Расширенный поиск
ЗАКОН ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ от 24.06.1998 № 53-озЗАКОН ХАНТЫ - МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ О НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТАХ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
(В редакции ЗАКОНОВ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ
от 20.06.2000 № 37-оз; от 13.02.2001 № 12-оз;
от 19.03.2001 г. N 27-оз; от 06.05.2002 г. N 25-оз;
от 02.07.2002 г. N 34-оз)
Принят Думой Ханты-Мансийского автономного округа 16 июня 1998 года Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Предмет регулирования и цели настоящего Закона
Настоящий Закон в соответствии с Уставом (Основным законом)
Ханты - Мансийского автономного округа устанавливает единые требования
к законам и иным нормативным правовым актам органов государственной
власти автономного округа, определяет порядок их подготовки,
рассмотрения, принятия, опубликования, вступления в силу, толкования и
отмены, а также определяет способы разрешения юридических коллизий.
Статья 2. Основные понятия, применяемые в настоящем Законе
1. Нормативный правовой акт - официальный письменный документ,
принятый в определенной настоящим Законом форме уполномоченным на то
органом государственной власти автономного округа либо путем
референдума и направленный на установление, изменение или отмену
правовых норм.
2. Нормы права (правовые нормы) - официально установленные
органами государственной власти автономного округа общеобязательные
предписания постоянного или временного характера, рассчитанные на
многократное применение и исполнение органами государственной власти,
органами местного самоуправления, организациями, должностными лицами и
гражданами на всей территории автономного округа.
3. Правотворчество автономного округа - направленная на
достижение целей всестороннего и комплексного развития автономного
округа в интересах его населения организационно оформленная властная
деятельность органов государственной власти автономного округа в
рамках их компетенции по созданию нормативных правовых актов, их
изменению и отмене.
4. Проект нормативного правового акта - документ, содержащий
предварительный текст нормативного правового акта, внесенный в
установленном порядке на рассмотрение правотворческого органа.
Статья 3. Правотворческие органы государственной власти Ханты -
Мансийского автономного округа
Правотворческими органами Ханты - Мансийского автономного
округа являются:
а) Дума Ханты - Мансийского автономного округа;
б) Губернатор Ханты - Мансийского автономного округа;
в) Правительство Ханты - Мансийского автономного округа.
Статья 4. Субъекты законодательной инициативы Ханты -
Мансийского автономного округа
1. Субъектами законодательной инициативы Ханты - Мансийского
автономного округа в соответствии с Уставом (Основным законом) Ханты -
Мансийского автономного округа являются:
а) депутаты Думы автономного округа;
б) Губернатор автономного округа;
в) Правительство автономного округа;
г) органы местного самоуправления муниципальных образований
автономного округа;
д) граждане, проживающие на территории автономного округа,
обладающие избирательным правом, при наличии не менее двадцати тысяч
подписей.
2. Процедура осуществления законодательной инициативы
гражданами устанавливается законом автономного округа.
Статья 5. Система нормативных правовых актов Ханты -
Мансийского автономного округа
1. В систему нормативных правовых актов автономного округа
входят:
Устав (Основной закон) Ханты - Мансийского автономного округа,
кодексы и законы автономного округа, договоры, заключенные от имени
автономного округа, соглашения, заключенные органами государственной
власти автономного округа, постановления, регламенты, положения,
правила, имеющие нормативный характер.
2. Особыми видами нормативных правовых актов являются договоры,
заключенные от имени автономного округа, и соглашения, заключенные
органами государственной власти.
3. Органы государственной власти Ханты - Мансийского
автономного округа не вправе издавать нормативные правовые акты в
формах, не предусмотренных настоящей статьей.
Статья 6. Правовые основания разработки нормативных правовых
актов
Нормативные правовые акты Ханты - Мансийского автономного
округа разрабатываются на основании и во исполнение Конституции
Российской Федерации, федерального законодательства, международных
договоров Российской Федерации, Устава и законов автономного округа и
не должны им противоречить.
Статья 7. Правовое регулирование по предметам ведения Ханты -
Мансийского автономного округа
Ханты - Мансийский автономный округ как субъект Российской
Федерации самостоятельно и в полном объеме осуществляет правовое
регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых
актов, по предметам ведения автономного округа.
Статья 8. Правовое регулирование по предметам совместного
ведения Российской Федерации и Ханты - Мансийского автономного округа
1. По предметам совместного ведения Российской Федерации и
Ханты - Мансийского автономного округа автономный округ принимает
законы и иные нормативные правовые акты в соответствии с федеральными
законами, принятыми по предметам совместного ведения.
2. До принятия соответствующего федерального закона по
предметам совместного ведения Российской Федерации и Ханты -
Мансийского автономного округа автономный округ осуществляет
собственное правовое регулирование.
При издании в последующем нормативных правовых актов Российской
Федерации по данным вопросам законы и иные нормативные правовые акты
автономного округа приводятся в соответствие с федеральными
нормативными правовыми актами.
Глава II. ВИДЫ И ЮРИДИЧЕСКИЙ СТАТУС
НОРМАТИВНЫХ АКТОВ ПРАВОТВОРЧЕСКИХ ОРГАНОВ
ХАНТЫ - МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
Статья 9. Устав Ханты - Мансийского автономного округа
1. Устав Ханты - Мансийского автономного округа - Основной
закон Ханты - Мансийского автономного округа. Законы и иные
нормативные правовые акты, принимаемые в автономном округе, не должны
противоречить Уставу автономного округа.
2. Устав автономного округа закрепляет основополагающие
принципы правового регулирования в автономном округе и является
правовой основой законодательства автономного округа.
Статья 10. Кодексы Ханты - Мансийского автономного округа
1. Кодекс Ханты - Мансийского автономного округа - нормативный
правовой акт автономного округа, содержащий и систематизирующий весь
или основной массив правовых норм, регулирующих определенную сферу
общественных отношений.
2. Кодекс автономного округа вводится в действие законом
автономного округа.
3. Кодексам должны соответствовать все другие нормативные
правовые акты, издаваемые в автономном округе в сфере общественных
отношений, регулируемых Кодексом.
Статья 11. Законы Ханты - Мансийского автономного округа
1. Закон Ханты - Мансийского автономного округа - нормативный
правовой акт, регулирующий наиболее значимые и устойчивые общественные
отношения, принимаемый Думой Ханты - Мансийского автономного округа в
соответствии с установленным настоящим Законом порядком либо путем
референдума.
2. Законами автономного округа в пределах его компетенции
регулируются (В редакции ЗАКОНА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО
ОКРУГА-ЮГРЫ от 02.07.2002 г. N 34-оз):
а) утверждение бюджета автономного округа и отчета о его
исполнении;
б) установление порядка проведения выборов Губернатора
автономного округа и депутатов Думы автономного округа;
в) установление основ организации и деятельности Думы и
Правительства автономного округа;
г) установление порядка проведения выборов депутатов
представительных органов местного самоуправления и глав муниципальных
образований автономного округа;
д) установление правового статуса государственных служащих
автономного округа и правового статуса муниципальных служащих;
е) утверждение заключения и расторжения договоров автономного
округа;
ж) утверждение программ социально - экономического развития
автономного округа;
з) установление налогов и сборов, относящихся к ведению
автономного округа, а также порядка их взимания в соответствии с
федеральным законодательством;
и) установление мер административной ответственности;
к) установление порядка управления и распоряжения
собственностью автономного округа, в том числе долями (паями, акциями)
автономного округа в капиталах хозяйственных обществ, товариществ и
предприятий иных организационно - правовых форм;
л) установление порядка назначения и проведения референдума
автономного округа;
м) установление административно - территориального устройства
автономного округа;
н) регулирование иных вопросов, относящихся к ведению и
полномочиям автономного округа, согласно федеральным и окружным
законам.
3. Законы автономного округа не должны противоречить
Конституции Российской Федерации, федеральным законам и Уставу
автономного округа.
4. Законы автономного округа могут быть приняты по любому
вопросу, отнесенному к ведению и полномочиям автономного округа, если
иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации, федеральными
законами и Уставом Ханты - Мансийского автономного округа.
Статья 12. Нормативные правовые акты Думы Ханты - Мансийского
автономного округа
1. Регламент Думы Ханты - Мансийского автономного округа
является правовым актом, определяющим порядок деятельности Думы
автономного округа.
Регламент Думы автономного округа утверждается постановлением
Думы и вступает в силу с момента его принятия или в иной установленный
Думой автономного округа срок.
2. Постановление Думы автономного округа - нормативный правовой
акт, принятый Думой по вопросам, отнесенным к ее компетенции в
соответствии с федеральным законодательством и законодательством
автономного округа.
Статья 13. Акты Губернатора Ханты - Мансийского автономного
округа
1. Губернатор Ханты - Мансийского автономного округа в пределах
своих полномочий и во исполнение Устава Ханты - Мансийского
автономного округа и действующего законодательства автономного округа
издает постановления и распоряжения.
2. Нормативные правовые акты Губернатора автономного округа
издаются в форме постановлений.
3. Распоряжения Губернатора автономного округа принимаются по
организационным и оперативным вопросам и не могут носить нормативного
характера.
Статья 14. Акты Правительства Ханты - Мансийского автономного
округа
1. Правительство Ханты - Мансийского автономного округа в
пределах своей компетенции принимает постановления и распоряжения.
2. Постановления Правительства автономного округа могут
приниматься непосредственно Правительством или Президиумом
Правительства в пределах их компетенции в соответствии с Регламентом
Правительства автономного округа.
3. Распоряжения Правительства могут приниматься непосредственно
Правительством или Президиумом Правительства по организационным и
оперативным вопросам и не могут носить нормативного характера.
4. Акты, принимаемые Правительством или Президиумом
Правительства, оформляются на специальных бланках Правительства
автономного округа.
Статья 15. Договоры Ханты - Мансийского автономного округа
1. Договор Ханты - Мансийского автономного округа является
особым видом нормативных правовых актов, регулирующих отношения
автономного округа с Российской Федерацией, Тюменской областью, а
также иными субъектами Российской Федерации.
2. Договоры между органами государственной власти Российской
Федерации и органами государственной власти Ханты - Мансийского
автономного округа - правовая форма разграничения предметов ведения и
полномочий между органами государственной власти Российской Федерации
и органами государственной власти автономного округа.
Договоры, заключенные от имени автономного округа Губернатором
автономного округа, подлежат ратификации Думой автономного округа.
3. Договоры автономного округа, ратифицированные Думой
автономного округа, являются составной частью правовой системы
автономного округа.
4. Заключение договоров автономного округа производится в
порядке, установленном соответствующим законом автономного округа.
Статья 16. Соглашения Ханты - Мансийского автономного округа
К соглашениям Ханты - Мансийского автономного округа относятся
соглашения:
а) между исполнительными органами государственной власти
автономного округа и федеральными органами исполнительной власти
Российской Федерации;
б) между органами государственной власти автономного округа и
органами государственной власти других субъектов Российской Федерации;
в) между Думой автономного округа и депутатскими фракциями
Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Глава III. ПОДГОТОВКА, ОФОРМЛЕНИЕ, ЭКСПЕРТИЗА
ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
ХАНТЫ - МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
Статья 17. Требования, предъявляемые к нормативным правовым
актам
Нормативный правовой акт Ханты - Мансийского автономного округа
должен отвечать следующим требованиям:
а) соответствие Конституции Российской Федерации, федеральным
законам и международным договорам Российской Федерации;
б) принятие акта уполномоченным на то органом в пределах его
компетенции;
в) принятие акта в порядке и форме, установленных настоящим
Законом;
г) обеспеченность реализации предписаний акта (финансово -
экономическая, организационная и так далее);
д) наличие в акте предписаний, обеспечивающих согласованность
этого акта с другими нормативными правовыми актами;
е) наличие логически построенной структуры;
ж) единство терминологии;
з) общепризнанность терминов;
и) наличие обязательных реквизитов.
Статья 18. Обязательные реквизиты нормативного правового акта и
порядок его оформления
1. Нормативный правовой акт должен содержать следующие
обязательные реквизиты:
а) герб автономного округа;
б) полное наименование органа, принявшего акт;
в) наименование формы нормативного правового акта;
г) заголовок, обозначающий предмет регулирования;
д) регистрационный номер;
е) дату и место принятия;
ж) удостоверительную подпись полномочного лица;
з) печать.
2. Порядок оформления нормативного правового акта и специальные
требования к нормативному правовому акту органа государственной
власти автономного округа устанавливаются соответствующим органом
государственной власти автономного округа.
Статья 19. Основные правила законодательной техники
1. Текст нормативного правового акта излагается простым и ясным
литературным языком. Как правило, не допускается употребление
устаревших и многозначных слов и выражений, образных сравнений,
эпитетов, метафор. В акте даются определения малоизвестных
юридических, технических и других специальных терминов.
2. В законах автономного округа нормативные предписания
излагаются в виде статей, обозначаемых словом "статья" и арабской
цифрой. Статьи могут подразделяться на абзацы, части. Части статей
могут нумероваться арабскими цифрами и иметь свои абзацы. В частях
статей могут содержаться пункты и подпункты.
Статьи имеют единую сквозную нумерацию арабскими цифрами в
пределах всего акта.
Статьи близкого содержания значительных по объему нормативных
правовых актов объединяются в главы. В необходимых случаях главы могут
объединяться в разделы. Разделы и главы имеют заголовки и нумеруются.
В иных нормативных актах автономного округа нормативные
предписания излагаются в виде пунктов, имеющих порядковые номера.
Пункты могут подразделяться на подпункты.
3. В случае необходимости в нормативном правовом акте
воспроизводятся отдельные положения из нормативных правовых актов
более высокой юридической силы со ссылкой на такие акты.
Ссылки в статьях (пунктах) акта на другие его статьи (пункты),
а также на иные действующие нормативные правовые акты или их части
применяются в случаях, когда необходимо показать взаимную связь
правовых норм либо избежать повторений.
4. Если для развития и конкретизации положений нормативного
правового акта необходимо принятие других нормативных правовых актов,
в основном тексте акта или в акте о введении его в действие
предусматривается поручение соответствующим органам подготовить и
принять в установленные правотворческим органом сроки такие акты.
Если с принятием нормативного правового акта необходимо внести
изменения или дополнения в ранее принятые нормативные правовые акты, в
конце проекта в качестве самостоятельных статей (пунктов) излагается
текст таких изменений и дополнений.
Нормативные правовые акты автономного округа или их части,
противоречащие положениям вновь принятого нормативного правового акта,
подлежат признанию утратившими силу.
Статья 20. Планирование правотворческой деятельности в Ханты -
Мансийском автономном округе
1. В целях создания единой и непротиворечивой системы
законодательства Ханты - Мансийского автономного округа, обеспечения
гласности в правотворческой деятельности, совершенствования процесса
подготовки нормативных правовых актов, координации деятельности
правотворческих органов, во избежание дублирования правового
регулирования общественных отношений в правотворческой деятельности
применяется текущее и перспективное планирование. Текущие планы
подготовки нормативных правовых актов составляются на срок не более
года, перспективные - на срок до 2 - 4 лет.
В перспективных планах могут определяться направления развития
законодательства, мероприятия по кодификации и иному упорядочению
нормативных правовых актов, подготовке систематизированных изданий.
2. Планы подготовки проектов нормативных правовых актов
предусматривают разработку проектов наиболее важных и трудоемких актов
и не исключают подготовки проектов вне плана по поручению
правотворческого органа.
В целях оперативного руководства правотворческими работами
соответствующими правотворческими органами автономного округа могут
утверждаться ежеквартальные и полугодовые рабочие планы (планы -
графики) подготовки проектов нормативных правовых актов автономного
округа.
3. Планы подготовки проектов нормативных правовых актов
правотворческих органов утверждаются соответственно Думой автономного
округа, Губернатором автономного округа и Правительством автономного
округа.
Статья 21. Предложения о разработке нормативных правовых актов
автономного округа
1. Субъекты законодательной (правотворческой) инициативы Ханты
- Мансийского автономного округа вправе вносить в соответствующий
правотворческий орган предложения о разработке нормативных правовых
актов.
2. Письменное предложение субъекта законодательной
(правотворческой) инициативы автономного округа о разработке
нормативного правового акта направляется руководителю соответствующего
правотворческого органа.
3. Письменное предложение должно содержать:
а) статус (вид) предлагаемого к разработке нормативного
правового акта;
б) обоснование необходимости принятия данного нормативного
правового акта с указанием предмета правового регулирования, а в
случае необходимости - концепции нормативного правового акта, в
которой дается характеристика и указываются цели будущего акта,
излагаются его основные положения, анализируются предполагаемые
последствия проектируемых норм, приводится примерная структура акта.
Статья 22. Создание комиссий по подготовке проектов законов и
иных нормативных правовых актов автономного округа
1. Субъект законодательной инициативы может создавать комиссии
по подготовке проектов нормативных правовых актов из числа работников
соответствующего органа государственной власти, депутатов Думы
автономного округа и представительных органов местного самоуправления,
квалифицированных специалистов, ученых.
2. Разработка проектов нормативных правовых актов организуется
на основе сбора и анализа информации, проведения расчетов,
социологических исследований, оценки вариантов и выбора лучшего.
Статья 23. Подготовка проектов нормативных правовых актов
специалистами
1. Правотворческий орган может заключить договор о подготовке
первоначального проекта нормативного правового акта с научными
учреждениями, отдельными учеными, специалистами или их творческими
коллективами.
2. Правотворческий орган вправе поручать подготовку
альтернативных проектов нескольким органам, учреждениям, организациям,
отдельным лицам, а также объявлять конкурсы на лучший проект.
Статья 24. Публичные слушания проектов нормативных правовых
актов
При разработке проектов нормативных правовых актов
правотворческими органами могут проводиться публичные слушания по
данным проектам с привлечением заинтересованных организаций и лиц, а
также соответствующих специалистов и экспертов. Замечания и
предложения по итогам публичных слушаний учитываются при доработке
проектов.
Статья 25. Обсуждение проектов нормативных правовых актов через
средства массовой информации
1. Проекты нормативных правовых актов, непосредственно
затрагивающих интересы населения автономного округа, могут выноситься
соответствующими правотворческими органами на обсуждение через
средства массовой информации автономного округа.
2. Поступившие письменные предложения и замечания в адрес
соответствующего нормотворческого органа учитываются при доработке
проекта.
Статья 26. Экспертиза нормативных правовых актов
1. Экспертиза проектов нормативных правовых актов автономного
округа - юридическое и (или) специализированное исследование,
проводимое учеными и специалистами по поручению правотворческого
органа с целью оценки качества проектов нормативных актов и выявления
возможных последствий их принятия и действия.
Экспертиза принятых нормативных правовых актов автономного
округа может проводиться в случаях и порядке, предусмотренных
законодательством Российской Федерации, а при необходимости - по
решению органов государственной власти автономного округа, в том числе
по предложению органов местного самоуправления, в порядке,
предусмотренном настоящим Законом.
2. Проекты нормативных правовых актов, вносимые на рассмотрение
Думы автономного округа по вопросам обеспечения конституционных прав,
свобод и обязанностей граждан Российской Федерации, правового статуса
органов государственной власти автономного округа, общественных
объединений, бюджета автономного округа, налогообложения, финансовых
обязательств органов государственной власти, экологической
безопасности, борьбы с правонарушениями, по вопросам, затрагивающим
права и интересы коренных малочисленных народов Севера, подлежат
обязательной юридической, а также специализированной экспертизе в
зависимости от профиля проекта.
3. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении
от их уплаты, изменении финансовых обязательств автономного округа,
выпуске ценных бумаг под обязательства автономного округа, другие
законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств
бюджета автономного округа, рассматриваются Думой автономного округа
по представлению Губернатора автономного округа либо при наличии
заключения Губернатора автономного округа. (В редакции ЗАКОНА
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ от 06.05.2002 г. N 25-оз)
4. Проекты нормативных правовых актов органов государственной
власти автономного округа, затрагивающие интересы органов местного
самоуправления, подлежат предварительному согласованию с
соответствующими органами местного самоуправления.
5. Проекты нормативных правовых актов не могут быть приняты
правотворческими органами к рассмотрению без визы юридической службы
соответствующего органа.
Статья 27. Процедура экспертизы и статус экспертов нормативных
правовых актов
1. В качестве экспертов могут привлекаться организации и лица,
не принимавшие непосредственного участия в подготовке соответствующего
проекта, а также специалисты органов государственной власти, местного
самоуправления, правоохранительных органов, другие лица.
2. Организации и лица, участвующие в проведении независимой
научной экспертизы проекта нормативного правового акта, вправе:
а) получать от органов государственной власти автономного
округа материалы и документы, связанные с подготовкой проекта;
б) участвовать в парламентских слушаниях, в работе комиссии
Думы автономного округа при обсуждении соответствующего проекта;
в) присутствовать при обсуждении проекта на заседании Думы
автономного округа.
3. Экспертиза проектов законов и иных нормативных правовых
актов проводится, как правило, в месячный срок с момента ее
назначения. После проведения необходимых исследований составляется
заключение, которое направляется в правотворческий орган на имя его
руководителя в двух экземплярах. Заключение по проекту нормативного
правового акта, направленное в правотворческий орган, подлежит
обязательному рассмотрению.
4. В заключении эксперта должны быть указаны:
а) дата и место составления заключения;
б) фамилия, имя, отчество, образование, специальность, ученая
степень и звание, занимаемая должность эксперта (экспертов) и стаж
работы по специальности;
в) ссылка на решение, на основании которого проведена
экспертиза;
г) вопросы, поставленные перед экспертом (группой экспертов),
его мотивированные ответы и выводы;
д) информация о проведенных экспертных исследованиях;
е) выводы, научно - практические предложения (заключения) по
поставленным вопросам, а также возможные варианты правильного
правового решения по проекту или действующему нормативному правовому
акту.
5. Проекты законодательных актов, внесенные на рассмотрение
Думы автономного округа и прошедшие экспертизу, рассматриваются в Думе
при наличии экспертного заключения.
Глава IV. ПРИНЯТИЕ, ОПУБЛИКОВАНИЕ, ВСТУПЛЕНИЕ В СИЛУ
И ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
ХАНТЫ - МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
Статья 28. Право законодательной инициативы
1. Право законодательной инициативы в соответствии с настоящим
Законом осуществляется в форме внесения субъектами законодательной
инициативы в Думу Ханты - Мансийского автономного округа:
а) предложений о разработке и внесении Думой автономного округа
в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации
проектов законов (далее - законопроектов) Российской Федерации о
внесении поправок к Конституции Российской Федерации;
б) предложений о разработке и внесении Думой автономного округа
в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации
проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов;
в) предложений о разработке и внесении Думой автономного округа
в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации
поправок к проектам федеральных конституционных законов и федеральных
законов;
г) предложений о разработке и внесении Думой автономного округа
в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации
законопроектов о внесении изменений и дополнений в действующие законы
Российской Федерации, законы РСФСР, федеральные конституционные законы
и федеральные законы;
д) предложений о разработке и внесении Думой автономного округа
в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации
законопроектов о признании утратившими силу законов Российской
Федерации, законов РСФСР, федеральных конституционных законов и
федеральных законов;
е) предложений о разработке и внесении Думой автономного округа
в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации
законопроектов о неприменении на территории Российской Федерации актов
законодательства СССР;
ж) законопроектов автономного округа о внесении изменений и
дополнений в Устав (Основной закон) Ханты - Мансийского автономного
округа;
з) законопроектов автономного округа;
и) законопроектов автономного округа о внесении изменений и
дополнений в действующие законы автономного округа либо о признании
этих законов утратившими силу;
к) поправок к законопроектам автономного округа.
2. Не предусмотренные Уставом Ханты - Мансийского автономного
округа и настоящим Законом в качестве субъектов законодательной
инициативы органы государственной власти автономного округа,
общественные объединения, учреждения, организации и граждане вправе
участвовать в законотворческом процессе путем представления субъектам
законодательной инициативы разработанных ими законопроектов.
Статья 29. Осуществление законодательной инициативы
Губернатором автономного округа и Правительством автономного округа
1. Губернатор автономного округа осуществляет право
законодательной инициативы непосредственно.
2. Губернатор автономного округа может назначить своего
официального представителя при рассмотрении в Думе автономного округа
законопроекта, внесенного Губернатором.
Назначение официального представителя Губернатора автономного
округа при рассмотрении законопроектов в Думе автономного округа
оформляется распоряжением Губернатора.
3. Правительство в соответствии с Регламентом Правительства
автономного округа при осуществлении права законодательной инициативы
принимает решение о внесении в Думу автономного округа проекта закона
автономного округа и назначает своего официального представителя при
его рассмотрении.
Назначение официального представителя Правительства автономного
округа при рассмотрении законопроектов в Думе автономного округа
оформляется распоряжением Правительства автономного округа.
Статья 30. Субъекты права внесения проектов нормативных
правовых актов от имени Губернатора автономного округа и Правительства
автономного округа
1. Перечень субъектов права внесения проектов нормативных
правовых актов от имени Губернатора автономного округа, требования к
проектам нормативных правовых актов и процедура их внесения
устанавливаются Губернатором автономного округа.
2. Перечни субъектов права внесения проектов нормативных
правовых актов от имени Правительства автономного округа и права
внесения проектов нормативных правовых актов от имени иных органов
государственной власти, требования к названным проектам и процедура их
внесения устанавливаются Правительством автономного округа.
Статья 31. Порядок внесения законопроектов в Думу автономного
округа
1. Необходимым условием внесения законопроекта в Думу
автономного округа в порядке законодательной инициативы является
представление:
а) текста законопроекта с указанием на титульном листе субъекта
права законодательной инициативы, внесшего законопроект;
б) пояснительной записки к законопроекту, содержащей
обоснование необходимости его принятия, включающее развернутую
характеристику законопроекта, его целей, основных положений, места в
системе действующего законодательства, а также прогноза социально -
экономических и иных последствий его принятия;
в) справки о состоянии законодательства в данной сфере
правового регулирования;
г) перечня законов и иных нормативных правовых актов,
подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению,
дополнению или принятию в связи с принятием данного закона;
д) предложений о разработке нормативных правовых актов,
принятие которых необходимо для реализации данного закона;
е) финансово - экономического обоснования (в случае внесения
законопроекта, реализация которого потребует дополнительных
материальных и иных затрат);
ж) заключения Правительства автономного округа в случаях,
определенных Уставом Ханты - Мансийского автономного округа и
настоящим Законом.
2. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении
от их уплаты, изменении финансовых обязательств автономного округа,
выпуске ценных бумаг под обязательства автономного округа, другие
законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств
бюджета автономного округа, могут быть внесены в Думу автономного
округа только при наличии заключения Губернатора автономного округа.
(В редакции ЗАКОНА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ
от 06.05.2002 г. N 25-оз)
3. При внесении законопроектов субъектом права законодательной
инициативы - коллегиальным органом должно быть представлено решение
соответствующего коллегиального органа с указанием представителя
субъекта права законодательной инициативы в Думе автономного округа по
данному законопроекту.
4. Законопроекты, внесенные в Думу автономного округа без
заключения Губернатора автономного округа, вместе с финансово -
экономическим обоснованием направляются Председателем Думы Губернатору
автономного округа для подготовки заключения. Данное заключение
представляется в Думу автономного округа не позднее двадцати дней со
дня направления соответствующего законопроекта Губернатору автономного
округа. (В редакции ЗАКОНА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ
от 06.05.2002 г. N 25-оз)
5. Непосредственно в текст внесенного в Думу автономного округа
законопроекта должны быть включены следующие положения:
а) о сроках и порядке вступления в силу закона автономного
округа или отдельных его положений;
б) о признании утратившими силу, приостановлении действия,
изменении, дополнении ранее принятых законов и иных нормативных
правовых актов автономного округа в связи с принятием данного закона;
в) о приведении Губернатором автономного округа и
Правительством автономного округа своих правовых актов в соответствие
с принятым законом автономного округа.
6. Подготовленный к внесению в Думу законопроект и материалы к
нему, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, направляются
субъектом законодательной инициативы на имя Председателя Думы
автономного округа не позднее чем за 20 дней до дня его рассмотрения
на заседании Думы автономного округа.
Статья 32. Регистрация поступивших законопроектов
1. Законопроект считается внесенным в Думу автономного округа
со дня его регистрации в соответствующем структурном подразделении
аппарата Думы автономного округа, где на него заводится электронная
регистрационная карта.
2. Законопроект, внесенный в Думу автономного округа в качестве
законодательной инициативы, передается в Государственно - правовое
управление аппарата Думы автономного округа для установления
соответствия порядка внесения данного законопроекта требованиям
настоящего Закона.
3. Законопроект, внесенный с соблюдением требований настоящего
Закона и подлежащий рассмотрению Думой автономного округа,
направляется Председателем Думы в соответствующую комиссию Думы
автономного округа, которая назначается ответственной по
законопроекту.
В случае направления законопроекта в несколько комиссий Думы
автономного округа Председатель Думы автономного округа определяет из
их числа ответственную комиссию по законопроекту.
4. Законопроект, непосредственно затрагивающий права и интересы
коренных малочисленных народов Севера, направляется Председателем
Думы автономного округа для предварительного рассмотрения в Ассамблею
коренных малочисленных народов Севера.
Подготовленное Ассамблеей коренных малочисленных народов Севера
заключение, содержащее предложения и замечания по законопроекту,
передается ответственной комиссии.
5. Заключение ответственной комиссии Думы автономного округа
должно содержать предложение о принятии законопроекта к рассмотрению
Думой автономного округа или об его отклонении. Заключение комиссии
Думы автономного округа должно быть мотивировано. Ответственная
комиссия представляет также предложение о приглашении лиц на
рассмотрение законопроекта в первом чтении.
6. Ответственная комиссия может принять решение об отклонении
законопроекта только в случае, если:
а) регулируемые им вопросы не отнесены к ведению Ханты -
Мансийского автономного округа, а также к совместному ведению
Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
б) он противоречит Конституции Российской Федерации,
федеральному законодательству, общепризнанным принципам и нормам
международного права и международным договорам Российской Федерации, а
также законодательству Ханты - Мансийского автономного округа.
7. Законопроект, внесенный с нарушением требований настоящего
Закона, рассмотрению не подлежит и возвращается внесшему его субъекту
законодательной инициативы для выполнения соответствующих требований.
После выполнения этих требований субъект законодательной инициативы
вправе вновь внести законопроект в Думу автономного округа.
Статья 33. Правовая экспертиза законопроектов
1. По поручению Председателя Думы автономного округа или
ответственной комиссии в установленный ими срок осуществляется
правовая экспертиза законопроекта на соответствие Конституции
Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным
законам, Уставу Ханты - Мансийского автономного округа, а также
проверяется перечень актов законодательства автономного округа,
подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению,
дополнению или принятию в связи с принятием данного законопроекта.
2. На основании результатов правовой экспертизы законопроекта
готовится заключение, в котором должны быть отражены положения:
а) о соответствии законопроекта Конституции Российской
Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам,
Уставу и законам Ханты - Мансийского автономного округа. Если в
заключении устанавливается несоответствие законопроекта Конституции
Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным
законам, Уставу Ханты - Мансийского автономного округа, то должно
быть указано, какому акту не соответствует законопроект и в чем
выражается это несоответствие;
б) о соблюдении внутренней логики законопроекта, отсутствии
противоречий между разделами, главами, статьями, частями, пунктами
законопроекта;
в) о полноте перечня актов законодательства автономного округа,
подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению,
дополнению или принятию в связи с принятием данного законопроекта.
Статья 34. Порядок подготовки законопроектов к рассмотрению на
заседании Думы автономного округа
1. Порядок подготовки законопроекта к рассмотрению Думой
автономного округа и срок представления заключений, отзывов,
предложений и замечаний к законопроекту, за исключением заключений
Правительства автономного округа, определяются ответственной комиссией
Думы автономного округа самостоятельно, если иное не предусмотрено
решением Председателя Думы, в соответствии с Регламентом Думы
автономного округа, а также планом работы Думы автономного округа на
очередной год.
2. Срок подготовки к рассмотрению Думой автономного округа
законопроекта, внесенного субъектом законодательной инициативы,
определяется Председателем Думы автономного округа.
3. Для работы над законопроектом ответственная комиссия может
создать рабочую группу из числа депутатов Думы автономного округа -
членов данной комиссии.
В состав рабочей группы также могут входить депутаты Думы
автономного округа, не являющиеся членами ответственной комиссии,
представители соответствующего субъекта законодательной инициативы, а
также представители органов государственной власти, других
организаций, эксперты и специалисты.
4. По решению председателя ответственной комиссии законопроект
с сопроводительным письмом за подписью председателя ответственной
комиссии может быть направлен в государственные органы, другие
организации для подготовки отзывов, предложений и замечаний, а также
для проведения научной экспертизы.
5. Ответственная комиссия Думы автономного округа, получив
текст законопроекта (тексты законопроектов по одному и тому же
вопросу), назначает докладчика из состава ответственной комиссии.
6. Обсуждение законопроекта в ответственной комиссии Думы
автономного округа проходит открыто, с приглашением субъекта
законодательной инициативы, внесшего законопроект, и может освещаться
в средствах массовой информации.
7. Депутаты Думы автономного округа, не являющиеся членами
ответственной комиссии Думы, Губернатор автономного округа или
уполномоченные им лица, представители органов государственной власти,
других организаций, в которые законопроект направлялся для дачи
отзывов, предложений и замечаний, вправе присутствовать с правом
совещательного голоса на заседаниях ответственной комиссии Думы
автономного округа при обсуждении законопроекта.
8. Законопроект, подготовленный к рассмотрению Думой
автономного округа в первом чтении, и материалы к нему направляются
ответственной комиссией Думы Председателю Думы автономного округа для
внесения в повестку дня очередного заседания Думы автономного округа.
Ответственная комиссия Думы автономного округа представляет
Председателю Думы также предложения о приглашении лиц на рассмотрение
законопроекта в первом чтении.
9. Дополнительно к материалам, внесенным субъектом
законодательной инициативы в соответствии со статьей 31 настоящего
Закона, ответственная комиссия Думы представляет Председателю Думы
автономного округа:
а) проект постановления Думы автономного округа о принятии
законопроекта в первом чтении;
б) заключение Государственно - правового управления аппарата
Думы автономного округа по данному законопроекту;
в) решение ответственной комиссии Думы автономного округа с
мотивированным обоснованием необходимости принятия или отклонения
Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|