Расширенный поиск

Постановление Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 14.12.2006 № 580-А

 



         АДМИНИСТРАЦИЯ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

                           ПОСТАНОВЛЕНИЕ


    14.12.2006 г.                                           N 580-А
                            г.Салехард


             Об утверждении концепции развития туризма
                в Ямало-Ненецком автономном округе
                    на период 2007 - 2010 годы


    В  целях  создания  в  Ямало-Ненецком  автономном  округе новой
отрасли  экономики  на  основе  формируемой  современной туристской
индустрии,  обеспечивающей  широкие  возможности для удовлетворения
потребностей    населения   Ямало-Ненецкого   автономного   округа,
российских  и  иностранных  граждан в туристских услугах, поддержки
развития  туризма  на территории Ямало-Ненецкого автономного округа
Администрация Ямало-Ненецкого автономного округа постановляет:
    Утвердить   концепцию   развития   туризма   в   Ямало-Ненецком
автономном  округе  на  период 2007 - 2010 годы согласно приложению
к настоящему постановлению.


    Вице-Губернатор
    Ямало-Ненецкого автономного округа              Ф.Г.Сайфитдинов



    Приложение
    Утверждена
    постановлением Администрации
    Ямало-Ненецкого автономного округа
    от 14 декабря 2006 г. N 580-А


                             КОНЦЕПЦИЯ
        РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В ЯМАЛО-НЕНЕЦКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ
                    НА ПЕРИОД 2007 - 2010 ГОДЫ

    Ямало-Ненецкий    автономный    округ,    обладая   достаточным
туристским  потенциалом,  занимает  весьма  скромное место на рынке
туристских  услуг.  В  настоящий  момент на туристском рынке Ямало-
Ненецкого  автономного  округа  (далее - автономный округ) с разной
степенью  активности  работает  17  организаций.  Объем  туристских
услуг  в  2000  году  составлял 3,1 млн. рублей, в 2004 - 22,5 млн.
рублей.    Туристские   фирмы,   осуществляющие   деятельность   на
территории   автономного   округа,   работают   в  сфере  выездного
туризма.
    Практически  отсутствуют  организации,  работающие  на  прием в
сфере  въездного,  внутреннего  и социального туризма. По существу,
необходимо    создание    инфраструктуры    туризма.   Существующая
материальная    база    туризма   нуждается   в   реорганизации   и
реконструкции.  Не  созданы  условия,  стимулирующие приток частных
инвестиций  в  отрасль,  ощущается острый дефицит квалифицированных
специалистов.  Отсутствует  единая система рекламно-информационного
обеспечения  продвижения  Ямало-Ненецкого регионального туристского
продукта на внутреннем и внешнем рынках.
    Инвестиции  в  региональный  туризм  носят  разовый тактический
характер  и  затруднены  в  силу  отсутствия  законодательной базы,
негарантированности   возврата   средств   и   получения   прибыли,
отсутствия   планового   характера   деятельности   и   возможности
осуществлять   долгосрочную   инвестиционную  стратегию.  Состояние
отрасли   во  многом  объясняется  тем,  что  ни  политические,  ни
экономические,  ни  законодательные  власти  не воспринимают туризм
как  отрасль  хозяйства,  способную  весьма  существенно  пополнять
бюджеты  всех  уровней и решающим образом влиять на воспроизводство
живых   сил   человека,   главного  элемента  производительных  сил
общества.
    Развитие  туризма  оказывает стимулирующее воздействие на такие
секторы  экономики,  как транспорт, связь, торговля, строительство,
сельское  хозяйство,  производство товаров народного потребления, и
составляет  одно  из наиболее перспективных направлений структурной
перестройки     экономики.    Эта    отрасль    обладает    высоким
инвестиционным   мультипликатором:  1  рубль  вложений  приносит  4
рубля  суммарного  дохода  в  других  отраслях  экономики. Такой же
умножающий  коэффициент  и  в занятости - 1 рабочее место в туризме
приводит  к  появлению  4  рабочих мест в отраслях, соучаствующих в
производстве туристского продукта.
    Важнейшими   факторами   развития  отрасли  являются  природно-
рекреационный,   национальный   и   историко-культурный  потенциал.
Наличие  природных  условий,  богатого  культурного,  природного  и
самобытного  национального  потенциала,  большого количества легенд
с  элементами  мистики, туристского бренда "Полярный круг" позволит
завоевывать  серьезные  позиции  на  туристском  рынке  и тем самым
развивать экономику региона.
    Развитие   экономики  автономного  округа  за  счет  туристской
индустрии   возможно   при   проведении   активной  государственной
политики,   которая   в  свою  очередь  возможна  через  реализацию
окружной  целевой  программы  развития внутреннего туризма, то есть
комплекса  мероприятий  по основным направлениям развития туризма в
автономном   округе.   Необходимо  повышение  заинтересованности  в
развитии  сферы  туризма  со  стороны  руководителей  муниципальных
образований  как  средства увеличения поступлений в местный бюджет,
создания  новых  рабочих  мест,  возрождения исторического прошлого
территорий,   сохранения   и   пропаганды   самобытной  культуры  и
национальных традиций коренных народностей автономного округа.
    Главная  цель  -  создание  в  автономном  округе новой отрасли
экономики  на  основе формируемой современной туристской индустрии,
обеспечивающей     широкие     возможности    для    удовлетворения
потребностей    населения    автономного   округа,   российских   и
иностранных граждан в туристских услугах.
    Основные задачи:
    - создание нормативно-правовой базы;
    -   повышение   эффективности  системы  управления  отраслью  и
организация туристской деятельности;
    -   позиционирование   и   рекламно-информационное  обеспечение
продвижения  туристского  продукта автономного округа на внутреннем
и внешнем рынках;
    -    содействие    развитию    материальной    базы    туризма,
строительство    и    приобретение    первоочередных   объектов   и
транспортных средств;
    -  государственная  поддержка  и  совершенствование  имеющегося
турпродукта, разработка и создание нового туристского продукта;
    -  развитие  межрегионального  и  международного сотрудничества
по развитию туризма;
    -  создание  условий  для развития малого бизнеса и привлечения
инвестиций;
    - кадровое обеспечение;
    - научное обеспечение;
    - создание особых экономических туристско-рекреационных зон.
    В    силу   сложившихся   социально-экономических   условий   и
имеющихся  инвестиционных  возможностей  автономного округа в сфере
туризма  работы  первого  этапа  программы  будут направлены прежде
всего  на  создание  туристской инфраструктуры в автономном округе.
Параллельно    будут    проводиться    работы    по    всесторонней
инвентаризации  реального  состояния  дел  в  туристской  отрасли и
имеющихся    возможностей,    оценке    текущих   и   перспективных
потребностей и проблем.
    Первый  этап  реализации  программы развития туризма может быть
условно  определен  как предынвестиционный этап. На нем планируется
подготовить  необходимые  заделы в законодательном, организационно-
правовом,    информационном,   научном   и   кадровом   обеспечении
туристской  деятельности,  необходимые  для реализации последующего
этапа  программы.  Поэтому  на  первом  этапе  реализации программы
предусматривается  главным  образом  решение  наименее ресурсоемких
задач,  создающих  предпосылки  для  решения  задач  второго этапа,
требующих    значительных    затрат   финансовых   и   материально-
технических ресурсов.
    В   рамках   первого   этапа  предполагается  решить  следующие
задачи:
    -  формирование  нормативной  правовой  базы развития туризма в
автономном округе;
    -   формирование   механизмов   государственного  регулирования
туристской деятельности;
    -  формирование  систем  современного рекламно-информационного,
кадрового и научного обеспечения туристской деятельности;
    -   подготовка   и   начало   реализации   системы  программных
мероприятий,   направленных   на   развитие  деятельности  в  сфере
въездного, внутреннего и самодеятельного туризма.
    Состав   целей,   задач   и  мероприятий  второго  этапа  может
корректироваться  в  зависимости  от результатов реализации первого
этапа.    Он   сводится   к   наращиванию   заделов   в   правовой,
организационной,  информационной,  кадровой и других обеспечивающих
сферах  до  уровня,  адекватного  как  текущим  потребностям, так и
долгосрочным  интересам  развития  туристской  отрасли в автономном
округе.  На  этом  этапе  в соответствии с имеющимися возможностями
осуществляется    основной   объем   работ   по   реконструкции   и
наращиванию   мощностей   материально-технической   базы   туризма,
реализации     инновационных     и    инвестиционных    мероприятий
непосредственно  в  туристской  индустрии и в сопряженных отраслях.
В  целом  этот  этап  должен  обеспечить решение задач стабилизации
основных  параметров,  характеризующих  туристскую  деятельность  в
автономном округе, и обеспечить их устойчивый рост в перспективе.
    На втором этапе планируется решать задачи, связанные:
    -   с   освоением   для   туристских   целей  новых  районов  и
нетрадиционных для автономного округа видов туризма;
    - с формированием туристско-рекреационных зон;
    -   с   реконструкцией   существующих   туристских  объектов  и
строительством новых;
    - с проведением природоохранных мероприятий;
    -  с  завершением  работ  по  созданию  современной непрерывной
системы подготовки кадров для туризма;
    -   с   разработкой   и   внедрением  прогрессивных  технологий
туристского обслуживания;
    - с развертыванием крупных рекламных кампаний.
    Система  программных  мероприятий  включает  в  себя  следующие
ключевые аспекты.
    1.   Работа   по   созданию   и  совершенствованию  нормативной
правовой базы развития туризма в автономном округе:
    -    анализ    нормативных   актов,   программных   документов,
позитивного  опыта  ведущих  регионов  России  и зарубежных стран в
сфере туризма;
    -  разработка  нормативных  правовых актов автономного округа в
сфере туризма;
    -   разработка  и  заключение  соглашений  о  сотрудничестве  в
области  туризма  между автономным округом и федеральным агентством
по   туризму,   органами  исполнительной  власти  других  субъектов
Российской Федерации;
    -   разработка  предложений  в  разрабатываемые  Правительством
Российской  Федерации  и  федеральным агентством по туризму проекты
федеральных законов.
    Необходимо  провести  ревизию нынешней базы правовых документов
и   приступить   к   разработке   пакета  актов  нового  поколения,
регулирующих взаимодействие:
    -   туризма   и   культуры   (не   отработаны   четкие  условия
взаимодействия,  зачастую  строятся  на  основе  конкуренции,  а не
партнерства);
    -    туризма    в    заповедниках,   заказниках   и   зонах   с
регламентированным посещением;
    -    туризма   и   церкви   (не   отработаны   четкие   условия
взаимодействия,   зачастую   строятся  на  основе  конкуренции  при
использовании    исторических   памятников,   культовых   объектов,
имеющих общеисторическое значение);
    -  туризма  и норм безопасности (отсутствуют четкие нормативы и
требования  к  обеспечению  безопасности  путешествий  на различных
видах   транспорта,   в   местах   проживания,   при  разработке  и
организации туристских маршрутов);
    -    туризма    и    страхования   экономических   рисков   для
туроператоров   и   туристов;  рисков  ущерба  здоровью  или  жизни
туристов  и  персонала  (ныне существующее обязательное страхование
не   обеспечивает   в  полной  мере  возмещения  ущерба  от  потери
здоровья   или   жизни.   Обязательного  страхования  экономических
рисков для туроператоров вообще не существует);
    -  туризма  и  органов государственного управления всех уровней
(такой механизм отсутствует);
    -   туризма   и  органов  местной  власти  (отсутствуют  единые
принципы  взаимодействия.  В  одних  местах  замечательные  образцы
партнерства,  в  других  -  полное непонимание экономико-социальной
функции туризма);
    -   туризма   и   науки  (отрасль  развивается  "вслепую",  без
необходимого научного обеспечения);
    - туризма и системы подготовки кадров для отрасли;
    -  туризма  и  международных стандартов качества предоставления
услуг.
    При  разработке  пакета законодательных актов важно осознавать,
что  туризм  -  это  в  первую очередь отрасль экономики, в которой
нужно  законодательно  отрегулировать правовые механизмы достижения
экономических  и  социальных  целей. Таким образом, отказ от слепой
фискальной  политики  в  туризме  более  чем  оправдан,  он  просто
необходим.
    2.  Работа  по  совершенствованию  системы управления развитием
туризма    в    автономном    округе   и   организации   туристской
деятельности:
    - государственное регулирование туристской деятельности;
    -    осуществление   контроля   за   деятельностью   туристских
организаций;
    -  создание  и ведение реестра предприятий туристской индустрии
в автономном округе;
    -  содействие  проведению  стандартизации  и сертификации услуг
туристских предприятий и гостиниц;
    -  организация  деятельности  окружного координационного совета
по развитию туризма в автономном округе;
    -     участие     в     выполнении     мероприятий    программы
"Сотрудничество";
    -  организационно-методическая  деятельность  для организаторов
туризма;
    -  создание  и  открытие организаций для оказания услуг в сфере
туризма,  отдыха,  оздоровления  для  жителей  и гостей автономного
округа;
    -   привлечение   крупных   российских  и  зарубежных  компаний
(туроператоров)   для   разработки   и   продвижения  регионального
турпродукта;
    -     определение    приоритетов    в    развитии    туристской
инфраструктуры   в   рамках  стратегического  развития  автономного
округа.
    3.   Позиционирование   и  рекламно-информационное  обеспечение
продвижения  туристского  продукта автономного округа на внутреннем
и внешнем рынках:
    -  содействие  формированию  информационного  рынка  туризма  в
автономном округе;
    -  разработка,  создание  и  поддержка туристско-информационных
порталов  в  Интернете,  приобретение и применение новых технологий
и оборудования;
    -  оснащение  туриндустрии современными техническими средствами
получения и обработки информации;
    -  разработка,  формирование и пополнение информационных банков
данных  о  туристских  ресурсах  и туристской индустрии автономного
округа;
    -    подготовка    базового   пакета   информационно-рекламного
материала о возможностях туристского рынка автономного округа;
    -  участие  в российских и международных туристских выставках с
целью   позиционирования   автономного   округа   как   территории,
благоприятной  для  туризма и продвижения турпродукта на внутренний
и внешний рынок;
    -    представление   информационно-рекламных   материалов   для
заочного  участия  автономного округа на международных выставках по
линии  федерального  агентства через его загранпредставительства, а
также для размещения в туристских каталогах и других изданиях;
    -  подготовка  и  внесение информации о туристских предприятиях
автономного округа в каталог "Туристские фирмы Западной Сибири";
    -   проведение   рекламной   кампании   в   средствах  массовой
информации;
    - разработка туристского бренда автономного округа;
    -  разработка,  подготовка  и издание карт-схем и путеводителей
тематических туров;
    -  создание  и  установка  карт-схем  и  информационных табло с
туристской  информацией  в  автономном  округе,  около  туристского
центра Западной Сибири - г. Тобольска;
    -  установка  информационных  стендов  вдоль транспортных путей
туристских маршрутов.
    4.  Содействие  развитию материальной базы туризма в автономном
округе:
    -    отработка   организационно-финансовых   схем   обеспечения
проектов развития материальной базы туризма;
    -   подготовка   предложений  по  реконструкции  действующих  и
строительству    новых   объектов   туристской   инфраструктуры   в
Красноселькупском,     Приуральском,    Тазовском,    Шурышкарском,
Ямальском районах, составление реестра объектов и ПСД;
    -    строительство    и   реконструкция   объектов   туристской
инфраструктуры в соответствии с разработанной ПСД;
    -  создание  факторий,  оборудование  мест стоянок и приютов на
водных, охотничьих и рыболовных маршрутах;
    -   строительство   малых   гостиничных  комплексов  в  районах
потенциального приема туристов;
    -   использование  имущественного  комплекса,  находящегося  на
территории заказников и заповедников, для туристских целей;
    -     приобретение     автобусов,     автомобилей    повышенной
проходимости,  амфибийных  катеров на воздушной подушке, вертолетов
и  самолетов  малой  авиации вместимостью 4 - 10 человек, способных
совершать посадку на воду;
    - приобретение туристского инвентаря и оборудования;
    - строительство окружного туристского бизнес-центра;
    - расширение гостиничной базы;
    -    смена    формы    собственности   предприятий   туристской
инфраструктуры.
    5.   Государственная   поддержка  совершенствования  имеющегося
турпродукта, разработка и создание нового туристского продукта:
    - разработка новых турпродуктов (услуг) в области:
    культурно-познавательного и событийного туризма;
    делового (бизнес) туризма;
    экстремального и приключенческого туризма;
    этнографического туризма;
    оздоровительного туризма;
    отдыха детей, молодежи и населения автономного округа;
    рыболовных и охотничьих туров;
    спортивного, горнолыжного туризма;
    экскурсий;
    - создание реестра туристских маршрутов;
    -  организация  и  проведение  конкурса  на  грант  Губернатора
автономного    округа    по   поддержке   и   развитию   туристской
инфраструктуры;
    -  совместная  работа  и  проведение  мероприятий  по туризму с
клубами  и  другими  объединениями  любителей  туризма в автономном
округе, организациями и предприятиями туристской отрасли.
    6.  Создание  условий для развития малого бизнеса и привлечения
инвестиций:
    -  содействие  в  подготовке  бизнес-планов, инвестпроектов для
привлечения   инвесторов   в   развитие  туристской  инфраструктуры
(обучение, консалтинг);
    -  привлечение  в  установленном  порядке  средств федерального
бюджета,  средств  международных  фондов  на  развитие  въездного и
внутреннего    туризма    в    автономном   округе   и   туристской
инфраструктуры;
    -    государственная    поддержка    народных   промыслов   для
производства  сувенирной  продукции,  предметов бытового назначения
коренных народов автономного округа;
    -  содействие  образованию  и деятельности малых предприятий на
базе   родовых  общин,  индивидуальных  предпринимателей  из  числа
коренного  населения  в  целях  привлечения  к созданию туристского
продукта,    обслуживанию    туристов,    изготовлению   сувенирной
продукции;
    -   содействие  привлечению  частных  инвестиций  в  туристскую
отрасль  с  учетом  установленных  приоритетов  (формирование  сети
гостиниц, кемпингов, развитие сферы услуг и сервиса);
    -  привлечение  инвесторов  в иные сферы, связанные с развитием
туризма  и  туристской  инфраструктуры  на  территории  автономного
округа;
    -   создание   информационного   банка   данных  инвестиционных
проектов туристских объектов.
    7. Кадровое обеспечение развития туризма в автономном округе:
    -     организационно-методическая    помощь    в    организации
подготовки,  обучения  и повышения квалификации кадров для работы в
сфере туризма;
    -  повышение  квалификации  специалистов  отрасли по программам
федерального и окружного агентств по туризму;
    -  организационно-методическое  обеспечение  подготовки  кадров
для работы в туристской индустрии автономного округа:
    создание  и  ведение  реестра  студентов  из  числа  молодежи и
представителей    коренных    народностей    автономного    округа,
обучающихся   по   туристским   специальностям,   для  формирования
кадрового резерва отрасли;
    тематический  анализ  выполняемых  студентами дипломных работ в
целях ориентации на темы для нужд туризма автономного округа;
    участие  работников  агентства в организации практики студентов
в  туристской  отрасли  автономного  округа  в  целях  концентрации
усилий на значимых направлениях;
    помощь    в    организации   взаимодействия   с   предприятиями
туристской   индустрии   автономного   округа  и  других  субъектов
России.
    8.  Научное  обеспечение  развития  туризма и окружных программ
развития туризма в автономном округе:
    -  создание  и организация работы межведомственных и экспертных
комиссий  по  проблемам  и  программам  в  сфере  туризма,  отдыха,
оздоровления, формирование временных экспертных и рабочих групп;
    -  привлечение  на  договорной  основе специалистов в различных
видах  туризма  для правовой экспертизы нормативных правовых актов,
разработки  и  проведения  мероприятий  в  соответствии с планами и
программами;
    -   разработка   программ   развития  специализированных  видов
туризма в автономном округе;
    -    создание   программ   популяризации   историко-культурного
наследия, национальных традиций автономного округа;
    -  разработка  предложений  по  развитию  туризма  в автономном
округе;
    -   классификация   рекреационных   объектов  и  зон,  создание
функциональной рекреационной карты автономного округа;
    -  оказание  содействия  в разработке программ развития туризма
в городах и районах автономного округа.
    В    результате    реализации   вышеперечисленных   мероприятий
планируется достижение следующих конечных результатов:
    -   создание   в   автономном  округе  современной,  технически
оснащенной  туристской  индустрии,  способной  удовлетворить  спрос
как   российских,   так  и  иностранных  граждан  на  разнообразные
туристские услуги;
    -  укрепление  материальной  базы  туризма,  повышение качества
туристских  услуг,  расширение  географии и многообразия туристских
маршрутов, освоение новых видов и форм туризма;
    -   стимулирование   развития   отраслей   экономики   региона,
связанных  с  туристской  индустрией,  структурной перестройкой его
хозяйства;
    -  обеспечение  дополнительных поступлений в бюджет автономного
округа  и  местные  бюджеты за счет налогов и обязательных платежей
вследствие  увеличения  доходов  от  реализации  туристских услуг и
сопряженных  видов  экономической  деятельности,  а также благодаря
наращиванию  доходов  предприятий  туристской  индустрии, полностью
или частично контролируемых государством;
    -  создание  новых  рабочих  мест  как  непосредственно в сфере
туризма,  так  и  в  сопряженных  отраслях (торговле и общественном
питании,  на  транспорте  и  в  связи,  в  строительстве,  в  сфере
бытовых  услуг,  в  производстве  сувенирной  продукции,  продукции
местных промыслов и т.п.);
    -  постепенное  сокращение  отрицательного  сальдо  баланса  по
статье  "Туризм"  в результате роста приема туристов по сравнению с
развитием выездного туризма;
    -  сохранение  и  возрождение  объектов  культурного  наследия,
природного   потенциала  автономного  округа,  создание  в  городах
автономного  округа  центров национальных традиций туризма и отдыха
с национальной составляющей;
    -   обеспечение   привлекательности   туристского  комплекса  и
туристского  потенциала  автономного  округа  как  сферы  активного
международного предпринимательства и делового сотрудничества;
    -   освоение  международных  стандартов  качества,  позволяющих
осуществлять международные переводы и платежи без ограничений;
    -   проведение   маркетинговой  политики,  управление  окружным
туристским     брендом,    координация    деятельности    субъектов
туристского рынка по формированию туристских потоков.

Информация по документу
Читайте также