Расширенный поиск
Постановление Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 24.09.2002 № 267ГУБЕРНАТОР ЯМАЛО - НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА ПОСТАНОВЛЕНИЕ 24.09.2002 г. N 267 г. Салехард О Концепции комплексной окружной целевой Программы социально - экономического развития коренных малочисленных народов Севера Ямало - Ненецкого автономного округа на 2003 - 2005 годы Во исполнение поручения Губернатора автономного округа и в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 2001 г. N 564 "О Федеральной целевой программе "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2011 года" постановляю: 1. Утвердить прилагаемую Концепцию комплексной окружной целевой программы социально - экономического развития коренных малочисленных народов Севера Ямало - Ненецкого автономного округа на 2003 - 2005 годы. 2. Департаменту по делам коренных малочисленных народов Севера Администрации автономного округа (Хороля Д.О.) и Департаменту экономики и инвестиционной политики Администрации автономного округа (Ким А.М.) разработать комплексную окружную целевую программу социально - экономического развития коренных малочисленных народов Севера Ямало - Ненецкого автономного округа на 2003 - 2005 годы. 3. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Губернатора автономного округа Вэлло Л.П. Вице - Губернатор автономного округа И.Л.Левинзон Утверждена Постановлением Губернатора автономного округа от 24 сентября 2002 г. N 267 АДМИНИСТРАЦИЯ ЯМАЛО - НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА Департамент экономики и инвестиционной политики Департамент по делам коренных малочисленных народов Севера КОНЦЕПЦИЯ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА ЯМАЛО - НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА НА 2003 - 2005 ГОДЫ Салехард 2002 КОНЦЕПЦИЯ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА ЯМАЛО - НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА НА 2003 - 2005 ГОДЫ Настоящая Концепция разработана в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 2001 года N 564 "О Федеральной целевой программе "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2011 года"; Ежегодным посланием Губернатора автономного округа населению и Государственной думе Ямало - Ненецкого автономного округа от 24 мая 2002 года. Концепция содержит анализ исходного состояния проблем, действующие меры государственной поддержки коренных малочисленных народов Севера, определяет основные направления решения проблем социально - экономического развития коренных малочисленных народов Севера автономного округа (далее - коренные народы). Целью настоящей Концепции является определение долгосрочных ориентиров социально - экономического развития и принципов государственной политики в отношении коренных народов, которые позволили бы создать условия для сохранения традиционных видов хозяйственной деятельности коренных народов, являющихся основой саморазвития данных народов как неповторимых этносов, а также с целью защиты их экономических и политических прав и интересов. ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ: АНАЛИЗ ЕЕ ИСХОДНОГО СОСТОЯНИЯ Территория Ямало - Ненецкого автономного округа - исконная среда обитания, ведения традиционного образа жизни, традиционного хозяйствования коренных народов. Их численность на начало 2002 года составляла 33,5 тысячи человек, или 38,8% всей численности сельского населения, кочевой образ жизни ведут более 13 тысяч человек. Структура численности коренных малочисленных народов Севера в автономном округе по национальностям в базу не включена по техническим причинам. Среди проблем, резко обострившихся в период проведения экономических реформ, особое место занимают проблемы коренных народов автономного округа. Анализ статистических данных за последние годы показывает, что, несмотря на предпринимаемые меры, развитие традиционных отраслей хозяйствования и степень занятости, уровень, качество и условия жизни коренных народов находятся не на должном уровне. Показатели по доходам на душу населения, обеспечению жилой площадью и различными видами обслуживания значительно ниже среднеокружных. Большинство людей, законодательно признаваемых малообеспеченными, проживают в сельской местности: на начало 2002 года в Ямальском районе их удельный вес составляет 55,3%, в Шурышкарском - 53%, в Приуральском - 52,5%, в Красноселькупском - 51,9%. В этих районах сконцентрирована основная часть коренного населения округа. Проблемы экономического и социального развития коренных народов носят межрегиональный, комплексный характер. Пути их решения неразрывно связаны со всем комплексом проблем, тенденциями и перспективами развития автономного округа. Оленеводство Оленеводство - одна из базовых отраслей, обеспечивающих занятость и социально - культурную роль в жизнедеятельности коренных народов. В автономном округе на площади 46,7 млн. гектаров выпасается 564,7 тысячи голов оленей, или 40% от общего поголовья оленей в Российской Федерации. В оленеводстве занято более 2 тысяч человек из числа коренных народов. Ряд оленеводческих хозяйств преобразованы в муниципальные предприятия, фермерские хозяйства, появились общины. Начиная с 1995 года одной из преобладающих форм собственности в оленеводстве являются личные подсобные хозяйства населения. Поголовье оленей по категориям хозяйств (на конец года, голов) 100%+- ----¬ ----¬ ----¬ ----¬ ----¬ ----¬ ----¬ ¦ ¦///¦ +---+ +---+ +---+ +---+ +---+ +---+ 80%+- ¦///¦ ¦///¦ ¦///¦ ¦///¦ ¦///¦ ¦///¦ ¦///¦ ¦ ¦///¦ ¦///¦ ¦///¦ ¦///¦ ¦///¦ +---+ +---+ 60%+- ¦///¦ ¦///¦ +---+ +---+ +---+ ¦\\\¦ ¦\\\¦ ¦ ¦///¦ +---+ ¦\\\¦ ¦\\\¦ ¦\\\¦ ¦\\\¦ ¦\\\¦ 40%+- +---+ ¦\\\¦ ¦\\\¦ ¦\\\¦ ¦\\\¦ ¦\\\¦ ¦\\\¦ ¦ ¦\\\¦ ¦\\\¦ ¦\\\¦ ¦\\\¦ ¦\\\¦ ¦\\\¦ ¦\\\¦ 20%+- ¦\\\¦ ¦\\\¦ ¦\\\¦ ¦\\\¦ ¦\\\¦ ¦\\\¦ ¦\\\¦ ¦ ¦\\\¦ ¦\\\¦ ¦\\\¦ ¦\\\¦ ¦\\\¦ ¦\\\¦ ¦\\\¦ 0%L---+---+---+---+---+---+---+---+---+---+---+---+---+---- 1990 1995 1996 1997 1998 1999 2000 годы ----¬ ¦\\\¦ личные подсобные хозяйства населения L---- ----¬ ¦ ¦ крестьянско - фермерские хозяйства L---- ----¬ ¦///¦ общественный сектор L---- В настоящее время в ряде районов поголовье оленей значительно превышает оленеемкость пастбищ (в Ямальском районе на 50%, Тазовском - на 13%, Приуральском - на 10%). Кроме того, в результате пожаров и промышленного освоения выведено из оборота 1,15 млн. гектаров пастбищ. Цеха по переработке мяса оленей имеют 6 хозяйств автономного округа, в 4 хозяйствах построены базы по раннему забою оленей и переработке мяса. Возобновлена работа меховых мастерских по переработке шкур, камуса оленей. Это дает возможность трудоустроить в поселках около тысячи человек. Завершено строительство завода по глубокой переработке пантов северного оленя в акционерном обществе "Байдарацкий". В целях повышения экономической эффективности оленеводства заключен контракт с финской компанией "Кометос" на строительство сертифицированного по стандартам европейского содружества убойного комплекса в Ямальском районе, где поголовье оленей составляет более 200 тысяч голов. Однако значительная часть продукции традиционных отраслей и промыслов не доставляется в места потребления и не может быть реализована из-за отсутствия предприятий по комплексной переработке сырья и продукции традиционных отраслей хозяйства, отсутствия надежной транспортной схемы и роста тарифов на транспортные услуги. В результате многократно возросших затрат на транспортные и другие материально - технические ресурсы, особенно на энергоресурсы, сохраняющегося диспаритета цен на продукцию, недостаточной государственной поддержки оленеводства многие хозяйства стали убыточными. Возрождение факторий За годы проведения реформ была разрушена факторийная система, выполнявшая функции снабжения продуктами питания, товарами народного потребления и специфическими материально - техническими средствами, медицинского, культурного обслуживания. Резко снизились размеры государственной поддержки, выделяемой на эти цели. Возрождение факторий позволит активизировать необходимое движение товарных потоков в сельской местности, максимально приблизить источник удовлетворения социальных потребностей к кочующему населению и снизить психологическое и социальное напряжение, связанное с промышленным освоением традиционных мест обитания коренных народов, а также позволит сохранить традиционный уклад жизни коренных народов, гарантировать минимальную продовольственную безопасность удаленных сел, стойбищ, сэкономить средства и ресурсы на завоз продовольствия. На опорных факториях обеспечивается накопление продуктов питания, товаров народного потребления и материально - технических средств, оптовая и розничная торговля ими, осуществляется заготовка и переработка продукции оленеводства и промыслов, организуется проведение профилактического медицинского осмотра и амбулаторного обслуживания коренного населения. Для осуществления своих функций опорные фактории должны быть оснащены средствами связи и транспортом, а также располагать следующими объектами: - торговые и складские помещения, морозильные и холодильные емкости; - гараж для транспортных средств, склад горюче - смазочных материалов; - столовая, административное здание, гостиница; - баня, фельдшерско - акушерский пункт, пекарня; - объекты энергоснабжения, вертолетная площадка; - жилые дома для проживания обслуживающего персонала. Рыбная отрасль Рыболовство является потенциально доходной и жизненно важной отраслью, обеспечивающей традиционный рацион питания северных народов. Основу рыбной отрасли в автономном округе составляют одиннадцать предприятий, занимающихся добычей рыбы, и тринадцать совхозов. Развитие отрасли осуществлялось по пути создания единого рыбопромышленного комплекса: от добычи рыбы до ее переработки и дальнейшего сбыта в виде сырья (мороженая рыба) и продуктов конечной переработки в виде консервов и копчено - балычных изделий. Из-за несоблюдения требований экологической безопасности (загрязнения водоемов) наносится значительный ущерб рыболовству. Ежегодно сокращается вылов ценных видов рыб в Обь - Иртышском бассейне (нельма, муксун, чир, пелядь, сиг, пыжьян) на территории проживания коренных народов. Основное количество рыбы, около 90%, добывается в летнее время, доставка рыбы к местам переработки осуществляется на большие расстояния. На что требуется дополнительно малый рыбопромысловый флот (плавучие холодильные рефрижераторные судна). Поддержание популяции рыб на сегодняшнем уровне и тем более увеличение ее численности невозможно без искусственного воспроизводства. Необходимо проведение зарыбления водоемов с целью восстановления водных биологических ресурсов, обновление материально - технической базы и внедрение новых технологий охлаждения, вакуумирования, глубокой переработки рыбного сырья, обновление флота. Занятость и доходы Экономическое состояние традиционных хозяйственных отраслей деятельности и нарушение природной среды приводят к обострению социальных проблем коренных народов. В целом численность работников из числа коренных народов по сравнению с 1994 годом возросла на 11% и достигла к началу 2001 года 8936 человек. Распределение численности работников из числа коренных малочисленных народов Севера по отраслям народного хозяйства в базу не включено по техническим причинам. В современных условиях коренные народы оказались в самом неблагополучном положении на рынке труда. Это обусловлено их слабыми адаптивными возможностями к условиям рыночной экономики, сезонностью традиционной деятельности, отсутствием необходимого уровня образования и квалификации, особым менталитетом. За последние шесть лет в сельскохозяйственном производстве доля занятых из числа коренных народов сократилась на 11%, в строительстве - на 32%, на предприятиях связи и на транспорте, где заняты наиболее квалифицированные кадры из числа коренных народов, - на 4,5%. В промышленности, торговле, общественном питании, материально - техническом снабжении этот показатель практически стабилен, наблюдается незначительная положительная динамика. Динамика численности граждан, ищущих работу, и безработных граждан из числа коренных малочисленных народов Севера Ямало - Ненецкого автономного округа за 1999 - 2001 годы в базу не включена по техническим причинам. Число безработных среди трудоспособного населения этих народов по состоянию на 1 октября 2001 г. составило 13 процентов. Структура численности безработных из числа коренных малочисленных народов Севера по городам и районам автономного округа в базу не включена по техническим причинам. Из диаграммы видно, что наиболее значительная доля безработных из числа коренных народов проживает в Ямальском районе (23% от общей численности безработных данной категории населения в автономном округе), Приуральском (18%) и Шурышкарском (17%) районах. Низкие темпы прироста реальных доходов населения характерны для сельских районов, где основную часть населения составляют коренные народы. Так, в среднем по Приуральскому району прирост реальных доходов на 10% выше, чем у представителей коренного населения, по Ямальскому - на 11,7%, по Красноселькупскому - на 25,5%. Обеспечение жильем На уровне жизни коренных народов негативно сказывается состояние жилищных и социально - бытовых условий. Жилищная проблема является одной из наиболее острых для территорий их компактного проживания. Более 3000 семей из числа коренных народов нуждаются в обеспечении жильем, из них в Шурышкарском районе - около 700 семей, в Тазовском районе - около 600 семей, в Ямальском - около 500 семей, Пуровском - около 400 семей. Жилищный фонд национальных сел, который возводился в основном в период кампании по их укрупнению в 1951 - 1965 годах, совершенно не удовлетворяет сегодняшним требованиям. В большинстве сельских населенных пунктов жилищные условия не соответствуют санитарно - гигиеническим нормам, отсутствуют водоснабжение, канализация, инженерные сети. Особую актуальность представляет обеспечение кочующего населения стационарным жильем. Здравоохранение Остро стоят вопросы охраны здоровья. Несмотря на относительно благополучные показатели обеспеченности населения амбулаторно - поликлиническими учреждениями, больничными койками, масштабность оказания медицинских и профилактических услуг, их доступность остаются весьма низкими. Динамика общей заболеваемости по возрастным группам в ЯНАО по территории проживания коренных малочисленных народов Севера за 1999 - 2001 годы чел. 120000-- ----¬ ¦ ¦///¦ ¦ ----¬¦///¦ ¦ ¦\\\¦¦///¦ 100000+- ----¬¦\\\¦¦///¦ ¦ ¦|||¦¦\\\¦¦///¦ ¦ ¦|||¦¦\\\¦¦///¦ ¦ ¦|||¦¦\\\¦¦///¦ 80000+- ----¬ ¦|||¦¦\\\¦¦///¦ ¦ ¦///¦ ¦|||¦¦\\\¦¦///¦ ¦ ----¬¦///¦ ¦|||¦¦\\\¦¦///¦ ¦ ¦\\\¦¦///¦ ¦|||¦¦\\\¦¦///¦ 60000+- ----¬¦\\\¦¦///¦ ¦|||¦¦\\\¦¦///¦ ¦ ¦|||¦¦\\\¦¦///¦ ¦|||¦¦\\\¦¦///¦ ¦ ¦|||¦¦\\\¦¦///¦ ¦|||¦¦\\\¦¦///¦ ¦ ¦|||¦¦\\\¦¦///¦ ¦|||¦¦\\\¦¦///¦ 40000+- ¦|||¦¦\\\¦¦///¦ ¦|||¦¦\\\¦¦///¦ ¦ ¦|||¦¦\\\¦¦///¦ ¦|||¦¦\\\¦¦///¦ ¦ ¦|||¦¦\\\¦¦///¦ ¦|||¦¦\\\¦¦///¦ ¦ ¦|||¦¦\\\¦¦///¦ ¦|||¦¦\\\¦¦///¦ 20000+- ¦|||¦¦\\\¦¦///¦ ----¬----¬ ¦|||¦¦\\\¦¦///¦ ¦ ¦|||¦¦\\\¦¦///¦ ----¬¦\\\¦¦///¦ ¦|||¦¦\\\¦¦///¦ ¦ ¦|||¦¦\\\¦¦///¦ ¦|||¦¦\\\¦¦///¦ ¦|||¦¦\\\¦¦///¦ 0+--+---++---++---+-T+---++---++---+T-+---++---++---+ ¦ дети ¦ подростки ¦ взрослые ¦ --------------+------------------+---------------+---------------+ ¦||| 1999 год ¦ 63973 ¦ 9100 ¦ 94686 ¦ +-------------+------------------+---------------+---------------+ ¦\\\ 2000 год ¦ 66425 ¦ 10834 ¦ 101745 ¦ +-------------+------------------+---------------+---------------+ ¦/// 2001 год ¦ 70083 ¦ 12018 ¦ 111170 ¦ L-------------+------------------+---------------+---------------- В связи с прекращением работы факторий за последние 10 лет значительно сократилось количество ныне действующих фельдшерско - акушерских пунктов (из 115 действуют 64, или 55,6%). И, как следствие, на сегодня остается низкой доступность медицинской помощи тундровому населению. В то же время некоторые действующие фельдшерско - акушерские пункты в Шурышкарском, Ямальском, Тазовском районах требуют переоснащения. В Аксарковской и Новопортовской участковых больницах сложилась неудовлетворительная материальная база. В аварийном состоянии находится врачебно - амбулаторная больница поселков Шурышкары и Питляр Шурышкарского района. Структура заболеваемости по территориям проживания малочисленных народов Севера автономного округа в 2001 году в базу не включена по техническим причинам. Показатели заболеваемости коренных народов в 1,2 раза выше среднеокружных, наблюдается динамика роста заболеваемости (с 1999 года на 13%). В 2001 году показатель заболеваемости паразитарными болезнями среди коренных народов в 3,5 раза выше, чем по округу в целом (5912,7 человек и 1674 человека на 100 тыс. человек соответственно). Заболеваемость коренного населения туберкулезом в 1,7 раза превысила общий показатель по автономному округу и составила 149 человек на 100 тысяч населения. Особенно высокий процент активности туберкулеза наблюдается в Красноселькупском, Ямальском и Пуровском районах. Основной причиной такого показателя является низкий охват лечения больных туберкулезом с открытой формой (в основном из-за отказа от стационарного лечения). Динамика заболеваемости туберкулезом по территории проживания коренных малочисленных народов ЯНАО в сравнении с аналогичным показателем в целом по округу за 1999 - 2001 годы чел. 160-- на 100 тыс. ¦ ----¬ населения 140+- ¦|||¦ ----¬ ----¬ ¦ ¦|||¦ ¦|||¦ ¦|||¦ 120+- ¦|||¦----¬ ¦|||¦ ¦|||¦ ¦ ¦|||¦¦\\\¦ ¦|||¦ ¦|||¦ 100+- ¦|||¦¦\\\¦ ¦|||¦----¬ ¦|||¦ ¦ ¦|||¦¦\\\¦ ¦|||¦¦\\\¦ ¦|||¦ 80+- ¦|||¦¦\\\¦ ¦|||¦¦\\\¦ ¦|||¦----¬ ¦ ¦|||¦¦\\\¦ ¦|||¦¦\\\¦ ¦|||¦¦\\\¦ 60+- ¦|||¦¦\\\¦ ¦|||¦¦\\\¦ ¦|||¦¦\\\¦ ¦ ¦|||¦¦\\\¦ ¦|||¦¦\\\¦ ¦|||¦¦\\\¦ 40+- ¦|||¦¦\\\¦ ¦|||¦¦\\\¦ ¦|||¦¦\\\¦ ¦ ¦|||¦¦\\\¦ ¦|||¦¦\\\¦ ¦|||¦¦\\\¦ 20+- ¦|||¦¦\\\¦ ¦|||¦¦\\\¦ ¦|||¦¦\\\¦ ¦ ¦|||¦¦\\\¦ ¦|||¦¦\\\¦ ¦|||¦¦\\\¦ 0+----+---++---+--T--+---++---+--T--+---++---+-¬ ¦ 1999 год ¦ 2000 год ¦ 2001 год ¦ -------------------+----------------+--------------+-------------+ ¦||| По территории ¦ 155,8 ¦ 147,1 ¦ 148,6 ¦ ¦ проживания ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ коренных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ малочисленных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ народов ¦ ¦ ¦ ¦ +------------------+----------------+--------------+-------------+ ¦\\\ По Ямало - ¦ 124,7 ¦ 106 ¦ 89,4 ¦ ¦ Ненецкому ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ автономному ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ округу ¦ ¦ ¦ ¦ L------------------+----------------+--------------+-------------- За последние 10 лет уровень онкологической заболеваемости в районах проживания коренных народов возрос в 2,5 раза. Основными причинами увеличения частоты злокачественных новообразований являются несбалансированное питание, неблагополучная экологическая ситуация, загрязнение окружающей среды, атмосферного воздуха, почвы. Имеет место рост числа заболеваний мочевыделительной системы, органов пищеварения (гастриты, дуодениты), увеличивается процент заболеваемости железодефицитными анемиями беременных женщин коренной национальности. И, как следствие, наблюдаются в автономном округе высокие показатели младенческой смертности среди тундрового населения (в 2 - 3 раза превышают среднеокружные). К одной из важнейших и основных проблем в системе здравоохранения автономного округа можно отнести недоукомплектованность медицинскими кадрами фельдшерско - акушерских пунктов, разъездных медицинских отрядов. А для исправления ситуации необходимо немедленно решать вопросы обеспечения жилой площадью, улучшения социально - бытовых условий медиков и решить вопрос о повышении статуса разъездного фельдшера. Образование Принимаемые меры по укреплению материальной базы учебных и интернатных учреждений неадекватны сложившемуся положению дел. Ветшание объектов образования, выполненных в деревянном исполнении, опережает темпы строительства новых. Большинство школ недостаточно обеспечены электрической и тепловой энергией, наблюдаются перебои с их поставкой. Актуальной проблемой остается обеспечение ученическими и спальными местами. Проблема усугубляется не только аварийностью и ветхостью зданий, но и увеличивающимся в ряде территорий контингентом воспитанников интернатов, в результате чего перегрузка спальных корпусов составляет более 40% (Ямальский, Тазовский, Шурышкарский районы). Отрицательно сказывается на уровне образования недостаточная укомплектованность школ педагогическими кадрами, в связи с чем большая часть учителей работает с нагрузкой до 2 и более ставок. Сельские дети имеют изначально неравные возможности в получении образования, неравный доступ к различным образовательным услугам, что снижает конкурентоспособность сельских школьников при поступлении в образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования. По выполнению Закона Российской Федерации "О языках народов РФ" сдерживается отсутствием необходимого комплекса учебно - методической литературы по родным языкам в школах второй ступени (в настоящее время разработаны пособия по ненецкому языку для 1 - 9 классов, хантыйскому - для 1 - 7 классов, селькупскому - только для 1 - 3 классов). В сельских районах не сложилась система поиска и развития одаренных и способных детей, слабо учитываются психологические особенности коренных народов Севера. Культура Социально - экономическое развитие коренных народов невозможно без сохранения и развития самобытной культуры, знания языка и традиций. В автономном округе созданы и работают 9 центров национальных культур и домов творчества, действуют 56 клубов и культурных учреждений в районах проживания коренных народов. Из них только одно учреждение - Тарко - Салинский ДК "Геолог" имеет капитальное исполнение, 9 размещено в приспособленных зданиях, 42 (75%) требуют капитального ремонта, 4 находятся в аварийном состоянии. 67% учреждений культуры находятся в зданиях деревянного исполнения. Практически во всех из них из-за ветхости не соблюдается температурный режим, правила техники безопасности, вместимость зрительных залов критически не соответствует возросшей численности населения. Помимо неудовлетворительного технического состояния зданий клубных учреждений остается крайне острой проблема их оснащенности оборудованием, инвентарем, мебелью. 50% клубов в сельских районах лишены возможности оказывать полноценные и качественные культурные услуги из-за отсутствия звукоусиливающей аппаратуры, светомузыкального оборудования, аудио-, видеотехники. В сельских клубных учреждениях, центрах национальных культур остро ощущается недостаток квалифицированных кадров. В связи с жилищно - бытовой неустроенностью, неразвитой социальной инфраструктурой, низкой заработной платой сельская местность не привлекает молодых специалистов. Важное значение для автономного округа имеют вопросы изучения языка, истории, этнографии, народного творчества и фольклора, их сохранения и развития. Работа по изучению, обобщению, возрождению и развитию лингвистики, этнографии и истории коренных народов проводится сотрудниками Научного центра гуманитарных исследований коренных народов автономного округа. Для квалифицированной и результативной работы сотрудников Центра, для углубленного исследования этнографии и лингвистики региона необходимо соответствующее современным требованиям финансовое и материально - техническое обеспечение. Создание на территории автономного округа историко - этнографического и научно - исследовательского комплекса, домов ремесел, поддержка фольклорных ансамблей позволят сохранить национальную самобытность коренных народов. ДЕЙСТВУЮЩИЕ МЕРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА Комплексное решение проблем экономического и социального развития коренных народов в условиях рыночных отношений может быть обеспечено только при целенаправленной государственной протекционистской политике. Одним из эффективных механизмов решения комплекса сложных социально - экономических проблем коренных народов является разработка и реализация целевых программ. Для улучшения социально - экономических условий жизни коренных народов с 1991 по 2001 годы на территории автономного округа осуществлялась Государственная программа развития экономики и культуры малочисленных народов Севера в 1991 - 1995 годах. В ходе реализации Программы были введены в эксплуатацию 13,2 тыс. кв. метров жилья, хлебопекарни в п. Пельвож, лесоцеха в п. Горки и другие объекты, проведена реконструкция электростанций, котельных, инженерных сетей. Однако основные цели указанной Программы не были достигнуты из-за ее ограниченного финансирования. Ее продолжением стала Федеральная целевая программа "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2000 года". Действие каждой из них продлевалось на один год. За пять лет в рамках данной Программы введены в эксплуатацию жилые дома общей площадью 3,3 тыс. кв. м, бани на 40 мест в поселках Халясовей, Горнокнязевск, Ныда, хлебопекарня в п. Усть - Войкары, ДЭС в п. Выл - Посл на 5 кВт, амбулатория на 15 посещений в смену в п. Нори и другие объекты. Итоги выполнения этой Программы показывают, что ее реализацию сдерживали кризисные явления в экономике и социальной сфере коренных народов. Вместе с тем в условиях жесткого дефицита бюджетных средств не удалось реализовать в полном объеме все запланированные в Программе мероприятия. Несмотря на предпринимаемые усилия, не произошло коренного перелома в экономическом развитии, улучшении уровня и условий жизни коренных народов. Необходимая финансовая потребность для реализации мероприятий Программы в 10 - 12 раз превышала ежегодно выделяемый лимит финансирования за счет средств федерального бюджета. Из-за недофинансирования инвестиционных мероприятий не выполнен значительный объем строительно - монтажных работ на объектах, ввод в действие которых был запланирован. Общий объем кредиторской задолженности федерального бюджета по данной Программе на 1 января 2002 года составил 7,4 млн. рублей. Особенности современного этапа отражены в утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 2000 г. N 198 Концепции государственной поддержки экономического и социального развития районов Севера. В целях защиты прав коренных народов на социально - экономическое и культурное развитие, а также содействия в реализации их экономических, социальных и этнокультурных задач Правительство РФ утвердило разработанную на основе указанной Концепции Федеральную целевую программу "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2011 года" (от 27 июля 2001 г. N 564). В рамках Федеральной целевой программы "Дети Севера", являющейся составной частью президентской Программы "Дети России", Минздравом России проводится работа выездных бригад врачей - специалистов из медицинских центров ряда городов по проведению углубленных медицинских осмотров детей Севера. В целях усиления мер по профилактике и лечению наиболее социально значимых заболеваний Минздравом России подготовлена Федеральная целевая программа "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера", а также определен план подготовки врачей на ближайшую перспективу из числа коренных народов. Нормативными правовыми актами коренному населению предоставлено преимущественное право пользования водными биоресурсами на территориях их традиционного расселения и осуществления хозяйственной деятельности. Кроме того, представителям коренных народов, чей образ жизни, занятость и экономика традиционно основываются на ведении промысла живых ресурсов, разрешается осуществлять добычу водных биоресурсов для личного потребления с использованием традиционных национальных орудий лова, не предусмотренных для целей спортивного и любительского рыболовства, а также промысел водных биоресурсов, запрещенных правилами любительского и спортивного рыболовства. Федеральный закон от 7 мая 2001 г. "О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока" устанавливает правовые основы образования, охраны и использования территорий традиционного природопользования коренных народов для ведения ими на этих территориях традиционного природопользования и традиционного образа жизни. Его целями являются защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни, сохранение и развитие самобытной культуры коренных народов, а также сохранение на территориях традиционного природопользования биологического разнообразия. В этом Законе установлено правовое регулирование отношений к территориям традиционного природопользования (виды и порядок их образования, размеры, границы и части, правовой режим, охрана окружающей среды, объекты историко - культурного наследия). Основным резервом в увеличении занятости населения коренных народов и стабилизации экономики является развитие прибрежного рыболовства. Сюда относится интенсификация вылова и расширение спектра добываемых видов за счет неосваиваемых в настоящее время. В соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации, основная часть всего объема промышленных квот на вылов водных биоресурсов передается субъектам Российской Федерации, территории которых прилегают к морскому побережью, для распределения между заявителями, зарегистрированными и осуществляющими свою деятельность на их территориях. Остальная часть промышленных квот распределяется между предприятиями на аукционной основе. В связи с этим преимущественное право коренных народов на использование водных биоресурсов реализуется администрациями субъектов Российской Федерации при распределении квот вылова в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2000 г. N 1010 "О квотах на вылов (добычу) водных биоресурсов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации". Правовой основой для применения дифференцированного подхода среди территорий РФ при определении мер государственной поддержки агропромышленного производства районов Севера является Федеральный закон от 19 июня 1996 г. N 78-ФЗ "Об основах государственного регулирования социально - экономического развития Севера Российской Федерации", а также Постановление Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2000 г. N 382 "О дополнительных мерах государственной поддержки северного оленеводства в 2000 - 2005 годах". В соответствии с Федеральным законом предусматривается предоставление организациям, участвующим в обеспечении государственных нужд, компенсаций повышенных затрат, связанных с производственной деятельностью в условиях Севера, а также "льготного кредитования развития перспективных производств". Ряд льгот для поддержки северного оленеводства предусматривается вышеуказанным Постановлением Правительства Российской Федерации. В Федеральном законе от 20 июля 2001 г. N 104 "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" закреплено право коренных народов жить по веками сложившемуся укладу. В нем установлены общие принципы организации и деятельности общин коренных народов, создаваемых в целях защиты исконной среды обитания, традиционного образа их жизни, прав и законных интересов, а также определены правовые основы общинной формы самоуправления и государственные гарантии его осуществления. Попытки нормализовать ситуацию как на федеральном, так и на окружном уровнях принятием решений о защите мест проживания и хозяйственной деятельности коренных народов при отсутствии всеобъемлющего подхода к решению проблемы и соответствующих федеральных нормативных документов недостаточно эффективны. Решение социально - экономических проблем коренных народов должно базироваться на сохранении и развитии на новой технической основе их исторически сложившегося производственного и бытового уклада жизни, обеспечении устойчивого функционирования традиционных видов хозяйствования как фундамента развития. Защита прав коренных народов, социально - экономическое и культурное развитие, содействие реализации их экономических, социальных и этнокультурных интересов выдвинулись в число важнейших направлений государственной политики в автономном округе. В современных условиях усилия автономного округа направлены на стимулирование занятости и самозанятости прежде всего через укрепление товарного оленеводства и традиционного жизнеобеспечения, создание принципиально новой системы подготовки и переподготовки национальных кадров предпринимателей и работников бюджетного сектора, содействие развитию самоуправления. В окружном законодательстве предусмотрены дополнительные права и гарантии коренным народам, например, ежемесячная выплата социальных пособий из средств окружного бюджета. В положениях Устава автономного округа предусматривается выплата части доходов от эксплуатации недр в районах постоянного проживания и ведения традиционной хозяйственной деятельности. В целях сохранения среды обитания коренных народов в автономном округе принят ряд нормативных и законодательных актов, касающихся их взаимоотношения с добывающими компаниями. Такая политика оказала положительное влияние на социальное положение и уровень жизни коренного населения автономного округа. В течение последних лет пересмотрены подходы к формированию бюджета по социально - экономическому развитию коренных народов. В ежегодно принимаемом законе автономного округа "Об окружном бюджете" предусматриваются средства для финансирования компенсационных выплат лицам, занятым традиционной хозяйственной деятельностью, издания научной, методической и учебной литературы, выплат социальных стипендий студентам из малообеспеченных семей, подготовки аспирантов, мероприятий по созданию национальных святилищ и ритуальных мест, мероприятий, посвященных Международному 10-летию коренных народов мира, а также окружных программ, направленных на решение проблем коренных народов автономного округа. В 2000 году Государственной Думой автономного округа принята Концепция развития коренных народов в Ямало - Ненецком автономном округе, определяющая политику автономного округа на долговременную перспективу по отношению к коренным народам. В рамках норм этой Концепции, а также Концепции национальной политики автономного округа, закрепленной в Уставе (Основном законе) автономного округа, строится вся социально - экономическая, культурная и кадровая политика автономного округа в отношении коренных народов. В Уставе (Основном законе) автономного округа прописаны гарантии прав коренных народов и этнических общностей. В целях создания условий для стабилизации экономического и социального развития коренных народов, реализации их национально - культурных запросов и сохранения сложившихся традиций, развития и укрепления традиционных отраслей хозяйствования - оленеводства и рыбной отрасли, обеспечения трудозанятости и улучшения социально - бытовых условий жизни тундрового населения в округе реализуются следующие окружные Программы: - "Развитие рыбного хозяйства Ямало - Ненецкого автономного округа на 2002 - 2005 годы". Целью Программы является укрепление материально - технической базы рыбодобычи и рыбопереработки - внедрение прогрессивных технологий по переработке рыбы, увеличение объемов добычи рыбы, повышение качества добытых и реализуемых рыбопродуктов, повышение производительности труда в рыбной отрасли, создание дополнительных рабочих мест для коренных народов, создание благоприятных экономических предпосылок для работы в условиях рынка. - "Сохранение оленеводства в Ямало - Ненецком автономном округе на 2002 - 2005 годы". Целью Программы является создание условий для сохранения оленеводства как главной, профилирующей отрасли сельского хозяйства предприятий всех форм собственности и основы традиционного образа жизни коренных народов автономного округа, укрепление материально - технической базы сельскохозяйственных предприятий и хозяйств оленеводов - частников, развитие комплексов мощностей по переработке животноводческой продукции, в том числе - строительство механизированных убойных пунктов и цехов по переработке оленьего кожсырья. Мероприятия Программы направлены на сохранение оленеводства, стабилизацию эпизоотической обстановки, восстановление оленей в районах до оленеемкости пастбищ с малым поголовьем, развитие мощностей по переработке продукции оленеводства, обеспечение продуктами питания и товарами национального спроса, восстановление и развитие факторий, охрану оленьих пастбищ. - "Сохранение этноса селькупов, обеспечение трудозанятости коренных малочисленных народов Севера Красноселькупского района". Реализация Программы способствует обеспечению трудозанятости коренного населения Красноселькупского района, планомерному восстановлению элементов национальной культуры и сохранению навыков ведения традиционных промыслов. - "Охрана оленьих пастбищ от лесных и тундровых пожаров в Ямало - Ненецком автономном округе на 2002 - 2005 годы". Целью Программы является повышение эффективности противопожарной охраны оленьих пастбищ. - "Обеспечение жильем граждан из числа коренных малочисленных народов Севера на 2002 - 2005 годы". Целью Программы является комплексное решение жилищной проблемы граждан из числа коренных народов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, развитие мест их проживания. Кроме того, государственная поддержка коренных народов за счет средств окружного бюджета осуществляется в рамках других окружных целевых Программ, таких как "Охрана здоровья населения Ямало - Ненецкого автономного округа", "Дети Ямала", "Возрождение районных центров Ямало - Ненецкого автономного округа", комплексной целевой Программы по социальной защите населения, комплексной целевой Программы по развитию образования и прочих. Мероприятия части Программ направлены на строительство объектов здравоохранения, образования и других объектов соцкультбыта в местах компактного проживания коренных народов. В 2001 году утверждена окружная Программа "Содействие занятости населения Ямало - Ненецкого автономного округа на 2001 - 2005 годы", в которой предусмотрен раздел "Занятость коренных малочисленных народов Севера". Одним из основных направлений обеспечения занятости коренных народов должно стать создание общин, предприятий малого бизнеса, индивидуальная трудовая деятельность. В целях поддержки общин и предпринимательства, развития и поддержки инициативы ежегодно проводятся семинары, совещания по вопросам налогообложения субъектов малого предпринимательства, правовой основы территориального общественного самоуправления и регулирования земельных отношений в местах проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных народов, составления бизнес - планов и проведения консультаций. Для развития агропромышленного комплекса, поддержки необходимого жизненного уровня народов Севера и создания благоприятных экономических условий принято Постановление Губернатора автономного округа "О размере субсидий на продукцию животноводства, пищевую рыбную продукцию, включая консервы и промысловую пушнину". Постановлением Губернатора автономного округа "О компенсационных выплатах лицам из числа коренных народов и этнических общностей, занятых традиционной хозяйственной деятельностью" гарантирована выплата компенсации данной категории граждан, занятых традиционной хозяйственной деятельностью на территории автономного округа, в том числе нетрудоспособному населению, ведущему кочевой или полукочевой образ жизни. Органами государственной власти автономного округа принято более двух десятков законов, нормативных правовых актов и механизмов, регулирующих условия жизнедеятельности, самобытное культурное развитие, защиту исконной среды обитания и традиционный образ жизни коренных народов. Во многих других законах предусмотрены разделы и статьи, в которых оговариваются права, полномочия и гарантии для коренных народов. В целях создания благоприятных условий для развития оленеводства в автономном округе принят и реализуется окружной Закон "Об оленеводстве". Разработан проект закона автономного округа "Об охране оленьих пастбищ в Ямало - Ненецком автономном округе". Из окружного бюджета компенсируется стоимость энергоресурсов, авиаперелетов, обустраиваются фактории, приобретаются технические средства связи, ведется строительство объектов для убоя, переработки мяса оленя, выплачивается компенсация кочующему населению. Предприятия, занимающиеся традиционными видами деятельности, освобождаются от уплаты налогов в окружной бюджет, сборов на образовательные учреждения, налога с владельцев транспортных средств. Государственная поддержка товарного оленеводства и традиционного обеспечения в настоящее время осуществляется за счет средств окружного и местных бюджетов и предусматривает: законодательное признание через федеральные и окружные специальные акты первого права коренных народов на биологические ресурсы в местах традиционного проживания для целей их продовольственного самообеспечения; оказание кредитной поддержки родовым и семейным хозяйствам в приобретении лодочных моторов, охотничьего оружия и боеприпасов, оборудования по переработке продукции и сырья от оленеводства - за счет внебюджетных источников (отчисления ресурсных корпораций, деятельность которых связана с эксплуатацией недр на территориях традиционного проживания коренных народов, реализация квот на вылов рыбы); освобождение от уплаты НДС и других обязательных платежей (подоходного, выплат в Пенсионный фонд и др.) предприятий, организаций, фермерских хозяйств, не менее 60% работников которых являются представителями коренных народов и занимаются традиционными для них оленеводством и промыслами. Закон автономного округа "Об оленеводстве" устанавливает правовые, экономические, природоохранные и социальные основы оленеводства как одного из видов традиционной хозяйственной деятельности в местах проживания коренных народов и этнических общностей и направлен на создание условий для эффективной хозяйственной деятельности и сохранения традиционного уклада жизни и культуры коренных народов. В целях реализации статьи 28 Закона автономного округа "Об оленеводстве" ежегодно в законе автономного округа "Об окружном бюджете" предусматриваются расходы, связанные с проведением научных исследований в области оленеводства, финансированием ряда важнейших направлений жизнедеятельности коренных народов - выплатой социальной защиты оленеводам, подготовкой кадров для оленеводства, содержанием факторий, выплатой субсидий на оленеводческую продукцию, компенсацией затрат по завозу продуктов питания к местам компактного проживания и другим. Перспективы развития оленеводства в автономном округе связаны с восстановлением поголовья, организацией повсеместной переработки и увеличением объема мясной продукции, а также с использованием пантового и ферментно - эндокринного сырья, которое после переработки будет использоваться в производстве биостимуляторов, биологически активных веществ и новых лекарственных препаратов. В автономном округе обеспечивается выполнение ряда мер, предусмотренных действующим законодательством, в части закрепления за коренными народами территорий традиционного природопользования, на которых разрешено заниматься традиционными промыслами, а также предоставления национальным объединениям и семьям приоритетного права хозяйственного использования биологических ресурсов. Закон автономного округа "Об особо охраняемых природных территориях Ямало - Ненецкого автономного округа" регулирует отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий как природных комплексов и объектов, имеющих особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное значение, а также обеспечения законных прав и интересов коренных народов, сохранения и развития их традиционных форм жизнедеятельности. Закон автономного округа "О ведении рыбного хозяйства в водоемах Ямало - Ненецкого автономного округа" устанавливает формы традиционного хозяйствования - рыболовства. Правила рыболовства в водоемах Ямало - Ненецкого автономного округа утверждены Постановлением Губернатора автономного округа и определяют порядок пользования рыбными ресурсами федерального и окружного значения, места, способы и орудия лова, разрешенные для использования на рыбохозяйственных водоемах, и иные условия осуществления рыболовства, а также перечень запрещенных орудий и способов лова и иных действий, причиняющих ущерб рыночному хозяйству. Закон автономного округа "Об образовании" предусматривает организацию в местах компактного проживания коренных народов изучения родных языков, обеспечение подготовки специалистов для осуществления образовательного процесса на родных языках, льготы педагогическим работникам, преподающим языки коренных народов. В Законе также предусматривается возможность обучения детей из числа коренных народов, ведущих кочевой или полукочевой образ жизни, в стационарных условиях с сохранением постоянных связей со своими семьями, что позволяет сохранять родственные и этнические связи между поколениями. Закон автономного округа "О местном самоуправлении в Ямало - Ненецком автономном округе" устанавливает специфику организации местного самоуправления в местах проживания коренных народов, формы местного самоуправления коренных народов, образование и полномочия общин и пр. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА АВТОНОМНОГО ОКРУГА Одним из основных направлений Концепции является создание условий для перехода коренных народов к устойчивому развитию на основе комплексного совершенствования ресурсной и производственной базы и технико - технологического обновления отраслей по производству и переработке продукции традиционных отраслей хозяйствования, в том числе внедрение мероприятий по глубокой переработке продукции традиционных отраслей хозяйствования: оленеводства (мяса, шкур, пантового и ферментно - эндокринного сырья) и рыболовства - на базе использования высоких технологий. Целью данного направления является: - реализация комплекса организационно - хозяйственных мероприятий, направленных на производство новых видов продукции, способных ускорить окупаемость капитальных вложений; - расширение рынков сбыта как внутри страны, так и за рубежом, что возможно при условии создания системы закупки и вывоза к местам потребления сырьевых ресурсов и продукции мелких товаропроизводителей, оптимизации грузопотоков, подбора подходящих транспортных средств; - расширение ассортимента и повышение качества продукции оленеводства и рыболовства до европейских стандартов, без чего, при условии вступления страны в ВТО, выход продукции на европейский рынок невозможен; - повышение жизненного уровня коренного населения автономного округа, занятого традиционными отраслями хозяйствования, за счет появления новых источников дохода, гарантированного сбыта производимой ими продукции и значительного повышения закупочных цен на нее. Переработка продукции традиционных отраслей хозяйствования будет осуществляться путем модернизации и строительства оснащенных современным оборудованием и технологиями глубокой переработки сырья производств, способных выпускать крупные партии продукции, имеющей выход на региональные (межрегиональные) и внешние рынки сбыта. Результатом реализации данного направления будет получение максимальной рентабельности предприятий, занимающихся переработкой продукции традиционных отраслей хозяйствования, сокращение прямого бюджетного финансирования и переход к рыночным формам государственного участия и поддержки инвестиционной деятельности путем предоставления кредитов, гарантий, создания предприятий различных форм собственности, лизинга. Модернизация производства будет способствовать не только увеличению количества рабочих мест, но и привлечению квалифицированных кадров из числа коренных народов. Потребность в повышении уровня образования данной категории населения значительно возрастет. Финансирование на принципах возвратности позволит получить дополнительные средства для развития производств и новых технологий, а также направлять высвобождаемые бюджетные средства на удовлетворение социальных проблем коренного населения и реализацию социально значимых программ. Приоритетами реализации Концепции также являются: - осуществление эффективной защиты исконной среды обитания, традиционного образа жизни коренных народов; - осуществление отвода земель под промышленное освоение с учетом состояния окружающей среды и ее биокомпонентов, научно обоснованных механизмов и нормативов; - стимулирование занятости народов Севера в рыночном секторе (ресурсных предприятиях и сфере обслуживания): а) установление долгосрочных нормативов для предприятий по найму коренных народов (предприятия, которые создают определенное на региональном уровне количество рабочих мест коренных народов и проводят подготовку кадров из их числа, получают льготы по местным и региональным налогам); б) реализация инвестиционных проектов на территориях проживания коренных народов на условиях "разделения" рабочих мест, чтобы выгода от них использовалась максимально широко среди большего числа домохозяйств; в) создание системы обучения основам бизнеса предпринимателей, руководителей общин; - развитие правовой базы, совершенствование законодательства по вопросам развития самоуправления коренных народов, по земельным и природоресурсным правоотношениям, совершенствование механизма реализации принятых правовых норм и контроля за их соблюдением; - развитие самоуправления, модели которого должны быть исключительно разнообразны и учитывать культурно - исторические и социально - этнические особенности конкретной общины и ее традиции (ввиду того, что большинство национальных сел автономного округа - смешанные по этническому составу, в основу моделей национального самоуправления должны быть положены популяционные, а не этнические принципы); - установление дополнительных прав, создающих предпосылки для фактического равенства коренных народов с другими нациями и народностями; - создание эффективной системы самоуправления общин и поселков компактного проживания коренных народов путем подготовки национальных кадров учителей, врачей, государственных и муниципальных служащих, квалифицированных кадров для занятий традиционным хозяйством, работы на предприятиях местной промышленности, предпринимательской деятельности; - укрепление системы образования коренных народов: развитие дистанционного обучения, укрепление школьных интернатов семейного типа, малокомплектных школ и разработка специальных учебных программ для школ и вузов, с учетом особенностей восприятия окружающей действительности коренными народами; - создание действенной системы медицинского и санитарно - эпидемиологического обслуживания коренных народов путем формирования, оснащения оборудованием и лекарственными препаратами экспедиционных медицинских отрядов и передвижных медицинских бригад для профилактики, диагностики и лечения на местах, восстановление разъездного осмотра оленеводов и промысловиков в местах их производственной деятельности, а также в глубинных национальных селах; - определение статуса этнических памятников на территории автономного округа и их охрана в соответствии с законодательством об охране недвижимых памятников истории и культуры. Реализация положений Концепции предусматривает достижение следующих основных целей: - стабилизация социально - экономического развития коренных народов автономного округа на основе комплексного развития традиционных отраслей хозяйствования, их ресурсной и производственной базы, духовного и национально - культурного усовершенствования; - воссоздание традиционного хозяйственного уклада коренных народов и комплексное развитие хозяйственно - экономической структуры в районах их проживания при сохранении их экологического баланса; - реформирование и повышение эффективности механизма государственной поддержки коренных народов; - повышение уровня образования, профессиональной подготовки, обеспечения здоровья; - социальная реабилитация, национально - культурное развитие и повышение роли коренных народов в экономических и социальных процессах; - повышение качества жизни коренных народов, создание системы жизнеобеспечения и социально - бытовых условий, отвечающих удовлетворению их жизненно важных потребностей; - активизация инвестиционной и предпринимательской деятельности, восстановление торговых, финансовых и хозяйственных связей и интеграция в региональную экономику. Концепция программы социально - экономического развития коренных народов автономного округа на 2003 - 2005 годы предусматривает решение следующих задач: - развитие материальной базы традиционного хозяйствования народов Севера: оленеводства, рыболовства, народных художественных промыслов; - создание новых рабочих мест, развитие и поддержка малого предпринимательства, семейно - родовых и общинных форм хозяйствования; - развитие факторийных форм торговли и товарообмена, создание рынков сбыта продукции традиционных отраслей хозяйствования; - строительство, ремонт и приобретение жилья для народов Севера; - развитие системы социально - бытовых и коммунальных услуг, торговли и повышение уровня обеспеченности народов Севера продовольствием и товарами первой необходимости, обеспечение социальной защиты народов Севера, совершенствование системы социальных льгот и гарантий, в том числе при трудоустройстве, обеспечение возможности повышения уровня образования, подготовки национальных кадров; - сохранение и развитие национальной культуры, языка, традиций и обычаев народов Севера; - возрождение национально - территориального или общинного самоуправления народов Севера; - повышение уровня медицинского обслуживания в местах компактного проживания народов Севера, обеспечение доступности всех видов высококвалифицированной лечебно - профилактической помощи жителям отдаленных населенных пунктов, кочующим семьям; - сохранение традиционной среды обитания народов Севера и улучшение экологической ситуации. Несмотря на малочисленность коренных народов, при решении социально - экономических и культурных проблем государством должны учитываться интересы коренного населения, ведущего традиционный образ жизни. Сложившаяся в современных условиях обстановка требует усилить поддержку коренных народов. Успешное решение существующих у них проблем возможно только при принятии целой системы законодательных, нормативно - правовых, экономических, социальных, финансовых, организационных и других мер. Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|