Расширенный поиск
ЗАКОН ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ от 27.04.2016 № 36-оз ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ - ЮГРА ЗАКОН О ВЫБОРАХ ДЕПУТАТОВ ДУМЫ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ Принят Думой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры 27 апреля 2016 года Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Законодательство о выборах депутатов Думы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Правовую основу назначения, подготовки и проведения выборов депутатов Думы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее также - Дума автономного округа, выборы) составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), иные федеральные законы, Устав (Основной закон) Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, настоящий Закон и иные законы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее также - автономный округ). Статья 2. Понятия и термины, используемые в настоящем Законе Понятия и термины, используемые в настоящем Законе, применяются в том же значении, что и в Федеральном законе. Статья 3. Основные принципы проведения выборов депутатов Думы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры 1. Депутаты Думы автономного округа избираются гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. 2. В соответствии с Федеральным законом участие гражданина Российской Федерации в выборах депутатов Думы автономного округа является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также препятствовать его свободному волеизъявлению. 3. Вмешательство в деятельность избирательных комиссий со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается. 4. Деятельность избирательных комиссий при подготовке и проведении выборов, подсчете голосов, установлении итогов голосования, определении результатов выборов осуществляется открыто и гласно. 5. В соответствии с Федеральным законом иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные организации, международные организации и международные общественные движения, некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, не вправе осуществлять деятельность, способствующую либо препятствующую выдвижению кандидатов, списков кандидатов, избранию зарегистрированных кандидатов, достижению определенного результата на выборах депутатов Думы автономного округа, а также в иных формах участвовать в избирательной кампании. Статья 4. Порядок распределения депутатских мандатов в Думе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры 1. В соответствии с Уставом (Основным законом) Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Дума Ханты-Мансийского автономного округа - Югры состоит из 38 депутатов, избираемых населением автономного округа на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет. 2. Выборы 19 депутатов Думы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры проводятся по спискам кандидатов по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями. 3. Выборы 19 депутатов Думы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры проводятся по мажоритарной избирательной системе по одномандатным избирательным округам. Статья 5. Избирательные права граждан при проведении выборов депутатов Думы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры 1. В соответствии с Федеральным законом гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 18 лет, место жительства которого находится на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, имеет право избирать депутатов Думы автономного округа по единому избирательному округу. 2. В соответствии с Федеральным законом гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 18 лет, место жительства которого находится на территории соответствующего одномандатного избирательного округа, имеет право избирать депутата Думы автономного округа по одномандатному избирательному округу. 3. В соответствии с Федеральным законом гражданин Российской Федерации, который достигнет на день голосования возраста 18 лет, вправе участвовать в предусмотренных настоящим Законом и проводимых законными методами других избирательных действиях. 4. Депутатом Думы автономного округа может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 21 года. 5. Иные ограничения пассивного избирательного права предусмотрены статьей 4 Федерального закона. Статья 6. Назначение выборов депутатов Думы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Выборы депутатов Думы автономного округа назначаются Думой автономного округа в порядке и сроки, установленные Федеральным законом. Статья 7. Подготовка и проведение выборов депутатов Думы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры 1. Подготовку и проведение выборов депутатов Думы автономного округа осуществляют: 1) Избирательная комиссия Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Избирательная комиссия автономного округа); 2) окружные избирательные комиссии; 3) территориальные избирательные комиссии; 4) участковые избирательные комиссии. Компетенция, полномочия и порядок деятельности указанных избирательных комиссий, а также статус членов избирательных комиссий определяются Федеральным законом и Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "О системе избирательных комиссий в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре". 2. На выборах депутатов Думы автономного округа Избирательная комиссия автономного округа является вышестоящей для окружных, территориальных и участковых избирательных комиссий. Окружная избирательная комиссия является вышестоящей для территориальных и участковых избирательных комиссий, действующих на территории соответствующего одномандатного избирательного округа. 3. Территориальная избирательная комиссия является вышестоящей для участковых избирательных комиссий, действующих на соответствующей территории. 4. Решения вышестоящей избирательной комиссии, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для нижестоящих избирательных комиссий. 5. Избирательная комиссия автономного округа организует подготовку и проведение выборов депутатов Думы автономного округа, а при подготовке и проведении выборов депутатов Думы автономного округа по единому избирательному округу исполняет также функции окружной избирательной комиссии, установленные законодательством Российской Федерации. 6. Избирательные комиссии в пределах своей компетенции независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления. 7. В соответствии с Федеральным законом решения и иные акты избирательных комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственных учреждений, органов местного самоуправления, кандидатов, избирательных объединений, общественных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей. Решения и иные акты избирательных комиссий не подлежат государственной регистрации. 8. В период избирательной кампании по выборам депутатов Думы автономного округа государственные и муниципальные организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, и редакции государственных и муниципальных периодических печатных изданий обязаны безвозмездно предоставлять соответствующим избирательным комиссиям эфирное время не менее 10 минут еженедельно для информирования избирателей и печатную площадь для опубликования решений избирательных комиссий и размещения иной информации. При этом расходы организаций телерадиовещания и редакций периодических печатных изданий осуществляются в порядке, установленном пунктом 10 статьи 50 Федерального закона. Статья 8. Финансирование выборов депутатов Думы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры 1. Расходы на подготовку и проведение выборов депутатов Думы автономного округа производятся за счет средств бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. 2. Кандидаты, избирательные объединения обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании. Глава II. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ОКРУГА И ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ Статья 9. Единый избирательный округ Единый избирательный округ, по которому избираются 19 депутатов Думы автономного округа пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов, выдвинутых избирательными объединениями, включает в себя всю территорию Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Статья 10. Образование одномандатных избирательных округов 1. Для проведения выборов депутатов Думы автономного округа, избираемых по одномандатным избирательным округам, на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры образуются 19 одномандатных избирательных округов. 2. Одномандатные избирательные округа образуются сроком на десять лет в соответствии с положениями статьи 18 Федерального закона. 3. Схема одномандатных избирательных округов разрабатывается Избирательной комиссией автономного округа и утверждается Думой автономного округа. 4. При образовании избирательных округов на территориях компактного проживания коренных малочисленных народов Севера, определенных Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "О перечне труднодоступных и отдаленных местностей и перечне территорий компактного проживания коренных малочисленных народов Севера в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", допустимое отклонение от средней нормы представительства избирателей не должно превышать 40 процентов. Статья 11. Образование избирательных участков 1. Голосование избирателей на выборах депутатов Думы автономного округа проводится на избирательных участках, образованных в соответствии с требованиями, предусмотренными Федеральным законом. Списки избирательных участков с указанием их границ (если избирательный участок образован на части территории населенного пункта) либо перечня населенных пунктов (если избирательный участок образован на территориях одного или нескольких населенных пунктов), номеров, мест нахождения участковых избирательных комиссий и помещений для голосования должны быть опубликованы главой местной администрации муниципального района, городского округа не позднее чем за 40 дней до дня голосования. Информация об избирательных участках, образованных в соответствии с пунктом 5 статьи 19 Федерального закона, должна быть опубликована территориальной избирательной комиссией не позднее чем через два дня после их образования, а также доведена до сведения избирателей, которые в день голосования будут иметь право голосовать на них, иными способами. Уточнение перечня избирательных участков и их границ в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 19 Федерального закона, осуществляется не позднее чем за десять дней до дня голосования. Информация об этом публикуется главой местной администрации муниципального района, городского округа не позднее чем через два дня после принятия решения о таком уточнении или доводится до сведения избирателей, которые в день голосования будут иметь право голосовать на них, иными способами. 2. В местах временного пребывания избирателей (больницах, санаториях, домах отдыха, на вокзалах, в аэропортах, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и в других местах временного пребывания), в труднодоступных и отдаленных местностях избирательные участки могут образовываться Избирательной комиссией автономного округа на установленный ею срок в порядке, установленном пунктом 5 статьи 19 Федерального закона. Глава III. СПИСКИ ИЗБИРАТЕЛЕЙ Статья 12. Регистрация (учет) избирателей 1. Регистрации (учету) подлежат все избиратели. 2. Регистрация (учет) избирателей осуществляется в порядке, установленном статьей 16 Федерального закона. Статья 13. Списки избирателей 1. Список избирателей составляется соответствующей территориальной избирательной комиссией в порядке, предусмотренном Федеральным законом. 2. В соответствии с пунктом 4 статьи 17 Федерального закона основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт нахождения его места жительства на территории этого избирательного участка, установленный органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо наличие у гражданина открепительного удостоверения. 3. Лица, имеющие регистрацию по месту временного пребывания на территории данного избирательного участка, работающие на предприятиях с непрерывным циклом работы и занятые на отдельных видах работ, где невозможно уменьшение продолжительности работы (смены), а также находящиеся в день голосования в больницах, санаториях, домах отдыха, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и в других местах временного пребывания, при наличии активного избирательного права могут включаться в список избирателей решением участковой избирательной комиссии на основании личного письменного заявления, поданного в участковую избирательную комиссию не позднее чем за три дня до дня голосования. Информация об этом передается в участковую избирательную комиссию, где данный избиратель включен в список избирателей по месту жительства, через соответствующую территориальную избирательную комиссию. Участковая избирательная комиссия в соответствующей строке списка избирателей делает отметку: "Включен в список избирателей на избирательном участке N" с указанием номера избирательного участка. 4. Сведения об избирателях, работающих на предприятиях с непрерывным циклом работы и занятых на отдельных видах работ, где невозможно уменьшение продолжительности работы (смены), а также находящихся в день голосования в больницах, санаториях, домах отдыха, местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых и в других местах временного пребывания, направляются в соответствующую территориальную избирательную комиссию руководителями организаций, в которых избиратели временно пребывают. 5. Избиратель может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке. 6. Соответствующая территориальная избирательная комиссия передает по акту участковым избирательным комиссиям первый экземпляр списка избирателей конкретного избирательного участка не позднее чем за десять дней (а при проведении досрочного голосования в соответствии со статьей 47 настоящего Закона - не позднее чем за 21 день) до дня голосования. 7. В соответствии с Федеральным законом гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом, вправе обратиться в участковую избирательную комиссию с заявлением о включении его в список избирателей, о любой ошибке или неточности в сведениях о нем, внесенных в список избирателей. В течение 24 часов, а в день голосования в течение двух часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования участковая избирательная комиссия обязана проверить сообщенные заявителем сведения и представленные документы и либо устранить ошибку или неточность, либо принять решение об отклонении заявления с указанием причин такого отклонения, вручив заверенную копию этого решения заявителю. В соответствии с Федеральным законом решение участковой избирательной комиссии об отклонении заявления о включении гражданина Российской Федерации в список избирателей может быть обжаловано в вышестоящую избирательную комиссию или в суд, которые обязаны рассмотреть жалобу (заявление) в трехдневный срок, а за три и менее дня до дня голосования и в день голосования - немедленно. В случае, если принято решение об удовлетворении жалобы (заявления), исправление в списке избирателей производится участковой избирательной комиссией немедленно. Исключение гражданина Российской Федерации из списка избирателей после его подписания председателями и секретарями соответствующих избирательных комиссий и заверения его печатями этих комиссий производится только на основании официальных документов, в том числе сообщения вышестоящей избирательной комиссии о включении избирателя в список избирателей на другом избирательном участке, а также в случае выдачи избирателю открепительного удостоверения. При этом в списке избирателей, а также в базе данных Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" (далее также - ГАС "Выборы") указывается дата исключения гражданина Российской Федерации из списка избирателей, а также причина такого исключения. Запись в списке избирателей заверяется подписью председателя участковой избирательной комиссии, а при выдаче открепительного удостоверения - подписью члена избирательной комиссии, выдавшего открепительное удостоверение, с указанием даты внесения этой подписи. Каждый гражданин Российской Федерации вправе сообщить в участковую избирательную комиссию об изменении указанных в пункте 5 статьи 16 Федерального закона сведений об избирателях, включенных в список избирателей на соответствующем избирательном участке. Статья 14. Ознакомление избирателей со списками избирателей Списки избирателей представляются участковыми избирательными комиссиями избирателям для ознакомления и дополнительного уточнения за десять дней (а при проведении досрочного голосования в соответствии со статьей 47 настоящего Закона - не позднее чем за 21 день) до дня голосования. Глава IV. ВЫДВИЖЕНИЕ И РЕГИСТРАЦИЯ КАНДИДАТОВ, СПИСКОВ КАНДИДАТОВ Статья 15. Право выдвижения кандидатов 1. В соответствии с Федеральным законом граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом на выборах депутатов Думы автономного округа, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Законом. 2. Непосредственное выдвижение кандидатов по одномандатным избирательным округам осуществляется путем самовыдвижения либо выдвижения избирательным объединением. 3. Избирательным объединением на выборах депутатов Думы автономного округа является политическая партия либо в случаях, предусмотренных уставом такой политической партии, ее региональное отделение, имеющие в соответствии с федеральными законами право участвовать в выборах соответствующего уровня. 4. Выдвижение кандидатов в составе списка кандидатов по одномандатным избирательным округам, списка кандидатов по единому избирательному округу может быть осуществлено политической партией, имеющей в соответствии с федеральными законами право участвовать в выборах, либо ее региональным отделением (если выдвижение кандидатов, списков кандидатов региональным отделением предусмотрено уставом политической партии). 5. Лицо, являющееся депутатом Думы автономного округа, не может быть выдвинуто кандидатом при проведении повторных и дополнительных выборов для замещения вакантного депутатского мандата в действующей Думе автономного округа. 6. Гражданин Российской Федерации, не обладающий пассивным избирательным правом на выборах депутатов Думы автономного округа, не может быть выдвинут кандидатом. 7. Кандидат не может быть выдвинут на выборах депутатов Думы автономного округа по нескольким избирательным округам. Данное правило не применяется при выдвижении кандидата одним и тем же избирательным объединением одновременно на выборах депутатов Думы автономного округа по одномандатному избирательному округу и в составе списка кандидатов по единому избирательному округу. 8. Кандидат не может дать согласие на выдвижение на выборах депутатов Думы автономного округа более чем одному инициатору выдвижения. Статья 16. Участие избирательных объединений в выборах 1. Избирательные объединения участвуют в выборах, в том числе выдвигают списки кандидатов по единому избирательному округу, кандидатов по одномандатным избирательным округам списком (далее также - список кандидатов по одномандатным избирательным округам) на равных основаниях в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях", Федеральным законом и настоящим Законом. 2. В соответствии с пунктом 9 статьи 35 Федерального закона федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений и политических партий, его территориальные органы составляют список политических партий, их региональных отделений, имеющих право в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях" и Федеральным законом принимать участие в выборах в качестве избирательных объединений, по состоянию на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов Думы автономного округа и не позднее чем через три дня со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов публикуют указанный список в государственных региональных периодических печатных изданиях и размещают его в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в этот же срок направляют указанный список в Избирательную комиссию автономного округа. 3. В едином избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть один список кандидатов. Кандидат может упоминаться в списке кандидатов по единому избирательному округу только один раз. Избирательное объединение вправе выдвинуть одного кандидата в каждом одномандатном избирательном округе. Избирательное объединение выдвигает кандидатов по одномандатным избирательным округам списком. В списке кандидатов определяется, по какому одномандатному избирательному округу выдвигается каждый кандидат. 4. Выдвижение избирательным объединением списка кандидатов по одномандатным избирательным округам, списка кандидатов по единому избирательному округу осуществляется в соответствии с уставом политической партии на съезде политической партии либо на конференции (общем собрании) ее регионального отделения тайным голосованием с соблюдением требований, предъявляемых федеральными законами к политическим партиям при выдвижении кандидатов. Статья 17. Наименование и эмблема избирательного объединения 1. Избирательное объединение одновременно с представлением в Избирательную комиссию автономного округа документов для заверения списка кандидатов по одномандатным избирательным округам, списка кандидатов по единому избирательному округу представляет сведения о своем наименовании. 2. Наименованием избирательного объединения является наименование, указанное в документе о государственной регистрации избирательного объединения, выданном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений в соответствии с Федеральным законом. В избирательных документах используется полное наименование избирательного объединения, если оно состоит не более чем из семи слов. По согласованию с избирательным объединением в избирательных документах может использоваться сокращенное наименование избирательного объединения, указанное в уставе политической партии. Краткое наименование политической партии образуется с соблюдением требований, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях" и Федеральным законом. Избирательное объединение согласует с Избирательной комиссией автономного округа краткое (состоящее не более чем из семи слов) наименование, используемое в избирательных документах. 3. Избирательное объединение одновременно с представлением для заверения списка кандидатов по одномандатным избирательным округам, списка кандидатов по единому избирательному округу вправе представить в Избирательную комиссию автономного округа свою эмблему (в одноцветном исполнении), описание которой содержится в уставе политической партии. Эмблема избирательного объединения представляется на бумажном и машиночитаемом носителях. 4. Избирательное объединение согласует с Избирательной комиссией автономного округа эмблему, используемую в избирательных документах. 5. Изменение наименований и эмблем избирательных объединений после их представления в Избирательную комиссию автономного округа не допускается. Статья 18. Уполномоченные представители кандидата, избирательного объединения 1. Избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, имеет право назначить не более 20 представителей, уполномоченных в соответствии с Федеральным законом и настоящим Законом представлять избирательное объединение по всем вопросам, связанным с участием избирательного объединения в выборах депутатов Думы автономного округа, в том числе уполномоченных представителей по финансовым вопросам (далее также - уполномоченные представители избирательного объединения, уполномоченные представители избирательного объединения по финансовым вопросам). Кандидат вправе назначить не более двух уполномоченных представителей по финансовым вопросам. 2. Уполномоченные представители, указанные в пункте 1 настоящей статьи, назначаются кандидатом, решением съезда (конференции, общего собрания) избирательного объединения либо решением органа, уполномоченного на то съездом (конференцией, общим собранием) избирательного объединения. В заявлении кандидата о назначении уполномоченного представителя по финансовым вопросам, решении уполномоченного органа избирательного объединения указываются фамилия, имя и отчество, дата рождения, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий), адрес места жительства каждого уполномоченного представителя, а также его полномочия. Для уполномоченного представителя по финансовым вопросам кандидата, избирательного объединения указывается также, что он имеет право подписи платежных (расчетных) документов. 3. При назначении уполномоченного представителя по финансовым вопросам кандидат, избирательное объединение передают ему следующие полномочия: 1) открытие и закрытие специального избирательного счета; 2) распоряжение денежными средствами, находящимися на специальном избирательном счете избирательного фонда, включая выдачу поручений о перечислении средств, возврат средств гражданам и юридическим лицам, их направившим, а также пропорциональное распределение остатков денежных средств; 3) учет денежных средств избирательного фонда, включая получение в уполномоченном филиале публичного акционерного общества "Сбербанк России" выписок по специальному избирательному счету и первичных финансовых документов; 4) контроль за поступлением и расходованием денежных средств избирательного фонда, возврат (перечисление в доход бюджета автономного округа) пожертвований, поступивших с нарушением установленного порядка; 5) право подписи на финансовых документах, в том числе первичных учетных и платежных расчетных документах, контроль за их своевременным и надлежащим оформлением, а также законностью совершаемых финансовых операций; 6) право составления, подписи и представления предусмотренных настоящим Законом финансовых отчетов; 7) заключение и расторжение договоров, связанных с участием кандидатов, избирательных объединений в избирательной кампании, с юридическими и физическими лицами, в том числе заключение договоров о предоставлении бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади. Кандидат, избирательное объединение вправе передать своему уполномоченному представителю по финансовым вопросам иные полномочия. 4. Списки уполномоченных представителей, указанных в пункте 1 настоящей статьи, представляются в Избирательную комиссию автономного округа на бумажном и машиночитаемом носителях по установленной ею форме. В списках указываются сведения об уполномоченных представителях, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи, а также номера их телефонов, а для уполномоченных представителей по финансовым вопросам также сведения о том, что они являются соответствующими уполномоченными представителями по финансовым вопросам, и объем их полномочий. К списку прилагается письменное заявление каждого из перечисленных в представленном списке лиц о согласии быть уполномоченным представителем. 5. Уполномоченные представители избирательного объединения осуществляют свои полномочия на основании решения, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи, а уполномоченные представители по финансовым вопросам кандидата, избирательного объединения также на основании нотариально удостоверенной и оформленной в установленном законом порядке доверенности, в которой указываются фамилия, имя и отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, полномочия указанного лица и приводится оттиск печати для финансовых документов избирательного объединения. 6. Уполномоченные представители по финансовым вопросам кандидатов, избирательных объединений подлежат регистрации соответствующей избирательной комиссией. Регистрация производится на основании заявления кандидата, решения съезда (конференции, общего собрания) избирательного объединения либо решения органа, уполномоченного на то съездом (конференцией, общим собранием) избирательного объединения, и доверенности, предусмотренной пунктом 5 настоящей статьи, и при предъявлении уполномоченным представителем кандидата, избирательного объединения по финансовым вопросам паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Окружная избирательная комиссия в трехдневный срок со дня поступления заявления кандидата и соответствующих документов для регистрации уполномоченных представителей кандидата по финансовым вопросам, а Избирательная комиссия автономного округа в трехдневный срок со дня поступления соответствующих документов для регистрации уполномоченных представителей по финансовым вопросам избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов по единому избирательному округу, но не ранее принятия решения о заверении списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением по единому избирательному округу, рассматривает представленные документы и принимает решение о регистрации уполномоченных представителей кандидата, избирательного объединения по финансовым вопросам. Копия данного решения и удостоверение по форме, установленной Избирательной комиссией автономного округа, выдаются уполномоченному представителю по финансовым вопросам кандидата, избирательного объединения. 7. Кандидат, избирательное объединение по решению уполномоченного на то органа избирательного объединения вправе в любое время прекратить полномочия своих уполномоченных представителей, письменно известив их об этом и направив копии соответствующего заявления кандидата, решения избирательного объединения в соответствующую избирательную комиссию. Копии указанных заявления, решения о прекращении полномочий уполномоченных представителей по финансовым вопросам кандидата, избирательного объединения направляются также в филиал публичного акционерного общества "Сбербанк России", в котором кандидат, избирательное объединение открыли специальные избирательные счета для формирования своих избирательных фондов. 8. Уполномоченные представители кандидата, избирательного объединения не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения. 9. Уполномоченными представителями избирательного объединения не могут быть назначены кандидаты, выдвинутые в составе списка кандидатов по единому избирательному округу и списка кандидатов по одномандатным избирательным округам этого избирательного объединения на данных выборах. 10. Срок полномочий уполномоченных представителей избирательного объединения начинается со дня их назначения и истекает с момента утраты своего статуса всеми кандидатами, включенными в список кандидатов, выдвинутый этим избирательным объединением, но не позднее дня официального опубликования результатов выборов. Срок полномочий уполномоченных представителей кандидата, избирательного объединения по финансовым вопросам начинается с момента их регистрации и истекает через 60 дней со дня голосования, а в случае, если ведется судебное разбирательство с участием назначившего их избирательного объединения, - со дня, следующего за днем вступления в законную силу судебного решения. Статья 19. Условия выдвижения кандидатов 1. О выдвижении кандидатов, списков кандидатов Избирательная комиссия автономного округа, окружные избирательные комиссии уведомляются в установленном Федеральным законом и настоящим Законом порядке. 2. Выдвижение кандидатов, списков кандидатов в депутаты Думы автономного округа осуществляется не ранее чем за 75 дней до дня голосования в соответствии с Федеральным законом "О политических партиях" и Федеральным законом. Выдвижение кандидатов по одномандатным избирательным округам осуществляется избирательным объединением списком и непосредственно путем самовыдвижения. Выдвижение списков кандидатов по единому избирательному округу осуществляется избирательным объединением. 3. В заявлении кандидата в депутаты Думы автономного округа о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата Думы автономного округа, указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения. Если у кандидата имелась или имеется судимость, в заявлении, предусмотренном абзацем первым настоящего пункта, указываются сведения о судимости кандидата, а если судимость снята или погашена, - также сведения о дате снятия или погашения судимости. 4. Вместе с заявлением, указанным в пункте 3 настоящей статьи, за исключением выдвижения кандидатов по одномандатным избирательным округам списком, представляются: 1) копия паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) или документа, заменяющего паспорт гражданина, заверенная соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения; 2) заверенные соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом; 3) если кандидат менял фамилию, или имя, или отчество, - копии соответствующих документов. 5. Вместе с заявлением, указанным в пункте 3 настоящей статьи, за исключением выдвижения кандидатов по одномандатным избирательным округам списком, в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов по единому избирательному округу), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов по единому избирательному округу) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно приложению 1 к Федеральному закону. 6. Вместе с заявлением, указанным в пункте 3 настоящей статьи, за исключением выдвижения кандидатов по одномандатным избирательным округам списком, кандидат в депутаты Думы автономного округа также представляет в соответствующую избирательную комиссию по форме, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации: 1) сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей; 2) сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка. 7. Порядок проверки сведений, указанных в пункте 6 настоящей статьи, устанавливается Указом Президента Российской Федерации. 8. Кандидат в депутаты Думы автономного округа обязан к моменту представления документов, необходимых для регистрации кандидата, списка кандидатов закрыть счета (вклады), прекратить хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и (или) осуществить отчуждение иностранных финансовых инструментов. 9. Документы, указанные в пунктах 4 - 6 настоящей статьи, кандидат (кроме кандидата, выдвинутого в составе списка кандидатов по единому избирательному округу) обязан представить лично. Заявление, указанное в пункте 3 настоящей статьи, кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, обязан представить лично. Документы, указанные в пунктах 3 - 6 настоящей статьи, от имени избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов по единому избирательному округу, представляют уполномоченные представители избирательных объединений. Документы, указанные в пунктах 3 - 6 настоящей статьи, могут быть представлены по просьбе кандидата иными лицами в случаях, если кандидат болен, содержится в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых (при этом подлинность подписи кандидата на заявлении в письменной форме должна быть удостоверена нотариально либо администрацией стационарного лечебно-профилактического учреждения, в котором кандидат находится на излечении, администрацией учреждения, в котором содержатся под стражей подозреваемые и обвиняемые). 10. В случае выдвижения кандидатом, в том числе в составе списка кандидатов по единому избирательному округу, лица, являющегося инвалидом и в связи с этим не имеющего возможности самостоятельно написать заявление о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу, заверить подписной лист, заполнить или заверить иные документы, предусмотренные настоящим Законом, данное лицо вправе воспользоваться для этого помощью другого лица. При этом полномочия лица, оказывающего помощь в заполнении или заверении документов, указанных в пунктах 3 - 6 настоящей статьи, должны быть нотариально удостоверены. 11. При выдвижении кандидатов по одномандатным избирательным округам документы, указанные в пунктах 4 - 6 настоящей статьи, принимаются окружной избирательной комиссией после заверения Избирательной комиссией автономного округа списка выдвинутых кандидатов по одномандатным избирательным округам в порядке, установленном в статье 20 настоящего Закона, при предъявлении документа, удостоверяющего личность кандидата. 12. Кандидат может быть включен только в один список кандидатов по единому избирательному округу, только в один список кандидатов по одномандатным избирательным округам. 13. Кандидат вправе в любое время до момента регистрации отозвать свое заявление о согласии баллотироваться, письменно уведомив об этом соответствующую избирательную комиссию. Указанное уведомление не подлежит отзыву. 14. Выдвижение кандидатов в порядке самовыдвижения, выдвижение избирательными объединениями списков кандидатов по единому избирательному округу, кандидатов по одномандатным избирательным округам списком заканчивается за 45 дней до дня голосования в 18 часов по местному времени последнего дня выдвижения. Статья 20. Выдвижение избирательным объединением кандидатов по одномандатным избирательным округам списком. Выдвижение кандидата в порядке самовыдвижения 1. Уполномоченный представитель избирательного объединения вместе с заявлением каждого кандидата, указанным в пункте 3 статьи 19 настоящего Закона, не ранее чем за 75 дней до дня голосования представляет в Избирательную комиссию автономного округа следующие документы: 1) решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения) о выдвижении кандидатов по одномандатным избирательным округам списком, в котором должны быть указаны: число зарегистрированных участников съезда, конференции, общего собрания, иного органа, предусмотренного уставом политической партии; число участников, необходимое для принятия решения в соответствии с уставом политической партии; решение о выдвижении кандидатов с указанием фамилии, имени и отчества, даты рождения каждого кандидата, номера и (или) наименования одномандатного избирательного округа, по которому выдвигается каждый кандидат, итогов голосования по этому решению (с приложением списка кандидатов по одномандатным избирательным округам); решение о назначении уполномоченных представителей избирательного объединения; дата принятия решения; 2) список кандидатов по одномандатным избирательным округам, в котором указываются фамилия, имя и отчество каждого включенного в него кандидата, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, а также номер и (или) наименование одномандатного избирательного округа, по которому выдвигается кандидат; 3) решение о назначении уполномоченного представителя избирательного объединения, в котором указываются его фамилия, имя и отчество, дата рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий), с приложением списка уполномоченных представителей избирательного объединения с учетом требований пункта 4 статьи 18 настоящего Закона; 4) нотариально удостоверенная копия документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений; 5) документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии кандидатур, выдвигаемых в качестве кандидатов по одномандатным избирательным округам, если такое согласование предусмотрено уставом политической партии; 6) решение уполномоченного органа избирательного объединения, подтверждающее наделение лица полномочиями по заверению списка кандидатов по одномандатным избирательным округам (если в уставе избирательного объединения такое лицо не определено). 2. Списки кандидатов по одномандатным избирательным округам и уполномоченных представителей избирательного объединения должны быть прошиты, пронумерованы (за исключением списков, составленных на одном листе), заверены подписью лица, уполномоченного на то уставом избирательного объединения или решением уполномоченного органа избирательного объединения, а также печатью этого избирательного объединения. 3. Список кандидатов по одномандатным избирательным округам представляется также на машиночитаемом носителе по форме, утверждаемой Избирательной комиссией автономного округа. 4. После приема документов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, Избирательная комиссия автономного округа выдает уполномоченному представителю избирательного объединения справку (подтверждение) о приеме документов. Форма справки (подтверждения) утверждается решением Избирательной комиссии автономного округа. 5. Избирательная комиссия автономного округа в течение трех дней со дня приема документов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, обязана принять решение о заверении списка кандидатов по одномандатным избирательным округам либо об отказе в его заверении, который должен быть мотивирован. Основаниями для отказа в заверении списка являются отсутствие документов, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, несоблюдение требований к выдвижению кандидатов, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях" и Федеральным законом. 6. Отсутствие заявления кандидата о согласии баллотироваться, предусмотренного пунктом 3 статьи 19 настоящего Закона, является основанием для исключения Избирательной комиссией автономного округа соответствующего кандидата из списка кандидатов по одномандатным избирательным округам до его заверения. 7. Решение Избирательной комиссии автономного округа о заверении списка кандидатов по одномандатным избирательным округам с копией заверенного списка либо об отказе в его заверении выдается уполномоченному представителю избирательного объединения в течение одних суток с момента принятия соответствующего решения. В этот же срок решение о заверении списка с копиями заверенного списка (заверенными выписками из списка) и копиями заявлений кандидатов, указанными в пункте 3 статьи 19 настоящего Закона, направляется Избирательной комиссией автономного округа в соответствующие окружные избирательные комиссии. Кандидаты, включенные в заверенный список кандидатов по одномандатным избирательным округам, представляют в соответствии с пунктом 11 статьи 19 настоящего Закона в соответствующие окружные избирательные комиссии документы, указанные в пунктах 4 - 6 статьи 19 настоящего Закона. 8. Окружная избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, включенного в заверенный список кандидатов по одномандатному избирательному округу, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата после поступления в нее в соответствии с пунктами 9 и 11 статьи 19 настоящего Закона документов, указанных в пунктах 4 - 6 статьи 19 настоящего Закона. 9. Самовыдвижение кандидата производится путем уведомления об этом окружной избирательной комиссии, в которой будет осуществляться регистрация кандидата, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидата. 10. Окружная избирательная комиссия считается уведомленной о самовыдвижении кандидата по одномандатному избирательному округу в порядке самовыдвижения, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные Федеральным законом и настоящим Законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему одномандатному избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата, вместе с иными документами, предусмотренными пунктами 3 - 6 статьи 19 настоящего Закона. 11. После приема документов, указанных в пункте 10 настоящей статьи, окружная избирательная комиссия выдает кандидату справку (подтверждение) о приеме документов. Форма справки (подтверждения) утверждается решением Избирательной комиссии автономного округа. Статья 21. Выдвижение избирательным объединением списка кандидатов по единому избирательному округу 1. В едином избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть один список кандидатов. 2. В список кандидатов могут быть включены кандидаты, выдвинутые тем же избирательным объединением по одномандатным избирательным округам. Кандидат может упоминаться в списке кандидатов только один раз. 3. Состав списка кандидатов и порядок размещения в нем кандидатов определяются избирательным объединением. Список кандидатов должен быть разбит на общерегиональную часть и региональные группы, соответствующие территориям одномандатных избирательных округов (далее - региональные группы). В общерегиональную часть и в каждую региональную группу должно быть включено не менее одного и не более трех кандидатов. Одной региональной группе должен соответствовать один одномандатный избирательный округ. Каждая региональная группа должна иметь наименование и номер, которые соответствуют наименованию и номеру одномандатного избирательного округа. Число региональных групп при выдвижении списка кандидатов определяется решением избирательного объединения и не может быть менее десяти и более девятнадцати. В случае выбытия кандидатов из региональных групп число региональных групп к моменту регистрации списка кандидатов может быть уменьшено, но не может составлять менее половины числа региональных групп, определенного решением избирательного объединения при выдвижении списка кандидатов. В случае, если число региональных групп меньше числа одномандатных избирательных округов, избирательное объединение вправе выбирать любые из одномандатных избирательных округов, которым должны соответствовать региональные группы, но не вправе объединять или дробить их. 4. Уполномоченный представитель избирательного объединения не ранее чем за 75 дней до дня голосования представляет в Избирательную комиссию автономного округа следующие документы: 1) решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального отделения, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", соответствующего органа политической партии, ее регионального отделения) о выдвижении списка кандидатов по единому избирательному округу, в котором должны быть указаны: число зарегистрированных участников съезда, конференции, общего собрания, иного органа, предусмотренного уставом политической партии; число участников, необходимое для принятия решения в соответствии с уставом политической партии; решение о выдвижении списка кандидатов по единому избирательному округу и порядке размещения в нем кандидатов, итогов голосования по этому решению (с приложением списка кандидатов по единому избирательному округу); решение о назначении уполномоченных представителей избирательного объединения; дата принятия решения; 2) список кандидатов по единому избирательному округу, в котором указываются фамилия, имя и отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий) каждого кандидата, если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, - сведения об этом с указанием наименования соответствующего представительного органа, сведения о судимости кандидата, а также принадлежность кандидата к общественному объединению, если о членстве в нем он указал в заявлении о согласии баллотироваться в соответствии с пунктом 3 статьи 19 настоящего Закона, и его статус в этом общественном объединении. Списки кандидатов представляются в Избирательную комиссию автономного округа на бумажном и машиночитаемом носителях по форме, установленной Избирательной комиссией автономного округа; 3) заявление каждого кандидата, включенного в список кандидатов по единому избирательному округу, предусмотренное пунктом 3 статьи 19 настоящего Закона, и документы, указанные и оформленные в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 19 настоящего Закона; 4) сведения каждого кандидата, включенного в список кандидатов по единому избирательному округу (на бумажном и машиночитаемом носителях), указанные в пунктах 5 и 6 статьи 19 настоящего Закона; 5) решение о назначении уполномоченных представителей избирательного объединения, в том числе по финансовым вопросам, в котором указываются фамилия, имя и отчество, дата рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий), с приложением списка уполномоченных представителей избирательного объединения с учетом требований пункта 4 статьи 18 настоящего Закона; 6) доверенность на уполномоченного представителя избирательного объединения по финансовым вопросам и иные документы для его регистрации, предусмотренные пунктами 5 и 6 статьи 18 настоящего Закона; 7) нотариально удостоверенная копия документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений; 8) документ, подтверждающий согласование выдвижения списка кандидатов по единому избирательному округу с вышестоящим органом политической партии (в случае, если требование о согласовании выдвижения списка кандидатов содержится в уставе политической партии); 9) официально заверенный постоянно действующим руководящим органом избирательного объединения список граждан, включенных в соответствующий список кандидатов и являющихся членами данного избирательного объединения; 10) решение уполномоченного органа избирательного объединения, подтверждающее наделение лица полномочиями по заверению списка кандидатов по единому избирательному округу (если в уставе избирательного объединения такое лицо не определено). 5. Списки кандидатов по единому избирательному округу и уполномоченных представителей избирательного объединения должны быть прошиты, пронумерованы (за исключением списков, составленных на одном листе), заверены подписью лица, уполномоченного на то уставом избирательного объединения или решением уполномоченного органа избирательного объединения, а также печатью этого избирательного объединения. 6. После приема документов, указанных в пункте 4 настоящей статьи, Избирательная комиссия автономного округа выдает уполномоченному представителю избирательного объединения справку (подтверждение) о приеме документов. Форма справки (подтверждения) утверждается решением Избирательной комиссии автономного округа. 7. Избирательная комиссия автономного округа в течение трех дней со дня приема документов, указанных в пункте 4 настоящей статьи, обязана принять решение о заверении списка кандидатов по единому избирательному округу либо об отказе в его заверении, который должен быть мотивирован. Решение Избирательной комиссии автономного округа о заверении списка кандидатов по единому избирательному округу с копией заверенного списка либо об отказе в его заверении выдается уполномоченному представителю избирательного объединения. 8. Основаниями для отказа избирательному объединению в заверении списка кандидатов по единому избирательному округу являются отсутствие списка кандидатов, оформленного в соответствии с настоящей статьей, и документов, указанных в пункте 4 настоящей статьи (за исключением подпунктов 3 и 4), несоблюдение требований к выдвижению списка кандидатов, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", Федеральным законом и настоящим Законом. Отсутствие документов кандидата, предусмотренных пунктами 3, 5 и 6 статьи 19 настоящего Закона, является основанием для исключения Избирательной комиссией автономного округа этого кандидата из списка кандидатов до его заверения. 9. После представления списка кандидатов по единому избирательному округу в Избирательную комиссию автономного округа его состав и порядок размещения в нем кандидатов не могут быть изменены, за исключением изменений, вызванных выбытием (в том числе исключением) кандидатов. Статья 22. Поддержка выдвижения кандидата, списка кандидатов по единому избирательному округу Необходимым условием регистрации кандидата, списка кандидатов является поддержка выдвижения кандидата, списка кандидатов избирателями, наличие которой определяется по результатам выборов в соответствии с пунктами 3 - 5 статьи 35.1 Федерального закона либо подтверждается необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов. Статья 23. Сбор подписей в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов 1. В поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов должны быть собраны подписи избирателей, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 3 - 5 статьи 35.1 Федерального закона. 2. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу политической партией, на которую не распространяется действие пунктов 3 - 5 статьи 35.1 Федерального закона, а также в порядке самовыдвижения, составляет 3 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов. 3. Количество подписей, которое необходимо для регистрации списка кандидатов, выдвинутого по единому избирательному округу политической партией, на которую не распространяется действие пунктов 3 - 5 статьи 35.1 Федерального закона, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории единого избирательного округа в соответствии с пунктом 10 статьи 16 Федерального закона. Подписи в поддержку выдвижения кандидатов, списка кандидатов могут собираться со дня оплаты изготовления подписных листов. 4. Подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов изготавливаются и оформляются по формам согласно приложениям 4.1 и 5 к Федеральному закону. 5. Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором выдвинут кандидат, список кандидатов. Участие органов государственной власти автономного округа, органов местного самоуправления муниципальных образований автономного округа, органов управления организаций независимо от формы собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса в сборе подписей, равно как и принуждение избирателей в процессе сбора подписей и их вознаграждение за внесение подписи, не допускается. Сбор подписей на рабочих местах, в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, иных социальных выплат, а также при оказании благотворительной помощи запрещается. Подписи, собранные с нарушением положений настоящей части, являются недействительными. 6. В соответствии с Федеральным законом право сбора подписей избирателей принадлежит гражданину Российской Федерации, достигшему к моменту сбора подписей возраста 18 лет и не признанному судом недееспособным. Кандидат, избирательное объединение могут заключать с лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей, договор о сборе подписей. Оплата этой работы осуществляется только из средств избирательного фонда кандидата, избирательного объединения. 7. Если у кандидата, данные которого указываются в подписном листе, имелась или имеется судимость, дополнительно в подписном листе указываются сведения о судимости кандидата. Если кандидат, сведения о котором содержатся в подписном листе, в заявлении о согласии баллотироваться в соответствии с пунктом 3 статьи 19 настоящего Закона указал свою принадлежность к политической партии либо иному общественному объединению и свой статус в данной политической партии либо данном общественном объединении, сведения об этом указываются в подписном листе. 8. В подписном листе указывается номер специального избирательного счета, с которого произведена оплата изготовления подписных листов. 9. Избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя и отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства, серию и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Данные об избирателе, ставящем в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя лицом, осуществляющим сбор подписей в поддержку кандидата, списка кандидатов. Указанные данные вносятся только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Подпись и дату ее внесения избиратель ставит собственноручно. Избиратель вправе ставить подпись в поддержку выдвижения различных кандидатов, списков кандидатов, но только один раз в поддержку одного и того же кандидата, списка кандидатов. 10. Каждый подписной лист с подписями избирателей в поддержку выдвижения списка кандидатов должен быть заверен уполномоченным представителем избирательного объединения. Каждый подписной лист с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата должен быть заверен кандидатом. При заверении подписного листа уполномоченный кандидат, представитель избирательного объединения напротив своих фамилии, имени и отчества собственноручно ставят свою подпись и дату ее внесения. 11. Каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения. 12. При сборе подписей в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов допускается заполнение подписного листа на лицевой и оборотной сторонах. При этом оборотная сторона является продолжением лицевой стороны с единой нумерацией подписей, а заверительные записи вносятся на оборотной стороне подписного листа непосредственно после последней подписи избирателя. 13. Количество подписей избирателей, содержащихся в подписных листах, представляемых в Избирательную комиссию автономного округа, окружную избирательную комиссию, может превышать установленное настоящей статьей необходимое количество подписей для регистрации кандидата, списка кандидатов, но не более чем на 10 процентов. 14. После окончания сбора подписей кандидат, уполномоченные представители избирательного объединения подсчитывают общее число собранных подписей избирателей и составляют протокол об итогах сбора подписей по форме, установленной Избирательной комиссией автономного округа. Протокол подписывается соответственно кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения. 15. Подписные листы представляются в Избирательную комиссию автономного округа, окружную избирательную комиссию в сброшюрованном и пронумерованном виде. Вместе с подписными листами в соответствующую избирательную комиссию представляется протокол об итогах сбора подписей на бумажном и машиночитаемом носителях. Кандидат, избирательное объединение обязаны составить и представить в соответствующую избирательную комиссию список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, нотариально удостоверить сведения о лицах, осуществлявших сбор подписей, и подписи этих лиц, а также представить в соответствующую избирательную комиссию список указанных лиц на машиночитаемом носителе по форме, установленной Избирательной комиссией автономного округа. Не требуется представления списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, если все подписи были собраны кандидатом, выдвинутым непосредственно, в поддержку своей кандидатуры. 16. Подписные листы, представляемые в соответствующую избирательную комиссию, должны быть сброшюрованы по административно-территориальным образованиям, входящим в избирательный округ (городским округам и муниципальным районам), в виде папок, иметь сквозную нумерацию листов в пределах папки и подписей избирателей в пределах подписного листа. Статья 24. Представление избирательных документов для регистрации кандидатов, списков кандидатов 1. Для регистрации кандидат, выдвинутый по одномандатному избирательному округу, не ранее чем за 75 дней и не позднее чем за 45 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени представляет в соответствующую окружную избирательную комиссию следующие документы: 1) подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, оформленные в соответствии с пунктами 15 и 16 статьи 23 настоящего Закона (если в поддержку выдвижения кандидата осуществлялся сбор подписей); 2) протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном и машиночитаемом носителях по форме, установленной Избирательной комиссией автономного округа (если в поддержку выдвижения кандидата осуществлялся сбор подписей); 3) первый финансовый отчет кандидата в соответствии с пунктом 10 статьи 39 настоящего Закона; 4) копия документа, подтверждающего оплату изготовления подписных листов за счет средств избирательного фонда кандидата (если в поддержку выдвижения кандидата осуществлялся сбор подписей); 5) сведения об изменениях данных о кандидате в документах, ранее представленных в окружную избирательную комиссию (при наличии таких изменений); 6) нотариально заверенный список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата в соответствии с пунктом 15 статьи 23 настоящего Закона (если в поддержку выдвижения кандидата осуществлялся сбор подписей); 7) письменное уведомление о том, что кандидат не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами. 2. Для регистрации списка кандидатов по единому избирательному округу уполномоченный представитель избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов по единому избирательному округу, не ранее чем за 75 дней и не позднее чем за 45 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени представляет в Избирательную комиссию автономного округа следующие документы: 1) подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения списка кандидатов, оформленные в соответствии с пунктами 15 и 16 статьи 23 настоящего Закона (если в поддержку выдвижения списка кандидатов осуществлялся сбор подписей); 2) протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном и машиночитаемом носителях по форме, установленной Избирательной комиссией автономного округа (если в поддержку выдвижения списка кандидатов производился сбор подписей); 3) первый финансовый отчет избирательного объединения в соответствии с пунктом 10 статьи 39 настоящего Закона; 4) копия документа, подтверждающего оплату изготовления подписных листов (если в поддержку выдвижения списка кандидатов осуществлялся сбор подписей); 5) сведения об изменениях в списке кандидатов после его заверения и об изменениях в данных о каждом кандидате из списка кандидатов, ранее представленных в Избирательную комиссию автономного округа (при наличии таких изменений); 6) нотариально заверенный список лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения списка кандидатов в соответствии с пунктом 15 статьи 23 настоящего Закона (если в поддержку выдвижения списка кандидатов осуществлялся сбор подписей); 7) письменное уведомление каждого кандидата из списка кандидатов о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами. 3. После приема документов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, соответствующая избирательная комиссия выдает кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения справку (подтверждение) о приеме документов. Форма справки (подтверждения) утверждается решением Избирательной комиссии автономного округа. Статья 25. Проверка достоверности сведений, содержащихся в подписных листах, и сведений, представленных кандидатами, избирательными объединениями 1. Соответствующая избирательная комиссия проверяет соблюдение предусмотренного Федеральным законом и настоящим Законом порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, их подписей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, в соответствии с Федеральным законом и настоящим Законом. Избирательная комиссия также вправе проверить достоверность выдвижения кандидата, списка кандидатов, биографических и иных сведений, представленных кандидатом, избирательным объединением, выдвинувшими кандидатов. 2. Для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, достоверности сведений об избирателях, их подписей соответствующая избирательная комиссия, осуществляющая данную проверку, может создавать рабочие группы из числа членов, работников аппарата избирательной комиссии и привлеченных специалистов. В соответствии с Федеральным законом к такой проверке могут привлекаться члены нижестоящих избирательных комиссий, работники аппаратов нижестоящих избирательных комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или иных документах. В соответствии с Федеральным законом на период проверки привлекаемые эксперты освобождаются от основной работы, за ними сохраняются место работы (должность), установленные должностные оклады и иные выплаты по месту работы. 3. Проверке могут подлежать все представленные подписи или часть этих подписей, но не менее 20 процентов от установленного пунктами 2 и 3 статьи 23 настоящего Закона необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов количества подписей, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). 4. Для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях используется ГАС "Выборы", включая регистр избирателей. 5. При проведении проверки подписей избирателей, в том числе при выборке подписей для проверки, вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей, его уполномоченные представители или доверенные лица, уполномоченные представители или доверенные лица любого избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, список кандидатов и представившего необходимое для регистрации количество подписей избирателей. О соответствующей проверке должны извещаться кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, представившие установленное количество подписей избирателей. 6. Проверке и учету не подлежат подписи избирателей и соответствующие им сведения об избирателях, содержащиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) лицами, заверяющими подписные листы, до представления подписных листов в соответствующую избирательную комиссию, если исключение (вычеркивание) специально оговорено указанными лицами в подписном листе или в протоколе об итогах сбора подписей до представления подписных листов в соответствующую избирательную комиссию. 7. По результатам проверки подписей избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной. 8. Если при проверке подписей избирателей обнаруживается несколько подписей одного и того же избирателя в поддержку выдвижения одного и того же кандидата, списка кандидатов, достоверной считается только одна подпись, а остальные подписи признаются недействительными. 9. Недостоверной признается подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом, на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи. 10. Недействительными признаются подписи избирателей по основаниям, указанным в пункте 6.4 статьи 38 Федерального закона. 11. Не могут служить основанием для признания подписи избирателя недействительной имеющиеся в сведениях о нем, содержащихся в подписных листах, сокращения слов и дат, не препятствующие однозначному восприятию этих сведений. 12. Если суммарное количество недостоверных и (или) недействительных подписей избирателей составит 10 и более процентов от общего количества подписей, отобранных для проверки в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, дальнейшая проверка подписных листов прекращается и избирательная комиссия отказывает в регистрации кандидата. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата. 13. Избирательная комиссия отказывает в регистрации кандидата также в случае, если количества представленных подписей избирателей за вычетом подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, недостаточно для регистрации. 14. По окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Копия протокола передается кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения не позднее чем за двое суток до заседания соответствующей избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации этого кандидата, списка кандидатов. Итоговый протокол прилагается к решению соответствующей избирательной комиссии о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов. Повторная проверка подписных листов после принятия соответствующей избирательной комиссией указанного решения может быть осуществлена только судом или избирательной комиссией в соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона и только в пределах подписей, подлежавших проверке. 15. Избирательная комиссия автономного округа, окружная избирательная комиссия обращаются с представлением о проверке достоверности сведений о кандидатах, представляемых в соответствии с пунктами 3 и 5 статьи 19 настоящего Закона, о проверке выполнения требований, предусмотренных пунктом 8 статьи 19 настоящего Закона, в соответствующие органы, которые обязаны сообщить о результатах проверки сведений, представляемых в соответствии с пунктом 3 статьи 19 настоящего Закона, в течение десяти дней, а сведений, представляемых в соответствии с пунктом 5 статьи 19 настоящего Закона, и выполнения требований, предусмотренных пунктом 8 статьи 19 настоящего Закона, в течение 20 дней. Если указанное представление поступило за десять и менее дней до дня голосования, соответствующие органы должны сообщить о результатах проверки в срок, установленный Избирательной комиссией автономного округа. 16. Избирательная комиссия автономного округа, окружная избирательная комиссия направляют в средства массовой информации сведения о выявленных фактах недостоверности представленных кандидатами сведений. Сведения о кандидатах, представленные при их выдвижении, доводятся соответствующими избирательными комиссиями до сведения избирателей в объеме, установленном Избирательной комиссией автономного округа. 17. В случае обнаружения признаков нарушения законодательства Российской Федерации и автономного округа о выборах, влекущего за собой уголовную или административную ответственность, Избирательная комиссия автономного округа, окружная избирательная комиссия направляют в правоохранительные органы, суд соответствующие документы и материалы для установления факта нарушения и решения вопроса о привлечении к ответственности виновных лиц. Статья 26. Регистрация кандидатов, списков кандидатов 1. Избирательная комиссия автономного округа в течение десяти дней со дня приема документов, необходимых для регистрации списка кандидатов по единому избирательному округу, обязана принять решение о регистрации списка кандидатов либо мотивированное решение об отказе в регистрации по основаниям, предусмотренным пунктом 25 статьи 38 Федерального закона. 2. Соответствующая окружная избирательная комиссия в течение десяти дней со дня приема документов, необходимых для регистрации кандидата по одномандатному избирательному округу, обязана принять решение о регистрации кандидата либо мотивированное решение об отказе в регистрации по основаниям, предусмотренным пунктом 24 статьи 38 Федерального закона. 3. Регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 3 - 6 статьи 19 настоящего Закона, а также иных документов, предусмотренных Федеральным законом и настоящим Законом, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, либо при наличии решения политической партии (ее регионального отделения), на которую распространяется действие пунктов 3 - 5 статьи 35.1 Федерального закона. 4. При выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено настоящим Законом, или несоблюдения требований настоящего Закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 3, 5 и 6 статьи 19 настоящего Закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями настоящего Закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований настоящего Закона. В случае отсутствия копии какого-либо документа, представление которой предусмотрено пунктом 4 статьи 19 настоящего Закона, кандидат, избирательное объединение вправе представить ее не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов. 5. Один и тот же кандидат может быть одновременно зарегистрирован кандидатом по единому избирательному округу и по одному одномандатному избирательному округу, если он выдвинут кандидатом по одномандатному избирательному округу и в составе списка кандидатов одним и тем же избирательным объединением. Не допускается регистрация одного и того же кандидата более чем в одном списке кандидатов, более чем по одному одномандатному избирательному округу. Кандидат не может быть одновременно зарегистрирован как кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, и как кандидат, выдвинутый избирательным объединением. Кандидат, зарегистрированный по одномандатному избирательному округу как кандидат, выдвинутый избирательным объединением, не может одновременно входить в зарегистрированный список кандидатов другого избирательного объединения. Кандидат, зарегистрированный по одномандатному избирательному округу как кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, не может быть одновременно зарегистрирован как кандидат, выдвинутый избирательным объединением. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|