Расширенный поиск
ЗАКОН ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ от 02.08.1999 № 41-озЗАКОН ХАНТЫ - МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ О СОЦИАЛЬНОМ ПАРТНЕРСТВЕ В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ Принят Думой Ханты-Мансийского автономного округа 30 июня 1999 года Настоящий Закон определяет правовые основы организации, функционирования и развития системы социального партнерства в Ханты-Мансийском автономном округе с целью регулирования социально-трудовых и связанных с ними отношений, достижения общественного согласия. Настоящим Законом регулируются правоотношения, не урегулированные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Основные понятия Для целей настоящего Закона используются следующие основные термины: 1. Система социального партнерства в Ханты-Мансийском автономном округе - совокупность мер правового, экономического и организационного характера в области социально-трудовых отношений и разрешения социально-трудовых конфликтов. 2. Социальное партнерство - отношения между работниками, работодателями и органами государственной власти и местного самоуправления в лице их представителей, обеспечивающие на основе равноправия и сотрудничества оптимальный баланс и реализацию их интересов, способствующие разрешению возникающих между ними противоречий путем достижения согласия и взаимопонимания на основе взаимных консультаций, переговоров и заключающиеся в принятии и выполнении совместных решений, заключении коллективных договоров, соглашений. 3. Стороны социального партнерства - работники, работодатели, органы государственной власти и местного самоуправления в лице их полномочных представителей. 4. Работник - физическое лицо, состоящее в трудовых отношениях с работодателем. 5. Работодатель - собственник, распорядитель имущества, финансовых средств либо уполномоченное им лицо, с которым работник состоит в трудовых отношениях, имеющий право принимать решения (обязательства) и нести ответственность за их выполнение. 6. Организация - предприятие, учреждение, организация, независимо от форм собственности и подчиненности. 7. Представители работников - органы профессиональных союзов и их объединений, уполномоченные на представительство в соответствии с их уставами, а также общественные органы, образованные на общем собрании (конференции) работников организации и уполномоченные им. 8. Представители работодателей - уполномоченные работодателями лица; объединение (ассоциация, союз) работодателей (далее - объединение работодателей), являющееся некоммерческой организацией, созданное на добровольной основе по учредительному договору работодателей, имеющее целью представительство и защиту интересов работодателей при взаимодействии с представителями работников, органов государственной власти и местного самоуправления. 9. Представители органов государственной власти, органов местного самоуправления - должностные лица органов государственной власти автономного округа, органов местного самоуправления, уполномоченные руководителями этих органов представлять интересы органов государственной власти автономного округа и местного самоуправления при взаимодействии с работниками, их представителями, работодателями и их представителями. 10. Ханты-Мансийское окружное трехстороннее соглашение - правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними отношений в Ханты-Мансийском автономном округе, минимальные нормы оплаты и условий труда, гарантии, компенсации, социальные нормативы, содержащий взаимные обязательства и заключаемый между Правительством Ханты-Мансийского автономного округа, окружным объединением (ассоциацией) организаций профессиональных союзов, окружным объединением работодателей в пределах их компетенции. 11. Окружное отраслевое (межотраслевое) соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые и связанные с ними отношения в отрасли (отраслях), устанавливающий минимальные нормы оплаты и условий труда, гарантии, компенсации для работников этих отраслей, содержащий взаимные обязательства и заключаемый между Правительством Ханты-Мансийского автономного округа, окружными организациями отраслевых профсоюзов, межотраслевыми объединениями организаций профсоюзов, окружными отраслевыми (межотраслевыми) объединениями работодателей в пределах их компетенции. 12. Территориальное трехстороннее соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые и связанные с ними отношения в муниципальном образовании Ханты-Мансийского автономного округа, устанавливающий минимальные нормы оплаты и другие условия труда, а также социальные гарантии и льготы, связанные с территориальными особенностями муниципальных образований, содержащий взаимные обязательства и заключаемый между соответствующими органами местного самоуправления, территориальными объединениями организаций профсоюзов и территориальными объединениями работодателей. 13. Территориальное отраслевое (межотраслевое) соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые и связанные с ними отношения в отдельной отрасли (ряде отраслей) муниципального образования Ханты-Мансийского автономного округа, устанавливающий минимальные нормы оплаты и условий труда, гарантии, компенсации для работников этой отрасли, содержащий взаимные обязательства и заключаемый между соответствующими органами местного самоуправления, территориальными организациями отраслевых профсоюзов, межотраслевыми объединениями организаций профсоюзов и работодателями, их территориальными отраслевыми (межотраслевыми) объединениями. Статья 2. Принципы социального партнерства Социальное партнерство строится на следующих основных принципах: - приоритетность интересов населения округа; - уважение и учет интересов участников переговоров, - заинтересованность договаривающихся сторон в участии в договорных отношениях; - содействие органов государственной власти и местного самоуправления в укреплении и развитии системы социального партнерства; - соблюдение сторонами социального партнерства и их представителями международных норм, законодательства Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа; - полномочность сторон социального партнерства и их представителей, - равноправие сторон; - свобода выбора и обсуждения вопросов, входящих в сферу социального партнерства; - добровольность принятия обязательств сторонами социального партнерства; - регулярность проведения консультаций и переговоров по вопросам, входящим в сферу социального партнерства; - реальность выполнения принимаемых сторонами социального партнерства обязательств; - обязательность исполнения достигнутых договоренностей, ответственность сторон за невыполнение по их вине принятых обязательств; - систематичность контроля за выполнением принятых в рамках социального партнерства соглашений, коллективных договоров и решений. Статья 3. Правовая основа социального партнерства 1. Правовую основу социального партнерства составляют Конституция Российской Федерации, регулирующие соответствующие общественные отношения федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, настоящий Закон, другие законы Ханты-Мансийского автономного округа, а также иные нормативные правовые акты автономного округа, которые не могут ухудшать положение сторон социального партнерства и их представителей по сравнению с международными нормами, федеральными законами и настоящим Законом. 2. Правовую основу социального партнерства в Ханты-Мансийском автономном округе составляют также Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации, общероссийские отраслевые (межотраслевые) тарифные, профессиональные соглашения, заключенные в соответствии с законодательством и распространяющие свое действие на организации, осуществляющие свою деятельность на территории Ханты-Мансийского автономного округа. 3. Если международные договоры Российской Федерации, в том числе конвенции Международной организации труда, ратифицированные Российской Федерацией, содержат иные правила, чем предусмотренные настоящим Законом, то применяются правила международных договоров, ратифицированных Российской Федерацией. Глава II. СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ Статья 4. Задачи системы социального партнерства Система социального партнерства в Ханты-Мансийском автономном округе создается для выполнения следующих основных задач: - обеспечение эффективного механизма регулирования социально-трудовых и связанных с ними отношений; - обеспечение устойчивого развития производства и стабильного повышения уровня жизни на основе учета и оптимального сочетания интересов сторон социального партнерства; - предотвращение коллективных трудовых споров и содействие разрешению конфликтов. Статья 5. Формы социального партнерства Социальное партнерство осуществляется посредством проведения взаимных консультаций, переговоров, принятия и выполнения совместных решений, заключения коллективных договоров, соглашений, направленных на реализацию политики в социально-трудовой сфере на территории Ханты-Мансийского автономного округа, совместного контроля за выполнением достигнутой договоренности. Статья 6. Виды соглашений и их условия 1. В зависимости от сферы и уровня регулирования социально-трудовых и связанных с ними отношений в Ханты-Мансийском автономном округе могут заключаться следующие виды соглашений: - Ханты-Мансийское окружное трехстороннее соглашение; - окружные отраслевые (межотраслевые) соглашения; - территориальные трехсторонние соглашения; - территориальные отраслевые (межотраслевые) соглашения. 2. Условия, содержащиеся в Ханты-Мансийском окружном трехстороннем соглашении, не могут ухудшать положение работников по сравнению с законодательством Российской Федерации, Генеральным соглашением между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации, общероссийскими отраслевыми (межотраслевыми) тарифными и профессиональными соглашениями на соответствующий период. 3. Условия, содержащиеся в окружных отраслевых (межотраслевых) соглашениях, не могут ухудшать положения работников по сравнению с Ханты-Мансийским окружным трехсторонним соглашением на соответствующий период. 4. Условия, содержащиеся в территориальных трехсторонних соглашениях, не могут ухудшать положение работников по сравнению с Ханты-Мансийским окружным трехсторонним соглашением, соответствующими окружными отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями на соответствующий период. 5. Условия, содержащиеся в территориальных отраслевых (межотраслевых) соглашениях, не могут ухудшать положение работников по сравнению с Ханты-Мансийским окружным трехсторонним соглашением, соответствующими окружными отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями, территориальными соглашениями на соответствующий период. 6. Отраслевые (межотраслевые) соглашения могут быть двухсторонними и трехсторонними. Двухсторонние соглашения, как правило, заключаются между организациями профсоюзов государственных, муниципальных, бюджетных организаций и их объединениями и Правительством Ханты-Мансийского автономного округа, главой местного самоуправления или другими уполномоченными этими органами лицами, которые являются для работников государственных, муниципальных, бюджетных организаций работодателями и органами власти одновременно. Статья 7. Ханты-Мансийская окружная трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений 1. Для обеспечения регулирования социально-трудовых и связанных с ними отношений на принципах социального партнерства образуется постоянно действующая Ханты-Мансийская окружная трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений (далее - Комиссия), которая формируется из представителей окружных органов государственной власти, окружного объединения (ассоциации) организаций профсоюзов, окружного объединения работодателей из равного числа представителей каждой из сторон, уполномоченных решением соответствующей стороны. 2. Окружное объединение (ассоциация) организаций профессиональных союзов, окружное объединение работодателей самостоятельно определяют персональный состав своих представителей и порядок их ротации. 3. Персональный состав представителей органов государственной власти и порядок их ротации утверждаются Правительством Ханты - Мансийского автономного округа. 4. Каждая сторона социального партнерства самостоятельно выбирает (назначает) сопредседателей Комиссии. 5. Комиссия осуществляет свою деятельность в соответствии с положением, утвержденным Губернатором Ханты-Мансийского автономного округа, и с учетом необходимого оперативного решения возникающих неотложных вопросов. 6. Комиссия регулярно проводит свои заседания в соответствии с согласованным сторонами планом. 7. Основными функциями Комиссии являются: - рассмотрение предложений сторон социального партнерства и их согласование между сторонами; - ведение коллективных переговоров, подготовка и принятие Ханты-Мансийского окружного трехстороннего соглашения, окружных отраслевых (межотраслевых) соглашений; - рассмотрение хода выполнения окружных соглашений и подведение итогов их выполнения; - оказание содействия участникам территориальных трехсторонних, территориальных отраслевых (межотраслевых) соглашений, заключаемых на муниципальном уровне, в урегулировании возникающих между ними разногласий при разработке и выполнении указанных соглашений; - внесение предложений в органы государственной власти и местного самоуправления о принятии в установленном порядке нормативных правовых актов в области социально-трудовых и связанных с ними отношений; - внесение предложений в соответствующие органы о привлечении к ответственности лиц, не выполняющих положений соглашений, коллективных договоров. 8. Комиссия для выполнения своих основных функций имеет право: - давать предложения органам государственной власти о принятии в установленном порядке нормативных правовых актов в области социально-трудовых и связанных с ними отношений, в том числе в сфере занятости населения, оплаты труда, доходов и уровня жизни населения, социальной защиты, социального обеспечения и социального страхования, охраны труда, социального партнерства; - утверждать регламент Комиссии; - создавать рабочие группы с привлечением ученых и специалистов; - взаимодействовать с муниципальными комиссиями по регулированию социально-трудовых и связанных с ними отношений, оказывать содействие в их деятельности и развитии социального партнерства на отраслевом и региональных уровнях; - приглашать для участия в своей работе представителей органов государственной власти и местного самоуправления, объединений профсоюзов, объединений работодателей, не входящих в состав Комиссии, ученых и специалистов, а также представителей других организаций; - получать от соответствующих органов государственной власти и местного самоуправления информацию о социально-экономическом положении в автономном округе, муниципальных образованиях автономного округа и отдельных отраслях экономики, необходимую для ведения коллективных переговоров и заключения Ханты-Мансийского окружного трехстороннего соглашения, окружных отраслевых (межотраслевых) соглашений; - участвовать в проведении совещаний, конференций, конгрессов, семинаров по вопросам социально-трудовых и связанных с ними отношений и социального партнерства. 9. Конкретизация функций и прав Комиссии регламентируется Положением. 10. Решения, принимаемые Комиссией в пределах ее компетенции, обязательны для рассмотрения органами государственной власти и местного самоуправления, профсоюзами, работодателями, их объединениями, действующими на территории автономного округа. 11. По всем рассматриваемым вопросам Комиссия принимает решения, которые подписывают сопредседатели Комиссии. Способ принятия решений каждой стороной социального партнерства определяется самостоятельно. 12. Решение Комиссии считается принятым, если за него проголосовала каждая из ее сторон. Разногласия, возникшие в процессе работы комиссии, разрешаются в порядке, установленном законодательством. 13. Для подготовки окружных отраслевых (межотраслевых) соглашений и рассмотрения хода их выполнения соответствующие организации отраслевых профессиональных союзов, их объединений (ассоциации), объединения работодателей могут делегировать в состав Комиссии своих полномочных представителей. Правительство автономного округа может делегировать в состав Комиссии руководителей соответствующих структурных подразделений исполнительной власти автономного округа. Статья 8. Муниципальные трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений 1. В муниципальных образованиях могут создаваться муниципальные трехсторонние комиссии по регулированию социально - трудовых и связанных с ними отношений, осуществляющие свою деятельность в пределах соответствующих муниципальных образований автономного округа (далее - Муниципальная комиссия). 2. При необходимости могут создаваться межмуниципальные комиссии. 3. Муниципальная комиссия состоит из представителей организаций профессиональных союзов и их объединений, а также иных уполномоченных работниками органов, объединений работодателей, действующих на территории соответствующего муниципального образования, представителей исполнительного органа местного самоуправления. 4. Организации профессиональных союзов и их объединения, а также иные уполномоченные работниками органы, объединения работодателей, действующие на территории соответствующего муниципального образования, самостоятельно определяют персональный состав своих представителей в Муниципальной комиссии и порядок их ротации. 5. Персональный состав представителей органов местного самоуправления в Муниципальной комиссии и порядок их ротации утверждаются главой местного самоуправления муниципального образования. 6. Каждая из сторон Муниципальной комиссии равноправна в своей деятельности. 7. Образование Муниципальной комиссии может инициироваться представителями любой из сторон и оформляется совместным решением сторон социального партнерства с приложением списка персонального состава комиссии. 8. Положение о Муниципальной комиссии и ее полномочия утверждаются главой местного самоуправления в соответствии с настоящим Законом. 9. Для организации работы Муниципальной комиссии стороны могут создавать рабочие группы. 10. Заседания Муниципальной комиссии проводятся по мере необходимости. По письменному заявлению одной из сторон в течение трех дней созывается внеочередное заседание. 11. Решение Муниципальной комиссии считается принятым, если за него проголосовала каждая из ее сторон. Разногласия, возникшие в процессе работы комиссии, разрешаются в порядке, установленном законодательством. Статья 9. Процедура заключения соглашений 1. В Ханты-Мансийском автономном округе соглашения разрабатываются на основе переговоров между сторонами социального партнерства. 2. Сроки разработки и заключения соглашения определяются соответствующей комиссией и оформляются ее решением. 3. Финансовые средства, необходимые для выполнения соглашений, учитываются в проектах бюджета автономного округа, бюджетов муниципальных образований. 4. Положения соглашений учитываются при принятии соответствующих законов, иных нормативно-правовых актов автономного округа. 5. Соглашения публикуется в официальных изданиях. 6. Соответствующая комиссия имеет право предложить организациям, не участвовавшим в заключении соглашения, присоединиться к нему. 7. Если работодатели или соответствующие представители работников в течение тридцати дней с момента получения предложения не заявили о своем несогласии присоединиться к нему, соглашение считается распространенным на соответствующих работодателей с момента получения предложения. 8. Регулирование разногласий в ходе переговоров, при заключении и исполнении соглашений производится в соответствии с законодательством. 9. Подписанные сторонами социального партнерства территориальные трехсторонние соглашения, территориальные отраслевые (межотраслевые) соглашения подлежат уведомительной регистрации в органе исполнительной власти по труду Ханты - Мансийского автономного округа. Статья 10. Коллективный договор 1. Коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и заключаемый работниками организации, филиала, представительства с работодателями или их полномочными представителями. 2. Право на ведение переговоров по заключению коллективного договора, порядок и сроки разработки и заключения коллективного договора, его содержание и структура, действие и контроль за выполнением, изменение и дополнение осуществляются в порядке, предусмотренном законодательством. 3. Подписанный сторонами социального партнерства коллективный договор направляется в орган по труду по месту нахождения организации для его уведомительной регистрации. Статья 11. Полномочия Правительства автономного округа в сфере социального партнерства Правительство Ханты-Мансийского автономного округа: 1. Разрабатывает проекты законов и иных нормативно-правовых актов в области социального партнерства. 2. Организует деятельность Комиссии. 3. Проверяет полномочия сторон социального партнерства на окружном уровне. 4. Организует при необходимости обсуждение проекта Ханты - Мансийского окружного трехстороннего соглашения, окружных отраслевых (межотраслевых) соглашений. 5. Осуществляет методическое обеспечение подготовки и заключения соглашений и коллективных договоров, их уведомительной регистрации в органах по труду автономного округа и муниципальных образований. 6. Проводит экспертизу согласованных сторонами социального партнерства проектов территориальных трехсторонних соглашений, территориальных отраслевых (межотраслевых) соглашений. 7. Осуществляют контроль за выполнением положений соглашений и коллективных договоров с привлечением государственных органов надзора и контроля. 8. Организует деятельность по урегулированию коллективных трудовых споров во взаимодействии с представителями работников и работодателей, органами государственной власти и органами местного самоуправления, используя все предусмотренные законодательством Российской Федерации возможности для разрешения возникших трудовых споров. 9. Обеспечивает взаимодействие по вопросам социального партнерства государственных органов надзора и контроля, Государственной инспекции труда по Ханты-Мансийскому автономному округу, других государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, объединений работодателей, организаций профессиональных союзов, их объединений и иных представительных органов, уполномоченных работниками. Статья 12. Полномочия исполнительных органов местного самоуправления муниципальных образований в сфере социального партнерства Исполнительные органы местного самоуправления муниципальных образований: 1. Разрабатывают проекты правовых актов по вопросам социального партнерства. 2. Совместно с заинтересованными сторонами разрабатывают мероприятия по развитию социального партнерства, участвуют в их реализации на территории муниципального образования. 3. Организуют деятельность трехсторонних комиссий муниципальных образований по регулированию социально-трудовых отношений. 4. Проверяют полномочия сторон социального партнерства. 5. Организуют обсуждение территориального трехстороннего соглашения, территориальных трехсторонних (двухсторонних) отраслевых (межотраслевых) соглашений. 6. Осуществляют методическое обеспечение на территориях муниципальных образований подготовки и заключения соглашений и коллективных договоров. 7. Проводят экспертизу согласованных сторонами социального партнерства проектов коллективных договоров на соответствие действующему законодательству. 8. Ведут уведомительную регистрацию коллективных договоров, при этом осуществляют контроль за соответствием законодательству положений коллективных договоров в случаях, предусмотренных федеральным законодательством. 9. Осуществляют контроль за выполнением положений соглашений и коллективных договоров с привлечением государственных органов надзора и контроля. 10. Выявляют причины и условия возникновения коллективных трудовых споров, принимают меры по их устранению. 11. Содействуют урегулированию коллективных трудовых споров, организуют примирительные процедуры и участвуют в них. 12. Обобщают практику в сфере социально-трудовых отношений и представляют информацию Губернатору автономного округа и Правительству автономного округа о развитии социального партнерства на территориях соответствующих муниципальных образований. 13. Анализируют и прогнозируют социально-экономическое развитие в сфере трудовых отношений муниципальных образований. Статья 13. Представительство интересов работников 1. Представительство интересов работников на уровне Ханты-Мансийского автономного округа осуществляют: - окружное объединение (ассоциация) организаций профессиональных союзов, объединяющее профсоюзные организации, действующие на территориях более половины муниципальных образований автономного округа и объединяющие более половины работников от их общей численности в Ханты-Мансийском автономном округе; - окружные организации отраслевых профсоюзов, окружные межотраслевые объединения организаций профсоюзов, объединяющие профсоюзные организации одной или нескольких отраслей экономики Ханты-Мансийского автономного округа и объединяющих более половины работников от их общей численности в этой отрасли (отраслях). 2. Интересы работников на уровне муниципальных образований представляют: - территориальные объединения организаций профсоюзов, иные уполномоченные работниками органы соответствующего муниципального образования, в которых объединены более половины работников от их общей численности в муниципальном образовании; - территориальные организации отраслевых профсоюзов, территориальные межотраслевые объединения организаций профсоюзов, иные уполномоченные работниками органы соответствующего муниципального образования, объединяющие более половины работников от их общей численности в этой отрасли (отраслях). 3. Создание и деятельность организаций профсоюзов и их объединений (ассоциаций), иных уполномоченных работниками органов регулируются законодательством Российской Федерации. Статья 14. Представительство интересов работодателей 1. Представителями интересов работодателей выступают уполномоченные работодателем лица. 2. Представительство интересов работодателей на уровне Ханты-Мансийского автономного округа осуществляют: - окружное объединение работодателей, объединяющее организации, действующие на территориях более половины муниципальных образований округа, и в которых занято более половины работников от их общей численности в Ханты-Мансийском автономном округе; - окружные отраслевые (межотраслевые) объединения работодателей, объединяющие организации из одной или нескольких отраслей экономики Ханты-Мансийского автономного округа и в которых занято более половины работников от их общей численности в этой отрасли (отраслях). 3. Окружные отраслевые, (межотраслевые) объединения работодателей могут входить в окружное объединение работодателей. 4. Интересы работодателей на уровне муниципальных образований представляют: - территориальные объединения работодателей соответствующего муниципального образования, в которых объединены более половины работников от их общей численности в муниципальном образовании. Территориальные объединения работодателей могут входить в окружное объединение работодателей; - территориальные отраслевые (межотраслевые) объединения работодателей соответствующего муниципального образования, объединяющие более половины общего числа работников от их общей численности в этой отрасли (отраслях). Территориальные отраслевые (межотраслевые) объединения работодателей могут входить в территориальные объединения работодателей, окружные отраслевые (межотраслевые) объединения работодателей. 5. Работодатели могут одновременно входить в различные объединения работодателей. Глава III. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА Статья 15. Полномочия и обязанности сторон социального партнерства 1. Представители работников имеют право в соответствии с законодательством на участие в образовании и работе соответствующих комиссий по регулированию социально-трудовых и связанных с ними отношений на ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров, соглашений, на участие в регулировании коллективных трудовых споров, на осуществление контроля за выполнением коллективных договоров и соглашений, сторонами которых они являются, и добиваться реализации изложенных в них условий. 2. Работодатели и их представители участвуют в создании и работе соответствующих комиссий по регулированию социально - трудовых и связанных с ними отношений, контролируют выполнение сторонами социального партнерства коллективных договоров и соглашений. В случае вхождения в какие-либо объединения работодателей или добровольного присоединения к одному из действующих соглашений работодатели и их представители участвуют в подготовке и обсуждении проектов соглашений, проектов программ, решений органов государственной власти и местного самоуправления. 3. Органы государственной власти и местного самоуправления и их представители вправе принимать меры по созданию трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых и связанных с ними отношений, заключению соглашений и их выполнению. 4. Представители работников способствуют созданию комиссий по регулированию социально-трудовых и связанных с ними отношений, заключению коллективных договоров и соглашений, участвуют в выявлении и предупреждении коллективных трудовых споров, не реже двух раз в год организуют совместную проверку выполнения коллективных договоров. В случае выполнения условий соглашений, коллективных договоров организации профсоюзов, иные уполномоченные работниками органы в соответствии с законом не организуют и не поддерживают проведение забастовок и иных массовых выступлений работников. 5. Работодатели и их представители содействуют организациям профсоюзов, иным уполномоченным работниками органам в их деятельности в соответствии с законодательством, участвуют в подготовке и заключении коллективных договоров и соглашений и обеспечивают их выполнение, способствуют расширению числа участников объединений работодателей и объединению их в соответствующие единые объединения работодателей, созданию отраслевых и территориальных комиссий по регулированию социально-трудовых и связанных с ними отношений, способствуют предупреждению и разрешению коллективных трудовых споров, организуют не реже двух раз а год совместную проверку коллективных договоров. 6. Исполнительные органы государственной власти и местного самоуправления обеспечивают условия для работы комиссий по регулированию социально-трудовых и связанных с ними отношений, участвуют в выявлении, предотвращении и разрешении коллективных трудовых споров, добиваются соответствия результатов переговоров целям политики, проводимой в социально-трудовой сфере, разрабатывают нормативные правовые акты по регулированию социально-трудовых и связанных с ними отношений, по совершенствованию организационных форм социального партнерства, механизма взаимодействия с работодателями (представителями работодателей) и представителями работников. Статья 16. Информационное обеспечение сторон социального партнерства 1. Полномочные представители сторон социального партнерства получают в установленном порядке необходимую и достоверную информацию по социально-трудовым вопросам, необходимую для ведения переговоров, консультаций и выработки совместных решений, заключения коллективных договоров, соглашений и контроля за их исполнением. 2. Стороны социального партнерства имеют право на распространение информации по социально-трудовым и связанным с ними вопросам. 3. Результаты переговоров, консультаций, соглашения и ход их выполнения публикуются в окружной газете "Новости Югры", муниципальных газетах и в иных средствах массовой информации. Статья 17. Установление полномочий представителей объединений работодателей и профессиональных союзов для ведения переговоров и заключения коллективных договоров, соглашений 1. Представители окружного объединения (ассоциации) организаций профсоюзов, окружных организаций отраслевых профсоюзов, окружных межотраслевых объединений организаций профсоюзов, окружного объединения работодателей, окружного отраслевого (межотраслевого) объединения работодателей представляют в орган исполнительной власти по труду Ханты-Мансийского автономного округа документы, удостоверяющие их полномочия для ведения переговоров и заключения соответствующих соглашений. 2. Представители территориальных объединений организаций профсоюзов, территориальных организаций отраслевых профсоюзов, территориальных межотраслевых объединений организаций профсоюзов, первичных профсоюзных организаций, территориальных объединений работодателей, территориальных отраслевых (межотраслевых) объединений работодателей, работодатели представляют в орган по труду соответствующих муниципальных образований документы, удостоверяющие их полномочия для ведения переговоров и заключения коллективных договоров, соответствующих соглашений. Статья 18. Посещение организаций Сторона (стороны) социального партнерства вправе беспрепятственно посещать в установленном порядке организации, на которые распространяется сфера действия соглашения, для контроля за их выполнением. Статья 19. Инициатива в правотворчестве 1. Окружное объединение (ассоциация) организаций профсоюзов, окружные организации отраслевых профсоюзов, окружные межотраслевые объединения организаций профсоюзов, окружное объединение работодателей, окружные отраслевые (межотраслевые) объединения работодателей вправе обращаться в органы государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа с предложениями по разработке проектов законодательных и иных нормативно-правовых актов по социально-трудовым и связанным с ними вопросам. 2. Территориальные объединения организаций профсоюзов, территориальные организации отраслевых профсоюзов, территориальные межотраслевые объединения организаций профсоюзов, территориальные объединения работодателей, территориальные отраслевые (межотраслевые) объединения работодателей вправе обращаться в органы местного самоуправления с предложениями по разработке проектов нормативных актов по социально-трудовым и связанным с ними вопросам. 3. Органы государственной власти и местного самоуправления обязаны рассмотреть предложения организаций профсоюзов, их объединений, работодателей и объединений работодателей в установленном законом порядке. Статья 20. Взаимные консультации 1. Стороны социального партнерства вправе проводить взаимные консультации по социально-трудовым и связанным с ними вопросам, в том числе консультации, необходимые для ведения переговоров, заключения соглашений, коллективных договоров, контроля за ходом их исполнения. Инициатором проведения таких консультаций может выступать любая из сторон. 2. Сторона соглашения, коллективного договора обязана приступить к консультациям с другой стороной не позднее семи дней после поступления от нее письменного уведомления. ГЛАВА V. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА Статья 21. Ответственность сторон социального партнерства 1. Стороны соглашений, коллективных договоров, нарушающие или не выполняющие взятые на себя обязательства, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ханты - Мансийского автономного округа. 2. Сторона (стороны) социального партнерства вправе направлять требование о привлечении лиц, в обязанности которых входит обеспечение выполнения коллективного договора, соглашения, к ответственности органам (лицам), в компетенцию которых входит принятие соответствующего решения. 3. Требование подлежит рассмотрению в течение тридцати календарных дней со дня его получения, в течение которых стороне (сторонам) социального партнерства должен быть дан ответ о принятии мер или основаниях к отказу в его удовлетворении. 4. Стороны соглашения, коллективного договора вправе по взаимному согласию устанавливать ответственность за нарушение, неисполнение обязательств по коллективному договору, соглашению, если эта ответственность не противоречит законодательству Российской Федерации. Условия и порядок применения таких мер ответственности к сторонам предусматриваются в соглашении, коллективном договоре или другом документе, принимаемых во исполнение соглашения, коллективного договора. Статья 22. Ответственность лиц, представляющих работодателя 1. По требованию представителей работников работодатель (собственник) обязан принять меры, предусмотренные законодательством, к руководителю, по вине которого нарушаются или не выполняются условия коллективного договора. 2. Руководитель организации несет административную ответственность за непредставление в течение семи дней после подписания сторонами коллективного договора в соответствующий орган по труду для уведомительной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации и автономного округа. 3. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, Ханты-Мансийского автономного округа, штрафы за нарушения в сфере социального партнерства могут налагаться также государственными правовыми инспекторами труда в пределах их полномочий. 4. Заявление о привлечении к административной ответственности направляется в Государственную инспекцию труда по Ханты - Мансийскому автономному округу любой из сторон социального партнерства. 5. Привлечение к ответственности не освобождает стороны (сторону) от выполнения обязательств по соглашению, коллективному договору. Статья 23. Контроль за выполнением коллективных договоров и соглашений Контроль за выполнением коллективных договоров и соглашений осуществляют стороны социального партнерства и их представители, орган исполнительной власти по труду Ханты-Мансийского автономного округа, органы местного самоуправления муниципальных образований автономного округа по труду и Государственная инспекция труда по Ханты-Мансийскому автономному округу в установленном законом порядке. Статья 24. Вступление настоящего Закона в силу Настоящий Закон вступает в силу с момента его официального опубликования. Губернатор автономного округа А.В.ФИЛИПЕНКО г. Ханты - Мансийск 2 августа 1999 года N 41-оз Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|