Расширенный поиск

Постановление Главы Администрации Белгородской области от 16.09.1999 № 17

 

                         РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

         Б Е Л Г О Р О Д С К А Я   О Б Л А С Т Н А Я  Д У М А


                      П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

от 16 сентября 1999 г.                                     N 17


О состоянии и мерах по укреп-
лению   финансового  рынка  в
Белгородской области


     Рассмотрев информацию о положении на  финансовом  рынке  области,
областная  Дума  отмечает,  что в условиях несовершенства федерального
законодательства,  регулирующего деятельность в банковской и страховой
сферах,  иногородние  банки  и страховые организации через созданную в
области сеть филиалов,  активизировали свою деятельность, направленную
на  отток финансовых ресурсов за пределы области в чисто ведомственных
интересах, не внося значительного вклада в бюджет области.
     В условиях  перенасыщения  рынка  банковских  услуг установленный
федеральным   законодательством   уведомительный   характер   создания
филиалов  дает возможность иногородним банкам открывать их в регионах,
не  считаясь  с  экономической  целесообразностью  и  мнением  органов
государственной  власти  и местного самоуправления области.  Только за
последние годы в области  зарегистрировано  16  филиалов,  в  основном
московских банков.
     Анализ отчетов    свидетельствует    о    низкой    эффективности
деятельности  иногородних филиалов и отрицательном влиянии на развитие
экономических   и   социальных   процессов   в   области.   Отсутствие
прозрачности  в  отчетности  указанных структур не позволяет на уровне
области  иметь  четкое  представление  о   надежности   и   финансовой
устойчивости  филиалов.  В  результате  имеют место факты неисполнения
филиалами иногородних банков и страховых компаний  своих  обязательств
перед вкладчиками, кредиторами, страхователями, невозврата собранных в
области средств,  задержки перечисления средств в бюджеты всех уровней
и   государственные   внебюджетные   фонды.  Финансовый  результат  их
деятельности отрицательный, убыток составляет 48 млн. рублей.
     По причине    нерентабельной    работы,   допущенного   нарушения
действующего законодательства  при  совершении  расчетов   по   счетам
юридических  и  физических  лиц,  были закрыты 13 филиалов иногородних
коммерческих банков,  в том числе  филиал  Агропромбанка,  Московского
Межрегионального коммерческого банка,  Уралвнешторгбанка, Мытищинского
коммерческого  банка,  банка  "Менатеп"   г.   Москва,   "Стайлбанка".
Практически   прекратили  свою  деятельность  филиалы  "Инкомбанка"  и
"Российского кредита" в г.  Старый Оскол и  "Роспищинвестбанка"  в  г.
Шебекино.
     Учитывая, что  основным  источником   в   формировании   ресурсов
являются  средства  граждан,  это  создает  постоянную напряженность и
озабоченность за судьбу вкладов  граждан  региона.  В  период  кризиса
именно филиалы крупных московских банков не смогли обеспечить расчеты,
прекратили выдачу вкладов  и  т.д.,  что  серьезно  подорвало  доверие
физических и юридических лиц ко всей банковской системе региона. Более
55 млн. рублей остались на балансе этих учреждений.
     Наглядным примером  тому  служит филиал "Элексбанка",  который на
момент закрытия имел задолженность перед вкладчиками в сумме  48  млн.
рублей.  По  филиалу  "Инкомбанка"  задолженность вкладчикам на момент
прекращения операций с клиентами составляла около 900 тыс.  рублей  по
более 10 тыс.  лицевых счетов.  Филиалы также задерживали перечисление
платежей в бюджеты области и во внебюджетные фонды до 54 дней.
     Исходя из   анализа   показателей  деятельности  филиалов,  можно
сделать  выводы  о  том,  что  основной  целью  их  открытия  являлось
привлечение  ресурсов и размещение большей их части в головных банках,
то есть деятельность их направлена на отвлечение ресурсов из  области.
Только  в  текущем  году  суммы отвлеченных ресурсов увеличились в 1,5
раза и составили 420 млн.  рублей,  в то же  время  ими  не  уделяется
должного  внимания  кредитованию  реального сектора экономики области.
Средства,  направленные на эти цели,  составляют 241 млн.  рублей. При
этом  привлеченные  ресурсы  более  чем  в  3 раза превышают средства,
использованные на кредитование. Такое положение вызывает озабоченность
депутатов областной Думы.
     В то же время семь самостоятельных областных банков,  проводивших
разумную  кредитную  политику,  оказались  не  подвержены  финансовому
кризису, они сохранили свою ликвидность, платежеспособность, выполняют
в  полном  объеме  свои обязательства перед юридическими и физическими
лицами, работают прибыльно.
     В целях   укрепления   надежности   банковской  системы  области,
расширения ресурсной базы кредитования  крупномасштабных  операций  по
новому  строительству,  реконструкции  или техническому перевооружению
предприятий,  совершенствования страховой  защиты  населения  области,
имущественных интересов юридических лиц, областная Дума постановляет:

     1. Принять  обращение  депутатов  Белгородской  областной  Думы к
главе администрации Белгородской области Савченко Е.С. (прилагается).

     2. Потребовать от главы администрации  области  Савченко  Е.С.  в
месячный  срок принять необходимые меры,  направленные на упорядочение
механизма открытия  в  Белгородской  области  иногородними  банками  и
страховыми  компаниями  своих филиалов,  создание нормативной правовой
базы  контроля  за  их  деятельностью,  преимущественное   направление
финансовых   ресурсов   филиалов   банков,   страховых   компаний   на
социально-экономические программы области.

     3. Поручить главе администрации области Савченко Е.С., начальнику
главного  управления Центрального банка России по Белгородской области
Барыбину  В.В.,  начальнику  государственной  налоговой  инспекции  по
Белгородской  области  Клименко  В.И.  принять  совместные  решения по
усилению контроля и  надзора  за  деятельностью  филиалов  иногородних
банков,   страховых   компаний,  соблюдением  ими  порядка  совершения
расчетов  по  счетам  юридических  и  физических  лиц,   перечислением
платежей   в   бюджет   области,   внебюджетные   фонды,   исполнением
обязательств перед клиентами.

     4. Предложить главе администрации области  Савченко  Е.С.  решить
вопрос  о  создании  в  области  регионального банка,  а также принять
действенные меры по упорядочению деятельности  на  территории  области
филиалов   иногородних   страховых  компаний  путем  аккредитации  при
администрации  области  страховых  организаций,  зарегистрированных  в
качестве юридических лиц.

     5. Белгородской областной Думе, администрации области выступить с
законодательной  инициативой  по  внесению  в   Государственную   Думу
Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона
в части изменения  порядка  создания  филиалов  иногородних  банков  и
страховых компаний и их налогообложения.

     6. Рекомендовать  органам  местного  самоуправления  при принятии
решений о размещении филиалов иногородних банков,  страховых  компаний
учитывать  в первую очередь интересы социально-экономического развития
муниципальных образований,  а также принадлежность  филиалов  головным
банкам,   страховым   организациям,   их  надежность,  стабильность  и
устойчивость на финансовом рынке.

     7. Контроль за выполнением  постановления  возложить  на  комитет
областной  Думы  по  бюджету,  финансам  и налоговой политике (Калинин
Н.Ф.).


     Председатель областной Думы          А.Зеликов



                                                            Приложение
                                          к постановлению Белгородской
                                                        областной Думы
                                         от 16 сентября 1999 года N 17


                                                   Главе администрации
                                                  Белгородской области
                                                         Савченко Е.С.

                              ОБРАЩЕНИЕ
                депутатов Белгородской областной Думы

     Белгородская область  на  фоне  других  регионов  имеет  неплохие
показатели  социально-экономического  развития.  Несмотря  на  кризис,
удается  сохранить   наметившуюся   тенденцию   роста   промышленного,
сельскохозяйственного производства,  обеспечить загрузку строительного
комплекса,  стабильно развивать социальную сферу.  Многие  предприятия
области  завоевали  достаточно прочное положение на рынке и производят
продукцию,  пользующуюся устойчивым  спросом.  Белгородчина  входит  в
первую  шестерку  регионов страны по инвестиционной привлекательности.
Все  это  вызывает  особый  интерес  к  нашей  области   у   различных
иногородних  финансовых  компаний  и  способствует наплыву на рынок их
филиалов.  Только за последние годы в области были зарегистрированы 16
филиалов, в основном московских банков.
     Однако в период кризиса именно филиалы крупных московских  банков
не  смогли обеспечить расчеты,  прекратили выдачу вкладов и т.д.,  что
серьезно подорвало  доверие  физических  и  юридических  лиц  ко  всей
банковской   системе   региона.   По  причине  нерентабельной  работы,
допущенного нарушения  действующего  законодательства  при  совершении
расчетов  по  счетам  юридических  и  физических лиц,  были закрыты 13
филиалов  иногородних  коммерческих  банков,  в   том   числе   филиал
Агропромбанка,   Московского   Межрегионального  коммерческого  банка,
Уралвнешторгбанка,  Мытищинского коммерческого банка,  банка "Менатеп"
г.  Москва,  "Стайлбанка".  Практически  прекратили  свою деятельность
филиалы "Инкомбанка" и "Российского  кредита"  в  г.  Старый  Оскол  и
"Роспищинвестбанка" в г. Шебекино.
     Учитывая, что основным источником формирования ресурсов  являются
средства граждан, это создает постоянную напряженность и озабоченность
за судьбу вкладов граждан региона.  Более 55 млн.  рублей остались  на
балансе этих учреждений.
     Наглядным примером тому служит филиал  "Элексбанка",  который  на
момент  закрытия  имел задолженность перед вкладчиками в сумме 48 млн.
рублей.  По филиалу "Инкомбанка" задолженность  вкладчикам  на  момент
прекращения  операций с клиентами составляла около 900 тыс.  рублей по
более 10 тыс.  лицевых счетов.  Филиалы также задерживали перечисление
платежей в бюджет области и во внебюджетные фонды до 54 дней.
     Исходя из анализа показателей деятельности филиалов банков, можно
сделать  выводы  о  том,  что  основной  целью  их  открытия  являлось
привлечение ресурсов и размещение большей их части в головных  банках,
то  есть деятельность их направлена на отвлечение ресурсов из области.
В то же время ими не уделяется  должного  внимания  развитию  области,
кредитованию реального  сектора экономики.  Привлеченные ими ресурсы в
области более чем в  три  раза  превышают  средства,  направленные  на
кредитование.  Филиалы  не  обеспечивают  в  полной  мере перечисление
платежей в бюджет области и внебюджетные фонды.
     Главное управление  Центрального  банка  России  по  Белгородской
области  не  имеет   возможности   осуществлять   в   соответствии   с
законодательством  надзор за деятельностью филиалов иногородних банков
из-за отсутствия объективной отчетности,  которая находится в головных
банках.
     В условиях  перенасыщения  рынка  банковских  услуг  существующий
уведомительный  характер создания филиалов,  установленный федеральным
законодательством,  позволяет открывать в регионах  учреждения  банков
без  учета  экономической  целесообразности  и  мнения местных органов
власти.
     Депутаты областной   Думы  считают,  что  при  открытии  филиалов
необходимо учитывать мнение органов государственной власти  области  и
органов  местного самоуправления,  так как в случае банкротства банков
возникает   дополнительная   социальная    напряженность,    вызванная
требованиями вкладчиков, потерявших свои сбережения в этих филиалах.
     В то  же  время   в   существующей   экономической   ситуации   7
самостоятельных   банков   области,   проводивших  разумную  кредитную
политику,  в их числе "Белсоцбанк", "Белдорбанк" и другие оказались не
подвержены финансовому кризису, развивающемуся в стране. Они сохранили
свою ликвидность,  платежеспособность,  выполняют в полной  мере  свои
обязательства  как перед населением,  так и перед юридическими лицами,
работают прибыльно.
     Исходя из   этого   представляется,   что   основную  роль  среди
банковских учреждений области  должны  играть  самостоятельные  банки,
отличительным  признаком  которых  является  высокая  доля в кредитном
профиле ссуд,  выданных предприятиям и организациям реального  сектора
экономики.   Именно  эти  банки  могут  стать  важными  стимулирующими
факторами развития экономики области.  Отсюда возникает  необходимость
поднять   роль   и   значение   региональных   банков,   что  позволит
целесообразнее  использовать  мобилизованные  на  месте   средства   в
интересах  развития  области.  Местные  банки  больше,  чем какие-либо
другие могут учесть все  инфраструктурные  особенности  экономического
организма области.
     Сложная ситуация складывается и на страховом  рынке.  В  условиях
недостаточности  оперативного  регулирования  со  стороны федерального
органа страхового надзора иногородние страховые организации  совместно
с федеральными министерствами и ведомствами, акционерными обществами -
естественными   монополистами   активизировали   свою    деятельность,
направленную  в  основном  на  отток  финансовых ресурсов из области в
чисто ведомственных интересах.  Большинство страховых филиалов крупных
столичных компаний,  действующих  в  области,  обеспечивают выборочное
страхование отдельных наиболее выгодных в финансовом отношении  рисков
(в  первую  очередь  по  обязательному  страхованию)  и практически не
работают с населением,  не оказывают заметного влияния на обслуживание
страховых  рисков  в  области.  При этом действующая законодательная и
нормативная база не позволяет на региональном уровне иметь достоверные
сведения  о  текущей  надежности  филиалов  и  их  головных  компаний,
определять объемы  собранных  ими  на  территории  области  финансовых
ресурсов, полученных доходов и уплаченных налогов.
     Так, из 44 зарегистрированных  на  территории  области  страховых
организаций   по   состоянию   на   1  января  1999  года,  фактически
осуществляют свою деятельность только 14 страховых организаций, из них
5  -  самостоятельные  страховые организации и 9 - филиалы иногородних
страховых компаний.
     За 1  полугодие  1999  года  всеми  страховыми  организациями уже
собрано 45,4 млн.  рублей,  в том числе филиалами - 29,4 млн.  рублей,
что  составляет  65  процентов.  В то же время филиалами перечислено в
бюджета всех уровней всего 5%  от общего объема налоговых  поступлений
от страховых организаций.
     Получение страховых взносов  любой  ценой  превратилось  в  смысл
деятельности   филиалов   страховых   компаний,   что   выражается   в
использовании   "зарплатных"   страховых   схем,   которые   позволяют
страхователям  уходить  от уплаты налогов и платежей в государственные
внебюджетные фонды путем уменьшения базы налогообложения  предприятий,
в том числе фонда оплаты труда работников.
     Наиболее резко  обострилось  положение  при  страховании  опасных
производственных  объектов  в  связи  с  тем,  что риски по этому виду
страхования оцениваются высоко и дают большие  поступления.  При  этом
многие   филиалы   применяют   демпинговые   тарифы,   не  обеспечивая
застрахованным в случае чрезвычайной ситуации понесенных потерь. Такая
деятельность  филиалов  иногородних  компаний дискредитирует саму идею
страховой защиты,  балансирует на грани  законности,  так  как  в  ней
возможен элемент сговора между страховщиком и страхователем.
     К сожалению,   действующее   федеральное   законодательство    не
обеспечивает  реальную  защиту интересов клиентов филиалов иногородних
банков и страховых компаний.
     Учитывая сложившееся    положение,    депутаты   областной   Думы
обращаются к главе администрации  области  Савченко  Е.С.  с  просьбой
принять  неотложные действенные меры по укреплению финансового рынка в
Белгородской области.


     Депутаты Белгородской
     областной Думы


Информация по документу
Читайте также