Расширенный поиск
Постановление Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 22.02.1999 № 125ГУБЕРНАТОР ЯМАЛО - НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА ПОСТАНОВЛЕНИЕ Утратилo силу - Постановление Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 23.04.2010 г. N 64-ПГ 22.02.1999 г. N 125 г. Салехард Об утверждении программы о дополнительных мерах по развитию системы образования Ямало - Ненецкого автономного округа в 1999 году В целях развития системы образования автономного округа постановляю: 1. Утвердить прилагаемую Программу о дополнительных мерах по развитию системы образования Ямало - Ненецкого автономного округа в 1999 году. 2. Департаменту финансов администрации автономного округа (Свинцова А.П.) обеспечить финансирование данной Программы в пределах средств, предусмотренных на эти цели в окружном бюджете. 3. Контроль за выполнением данного Постановления возложить на заместителя губернатора автономного округа по социальному развитию Смарыгину Л.Н. Губернатор автономного округа Ю.В.Неелов Утверждена Постановлением губернатора автономного округа от 22 февраля 1999 г. N 125 ПРОГРАММА О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ ПО РАЗВИТИЮ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ЯМАЛО - НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА В 1999 ГОДУ Паспорт Программы |—————————————————|————————————————————————————————————————————————————| |Наименование |Программа о дополнительных мерах по развитию | |Программы |системы образования Ямало - Ненецкого | | |автономного округа в 1999 году | |—————————————————|————————————————————————————————————————————————————| |Основание для |Статья 29 (пункт 5) Закона РФ "Об образовании"; | |разработки |Закон Ямало - Ненецкого автономного округа "О | |Программы |ставке сбора на нужды образовательных | | |учреждений, взимаемого с юридических лиц" | |—————————————————|————————————————————————————————————————————————————| |Государственный |Главное управление образования администрации | |заказчик |автономного округа | |—————————————————|————————————————————————————————————————————————————| |Основные |Главное управление образования администрации | |разработчики |автономного округа, муниципальные органы | |Программы |управления образования | |—————————————————|————————————————————————————————————————————————————| |Цели и задачи |Создание условий для нормального | |Программы |образовательного процесса в сельской местности, в | | |местах проживания коренных малочисленных | | |народов Севера; | | |Обеспечение режима развития всех типов | | |образовательных учреждений в соответствии с | | |запросами населения автономного округа и | | |реальными потребностями рынка труда; | | |Обеспечение образовательных учреждений | | |современными техническими средствами и учебно - | | |наглядными пособиями; | | |Более полное и качественное обеспечение прав | | |граждан на образование, соответствующее мировому | | |уровню | |—————————————————|————————————————————————————————————————————————————| |Сроки |1999 год | |реализации | | |Программы | | |—————————————————|————————————————————————————————————————————————————| |Перечень |Изменение условий воспитания в интернатных и | |основных |реабилитационных образовательных учреждениях | |мероприятий |(приложение N 1); | | |Развитие инновационных учреждений (приложение N | | |2); | | |Приобретение и строительство жилья в автономном | | |округе учителям сельских школ и педагогическим | | |работникам высокой квалификации для | | |укомплектования инновационных учреждений | | |(приложение N 3); | | |Обеспечение оборудованием, учебными пособиями и | | |современными техническими средствами обучения | | |образовательных учреждений (приложение N 4); | | |Создание условий для развития начального, | | |среднего и высшего профессионального образования | | |(приложение N 5) | |—————————————————|————————————————————————————————————————————————————| |Исполнители |Главное управление образования администрации | |основных |автономного округа | |мероприятий | | |Программы | | |—————————————————|————————————————————————————————————————————————————| |Объемы и |118555 тыс. рублей из окружного бюджета, за счет | |источники |сборов на нужды образовательных учреждений | |финансирования | | |—————————————————|————————————————————————————————————————————————————| |Ожидаемые |Улучшение материально - технической базы | |конечные |учреждений образования; | |результаты |Существенные изменения в содержании образования, | |реализации |повышение его качества; | |Программы |Улучшение жилищно - бытовых условий учителей | |—————————————————|————————————————————————————————————————————————————| |Организация |Ежеквартальный отчет перед заместителем | |контроля за |губернатора автономного округа по социальному | |исполнением |развитию и департаментом финансов администрации | |Программы |автономного округа | |—————————————————|————————————————————————————————————————————————————| I. Содержание проблемы и необходимость ее решения программными средствами Анализ работы системы образования в 1998 году показывает, что в условиях явно недостаточного финансирования трудно обеспечить ее нормальное функционирование, тем более развитие. Естественно, без развития системы проблематично получение качественного среднего и профессионального образования. Анализ деятельности образовательных учреждений показывает, что уровень образовательных услуг для населения автономного округа не одинаков. В городах он соответствует среднероссийскому стандарту, а по отдельным показателям превосходит. В то же время в сельской местности образовательные учреждения имеют весьма ограниченные возможности. Это связано со слабой учебно - материальной базой, преобладанием старых, подчас аварийных и ветхих школьных зданий и помещений. Проблема обостряется тем, что большинство сельских школ обучает и воспитывает детей коренных малочисленных народов Севера, поэтому большая часть выделенных средств направляется на содержание этого контингента. В условиях недостаточного финансирования, естественно, не хватает средств на совершенствование учебно - воспитательного процесса, обновление материальной базы и содержания образования. Поэтому одной из целей предлагаемого проекта является выравнивание условий функционирования образовательных учреждений на селе по отношению к городу. Немаловажной проблемой является изменение содержания воспитательной работы в интернатных учреждениях. Традиционная система воспитания в условиях интерната порождает иждивенчество, слабо готовит детей к жизни, не способствует сохранению преемственности между поколениями, в известной степени разрушает семью. Для того чтобы обеспечить выполнение Закона РФ "Об образовании" и избежать вышеперечисленных недостатков интернатной системы в автономном округе уже несколько лет ведется целенаправленная работа по переводу этих типов учебных заведений на так называемый "семейный". Эта система предполагает постепенное создание более комфортных условий для детей, возможность использования потенциала семьи в воспитании, отработку механизма по обеспечению самообслуживания подростков, осуществление допрофессиональной подготовки с учетом изменившихся экономических условий, воспитание бережного отношения к государственному имуществу, использование этнопедагогики малочисленных народов для укрепления семьи и подготовки детей к ведению традиционного тундрового хозяйства. В настоящее время в той или иной степени готовности 24 из 34 интернатных учреждений работают в таком режиме. Естественно, такой подход не удается реализовать за один год и, по нашим предположениям, эта работа рассчитана на десятилетие. Это, прежде всего, связано со значительными финансовыми затратами, а также постепенной переориентацией педагогов, родителей, общественности на другие образовательные ценности. Полномасштабное решение этой проблемы должно включить в себя строительство интернатов нового типа, подготовку кадров и постоянное наращивание материальной базы. Однако на 1999 год предлагаемая Программа ставит относительно скромные задачи: проведение капитальных ремонтов, закупку оборудования, инвентаря, мебели для вновь созданных интернатов семейного типа и укрепления материальной базы существующих, так как многие из них пока можно назвать условно семейными. Их развитие еще не один год будет требовать к себе повышенного внимания и увеличения финансовых и материальных затрат. Одной из стратегических задач в развитии образования на ближайшие пять лет остается создание условий для детей, имеющих отклонения в развитии, обделенных вниманием родителей, из малообеспеченных семей и потерявших родителей по различным причинам. В настоящее время в автономном округе имеется устойчивая тенденция увеличения детей - сирот и детей, нуждающихся в реабилитации. Например, последние пять лет число детей - сирот увеличилось в среднем по автономному округу на 100 человек ежегодно. Возникла необходимость иметь детские дома, реабилитационные центры в каждой территории. Совместными усилиями администраций территорий, органов управления образования всех уровней удалось открыть 7 реабилитационных учреждений (пять лет назад в автономном округе был единственный детский дом в г. Лабытнанги). На следующий год планируется открытие таких учреждений в г. Муравленко, на юге Тюменской области. Существующие реабилитационные центры (как правило, они открыты на основе перепрофилированных учреждений) требуют целевого финансирования. Это в первую очередь касается г. Салехарда, Тазовского, Ямальского, Приуральского, Красноселькупского районов. В условиях финансирования только по защищенным статьям нет возможности в нормальном развитии инновационных учреждений, научного их обоснования, экспертизы, однако их число в автономном округе с каждым годом растет. Только в текущем учебном году открыто 28 гимназических и лицейских классов, более 120 классов компенсирующего и коррекционного направления. Эти педагогические эксперименты и новации не всегда однозначны и требуют повышенного внимания, зачастую требуют привлечения независимой экспертизы, участия ученых. Вместе с тем понятно, что развитие системы образования без экспериментальной работы невозможно. Развитие образовательной системы автономного округа невозможно без постоянной заботы по совершенствованию кадрового потенциала педагогов, обеспечению ими всех образовательных учреждений. Несмотря на принимаемые меры, в автономном округе по состоянию на 1 сентября 1998 года имеется около 344 вакансий. Одной из причин неукомплектованности учебных заведений педагогическими кадрами является отсутствие жилья. Проведенный анализ показывает, что 1230 педагогов (11,5%) проживают в арендованных квартирах, балках, школах - интернатах, всего нуждаются в улучшении жилищных условий 3200 человек (28%), в том числе около 210 молодых специалистов. Эта Программа не предусматривает кардинального решения этой проблемы (в силу ограниченности финансовых ресурсов), но позволяет разрешить ряд наиболее острых кадровых проблем, в том числе за счет долевого строительства домов и квартир. В Программе часть средств предполагается направить на развитие учреждений начальной и средней профессиональной подготовки, в частности на создание и укрепление материальной базы для получения новых профессий. Эта проблема связана с необходимостью реально учитывать потребности рынка труда, своевременно изменять содержание и образование, материальную базу для получения молодыми людьми нужных автономному округу профессий. Не удалось в течение прошлого года полностью решить проблему обновления оборудования кабинетов гуманитарного и естественно - математического цикла. В большинстве из них приборное и техническое оснащение не обеспечивает выполнение общеобразовательных стандартов. Практически во все образовательные учреждения автономного округа необходимы комплекты химических реактивов, современные технические средства обучения. Поэтому более 30% предусмотренных в Программе средств предлагается направить на эти цели. II. Цели и задачи Программы Программа ориентирована на реализацию государственной политики в области образования, перехода от стабилизации к развитию части образовательных учреждений. Ее реализация позволит улучшить содержание сельской школы, несколько выровнять ее функционирование и развитие, поддержать инновационные учреждения, улучшить материальную базу кабинетов естественно - математического цикла, решать более успешно введение новых специальностей в профессиональных училищах и средних профессиональных учебных заведениях, решать некоторые наиболее острые проблемы в обеспечении образовательных учреждений высококвалифицированными педагогическими кадрами. Эта Программа является составной частью Программы развития образования автономного округа до 2000 года. Ее основная цель - обеспечение прав граждан на получение современного образования, соответствующего мировому уровню. III. Ресурсное обеспечение Программы Программа рассчитана на сборы с юридических лиц налога на нужды образовательных учреждений автономного округа. В 1999 году на развитие системы образования автономного округа дополнительно предполагается направить 118555 тыс. рублей. IV. Система программных мероприятий Предположительный расчет расходования средств налога нацелен не только на поддержку системы образования, но, прежде всего, на ее развитие. Причем выбраны такие направления совершенствования и развития, которые являются в настоящее время жизненно необходимыми и приоритетными. В частности, предстоит осуществить мероприятия по постепенному переводу интернатных учреждений на семейный тип воспитания, поддержке инновационных учреждений, детских домов и учреждений, работающих с больными детьми, укреплению материальной базы кабинетов естественно - математического цикла, созданию более благоприятных условий для введения новых специальностей в профессиональные училища и средние специальные учебные заведения, обеспечению педагогическими кадрами высокой квалификации. Все эти мероприятия нацелены и объединены общей целью на улучшение условий функционирования системы образования и перевести ее в режим развития. Приложение N 1 к Программе о дополнительных мерах по развитию системы образования Ямало - Ненецкого автономного округа в 1999 году МЕРОПРИЯТИЯ ПО ИЗМЕНЕНИЮ УСЛОВИЙ ВОСПИТАНИЯ В ИНТЕРНАТНЫХ И РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Таблица 1 (тыс. руб.) |————|——————————————————————————————————————————|————————————————————————| |N |Наименование территорий |Объемы финансирования | |п/п | | | |————|——————————————————————————————————————————|————————————————————————| |1 |Учреждения окружного подчинения |1500 | |————|——————————————————————————————————————————|————————————————————————| |2 |Салехард |1300 | |————|——————————————————————————————————————————|————————————————————————| |3 |Лабытнанги |1300 | |————|——————————————————————————————————————————|————————————————————————| |4 |Шурышкарский |3100 | |————|——————————————————————————————————————————|————————————————————————| |5 |Приуральский |1700 | |————|——————————————————————————————————————————|————————————————————————| |6 |Ямальский |2700 | |————|——————————————————————————————————————————|————————————————————————| |7 |Тазовский |2700 | |————|——————————————————————————————————————————|————————————————————————| |8 |Красноселькупский |1700 | |————|——————————————————————————————————————————|————————————————————————| | |Итого |16000 | |————|——————————————————————————————————————————|————————————————————————| Таблица 2 |———————————————————|————————————|————————————|——————————|——————————|————————| |Наименование |Проведение |Приобрете- |Укрепле- |Реконст- |Всего | |территории |исследова- |ние |ние |рукция |расхо- | | |тельских |специаль- |матери- |зданий, |дов | | |работ по |ного |альной |сооруже- | | | |проблемам |оборудова- |базы |ний | | | |реабилита- |ния, |(мебель, | | | | |ции |техничес- |техноло- | | | | | |ких |гическое | | | | | |средств |оборудо- | | | | | |обучения, |вание и | | | | | |литературы и|т.д.) | | | | | |т.д.) | | | | |———————————————————|————————————|————————————|——————————|——————————|————————| |1. Салехард |70 |350 |800 |480 |1700 | |———————————————————|————————————|————————————|——————————|——————————|————————| |2. Ямальский |70 |500 |1000 |630 |2200 | |———————————————————|————————————|————————————|——————————|——————————|————————| |3. Тазовский |70 |460 |1000 |670 |2200 | |———————————————————|————————————|————————————|——————————|——————————|————————| |4. Красноселькуп- |30 |250 |350 |370 |1000 | |ский | | | | | | |———————————————————|————————————|————————————|——————————|——————————|————————| |5. Лабытнанги |70 |320 |350 |460 |1200 | |———————————————————|————————————|————————————|——————————|——————————|————————| |6. Шурышкарский |70 |500 |1000 |730 |2300 | |———————————————————|————————————|————————————|——————————|——————————|————————| |7. Надым |140 |500 |500 |2060 |3200 | |———————————————————|————————————|————————————|——————————|——————————|————————| |8. Приуральский |70 |460 |1000 |670 |2200 | |———————————————————|————————————|————————————|——————————|——————————|————————| |Итого |590 |3340 |6000 |6070 |16000 | |———————————————————|————————————|————————————|——————————|——————————|————————| Приложение N 2 к Программе о дополнительных мерах по развитию системы образования Ямало - Ненецкого автономного округа в 1999 году МЕРОПРИЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ИННОВАЦИОННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ (тыс. рублей) |———————————————|—————————————|—————————————|——————————|————————————|————————| | |Развитие |Подготовка и|Открытие |Научное |Всего | | |новых типов |переподготов-|экспери- |обоснование,|расходов| | |образова- |ка педагоги- |ментальных|экспертиза | | | |тельных |ческих кадров|площадок |эксперимен- | | | |учреждений |для новых | |тов | | | | |типов образо-| | | | | | |вательных | | | | | | |учреждений | | | | |———————————————|—————————————|—————————————|——————————|————————————|————————| |Учреждения |500 |500 |200 |200 |1400 | |окружного | | | | | | |подчинения | | | | | | |———————————————|—————————————|—————————————|——————————|————————————|————————| |Города: | | | | | | |———————————————|—————————————|—————————————|——————————|————————————|————————| |Салехард |600 |400 |300 |200 |1500 | |———————————————|—————————————|—————————————|——————————|————————————|————————| |Губкинский |600 |400 |300 |200 |1500 | |———————————————|—————————————|—————————————|——————————|————————————|————————| |Муравленко |1000 |- |300 |200 |1500 | |———————————————|—————————————|—————————————|——————————|————————————|————————| |Ноябрьск |600 |400 |300 |200 |1500 | |———————————————|—————————————|—————————————|——————————|————————————|————————| |Лабытнанги |600 |400 |300 |200 |1500 | |———————————————|—————————————|—————————————|——————————|————————————|————————| |Новый Уренгой |600 |300 |200 |100 |1200 | |———————————————|—————————————|—————————————|——————————|————————————|————————| |Надым |600 |300 |200 |100 |1200 | |———————————————|—————————————|—————————————|——————————|————————————|————————| |Районы: | | | | | | |———————————————|—————————————|—————————————|——————————|————————————|————————| |Шурышкарский |400 |200 |200 |100 |900 | |———————————————|—————————————|—————————————|——————————|————————————|————————| |Приуральский |200 |200 |200 |100 |700 | |———————————————|—————————————|—————————————|——————————|————————————|————————| |Ямальский |300 |200 |200 |100 |800 | |———————————————|—————————————|—————————————|——————————|————————————|————————| |Тазовский |300 |200 |200 |100 |800 | |———————————————|—————————————|—————————————|——————————|————————————|————————| |Пуровский |300 |300 |200 |100 |900 | |———————————————|—————————————|—————————————|——————————|————————————|————————| |Красносель- |200 |200 |200 |100 |700 | |купский | | | | | | |———————————————|—————————————|—————————————|——————————|————————————|————————| |Всего |6800 |4000 |3300 |2000 |16100 | |———————————————|—————————————|—————————————|——————————|————————————|————————| Приложение N 3 к Программе о дополнительных мерах по развитию системы образования Ямало - Ненецкого автономного округа в 1999 году МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРИОБРЕТЕНИЮ И СТРОИТЕЛЬСТВУ ЖИЛЬЯ В АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ УЧИТЕЛЯМ СЕЛЬСКИХ ШКОЛ И ПЕДАГОГИЧЕСКИМ РАБОТНИКАМ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ ДЛЯ УКОМПЛЕКТОВАНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ (тыс. рублей) |——————————————————————————————————————————————|————————————————————————| |Наименование территорий и учреждений |Объемы финансирования | |окружного подчинения | | |——————————————————————————————————————————————|————————————————————————| |Салехардский педколледж |700 | |——————————————————————————————————————————————|————————————————————————| |Окружной институт усовершенствования |600 | |учителей | | |——————————————————————————————————————————————|————————————————————————| |Салехард |2000 | |——————————————————————————————————————————————|————————————————————————| |Лабытнанги |2000 | |——————————————————————————————————————————————|————————————————————————| |Шурышкарский |2200 | |——————————————————————————————————————————————|————————————————————————| |Приуральский |2200 | |——————————————————————————————————————————————|————————————————————————| |Ямальский |2300 | |——————————————————————————————————————————————|————————————————————————| |Тазовский |2600 | |——————————————————————————————————————————————|————————————————————————| |Красноселькупский |2200 | |——————————————————————————————————————————————|————————————————————————| |ПТУ 12,21 |800 | |——————————————————————————————————————————————|————————————————————————| |Санаторно - лесная школа |400 | |——————————————————————————————————————————————|————————————————————————| |Итого |18000 | |——————————————————————————————————————————————|————————————————————————| Приложение N 4 к Программе о дополнительных мерах по развитию системы образования Ямало - Ненецкого автономного округа в 1999 году МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОБОРУДОВАНИЕМ, УЧЕБНЫМИ ПОСОБИЯМИ И СОВРЕМЕННЫМИ ТЕХНИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ ОБУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ (тыс. рублей) |——————————————————————————————————————————————————————|————————————————| | |Всего расходов | |——————————————————————————————————————————————————————|————————————————| |Салехард |3800 | |——————————————————————————————————————————————————————|————————————————| |Лабытнанги |3800 | |——————————————————————————————————————————————————————|————————————————| |Надым |3400 | |——————————————————————————————————————————————————————|————————————————| |Новый Уренгой |3400 | |——————————————————————————————————————————————————————|————————————————| |Ноябрьск |3400 | |——————————————————————————————————————————————————————|————————————————| |Муравленко |2200 | |——————————————————————————————————————————————————————|————————————————| |Губкинский |2200 | |——————————————————————————————————————————————————————|————————————————| |Шурышкарский |3800 | |——————————————————————————————————————————————————————|————————————————| |Приуральский |2200 | |——————————————————————————————————————————————————————|————————————————| |Ямальский |4000 | |——————————————————————————————————————————————————————|————————————————| |Тазовский |4000 | |——————————————————————————————————————————————————————|————————————————| |Пуровский |3800 | |——————————————————————————————————————————————————————|————————————————| |Красноселькупский |2200 | |——————————————————————————————————————————————————————|————————————————| |Учреждения окружного подчинения |1800 | |——————————————————————————————————————————————————————|————————————————| |Окружной бюджет; создание дистантных средств |2150 | |обучения (модемная связь с муниципальными | | |управлениями образования и методическими | | |кабинетами) | | |——————————————————————————————————————————————————————|————————————————| |Итого |46150 | |——————————————————————————————————————————————————————|————————————————| Приложение N 5 к Программе о дополнительных мерах по развитию системы образования Ямало - Ненецкого автономного округа в 1999 году МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОЗДАНИЮ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ НАЧАЛЬНОГО, СРЕДНЕГО И ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (в тыс. руб.) |——————————————————————|———————————————|———————————|——————————————|————————| |Наименование |Приобретение |Создание |Укрепление |Всего | |учреждения |инструментов, |материаль- |материальной |расходов| | |оборудования, |ной базы |базы педагоги-| | | |спец.литературы|под откры- |ческих и дру- | | | |специальностей |тие новых |гих специаль- | | | | |специальнос|ностей | | | | |тей | | | |——————————————————————|———————————————|———————————|——————————————|————————| |ПУ-12, г. Салехард |200 |600 |- |800 | |——————————————————————|———————————————|———————————|——————————————|————————| |ПУ-21, г. Лабытнанги |200 |1000 | |1200 | |——————————————————————|———————————————|———————————|——————————————|————————| |Салехардский |100 |300 |805 |1205 | |педколледж | | | | | |——————————————————————|———————————————|———————————|——————————————|————————| |ПУ, г. Муравленко |- |600 |- |600 | |(открыто в 1998 г.) | | | | | |——————————————————————|———————————————|———————————|——————————————|————————| |Открытие вуза в |- |- |2500 |2500 | |г. Новом Уренгое | | | | | |——————————————————————|———————————————|———————————|——————————————|————————| |Итого |500 |2500 |3305 |6305 | |——————————————————————|———————————————|———————————|——————————————|————————| Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|