Расширенный поиск
ЗАКОН ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ от 22.09.1997 № 43-озЗАКОН ХАНТЫ - МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ ОБ УСТАВНОМ СУДЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА Принят Думой Ханты-Мансийского автономного округа 11 сентября 1997 года (В редакции ЗАКОНА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ от 20.06.2000 г. N 36-оз) (В редакции ЗАКОНА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ от 25.12.2000 г. N 132-оз) (В редакции ЗАКОНА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ от 02.07.2002 г. N 36-оз) Раздел первый. ОРГАНИЗАЦИЯ УСТАВНОГО СУДА И СТАТУС СУДЕЙ Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Уставный Суд Ханты-Мансийского автономного округа - судебный орган уставного контроля 1. Уставный Суд Ханты-Мансийского автономного округа (далее - Уставный Суд) является специализированным органом судебной власти Ханты-Мансийского автономного округа и входит в судебную систему Российской Федерации. 2. Уставный Суд осуществляет уставной контроль посредством уставного судопроизводства. 3. Уставный Суд создается в соответствии с Уставом Ханты-Мансийского автономного округа, может быть упразднен только путем внесения поправок в Устав Ханты-Мансийского автономного округа Статья 2. Законодательство об Уставном Суде Полномочия, порядок образования и деятельности Уставного Суда определяются Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации" и иными федеральными законами, Уставом Ханты-Мансийского автономного округа, договорами, заключаемыми Ханты-Мансийским автономным округом в соответствии с Уставом Ханты-Мансийского автономного округа, и настоящим Законом. Статья 3. Полномочия Уставного Суда 1. Уставный Суд разрешает дела о соответствии Уставу Ханты-Мансийского автономного округа: а) окружных законов, нормативных актов Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа, окружной Думы и Правительства Ханты-Мансийского автономного округа; б) нормативных актов органов местного самоуправления; (Пункт "в" исключен - ЗАКОН ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ от 02.07.2002 г. N 36-оз) 2. (Исключен - ЗАКОН ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ от 25.12.2000 г. N 132-оз) 3. (Исключен - ЗАКОН ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ от 25.12.2000 г. N 132-оз) 4. Уставный Суд дает толкование Устава Ханты-Мансийского автономного округа. 5. (Исключен - ЗАКОН ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ от 25.12.2000 г. N 132-оз) Статья 4. Состав, порядок образования и срок полномочий Уставного Суда 1. Уставный Суд состоит из девяти судей, избираемых на должность окружной Думой по представлению Губернатора Ханты - Мансийского автономного округа. 2. Уставный Суд вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее семи судей. 3. Судьи Уставного Суда избираются сроком на восемь лет. Статья 5. Основные начала деятельности Уставного Суда 1. Уставный Суд решает дела, отнесенные к его ведению, исключительно по вопросам права, не вмешиваясь в политические вопросы. 2. Уставный Суд не вправе нарушать компетенцию федеральных судов, юрисдикция которых распространяется на территорию Ханты - Мансийского автономного округа либо на соответствующую категорию дел. При осуществлении уставного судопроизводства он воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов. 3. Уставный Суд осуществляет судопроизводство на основе независимости, коллегиальности, гласности, устности, равенства всех перед законом и судом, состязательности и равноправия сторон, использования русского языка - государственного языка Российской Федерации с предоставлением возможности участникам процесса пользоваться родным языком. Указанные положения реализуются в соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации и Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации". Статья 6. Обязательность постановлений Уставного Суда 1. Постановления Уставного Суда, а также его законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения, вынесенные по вопросам, отнесенным к его подведомственности, обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Ханты-Мансийского автономного округа. 2. Неисполнение, ненадлежащее исполнение либо воспрепятствование исполнению постановления Уставного Суда, а равно иное проявление неуважения к Уставному Суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом. 3. Нормативные акты, договоры, соглашения либо отдельные их части, признанные Уставным Судом противоречащими Уставу Ханты - Мансийского автономного округа, утрачивают силу со дня провозглашения постановления Уставного Суда. Статья 7. Окончательность решений Уставного Суда Постановление Уставного Суда, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом. Статья 8. Гарантии деятельности Уставного Суда 1. Уставный Суд в пределах, определенных настоящим окружным Законом, независим в организационном, финансовом и материально - техническом отношениях от любых других органов. 2. Финансирование Уставного Суда производится за счет средств окружного бюджета в соответствии со сметой, представленной Уставным Судом на выполнение его полномочий. В окружном бюджете ежегодно предусматриваются отдельной статьей средства, необходимые для обеспечения деятельности Уставного Суда. Уставный Суд самостоятельно распоряжается своими средствами и перераспределяет их в рамках сметы. Смета расходов на осуществление полномочий Уставного Суда не может быть уменьшена по сравнению с предыдущим финансовым годом. 3. Уставный Суд самостоятельно и независимо осуществляет информационное и кадровое обеспечение своей деятельности. 4. Имущество, переданное Уставному Суду для осуществления его деятельности, является собственностью Ханты-Мансийского автономного округа и находится в оперативном управлении Уставного Суда. 5. Уставный Суд является юридическим лицом. Глава II. СТАТУС СУДЬИ УСТАВНОГО СУДА Статья 9. Право быть избранным на должность судьи Уставного Суда 1. Судьей Уставного Суда может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший ко дню избрания двадцатипятилетнего возраста и обладающий избирательным правом. (В редакции ЗАКОНА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ от 02.07.2002 г. N 36-оз) 2. Кандидаты в судьи Уставного Суда должны иметь безупречную репутацию, обладать качествами, необходимыми для исполнения обязанностей судьи Уставного Суда, пользоваться всеобщим доверием, иметь высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее пяти лет. (В редакции ЗАКОНА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ от 02.07.2002 г. N 36-оз) 3. Кандидаты в судьи Уставного Суда обязаны письменно объявить о своей готовности стать членами Уставного Суда. Статья 10. Порядок избрания на должность судьи Уставного Суда 1. Предложения о кандидатах на должность судей Уставного Суда могут вноситься Губернатору Ханты-Мансийского автономного округа группой депутатов Думы Ханты-Мансийского автономного округа в составе не менее семи человек, представительными органами местного самоуправления, органами судейского сообщества автономного округа и объединениями профессиональных юристов, действующих на территории автономного округа. 2. Кандидатуры на должность судей Уставного Суда в срок не позднее тридцати дней со дня получения представления Губернатора автономного округа обсуждаются в специальном комитете окружной Думы и с учетом его заключений рассматриваются на заседании Думы автономного округа. 3. Каждый судья Уставного Суда избирается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием. Избранным на должность судьи Уставного Суда считается лицо, получившее при голосовании большинство от избранного численного состава депутатов окружной Думы. Одно и то же лицо при неполучении указанного большинства голосов может представляться для избрания не более двух раз подряд. 4. В случае выбытия судьи из состава Уставного Суда представление об избрании другого лица на вакантное место судьи вносится Губернатором автономного округа в окружную Думу не позднее месяца со дня открытия вакансии. 5. Избранные члены Суда получают документ, подтверждающий их полномочия. Статья 11. Присяга судьи Уставного Суда Судья Уставного Суда перед принятием должности приносит в открытом заседании Думы автономного округа присягу следующего содержания: "Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь при этом только Конституции Российской Федерации и Уставу Ханты-Мансийского автономного округа, быть беспристрастным и справедливым, как велит мне долг судьи и моя совесть". Статья 12. Занятия и действия, несовместимые с должностью судьи Уставного Суда 1. В период пребывания в должности судья Уставного Суда не может быть депутатом окружной Думы, занимать должность в органах исполнительной власти Ханты-Мансийского автономного округа, органах местного самоуправления, быть членом Парламента Российской Федерации, находиться на федеральной государственной службе в органах и организациях, действующих на территории Ханты - Мансийского автономного округа, исполнять обязанности в органах государственной власти других субъектов Российской Федерации. 2. Судья Уставного Суда не вправе состоять в политических партиях и движениях, вести политическую пропаганду или агитацию, заниматься иной политической деятельностью, осуществлять защиту или представительство, кроме случаев законного представительства, в суде, арбитражном суде или иных органах, оказывать кому бы то ни было покровительство в получении прав и освобождении от обязанностей. 3. Судья Уставного Суда не вправе, выступая в печати, иных средствах массовой информации и перед любой аудиторией, публично высказывать свое мнение о вопросе, который может стать предметом рассмотрения в Уставном Суде, а также который изучается или принят к рассмотрению Уставным Судом, до принятия решения по этому вопросу. 4. Ничто в настоящей статье не может рассматриваться как ограничение права судьи Уставного Суда свободно выражать свою волю гражданина и избирателя путем голосования на выборах и референдуме. Статья 13. Срок полномочий судьи Уставного Суда 1. Судья Уставного Суда избирается на восемь лет. Повторное избрание не допускается. Предельный возраст для пребывания в должности судьи Уставного Суда - шестьдесят пять лет. 2. Судья Уставного Суда считается вступившим в должность с момента принесения им присяги. Его полномочия прекращаются в последний день месяца, в котором истекает срок его полномочий. Статья 14. Правовое положение судьи Уставного Суда 1. Судьи Уставного Суда независимы и подчиняются Конституции Российской Федерации и Уставу Ханты-Мансийского автономного округа. Их независимость обеспечивается несменяемостью в течение всего срока избрания, неприкосновенностью, равенством прав судей, установленным порядком приостановления и прекращения полномочий судьи, правом на отставку, обязательностью установленной процедуры уставного судопроизводства, запретом какого бы то ни было вмешательства в судебную деятельность, предоставлением судье необходимого материального и социального обеспечения и других гарантий, понимаемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации", Федеральным законом "О статусе судей в Российской Федерации" и настоящим окружным Законом. 2. (Исключен - ЗАКОН ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ от 25.12.2000 г. N 132-оз) (Часть 3 исключена - ЗАКОН ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ от 02.07.2002 г. N 36-оз) Статья 14-1. Заработная плата и социальные гарантии судей и работников аппарата Уставного Суда(Дополнена - ЗАКОН ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ от 20.06.2000 г. N 36-оз) 1. Заработная плата (включая должностной оклад и доплаты) судей и работников аппарата Уставного Суда устанавливается применительно к заработной плате судей и соответствующих категорий работников аппаратов Суда Ханты - Мансийского автономного округа и Арбитражного суда Ханты - Мансийского автономного округа. 2. На судей и работников аппарата Уставного Суда распространяются все социальные гарантии, предусмотренные федеральным законодательством соответственно для судей и работников аппаратов федеральных судов. 3. Финансирование расходов, связанных с выплатой заработной платы и предоставлением социальных гарантий судьям и работникам аппарата Уставного Суда, осуществляется за счет средств бюджета автономного округа. Статья 15. Возмещение расходов судей Уставного Суда 1. Судьи Уставного Суда, не работающие на постоянной профессиональной основе в этом Суде, за время своего участия в заседаниях Уставного Суда получают суточные в сумме семи минимальных размеров оплаты труда за каждый день как возмещение расходов. Все судьи Уставного Суда получают такие же суточные за время выезда для выполнения поручений данного Суда. 2. Судьи в связи с осуществлением своей деятельности в Уставном Суде получают возмещение транспортных, почтовых, телефонных расходов, а также расходов по использованию других средств связи и оплате проживания в гостинице по фактическим затратам, но в пределах суммы, определенной Уставным Судом на календарный год. 3. Возмещение расходов судьям Уставного Суда, выезжающим в командировки в связи с деятельностью в этом Суде за пределы Российской Федерации, производится в порядке и размерах, установленных федеральным законодательством и законодательством автономного округа для лиц, командируемых за границу. 4. Судьям Уставного Суда, включая профессиональных судей, при несчастных случаях, связанных с деятельностью Уставного Суда, гарантируется социальное обеспечение в соответствии с законодательством о федеральных судьях. Статья 16. Приостановление полномочий судьи Уставного Суда 1. Полномочия судьи Уставного Суда могут быть приостановлены в случаях, если: а) было дано согласие Уставного Суда на арест судьи или привлечение его к уголовной ответственности; б) судья по состоянию здоровья временно не способен выполнять свои обязанности. 2. Приостановление полномочий судьи Уставного Суда осуществляется по решению Уставного Суда, принимаемому не позднее месяца со дня выявления основания к их приостановлению. 3. Судья Уставного Суда, полномочия которого приостановлены, не вправе участвовать в заседаниях Уставного Суда, а также направлять официальные документы в государственные органы и организации, общественные объединения, должностным лицам и гражданам и истребовать от них какие-либо документы и иную информацию. 4. Уставный Суд приостанавливает полномочия судьи до отпадения основания к их приостановлению. Восстановление полномочий судьи оформляется решением Уставного Суда, за исключением случая, предусмотренного пунктом "б" части 1 настоящей статьи. 5. Приостановление полномочий судьи Уставного Суда, за исключением случая, когда в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, не лишает его гарантий, установленных настоящим Законом. Статья 17. Прекращение полномочий судьи Уставного Суда 1. Полномочия судьи Уставного Суда прекращаются ввиду: а) нарушения порядка его назначения на должность судьи Уставного Суда, установленного Уставом Ханты-Мансийского автономного округа и настоящим окружным Законом; б) истечения срока полномочий судьи; в) достижения судьей предельного возраста пребывания в должности; г) личного письменного заявления судьи об отставке; д) утраты судьей гражданства Российской Федерации; е) вынесения в отношении судьи обвинительного приговора, вступившего в законную силу; ж) совершения судьей поступка, порочащего честь и достоинство судьи; з) продолжения судьей, несмотря на предупреждение со стороны Уставного Суда, занятий или совершение действий, не совместимых с его должностью; и) неучастия судьи в заседаниях Уставного Суда или уклонения от голосования свыше двух раз подряд без уважительных причин; к) признания судьи недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу; л) признания судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу; м) объявления судьи умершим решением суда, вступившим в законную силу; н) смерти судьи; о) ликвидации Уставного Суда в связи с изменениями Устава Ханты-Мансийского автономного округа. 2. Полномочия судьи Уставного Суда могут быть прекращены также ввиду его неспособности по состоянию здоровья или иным уважительным причинам в течение длительного времени (не менее десяти месяцев подряд) исполнять обязанности судьи. 3. Прекращение полномочий судьи Уставного Суда осуществляется по решению Уставного Суда, которое направляется Губернатору Ханты-Мансийского автономного округа и в Думу Ханты-Мансийского автономного округа и является официальным уведомлением об открытии вакансии должности судьи. 4. Прекращение полномочий судьи Уставного Суда по основаниям, указанным в пунктах "а" и "ж" части 1 настоящей статьи, производится Думой Ханты-Мансийского автономного округа по представлению Уставного Суда. Статья 18. Отставка судьи Уставного Суда 1. Судья Уставного Суда считается ушедшим или удаленным в отставку, если его полномочия прекращены по основаниям, предусмотренным пунктами "б", "в", "г", "к", "о" части 1 и частью 2 статьи 17 настоящего Закона. Ушедшему или удаленному в отставку судье Уставного Суда выплачивается разовое пособие в сумме 10 минимальных размеров оплаты труда. 2. За лицом, пребывающим в отставке, сохраняются звание судьи, гарантии неприкосновенности и принадлежность к судейскому обществу, право на бесплатный проезд в общественном транспорте. 3. Судья Уставного Суда считается пребывающим в отставке до тех пор, пока является гражданином Российской Федерации, соответствует требованиям, предусмотренным частями 1 и 2 статьи 12 настоящего окружного Закона, и не допускает поступков, его порочащих. Решение о прекращении отставки в указанных случаях принимается Уставным Судом. Глава III. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УСТАВНОГО СУДА Статья 19. Заседания Уставного Суда 1. Уставный Суд рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях. 2. Заседания Уставного Суда созываются его Председателем по мере необходимости. 3. Уставный Суд правомочен принимать решения в пленарных заседаниях при наличии не менее двух третей от общего числа судей. При определении кворума не принимаются в расчет судьи, отстраненные от участия в рассмотрении дела, и судьи, полномочия которых приостановлены. Статья 20. Избрание Председателя, заместителя Председателя и Секретаря Уставного Суда 1. В пленарном заседании Уставного Суда судьи тайным голосованием большинством от установленного числа судей Уставного Суда избирают из своего состава в индивидуальном порядке сроком на четыре года Председателя, заместителя Председателя и Секретаря Уставного Суда. По истечении срока их полномочий они могут быть избраны на новый срок. Избранным считается лицо, набравшее абсолютное большинство голосов от установленного числа судей Уставного Суда. Если ни одна из кандидатур не набрала большинства голосов, то проводятся выборы вторично, по итогам которых считается избранным лицо, набравшее относительное большинство голосов от установленного числа судей Уставного Суда. 2. Председатель, заместитель Председателя и Секретарь Уставного Суда могут по личному письменному заявлению сложить с себя свои полномочия. Сложение полномочий оформляется решением Уставного Суда. 3. По инициативе не менее трех судей Уставного Суда, считающих, что Председатель, заместитель Председателя или Секретарь Уставного Суда недобросовестно исполняет свои обязанности либо злоупотребляет своими правами, может быть поставлен вопрос о его досрочном освобождении от соответствующей должности. Вопрос о досрочном освобождении от должности указанных лиц решается большинством не менее двух третей от установленного числа судей Уставного Суда тайным голосованием. 4. В случае если должность Председателя, заместителя Председателя или Секретаря Уставного Суда окажется вакантной, новые выборы проводятся не позднее пятнадцати дней со дня открытия вакансии в порядке, установленном настоящей статьей. По истечении срока полномочий указанные должностные лица продолжают исполнять свои обязанности до проведения новых выборов. Статья 21. Председатель Уставного Суда 1. Председатель Уставного Суда: - руководит подготовкой пленарных заседаний Уставного Суда, созывает их и председательствует на них; - вносит на обсуждение Уставного Суда вопросы, подлежащие рассмотрению в пленарных заседаниях; - представляет Уставный Суд в отношениях с государственными органами и организациями, общественными объединениями, по уполномочию Уставного Суда выступает с заявлениями от его имени; - вправе участвовать в обсуждении вопросов финансирования Уставного Суда при разработке проекта окружного бюджета и его рассмотрении Думой автономного округа; - осуществляет общее управление делами, распоряжается поступлениями и расходами в соответствии с бюджетом Ханты - Мансийского автономного округа; - осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящим окружным Законом и Регламентом Уставного Суда. 2. Председатель Уставного Суда издает приказы и распоряжения. Статья 22. Временное исполнение обязанностей Председателя Уставного Суда 1. Во всех случаях, когда Председатель Уставного Суда не в состоянии исполнять свои обязанности, их временно исполняет заместитель Председателя Уставного Суда. 2. В случае невозможности исполнения обязанностей Председателя заместителем Председателя Уставного Суда временное исполнение этих обязанностей переходит последовательно к Секретарю Уставного Суда, судье, имеющему наибольший стаж работы в должности судьи Уставного Суда, а при равном стаже - к старейшему по возрасту судье Уставного Суда. Статья 23. Заместитель Председателя Уставного Суда Заместитель Председателя Уставного Суда осуществляет по уполномочию Председателя Уставного Суда отдельные его функции, а также выполняет свои обязанности, возложенные на него Уставным Судом. Статья 24. Секретарь Уставного Суда 1. Секретарь Уставного Суда: - организационно обеспечивает подготовку и проведение заседаний Уставного Суда; - доводит до сведения соответствующих органов, организаций и лиц решения, принятые Уставным Судом, и информирует Уставный Суд об их исполнении; - организует информационное обеспечение судей Уставного Суда; - осуществляет другие полномочия в соответствии с настоящим Законом и Регламентом Уставного Суда. 2. В случае необходимости решением Уставного Суда Секретарю Уставного Суда может быть придан статус судьи, осуществляющего полномочия на постоянной профессиональной основе с соответствующим денежным содержанием. Статья 25. Канцелярия Уставного Суда 1. При Уставном Суде для обеспечения его работы образуется канцелярия суда. Она подчиняется Председателю Уставного Суда и осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о канцелярии Уставного Суда, утвержденным Уставным Судом. 2. Работники канцелярии Уставного Суда являются государственными служащими, им обеспечиваются условия прохождения службы, предусмотренные законом. 3. В соответствии с соглашением, заключенным Уставным Судом с судом Ханты-Мансийского автономного округа, функции канцелярии Уставного Суда могут быть возложены на канцелярию суда Ханты - Мансийского автономного округа. Статья 26. Регламент Уставного Суда По вопросам внутренней деятельности Уставный Суд принимает свой Регламент. Он публикуется в официальном издании органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа. Раздел второй. ОБЩИЕ ПРАВИЛА ПРОИЗВОДСТВА В УСТАВНОМ СУДЕ Глава IV. ОБРАЩЕНИЕ В УСТАВНЫЙ СУД Статья 27. Поводы и основания к рассмотрению дела в Уставном Суде Поводом к рассмотрению дела в Уставном Суде является обращение в форме запроса или жалобы, отвечающее требованиям настоящего окружного Закона и определенное Уставным Судом в качестве подведомственного ему. Статья 28. Общие требования к обращению 1. Обращение направляется в Уставный Суд в письменной форме и подписывается управомоченным лицом (управомоченными лицами). 2. В обращении должны быть указаны: а) Уставный Суд Ханты-Мансийского автономного округа в качестве органа, в который направляется обращение; б) наименование заявителя (в жалобе гражданина - фамилия, имя, отчество); адрес и место нахождения, иные данные о заявителе; в) необходимые данные о представителе заявителя и его полномочия, за исключением случаев, когда представительство осуществляется по должности; г) наименование и адрес субъекта, издавшего закон или иной нормативный акт; д) нормы Устава Ханты-Мансийского автономного округа и настоящего окружного Закона, дающие право на обращение в Уставный Суд; е) точное название, номер, дата принятия, источник опубликования и иные данные о подлежащем проверке акте, о положении Устава Ханты-Мансийского автономного округа, подлежащем толкованию; ж) конкретные, указанные в настоящем окружном Законе основания к рассмотрению обращения Уставным Судом; з) позиция заявителя по поставленному им вопросу и ее правовое обоснование со ссылкой на соответствующие нормы Устава Ханты - Мансийского автономного округа; и) требование, обращенное в связи с запросом, жалобой к Уставному Суду; к) перечень прилагаемых к обращению документов. Статья 29. Документы, прилагаемые к обращению 1. К направляемому в Уставный Суд обращению прилагаются: а) текст акта, подлежащего проверке, или положения Устава Ханты-Мансийского автономного округа, подлежащего толкованию; б) доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия представителя, за исключением случаев, когда представительство осуществляется по должности, а также копии документов, подтверждающих право лица выступать в Уставном Суде в качестве представителя; (Пункт "в" исключен - ЗАКОН ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ от 02.07.2002 г. N 36-оз) в) перевод на русский язык всех документов и иных материалов, изложенных на другом языке. 2. К обращению могут быть приложены списки свидетелей и экспертов, которых предлагается вызвать в заседание Уставного Суда, а также другие документы и материалы, относящиеся к предмету обращения. 3. Обращение и прилагаемые к нему документы, иные материалы представляются в Уставный Суд в двух экземплярах. Статья 30. (Исключена - ЗАКОН ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ от 02.07.2002 г. N 36-оз) Глава V. ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ РАССМОТРЕНИЕ ОБРАЩЕНИЙ Статья 31. Рассмотрение обращений Секретарем Уставного Суда 1. Обращение, поступившее в Уставный Суд, подлежит обязательной регистрации. 2. В случаях, если обращение: а) явно не подведомственно Уставному Суду; б) по форме не отвечает требованиям настоящего окружного Закона; в) исходит от ненадлежащего органа или лица; г) не оплачено государственной пошлиной, если иное не установлено настоящим окружным Законом. Секретарь Уставного Суда уведомляет заявителя о несоответствии его обращения требованиям настоящего окружного Закона. Заявитель вправе потребовать принятия Уставным Судом решения по этому вопросу. Заявитель после устранения недостатков, указанных в пунктах "а" и "г" части 2 настоящей статьи, вправе вновь направить обращение в Уставный Суд. 3. В случае если обращение явно не подведомственно Уставному Суду, Секретарь Уставного Суда разъясняет заявителю, в какой орган, управомоченный на решение поставленных в нем вопросов, следует обратиться. Статья 32. Предварительное изучение обращения судьями Уставного Суда Председатель Уставного Суда поручает одному или нескольким судьям предварительное изучение обращения, которое должно быть завершено не позднее одного месяца с момента регистрации обращения. Предварительное изучение обращения судьей (судьями) является обязательной стадией производства в Уставном Суде. Заключение судьи (судей) по результатам предварительного изучения обращения докладывается в заседании Уставного Суда. Статья 33. Принятие обращения к рассмотрению 1. Решение по вопросу о принятии обращения к рассмотрению принимается Уставным Судом в специальном заседании не позднее месяца с момента завершения предварительного изучения обращения судьей (судьями). О принятом Уставным Судом решении стороны уведомляются в письменной форме. 2. В случаях, не терпящих отлагательства, Уставный Суд может предложить соответствующим органам и должностным лицам приостановить действие оспариваемого акта до завершения рассмотрения дела Уставным Судом. Статья 34. Отказ в принятии обращения к рассмотрению 1. Уставный Суд принимает решение об отказе в принятии обращения к рассмотрению в случаях, если: а) разрешение вопроса, поставленного в обращении, не подведомственно Уставному Суду; б) обращение в соответствии с требованиями настоящего окружного Закона не является допустимым; в) по предмету обращения Уставным Судом ранее было вынесено постановление, сохраняющее свою силу. 2. В случае если акт, легитимность которого оспаривается, был отменен или утратил силу к началу или в период рассмотрения дела в заседании Уставного Суда, производство по делу прекращается, за исключением случаев, когда действием этого акта были нарушены права и свободы граждан, гарантированные Уставом Ханты-Мансийского автономного округа. Статья 35. Отзыв обращения Обращение в Уставный Суд может быть отозвано заявителем до начала рассмотрения дела в заседании Уставного Суда. В случае отзыва обращения производство по делу прекращается. Глава VI. ПРОЦЕДУРНЫЕ ПРАВИЛА РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛ В УСТАВНОМ СУДЕ Статья 36. Назначение дел к слушанию. Соединение дел 1. Решение о назначении дел к слушанию в заседании Уставного Суда принимается не позднее чем через месяц после принятия обращений к рассмотрению. В решении указывается очередность слушания дел. 2. Рассмотрение каждого дела образует предмет особого заседания. Уставный Суд может соединить в одном производстве дела по обращениям, касающимся одного и того же предмета. 3. Уставный Суд самостоятельно определяет сроки рассмотрения дела, принятого к слушанию. Статья 37. Подготовка дела к слушанию 1. Для подготовки дела к слушанию, составления проекта постановления Уставного Суда, а также изложения материалов заседания Уставный Суд назначает одного или нескольких судей - докладчиков. 2. При изучении обращения и подготовке дела к слушанию судья - докладчик в соответствии с полномочиями Уставного Суда истребует документы и иные необходимые материалы, поручает производство проверок, исследований, экспертиз, пользуется консультациями специалистов, направляет запросы. Судья - докладчик и председательствующий в заседании определяют круг лиц, подлежащих приглашению и вызову в заседание, дают распоряжения об оповещении о месте и времени заседания, а также о направлении участникам процесса необходимых материалов. Статья 38. Правовая и служебная помощь 1. Все органы государственной власти и местного самоуправления, общественные объединения, должностные лица, другие физические и юридические лица оказывают Уставному Суду правовую и служебную помощь, по его требованию непосредственно предоставляют ему необходимые акты и документы. 2. Требования Уставного Суда рассматриваются и ответ по результатам их рассмотрения должен быть направлен Уставному Суду в течение месяца со дня получения этих требований, если иной срок не указан Уставным Судом. 3. Расходы, связанные с выполнением государственными органами и организациями требований Уставного Суда, несут эти органы и организации. Расходы иных организаций и лиц возмещаются из средств окружного бюджета в порядке, установленном Правительством Ханты - Мансийского автономного округа. 4. Отказ или уклонение от рассмотрения либо исполнения, нарушение сроков рассмотрения либо исполнения, неисполнение или ненадлежащее исполнение требований Уставного Суда, а также введение его в заблуждение влекут ответственность в виде штрафа в размере до 200 минимальных размеров оплаты труда. Уплата штрафа не освобождает от выполнения требований Уставного Суда. Статья 39. Рассылка материалов. Оповещение о заседании 1. Уведомление о заседании Уставного Суда и соответствующие материалы дела направляются судьям и участникам процесса не позднее чем за десять дней до начала заседания. 2. Объявления о заседаниях Уставного Суда помещаются в доступных для всех заинтересованных лиц местах занимаемого Уставным Судом здания, а также в средствах массовой информации. Статья 40. Участники процесса Участниками процесса в Уставном Суде являются стороны, их представители, эксперты, переводчики. Статья 41. Стороны и их представители 1. Сторонами в Уставном Суде являются: а) заявители - органы или лица, направившие в Уставный Суд обращение; б) органы или должностные лица, издавшие либо подписавшие акт, который подлежит проверке на предмет соответствия Уставу Ханты-Мансийского автономного округа. 2. Представителями сторон по должности могут выступать: руководитель органа, подписавший обращение в Уставный Суд; руководитель органа, издавшего оспариваемый акт; депутаты окружной Думы и представительных органов местного самоуправления из числа обратившихся с запросом. 3. Представителями сторон могут быть также адвокаты, лица, имеющие лицензию на оказание юридических услуг или ученую степень по юридической специальности. Полномочия таких представителей подтверждаются письменной доверенностью. Каждая из сторон может иметь не более двух представителей. 4. Уставный Суд может поручить нескольким участникам со сходными интересами назначить общего представителя. 5. Стороны обладают равными процессуальными правами. Стороны и их представители вправе знакомиться с материалами дела, представлять письменные отзывы на обращения, излагать свою позицию по делу устно и письменно, задавать вопросы другим участникам процесса, заявлять отводы судьям и ходатайства, знакомиться с письменными отзывами другой стороны. Письменные отзывы стороны подлежат приобщению к материалам дела. 6. Стороны или их представители обязаны явиться по вызову Уставного Суда, дать необходимые объяснения, ответить на вопросы. Неявка стороны или ее представителя в заседание Уставного Суда не препятствует рассмотрению дела, за исключением случаев, когда сторона ходатайствует о рассмотрении дела с ее участием и подтверждает уважительную причину своего отсутствия. Статья 42. Судебная дисциплина 1. Участники процесса и лица, присутствующие в зале заседания, обязаны уважительно относиться к Уставному Суду и принятым в нем правилам и процедурам, подчиняться распоряжениям председательствующего. 2. Лицо, нарушающее порядок в заседании или не подчиняющееся законным распоряжениям председательствующего, после предупреждения может быть удалено из зала. Председательствующий с согласия Уставного Суда может, после предупреждения, удалить присутствующих в зале судебного заседания граждан, если ими допущены нарушения порядка, мешающие нормальному ходу заседания. 3. Уставный Суд может подвергнуть лицо, нарушающее порядок в заседании или не подчиняющееся законным распоряжениям председательствующего, штрафу в размере до десяти минимальных размеров оплаты труда. Статья 43. Отстранение судьи от участия в рассмотрении дела 1. Судья Уставного Суда отстраняется от участия в рассмотрении дела в случаях, если: а) судья ранее в силу должностного положения участвовал в принятии акта, являющегося предметом рассмотрения; б) объективность судьи в рассмотрении дела может быть поставлена под сомнение ввиду его родственных отношений со сторонами или представителями сторон, либо имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнение в его беспристрастности. 2. При наличии обстоятельств, указанных в пунктах "а" и "б" части 1 настоящей статьи, судья обязан заявить самоотвод до начала слушания дела. По этим же основаниям вопрос об отводе судьи может быть поставлен любым участником рассматриваемого дела. 3. К обстоятельствам, являющимся основанием для отвода судьи, не относится высказывание научной точки зрения по правовому вопросу, который может быть значим для процесса. 4. Отстранение судьи Уставного Суда от участия в деле производится мотивированным решением Суда, принимаемым большинством от числа присутствующих судей после заслушания заявления судьи, вопрос об отстранении которого рассматривается. 5. Участник рассматриваемого дела не может более отводить судью Уставного Суда, если вступил в разбирательство, не объявив значимыми известные ему основания отвода. Статья 44. Распорядок заседания 1. В назначенное время председательствующий, удостоверившись в наличии кворума, открывает заседание Уставного Суда и объявляет, какое дело подлежит рассмотрению. 2. Председательствующий удостоверяется в явке участников процесса, проверяет полномочия представителей сторон. В случае неявки кого-либо из участников процесса или отсутствия у представителя стороны надлежащим образом оформленных полномочий, председательствующий ставит вопрос о возможности рассмотрения дела. В случае если Уставный Суд признает невозможным рассмотрение дела, оно откладывается. 3. Председательствующий разъясняет сторонам и их представителям права и обязанности, а другим участникам процесса - их права, обязанности и ответственность. 4. При входе судей в зал заседания все присутствующие в зале судебного заседания встают. Постановление Уставного Суда все находящиеся в зале судебного заседания лица выслушивают стоя. 5. Участники процесса обращаются к Уставному Суду и дают свои объяснения и показания стоя. Отступление от этого правила может быть допущено лишь с разрешения Уставного Суда. Статья 45. Председательствующий в заседании 1. Председательствующий в заседании руководит всем ходом рассмотрения дела, принимая необходимые меры к обеспечению установленного порядка судебного заседания, полноты исследования обстоятельств, всесторонности фиксации хода заседания и его результатов, устраняет из разбирательства все, не имеющее отношения к рассматриваемому делу, представляет слово судьям и участникам процесса, прерывает выступления участников процесса, если они касаются вопросов, не входящих в предмет рассмотрения, лишает их слова при самовольном нарушении ими последовательности выступлений, двукратном неисполнении требований председательствующего, использовании грубых или оскорбительных выражений, провозглашении преследуемых по закону утверждений и призывов. 2. Возражения какого-либо из участников процесса против распоряжений и действий председательствующего заносятся в протокол заседания. Распоряжения и действия председательствующего могут быть по предложению стороны или любого из судей пересмотрены Уставным Судом в этом же заседании. Статья 46. Протоколирование 1. В заседании Уставного Суда ведется протокол, а в случае необходимости также стенограмма заседания и звукозапись процесса, которые прилагаются к протоколу. Протокол подписывается председательствующим в судебном заседании и Секретарем Уставного Суда. 2. Ведение протокола, стенограммы заседания и звукозаписи процесса, ознакомление с ними и принесение на них замечаний осуществляются в порядке, определенном Регламентом Уставного Суда. Статья 47. Порядок исследования вопросов 1. Исследование по существу рассматриваемого в заседании Уставного Суда дела начинается с сообщения судьи - докладчика или сообщений нескольких судей - докладчиков о поводах и основаниях к его рассмотрению. Судье - докладчику (судьям - докладчикам) могут быть заданы вопросы другими судьями Уставного Суда. 2. По окончании выступления судьи - докладчика (судей - докладчиков) Уставный Суд заслушивает предложения сторон и принимает решение о порядке исследования вопросов и материалов дела. 3. Установленный решением Уставного Суда порядок может быть изменен только самим Уставным Судом. Заявленные в ходе рассмотрения дела предложения судей Уставного Суда по порядку исследования вопросов рассматриваются Уставным Судом безотлагательно. Статья 48. Отложение судебного заседания 1. Рассмотрение дела может быть отложено в случае, если Уставный Суд найдет вопрос недостаточно подготовленным, нуждающимся в дополнительном изучении, которое невозможно произвести в том же заседании вследствие неявки стороны, свидетеля или эксперта, явка которых была признана обязательной, а также непредставления необходимых материалов. В этом случае Уставный Суд назначает дату, на которую переносится заседание. 2. Уставный Суд может отложить рассмотрение дела до окончания производства в другом суде, если для его решения могут иметь значение установления и решения этого другого суда. 3. Заседание по делу, рассмотрение которого было отложено, начинается сначала или с момента, на котором оно было отложено. Статья 49. Объяснения сторон 1. В соответствии с порядком, установленным Уставным Судом, председательствующий в заседании предлагает сторонам дать пояснения по существу рассматриваемого вопроса и привести правовые аргументы в обоснование своей позиции с подкреплением всех приводимых доводов необходимыми материалами. В случае, когда позиция стороны отстаивается несколькими ее представителями, последовательность и содержание их выступлений определяется этой стороной. 2. Стороны и их представители не вправе использовать свои выступления в Уставном Суде для политических заявлений и деклараций и не должны допускать оскорбительных высказываний в адрес государственных органов, иных организаций, общественных объединений, участников процесса, должностных лиц и граждан. Объяснения сторон выслушиваются Уставным Судом в полном объеме применительно к рассматриваемому вопросу. Пояснения, не имеющие отношения к делу, не заслушиваются. 3. После объяснения стороны ей могут быть заданы вопросы судьями Уставного Суда и другой стороной, а с разрешения Уставного Суда также экспертами. Статья 50. Заключение эксперта 1. В заседание Уставного Суда может быть вызвано в качестве эксперта лицо, обладающее специальными познаниями по вопросам, касающимся рассматриваемого дела. Вопросы, по которым экспертом должно быть дано заключение, определяются судьей - докладчиком либо Уставным Судом. Эксперт перед выступлением приводится к присяге и предупреждается об ответственности за дачу заведомо ложных заключений. 2. Эксперт вправе с разрешения Уставного Суда знакомиться с материалами дела, задавать вопросы сторонам и свидетелям, а также заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов. После изложения заключения эксперт обязан ответить на дополнительные вопросы судей Уставного Суда. Статья 51. Показания свидетелей 1. При необходимости исследования фактических обстоятельств, установление которых отнесено к ведению Уставного Суда, в заседание могут быть вызваны в качестве свидетелей лица, располагающие сведениями или материалами о таких обстоятельствах. Свидетель перед заслушиванием его показаний приводится к присяге и предупреждается об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний и дачу заведомо ложных показаний. 2. Свидетель обязан сообщить Уставному Суду обстоятельства, касающиеся существа рассматриваемого дела, которые известны ему лично, и ответить на дополнительные вопросы судей Уставного Суда и сторон. Он не может апеллировать к своей обязанности хранить молчание, если Уставный Суд большинством в две трети голосов от числа участвующих в заседании судей признает необоснованным отказ на дачу показаний. При необходимости свидетель вправе пользоваться письменными заметками, документами и другими материалами. Статья 52. Исследование документов 1. В заседании Уставного Суда по инициативе судей или ходатайству сторон могут быть оглашены документы, содержащие сведения по рассматриваемому Уставным Судом вопросу. Не подлежат оглашению документы, достоверность которых вызывает сомнение. 2. Документы, исследованные Уставным Судом, подлежат, по решению Суда, приобщению к материалам дела в подлиннике или в заверенных копиях. Статья 53. Заключительные выступления сторон 1. По окончании судебного исследования заслушиваются заключительные выступления сторон. Уставный Суд может предоставить сторонам по их просьбе время для подготовки к заключительным выступлениям. 2. Стороны не вправе в заключительных выступлениях ссылаться на обстоятельства, которые Уставным Судом не выяснялись, а также на материалы и документы, которые не исследовались в судебном заседании. Статья 54. Возобновление рассмотрения вопросов 1. Если после заключительных выступлений сторон Уставный Суд признает необходимым выяснить дополнительные обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения дела, или исследовать новые документы и материалы, он выносит решение о возобновлении рассмотрения вопроса. 2. По окончании дополнительного исследования стороны имеют право на повторные заключительные выступления, но лишь в связи с вновь исследованными обстоятельствами дела и новыми доказательствами. Статья 55. Прекращение производства по делу Уставный Суд прекращает производство по делу в случаях, если в ходе заседания будут выявлены основания к отказу в принятии обращения к рассмотрению или будет установлено, что вопрос, разрешаемый окружным законом, иным нормативным актом, договором, соглашением, легитимность которых предлагается проверить, не получил разрешения в Уставе Ханты-Мансийского автономного округа или по своему характеру и значению не относится к числу тех, которые подлежат проверке в Уставном Суде. Статья 56. Окончание слушания дела После признания Уставным Судом исследования вопросов дела завершенным председательствующий в заседании объявляет об окончании слушания дела и об удалении Суда на закрытое совещание для принятия итогового решения. Статья 57. Совещание по принятию итогового решения 1. Итоговое решение по рассматриваемому делу принимается Уставным Судом в закрытом совещании. В совещании участвуют только судьи Уставного Суда, рассматривающие данное дело. В совещательной комнате в необходимых случаях могут присутствовать сотрудники канцелярии Уставного Суда, обеспечивающие протоколирование и нормальный ход совещания. 2. В ходе совещания каждый из судей вправе свободно излагать свою позицию по обсуждаемому вопросу и просить других судей уточнить их позиции. Число и продолжительность выступлений на совещании не могут быть ограничены. В протоколе совещания в обязательном порядке фиксируются вопросы, ставившиеся на голосование, и результаты голосования. Протокол подписывается всеми присутствующими судьями и не подлежит оглашению. 3. Судьи и другие лица, присутствовавшие на закрытом совещании, не вправе разглашать содержание дискуссии и результаты голосования. Глава VII. РЕШЕНИЯ УСТАВНОГО СУДА Статья 58. Виды решений 1. Итоговое решение Уставного Суда по существу любого из вопросов, принятых к рассмотрению, именуется постановлением. Постановления выносятся именем Ханты-Мансийского автономного округа. 2. Все иные решения Уставного Суда, принимаемые в ходе осуществления уставного судопроизводства, именуются определениями. 3. В заседаниях Уставного Суда принимаются также решения по вопросам организации его деятельности. Указанные решения могут излагаться в протокольной форме. Статья 59. Принятие решения 1. Решение Уставного Суда принимается открытым голосованием путем поименного опроса судей. Первым голосует докладчик, за ним - содокладчик, далее - по возрасту: более молодой голосует перед тем, кто старше. Последним голосует председательствующий. Воздержание от голосования и письменное голосование не допускаются. 2. Решение Уставного Суда считается принятым при условии, что за него проголосовало большинство участвовавших в голосовании судей, если иное не предусмотрено настоящим окружным Законом. 3. В случае если при принятии решения по делу о проверке легитимности нормативного акта, договора, соглашения голоса разделились поровну, решение считается принятым в пользу легитимности оспариваемого акта, договора, соглашения. Статья 60. Требования, предъявляемые к решениям 1. Уставный Суд, основываясь на материалах, исследованных в судебном заседании, принимает решение по делу, оценивая как буквальный смысл рассматриваемого акта, так и смысл, придаваемый ему официальным и иным толкованием или сложившейся правоприменительной практикой, а также исходя из его места в системе правовых актов. 2. Уставный Суд принимает постановление только по предмету, указанному в обращении, и лишь в отношении той части акта, легитимность которого подвергается сомнению в обращении. Уставный Суд при принятии решения не связан основаниями и доводами, изложенными в обращении. 3. Постановления Уставного Суда излагаются в виде отдельных документов с обязательным указанием мотивов их принятия. Определения Уставного Суда оглашаются в заседании и заносятся в протокол, если иное не установлено настоящим окружным Законом или решением Уставного Суда. Статья 61. Изложение решения 1. В решении Уставного Суда, излагаемом в виде отдельного документа, в зависимости от характера рассматриваемого вопроса содержатся следующие сведения: а) наименование решения, дата и место его принятия; б) персональный состав Уставного Суда, принявший решение; в) необходимые данные о сторонах; г) формулировка рассматриваемого вопроса, поводы и основания к его рассмотрению; д) нормы Устава Ханты-Мансийского автономного округа и другие правовые основания, согласно которым Уставный Суд вправе рассматривать данный вопрос; е) требования, содержащиеся в обращении; ж) фактические обстоятельства, установленные Уставным Судом; з) нормы Устава Ханты-Мансийского автономного округа и настоящего Закона, которым руководствовался Уставный Суд при принятии решения; и) доводы в пользу принятого Уставным Судом решения, а при необходимости также доводы, опровергающие утверждения сторон; к) формулировка решения; л) указание на окончательность и обязательность решения; м) порядок вступления решения в силу, а также порядок, сроки и особенности его исполнения и опубликования. 2. Итоговое решение Уставного Суда подписывается всеми судьями, участвовавшими в голосовании. Если для судьи подписание решения обременительно, об этом делается пометка председательствующим под решением с указанием оснований обременения, а при возникновении затруднения у председательствующего - Секретарем Уставного Суда или старшим по возрасту участником заседания. Статья 62. Особое мнение судьи Судья Уставного Суда, не согласный с решением Уставного Суда или его отдельными положениями, вправе письменно изложить свое особое мнение. Особое мнение судьи приобщается к материалам дела и подлежит опубликованию вместе с решением Уставного Суда без указания на его автора. Статья 63. Провозглашение решения 1. Решение Уставного Суда провозглашается в полном объеме в открытом заседании Уставного Суда немедленно после его подписания. Между окончанием устного разбирательства и оглашением решения не может быть более двух месяцев. 2. Постановления Уставного Суда не позднее чем в недельный срок со дня их подписания направляются: - судьям Уставного Суда; - сторонам; - Губернатору Ханты-Мансийского автономного округа, окружной Думе, Правительству автономного округа; - Суду Ханты-Мансийского автономного округа, Арбитражному суду Ханты-Мансийского автономного округа, прокурору Ханты-Мансийского автономного округа. 3. Решения Уставного Суда могут быть также направлены другим государственным органам, органам местного самоуправления, иным организациям, общественным объединениям, должностным лицам и гражданам. Статья 64. Опубликование решения Постановления Уставного Суда подлежат незамедлительному опубликованию в официальном издании органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа. Статья 65. Юридическая сила решения 1. Решение Уставного Суда окончательно, не подлежит обжалованию и вступает в силу немедленно после его провозглашения. 2. Решение Уставного Суда действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Юридическая сила постановления Уставного Суда о признании акта нелегитимным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта, если остаются неизменными соответствующие уставно-правовые и иные общественные условия. 3. Акты или их отдельные положения, признанные нелегитимными, утрачивают силу. Решения судов и иных органов, основанные на актах, признанных нелегитимными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены. 4. В случае если признанием нормативного акта нелегитимным создан пробел в правовом регулировании, непосредственно применяется Устав Ханты-Мансийского автономного округа. Статья 66. Сроки исполнения решения Решение Уставного Суда подлежит исполнению немедленно после опубликования либо вручения его официального текста, если иные сроки специально в нем не оговорены. Статья 67. Исправление неточностей решения После провозглашения решения Председатель Уставного Суда может исправить допущенные в нем неточности в наименованиях, обозначениях, описки и иные явные редакционные и технические погрешности, о чем он информирует судей Уставного Суда. Статья 68. Разъяснение решения 1. Решение Уставного Суда может быть официально разъяснено только самим Уставным Судом в судебном заседании с участием всех судей, принявших это решение, по ходатайству органов и лиц, имеющих право на обращение в Уставный Суд, других органов и лиц, которым оно направлено. На заседание приглашаются заявители, а также органы и лица, выступавшие в качестве сторон по рассматриваемому делу. 2. О разъяснении решения Уставного Суда выносится определение, излагаемое в виде отдельного документа и подлежащее опубликованию в тех изданиях, где было опубликовано само решение. Раздел третий. ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА В УСТАВНОМ СУДЕ ПО ОТДЕЛЬНЫМ КАТЕГОРИЯМ ДЕЛ Глава VIII. РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ О СООТВЕТСТВИИ УСТАВУ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА НОРМАТИВНЫХ АКТОВ Статья 69. Право на обращение в Уставный Суд Правом на обращение в Уставный Суд с запросом о соответствии Уставу Ханты-Мансийского автономного округа нормативных актов, договоров и соглашений, названных в части 1 статьи 3 настоящего окружного Закона, обладают Губернатор и Правительство Ханты-Мансийского автономного округа, окружная Дума, одна пятая часть депутатов окружной Думы, прокурор Ханты-Мансийского автономного округа, Суд Ханты-Мансийского автономного округа, Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа и органы местного самоуправления. Право на обращение в Уставный Суд автономного округа с запросом о соответствии Уставу автономного округа нормативных актов, указанных в части 1 статьи 3 настоящего Закона, имеют также граждане, объединения граждан, общественные организации. (Дополнен - ЗАКОН ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ от 25.12.2000 г. N 132-оз) Статья 70. Допустимость запроса Запрос в Уставный Суд о соответствии Уставу Ханты-Мансийского автономного округа нормативных актов, договоров и соглашений либо отдельных их положений допустим, если заявитель считает их не подлежащими действию из-за несоответствия Уставу Ханты-Мансийского автономного округа либо подлежащими действию вопреки официально принятому решению окружных органов государственной власти, органов местного самоуправления или их должностных лиц об отказе применять и исполнять их как не соответствующие Уставу Ханты-Мансийского автономного округа. Статья 71. Пределы проверки 1. Уставный Суд устанавливает соответствие Уставу Ханты-Мансийского автономного округа нормативных актов, договоров и соглашений: - по содержанию норм; - по форме нормативного акта, договора, соглашения; - по порядку подписания, принятия, опубликования или введения в действие; - с точки зрения установленного Уставом Ханты-Мансийского автономного округа разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную; - с точки зрения установленного Конституцией Российской Федерации и Уставом Ханты-Мансийского автономного округа разграничения полномочий и предметов ведения между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа и органами местного самоуправления автономного округа; - с точки зрения установленного Уставом Ханты-Мансийского автономного округа разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти автономного округа. 2. Проверка соответствия Уставу Ханты-Мансийского автономного округа нормативных актов, договоров и соглашений, принятых до вступления в силу Устава Ханты-Мансийского автономного округа, производится Уставным Судом только по содержанию норм. Статья 72. Решение по делу 1. По итогам рассмотрения дела о проверке соответствия Уставу Ханты-Мансийского автономного округа нормативных актов, договоров, соглашений Уставный Суд Ханты-Мансийского автономного округа принимает одно из следующих решений: - о признании нормативного акта, договора, соглашения либо отдельных их положений соответствующими Уставу Ханты-Мансийского автономного округа; - о признании нормативного акта, договора, соглашения или отдельных их положений не соответствующими Уставу Ханты - Мансийского автономного округа. 2. Признание нормативного акта, договора, соглашения либо отдельных их положений не соответствующими Уставу Ханты - Мансийского автономного округа является основанием отмены в установленном порядке положений других правовых актов, основанных на нормативном акте, договоре или соглашении, признанных не соответствующими Уставу Ханты-Мансийского автономного округа либо воспроизводящих их или содержащих такие же положения, какие были предметом обращения. Положения этих нормативных актов, договоров и соглашений не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами. Глава IX. РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ О ЛЕГИТИМНОСТИ ОКРУЖНЫХ ЗАКОНОВ ПО ЖАЛОБАМ НА НАРУШЕНИЕ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН, ГАРАНТИРОВАННЫХ УСТАВОМ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА Статья 73. Право на обращение в Уставный Суд 1. Правом на обращение в Уставный Суд с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение уставных прав и свобод обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются окружным законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, объединения граждан, прокурор Ханты-Мансийского автономного округа, а также иные органы и лица, указанные в окружном законе. 2. К жалобе, исходящей от граждан и их объединений, помимо документов, перечисленных в статье 29 настоящего окружного Закона, прилагается копия официального документа, подтверждающего применение либо возможность применения обжалуемого окружного закона при разрешении конкретного дела. Выдача заявителю копии такого документа производится по его требованию должностным лицом или органом, рассматривающим дело. Статья 74. Допустимость жалобы Жалоба на нарушение окружным законом уставных прав и свобод допустима, если: а) закон затрагивает уставные права и свободы граждан; б) закон применен или подлежит применению в конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в суде или ином органе, применяющем закон. Статья 75. Последствия принятия жалобы к рассмотрению 1. Уставный Суд, приняв к рассмотрению жалобу на нарушение законом автономного округа уставных прав и свобод граждан, уведомляет об этом суд или иной орган, рассматривающий дело, в котором применен или подлежит применению обжалуемый закон. Уведомление не влечет за собой приостановления производства по делу. 2. Суд или иной орган, рассматривающий дело, в котором применен или подлежит применению обжалуемый закон, вправе приостановить производство до принятия решения Уставным Судом. 3. Уставный Суд уведомляет окружную Думу о принятии к рассмотрению жалобы и предоставляет ей возможность изложить свое мнение в течение определенного им срока. Статья 76. Пределы проверки Пределы проверки Уставным Судом соответствия Уставу Ханты - Мансийского автономного округа закона, указанного в жалобе на нарушение уставных прав и свобод граждан, устанавливаются статьей 71 настоящего окружного Закона. Статья 77. Решение по делу 1. По итогам рассмотрения жалобы на нарушение окружным законом уставных прав и свобод граждан Уставный Суд принимает одно из следующих решений: а) о признании закона Ханты-Мансийского автономного округа либо отдельных его положений соответствующими Уставу Ханты - Мансийского автономного округа; б) о признании закона Ханты-Мансийского автономного округа либо отдельных его положений не соответствующими Уставу Ханты - Мансийского автономного округа. 2. В случае если Уставный Суд признал закон Ханты-Мансийского автономного округа, примененный в конкретном деле, не соответствующим Уставу Ханты-Мансийского автономного округа, данное дело во всяком случае подлежит пересмотру компетентным органом в обычном порядке. 3. В случае признания окружного закона либо отдельных его положений не соответствующими Уставу Ханты-Мансийского автономного округа судебные расходы граждан и их объединений подлежат возмещению в установленном порядке. Глава X. РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ О ЛЕГИТИМНОСТИ ОКРУЖНЫХ ЗАКОНОВ ПО ЗАПРОСАМ СУДОВ Статья 78. Обращение в Уставный Суд 1. Суд при рассмотрении дела в любой инстанции, придя к выводу о несоответствии Уставу Ханты-Мансийского автономного округа окружного закона, примененного или подлежащего применению в указанном деле, обращается в Уставный Суд с запросом о проверке легитимности данного закона. 2. Суд должен указать, в какой степени от действительности окружного закона зависит его решение, и какому положению Устава Ханты-Мансийского автономного округа этот закон не соответствует. 3. Обращение суда не зависит от жалобы участника процесса на ничтожность правового положения окружного закона. Статья 79. Допустимость запроса Запрос суда допустим, если окружной закон применен или подлежит, по мнению суда, применению в рассматриваемом им конкретном деле. Статья 80. Последствия внесения запроса В период с момента вынесения решения суда об обращении в Уставный Суд и до принятия постановления Уставного Суда производство по делу или исполнение вынесенного судом по делу решения приостанавливаются. Статья 81. Особенности производства 1. Уставный Суд уведомляет Думу Ханты-Мансийского автономного округа о принятом к рассмотрению запросе суда и предоставляет ей возможность изложить свое мнение в течение определенного им срока. Дума Ханты-Мансийского автономного округа может вступить в процесс на любой его стадии. 2. Уставный Суд предоставляет возможность высказать свое мнение также участникам исходного производства; он приглашает их к участию в устном разбирательстве и предоставляет слово их представителям. 3. Уставный Суд может запросить сообщения окружных судов, как и на основании каких соображений они толковали Устав Ханты - Мансийского автономного округа в спорном случае, применяли ли и как правовое предписание, действительность которого оспаривается, в своей судебной практике, и какие связанные с этим правовые вопросы ожидают решения. Он может также просить указанные суды представить свои соображения по правовому вопросу, значимому для решения. Уставный Суд информирует участников процесса и субъектов, правомочных высказывать свое мнение, о поступившем заключении. Статья 82. Пределы проверки и итоговое решение по делу 1. Пределы проверки Уставным Судом соответствия Уставу Ханты - Мансийского автономного округа закона Ханты-Мансийского автономного округа, оспариваемого в запросе суда, устанавливаются статьей 71 настоящего Закона. 2. Уставный Суд принимает решение только по правовому вопросу. Виды итоговых решений устанавливаются статьей 77 настоящего Закона. Глава XI. РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ ЖАЛОБАМ Статья 83. Право на обращение в Уставный Суд Право на обращение в Уставный Суд с жалобой, содержанием которой является утверждение о том, что нормативным правовым актом органа государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа нарушены права и свободы, гарантированные Уставом Ханты - Мансийского автономного округа, имеет каждый гражданин, проживающий в Ханты-Мансийском автономном округе, и объединения граждан, зарегистрированные в данном автономном округе. Статья 84. Допустимость жалобы 1. Общественная жалоба допустима, если: а) нормативный правовой акт затрагивает права и свободы граждан, гарантированные Уставом Ханты-Мансийского автономного округа; б) исчерпан общий судебный порядок или административный порядок в случае, когда общий судебный порядок не действует. При этом жалоба вносится в Уставный Суд не позднее двух месяцев после извещения подателя жалобы о решении последней окружной судебной или административной инстанции. 2. Уставный Суд может принять к рассмотрению общественную жалобу, поданную до исчерпания общего судебного или административного порядка, если она имеет всеобщее и очень важное общественное значение, или если для подателя жалобы может возникнуть тяжелый и необратимый ущерб в том случае, если бы сначала использовался общий судебный или административный порядок. Статья 85. Последствия принятия жалобы к рассмотрению 1. Уставный Суд, приняв к рассмотрению общественную жалобу, уведомляет об этом орган государственной власти, издавший оспариваемый нормативный правовой акт, и предлагает данному органу изложить свое мнение в течение определенного Судом срока. 2. Принятие общественной жалобы к рассмотрению Уставным Судом не приостанавливает действие оспариваемого нормативного правового акта. В случае, когда жалоба принимается в порядке части 2 статьи 84 настоящего Закона, Уставный Суд действует в соответствии с частью 2 статьи 33 этого Закона. Статья 86. Особенности производства 1. По решению Уставного Суда общественная жалоба может быть рассмотрена без устного разбирательства. 2. Уставный Суд может, несмотря на отзыв общественной жалобы, принять по ней решение, если он считает такое решение необходимым в публичных интересах; он должен принять решение по общественной жалобе, если орган государственной власти, правовой акт которого оспаривается, ходатайствует о принятии решения в течение четырех недель после вручения заявления об отзыве жалобы. Статья 87. Пределы проверки и итоговое решение по делу 1. Пределы проверки Уставным Судом соответствия Уставу Ханты - Мансийского автономного округа нормативных правовых актов, оспариваемых в общественной жалобе, устанавливаются статьей 71 настоящего окружного Закона. 2. Виды итоговых решений по общественным жалобам устанавливаются статьей 77 настоящего Закона. Глава XII. РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ О ТОЛКОВАНИИ УСТАВА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА Статья 88. Право на обращение в Уставный Суд Правом на обращение в Уставный Суд с запросом о толковании Устава Ханты-Мансийского автономного округа обладают Губернатор Ханты-Мансийского автономного округа, Дума Ханты-Мансийского автономного округа, Правительство автономного округа, представительные органы местного самоуправления. Статья 89. Допустимость запроса 1. Запрос в Уставный Суд о даче толкования Устава Ханты - Мансийского автономного округа допустим, если: а) относится к определенному положению Устава Ханты - Мансийского автономного округа, то есть к определенной уставной норме или совокупности непосредственно взаимосвязанных таких норм либо к определенному термину или понятию, содержащемуся в Уставе Ханты-Мансийского автономного округа, или совокупности непосредственно взаимосвязанных таких норм, терминов и (или) понятий; б) неопределенность положения Устава Ханты-Мансийского автономного округа препятствует надлежащему его применению, включая издание основанных на Уставе Ханты-Мансийского автономного округа правовых актов; в) реализация положения Устава Ханты-Мансийского автономного округа, в отношении которого существует неопределенность, входит или может входить в компетенцию органа государственной власти или местного самоуправления, обратившегося с запросом; г) неопределенность положения Устава Ханты-Мансийского автономного округа не может быть устранена Уставным Судом посредством других процедур уставного судопроизводства; д) положение Устава Ханты-Мансийского автономного округа, в отношении которого заявитель усматривает неопределенность, не конкретизировано действующим законом автономного округа так, что из содержания норм этого закона автономного округа вытекает ответ на поставленный заявителем в его обращении вопрос. 2. Не допускается соединение в одном запросе требования дачи толкования Устава Ханты-Мансийского автономного округа с требованием проверки легитимности нормативного акта, договора, соглашения. Статья 90. Особенности применения общих правил производства при рассмотрении дел о даче толкования Устава Ханты-Мансийского автономного округа Общие правила производства при рассмотрении дел о даче толкования Устава Ханты-Мансийского автономного округа применяются с учетом, что: а) правовое обоснование позиции заявителя, предусмотренное пунктом "з" части 2 статьи 28 настоящего окружного Закона, должно включать описание правовой ситуации, обусловившей обращение с запросом; б) несоблюдение критериев допустимости запроса, изложенных в статье 74 настоящего окружного Закона, а также несоблюдение условия, содержащегося в пункте "а" настоящей статьи, служит основанием для отказа в принятии запроса к рассмотрению в соответствии с пунктом "б" части 1 статьи 34 настоящего Закона; в) если положение Устава Ханты-Мансийского автономного округа, о толковании которого поступил запрос, к началу или в период рассмотрения дела получит во вступившем в силу окружном законе конкретизацию, содержание которой даст ответ на поставленный в обращении заявителя вопрос, производство по делу прекращается при условии, что в обращении не осталось вопросов, не разъясненных новым законом автономного округа. Если неразъясненными осталась часть вопросов, то производство продолжается только по этим вопросам; г) по решению Уставного Суда дело о толковании Устава Ханты - Мансийского автономного округа может рассматриваться без устного разбирательства. Статья 91. Пределы толкования 1. При толковании положений Устава Ханты-Мансийского автономного округа Уставный Суд исходит: а) из принципов, получивших выражение в преамбуле Устава Ханты-Мансийского автономного округа; б) из недопустимости противоречия нормам, изложенным в главе 1 Устава Ханты-Мансийского автономного округа, любых других положений этого Устава; в) из признания человека, его прав и свобод высшей ценностью; г) из непосредственного действия прав и свобод человека и гражданина, определяющих смысл, содержание и применение законов, деятельность органов и учреждений публичной власти; д) из иных принципов, которые могут быть выведены из содержания Устава Ханты-Мансийского автономного округа. 2. Толкование положений Устава Ханты-Мансийского автономного округа Уставным Судом не может вступать в противоречие с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и общими принципами права. 3. Толкуя положения Устава Ханты-Мансийского автономного округа, Уставный Суд связан поставленным в обращении заявителя вопросом (вопросами), однако не связан пределами изложенной в запросе конкретной правовой ситуации, побудившей заявителя к обращению, и его правовой аргументацией. 4. Уставный Суд при толковании уставных положений исходит из того, что любая норма Устава должна иметь положительный эффект, и не допускает такого толкования, которое: а) лишает норму этого эффекта; б) позволяет параллельно применять другую уставную норму; в) ничего не добавляет к правовому регулированию, содержащемуся в других уставных нормах. Статья 92. Принятие решения о толковании Устава Ханты - Мансийского автономного округа 1. Решение о толковании Устава Ханты-Мансийского автономного округа принимается в общем порядке, определенном частями 1 и 2 статьи 59 настоящего окружного Закона. 2. Если при принятии решения по делу о толковании Устава Ханты-Мансийского автономного округа голоса разделились поровну, Уставный Суд откладывает рассмотрение дела в соответствии с частью 1 статьи 48 настоящего окружного Закона. В дальнейшем рассмотрении дела могут в этом случае принять участие также судьи, не участвовавшие в первоначальном рассмотрении. 3. При вторичном рассмотрении дела о толковании Устава Ханты - Мансийского автономного округа, если ситуация повторяется, принятой признается позиция, занимаемая той частью судей, в которую входит Председатель Уставного Суда. Статья 93. Обязательность толкования Устава Ханты-Мансийского автономного округа Толкование Устава Ханты-Мансийского автономного округа, данное Уставным Судом, является официальным и обязательным для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений. Раздел четвертый. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 94. Печать Уставного Суда Уставный Суд имеет печать с изображением Герба Ханты - Мансийского автономного округа и своим наименованием. Статья 95. Символы государственной власти в Уставном Суде 1. На здании, занимаемом Уставным Судом, поднимается Государственный флаг Российской Федерации и флаг Ханты-Мансийского автономного округа. 2. В зале судебных заседаний Уставного Суда находятся изображение Государственного герба Российской Федерации и Государственный флаг Российской Федерации, герб Ханты-Мансийского автономного округа и флаг Ханты-Мансийского автономного округа. 3. Судьи Уставного Суда заседают в мантиях. Статья 96. Местопребывание Уставного Суда 1. Местом постоянного пребывания Уставного Суда является город Ханты-Мансийск. 2. Заседания Уставного суда проводятся в месте его постоянного пребывания. Уставный Суд может провести заседание в другом месте, когда он сочтет это необходимым. Статья 97. Порядок вступления в силу настоящего Закона 1. Настоящий Закон вступает в силу с момента его официального опубликования. 2. Губернатор Ханты-Мансийского автономного округа в течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Закона в порядке, установленном этим Законом, представляет Думе Ханты-Мансийского автономного округа кандидатуры для избрания на должность судьи Уставного Суда. 3. Уставный Суд начинает свою деятельность с момента его избрания в составе, предусмотренном частью 2 статьи 4 настоящего Закона, о чем объявляется в официальном издании органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа. 4. Судьи Уставного Суда первого состава избираются сроком на 4 года. Статья 98. Передача незаконченных производств Находящиеся в Суде Ханты-Мансийского автономного округа и Арбитражном суде Ханты-Мансийского автономного округа незаконченные производства по делам, рассмотрение которых отнесено Уставом Ханты-Мансийского автономного округа и настоящим Законом к компетенции Уставного Суда, с согласия субъектов их возбудивших могут передаваться этими судами Уставному Суду с момента начала его деятельности. Статья 99. Применение федерального законодательства Уставным Судом 1. Уставный Суд во всех случаях, когда его деятельность не определена настоящим Законом, руководствуется нормами Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, законодательством о федеральных судах и судьях, включая Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации". 2. На судей Уставного Суда не распространяются общие дисциплинарные нормы для судей. Губернатор автономного округа А.В.ФИЛИПЕНКО г. Ханты - Мансийск 22 сентября 1997 года N 43- ОЗ Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|