Расширенный поиск

Постановление Областной Думы Белгородской области от 29.12.2005 № П/4-9-4

 
                         РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

         Б Е Л Г О Р О Д С К А Я  О Б Л А С Т Н А Я  Д У М А


                      П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

от 29 декабря 2005 г.                                      N П/4-9-4


         О проекте федерального закона "О внесении изменений
              в главу 26 части второй Налогового кодекса
                        Российской Федерации"


     В соответствии со статьей 104  Конституции  Российской  Федерации
Белгородская областная Дума постановляет:

     1. Внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской
Федерации в порядке  законодательной  инициативы  проект  федерального
закона  "О  внесении  изменений  в  главу  26  части второй Налогового
кодекса Российской Федерации".

     2. Назначить официальным  представителем  Белгородской  областной
Думы в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации
при рассмотрении проекта федерального закона "О внесении  изменений  в
главу   26  части  второй  Налогового  кодекса  Российской  Федерации"
депутата Белгородской областной Думы Томаева Владимира  Кантемировича.

     3. Обратиться  к   законодательным   (представительным)   органам
государственной   власти   субъектов  Российской  Федерации,  а  также
представителям в Совете  Федерации  Федерального  Собрания  Российской
Федерации  от  Белгородской  области,  депутатам  Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации от Белгородской  области  с
просьбой поддержать настоящий проект федерального закона.


     Председатель областной Думы          А.Зеликов



                                                                Вносит
                                           Белгородская областная Дума

                                                                Проект

                          Федеральный закон
             О внесении изменений в главу 26 части второй
               Налогового кодекса Российской Федерации


     Статья 1

     Внести в главу 26  части  второй  Налогового  кодекса  Российской
Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32,
ст.  3340; 2001, N 33, ст. 3429; 2002, N 22, ст. 2026; 2003, N 28, ст.
2886;  2005,  N  30,  ст.  3118) следующие изменения и дополнения:

     1) подпункт   1   пункта   1  статьи  336  после  слов  "полезные
ископаемые," дополнить словами "числящиеся на государственном  балансе
запасов  полезных  ископаемых,";

     2) в статье 337:
     пункт 1 изложить в следующей редакции:
     "В целях   настоящей   главы   полезными  ископаемыми  признаются
природные минеральные образования земной  коры,  а  также  техногенные
минеральные  образования,  химический  состав  и  физические  свойства
которых позволяют эффективно использовать  их  в  сфере  материального
производства   в  своем  природном  виде  или  в  качестве  сырья  для
извлечения одного или нескольких ценных компонентов. При этом полезное
ископаемое,   в   отношении  которого  завершены  все  технологические
процессы  по  извлечению  его  из  недр,  поднятое   (вывезенное)   на
поверхность   и   прошедшее  первичную  обработку,  именуется  добытым
полезным ископаемым.
     Под первичной  обработкой полезных ископаемых понимается:
     а) для твердых полезных ископаемых - технологические операции  по
доведению   до   требуемого  стандартами  или  техническими  условиями
качества, предусмотренными проектом  ведения  горно-добычных  работ  и
осуществляемые,  как  правило,  в  границах  горного  отвода,  включая
селективную выемку,  усреднение,  дробление негабаритов,  сортировку и
транспортировку  до  границ  горного отвода.
     Для полезных   ископаемых,   предназначенных    для    дальнейшей
переработки внутри предприятия,  устанавливается стандарт предприятия.
Для  полезных  ископаемых,  отгружаемых  непосредственно  потребителю,
утверждаются согласованные с потребителем технические условия.
     б) для нефти  и  газа  (газового  конденсата)  -  технологические
операции    по    доведению   до   требуемого   стандартами   качества
(обезвоживание,  обессоливание,  сепарацию и  др.),  предусматриваемые
проектом   обустройства   месторождения;
     в) для подземных вод - технологические операции по  доведению  до
требуемого  стандартами  и  техническими  условиями качества,  которые
могут включать очистку, обезжелезование, обеззараживание и доставку до
накопительных емкостей перед подачей в сеть потребителю.
     Не может быть признана полезным ископаемым продукция,  полученная
в результате дальнейшей (первичной) переработки полезного ископаемого,
соответствующая по своему качеству стандартам или техническим условиям
продукции более высокой степени технологического передела.
     К первичной переработке относятся операции по переработке добытых
из недр полезных ископаемых по технологическим схемам, предусмотренным
техническими  проектами   перерабатывающих   производств   предприятия
(обогатительных    или   брикетных   фабрик,   дробильно-сортировочных
комплексов,  металлургических или химических заводов и  др.).";
     абзац первый  подпункта 4 пункта 2 изложить в следующей редакции:
     "4) руды металлические,  прошедшие первичную обработку в границах
горного  отвода:";

     3) в статье 339:
     пункт 3  изложить  в  следующей  редакции:
     "3. При  этом,  если  налогоплательщик  применяет  прямой   метод
определения  количества  добытого  полезного  ископаемого,  количество
добытого  полезного  ископаемого  определяется  с  учетом  фактических
потерь   полезного   ископаемого.
     Фактическими потерями полезного ископаемого при добыче признается
часть балансовых запасов полезного ископаемого, не извлеченная из недр
при  разработке  месторождения,  добытая  и  направленная  в  породные
отвалы,   оставленная   (потерянная)  в  местах  первичной  обработки,
погрузки,  складирования,  на транспортных путях, а для случаев добычи
нефти и газа - потери при подготовке извлеченных из недр нефти и газа.
     Количество фактически добытого полезного ископаемого определяется
по    завершении    полного    технологического    цикла    (комплекса
технологических операций) по добыче полезного ископаемого как разность
погашенных  в  недрах  запасов  полезных  ископаемых  и их фактических
потерь.
     Погашенными считаются   запасы,   на   которые   уменьшается   их
количество в  недрах  вследствие  отработки  и  потерь  при  добыче  и
списанные  с  государственного  баланса  запасов  полезных ископаемых.
     Фактические потери  полезного  ископаемого  учитываются   в   том
налоговом  периоде,  в  котором  проводилось их измерение,  в размере,
определенном по итогам произведенных измерений.";
     пункт 7   дополнить   новым  абзацем  следующего  содержания:
     "К технологическим   операциям    (процессам),    включаемым    в
технический  проект  разработки  месторождений (открытым или подземным
способами),  относятся:  подготовка полезного  ископаемого  к  выемке,
отбойка   (отделение)   полезного  ископаемого  от  массива,  погрузка
отбитого   полезного   ископаемого   в    транспортные    емкости    и
транспортировка  (подъем)  его на поверхность.";

     4) в пункте 4 статьи 340:
     абзац двенадцатый изложить в следующей редакции:
     "При этом прямые  расходы,  указанные  в  подпунктах  1  -  3,  7
настоящего   пункта,   произведенные   налогоплательщиком   в  течение
налогового   периода,   распределяются   между   добытыми    полезными
ископаемыми и остатком незавершенного производства на конец налогового
периода.   Остаток   незавершенного   производства   определяется    и
оценивается  с  учетом особенностей,  предусмотренных пунктом 1 статьи
319 настоящего Кодекса.  При определении расчетной стоимости  добытого
полезного    ископаемого    учитываются   также   косвенные   расходы,
определяемые  в  соответствии  с  главой  25   настоящего   Кодекса.";
     дополнить новыми   абзацами   следующего  содержания:
     "Косвенные расходы,  прямо  относящиеся  к  добытым  в  налоговом
периоде  полезным  ископаемым,  указанные  в  подпунктах 1,  4,  5,  7
настоящего пункта,  и внереализационные расходы, относящиеся к добытым
полезным  ископаемым,  указанные в подпунктах 6,  7 настоящего пункта,
полностью включаются в расчетную стоимость добытых полезных ископаемых
за   соответствующий  налоговый  период.  Не  включается  в  расчетную
стоимость добытых полезных ископаемых сумма налога на добычу  полезных
ископаемых.
     Косвенные расходы,  связанные  с  добычей  полезных   ископаемых,
указанные в статьях 262 и 268 настоящего Кодекса,  а также в подпункте
7 настоящего пункта,  за  исключением  косвенных  расходов,  прямо  не
относящихся  к  добытым  полезным  ископаемым,  включаются в расчетную
стоимость добытых полезных  ископаемых  за  соответствующий  налоговый
период   пропорционально  доле  прямых  расходов  на  добычу  полезных
ископаемых в общей сумме прямых расходов.  К таким расходам относятся,
в  частности,  расходы  на  управление  организацией,  суммы налогов и
сборов,  начисленные  в  установленном  законодательством   Российской
Федерации  о налогах и сборах порядке,  за исключением перечисленных в
статье 270 настоящего  Кодекса,  а  также  за  исключением  налогов  и
сборов,   прямо   относящихся   к   иным   объектам   производственной
деятельности организаций или иным  видам  продукции,  работ  и  услуг.
     Общая сумма    расходов,   произведенных   налогоплательщиком   в
налоговом периоде, распределяется между добытыми полезными ископаемыми
пропорционально  доле  каждого  добытого полезного ископаемого в общем
количестве добытых полезных ископаемых в  этом  налоговом  периоде.
     В расчетную   стоимость   добытого   полезного   ископаемого   не
включаются затраты:
     1) суммы  платежей  за  размещение  вскрышных  пород,  отнесенных
Федеральным  законом  от  24  июня  1998  года  N  89-ФЗ  "Об  отходах
производства  и  потребления" к отходам,  размещаемым в отвалах горных
пород;
     2) суммы   земельного  налога  за  площади,  занимаемые  отвалами
вскрышных пород,  а также спецотвалами  общераспространенных  полезных
ископаемых и некондиционных руд.".

     Статья 2

     Настоящий закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня
его официального  опубликования  и  не  ранее  1-го  числа  очередного
налогового периода по налогу на добычу полезных ископаемых.


     Президент
     Российской Федерации



                        Пояснительная записка
         к проекту федерального закона "О внесении изменений
   в главу 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"


     Практика применения  главы  26  части  второй  Налогового кодекса
Российской  Федерации,  устанавливающей  налог  на   добычу   полезных
ископаемых,  выявила  ряд  проблем,  связанных с исчислением и уплатой
данного  налога.  В  связи  с  чем  назрела  потребность  во  внесении
изменений  и  дополнений,  уточняющих  отдельные  положения  главы  26
Налогового  кодекса  Российской  Федерации,   на   что   и   направлен
представленный  законопроект.
     Так, изложение подпункта 1 пункта 1 статьи 336 Налогового кодекса
РФ  в  новой  редакции направлено на уточнение объекта налогообложения
как принадлежащего государству природного ресурса,  а не продуктов его
переработки.
     Определение понятия "полезное ископаемое",  содержащееся в статье
337   Налогового   кодекса   РФ   и   сформулированное  как  продукция
горнодобывающей  промышленности  и   разработки   карьеров,   изложено
некорректно,  так  как  полезное  ископаемое - это залегающее в недрах
природное  минеральное  образование,   а   не   продукция   какой-либо
промышленности.   Исходя   из  положений  указанной  статьи,  полезное
ископаемое не может быть признано таковым до  тех  пор,  пока  оно  не
извлечено  из  недр.
     Отсутствие в статье 337 Налогового кодекса РФ определения понятия
"добытое  полезное  ископаемое" приводит к тому,  что налоговые органы
пытаются внедрить в систему  налогообложения  свое  определение  этого
понятия.   Согласно   трактовке   налоговых  органов  -  это  продукт,
предусмотренный техническим  проектом  разработки  месторождения,  под
которым   они   понимают  продукцию  последнего  передела  предприятия
(концентрат,  доломит  обожженный  и  т.п.),  вследствие  чего   часто
создаются  конфликтные ситуации между недропользователями и налоговыми
органами.
     Исходя из  изложенного,  в пункте 1 статьи 337 Налогового кодекса
РФ предлагается по-новому дать определение  полезного  ископаемого,  а
также закрепляется определение понятий "добытое полезное ископаемое" и
"первичная обработка по важнейшим видам полезных ископаемых".
     Пункт 2  статьи  337 Налогового кодекса РФ к видам добытого сырья
относит,  в том числе, товарные руды. При этом понятие "товарные руды"
включает  в  себя как природно-богатые руды,  не требующие переработки
(обогащения и технологического передела),  так и концентраты. Вместе с
тем, концентраты не являются природным минеральным образованием земной
коры, они в недрах не залегают и на государственном балансе запасов не
состоят.   Отнесение   концентратов   к  добытым  полезным  ископаемым
противоречит основным положениям главы  26  Налогового  кодекса  РФ  и
приводит  к  постоянным  конфликтам  недропользователей  с  налоговыми
органами, учитывая, что концентраты занимают значительный удельный вес
в  общем  объеме товарных руд.  В связи с этим в предлагаемой редакции
подпункта 4 пункта 2 названной статьи наименование добытого  полезного
ископаемого    "товарные    руды"   заменяется   наименованием   "руды
металлические,  прошедшие  первичную  обработку  в  границах   горного
отвода".
     Пункт 3 статьи 339 Налогового кодекса РФ  предлагается  дополнить
понятиями "потери полезных ископаемых при добыче" и "погашенные запасы
полезных ископаемых  в  недрах",  а  также  дать  определение  понятия
"количество  добытых  полезных  ископаемых"  как разности погашенных в
недрах запасов и их фактических потерь, что позволит исключить попытки
налоговых  органов  относить к добытым полезным ископаемым продукты их
переработки,  так как в этом случае в потери нужно будет включить  все
отходы  (хвосты)  переработки,  что  не  соответствует понятию "потери
полезного ископаемого при  добыче".
     Внесение дополнения  в  пункт  7 статьи 339 Налогового кодекса РФ
связано с  тем,  что  налоговые  органы  некоторых  регионов  в  актах
проверок  правильности исчисления налога на добычу полезных ископаемых
дают расширительную трактовку понятия "технический  проект  разработки
месторождения",   включая   в  него  и  все  последующие  процессы  по
переработке  полезных  ископаемых.   В   результате   этого   объектом
налогообложения   объявляется   продукт   последнего  технологического
передела предприятия, что приводит к завышению налога в несколько раз.
Подобная    трактовка    понятия    "технический   проект   разработки
месторождения" не согласуется с другими статьями главы 26 части второй
Налогового   кодекса   Российской  Федерации  и  в  первую  очередь  с
положениями пункта  1  статьи  337  Налогового  кодекса  РФ,  так  как
продукты   переработки   в   недрах  не  залегают,  это  не  природное
образование,  они  в  минеральном  сырье,  извлеченном  из  недр,   не
содержатся.
     Внесение изменений   в   статью   340   обусловлено    следующими
обстоятельствами.
     Для предприятий,  осуществляющих добычу различных видов  полезных
ископаемых  и  их  дальнейшую  переработку,  одной из ключевых проблем
налогообложения  является  объем  косвенных  расходов,  включаемых   в
налоговую  базу  по  налогу  на добычу полезных ископаемых.  Налоговые
органы на местах,  стремясь к расширению налоговой базы,  апеллируя  к
главе  25,  зачастую  включают  в  налоговую  базу по налогу на добычу
полезных ископаемых все косвенные расходы предприятия, в том числе, не
связанные с добычей, что приводит к неоправданному завышению налоговой
базы и ущемлению интересов  налогоплательщика.
     Предлагаемая поправка  вносит  уточнение  в  положения статьи 340
Налогового кодекса  РФ,  относя  к  косвенным  расходам  включаемые  в
налогооблагаемую  базу  по  налогу на добычу полезных ископаемых кроме
прямо относящихся к добытым полезным  ископаемым  только  те  расходы,
которые  каким-либо  образом  связаны  с  добычей полезных ископаемых.
Данная поправка позволит налогоплательщику более полно  защищать  свои
интересы,  за  счет  исключения  из налоговой базы по налогу на добычу
полезных  ископаемых  расходов,  не  относящихся  к  добыче   полезных
ископаемых.
     В целях исключения возможности  завышения  налогооблагаемой  базы
при  исчислении  налога  на  добычу  полезных  ископаемых по основному
полезному ископаемому статью 340 Налогового  кодекса  РФ  предлагается
также  дополнить  перечнем  затрат,  которые не включаются в расчетную
стоимость   добытого   полезного   ископаемого.
     Принятие данного  Федерального  закона  не  потребует  затрат  из
федерального бюджета.



                                                            Приложение
                                                             к проекту
                                                   федерального закона
                         "О внесении изменений в главу 26 части второй
                                                    Налогового кодекса
                                                 Российской Федерации"


                               Перечень
      законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных
   конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных
  правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию
  утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи
   с принятием федерального закона "О внесении изменений в главу 26
        части второй Налогового кодекса Российской Федерации"


     В случае  принятия  Федерального  закона  "О внесении изменений в
главу 22 части второй  Налогового  кодекса  Российской  Федерации"  не
потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения или
принятия законов Российской Федерации  и  законов  РСФСР,  федеральных
конституционных   законов,  федеральных  законов  и  иных  нормативных
правовых актов РСФСР и Российской Федерации.


     Председатель областной Думы          А.Зеликов

Информация по документу
Читайте также