Расширенный поиск

ЗАКОН ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ от 01.07.2013 № 58-оз

 


                                ЗАКОН                                 
                           ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ                           
                       АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ - ЮГРА                        


          ОБ УЧАСТИИ ГРАЖДАН В ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА           
             В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ - ЮГРЕ              


                    Принят Думой Ханты-Мансийского                    
             автономного округа - Югры 27 июня 2013 года              


       Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона

       1.   Предметом   регулирования   настоящего   Закона   являются
общественные  отношения,  возникающие  в связи с добровольным участием
граждан в охране общественного порядка в  Ханты-Мансийском  автономном
округе - Югре (далее также - автономный округ).
       2. Настоящий  Закон  устанавливает  принципы  и  форму  участия
граждан в охране общественного порядка, а также особенности создания и
деятельности добровольных народных дружин,  задачей  которых  является
участие   совместно  с  территориальными  органами  внутренних  дел  в
мероприятиях по охране общественного порядка.
       3. Действие настоящего Закона не распространяется на отношения,
возникающие  в  связи  с  осуществлением оперативно-розыскной, частной
детективной и охранной  деятельности,  регулируемых  законодательством
Российской Федерации.

       Статья  2.   Правовая   основа   участия   граждан   в   охране
общественного порядка

       Правовую основу участия граждан в охране общественного  порядка
составляют  законы  Ханты-Мансийского  автономного  округа  -  Югры  и
принимаемые в соответствии  с  ними  иные  нормативные  правовые  акты
автономного округа, муниципальные правовые акты.

       Статья  3.  Цель  и   принципы   участия   граждан   в   охране
общественного порядка

       1.  Целью  участия  граждан  в  охране  общественного   порядка
является    оказание   содействия   органам   государственной   власти
автономного округа (далее - органы  государственной  власти),  органам
местного  самоуправления  муниципальных образований автономного округа
(далее - органы местного самоуправления,  муниципальные  образования),
территориальным   органам  внутренних  дел  в  решении  ими  задач  по
обеспечению общественного порядка.
       2. Участие граждан в охране общественного порядка  основывается
на  принципах  законности,  добровольности, соблюдения и защиты прав и
свобод человека и гражданина.
       3.   Органы   государственной   власти   и   органы    местного
самоуправления  не вправе привлекать граждан для оказания содействия в
проведении  мероприятий  по  охране  общественного  порядка,  заведомо
предполагающих угрозу их жизни и здоровью.

       Статья 4. Форма участия граждан в охране общественного порядка

       1.   Участие   граждан   в   охране    общественного    порядка
осуществляется путем создания добровольных народных дружин.
       2. Добровольные народные дружины  действуют  в  соответствии  с
настоящим  Законом,  принимаемыми  в  соответствии  с ним нормативными
правовыми  актами  автономного  округа,  муниципальными   нормативными
правовыми   актами,   а  также  положениями  о  добровольных  народных
дружинах.
       3. Положения  о  добровольных  народных  дружинах  утверждаются
органами  местного  самоуправления  поселений,  городских  округов, на
территориях которых создаются добровольные народные дружины.
       4.  Типовое  положение   о   добровольных   народных   дружинах
утверждается  Правительством  Ханты-Мансийского  автономного  округа -
Югры.

       Статья 5.  Создание  и  организация  деятельности  добровольных
народных дружин

       1.   Добровольные   народные   дружины   создаются   гражданами
Российской Федерации в форме общественных организаций в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
       2.  Добровольные   народные   дружины   могут   создаваться   в
соответствии  с  законодательством  Российской  Федерации  в  трудовых
коллективах, учебных заведениях или по  месту  жительства.  Решение  о
создании  добровольной  народной  дружины,  а также о принятии проекта
положения  о  добровольной  народной  дружине  принимается  на   общем
собрании граждан, выступивших с инициативой, и оформляется протоколом.
       3. Добровольная народная дружина считается созданной с  момента
утверждения положения о ней.
       4.  Порядок  утверждения  положения  о  добровольной   народной
дружине   определяется  нормативным  правовым  актом  органа  местного
самоуправления поселения или городского округа.
       5.  Орган  местного  самоуправления  поселения  или  городского
округа,  принявший  решение  об  утверждении  положения о добровольной
народной дружине, направляет его копию и копию утвержденного положения
о  добровольной  народной  дружине  в территориальный орган внутренних
дел в течение десяти календарных дней со дня принятия такого решения.

       Статья 6. Направления деятельности добровольных народных дружин

       1. Добровольные народные дружины осуществляют свою деятельность
во   взаимодействии   с   органами  государственной  власти,  органами
местного самоуправления и территориальными органами внутренних дел.
       2. Основными направлениями деятельности  добровольных  народных
дружин являются:
       1) содействие органам государственной власти, органам  местного
самоуправления,   территориальным  органам  внутренних  дел  в  охране
общественного порядка;
       2)  участие  в  мероприятиях  по  выявлению,  предупреждению  и
пресечению правонарушений на территориях муниципальных образований;
       3)  участие  в   охране   общественного   порядка   в   случаях
возникновения  на  территориях  муниципальных образований чрезвычайных
ситуаций;
       4)  содействие  территориальным  органам   внутренних   дел   в
обеспечении безопасности дорожного движения;
       5) распространение правовых знаний, разъяснение гражданам  норм
поведения в общественных местах.

       Статья  7.  Руководство  деятельностью  добровольных   народных
дружин

       1.  Руководство  деятельностью  добровольных  народных   дружин
осуществляют  командиры  добровольных народных дружин в соответствии с
утвержденными положениями о добровольных народных дружинах.
       2. В целях  организации  взаимодействия  добровольных  народных
дружин   с   органами   государственной   власти,   органами  местного
самоуправления  и  территориальными   органами   внутренних   дел   на
территориях  поселений,  городских округов по решению органов местного
самоуправления могут создаваться координирующие органы (штабы).
       3.  Порядок  создания  и  деятельности  координирующих  органов
(штабов)  определяется  нормативными правовыми актами органов местного
самоуправления поселений, городских округов.

       Статья 8. Прием в добровольные народные дружины и исключение из
них

       1. В добровольные народные дружины принимаются на  добровольной
основе   в   индивидуальном  порядке  граждане  Российской  Федерации,
достигшие 18 лет,  способные  по  своим  деловым  и  личным  качествам
исполнять обязанности народного дружинника.
       2. В  добровольные  народные  дружины  не  могут  быть  приняты
граждане:
       1) имеющие неснятую или непогашенную судимость;
       2) в отношении которых осуществляется уголовное преследование;
       3) включенные в  перечень  лиц,  в  отношении  которых  имеются
полученные  в  установленном  порядке  сведения  об  их причастности к
экстремистской деятельности или терроризму;
       4) признанные по решению суда недееспособными  или  ограниченно
дееспособными.
       3. Народные дружинники  исключаются  из  добровольных  народных
дружин в следующих случаях:
       1) на основании личного заявления народного дружинника;
       2)  при  наступлении  обстоятельств,  указанных  в   пункте   2
настоящей статьи;
       3) в связи с неоднократным невыполнением требований положений о
добровольных народных дружинах.

       Статья 9. Права народных дружинников

       Народные дружинники,  участвуя  в  проводимых  территориальными
органами  внутренних дел мероприятиях по охране общественного порядка,
имеют право:
       1)  требовать  от  граждан   и   должностных   лиц   соблюдения
общественного порядка и прекращения противоправных действий;
       2) принимать меры  к  охране  места  происшествия,  а  также  к
обеспечению    сохранности   вещественных   доказательств   совершения
правонарушения (преступления) с последующей передачей  их  сотрудникам
территориального органа внутренних дел;
       3) участвовать в проверке у граждан документов,  удостоверяющих
их  личность,  осуществляемой  в  случаях  и  порядке, предусмотренных
законодательством Российской Федерации;
       4) отказаться от исполнения обязанностей в случае,  если  могут
подвергнуться опасности их жизнь и здоровье.

       Статья 10. Обязанности народных дружинников

       Народные дружинники,  участвуя  в  проводимых  территориальными
органами  внутренних дел мероприятиях по охране общественного порядка,
обязаны:
       1)  добросовестно  выполнять  законные  распоряжения  командира
добровольной народной дружины;
       2) знать и  соблюдать  требования  законодательства  в  области
охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности;
       3) при объявлении сбора добровольной народной дружины прибывать
к месту сбора в установленном порядке;
       4) не  допускать  необоснованного  ограничения  прав  и  свобод
граждан, не совершать действий, унижающих честь и достоинство человека
и гражданина;
       5) в случае обращения граждан  с  сообщениями  о  событиях  или
фактах, угрожающих личной безопасности и общественному порядку, либо в
случае непосредственного  обнаружения  указанных  событий  или  фактов
сообщить   об  этом  в  ближайшее  отделение  территориального  органа
внутренних дел либо сотруднику территориального органа внутренних дел,
принять  меры  к  предотвращению  и пресечению правонарушения, оказать
содействие в задержании лица, его совершившего;
       6)  принимать  меры  по  оказанию  первой   помощи   гражданам,
пострадавшим   от   преступлений,  административных  правонарушений  и
несчастных случаев, а также гражданам, находящимся в  беспомощном  или
ином состоянии, опасном для их жизни и здоровья;
       7) иметь при себе и предъявлять гражданам, к  которым  обращено
требование   о  прекращении  противоправного  действия,  удостоверение
установленного образца.

       Статья 11. Ответственность народных дружинников

       1.  За  противоправные  действия  народные   дружинники   несут
ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
       2. Действия народных дружинников, нарушающие права  и  законные
интересы    граждан,    государственных   и   муниципальных   органов,
общественных объединений, религиозных и иных организаций,  могут  быть
обжалованы   в  порядке,  установленном  законодательством  Российской
Федерации.

       Статья  12.  Взаимодействие  добровольных  народных  дружин   с
территориальными   органами   внутренних  дел  при  участии  в  охране
общественного порядка

       1. При  проведении  территориальными  органами  внутренних  дел
мероприятий   по   охране   общественного   порядка   органы  местного
самоуправления координируют участие в таких мероприятиях  добровольных
народных дружин.
       2.  Порядок  взаимодействия  добровольных  народных  дружин   с
территориальными   органами   внутренних   дел  определяется  органами
местного самоуправления по согласованию  с  территориальными  органами
внутренних дел.

       Статья  13.   Удостоверение   и   форменная   одежда   народных
дружинников

       1. Народные дружинники, участвуя в проводимых  территориальными
органами  внутренних дел мероприятиях по охране общественного порядка,
обязаны иметь при себе удостоверение народного дружинника,  образец  и
порядок     выдачи     которого     устанавливаются     Правительством
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
       Охрана общественного порядка осуществляется в форменной  одежде
с использованием отличительной символики народного дружинника.
       Образцы форменной одежды и  отличительной  символики  народного
дружинника   устанавливаются  нормативными  правовыми  актами  органов
местного самоуправления.
       2.   Запрещаются    использование    удостоверения    народного
дружинника,  ношение форменной одежды либо использование отличительной
символики народного дружинника во время, не  связанное  с  участием  в
проводимых  территориальными  органами  внутренних дел мероприятиях по
охране общественного порядка.

       Статья 14.  Гарантии  правовой  и  социальной  защиты  народных
дружинников

       1.   Воспрепятствование    законной    деятельности    народных
дружинников,  а  равно насилие или угроза насилия в отношении народных
дружинников, посягательство на их жизнь, здоровье, честь и достоинство
в  связи  с  исполнением  ими обязанностей народного дружинника влекут
ответственность  в   соответствии   с   законодательством   Российской
Федерации.
       2. Народные дружинники не могут привлекаться к участию в охране
общественного порядка в их рабочее или учебное время.
       3. Органы местного самоуправления в пределах  своих  полномочий
вправе устанавливать меры социальной поддержки народных дружинников за
счет средств местного бюджета и за счет субсидий,  предоставляемых  из
бюджета автономного округа.

       Статья 15. Меры поддержки  и  поощрения  народных  дружинников,
участвующих в охране общественного порядка

       1.   Органы   государственной   власти   и   органы    местного
самоуправления   за   счет   средств  соответствующих  бюджетов  могут
применять следующие меры поддержки и поощрения народных дружинников:
       1)  предоставление  на  время  исполнения  своих   обязанностей
проездных  билетов  на  все  виды общественного транспорта городского,
пригородного и местного сообщения (за исключением  такси)  в  пределах
муниципальных образований;
       2) личное страхование на период исполнения своих обязанностей;
       3) объявление благодарности, вручение благодарственного письма,
награждение грамотой, выдача ценного подарка, денежной премии;
       4) награждение наградами  автономного  округа  и  муниципальных
образований.
       2.   Органы   государственной   власти   и   органы    местного
самоуправления  могут  устанавливать  дополнительные  меры поддержки и
поощрения народных дружинников.

       Статья 16.  Финансовое  и  материально-техническое  обеспечение
деятельности добровольных народных дружин

       1.    Финансовое    и    материально-техническое    обеспечение
деятельности добровольных народных дружин может осуществляться за счет
вступительных, членских и  добровольных  взносов,  средств  поддержки,
оказываемой   органами   местного  самоуправления,  иных  межбюджетных
трансфертов   (грантов),   предоставляемых   бюджетам    муниципальных
образований из бюджета автономного округа в соответствии с положением,
утвержденным Правительством  Ханты-Мансийского  автономного  округа  -
Югры,  и  иных  средств  в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
       2.   Органы   местного   самоуправления   в   соответствии    с
законодательством  Российской  Федерации  и  автономного округа вправе
передавать  добровольным  народным  дружинам  во  временное   владение
(пользование)   на   безвозмездной   основе  помещения,  оборудованные
средствами  связи,  оргтехнику  и  иное  имущество,  необходимое   для
достижения целей деятельности добровольных народных дружин.

       Статья 17. Вступление в силу настоящего Закона

       Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня
его официального опубликования.


Губернатор
Ханты-Мансийского
автономного округа – Югры                                 Н.В.КОМАРОВА


г. Ханты-Мансийск
01.07.2013 года
N 58-оз


Информация по документу
Читайте также