Расширенный поиск

ЗАКОН ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ от 03.12.2001 № 79-оз

 
        Утратил силу - ЗАКОН ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ
                                                от 01.11.2006 № 106-оз
 
 
 
                                ЗАКОН                                 
                         ХАНТЫ - МАНСИЙСКОГО                          
                     АВТОНОМНОГО ОКРУГА  -  ЮГРЫ                      
 
 
  О ПОРЯДКЕ РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  
     ВЛАСТИ И ОРГАНАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ХАНТЫ - МАНСИЙСКОГО     
                          АВТОНОМНОГО ОКРУГА                          
 
 
                   Принят Думой Ханты - Мансийского                   
                автономного округа 27 ноября 2001 года                
 
 
 
       Настоящий  Закон  в  соответствии  с  Конституцией   Российской
Федерации,  Уставом (Основным законом) Ханты - Мансийского автономного
округа, законодательством Российской Федерации и Ханты  -  Мансийского
автономного  округа  устанавливает  порядок  рассмотрения  обращений и
организации приема граждан в органах государственной власти и  органах
местного самоуправления Ханты - Мансийского автономного округа.
 
       Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
 
       Статья 1. Обеспечение права граждан на обращение
 
       В Ханты - Мансийском  автономном  округе  обеспечивается  право
граждан  обращаться  лично  либо  через  представителей  в  устной или
письменной форме, а также направлять коллективные обращения  в  органы
государственной  власти  и  органы  местного  самоуправления  Ханты  -
Мансийского автономного округа (далее - органы государственной  власти
и органы местного самоуправления), к их должностным лицам по вопросам,
отнесенным к их  ведению,  и  получать  ответы  на  свои  обращения  в
установленный законодательством срок.
       Органы государственной власти и органы местного самоуправления,
их  должностные  лица обязаны своевременно и по существу рассматривать
обращения  граждан  и  принимать  по  ним  решения  в  соответствии  с
федеральным  законодательством,  законодательством автономного округа,
настоящим Законом.
 
       Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
 
       Для целей настоящего Закона используются следующие понятия:
       1)  обращение  -  изложенное  в  устной  или  письменной  форме
предложение, заявление, жалоба, ходатайство граждан;
       2) предложение - вид  обращения  гражданина  (группы  граждан),
направленного    на   улучшение   организации   деятельности   органов
государственной   власти,   органов   местного   самоуправления,    их
должностных   лиц,   решение   вопросов  экономической,  политической,
социально - культурной и других сфер жизни;
       3) заявление - вид  обращения  гражданина  (группы  граждан)  в
органы  государственной  власти,  органы местного самоуправления, к их
должностным лицам по вопросам реализации принадлежащих  ему  (ей)  или
другим гражданам конституционных прав, свобод и законных интересов;
       4) жалоба - вид обращения гражданина по  поводу  восстановления
его  либо  другого  лица  (лиц)  прав,  свобод  и  законных интересов,
нарушенных действиями (бездействием) юридических и физических лиц;
       5) ходатайство - официальная просьба  гражданина,  общественной
организации  или  должностного  лица  в поддержку просьбы иного лица о
признании за ним определенного статуса, прав и свобод;
       6) коллективное обращение - вид обращения двух и более граждан,
а  также обращение, принятое на митинге или собрании путем голосования
(подписанное инициаторами коллективного обращения)  либо  путем  сбора
подписей;
       7) петиция -  вид  коллективного  обращения  граждан  в  органы
государственной    власти   и   органы   местного   самоуправления   о
необходимости проведения общественных реформ или частичного  изменения
законодательства автономного округа.
 
       Статья 3. Сфера действия настоящего Закона
 
       Действие настоящего Закона распространяется на  все  обращения,
за исключением:
       1)    обращений,    которые    рассматриваются    в     порядке
конституционного,   гражданского,  арбитражного,  административного  и
уголовного судопроизводства;
       2)   обращений,   для   которых   предусмотрен   иной   порядок
рассмотрения,  установленный  федеральными  конституционными законами,
федеральными законами;
       3)  обращений   в   иные   органы,   не   являющиеся   органами
государственной    власти    и    органами   местного   самоуправления
(коммерческие предприятия, общественные объединения);
       4) запросов информационного  характера  в  архивы,  библиотеки,
органы статистики и другие организации.
 
       Статья 4. Компетенция органов государственной власти и  органов
местного самоуправления в рассмотрении обращений граждан
 
       Органы государственной власти рассматривают  обращения  граждан
по  вопросам,  отнесенным  к их ведению, в соответствии с Конституцией
Российской Федерации и Уставом Ханты - Мансийского автономного округа,
договорами  о  разграничении  предметов  ведения  и  полномочий  между
Российской Федерацией и Ханты - Мансийским автономным округом, а также
соглашениями   о   передаче  полномочий  между  федеральными  органами
исполнительной власти и  органами  исполнительной  власти  автономного
округа.
       Компетенция  Думы  Ханты  -  Мансийского  автономного   округа,
Губернатора  Ханты  -  Мансийского  автономного  округа, Правительства
Ханты  -  Мансийского  автономного  округа,   исполнительных   органов
государственной  власти  Ханты  -  Мансийского автономного округа и их
должностных лиц в рассмотрении  конкретных  вопросов,  содержащихся  в
обращениях,  определяется федеральными законами и законами автономного
округа.
       Органы  местного  самоуправления  рассматривают  обращения   по
вопросам  местного значения, определенным законодательством Российской
Федерации  и  Ханты  -  Мансийского   автономного   округа,   уставами
муниципальных   образований,   а   также   по  вопросам,  связанным  с
выполнением  отдельных  государственных   полномочий,   которыми   они
наделены в установленном порядке.
 
       Статья 5. Обязанности органов государственной власти и  органов
местного самоуправления, их должностных лиц по рассмотрению обращений
 
       Органы государственной власти, органы местного самоуправления и
их должностные лица обязаны:
       1) обеспечить рассмотрение обращений граждан в  соответствии  с
порядком, определенным настоящим Законом;
       2)  создавать  условия  для   своевременного   и   эффективного
рассмотрения обращений;
       3) принимать обоснованные решения по  существу  поставленных  в
обращении  вопросов,  осуществлять  контроль  за  исполнением принятых
решений;
       4) разъяснять порядок обжалования принятых решений;
       5)  систематически  анализировать   и   обобщать   предложения,
заявления, жалобы граждан, содержащиеся в них критические замечания;
       6) проверять состояние дел по рассмотрению обращений граждан  в
подведомственных  органах и организациях, принимать меры по устранению
причин и условий, порождающих  нарушение  прав  и  охраняемых  законом
интересов граждан, вызывающих поступление повторных заявлений и жалоб;
       7) регулярно  проводить  личный  прием  граждан,  информировать
население о времени и порядке личного приема;
       8) представлять информацию о  характере  обращений  граждан  по
запросу Администрации Губернатора автономного округа, Думы автономного
округа, Правительства автономного округа;
       9) периодически публиковать  в  средствах  массовой  информации
автономного  округа  аналитические материалы о характере и результатах
рассмотрения обращений граждан.
 
       Статья  6.  Права  органов  государственной  власти  и  органов
местного самоуправления, их должностных лиц по рассмотрению обращений
 
       Должностные  лица  органов  государственной   власти,   органов
местного  самоуправления при рассмотрении обращений граждан в пределах
своей компетенции вправе:
       1) приглашать обратившихся граждан для беседы;
       2) в случае  необходимости  в  установленном  законодательством
порядке  запрашивать  дополнительные  материалы  и получать объяснения
обратившихся граждан и иных юридических и физических лиц;
       3) привлекать в установленном порядке переводчиков и экспертов;
       4)  создавать  комиссии  для  проверки  фактов,  изложенных   в
обращениях;
       5)   поручать    рассмотрение    обращений    другим    органам
государственной  власти,  организациям, их должностным лицам в порядке
ведомственной подчиненности, кроме случая, предусмотренного  частью  4
статьи   10  настоящего  Закона,  и  контролировать  ход  рассмотрения
обращений.
 
       Статья 7. Личный прием граждан
 
       Руководители органов государственной власти и органов  местного
самоуправления организуют и осуществляют личный прием граждан.
       Личный  прием  граждан  проводится   руководителями   и   иными
должностными  лицами органов государственной власти и органов местного
самоуправления по заранее утвержденному ими  графику,  заблаговременно
доведенному до сведения населения.
       Во время личного приема гражданину обеспечивается право сделать
устное  заявление  либо  оставить  письменное  обращение  по  существу
поставленных им вопросов.
 
       Статья 8. Устные обращения граждан
 
       На устные обращения, как правило, дается ответ в устной форме в
случаях,  когда  изложенные в них факты и обстоятельства очевидны и не
требуют дополнительной проверки.
       В случае если обстоятельства, изложенные  в  устном  обращении,
требуют дополнительной проверки, устное обращение оформляется справкой
должностного  лица,   которому   оно   поступило,   и   в   дальнейшем
рассматривается в порядке, предусмотренном настоящим Законом.
 
       Статья 9. Письменные обращения граждан
 
       Письменное обращение  должно  содержать  наименование  и  адрес
органа   или   должностного  лица,  которому  направляется  обращение,
изложение предмета  обращения    указанием  в  жалобе,  какие  права
заявителя  нарушены действием или бездействием органов или должностных
лиц), фамилию, имя, отчество обращающегося, его адрес, дату  и  личную
подпись.
       Не   подлежат   регистрации   и   соответственно   рассмотрению
обращения,  в  которых  отсутствуют  фамилия,  адрес  и личная подпись
обратившегося гражданина (анонимные  обращения),  а  также  обращения,
содержащие выражения, оскорбляющие честь и достоинство других лиц.
       Анонимное обращение,  содержащее  сведения  о  готовящемся  или
совершенном  преступлении, незамедлительно направляется для проверки в
правоохранительные органы.
       Обращения,  помещенные   в   средствах   массовой   информации,
рассматриваются в порядке и сроки, предусмотренные настоящим Законом.
 
       Статья 10. Порядок направления предложений, заявлений  и  жалоб
граждан
 
       1. Предложения и заявления  подаются  гражданами  в  те  органы
государственной  власти  и  органы  местного  самоуправления  или  тем
должностным  лицам,  к  непосредственному  ведению  которых  относится
разрешение данного вопроса.
       2.   Жалоба   подается   на   имя   должностных   лиц   органов
государственной   власти   и   органов   местного   самоуправления,  в
непосредственном подчинении которых находятся  эти  должностные  лица,
решения,   а   также   неправомерные  действия  (бездействие)  которых
обжалуются.
       3.   Органы   государственной   власти   и   органы    местного
самоуправления,  их  руководители  и  иные должностные лица, к ведению
которых не относится рассмотрение вопросов, содержащихся в обращениях,
обязаны   направить   их  в  пятидневный  срок  после  поступления  по
подведомственности, сообщив об этом гражданину, подавшему обращение.
       4. Запрещается направлять жалобы для рассмотрения тем органам и
должностным   лицам,   решения   и   действия   (бездействие)  которых
обжалуются.
 
       Статья 11. Порядок рассмотрения обращений
 
       1.  Поступающие  в  органы  государственной  власти  и   органы
местного  самоуправления обращения подлежат обязательной регистрации и
учету.
       2. После проведения анализа  содержания  поступивших  обращений
ответственные  лица в течение срока, установленного настоящим Законом,
обязаны подготовить мотивированный ответ, в  связи  с  чем  они  могут
направлять  запросы  в  соответствующие органы государственной власти,
органы местного самоуправления, учреждения, организации, предприятия.
       3.   Органы    государственной    власти,    органы    местного
самоуправления,  учреждения,  организации, предприятия, находящиеся на
территории автономного округа, к которым  поступили  запросы,  обязаны
представить  ответ  по существу в орган, направивший запрос, в течение
20 дней со дня поступления.
       4.   Органы    государственной    власти,    органы    местного
самоуправления,   должностные   лица,   рассматривающие  обращение  по
подведомственности, обязаны  в  пятидневный  срок  после  рассмотрения
обращения  сообщать  органу,  направившему им обращение, о результатах
рассмотрения обращения с приложением копии ответа заявителю.
       5.  В  зависимости   от   количества   поступающих   в   органы
государственной  власти  и  органы  местного  самоуправления обращений
граждан должностные обязанности по их  обработке  выполняют  отдельные
специалисты или специально созданные структурные подразделения.
 
       Статья 12. Сроки рассмотрения обращений
 
       Обращения рассматриваются  в  срок  до  одного  месяца  со  дня
поступления   в   орган  государственной  власти  или  орган  местного
самоуправления, обязанные разрешить вопрос по существу.
       Обращения, не требующие дополнительного  изучения  и  проверки,
рассматриваются  в  течение  15  дней.  Окончанием  срока рассмотрения
считается дата направления письменного ответа  или  устного  сообщения
заявителю с изложением решения по обращению.
       В тех случаях,  когда  для  рассмотрения  обращения  необходимо
проведение    специальной    проверки,   истребование   дополнительных
материалов  либо  принятие  других  мер,  необходимых  для  подготовки
ответа,  сроки  рассмотрения  могут быть в порядке исключения продлены
руководителем или заместителем  руководителя  соответствующего  органа
государственной власти или органа местного самоуправления, но не более
чем на один месяц, с сообщением об этом обратившемуся лицу.
 
       Статья 13. Оставление обращения без рассмотрения по существу
 
       Органы государственной власти и органы местного самоуправления,
их   должностные   лица,   которым  направлено  обращение,  вправе  не
рассматривать его по существу, если:
       1) обращение того же лица (группы лиц) и по тем  же  основаниям
было  ранее  рассмотрено  и во вновь поступившем обращении отсутствуют
основания для пересмотра ранее принятого решения;
       2) по вопросам, содержащимся в обращении, имеется вступившее  в
законную силу судебное решение;
       3) обращение направлено лицом, которое признано  недееспособным
решением суда, вступившим в законную силу;
       4) обращение подано в интересах третьих лиц, которые  возражают
против его рассмотрения (кроме недееспособных лиц).
       В этих случаях органы государственной власти и органы  местного
самоуправления   направляют  ответ  лицу,  направившему  обращение,  с
указанием одной из перечисленных в части 1 настоящей статьи  причин  с
приложением соответствующего решения.
 
       Статья 14.  Неразглашение  сведений  в  связи  с  рассмотрением
обращений граждан
 
       Запрещается распространение информации и  разглашение  сведений
органами государственной власти и органами местного самоуправления, их
должностными лицами о частной жизни граждан, ставших  известными  этим
органам и должностным лицам в связи с рассмотрением обращений граждан,
без согласия обратившихся.
 
       Глава II. РАССМОТРЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ГРАЖДАН
 
       Статья 15. Обязанности органов государственной власти и органов
местного   самоуправления,   их   должностных   лиц   по  рассмотрению
предложений граждан
 
       Органы государственной власти и органы местного самоуправления,
их  должностные  лица,  к  непосредственному ведению которых относится
рассмотрение и принятие решений по существу содержащихся в предложении
вопросов,  обязаны  рассмотреть  их  в установленные сроки, объективно
оценить, принять мотивированное  решение  и  дать  ответ  по  существу
предложения.
 
       Статья   16.   Предложения   граждан    по    совершенствованию
законодательства
 
       Лица,  проживающие  на  территории  автономного  округа,  могут
обращаться   к   Губернатору   автономного   округа,  в  Правительство
автономного  округа,  Думу   автономного   округа,   органы   местного
самоуправления   и   к   их   должностным  лицам  с  предложениями  по
совершенствованию  законодательства  автономного  округа  в   порядке,
установленном   Уставом   Ханты   -  Мансийского  автономного  округа,
настоящим Законом и иными нормативными  правовыми  актами  автономного
округа.
 
       Глава III. РАССМОТРЕНИЕ ЗАЯВЛЕНИЙ ГРАЖДАН
 
       Статья 17. Обязанности органов государственной власти и органов
местного  самоуправления, их должностных лиц по рассмотрению заявлений
граждан
 
       Органы государственной власти и органы местного самоуправления,
их  должностные  лица, принявшие к рассмотрению заявление, поступившее
от гражданина, обязаны:
       1)  рассмотреть  его  по  существу  в  установленные  настоящим
Законом сроки;
       2) принять обоснованное решение и меры по его исполнению;
       3) сообщить заявителю о результатах  рассмотрения  заявления  и
принятом по нему решении.
 
       Глава IV. РАССМОТРЕНИЕ ЖАЛОБ ГРАЖДАН
 
       Статья 18. Обеспечение права граждан при рассмотрении жалобы
 
       Гражданину, обратившемуся с жалобой, обеспечивается право:
       1)   лично   довести    до    сведения    должностного    лица,
рассматривающего  жалобу,  обстоятельства,  приведшие  к нарушению его
прав;
       2) по просьбе органа, рассматривающего жалобу, давать пояснения
по вопросам, затронутым в жалобе;
       3) представлять дополнительные сведения или ходатайствовать  об
их  истребовании  органом  государственной  власти  и органом местного
самоуправления либо их должностным лицом, рассматривающим жалобу;
       4) получить в письменной форме официальный ответ о  результатах
рассмотрения жалобы в установленный настоящим Законом срок;
       5) доверять  представление  своих  интересов  при  рассмотрении
жалобы иным лицам в установленном порядке;
       6)  обжаловать  решение  по  жалобе  в  вышестоящий  в  порядке
подчиненности   орган   государственной   власти  или  орган  местного
самоуправления.
 
       Статья 19. Обязанности должностного лица по рассмотрению жалобы
 
       Должностное лицо, в компетенцию  которого  входит  рассмотрение
соответствующей жалобы, обязано:
       1) рассмотреть жалобу по  существу  в  установленный  настоящим
Законом  срок, объективно оценить изложенные в ней факты, проверить их
достоверность;
       2) незамедлительно  принять  меры  к  пресечению  неправомерных
решений,  действий  (бездействия),  посягающих  на  права  и  законные
интересы граждан;
       3)  в  случае  необходимости  выехать  на  место  для  изучения
обстоятельств,  вызвавших  жалобу, истребовать необходимые материалы и
объяснения   у   тех   органов   государственной   власти,    местного
самоуправления и их должностных лиц, на которых поступила жалоба;
       4) принять по жалобе  мотивированное  и  основанное  на  законе
решение и обеспечить его реальное исполнение;
       5) в установленный настоящим  Законом  срок  в  письменной  или
устной  форме  сообщить гражданину о результатах рассмотрения жалобы и
принятом по ней решении.
       Рассмотрение жалобы прекращается, если  в  ходе  проверки  было
установлено,   что   автор  указал  ложные  фамилию,  адрес  и  другие
недостоверные сведения.
 
       Статья 20. Решение по жалобе
 
       По итогам рассмотрения жалобы  принимается  одно  из  следующих
решений:
       1) о полном удовлетворении жалобы или удовлетворении  жалобы  в
части восстановления нарушенного права гражданина (граждан);
       2) об отказе в удовлетворении жалобы либо отказе в ее части.
       Решение по жалобе должно быть мотивированным, при необходимости
со  ссылкой на нормативные правовые акты, содержать указание об отмене
или изменении обжалуемого решения, принятого  органом  государственной
власти,  местного  самоуправления  либо  их должностным лицом, а также
должно разъяснять порядок обжалования принятого решения.
       Если жалоба признана подлежащей  удовлетворению  полностью  или
частично,  органы  государственной  власти или местного самоуправления
либо их должностное лицо, принявшее решение по жалобе, обязаны принять
необходимые меры для восстановления нарушенного права гражданина.
 
       Глава V. РАССМОТРЕНИЕ ХОДАТАЙСТВ ГРАЖДАН
 
       Статья 21. Подача ходатайства
 
       Ходатайства  могут   направляться   гражданами,   общественными
организациями  или должностными лицами в органы государственной власти
и органы местного самоуправления в защиту интересов другого лица.
       Ходатайства, направленные в  органы  государственной  власти  и
органы  местного  самоуправления,  рассматриваются должностными лицами
этих  органов,  в  компетенцию  которых  входит  принятие  решения  по
указанному  вопросу  в  сроки,  установленные  статьей  12  настоящего
Закона.
 
       Статья 22.  Отказ  в  принятии  к  рассмотрению  и  регистрации
ходатайства
 
       При отказе в принятии к рассмотрению и регистрации  ходатайства
заявителю  направляется  письменное  уведомление  с  указанием  причин
отказа и порядка обжалования решения.
 
       Статья 23. Решение по ходатайству
 
       О решении, принятом по ходатайству, заявитель  информируется  в
течение десяти дней со дня его принятия.
       По  итогам  рассмотрения  ходатайства   принимается   одно   из
следующих решений:
       1)  о  полном  удовлетворении  ходатайства  или  удовлетворении
ходатайства в части;
       2) об отказе в удовлетворении  ходатайства  либо  об  отказе  в
удовлетворении части ходатайства.
 
       Глава VI. КОЛЛЕКТИВНЫЕ ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАН
 
       Статья 24. Подача коллективных обращений
 
       Коллективные обращения граждан рассматриваются в соответствии с
требованиями  статей  настоящего  Закона, регулирующих порядок подачи,
рассмотрения письменных обращений в виде предложений, заявлений, жалоб
и петиций.
       Коллективные обращения граждан, принятые на собраниях (сходах),
конференциях,   митингах,   подлежат   рассмотрению   так  же,  как  и
индивидуальные обращения, поданные в письменной форме.
       Коллективное  обращение  может  оформляться  в  виде   петиции,
подаваемой   в   органы   государственной  власти  и  органы  местного
самоуправления от  имени  участников  собрания  (схода),  конференции,
митинга выборными лицами, обладающими представительскими полномочиями.
 
       Глава VII. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
       ОБ ОБРАЩЕНИЯХ ГРАЖДАН
 
       Статья  25.  Ответственность  должностных  лиц   за   нарушение
законодательства об обращениях граждан
 
       Неправомерный  отказ  в  приеме  или   рассмотрении   обращений
граждан, нарушение сроков и порядка их рассмотрения, принятие заведомо
необоснованного,  незаконного  решения,   преследование   граждан   за
критику,   представление  недостоверной  информации  либо  разглашение
сведений о частной жизни гражданина (без его согласия), а также другие
нарушения  законодательства  об  обращениях  граждан  влекут  за собой
ответственность должностных лиц  в  соответствии  с  законодательством
Российской Федерации и Ханты - Мансийского автономного округа.
 
       Глава VIII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
 
       Статья 26. Вступление в силу настоящего Закона
 
       Настоящий Закон вступает в силу по истечении 10 дней со дня его
официального опубликования.
 
       Статья 27. Приведение нормативных правовых актов в соответствие
с настоящим Законом
 
       Предложить  Губернатору   автономного   округа,   Правительству
автономного  округа  и  органам  местного самоуправления муниципальных
образований автономного округа привести ранее принятые ими нормативные
правовые  акты  в  соответствие  с  настоящим  Законом  в течение трех
месяцев со дня вступления его в силу.
 
 
Губернатор
автономного округа                                       А.В.ФИЛИПЕНКО
 
 
г. Ханты - Мансийск
3 декабря 2001 года
N 79-оз
 
 


Информация по документу
Читайте также