Расширенный поиск
Постановление Главы Администрации Белгородской области от 14.09.2000 № 582П О С Т А Н О В Л Е Н И Е ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ от 14 сентября 2000 года N 582 О мерах по обеспечению исполнения законодательства об охране и использовании памятников истории и культуры В последнее время на территории области участились факты нарушения действующего законодательства об охране и использовании памятников истории и культуры. Ремонтно-реставрационные работы на памятниках истории и культуры зачастую ведутся без утвержденной в установленном порядке проектно-сметной документации, без необходимых согласований осуществляются строительные, дорожные и другие работы в зонах охраны памятников истории и культуры, имеются факты незаконного проведения археологических раскопок. Подобные действия приводят к невосполнимым утратам объектов историко-культурного достояния области. Вопиющим фактом стал снос памятника федерального значения - дома в с. Ватутино Валуйского района, в котором родился генерал армии, Герой Советского Союза Н.Ф. Ватутин. В связи с вышеизложенным, а также на основании Закона РСФСР от 15.12.1978г. (ред. от 18.01.1985г) "Об охране и использовании памятников истории и культуры" и постановления главы администрации области от 2 марта 1992 г. N 145 "О специально уполномоченном государственном органе охраны памятников по Белгородской области" и в целях усиления работы по обеспечению исполнения законодательства об охране и использовании памятников истории и культуры на территории области постановляю: 1. Строго указать главе местного самоуправления Валуйского района и г. Валуйки Колесникову В.Н. на неправомочность принятых решений по сносу памятника истории федерального значения - дома, в котором родился генерал армии, Герой Советского Союза Н.Ф. Ватутин, как противоречащих Закону РСФСР от 15.12.1978г. (ред. от 18.01. 1985г.) "Об охране и использовании памятников истории и культуры". 2. Предложить главе местного самоуправления Валуйского района и г. Валуйки Колесникову В.Н. рассмотреть вопрос о соответствии занимаемым должностям начальника управления культуры администрации Валуйского района и г. Валуйки Моруса Н.А. как руководителя уполномоченного органа охраны и использования памятников истории и культуры муниципального уровня и специалиста по охране и использованию памятников истории и культуры управления культуры администрации Валуйского района и г. Валуйки Богачевой С.А.. 3. Поручить администрации Валуйского района и г. Валуйки (Колесников В.Н.) изготовить и согласовать в установленном порядке проект по восстановлению памятника истории федерального значения - дома, в котором родился генерал армии, Герой Советского Союза Н.Ф. Ватутин. 4. Утвердить временные правила охраны и использования памятников истории и культуры на территории Белгородской области (прилагаются). 5. Управлению архитектуры и градостроительства администрации области (Перцев В.В.) и главам местного самоуправления городов и районов области обеспечить неукоснительное соблюдение временных правил охраны и использования памятников истории и культуры на территории Белгородской области в целях недопущения подобных фактов на объектах историко-культурного достояния области. 6. Контроль за исполнением постановления возложить на департамент социальной политики правительства администрации области (Худаев Д.В.). Информацию о выполнении постановления представить 1 января 2001 года. Глава администрации области Е.Савченко Утверждены постановлением главы администрации области от 14 сентября 2000 года N 582 Временные правила охраны и использования памятников истории и культуры на территории Белгородской области I. Общие положения Настоящие правила определяют порядок осуществления мероприятий по государственному учету, охране, использованию и реставрации недвижимых памятников истории и культуры. Выполнение правил обязательно для всех государственных органов охраны памятников, органов по делам строительства и архитектуры, а также для предприятий, учреждений и организаций независимо от их ведомственной принадлежности и граждан, в пользовании или собственности которых находятся недвижимые памятники истории и культуры. Недвижимыми памятниками истории и культуры являются здания и сооружения, их ансамбли и комплексы, градостроительные формирования, историко-культурные ландшафты, произведения монументального искусства, памятные места, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, как сохранившиеся в руинированном или фрагментарном состоянии, так и являющиеся частью более поздних объектов. Недвижимые памятники истории и культуры подлежат охране и использованию как единое целое с территорией памятников и связанными с ними сооружениями и другими объектами. Территорией недвижимого памятника истории и культуры является земельный участок, непосредственно занимаемый памятником и связанный с ним исторически и функционально. Ансамблем недвижимых памятников истории и культуры является группа объектов одного или нескольких видов, возникших одновременно или дополнивших друг друга в течение времени, объединенных общностью территории и исторического развития, образующих единство градостроительной, архитектурно-художественной композиции. Комплексом недвижимых памятников истории и культуры является группа объектов, объединенных общностью территории независимо от времени и причин возникновения, историко-художественной или иной ценности каждого отдельного памятника. Градостроительные образования - ценные в историко-культурном отношении территории города или другого населенного пункта, на которых сосредоточены группы недвижимых памятников истории и культуры; участки древнего культурного слоя и элементы природного и историко-культурного ландшафта, запечатлевшие индивидуальный исторически сложившийся облик города или другого населенного пункта. Памятными местами являются территории, ландшафты, связанные с событиями, имеющими историческую, научную или иную культурную ценность. Недвижимые памятники истории и культуры подразделяются на: 1. Виды - в соответствии с наиболее существенными типологическими признаками и функциональным назначением: Памятники истории - здания, сооружения, памятные места, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни народа, развитием общества и государства революционным движением, Великой Отечественной войной, с развитием науки и техники, культуры и быта народов, с жизнью выдающихся политических, государственных, военных деятелей, народных героев, деятелей науки, литературы и искусства, их могилы, захоронения погибших за свободу и независимость Родины; Памятники археологии - городища, курганы, остатки древних поселений, укреплений, производств, каналов, дорог, древние места захоронений, каменные изваяния, наскальные изображения, старинные предметы, участки исторического культурного слоя древних населенных пунктов; Памятники градостроительства и архитектуры - архитектурные ансамбли и комплексы, исторические центры, кварталы, площади, улицы, остатки древней планировки и застройки городов и других населенных пунктов, сооружения гражданской, жилой, промышленной, военной, культовой архитектуры, народного зодчества, а также связанные с ними произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного и садово-паркового искусства, природные ландшафты; Памятники искусства - произведения монументальной скульптуры, монументальной живописи, мозаики, витражи, монументально-декоративного искусства; произведения декоративно-прикладного искусства, живописи и скульптуры, связанные с недвижимыми памятниками. 2. Категории - в соответствии с исторической, научной, художественной или иной культурной ценностью: Федерального значения - наиболее значительные памятники, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность; Местного значения - памятники, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность. Принадлежность недвижимого памятника истории и культуры к соответствующему виду и категории определяется при составлении документов государственного учета памятников и устанавливается при утверждении соответствующего государственного списка недвижимых памятников истории и культуры. К недвижимым памятникам истории и культуры могут быть отнесены и другие объекты, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность. Министерство культуры Российской Федерации и подведомственные ему государственные органы в пределах своей компетенции осуществляют государственное управление и государственный контроль в области охраны и использования памятников истории и культуры. 2. Государственный учет В соответствии с Законом РСФСР от 15.12. 1978 г. (ред. от 18.01.1985г.) "Об охране и использовании памятников истории и культуры" государственному учету подлежат все памятники истории и культуры независимо от того, в чьей собственности или пользовании они находятся. Под государственным учетом памятников истории и культуры понимается: выявление объектов культурного наследия, определение их ценности; принятие общественно-значимых объектов на государственную охрану в качестве памятников истории и культуры; составление учетных документов на памятники истории и культуры, их изучение и фиксация. Государственный учет памятников истории и культуры осуществляют органы охраны памятников. В соответствии с постановлением главы администрации области от 2 марта 1992г. N 145 "О специально уполномоченном государственном органе охраны памятников по Белгородской области" управление культуры администрации области является специально уполномоченным государственным органом охраны памятников истории и культуры по Белгородской области. Государственный учет недвижимых памятников культуры является основой системы их государственной охраны и осуществляется на основании списков памятников истории и культуры. Списки памятников истории н культуры подразделяются на: государственные списки недвижимых памятников истории и культуры; списки выявленных недвижимых объектов, представляющих историческую, художественную, научную и иные культурные ценности. Государственные списки недвижимых памятников истории и культуры включают в себя объекты культурного наследия, отнесенные администрацией области к охраняемым государством памятникам культуры. Государственные списки недвижимых памятников культуры ведутся управлением культуры администрации области и отделами культуры районов и городов по категориям охраны, видам памятников и административно-территориальному принципу. Объектам, включенным в них, присваивается охранный номер в общей последовательности списка. Ансамбли памятников культуры включаются в списки под одним номером и обладают статусом единичных памятников культуры. Государственные списки недвижимых памятников истории и культуры являются основными документами государственного учета и охраны памятников. В них включаются объекты, признанные памятниками истории и культуры определенного вида и категории охраны. В целях организации учета и охраны памятников культуры недвижимые объекты подразделяются на памятники федерального значения и памятники областного значения. Отнесение недвижимых объектов к категории памятников федерального значения производится Указом Президента Российской Федерации по представлению Министерства культуры Российской Федерации, а к категории памятников областного значения - постановлением главы администрации области по представлению управления культуры администрации области. Исключение памятников истории и культуры и числа памятников федерального значения и областного значения допускается только решением Правительства Российской Федерации по представлению Министерства культуры Российской Федерации. Недвижимые памятники истории и культуры снимаются с государственной охраны в случае их полной физической утраты. Памятники истории и культуры, снятые с государственной охраны, исключаются из государственных списков недвижимых памятников истории и культуры. Документы государственного учета памятников истории и культуры, в том числе исключенных из государственных списков памятников, подлежат обязательному постоянному хранению. Выявление, обследование, фиксацию объектов культурного наследия проводят органы охраны памятников с привлечением специализированных организаций, творческих коллективов и специалистов. Органы охраны памятников организуют экспертизу обнаруженных культурных объектов. Недвижимые культурные объекты ставятся на учет органами охраны памятников и вносятся в списки выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную и иную культурную ценность. Списки выявленных недвижимых объектов культуры ведутся отделами культуры администраций районов и городов по видам памятников и по административно-территориальному принципу. Объектам, включенным в списки вновь выявленных недвижимых памятников культуры, присваиваются порядковые номера. Списки выявленных объектов направляются отделами культуры администрации районов и городов в управление культуры администрации области для решения вопроса о постановке их на государственную охрану, а также передаются в отделы архитектуры и землеустройства администраций районов и городов для обеспечения их сохранности при отводе земельных участков, планировке и застройке в районах их местонахождения. Объекты, зарегистрированные в списках вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную ценность, до решения вопроса о принятии их на государственный учет как памятников истории и культуры подлежат охране в порядке, предусмотренном действующим законодательством для памятников истории и культуры. После принятия постановления главы администрации области о постановке вновь выявленных объектов на государственную охрану, эти объекты включаются в государственный список недвижимых памятников истории и культуры. На каждый недвижимый памятник и выявленный объект, представляющий историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, составляется учетная карточка, содержащая сведения о местонахождении, датировке, характере современного использования, степени сохранности памятника или выявленного объекта, наличии научной документации, месте ее хранения, краткое описание и иллюстрированный материал. На каждый недвижимый памятник составляется паспорт, который является учетным документом, содержащим сумму научных сведений и фактических данных, характеризующих историю памятника и его современное состояние, местонахождение в окружающей среде, дающее оценку исторического, научного, художественного или иного культурного значения, сведения о его территории, связанных с ним сооружениях, садах, парках, находящихся в нем произведениях искусства, предметах, представляющих культурную ценность, о зонах охраны, а также об основных историко-архитектурных и библиографических материалах. В паспорте указывается категория охраны и вид памятника со ссылкой на утверждающий документ. Для ансамбля, комплекса недвижимых памятников культуры, исторического центра города, другого населенного пункта, квартала, площади, улицы, историко-культурного заповедника составляются: учетная карточка и паспорт на укачанные объекты в целом; учетная карточка и паспорт для каждого отдельного объекта; историко-архитектурный опорный план. Учетная карточка и паспорт объекта могут дополняться при получении новых данных о памятнике. Эти данные оформляются вкладышами. 3. Обеспечение сохранности памятников истории и культуры В соответствии с Законом РСФСР 15.12.1978 (ред. от 18.01.1985 г.) "Об охране и использовании памятников истории и культуры" все памятники и выявленные объекты истории и культуры подлежат государственной охране. Предприятия, учреждения, организации и граждане обязаны обеспечивать сохранность памятников истории и культуры, находящихся в их собственности, пользовании или на землях, предоставленных им в пользование. Органы охраны памятников, которыми являются управление культуры администрации области и отделы культуры районов и городов, совместно с органами строительства и архитектуры составляют планы мероприятий по обеспечению сохранности и использованию памятников истории и культуры, определяя виды и сроки выполнения необходимых работ, роль и значение памятников в социально-экономическом и культурном развитии регионов, представляют эти планы в местные Советы депутатов для включения в общие и территориальные народно-хозяйственные планы и координации действий всех заинтересованных организаций. Мероприятия по обеспечению сохранности памятников культуры включают: организацию соблюдения правил учета; установку охранных досок; организацию проведения исследований памятника; организацию разработки карт-схем и историко-архитектурных опорных планов расположения памятников истории и культуры; установление зон охраны памятников истории и культуры и организацию контроля за их содержанием; организацию историко-культурных музеев-заповедников и заповедных территорий; составление списков исторических городов и других населенных пунктов, проекты планировки, застройки и реконструкции которых подлежат согласованию с органами охраны памятников; согласование заданий и проектов районной планировки, проектов планировки и застройки, реконструкции городов, других населенных пунктов; согласование заданий и проектов проведения различных работ на памятниках; обеспечение контроля за сохранностью памятника в период проведения исследовательских и ремонтно-реставрационных работ; согласование мероприятий по обеспечению сохранности памятников при проведении строительных, мелиоративных, дорожных и других хозяйственных работ, которые могут создать угрозу для сохранности памятников, организацию контроля за их выполнением. На каждом недвижимом памятнике истории и культуры устанавливаются охранные доски, содержащие основные данные о памятнике и указания о том, что памятник охраняется государством. Тексты охранных досок утверждаются управлением культуры администрации области. Охранные доски устанавливаются за счет средств предприятий, учреждений и организаций, в пользовании которых находится памятник. Осуществление специальных работ по изучению памятника методами, которые могут нарушить их сохранное состояние - производство зондажей, шурфов, раскопок, инженерных физико-химических и других исследований, допускается лишь при наличии разрешения на изучение памятника. Разрешение на изучение памятника регистрируется в отделе культуры администрации района и города (по месту нахождения памятника). Научно-реставрационные и другие специальные организации, которым необходимо провести исследования, направляют в органы охраны памятников: заявление, мотивирующее необходимость работ, их цели и задачи; программу исследований; сведения о специалистах, которым поручается исследования; гарантийное обязательство о ненанесении ущерба памятнику по приведении его в сохранное состояние после окончания работ. Организации, осуществляющие археологические и специальные исследования, представляют в органы охраны памятников научные отчеты о проведенных работах и материалы, фиксирующие их, для постоянного хранения. Для разработки карт-схем и опорных историко-архитектурных планов городов и других населенных пунктов специализированными организациями градостроительного профиля, реставрационными и другими научными учреждениями проводятся за счет местного бюджета, на основании программных заданий, выдаваемых отделами культуры, проводятся историко-архитектурные градостроительные исследования. Программные задания на выполнение историко-архитектурных исследований определяют предмет цели и задачи исследований. Они составляются отделами культуры по месту нахождения объектов с привлечением специализированных организаций. Карты-схемы расположения памятников культуры населенных пунктов, на территории которых расположены памятники, разрабатываются на основе соответствующих современных картографических материалов или геодезической съемки, масштаб которых соответствует схемам и проектам районной планировки. Карты-схемы фиксируют на территории населенных пунктов расположение недвижимых памятников культуры всех видов и категорий, выявленных объектов, а также наличие утвержденных зон охраны памятников, историко-культурных заповедников, заповедных территорий (мест). Карты-схемы расположения памятников культуры после согласования с управлением культуры администрации области, утверждаются главой администрации района, города. Они являются обязательными документами по обеспечению сохранности памятников при разработке и утверждении схем и проектов застройки населенного пункта, проектов строительных, мелиоративных, дорожных и иных работ, которые могут создавать угрозу сохранности памятников культуры. Карты-схемы составляюся на все населенные пункты района и города, на территории которых имеются памятники культуры. Для тех населенных пунктов, которые имеют большое количество памятников истории и культуры, разрабатываются историко-архитектурные опорные планы. Историко-архитектурные опорные планы составляются на основе соответствующих современных картографических материалов или геодезической съемки, масштаб которых соответствует материалам технико-экономических обоснований и генеральных планов городов, других населенных пунктов. Опорные планы фиксируют расположение всех недвижимых памятников истории и культуры и выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную и иную культурную ценность с их территориями и зонами охраны. Они являются обязательными документами по обеспечению сохранности памятников при разработке и утверждении зон охраны памятников, границ историко-культурных заповедников, заповедных территорий (мест), технико-экономических обоснований, генеральных планов городов и других населенных пунктов, проектов детальной планировки, а также при отводе участков для строительных и иных работ, которые могут создавать угрозу сохранности памятников. Карты-схемы расположения памятников культуры и историко-архитектурные опорные планы состоят из графических текстовых материалов и разрабатываются специализированными проектными организациями на основании заданий, выдаваемых отделами культуры по согласованию с управлением культуры администрации области, утверждаются главами местного самоуправления районов и городов. В целях обеспечения охраны недвижимых памятников истории и культуры и их среды устанавливаются зоны охраны памятников: охранная зона; зона регулирования застройки; зона охраняемого природного ландшафта. Зоны охраны памятников культуры должны обязательно входить в состав проектов районной планировки и генеральных планов городов, проектов детальной планировки и застройки городов и других населенных пунктов. Инструкцией по организации зон охраны недвижимых памятников истории и культуры устанавливаются основные требования к определению границ, режима содержания и использования зон охраны недвижимых памятников культуры: охранных зон, зон регулирования застройки, зон охраняемого ландшафта. Зоны охраны памятников истории и культуры устанавливаются по согласованию с управлением культуры администрации области. В пределах зон охраны памятников земельные участки могут оставаться в пользовании прежних землепользователей, на которых возлагается ответственность за соблюдение режима, установленного для зон охраны. В пределах зон охраны памятников запрещается производство земляных, строительных и других работ, а также хозяйственная деятельность без разрешения управления культуры администрации области. Разрешение на производство работ в пределах указанных зон выдается управлением культуры администрации области по представлению отделов культуры администраций районов и городов. Для объявления ансамблей, комплексов памятников истории и культуры историко-культурным заповедником представляются материалы, обосновывающие целесообразность создания заповедника, его роль в социально-экономическом, культурном развитии города или другого населенного пункта, требования к режиму охраны и использования памятников и объектов заповедника, его территории, зоны охраны: историческая справка об исторической, научной, художественной или иной культурной ценности группы памятников; паспорта ансамблей, комплексов, отдельных памятников; топографический план земельного участка, необходимого для заповедника с указанием границ территорий памятников, утвержденных или проектируемых зон их охраны; фотодокументация, характеризующая группу памятников в целом и их среду, отдельные памятники, другие объекты, а также значение ансамбля, комплекса, территории. Положение об историко-культурном заповеднике утверждается Министерством культуры Российской Федерации по представлению управления культуры администрации области. Историко-культурные заповедные территории (места) создаются как зоны специального режима охраны и использования исторически сложившихся территорий городов, других населенных пунктов, ландшафтов с целью сохранения и восстановления их индивидуального облика. На заповедных территориях (местах) запрещается производство земляных, строительных и других работ, а также хозяйственная деятельность без разрешения государственного органа охраны памятников. В пределах заповедных территорий (мест) земельные участки могут оставаться в пользовании прежних землепользователей, которые несут ответственность за соблюдение режима, установленного положением о данной заповедной территории (месте). Обеспечение соблюдения установленного положением режима содержания и использования заповедных территорий (мест) осуществляют органы охраны памятников. При необходимости проведения хозяйственных и иных работ на территории историко-культурных заповедников, заповедных территорий (мест), не предусмотренных положением о них, разрешение на проведение работ может быть выдано органом охраны памятников. Проекты районной планировки, проекты планировки, застройки и реконструкции городов и других населенных пунктов, имеющих памятники истории, археологии, градостроительства и архитектуры, монументального искусства, подлежат согласованию с органами охраны памятников. Представляемые на согласование проекты должны содержать разделы: зоны охраны памятников истории и культуры; предложения по сохранению и использованию памятников истории и культуры и их среды. Строительные, мелиоративные, дорожные и другие работы, которые могут создавать угрозу для существования памятников истории и культуры, производятся только по согласованию с органами охраны памятников и после осуществления мероприятий по обеспечению сохранности памятников. Указанные мероприятия включаются в проектно-сметную документацию на проведение строительных, мелиоративных, дорожных и других работ. Проекты строительных, мелиоративных, дорожных и других работ согласовываются с органами охраны памятников на стадии подготовки задания на проектирование и разработку технико-экономических обоснований нового строительства. Организации-заказчики при выдаче заданий на проектирование обязаны запросить органы охраны памятников о наличии памятников, историко-культурной и градостроительной ценности территории в местах намечаемых работ. При проведении строительных, мелиоративных, дорожных и других работ проводятся: выявление в зонах работ неучтенных объектов; обследование и фиксация памятников, которые сохранить на месте не представляется возможным; работы, обеспечивающие сохранность памятников в зонах строительства; другие мероприятия, необходимость проведения которых может возникнуть в процессе работ и изучения памятников. Финансирование указанных мероприятий, согласование проектной документации для установленных органами охраны памятников мероприятий, ответственность за соблюдение предусмотренных ими условий возлагается на организации, осуществляющие строительные и другие работы. Работы по выявлению, обследованию, изучению и фиксации памятников, сохранить которые на месте не представляется возможным, проводятся соответствующими научными учреждениями, проектными или строительными организациями и финансируются заказчиками в соответствии с действующими правилами. Противоаварийные и консервационные работы по данным объектам выполняются по договору с организациями, осуществляющими строительство и финансируются по смете строительства. Предприятия, учреждения, организации в случае обнаружения в процессе ведения строительных, мелиоративных, дорожных и других работ, археологических и других объектов, имеющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, обязаны сообщить об этом органу охраны памятников и приостановить дальнейшее ведение работ. 4. Реставрационные работы на недвижимых памятниках истории и культуры Реставрация, консервация и ремонт памятников истории и культуры осуществляется с учетом обеспечения их сохранности только с разрешения органов охраны памятников и под их контролем. Разрешения выдаются после рассмотрения и утверждения проектно-сметной документации на эти работы. В таком же порядке выдаются разрешения на проведение работ по реконструкции исторически сложившихся территорий городов и других населенных пунктов, по благоустройству и восстановлению территорий памятников, их зон охраны, связанных с ними территорий, сооружений, садов, парков, природных ландшафтов и на другие виды работ по сохранению и приспособлению их к использованию. Ведение раскопок и разведок памятников археологии осуществляется только при наличии разрешений - открытых листов, выдаваемых Академией наук. Открытые листы регистрируются в органах охраны памятников. Организации и специалисты, осуществляющие археологические работы, обязаны обеспечить сохранность памятников в процессе работ и после их завершения, привести памятник к состояние, наиболее благоприятствующее его дальнейшей сохранности. Реставрация, консервация и ремонт памятников истории и культуры производятся специальными научно-реставрационными организациями, а также строительными, ремонтными и ремонтно-строительными организациями, имеющими лицензию на право ведения этих работ. На недвижимых памятниках выполняются следующие виды производственно-реставрационных работ: а) консервация, б) реставрация; в) воссоздание; г) ремонт; д) приспособление. Консервация - комплекс мероприятий, предохраняющих памятник от дальнейшего разрушения и обеспечивающих укрепление и защиту конструктивных частей и декоративных элементов без изменений исторически сложившегося облика памятника. Одним из видов консервации являются противоаварийные работы, состоящие из мероприятий, обеспечивающих физическую сохранность памятника. Реставрация (в том числе фрагментарная) - комплекс мероприятий, обеспечивающих сохранение и раскрытие исторического, архитектурно-художественного облика памятника путем освобождения от наслоений, не имеющих ценности и искажающих облик памятника, восполнение утраченных элементов здания. Воссоздание - комплекс мероприятий по восстановлению утраченного памятника при наличии достаточных научных данных и при особой исторической, научной, художественной или иной культурной значимости памятника. Ремонт (в том числе эксплуатационный) - мероприятия по поддержанию технического состояния памятника путем проведения периодических работ без изменения его существенного облика. Приспособление - комплекс мероприятий, проводимых с целью создания условий для современного использования памятника без нанесения ущерба его историко-художественной ценности и сохранности. Консервация, реставрация, ремонт и приспособление осуществляются на памятнике в различных сочетаниях и именуются ремонтно-реставрационными работами. Для получения разрешения на производство работ на памятнике пользователь обязан направить в государственные органы охраны памятников по месту нахождения объекта заявление о необходимости проведения работ, о их цели и предполагаемом характере. Работы по реставрации, консервации и ремонту памятников истории и культуры при нарушении установленного порядка их проведения могут быть приостановлены государственными органами охраны памятников до устранения выявленных нарушений. Реставрация, консервация и ремонт памятников истории и культуры осуществляются за счет средств пользователей или собственников памятников. 5. Использование и содержание недвижимых памятников истории и культуры Памятники истории и культуры используются в целях развития науки, народного образования и культуры, патриотического, идейно-нравственного, интернационального и эстетического воспитания. По характеру использования недвижимые памятники разделяются на 4 группы, в соответствии с которыми определяются условия их содержания: памятники, которые по своему характеру и степени сохранности, а также другим условиям должны быть использованы только в научных, культурно-просветительных, учебно-воспитательных целях. К ним относятся памятники археологии, руинированные или фрагментарно сохранившиеся памятники истории, архитектуры, памятники монументального искусства, памятные места, мемориальные и другие памятники; памятники, которые по своему историко-художественному значению должны быть использованы исключительно в музейных, культурно-просветительных, учебно-воспитательных целях, обеспечивающих их оптимальную сохранность и доступность для экскурсионного и туристического осмотра. К ним относятся наиболее ценные дворцовые, усадебные, монастырские, культовые, крепостные здания, сооружения, ансамбли и комплексы, а также памятники садово-паркового искусства и ландшафтной архитектуры (с возможным воспроизведением их исторических функций), уникальные памятники, сохранившиеся в единичных экземплярах, являющиеся наиболее характерными образцами определенных древних историко-художественных периодов; здания и сооружения, в которых сохранились памятники монументально-изобразительного и декоративно-прикладного искусства, другие объекты; памятники, которые сохранили в значительной мере свое функциональное назначение и могут быть использованы в современных условиях для тех же или близких им общественных, хозяйственных и иных целей. К ним относятся исторически сложившиеся системы планировки и застройки городов и других населенных пунктов, памятники гражданской архитектуры (административные, общественные, торговые, учебные, лечебные, театральные здания и другие), памятники жилой архитектуры (городские, сельские дома, связанные с ними сооружения), памятники промышленной архитектуры и инженерного искусства (цеха, депо, вокзалы, набережные, мосты, дорожные, ирригационные и другие сооружения) и другие виды памятников; памятники, которые утратили в значительной мере свое функциональное и историко-художественное значение, но могут быть использованы в хозяйственных целях без ущерба для их сохранности и историко-художественной ценности. К ним относятся прежде всего здания и сооружения, внешний облик и интерьеры которых претерпели значительные невосполнимые утраты, отдельные фрагментарно сохранившиеся памятники садово-паркового искусства и иные. Запрещается использование памятников и их территорий: под склады и производства взрывчатых и огнеопасных материалов; под склады и производства материалов, загрязняющих интерьеры памятников, их фасады и территории, водные и воздушные бассейны; под склады и производства материалов, имеющих вредные парогазообразные и иные выделения; под хранилища и производства зерновых, овощных, животноводческих продуктов, а также для содержания животных в хозяйственных целях; под гаражи и стоянки транспортных средств, сельскохозяйственных и иных самоходных машин; под производства, имеющих станки, установки и иные механические двигатели, оказывающие динамические и вибрационные воздействия на конструкции памятника (независимо от их мощности); под производства и лаборатории, связанные с неблагоприятным для памятника температурно-влажностным режимом и применением химически-активных веществ. При определении характера использования памятника следует руководствоваться следующими основными требованиями: соответствие функционального назначения памятника окружающей градостроительной или природной среде; сохранение планировочной, объемно-пространственной структуры. инженерно-конструктивных особенностей, декоративной отделки и убранства фасадов и интерьеров памятника; сохранение территории памятника с расположенными на ней сооружениями, садами, парками и историческими элементами благоустройства, сохранение природного и историко-культурного ландшафта; возможность соблюдения необходимых современных гидрогеологических, инженерно-технических, санитарно-гигиенических и иных требований эксплуатации памятника при условии обязательного сохранения всех его подлинных художественных и конструктивных элементов; строгое соблюдение технических условий эксплуатации и содержания в соответствии с методическими указаниями, выпускаемыми Министерством культуры Российской Федерации и государственным органом охраны памятников. Недвижимые памятники истории и культуры находятся в собственности государства и могут быть предоставлены в пользование предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам. Памятники предоставляются в пользование вмести с их территориями. Порядок и условия использования памятников истории и культуры устанавливаются органами охраны памятников и определяются для каждого памятника, находящегося в пользовании или собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан, соответствующим охранным документом: охранно-арендным договором, охранным договором или охранным обязательством. Охранно-арендные договоры заключаются между предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами, которым предоставляются недвижимые памятники истории и культуры для использования в хозяйственных целях. За использование памятников на основании охранно-арендных договоров взимается арендная плата. Охранные договоры заключаются между органами охраны памятников и религиозными общинами, в пользование которым предоставляются недвижимые памятники истории и культуры для совершения религиозных обрядов. За пользование памятниками культового назначения для совершения культовых обрядов арендная плата не взимается. При использовании религиозными общинами недвижимых памятников, их отдельных помещений, а также связанных с ними территорий и сооружений в хозяйственных или иных целях заключаются охранно-арендные договоры на общих основаниях. К охранно-арендному договору, охранному договору, охранному обязательству прилагаются следующие документы: а) двусторонний акт технического осмотра памятника и определения плана работ, фиксирующий его состояние в момент оформления договора или обязательства. Для памятников, представляющих ансамбль или комплекс зданий, сооружений, в том числе садово-парковых, имеющих сложное архитектурно-художественное оформление, должны быть составлены отдельные акты, фиксирующие состояние каждого объекта. Акт технического осмотра подлежит возобновлению не реже, чем раз в пять лет, а в случаях, когда значительно изменилось состояние памятника в результате его реставрации или других причин - незамедлительно. б) план - перечень ежегодных работ по разработке проектно-сметной документации, работ по реставрации, консервации, ремонту и другим работам с указанием конкретных сроков исполнения. в) опись находящихся в памятнике, на его территории и связанных с ним объектах движимых памятников и предметов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность с указанием места и условий их сохранного содержания и использования. г) поэтажные планы зданий и сооружений в масштабе 1:100. д) планы инженерных коммуникаций и внешних сетей. е) генеральный план земельного участка, определяющий территорию памятника. Пользователь (собственник) обязан оформить в государственном органе охраны памятников соответствующий охранный документ в месячный срок после получения в пользование (собственность) памятника. Мероприятия по обеспечению сохранности памятников истории и культуры, предусмотренные охранно-арендными договорами, охранными договорами и охранными обязательствами, осуществляются за счет средств пользователей или собственников памятников. Пользователи памятников используют их только в соответствии с условиями охранно-арендных договоров, охранных договоров и охранных обязательств. Ответственность за соблюдение установленных охранными документами порядка и условий использования памятников возлагается на руководителей предприятий, учреждений, организаций и на граждан, в собственности или пользовании которых находятся памятники. В исключительных случаях, когда пользователи памятников считают необходимым провести какие-либо работы, не предусмотренные условиями охранных документов, они обязаны представить в государственный орган охраны памятников соответствующие документальные обоснования. Работы могут проводиться только после получения письменного разрешения органа охраны памятников. Предприятия, учреждения и организации - пользователи памятников обязаны обеспечить пожарно-сторожевую охрану и соблюдение установленного договорами и обязательствами режима содержания и использования памятников, связанных с ними территорий, садов, парков, сооружений, произведений искусства, предметов, имеющих историко-художественное значение. Недвижимые памятники истории и культуры, используемые не в соответствии с их характером и назначением, подвергающиеся угрозе уничтожения или порчи, могут быть изъяты у предприятий, учреждений и организаций. В случае нарушения пользователем или собственником условий охранно-арендного договора, охранного договора или охранного обязательства орган охраны памятников направляет пользователю или собственнику предписание с указанием сроков устранения нарушений. 6. Ответственность за нарушение законодательства об охране и использовании памятников истории и культуры В соответствии с Законом РСФСР от 15.12.1978 г. (ред. от 18.01.1985 г.) "Об охране и использовании памятников истории и культуры" лица, виновные в невыполнении правил охраны, использования, учета и реставрации памятников истории и культуры, нарушении режима зон их охраны, а также нарушениях законодательства об охране и использовании памятников, несут уголовную, административную или иную ответственность. Предприятия, учреждения, организации и граждане, причинившие вред памятнику истории и культуры или его зонам охраны, обязаны восстановить в прежнем состоянии памятник и его зоны охраны, а при невозможности этого возместить убытки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|