Расширенный поиск
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ от 08.02.2007 № 31-пПРАВИТЕЛЬСТВО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 8 февраля 2007 г. N 31-п О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА АВТОНОМНОГО ОКРУГА ОТ 29.07.2003 N 302-П В соответствии с Федеральным законом от 31.12.2005 N 199-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий", Указом Президента Российской Федерации от 25.07.2003 N 841 "О включении нового наименования субъекта Российской Федерации в статью 65 Конституции Российской Федерации", учитывая заключение государственной экологической экспертизы от 20.12.2006 N 2011, а также в целях организационно-правовых уточнений Правительство автономного округа постановляет: 1. Внести в постановление Правительства автономного округа от 29.07.2003 N 302-п "Об утверждении требований к определению исходной (фоновой) загрязненности компонентов природной среды, проектированию и ведению системы локального экологического мониторинга в границах лицензионных участков недр на территории Ханты-Мансийского автономного округа" следующие изменения: 1.1. В тексте постановления слова "Ханты-Мансийский автономный округ" в соответствующих падежах заменить словами "Ханты-Мансийский автономный округ - Югра" в соответствующих падежах. 1.2. В заголовке и пункте 1 постановления слова "(фоновой)", "системы" исключить. 1.3. Пункт 2 постановления исключить. 1.4. В пункте 3 постановления: 1) абзац первый изложить в следующей редакции: "Департаменту охраны окружающей среды и экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (Пикунов С.В.):"; 2) в абзаце втором слова "(фоновой)", "системы" исключить; 3) абзац третий исключить. 1.5. Пункт 4 постановления изложить в следующей редакции: "4. Департаменту охраны окружающей среды и экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (Пикунов С.В.) осуществлять взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа, открытым акционерным обществом "Научно-производственный центр комплексного мониторинга окружающей среды и кадастра природных ресурсов" (Дикунец В.А.) по вопросам накопления, ведения, обновления и хранения информации о состоянии окружающей среды на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.". 1.6. Приложения 1, 2, 3 к постановлению изложить в новой редакции согласно приложениям 1, 2, 3 к настоящему постановлению. 2. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя Председателя Правительства автономного округа Карасева В.И. Председатель Правительства автономного округа А.В.ФИЛИПЕНКО Приложение 1 к постановлению Правительства автономного округа от 8 февраля 2007 г. N 31-п ТРЕБОВАНИЯ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ИСХОДНОЙ ЗАГРЯЗНЕННОСТИ КОМПОНЕНТОВ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ В ГРАНИЦАХ ЛИЦЕНЗИОННЫХ УЧАСТКОВ НЕДР НА ТЕРРИТОРИИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ 1. Общие положения 1.1. Настоящие Требования разработаны в соответствии с абзацами 4 и 6 статьи 6, статьей 63 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", с учетом перспективы долгосрочной разработки месторождений полезных ископаемых на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, и применяются к определению исходной загрязненности компонентов природной среды в границах лицензионных участков недр (лицензионных участков) на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Требования). 1.2. Настоящие Требования обязательны для пользователей недр независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющих деятельность на территории лицензионных участков. 1.3. Проведение площадных исследований исходной загрязненности компонентов природной среды в границах лицензионных участков является необходимой основой и условием проектирования наблюдательной сети локальных систем экологического мониторинга в границах лицензионных участков. В рамках исследований исходной загрязненности определяются значения показателей качества компонентов природной среды до начала деятельности недропользователя на лицензионном участке. 1.4. Исходная загрязненность компонентов природной среды определяется отдельно по каждому лицензионному участку. 2. Общие требования к определению исходной загрязненности компонентов природной среды в границах лицензионного участка 2.1. Для определения исходной загрязненности компонентов природной среды в границах лицензионного участка необходимо: а) провести инвентаризацию основных источников и зон антропогенного воздействия на природную среду в границах лицензионного участка, включая источники сторонних организаций; б) подготовить проект определения исходной загрязненности компонентов природной среды в границах лицензионного участка, с обоснованием количества и местоположения пунктов опробования сред, периодичности и перечня контролируемых показателей; в) провести в соответствии с проектом определение концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, снежном покрове, поверхностных водах, донных отложениях и почвах, подлежащих исследованию в обязательном порядке; г) провести оценку загрязненности компонентов природной среды в соответствии с утвержденными федеральными и региональными санитарно-гигиеническими и экологическими нормативами содержания загрязняющих веществ. 2.2. Параметры сети опробования должны разрабатываться с учетом реальной доступности и обосновываться фактическим материалом проведенных ранее лабораторных исследований и опытно-методических работ. 2.3. Проекты определения исходной загрязненности согласовываются в соответствии с требованиями законодательства и утверждаются руководителем соответствующей организации. 2.4. Проекты определения исходной загрязненности подлежат обязательному согласованию с Департаментом охраны окружающей среды и экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Департамент). 2.5. Определение исходной загрязненности компонентов природной среды и остаточного содержания загрязняющих веществ при проведении комплексных исследований за 6 месяцев до окончания срока действия лицензии могут проводить организации, имеющие лицензию, выдаваемую в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 3. Инвентаризация основных источников и зон антропогенного воздействия на компоненты природной среды в границах лицензионного участка 3.1. Проект определения исходной загрязненности лицензионных участков должен основываться на результатах инвентаризации основных источников и зон антропогенного воздействия на окружающую среду в границах лицензионного участка. 3.2. Обязательной инвентаризации подлежат: 3.2.1. Трубопроводы, с разбивкой по категориям: магистральные, межпромысловые, внутрипромысловые; наземные и подземные; нефтепроводы, газопроводы, водопроводы (техническая или питьевая вода). 3.2.2. Разведочные и поисковые скважины. 3.2.3. Кустовые площадки. 3.2.4. Другие промышленные площадки (с указанием дожимных насосных станций, установок подготовки сброса воды, установок подготовки нефти и т.д.). 3.2.5. Шламовые амбары (с указанием стадии и сроков рекультивации). 3.2.6. Автодороги. 3.2.7. Линии электропередач. 3.2.8. Места произошедших аварий, их площади (га), виды и масса загрязняющих веществ, попавших в окружающую среду (тонн), в том числе: в водные объекты (тонн), на рельеф (тонн), в атмосферу (тонн); нефти и нефтепродуктов (тонн), пластовых вод (тонн), газов (тыс. куб. м). 3.2.9. Земли, рекультивированные после аварий (га). 3.2.10. Земли, находящиеся в пользовании (га). 3.2.11. Санкционированные и несанкционированные свалки с указанием накопленных объемов отходов. 3.2.12. Карьеры по добыче общераспространенных полезных ископаемых с указанием отведенной площади (га), проектных и фактических объемов накопленной добычи (тыс. куб. м). 3.2.13. Стационарные источники выбросов в атмосферу загрязняющих веществ с указанием объемов выбросов (тонн). 3.2.14. Водозаборы подземных и поверхностных вод хозяйственно-питьевого назначения с указанием величины водоотбора (тыс. куб. м/год) и использования (тыс. куб. м/год). 3.2.15. Зоны санитарной охраны водозаборов поверхностных и подземных вод с характеристикой возможных источников загрязнения подземных вод в этих зонах. 3.2.16. Водозаборы подземных и поверхностных вод для целей поддержания пластового давления с указанием объемов отбора и водопотребления (тыс. куб. м/год). 3.2.17. Системы нагнетательных скважин для поддержания пластового давления с характеристикой объемов закачиваемых жидкостей (тыс. куб. м/год) с разделением на: подтоварные воды; минерализованные подземные воды аптсеноманских отложений; пресные подземные воды; пресные поверхностные воды; бытовые и промышленные сточные воды. 3.2.18. Места сброса сточных вод с указанием объемов (тыс. куб. м/год) и характеристики сбрасываемых вод. 3.2.19. Полигоны твердых промышленных и бытовых отходов с указанием проектных и накопленных объемов (куб. м). 3.2.20. Памятники истории и культуры. 3.2.21. Земли историко-культурного назначения. 3.2.22. Особо охраняемые природные территории (с информацией о зонировании территории и установленном режиме использования зон при их наличии). 3.3. В результате инвентаризации основных источников и зон антропогенного воздействия на окружающую среду в границах лицензионного участка должны быть составлены электронные карты (с соответствующей атрибутивной информацией) с указанием основных экологически опасных техногенных объектов, деградированных и нарушенных ландшафтов, включая разливы нефти на поверхности земли и места попадания ее в водные объекты. 4. Проведение площадных исследований исходной загрязненности компонентов природной среды в границах лицензионного участка 4.1. В границах лицензионного участка для каждого контролируемого компонента природной среды должно быть установлено исходное содержание загрязняющих веществ, а также значение параметров природной среды, изменение которых предполагается при разработке месторождений в условиях конкретного природно-территориального комплекса. 4.2. Общее количество проб в пределах однородных в ландшафтном отношении участков должно составлять репрезентативные выборки для достоверного определения концентраций загрязняющих веществ и статистических оценок их естественной вариации. 4.3. Оценка экологического состояния природных компонентов осуществляется с учетом РД 52.44.2-94 "Методические указания. Охрана природы. Комплексное обследование загрязнения природных сред промышленных районов с интенсивной антропогенной нагрузкой". 4.4. Для установления показателей исходной загрязненности компонентов природной среды в границах лицензионного участка обязателен следующий комплекс исследований: геохимическое исследование атмосферного воздуха и снежного покрова; гидрохимическое исследование поверхностных вод; геохимическое исследование донных отложений водотоков и водоемов; геохимическое исследование почв. Дополнительный набор исследований может быть осуществлен в соответствии с: РД 52.44.2-94 "Методические указания. Охрана природы. Комплексное обследование загрязнения природных сред промышленных районов с интенсивной антропогенной нагрузкой"; РД 52.24.635-2002 "Методические указания. Проведение наблюдений за токсическим загрязнением донных отложений в пресноводных экосистемах на основе биотестирования"; РД 52.24.633-2002 "Методические указания. Методические основы создания и функционирования подсистемы мониторинга за экологическим регрессом пресноводных экосистем" и др. 4.5. Отбор проб компонентов природной среды должен осуществляться в соответствии с федеральным законодательством, государственными стандартами, иными нормативно-техническими документами и с учетом настоящих Требований. Лабораторный анализ проб проводится по методикам, внесенным в Государственный реестр методик количественного химического анализа и позволяющим получать объективные и сопоставимые данные о состоянии окружающей среды на территории автономного округа. 5. Требования к определению исходной загрязненности атмосферного воздуха и снежного покрова 5.1. Размещение и количество точек опробования, методы отбора проб определяются с учетом требований РД 52.04.186-89 "Руководство по контролю загрязнения атмосферы", РД 52.44.2-94 "Методические указания. Охрана природы. Комплексное обследование загрязнения природных сред промышленных районов с интенсивной антропогенной нагрузкой". 5.2. Перечень загрязняющих веществ и параметров, исследуемых в обязательном порядке в атмосферном воздухе, приводится в таблице 2 (приложение 3 к настоящему постановлению). Опробование атмосферного воздуха проводится 2 раза в год в летне-осенний период (июнь, сентябрь). 5.3. На эксплуатируемых месторождениях углеводородного сырья дополнительно выполняются подфакельные наблюдения. 5.4. Геохимическое опробование атмосферных выпадений осуществляется путем отбора проб снега на всю мощность снежного покрова в период максимального накопления влагозапаса в снеге (в марте). Перечень загрязняющих веществ и параметров, подлежащих обязательному исследованию в пробах снежного покрова, приводится в таблице 3 (приложение 3 к настоящему постановлению). Геохимическое опробование снежного покрова осуществляется в точках отбора проб атмосферного воздуха. 6. Требования к определению исходной загрязненности поверхностных вод и донных отложений 6.1. Опробованию подвергаются все поверхностные водотоки и водоемы в границах лицензионного участка. Обязателен отбор и анализ разносезонной серии проб воды. В транзитных водотоках, пересекающих лицензионный участок, отбор проводится на входе водотока в пределы лицензионного участка и его выходе за границы участка. Мелкие водотоки, чьи водосборы полностью находятся в границах лицензионного участка, опробуются в приустьевых частях. При степени озерности речного бассейна менее 2 процентов от площади лицензионного участка и при отсутствии антропогенного воздействия опробование водоемов не проводится; при озерности 2 - 5 процентов - опробование проводится по 1 - 2 точкам, при озерности 5 - 10 процентов - 2 - 5 точкам, более 10 процентов - с учетом индивидуальных особенностей лицензионного участка (не менее 5 точек). 6.2. Точки отбора проб донных отложений совмещаются с точками опробования поверхностных вод. Отбор проб донных отложений проводится в летне-осеннюю межень. 6.3. Перечень загрязняющих веществ и параметров, исследуемых в обязательном порядке в поверхностных водах и донных отложениях, и периодичность опробования приводятся соответственно в таблицах 4, 5 (приложение 3 к настоящему постановлению). Металлы в донных отложениях определяются в подвижной и валовой формах. 6.4. Параметры сети опробования устанавливаются на основе выбранной программы исследований с учетом требований ГОСТ 17.1.3.07.-82 "Охрана природы. Гидросфера. Правила контроля качества воды водоемов и водотоков", РД 52.44.2-94 "Методические указания. Охрана природы. Комплексное обследование загрязнения природных сред промышленных районов с интенсивной антропогенной нагрузкой". 7. Требования к определению исходной загрязненности почв 7.1. Система экологического опробования почв проектируется на основе ландшафтной дифференциации территории с учетом транзитных микроландшафтов с повышенной экологической чувствительностью (поймы рек и ручьев), вероятных путей поверхностной и грунтовой (подпочвенной) миграции загрязняющих веществ и расположения потенциально экологически опасных техногенных объектов. Точки опробования выбираются на типичных участках рельефа и почвенного покрова. Расположение точек опробования должно обеспечить получение данных о содержании загрязняющих веществ в основных типах (подтипах) почв, не подверженных техногенному воздействию. 7.2. Отбор проб почв проводится осенью (сентябрь) в период относительного покоя биоты. 7.3. Перечень загрязняющих веществ и параметров, исследуемых в обязательном порядке в пробах почв, приводится в таблице 6 (приложение 3 к настоящему постановлению). Металлы определяются в подвижной и валовой формах. 8. Информация о результатах определения исходной загрязненности компонентов природной среды в границах лицензионного участка 8.1. Информация о результатах определения исходной загрязненности компонентов природной среды в границах лицензионного участка должна содержать: 8.1.1. Пояснительную записку (на бумажном и электронном носителях), где приводятся полное (обоснованное фактическими данными, результатами дешифрирования) описание текущей экологической ситуации, характеристика распределения загрязняющих веществ по территории и их привязка к источникам загрязнения. В пояснительной записке в том числе должны быть отражены: природно-географические условия территории (географическое положение, климатические особенности, гидрография, геоморфология, почвы, растительный покров, животный мир, ландшафты); характеристика техногенной нагрузки на природную среду; концентрации, ассоциации и формы нахождения загрязняющих веществ в природной среде, а также пути поступления и способы миграции загрязняющих веществ; оценка уровней загрязнения природных сред на основе нормативных и/или интегральных показателей с выделением наиболее загрязненных (приоритетных) сред; оценка масштабов распространения зон загрязнения компонентов природной среды, в том числе аварийных зон загрязнения; сводные результаты лабораторных исследований с обязательным указанием для всех точек отбора проб географических координат (в системе координат 1942 года). 8.1.2. Карты на бумажном и электронном носителях: фактического материала (масштаб не менее 1:50000 в формате MapInfo или форматах, совместимых с ним) на топографической основе, с нанесением сетки поверхностного стока, техногенных объектов и указанием местоположения всех точек отбора проб; ландшафтную (почвенно-растительная), с указанием техногенных объектов и местоположения всех точек отбора проб (масштаб не менее 1:50000 в формате MapInfo или форматах, совместимых с ним); обзорную карту расположения лицензионного участка с информацией о крупных техногенных объектах и линейных коммуникациях соседних территорий. 8.2. Информация о результатах определения исходной загрязненности компонентов природной среды в границах лицензионного участка подлежит представлению в уполномоченные органы в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды и в Департамент. 9. Информация о суммарном антропогенном воздействии на компоненты природной среды в границах лицензионного участка 9.1. За шесть месяцев до окончания срока действия лицензии пользователь недр обязан провести комплексные исследования и представить информацию о суммарном антропогенном воздействии на природную среду в границах лицензионного участка за время его эксплуатации. Комплексные исследования проводятся с учетом требований РД 52.4.2-94 "Методические указания. Охрана природы. Комплексное обследование загрязнения природных сред промышленных районов с интенсивной антропогенной нагрузкой", в том числе включая исследования загрязнения подземных вод, изучение влияния загрязнения на биоту. Отчетная информация должна содержать: а) количественные данные, характеризующие остаточное содержание загрязняющих веществ в компонентах природной среды на момент прекращения производственной деятельности недропользователя на лицензионном участке; б) разницу между остаточными и исходными значениями показателей загрязненности, описание тенденций изменения количественных параметров за период наблюдений, сведения об оставшихся в границах лицензионного участка источниках потенциального загрязнения природной среды; в) информацию о природно-восстановительных (рекультивационных) мероприятиях, проведенных на лицензионном участке; о возмещении ущерба, нанесенного природным ресурсам (земельным, лесным, водным, рыбным, охотничье-промысловым и пр.) за период эксплуатации лицензионного участка. 9.2. Информация о суммарном антропогенном воздействии на природную среду в границах лицензионного участка подлежит представлению в уполномоченные органы в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды и в Департамент на бумажном и магнитном носителях (в том числе карта фактического материала в формате MapInfo или форматах, совместимых с ним, масштаба не менее М 1:50000, отражающая состояние природных комплексов с техногенной нагрузкой на момент прекращения действия лицензии). Приложение 2 к постановлению Правительства автономного округа от 8 февраля 2007 г. N 31-п ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ И ВЕДЕНИЮ ЛОКАЛЬНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА В ГРАНИЦАХ ЛИЦЕНЗИОННЫХ УЧАСТКОВ НЕДР НА ТЕРРИТОРИИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ 1. Общие положения 1.1. Настоящие Требования разработаны в соответствии с абзацами 4 и 6 статьи 6, статьей 63 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", с учетом перспективы долгосрочной разработки месторождений полезных ископаемых на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, и применяются к проектированию и ведению локального экологического мониторинга в границах лицензионных участков недр (лицензионных участков) на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Требования). 1.2. Настоящие Требования обязательны для пользователей недр независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющих деятельность в границах лицензионных участков. 1.3. Проектирование и ведение локального экологического мониторинга осуществляется отдельно по каждому лицензионному участку. 1.4. Локальный экологический мониторинг является комплексной системой регулярных наблюдений, сбора информации, оценки и прогнозирования пространственно-временных изменений состояния компонентов окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов в границах лицензионного участка недр в период разработки месторождений. 1.5. Проектирование локального экологического мониторинга лицензионных участков должно основываться на результатах предварительных исследований исходной загрязненности компонентов природной среды, проведенных с учетом Требований к определению исходной загрязненности компонентов природной среды в границах лицензионных участков недр на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (приложение 1 к настоящему постановлению). При проектировании систем локального экологического мониторинга на территориях длительно эксплуатируемых месторождений в границах лицензионных участков в качестве исходных концентраций загрязняющих веществ допустимо использовать результаты исследований компонентов природной среды, проводившихся ранее в рамках ведомственного контроля и научно-производственных работ. Материалы должны быть представлены в виде отчета или отдельной главы проекта системы локального экологического мониторинга и содержать следующую информацию в кратком объеме: физико-географическое описание территории лицензионного участка; сведения о техногенной нагрузке на момент проведения исследований по форме, приведенной в таблице 1 (приложение 3 к настоящему постановлению); информацию о загрязнении территории с начала освоения месторождения (общее количество аварий, в том числе с попаданием загрязняющих веществ в водные объекты, площадь загрязненных и рекультивированных земель); характеристику выполненных работ по обследованию, включая использованные методы анализа и отбора проб, обработки полученной информации; фактические данные в виде таблиц, графиков, карт-схем; оценку уровней загрязнения природных сред на основе нормативных и/или интегральных показателей с выделением наиболее загрязненных сред; оценку масштабов распространения зон загрязнения компонентов природной среды, в том числе аварийных зон загрязнения, карты-схемы с выделением наиболее загрязненных участков; рекомендации по организации сети наблюдений; рекомендации по проведению приоритетных природоохранных мероприятий. 1.6. В проекте локального экологического мониторинга на основе анализа данных об источниках и масштабах техногенного воздействия на природную среду и исходной загрязненности компонентов природной среды в границах лицензионного участка должны быть определены оптимальные (необходимые и достаточные): количество и местоположение пунктов наблюдения за компонентами природной среды с учетом реальной доступности; периодичность проведения наблюдения за компонентами природной среды с учетом природно-климатических особенностей территории лицензионного участка; перечень определяемых показателей качества компонентов природной среды. 1.7. Перечень показателей и периодичность отбора проб для разных пунктов наблюдательной сети могут быть различными, в каждом конкретном случае должны быть обоснованы результатами предварительного исследования исходной загрязненности компонентов природной среды, производственного экологического контроля и техногенной нагрузкой в границах лицензионного участка. 1.8. Функционирование наблюдательной сети должно обеспечивать оценку текущей загрязненности компонентов природной среды. 1.9. Проект локального экологического мониторинга согласовывается в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды и подлежит обязательному согласованию в Департаменте охраны окружающей среды и экологической безопасности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Департамент). 1.10. Организация и ведение локального экологического мониторинга осуществляются в соответствии с согласованным в установленном порядке проектом. 1.11. Прекращение наблюдений в пунктах наблюдательной сети локального экологического мониторинга, изменение местоположения действующих пунктов наблюдений, организация новых пунктов, изменение списка определяемых веществ и параметров, периодичности наблюдений подлежат обязательному согласованию с Департаментом. 1.12. Несанкционированная смена места расположения точек отбора проб и изменение периодичности наблюдений и набора контролируемых параметров не допускаются. 1.13. Пункты мониторинга закрепляются на местности опознавательными знаками. Отбор проб компонентов природной среды должен осуществляться в соответствии с федеральным законодательством, государственными стандартами, иными нормативно-техническими документами, с учетом настоящих Требований. Лабораторный анализ проб проводится по методикам, внесенным в Государственный реестр методик количественного химического анализа и позволяющим получать объективные и сопоставимые данные о состоянии окружающей среды на территории автономного округа. 1.14. Определение текущей загрязненности компонентов природной среды при ведении локального экологического мониторинга могут проводить организации, имеющие лицензию, выдаваемую в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 2. Требования к ведению мониторинга атмосферного воздуха и снежного покрова 2.1. Пункты наблюдений за атмосферным воздухом и снежным покровом организуются с учетом РД 52.04.186-89 "Руководство по контролю загрязнения атмосферы", РД 52.4.2-94 "Методические указания. Охрана природы. Комплексное обследование загрязнения природных сред промышленных районов с интенсивной антропогенной нагрузкой". Места расположения пунктов наблюдения выбираются с учетом преобладающих направлений движения воздушных масс и зон разгрузки загрязняющих веществ. 2.2. Расположение пунктов наблюдений и периодичность отбора проб должны обеспечивать получение данных о состоянии воздушной среды на территории лицензионного участка, воздействии на атмосферный воздух крупных источников выбросов и трансграничном переносе загрязняющих веществ. Подфакельные наблюдения организуются с подветренной стороны от факела в зоне максимальных концентраций загрязняющих веществ на расстоянии 10 - 40 высот трубы факела. 2.3. Периодичность опробования атмосферного воздуха - 2 раза в год в бесснежный период (июнь, сентябрь). Периодичность подфакельных наблюдений - 2 раза в год (июнь, сентябрь) при условии, что выбросы от факела пронормированы в действующем томе предельно-допустимых выбросов, и соблюдается технологический режим эксплуатации. В противном случае периодичность ежеквартальная. 2.4. Геохимическое опробование снежного покрова осуществляется в пунктах наблюдения атмосферного воздуха и в районах расположения крупных промышленных площадок, имеющих стационарные источники выбросов. Опробование осуществляется один раз в год в период максимального влагозапаса (март - апрель). В районе промплощадок пункты отбора проб снежного покрова располагаются с подветренной стороны с учетом преобладающего направления ветра в зимний период в зоне максимальных концентраций загрязняющих веществ на расстоянии 10 - 40 высот трубы источника выбросов. 2.5. Перечень загрязняющих веществ и параметров, исследуемых в обязательном порядке в пробах атмосферного воздуха, снежного покрова, приводится соответственно в таблицах 2, 3 (приложение 3 к настоящему постановлению). 3. Требования к ведению мониторинга поверхностных вод и донных отложений 3.1. Пункты мониторинга поверхностных вод организуются на водоемах и водотоках, подверженных техногенному загрязнению; кроме того, создаются пункты наблюдений на относительно незагрязненных водоемах и водотоках. 3.2. Расположение пунктов наблюдений и периодичность отбора проб должны обеспечивать получение данных о содержании загрязняющих веществ в поверхностных водах и донных отложениях на территории лицензионного участка и их трансграничном переносе. 3.3. Параметры наблюдательной сети устанавливаются на основе выбранной программы исследований в зависимости от категории поста и с учетом требований ГОСТ 17.1.3.07.-82 "Охрана природы. Гидросфера. Правила контроля качества воды водоемов и водотоков". 3.4. Перечень загрязняющих веществ и параметров, подлежащих обязательному исследованию в пробах поверхностных вод, и периодичность наблюдений приводятся в таблице 4 (приложение 3 к настоящему постановлению). 3.5. Отбор проб для определения хлоридов и нефтепродуктов как приоритетных загрязняющих веществ проводится ежемесячно с учетом гидрологических особенностей водных объектов и техники безопасности. 3.6. Обязательное опробование донных отложений осуществляется в пунктах отбора проб поверхностных вод 1 раз в год в летне-осеннюю межень. 3.7. Перечень загрязняющих веществ и параметров, подлежащих обязательному исследованию в пробах донных отложений, приводится в таблице 5 (приложение 3 к постановлению). Валовые формы металлов определяются 1 раз в 3 года; подвижные формы металлов - ежегодно. 4. Требования к ведению мониторинга почв 4.1. Пункты мониторинга почв организуются в подфакельных зонах и зонах воздействия промышленных площадок с учетом ландшафтной дифференциации и направлений поверхностного стока. Кроме того, создаются пункты наблюдений на основных типах (подтипах) почв, не подверженных техногенному влиянию. 4.2. Расположение пунктов наблюдений и периодичность отбора проб должны обеспечивать получение данных о содержании загрязняющих веществ в почвах на территории лицензионного участка. 4.3. Периодичность обязательного отбора проб почв - 1 раз в год (сентябрь), в период относительного покоя биоты. 4.4. Перечень загрязняющих веществ и параметров, исследуемых в обязательном порядке в пробах почв, приводится в таблице 6 (приложение 3 к настоящему постановлению). Валовые формы металлов определяются 1 раз в 3 года; подвижные формы металлов - ежегодно. 4.5. В случае аварийных разливов загрязняющих веществ мониторинг состояния нефтезагрязненных земель проводится в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и автономного округа. 5. Требования к ведению мониторинга ландшафтов 5.1. Мониторинг ландшафтов организуется для наблюдения за изменением состояния природных комплексов и их трансформацией. 5.2. В рамках проведения мониторинга ландшафтов 1 раз в пять лет осуществляется дистанционное зондирование территории лицензионного участка (аэрофотосъемка или спектрозональная космосъемка высокого разрешения). Аэрофото- или космическая съемка может быть заменена или совмещена с проведением полевых ландшафтных исследований. 5.3. Проведение мониторинга ландшафтов должно обеспечивать выявление антропогенной нагрузки, динамики площадей антропогенных изменений, степени деградации природных комплексов. Полученная информация отражается на ландшафтной карте (масштаба не менее 1:50000, в формате MapInfo или форматах, совместимых с ним) и представляется на бумажном и электронном носителях в Департамент один раз в 5 лет с результатами локального экологического мониторинга в границах лицензионного участка. 5.4. На ландшафтной карте должны быть отражены: а) природные комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздействию; б) антропогенные ландшафты: вырубки и стадия их восстановления, гари (независимо от причин возгорания) и стадия их восстановления, лесопосадки и их возраст, рекультивированные карьеры и стадия их рекультивации, рекультивированные загрязненные ландшафты и стадия их рекультивации, нерекультивированные территории, нарушенные при проведении строительных работ, перемещении оборудования, несанкционированном передвижении техники и пр., рекультивированные и нерекультивированные свалки; в) геотехносистемы: действующие трубопроводы, с разбивкой по категориям: магистральные, межпромысловые, внутрипромысловые, наземные и подземные; г) нефтепроводы, газопроводы, водопроводы (техническая или питьевая вода); д) разведочные и поисковые скважины; е) кустовые площадки; ж) другие промышленные площадки (с указанием дожимных насосных станций, установок подготовки сброса воды, установок подготовки нефти и т.д.); з) шламовые амбары (с указанием стадии и сроков рекультивации); и) автодороги; к) линии электропередач. 6. Информация о результатах локального экологического мониторинга в границах лицензионного участка 6.1. Результаты исследований текущей загрязненности компонентов природной среды в соответствии со сроками и формами, определенными таблицами 2 - 6 (приложение 3 к настоящему постановлению), представляются в Департамент для ведения единой базы экологических данных на электронных носителях. 6.2. Кроме материалов, указанных в пункте 6.1 настоящих Требований, пользователь недр ежегодно представляет до 1 апреля, следующего за отчетным года в Департамент на бумажных и электронных носителях информацию о результатах локального экологического мониторинга в границах лицензионного участка, которая должна содержать: 6.2.1. Наименование лицензионного участка с указанием владельца лицензии и номера лицензии. 6.2.2. Сводную информацию по техногенной нагрузке на окружающую среду (таблица 1 приложения 3 к настоящему постановлению) в формате Excel. 6.2.3. Информацию о количестве аварий за отчетный год, их местоположении, площади и экологических последствиях, мерах, принятых по их устранению. 6.2.4. Краткую характеристику экологического состояния территории лицензионного участка. Оценка загрязненности компонентов природной среды (атмосферного воздуха, снежного покрова, поверхностных вод, донных отложений, почв) осуществляется на основании сопоставления результатов количественного химического анализа с утвержденными федеральными и региональными санитарно-гигиеническими и экологическими нормативами содержания загрязняющих веществ. 6.2.5. Сводные результаты проведения локального экологического мониторинга в границах лицензионного участка (из протоколов количественного химического анализа), с указанием аккредитованной лаборатории, выполнявшей анализы проб компонентов природной среды, и наличия лицензии на вид деятельности. По всем пунктам наблюдений обязательно должны быть указаны географические координаты (в системе координат 1942 года). Пользователь недр может проводить локальный экологический мониторинг по расширенной программе, включая наблюдения за состоянием подземных вод, почв в зоне антропогенного воздействия, состоянием биоты и других компонентов в соответствии с РД 52.44.2-94 "Методические указания. Охрана природы. Комплексное обследование загрязнения природных сред промышленных районов с интенсивной антропогенной нагрузкой". 6.2.6. Карту лицензионного участка на топографической основе (масштаба не менее 1:50000, в формате MapInfo или форматах, совместимых с ним), на которую наносятся в том числе новые (введенные в эксплуатацию за отчетный год) кусты скважин, трубопроводы, компрессорные и насосные станции, факела (с указанием режима работы) и другие крупные стационарные источники выбросов в атмосферу, нефтезагрязненные участки, ЛЭП, дороги и прочие коммуникации и объекты, являющиеся источниками техногенного воздействия на природную среду, а также пункты наблюдений. Картографический материал представляется в соответствии с требованиями федерального законодательства. Приложение 3 к постановлению Правительства автономного округа от 8 февраля 2007 г. N 31-п ТАБЛИЦЫ К ТРЕБОВАНИЯМ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ИСХОДНОЙ ЗАГРЯЗНЕННОСТИ КОМПОНЕНТОВ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ, ПРОЕКТИРОВАНИЮ И ВЕДЕНИЮ СИСТЕМЫ ЛОКАЛЬНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА В ГРАНИЦАХ ЛИЦЕНЗИОННЫХ УЧАСТКОВ НЕДР НА ТЕРРИТОРИИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ Таблица 1 Информация по техногенной нагрузке на окружающую среду за отчетный год
Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|