Расширенный поиск
Закон Республики Алтай от 24.09.2002 № 6-46РЕСПУБЛИКА АЛТАЙ ЗАКОН Утратил силу - Закон Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай от 01.08.2006 г. N 61-РЗ О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления Республики Алтай (В редакции Законов Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай от 16.09.2003 г. N 14-23; от 11.12.2003 г. N 17-8; от 14.02.2006 г. N 18-РЗ) Принят Постановлением Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай от 24.09.2002 N 6-47 Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - федеральный закон), иными федеральными законами, Конституцией Республики Алтай определяет порядок назначения, подготовки и проведения выборов депутатов представительных органов местного самоуправления Республики Алтай. Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Выборы депутатов представительных органов местного самоуправления. Законодательство о выборах депутатов представительных органов местного самоуправления Депутаты представительных органов местного самоуправления избираются всенародно на срок полномочий, установленный уставами муниципальных образований в соответствии с действующим законодательством. Статья 2. Назначение выборов (Статья в редакции Закона Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай от 14.02.2006 г. N 18-РЗ) Выборы депутатов представительных органов местного самоуправления назначаются в порядке и сроки, установленные Федеральным законом. Статья 3. Избирательные права граждан 1. Гражданин Российской федерации, достигший возраста 18 лет и постоянно или преимущественно проживающий на территории муниципального образования, вправе избирать депутатов, участвовать в иных избирательных действиях. Гражданин Российской Федерации, достигший 21 года, вправе быть избранным депутатом представительного органа местного самоуправления. 2. Не имеют право избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. 3. Активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа. Пребывание гражданина вне его места жительства во время проведения в округе, в котором расположено данное место жительства, выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах. Статья 4. Принципы участия избирателей в выборах 1. Граждане Российской Федерации участвуют в выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие граждан Российской федерации в выборах является свободным и добровольным. 2. Никто не вправе оказывать на граждан Российской Федерации воздействие с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление. Статья 5. Принципы участия избирательных объединений в выборах (В редакции Закона Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай от 14.02.2006 г. N 18-РЗ) 1. Избирательные объединения, участвуют в выборах депутатов представительных органов местного самоуправления на равных основаниях в порядке, установленном действующим законодательством. (В редакции Закона Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай от 14.02.2006 г. N 18-РЗ) 2. Все решения избирательных объединений, связанные с их участием в выборах, принимаются на коллегиальной основе. (В редакции Закона Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай от 14.02.2006 г. N 18-РЗ) Статья 6. Подготовка и проведение выборов депутатов представительных органов местного самоуправления 1. Подготовка и проведение выборов депутатов представительных органов местного самоуправления, обеспечение и защита избирательных прав граждан Российской Федерации возлагаются на избирательные комиссии. 2. Избирательные комиссии в пределах своих полномочий независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления. 3. Решения избирательных комиссий, принятые в пределах их полномочий, установленных федеральными законами, законами Республики Алтай, обязательны для органов исполнительной власти Республики Алтай, государственных учреждений, органов местного самоуправления, кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, общественных объединений, организаций, должностных лиц и граждан. (В редакции Закона Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай от 14.02.2006 г. N 18-РЗ) Статья 7. Гласность подготовки и проведения выборов 1. Подготовка и проведение выборов депутатов представительных органов местного самоуправления осуществляется открыто и гласно. 2. Решения избирательных комиссий, органов государственной власти, органов местного самоуправления, связанные с подготовкой и проведением выборов депутатов представительных органов местного самоуправления, подлежат опубликованию (обнародованию). Статья 8. Право на предвыборную агитацию 1. Граждане Российской Федерации, избирательные объединения, общественные объединения вправе в любых допускаемых законом формах и законными методами осуществлять деятельность, побуждающую избирателей к участию в выборах депутатов представительных органов местного самоуправления и голосованию за или против кандидатов. (В редакции Закона Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай от 14.02.2006 г. N 18-РЗ) 2. Зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям гарантируются равные условия доступа к государственным и муниципальным средствам массовой информации. (В редакции Закона Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай от 14.02.2006 г. N 18-РЗ) Статья 9. Финансирование выборов 1. Расходы избирательных комиссий, связанные с подготовкой и проведением выборов, осуществляются за счет средств бюджета муниципального образования. На указанные цели могут использоваться средства республиканского бюджета. 2. Кандидаты финансируют все затраты, способствующие их избранию, исключительно из средств создаваемых ими избирательных фондов. 3. Избирательные объединения, выдвинувшие кандидата, участвуют в финансировании затрат, способствующих его избранию, через избирательный фонд соответствующего кандидата. (В редакции Закона Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай от 14.02.2006 г. N 18-РЗ) Глава II. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ОКРУГА И ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ Статья 10. Образование избирательных округов 1. Для проведения выборов депутатов представительных органов местного самоуправления образуются одномандатные избирательные округа на основании данных о численности избирателей, зарегистрированных на территории муниципального образования, которые предоставляются главами муниципальных образований, а также командирами воинских частей в соответствии с Федеральным законом. (В редакции Закона Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай от 16.09.2003 г. N 14-23) 2. Муниципальная избирательная комиссия не позднее чем за 80 дней до истечения срока, в который должны быть назначены выборы, определяет схему образования избирательных округов, в которой обозначены границы данной части территории муниципального образования или населенного пункта, номер и центр каждого избирательного округа, число избирателей в каждом избирательном округе. 3. Схема избирательных округов утверждается представительным органом местного самоуправления не позднее чем за 20 дней до истечения срока, в который должны быть назначены выборы, при этом указанный орган до утверждения схемы избирательных округов вправе вносить поправки в представленную схему. Схема избирательных округов должна быть опубликована (обнародована) не позднее чем через пять дней после ее утверждения. 4. Если на территории, на которой проводятся выборы, представительные органы местного самоуправления отсутствуют или новая схема одномандатных избирательных округов не утверждена в срок, указанный в п. 3 настоящей статьи, избирательная комиссия, организующая выборы, принимает одно из следующих решений: а) если схема избирательных округов, утвержденная для выборов в органы местного самоуправления прежнего созыва (далее - прежняя схема округов), соответствует требованиям, установленным настоящим Законом, - о проведении выборов по прежней схеме округов; б) если прежняя схема округов не соответствует требованиям, установленным настоящим Законом, - о проведении выборов по избирательным округам, схема которых определяется в соответствии с требованиями закона организующей выборы избирательной комиссией и утверждается ею не позднее чем через пять дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов. При этом число депутатов, избираемых по новой схеме округов, не меняется, избирательная комиссия при определении указанной схемы вправе кроме уточнения численности избирателей только внести изменения в прежнюю схему округов, в соответствии с которыми изменению подлежат только округа, не соответствующие требованиям пункта 5 настоящей статьи, и (или) дополнить прежнюю схему округов в той части, в которой она признана недействующей и не подлежащей применению. Если указанные изменения и дополнения привели к тому, что изменяются границы иных округов в прежней схеме округов, комиссия вправе также изменить границы указанных округов в соответствии с требованиями пункта 5 настоящей статьи. 5. Избирательные округа должны образовываться при соблюдении следующих требований: примерное равенство избирательных округов по числу избирателей на депутатский мандат в избирательных округах, с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более 10 процентов; в труднодоступных и отдаленных местностях допустимое отклонение не должно быть более 15 процентов; при образовании избирательных округов на территории компактного проживания коренных малочисленных народов отклонение от средней нормы представительства избирателей может превышать указанные пределы, но не более чем на 30 процентов. Перечень труднодоступных и отдаленных местностей устанавливается законом Республики Алтай, вступившим в силу до дня официального опубликования решения о назначении выборов; избирательный округ образует единую территорию; не допускается образование избирательного округа из не граничащих между собой территорий. 6. При соблюдении требований об образовании избирательных округов учитывается административно-территориальное деление территории. Статья 11. Образование избирательных участков 1. Избирательные участки образуются для проведения голосования и подсчета голосов избирателей на территории избирательного округа. Избирательные участки образует глава местной администрации муниципального района, городского округа по согласованию с соответствующей муниципальной избирательной комиссией не позднее чем за 45 дней до дня голосования на основании данных о числе избирателей, зарегистрированных на территории избирательного участка, в соответствии с Федеральным законом с учетом местных и других условий, в целях создания максимальных удобств для избирателей. (В редакции Законов Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай от 16.09.2003 г. N 14-23; от 14.02.2006 г. N 18-РЗ) 2. Избирательные участки образуются с учетом следующих требований: из расчета не более 3000 избирателей на каждом избирательном участке; границы избирательных участков не должны пересекать границ избирательных округов. 3. Избирательные участки могут быть образованы в санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах, иных стационарных лечебно-профилактических учреждениях и других местах временного пребывания избирателей, в порядке и в сроки, установленные частью 1 настоящей статьи. В исключительных случаях по согласованию с вышестоящей комиссией допускается образование избирательных участков не позднее чем за три дня до дня голосования. (В редакции Закона Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай от 14.02.2006 г. N 18-РЗ) 4. Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках. 5. Глава муниципального образования публикует (обнародует) списки избирательных участков не позднее чем за 40 дней до дня голосования с указанием границ и номеров участков, мест нахождения участковых избирательных комиссий и помещений для голосования. Глава III. СОСТАВЛЕНИЕ СПИСКОВ ИЗБИРАТЕЛЕЙ Статья 12. Порядок составления списков избирателей 1. Списки избирателей составляются муниципальными избирательными комиссиями на основании сведений, предоставляемых по установленной форме главой муниципального образования сразу после назначения дня голосования. Списки избирателей - военнослужащих, находящихся в воинской части, членов их семей и других избирателей в случае, если они проживают на территории расположения воинской части, составляются командиром воинской части. Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в воинских частях, военных организациях и учреждениях, которые расположены на территории муниципального образования, если место жительства этих военнослужащих до призыва на военную службу не было расположено на территории муниципального образования, не включаются в списки избирателей и не учитываются при определении числа избирателей. 2. Список избирателей составляется отдельно по каждому избирательному участку. 3. После обобщения и проверки необходимых данных муниципальная избирательная комиссия составляет список избирателей по форме, утвержденной Избирательной комиссией Республики Алтай. 4. В списке избирателей сведения об избирателях располагаются в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам, по адресам места жительства избирателей). В списке указываются фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства избирателя. В списке избирателей должны быть предусмотрены места для проставления избирателем подписи за каждый полученный им бюллетень, а также для внесения суммарных данных по каждому виду выборов и для доставления подписи члена участковой комиссии, выдавшего бюллетень избирателю. 5. Список избирателей составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр списка избирателей подписывают председатель и секретарь комиссии, составившей список. На избирательных участках, образованных на территории воинской части, в отдаленной или труднодоступной местности, список избирателей подписывают председатель и секретарь участковой комиссии. Список избирателей заверяется печатями соответственно муниципальной комиссии и участковой комиссии. Порядок и сроки изготовления, использования второго экземпляра списка избирателей, его передачи соответствующей участковой избирательной комиссии, заверения и уточнения определяются комиссией, организующей выборы. 6. Комиссия муниципального образования передает по акту участковым комиссиям первый экземпляр списка избирателей конкретного избирательного участка не позднее чем за 20 дней до дня голосования. (В редакции Закона Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай от 14.02.2006 г. N 18-РЗ) Статья 13. Порядок включения граждан в списки избирателей 1. Граждане Российской Федерации, обладающие на день проведения голосования активным избирательным правом, включаются в списки избирателей. Гражданин может быть внесен в список избирателей только на одном избирательном участке. 2. Основанием для включения гражданина в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт нахождения его места жительства на территории этого участка, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, иным законом, и при условии нахождения места жительства на территории избирательного округа, где расположен избирательный участок, - факт временного пребывания на территории этого участка. Факты нахождения места жительства либо временного пребывания гражданина на территории избирательного участка, избирательного округа устанавливаются органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства. 4. Студенты и аспиранты, проживающие в общежитиях, включаются в списки избирателей по месту нахождения общежитий. 5. Избиратели, поселившиеся на территории избирательного округа после составления списков избирателей и предоставления их для всеобщего ознакомления, а также избиратели, по какой-либо причине не включенные в списки избирателей, включаются участковой избирательной комиссией в списки избирателей на основании документов, удостоверяющих их личность и подтверждающих их место жительства на территории данного избирательного участка. 6. Избиратели, находящиеся в местах временного пребывания, работающие в непрерывно действующих организациях и на отдельных видах работ, где невозможно уменьшение продолжительности работы (смены), а также военнослужащие, находящиеся вне места дислокации воинской части, по личному письменному заявлению, поданному в порядке, установленном законом, не позднее чем за семь дней до дня голосования могут быть включены в списки избирателей на избирательном участке по месту временного пребывания. Статья 14. Ознакомление избирателей со списками избирателей, уточнение списков избирателей 1. Списки избирателей предоставляются участковой избирательной комиссией для ознакомления и дополнительного уточнения не позднее чем за 20 дней до дня голосования. 2. Гражданин, обладающий активным избирательным правом, вправе заявить в участковую избирательную комиссию о невключении его в список избирателей, а также о любой ошибке или неточности в списке избирателей. Участковая избирательная комиссия в течение 24 часов, а в день голосования - в течение 2 часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования, обязана проверить заявление, представленные документы и устранить ошибку или неточность, либо выдать письменный ответ с указанием причин отклонения заявления. 3. Исключение гражданина из списка избирателей после его подписания председателем и секретарем избирательной комиссии муниципального образования производится только на основании сведений, полученных от органов, осуществляющих регистрацию (учет) избирателей. При этом в списке избирателей указывается дата исключения гражданина из списка и причина исключения. Данная запись заверяется подписью председателя участковой избирательной комиссии. 4. Решение участковой избирательной комиссии может быть обжаловано в вышестоящую избирательную комиссию или в суд (по месту нахождения участковой комиссии), которые обязаны рассмотреть жалобу в 3-дневный срок, а в случае подачи жалобы за 3 или менее дней до дня голосования и в день голосования - немедленно. 5. Внесение изменений в списки избирателей после окончания голосования запрещается. Глава IV. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ Статья 15. Система и статус избирательных комиссий 1. Подготовку и проведение выборов депутатов представительных органов местного самоуправления, защиту избирательных прав граждан осуществляют: Избирательная комиссия Республики Алтай; избирательные комиссии муниципальных образований; участковые избирательные комиссии. 2. Решения вышестоящей избирательной комиссии, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для нижестоящих комиссий. 3. Решение избирательной комиссии, противоречащее федеральным конституционным законам, федеральным законам или законам Республики Алтай либо принятое с превышением установленных полномочий, подлежит отмене вышестоящей избирательной комиссией или судом. При этом вышестоящая избирательная комиссия вправе принять решение по существу вопроса. 4. Избирательные комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в ходе избирательной кампании обращения о нарушении закона, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в обращении, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. 5. Избирательные комиссии обеспечивают информирование избирателей о сроках и порядке осуществления избирательных действий, о ходе избирательной кампании, о кандидатах. 6. Государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, организации всех форм собственности, в том числе организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание (далее - организации телерадиовещания), редакции периодических печатных изданий, а также должностные лица указанных органов и организаций обязаны предоставлять комиссиям необходимые сведения и материалы, давать ответы на обращения комиссий в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день, предшествующий дню голосования, и в день голосования - немедленно. Указанные сведения и материалы предоставляются комиссиям бесплатно. Статья 16. Полномочия Избирательной комиссии Республики Алтай по выборам депутатов представительных органов местного самоуправления Избирательная комиссия Республики Алтай при подготовке и проведении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления действует в пределах своих полномочий, установленных федеральным законом, Законом Республики Алтай "Об Избирательной комиссии Республики Алтай", настоящим Законом, а также: руководит деятельностью нижестоящих избирательных комиссий, оказывает им методическую и организационно-техническую помощь, рассматривает заявления и жалобы на решения и действия (бездействие) этих избирательных комиссий и принимает по ним решения; осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав граждан и законности при проведении выборов; обеспечивает единообразное применение настоящего Закона, давая разъяснения по его реализации и издавая инструкции по вопросам организации выборов, обязательные для нижестоящих избирательных комиссий, кандидатов, зарегистрированных кандидатов и иных участников избирательного процесса; в случае проведения выборов за счет республиканского бюджета распределяет между избирательными комиссиями муниципального образования денежные средства, выделенные на организацию и проведение выборов, и обеспечивает контроль за целевым расходованием этих средств; обеспечивает соблюдение равных правовых условий участия в предвыборной деятельности для всех кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений; (В редакции Закона Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай от 14.02.2006 г. N 18-РЗ) устанавливает форму избирательного бюллетеня, списка избирателей и других избирательных документов; утверждает образцы печатей избирательных комиссий, порядок пересылки и хранения избирательных документов; устанавливает единую нумерацию избирательных участков на территории Республики Алтай; заслушивает сообщения органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов; осуществляет иные полномочия в соответствии с действующим федеральным законодательством, настоящим Законом и иными законами Республики Алтай. Статья 17. Порядок формирования избирательной комиссии муниципального образования На территории каждого муниципального образования подготовку и проведение выборов депутатов местного самоуправления организует избирательная комиссия муниципального образования, сформированная и действующая в соответствии с Федеральным законом. (В редакции Закона Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай от 16.09.2003 г. N 14-23) Статья 18. Порядок формирования участковой избирательной комиссии Формирование участковых избирательных комиссий осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом не позднее трех дней после образования избирательного участка в составе 5 - 9 членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. (В редакции Закона Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай от 16.09.2003 г. N 14-23) Статья 19. Полномочия участковой избирательной комиссии 1. Участковая избирательная комиссия: информирует население об адресе и номерах телефонов участковой избирательной комиссии, времени ее работы, а также о дне и месте голосования; уточняет списки избирателей, полученные от комиссии муниципального образования, в соответствии с установленным порядком взаимодействия избирательных комиссий с органами местного самоуправления, организациями и учреждениями, осуществляющими регистрацию (учет) граждан; знакомит граждан со списками избирателей, принимает и рассматривает заявления об ошибках и неточностях в списках избирателей и решает вопросы о внесении в них соответствующих изменений; обеспечивает подготовку помещения для голосования, ящиков для голосования и другого оборудования; контролирует соблюдение на территории избирательного участка правил размещения агитационных предвыборных материалов; организует на избирательном участке голосование в день выборов, а также досрочное голосование; производит подсчет голосов, устанавливает итоги голосования на избирательном участке; рассматривает жалобы (заявления) на нарушения настоящего Закона и принимает по ним решения; осуществляет иные полномочия в соответствии с действующим законодательством. 2. Полномочия участковой избирательной комиссии прекращаются через 10 дней со дня официального опубликования результатов выборов в случае, если в адрес вышестоящей избирательной комиссии не поступило жалоб и протестов на действия (бездействие) данной избирательной комиссии, в результате которых был нарушен порядок голосования и подсчета голосов, и если по данным фактам не ведется судебное разбирательство. В случае обжалования или опротестования итогов голосования полномочия участковой избирательной комиссии прекращаются после вынесения окончательного решения по существу жалобы, протеста вышестоящей избирательной комиссией или судом. Статья 20. Статус членов избирательных комиссий 1. Членами избирательных комиссий с правом решающего голоса не могут быть: лица, не имеющие гражданства Российской Федерации, граждане Российской Федерации, признанные решением суда, вступившим в законную силу, недееспособными, ограниченно дееспособными, граждане Российской Федерации, не достигшие 18 лет, депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов местного самоуправления, выборные должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления, судьи, прокуроры, члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса, кандидаты, их уполномоченные представители и доверенные лица, уполномоченные представители и доверенные лица избирательных объединений, выдвинувших кандидатов, супруги и близкие родственники кандидатов, близкие родственники супругов кандидатов, лица, которые находятся в непосредственном подчинении кандидатов, если иное не установлено Федеральным законом, лица, выведенные из состава комиссий по решению суда, лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость, а также лица, подвергнутые в судебном порядке административному взысканию за нарушение законодательства о выборах и референдумах, - в течение одного года со дня вступления в законную силу решения суда о назначении административного наказания. Под непосредственным подчинением в настоящем Законе в соответствии с федеральным законом понимаются служебные отношения между руководителем и подчиненным, при которых первый обладает в отношении последнего властно-распорядительными полномочиями, то есть имеет право приема на работу и увольнения подчиненного или в пределах должностных полномочий вправе отдавать ему приказы, распоряжения и указания, обязательные для исполнения, применять меры поощрения и дисциплинарного взыскания. (В редакции Законов Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай от 11.12.2003 г. N 17-8; от 14.02.2006 г. N 18-РЗ) 2. Член одной избирательной комиссии с правом решающего голоса не может быть одновременно членом другой избирательной комиссии с правом решающего голоса. 3. Срок полномочий членов избирательных комиссий с правом решающего голоса истекает одновременно с прекращением полномочий этих избирательных комиссий. 4. Член избирательной комиссии с правом решающего голоса освобождается от обязанностей члена избирательной комиссии до истечения срока полномочий по решению органа, его назначившего, в случаях: подачи членом избирательной комиссии заявления в письменной форме о сложении своих полномочий; появления оснований, предусмотренных пунктами 1 и 2 настоящей статьи. Полномочия члена комиссии с правом решающего голоса прекращаются немедленно в случае: а) утраты членом комиссии гражданства Российской Федерации; б) вступления в законную силу в отношении члена комиссии обвинительного приговора суда либо решения (постановления) суда о назначении административного взыскания за нарушение законодательства о выборах и референдумах; в) признания члена комиссии решением суда, вступившим в законную силу, на основании заявления соответствующей комиссии систематически не выполняющим свои обязанности; г) признания члена комиссии решением суда, вступившим в законную силу, недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или умершим; (Абзац дополнен - Закон Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай от 14.02.2006 г. N 18-РЗ) д) смерти члена комиссии; (Абзац дополнен - Закон Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай от 14.02.2006 г. N 18-РЗ) е) вступления в законную силу решения суда о расформировании комиссии в соответствии с Федеральным законом. (Абзац дополнен - Закон Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай от 14.02.2006 г. N 18-РЗ) 5. (Исключен - Закон Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай от 14.02.2006 г. N 18-РЗ) 6. Если орган, назначивший члена комиссии, не примет решение о досрочном прекращении полномочий члена комиссии в течение одного месяца, а в период избирательной кампании, - в течение 10 дней со дня поступления в указанный орган заявления члена комиссии в письменной форме о сложении своих полномочий либо появления иных оснований, не позволяющих ему выполнять свои обязанности, решение о прекращении полномочий этого члена комиссии принимается комиссией, в состав которой он входит, в течение трех дней со дня истечения указанного срока. 7. Орган, назначивший члена комиссии, обязан назначить нового члена комиссии не позднее чем в месячный срок, а в период избирательной кампании - не позднее чем через 10 дней со дня убытия. В случае невыполнения данного требования нового члена комиссии назначает вышестоящая комиссия с соблюдением требований, установленных настоящим Законом. 8. Председатель и секретарь избирательной комиссии муниципального образования, председатель и секретарь участковой избирательной комиссии, а также члены указанных комиссий с правом решающего голоса могут работать в избирательных комиссиях в период подготовки и проведения выборов с отрывом от основной работы. 9. Возможность работы на постоянной (штатной) основе иных, кроме указанных в пункте 8 настоящей статьи, членов избирательной комиссии муниципального образования, действующих на постоянной основе и являющихся юридическими лицами, с правом решающего голоса, а также размер и виды денежного содержания членов указанных комиссий с правом решающего голоса, работающих на постоянной (штатной) основе, иных выплат этим членам комиссии определяются уставами муниципальных образований, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. 10. Член избирательной комиссии муниципального образования, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса, замещает в соответствии с уставом муниципального образования, иным нормативным правовым актом органа местного самоуправления соответственно государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность. Указанные лица не могут замещать другие должности в органах государственной власти, государственных органах, органах местного самоуправления, заниматься предпринимательской и другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. 11. Органы местного самоуправления принимают необходимые меры по материальному и социальному обеспечению (в том числе медицинскому, санаторно-курортному, жилищно- бытовому, пенсионному и иным видам обеспечения) лиц, перечисленных в пунктах 8, 9 и 10 настоящей статьи. Уровень материального обеспечения (в том числе размер и виды денежного содержания, иных выплат) и социального обеспечения указанных лиц не должен быть ниже уровня материального и социального обеспечения, установленного для лиц, замещающих муниципальные должности в представительном органе местного самоуправления. Размер и виды денежного содержания и иных выплат указанным лицам определяются уставами муниципальных образований и иными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. 12. Члену комиссии с правом решающего голоса может производиться дополнительная оплата труда (вознаграждение) за работу в комиссии по подготовке и проведению выборов. За членом комиссии с правом решающего голоса, освобожденным на основании представления комиссии от основной работы на период подготовки и проведения выборов, сохраняется основное место работы (должность) и выплачивается компенсация за период, в течение которого он был освобожден от основной работы. Размеры и порядок выплаты компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения) устанавливаются Избирательной комиссией Республики Алтай за счет и в пределах средств, выделенных на проведение выборов депутатов представительных органов местного самоуправления. 13. Член комиссии с правом решающего голоса не может быть привлечен к уголовной ответственности, подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия прокурора Республики Алтай. 14. Член комиссии с правом решающего голоса до окончания срока своих полномочий, член комиссии с правом совещательного голоса в период избирательной кампании не могут быть уволены с работы по инициативе администрации (работодателя) или без их согласия переведены на другую работу. 15. Со дня представления документов для регистрации кандидат, избирательное объединение, выдвинувшее кандидатов, вправе назначить в избирательную комиссию, регистрирующую кандидата, и в нижестоящие избирательные комиссии по одному члену комиссии с правом совещательного голоса. Избирательное объединение, избирательный блок, выдвинувшие зарегистрированного кандидата, вправе также назначить в избирательную комиссию муниципального образования по одному члену избирательной комиссии с правом совещательного голоса. Членами избирательных комиссий с правом совещательного голоса не могут быть назначены выборные должностные лица, лица, замещающие командные должности в воинских частях, военных организациях и учреждениях, судьи, прокуроры. (В редакции Закона Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай от 14.02.2006 г. N 18-РЗ) 16. Член комиссии с правом совещательного голоса обладает равными правами с членом комиссии с правом решающего голоса по вопросам подготовки и проведения выборов за исключением права: а) выдавать и подписывать бюллетени; б) участвовать в сортировке, подсчете и погашении бюллетеней; в) составлять протокол об итогах голосования, результатах выборов; г) участвовать в голосовании при принятии решения по вопросу, отнесенному к компетенции соответствующей комиссии, и подписывать решения комиссии; (В редакции Закона Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай от 14.02.2006 г. N 18-РЗ) д) составлять протоколы об административных правонарушениях. (Подпункт дополнен - Закон Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай от 14.02.2006 г. N 18-РЗ) Положения настоящего пункта не могут служить основанием для отказа членам комиссий с правом совещательного голоса присутствовать при совершении указанных в настоящем пункте действий. 17. Член комиссии с правом решающего голоса и член комиссии с правом совещательного голоса: а) заблаговременно извещаются о заседаниях соответствующей комиссии; б) вправе выступать на заседании комиссии, вносить предложения по вопросам, отнесенным к компетенции соответствующей комиссии, и требовать проведения по данным вопросам голосования; в) вправе задавать другим участникам заседания комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу; г) вправе знакомиться с документами и материалами (в том числе со списками избирателей, с подписными листами, финансовыми отчетами кандидатов, избирательных объединений, бюллетенями), непосредственно связанными с выборами, включая документы и материалы, находящиеся на машиночитаемых носителях, соответствующей и нижестоящих комиссий и получать копии этих документов и материалов (за исключением бюллетеней, списков избирателей, подписных листов, иных документов и материалов, содержащих конфиденциальную информацию, отнесенную к таковой в порядке, установленном федеральным законом), требовать заверения указанных копий; (В редакции Закона Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай от 14.02.2006 г. N 18-РЗ) д) вправе удостовериться в правильности подсчета по спискам избирателей числа лиц, принявших участие в голосовании, в правильности сортировки бюллетеней по кандидатам, избирательным объединениям; (В редакции Закона Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай от 14.02.2006 г. N 18-РЗ) е) вправе обжаловать действия (бездействие) комиссии в соответствующую вышестоящую комиссию или в суд. 18. Срок полномочий членов избирательной комиссии, действующей на постоянной основе, с правом совещательного голоса, назначенных кандидатами, которые были избраны, продолжается до окончания регистрации кандидатов на следующих выборах в тот же орган. Полномочия остальных членов избирательной комиссии, действующей на постоянной основе, с правом совещательного голоса прекращаются в день окончания соответствующей избирательной кампании. Полномочия членов остальных избирательных комиссий прекращаются одновременно с прекращением полномочий этих комиссий. Если кандидату, избирательному объединению отказано в регистрации, полномочия назначенных ими членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса прекращаются со дня отказа в регистрации, отмены регистрации соответствующего кандидата, а если решение об отказе в регистрации обжаловано в суд - со дня вступления в силу судебного решения о законности отказа в регистрации. (В редакции Закона Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай от 14.02.2006 г. N 18-РЗ) 19. Член комиссии с правом совещательного голоса в период, на который распространяются его полномочия, обладает установленными настоящей статьей правами, связанными с подготовкой и проведением всех выборов, в проведении которых принимает участие данная комиссия. 20. Полномочия члена комиссии с правом совещательного голоса могут быть прекращены по решение лица или органа, назначивших данного члена комиссии, и переданы другому лицу. 21. За кандидатами, которые были избраны, в течение срока полномочий депутата сохраняется право назначения членов избирательных комиссий, действующих на постоянной основе, с правом совещательного голоса, в том числе вместо выбывших. Статья 21. Расформирование избирательной комиссии (Статья в редакции Закона Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай от 16.09.2003 г. N 14-23) Комиссия может быть расформирована по основаниям и в порядке, предусмотренным Федеральным законом. Статья 22. Гласность в деятельности избирательных комиссий 1. На всех заседаниях комиссий, а также при осуществлении участковой комиссией работы со списками избирателей, с бюллетенями, протоколами об итогах голосования вправе присутствовать члены вышестоящих комиссий, кандидат, зарегистрированный данной либо вышестоящей комиссией, или его доверенное лицо, уполномоченный представитель, доверенное лицо избирательного объединения, кандидат которого зарегистрирован данной либо вышестоящей комиссией. Для присутствия на заседаниях комиссии и при осуществлении ею работы с указанными избирательными документами, указанным лицам не требуется дополнительное разрешение. Комиссия обязана обеспечить оповещение и возможность свободного доступа указанных лиц на свои заседания и к работе с указанными избирательными документами. На всех заседаниях комиссии и при осуществлении ею работы с указанными документами, а также при подсчете голосов избирателей вправе присутствовать представители средств массовой информации. (В редакции Закона Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай от 14.02.2006 г. N 18-РЗ) 2. Решения комиссий, непосредственно связанные с подготовкой и проведением выборов, публикуются в государственных или муниципальных периодических печатных изданиях либо доводятся до сведения избирателей иным путем, а также передаются в иные средства массовой информации в объеме и в сроки, которые установлены законом. 3. С момента начала работы участковой комиссии в день голосования, а также в дни досрочного голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей комиссией протокола об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов избирателей на избирательных участках вправе присутствовать лица, указанные в пункте 1 настоящей статьи, а также наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели. 4. При проведении выборов наблюдатель может быть назначен зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, общественным объединением, которое должно быть создано и зарегистрировано на уровне, соответствующем уровню выборов, или на более высоком уровне. Наблюдателями не могут быть назначены выборные должностные лица, лица, находящиеся в их непосредственном подчинении, судьи, прокуроры. (В редакции Закона Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай от 14.02.2006 г. N 18-РЗ) 5. Доступ в помещение участковой комиссии, сформированной на избирательном участке, образованном в воинской части, больнице, санатории, доме отдыха, следственном изоляторе и изоляторе временного содержания, а также в помещение для голосования на этом избирательном участке должен быть обеспечен всем членам участковой комиссии, наблюдателям, иным лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи. 6. Наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели вправе присутствовать в иных комиссиях при проведении ими досрочного голосования, установлении итогов голосования, определении результатов выборов, составлении соответствующих протоколов об итогах голосования, о результатах выборов, а также при повторном подсчете голосов избирателей. 7. Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в направлении в письменной форме, выданном зарегистрированным кандидатом или его доверенным лицом, избирательным объединением, общественным объединением, интересы которых представляет данный наблюдатель. В направлении в письменной форме указываются фамилия, имя и отчество наблюдателя, место его жительства, номер избирательного участка, наименование комиссии, куда наблюдатель направляется. Указание каких-либо дополнительных сведений о наблюдателе кандидатом и проставление печати не требуется. Направление действительно при предъявлении документа, удостоверяющего личность. Предварительное уведомление о направлении наблюдателя не требуется. (В редакции Закона Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай от 14.02.2006 г. N 18-РЗ) 8. Документ, указанный в пункте 7 настоящей статьи, может быть представлен в участковую комиссию в период досрочного голосования либо с начала голосования на избирательном участке до окончания составления итогового протокола на соответствующей территории. При этом не допускается одновременное осуществление полномочий наблюдателя в помещении комиссии, помещении для голосования двумя и более наблюдателями, представляющими интересы одного зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, общественного объединения. Не допускается установление каких-либо иных, кроме установленных настоящим Законом, ограничений, касающихся присутствия наблюдателей в помещении для голосования, наблюдения за проведением голосования, подсчетом голосов избирателей, составлением протоколов об итогах голосования, а также выдачи копий протоколов об итогах голосования. (В редакции Закона Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай от 14.02.2006 г. N 18-РЗ) 9. Наблюдатели вправе: а) знакомиться со списками избирателей, реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования; (В редакции Закона Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай от 14.02.2006 г. N 18-РЗ) б) находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в день голосования, а также в дни досрочного голосования в любое время в период, указанный в пункте 3 настоящей статьи; в) присутствовать при голосовании избирателей вне помещения для голосования; г) наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки избирателей, бюллетеней, выданных избирателям, погашенных бюллетеней; наблюдать за подсчетом голосов избирателей на избирательном участке на расстоянии и в условиях, обеспечивающих им обозримость содержащихся в бюллетенях отметок избирателей; знакомиться с любым заполненным или незаполненным бюллетенем при подсчете голосов избирателей; наблюдать за составлением комиссией протокола об итогах голосования и иных документов в период, указанный в пункте 3 настоящей статьи; д) обращаться к председателю участковой комиссии, а в случае его отсутствия - к лицу, его замещающему, с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования; е) знакомиться с протоколами соответствующей комиссии, нижестоящих комиссий об итогах голосования, о результатах выборов и приложенными к ним документами, получать от соответствующей комиссии заверенные копии указанных протоколов и документов либо изготавливать указанные копии. По требованию наблюдателя комиссия обязана выдать указанные копии или заверить копии, изготовленные наблюдателем; ж) носить нагрудный знак с обозначением своего статуса и указанием своих фамилии, имени и отчества, а также фамилии, имени и отчества зарегистрированного кандидата или наименования избирательного объединения, избирательного блока, общественной организации, направивших наблюдателя в комиссию; з) обжаловать в порядке, установленном Федеральным законом, действия (бездействие) комиссии в вышестоящую комиссию, Избирательную комиссию Республики Алтай, Центральную избирательную комиссию Российской Федерации или в суд; (В редакции Закона Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай от 16.09.2003 г. N 14-23) и) присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей в соответствующих комиссиях. 10. Наблюдатель не вправе: а) выдавать избирателям бюллетени; б) расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении бюллетеней; в) заполнять за избирателя, в том числе по его просьбе, бюллетени; г) предпринимать действия, нарушающие тайну голосования; д) принимать непосредственное участие в проводимом членами комиссии с правом решающего голоса подсчете бюллетеней; е) совершать действия, препятствующие работе комиссии; ж) вести агитацию среди избирателей; з) участвовать в принятии решений соответствующей комиссией. 11. Представители средств массовой информации, принимая участие в информационном освещении подготовки и проведения выборов, вправе: а) присутствовать на заседаниях комиссий; б) знакомиться с протоколом участковой комиссии об итогах голосования, а также с протоколами иных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, в том числе составляемыми повторно, получать от соответствующей комиссии копии указанных протоколов и приложенных к ним документов; в) присутствовать на агитационных мероприятиях, освещать их проведение; г) находиться в помещении для голосования в день голосования, в дни досрочного голосования, а также производить фото- и видеосъемку. (Пункт в редакции Закона Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай от 14.02.2006 г. N 18-РЗ) 12. Заверение копий протоколов и иных документов комиссий производится председателем, заместителем председателя или секретарем соответствующей комиссии. При этом в заверяемом документе указанные лица делают запись: "Верно", расписываются, ставят дату, указывают время заверения и проставляют печать соответствующей комиссии. Статья 23. Организация деятельности избирательных комиссий 1. Деятельность комиссий осуществляется коллегиально. 2. Комиссия правомочна приступить к работе, если ее состав сформирован не менее чем на две трети от установленного состава. 3. Избирательная комиссия, действующая на постоянной основе, собирается на свое первое заседание не позднее чем на пятнадцатый день после вынесения решения о назначении ее членов с правом решающего голоса. При этом в состав избирательной комиссии должно быть назначено не менее двух третей членов избирательной комиссии. Со дня первого заседания избирательной комиссии нового состава полномочия избирательной комиссии прежнего состава прекращаются. Срок полномочий избирательной комиссии исчисляется со дня ее первого заседания. 4. Председатель избирательной комиссии муниципального образования избирается тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса в следующем порядке: а) при наличии предложения Избирательной комиссии Республики Алтай - по предложению Избирательной комиссии Республики Алтай; б) в случае отсутствия предложения Избирательной комиссии Республики Алтай - по предложениям, внесенным членами избирательной комиссии муниципального образования с правом решающего голоса. 5. В случае, если предложенная избирательной комиссией кандидатура на должность председателя комиссии будет отклонена, избирательная комиссия, по предложению которой в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи он избирается, обязана предложить новую кандидатуру из числа членов комиссии с правом решающего голоса. 6. Председатели участковых комиссий назначаются на должность из числа их членов с правом решающего голоса и освобождаются от должности непосредственно вышестоящей комиссией. 7. Заместитель председателя и секретарь комиссии избираются тайным голосованием на первом ее заседании из числа членов комиссии с правом решающего голоса. 8. Заседания комиссии созываются ее председателем по мере необходимости. Заседание также обязательно проводится по требованию не менее одной трети от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса. 9. Член комиссии с правом решающего голоса обязан присутствовать на всех заседаниях комиссии. 10. Заседание комиссии является правомочным, если на нем присутствует большинство от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса. 11. Комиссия по требованию любого ее члена, а также любого присутствующего на заседании члена вышестоящей комиссии обязана проводить голосование по любым вопросам, входящим в ее компетенцию и рассматриваемым комиссией на заседании в соответствии с утвержденной повесткой дня. 12. Решения комиссии об избрании, о назначении на должность либо об освобождении от должности председателя, заместителя председателя и секретаря комиссии, а также о внесении предложений по кандидатурам на указанные должности, о финансовом обеспечении подготовки и проведения выборов, о регистрации кандидатов и об обращении в суд с представлением об отмене их регистрации, об итогах голосования или о результатах выборов, о признании выборов несостоявшимися или недействительными, о проведении повторного голосования или повторных выборов, об отмене решения комиссии принимаются на заседании комиссии большинством голосов от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса. Решения об освобождении от должности председателя, заместителя председателя, секретаря комиссии, замещающих указанные должности в результате избрания, принимаются тайным голосованием (за исключением случая освобождения от должности по личному заявлению), при этом избрание новых председателя, заместителя председателя, секретаря комиссии осуществляется в порядке, предусмотренном настоящей статьей. (В редакции Закона Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай от 16.09.2003 г. N 14-23) 13. Решения комиссии по иным вопросам принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов комиссии с правом решающего голоса. 14. При принятии комиссией решения в случае равного числа голосов членов комиссии с правом решающего голоса, поданных "за" и "против", голос председателя комиссии (председательствующего на заседании) является решающим. 15. Решения комиссии подписываются председателем и секретарем комиссии (председательствующим на заседании и секретарем заседания). 16. Члены комиссии с правом решающего голоса, несогласные с решением, принятым комиссией, вправе в письменной форме высказать особое мнение, которое должно быть рассмотрено этой комиссией, отражено в ее протоколе, приложено к нему и доведено председателем комиссии до сведения вышестоящей комиссии не позднее чем в трехдневный срок со дня принятия решения, а в день голосования и в день, следующий за днем голосования, - незамедлительно. 17. Избирательные комиссии муниципальных образований, действующие на постоянной основе и являющиеся юридическими лицами, имеют аппараты, структура и штаты которых устанавливаются указанными комиссиями самостоятельно. Замещение работниками аппаратов избирательных комиссий муниципальных образований, действующих на постоянной основе и являющихся юридическими лицами, соответственно должностей муниципальной службы определяется уставами муниципальных образований и иными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Уровень материального (в том числе размер и виды денежного содержания, иных выплат) и социального обеспечения замещающих должности муниципальной службы работников аппаратов комиссий устанавливается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления принимают необходимые меры по материальному и социальному обеспечению (в том числе по медицинскому, санаторно-курортному, жилищно-бытовому, пенсионному и иным видам обеспечения) работников аппаратов комиссий. 18. Комиссии могут привлекать граждан к выполнению работ, связанных с подготовкой и проведением выборов по гражданско-правовым договорам. Глава V. ВЫДВИЖЕНИЕ И РЕГИСТРАЦИЯ КАНДИДАТОВ Статья 24. Право выдвижения кандидатов 1. Кандидаты могут быть выдвинуты в порядке самовыдвижения, а также избирательными объединениями. (В редакции Законов Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай от 16.09.2003 г. N 14-23; от 14.02.2006 г. N 18-РЗ) 2. Не может быть выдвинут кандидатом гражданин Российской Федерации, не обладающий пассивным избирательным правом. 3. Кандидат не может быть выдвинут на одних и тех же выборах по нескольким избирательным округам. 4. Кандидат не может дать согласие на выдвижение на одних и тех же выборах более чем одному инициатору выдвижения. 5. О выдвижении кандидата в соответствующую избирательную комиссию представляется письменное уведомление. Форма письменного уведомления и порядок его представления устанавливаются законом. 6. Кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Законом, после поступления в соответствующую избирательную комиссию уведомления, указанного в пункте 5 настоящей статьи, и заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу. В этом заявлении указываются сведения биографического характера (фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий), адрес места жительства, вид, серия и номер документа, удостоверяющего личность, наименование или код органа, выдавшего данный документ, и дата его выдачи, сведения о судимостях кандидата, гражданство, в том числе гражданство иностранного государства с указанием даты и оснований его приобретения) и дается обязательство в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. Кандидат вправе заявить о своей принадлежности не более чем к одному общественному объединению, зарегистрированному в установленном законом порядке, и о своем статусе в этом общественном объединении при условии представления вместе с уведомлением, указанным в пункте 5 настоящей статьи, документа, подтверждающего указанные сведения и заверенного постоянно действующим руководящим органом общественного объединения. 7. Вместе с уведомлением, указанным в пункте 5 настоящей статьи, в избирательную комиссию муниципального образования должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата и об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Сведения о размере и об источниках доходов представляются в виде копии налоговой декларации гражданина, являющегося кандидатом, за год, предшествующий году назначения выборов (с отметкой налоговых органов). Если в соответствии с законодательством Российской Федерации гражданин, являющийся кандидатом, не обязан представлять налоговую декларацию, представляется справка (справки) о величине его доходов (включая пенсии, пособия, иные выплаты) за год, предшествующий году назначения выборов, из организаций (учреждений), являющихся налоговыми агентами в соответствии с федеральным законом, организаций, осуществляющих соответствующие выплаты. Сведения об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, а также иные сведения, указанные в настоящем пункте, представляются по форме в соответствии с приложением к настоящему, при этом указанное приложение может быть дополнено федеральным законом. Если кандидат в течение года, предшествующего году назначения выборов, не получал доходов и (или) не имеет имущества, принадлежащего ему на праве собственности, и (или) обязательств имущественного характера, сведения о которых должны представляться в соответствии с настоящим пунктом, сведения об этом указываются в заявлении кандидата о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу. 8. При выборах депутатов представительных органов местного самоуправления, в которых избирательные округа образуются в соответствии со средней нормой представительства избирателей, не превышающей пяти тысяч избирателей, кандидаты не обязаны представлять в соответствующую избирательную комиссию сведения, предусмотренные пунктом 7 настоящей статьи, если иное не предусмотрено законом Республики Алтай. 9. Документы, указанные в пунктах 5 - 7 настоящей статьи, кандидат обязан представить лично. Документы, указанные в пунктах 5 - 7 настоящей статьи, могут быть представлены по просьбе кандидата иными лицами в случаях, если кандидат болен, содержится в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых (при этом подлинность подписи кандидата на заявлении в письменной форме должна быть удостоверена нотариально либо администрацией стационарного лечебно-профилактического учреждения, в котором кандидат находится на излечении, администрацией учреждения, в котором содержатся под стражей подозреваемые и обвиняемые), иных случаях, установленных федеральным законом. 10. Избирательная комиссия обязана обратиться в соответствующие органы с представлением о проверке достоверности сведений, представляемых в соответствии с пунктами 6 и 7 настоящей статьи. Соответствующие органы обязаны по представлению избирательной комиссии проверить достоверность указанных сведений и в десятидневный срок сообщить о результатах проверки избирательной комиссии. 11. Избирательная комиссия доводит до сведения избирателей сведения о кандидатах, представленные при их выдвижении, в объеме, установленном организующей выборы комиссией. 12. Избирательная комиссия направляет в средства массовой информации сведения о выявленных фактах недостоверности представленных кандидатами сведений. 13. Период выдвижения кандидатов составляет 20 дней и начинается со дня официального опубликования решения о назначении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления. Статья 25. Самовыдвижение кандидата (Статья в редакции Закона Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай от 16.09.2003 г. N 14-23) 1. Право выдвинуть свою кандидатуру по одномандатному избирательному округу принадлежит каждому гражданину Российской Федерации, обладающему пассивным избирательным правом. 2. Гражданин Российской Федерации может выдвинуть свою кандидатуру только в одном одномандатном избирательном округе. Кандидат, выдвинувший свою кандидатуру, не может быть выдвинут избирательным объединением. В случае нарушения данного требования действительным считается выдвижение, о котором избирательная комиссия была уведомлена раньше, если в течение суток после приема избирательной комиссией более позднего уведомления кандидат не подаст заявление об отзыве ранее представленного уведомления. (В редакции Закона Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай от 14.02.2006 г. N 18-РЗ) 3. Уведомление направляется в избирательную комиссию муниципального образования в порядке, установленном статьей 24 настоящего Закона. Статья 26. Выдвижение кандидатов избирательными объединениями (В редакции Закона Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай от 14.02.2006 г. N 18-РЗ) 1. Кандидатов вправе выдвигать избирательные объединения. В одномандатном избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть одного кандидата. (В редакции Закона Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай от 14.02.2006 г. N 18-РЗ) 2. Выдвижение кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях". Выдвижение кандидатов иными общественными объединениями осуществляется на съездах (конференциях, собраниях) указанных общественных объединений, их региональных или местных отделений тайным голосованием, а также с соблюдением иных требований, предъявляемых Федеральным законом к выдвижению кандидатов для политических партий. 3. (Исключен - Закон Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай от 14.02.2006 г. N 18-РЗ) 4. (Исключен - Закон Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай от 14.02.2006 г. N 18-РЗ) 5. (Исключен - Закон Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай от 14.02.2006 г. N 18-РЗ) 6. (Исключен - Закон Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай от 14.02.2006 г. N 18-РЗ) 7. Территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений и политических партий, составляет список политических партий, иных общественных объединений, имеющих право в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях" и настоящим Законом принимать участие в выборах в качестве избирательных объединений, по состоянию на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов и не позднее чем через три дня со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов публикует указанный список в муниципальных периодических печатных изданиях и размещает его в сети Интернет, а также в этот же срок направляет указанный список в избирательную комиссию, организующую выборы. (В редакции Закона Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай от 14.02.2006 г. N 18-РЗ) 8. Уполномоченные представители избирательного объединения представляют в избирательную комиссию муниципального образования протокол с решением конференции, собрания, общественного объединения. В решении о выдвижении кандидата должны быть указаны данные о кандидате, названные в п. 6 статьи 24 настоящего Закона. (В редакции Закона Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай от 14.02.2006 г. N 18-РЗ) 9. Одновременно с этими документами в избирательную комиссию муниципального образования представляются: копия свидетельства о регистрации общественного объединения Министерством юстиции Российской Федерации, Управлением юстиции Республики Алтай, зарегистрированный Устав общественного объединения, состав уполномоченных представителей избирательного объединения с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения, места жительства каждого из уполномоченных представителей избирательного объединения, а также оформленные в установленном законом порядке доверенности на уполномоченных представителей избирательного объединения. (В редакции Закона Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай от 14.02.2006 г. N 18-РЗ) 10. Наименованием избирательного объединения является наименование, указанное в зарегистрированном уставе соответствующей политической партии или иного общественного объединения. (В редакции Закона Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай от 14.02.2006 г. N 18-РЗ) (Часть 2 исключена - Закон Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай от 14.02.2006 г. N 18-РЗ) Изменение наименований и символов избирательных объединений в ходе избирательной кампании не допускается. (В редакции Закона Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай от 14.02.2006 г. N 18-РЗ) 11. Избирательная комиссия муниципального образования обязана не позднее чем через три дня после получения соответствующих документов зарегистрировать избирательный блок или принять решение об отказе в регистрации, которое может быть обжаловано в суд. Статья 27. Сбор подписей избирателей в поддержку кандидатов 1. В поддержку выдвижения кандидатов собираются подписи избирателей в порядке и количестве, которые определяются законом. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, должно составлять 2 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа. 2. Подписи могут собираться со дня, следующего за днем получения комиссией уведомления о выдвижении кандидата. Подписные листы должны изготавливаться за счет средств соответствующего избирательного фонда. Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором кандидат дает согласие на выдвижение. Участие органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций всех форм собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса в проведении сбора подписей, равно как и принуждение избирателей в процессе сбора подписей и их вознаграждение за внесение подписи не допускается. Сбор подписей на рабочих местах, в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, иных социальных выплат запрещается. 3. Право сбора подписей избирателей принадлежит дееспособному гражданину Российской Федерации, достигшему к моменту сбора подписей возраста 18 лет. Кандидат, избирательное объединение могут заключать с лицом, собирающим подписи избирателей, договор о сборе подписей. Оплата данной работы осуществляется только через избирательный фонд кандидата. (В редакции Закона Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай от 14.02.2006 г. N 18-РЗ) 4. Форма подписного листа устанавливается по форме, указанной в приложениях N 1 и N 2 к настоящему Закону. Избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина, но только один раз в поддержку одного и того же кандидата. Данные об избирателе, ставящем в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя лицом, собирающим подписи в поддержку кандидата. Указанные данные вносятся только от руки. Подпись и дату ее внесения избиратель ставит собственноручно. 5. В случае, если у кандидата имеется судимость, эти сведения должны указываться в подписном листе. В подписном листе также отражаются сведения о наличии у кандидата гражданства иностранного государства с указанием наименования соответствующего государства. 6. Подписной лист заверяется подписью лица, собиравшего подписи избирателей, с указанием своих фамилии, имени, отчества, места жительства, серии и номера паспорта или заменяющего его документа и уполномоченным избирательного объединения, а при самовыдвижении - подписью кандидата. (В редакции Законов Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай от 16.09.2003 г. N 14-23; от 14.02.2006 г. N 18-РЗ) 7. (Исключен - Закон Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай от 16.09.2003 г. N 14-23) Статья 28. Регистрация кандидатов 1. Регистрация кандидата производится при наличии его письменного заявления о согласии баллотироваться, а также наличии необходимого количества собранных в поддержку выдвижения кандидата подписей избирателей, или внесенного избирательного залога. Подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата представляются кандидатом либо уполномоченным представителем избирательного объединения в избирательную комиссию муниципального образования не позднее чем за 30 дней до дня голосования. (В редакции Закона Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай от 14.02.2006 г. N 18-РЗ) По решению кандидата сбор подписей избирателей в поддержку его выдвижения не проводится, а регистрация кандидата осуществляется муниципальной избирательной комиссией на основании внесенного в эту избирательную комиссию этим кандидатом избирательного залога в соответствии со статьей 46-1 настоящего Закона. Факт сбора, представления кандидатом подписей избирателей в поддержку выдвижения данного кандидата не является основанием для отказа в регистрации на основании внесения избирательного залога, равно как и внесение избирательного залога не является основанием для отказа в регистрации на основании собранных подписей избирателей. (Пункт 1 в редакции Закона Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай от 11.12.2003 г. N 17-8) 2. Представленное количество подписей избирателей в поддержку кандидатов не должно превышать их число, установленное в пункте 1 статьи 27 настоящего Закона, более чем на 25 процентов. 3. Подписные листы представляются в избирательную комиссию муниципального образования в сброшюрованном и пронумерованном виде с указанием количества подписей. При приеме подписных листов избирательная комиссия муниципального образования заверяет каждый подписной лист печатью избирательной комиссии и выдает уполномоченному представителю или кандидату подтверждение в письменной форме о приеме подписных листов с указанием даты и времени их приема. 4. Избирательная комиссия муниципального образования проверяет достоверность подписей избирателей в подписных листах, а также правильность оформления подписных листов. Проверке могут подлежать все представленные подписи или часть этих подписей, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата количества подписей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). (В редакции Закона Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай от 11.12.2003 г. N 17-8) Недостоверными подписями считаются: а) подписи избирателей, не обладающих активным избирательным правом в соответствующем избирательном округе на день выборов; б) подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности; в) подписи избирателей без указания всех перечисленных в пункте 4 статьи 27 настоящего Закона данных (сведений); г) подложные подписи. 4.1. Муниципальная избирательная комиссия для проведения проверки достоверности подписей и соответствующих им данных, содержащихся в подписных листах, может своим решением создавать рабочую группу из числа членов избирательной комиссии, привлеченных специалистов. К такой проверке могут привлекаться члены нижестоящих избирательных комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, юстиции, военных комиссариатов, а также специализированных учреждений и организаций, осуществляющих учет населения Российской Федерации на территории Республики Алтай. Их заключения могут служить основанием для признания недостоверными данных в подписных листах; (Пункт введен - Закон Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай от 11.12.2003 г. N 17-8) 4.2. Подписи, собранные с участием органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций всех форм собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса, либо с принуждением избирателей в процессе сбора представленных подписей, либо с вознаграждением избирателей за внесение представленных подписей, либо на рабочих местах, либо в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, иных социальных выплат, признаются недействительными. (Пункт введен - Закон Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай от 11.12.2003 г. N 17-8) 5. Проверке и учету не подлежат подписи, находящиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) инициаторами выдвижения кандидата, если это ими специально отмечено в подписном листе или в протоколе об итогах сбора подписей до представления подписей в комиссию. 6. Не могут служить основанием для признания подписи избирателя недостоверной и недействительной имеющиеся в данных о нем сокращения, не препятствующие однозначному восприятию указанных данных. Установление достоверности подписи избирателя методом опроса запрещается. 7. При проведении проверки подписей, представленных кандидатом, включая проведение выборки подписей для проверки, вправе присутствовать все представившие установленное количество подписей кандидаты, уполномоченные представители кандидатов, избирательных объединений, выдвинувших кандидатов. О соответствующей проверке должны извещаться представившие установленное для регистрации кандидата количество подписей. 8. При обнаружении среди проверяемых подписей 25 и более процентов недостоверных и недействительных подписей или недостаточного для регистрации соответствующего кандидата количества достоверных подписей комиссия отказывает в регистрации кандидата. 9. О результатах соответствующей проверки, указанной в пункте 3 настоящей статьи, кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения должны быть извещены не менее чем за двое суток до заседания, на котором будет рассматриваться вопрос о регистрации кандидата. В случае, если в результате соответствующей проверки установлено, что представленных подписей недостаточно для регистрации или превышена предельная величина доли недостоверных и недействительных подписей среди подписей, подвергшихся проверке, кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения в указанный срок должны быть представлены: копии протокола об итогах проверки подписных листов, копии ведомостей проверки подписных листов с указанием оснований (причин) признания подписей избирателей недостоверными и недействительными, копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными или недействительными. (В редакции Закона Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай от 14.02.2006 г. N 18-РЗ) 10. Избирательная комиссия муниципального образования в течение 5 дней обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям закона и принять решение о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации. 11. Кандидат при проведении одних и тех же выборов может быть зарегистрирован только по одному избирательному округу. 12. При регистрации кандидата, выдвинутого избирательным объединением, в решении избирательной комиссии отмечается факт его выдвижения соответствующим избирательным объединением, избирательным блоком. (В редакции Закона Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай от 14.02.2006 г. N 18-РЗ) 13. В случае отказа в регистрации кандидата муниципальная избирательная комиссия обязана в течение одних суток с момента принятия решения об отказе в регистрации выдать кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединениявыдвинувшего кандидата, копию решения комиссии с изложением оснований отказа. Основания отказа в регистрации установлены Федеральным законом. (В редакции Законов Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай от 16.09.2003 г. N 14-23; от 14.02.2006 г. N 18-РЗ) 14. (Исключен - Закон Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай от 16.09.2003 г. N 14-23) 15. В случае отказа в регистрации кандидата повторное выдвижение кандидата возможно с соблюдением порядка и сроков, установленных законом. 16. Кандидат вправе представить не позднее чем за три дня до дня голосования (в том числе повторного голосования) в зарегистрировавшую его избирательную комиссию письменное заявление о снятии своей кандидатуры. В этом случае избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, обязана принять решение об отмене его регистрации. 17. Орган избирательного объединения, принявший решение о выдвижении кандидата по одномандатному избирательному округу, вправе принять решение об отзыве данного кандидата. Это решение должно быть представлено в избирательную комиссию, зарегистрировавшую данного кандидата, не позднее чем за пять дней до дня голосования (в том числе повторного голосования). В этом случае избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, обязана принять решение об отмене его регистрации. (В редакции Закона Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай от 14.02.2006 г. N 18-РЗ) 18. Избирательное объединение в соответствии со своим уставом вправе отозвать кандидата, выдвинутого им по одномандатному избирательному округу. Отзыв может быть произведен не позднее чем за пять дней до дня голосования. (В редакции Закона Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай от 14.02.2006 г. N 18-РЗ) Если ко дню голосования в избирательном округе число зарегистрированных кандидатов окажется равным установленному числу мандатов, то голосование может проводиться по одной кандидатуре, при этом кандидат считается избранным, если за него проголосовало не менее 50 % избирателей, принявших участие в голосовании. (В редакции Закона Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай от 16.09.2003 г. N 14-23) 19. В случае наступления указанных в пункте 17 настоящей статьи обстоятельств в результате того, что зарегистрированный кандидат без вынуждающих к тому обстоятельств снял свою кандидатуру либо избирательное объединениеотозвало зарегистрированного кандидата, все расходы, понесенные соответствующей избирательной комиссией при подготовке и проведении выборов, возмещаются за счет этого кандидата, избирательного объединения. (В редакции Закона Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай от 14.02.2006 г. N 18-РЗ) 20. (Исключен - Закон Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай от 16.09.2003 г. N 14-23) 21. Под обстоятельствами, вынуждающими зарегистрированного кандидата к снятию своей кандидатуры, избирательное объединение к отзыву зарегистрированного кандидата, понимаются признание зарегистрированного кандидата судом недееспособным, ограниченно дееспособным, тяжелая болезнь, стойкое расстройство здоровья зарегистрированного кандидата, его близких родственников. (В редакции Закона Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай от 14.02.2006 г. N 18-РЗ) Глава VI. СТАТУС КАНДИДАТА, ЗАРЕГИСТРИРОВАННОГО КАНДИДАТА Статья 29. Равенство кандидатов Все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности, за исключением случаев, установленных Федеральным законом. От имени кандидатов вправе выступать исключительно их уполномоченные представители по финансовым вопросам и доверенные лица. (В редакции Закона Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай от 16.09.2003 г. N 14-23) Статья 30. Недопустимость использования кандидатами, зарегистрированными кандидатами преимуществ своего должностного или служебного положения 1. Кандидаты, замещающие государственные или муниципальные должности, находящиеся на государственной или муниципальной службе, а также кандидаты, являющиеся должностными лицами организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации либо работающие в таких организациях, при проведении своей избирательной кампании не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения. 2. Зарегистрированные кандидаты, замещающие государственные должности категории "А" в органах исполнительной или судебной власти либо выборные муниципальные должности (за исключением депутатов представительных органов местного самоуправления), а также зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо работающие в организациях, осуществляющих теле- и (или) радиовещание, и редакциях периодических печатных изданий (за исключением редакций периодических печатных изданий, учрежденных кандидатами, избирательными объединениями), на время их участия в выборах освобождаются от выполнения должностных или служебных обязанностей и представляют в избирательную комиссию заверенные копии соответствующих приказов (распоряжений) не позднее чем через три дня со дня регистрации, за исключением случая, установленного пунктом 3 настоящей статьи. На выборах в представительные органы местного самоуправления при численности избирателей в избирательном округе не более пяти тысяч избирателей, зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной службе, на время их участия в выборах могут не освобождаться от выполнения должностных или служебных обязанностей. 3. Под использованием преимуществ должностного или служебного положения в федеральном законе следует понимать: а) привлечение лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, иных государственных и муниципальных служащих к осуществлению в служебное время деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию кандидатов; б) использование помещений, занимаемых государственными органами или органами местного самоуправления, для осуществления деятельности способствующей выдвижению и (или) избранию кандидатов, если иным кандидатам не будет гарантировано использование указанных помещений на таких же условиях; в) использование телефонной, факсимильной и иных видов связи, информационных услуг, оргтехники, обеспечивающих функционирование Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|