Расширенный поиск

Постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 16.06.2015 № 525-П

ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

16 июня 2015 г.                                                                        № 525-П

г. Салехард

 

 

Об учёте и контроле радиоактивных веществ и радиоактивных

отходов в Ямало-Ненецком автономном округе

 

 

В соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1995 года  № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии», Федеральным законом от 01 декабря 2007  года № 317-ФЗ «О государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 1997 года № 1298 «Об утверждении Правил организации системы государственного учёта и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов», Положением о государственном учёте и контроле радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в Российской Федерации, утверждённым Министром Российской Федерации по атомной энергии 11 октября 1999 года,  Правительство Ямало-Ненецкого  автономного  округа  

п о с т а н о в л я е т:

 

1. Утвердить прилагаемое Положение о региональном информационно-аналитическом центре сбора, обработки и передачи информации по государственному учёту и контролю радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в Ямало-Ненецком автономном округе.

2. Департаменту гражданской защиты и пожарной безопасности Ямало-Ненецкого автономного округа (Юдин С.В.):

2.1. вести учёт и контроль радиоактивных веществ и радиоактивных отходов (далее – РВ и РАО) в организациях, расположенных на территории Ямало-Ненецкого автономного округа и осуществляющих деятельность по производству, использованию, утилизации, транспортировке, хранению и захоронению РВ и РАО (кроме организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти и Российской академии наук, а также Национальному исследовательскому центру «Курчатовский институт»);

2.2. представлять в соответствии с Положением о государственном учёте и контроле радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в Российской Федерации, утверждённым Министром Российской Федерации по атомной энергии 11 октября 1999 года (далее – Положение о ГУК РВ и РАО), информацию об учёте и контроле РВ и РАО в организациях, расположенных на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (кроме организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти и Российской академии наук, а также Национальному исследовательскому центру «Курчатовский институт»), в информационно-аналитические организации и центры сбора, обработки и передачи информации, обеспечивающие функционирование системы учёта и контроля РВ и РАО на федеральном уровне;

2.3. принимать участие в согласовании решений о размещении и сооружении на территории Ямало-Ненецкого автономного округа пунктов хранения радиоактивных отходов в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 21 ноября 1995 года № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии».

3. Рекомендовать Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ямало-Ненецкому автономному округу (Нечепуренко Л.А.) оказывать содействие департаменту гражданской защиты и пожарной безопасности Ямало-Ненецкого автономного округа при ведении учёта и контроля РВ и РАО.

4. Организациям независимо от форм собственности и организационно-правовой формы (кроме организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти и Российской академии наук, а также Национальному  исследовательскому центру «Курчатовский институт»), осуществляющим деятельность по производству, использованию, утилизации, транспортировке, хранению и захоронению РВ и РАО на территории Ямало-Ненецкого автономного округа:

4.1. вести учёт и контроль РВ и РАО;

4.2. представлять в департамент гражданской защиты и пожарной безопасности Ямало-Ненецкого автономного округа следующие сведения:

об учёте и контроле РВ и РАО – в соответствии с формами и сроками представления отчётностей, установленных приказом Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» от 06 декабря 2013 года № 1/19-НПА «Об утверждении форм отчёта в области государственного учёта и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, порядка и сроков представления отчётов»;

обо всех случаях обнаружения потерь, а также найденных и (или) неучтённых РВ и РАО – немедленно в соответствии с Положением о ГУК РВ и РАО;

о должностных лицах, персонале и ответственных за ведение учёта и контроля РВ и РАО, прошедших обучение по учёту и контролю РВ и РАО, – в течение одного месяца с момента получения документа о прохождении обучения;

4.3. направлять на переподготовку или повышение квалификации должностных лиц, персонал и ответственных за ведение учёта и контроля РВ и РАО в сроки, установленные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 31 января 2012 года № 67 «Об утверждении федеральных норм и правил в области использования атомной энергии «Основные правила учёта и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации».

5. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 03 августа 2012 года № 633-П «Об учёте и контроле радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в Ямало-Ненецком автономном округе»;

постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 18 декабря 2012 года № 1039-П «О внесении изменений в постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 03 августа 2012 года № 633-П».

6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Дяченко Л.Г.

 

 

 

            Временно исполняющий

           обязанности Губернатора

Ямало-Ненецкого автономного округа                                           Д.Н. Кобылкин

 

 

 


УТВЕРЖДЕНО

постановлением Правительства

Ямало-Ненецкого автономного округа

от 16 июня 2015 года № 525-П

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ

о региональном информационно-аналитическом центре сбора,

 обработки и передачи информации по государственному учёту

 и контролю радиоактивных веществ и радиоактивных отходов

в Ямало-Ненецком автономном округе

 

 

I. Основные положения

 

1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1995 года № 170-ФЗ «Об использовании атомной энергии», Правилами организации системы государственного учёта и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 1997 года № 1298, приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 31 января 2012 года № 67 «Об утверждении федеральных норм и правил в области использований атомной энергии «Основные правила учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в организации (далее – приказ Ростехнадзора), приказом  Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» от 06 декабря 2013 года № 1/19-РПА «Об утверждении форм отчета в области государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, порядка и сроков представления отчетов» (далее – приказ Росатома).

1.2. Государственный учёт и контроль радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в Ямало-Ненецком автономном округе (далее – РВ и РАО, автономный округ)  является составной частью государственной системы по учёту и контролю РВ и РАО в Российской Федерации.

 

II. Термины и определения, принятые в настоящем Положении

 

2.1. В настоящем Положении используются следующие термины и определения:

государственный учёт и контроль РВ и РАО – совокупность организационно-правовых, технических и технологических мероприятий по определению наличного количества, учёту и контролю РВ и РАО на федеральном, региональном и ведомственном уровнях в целях предотвращения потерь, их несанкционированного использования и хищения, а также в целях предоставления в установленном порядке органам государственной власти, органам государственного управления использованием атомной энергии, органам государственного регулирования ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасности при использовании атомной энергии и другим заинтересованным федеральным органам исполнительной власти соответствующей информации о наличии и перемещении этих веществ и отходов, а также об их экспорте и импорте;

государственный учёт и контроль РВ и РАО на региональном уровне – государственный учёт и контроль РВ и РАО в организациях, находящихся на территории автономного округа, кроме организаций, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, Российской академии наук;

радиационная безопасность населения – состояние защищённости настоящего и будущего поколений людей от вредного для их здоровья воздействия ионизирующего излучения;

ионизирующее излучение – излучение, которое создаётся при радиоактивном распаде, ядерных превращениях, торможении заряженных частиц в веществе и образует при взаимодействии со средой ионы разных знаков;

источник ионизирующего излучения – радиоактивное вещество или устройство, испускающее или способное испускать ионизирующее излучение, на которое распространяется действие норм радиационной безопасности НРБ-99/2009 и основных санитарных правил обеспечения радиационной безопасности ОСПОРБ-99/2010;

радиоактивные вещества – не относящиеся к ядерным материалам вещества, испускающие ионизирующее излучение;

радиоактивные отходы – не подлежащие дальнейшему использованию материалы и вещества, а также оборудование, изделия (в том числе отработавшие источники ионизирующего излучения), содержание радионуклидов в которых превышает уровни, установленные в соответствии с критериями, установленными Правительством Российской Федерации;

ядерные материалы – материалы, содержащие или способные воспроизвести делящиеся (расщепляющиеся) ядерные вещества;

источник радионуклидный – источник ионизирующего излучения, содержащий радионуклид или смесь радионуклидов;

источник радионуклидный закрытый – источник излучения, устройство которого исключает поступление содержащихся в нём радионуклидов в окружающую среду в условиях применения и износа, на которые он рассчитан;

источник радионуклидный открытый – источник излучения, при использовании которого возможно поступление содержащихся в нем радионуклидов в окружающую среду;

неконтролируемый (бесхозяйный) источник ионизирующего излучения – источник ионизирующего излучения, неучтённый, подлежащий учёту в системе государственного учёта и контроля РВ и РАО в автономном округе, в том числе радиоактивно загрязнённый металлолом, бесхозяйные приборы и изделия, содержащие РВ;

загрязнённые радионуклидами территории – территории (земля и водоёмы в промышленных, санитарно-защитных зонах и зонах наблюдения) объектов использования атомной энергии, на которых присутствуют радиоактивные вещества в количестве, превышающем минимальные значения, установленные федеральными нормами и правилами, и способном привести к облучению;

инвентаризация РВ и РАО – процедура определения фактически наличного количества РВ и РАО в подконтрольной организации с последующей сверкой с данными учётных документов;

подконтрольные организации – организации, независимо от организационно-правовой формы осуществляющие деятельность на территории автономного округа по производству, использованию, утилизации, хранению, захоронению, транспортированию и перемещению через границу  автономного округа при ввозе и вывозе РВ и РАО, а также имеющими на своей территории РВ и РАО, кроме организаций, подведомственных федеральным исполнительным органам государственной власти и Российской Академии наук, а также Национальному исследовательскому центру «Курчатовский институт», ведущих ведомственный учёт и контроль РВ и РАО;

перемещение РВ и РАО – проведение таких мероприятий, как поступление РВ из организации России, поступление РВ по импорту, изготовление РВ в организации, передача РВ во временное использование организации, возврат РВ, переданного во временное использование организации, поставка (передача) РВ организации России, поставка РВ на экспорт, отправка РВ для использования на территории другой организации на срок более 5 суток, возврат РВ после использования на территории другой организации, отправка РВ на долговременное хранение и захоронение, комиссионное продление срока эксплуатации РВ сверх назначенного срока службы, переработка РВ (перезарядка, утилизация), перевод РВ в разряд РАО.

 

III. Цели государственного учёта и контроля

РВ и РАО в автономном округе

 

3.1. Определение наличного количества РВ и РАО в пунктах (местах) их нахождения, хранения и захоронения.

3.2. Предотвращение потерь, несанкционированного использования и хищения РВ и РАО.

3.3. Представление в установленном порядке исполнительным органам государственной власти автономного округа, органам государственного управления в сфере использования атомной энергии, органам государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии, охраны окружающей среды соответствующей информации о наличии и перемещении РВ и РАО, включая их экспорт и импорт.

3.4. Информационное обеспечение для принятия управленческих решений по обращению с РВ и РАО в интересах радиационной безопасности населения и территории автономного округа.

IV. Организационная структура государственного учёта

и контроля РВ и РАО в автономном округе

 

4.1. Органом управления государственного учёта и контроля РВ и РАО в автономном округе является департамент гражданской защиты и пожарной безопасности автономного округа (далее – департамент).

4.2. Юридический адрес департамента: 629003, Российская Федерация, Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Салехард, ул. Чапаева, 8.

4.3. Для функционирования государственного учёта и контроля РВ и РАО в автономном округе в департаменте создан региональный информационно-аналитический центр сбора, обработки и передачи информации по государственному учету и контролю радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в автономном округе (далее – РИАЦ).

4.4. Деятельность РИАЦ обеспечивает департамент.

4.5. Надзор за деятельностью РИАЦ осуществляет Уральское межрегиональное территориальное управление по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее – Уральское управление).

4.6. Деятельность РИАЦ по вопросам функционирования государственного учёта и контроля РВ и РАО на региональном уровне координирует Росатом.

 

V. РВ и РАО, подлежащие государственному учёту

и контролю в автономном округе

 

5.1. Государственному учёту и контролю подлежат:

- РВ (в том числе входящие в открытые и закрытые радионуклидные источники), количество и активность которых превышает минимальные значения, установленные федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии, и для работы с которыми требуется разрешение (лицензия) органов государственного регулирования ядерной и радиационной безопасности, за исключением РВ, охватываемых системой государственного учёта и контроля ядерных материалов. Вновь изготовленные РВ ставятся на учёт при поступлении на склад готовой продукции;

- все виды РАО.

5.2. Радионуклидные источники в датчиках пожарной сигнализации, эталонные источники к приборам радиационного контроля, радиофармацевтические препараты, наборы для иммунологического анализа, радиоизотопные генераторы медицинского назначения, соединения, меченные радионуклидами, а также радиоизотопные препараты и растворы на основе короткоживущих радионуклидов с периодом полураспада до 60 суток, включая йод-125, учитываются только в организациях, их использующих.

 

 

 

VI. Основные задачи РИАЦ

 

6.1. Выполнение и координация работ по созданию и функционированию государственного учёта и контролю РВ и РАО в автономном округе.

6.2. Программно-техническое и информационно-аналитическое обеспечение государственного учёта и контроля РВ и РАО на региональном уровне, в том числе в подконтрольных организациях, представляющих информацию в РИАЦ.

6.3. Взаимодействие по вопросам государственного учёта и контроля РВ и РАО на региональном уровне осуществляется с Центральным информационно-аналитическим центром государственной системы по учёту и контролю РВ и РАО «Росатом» (далее – ЦИАЦ), Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по автономному округу (далее – Роспотребнадзор), Уральским управлением, Зауральским отделом инспекций Уральского управления, главным управлением Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий Российской Федерации по автономному округу, подконтрольными организациями.

 

VII. Основные функции РИАЦ

 

7.1. Сбор, контроль и обработка информации о наличии, перемещении, переработке, утилизации, хранении, захоронении РВ и РАО.

7.2. Обеспечение полноты, достоверности и своевременного обновления баз данных, обобщение и анализ информации.

7.3. Ведение кадастров РАО, пунктов их хранения и захоронения,  загрязнённых радионуклидами территорий, находящихся в пределах зоны наблюдения подконтрольных организаций.

7.4. Ведение перечня подконтрольных организаций, содержащего основные сведения о ведомственной принадлежности и реквизитах организаций, типах и характеристиках имеющихся радионуклидных источников, категории и агрегатном состоянии РАО, зафиксированных авариях и происшествиях. Данные сведения носят конфиденциальный характер и не подлежат разглашению (распространению).

7.5. Подготовка в установленном порядке данных учёта и контроля РВ и РАО в виде баз данных, подготовленных с использованием специального программного обеспечения, разработанного специалистами ЦИАЦ, своевременное их обновление, передача их в ЦИАЦ по электронным каналам связи либо на бумажных носителях информации с соблюдением действующих правил по защите информации.

7.6. Подготовка информационных и аналитических материалов по учёту и контролю РВ и РАО на региональном уровне и передача её в РИАЦ субъектов Российской Федерации в соответствии с их запросами и с разрешения специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти по электронным каналам связи либо на машинных носителях информации с соблюдением действующих правил по защите информации.

7.7. Подготовка и представление исполнительным органам государственной власти автономного округа и правоохранительным органам, расположенным в автономном округе, в соответствии с их запросами  информации о наличии, перемещении и состоянии РВ и РАО в подконтрольных организациях, о перемещении РВ и РАО по территории автономного округа.

7.8. Осуществление информационной поддержки при принятии управленческих решений по обращению с РВ и РАО и принятие мер при нарушениях учёта и контроля РВ и РАО в автономном округе с соблюдением действующих правил по защите информации.

7.9. Формирование предложений по совершенствованию системы учёта и контроля РВ и РАО.

7.10. Участие в проведении научных, методических и технических разработок в области создания, функционирования и совершенствования системы учёта и контроля РВ и РАО.

7.11. Осуществление методического руководства и оказание консультационной помощи подконтрольным организациям.

7.12. На основании информации об образовательных программах на очередной год, поступившей с Росатома в РИАЦ, в течение 15 дней с момента её поступления направление в подконтрольные организации программы обучения по вопросам учёта и контроля РВ и РАО. Контроль обучения специалистов подконтрольных организаций.

7.13. Обучение, повышение квалификации специалистов РИАЦ по вопросам государственного учёта и контроля РВ и РАО в порядке и сроки,  определяемые приказом Ростехнадзора.

7.14. Направление ежегодного отчёта в Уральское управление о представлении подконтрольными организациями в РИАЦ отчётностей (годовых и оперативных) по вопросам государственного учёта и контроля РВ и РАО на региональном уровне до 15 февраля, следующего за отчётным годом.

 

VIII. Порядок ведения РИАЦ государственного учёта

и контроля РВ и РАО в автономном округе

 

8.1. Государственный учёт и контроль РВ и РАО на территории автономного округа основывается на данных первичного учёта (первичная инвентаризация) за производством, использованием, переработкой, утилизацией, хранением, захоронением и перемещением РВ и (или) РАО, проводимого в подконтрольных организациях, включая перемещение внутри автономного округа. Учёт РВ и РАО ведётся по количеству, объёму, активности, радионуклидному составу, пунктам (местам) их нахождения, хранения и захоронения. Порядок ведения первичного учёта определяется требованиями федеральных норм и правил учёта и контроля РВ и РАО.

8.2. Организации, имеющие лицензию Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, выданную на право эксплуатации изделий, содержащих РВ, и их хранение, а также санитарно-эпидемиологическое заключение на условие работы с источниками ионизирующего излучения, выданное органами Роспотребнадзора,  обязаны сообщить в РИАЦ о начале эксплуатации (хранения) РВ и (или) РАО на территории автономного округа. Информация представляется в течение 10 дней с момента получения соответствующей лицензии и (или) санитарно-эпидемиологического заключения.

8.3. Подконтрольные организации после завершения мероприятий, связанных с перемещением РВ и (или) РАО, представляют отчёты по формам оперативной отчётности в РИАЦ в сроки, установленные приказом Росатома.  

8.4. Подконтрольные организации ежегодно представляют в РИАЦ годовые отчётности по учёту и контролю РВ и РАО. Сроки представления устанавливаются приказом Росатома.

8.5. РИАЦ в течение 10 дней со дня поступления информации от подконтрольных организаций о перемещении РВ и РАО направляет обработанную информацию в ЦИАЦ.

8.6. Для определения физического наличия РВ и РАО подконтрольные организации проводят инвентаризацию:

8.6.1. РВ и мест их нахождения – ежегодно в соответствии с Положением о проведении инвентаризации радиоактивных веществ в организации, утверждённым приказом Ростехнадзора от 29 декабря 2011 года № 764;

8.6.2. РАО и пунктов их хранения и захоронения, установок переработки РАО, а также загрязнённых радионуклидами территорий, находящихся в пределах зоны наблюдения организаций, – один раз в пять лет в соответствии с Положением о проведении инвентаризации РАО в организации, утверждённым приказом Ростехнадзора от 29 декабря 2011 года № 763.

8.7. В случаях изменения организационно-правовой формы подконтрольной организации, ее ликвидации или реорганизации, полного прекращения работ с РВ или РАО, установления факта хищения, несанкционированного воздействия на пункты (места) нахождения или хранения РВ или РАО, после ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций целесообразно проводить внеочередную  инвентаризацию РВ и  РАО. Результаты проведенной инвентаризации необходимо направлять в РИАЦ. Порядок проведения инвентаризации определяется законодательством Российской Федерации.

8.8. При обнаружении неконтролируемых (бесхозяйных) источников ионизирующего излучения, а также при их утере либо хищении взаимодействие и обмен информацией осуществляется в соответствии с Положением о взаимодействии при обнаружении неконтролируемых источников ионизирующего излучения на территории автономного округа, утверждённым постановлением Правительства автономного округа от 25 июля 2011 года                               № 471-П.

8.9. Найденные и неучтённые РВ и (или) РАО ставятся на учёт в соответствии с Положением о ГУК РВ и РАО.

 

IX. Ответственность руководителей

подконтрольных организаций и РИАЦ

 

9.1. Руководители подконтрольных организаций и РИАЦ:

- несут ответственность за своевременность, достоверность и полноту представляемых данных об учёте и контроле РВ и РАО на региональном уровне в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- обеспечивают конфиденциальность информации с целью её защиты от несанкционированного доступа, несут ответственность за обеспечение режима конфиденциальности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- осуществляют сбор, анализ и обмен информацией, содержащей сведения, представляющие государственную тайну в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5485-1 «О государственной тайне» и другими действующими нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с указанным законом.

 

X. Средства для ведения государственного

учёта и контроля РВ и РАО в автономном округе

 

10.1. Для выполнения представленных в настоящем Положении функций и задач РИАЦ обеспечивается вычислительной техникой на базе современных компьютерных технологий и соответствующим программно-математическим обеспечением, средствами связи, включая телефон (отдельная линия) и доступ к сети Интернет.

 

 

 


Информация по документу
Читайте также