Расширенный поиск

Постановление Главы Администрации Белгородской области от 14.09.2000 № 582

 

                      П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
               ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

от 14 сентября 2000 года                                   N 582


О мерах по обеспечению исполнения
законодательства   об   охране  и
использовании памятников  истории
и культуры


     В последнее   время   на   территории  области  участились  факты
нарушения действующего  законодательства  об  охране  и  использовании
памятников  истории  и  культуры.  Ремонтно-реставрационные  работы на
памятниках истории и культуры  зачастую  ведутся  без  утвержденной  в
установленном  порядке проектно-сметной документации,  без необходимых
согласований осуществляются строительные,  дорожные и другие работы  в
зонах охраны памятников истории и культуры,  имеются факты незаконного
проведения археологических  раскопок.  Подобные  действия  приводят  к
невосполнимым утратам объектов историко-культурного достояния области.
Вопиющим фактом стал снос памятника федерального значения - дома в  с.
Ватутино  Валуйского  района,  в котором родился генерал армии,  Герой
Советского Союза Н.Ф. Ватутин.
     В связи  с  вышеизложенным,  а также на основании Закона РСФСР от
15.12.1978г.  (ред.  от  18.01.1985г)  "Об  охране   и   использовании
памятников  истории  и  культуры"  и постановления главы администрации
области от  2  марта  1992  г.  N  145  "О  специально  уполномоченном
государственном  органе охраны памятников по Белгородской области" и в
целях усиления работы по обеспечению  исполнения  законодательства  об
охране  и  использовании  памятников  истории и культуры на территории
области постановляю:

     1. Строго указать главе местного самоуправления Валуйского района
и г.  Валуйки Колесникову В.Н.  на неправомочность принятых решений по
сносу памятника  истории  федерального  значения  -  дома,  в  котором
родился  генерал  армии,  Герой  Советского  Союза Н.Ф.  Ватутин,  как
противоречащих Закону РСФСР от 15.12.1978г.  (ред.  от 18.01.  1985г.)
"Об охране и использовании памятников истории и культуры".

     2. Предложить  главе  местного самоуправления Валуйского района и
г. Валуйки  Колесникову  В.Н.  рассмотреть   вопрос   о   соответствии
занимаемым  должностям  начальника  управления  культуры администрации
Валуйского  района  и  г.  Валуйки  Моруса   Н.А.   как   руководителя
уполномоченного  органа  охраны  и  использования памятников истории и
культуры муниципального уровня и специалиста по охране и использованию
памятников истории   и   культуры  управления  культуры  администрации
Валуйского района и г. Валуйки Богачевой С.А..

     3. Поручить  администрации  Валуйского  района   и   г.   Валуйки
(Колесников  В.Н.)  изготовить  и  согласовать в установленном порядке
проект по восстановлению памятника  истории  федерального  значения  -
дома,  в  котором  родился генерал армии,  Герой Советского Союза Н.Ф.
Ватутин.

     4. Утвердить временные правила охраны и использования  памятников
истории и культуры на территории Белгородской области (прилагаются).

     5. Управлению   архитектуры  и  градостроительства  администрации
области (Перцев В.В.)  и  главам  местного  самоуправления  городов  и
районов области обеспечить неукоснительное соблюдение временных правил
охраны и использования памятников истории  и  культуры  на  территории
Белгородской  области  в целях недопущения подобных фактов на объектах
историко-культурного достояния области.

     6. Контроль за исполнением постановления возложить на департамент
социальной политики правительства администрации области (Худаев Д.В.).
     Информацию о выполнении постановления представить 1  января  2001
года.


     Глава администрации области          Е.Савченко



                                                            Утверждены
                                                  постановлением главы
                                                 администрации области
                                              от 14 сентября 2000 года
                                                                 N 582

                          Временные правила
         охраны и использования памятников истории и культуры
                  на территории Белгородской области

                          I. Общие положения

     Настоящие правила определяют порядок осуществления мероприятий по
государственному учету, охране, использованию и реставрации недвижимых
памятников истории и культуры.
     Выполнение правил  обязательно  для  всех государственных органов
охраны памятников,  органов по делам строительства  и  архитектуры,  а
также  для  предприятий,  учреждений  и  организаций  независимо от их
ведомственной   принадлежности   и   граждан,   в   пользовании    или
собственности   которых   находятся  недвижимые  памятники  истории  и
культуры.
     Недвижимыми памятниками  истории  и  культуры  являются  здания и
сооружения,  их ансамбли и комплексы,  градостроительные формирования,
историко-культурные ландшафты, произведения монументального искусства,
памятные места,  представляющие историческую,  научную, художественную
или  иную  культурную ценность,  как сохранившиеся в руинированном или
фрагментарном  состоянии,  так  и  являющиеся  частью  более   поздних
объектов.
     Недвижимые памятники  истории  и  культуры  подлежат   охране   и
использованию как единое целое с территорией памятников и связанными с
ними сооружениями и другими объектами.
     Территорией недвижимого  памятника  истории  и  культуры является
земельный участок, непосредственно занимаемый памятником и связанный с
ним исторически и функционально.
     Ансамблем недвижимых  памятников  истории  и  культуры   является
группа  объектов  одного или нескольких видов,  возникших одновременно
или дополнивших друг друга в течение времени,  объединенных  общностью
территории    и    исторического    развития,    образующих   единство
градостроительной, архитектурно-художественной композиции.
     Комплексом недвижимых  памятников  истории  и  культуры  является
группа объектов,  объединенных  общностью  территории  независимо   от
времени   и  причин  возникновения,  историко-художественной или  иной
ценности каждого отдельного памятника.
     Градостроительные образования   -  ценные  в  историко-культурном
отношении территории города или другого населенного пункта, на которых
сосредоточены группы недвижимых памятников истории и культуры; участки
древнего культурного слоя и элементы природного и историко-культурного
ландшафта,  запечатлевшие индивидуальный исторически сложившийся облик
города или другого населенного пункта.
     Памятными местами  являются  территории,  ландшафты,  связанные с
событиями,  имеющими  историческую,  научную   или   иную   культурную
ценность.
     Недвижимые памятники истории и культуры подразделяются на:

     1. Виды - в соответствии с наиболее существенными типологическими
признаками и функциональным назначением:
     Памятники истории - здания, сооружения, памятные места, связанные
с   важнейшими  историческими  событиями  в  жизни  народа,  развитием
общества и государства революционным движением,  Великой Отечественной
войной, с развитием науки и техники, культуры и быта народов, с жизнью
выдающихся политических,  государственных,  военных деятелей, народных
героев, деятелей науки, литературы и искусства, их могилы, захоронения
погибших за свободу и независимость Родины;
     Памятники археологии   -   городища,   курганы,  остатки  древних
поселений,  укреплений,  производств,  каналов,  дорог,  древние места
захоронений,  каменные  изваяния,  наскальные  изображения,  старинные
предметы,  участки исторического культурного слоя  древних  населенных
пунктов;
     Памятники градостроительства  и   архитектуры   -   архитектурные
ансамбли и комплексы,  исторические центры,  кварталы, площади, улицы,
остатки древней планировки и застройки  городов  и  других  населенных
пунктов,   сооружения   гражданской,   жилой,  промышленной,  военной,
культовой архитектуры,  народного зодчества,  а также связанные с ними
произведения             монументального,            изобразительного,
декоративно-прикладного  и   садово-паркового   искусства,   природные
ландшафты;
     Памятники искусства  -  произведения  монументальной  скульптуры,
монументальной живописи, мозаики, витражи, монументально-декоративного
искусства;  произведения декоративно-прикладного искусства, живописи и
скульптуры, связанные с недвижимыми памятниками.

     2. Категории   -   в   соответствии   с   исторической,  научной,
художественной или иной культурной ценностью:
     Федерального значения    -   наиболее   значительные   памятники,
представляющие  историческую,   научную,   художественную   или   иную
культурную ценность;
     Местного значения  -  памятники,   представляющие   историческую,
научную, художественную или иную культурную ценность.
     Принадлежность недвижимого  памятника  истории   и   культуры   к
соответствующему   виду   и  категории  определяется  при  составлении
документов государственного учета  памятников  и  устанавливается  при
утверждении   соответствующего   государственного   списка  недвижимых
памятников истории и культуры.
     К недвижимым  памятникам истории и культуры могут быть отнесены и
другие объекты,  представляющие историческую,  научную, художественную
или иную культурную ценность.
     Министерство культуры Российской Федерации и подведомственные ему
государственные  органы  в  пределах  своей  компетенции  осуществляют
государственное управление и государственный контроль в области охраны
и использования памятников истории и культуры.

                       2. Государственный учет

     В соответствии  с  Законом  РСФСР  от  15.12.  1978 г.  (ред.  от
18.01.1985г.)  "Об  охране  и  использовании  памятников   истории   и
культуры"  государственному  учету  подлежат  все  памятники истории и
культуры независимо от того,  в чьей собственности или пользовании они
находятся.
     Под государственным  учетом   памятников   истории   и   культуры
понимается:
      выявление  объектов  культурного   наследия,   определение   их
ценности;
      принятие  общественно-значимых  объектов   на   государственную
охрану в качестве памятников истории и культуры;
      составление учетных документов на памятники истории и культуры,
их изучение и фиксация.
     Государственный учет памятников истории и  культуры  осуществляют
органы охраны памятников.
     В соответствии с постановлением главы администрации области от  2
марта 1992г. N 145 "О специально уполномоченном государственном органе
охраны  памятников  по  Белгородской  области"   управление   культуры
администрации     области     является    специально    уполномоченным
государственным  органом  охраны  памятников  истории  и  культуры  по
Белгородской области.
     Государственный учет  недвижимых  памятников  культуры   является
основой   системы   их  государственной  охраны  и  осуществляется  на
основании списков памятников истории и культуры.
     Списки памятников истории н культуры подразделяются на:
      государственные  списки   недвижимых   памятников   истории   и
культуры;
      списки   выявленных   недвижимых    объектов,    представляющих
историческую, художественную, научную и иные культурные ценности.
     Государственные списки недвижимых памятников истории  и  культуры
включают    в    себя   объекты   культурного   наследия,   отнесенные
администрацией области к охраняемым государством памятникам культуры.
     Государственные списки  недвижимых  памятников  культуры  ведутся
управлением культуры администрации области и отделами культуры районов
и    городов    по    категориям    охраны,    видам    памятников   и
административно-территориальному принципу.
     Объектам, включенным в них,  присваивается охранный номер в общей
последовательности списка.  Ансамбли памятников культуры включаются  в
списки  под  одним  номером  и  обладают статусом единичных памятников
культуры.
     Государственные списки  недвижимых  памятников истории и культуры
являются  основными  документами  государственного  учета   и   охраны
памятников. В них включаются объекты, признанные памятниками истории и
культуры определенного вида и категории охраны.
     В целях организации учета и охраны памятников культуры недвижимые
объекты подразделяются на памятники федерального значения и  памятники
областного значения.
     Отнесение недвижимых объектов к категории памятников федерального
значения   производится  Указом  Президента  Российской  Федерации  по
представлению  Министерства  культуры  Российской   Федерации,   а   к
категории памятников   областного   значения  -  постановлением  главы
администрации   области   по   представлению    управления    культуры
администрации области.
     Исключение памятников  истории  и  культуры  и  числа  памятников
федерального   значения   и  областного  значения  допускается  только
решением   Правительства   Российской   Федерации   по   представлению
Министерства культуры Российской Федерации.
     Недвижимые памятники   истории    и    культуры    снимаются    с
государственной охраны в случае их полной физической утраты.
     Памятники истории и культуры,  снятые с  государственной  охраны,
исключаются из государственных списков недвижимых памятников истории и
культуры.
     Документы государственного учета памятников истории и культуры, в
том числе исключенных из государственных списков памятников,  подлежат
обязательному постоянному хранению.
     Выявление, обследование,  фиксацию объектов культурного  наследия
проводят  органы  охраны  памятников с привлечением специализированных
организаций,  творческих коллективов  и  специалистов.  Органы  охраны
памятников организуют экспертизу обнаруженных культурных объектов.
     Недвижимые культурные объекты ставятся на  учет  органами  охраны
памятников  и  вносятся  в списки выявленных объектов,  представляющих
историческую, научную, художественную и иную культурную ценность.
     Списки выявленных  недвижимых  объектов культуры ведутся отделами
культуры администраций районов и городов  по  видам  памятников  и  по
административно-территориальному принципу.   Объектам,   включенным  в
списки вновь выявленных недвижимых памятников культуры,  присваиваются
порядковые номера.
     Списки выявленных   объектов   направляются   отделами   культуры
администрации  районов  и  городов в управление культуры администрации
области для решения вопроса о постановке их на государственную охрану,
а   также   передаются   в   отделы   архитектуры   и  землеустройства
администраций районов и городов для  обеспечения  их  сохранности  при
отводе  земельных  участков,  планировке  и  застройке  в  районах  их
местонахождения.
     Объекты, зарегистрированные  в списках вновь выявленных объектов,
представляющих  историческую,   научную,   художественную   или   иную
ценность, до решения вопроса о принятии их на государственный учет как
памятников   истории   и   культуры   подлежат   охране   в   порядке,
предусмотренном действующим законодательством для памятников истории и
культуры.
     После принятия   постановления   главы  администрации  области  о
постановке вновь выявленных объектов на  государственную  охрану,  эти
объекты  включаются  в  государственный  список  недвижимых памятников
истории и культуры.
     На каждый недвижимый памятник и выявленный объект, представляющий
историческую,  научную,  художественную или иную культурную  ценность,
составляется учетная карточка,  содержащая сведения о местонахождении,
датировке,  характере современного использования,  степени сохранности
памятника или выявленного объекта, наличии научной документации, месте
ее хранения, краткое описание и иллюстрированный материал.
     На каждый   недвижимый  памятник  составляется  паспорт,  который
является учетным  документом,  содержащим  сумму  научных  сведений  и
фактических данных,    характеризующих   историю   памятника   и   его
современное состояние,  местонахождение  в  окружающей  среде,  дающее
оценку исторического,  научного, художественного или иного культурного
значения,  сведения о его территории,  связанных  с  ним  сооружениях,
садах,  парках,  находящихся в нем произведениях искусства, предметах,
представляющих  культурную  ценность,  о  зонах  охраны,  а  также  об
основных  историко-архитектурных  и  библиографических  материалах.  В
паспорте указывается категория охраны и вид памятника  со  ссылкой  на
утверждающий документ.
     Для ансамбля,   комплекса   недвижимых    памятников    культуры,
исторического  центра  города,  другого населенного пункта,  квартала,
площади, улицы, историко-культурного заповедника составляются:
      учетная карточка и паспорт на укачанные объекты в целом;
      учетная карточка и паспорт для каждого отдельного объекта;
      историко-архитектурный опорный план.
     Учетная карточка  и  паспорт  объекта   могут   дополняться   при
получении новых данных о памятнике. Эти данные оформляются вкладышами.

                3. Обеспечение сохранности памятников
                          истории и культуры

     В соответствии с Законом РСФСР 15.12.1978 (ред. от 18.01.1985 г.)
"Об   охране  и  использовании  памятников  истории  и  культуры"  все
памятники  и   выявленные   объекты   истории   и   культуры  подлежат
государственной охране.
     Предприятия, учреждения,   организации   и    граждане    обязаны
обеспечивать сохранность памятников истории и культуры,  находящихся в
их собственности,  пользовании или на  землях,  предоставленных  им  в
пользование.
     Органы охраны памятников,  которыми являются управление  культуры
администрации области и отделы культуры районов и городов, совместно с
органами строительства и архитектуры составляют планы  мероприятий  по
обеспечению сохранности и использованию памятников истории и культуры,
определяя виды и сроки выполнения необходимых работ,  роль и  значение
памятников  в  социально-экономическом и культурном развитии регионов,
представляют эти планы в местные  Советы  депутатов  для  включения  в
общие  и  территориальные  народно-хозяйственные  планы  и координации
действий всех заинтересованных организаций.
     Мероприятия по   обеспечению   сохранности   памятников  культуры
включают:
      организацию соблюдения правил учета;
      установку охранных досок;
      организацию проведения исследований памятника;
      организацию  разработки  карт-схем   и   историко-архитектурных
опорных планов расположения памятников истории и культуры;
      установление  зон  охраны  памятников  истории  и  культуры   и
организацию контроля за их содержанием;
      организацию    историко-культурных    музеев-заповедников     и
заповедных территорий;
      составление списков исторических городов  и  других  населенных
пунктов,   проекты   планировки,  застройки  и  реконструкции  которых
подлежат согласованию с органами охраны памятников;
      согласование  заданий и проектов районной планировки,  проектов
планировки  и  застройки,  реконструкции  городов,  других  населенных
пунктов;
      согласование заданий и проектов проведения различных  работ  на
памятниках;
      обеспечение  контроля  за  сохранностью  памятника   в   период
проведения исследовательских и ремонтно-реставрационных работ;
      согласование мероприятий по обеспечению сохранности  памятников
при   проведении   строительных,   мелиоративных,  дорожных  и  других
хозяйственных работ,  которые могут  создать  угрозу  для  сохранности
памятников,   организацию   контроля  за  их  выполнением.
     На каждом недвижимом памятнике истории и культуры устанавливаются
охранные  доски,  содержащие  основные данные о памятнике и указания о
том, что памятник охраняется государством.
     Тексты охранных    досок    утверждаются   управлением   культуры
администрации области.
     Охранные доски   устанавливаются  за  счет  средств  предприятий,
учреждений и организаций, в пользовании которых находится памятник.
     Осуществление специальных  работ  по изучению памятника методами,
которые могут нарушить их сохранное состояние - производство зондажей,
шурфов,  раскопок, инженерных физико-химических и других исследований,
допускается лишь при наличии разрешения на изучение памятника.
     Разрешение на изучение памятника регистрируется в отделе культуры
администрации района и города (по месту нахождения памятника).
     Научно-реставрационные и другие специальные организации,  которым
необходимо  провести  исследования,   направляют   в   органы   охраны
памятников:
      заявление, мотивирующее необходимость работ, их цели и задачи;
      программу исследований;
      сведения о специалистах, которым поручается исследования;
      гарантийное  обязательство  о  ненанесении  ущерба памятнику по
приведении  его  в  сохранное   состояние   после   окончания   работ.
     Организации, осуществляющие    археологические    и   специальные
исследования, представляют в органы охраны памятников научные отчеты о
проведенных  работах  и  материалы,  фиксирующие  их,  для постоянного
хранения.
     Для разработки  карт-схем и опорных историко-архитектурных планов
городов и других населенных пунктов специализированными  организациями
градостроительного   профиля,   реставрационными  и  другими  научными
учреждениями проводятся  за  счет  местного  бюджета,   на   основании
программных   заданий,   выдаваемых   отделами   культуры,  проводятся
историко-архитектурные градостроительные исследования.
     Программные задания    на    выполнение    историко-архитектурных
исследований  определяют  предмет  цели  и  задачи  исследований.  Они
составляются   отделами   культуры  по  месту  нахождения  объектов  с
привлечением специализированных организаций.
     Карты-схемы расположения  памятников культуры населенных пунктов,
на территории которых расположены памятники, разрабатываются на основе
соответствующих    современных    картографических    материалов   или
геодезической съемки,  масштаб которых соответствует схемам и проектам
районной  планировки.  Карты-схемы  фиксируют на территории населенных
пунктов расположение  недвижимых  памятников  культуры  всех  видов  и
категорий,  выявленных  объектов,  а  также  наличие  утвержденных зон
охраны   памятников,   историко-культурных  заповедников,   заповедных
территорий (мест).
     Карты-схемы расположения памятников культуры после согласования с
управлением   культуры   администрации  области,  утверждаются  главой
администрации района,  города.  Они являются обязательными документами
по  обеспечению  сохранности  памятников  при разработке и утверждении
схем и проектов застройки населенного  пункта,  проектов  строительных,
мелиоративных,  дорожных и иных работ,  которые могут создавать угрозу
сохранности памятников культуры.
     Карты-схемы составляюся на все населенные пункты района и города,
на территории которых имеются памятники культуры.
     Для тех  населенных  пунктов,  которые  имеют  большое количество
памятников истории и культуры,  разрабатываются историко-архитектурные
опорные планы.
     Историко-архитектурные опорные  планы  составляются   на   основе
соответствующих    современных    картографических    материалов   или
геодезической съемки,   масштаб   которых   соответствует   материалам
технико-экономических обоснований и генеральных планов городов, других
населенных пунктов.
     Опорные планы  фиксируют  расположение всех недвижимых памятников
истории и культуры и выявленных объектов, представляющих историческую,
научную, художественную и иную культурную ценность с их территориями и
зонами охраны.
     Они являются обязательными документами по обеспечению сохранности
памятников при разработке и утверждении зон охраны памятников,  границ
историко-культурных   заповедников,   заповедных   территорий  (мест),
технико-экономических обоснований, генеральных планов городов и других
населенных пунктов,  проектов детальной планировки, а также при отводе
участков для строительных и иных работ, которые могут создавать угрозу
сохранности памятников.
     Карты-схемы расположения       памятников       культуры        и
историко-архитектурные опорные планы состоят из   графических текстовых
материалов и    разрабатываются     специализированными     проектными
организациями  на  основании заданий,  выдаваемых отделами культуры по
согласованию   с   управлением   культуры    администрации    области,
утверждаются главами местного самоуправления районов и городов.
     В целях  обеспечения  охраны  недвижимых  памятников  истории   и
культуры и их среды устанавливаются зоны охраны памятников:
      охранная зона;
      зона регулирования застройки;
      зона охраняемого природного ландшафта.
     Зоны охраны  памятников  культуры  должны обязательно входить   в
состав проектов районной  планировки  и  генеральных  планов  городов,
проектов  детальной планировки и застройки городов и других населенных
пунктов.
     Инструкцией по   организации  зон  охраны  недвижимых  памятников
истории и культуры устанавливаются основные требования  к  определению
границ,  режима  содержания  и  использования  зон  охраны  недвижимых
памятников культуры:  охранных зон,  зон регулирования застройки,  зон
охраняемого ландшафта.
     Зоны охраны памятников  истории  и  культуры  устанавливаются  по
согласованию с управлением культуры администрации области.
     В пределах  зон  охраны  памятников   земельные   участки   могут
оставаться   в  пользовании  прежних  землепользователей,  на  которых
возлагается ответственность за соблюдение режима,  установленного  для
зон охраны.
     В пределах  зон  охраны   памятников   запрещается   производство
земляных,   строительных   и   других  работ,  а  также  хозяйственная
деятельность без разрешения управления культуры администрации области.
     Разрешение на   производство   работ  в  пределах  указанных  зон
выдается управлением культуры администрации области  по  представлению
отделов культуры администраций районов и городов.
     Для объявления  ансамблей,  комплексов   памятников   истории   и
культуры  историко-культурным  заповедником  представляются материалы,
обосновывающие  целесообразность  создания  заповедника,  его  роль  в
социально-экономическом,   культурном   развитии  города  или  другого
населенного  пункта,  требования  к  режиму  охраны  и   использования
памятников и объектов заповедника, его территории, зоны охраны:
      историческая справка об исторической,  научной,  художественной
или иной культурной ценности группы памятников;
      паспорта ансамблей, комплексов, отдельных памятников;
      топографический   план  земельного  участка,  необходимого  для
заповедника с указанием границ территорий памятников, утвержденных или
проектируемых зон их охраны;
      фотодокументация,  характеризующая группу памятников в целом  и
их  среду,  отдельные  памятники,  другие  объекты,  а  также значение
ансамбля, комплекса, территории.
     Положение об    историко-культурном    заповеднике   утверждается
Министерством   культуры   Российской   Федерации   по   представлению
управления культуры администрации области.
     Историко-культурные заповедные территории (места)  создаются  как
зоны   специального   режима   охраны   и   использования  исторически
сложившихся территорий городов,  других населенных пунктов, ландшафтов
с целью сохранения и восстановления их индивидуального облика.
     На заповедных  территориях  (местах)   запрещается   производство
земляных,   строительных   и   других  работ,  а  также  хозяйственная
деятельность без разрешения государственного органа охраны памятников.
     В пределах  заповедных  территорий (мест) земельные участки могут
оставаться в пользовании  прежних  землепользователей,  которые  несут
ответственность  за  соблюдение  режима,  установленного  положением о
данной заповедной территории (месте).
     Обеспечение соблюдения     установленного    положением    режима
содержания и использования заповедных территорий  (мест)  осуществляют
органы охраны памятников.
     При необходимости  проведения  хозяйственных  и  иных  работ   на
территории  историко-культурных  заповедников,  заповедных  территорий
(мест),  не предусмотренных положением о них, разрешение на проведение
работ может быть выдано органом охраны памятников.
     Проекты районной  планировки,  проекты  планировки,  застройки  и
реконструкции  городов и других населенных пунктов,  имеющих памятники
истории, археологии, градостроительства и архитектуры, монументального
искусства, подлежат согласованию с органами охраны памятников.
     Представляемые на согласование проекты должны содержать разделы:
      зоны охраны памятников истории и культуры;
      предложения по сохранению и использованию памятников истории и
культуры и их среды.
     Строительные, мелиоративные,  дорожные и другие  работы,  которые
могут   создавать   угрозу  для  существования  памятников  истории  и
культуры,  производятся  только  по  согласованию  с  органами  охраны
памятников   и   после   осуществления   мероприятий   по  обеспечению
сохранности памятников.
     Указанные мероприятия  включаются в проектно-сметную документацию
на проведение строительных, мелиоративных, дорожных и других работ.
     Проекты строительных,  мелиоративных,  дорожных  и  других  работ
согласовываются с  органами  охраны памятников  на  стадии  подготовки
задания   на   проектирование   и   разработку   технико-экономических
обоснований нового строительства.
     Организации-заказчики при   выдаче   заданий   на  проектирование
обязаны запросить  органы  охраны  памятников  о  наличии  памятников,
историко-культурной  и  градостроительной ценности территории в местах
намечаемых работ.
     При проведении  строительных,  мелиоративных,  дорожных  и других
работ проводятся:
      выявление в зонах работ неучтенных объектов;
      обследование и фиксация памятников,  которые сохранить на месте
не представляется возможным;
      работы,   обеспечивающие   сохранность   памятников   в   зонах
строительства;
      другие  мероприятия,  необходимость  проведения  которых  может
возникнуть  в  процессе  работ  и изучения памятников.
     Финансирование указанных  мероприятий,   согласование   проектной
документации для установленных органами охраны памятников мероприятий,
ответственность за соблюдение предусмотренных ими условий  возлагается
на организации, осуществляющие строительные и другие работы.
     Работы по   выявлению,   обследованию,   изучению   и    фиксации
памятников,  сохранить  которые  на месте не представляется возможным,
проводятся  соответствующими  научными  учреждениями,  проектными  или
строительными организациями и финансируются заказчиками в соответствии
с действующими правилами.
     Противоаварийные и  консервационные  работы  по  данным  объектам
выполняются по договору с организациями, осуществляющими строительство
и финансируются по смете строительства.
     Предприятия, учреждения,  организации  в  случае  обнаружения   в
процессе ведения строительных, мелиоративных, дорожных и других работ,
археологических и  других  объектов,  имеющих  историческую,  научную,
художественную или иную культурную ценность,  обязаны сообщить об этом
органу охраны памятников и приостановить дальнейшее ведение работ.

               4. Реставрационные работы на недвижимых
                    памятниках истории и культуры

     Реставрация, консервация  и  ремонт памятников истории и культуры
осуществляется с учетом обеспечения их сохранности только с разрешения
органов охраны памятников и под их контролем.
     Разрешения выдаются    после    рассмотрения    и     утверждения
проектно-сметной документации на эти работы.
     В таком же порядке выдаются разрешения  на  проведение  работ  по
реконструкции  исторически  сложившихся  территорий  городов  и других
населенных пунктов,  по благоустройству  и  восстановлению  территорий
памятников,  их зон охраны,   связанных с ними территорий, сооружений,
садов,  парков,  природных  ландшафтов  и  на  другие  виды  работ  по
сохранению и приспособлению их к использованию.
     Ведение раскопок и разведок памятников археологии  осуществляется
только при наличии разрешений - открытых листов,  выдаваемых Академией
наук.
     Открытые листы регистрируются в органах охраны памятников.
     Организации и специалисты, осуществляющие археологические работы,
обязаны обеспечить сохранность памятников в процессе работ и после их
завершения, привести памятник к состояние, наиболее благоприятствующее
его дальнейшей сохранности.
     Реставрация, консервация и ремонт памятников истории  и  культуры
производятся  специальными  научно-реставрационными  организациями,  а
также    строительными,    ремонтными     и     ремонтно-строительными
организациями, имеющими лицензию на право ведения этих работ.
     На недвижимых    памятниках    выполняются     следующие     виды
производственно-реставрационных работ:
     а) консервация,
     б) реставрация;
     в) воссоздание;
     г) ремонт;
     д) приспособление.
     Консервация -  комплекс  мероприятий,  предохраняющих памятник от
дальнейшего  разрушения   и   обеспечивающих   укрепление   и   защиту
конструктивных   частей   и   декоративных   элементов  без  изменений
исторически сложившегося облика памятника.
     Одним из  видов  консервации  являются  противоаварийные  работы,
состоящие  из  мероприятий,  обеспечивающих   физическую   сохранность
памятника.
     Реставрация (в том числе фрагментарная) -  комплекс  мероприятий,
обеспечивающих      сохранение      и     раскрытие     исторического,
архитектурно-художественного облика памятника  путем  освобождения  от
наслоений,   не   имеющих   ценности  и  искажающих  облик  памятника,
восполнение утраченных элементов здания.
     Воссоздание -  комплекс мероприятий по восстановлению утраченного
памятника  при  наличии  достаточных  научных  данных  и  при   особой
исторической,  научной,  художественной или иной культурной значимости
памятника.
     Ремонт (в   том   числе   эксплуатационный)   -   мероприятия  по
поддержанию  технического   состояния   памятника   путем   проведения
периодических работ без изменения его существенного облика.
     Приспособление -  комплекс  мероприятий,   проводимых   с   целью
создания условий для современного использования памятника без нанесения
ущерба его историко-художественной ценности и сохранности.
     Консервация, реставрация,  ремонт и приспособление осуществляются
на    памятнике     в     различных     сочетаниях     и     именуются
ремонтно-реставрационными работами.
     Для получения  разрешения  на  производство  работ  на  памятнике
пользователь   обязан   направить   в  государственные  органы  охраны
памятников по  месту  нахождения  объекта  заявление  о  необходимости
проведения работ, о их цели и предполагаемом характере.
     Работы по реставрации, консервации и ремонту памятников истории и
культуры при нарушении установленного порядка их проведения могут быть
приостановлены  государственными   органами   охраны   памятников   до
устранения выявленных нарушений.
     Реставрация, консервация и ремонт памятников истории  и  культуры
осуществляются   за   счет  средств  пользователей  или  собственников
памятников.

               5. Использование и содержание недвижимых
                    памятников истории и культуры

     Памятники истории и культуры используются в целях развития науки,
народного      образования      и      культуры,      патриотического,
идейно-нравственного, интернационального и эстетического воспитания.
     По характеру использования недвижимые памятники разделяются на  4
группы, в соответствии с которыми определяются условия их содержания:
      памятники, которые по своему характеру и степени сохранности, а
также  другим  условиям  должны  быть  использованы  только в научных,
культурно-просветительных,   учебно-воспитательных   целях.   К    ним
относятся   памятники   археологии,   руинированные  или  фрагментарно
сохранившиеся    памятники     истории,     архитектуры,     памятники
монументального  искусства,  памятные  места,  мемориальные  и  другие
памятники;
      памятники,  которые по своему историко-художественному значению
должны     быть     использованы     исключительно     в     музейных,
культурно-просветительных, учебно-воспитательных целях, обеспечивающих
их  оптимальную  сохранность  и  доступность  для   экскурсионного   и
туристического  осмотра.  К  ним  относятся наиболее ценные дворцовые,
усадебные,  монастырские,  культовые,  крепостные здания,  сооружения,
ансамбли  и комплексы,  а также памятники садово-паркового искусства и
ландшафтной архитектуры (с возможным воспроизведением их  исторических
функций), уникальные памятники, сохранившиеся в единичных экземплярах,
являющиеся  наиболее  характерными  образцами   определенных   древних
историко-художественных  периодов;  здания  и  сооружения,  в  которых
сохранились      памятники       монументально-изобразительного      и
декоративно-прикладного искусства, другие объекты;
      памятники,  которые  сохранили   в   значительной   мере   свое
функциональное  назначение  и  могут  быть  использованы в современных
условиях для тех же или близких им общественных,  хозяйственных и иных
целей.  К  ним  относятся исторически сложившиеся системы планировки и
застройки городов и других населенных пунктов,  памятники  гражданской
архитектуры   (административные,   общественные,   торговые,  учебные,
лечебные,  театральные здания и другие),  памятники жилой  архитектуры
(городские, сельские  дома,  связанные  с ними сооружения),  памятники
промышленной архитектуры и инженерного искусства (цеха, депо, вокзалы,
набережные,  мосты,  дорожные,  ирригационные  и  другие сооружения) и
другие виды памятников;
      памятники,   которые   утратили   в   значительной   мере  свое
функциональное  и  историко-художественное  значение,  но  могут  быть
использованы  в  хозяйственных  целях  без ущерба для их сохранности и
историко-художественной ценности. К ним относятся прежде всего здания и
сооружения,  внешний облик и интерьеры которых претерпели значительные
невосполнимые утраты,  отдельные фрагментарно сохранившиеся  памятники
садово-паркового искусства и иные.
     Запрещается использование памятников и их территорий:
      под склады и производства взрывчатых и огнеопасных материалов;
      под склады и производства  материалов,  загрязняющих  интерьеры
памятников, их фасады и территории, водные и воздушные бассейны;
      под  склады  и   производства   материалов,   имеющих   вредные
парогазообразные и иные выделения;
      под    хранилища    и    производства    зерновых,     овощных,
животноводческих   продуктов,   а  также  для  содержания  животных  в
хозяйственных целях;
      под гаражи и стоянки транспортных средств, сельскохозяйственных
и иных самоходных машин;
      под производства, имеющих станки, установки и иные механические
двигатели,  оказывающие динамические  и  вибрационные  воздействия  на
конструкции памятника (независимо от их мощности);
      под производства и лаборатории, связанные с неблагоприятным для
памятника     температурно-влажностным     режимом    и    применением
химически-активных веществ.
     При определении   характера   использования   памятника   следует
руководствоваться следующими основными требованиями:
      соответствие  функционального  назначения  памятника окружающей
градостроительной или природной среде;
      сохранение  планировочной,  объемно-пространственной структуры.
инженерно-конструктивных    особенностей,   декоративной   отделки   и
убранства фасадов и интерьеров памятника;
      сохранение  территории  памятника  с  расположенными   на   ней
сооружениями,    садами,    парками    и    историческими   элементами
благоустройства,   сохранение   природного   и    историко-культурного
ландшафта;
      возможность      соблюдения       необходимых       современных
гидрогеологических,  инженерно-технических,  санитарно-гигиенических и
иных  требований  эксплуатации  памятника  при  условии  обязательного
сохранения   всех   его   подлинных  художественных  и  конструктивных
элементов;
      строгое   соблюдение   технических   условий   эксплуатации   и
содержания в соответствии  с  методическими  указаниями,  выпускаемыми
Министерством  культуры Российской Федерации и государственным органом
охраны памятников.
     Недвижимые памятники истории и культуры находятся в собственности
государства и могут быть  предоставлены  в  пользование  предприятиям,
учреждениям,  организациям  и  гражданам.  Памятники предоставляются в
пользование вмести с их территориями.
     Порядок и  условия  использования  памятников  истории и культуры
устанавливаются органами охраны памятников и определяются для  каждого
памятника,  находящегося  в пользовании или собственности предприятий,
учреждений,   организаций   и   граждан,   соответствующим    охранным
документом:   охранно-арендным   договором,   охранным  договором  или
охранным обязательством.
     Охранно-арендные договоры    заключаются   между   предприятиями,
учреждениями,  организациями,  гражданами,   которым   предоставляются
недвижимые   памятники   истории   и   культуры  для  использования  в
хозяйственных целях.
     За использование   памятников   на   основании   охранно-арендных
договоров взимается арендная плата.
     Охранные договоры  заключаются между органами охраны памятников и
религиозными   общинами,   в   пользование   которым   предоставляются
недвижимые  памятники  истории  и  культуры для совершения религиозных
обрядов.
     За пользование  памятниками  культового назначения для совершения
культовых обрядов  арендная  плата  не  взимается.  При  использовании
религиозными общинами недвижимых памятников, их отдельных помещений, а
также связанных с ними территорий и  сооружений  в  хозяйственных  или
иных целях заключаются охранно-арендные договоры на общих основаниях.
     К охранно-арендному  договору,  охранному   договору,   охранному
обязательству прилагаются следующие документы:
     а) двусторонний акт технического осмотра памятника и  определения
плана  работ,  фиксирующий  его состояние в момент оформления договора
или  обязательства.  Для  памятников,  представляющих   ансамбль   или
комплекс  зданий,  сооружений,  в  том числе садово-парковых,  имеющих
сложное архитектурно-художественное оформление, должны быть составлены
отдельные акты, фиксирующие состояние каждого объекта.
     Акт технического осмотра подлежит возобновлению не реже,  чем раз
в  пять  лет,  а  в  случаях,  когда  значительно изменилось состояние
памятника  в  результате  его  реставрации   или   других   причин   -
незамедлительно.
     б) план - перечень ежегодных работ по разработке проектно-сметной
документации,  работ  по  реставрации,  консервации,  ремонту и другим
работам с указанием конкретных сроков исполнения.
     в) опись находящихся в памятнике, на его территории и связанных с
ним  объектах  движимых   памятников   и   предметов,   представляющих
историческую,  научную,  художественную или иную культурную ценность с
указанием места и условий их сохранного содержания и использования.
     г) поэтажные планы зданий и сооружений в масштабе 1:100.
     д) планы инженерных коммуникаций и внешних сетей.
     е) генеральный  план земельного участка,  определяющий территорию
памятника.
     Пользователь (собственник)   обязан  оформить  в  государственном
органе охраны памятников соответствующий охранный документ в  месячный
срок после получения в пользование (собственность) памятника.
     Мероприятия по  обеспечению  сохранности  памятников  истории   и
культуры,   предусмотренные  охранно-арендными  договорами,  охранными
договорами и охранными обязательствами, осуществляются за счет средств
пользователей или собственников памятников.
     Пользователи памятников используют  их только  в  соответствии  с
условиями  охранно-арендных  договоров,  охранных договоров и охранных
обязательств.
     Ответственность за соблюдение установленных охранными документами
порядка   и   условий   использования   памятников   возлагается    на
руководителей  предприятий,  учреждений,  организаций и на граждан,  в
собственности или пользовании которых находятся памятники.
     В исключительных  случаях,  когда пользователи памятников считают
необходимым провести какие-либо работы,  не предусмотренные  условиями
охранных  документов,  они обязаны представить в государственный орган
охраны памятников соответствующие документальные  обоснования.  Работы
могут проводиться только после получения письменного разрешения органа
охраны памятников.
     Предприятия, учреждения  и  организации - пользователи памятников
обязаны   обеспечить   пожарно-сторожевую    охрану    и    соблюдение
установленного   договорами  и  обязательствами  режима  содержания  и
использования памятников,  связанных с ними территорий, садов, парков,
сооружений,     произведений     искусства,     предметов,     имеющих
историко-художественное значение.
     Недвижимые памятники   истории  и  культуры,  используемые  не  в
соответствии с их  характером  и  назначением,  подвергающиеся  угрозе
уничтожения или порчи,  могут быть изъяты у предприятий,  учреждений и
организаций.
     В случае   нарушения   пользователем  или  собственником  условий
охранно-арендного   договора,   охранного   договора   или   охранного
обязательства  орган  охраны  памятников  направляет  пользователю или
собственнику предписание с указанием сроков устранения нарушений.

           6. Ответственность за нарушение законодательства
                 об охране и использовании памятников
                          истории и культуры

     В соответствии  с  Законом  РСФСР  от  15.12.1978  г.  (ред.   от
18.01.1985  г.)  "Об  охране  и  использовании  памятников  истории  и
культуры" лица,  виновные в невыполнении правил охраны, использования,
учета  и  реставрации памятников истории и культуры,  нарушении режима
зон их  охраны,  а  также  нарушениях  законодательства  об  охране  и
использовании памятников,  несут уголовную,  административную или иную
ответственность.
     Предприятия, учреждения, организации и граждане, причинившие вред
памятнику истории  и  культуры   или   его   зонам   охраны,   обязаны
восстановить в  прежнем  состоянии  памятник и его зоны охраны,  а при
невозможности этого    возместить    убытки    в    соответствии     с
законодательством Российской Федерации.


Информация по документу
Читайте также