке, установленном настоящим Законом. 2. Все решения избирательных объединений, избирательных блоков, связанные с их участием в выборах, принимаются на коллегиальной основе. Статья 8. Подготовка и проведение выборов депутатов городского, районных Советов депутатов 1. Осуществление подготовки и проведения выборов депутатов городского, районных Советов депутатов, обеспечение реализации и защита избирательных прав граждан Российской Федерации возлагаются на избирательные комиссии. 2. Избирательные комиссии в пределах своей компетенции независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления. 3. Решения избирательных комиссий, принятые в пределах их компетенции, установленной федеральными законами, настоящим Законом, законами Республики Алтай, обязательны для государственных учреждений, органов местного самоуправления, кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, организаций, должностных лиц и избирателей. 4. Подготовка и проведение выборов депутатов городского, районных Советов депутатов осуществляется открыто и гласно. 5. Решения избирательных комиссий, органов местного самоуправления, связанные с подготовкой и проведением выборов депутатов городского, районных Советов депутатов, подлежат опубликованию в средствах массовой информации. Статья 9. Финансирование выборов 1. Расходы избирательных комиссий, связанные с подготовкой и проведением выборов депутатов городского, районных Советов депутатов, производятся за счет средств бюджета района, города. 2. Кандидаты финансируют все затраты на их предвыборную кампанию исключительно из средств, создаваемых ими избирательных фондов. Глава II ОБРАЗОВАНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ОКРУГОВ, ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, РЕГИСТРАЦИЯ И УЧЕТ ИЗБИРАТЕЛЕЙ, СОСТАВЛЕНИЕ СПИСКОВ ИЗБИРАТЕЛЕЙ Статья 10. Образование избирательных округов по выборам депутатов городского, районных Советов депутатов 1. Для проведения выборов депутатов городского, районных Советов депутатов образуются одномандатные избирательные округа на основании данных городской, районных территориальных (межокружных) избирательных комиссий о численности избирателей, зарегистрированных на территории города, района, которые предоставляются главой администрации города, района не позднее чем в течение 5 дней после назначения дня голосования. 2. Городская, районная территориальная (межокружная) избирательная комиссия не позднее, чем за 70 дней до дня голосования определяет схему образования избирательных округов, в которой обозначены их границы, перечень административно - территориальных единиц, или муниципальных образований, населенных пунктов (при необходимости - улиц, домов), входящих в каждый избирательный округ (в случае если избирательный округ включает в себя часть территории административно - территориальной единицы или муниципального образования, или населенного пункта, в схеме должны быть обозначены границы данной части территории административно - территориальной единицы, или муниципального образования, или населенного пункта), номер и центр каждого избирательного округа, число избирателей в каждом избирательном округе. Городской, районный Советы депутатов утверждает схему образования избирательных округов не позднее чем за 60 дней до дня голосования. 3. Избирательные округа, образуемые для проведения выборов депутатов городского, районных Советов депутатов, должны отвечать следующим требованиям: примерное равенство избирательных округов по числу избирателей на депутатский мандат в избирательных округах с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более 10 процентов; в труднодоступных и отдаленных местностях допустимое отклонение не должно быть более 15 процентов; при образовании избирательных округов на территории компактного проживания коренных малочисленных народов отклонение от средней нормы представительства избирателей может превышать указанные пределы, но не более чем на 30 процентов. Перечень труднодоступных и отдаленных местностей устанавливается законом Республики Алтай; избирательный округ образует единую территорию; как правило, не допускается образование избирательного округа из не граничащих между собой территорий. 4. При соблюдении указанных требований в отношении образования избирательных округов учитывается территориальное деление города, района. 5. Городской, районный Совет депутатов публикует схему образования избирательных округов, включая ее графическое изображение не позднее чем через 5 дней после ее утверждения в средствах массовой информации соответствующего города, района или доводит до сведения избирателей иным путем в порядке, определяемом по согласованию с городской, районной территориальной (межокружной) избирательной комиссией. 6. В случае утверждения избирательной комиссией Республики Алтай схемы избирательных округов, ее публикация осуществляется данной избирательной комиссией в эти же сроки. Статья 11. Образование избирательных участков 1. Избирательные участки образуются для голосования и подсчета голосов избирателей. Избирательные участки образует глава города, района по согласованию с городской, районной территориальной (межокружной) избирательной комиссией не позднее чем за 30 дней до дня выборов. Избирательные участки образуются с учетом следующих требований: из расчета не более 3000 избирателей на каждом избирательном участке; границы избирательных участков не должны пересекать границ избирательных округов. 2. Избирательные участки могут быть образованы в больницах, иных стационарных лечебно - профилактических учреждениях и других местах временного пребывания избирателей, в труднодоступных и отдаленных местностях на территории города, района, в порядке и в сроки, установленные пунктом 1 настоящей статьи; в исключительных случаях допускается образование таких участков городской, районной территориальной (межокружной) избирательной комиссией не позднее чем за 5 дней до дня выборов. 3. Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках. В порядке исключения допускается образование избирательных участков в воинских частях, расположенных в обособленных и удаленных от населенных пунктов местностях. В таких случаях избирательные участки образуются командирами воинских частей по решению городской, районной территориальной (межокружной) избирательной комиссии в сроки, установленные в пункте 1 настоящей статьи. 4. Списки избирательных участков с указанием их номеров, границ и адресов избирательных участков доводятся до избирателей соответствующими избирательными комиссиями и администрациями через средства массовой информации не позднее чем за 25 дней до дня выборов. Статья 12. Регистрация (учет) избирателей 1. В соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регистрации (учету) подлежат все граждане Российской Федерации, имеющие право избирать депутатов городского, районного Советов депутатов Республики Алтай. 2. Основанием для регистрации (учета) избирателей является факт постоянного или преимущественного проживания гражданина Российской Федерации на территории города, района, который устанавливается органами регистрационного учета населения в соответствии с федеральным законом, регулирующим порядок реализации права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации. 3. Регистрация (учет) избирателей осуществляется уполномоченным должностным лицом (органом) администрации города, района, по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года. При этом может использоваться государственная система регистрации (учета) избирателей. Статья 13. Порядок составления списков избирателей 1. Списки избирателей составляются городской, районной территориальной (межокружной) избирательной комиссией на основе сведений, предоставляемых по установленной форме главой города, района. Списки избирателей - военнослужащих, находящихся в воинской части, членов их семей и других избирателей в случае, если они проживают на территории расположения воинской части, составляются на основе сведений, предоставляемых командиром воинской части. Данные сведения предоставляются в городскую, районную территориальную (межокружную) избирательную комиссию. 2. Указанные избиратели голосуют на общих избирательных участках. 3. Военнослужащие, проживающие вне воинских частей, включаются в списки избирателей по месту жительства на общих основаниях. 4. Списки тех избирателей, которые в день голосования будут находиться в санаториях, профилакториях, больницах, иных стационарных лечебно - профилактических учреждениях и других местах временного пребывания избирателей, составляются на основании данных, предоставляемых руководителями таких учреждений. 5. Список избирателей составляется отдельно по каждому избирательному участку. 6. В списке избирателей сведения об избирателях располагаются в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам, по адресам избирателей). В списке указываются фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц рождения), адрес места постоянного или преимущественного проживания избирателя. 7. Список избирателей составляется в двух экземплярах, которые подписываются председателем и секретарем участковой избирательной комиссии. Первый экземпляр списка избирателей остается в городской, районной территориальной (межокружной) избирательной комиссии, а второй передается по акту соответствующей участковой избирательной комиссии не позднее чем за 25 дней до дня выборов. Список избирателей заверяется печатями участковой избирательной комиссии. 8. Исключение гражданина из списка избирателей после его подписания председателем и секретарем участковой избирательной комиссии производится только на основании сведений, полученных от соответствующих органов, осуществляющих регистрацию (учет) избирателей. При этом в списке избирателей указывается дата исключения гражданина из списка избирателей и причина такого исключения. Данная запись заверяется подписью председателя и секретаря участковой избирательной комиссии. 9. Вносить какие-либо изменения в списки избирателей после окончания голосования и начала подсчета голосов избирателей запрещается. Статья 14. Порядок включения граждан в списки избирателей 1. В списки избирателей включаются граждане, обладающие на день проведения голосования активным избирательным правом, достигшие 18 лет. Избиратель может быть внесен в список избирателей только на одном избирательном участке. 2. Основанием для включения гражданина в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт его постоянного или преимущественного проживания на территории этого избирательного участка. 3. Избиратели, находящиеся в день выборов в санаториях, профилакториях, больницах, других стационарных лечебно - профилактических учреждениях и других местах временного пребывания избирателей, включаются в списки избирателей по месту их пребывания. 4. Студенты дневной формы обучения, проживающие в общежитиях, включаются в списки избирателей по месту нахождения общежития. 5. Избиратели, поселившиеся на территории избирательного участка после составления списков избирателей и предоставления их для всеобщего ознакомления, а также избиратели, по какой-либо причине не включенные в списки, дополнительно включаются участковой избирательной комиссией в списки избирателей на основании документов, удостоверяющих их личность и подтверждающих их место постоянного или преимущественного проживания на территории данного избирательного участка. Статья 15. Ознакомление избирателей со списками избирателей, уточнение списков избирателей 1. Списки избирателей предоставляются участковой избирательной комиссией для всеобщего ознакомления и дополнительного уточнения не позднее чем за 25 дней до дня голосования. 2. Гражданин, обладающий активным избирательным правом, вправе заявить в участковую избирательную комиссию о невключении его в список избирателей, а также о любой ошибке или неточности в списке избирателей. Участковая избирательная комиссия в течение 24 часов, а в день голосования - в течение 2 часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования, обязана проверить заявление, а также представленные документы и либо устранить ошибку или неточность, либо выдать письменный ответ с изложением мотивов отклонения заявления. 3. Решение участковой избирательной комиссии может быть обжаловано в городскую, районную территориальную (межокружную) избирательную комиссию или в суд, которые обязаны рассмотреть жалобу в течение 3 дней или, в случае подачи жалобы за 3 или менее дней до дня выборов или в день выборов, - немедленно. Глава III ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ Статья 16. Система избирательных комиссий 1. Подготовку и проведение выборов депутатов в городской, районные Советы депутатов, защиту избирательных прав граждан осуществляют: избирательная комиссия Республики Алтай; городская, районная территориальные (межокружные) избирательные комиссии; участковые избирательные комиссии. Статья 17. Полномочия избирательной комиссии Республики Алтай 1. Избирательная комиссия Республики Алтай при подготовке и проведении выборов депутатов городского, районного Советов депутатов осуществляет следующие полномочия: осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав граждан и настоящего Закона при проведении выборов; в случае и порядке, установленных настоящим Законом, формирует городские, районные территориальные (межокружные) избирательные комиссии; руководит работой городской, районных территориальных (межокружных) и участковых избирательных комиссий, рассматривает заявления и жалобы на решение и действия (бездействие) этих избирательных комиссий, принимает по ним решения; оказывает организационно - техническую, методическую и правовую помощь городским, районным территориальным (межокружным) и участковым избирательным комиссиям; обеспечивает единообразное использование на территории Республики Алтай государственной автоматизированной информационной системы; обеспечивает всем кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам равные правовые условия для участия в предвыборной деятельности; принимает меры с целью обеспечения единообразного применения настоящего Закона; устанавливает единую нумерацию избирательных участков; регистрирует избирательные блоки; распределяет денежные средства между городской, районными территориальными (межокружными) избирательными комиссиями (а в случае их отсутствия - между участковыми избирательными комиссиями), выделенные на организацию и проведение выборов, и обеспечивает контроль за целевым расходованием этих средств; осуществляет контроль за поступлением и расходованием средств избирательных фондов; утверждает форму и текст избирательного бюллетеня, списка избирателей, протоколов участковых и городской, районных территориальных (межокружных) избирательных комиссий по результатам голосования и других избирательных документов, образцы печатей избирательных комиссий; устанавливает общее число избирательных бюллетеней, обеспечивает их изготовление и снабжение ими территориальных и участковых избирательных комиссий; заслушивает сообщения органов исполнительной власти Республики Алтай по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов депутатов районного, городского Советов депутатов; издает инструкции и разъяснения для обеспечения единообразного применения настоящего Закона; организует повторные выборы; устанавливает порядок хранения избирательных документов и их передачу в архив; осуществляет иные полномочия, предусмотренные федеральными законами, настоящим Законом и иными законами Республики Алтай. Статья 18. Сроки полномочий и численный состав избирательной комиссии Республики Алтай, городской, районных территориальных (межокружных) и участковых избирательных комиссий 1. Избирательная комиссия Республики Алтай действует на постоянной основе. Срок полномочий и порядок формирования избирательной комиссии Республики Алтай устанавливается законом Республики Алтай. 2. Городская, районные территориальные (межокружные) избирательные комиссии действуют на постоянной основе в соответствии с положениями настоящего Закона. 3. Срок полномочий комиссии четыре года, начиная с первого заседания комиссии, и истекает с даты первого заседания вновь сформированного состава комиссии. 4. Городская, районные территориальные (межокружные) избирательные комиссии создаются на территории города, района по решению городского, районного Советов депутатов. 5. Городская, районные территориальные (межокружные) избирательные комиссии формируются не позднее чем за 60 дней до дня голосования в составе 5 - 9 членов комиссии с правом решающего голоса. 6. Формирование участковых избирательных комиссий осуществляется не позднее трех дней после образования избирательного участка. Количество членов участковой избирательной комиссии устанавливается в зависимости от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного участка, и может составлять: 3 - 5 членов комиссии с правом решающего голоса для избирательных участков с числом зарегистрированных избирателей до 500; 3 - 7 членов комиссии с правом решающего голоса для избирательных участков с числом зарегистрированных избирателей от 500 до 1500 и более. 7. Полномочия участковой избирательной комиссии прекращаются через 10 дней со дня официального опубликования результатов выборов в случае, если в адрес вышестоящей избирательной комиссии не поступило жалоб и протестов на действия (бездействие) данной избирательной комиссии, в результате которых был нарушен порядок голосования и подсчета голосов и если по этим фактам не ведется судебное разбирательство. В случае обжалования или опротестования итогов голосования полномочия участковой избирательной комиссии прекращаются после вынесения окончательного решения по существу жалобы, протеста вышестоящей комиссией или судом. Статья 19. Порядок формирования городской, районных территориальных (межокружных) избирательных комиссий и участковых избирательных комиссий 1. Формирование городской, районных территориальных (межокружных) избирательных комиссий осуществляется на основе предложений избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, избирательных комиссий предыдущего состава, а участковых избирательных комиссий - на основе предложений избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, представительным органом местного самоуправления. 2. Городской, районный Совет депутатов обязан назначить не менее одной трети состава избирательных комиссий, названных в части 1 настоящей статьи, на основе поступивших предложений от каждого из избирательных объединений, избирательных блоков, имеющих фракции в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, в Государственном Собрании - Эл Курултай Республики Алтай, в городском, районном Совете депутатов. При этом не может быть назначено более одного представителя от каждого из избирательных объединений, избирательных блоков. 3. Государственные служащие и лица, замещающие должности муниципальной службы в местных органах государственной власти и органах местного самоуправления, не могут составлять более одной трети от общего числа членов городской, районной территориальной (межокружной) и участковой избирательной комиссии. 4. В случае если городской, районный Совет депутатов не назначит состав территориальной (межокружной) или участковой избирательной комиссии в сроки, установленные в статье 18 настоящего Закона, формирование городской, районных территориальных (межокружных) и участковых избирательных комиссий производится избирательной комиссией Республики Алтай с учетом условий, установленных настоящим Законом. Статья 20. Полномочия городской, районных территориальных (межокружных) избирательных комиссий 1. Городская, районные территориальные (межокружные) избирательные комиссии: организуют подготовку и проведение выборов депутатов городского, районных Советов депутатов; назначают выборы депутатов городского, районных Советов депутатов в случае, если уполномоченный орган не назначит выборы в установленные сроки либо не назначит выборы в соответствии с установленным порядком при досрочном прекращении полномочий городского, районных Советов депутатов; осуществляют контроль за соблюдением избирательных прав граждан и настоящего Закона при проведении выборов; руководят работой участковых избирательных комиссий, рассматривают заявления и жалобы на решения и действия (бездействие) этих избирательных комиссий, принимают по ним решения; обеспечивают всем кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам равные правовые условия для участия в предвыборной деятельности; принимают меры с целью обеспечения единообразного применения настоящего Закона; составляют отдельные по каждому избирательному участку списки избирателей на основании сведений, представляемых по установленной форме уполномоченными органами или должностными лицами, командирами соответствующих воинских частей, и передают их по акту участковым избирательным комиссиям не позднее чем за 30 дней до голосования; образуют избирательные округа; регистрируют кандидатов в депутаты и их доверенных лиц, выдают им удостоверения установленного образца, публикуют сведения о составе зарегистрированных кандидатов в депутаты; утверждают тексты избирательных бюллетеней для голосования по каждому округу, обеспечивают их изготовление и снабжение ими участковых избирательных комиссий; устанавливают результаты голосования по избирательным округам и итоги голосования по соответствующей территории (города и районов), публикуют их в местной печати или доводят до сведения населения иным способом; регистрируют избранных депутатов городского, районных Советов депутатов, выдают им удостоверения об избрании; координируют работу участковых избирательных комиссий и оказывают организационно - техническую помощь; устанавливают единую нумерацию избирательных участков; распоряжаются денежными и материальными средствами, выделенными на организацию и проведение выборов, и распределяют их между участковыми избирательными комиссиями, утверждают отчеты об их расходовании, представляют финансовый отчет в городской, районные Советы депутатов и городскую, районную администрации на утверждение; решают вопросы, связанные с проведением повторных выборов; решают вопросы, связанные с проведением отзыва депутатов в соответствии с действующим законодательством; обеспечивают передачу документов, связанных с подготовкой и проведением выборов, в архив или вышестоящую избирательную комиссию; осуществляют иные полномочия в соответствии с настоящим Законом. Статья 21. Полномочия участковой избирательной комиссии 1. Участковая избирательная комиссия оповещает население о месте нахождения и номерах телефонов участковой избирательной комиссии, времени ее работы, а также о дне и месте голосования; составляет списки избирателей по избирательному участку; знакомит граждан со списками избирателей, принимает и рассматривает заявления об обнаруженных в них ошибках и неясностях и решает вопросы о внесении соответствующих изменений; обеспечивает подготовку помещений для голосования, ящиков для голосования и другого оборудования; контролирует соблюдение на территории избирательного участка правил размещения агитационных предвыборных материалов; организует на избирательном участке голосование в день выборов, а также досрочное голосование; производит подсчет голосов, устанавливает итоги голосования на избирательном участке; составляет протоколы о результатах голосования и доставляет их в соответствующую городскую, районную территориальные (межокружные) избирательные комиссии; рассматривает жалобы (заявления) на нарушения настоящего Закона и принимает по ним мотивированные решения; ведет учет присутствующих на участке в день выборов доверенных лиц кандидатов в депутаты городского, районного Советов депутатов; обеспечивает передачу всей выборной документации городской, районной территориальной (межокружной) избирательной комиссии; осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом. Статья 22. Статус членов избирательных комиссий 1. Членами избирательных комиссий с правом решающего голоса не могут быть депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов местного самоуправления, выборные должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления, судьи, прокуроры, кандидаты и их доверенные лица, уполномоченные представители и доверенные лица групп избирателей и избирательных объединений, избирательных блоков, выдвинувших кандидатов, члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса, супруги и близкие родственники кандидатов или лица, которые находятся в непосредственном подчинении у кандидатов. 2. Член избирательной комиссии не может быть одновременно членом комиссии с правом решающего голоса вышестоящей или нижестоящей избирательной комиссии. 3. После регистрации кандидата в депутаты городской, районной территориальной (межокружной) избирательной комиссией он вправе назначить по одному члену с правом совещательного голоса в зарегистрировавшую его избирательную комиссию и нижестоящие комиссии, а избирательное объединение, избирательный блок, выдвинувшие не менее трех зарегистрированных кандидатов, имеют право назначить по одному члену с правом совещательного голоса в городскую, районную территориальную (межокружную) избирательную комиссию и нижестоящие избирательные комиссии соответствующего округа. 4. Срок полномочий членов избирательных комиссий с правом решающего голоса истекает одновременно с прекращением полномочий этих избирательных комиссий. 5. Член избирательной комиссии с правом решающего голоса освобождается от своих обязанностей до истечения срока полномочий по решению органа, его назначившего, в случаях: подачи членом избирательной комиссии заявления в письменной форме о сложении своих полномочий; утраты членом избирательной комиссии гражданства Российской Федерации; выезда за пределы района, города; вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении члена избирательной комиссии; признания члена избирательной комиссии недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или умершим решением суда, вступившим в законную силу; смерти члена избирательной комиссии; признания члена избирательной комиссии систематически не выполняющим обязанности на основании заявления соответствующей избирательной комиссии решением суда, вступившим в законную силу; появления оснований, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. 6. Полномочия члена избирательной комиссии с правом решающего голоса также прекращаются в случае расформирования комиссии в соответствии с настоящим Законом. 7. Орган, назначивший члена избирательной комиссии, обязан назначить нового члена избирательной комиссии вместо выбывшего по вышеуказанным обстоятельствам не позднее чем в месячный срок, а в период избирательной кампании - не позднее чем в десятидневный срок со дня его выбытия в соответствии с требованиями, установленными настоящим Законом. 8. Члену избирательной комиссии с правом решающего голоса, освобожденному от основной работы на период подготовки и проведения выборов, сохраняется и выплачивается средний заработок по месту основной работы. Дополнительная оплата труда члена избирательной комиссии с правом решающего голоса, освобожденного от основной работы на период подготовки и проведения выборов, может производиться в размерах и порядке, установленных городской, районной территориальной (межокружной) избирательной комиссией за счет средств, выделенных на проведение выборов. 9. Председатель, заместители председателя, секретарь, иной член избирательной комиссии с правом решающего голоса в период проведения выборов не может быть привлечен без согласия прокурора Республики Алтай к уголовной ответственности, подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке. 10. Член избирательной комиссии с правом решающего голоса в период проведения выборов не может быть по инициативе администрации (работодателя) уволен с работы или без его согласия переведен на другую работу. 11. Член избирательной комиссии с правом совещательного голоса обладает всей полнотой прав члена комиссии с правом решающего голоса при решении вопросов подготовки и проведения выборов, за исключением права выдавать избирательные бюллетени, участвовать в сортировке и подсчете избирательных бюллетеней, составлять протокол об итогах голосования, результатах выборов, участвовать в голосовании по вопросу, отнесенному к компетенции соответствующей избирательной комиссии, и подписывать решения избирательной комиссии. 12. Член избирательной комиссии с правом как решающего, так и совещательного голоса заблаговременно извещается о заседаниях соответствующей избирательной комиссии; вправе выступать на заседании избирательной комиссии, вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию соответствующей избирательной комиссии, и требовать проведения по данным вопросам голосования; вправе задавать другим участникам заседания избирательной комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу; вправе знакомиться с любыми документами и материалами (в том числе со списками избирателей, избирательными бюллетенями), включая документы и материалы, находящиеся на машиночитаемых носителях соответствующей и нижестоящей избирательных комиссий, и получать копии этих документов и материалов (за исключением списков избирателей, избирательных бюллетеней), требовать заверения этих копий; вправе обжаловать действия (бездействие) избирательной комиссии в соответствующую вышестоящую комиссию или в суд. 13. Полномочия членов городской, районной территориальной (межокружной) избирательной комиссии с правом совещательного голоса в случаях, если кандидаты, их назначившие, были избраны, продолжаются до окончания регистрации кандидатов на следующих выборах депутатов городского, районных Советов депутатов, а полномочия остальных членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса прекращаются соответственно через 30 дней после официального опубликования результатов выборов. 14. Полномочия члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса могут быть прекращены по решению лица или органа, назначившего данного члена избирательной комиссии, и переданы другому лицу. Статья 23. Расформирование избирательной комиссии 1. В случае нарушения городской, районной территориальной (межокружной) избирательной комиссией, участковой избирательной комиссией избирательных прав граждан, повлекших признание недействительными итогов голосования на соответствующей территории либо результатов выборов, избирательная комиссия может быть расформирована судом соответственно подсудности, установленной Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". 2. С заявлением в суд о расформировании избирательной комиссии вправе обратиться группа депутатов городского, районных Советов депутатов численностью не менее одной трети от общего числа депутатов этого органа, а также избирательная комиссия Республики Алтай. 3. Заявление о расформировании избирательной комиссии принимается к рассмотрению немедленно и решение по нему выносится не позднее чем через 14 дней. Дело о расформировании избирательной комиссии рассматривается судом коллегиально. 4. Городской, районный Совет депутатов, в полномочия которого входит формирование комиссии, обязан сформировать соответствующую избирательную комиссию не позднее чем через 14 дней после вступления в силу решения суда о расформировании избирательной комиссии. 5. Расформирование избирательной комиссии не влечет прекращения полномочий членов соответствующей избирательной комиссии с правом совещательного голоса. Статья 24. Гласность в деятельности избирательных комиссий 1. На всех заседаниях городской, районных территориальных (межокружных) и участковых избирательных комиссий вправе присутствовать члены вышестоящих избирательных комиссий, зарегистрированный кандидат или его доверенное лицо. Для присутствия на заседаниях указанным лицам не требуется дополнительное разрешение. Соответствующая избирательная комиссия обязана обеспечить их свободный доступ на заседания. На заседаниях также вправе присутствовать представители средств массовой информации. 2. Решения избирательных комиссий публикуются в средствах массовой информации не позднее чем через 5 дней после их принятия. 3. В день голосования с момента начала работы участковой избирательной комиссии и до получения сообщения о принятии вышестоящей избирательной комиссией протокола об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов избирателей на избирательных участках вправе присутствовать лица, перечисленные в пункте 1 настоящей статьи, а также наблюдатели, включая наблюдателей от групп избирателей, представители средств массовой информации, иностранные (международные) наблюдатели. 4. Наблюдатель от группы избирателей должен представить в участковую либо в городскую, районную территориальную (межокружную) избирательную комиссию подписной лист (листы) с подписями не менее 30 граждан Республики Алтай, имеющих право голосовать на соответствующем участке, а также предъявить свой паспорт или заменяющий его документ. Избиратель, ставя подпись в подписном листе, собственноручно указывает в нем свою фамилию, имя, отчество, адрес места жительства, дату рождения, серию и номер паспорта или заменяющего его документа, дату внесения подписи. Подписной лист заверяет своей подписью лицо, выступающее в качестве наблюдателя от группы избирателей, с указанием своей фамилии, имени, отчества, адреса места жительства, серии и номера паспорта или заменяющего его документа. Наблюдатель от группы избирателей должен обладать активным избирательным правом. Наблюдатель от группы избирателей несет ответственность за правильность сведений, указанных в подписном листе, которые могут быть проверены соответствующей избирательной комиссией. 5. Всем членам избирательной комиссии, наблюдателям, иным лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, должен быть обеспечен доступ в помещение участковой избирательной комиссии, сформированной на избирательном участке, образованном в воинской части, закрытом административно - территориальном образовании, больнице, санатории, следственном изоляторе временного содержания, а также в помещение для голосования на этом избирательном участке. 6. Наблюдатели, представители средств массовой информации, иностранные (международные) наблюдатели вправе присутствовать в иных избирательных комиссиях при установлении ими итогов голосования, определении результатов выборов, составлении соответствующих протоколов об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов наблюдателей. 7. Полномочия наблюдателя, назначенного зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, общественным объединением, должны быть удостоверены в письменной форме зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, общественным объединением, чьи интересы представляет данный наблюдатель, с указанием его фамилии, имени и отчества, адреса места жительства, а также номера избирательного участка, наименования избирательной комиссии, куда он направляется. Данный документ действителен при предъявлении паспорта или заменяющего его документа. Предварительное уведомление о направлении наблюдателя не требуется. 8. Указанные документы могут быть предъявлены в участковую избирательную комиссию, а в период, указанный в пункте 3 настоящей статьи, - в городскую, районную территориальную (межокружную) избирательную комиссию, с начала работы по составлению протокола об итогах голосования на соответствующей территории и о результатах выборов до окончания этой работы. 9. Наблюдатели вправе: знакомиться со списками избирателей; находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в день голосования в любое время в период, указанный в пункте 3 настоящей статьи; присутствовать при голосовании избирателей вне помещения для голосования; наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки избирателей, избирательных бюллетеней, выданных избирателям, погашенных избирательных бюллетеней; наблюдать за подсчетом голосов избирателей на избирательном участке на расстоянии и в условиях, обеспечивающих им обозримость содержания бюллетеней для голосования; знакомиться с любым заполненным или незаполненным избирательным бюллетенем при подсчете голосов избирателей; наблюдать за составлением избирательной комиссией протокола об итогах голосования и иных документов в период, указанный в пункте 3 настоящей статьи; обращаться к председателю участковой избирательной комиссии, а в случае его отсутствия - к замещающему его лицу с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования; знакомиться с протоколом участковой избирательной комиссии об итогах голосования, а также с протоколами иных избирательных комиссий об итогах голосования и результатах выборов, изготавливать или получать от соответствующей избирательной комиссии копии указанных протоколов и приложенных к ним документов, а также иных документов, поступивших в соответствующие избирательные комиссии либо составленных этими комиссиями в период, указанный в части 3 настоящей статьи, в том числе список лиц, присутствовавших при голосовании. По требованию наблюдателя избирательная комиссия обязана выдать или заверить указанные копии; обжаловать действия (бездействие) участковой избирательной комиссии, иной избирательной комиссии в вышестоящую избирательную комиссию или в суд; присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей в соответствующих комиссиях. 10. Наблюдатель не вправе: выдавать избирателям избирательные бюллетени; расписываться за избирателя по его просьбе в получении избирательных бюллетеней; заполнять за избирателя по его просьбе избирательные бюллетени; предпринимать действия, нарушающие тайну голосования; принимать непосредственное участие в подсчете избирательных бюллетеней, проводимом членами избирательной комиссии с правом решающего голоса; совершать действия, препятствующие работе избирательной комиссии; вести агитацию среди избирателей; участвовать в принятии решений соответствующей избирательной комиссией. 11. Представители средств массовой информации вправе знакомиться с протоколами участковой избирательной комиссии об итогах голосования, а также с протоколом городской, районной территориальной (межокружной) избирательной комиссии об итогах голосования или результатах выборов, изготавливать либо получать от соответствующей избирательной комиссии копии указанных протоколов и приложенных к ним документов. По требованию представителя средства массовой информации избирательная комиссия обязана заверить копию протокола об итогах голосования или результатах выборов. 12. Копии протоколов и иных документов избирательных комиссий заверяются председателем или секретарем избирательной комиссии. При этом указанные лица делают в заверяемом документе запись "Копия верна", расписываются и ставят печать соответствующей избирательной комиссии. Статья 25. Организация деятельности городской, районной территориальной (межокружной) и участковой избирательной комиссии 1. Деятельность избирательных комиссий осуществляется коллегиально. 2. Избирательная комиссия правомочна приступить к работе, если ее состав сформирован не менее чем на две трети от установленного состава. 3. Председатель, заместитель председателя и секретарь избирательной комиссии избираются из числа членов избирательной комиссии тайным голосованием на первом ее заседании. 4. Заседания избирательной комиссии созываются председателем или по его поручению заместителем председателя избирательной комиссии, а также по требованию не менее одной трети членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. 5. Член избирательной комиссии с правом решающего голоса обязан присутствовать на всех заседаниях избирательной комиссии. 6. Заседание избирательной комиссии является правомочным, если на нем присутствует большинство от установленного числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. 7. Избирательная комиссия по требованию любого члена соответствующей избирательной комиссии, а также любого присутствующего на заседании члена вышестоящей избирательной комиссии, обязана проводить голосование по любым вопросам, входящим в ее компетенцию и рассматриваемым избирательной комиссией в соответствии с утвержденной повесткой дня. 8. Решения избирательной комиссии об избрании председателя, заместителя председателя и секретаря избирательной комиссии, по вопросам финансового обеспечения подготовки и проведения выборов, о регистрации кандидатов, об отмене регистрации кандидатов, об итогах голосования или о результатах выборов, о признании выборов несостоявшимися или недействительными, о проведении повторного голосования или повторных выборов, об отмене решения избирательной комиссии принимаются на заседании соответствующей избирательной комиссии большинством голосов от установленного числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. 9. Решения избирательной комиссии по иным вопросам принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. 10. При принятии решений избирательной комиссией, в случае равного числа голосов "за" и "против", голос председателя избирательной комиссии является решающим. 11. Решения избирательной комиссии подписываются председателем и секретарем избирательной комиссии. 12. Члены избирательной комиссии, не согласные с решением, принятым комиссией, вправе в письменной форме высказать особое мнение, которое должно быть рассмотрено этой комиссией, отражено в ее протоколе, приложено к нему и доведено председателем комиссии до сведения вышестоящей избирательной комиссии не позднее чем в трехдневный срок, а в день голосования и в день, следующий за днем голосования, - незамедлительно. 13. Городская, районная, территориальные (межокружные) избирательные комиссии, участковые избирательные комиссии могут привлекать к выполнению работ, связанных с подготовкой и проведением выборов, внештатных работников по трудовым соглашениям. Статья 26. Содействие в реализации полномочий избирательных комиссий 1. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, организации, предприятия с государственным участием, а также их должностные лица обязаны оказывать содействие избирательным комиссиям в реализации их полномочий, в частности предоставлять необходимые помещения, транспорт, средства связи, техническое оборудование, сведения и материалы, давать ответы на обращения избирательных комиссий в пятидневный срок, а за 5 дней до выборов и в день выборов - незамедлительно. 2. Средства массовой информации должны предоставлять избирательным комиссиям возможность для размещения своей печатной информации в порядке, установленном федеральными законами, настоящим Законом, иными законами Республики Алтай. 3. Общественные объединения, предприятия, учреждения, организации, средства массовой информации, а также их должностные лица обязаны предоставлять избирательным комиссиям необходимые сведения и материалы, давать ответы на обращения избирательных комиссий в пятидневный срок, а за 5 дней до выборов и в день выборов - незамедлительно. Глава IV ВЫДВИЖЕНИЕ И РЕГИСТРАЦИЯ КАНДИДАТОВ Статья 27. Право выдвижения кандидатов в депутаты 1. Кандидаты в депутаты городского, районных Советов депутатов могут быть выдвинуты избирателями и в порядке самовыдвижения. Кандидаты могут быть выдвинуты также политическими общественными объединениями, избирательными объединениями, избирательными блоками. 2. Выдвижение кандидата возможно при условии представления лицом письменного заявления о согласии баллотироваться, в котором указываются сведения биографического характера (фамилия, имя, отчество, дата рождения, образование, основное место работы или службы (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий), занимаемая должность, сведения о неснятых или непогашенных судимостях с указанием номера (номеров) и наименования (наименований) статьи (статей) Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которого (которых) был осужден кандидат, а также статьи (статей) уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, статьи (статей) закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федерации, гражданство, в том числе гражданство иностранного государства с указанием даты и оснований его приобретения), и дается обязательство в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. Указанное заявление вместе с уведомлением о начале сбора подписей направляется в соответствующую избирательную комиссию. 3. Выдвижение кандидатов начинается со дня официального опубликования схемы избирательных округов. Статья 28. Выдвижение кандидатов в депутаты городского, районного Советов депутатов непосредственно избирателями 1. Выдвижение кандидатов непосредственно избирателями проводится путем самовыдвижения, а также по инициативе избирателя, группы избирателей, обладающих активным избирательным правом при голосовании за данного кандидата, с уведомлением об этом городской, районной территориальной (межокружной) избирательной комиссии и последующим сбором подписей в поддержку кандидатов. В уведомлении должны быть указаны фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы, занимаемая должность (род занятий) и адрес места жительства кандидата. 2. Одновременно с уведомлением инициаторы сбора подписей направляют в городскую, районную территориальную (межокружную) избирательную комиссию заявление кандидата о его согласии баллотироваться по одномандатному избирательному округу с обязательством в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата. В случае наличия у кандидата не снятой или не погашенной судимости, гражданства иного государства в заявлении также указываются эти сведения, в том числе соответствующая статья (статьи) Уголовного кодекса Российской Федерации, наименование иностранного государства. Статья 29. Выдвижение кандидатов избирательными объединениями, избирательными блоками 1. Избирательное объединение или избирательный блок вправе выдвигать одного кандидата по одномандатному округу. Избирательное объединение, избирательный блок вправе выдвигать кандидата, не являющегося членом входящих в них общественных объединений. 2. Выдвижение кандидатов осуществляется тайным голосованием на съездах, конференциях, собраниях местных, региональных избирательных объединений либо региональных, местных отделений общероссийских или межрегиональных избирательных объединений. 3. Уполномоченные представители избирательного объединения представляют в городскую, районную территориальную (межокружную) избирательную комиссию протокол с решением съезда, конференции или собрания избирательного объединения. В решении о выдвижении кандидата должны быть указаны данные о кандидате, перечисленные в пунктах 1 и 2 статьи 28 настоящего Закона. 4. Одновременно с этим документом в территориальную (межокружную) избирательную комиссию представляются: заверенная копия свидетельства о регистрации соответствующего общественного объединения, заверенная копия зарегистрированного устава общественного объединения, состав уполномоченных представителей избирательного объединения с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения, адреса места жительства каждого из уполномоченных представителей избирательного объединения, а также доверенность на уполномоченных представителей избирательного объединения. 5. Избирательные блоки образуются избирательными объединениями. Входящие в избирательный блок избирательные объединения не могут на одних и тех же выборах входить в иные избирательные блоки или выступать в качестве самостоятельных избирательных объединений. Решение о вхождении в избирательный блок принимается на съезде, конференции, собрании каждого из избирательных объединений либо их региональных, местных отделений, после чего подписывается совместное решение о создании избирательного блока. Решение о выдвижении кандидата избирательным блоком принимается на конференции представителей избирательных объединений, входящих в этот блок, и подписывается уполномоченными представителями этих избирательных объединений. Избирательные блоки подлежат регистрации в городской, районной территориальной (межокружной) избирательной комиссии непосредственно после их образования по представлении в избирательную комиссию заверенных копий свидетельств о регистрации общественных объединений, входящих в избирательный блок, зарегистрированных уставов общественных объединений, списков уполномоченных представителей избирательного блока с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения, адреса места жительства каждого из уполномоченных представителей избирательного блока, а также доверенности на уполномоченных представителей избирательного объединения. 6. Городская, районная территориальная (межокружная) избирательная комиссия обязана не позднее чем через 3 дня после получения соответствующих документов зарегистрировать избирательный блок или принять мотивированное решение об отказе в регистрации, которое может быть обжаловано в суд. 7. Уполномоченные представители избирательного блока представляют в городскую, районную территориальную (межокружную) избирательную комиссию протокол конференции представителей избирательных объединений, входящих в избирательный блок. В решении о выдвижении кандидата должны быть указаны данные о кандидате, перечисленные в пунктах 1 и 2 статьи 28 настоящего Закона. Статья 30. Сбор подписей избирателей в поддержку кандидатов 1. Сбор подписей избирателей в поддержку кандидатов начинается со дня уведомления соответствующей избирательной комиссии кандидатом, отдельным избирателем, уполномоченным представителем группы избирателей, представителем избирательного объединения, избирательного блока, выдвинувшим кандидата, о выдвижении кандидата и представлении документов в порядке, предусмотренном статьями 28 - 30 настоящего Закона. 2. Количество подписей, необходимых для регистрации кандидата, должно составлять 2 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа. 3. Подписные листы изготавливаются по форме, указанной в приложениях N 1 и N 2 к настоящему Закону (прилагаются). 4. При сборе подписей в поддержку кандидата в каждом подписном листе указывается фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы, занимаемая должность (род занятий) и место жительства кандидата. При сборе подписей в поддержку кандидата, выдвинутого избирательным объединением, избирательным блоком, в подписном листе кроме указанных данных сообщается принадлежность кандидата к соответствующему избирательному объединению, избирательному блоку. 5. Избиратель ставит подпись в подписном листе, где он указывает свою фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства, серию и номер паспорта или заменяющего его документа и дату его выдачи, а также дату внесения подписи. Данные об избирателях, ставящих свою подпись в поддержку кандидата, могут вноситься в подписной лист лицом, собирающим подписи в поддержку кандидата. Указанные данные вносятся не иначе как рукописным способом. 6. В случае наличия у кандидата неснятой или непогашенной судимости в подписном листе должны указываться номер (номера) и наименование (наименований) статьи (статей) Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которого (которых) был осужден кандидат, а также статьи (статей) уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, статьи (статей) закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федерации. В случае наличия у кандидата гражданства иностранного государства в подписном листе должно указываться наименование соответствующего иностранного государства. 7. Каждое избирательное объединение, избирательный блок, группа избирателей, избиратель, выдвинувшие одного и того же кандидата и письменно уведомившие о его выдвижении соответствующую избирательную комиссию, собирает необходимое количество подписей избирателей в поддержку выдвижения. Не допускается суммирование подписей избирателей, собранных разными инициаторами выдвижения кандидата в поддержку одного и того же кандидата. 8. Избиратель ставит подпись в поддержку кандидатов от различных избирательных объединений, избирательных блоков или выдвинутых путем самовыдвижения либо избирателем, группой избирателей, но только один раз в поддержку одного и того же кандидата. 9. Подписной лист заверяет своей подписью лицо, собиравшее подписи избирателей, с указанием своей фамилии, имени, отчества, адреса места жительства, даты рождения, серии и номера паспорта или заменяющего его документа и уполномоченным представителем избирательного объединения, избирательного блока, или кандидатом. 10. Право сбора подписей избирателей принадлежит совершеннолетнему дееспособному гражданину Российской Федерации. Кандидат может заключать с лицом, собирающим подписи избирателей, договор о сборе подписей. Оплата этой работы осуществляется только через избирательный фонд кандидата. 11. Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом, на территории соответствующего избирательного округа. Участие администрации предприятий всех форм собственности, учреждений и организаций в сборе подписей, равно как и принуждение в процессе сбора подписей и вознаграждение избирателей за внесенные подписи, не допускается. Сбор подписей избирателей производится по месту работы, службы, учебы, жительства, на предвыборных мероприятиях, а также в других местах, где агитация и сбор подписей не запрещены законом. Сбор подписей запрещается в процессе и в местах выдачи заработной платы. Грубое или неоднократное нарушение указанных запретов может быть основанием для признания недействительности собранных подписей и (или) отмены регистрации кандидата городской, районной территориальной (межокружной) избирательной комиссией либо судом. Статья 31. Регистрация кандидатов в депутаты городского, районных Советов депутатов 1. Для регистрации кандидатов, выдвинутых непосредственно избирателем, избирателями, путем самовыдвижения, а равно избирательными объединениями, избирательными блоками, кандидат, избиратель, группа избирателей либо уполномоченный представитель избирательного объединения, избирательного блока не позднее чем за 35 дней до дня голосования представляет в городскую, районную территориальную (межокружную) избирательную комиссию подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата. Количество представляемых для регистрации кандидата подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата, может превышать количество подписей, необходимых для регистрации, но не более чем на 15 процентов. Одновременно в избирательную комиссию сообщаются сведения об изменениях в данных о кандидате, представленные в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 28 настоящего Закона, и, кроме того, сведения биографического характера, в частности, об образовании, семейном положении, копия декларации о доходах кандидата за два года, предшествующих году выборов, по установленной законом форме с отметкой налоговой службы, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, законами Республики Алтай, - копия декларации о расходах кандидата, заверенная органом налоговой службы, а также первый финансовый отчет кандидата. Регистрация производится при наличии необходимого количества достоверных подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата, письменного заявления лица о его согласии баллотироваться кандидатом по данному избирательному округу и обязательства в случае избрания прекратить деятельность, не совместимую со статусом депутата. 2. Городская, районная территориальная (межокружная) избирательная комиссия вправе при содействии соответствующих государственных и муниципальных органов организовать проверку достоверности данных о кандидате, содержащихся в представленных документах. 3. Подписные листы представляются в городскую, районную территориальную (межокружную) избирательную комиссию в сброшюрованном и пронумерованном виде. При приеме подписных листов районная, городская территориальная (межокружная) избирательная комиссия заверяет каждый подписной лист печатью избирательной комиссии и выдает уполномоченному представителю или кандидату письменное подтверждение о приеме подписных листов с указанием даты и времени их приема. 4. Городская, районная территориальная (межокружная) избирательная комиссия проверяет соответствие порядка выдвижения кандидатов требованиям настоящего Закона, а также достоверность данных, содержащихся в подписных листах, в поддержку каждого кандидата. По решению территориальной (межокружной) избирательной комиссии для проведения указанной проверки могут создаваться рабочие группы из числа членов избирательной комиссии, привлеченных специалистов. К проверке могут привлекаться члены нижестоящих избирательных комиссий, эксперты - специалисты органов внутренних дел, юстиции, военных комиссариатов. Их заключения могут служить основанием для признания данных в подписных листах недостоверными. 5. Проверке подлежит не менее 20 процентов от необходимого для регистрации количества подписей в поддержку каждого кандидата. Подписные листы отбираются для проверки посредством случайной выборки (жребия) на заседании городской, районной территориальной (межокружной) избирательной комиссии. При проведении жеребьевки и проверки подписных листов в избирательной комиссии вправе присутствовать кандидаты, выдвинутые по соответствующему избирательному округу, или их уполномоченные представители, уполномоченные представители избирательных объединений, избирательных блоков, выдвинувших кандидатов, представители избирателей, осуществивших инициативу выдвижения кандидата. Избирательная комиссия обязана заблаговременно сообщить указанным лицам о времени проведения каждой проверки подписных листов. Избирательная комиссия не вправе отказать иным лицам, направленным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, изъявившим желание присутствовать при проводимой проверке. Проверке подлежат все подписи на подписных листах, отобранных для проверки. 6. Проверке и учету не подлежат подписи, находящиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) инициаторами выдвижения кандидата до представления подписей в соответствующую избирательную комиссию, если это ими специально отмечено. 7. Если при проверке подписных листов обнаруживается несколько подписей одного и того же лица в поддержку выдвижения одного и того же кандидата, учитывается только одна подпись. 8. Для проверки подлинности подписей члены комиссии вправе проводить опрос избирателей, чьи подписи указаны в проверяемых подписных листах, не вызывая их в избирательную комиссию. 9. Опрос проводится не менее чем двумя членами городской, районной территориальной (межокружной) избирательной комиссии. Опрашивается непосредственно тот избиратель, чья подпись проверяется. 10. Недостоверными считаются: подписи лиц, не обладающих на день голосования активным избирательным правом в соответствующем избирательном округе, и подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. Подпись признается недостоверной при наличии справки органа внутренних дел либо заключения специалиста, привлеченного к работе избирательной комиссии в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи; подписи избирателей, не указавших все требующиеся сведения; подписи, собранные до уведомления соответствующей избирательной комиссии о выдвижении кандидата и представлении ей необходимых документов; подложные подписи, а именно подписи, в отношении которых установлено, что указанный избиратель собственноручно не расписывался в соответствующем подписном листе; подлог подписи устанавливается по письменному заявлению избирателя, направленному в территориальную (межокружную) избирательную комиссию. 11. Оговоренные при составлении подписного листа исправления и помарки не могут быть основанием для признания подписи недостоверной в ходе проверки или при подсчете подписей, если не установлен подлог подписи или принадлежность ее гражданину, не обладающему активным избирательным правом в соответствующем избирательном округе. 12. В случае обнаружения недостоверных подписей в количестве более 10 процентов от числа проверенных подписей производится дополнительная проверка еще 10 процентов подписей в указанном выше порядке. В случае обнаружения при дополнительной проверке более 10 процентов недостоверных подписей от числа проверенных, дальнейшая проверка подписных листов прекращается и регистрация кандидата не производится. 13. Регистрация кандидата также не производится в том случае, если число представленных подписей избирателей за вычетом числа подписей, признанных недействительными и недостоверными, недостаточно для регистрации. 14. Для определения достоверности данных, содержащихся в подписных листах с подписями избирателей, городская, районные территориальные (межокружные) избирательные комиссии вправе использовать государственную систему регистрации (учета) избирателей. 15. По окончании проверки подписных листов в поддержку каждого кандидата составляется протокол об ее итогах, который подписывается руководителем рабочей группы (членом городской, районной территориальной (межокружной) избирательной комиссии с правом решающего голоса) и представляется избирательной комиссии для принятия соответствующего решения. Копия протокола до заседания городской, районной территориальной (межокружной) избирательной комиссии передается кандидату, уполномоченным представителям избирательного объединения, избирательного блока. 16. Городская, районная территориальная (межокружная) избирательная комиссия обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям настоящего Закона в течение 5 дней и не позднее чем за 30 дней до дня голосования принять решение о регистрации кандидата либо мотивированное решение об отказе в регистрации. 17. При регистрации кандидата, выдвинутого избирательным объединением, избирательным блоком, в решении городской, районной территориальной (межокружной) избирательной комиссии отмечается факт его выдвижения соответствующим избирательным объединением, избирательным блоком. Кандидат, выдвинутый избирателями, вправе заявить о своем независимом статусе либо о принадлежности к какому-либо общественному объединению, что также отмечается в решении комиссии о регистрации кандидата. 18. Зарегистрированному кандидату выдается удостоверение о регистрации с указанием даты и времени. Данные о зарегистрированных кандидатах в течение 24 часов после регистрации передаются средствам массовой информации. 19. Кандидат может быть зарегистрирован только по одному избирательному округу. 20. В случае отказа в регистрации кандидата городская, районная территориальная (межокружная) избирательная комиссия обязана в течение суток после принятия решения выдать кандидату, соответствующему избирателю, избирателям, либо уполномоченному представителю избирательного объединения, избирательного блока копию решения избирательной комиссии с изложением оснований отказа. Основаниями отказа могут служить нарушение порядка выдвижения кандидата, недостаточное количество представленных достоверных подписей избирателей в поддержку кандидата, превышение установленной предельной доли недостоверных подписей среди подписей, подвергшихся проверке, грубое нарушение порядка сбора подписей, нарушение порядка создания избирательного фонда кандидата и расходования его средств, а также иные основания, предусмотренные федеральными законами. 21. Решение городской, районной территориальной (межокружной) избирательной комиссии о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации может быть обжаловано в суд. Жалоба (заявление) должна быть рассмотрена в течение 3 дней. 22. В случае если недостоверность сведений, представленных кандидатом в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, установлена после регистрации кандидата и недостоверность этих сведений носит существенный характер, избирательная комиссия не позднее чем за 16 дней до дня голосования вправе принять решение об отмене регистрации соответствующего кандидата, а за 15 - 1 день до дня голосования обратиться в суд с представлением об отмене регистрации этого кандидата. 23. В случае если ко дню голосования в избирательном округе не останется ни одного зарегистрированного кандидата, выборы в данном избирательном округе по решению городской, районной территориальной (межокружной) избирательной комиссии откладываются на срок не более 6 месяцев для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий. 24. При наступлении указанных в предыдущем пункте настоящей статьи обстоятельств в результате того, что кандидат без вынуждающих к тому обстоятельств снял свою кандидатуру либо его регистрация была отменена, все дополнительные расходы, понесенные в связи с этим городской, районной территориальной (межокружной) избирательной комиссией при подготовке и проведении выборов, относятся за счет этого кандидата. 25. В случае если ко дню голосования в избирательном округе окажется один зарегистрированный кандидат, голосование проводится по одному кандидату, при этом кандидат считается избранным, если за него проголосовало не менее 50 процентов избирателей, принявших участие в голосовании. Глава V СТАТУС КАНДИДАТА Статья 32. Равноправие кандидатов 1. Все кандидаты в депутаты городского, районных Советов депутатов обладают равными правами и несут равные обязанности. Статья 33. Недопустимость использования кандидатами преимуществ своего должностного или служебного положения 1. Кандидаты в депутаты городского, районных Советов депутатов, замещающие государственные и муниципальные должности, не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения. 2. Соблюдение данного положения Закона не должно препятствовать выполнению депутатами, выборными должностными лицами своих обязанностей перед избирателями. Статья 34. Обеспечение равного статуса зарегистрированных кандидатов в депутаты городского, районных Советов депутатов 1. Зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо работающие в средствах массовой информации, на время их участия в выборах освобождаются от выполнения служебных обязанностей и не позднее 3 дней со дня регистрации представляют в городскую, районную территориальную (межокружную) избирательную комиссию заверенную копию соответствующего приказа (распоряжения). 2. Журналистам, другим творческим работникам, а также должностным лицам редакций средств массовой информации, должностным лицам и творческим работникам государственных, муниципальных телерадиокомпаний запрещается участвовать в освещении избирательной кампании через средства массовой информации, если указанные лица являются зарегистрированными кандидатами либо доверенными лицами зарегистрированных кандидатов. 3. Нарушение зарегистрированным кандидатом положений настоящей статьи является основанием для отмены городской, районной территориальной (межокружной) избирательной комиссией своего решения о регистрации кандидата. Статья 35. Гарантии деятельности зарегистрированных кандидатов 1. Администрация предприятия, учреждения, организации, командир воинской части, руководитель органа внутренних дел, в которых работает, служит зарегистрированный кандидат, со дня регистрации кандидата городской, районной территориальной (межокружной) избирательной комиссией до дня официального опубликования общих итогов выборов обязаны по заявлению, рапорту зарегистрированного кандидата освободить его от работы, службы в любой день и на любое время в течение этого срока. В этом случае городская, районная территориальная (межокружная) избирательная комиссия за счет средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, выплачивает зарегистрированному кандидату денежную компенсацию в размере среднего заработка за предшествующие дате регистрации 3 месяца, но не более семикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день назначения выборов. 2. Во время проведения выборов зарегистрированный кандидат не может быть по инициативе администрации (работодателя) уволен с работы или без его согласия переведен на другую работу. 3. Время участия зарегистрированного кандидата в выборах засчитывается в общий трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до регистрации кандидатом. 4. Зарегистрированный кандидат без согласия городского, районного прокурора не может быть привлечен к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке. При даче согласия на привлечение к уголовной ответственности, арест прокурор обязан известить городскую, районную межокружную избирательную комиссию. 5. Зарегистрированный кандидат в период, указанный в пункте 1 настоящей статьи, имеет право бесплатно пользоваться на территории данного муниципального образования всеми видами общественного транспорта за исключением такси и заказных рейсов. 6. Зарегистрированный кандидат вправе назначить до 3 доверенных лиц. Регистрация доверенных лиц незамедлительно осуществляется городской, районной территориальной (межокружной) избирательной комиссией на основании письменного заявления кандидата и заявления самого гражданина о согласии быть доверенным лицом. 7. Доверенные лица получают от городской, районной территориальной (межокружной) избирательной комиссии удостоверения, осуществляют агитационную и иную деятельность, способствующую избранию зарегистрированного кандидата. На указанный в пункте 1 настоящей статьи срок администрация или работодатель обязаны предоставлять доверенным лицам по их просьбе неоплачиваемый отпуск. Зарегистрированные кандидаты, назначившие доверенных лиц, вправе в любое время отозвать их, уведомив об этом избирательную комиссию, которая аннулирует выданные данным доверенным лицам удостоверения. 8. Полномочия доверенных лиц прекращаются вместе с утратой статуса назначившего их зарегистрированного кандидата. 9. Зарегистрированный кандидат утрачивает права и освобождается от обязанностей, связанных со статусом зарегистрированного кандидата, с момента официального объявления городской, районной территориальной (межокружной) избирательной комиссией результатов выборов в средствах массовой информации. 10. Зарегистрированный кандидат вправе в любое время, но не позднее чем за 3 дня до дня голосования, снять свою кандидатуру. Глава VI ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ Статья 36. Право на предвыборную агитацию 1. В период выборов депутатов городского, районных Советов депутатов Республика Алтай обеспечивает гражданам Российской Федерации, общественным объединениям, избирательным объединениям, избирательным блокам, а также зарегистрированным кандидатам свободное проведение агитации в соответствии с федеральными законами и законами Республики Алтай. 2. Граждане Российской Федерации, общественные объединения, избирательные объединения, политические партии, избирательные блоки, зарегистрированные кандидаты вправе в допускаемых законом формах и законными методами вести агитацию за участие в выборах, за или против любого зарегистрированного кандидата. 3. Зарегистрированным кандидатам гарантируются равные условия доступа к средствам массовой информации. 4. Агитация при проведении выборов может проводиться: через средства массовой информации; путем проведения массовых мероприятий (собраний и встреч с избирателями, публичных дебатов и дискуссий, митингов, шествий, демонстраций); путем выпуска и распространения агитационных печатных, аудиовизуальных и иных материалов; в других установленных законом формах. 5. Зарегистрированный кандидат, избирательное объединение, избирательный блок, граждане вправе самостоятельно определять форму и характер своей агитации. 6. Предвыборную агитацию запрещено проводить следующим организациям и лицам: органам государственной власти, органам местного самоуправления; лицам, замещающим государственные и муниципальные должности, государственным и муниципальным служащим при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей; воинским частям, военным учреждениям и организациям; военнослужащим при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей; благотворительным организациям и религиозным объединениям; членам избирательных комиссий с правом решающего голоса. Статья 37. Сроки проведения агитации 1. Проведение предвыборной агитации начинается со дня регистрации кандидата и прекращается в ноль часов по местному времени за сутки до дня голосования. 2. В день голосования и в предшествующий день любая предвыборная агитация запрещается. Агитационные печатные материалы, ранее размещенные вне зданий и помещений избирательных комиссий, сохраняются на прежних местах. 3. В течение 3 дней до дня голосования, а также в день голосования не допускается опубликование в средствах массовой информации результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов и иных исследований, связанных с выборами. 4. Предвыборная агитация в средствах массовой информации, указанных в пункте 1 статьи 39 настоящего Закона, начинается по завершении регистрации кандидатов и проведения жеребьевки между кандидатами с целью распределения эфирного времени и печатной площади, но не позднее чем за 30 дней до дня голосования. 5. Предвыборная агитация в средствах массовой информации, не указанных в пункте 1 статьи 39 настоящего Закона, может начинаться со дня регистрации кандидата в соответствии с договором, заключенным между кандидатом и средством массовой информации. Статья 38. Общие условия доступа зарегистрированных кандидатов к средствам массовой информации 1. Средства массовой информации, учредителями (соучредителями) которых являются муниципальные органы, организации, учреждения либо которые финансируются полностью или частично за счет средств местного бюджета или иных средств органов местного самоуправления, а также средства массовой информации, которые имеют льготы по уплате налогов и обязательных платежей в местный бюджет по сравнению с другими средствами массовой информации, обязаны обеспечить зарегистрированным кандидатам равные возможности проведения предвыборной агитации. Перечень указанных средств массовой информации публикуется городской, районной территориальной (межокружной) избирательной комиссией не позднее чем на десятый день после опубликования решения о назначении выборов. 2. Средства массовой информации, не указанные в пункте 1 настоящей статьи, вправе на договорной основе предоставить эфирное время или печатную площадь зарегистрированным кандидатам. Предоставление эфирного времени и печатной площади по договору должно осуществляться на равных условиях. Оплата эфирного времени и печатной площади может осуществляться исключительно через соответствующие избирательные фонды. 3. Размер оплаты эфирного времени и печатной площади должен быть опубликован соответствующими средствами массовой информации не позднее чем за 50 дней до дня голосования. Статья 39. Условия проведения предвыборной агитации по телевидению и радио 1. Зарегистрированные кандидаты имеют право на предоставление им бесплатного эфирного времени на каналах телерадиокомпаний, указанных в пункте 1 статьи 38 настоящего Закона и осуществляющих телевизионное вещание и радиовещание на территорию города, района в порядке, установленном городской, районной территориальной (межокружной) избирательной комиссией в соответствии с настоящим Законом. Это эфирное время должно приходиться на период, когда теле- и радиопрограммы собирают наибольшую аудиторию. Время вещания распределяется между зарегистрированными кандидатами на равных основаниях. Распределение эфирного времени осуществляется путем жеребьевки, проводимой городской, районной территориальной (межокружной) избирательной комиссией с участием представителей соответствующей телерадиокомпании. Результаты жеребьевки оформляются протоколом избирательной комиссии. 2. Не менее одной трети от общего объема выделяемого бесплатного эфирного времени отводится кандидатам для совместного проведения дискуссий, "круглых столов" и иных агитационных мероприятий. Этой долей бесплатного эфирного времени должны пользоваться все зарегистрированные кандидаты на равных основаниях. 3. Телерадиокомпании, относящиеся к средствам массовой информации, указанным в пункте 1 статьи 38 настоящего Закона, обязаны резервировать платное эфирное время для проведения агитации зарегистрированными кандидатами. Платное эфирное время должно предоставляться на условиях договора соответствующему зарегистрированному кандидату по его требованию. Размер оплаты должен быть единым для всех кандидатов. При этом каждый зарегистрированный кандидат вправе использовать из общего объема зарезервированного эфирного времени время в пределах доли, полученной в результате деления этого объема на общее число зарегистрированных кандидатов. Общий объем резервируемого эфирного времени не может быть меньше общего объема бесплатного эфирного времени, выделяемого в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. 4. Расходы телерадиокомпаний, связанные с предоставлением зарегистрированным кандидатам бесплатного эфирного времени, покрываются за счет текущего бюджетного финансирования телерадиокомпаний. 5. Теле- и радиопрограммы, связанные с выборами, а также выступления зарегистрированных кандидатов не должны прерываться рекламой товаров или услуг или другими сообщениями рекламного характера. 6. В информационных теле- и радиопрограммах сообщения о проведении зарегистрированными кандидатами предвыборной агитации должны даваться, как правило, отдельным блоком в начале указанных программ без комментариев. 7. Теле- и радиопрограммы, содержащие предвыборную агитацию, выпускаются в эфир с параллельной видео- и аудиозаписью, которая хранится в течение 6 месяцев со дня выхода указанных программ в эфир. Статья 40. Проведение предвыборной агитации в газетах, журналах и других периодических печатных изданиях 1. Периодические печатные издания, относящиеся к средствам массовой информации, указанным в пункте 1 статьи 39 настоящего Закона, которые выходят не реже одного раза в неделю и распространяются на территории города, района, должны выделять на равных условиях (размеры предоставляемой печатной площади, место на полосе, шрифт и иные условия) печатные площади для публикации материалов, предоставляемых кандидатами. Общий минимальный размер таких площадей устанавливается городской, районной территориальной (межокружной) избирательной комиссией и публикуется в соответствующих изданиях не позднее чем за 50 дней до дня голосования. При этом не менее 40 процентов печатной площади должно предоставляться бесплатно за счет средств текущего бюджетного финансирования соответствующего средства массовой информации. Порядок бесплатного предоставления печатной площади зарегистрированным кандидатам определяется путем жеребьевки, Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|