Расширенный поиск
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ от 07.11.2013 № 476-пПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ от 07.11.2013 г. N 476-п О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ В целях совершенствования системы дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, с учетом Стратегии социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года и на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 22 марта 2013 года N 101-рп, учитывая государственную программу Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Обеспечение прав и законных интересов населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в отдельных сферах жизнедеятельности в 2014 - 2020 годах", утвержденную постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 9 октября 2013 года N 428-п, протокол заседания Совета по вопросам государственной и муниципальной службы автономного округа при Губернаторе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28 мая 2013 года N 1, Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры постановляет: 1. Утвердить: 1.1. Концепцию развития системы дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - концепция) (приложение 1). 1.2. План по реализации концепции (приложение 2). 2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2014 года. Губернатор Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Н.В.КОМАРОВА Приложение 1 к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 7 ноября 2013 года N 476-п КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ I. Общие положения Концепция определяет цель, задачи, принципы и приоритетные направления развития системы дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - гражданские служащие, автономный округ). Необходимость развития системы дополнительного профессионального образования гражданских служащих вызвана потребностями органов государственной власти автономного округа в решении ключевых задач социально-экономического развития региона. Реализация этих задач напрямую связана с уровнем профессионализма гражданских служащих, способствующего инновационному развитию округа. Реализация концепции предполагает повышение уровня профессиональной компетентности гражданских служащих, обеспечивающей эффективность государственного управления, в соответствии с проведением активной политики по развитию человеческого капитала, на основе применения современных образовательных технологий. II. Современное состояние системы дополнительного профессионального образования гражданских служащих Современная модель системы дополнительного профессионального образования гражданских служащих автономного округа представляет собой совокупность ключевых взаимосвязанных элементов: государственная гражданская служба автономного округа (далее - гражданская служба), являющаяся как потребителем, так и заказчиком образовательных услуг; образовательные организации, осуществляющие профессиональную переподготовку и повышение квалификации гражданских служащих; социально-экономические механизмы, являющиеся связующими звеньями между потребителями услуг и образовательными организациями в системе дополнительного профессионального образования; система организации дополнительного профессионального образования гражданских служащих, включающая совокупность следующих подсистемных элементов: государственный заказ на дополнительное профессиональное образование гражданских служащих, конкурсные процедуры по исполнению государственного заказа, заключение государственных контрактов на обучение по дополнительным образовательным программам, обучение, контроль оказания образовательных услуг; совокупность взаимосвязанных образовательных программ и государственных образовательных стандартов, государственных требований к содержанию и уровню подготовки обучающихся по программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации. Институт гражданской службы не является рыночным институтом, так как обучение гражданских служащих не зависит от спроса и предложения на рынке труда и образовательных услуг. Тем не менее, необходимо учитывать основной рыночный принцип - эффективность применения финансовых ресурсов. Кроме того, потребность получения гражданскими служащими дополнительного профессионального образования обусловлена развитием гражданской службы, связанным с изменением функций, выполняемых гражданскими служащими, которая зависит, в том числе, от рыночных процессов. Федеральным законодательством определен особый правовой статус и должностное предназначение гражданских служащих, которым предусмотрено, что они осуществляют профессиональную деятельность на должностях гражданской службы и получают денежное содержание за счет средств бюджета. Дополнительное профессиональное обучение гражданских служащих носит обязательный характер, поскольку осуществляется в рамках исполнения ими должностных обязанностей, а также общности целей и задач по реализации органами государственной власти полномочий и функций. Кроме того, непрерывное образование необходимо для реализации принципа совершенствования профессионального мастерства гражданских служащих, закрепленного в Федеральном законе "О государственной гражданской службе Российской Федерации", а также является необходимой предпосылкой профессионального и должностного роста в системе гражданской службы. Указанным Федеральным законом определено, что повышение квалификации гражданского служащего осуществляется по мере необходимости, но не реже одного раза в три года. Данное требование в целом обеспечивается органами государственной власти автономного округа (далее - государственные органы), что позволило обучить на курсах повышения квалификации в 2010 году 697 гражданских служащих, в 2011 году - 1040 гражданских служащих, в 2012 году - 1343 гражданских служащих. Основанием для направления гражданского служащего на обучение по дополнительным профессиональным программам является его назначение на должность гражданской службы в порядке должностного роста, включение гражданского служащего в кадровый резерв, результаты аттестации. Организация профессиональной переподготовки и повышения квалификации гражданских служащих относится к кадровой работе, обеспечиваемой подразделением по вопросам государственной службы и кадров (далее - кадровая служба) государственного органа совместно с уполномоченным государственным органом автономного округа по вопросам государственной гражданской службы автономного округа (далее - уполномоченный орган). Процесс организации дополнительного профессионального образования гражданских служащих включает в себя: разработку гражданскими служащими совместно с непосредственными руководителями индивидуальных планов профессионального развития на трехлетний срок, согласование их с кадровой службой и утверждение руководителем государственного органа; составление кадровой службой программ государственных органов по профессиональному развитию гражданских служащих, согласование их с уполномоченным органом и утверждение руководителем государственного органа; подготовку кадровой службой ежегодных заявок на обучение, определение контингента гражданских служащих, направляемых на обучение, направление заявки в уполномоченный орган; сбор и обобщение уполномоченным органом заявок на профессиональную переподготовку и повышение квалификации гражданских служащих; утверждение уполномоченным органом перечня приоритетных направлений и дополнительных профессиональных программ на год; формирование уполномоченным органом государственного заказа на профессиональную переподготовку и повышение квалификации гражданских служащих, расчет объема его финансирования; организацию уполномоченным органом размещения государственного заказа на профессиональную переподготовку и повышение квалификации гражданских служащих: подготовка и проведение торгов на оказание образовательных услуг, заключение государственных контрактов с образовательными организациями; подготовку и утверждение уполномоченным органом графика обучения гражданских служащих на календарный год и направление его в государственные органы для обеспечения непосредственного направления гражданских служащих на обучение; организацию кадровыми службами непосредственного направления гражданских служащих на профессиональную переподготовку и повышение квалификации, включающего в себя подготовку правового акта о направлении на обучение гражданского служащего; организацию уполномоченным органом при участии подведомственного ему учреждения (в рамках государственного задания) контроля оказания образовательных услуг, оценку его эффективности и результативности; формирование уполномоченным органом базы данных для учета гражданских служащих, прошедших обучение по дополнительным профессиональным программам; организацию кадровой службой мониторинга за карьерой гражданских служащих, прошедших обучение. Ключевая роль в системе дополнительного профессионального образования гражданских служащих и процессе его организации отводится государственному заказу на профессиональную переподготовку и повышение квалификации (далее также - государственный заказ). Порядок его размещения, объем и структура утверждаются нормативным правовым актом Губернатора автономного округа. Финансирование государственного заказа зависит от видов дополнительного профессионального образования. Одна часть объема государственного заказа включает в себя финансирование профессиональной переподготовки, которое осуществляется на основе финансовых расчетов, возможных прогнозов реорганизации государственного аппарата и дает право на новый вид организационной деятельности. Вторая часть государственного заказа включает финансирование программ, связанных с повышением квалификации гражданских служащих. Эта часть отражает стабильность функционирования и развития государственного аппарата, не связана с крупными организационными изменениями и предусматривает прохождение службы в одном и том же государственном органе. При размещении государственного заказа уполномоченный орган руководствуется функциями, осуществляемыми государственными органами, и потребностями в дополнительном профессиональном образовании гражданских служащих. На основе заявок на обучение по образовательным программам определяется структура государственного заказа и рассчитывается объем его финансирования с использованием экономических нормативов стоимости образовательных услуг и прогнозов численности гражданских служащих, направляемых на обучение по группам и категориям должностей гражданской службы, видам, формам и срокам дополнительного профессионального образования. Заявки на обучение ежегодно формируют от 34 до 36 государственных органов. При определении потребности в обучении учитываются как количественные, так и качественные параметры кадрового потенциала гражданских служащих. Государственный заказ формируется с учетом программ профессионального развития гражданских служащих, основанных на их индивидуальных планах. Программа государственного органа по профессиональному развитию гражданских служащих предусматривает следующие показатели: ежегодную потребность по видам обучения, по категориям и группам должностей, направлениям дополнительного профессионального образования. По состоянию на 1 января 2013 года программы профессионального развития приняты во всех государственных органах. Мониторинг динамики использования бюджетных средств на реализацию программ дополнительного профессионального образования за последние годы показал рост бюджетных ассигнований, выделенных из бюджета округа, а также увеличение количества гражданских служащих, успешно освоивших программы дополнительного профессионального образования в соответствии с государственным заказом. Так, в 2010 году, при объеме финансирования государственного заказа 8914,5 тыс. рублей по программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации обучены 698 гражданских служащих; в 2011 году обучены 1040 гражданских служащих при объеме финансирования государственного заказа 10756,2 тыс. рублей; в 2012 году обучены 1346 гражданских служащих при объеме выделенных бюджетных средств в размере 17692,6 тыс. рублей. На протяжении последних 3 лет (2010 - 2012 годы) обучением гражданских служащих занимались 36 образовательных организаций, по организационно-правовой форме отнесенных как к бюджетным учреждениям, так и к субъектам малого предпринимательства. Гарантией качественного обучения служит обязательное наличие у образовательных организаций лицензии на оказание образовательных услуг. Тем не менее, к сожалению, во многих образовательных организациях дополнительные профессиональные программы ориентированы не на потребности гражданской службы, а на возможности имеющегося преподавательского состава. Действующие программы, как правило, характеризуются слабой практической направленностью. Как следствие, страдает качество получаемых знаний и возникают вопросы в их целесообразности. Очевидно, что образовательные организации, осуществляющие дополнительное образование гражданских служащих, должны нести ответственность за то, чтобы на первый план выдвигалось изучение и усвоение действительно актуальных и необходимых знаний. Для развития системы дополнительного профессионального образования гражданских служащих важной характеристикой их кадрового потенциала является уровень образования. По состоянию на 1 января 2013 года доля лиц, имеющих высшее образование, в общей численности гражданских служащих, составила 98%. Из них 19% имеют более двух дипломов о высшем образовании. Основная доля гражданских служащих имеет высшее образование по направлению "Экономика управления" (32%), "Юриспруденция" (14%), "Гуманитарные и социальные науки" (18%). При этом наблюдается невысокая доля государственных служащих, имеющих управленческую подготовку по специальности "Государственное и муниципальное управление" (5%), при высокой доле гражданских служащих, имеющих высшее образование по иным направлениям, таким как физико-математические и естественные науки, здравоохранение, информационная безопасность, сельское и рыбное хозяйство, образование и педагогика и другие (19%). При этом повышение квалификации преобладает над профессиональной переподготовкой. Профессиональная переподготовка, предполагающая получение знаний в области основ управления, позволяет гражданским служащим, не имеющим высшего образования по специальности "Государственное и муниципальное управление", успешно решать задачи служебной деятельности. Следует отметить, что руководители государственных органов не используют возможность направления гражданских служащих на профессиональную переподготовку, позволяющую компенсировать недостаток знаний в области государственного управления, поэтому с 2010 года обучение гражданских служащих по программам профессиональной переподготовки по-прежнему остается на низком уровне. За 2010 - 2012 годы только 4 гражданских служащих были направлены на профессиональную переподготовку. В 2013 - 2014 годах этот показатель планируется увеличить до 27 гражданских служащих. В 2012 году по сравнению с 2011 годом показатель обученных по программам дополнительного профессионального образования увеличился на 29%, а по сравнению с 2010 годом - на 92%. Увеличение произошло, главным образом, за счет направления на курсы повышения квалификации, то есть краткосрочных форм обучения, что позволило гражданским служащим актуализировать знания, сформировать профессионально важные навыки и в целом соответствовать квалификационным требованиям. Анализ ключевых направлений дополнительного профессионального образования гражданских служащих в 2010 - 2012 годах (таблицы 1 и 2) показал, что наибольшее количество служащих обучено по программам управленческого направления (964 человека), наименьшее количество обученных - по программам правового направления (222 человека). Таблица 1 Обучение гражданских служащих по укрупненным направлениям дополнительного профессионального образования |—————————————————————————————————————————————————————————|—————————————————————--| | Укрупненные направления дополнительного | Количество | | профессионального образования гражданских служащих | служащих, | | | прошедших | | | обучение | |—————————————————————————————————————————————————————————|———————|———————|———————| | |2010 |2011 |2012 | | | год | год | год | |—————————————————————————————————————————————————————————|———————|———————|———————| | 1 | 2 | 3 | 4 | |—————————————————————————————————————————————————————————|———————|———————|———————| |Управленческое | 226 | 297 | 441 | |—————————————————————————————————————————————————————————|———————|———————|———————| |Правовое | 100 | 59 | 63 | |—————————————————————————————————————————————————————————|———————|———————|———————| |Организационно-экономическое | 75 | 132 | 108 | |—————————————————————————————————————————————————————————|———————|———————|———————| |Планово-финансовое | 75 | 66 | 135 | |—————————————————————————————————————————————————————————|———————|———————|———————| |Информационно-аналитическое | 50 | 126 | 205 | |—————————————————————————————————————————————————————————|———————|———————|———————| |Противодействие коррупции | 145 | 122 | 136 | |—————————————————————————————————————————————————————————|———————|———————|———————| |Иные, исходя из перспективных целей и задач органов | 27 | 238 | 258 | |государственной власти автономного округа | | | | |—————————————————————————————————————————————————————————|———————|———————|———————| Таблица 2 Обучение гражданских служащих по приоритетным направлениям дополнительного профессионального образования |———————————————————————————————————————————————————————|———————————————————————--| | Приоритетные направления дополнительного | Количество | | профессионального образования гражданских служащих |служащих, прошедших | | | обучение | |———————————————————————————————————————————————————————|———————|————————|————————| | |2010 | 2011 | 2012 | | | год | год | год | |———————————————————————————————————————————————————————|———————|————————|————————| | 1 | 2 | 3 | 4 | |———————————————————————————————————————————————————————|———————|————————|————————| |Развитие системы государственной службы Российской | 226 | 297 | 441 | |Федерации | | | | |———————————————————————————————————————————————————————|———————|————————|————————| |Государственная политика в области противодействия | 145 | 122 | 136 | |коррупции | | | | |———————————————————————————————————————————————————————|———————|————————|————————| |Государственная бюджетная и налоговая политика | 75 | 66 | 135 | |———————————————————————————————————————————————————————|———————|————————|————————| |Государственная внешняя политика | 0 | 2 | 0 | |———————————————————————————————————————————————————————|———————|————————|————————| |Государственная политика в области обеспечения | 0 | 104 | 25 | |национальной безопасности | | | | |———————————————————————————————————————————————————————|———————|————————|————————| |Государственная политика в области | 75 | 130 | 108 | |социально-экономического развития Российской | | | | |Федерации | | | | |———————————————————————————————————————————————————————|———————|————————|————————| |Повышение эффективности осуществления органами | 0 | 24 | 19 | |исполнительной власти возложенных на них функций | | | | |контроля (надзора) в соответствующих сферах | | | | |деятельности | | | | |———————————————————————————————————————————————————————|———————|————————|————————| |Повышение эффективности предоставления органами | 50 | 1 | 22 | |исполнительной власти государственных услуг | | | | |———————————————————————————————————————————————————————|———————|————————|————————| |Внедрение информационных технологий в государственное | 0 | 125 | 183 | |управление | | | | |———————————————————————————————————————————————————————|———————|————————|————————| |Развитие правовой грамотности и правосознания граждан | 100 | 35 | 44 | |———————————————————————————————————————————————————————|———————|————————|————————| |Основные направления деятельности органов | 27 | 134 | 233 | |государственной власти автономного округа | | | | |———————————————————————————————————————————————————————|———————|————————|————————| Управленческое направление стабильно остается приоритетным и наиболее востребованным: 31% от общего числа гражданских служащих, прошедших повышение квалификации. Возросла потребность в программах, ориентированных на повышение профессионального уровня гражданских служащих, решающих задачи, стоящие перед государственными органами исходя из их основных направлений деятельности (с 27 человек в 2010 году до 258 человек в 2012 году). Наметилась тенденция к увеличению числа гражданских служащих, выбравших для себя повышение квалификации по информационно-аналитическому направлению (с 50 человек в 2010 году до 205 человек в 2012 году), что указывает на актуальность изучения современных информационно-коммуникационных и аналитических технологий. В отношении организационно-экономического и планово-финансового укрупненных направлений дополнительного профессионального образования, а также тематики противодействия коррупции отмечаются как периоды подъема, так и спада интереса. Эти колебания связаны, прежде всего, с процессами реформирования гражданской службы и изменением нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы государственного управления в соответствующих сферах деятельности государственных органов. Существующая система дополнительного профессионального образования позволяет восполнять первичные потребности в знаниях гражданских служащих. Вместе с тем повышается роль и соответственно требования к гражданским служащим, решающим задачи стратегического управления. Для этих служащих преимущественно должен использоваться опережающий подход в обучении. Безусловно, потребуется увеличение нагрузки гражданских служащих, связанное с необходимостью освоения новых технологий одновременно с выполнением существующих должностных обязанностей. В сфере дополнительного профессионального образования существует также ряд проблем, к которым относятся: низкая мотивация руководителей к направлению сотрудников на обучение, не понимающих сути профессионального развития и не имеющих четкого представления о его содержании; имеются случаи, выявляемые в процессе проверок в государственных органах организации дополнительного профессионального образования, несоблюдения установленных законодательством сроков прохождения повышения квалификации гражданских служащих с учетом занимаемых ими должностей; не в полной мере используются принципы опережающего обучения; неувязанность программ профессионального развития государственных органов и индивидуальных планов профессионального развития гражданских служащих с оценкой их работы сказывается на качестве выполнения государственными органами своих полномочий в целом; в государственных органах отсутствует система стимулирования к обучению гражданских служащих. Все это приводит к серьезным проблемам в профессиональной и психологической адаптации гражданских служащих к восприятию современных тенденций, использованию в практической деятельности новых технологий. На сегодняшний день гражданские служащие работают в условиях, когда образовательные организации, осуществляющие обучение по дополнительным профессиональным программам, не всегда могут предложить готовую учебную программу, востребованную гражданским служащим и соответствующую его индивидуальному плану профессионального развития. Кроме того, при реализации имеющихся учебных программ образовательные организации слабо используют активные формы обучения. На практике ими проводятся лишь практические и семинарские занятия. Для совершенствования системы дополнительного профессионального образования гражданских служащих необходима актуализация содержания учебных программ и внедрение в образовательный процесс инновационных технологий управления знаниями, включая дистанционное и электронное обучение, позволяющие индивидуализировать обучение и имеющие экономическое преимущество перед другими формами обучения. Очевидно, что совершенствование системы дополнительного профессионального образования само по себе не приведет к желаемому результату без стимулирования гражданских служащих к получению дополнительных знаний. С этой целью необходимо создать систему мотивации карьерного роста, как важнейшее условие совершенствования профессионального мастерства. Инфраструктура дополнительного профессионального образования гражданских служащих включает в себя: уполномоченный орган, выполняющий координационные функции и обеспечивающий контроль организации в государственных органах дополнительного профессионального образования гражданских служащих; государственные органы, непосредственно в которых проводятся тематические и проблемные конференции и семинары; кадровые службы государственных органов, обеспечивающие решение задач по профессиональному развитию гражданских служащих; образовательные организации, осуществляющие обучение по дополнительным профессиональным программам в соответствии с лицензией на оказание образовательных услуг; подведомственное уполномоченному органу учреждение, оказывающее услуги по дополнительному профессиональному образованию и выполняющее образовательные, организационно-методические, информационные, консультационные и экспертные функции; отраслевые учебные заведения, в которых по отдельным направлениям подготовки может осуществляться обучение гражданских служащих в соответствии с потребностями государственных органов по дисциплинам, соответствующим профилю их деятельности; координационные и совещательные органы (совет по вопросам государственной и муниципальной службы при Губернаторе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, коллегия по вопросам кадровой политики при Департаменте внутренней политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры) при участии представителей образовательных организаций и общественности, на заседаниях которых рассматриваются, в том числе, вопросы повышения эффективности дополнительного профессионального образования гражданских служащих. Для успешного функционирования системы дополнительного профессионального образования гражданских служащих особая роль отводится коллегиальному решению проблемных вопросов данной сферы с участием представителей образовательных организаций и общественности. Такая возможность на сегодняшний день обеспечивается Советом по вопросам государственной и муниципальной службы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, образованным при Губернаторе автономного округа. Заслушивание на совете оценки руководителей государственных органов об эффективности полученного гражданскими служащими дополнительного образования для улучшения результативности деятельности государственных органов позволит повысить их ответственность и повлияет на заинтересованность в повышении профессионализма гражданских служащих, а также позволит эффективно использовать финансовые ресурсы автономного округа. Таким образом, совершенствование системы управления позволит установить оптимальный состав управляющих воздействий, обеспечивающих наиболее рациональное и эффективное достижение целей и задач всей системы дополнительного профессионального образования гражданских служащих. III. Цель, задачи и принципы развития системы дополнительного профессионального образования гражданских служащих Цель развития системы дополнительного профессионального образования гражданских служащих - создание условий для повышения профессионального уровня и развития профессиональных компетенций гражданских служащих, способствующих наиболее эффективному и качественному исполнению ими должностных обязанностей. Реализация указанной цели достигается решением следующих задач: повышение качества управления в системе дополнительного профессионального образования гражданских служащих автономного округа с учетом социально-экономической специфики развития автономного округа; создание условий, способствующих повышению эффективности дополнительного профессионального образования на основе обеспечения соответствия его структуры и объемов реальным потребностям государственных органов, сокращения разрыва между имеющимися у гражданского служащего компетенциями и компетенциями, которые необходимы ему для выполнения задач в рамках замещаемой должности; разработка, внедрение и совершенствование эффективных механизмов, обеспечивающих поддержку управления системой дополнительного профессионального образования и единой информационной и организационно-методической среды. Совершенствование системы дополнительного профессионального образования гражданских служащих должно быть построено на основе следующих принципов: системный подход, основанный на соответствии целей и содержания обучения его формам, методам, средствам обучения и ориентированный на повышение эффективности и качества профессиональной деятельности гражданских служащих; компетентностный подход, построенный на усилении практической направленности обучения, необходимых компетенциях, которыми должен обладать гражданский служащий, при котором его итогом рассматривается не количество усвоенной информации, а способность ориентироваться в различных проблемных ситуациях и эффективно их решать; опережающее обучение, представляющее собой динамичный, активный процесс, оперативно реагирующий на изменения в профессиональной среде, позволяющий формировать знания и навыки гражданских служащих, опережающие текущие потребности государственных органов; обучение в действии, проявляющееся во взаимодействии содержания и процесса передачи знаний, формировании необходимых навыков, разработки механизмов разрешения конкретных проблем, возникающих в деятельности государственных органов и направленных на развитие у гражданского служащего мотивации к получению знаний и их приращению, формированию инновационного мышления, ориентированного на управление по целям и результатам; приоритетность самостоятельного обучения, обеспечивающего возможность ознакомления с учебным материалом, усвоение терминов, понятий, классификаций, осмысление процессов и технологий их выполнения; использование имеющегося положительного жизненного опыта (социального, профессионального), практических знаний, умений, навыков обучающегося в качестве базы обучения и источника формализации новых знаний; корректировка устаревшего опыта и личностных установок, препятствующих освоению новых знаний и противоречащих требованиям времени, целям государственного управления; индивидуальный подход к обучению на основе личностных потребностей, с учетом социально-психологических характеристик личности и тех ограничений, которые налагаются профессиональной деятельностью, наличием свободного времени и финансовых ресурсов; рефлективность, подразумевающая сознательное отношение обучающегося к обучению, что, в свою очередь, является мотивацией обучающегося; востребованность результатов обучения (приобретенных знаний, умений, навыков) в практической деятельности гражданских служащих. IV. Приоритетные направления развития системы дополнительного профессионального образования гражданских служащих Этап 1. Повышение качества управления в системе дополнительного профессионального образования гражданских служащих с учетом социально-экономической специфики развития автономного округа Для повышения качества управления в системе дополнительного профессионального образования гражданских служащих предполагается: совершенствование системы планирования дополнительного профессионального образования гражданских служащих посредством прогнозирования потребности в обучении с учетом программ государственных органов по профессиональному развитию, позволяющих системно решать задачи обучения и карьерного роста гражданских служащих; приведение нормативно-правовых актов автономного округа в соответствие со сложившимися общественными отношениями, организационно-экономическими условиями; внедрение в систему дополнительного профессионального образования новых механизмов, обеспечивающих эффективное использование имеющихся ресурсов и повышение качества дополнительного профессионального образования на основе обновления его структуры, содержания и технологий обучения; создание механизма оценки эффективности затрат, связанных с обучением гражданских служащих; формирование новых требований к инновационным программам и учебно-методическим комплексам дополнительного профессионального образования, ориентированным на результат; совершенствование критериев отбора участников торгов на оказание образовательных услуг для гражданских служащих в части оценки качества и гарантий оказываемых услуг; мониторинг качества оказываемых образовательных услуг по дополнительному профессиональному образованию гражданских служащих на соответствие установленным действующим законодательством образовательным стандартам и требованиям; проведение коллегиальных обсуждений наиболее важных вопросов дополнительного профессионального образования гражданских служащих с привлечением представителей образовательных организаций и общественности; повышение роли кадровых служб в системе дополнительного профессионального образования за счет усиления координационно-методической помощи со стороны уполномоченного органа; повышение квалификации руководителей и специалистов кадровых служб государственных органов по вопросам дополнительного профессионального образования гражданских служащих; повышение квалификации гражданских служащих, принимающих участие в оказании услуг населению либо осуществляющих непосредственный контакт с населением; усиление контроля со стороны уполномоченного органа за соблюдением государственными органами установленного порядка и сроков направления гражданских служащих на профессиональную переподготовку и повышение квалификации; оценка эффективности обучения, предполагающая выявление у гражданских служащих, прошедших обучение, потребностей в дальнейшем развитии компетенций; создание механизма соединения знаний с условиями их реализации в управлении на основе разработки перечня специальных компетенций, которыми должны обладать гражданские служащие; корректировка должностных регламентов гражданских служащих, включение в них четких профессиональных компетенций и внедрение их в деятельность каждого гражданского служащего. Этап 2. Создание условий, способствующих повышению эффективности дополнительного профессионального образования на основе обеспечения соответствия его структуры и объемов реальным потребностям государственных органов, сокращения разрыва между имеющимися у гражданского служащего компетенциями и компетенциями, которые необходимы ему для выполнения задач в рамках замещаемой должности Создание условий для повышения эффективности дополнительного профессионального образования гражданских служащих предполагает: внедрение обучения гражданских служащих, построенного на основе компетентностного подхода и модульного построения образовательных программ; обеспечение возможности индивидуального и опережающего подхода к обучению на основе использования тех образовательных программ, которые соответствуют индивидуальным планам профессионального развития гражданских служащих; разработку, адаптацию и внедрение в процесс обучения инновационных образовательных программ и технологий, в том числе информационных, обеспечивающих высокий уровень вовлеченности обучаемых в процесс обучения и возможность использования их опыта; оценку уровня квалификации гражданских служащих, определение уровня развития у гражданских служащих знаний, навыков и умений на соответствие разработанным моделям компетенций; проведение подготовительной работы среди государственных органов, обеспечивающих внедрение новых подходов к обучению гражданских служащих, исключающих сопротивление вводимым изменениям; выработку рекомендаций и предложений по созданию системы мотивации гражданских служащих к обучению и внедрение их в практику деятельности государственных органов; принятие мер по стимулированию руководителей государственных органов и повышению ответственности кадровых служб в вопросах управления профессиональным развитием гражданских служащих и планирования их карьерного роста в соответствии с меняющимися целями и задачами государственного управления; повышение качества учебно-методического обеспечения дополнительного профессионального образования. Этап 3. Разработка, внедрение и совершенствование эффективных механизмов, обеспечивающих поддержку управления системой дополнительного профессионального образования и единой информационной и организационно-методической среды В целях выстраивания эффективных механизмов, обеспечивающих поддержку управления системой дополнительного профессионального образования и единой информационной и организационно-методической среды, предполагается: проведение мониторинга количественных и качественных характеристик кадрового потенциала гражданской службы, имеющих ключевое значение для инновационного развития экономики автономного округа; проведение мониторинга влияния дополнительного профессионального образования гражданских служащих на уровень их профессионального развития, результаты их деятельности и профессиональное продвижение; развитие межрегионального сотрудничества в области дополнительного профессионального образования гражданских служащих; анализ, обобщение и распространение передового опыта в сфере дополнительного профессионального образования гражданских служащих; создание условий для использования в образовательном процессе мультимедийных комплексов и программных продуктов, созданных на основе передовых достижений в области образования, привлечение к этой работе заинтересованных органов, научных, иных учреждений и организаций, специализирующихся в этой области; внедрение в практику работы гражданских служащих электронных программ и информационно-аналитических систем, позволяющих проводить оценку знаний и навыков гражданских служащих непосредственно на его служебном месте; повышение роли подведомственного уполномоченному органу учреждения в сфере образовательного консалтинга в вопросах исследования процессов и тенденций развития системы дополнительного профессионального образования гражданских служащих, проведения регионального и локального маркетинга рынка профессиональной переподготовки и повышения квалификации гражданских служащих, анализа проблем этого рынка и изучения конъюнктуры на нем; расширение практики публикаций в сети Интернет на сайтах государственных органов исчерпывающей информации по вопросам дополнительного профессионального образования гражданских служащих. V. Ожидаемые результаты реализации концепции и оценка их эффективности Концепция призвана на период 2014 - 2016 годов обеспечить основу для развития приоритетных направлений в сфере дополнительного профессионального образования гражданских служащих, консолидировать усилия уполномоченного органа, иных государственных органов, подведомственного уполномоченному органу учреждения и образовательных организаций на данном направлении. Ожидаемыми результатами реализации концепции являются: создание условий для развития профессионализма гражданских служащих с возможностью осуществления объективной оценки результативности деятельности гражданских служащих, прошедших обучение; получение гражданским служащим знаний, формирование управленческого мышления, навыков и мастерства, востребованных занимаемой им должностью, которые позволили бы обеспечить осуществление нужных изменений в государственных органах в целях повышения эффективности их деятельности. Оценку эффективности обучения гражданских служащих предполагается осуществлять на основе следующих критериев: уровень приобретенных знаний гражданского служащего по итогам обучения; поведенческие изменения в профессиональной деятельности гражданского служащего; индивидуальные показатели деятельности гражданского служащего (анализируются в случае, если возможно сравнить показатели эффективности деятельности до и после обучения; либо путем сравнения показателей эффективности деятельности гражданского служащего, прошедшего обучение, с показателями деятельности иных гражданских служащих, не проходивших обучение); количество гражданских служащих, назначенных на вышестоящую должность после обучения, продолжающих работать в той же должности; количество гражданских служащих, зачисленных в кадровый резерв государственного органа на более высокие должности. Уполномоченный орган ежегодно определяет показатели эффективности обучения гражданских служащих, представляет на рассмотрение Совета по вопросам государственной и муниципальной службы при Губернаторе автономного округа. Оценка эффективности обучения предусматривает системный подход, при котором показатели деятельности государственного органа после обучения по определенным учебным программным совпадают с максимальным выражением этих показателей, включая удовлетворенность населения и общественную оценку. Оценка обучения предусматривает также и результативность инвестиций в обучение гражданских служащих, которая будет определяться на основе анализа двух критериев: общей результативности обучения гражданских служащих и эффективности обучения гражданских служащих. Достоверность оценки эффективности обучения достигается путем использования разнообразного инструментария оценки: проведение уполномоченным органом и государственными органами мониторинга в форме анкетирования гражданских служащих, прошедших обучение, и их непосредственных руководителей; кейс-технологии, технологии ассессмент-центра (наблюдение за умениями и поведением в моделируемой ситуации); определение основных показателей, ожидаемых руководителями государственных органов по итогам обучения гражданских служащих. Целью оценки является получение экспертных оценок относительно: изменения мышления гражданского служащего и его поведения на служебном месте; изменения показателей эффективности и результативности деятельности гражданских служащих, прошедших обучение; внедрения эффективной системы мотивации гражданских служащих к обучению; профессионального развития гражданских служащих и их должностного роста. Оценка степени достижения поставленных целей и задач концепции будет осуществляться на основе выполнения мероприятий по ее реализации. Мониторинг достижения цели и задач концепции будет осуществляться ежегодно, начиная с 2014 года. VI. Финансовое обеспечение Финансирование мероприятий, предусмотренных концепцией, в части, касающейся деятельности государственных органов, предполагается осуществлять за счет средств бюджета автономного округа на очередной финансовый 2014 год и плановый период 2015 - 2016 годов, в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на указанные цели в рамках реализации государственных программ автономного округа. Приложение 2 к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 7 ноября 2013 года N 476-п ПЛАН ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ |—————|————————————————————————————————————————————|————————————|—————————————————| | N | Мероприятия | Сроки | Ответственные | |п/п | |реализации | исполнители | |—————|————————————————————————————————————————————|————————————|—————————————————| | 1 | 2 | 3 | 4 | |—————|————————————————————————————————————————————|————————————|—————————————————| |Нормативно-правовое обеспечение системы дополнительного профессионального | | образования гражданских служащих Ханты-Мансийского автономного округа - | | Югры (далее - автономный округ) | |—————|————————————————————————————————————————————|————————————|—————————————————| | 1 |Разработка проекта нормативного правового |I квартал | Депполитики | | |акта о внесении изменений в постановление | 2014 г. | Югры | | |Губернатора автономного округа от | | | | |18.01.2011 N 6 "О государственном заказе | | | | |на профессиональную переподготовку, | | | | |повышение квалификации и стажировку | | | | |государственных гражданских служащих | | | | |Ханты-Мансийского автономного округа - | | | | |Югры" | | | |—————|————————————————————————————————————————————|————————————|—————————————————| | 2 |Подготовка предложений о внесении |II квартал | Депполитики | | |изменений в Положение о программах | 2014 г. | Югры | | |государственных органов автономного округа | | | | |и исполнительных органов государственной | | | | |власти автономного округа по | | | | |профессиональному развитию государственных | | | | |гражданских служащих автономного округа, | | | | |утвержденное приказом Депполитики Югры | | | | |от 27.12.2010 N 3-нп | | | |—————|————————————————————————————————————————————|————————————|—————————————————| | Разработка иных правовых и методических документов | |—————|————————————————————————————————————————————|————————————|—————————————————| | 3 |Подготовка предложений по перечню |I квартал | Депполитики | | |приоритетных направлений и образовательных | 2014 г. | Югры | | |программ дополнительного профессионального | | органы | | |образования гражданских служащих | |государственной | | |автономного округа | | власти | | | | | автономного | | | | | округа | |—————|————————————————————————————————————————————|————————————|—————————————————| | 4 |Разработка перечня специальных | I | органы | | |компетенций, которыми должны обладать |полугодие |государственной | | |гражданские служащие автономного округа | 2014 г. | власти | | | | | автономного | | | | | округа | |—————|————————————————————————————————————————————|————————————|—————————————————| | 5 |Совершенствование должностных регламентов | III | органы | | |гражданских служащих автономного округа, | квартал |государственной | | |включение в них специальных компетенций и | 2014 г. | власти | | |внедрение их в деятельность каждого | | автономного | | |гражданского служащего | | округа | |—————|————————————————————————————————————————————|————————————|—————————————————| | 6 |Разработка перечня показателей |IV квартал | Депполитики | | |эффективности обучения гражданских | 2014 - | Югры | | |служащих | 2016 гг. | | |—————|————————————————————————————————————————————|————————————|—————————————————| | Регулирование процесса обучения гражданских служащих автономного округа | |—————|————————————————————————————————————————————|————————————|—————————————————| | 7 |Формирование требований к инновационным |II квартал | автономное | | |программам и учебно-методическим | 2014 г. | учреждение | | |комплексам дополнительного | | автономного | | |профессионального образования, | | округа | | |ориентированным на результат | | "Региональный | | | | | институт | | | | | управления" | |—————|————————————————————————————————————————————|————————————|—————————————————| | 8 |Подготовка предложений по внедрению в |I квартал | автономное | | |систему дополнительного профессионального | 2014 г. | учреждение | | |образования новых механизмов и технологий | | автономного | | |обучения гражданских служащих автономного | | округа | | |округа | | "Региональный | | | | | институт | | | | | управления" | |—————|————————————————————————————————————————————|————————————|—————————————————| | 9 |Контроль деятельности органов | 2014 - | Депполитики | | |государственной власти автономного округа |2016 гг., | Югры | | |по вопросам организации профессиональной | по | | | |переподготовки и повышения квалификации |отдельному | | | |гражданских служащих | графику | | |—————|————————————————————————————————————————————|————————————|—————————————————| | Кадровое обеспечение эффективности дополнительного профессионального | | образования гражданских служащих | |—————|————————————————————————————————————————————|————————————|—————————————————| |10 |Проведение семинара-совещания с |IV квартал | Депполитики | | |руководителями органов государственной | 2015 г. | Югры | | |власти автономного округа и кадровыми | | | | |службами по вопросам внедрения новых | | | | |подходов к обучению гражданских служащих | | | |—————|————————————————————————————————————————————|————————————|—————————————————| |11 |Подготовка рекомендаций и предложений по |II квартал | Депполитики | | |стимулированию руководителей органов | 2015 г. | Югры | | |государственной власти автономного округа | | | | |в вопросах профессионального развития | | | | |гражданских служащих и планирования их | | | | |должностного роста | | | |—————|————————————————————————————————————————————|————————————|—————————————————| |12 |Подготовка рекомендаций и предложений по | I - IV | Депполитики | | |созданию системы мотивации гражданских | кварталы | Югры | | |служащих к обучению и внедрению их в | 2015 г. | | | |практику деятельности органов | | | | |государственной власти автономного округа | | | |—————|————————————————————————————————————————————|————————————|—————————————————| | Информационно-аналитическое обеспечение системы дополнительного | | профессионального образования | |—————|————————————————————————————————————————————|————————————|—————————————————| |13 |Мониторинг количественных и качественных | III | Депполитики | | |характеристик кадрового потенциала | квартал | Югры, | | |гражданской службы, имеющих ключевое | 2015 г. | органы | | |значение для инновационного развития | |государственной | | |экономики автономного округа | | власти | | | | | автономного | | | | | округа | |—————|————————————————————————————————————————————|————————————|—————————————————| |14 |Мониторинг влияния дополнительного |IV квартал | Депполитики | | |профессионального образования гражданских | 2015 - | Югры, | | |служащих на уровень их профессионального | 2016 гг. | органы | | |развития, результаты их деятельности и | |государственной | | |профессиональное продвижение | | власти | | | | | автономного | | | | | округа | |—————|————————————————————————————————————————————|————————————|—————————————————| |15 |Мониторинг и анализ использования | 2015 - | автономное | | |учебно-методического обеспечения | 2016 гг. | учреждение | | |дополнительного профессионального | | автономного | | |образования на курсах повышения | | округа | | |квалификации гражданских служащих, | | "Региональный | | |организуемых в г. Ханты-Мансийске | | институт | | | | | управления" | |—————|————————————————————————————————————————————|————————————|—————————————————| |16 |Мониторинг качества оказываемых | 2014 - | автономное | | |образовательных услуг по дополнительному | 2016 гг. | учреждение | | |профессиональному образованию гражданских | | автономного | | |служащих на соответствие установленным | | округа | | |действующим законодательством | | "Региональный | | |образовательным стандартам и требованиям | | институт | | | | | управления" | |—————|————————————————————————————————————————————|————————————|—————————————————| |17 |Анализ, обобщение и распространение | 2014 - | автономное | | |передового опыта в сфере дополнительного | 2016 гг. | учреждение | | |профессионального образования гражданских | | автономного | | |служащих. Организация межрегионального | | округа | | |сотрудничества и взаимодействия в этой | | "Региональный | | |области | | институт | | | | | управления" | |—————|————————————————————————————————————————————|————————————|—————————————————| |18 |Анализ и оценка эффективности затрат на | 2014 - | Депполитики | | |обучение гражданских служащих автономного | 2016 гг. | Югры | | |округа (по каждой группе курсов, по итогам | | | | |обучения за год) | | | |—————|————————————————————————————————————————————|————————————|—————————————————| |19 |Анализ рынка образовательных услуг | I - II | автономное | | |дополнительного профессионального | кварталы | учреждение | | |образования гражданских служащих, проблем | 2016 гг. | автономного | | |и конъюнктуры на нем | | округа | | | | | "Региональный | | | | | институт | | | | | управления" | |—————|————————————————————————————————————————————|————————————|—————————————————| |20 |Мониторинг сайтов российских | II - III | Депполитики | | |образовательных организаций, реализующих | кварталы | Югры, | | |дополнительные профессиональные программы, | 2014 г. | органы | | |обеспечивающие возможность индивидуального | |государственной | | |и опережающего подхода к обучению | | власти | | |гражданских служащих в соответствии с их | | автономного | | |индивидуальными планами профессионального | | округа | | |развития | | | |—————|————————————————————————————————————————————|————————————|—————————————————| |21 |Мониторинг результатов аттестации | 2015 - | Депполитики | | |гражданских служащих в части принятия | 2016 гг. | Югры, | | |решений о прохождении ими дополнительного | | органы | | |профессионального образования | |государственной | | | | | власти | | | | | автономного | | | | | округа | |—————|————————————————————————————————————————————|————————————|—————————————————| |22 |Мониторинг и анализ выполнения органами |I квартал | Департамент | | |государственной власти автономного округа | 2014 г. | внутренней | | |программ профессионального развития | | политики | | |гражданских служащих автономного округа | | автономного | | | | |округа (далее - | | | | | Депполитики | | | | | Югры), | | | | | органы | | | | |государственной | | | | | власти | | | | | автономного | | | | | округа | |—————|————————————————————————————————————————————|————————————|—————————————————| |23 |Размещение в сети Интернет, в том числе на | 2014 - | Депполитики | | |сайтах органов государственной власти | 2016 гг. | Югры, | | |автономного округа, исчерпывающей | | органы | | |информации по вопросам дополнительного | |государственной | | |профессионального образования гражданских | | власти | | |служащих | | автономного | | | | | округа | |—————|————————————————————————————————————————————|————————————|—————————————————| Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|