Расширенный поиск
Постановление Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 25.06.2009 № 347-ААДМИНИСТРАЦИЯ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 25 июня 2009 г. N 347-А г.Салехард Об утверждении региональной программы "Профилактика социального сиротства детей в Ямало-Ненецком автономном округе на 2009 - 2010 годы "Дорога домой" В соответствии с Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года N 1351, Концепцией семейной политики Ямало-Ненецкого автономного округа, утвержденной постановлением Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного округа от 24 ноября 2004 года N 1501, Законом Ямало- Ненецкого автономного округа от 29 ноября 2006 года N 79-ЗАО "О семейной политике, социальной поддержке, защите прав и законных интересов семьи, материнства, отцовства и детства в Ямало- Ненецком автономном округе", решением правления Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, о проведении конкурсного отбора программ субъектов Российской Федерации по программе Фонда "Лига помощи" (протокол от 23 декабря 2008 года N 2), в целях проведения в Ямало-Ненецком автономном округе ранней профилактики семейного и детского неблагополучия, социального сиротства, сохранения семьи для ребенка, развития межведомственной системы профилактики лишения родительских прав Администрация Ямало-Ненецкого автономного округа постановляет: 1. Утвердить прилагаемую региональную программу "Профилактика социального сиротства детей в Ямало-Ненецком автономном округе на 2009 - 2010 годы "Дорога домой" (далее - региональная программа). 2. Определить органом управления региональной программой департамент по труду и социальной защите населения Ямало- Ненецкого автономного округа. 3. Руководителям исполнительных органов государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа, ответственным за выполнение региональной программы: 3.1. обеспечить выполнение региональной программы в соответствии с установленными сроками; 3.2. ежеквартально, до 7 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять в департамент по труду и социальной защите населения Ямало-Ненецкого автономного округа информацию о ходе выполнения мероприятий региональной программы с указанием достижения ожидаемых результатов. 4. Рекомендовать главам муниципальных образований в Ямало- Ненецком автономном округе (главам местных администраций муниципальных образований в Ямало-Ненецком автономном округе): 4.1. содействовать эффективной реализации региональной программы; 4.2. разработать план работы по реализации мероприятий региональной программы; 4.3. ежеквартально, до 7 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представлять в департамент по труду и социальной защите населения Ямало-Ненецкого автономного округа информацию о ходе выполнения мероприятий региональной программы с указанием достижения ожидаемых результатов. 5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа, директора департамента по труду и социальной защите населения Ямало-Ненецкого автономного округа Шевченко С.И. Вице-губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа В.Н.КАЗАРИН Утверждена постановлением Администрации Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 июня 2009 г. N 347-А РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА "ПРОФИЛАКТИКА СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА ДЕТЕЙ В ЯМАЛО-НЕНЕЦКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ НА 2009 - 2010 ГОДЫ "ДОРОГА ДОМОЙ" ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ |——————————————————|————————————————————————————————————————————————————| |Наименование |"Профилактика социального сиротства детей в | |Программы |Ямало-Ненецком автономном округе на 2009 - 2010 | | |годы "Дорога домой" (далее - Программа) | |——————————————————|————————————————————————————————————————————————————| |Основание |решение Координационного совета по реализации | |для разработки |основных направлений семейной политики, | |Программы |социальной поддержке, защите прав и законных | | |интересов семьи, материнства, отцовства и | | |детства в Ямало-Ненецком автономном округе от 22 | | |декабря 2008 года | |——————————————————|————————————————————————————————————————————————————| |Орган управления |департамент по труду и социальной защите населения | |Программой |Ямало-Ненецкого автономного округа | |——————————————————|————————————————————————————————————————————————————| |Разработчик |департамент по труду и социальной защите населения | |Программы |Ямало-Ненецкого автономного округа | |——————————————————|————————————————————————————————————————————————————| |Основные |департамент по труду и социальной защите населения | |исполнители |Ямало-Ненецкого автономного округа; | |Программы |департамент образования Ямало-Ненецкого | | |автономного округа; | | |департамент по молодежной политике | | |Ямало-Ненецкого автономного округа; | | |департамент культуры Ямало-Ненецкого автономного | | |округа; | | |агентство по физической культуре и спорту | | |Ямало-Ненецкого автономного округа; | | |комиссия по делам несовершеннолетних и защите их | | |прав Ямало-Ненецкого автономного округа; | | |органы местного самоуправления; | | |социозащитные учреждения муниципальных образований | | |в Ямало-Ненецком автономном округе | |——————————————————|————————————————————————————————————————————————————| |Сроки реализации |2009 - 2010 годы | |Программы | | |——————————————————|————————————————————————————————————————————————————| |Цель Программы |ранняя профилактика семейного и детского | | |неблагополучия, социального сиротства, | | |сохранение семьи для ребенка. Сокращение | | |числа лишений родительских прав | |——————————————————|————————————————————————————————————————————————————| |Задачи Программы |1. Формирование межведомственной системы | | |профилактики лишения родительских прав, семейного | | |и детского неблагополучия. | | |2. Снижение числа семей, находящихся в | | |социально опасном положении, снижение числа лишений | | |родительских прав. | | |3. Постепенный переход от | | |воспитания детей в учреждениях интернатного | | |типа к семейным формам жизнеустройства детей. | | |4. Мотивирование | | |семей, находящихся в социально опасном положении,| | |на собственную активность в решении проблем | |——————————————————|————————————————————————————————————————————————————| |Целевая группа, |1103 семьи, находящиеся в социально опасном | |на которую |положении, включающие родителей, не | |направлена |выполняющих надлежащим образом своих обязанностей | |деятельность |по воспитанию, обучению и содержанию детей; | |по Программе |2080 детей, находящихся в | |(количественные |социально опасном положении; | |и качественные |1890 детей-сирот, детей, | |показатели) |оставшихся без попечения родителей, в том числе | | |364 ребенка, находящихся на опеке и попечении, | | |107 детей, воспитывающихся в приемных семьях; | | |семьи группы риска | |——————————————————|————————————————————————————————————————————————————| |Перечень основных |1. Развитие системы раннего выявления и | |мероприятий |предупреждения семейного и детского неблагополучия. | |Программы |2. Внедрение эффективных технологий работы с | | |семьей и детьми. | | |3. Профилактика вторичного сиротства, | | |повышение социальной устойчивости воспитанников | | |социозащитных учреждений, детских домов. | | |4. Информационная поддержка | | |реализации Программы | |——————————————————|————————————————————————————————————————————————————| |Объем и источники |2009 год - 6040,0 тыс. рублей, | |финансирования |в том числе: | |Программы |4580,0 - средства окружного бюджета, | |(в текущих |1460,0 - средства, предусмотренные в виде гранта | |ценах года |Фонда поддержки детей, находящихся в трудной | |разработки, по |жизненной ситуации; | |годам |2010 год - 14007,0 тыс. рублей, | |реализации и |в том числе: | |источникам |10107,0 - средства окружного бюджета; | |финансирования |3900,0 - средства, запрашиваемые в | |Программы) |виде гранта Фонда поддержки детей, находящихся в | | |трудной жизненной ситуации | |——————————————————|————————————————————————————————————————————————————| |Ожидаемые конечные|1. Увеличение числа семей, получивших | |результаты |социально-психолого-педагогическую помощь, на | |Программы |5 процентов. | | |2. Снижение удельного веса детей, | | |находящихся в социально опасном положении, до 3,0 | | |(% от численности детского населения автономного | | |округа). | | |3. Увеличение удельного веса детей, получивших | | |социальную реабилитацию в специализированных | | |учреждениях для несовершеннолетних до 67,0 (% от | | |общего числа безнадзорных и беспризорных детей). | | |4. Уменьшение числа лишений родительских прав на | | |5 процентов | |——————————————————|————————————————————————————————————————————————————| I. Содержание проблемы лишений родительских прав и обоснование необходимости ее решения программно-целевым методом Одной из существенных проблем социального характера в современном обществе выступает увеличение числа детей, оставшихся по тем или иным причинам без попечения родителей. По разным подсчетам свыше 70% детей, оставшихся без попечения родителей, стали таковыми при живых родителях. Кризис семьи часто ставит ребенка в экстремальное, часто угрожающее его жизни положение. Российское законодательство устанавливает обязанность родителей воспитывать и заботиться о своих детях. За неисполнение или недостаточное исполнение своих обязанностей предусмотрена ответственность родителей или лиц, их заменяющих. Следует отметить, что федеральная нормативная правовая база не содержит четкого определения понятия "неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по их содержанию и воспитанию". Это приводит к тому, что к ответственности родители привлекаются, как правило, когда положение семьи становится критическим либо дети совершают противоправные действия. Наиболее частой мерой решения проблем семьи стало лишение родителей родительских прав и передача детей в интернатные учреждения. Однако, как свидетельствуют научные исследования, именно семья выступает наиболее оптимальным социальным институтом для гармоничного развития личности ребенка, его социализации, подготовки к семейной жизни. Задача государства - обеспечить ребенку право жить в семье. Следует учесть и то, что у детей, живущих в специализированных учреждениях, формируются принципиально иные, отличные от детей, живущих в семьях, механизмы, особенно в эмоциональной сфере, при помощи которых им приходится приспосабливаться к условиям жизни. Значительная часть детей хочет вернуться в семью, так как никакое, даже самое образцовое специализированное учреждение, не даст ребенку главного - тепла семейного очага, общения с близкими людьми. Это определяет необходимость развития профилактического блока услуг, смещение акцента в работе социальных учреждений в сторону развития механизмов профилактики социального сиротства, позволяющих прервать воспроизведение круга социального сиротства и сократить число семей, которые в него вовлекаются. Выявлять и развивать внутренний ресурс семьи - основная задача специалистов, оказывающих поддержку неблагополучной семье. Организация интенсивной коррекционной работы не только с ребенком, но с семьей в целом, улучшение детско-родительских отношений позволяют создать условия для сохранения целостности семьи. В Ямало-Ненецком автономном округе (далее - автономный округ) ведется планомерная работа, направленная на снижение числа социальных сирот, семей, находящихся в социально опасном положении, и семей группы риска. С целью изучения положения семей в автономном округе проведены научно-исследовательские работы, такие как "Изучение проблемы разводов: на примере населения города Надыма" (2005 год), "Проблема насилия в семье" (2006 год), "Образ отцовства в представлениях жителей Ямало-Ненецкого автономного округа" (2007 год), "Проблемы супружеских и детско-родительских отношений в семьях Ямало-Ненецкого автономного округа" (2007 год), результаты которых легли в основу построения проекта программы "Дорога домой". Результаты исследований, проведенные на территории автономного округа, позволили получить достоверные данные о состоянии социального самочувствия семей и степени удовлетворенности внутрисемейными отношениями. Анализ положения семей в автономном округе свидетельствует о постепенном снижении количества семей, находящихся в социально опасном положении. Так, за период с 2006 года численность семей, состоящих на учете в органах социальной защиты населения муниципальных образований в автономном округе как неблагополучных, сократилась на 11,5%. В целях расширения семейных форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, проводится работа по созданию и финансированию семейно-воспитательных групп на базе специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Повысились показатели семейного жизнеустройства несовершеннолетних, временно проживающих в стационарных отделениях учреждений социального обслуживания семей и детей: увеличилось количество детей, переданных под опеку и усыновление. Если на 1 января 2006 года под опекой находилось 62,5% от общего числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, то на 1 января 2009 года - 71%. Количество приемных семей за 2008 год увеличилось на 28%, при этом количество воспитывающихся в них детей увеличилось на 24%. Отмечается рост численности детей, воспитанников социозащитных учреждений, возвращенных после прохождения реабилитации в родные семьи. Если в 2006 году возвращены в родные семьи 79% от общего числа прошедших реабилитацию, то в 2007 году показатель составил 86%. Отмечается тенденция к сокращению общей численности детей- сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, за период с 2006 года на 12%. Тем не менее проблема социального сиротства, построения работы с семьями, находящимися в социально опасном положении, и семьями группы риска сохраняет свою актуальность. Если в 2006 году в отношении 255 детей родители лишены родительских прав, в 146 случаях оба или единственный родитель, то в 2008 году в отношении 299 детей родители лишены родительских прав, а в 174 случаях оба или единственный родитель. При этом ограничение в родительских правах как мера, дающая шанс на восстановление семьи, при общей положительной динамике, используется значительно реже: в 2006 году - 37 случаев, в 2007 - 55 случаев, в 2008 году - 62 случая. В настоящее время 3,2% детей от общей численности детского населения автономного округа находятся в социально опасном положении. При этом только 63% детей, нуждающихся в социальной реабилитации, получают необходимую помощь. Возникла насущная потребность в модернизации системы работы с семьей в целом, смещении акцента в работе с коррекционного направления в сторону профилактического, расширении спектра превентивных мер. И автономный округ имеет необходимый для этого потенциал. Организация работы по решению существующей проблемы ведется в нескольких направлениях: 1. Непосредственная социально-педагогическая работа с членами семьи, детьми, родителями, семейным окружением: 1.1. экстренное реагирование в случае возникновения критической ситуации, требующей немедленного вмешательства специалистов по работе с семьей (деятельность "мобильных бригад"); 1.2. организация работы со всеми членами семьи предполагает осуществление параллельной профилактической работы с детьми, родителями, семейным окружением. При реализации Программы учитывается тот факт, что для реального выхода семьи из социально опасного положения необходимо учитывать выбор подхода к оказанию помощи: наиболее оптимальным является повышение активности самих членов семьи, их желание, стремление изменить ситуацию к лучшему, повышение мотивации на выход из социально опасного положения. 2. Развитие "Школ опекунов", позволяющих оказать необходимую психолого-педагогическую, юридическую помощь тем, кто уже взял ребенка на воспитание в семью, либо потенциальным кандидатам. 3. Развитие различных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью. 4. Формирование информационного поля, ориентированного на благополучную, социально стабильную семью, способствующего формированию основ здорового образа жизни. Многие дети из дисфункциональных семей лишены условий для организационного содержательного досуга. Они не имеют возможности посещать спортивные, оздоровительные, культурно-массовые учреждения. Поэтому мероприятиям по организации досуга детей из семей, находящихся в социально опасном положении, отведено немаловажное место в реализации Программы. II. Цель, задачи, сроки реализации Программы Цель - ранняя профилактика семейного и детского неблагополучия, социального сиротства, сохранение семьи для ребенка. Сокращение числа лишений родительских прав. Задачи: 1. Формирование межведомственной системы профилактики лишения родительских прав, семейного и детского неблагополучия. 2. Снижение числа семей, находящихся в социально опасном положении, снижение числа лишений родительских прав. 3. Постепенный переход от воспитания детей в учреждениях интернатного типа к семейным формам жизнеустройства детей. 4. Мотивирование семей, находящихся в социально опасном положении, на собственную активность в решении проблем. Сроки реализации региональной программы - 2009 - 2010 годы. Для оценки эффективности реализации Программы определены следующие целевые показатели: 1. Увеличение числа семей, получивших социально- психологическую помощь, на 5 процентов. 2. Снижение удельного веса детей, находящихся в социально опасном положении, до 3,0 (% от численности детского населения автономного округа). 3. Увеличение удельного веса детей, получивших социальную реабилитацию в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, до 67,0 (% от общего числа безнадзорных и беспризорных детей). 4. Уменьшение числа лишений родительских прав на 5%. III. Система программных мероприятий и ожидаемые результаты 1. Развитие системы раннего выявления и предупреждения семейного и детского неблагополучия. 1.1. Проведение анализа причин лишения родительских прав за 2006 - 2008 годы. 1.2. Внедрение региональной межведомственной информационной системы "Банк данных о детях и семьях, находящихся в социально опасном положении, семей группы риска". 1.3. Реализация "пилотных" проектов на территории муниципальных образований в автономном округе по внедрению участковых социальных служб. Оснащение социозащитных учреждений, участвующих в "пилотных" проектах. Организация социальных участковых служб предполагает разделение обслуживаемой территории на отдельные участки и закрепление за ними специалистов: социальных работников, социальных педагогов и др. Целью социальных участковых служб является своевременное выявление и сопровождение семей в социально опасном положении и семей "группы социального риска", проживающих на участке. Для проведения эффективной работы на каждый территориальный участок составляется социальный паспорт, где указывается количественный и качественный состав основных категорий семей, дается социокультурная характеристика с указанием проблемных зон. На основе проведенного анализа планируется оказание психолого- педагогической помощи отдельным категориям семей, имеющим несовершеннолетних детей, разрабатываются и реализуются семейные коррекционные программы, информационно-просветительская работа, первичная диагностика семьи при формировании программы сопровождения, оказание социальной помощи семье, оперативное реагирование в случаях угрозы жизни и здоровью ребенка. Внедрение участковых социальных служб планируется на базе 6 социозащитных учреждений, в работе которых будет задействовано около 30 сотрудников различных ведомств. Для ведения данной работы требуется дополнительное оснащение учреждений компьютерной и оргтехникой. В 2008 году в целом социальную помощь от 6 учреждений социального обслуживания населения, планируемых к участию в реализации "пилотного проекта", получили 2627 семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Деятельность участковых социальных служб повысит эффективность работы с семьями путем увеличения на 15% количества семей, получивших социально-психолого- педагогическую помощь, преимущественно консультативную, с использованием потенциала сотрудников данных социозащитных учреждений. Работа с семьями, находящимися в социально опасном положении, будет поставлена на системную основу, что повлечет оздоровление обстановки в особо проблемных семьях, окажет благотворное влияние на ситуацию в автономном округе в целом: позволит снизить удельный вес детей, находящихся в социально опасном положении, до 2,3% от численности детского населения автономного округа, число лишений родительских прав - на 5%. Кроме того, проводимая работа позволит предупредить переход семей из "группы социального риска" в состояние социально опасного положения. 1.4. Совершенствование структуры специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, - внедрение в деятельность учреждений и развитие групп дневного пребывания, реализующих различные программы поддержки, социальной реабилитации семей и детей, в том числе клубов "Дочки-матери", "Мы вместе". Создание благоприятных и безопасных условий пребывания воспитанников. В связи с тем, что акцент в работе социозащитных учреждений все больше смещается в сферу жизнедеятельности семьи, выбору способов работы без изъятия ребенка из семьи, особое внимание уделяется совершенствованию деятельности отделений дневного пребывания детей на базе данных учреждений. Деятельность дневных отделений направлена на реабилитацию несовершеннолетних и их семей, находящихся на ранних стадиях дезадаптации и разрушения. Причинами помещения детей на дневное отделение учреждения может быть не только опасная ситуация в семье, но и любая иная трудная жизненная ситуация, в том числе материальные затруднения, бытовая неустроенность, сложный режим работы единственного родителя и др. Дневные отделения учреждений оказывают значительную помощь таким родителям: детям создаются все необходимые условия - комфортное проживание, питание, медицинская и психологическая помощь, опека воспитателей. Поэтому деятельность данных отделений популярна среди населения и весьма эффективна с точки зрения предотвращения развития кризисных явлений в семье. В настоящее время такие отделения функционируют в 5 из 8 социозащитных учреждений автономного округа. Количество детей, прошедших реабилитацию в дневных отделениях, в 2008 году выросло на 10% (с 246 детей в 2007 году до 271 в 2008 году), что говорит о востребованности услуг, оказываемых специалистами дневных отделений социозащитных учреждений, поэтому планируется дальнейшее развитие таких отделений в социозащитных учреждениях. Дальнейшее развитие групп дневного пребывания на базе социозащитных учреждений и вследствие этого необходимость создания условий для оказания высококвалифицированной помощи семьям и детям, нуждающимся в социальной реабилитации, в том числе детям-инвалидам, требует дополнительного оснащения реабилитационным и другим специальным оборудованием, что позволит расширить возможности учреждений и увеличить количество детей, прошедших реабилитацию в дневных отделениях, еще на 20%, а также открыть отделения дневного пребывания во всех социозащитных учреждениях автономного округа. 1.5. Развитие на базе социозащитных учреждений служб сопровождения семей, взявших детей на воспитание в семью, социально-психолого-педагогическое сопровождение опекунских, приемных семей; развитие семейных воспитательных групп. В автономном округе в 2008 году из 420 детей и подростков, оставшихся без родительского попечения и нуждающихся в устройстве, устроено в семьи граждан (под опеку, попечительство, в приемные семьи, усыновлено, возвращено родителям) 72,6%, что на 1,6% больше, чем в 2007 году. По состоянию на 1 января 2009 года остались неустроенными 23 ребенка, в том числе 21 ребенок находится в стационарных отделениях учреждений здравоохранения и специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Работа сотрудников специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, направлена на содействие органам опеки и попечительства в решении вопросов дальнейшего жизнеустройства воспитанников: проводятся поиск родственников и родителей, проживающих отдельно от семьи воспитанника, консультации для кандидатов в приемные родители, опекуны, осуществляется социальный патронаж опекунских и приемных семей, организуются гостевые выходы воспитанников в семьи, воспитание детей в условиях семейных воспитательных групп, активно развивающихся в последнее время. В 2008 году показатели семейного жизнеустройства несовершеннолетних, временно проживающих в стационарных отделениях учреждений социального обслуживания семей и детей, повысились: увеличилось число несовершеннолетних, переданных в приемные семьи, с 2 человек в 2007 году до 4 человек в 2008 году, под опеку (попечительство) с 24 человек (3,8% от общего числа прошедших реабилитацию) в 2007 году до 30 человек (5,2%) в 2008 году. Получила развитие такая форма работы, как семейная воспитательная группа. Всего адаптационно-коррекционной работой через семейные воспитательные группы в 2008 году было охвачено 34 воспитанника социозащитных учреждений в городах Новом Уренгое, Ноябрьске, Салехарде, Губкинском, что на 29% больше, чем в 2007 году. Положительные тенденции требуют поддержки путем развития новых форм работы с семьями, взявшими детей на воспитание, а также опекунами и потенциальными усыновителями, в том числе с целью повышения их компетентности в организации взаимоотношений с детьми, принятыми на воспитание в семью, предупреждение возвратов детей в учреждения. В рамках мероприятия планируется разработка и апробация комплексной программы сопровождения семей, взявших детей на воспитание в семью. Внедрение Программы планируется на базе трех социозащитных учреждений путем создания служб сопровождения семей, взявших детей на воспитание в семью, осуществляющих социально-психолого-педагогическое сопровождение опекунских, приемных семей, развитие семейных воспитательных групп. В результате работы служб ожидается повышение доли детей, устроенных в семьи граждан, и качества подготовки воспитателей для семейных воспитательных групп, образование в течение 2009 года двух новых семейных воспитательных групп, в которых будут воспитываться 6 детей. 2. Внедрение эффективных технологий работы с семьей и детьми. 2.1. Внедрение в деятельность учреждений социального обслуживания семьи и детей эффективных технологий работы с детьми, в том числе использование методов арт-терапии, театрализации, акватерапии, технологий БОС и др. Обеспечение учреждений необходимым оборудованием, инвентарем, средствами осуществления социальной медико-психолого-педагогической реабилитации и адаптации несовершеннолетних и их семей. 2.2. Осуществление "пилотного" внедрения новых технологий работы с семьей, в частности методики интенсивной терапии на дому с активизацией сетевого окружения семьи и детей, использование мобильных бригад экстренного реагирования. В целях своевременного выявления причин и условий, способствующих возникновению семейного и детского неблагополучия, на базе социозащитных учреждений создаются рабочие межведомственные группы, мобильные бригады, используются иные технологии. В рамках мероприятия планируется распространение и внедрение в деятельность социозащитных учреждений опыта работы социально- реабилитационного центра для несовершеннолетних "Елена", г. Губкинский, в части организации деятельности по оперативному реагированию на первичную информацию о неблагополучии в семье и организации своевременной помощи. В указанном учреждении созданы мобильные бригады с целью быстрого реагирования на сигнал о семейном неблагополучии, в состав которых входит несколько специалистов (медицинский работник, психолог, социальный педагог, специалист по социальной работе, при необходимости - специалисты органов опеки и попечительства, Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и др.). Основной задачей мобильной бригады является быстрое реагирование на сложные семейные обстоятельства, посредством выезда в семью. Дальнейшая работа с семьей проводится в соответствии с характером проблемы по специально разработанному плану. В 2007 году зарегистрировано 19 выездов мобильной бригады, в 2008 - 9 выездов мобильных бригад. В настоящее время все большее место занимают технологии, позволяющие максимально решать вопросы сохранения для ребенка родной семьи, предупреждая разрыв детско-родительских отношений. В 2008 году в связи с активизацией деятельности дневных отделений социозащитных учреждений, работы с семьями на дому, отмечается сокращение на 20% численности детей, помещенных в стационарные учреждения. Деятельность мобильных бригад позволит улучшить работу с семьями, находящимися в социально опасном положении, а также с семьями группы риска, своевременно оказав необходимую разноплановую помощь с использованием методик интенсивной работы на дому. В течение ряда лет количество несовершеннолетних, возвращенных в родные семьи, составляет в среднем 80%: в 2005 году - 74% от общего числа устроенных детей, в 2007 году данный показатель составляет 80,8%, что свидетельствует о повышении качества работы с семьями воспитанников учреждений. Осуществление внедрения новых технологий позволит не допустить роста количества семей, находящихся в социально опасном положении, выше имеющегося показателя путем своевременного вмешательства в жизнедеятельность семьи; увеличить число семей, получивших социально-психолого-педагогическую помощь, на 5%; повысить долю возврата несовершеннолетних в родные семьи до 84% (из общего количества детей, прошедших реабилитацию в специальных учреждениях для несовершеннолетних в 2008 году), возвращено в родные семьи 476 человек, или 82,9% (в 2007 году - 80,8%). 2.3. Ресурсная поддержка деятельности учреждений, осуществляющих работу по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Организация работы с детьми из семей в социально опасном положении, семей группы риска с применением технологий "музейной педагогики", приобщения к декоративно-прикладному искусству, искусству коренных малочисленных народов Севера и др. 2.4. Организация профилактического сопровождения молодых семей, семей с негативным психологическим климатом. Мотивирование семей, находящихся в социально опасном положении, на собственную активность в решении проблем. Одной из тенденций в работе с семьей в настоящее время является смещение акцента в работе с коррекционного направления в сторону профилактического. Организация профилактического сопровождения молодых семей, семей с негативным психологическим климатом является одной из форм ранней превентивной работы путем повышения активности самих членов семьи, их желания, стремления управлять ситуацией, изменять ее к лучшему, повышения мотивации на самостоятельное разрешение имеющихся проблем. Развитие данного направления возможно путем расширения спектра превентивных мер. Для реализации мероприятия планируется изготовить и распространить памятки, брошюры, посвященные путям решения социально-психологических проблем семей, оптимизации супружеских и детско-родительских отношений. Планируется изготовить и распространить около 20 тыс. экземпляров брошюр и памяток разной тематики. Данная просветительская работа будет способствовать ранней профилактике социального сиротства, гармонизации детско-родительских, супружеских отношений более чем в 5 тыс. семей. Наращивание материально-технической базы социозащитных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, весьма важно, так как оснащение рабочих мест психологов, социальных педагогов, создание в учреждениях условий для оказания высококвалифицированной помощи семьям и детям, нуждающимся в социальной реабилитации, в итоге позволяют качественно проводить реабилитационную работу с несовершеннолетними, внедрять в деятельность учреждений новые технологии, разнообразить формы и методы работы, осуществлять комплексную коррекционную работу, ориентированную на реабилитацию ребенка и его семью, увеличить число лиц, обслуживаемых в учреждениях, увеличить количество и расширить спектр оказываемых семьям и детям услуг и соответственно повлиять на ситуацию с детским и семейным неблагополучием в автономном округе. 2.6. Организация и проведение окружных, межрайонных обучающих семинаров, семинаров-тренингов, направленных на предупреждение семейного и детского неблагополучия, безнадзорности. Внедрение новых форм работы с детьми и семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, в том числе развитие системы ювенальной юстиции в автономном округе. 2.7. Организация и проведение совместных акций с общественными организациями ("Забота", "Нет сиротству"). 3. Профилактика вторичного сиротства, повышение социальной устойчивости воспитанников социозащитных учреждений, детских домов. 2.1. Оплата обучения на курсах по приобретению профессий детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей. 2.2. Поддержка проекта "Искусство Ямала - детям". Реализация проекта "Искусство Ямала - детям" осуществляется в сельских районах автономного округа. Проект направлен на приобретение детьми навыков в изобразительной деятельности, овладение основами декоративно-прикладного искусства, позволяет детям получить знания в области искусства Ямала, ближе познакомиться с развитием народных художественных ремесел в автономном округе, а также приобрести навыки декоративно- прикладного искусства (творчества). 2.3. Участие во Всероссийской спартакиаде воспитанников детских домов и школ-интернатов "Малые игры доброй воли". 2.4. Организация оздоровления детей в летних оздоровительных, творческих, оборонно-спортивных и палаточных лагерях на территории автономного округа. 2.5. Реализация на базе социозащитных учреждений программ, направленных на выработку разнообразных трудовых навыков, формирование трудовых интересов. 2.6. Организация проведения окружного смотра-конкурса на лучшую постановку физкультурно-оздоровительной и спортивно- массовой работы среди детских домов и школ-интернатов для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 4. Информационная поддержка реализации Программы. 4.1. Организация выпуска социальной рекламы, выпуска буклетов по вопросам трудоустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью. Издание брошюр, информационных, методических материалов и учебных пособий для усыновителей, опекунов и приемных родителей. 4.2. Подготовка и издание, приобретение информационных материалов, методических рекомендаций, учебных пособий, памяток, брошюр по вопросам профилактики детского семейного неблагополучия, организации коррекционно-реабилитационной работы с семьей и детьми. 4.3. Формирование единого информационного пространства, ориентированного на пропаганду основ здорового образа жизни, благополучной, стремящейся к самообеспечению семьи. 4.4. Обобщение и освещение опыта воспитания детей и проблем семьи в средствах массовой информации. 4.5. Освещение проблем социального сиротства в средствах массовой информации, на сайтах департаментов, ответственных за реализацию основных направлений семейно-демографической политики. 4.6. Организация деятельности "Школы родителей", "Родительского лектория" на базе дошкольных, общеобразовательных учреждений, социозащитных учреждений. Реализация программных мероприятий позволит повысить компетентность населения в вопросах семьи и брака, развития и воспитания детей, снизить уровень социального неблагополучия семей автономного округа за счет раннего выявления и соответствующих профилактических мероприятий, уменьшить число лишений родительских прав, обеспечить социальную реабилитацию большего количества нуждающихся детей, увеличить объем предоставления социально-психолого-педагогической помощи семьям. Сроки реализации, конкретные исполнители и планируемые на реализацию отдельных мероприятий объемы финансовых ресурсов указаны в приложениях N N 1, 2 к настоящей Программе. IV. Управление Программой и контроль за ее исполнением Управление Программой, координацию деятельности исполнителей по осуществлению мероприятий Программы и контроль за ходом реализации Программы осуществляет департамент по труду и социальной защите населения автономного округа. Контроль за ходом реализации Программы, обеспечение целевого и эффективного использования финансовых средств осуществляется ежеквартально на основании отчетной документации. V. Ресурсное обеспечение Программы Финансовое обеспечение Программы осуществляется за счет окружных целевых программ "Дети Ямала" на 2008 - 2010 годы", "Молодежь Ямала (2007 - 2010 годы)", "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005 - 2009 годы", "Социальная поддержка инвалидов на 2008 - 2010 годы", а также средств, предусмотренных сметами социозащитных учреждений муниципальных образований в автономном округе на выплату заработной платы специалистам, осуществляющим коррекционно-реабилитационную и профилактическую работу с семьями и детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, в том числе в социально опасном положении. 2009 год - 6040,0 тыс. рублей, в том числе: 4580,0 - средства окружного бюджета; 1460,0 - средства, предусмотренные в виде гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; 2010 год - 14007,0 тыс. рублей, в том числе: 10107,0 - средства окружного бюджета; 3900,0 - средства, запрашиваемые в виде гранта Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Особое место в обеспечении реализации Программы отведено человеческим трудовым ресурсам, формированию кадрового состава учреждений. Так, в обеспечении выполнения мероприятий Программы задействованы высококвалифицированные специалисты: свыше 20 психологов, свыше 40 социальных педагогов, 40 педагогов, работающих на базе социозащитных учреждений, а также специалисты досуговых центров (центров социально-досугового обслуживания детей и молодежи, центров развития творчества детей и юношества, детско-юношеских центров и так далее). Специалисты систематически участвуют в окружных семинарах, совещаниях, курсах повышения квалификации как на территории автономного округа, так и за его пределами, в том числе и за счет средств окружной целевой программы "Дети Ямала" на 2008 - 2010 годы". Широко привлекаются добровольные помощники: участники молодежных волонтерских движений, представители общественных организаций: окружного отделения Союза женщин России, муниципальных женских общественных организаций. VI. Оценка эффективности и социально-экономических последствий реализации Программы Реализация Программы позволит: 1. Увеличить число семей, получивших социально- психологическую помощь, на 5 процентов. 2. Снизить удельный вес детей, находящихся в социально опасном положении, до 3,0 (% от численности детского населения автономного округа). 3. Увеличить удельный вес детей, получивших социальную реабилитацию в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, до 67,0 (% от общего числа безнадзорных и беспризорных детей). 4. Уменьшить число лишений родительских прав на 5%. VI. Механизм получения средств Фонда Средства Фонда, предназначенные на реализацию Программы, зачисляются на внебюджетный счет департамента по труду и социальной защите населения автономного округа. Приложение N 1 к региональной программе "Профилактика социального сиротства детей в Ямало-Ненецком автономном округе на 2009 - 2010 годы "Дорога домой" ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ "ПРОФИЛАКТИКА СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА ДЕТЕЙ В ЯМАЛО-НЕНЕЦКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ НА 2009 - 2010 ГОДЫ "ДОРОГА ДОМОЙ" |————|—————————————|—————————————|————————————|—————-——————-—————-——————-—————| |N |Мероприятие |Ожидаемые |Исполнители |Сроки реализации и объем | |п/п | |результаты | |финансирования (тыс. руб.) | | | | | |с указанием источников | | | | | |финансирования | | | | | |—————|——————-—————|——————-—————| | | | | |все- |2009 год |2010 год | | | | | |го |——————|—————|——————|—————| | | | | | |сред- |сред-|сред- |сред-| | | | | | |ства |ства |ства |ства | | | | | | |Фонда |ок- |Фонда |ок- | | | | | | |под- |руж- |под- |руж- | | | | | | |держки|ного |держки|ного | | | | | | |детей,|бюд- |детей,|бюд- | | | | | | |нахо- |жета |нахо- |жета | | | | | | |дя- | |дя- | | | | | | | |щихся | |щихся | | | | | | | |в | |в | | | | | | | |труд- | |труд- | | | | | | | |ной | |ной | | | | | | | |жиз- | |жиз- | | | | | | | |нен- | |нен- | | | | | | | |ной | |ной | | | | | | | |ситу- | |ситу- | | | | | | | |ации | |ации | | |————|—————————————|—————————————|————————————|—————|——————|—————|——————|—————| |1. |Внедрение |внедрение на |комиссия по |0 |0 |сред-|0 |сред-| | |региональной |территории |делам | | |ства | |ства | | |межведомстве-|автономного |несовершен- | | |на | |на | | |нной |округа |нолетних и | | |теку-| |теку-| | |информацион- |двухуровневой|защите их | | |щее | |щее | | |ной |межведомст- |прав | | |фи- | |фи- | | |системы "Банк|венной |автономного | | |нан- | |нан- | | |данных |информацион- |округа | | |сиро-| |сиро-| | |о детях и |ной | | | |вани | |вани | | |семьях, |системы | | | |е | |е | | |находящихся в|(муниципаль- | | | | | | | | |социально |ный и | | | | | | | | |опасном |региональный)| | | | | | | | |положении, | | | | | | | | | |семей | | | | | | | | | |группы риска"| | | | | | | | |————|—————————————|—————————————|————————————|—————|——————|—————|——————|—————| |2. |Реализация |2009 год - |департамент |2766 |300 |сред-|450 |2016 | | |"пилотных" |внедрение и |по труду и | | |ства | | | | |проектов на |апробация |социальной | | |на | | | | |территории |деятельности |защите | | |теку-| | | | |муниципальных социальных |населения | | |щее | | | | |образований в|служб на |автономного | | |фи- | | | | |автономном |территории |округа; | | |нан- | | | | |округе по |трех |департамент | | |сиро-| | | | |внедрению |муниципальных|по | | |вани | | | | |участковых |образований |молодежной | | |е | | | | |социальных |(г. Салехард,|политике | | | | | | | |служб. |г. |автономного | | | | | | | |Оснащение |Губкинский, |округа; | | | | | | | |социозащитных|г. Ноябрьск);|- МУ | | | | | | | |учреждений, |2010 год - |СРЦН | | | | | | | |участвующих в|внедрение и |"Доверие", | | | | | | | |"пилотных" |апробация |г. Салехард;| | | | | | | |проектах |деятельности |- МУ | | | | | | | | |социальных |СРЦН | | | | | | | | |служб на |"Садко", | | | | | | | | |территории |г. Новый | | | | | | | | |еще трех |Уренгой; | | | | | | | | |муниципальных|- МУ | | | | | | | | |образований |"Комплексный| | | | | | | | |(г. Надым, |центр | | | | | | | | |г. Новый |социально- | | | | | | | | |Уренгой, |досугового | | | | | | | | |Пуровский |обслуживания| | | | | | | | |район) |детей и | | | | | | | | | |молодежи", | | | | | | | | | |г. Ноябрьск;| | | | | | | | | |- МУ | | | | | | | | | |СРЦН | | | | | | | | | |"Елена", г. | | | | | | | | | |Губкинский; | | | | | | | | | |- МУ | | | | | | | | | |"Центр | | | | | | | | | |социальной | | | | | | | | | |помощи | | | | | | | | | |семье и | | | | | | | | | |детям | | | | | | | | | |"Домашний | | | | | | | | | |очаг", | | | | | | | | | |Надымский | | | | | | | | | |район; | | | | | | | | | |- МУ | | | | | | | | | |"Комплексный| | | | | | | | | |центр | | | | | | | | | |социального | | | | | | | | | |обслуживания| | | | | | | | | |населения | | | | | | | | | |Пуровского | | | | | | | | | |района", | | | | | | | | | |г. | | | | | | | | | |Тарко-Сале | | | | | | |————|—————————————|—————————————|————————————|—————|——————|—————|——————|—————| |3. |Совершенство-|внедрение |департамент |3024 |380 |644 |2000 |сред-| | |вание |групп |по труду | | | | |ства | | |структуры |дневного |и социальной| | | | |на | | |специализиро-|пребывания в |защите | | | | |теку-| | |ванных |деятельность |населения | | | | |щее | | |учреждений |8 специализи-|автономного | | | | |фи- | | |для |рованных |округа; | | | | |нан- | | |несовершенно-|учреждений |департамент | | | | |сиро-| | |летних, |для |по | | | | |вание| | |нуждающихся в|несовершенно-|молодежной | | | | | | | |социальной |летних, |политике | | | | | | | |реабилитации,|создание |автономного | | | | | | | |- внедрение в|условий |округа; | | | | | | | |деятельность |для внедрения|- МУ | | | | | | | |учреждений и |технологий |СРЦН | | | | | | | |развитие |ранней |"Доверие", | | | | | | | |групп |профилактики |г. Салехард;| | | | | | | |дневного |социального |- МУ | | | | | | | |пребывания, |сиротства, |СРЦН | | | | | | | |реализующих |профилактика |"Садко", г. | | | | | | | |различные |нарушений |Новый | | | | | | | |программы |детско- |Уренгой; - | | | | | | | |поддержки, |родительских |МУ СРЦН | | | | | | | |социальной |отношений |"Гармония", | | | | | | | |реабилитации | |г. Ноябрьск;| | | | | | | |семей и | |- МУ СРЦН | | | | | | | |детей, | |"Елена", г. | | | | | | | |программ, | |Губкинский; | | | | | | | |направленных | |- МУ | | | | | | | |на выработку | |"Социальный | | | | | | | |разнообразных| |приют для | | | | | | | |трудовых | |детей и | | | | | | | |навыков, | |подростков | | | | | | | |формирование | |"Луч | | | | | | | |трудовых | |надежды" | | | | | | | |интересов, в | |Пуровский | | | | | | | |том числе | |район; | | | | | | | |клубов | |- МУ | | | | | | | |"Дочки-матери| |"Социальный | | | | | | | |", "Мы | |приют для | | | | | | | |вместе". | |детей | | | | | | | |на | |"Ветер | | | | | | | |Создание | |перемен", | | | | | | | |благоприятных| |Надымский | | | | | | | |и безопасных | |район; | | | | | | | |условий | |- МУ | | | | | | | |пребывания | |"Социальный | | | | | | | |воспитанников| |приют для | | | | | | | | | |детей и | | | | | | | | | |подростков | | | | | | | | | |"Солнечный",| | | | | | | | | |г. | | | | | | | | | |Муравленко; | | | | | | | | | |- МУ | | | | | | | | | |"Социальный | | | | | | | | | |приют для | | | | | | | | | |детей и | | | | | | | | | |подростков",| | | | | | | | | |Красносельку| | | | | | | | | |пский район| | | | | | |————|—————————————|—————————————|————————————|—————|——————|—————|——————|—————| |4. |Развитие на |повышение |департамент |2172 |100 |672 |200 |1200 | | |базе |компетентно- |по труду | | | | | | | |социозащитных|сти |и социальной| | | | | | | |учреждений |опекунов и |защите | | | | | | | |служб |потенциальных|населения | | | | | | | |сопровождения|усыновителей |автономного | | | | | | | |семей, |в организации|округа; | | | | | | | |взявших |взаимоотноше-|департамент | | | | | | | |детей на |ний с детьми,|образования | | | | | | | |воспитание в |принятыми |автономного | | | | | | | |семью, |на воспитание|округа; | | | | | | | |социально- |в семью, |- МУ | | | | | | | |психолого- |предупрежден-|СРЦН | | | | | | | |педагогичес- |ие |"Доверие", | | | | | | | |кое |возвратов |г. Салехард;| | | | | | | |сопровождение|детей в |- МУ СРЦН | | | | | | | |опекунских, |учреждения |"Садко", г. | | | | | | | |приемных | |Новый | | | | | | | |семей; | |Уренгой; - | | | | | | | |развитие | |МУ СРЦН | | | | | | | |семейных | |"Гармония", | | | | | | | |воспитатель- | |г. Ноябрьск;| | | | | | | |ных групп | |- МУ СРЦН | | | | | | | | | |"Елена", г. | | | | | | | | | |Губкинский; | | | | | | | | | |- МУ | | | | | | | | | |"Социальный | | | | | | | | | |приют для | | | | | | | | | |детей и | | | | | | | | | |подростков | | | | | | | | | |"Луч | | | | | | | | | |надежды" | | | | | | | | | |Пуровский | | | | | | | | | |район; | | | | | | | | | |- МУ | | | | | | | | | |"Социальный | | | | | | | | | |приют для | | | | | | | | | |детей | | | | | | | | | |"Ветер | | | | | | | | | |перемен", | | | | | | | | | |Надымский | | | | | | | | | |район | | | | | | |————|—————————————|—————————————|————————————|—————|——————|—————|——————|—————| |5. |Внедрение в |укрепление |департамент |2510 |0 |510 |0 |2000 | | |деятельность |материально- |по труду и | | | | | | | |учреждений |технической |социальной | | | | | | | |социального |базы |защите | | | | | | | |обслуживания |социозащитных|населения | | | | | | | |семьи и |учреждений, |автономного | | | | | | | |детей |создание |округа; | | | | | | | |эффективных |условий |департамент | | | | | | | |технологий |для внедрения|по | | | | | | | |работы с |эффективных |молодежной | | | | | | | |детьми, в том|технологий |политике | | | | | | | |числе |работы с |автономного | | | | | | | |использование|семьей и |округа; | | | | | | | |методов |детьми |- МУ СРЦН | | | | | | | |арт-терапии, | |"Доверие", | | | | | | | |театрализа- | |г. Салехард;| | | | | | | |ции, | |- МУ СРЦН | | | | | | | |акватерапии, | |"Садко", г. | | | | | | | |технологий | |Новый | | | | | | | |БОС и др. | |Уренгой; - | | | | | | | |Обеспечение | |МУ СРЦН | | | | | | | |учреждений | |"Гармония", | | | | | | | |необходимым | |г. Ноябрьск;| | | | | | | |оборудовани- | |- МУ СРЦН | | | | | | | |ем, | |"Елена", г. | | | | | | | |инвентарем, | |Губкинский; | | | | | | | |средствами | |- МУ | | | | | | | |осуществления| |"Социальный | | | | | | | |социальной | |приют для | | | | | | | |медико-психо-| |детей и | | | | | | | |лого- | |подростков | | | | | | | |педагогичес- | |"Луч | | | | | | | |кой | |надежды" | | | | | | | |реабилита- | |Пуровский | | | | | | | |ции | |район; | | | | | | | |адаптации | |- МУ | | | | | | | |несовершеннол| |"Социальный | | | | | | | |етних и их | |приют для | | | | | | | |семей | |детей | | | | | | | | | |"Ветер | | | | | | | | | |перемен", | | | | | | | | | |Надымский | | | | | | | | | |район; | | | | | | | | | |- МУ | | | | | | | | | |"Социальный | | | | | | | | | |приют для | | | | | | | | | |детей и | | | | | | | | | |подростков | | | | | | | | | |"Солнечный",| | | | | | | | | |г. | | | | | | | | | |Муравленко; | | | | | | | | | |- МУ | | | | | | | | | |"Социальный | | | | | | | | | |приют для | | | | | | | | | |детей и | | | | | | | | | |подростков",| | | | | | | | | |Красносельку| | | | | | | | | |пский район| | | | | | |————|—————————————|—————————————|————————————|—————|——————|—————|——————|—————| |6. |Осуществление|внедрение |департамент |1500 |450 |сред-|1050 |сред-| | |"пилотного" |технологий |по труду и | | |ства | |ства | | |внедрения |ранней |социальной | | |на | |на | | |новых |профилактики |защите | | |теку-| |теку-| | |технологий |социального |населения | | |щее | |щее | | |работы с |сиротства |автономного | | |фи- | |фи- | | |семьей, в | |округа; | | |нан- | |нан- | | |частности | |комиссия по | | |сиро-| |сиро-| | |методики | |делам | | |вание| |вание| | |интенсивной | |несовершенно| | | | | | | |терапии на | |летних и | | | | | | | |дому с | |защите их | | | | | | | |активизацией | |прав | | | | | | | |сетевого | |автономного | | | | | | | |окружения | |округа; | | | | | | | |семьи и | |- МУ | | | | | | | |детей, | |СРЦН | | | | | | | |использование| |"Доверие", | | | | | | | |мобильных | |г. Салехард;| | | | | | | |бригад | |- МУ СРЦН | | | | | | | |экстренного | |"Садко", | | | | | | | |реагирования | |г.Новый | | | | | | | | | |Уренгой; | | | | | | | | | |- МУ СРЦН | | | | | | | | | |"Гармония", | | | | | | | | | |г. Ноябрьск;| | | | | | | | | |- МУ СРЦН | | | | | | | | | |"Елена", г. | | | | | | | | | |Губкинский; | | | | | | | | | |- МУ | | | | | | | | | |"Социальный | | | | | | | | | |приют для | | | | | | | | | |детей и | | | | | | | | | |подростков | | | | | | | | | |"Луч | | | | | | | | | |надежды", | | | | | | | | | |Пуровский | | | | | | | | | |район; | | | | | | | | | |- МУ | | | | | | | | | |"Социальный | | | | | | | | | |приют для | | | | | | | | | |детей | | | | | | | | | |"Ветер | | | | | | | | | |перемен", | | | | | | | | | |Надымский | | | | | | | | | |район | | | | | | |————|—————————————|—————————————|————————————|—————|——————|—————|——————|—————| |7. |Ресурсная |внедрение |департамент |1250 |0 |250 |0 |1000 | | |поддержка |технологий |и по труду | | | | | | | |деятельности |ранней |социальной | | | | | | | |учреждений, |профилактики |защите | | | | | | | |осуществляю- |социального |населения | | | | | | | |щих работу по|сиротства; |автономного | | | | | | | |профилактике |развитие |округа; | | | | | | | |безнадзор- |чувства |департамент | | | | | | | |ности и |прекрасного, |по | | | | | | | |правонаруше- |организация |молодежной | | | | | | | |ний несовер- |работы по |политике | | | | | | | |шеннолетних. |профилактике |автономного | | | | | | | |Организация |семейного |округа; | | | | | | | |работы с |неблагополу- |департамент | | | | | | | |детьми из |чия |культуры | | | | | | | |семей в | |автономного | | | | | | | |социально | |округа; | | | | | | | |опасном | |студия | | | | | | | |положении, | |детского | | | | | | | |семей группы | |творчества | | | | | | | |риска с | |ГУК | | | | | | | |применением | |"Окружной | | | | | | | |технологий | |дом | | | | | | | |"музейной | |ремесел" | | | | | | | |педагогики", | |(г.Салехард)| | | | | | | |приобщения к | | | | | | | | | |декоративно- | | | | | | | | | |прикладному | | | | | | | | | |искусству, | | | | | | | | | |искусству | | | | | | | | | |коренных | | | | | | | | | |малочисленных| | | | | | | | | |народов | | | | | | | | | |Севера и | | | | | | | | | |др. | | | | | | | | |————|—————————————|—————————————|————————————|—————|——————|—————|——————|—————| |8. |Организация |ранняя |департамент |870 |0 |214 |200 |456 | | |профилакти- |профилактика |по | | | | | | | |ческого |социального |молодежной | | | | | | | |сопровождения|сиротства, |политике | | | | | | | |молодых |гармонизация |автономного | | | | | | | |семей, |детско- |округа; | | | | | | | |семей с |родительских,|департамент | | | | | | | |негативным |супружеских |по труду и | | | | | | | |психологи- |отношений |социальной | | | | | | | |ческим | |защите | | | | | | | |климатом. | |населения | | | | | | | |Мотивирование| |автономного | | | | | | | |семей, | |округа | | | | | | | |находящихся | | | | | | | | | |в социально | | | | | | | | | |опасном | | | | | | | | | |положении, на| | | | | | | | | |собственную | | | | | | | | | |активность в | | | | | | | | | |решении | | | | | | | | | |проблем | | | | | | | | |————|—————————————|—————————————|————————————|—————|——————|—————|——————|—————| |9. |Обобщение и |повышение |департамент |1695 |0 |320 |0 |1375 | | |освещение |компетентнос-|по труду и | | | | | | | |опыта |ти населения |социальной | | | | | | | |воспитания |в вопросах |защите | | | | | | | |детей и |семьи и |автономного | | | | | | | |проблем семьи|брака, |округа, | | | | | | | |посредством |развития и |департамент | | | | | | | |организации |воспитания |образования | | | | | | | |деятельности |детей, |автономного | | | | | | | |"Школы |формирование |округа; | | | | | | | |родителей", |гармоничных |департамент | | | | | | | |"Родитель- |межличностных|информации и| | | | | | | |ского |отношений в |общественных| | | | | | | |лектория" на |семье, |связей | | | | | | | |базе |здорового |автономного | | | | | | | |дошкольных, |образа |округа; | | | | | | | |общеобразоват|жизни, |ОГТРК | | | | | | | |ельных |профилактика |"Ямал- | | | | | | | |учреждений, |семейного и |Регион", | | | | | | | |социозащитных|детского |телевизион- | | | | | | | |учреждений, в|неблагополу- |ные и | | | | | | | |средствах |чия, |печатные | | | | | | | |массовой |укрепление |средства | | | | | | | |информации; |института |массовой | | | | | | | |издание |семьи с |информации | | | | | | | |памяток, |детьми |муниципаль- | | | | | | | |брошюр, | |ных | | | | | | | |буклетов по | |образований | | | | | | | |вопросам | |в автономном| | | | | | | |развития и | |округе | | | | | | | |воспитания | | | | | | | | | |детей. | | | | | | | | | |Проведение | | | | | | | | | |мероприятий, | | | | | | | | | |направленных | | | | | | | | | |на | | | | | | | | | |формирование | | | | | | | | | |гармоничных | | | | | | | | | |межличностных| | | | | | | | | |отношений в | | | | | | | | | |семье, основ| | | | | | | | | |здорового | | | | | | | | | |образа | | | | | | | | | |жизни | | | | | | | | |————|—————————————|—————————————|————————————|—————|——————|—————|——————|—————| |10. |Подготовка и |повышение |департамент |1104 |0 |804 |0 |300 | | |издание, |компетент- |по | | | | | | | |приобретение |ности |молодежной | | | | | | | |информацион- |специалистов,|политике | | | | | | | |ных |осуществляю- |автономного | | | | | | | |материалов, |щих работу |округа; | | | | | | | |методических |с семьей и |департамент | | | | | | | |рекомендаций,|детьми |по труду и | | | | | | | |учебных | |социальной | | | | | | | |пособий, | |защите | | | | | | | |памяток, | |автономного | | | | | | | |брошюр по | |округа; | | | | | | | |вопросам | |департамент | | | | | | | |профилактики | |образования | | | | | | | |детского | |автономного | | | | | | | |и семейного | |округа; | | | | | | | |неблагополу- | |органы | | | | | | | |чия, | |местного | | | | | | | |организации | |самоуправ- | | | | | | | |коррекционно-| |ления | | | | | | | |реабилитацио-| | | | | | | | | |нной работы | | | | | | | | | |с семьей и | | | | | | | | | |детьми | | | | | | | | |————|—————————————|—————————————|————————————|—————|——————|—————|——————|—————| |11. |Организация и|повышение |департамент |480 |230 |сред-|0 |250 | | |проведение |компетент- |по труду и | | |ства | | | | |окружных, |ности |социальной | | |на | | | | |межрайонных |специалистов,|защите | | |теку-| | | | |обучающих |осуществляю- |населения | | |щее | | | | |семинаров, |щих работу |автономного | | |фи- | | | | |семинаров- |с семьей и |округа; | | |нан- | | | | |тренингов, |детьми |комиссия по | | |сиро-| | | | |направленных | |делам | | |вание| | | | |на предупреж-| |несовершенно| | | | | | | |дение | |летних и | | | | | | | |семейного и | |защите их | | | | | | | |детского | |прав | | | | | | | |неблагополу- | |автономного | | | | | | | |чия, | |округа; | | | | | | | |безнадзорнос-| |департамент | | | | | | | |ти. Внедрение| |по | | | | | | | |новых форм | |молодежной | | | | | | | |работы с | |политике | | | | | | | |детьми и | |автономного | | | | | | | |семьями, | |округа | | | | | | | |оказавшимися | | | | | | | | | |в трудной | | | | | | | | | |жизненной | | | | | | | | | |ситуации, | | | | | | | | | |в том числе | | | | | | | | | |развитие | | | | | | | | | |системы | | | | | | | | | |ювенальной | | | | | | | | | |юстиции в | | | | | | | | | |автономном | | | | | | | | | |округе | | | | | | | | |————|—————————————|—————————————|————————————|—————|——————|—————|——————|—————| |12. |Организация |привлечение |департамент |450 |0 |200 |0 |250 | | |выпуска |внимания |образования | | | | | | | |социальной |широкой |автономного | | | | | | | |рекламы по |обществен- |округа; | | | | | | | |вопросам |ности к |департамент | | | | | | | |формирования |проблеме |по | | | | | | | |основ |здорового |молодежной | | | | | | | |здорового |образа жизни,|политике | | | | | | | |образа |профилактики |автономного | | | | | | | |жизни, |семейного и |округа; | | | | | | | |профилактики |детского |департамент | | | | | | | |семейного и |неблагополу- |по труду и | | | | | | | |детского |чия |социальной | | | | | | | |неблагополу- |устройства |защите | | | | | | | |чия. |детей на |населения | | | | | | | |Организация |воспитание в |автономного | | | | | | | |выпуска |семьи. Рост |округа; | | | | | | | |буклетов по |числа |органы | | | | | | | |вопросам |потенциальных|местного | | | | | | | |устройства |опекунов и |самоуправле-| | | | | | | |детей-сирот и|усыновителей.|ния | | | | | | | |детей, |Повышение | | | | | | | | |оставшихся |компетент- | | | | | | | | |без |ности | | | | | | | | |попечения |специалистов | | | | | | | | |родителей, |по работе| | | | | | | | |в семьи. |с семьей и | | | | | | | | |Издание |детьми в | | | | | | | | |брошюр, |области | | | | | | | | |информацион- |законодатель-| | | | | | | | |ных, |ства об опеке| | | | | | | | |методических |и попечитель-| | | | | | | | |материалов и |стве | | | | | | | | |методических | | | | | | | | | |пособий для | | | | | | | | | |усыновителей,| | | | | | | | | |опекунов и | | | | | | | | | |приемных | | | | | | | | | |родителей. | | | | | | | | | |Проведение | | | | | | | | | |окружного | | | | | | | | | |семинара- | | | | | | | | | |совещания | | | | | | | | | |"Новое в | | | | | | | | | |законодательс| | | | | | | | | |тве об опеке | | | | | | | | | |и попечитель-| | | | | | | | | |стве" | | | | | | | | |————|—————————————|—————————————|————————————|—————|——————|—————|——————|—————| |13. |Поддержка |организация |департамент |527 |0 |257 |0 |270 | | |проекта |продуктивного|культуры | | | | | | | |"Искусство |досуга, |автономного | | | | | | | |Ямала |развитие у |округа; | | | | | | | |- детям" |детей основ |департамент | | | | | | | | |декоративно- |по труду и | | | | | | | | |прикладного |социальной | | | | | | | | |творчества, |защите | | | | | | | | |развитие |населения | | | | | | | | |чувства |автономного | | | | | | | | |прекрасного, |округа | | | | | | | | |профилактика | | | | | | | | | |совершения | | | | | | | | | |противоправ- | | | | | | | | | |ных | | | | | | | | | |действий | | | | | | | |————|—————————————|—————————————|————————————|—————|——————|—————|——————|—————| |14. |Участие во |совершенство-|агентство по|200 |0 |0 |0 |200 | | |Всероссийской|вание |физической | | | | | | | |спартакиаде |процесса |культуре и | | | | | | | |воспитанников|социализации |спорту | | | | | | | |детских домов|детей-сирот и|автономного | | | | | | | |и |детей, |округа; | | | | | | | |школ-интерна-|оставшихся |департамент | | | | | | | |тов "Малые |без |автономного | | | | | | | |игры доброй |попечения |округа | | | | | | | |воли" |родителей |образования | | | | | | |————|—————————————|—————————————|————————————|—————|——————|—————|——————|—————| |15. |Организация |совершенство-|агентство по|507 |0 |257 |0 |250 | | |проведения |вание |физической | | | | | | | |окружного |процесса |культуре и | | | | | | | |смотра-конку-|социализации |спорту | | | | | | | |рса на лучшую|детей-сирот и|автономного | | | | | | | |постановку |детей, |округа; | | | | | | | |физкультурно-|оставшихся |департамент | | | | | | | |оздоровитель-|без |образования | | | | | | | |ной и |попечения |автономного | | | | | | | |спортивно- |родителей, |округа | | | | | | | |массовой |формирование | | | | | | | | |работы среди |основ | | | | | | | | |детских |здорового | | | | | | | | |домов и |образа | | | | | | | | |школ-интернат|жизни | | | | | | | | |ов для | | | | | | | | | |детей-сирот и| | | | | | | | | |детей, | | | | | | | | | |оставшихся | | | | | | | | | |без | | | | | | | | | |попечения | | | | | | | | | |родителей | | | | | | | | |————|—————————————|—————————————|————————————|—————|——————|—————|——————|—————| |16. |Оплата |совершенство-|департамент |421 |0 |181 |0 |240 | | |обучения на |вание |образования | | | | | | | |курсах по |процесса |автономного | | | | | | | |приобретению |социализации |округа; | | | | | | | |профессий |детей-сирот и|департамент | | | | | | | |детям-сиро- |детей, |по труду и | | | | | | | |там, детям, |оставшихся |социальной | | | | | | | |оставшимся |без попечения|защите | | | | | | | |без попечения|родителей, |населения | | | | | | | |родителей |формирование |автономного | | | | | | | | |основ |округа | | | | | | | | |здорового | | | | | | | | | |образа | | | | | | | | | |жизни | | | | | | | |————|—————————————|—————————————|————————————|—————|——————|—————|——————|—————| |17. |Организация и|привлечение |департамент |0 |0 |сред-|0 |сред-| | |проведение |внимания к |по труду и | | |ства | |ства | | |совместных |проблемам |социальной | | |на | |на | | |акций с |семей; |защите | | |теку-| |теку-| | |общественными|оказание |населения | | |щее | |щее | | |организациями|благотворите-|автономного | | |фи- | |фи- | | |("Забота", |льной помощи |округа; | | |нан- | |нан- | | |"Нет |семьям и |окружное | | |сиро-| |сиро-| | |сиротству") |детям, |отделение | | |вание| |вание| | | |находящимся |Союза женщин| | | | | | | | |в трудной |России, | | | | | | | | |жизненной |общественные| | | | | | | | |ситуации, |организации | | | | | | | | |активизация | | | | | | | | | |организации | | | | | | | | | |шефской | | | | | | | | | |работы и | | | | | | | | | |волонтерского| | | | | | | | | |движения | | | | | | | |————|—————————————|—————————————|————————————|—————|——————|—————|——————|—————| |18. |Организация |организация |департамент |571 |0 |271 |0 |300 | | |оздоровления |продуктивного|по труду и | | | | | | | |детей в |досуга, |социальной | | | | | | | |оздоровитель-|формирование |защите | | | | | | | |ных, |основ |населения | | | | | | | |творческих, |здорового |автономного | | | | | | | |экологичес- |образа |округа; | | | | | | | |ких, |жизни, |департамент | | | | | | | |археологичес-|профилактика |по | | | | | | | |ких, |противоправ- |молодежной | | | | | | | |этнографичес-|ного и |политике | | | | | | | |ких, |антиобщест- |автономного | | | | | | | |оборонно- |венного |округа; | | | | | | | |спортивных и |поведения |органы | | | | | | | |палаточных | |местного | | | | | | | |лагерях на | |самоуправле-| | | | | | | |территории | |ния | | | | | | | |автономного | | | | | | | | | |округа | | | | | | | | |————|—————————————|—————————————|————————————|—————|——————|—————|——————|—————| | |Итого | | |20047|1460 |4580 |3900 |10107| |————|—————————————|—————————————|————————————|—————|——————|—————|——————|—————| Приложение N 2 к региональной программе "Профилактика социального сиротства детей в Ямало-Ненецком автономном округе на 2009 - 2010 годы "Дорога домой" ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ НА РЕАЛИЗАЦИЮ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ "ПРОФИЛАКТИКА СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА ДЕТЕЙ В ЯМАЛО-НЕНЕЦКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ НА 2009 - 2010 ГОДЫ "ДОРОГА ДОМОЙ" СРЕДСТВ ФОНДА ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ, НАХОДЯЩИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ |————|————————————————————|———————|———————————————————|—————————————————————| |N |Мероприятие |Сумма |Назначение |Ожидаемый результат | |п/п | |(тыс. |использования | | | | |руб.) |средств | | |————|————————————————————|———————|———————————————————|—————————————————————| |1. |Реализация |750,0 |2009 год - 300,0 |планируется | | |"пилотных" проектов | |тыс. рублей, |приобрести 15 | | |на территории | |2010 год - 450,0 |наборов компьютерной | | |муниципальных | |тыс. рублей. |и оргтехники, | | |образований в | |Приобретение |создать | | |автономном | |компьютерной и |условия для | | |округе по | |оргтехники |внедрения участковых | | |внедрению | |для |социальных служб, | | |участковых | |обеспечения |обеспечив оснащение | | |социальных служб. | |деятельности |следующих | | |Оснащение | |специалистов |учреждений: | | |социозащитных | |участковых |- МУ СРЦН "Доверие", | | |учреждений, | |социальных |г. Салехард; | | |участвующих в | |служб |- МУ СРЦН "Садко", | | |"пилотных" | | |г. Новый Уренгой; | | |проектах | | |- МУ "Комплексный | | | | | |центр социально- | | | | | |досугового | | | | | |обслуживания | | | | | |детей и молодежи", | | | | | |г. Ноябрьск; | | | | | |- МУ СРЦН "Елена", | | | | | |г. Губкинский; | | | | | |- МУ "Центр | | | | | |социальной помощи | | | | | |семье и детям | | | | | |"Домашний очаг", | | | | | |Надымский район; | | | | | |- МУ "Комплексный | | | | | |центр социального | | | | | |обслуживания | | | | | |населения | | | | | |Пуровского района", | | | | | |г. Тарко-Сале | |————|————————————————————|———————|———————————————————|—————————————————————| |2. |Совершенствование |2380,0 |приобретение для |планируется | | |структуры | |организации |приобрести | | |специализированных | |продуктивного |сенсорную комнату: | | |учреждений для | |проведения |- МУ СРЦН "Доверие", | | |несовершеннолетних, | |реабилитационных |г. Салехард; | | |нуждающихся в | |мероприятий с |- МУ "Комплексный | | |социальной | |детьми группы |центр социального | | |реабилитации, - | |дневного |обслуживания | | |внедрение в | |пребывания, |населения | | |деятельность | |оснащения |Пуровского района", | | |учреждений и | |деятельности |г. Тарко-Сале; | | |развитие | |клубов |кабинеты БОС: | | |групп дневного | |"Дочки-матери", |- МУ "Социальный | | |пребывания, | |"Мы вместе": |приют для детей | | |реализующих | |2009 - 2010 годы |и подростков", | | |различные программы | |- 2380,0 тыс. |с. Красноселькуп; | | |поддержки, | |рублей. |- МУ СРЦН "Доверие", | | |социальной | |Приобретение 2-х | г. Салехард. | | |реабилитации | |кабинетов БОС |столярную мастерскую:| | |семей и детей, | |психоэмоциональных,|- МУ социальный | | |программ, | |логотерапевтический|приют для детей и | | |направленных на | |(560,0 тыс. |подростков | | |выработку | |рублей x 2), |"Луч надежды", | | |разнообразных | |2-сенсорных |пос. Пуровск; | | |трудовых навыков, | |комнат (740,0 тыс. |Мультимедийные | | |формирование | |рублей), |проекторы в комплекте| | |трудовых | |столярной |с ноутбуком: | | |интересов, в том | |мастерской (250,0 |- МУ "Центр | | |числе клубов | |тыс. рублей), |социальной помощи | | |"Дочки-матери", "Мы | |мультимедийных |семье и детям | | |вместе". | |проекторов в |"Домашний очаг", | | |Создание | |комплекте с |Надымский район; | | |благоприятных и | |ноутбуком |- МУ СРЦН "Гармония",| | |безопасных | |(100,0 тыс. |г. Ноябрьск; | | |условий пребывания| |рублей x 2), |швейную мастерскую: | | |воспитанников | |швейной мастерской |- МУ "Социальный | | | | |(70,0 тыс. рублей) |приют для детей | | | | | |и подростков "Луч | | | | | |надежды", пос. | | | | | |Пуровск | |————|————————————————————|———————|———————————————————|—————————————————————| |3. |Развитие на базе |300,0 |2009 год - 100,0 |планируется | | |социозащитных | |тыс. рублей, |приобрести | | |учреждений служб | |2010 год - 200,0 |мультимедийные | | |сопровождения | |тыс. рублей. |проекторы в | | |семей, взявших детей| |Приобретение |комплекте с | | |на воспитание в | |3 наборов |ноутбуком: | | |семью, | |мультимедийных |- МУ "Социальный | | |социально-психолого-| |проекторов с |приют для детей | | |педагогическое | |ноутбуком для |"Ветер перемен", | | |сопровождение | |организации |Надымский район; | | |опекунских, | |проведения |- МУ СРЦН "Доверие", | | |приемных семей; | |занятий "Школы |г. Салехард; | | |развитие | |опекунов, |- МУ СРЦН "Садко", | | |семейных | |приемных |г. Новый Уренгой | | |воспитательных групп| |родителей", | | | | | |подготовки | | | | | |воспитателей для | | | | | |семейных | | | | | |воспитательных | | | | | |групп | | |————|————————————————————|———————|———————————————————|—————————————————————| |4. |Осуществление |1500,0 |2009 год - 450,0 |планируется | | |"пилотного" | |тыс. рублей, |приобретение | | |внедрения новых | |2010 год - 1050,0 |автомобилей "Газель":| | |технологий работы | |тыс. рублей. |- МУ СРЦН "Доверие"; | | |с семьей, в | |Приобретение |- МУ "Социальный | | |частности методики | |3-х единиц |приют для детей | | |интенсивной терапии | |автотранспорта для |и подростков "Луч | | |на дому с | |организации |надежды", | | |активизацией | |внедрения |пос. Пуровск; | | |сетевого окружения | |методики |- МУ "Социальный | | |семьи и детей, | |интенсивной терапии|приют для детей | | |использование | |на дому, мобильных |"Ветер | | |мобильных бригад | |бригад |перемен", | | |экстренного | |экстренного |Надымский район | | |реагирования | |реагирования | | |————|————————————————————|———————|———————————————————|—————————————————————| |5. |Организация |200,0 |2010 год - 200,0 |планируется | | |профилактического | |тыс. рублей. |изготовить | | |сопровождения | |Изготовление |полиграфический | | |молодых семей, | |памяток, брошюр, |материал для | | |семей с | |посвященных |использования в | | |негативным | |путям решения |работе следующих | | |психологическим | |социально- |учреждений: | | |климатом. | |психологических |- МУ СРЦН "Доверие", | | |Мотивирование | |проблем семей, |г. Салехард; | | |семей, находящихся | |оптимизации |- МУ СРЦН "Гармония",| | |в социально | |супружеских и |г. Ноябрьск; | | |опасном положении, | |детско-родительских|- МУ СРЦН "Елена", | | |на собственную | |отношений |г. Губкинский; | | |активность в | | |- МУ "Комплексный | | |решении проблем | | |центр социально- | | | | | |досугового | | | | | |обслуживания | | | | | |детей и молодежи", | | | | | |г. Ноябрьск; | | | | | |органов службы ЗАГС | | | | | |автономного округа | |————|————————————————————|———————|———————————————————|—————————————————————| |6. |Организация и |230,0 |2009 год - 230,0 |планируется провести | | |проведение | |тыс. рублей. |в целях формирования | | |окружных, | |Проведение |межведомственной | | |межрайонных | |окружной |системы | | |обучающих | |конференции, |профилактики лишения| | |семинаров, | |посвященной |родительских прав, | | |семинаров-тренингов,| |вопросам |семейного и | | |направленных на | |внедрения системы |детского | | |предупреждение | |ранней |неблагополучия | | |семейного и | |профилактики |окружную | | |детского | |социального |конференцию на тему:| | |неблагополучия, | |сиротства, |"Развитие | | |безнадзорности. | |технологий |ювенальной юстиции в | | |Внедрение новых | |ювенальной |автономном округе". | | |форм работы с детьми| |юстиции в |Ответственные: | | |и семьями, | |автономном округе |комиссия по делам | | |оказавшимися | | |несовершеннолетних и | | |в трудной жизненной | | |защите их прав | | |ситуации, | | |автономного | | |в том числе | | |округа, | | |развитие системы | | |департамент по | | |ювенальной юстиции| | |труду и социальной | | |в автономном округе | | |защите населения | | | | | |автономного округа | |————|————————————————————|———————|———————————————————|—————————————————————| | |Всего |5360,0 | | | |————|————————————————————|———————|———————————————————|—————————————————————| Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Ноябрь
|