Расширенный поиск
Закон Республики Алтай от 20.12.2002 № 8-15РЕСПУБЛИКА АЛТАЙ ЗАКОН Утратил силу - Закон Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай от 01.08.2006 г. N 61-РЗ О выборах глав муниципальных образований города и районов Республики Алтай Принят Постановлением Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай от 20.12.2002 N 8-16 Настоящий Закон устанавливает порядок выборов глав муниципальных образований в Республике Алтай и применяется в случае, если избрание глав на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосования предусмотрено уставом муниципального образования. Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Правовая основа проведения выборов глав муниципальных образований города и районов Республики Алтай Выборы глав муниципальных образований города и районов Республики Алтай проводятся на основе Конституции Российской Федерации, Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), иных федеральных законов, Конституции Республики Алтай и настоящего Закона. Статья 2. Выборы глав муниципальных образований города и районов Республики Алтай Главы муниципальных образований города и районов избираются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на срок полномочий, установленный уставами муниципальных образований в соответствии с действующим законодательством. Статья 3. Назначение выборов 1. Выборы глав муниципальных образований города и районов назначаются представительным органом местного самоуправления либо главой муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования. Голосование должно быть проведено не позднее чем через 80 дней и не ранее чем через 70 дней со дня принятия решения о назначении выборов. Указанное решение подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия. 2. Выборы назначаются на первое или второе воскресенье месяца, после истечения срока полномочий, на который были избраны главы муниципальных образований. 3. В случае, если уполномоченный уставом муниципального образования орган местного самоуправления или должностное лицо не назначит выборы в сроки, предусмотренные законом, выборы назначаются и проводятся соответствующей избирательной комиссией муниципального образования: а) в первое или второе воскресенье месяца, следующего за месяцем истечения срока полномочий, на который был избран глава муниципального образования. Решение избирательной комиссии о назначении выборов публикуется (обнародуется) не позднее чем через семь дней со дня истечения срока, установленного в пункте 1 настоящей статьи; б) не позднее чем через 120 дней со дня досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования. Решение избирательной комиссии о назначении выборов публикуется (обнародуется) не позднее чем через семь дней со дня истечения установленного пунктом 1 настоящей статьи срока официального опубликования решения о назначении выборов. 4. Если уполномоченный на то орган или должностное лицо, либо избирательная комиссия муниципального образования не назначат в установленный срок выборы, а также если муниципальная избирательная комиссия отсутствует и не может быть сформирована в порядке, предусмотренном Федеральным законом, выборы по заявлениям избирателей, избирательных объединений, избирательных блоков органа местного самоуправления, прокурора назначаются соответствующим судом общей юрисдикции. При этом выборы организует и проводит временная избирательная комиссия, которая формируется для подготовки и проведения данных выборов Избирательной комиссией Республики Алтай в количестве не более 9 членов с соблюдением требований к составу избирательной комиссии, установленных Федеральным законом, в течение 7 дней со дня вступления судебного решения в законную силу. Статья 4. Избирательные права граждан 1. Гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет и постоянно или преимущественно проживающий на территории муниципального образования, вправе избирать главу муниципального образования, участвовать в иных избирательных действиях. Гражданин Российской Федерации, достигший 21 года, вправе быть избранным главой муниципального образования. 2. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. 3. Активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах муниципального образования. Пребывание гражданина вне его места жительства во время проведения на территории муниципального образования выборов не может служить основанием для ограничения его избирательных прав. Статья 5. Принципы участия избирателей в выборах 1. Граждане Российской Федерации участвуют в выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие граждан Российской Федерации в выборах является свободным и добровольным. 2. Никто не вправе оказывать на гражданина Российской Федерации воздействие с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление. Статья 6. Принципы участия избирательных объединений, избирательных блоков в выборах 1. Избирательные объединения, избирательные блоки участвуют в выборах глав муниципальных образований на равных основаниях, в порядке, установленном действующим законодательством. 2. Все решения избирательных объединений, избирательных блоков, связанные с их участием в выборах, принимаются на коллегиальной основе. Статья 7. Подготовка и проведение выборов глав муниципальных образований 1. Подготовка и проведение выборов глав муниципальных образований, обеспечение и защита избирательных прав граждан Российской Федерации возлагаются на избирательные комиссии. 2. Избирательные комиссии в пределах своих полномочий независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления. 3. Решения избирательных комиссий, принятые в пределах их полномочий, установленных федеральными законами, законами Республики Алтай, обязательны для органов исполнительной власти Республики Алтай, государственных учреждений, органов местного самоуправления, кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, организаций, должностных лиц и граждан. Статья 8. Гласность подготовки и проведения выборов 1. Подготовка и проведение выборов глав муниципальных образований осуществляется открыто и гласно. 2. Решения избирательных комиссий, органов государственной власти, органов местного самоуправления, связанные с подготовкой и проведением выборов глав муниципальных образований, подлежат опубликованию (обнародованию). Статья 9. Право на предвыборную агитацию 1. Граждане Российской Федерации, избирательные объединения, избирательные блоки, общественные объединения вправе в любых допускаемых законом формах и законными методами осуществлять деятельность, побуждающую избирателей к участию в выборах глав муниципальных образований и голосованию за или против кандидатов. 2. Зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам гарантируются равные условия доступа к государственным и муниципальным средствам массовой информации. Статья 10. Финансирование выборов 1. Расходы избирательных комиссий, связанные с подготовкой и проведением выборов, осуществляются за счет средств бюджета муниципального образования. На указанные цели могут использоваться средства республиканского бюджета. 2. Кандидаты финансируют все затраты, способствующие их избранию, исключительно из средств создаваемых ими избирательных фондов. 3. Избирательные объединения, избирательные блоки, выдвинувшие кандидата, участвуют в финансировании затрат, способствующих его избранию, через избирательный фонд соответствующего кандидата. Глава II. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ОКРУГА И ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ Статья 11. Проведение выборов глав муниципальных образований Выборы глав муниципальных образований проводятся по единому избирательному округу, включающему в себя всю территорию муниципального образования. Статья 12. Образование избирательных участков 1. Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей при выборах глав муниципальных образований образуются избирательные участки. Избирательные участки образует глава муниципального образования по согласованию с избирательной комиссией муниципального образования не позднее чем за 45 дней до дня голосования на основании данных о числе избирателей, зарегистрированных на территории избирательного участка, в соответствии с пунктом 4 статьи 16 Федерального закона с учетом местных и других условий, в целях создания максимальных удобств для избирателей. 2. Избирательные участки образуются с учетом следующих требований: из расчета не более 3000 избирателей в каждом избирательном участке; границы избирательных участков не должны пересекать границы единого территориального округа. 3. Избирательные участки могут быть образованы в санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах, иных стационарных лечебно-профилактических учреждениях и других местах временного пребывания избирателей, в труднодоступных и отдаленных местностях в порядке и в сроки, установленные пунктом 1 настоящей статьи; в исключительных случаях допускается образование таких участков не позднее чем за пять дней до дня голосования. 4. Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках. 5. Списки избирательных участков с указанием их границ и номеров, мест нахождения участковых комиссий и помещений для голосования должны быть опубликованы главой муниципального образования (если уставом муниципального образования такая должность не предусмотрена - лицом, уполномоченным на то представительным органом местного самоуправления) не позднее чем за 40 дней до дня голосования. Глава III. СОСТАВЛЕНИЕ СПИСКОВ ИЗБИРАТЕЛЕЙ Статья 13. Порядок составления списков избирателей 1. Списки избирателей составляются избирательными комиссиями муниципальных образований на основании сведений, предоставляемых по установленной форме главой муниципального образования сразу после назначения дня голосования. Списки избирателей - военнослужащих, находящихся в воинской части, членов их семей и других избирателей в случае, если они проживают на территории расположения воинской части, составляются командиром воинской части. Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в воинских частях, военных организациях и учреждениях, которые расположены на территории муниципального образования, если место жительства этих военнослужащих до призыва на военную службу не было расположено на территории муниципального образования, не включаются в списки избирателей и не учитываются при определении числа избирателей. 2. Список избирателей составляется отдельно по каждому избирательному участку. 3. После обобщения и проверки необходимых данных избирательная комиссия муниципального образования составляет список избирателей по форме, утвержденной Избирательной комиссией Республики Алтай. 4. В списке избирателей сведения об избирателях располагаются в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам, по адресам места жительства избирателей). В списке указываются фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства избирателя. В Списке избирателей должны быть предусмотрены места для проставления избирателем подписи за каждый полученный им бюллетень, а также для внесения суммарных данных по каждому виду выборов и для проставления подписи члена участковой комиссии, выдавшего бюллетень избирателю. 5. Список избирателей составляется в двух экземплярах. Первый экземпляр списка избирателей подписывают председатель и секретарь комиссии, составившие список. На избирательных участках, образованных на территории воинской части, в отдаленной или труднодоступной местности, список избирателей подписывают председатель и секретарь участковой комиссии. Список избирателей заверяется печатями соответственно муниципальной комиссии и участковой комиссии. Порядок и сроки изготовления, использования второго экземпляра списка избирателей, его передачи соответствующей участковой избирательной комиссии, заверения и уточнения определяются комиссией, организующей выборы. 6. Комиссия муниципального образования передает по акту участковым комиссиям первый экземпляр списка избирателей конкретного избирательного участка не позднее чем за 25 дней до дня голосования. Статья 14. Порядок включения граждан в списки избирателей 1. Граждане Российской Федерации, обладающие на день проведения голосования активным избирательным правом, включаются в списки избирателей. Гражданин может быть внесен в список избирателей только на одном избирательном участке. 2. Основанием для включения гражданина в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт нахождения его места жительства на территории этого участка, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, иным законом, и при условии нахождения места жительства на территории избирательного округа, где расположен избирательный участок, - факт временного пребывания на территории этого участка. Факты нахождения места жительства либо временного пребывания гражданина на территории избирательного участка, избирательного округа устанавливаются органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства. 4. Студенты и аспиранты, проживающие в общежитиях, включаются в списки избирателей по месту нахождения общежитий. 5. Избиратели, поселившиеся на территории избирательного округа после составления списков избирателей и предоставления их для всеобщего ознакомления, а также избиратели, по какой-либо причине не включенные в списки избирателей, включаются участковой избирательной комиссией в списки избирателей на основании документов, удостоверяющих их личность и подтверждающих их место жительства на территории данного избирательного участка. 6. Избиратели, находящиеся в местах временного пребывания, работающие в непрерывно действующих организациях и на отдельных видах работ, где невозможно уменьшение продолжительности работы (смены), а также военнослужащие, находящиеся вне места дислокации воинской части, по личному письменному заявлению, поданному в порядке, установленном законом, не позднее чем за семь дней до дня голосования могут быть включены в списки избирателей на избирательном участке по месту временного пребывания. Статья 15. Ознакомление избирателей со списками избирателей, уточнение списков избирателей 1. Списки избирателей предоставляются участковой избирательной комиссией для ознакомления и дополнительного уточнения не позднее чем за 20 дней до дня голосования. 1. Гражданин, обладающий активным избирательным правом, вправе заявить в участковую избирательную комиссию о невключении его в список избирателей, а также о любой ошибке или неточности в списке избирателей. Участковая избирательная комиссия в течение 24 часов, а в день голосования - в течение 2 часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования, обязана проверить заявление, представленные документы и устранить ошибку или неточность, либо выдать письменный ответ с указанием причин отклонения заявления. 3. Исключение гражданина из списка избирателей после его подписания председателем и секретарем избирательной комиссии муниципального образования производится только на основании сведений, полученных от органов, осуществляющих регистрацию (учет) избирателей. При этом в списке избирателей указывается дата исключения гражданина из списка и причина исключения. Данная запись заверяется подписью председателя участковой избирательной комиссии. 4. Решение участковой избирательной комиссии может быть обжаловано в вышестоящую избирательную комиссию или в суд (по месту нахождения участковой комиссии), которые обязаны рассмотреть жалобу в 3-дневный срок, а в случае подачи жалобы за 3 или менее дней до дня голосования и в день голосования - немедленно. 5. Внесение изменений в списки избирателей после окончания голосования запрещается. Глава IV. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ Статья 16. Система и статус избирательных комиссий 1. Подготовку и проведение выборов глав муниципальных образований, защиту избирательных прав граждан осуществляют: Избирательная комиссия Республики Алтай; избирательные комиссии муниципальных образований; участковые избирательные комиссии. 2. Решения вышестоящей избирательной комиссии, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для нижестоящих комиссий. 3. Решение избирательной комиссии, противоречащее федеральным конституционным законам, федеральным законам или законам Республики Алтай либо принятое с превышением установленных полномочий, подлежит отмене вышестоящей избирательной комиссией или судом. При этом вышестоящая избирательная комиссия вправе принять решение по существу вопроса. 4. Избирательные комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в ходе избирательной кампании обращения о нарушении закона, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в обращении, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. 5. Избирательные комиссии обеспечивают информирование избирателей о сроках и порядке осуществления избирательных действий, о ходе избирательной кампании, о кандидатах. 6. Государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, организации всех форм собственности, в том числе организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание (далее - организации телерадиовещания), редакции периодических печатных изданий, а также должностные лица указанных органов и организаций обязаны предоставлять комиссиям необходимые сведения и материалы, давать ответы на обращения комиссий в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день, предшествующий дню голосования, и в день голосования - немедленно. Указанные сведения и материалы предоставляются комиссиям бесплатно. Статья 17. Полномочия Избирательной комиссии Республики Алтай по выборам глав муниципальных образований Избирательная комиссия Республики Алтай при подготовке и проведении выборов глав муниципальных образований действует в пределах своих полномочий, установленных Федеральным законом, Законом Республики Алтай "Об Избирательной комиссии Республики Алтай", настоящим Законом, а также: руководит деятельностью нижестоящих избирательных комиссий, оказывает им методическую и организационно-техническую помощь, рассматривает заявления и жалобы на решения и действия (бездействие) этих избирательных комиссий и принимает по ним решения; осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав граждан и законности при проведении выборов; обеспечивает единообразное применение настоящего Закона, давая разъяснения по его реализации и издавая инструкции по вопросам организации выборов, обязательные для нижестоящих избирательных комиссий, кандидатов и иных участников избирательного процесса; в случае проведения выборов за счет республиканского бюджета распределяет между избирательными комиссиями муниципальных образований денежные средства, выделенные на организацию и проведение выборов, и обеспечивает контроль за целевым расходованием этих средств; обеспечивает соблюдение равных правовых условий участия в предвыборной деятельности для всех кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков; устанавливает форму избирательного бюллетеня, списка избирателей и других избирательных документов; утверждает образцы печатей избирательных комиссий, порядок пересылки и хранения избирательных документов; устанавливает единую нумерацию избирательных участков на территории Республики Алтай; заслушивает сообщения органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов; осуществляет иные полномочия в соответствии с действующим федеральным законодательством, настоящим Законом и иными законами Республики Алтай. Статья 18. Порядок формирования избирательной комиссии муниципального образования На территории каждого муниципального образования подготовку и проведение выборов глав муниципальных образований организует избирательная комиссия муниципального образования, сформированная и действующая в соответствии с требованиями статей 22, 24 Федерального закона. Статья 19. Порядок формирования участковой избирательной комиссии Формирование участковых избирательных комиссий осуществляется вышестоящей комиссией на основе предложений, указанных в пункте 2 статьи 22, статьи 27 Федерального закона, а также предложений представительного органа местного самоуправления, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы не позднее трех дней после образования избирательного участка в составе 5 - 9 членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. Статья 20. Полномочия участковой избирательной комиссии 1. Участковая избирательная комиссия: информирует население об адресе и номерах телефонов участковой избирательной комиссии, времени ее работы, а также о дне и месте голосования; уточняет списки избирателей, полученные от комиссии муниципального образования в соответствии с установленным порядком взаимодействия избирательных комиссий с органами местного самоуправления, организациями и учреждениями, осуществляющими регистрацию (учет) граждан; знакомит граждан со списками избирателей, принимает и рассматривает заявления об ошибках и неточностях в списках избирателей и решает вопросы о внесении в них соответствующих изменений; обеспечивает подготовку помещения для голосования, ящиков для голосования и другого оборудования; контролирует соблюдение на территории избирательного участка правил размещения агитационных предвыборных материалов; организует на избирательном участке голосование в день выборов, а также досрочное голосование; производит подсчет голосов, устанавливает итоги голосования на избирательном участке; рассматривает жалобы (заявления) на нарушения настоящего Закона и принимает по ним решения; осуществляет иные полномочия в соответствии с действующим законодательством. 2. Полномочия участковой избирательной комиссии прекращаются через 10 дней со дня официального опубликования результатов выборов в случае, если в адрес вышестоящей избирательной комиссии не поступило жалоб и протестов на действия (бездействие) данной избирательной комиссии, в результате которых был нарушен порядок голосования и подсчета голосов, и если по данным фактам не ведется судебное разбирательство. В случае обжалования или опротестования итогов голосования полномочия участковой избирательной комиссии прекращаются после вынесения окончательного решения по существу жалобы, протеста вышестоящей избирательной комиссией или судом. Статья 21. Статус членов избирательных комиссий 1. Членами избирательных комиссий с правом решающего голоса не могут быть: лица, не имеющие гражданства Российской Федерации, граждане Российской Федерации, признанные решением суда, вступившим в законную силу, недееспособными, ограниченно дееспособными, граждане Российской Федерации, не достигшие 18 лет, депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов местного самоуправления, выборные должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления, судьи, прокуроры, кандидаты, зарегистрированные кандидаты, их уполномоченные представители и доверенные лица, уполномоченные представители и доверенные лица избирательных объединений, избирательных блоков, выдвинувших кандидатов, члены избирательных комиссий с правом совещательного голоса, супруги и близкие родственники кандидатов или лица, которые находятся в непосредственном подчинении у кандидатов, зарегистрированных кандидатов, лица, выведенные из состава комиссий по решению суда, лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость, а также лица, подвергнутые в судебном порядке административному взысканию за нарушение законодательства о выборах и референдумах, - в течение одного года со дня вступления в законную силу решения суда о назначении административного наказания. Под непосредственным подчинением согласно Федеральному закону понимаются служебные отношения между руководителем и подчиненным, при которых первый обладает в отношении последнего властно-распорядительными полномочиями, то есть имеет право приема на работу и увольнения подчиненного или в пределах должностных полномочий вправе отдавать ему приказы, распоряжения и указания, обязательные для исполнения, применять меры поощрения и дисциплинарного взыскания. 2. Член одной избирательной комиссии с правом решающего голоса не может быть одновременно членом другой избирательной комиссии с правом решающего голоса. 3. Срок полномочий членов избирательных комиссий с правом решающего голоса истекает одновременно с прекращением полномочий этих избирательных комиссий. 4. Член избирательной комиссии с правом решающего голоса освобождается от обязанностей члена избирательной комиссии до истечения срока полномочий по решению органа, его назначившего, в случаях: подачи членом избирательной комиссии заявления в письменной форме о сложении своих полномочий; появления оснований, предусмотренных пунктами 1 и 2 настоящей статьи. Полномочия члена комиссии с правом решающего голоса прекращаются немедленно в случае: а) утраты членом комиссии гражданства Российской Федерации; б) вступления в законную силу в отношении члена комиссии обвинительного приговора суда либо решения (постановления) суда о назначении административного взыскания за нарушение законодательства о выборах и референдумах; в) признания члена комиссии решением суда, вступившим в законную силу, на основании заявления соответствующей комиссии систематически не выполняющим свои обязанности. 5. Полномочия члена избирательной комиссии с правом решающего голоса прекращаются также в случае расформирования избирательной комиссии. 6. Если орган, назначивший члена комиссии, не примет решение о досрочном прекращении полномочий члена комиссии в течение одного месяца, а в период избирательной кампании - в течение 10 дней со дня поступления в указанный орган заявления члена комиссии в письменной форме о сложении своих полномочий либо появления иных оснований, не позволяющих ему выполнять свои обязанности, решение о прекращении полномочий этого члена комиссии принимается комиссией, в состав которой он входит, в течение трех дней со дня истечения указанного срока. 7. Орган, назначивший члена комиссии, обязан назначить нового члена комиссии не позднее чем в месячный срок, а в период избирательной кампании - не позднее чем через 10 дней со дня убытия. В случае невыполнения данного требования нового члена комиссии назначает вышестоящая комиссия с соблюдением требований, установленных Федеральным законом. 8. Председатель и секретарь избирательной комиссии муниципального образования, председатель и секретарь участковой избирательной комиссии, а также члены указанных комиссий с правом решающего голоса могут работать в избирательных комиссиях в период подготовки и проведения выборов с отрывом от основной работы. 9. Возможность работы на постоянной (штатной) основе членов избирательной комиссии муниципального образования, действующих на постоянной основе и являющихся юридическими лицами, с правом решающего голоса, а также размер и виды денежного содержания членов указанных комиссий с правом решающего голоса, работающих на постоянной (штатной) основе, иных выплат этим членам комиссии определяются уставами муниципальных образований, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. 10. Член избирательной комиссии муниципального образования, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса, замещает в соответствии с уставом муниципального образования, иным нормативным правовым актом органа местного самоуправления муниципальную должность. Указанные лица не могут замещать другие должности в органах государственной власти, государственных органах, органах местного самоуправления, заниматься предпринимательской и другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. 11. Органы местного самоуправления принимают необходимые меры по материальному и социальному обеспечению (в том числе медицинскому, санаторно-курортному, жилищно- бытовому, пенсионному и иным видам обеспечения) лиц, перечисленных в пунктах 8, 9 и 10 настоящей статьи. Уровень материального обеспечения (в том числе размер и виды денежного содержания, иных выплат) и социального обеспечения указанных лиц не должен быть ниже уровня материального и социального обеспечения, установленного для лиц, замещающих муниципальные должности в представительном органе местного самоуправления. Размер и виды денежного содержания и иных выплат указанным лицам определяются уставами муниципальных образований и иными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. 12. Члену комиссии с правом решающего голоса может производиться дополнительная оплата труда (вознаграждение) за работу в комиссии по подготовке и проведению выборов. За членом комиссии с правом решающего голоса, освобожденным на основании представления комиссии от основной работы на период подготовки и проведения выборов, сохраняется основное место работы (должность) и выплачивается компенсация за период, в течение которого он был освобожден от основной работы. Размеры и порядок выплаты компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения) устанавливаются Избирательной комиссией Республики Алтай за счет и в пределах средств, выделенных на проведение выборов глав муниципальных образований. 13. Член комиссии с правом решающего голоса не может быть привлечен к уголовной ответственности, подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке, без согласия прокурора Республики Алтай. 14. Член комиссии с правом решающего голоса до окончания срока своих полномочий, член комиссии с правом совещательного голоса в период избирательной кампании не могут быть уволены с работы по инициативе администрации (работодателя) или без их согласия переведены на другую работу. 15. Со дня представления документов для регистрации кандидат, избирательное объединение, избирательный блок, выдвинувшие кандидатов, вправе назначить в избирательную комиссию, регистрирующую кандидата, и в нижестоящие избирательные комиссии по одному члену комиссии с правом совещательного голоса. Избирательное объединение, избирательный блок, выдвинувшие зарегистрированного кандидата, вправе также назначить в избирательную комиссию муниципального образования по одному члену избирательной комиссии с правом совещательного голоса. Членами избирательных комиссий с правом совещательного голоса не могут быть назначены выборные должностные лица, лица, замещающие командные должности в воинских частях, военных организациях и учреждениях, судьи, прокуроры. 16. Член комиссии с правом совещательного голоса обладает равными правами с членом комиссии с правом решающего голоса по вопросам подготовки и проведения выборов за исключением права: а) выдавать и подписывать бюллетени; б) участвовать в сортировке, подсчете и погашении бюллетеней; в) составлять протокол об итогах голосования, результатах выборов; г) участвовать в голосовании при принятии решения по вопросу, отнесенному к компетенции соответствующей комиссии, и подписывать решения комиссии. Положения настоящего пункта не могут служить основанием для отказа членам комиссий с правом совещательного голоса присутствовать при совершении указанных в настоящем пункте действий. 17. Член комиссии с правом решающего голоса и член комиссии с правом совещательного голоса: а) заблаговременно извещаются о заседаниях соответствующей комиссии; б) вправе выступать на заседании комиссии, вносить предложения по вопросам, отнесенным к компетенции соответствующей комиссии, и требовать проведения по данным вопросам голосования; в) вправе задавать другим участникам заседания комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу; г) вправе знакомиться с документами и материалами (в том числе со списками избирателей, с подписными листами, финансовыми отчетами кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, бюллетенями), непосредственно связанными с выборами, включая документы и материалы, находящиеся на машиночитаемых носителях, соответствующей и нижестоящих комиссий и получать копии этих документов и материалов (за исключением бюллетеней, списков избирателей, подписных листов, иных документов и материалов, содержащих конфиденциальную информацию, отнесенную к таковой в порядке, установленном федеральным законом), требовать заверения указанных копий; д) вправе удостовериться в правильности подсчета по спискам избирателей числа лиц, принявших участие в голосовании, в правильности сортировки бюллетеней по кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам; е) вправе обжаловать действия (бездействие) комиссии в соответствующую вышестоящую комиссию или в суд. 18. Срок полномочий членов избирательной комиссии, действующей на постоянной основе, с правом совещательного голоса, назначенных кандидатами, которые были избраны, продолжается до окончания регистрации кандидатов на следующих выборах в тот же орган. Полномочия остальных членов избирательной комиссии, действующей на постоянной основе, с правом совещательного голоса прекращаются через 30 дней после официального опубликования результатов выборов, проводимых на соответствующей территории в рамках данной избирательной кампании. Полномочия членов остальных избирательных комиссий прекращаются одновременно с прекращением полномочий этих комиссий. Если кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку отказано в регистрации, полномочия назначенных ими членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса прекращаются со дня отказа в регистрации, отмены регистрации соответствующего кандидата, а если решение об отказе в регистрации обжаловано в суд, - со дня вступления в силу судебного решения о законности отказа в регистрации. 19. Член комиссии с правом совещательного голоса в период, на который распространяются его полномочия, обладает установленными настоящей статьей правами, связанными с подготовкой и проведением всех выборов, в проведении которых принимает участие данная комиссия. 20. Полномочия члена комиссии с правом совещательного голоса могут быть прекращены по решению лица или органа, назначивших данного члена комиссии, и переданы другому лицу. 21. За кандидатами, которые были избраны, в течение срока полномочий сохраняется право назначения членов избирательных комиссий, действующих на постоянной основе, с правом совещательного голоса, в том числе вместо выбывших. Статья 22. Расформирование избирательной комиссии 1. Комиссия может быть расформирована судом соответственно подсудности, установленной пунктом 2 статьи 75 Федерального закона, в случаях: а) нарушения комиссией избирательных прав граждан, повлекшего за собой признание Избирательной комиссией Республики Алтай в порядке, установленном Федеральным законом, иным законом (в том числе на основании судебного решения), недействительными итогов голосования на соответствующей территории либо результатов выборов; б) неисполнения комиссией решений суда или вышестоящей комиссии, Избирательной комиссии Республики Алтай, принятых в соответствии с пунктом 7 статьи 75 Федерального закона. 2. С заявлением в суд о расформировании избирательной комиссии муниципального образования, участковой комиссии вправе обратиться группа депутатов соответствующего представительного органа местного самоуправления численностью не менее одной трети от общего числа депутатов этого органа, а также Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, Избирательная комиссия Республики Алтай. 3. Заявление в суд о расформировании комиссии, организующей выборы, может быть подано в период после окончания избирательной кампании, кампании референдума, но не позднее чем через три месяца со дня окончания избирательной кампании. Заявление в суд о расформировании иной комиссии может быть подано не позднее чем за 30 дней до дня голосования либо после окончания избирательной кампании, но не позднее чем через три месяца со дня появления оснований для расформирования комиссии. 4. Заявление о расформировании комиссии принимается к рассмотрению немедленно и решение по нему выносится не позднее чем через 14 дней, а в период избирательной кампании - не позднее чем через три дня со дня подачи заявления. Дело о расформировании комиссии рассматривается судом коллегиально. 5. В случае принятия судом решения о расформировании избирательной комиссии муниципального образования в период избирательной кампании Избирательная комиссия Республики Алтай формирует с соблюдением Федерального закона временную комиссию муниципального образования в новом составе. По окончании периода избирательной кампании комиссия муниципального образования формируется представительным органом местного самоуправления с соблюдением требований, установленных статьями 22 и 24 Федерального закона. 6. В случае принятия судом решения о расформировании иных кроме указанных в пункте 5 настоящей статьи комиссий данные комиссии формируются в новом составе вышестоящими комиссиями в период избирательной кампании с соблюдением положений Федерального закона, а по окончании периода избирательной кампании - с соблюдением требований, установленных статьями 22, 26 Федерального закона. 7. Расформирование комиссии не влечет прекращения полномочий членов соответствующей комиссии с правом совещательного голоса. Статья 23. Гласность в деятельности избирательных комиссий 1. На всех заседаниях комиссий, а также при осуществлении участковой комиссией работы со списками избирателей, с бюллетенями, протоколами об итогах голосования вправе присутствовать члены вышестоящих комиссий, кандидат, зарегистрированный данной либо вышестоящей комиссией, или его доверенное лицо, уполномоченный представитель или доверенное лицо избирательного объединения, избирательного блока, кандидат которого зарегистрирован данной либо вышестоящей комиссией. Для присутствия на заседаниях комиссии и при осуществлении ею работы с указанными избирательными документами, указанным лицам не требуется дополнительное разрешение. Комиссия обязана обеспечить оповещение и возможность свободного доступа указанных лиц на свои заседания и к работе с указанными избирательными документами. На всех заседаниях комиссии и при осуществлении ею работы с указанными документами, а также при подсчете голосов избирателей вправе присутствовать представители средств массовой информации. 2. Решения комиссий, непосредственно связанные с подготовкой и проведением выборов, публикуются в государственных или муниципальных периодических печатных изданиях либо доводятся до сведения избирателей иным путем, а также передаются в иные средства массовой информации в объеме и в сроки, которые установлены законом. 3. С момента начала работы участковой комиссии в день голосования, а также в дни досрочного голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей комиссией протокола об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов избирателей на избирательных участках вправе присутствовать лица, указанные в пункте 1 настоящей статьи, а также наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели. 4. При проведении выборов наблюдатель может быть назначен зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, общественным объединением, которое должно быть создано и зарегистрировано на уровне, соответствующем уровню выборов, или на более высоком уровне. Наблюдателями не могут быть назначены выборные должностные лица, лица, находящиеся в их непосредственном подчинении, судьи, прокуроры. 5. Доступ в помещение участковой комиссии, сформированной на избирательном участке, образованном в воинской части, больнице, санатории, доме отдыха, следственном изоляторе и изоляторе временного содержания, а также в помещение для голосования на этом избирательном участке должен быть обеспечен всем членам участковой комиссии, наблюдателям, иным лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи. 6. Наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели вправе присутствовать в иных комиссиях при проведении ими досрочного голосования, установлении итогов голосования, определении результатов выборов, составлении соответствующих протоколов об итогах голосования, о результатах выборов, а также при повторном подсчете голосов избирателей. 7. Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в направлении в письменной форме, выданном зарегистрированным кандидатом или его доверенным лицом, избирательным объединением, избирательным блоком, общественным объединением, интересы которых представляет данный наблюдатель. В направлении в письменной форме указываются фамилия, имя и отчество наблюдателя, место его жительства, номер избирательного участка, наименование комиссии, куда наблюдатель направляется. Указание каких-либо дополнительных сведений о наблюдателе кандидатом и проставление печати не требуется. Направление действительно при предъявлении документа, удостоверяющего личность. Предварительное уведомление о направлении наблюдателя не требуется. 8. Документ, указанный в пункте 7 настоящей статьи, может быть представлен в участковую комиссию в период досрочного голосования либо с начала голосования на избирательном участке до окончания составления итогового протокола на соответствующей территории. При этом не допускается одновременное осуществление полномочий наблюдателя в помещении комиссии, помещении для голосования двумя и более наблюдателями, представляющими интересы одного зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, общественного объединения. Не допускается установление каких-либо иных, кроме установленных Федеральным законом, ограничений, касающихся присутствия наблюдателей в помещении для голосования, наблюдения за проведением голосования, подсчетом голосов избирателей, составлением протоколов об итогах голосования, а также выдачи копий протоколов об итогах голосования. 9. Наблюдатели вправе: а) знакомиться со списками избирателей; б) находиться в помещения для голосования соответствующего избирательного участка в день голосования, а также в дни досрочного голосования в любое время в период, указанный в пункте 3 настоящей статьи; в) присутствовать при голосовании избирателей вне помещения для голосования; г) наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки избирателей, бюллетеней, выданных избирателям, погашенных бюллетеней; наблюдать за подсчетом голосов избирателей на избирательном участке на расстоянии и в условиях, обеспечивающих им обозримость содержащихся в бюллетенях отметок избирателей; знакомиться с любым заполненным или незаполненным бюллетенем при подсчете голосов избирателей; наблюдать за составлением комиссией протокола об итогах голосования и иных документов в период, указанный в пункте 3 настоящей статьи; д) обращаться к председателю участковой комиссии, а в случае его отсутствия - к лицу, его замещающему, с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования; е) знакомиться с протоколами соответствующей комиссии, нижестоящих комиссий об итогах голосования, о результатах выборов и приложенными к ним документами, получать от соответствующей комиссии заверенные копии указанных протоколов и документов либо изготавливать указанные копии. По требованию наблюдателя комиссия обязана выдать указанные копии или заверить копии, изготовленные наблюдателем; ж) носить нагрудный знак с обозначением своего статуса и указанием своих фамилии, имени и отчества, а также фамилии, имени и отчества зарегистрированного кандидата или наименования избирательного объединения, избирательного блока, общественной организации, направивших наблюдателя в комиссию; з) обжаловать в порядке, установленном статьей 75 Федерального закона, действия (бездействие) комиссии в вышестоящую комиссию, Избирательную комиссию Республики Алтай, Центральную избирательную комиссию Российской Федерации или в суд; и) присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей в соответствующих комиссиях. 10. Наблюдатель не вправе: а) выдавать избирателям бюллетени; б) расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении бюллетеней; в) заполнять за избирателя, в том числе по его просьбе, бюллетени; г) предпринимать действия, нарушающие тайну голосования; д) принимать непосредственное участие в проводимом членами комиссии с правом решающего голоса подсчете бюллетеней; е) совершать действия, препятствующие работе комиссии; ж) вести агитацию среди избирателей; з) участвовать в принятии решений соответствующей комиссией. 11. Представители средств массовой информации вправе знакомиться с протоколом участковой комиссии об итогах голосования, а также с протоколами иных комиссий об итогах голосования или о результатах выборов, изготавливать либо получать от соответствующей комиссии копии указанных протоколов и приложенных к ним документов. По требованию представителя средств массовой информации комиссия обязана заверить копию протокола об итогах голосования или о результатах выборов. 12. Заверение копий протоколов и иных документов комиссий производится председателем или заместителем председателя, или секретарем соответствующей комиссии. При этом в заверяемом документе указанные лица делают запись: "Верно", расписываются, ставят дату, указывают время заверения и проставляют печать соответствующей комиссии. Статья 24. Организация деятельности избирательных комиссий 1. Деятельность комиссий осуществляется коллегиально. 2. Комиссия правомочна приступить к работе, если ее состав сформирован не менее чем на две трети от установленного состава. 3. Избирательная комиссия, действующая на постоянной основе, собирается на свое первое заседание не позднее чем на пятнадцатый день после вынесения решения о назначении ее членов с правом решающего голоса. При этом в состав избирательной комиссии должно быть назначено не менее двух третей членов избирательной комиссии. Со дня первого заседания избирательной комиссии нового состава полномочия избирательной комиссии прежнего состава прекращаются. Срок полномочий избирательной комиссии исчисляется со дня ее первого заседания. 4. Председатель избирательной комиссии муниципального образования избирается тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса в следующем порядке: а) при наличии предложения Избирательной комиссии Республики Алтай - по предложению Избирательной комиссии Республики Алтай; б) в случае отсутствия предложения Избирательной комиссии Республики Алтай - по предложениям, внесенным членами избирательной комиссии муниципального образования с правом решающего голоса. 5. В случае, если предложенная избирательной комиссией кандидатура на должность председателя комиссии будет отклонена, избирательная комиссия, по предложению которой в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи он избирается, обязана предложить новую кандидатуру из числа членов комиссии с правом решающего голоса. 6. Председатели участковых комиссий назначаются на должность из числа их членов с правом решающего голоса и освобождаются от должности непосредственно вышестоящей комиссией. 7. Заместитель председателя и секретарь комиссии избираются тайным голосованием на первом ее заседании из числа членов комиссии с правом решающего голоса. 8. Заседания комиссии созываются ее председателем по мере необходимости. Заседание также обязательно проводится по требованию не менее одной трети от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса. 9. Член комиссии с правом решающего голоса обязан присутствовать на всех заседаниях комиссии. 10. Заседание комиссии является правомочным, если на нем присутствует большинство от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса. 11. Комиссия по требованию любого ее члена, а также любого присутствующего на заседании члена вышестоящей комиссии обязана проводить голосование по любым вопросам, входящим в ее компетенцию и рассматриваемым комиссией на заседании в соответствии с утвержденной повесткой дня. 12. Решения комиссии об избрании, о назначении на должность либо об освобождении от должности председателя, заместителя председателя и секретаря комиссии, а также о внесении предложений по кандидатурам на указанные должности, о финансовом обеспечении подготовки и проведения выборов, о регистрации кандидатов и об обращении в суд с заявлением об отмене их регистрации, об итогах голосования или о результатах выборов, о признании выборов несостоявшимися или недействительными, о проведении повторного голосования или повторных выборов, об отмене решения комиссии в порядке, предусмотренном пунктом 11 статьи 20 и пунктами 6 и 7 статьи 75 Федерального закона, принимаются на заседании комиссии большинством голосов от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса. Решения об освобождении от должности председателя, заместителя председателя, секретаря комиссии, замещающих указанные должности в результате избрания, принимаются тайным голосованием (за исключением случая освобождения от должности по личному заявлению), при этом избрание новых председателя, заместителя председателя, секретаря комиссии осуществляется в порядке, предусмотренном настоящей статьей. 13. Решения комиссии по иным вопросам принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов комиссии с правом решающего голоса. 14. При принятии комиссией решения в случае равного числа голосов членов комиссии с правом решающего голоса, поданных "за" и "против", голос председателя комиссии (председательствующего на заседании) является решающим. 15. Решения комиссии подписываются председателем и секретарем комиссии (председательствующим на заседании и секретарем заседания). 16. Члены комиссии с правом решающего голоса, не согласные с решением, принятым комиссией, вправе в письменной форме высказать особое мнение, которое должно быть рассмотрено этой комиссией, отражено в ее протоколе, приложено к нему и доведено председателем комиссии до сведения вышестоящей комиссии не позднее чем в трехдневный срок со дня принятия решения, а в день голосования и в день, следующий за днем голосования, - незамедлительно. 17. Избирательные комиссии муниципальных образований, действующие на постоянной основе и являющиеся юридическими лицами, имеют аппараты, структура и штаты которых устанавливаются указанными комиссиями самостоятельно. Замещение работниками аппаратов избирательных комиссий муниципальных образований, действующих на постоянной основе и являющихся юридическими лицами, соответственно должностей муниципальной службы определяется уставами муниципальных образований и иными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Уровень материального (в том числе размер и виды денежного содержания, иных выплат) и социального обеспечения замещающих должности муниципальной службы работников аппаратов комиссий устанавливается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления принимают необходимые меры по материальному и социальному обеспечению (в том числе по медицинскому, санаторно-курортному, жилищно-бытовому, пенсионному и иным видам обеспечения) работников аппаратов комиссий. 18. Комиссии могут привлекать граждан к выполнению работ, связанных с подготовкой и проведением выборов, по гражданско-правовым договорам. Глава V. ВЫДВИЖЕНИЕ И РЕГИСТРАЦИЯ КАНДИДАТОВ Статья 25. Право выдвижения кандидатов 1. Кандидаты могут быть выдвинуты в порядке самовыдвижения, а также избирательными объединениями, избирательными блоками. 2. Не может быть выдвинут кандидатом гражданин Российской Федерации, не обладающий пассивным избирательным правом. 3. Кандидат не может быть выдвинут на одних и тех же выборах по нескольким избирательным округам. 4. О выдвижении кандидата в соответствующую избирательную комиссию представляется письменное уведомление. Форма письменного уведомления и порядок его представления устанавливаются законом. 5. Кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Законом, после поступления в соответствующую избирательную комиссию уведомления, указанного в пункте 4 настоящей статьи, и заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу. В этом заявлении указываются сведения биографического характера (фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий), адрес места жительства, вид, серия и номер документа, удостоверяющего личность, наименование или код органа, выдавшего данный документ, и дата его выдачи, сведения о судимостях кандидата, гражданство, в том числе гражданство иностранного государства с указанием даты и оснований его приобретения) и дается обязательство в случае избрания прекратить деятельность, не совместимую со статусом главы муниципального образования или с замещением иной выборной должности. Кандидат вправе заявить о своей принадлежности не более чем к одному общественному объединению, зарегистрированному в установленном законом порядке, и о своем статусе в этом общественном объединении при условии представления вместе с уведомлением, указанным в пункте 4 настоящей статьи, документа, подтверждающего указанные сведения и заверенного постоянно действующим руководящим органом общественного объединения. 6. Вместе с уведомлением, указанным в пункте 4 настоящей статьи, в избирательную комиссию муниципального образования должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата и об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Сведения о размере и об источниках доходов представляются в виде копии налоговой декларации гражданина, являющегося кандидатом, за год, предшествующий году назначения выборов (с отметкой налоговых органов). Если в соответствии с законодательством Российской Федерации гражданин, являющийся кандидатом, не обязан представлять налоговую декларацию, представляется справка (справки) о величине его доходов (включая пенсии, пособия, иные выплаты) за год, предшествующий году назначения выборов, из организаций (учреждений), являющихся налоговыми агентами в соответствии с федеральным законом, организаций, осуществляющих соответствующие выплаты. Сведения об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, а также иные сведения, указанные в настоящем пункте, представляются по форме в соответствии с приложением к Федеральному закону, при этом указанное приложение может быть дополнено Федеральным законом. Если кандидат в течение года, предшествующего году назначения выборов, не получал доходов и (или) не имеет имущества, принадлежащего ему на праве собственности, сведения о которых должны представляться в соответствии с настоящим пунктом, сведения об этом указываются в заявлении кандидата о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу. 7. Документы, указанные в пунктах 4 - 6 настоящей статьи, кандидат обязан представить лично. Документы, указанные в пунктах 4 - 6 настоящей статьи, могут быть представлены по просьбе кандидата иными лицами в случаях, если кандидат болен, содержится в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых (при этом подлинность подписи кандидата на заявлении в письменной форме должна быть удостоверена нотариально либо администрацией стационарного лечебно-профилактического учреждения, в котором кандидат находится на излечении, администрацией учреждения, в котором содержатся под стражей подозреваемые и обвиняемые), иных случаях, установленных федеральным законом. 8. Избирательная комиссия обязана обратиться в соответствующие органы с представлением о проверке достоверности сведений, представляемых в соответствии с пунктами 5 и 6 настоящей статьи. Соответствующие органы обязаны по представлению избирательной комиссии проверить достоверность указанных сведений и в десятидневный срок сообщить о результатах проверки избирательной комиссии. 9. Избирательная комиссия доводит до сведения избирателей сведения о кандидатах, представленные при их выдвижении, в объеме, установленном избирательной комиссией муниципального образования. 10. Избирательная комиссия направляет в средства массовой информации сведения о выявленных фактах недостоверности представленных кандидатами сведений. 11. Период выдвижения кандидатов составляет 20 дней и начинается со дня официального опубликования решения о назначении выборов глав муниципальных образований. Статья 26. Выдвижение кандидатов в порядке самовыдвижения Самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов. Статья 27. Выдвижение кандидатов избирательными объединениями, избирательными блоками 1. Кандидатов вправе выдвигать избирательные объединения, избирательные блоки. В едином избирательном округе избирательное объединение, избирательный блок вправе выдвинуть одного кандидата. 2. Выдвижение кандидатов политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях". Выдвижение кандидатов иными общественными объединениями осуществляется на съездах (конференциях, собраниях) указанных общественных объединений, их региональных или местных отделений тайным голосованием, а также с соблюдением иных требований, предъявляемых Федеральным законом к выдвижению кандидатов для политических партий. 3. Избирательные блоки образуются после официального опубликования (публикации) решения о назначении (проведении) выборов. 4. В избирательные блоки в порядке, установленном законом, могут входить помимо избирательных объединений общероссийские общественные объединения, которые созданы в форме общественной организации или общественного движения и уставом которых предусматривается участие в выборах и референдуме. Указанные общероссийские общественные объединения либо внесенные в их уставы изменения и дополнения, предусматривающие участие в выборах и референдуме, должны быть зарегистрированы в соответствии с федеральным законом не позднее, чем за год до дня голосования. 5. Входящие в избирательный блок избирательные объединения не могут на тех же выборах входить в иные избирательные блоки или выступать в качестве самостоятельных избирательных объединений. 6. Избирательный блок обладает правами избирательного объединения. 7. По запросу избирательной комиссии муниципального образования регистрирующие органы обязаны не позднее чем через 10 дней со дня получения запроса представить в указанную комиссию список избирательных объединений, а также список общероссийских общественных объединений, отвечающих требованиям настоящей статьи, по состоянию на день получения запроса. 8. Уполномоченные представители избирательного объединения, избирательного блока представляют в избирательную комиссию муниципального образования протокол с решением конференции, собрания, общественного объединения. В решении о выдвижении кандидата должны быть указаны данные о кандидате, названные в п. 5 статьи 25 настоящего Закона. 9. Одновременно с этими документами в избирательную комиссию муниципального образования представляются: копия свидетельства о регистрации общественного объединения Министерством юстиции Российской Федерации, Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Алтай, зарегистрированный Устав общественного объединения, состав уполномоченных представителей избирательного объединения, избирательного блока с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения, места жительства каждого из уполномоченных представителей избирательного объединения, избирательного блока, а также оформленные в установленном законом порядке доверенности на уполномоченных представителей избирательного объединения, избирательного блока. 10. Наименованием избирательного объединения является наименование, указанное в зарегистрированном уставе соответствующего политического общественного объединения. Наименование избирательного блока определяется на конференции представителей избирательных объединений, вошедших в этот блок. В наименования избирательного блока не может быть использовано наименование общественного объединения, зарегистрированного на данном или более высоком уровне и не вошедшего в состав данного избирательного блока в качестве избирательного объединения, а также наименование иного ранее зарегистрированного избирательного блока. Использование имени и фамилии конкретного лица, наименования государственной или муниципальной должности в наименовании избирательного блока не допускается. Изменение наименований и символов избирательных объединений, избирательных блоков в ходе избирательной кампании не допускается. 11. Избирательная комиссия муниципального образования обязана не позднее чем через три дня после получения соответствующих документов зарегистрировать избирательный блок или принять решение об отказе в регистрация, которое может быть обжаловано в суд. Статья 28. Сбор подписей избирателей в поддержку кандидатов 1. В поддержку выдвижения кандидатов собираются подписи избирателей. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, должно составлять 2 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа. 2. Подписи могут собираться со дня, следующего за днем получения комиссией уведомления о выдвижении кандидата. Подписные листы должны изготавливаться за счет средств соответствующего избирательного фонда. Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором кандидат дает согласие на выдвижение. Участие органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций всех форм собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса в проведении сбора подписей, равно как и принуждение избирателей в процессе сбора подписей и их вознаграждение за внесение подписи не допускается. Сбор подписей на рабочих местах, в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, иных социальных выплат запрещается. 3. Право сбора подписей избирателей принадлежит дееспособному гражданину Российской Федерации, достигшему к моменту сбора подписей возраста 18 лет. Кандидат, избирательное объединение, избирательный блок могут заключать с лицом, собирающим подписи избирателей, договор о сборе подписей. Оплата данной работы осуществляется только через избирательный фонд кандидата. 4. Форма подписного листа устанавливается по форме, указанной в приложениях N 1 и N 2 к настоящему Закону. Избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина, но только один раз в поддержку одного и того же кандидата. Данные об избирателе, ставящем в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя лицом, собирающим подписи в поддержку кандидата. Указанные данные вносятся только от руки. Подпись и дату ее внесения избиратель ставит собственноручно. 5. В случае, если у кандидата имеется судимость, эти сведения должны указываться в подписном листе. В подписном листе также отражаются сведения о наличии у кандидата гражданства иностранного государства с указанием наименования соответствующего государства. 6. Подписной лист заверяется подписью лица, собиравшего подписи избирателей, с указанием своих фамилии, имени, отчества, места жительства, серии и номера паспорта или заменяющего его документа и уполномоченным избирательного объединения, избирательного блока, а в случае выдвижения кандидата избирателем, группой избирателей и при самовыдвижении - подписью кандидата. 7. Каждое избирательное объединение, избирательный блок, группа избирателей, избиратель, выдвинувшие одного и того же кандидата и письменно уведомившие об его выдвижении избирательную комиссию муниципального образования, собирает необходимое количество подписей избирателей в поддержку воздвижения. Не допускается суммирование подписей избирателей, собранных разными инициаторами выдвижения кандидата в поддержку одного и того же кандидата. Статья 29. Регистрация кандидатов 1. Для регистрации кандидатов на должность главы муниципального образования, выдвинутых путем самовыдвижения, а равно избирательными объединениями, избирательными блоками, кандидат либо уполномоченный представитель избирательного объединения, избирательного блока представляет в избирательную комиссию муниципального образования не позднее чем за 30 дней до дня голосования подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата. Для регистрации кандидата должны быть представлены также сведения о доходах и об имуществе, принадлежащем гражданину, являющемуся кандидатом, на праве собственности. Сведения о размере и об источниках доходов представляются в виде копии декларации о доходах гражданина, являющегося кандидатом, за год, предшествующий году назначения выборов (с отметкой налоговых органов). В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах гражданин, являющийся кандидатом, не обязан представлять декларацию о доходах, представляется выданная организацией по месту получения доходов справка о совокупной величине его доходов за год, предшествующий году назначения выборов. Сведения об имуществе, принадлежащем гражданину, являющемуся кандидатом, на праве собственности, представляются по форме, установленной в приложении к настоящему Закону. Регистрация производится при наличии необходимого количества достоверных подписей, собранных в поддержку кандидата, письменного заявления лица о его согласии баллотироваться кандидатом по данному избирательному округу. 2. Представленное количество подписей избирателей в поддержку кандидатов не должно превышать их число, установленное в пункте 1 статьи 28 настоящего Закона, более чем на 25 процентов. 3. Подписные листы представляются в избирательную комиссию муниципального образования в сброшюрованном и пронумерованном виде с указанием количества подписей. При приеме подписных листов избирательная комиссия муниципального образования заверяет каждый подписной лист печатью избирательной комиссии и выдает уполномоченному представителю или кандидату подтверждение в письменной форме о приеме подписных листов с указанием даты и времени их приема. 4. Избирательная комиссия муниципального образования проверяет достоверность подписей избирателей в подписных листах, а также правильность оформления подписных листов. Проверке могут подлежать все представленные подписи или часть этих подписей, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата количества подписей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). Недостоверными подписями считаются: а) подписи избирателей, не обладающих активным избирательным правом в соответствующем избирательном округе на день выборов; б) подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности; в) подписи избирателей без указания всех перечисленных в пункте 4 статьи 28 настоящего Закона данных (сведений); г) подложные подписи. 5. Проверке и учету не подлежат подписи, находящиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) инициаторами выдвижения кандидата, если это ими специально отмечено в подписном листе или в протоколе об итогах сбора подписей до представления подписей в комиссию. 6. Не могут служить основанием для признания подписи избирателя недостоверной и недействительной имеющиеся в данных о нем сокращения, не препятствующие однозначному восприятию указанных данных. Установление достоверности подписи избирателя методом опроса запрещается. 7. При проведении проверки подписей, представленных кандидатом, включая проведение выборки подписей для проверки, вправе присутствовать все представившие установленное количество подписей кандидаты, уполномоченные представители кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, выдвинувших кандидатов. О соответствующей проверке должны извещаться представившие установленное для регистрации кандидата количество подписей. 8. При обнаружении среди проверяемых подписей 25 и более процентов недостоверных и недействительных подписей или недостаточного для регистрации соответствующего кандидата количества достоверных подписей комиссия отказывает в регистрации кандидата. 9. О результатах соответствующей проверки, указанной в пункте 3 настоящей статьи, кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, избирательного блока должны быть извещены не менее чем за двое суток до заседания, на котором будет рассматриваться вопрос о регистрации кандидата. В случае, если в результате соответствующей проверки установлено, что представленных подписей недостаточно для регистрации или превышена предельная величина доли недостоверных и недействительных подписей среди подписей, подвергшихся проверке, кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения, избирательного блока в указанный срок должны быть представлены: копии протокола об итогах проверки подписных листов, копии ведомостей проверки подписных листов с указанием оснований (причин) признания подписей избирателей недостоверными и недействительными, копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными или недействительными. 10. Избирательная комиссия муниципального образования в течение 5 дней обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям закона и принять решение о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации. 11. Кандидат при проведении одних и тех же выборов может быть зарегистрирован только по одному избирательному округу. 12. При регистрации кандидата, выдвинутого избирательным объединением, избирательным блоком, в решении избирательной комиссии отмечается факт его выдвижения соответствующим избирательным объединением, избирательным блоком. 13. В случае отказа в регистрации кандидата муниципальная избирательная комиссия обязана в течение одних суток с момента принятия решения об отказе в регистрации выдать кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения, избирательного блока, выдвинувших кандидата, копию решения комиссии с изложением оснований отказа. Основаниями отказа в регистрации могут быть: а) отсутствие у кандидата пассивного избирательного права; б) для кандидатов, выдвинутых политической партией, избирательным блоком, - несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", иными общественными объединениями - требований пункта 2 статьи 35 Федерального закона; в) отсутствие среди документов, представленных для регистрации, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом, иным законом для регистрации кандидата, грубое или неоднократное нарушение запрета сбора подписей в местах, где в соответствии с законом сбор подписей запрещен, если представленные для регистрации кандидата подписи были собраны с нарушением этого запрета. Грубым нарушением указанного запрета считается сбор не менее 20 процентов от представленных для регистрации кандидата подписей в местах, где сбор подписей запрещен; г) недостаточное количество представленных достоверных и действительных подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата, или превышение установленной настоящим Законом предельной величины доли недостоверных и недействительных подписей среди подписей, подвергшихся проверке; д) недостоверность сведений, представленных кандидатом в соответствии с пунктом 1 статьи 33 Федерального закона; е) несоздание кандидатом избирательного фонда (за исключением случаев, когда в соответствии со статьей 58 Федерального закона создание избирательного фонда не обязательно); ж) использование кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком при финансировании своей избирательной кампании, организации сбора подписей в поддержку этой инициативы помимо средств собственного избирательного фонда иных денежных средств, составляющих более 5 процентов от установленного законом предельного размера расходования средств избирательного фонда; з) превышение кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком при финансировании своей избирательной кампании размера расходования из избирательного фонда более чем на 5 процентов от установленного законом предельного размера расходования средств избирательного фонда; и) установленный судебным решением факт нарушения в течение агитационного периода кандидатом пункта 1 статьи 56 Федерального закона; к) использование кандидатом, его доверенными лицами, членом или уполномоченным представителем инициативной группы по выдвижению глав муниципальных образований преимуществ должностного и служебного положения; л) наличие факта регистрации кандидата в другом избирательном округе на данных выборах. 14. Перечень оснований отказа в регистрации кандидата по решению комиссии, установленный пунктом 13 настоящей статьи, является исчерпывающим. 15. В случае отказа в регистрации кандидата повторное выдвижение кандидата возможно с соблюдением порядка и сроков, установленных законом. -------------------------------------------------------------------- Пункт 16 статьи 29 признан недействующим и не подлежащим применению Решением Верховного Суда Республики Алтай от 10.04.2006 с момента вступления решения суда в законную силу. Решение вступило в законную силу 21 апреля 2006 года. --------------------------------------------------------------------- 16. Кандидат вправе представить не позднее чем за три дня до дня голосования (в том числе повторного голосования) в избирательную комиссию муниципального образования письменное заявление о снятии своей кандидатуры. В этом случае избирательная комиссия обязана принять решение об отмене его регистрации. 17. Орган избирательного объединения, избирательного блока, принявший решение о выдвижении кандидата, вправе принять решение об отзыве данного кандидата. Это решение должно быть представлено в избирательную комиссию муниципального образования не позднее чем за пять дней до дня голосования (в том числе повторного голосования). В этом случае избирательная комиссия обязана принять решение об отмене его регистрации. 18. Избирательное объединение в соответствии со своим уставом, избирательный блок по решению представителей, уполномоченных на то входящими в него избирательными объединениями, вправе отозвать кандидата. Отзыв может быть произведен не позднее чем за пять дней до дня голосования. Если ко дню голосования в избирательном округе число зарегистрированных кандидатов окажется меньше установленного числа мандатов или равным ему, проведение голосования в данном избирательном округе по решению избирательной комиссии муниципального образования откладывается на срок не более шести месяцев для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий. 19. Под обстоятельствами, вынуждающими зарегистрированного кандидата к снятию своей кандидатуры, избирательное объединение, избирательный блок к отзыву зарегистрированного кандидата, понимаются признание зарегистрированного кандидата судом недееспособным, ограниченно дееспособным, тяжелая болезнь, стойкое расстройство здоровья зарегистрированного кандидата, его близких родственников. Глава VI. СТАТУС КАНДИДАТОВ НА ДОЛЖНОСТЬ ГЛАВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Статья 30. Равенство кандидатов Все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности. От имени кандидатов вправе выступать исключительно их уполномоченные представители по финансовым вопросам и доверенные лица. Статья 31. Недопустимость использования кандидатами преимуществ своего должностного или служебного положения 1. Кандидаты, замещающие государственные или муниципальные должности, находящиеся на государственной или муниципальной службе, а также кандидаты, являющиеся должностными лицами организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации либо работающие в таких организациях, при проведении своей избирательной кампании не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения. 2. Под использованием преимуществ должностного или служебного положения согласно Федеральному закону следует понимать: а) привлечение лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, иных государственных и муниципальных служащих к осуществлению в служебное время деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию кандидатов; б) использование помещений, занимаемых государственными органами или органами местного самоуправления, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию кандидатов, если иным кандидатам не будет гарантировано использование указанных помещений на таких же условиях; в) использование телефонной, факсимильной и иных видов связи, информационных услуг, оргтехники, обеспечивающих функционирование государственных органов, государственных и муниципальных учреждений или органов местного самоуправления, для проведения предвыборной агитации; г) использование на безвозмездной основе или использование на льготных условиях транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию кандидатов; д) проведение сбора подписей, предвыборной агитации лицами, замещающими государственные или муниципальные должности, в том числе государственными или муниципальными служащими, в ходе служебных (оплачиваемых за счет государственных или муниципальных средств) командировок; е) преимущественный по сравнению с другими кандидатами доступ к государственным и муниципальным средствам массовой информации в целях проведения сбора подписей или предвыборной агитации; ж) агитационное выступление в период избирательной кампании при проведении массовых мероприятий, организуемых государственными и муниципальными органами и организациями, за исключением предусмотренных пунктом 6 статьи 53 Федерального закона, обнародование в период избирательной кампании отчетов о проделанной работе, рассылка от имени гражданина, являющегося кандидатом, поздравлений и иных материалов, не оплаченных из соответствующего избирательного фонда. 4. Соблюдение перечисленных в пункте 2 настоящей статьи ограничений не должно препятствовать осуществлению главами муниципальных образований своих полномочий и выполнению ими своих обязанностей перед избирателями. 5. Должностным лицам, журналистам и иным творческим работникам организаций, выпускающих средства массовой информации (за исключением редакций периодических печатных изданий, учрежденных кандидатами, избирательными объединениями), если указанные лица являются кандидатами либо доверенными лицами кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, запрещается участвовать в освещении избирательной кампании в средствах массовой информации. Статья 32. Гарантии деятельности зарегистрированного кандидата 1. Администрация организации, командир воинской части, руководитель органа внутренних дел, в которых работает, служит, проходит военные сборы, учится кандидат, со дня регистрации кандидата до дня официального опубликования результатов выборов обязаны по заявлению, рапорту зарегистрированного кандидата освободить его от работы, службы, учебных занятий в любой день и на любое время в течение этого срока. 2. Во время проведения выборов зарегистрированный кандидат не может быть по инициативе администрации (работодателя) уволен с работы, со службы, отчислен из образовательного учреждения или без его согласия переведен на другую работу, а также направлен в командировку, призван на военную службу или направлен на альтернативную гражданскую службу и на военные сборы. 3. Время участия зарегистрированного кандидата в выборах засчитывается в общий трудовой стаж по той специальности, по которой он работал до регистрации в качестве кандидата. 4. Зарегистрированный кандидат не может быть привлечен без согласия прокурора к уголовной ответственности, арестован или подвергнут мерам административного взыскания, налагаемым в судебном порядке. При даче согласия на привлечение зарегистрированного кандидата к уголовной ответственности, на его арест прокурор обязан известить об этом избирательную комиссию, осуществившую регистрацию кандидата. 5. Кандидат утрачивает права и освобождается от обязанностей, которые связаны со статусом кандидата, за исключением обязанностей, предусмотренных пунктом 9 статьи 59 Федерального закона, с момента официального опубликования (обнародования) общих данных о результатах выборов, а при досрочном выбытии - с даты выбытия. Если избирательная комиссия муниципального образования назначит на основании закона повторное голосование, кандидаты, по кандидатурам которых не проводится повторное голосование, утрачивают свой статус со дня назначения избирательной комиссией повторного голосования. Статья 33. Статус доверенных лиц 1. Кандидат, а также избирательное объединение, избирательный блок, выдвинувшие кандидатов, вправе назначить доверенных лиц. Регистрация доверенных лиц осуществляется незамедлительно избирательной комиссией муниципального образования на основании письменного заявления кандидата и заявления самого гражданина о согласии быть доверенным лицом. 2. Доверенными лицами кандидатов не могут быть кандидаты, лица, замещающие государственные должности категории "А или выборные муниципальные должности. Государственные и муниципальные служащие могут быть назначены доверенными лицами при условии их освобождения от исполнения служебных обязанностей на период исполнения полномочий доверенного лица. Регистрация доверенного лица, являющегося государственным или муниципальным служащим, осуществляется при условии представления в избирательную комиссию муниципального образования приказа об освобождении его от исполнения служебных обязанностей (в том числе на период отпуска). 3. Доверенные лица получают от избирательной комиссии удостоверения и участвуют в избирательной кампании кандидата, в том числе осуществляют агитационную деятельность. На период полномочий доверенного лица администрация (работодатель) обязана (обязан) предоставлять доверенным лицам по их просьбе неоплачиваемый отпуск. Кандидаты, назначившие доверенных лиц, вправе в любое время отозвать их, уведомив об этом избирательную комиссию, которая аннулирует выданные этим доверенным лицам удостоверения. Число доверенных лиц кандидата не может превышать более 15 человек. 4. Полномочия доверенных лиц прекращаются по решению кандидата, либо вместе с утратой статуса назначившим их кандидатом или с утратой статуса кандидатами. Глава VII. ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ Статья 34. Право на предвыборную агитацию 1. В Республике Алтай обеспечивается гражданам Российской Федерации, общественным объединениям, политическим партиям при проведении выборов глав муниципальных образований свободное проведение агитации в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и законами Республики Алтай. 2. Граждане Российской Федерации, общественные объединения, политические партии вправе в допускаемых законом формах и законными методами вести агитацию за участие в выборах, за или против любого зарегистрированного кандидата. 3. Зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам гарантируются равные условия доступа к средствам массовой информации. 4. Агитация при проведении выборов может осуществляться: через средства массовой информации; путем проведения массовых мероприятий (собраний и встреч с гражданами, публичных дебатов и дискуссий, митингов, шествий, демонстраций); путем выпуска и распространения агитационных печатных материалов; в иных установленных законом формах. 5. Зарегистрированный кандидат, избирательное объединение, избирательный блок вправе самостоятельно определять форму и характер своей агитации через средства массовой информации. 6. В ходе проведения предвыборной агитации зарегистрированные кандидаты могут выступать с разъяснениями положений своих предвыборных программ. 7. Предвыборной агитацией признаются осуществляемые в период избирательной кампании: а) призывы голосовать за или против кандидата; б) выражение предпочтения в отношении кого-либо из кандидатов, в частности указание на то, за какого из кандидатов будет голосовать Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|