Расширенный поиск
Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 09.12.1996 № 46РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ З А К О Н Утратил силу - Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 07.04.2003 г. N 10-ЗАО О местном референдуме в Ямало-Ненецком автономном огруге Принят Государственной Думой Ямало-Ненецкого автономного округа 27 ноября 1996 года ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Понятие местного референдума в Ямало-Ненецком автономном округе Местный референдум в Ямало-Ненецком автономном округе (далее - местный референдум) - способ добровольного и непосредственного принятия решения населением муниципального образования на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - муниципальное образование) путем голосования по наиболее важным вопросам местного значения. Местный референдум проводится на всей территории муниципального образования. Если муниципальным образованием является район, местный референдум может проводиться на части его территории (село, поселок, сельсовет). Местный референдум проводится на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании. Каждый участник местного референдума обладает одним голосом. Житель муниципального образования голосует на местном референдуме лично. Участие в местном референдуме является свободным, контроль за волеизъявлением жителя не допускается. В ходе местного референдума никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. Вопросы, связанные с подготовкой и проведением местного референдума, рассматриваются, комиссиями по проведению местного референдума и органами местного самоуправления. Статья 2. Право жителей муниципального образования на участие в местом референдуме. Население муниципального образования составляют физические лица, проживающие постоянно или временно пребывающие на территории муниципального образования. Граждане Российской Федерации постоянно проживающие на территории муниципального образования, являются его жителями. Жителями муниципального образования, в соответствии с Уставами муниципальных образований или нормативными правовыми актами органов местного самоуправления могут являться также граждане, временно проживающие на территории муниципального образования: лица, признанные в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами и постоянно проживающие на территории муниципального образования; студенты, обучающиеся в учебных заведениях; военнослужащие срочной службы и члены их семей, если их воинские части расположены на территории муниципального образования. Не в праве принимать участие в местном референдуме лица: лица без гражданства, постоянно проживающие на территории муниципального образования; иностранцы, проживающие на территории муниципального образования; признанные судом недееспособными; содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Статья 3. Вопросы местного референдума 1. На местный референдум могут выноситься вопросы: а) изменения границ территории муниципального образования; б) образования, объединения, преобразования, упразднения муниципальных образований в пределах границ автономного округа; в) выход части территории муниципального образования из ее состава и вхождение в другую территорию муниципального образования пределах границ автономного округа; г) изменение формы управления территорией (с самоуправления на государственное или на оборот); д) выход части территории муниципального образования из ее состава и создание самостоятельного муниципального образования; е) роспуск представительного органа местного самоуправления либо продление срока его полномочий по инициативе населения территории муниципального образования; ж) отрешения от должности главы муниципального образования либо продление срока его полномочий по инициативе населения; з) принятия и изменения Устава местного самоуправления; и) принятие и изменение основополагающих нормативных правовых актов местного самоуправления; к) другие вопросы местного значения. 2. На местный референдум не могут быть вынесены вопросы, отнесенные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами автономного округа к компетенции федеральных органов государственной власти и органов государственной власти автономного округа, а также вопросы: а) принятия и изменения местного бюджета; б) введения, изменения или отмены местных налогов и сборов; в) принятия чрезвычайных мер по наведению порядка, обеспечению безопасности и здоровья населения, ликвидации последствий стихийных бедствий, эпидемий, эпизоотий, крупных аварий. 3. Вопросы, выносимые на местный референдум утверждаются представительным органом местного самоуправления. Статья 4. Консультативный референдум и опрос общественного мнения По решению представительного органа местного самоуправления либо главы муниципального образования, где представительные органы не образованы, может проводиться по вопросам местного значения консультативный референдум. Результаты голосования в этом случае носят рекомендательный характер и реализуются в нормативных правовых актах органов местного самоуправления. Порядок учета волеизъявления населения, высказанного в ходе консультативного референдума, и его проведение устанавливается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Для выяснения мнения населения по вопросам местного значения органы местного самоуправления могут проводиться опросы общественного мнения. Формы и порядок проведения опросов общественного мнения по наиболее важным вопросам местного значения, их правовые последствия устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Статья 5. Особенности участия в местном референдуме коренных малочисленных народов Севера, этнических общностей В случае, если среди жителей муниципального образования представители коренных малочисленных народов Севера, этнических общностей, составляют не менее 20 процентов, то может проводиться раздельное голосование коренных малочисленных народов Севера, этнических общностей по их желанию и остальной части жителей муниципального образования. Статья 6. Язык местного референдума 1. Все документы, касающиеся местного референдума - вопросы, выносимые на местный референдум, бюллетени для голосования, протоколы и данные об итогах местного референдума оформляются и публикуются в местных средствах массовой информации на русском языке. 2. При раздельном голосовании по вопросам местного референдума среди коренных малочисленных народов Севера, этнических общностей и остальной части жителей муниципального образования все документы местного референдума, по предложению полномочных представителей коренных малочисленных народов Севера и при наличии материально-финансовых возможностей должны оформляться и публиковаться кроме русского языка на языке большинства населения коренных малочисленных народов Севера муниципального образования. Статья 7. Финансирование местного референдума. 1. Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением местного референдума, осуществляется за счет средств местного бюджета. 2. В случае отсутствия средств в местном бюджете на проведение местного референдума глава муниципального образования вправе обратиться к Губернатору округа за выделением средств на проведение местного референдума из окружного бюджета. 3. Органы государственной власти автономного округа, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные предприятия, учреждения и организации. предоставляют в распоряжение комиссий местного референдума помещение и оборудование, необходимое для подготовки и проведения местного референдума. Аренда помещения и оборудования у частных лиц и негосударственных организаций оплачивается комиссиями местного референдума. Статья 8. Порядок учета денежных средств и финансовая отчетность 1. Порядок учета поступления и расходования денежных средств, выделенных на подготовку и проведение местного референдума, определяется территориальной комиссией местного референдума с учетом рекомендаций избирательной комиссии автономного округа. 2. Формы финансового отчета территориальных комиссий местного референдума о поступлении и расходовании средств, выделенных на организацию подготовки и проведения местного референдума, устанавливаются представительными органами местного самоуправления или главой муниципального образования в соответствии с их компетенцией. 4. Участковые комиссии местного референдума представляют финансовые отчеты в территориальную комиссию местного референдума не позднее 15 дней со дня опубликования результатов местного референдума. 5. Территориальные комиссии местного референдума представляют отчеты в представительный орган местного самоуправления или главе муниципального образования не позднее 30 дней со дня опубликования результатов местного референдума. Статья 9. Законодательство о местном референдуме Законодательство о местном референдуме составляют Конституция Российской Федерации, Устав (Основной Закон) Ямало-Ненецкого автономного округа, законы Российской Федерации и Ямало-Ненецкого автономного округа, настоящий Закон. Статья 10. Гласность при подготовке и проведении местного референдума и контроль за ее соблюдением 1. В осуществлении контроля за подготовкой и проведением местного референдума имеют право участвовать представители средств массовой информации, местных отделений политических партий, профсоюзов и массовых движений, общественных объединений, зарегистрированных на территории автономного округа в установленном законом порядке, жители муниципального образования. 2. Деятельность органов государственной власти автономного округа, органов местного самоуправления и созданных комиссий для организации и проведения местного референдума осуществляется открыто и гласно. 3. Все решения, касающиеся местного референдума, а также вопросы, выносимые на местный референдум, подлежат опубликованию в местных средствах массовой информации в течении семи дней со дня их принятия соответствующими органами. 4. Местные средства массовой информации вправе освещать ход подготовки и проведения местного референдума, их представителям гарантируется беспрепятственный доступ на все собрания и заседания, связанные с местным референдумом, и получение соответствующей информации. 5. Комиссии по проведению местного референдума своевременно информируют население о своем составе, месте нахождения и времени работы, об образовании участков для голосования и списках граждан, имеющих право участвовать в местном референдуме. 6. На заседаниях комиссий местного референдума, а также во время голосования и подсчете голосов, на участках для голосования, при определении результатов местного референдума, вправе присутствовать представители общественных объединений, местных отделений политических партий, профсоюзов и массовых движений, собраний граждан, средств массовой информации в качестве наблюдателей. Наблюдатели, присутствующие на заседаниях комиссий или на участках для голосования, должны иметь заверенную выписку из протокола собрания, направивших их организаций, или иной официальный документ, удостоверяющий их полномочия. Предварительного уведомления комиссий местного референдума о предполагаемом присутствии указанных представителей не требуется. Статья 11. Агитация по поводу местного референдума 1. Жителям муниципальных образований, имеющим право участия в местном референдуме, общественным объединениям, местным отделениям политических партий, профсоюзам, и массовым движениям, зарегистрированным в установленном порядке, гарантируется право беспрепятственной агитации "за" или "против" предложения об объявлении местного референдума, "за" или "против" вопросов, выносимых на местный референдум. 2. Для ведения агитации граждане и организации могут использовать наряду с предусмотренным законом также и собственные средства. 3. Не допускается участие в агитационной компании лиц, представителей политических партий и общественных объединений постоянно проживающих за пределами территории муниципального образования. 4. В день голосования агитация запрещается. ГЛАВА 2 НАЗНАЧЕНИЕ МЕСТНОГО РЕФЕРЕНДУМА Статья 12. Инициатива проведения местного референдума Инициатива проведения местного референдума принадлежит: а) любому жителю муниципального образования, которому настоящим Законом предоставлено право участвовать в местном референдуме; б) группе жителей муниципального образования; в) представительному органу местного самоуправления, если за его проведение проголосовало не менее 2/3 от установленного числа депутатов; г) главе муниципального образования, если представительный орган местного самоуправления не образован; д) местным филиалам общероссийских политических партий, движений и общественных объединений; е) местным общественным объединениям, уставы которых зарегистрированы в установленном порядке. Статья 13. Реализация права внесения предложений о проведении местного референдума 1. Предложение о проведении местного референдума, исходящее со стороны жителей муниципального образования, имеющих право на участие в местном референдуме, а равно местных филиалов общероссийских политических партий, движений и общественных объединений, местных общественных объединений, уставы которых предусматривают участие в выборах органов местного самоуправления, и зарегистрированных в установленном порядке не позднее чем за шесть месяцев до обращения с инициативой о проведении местного референдума, могут образовать инициативную группу в количестве не менее 10 человек для сбора подписей в поддержку инициативы о проведении местного референдума. Инициативные группы, должны состоять из жителей муниципального образования. Регистрация инициативной группы осуществляется в соответствии со статьей 15 настоящего Закона. 2. При инициировании местного референдума инициативной группой, в муниципальном образовании жители которого из числа коренных малочисленных народов Севера, этнических общностей составляют более 20 процентов, в общем числе жителей, предлагающих проведение местного референдума, должно содержаться не менее 20 процентов подписей представителей коренных малочисленных народов Севера, этнических общностей, имеющих избирательное право. 3. Если коренные малочисленные народы Севера, этнические общности указанные в пункте 2 настоящей статьи выразят желание проводить раздельно местный референдум, то это желание в обязательном порядке учитывается органом, принимающим решение о назначении местного референдума. 4. Решение о проведении местного референдума по предложению, внесенному не менее двумя третями депутатов представительного органа местного самоуправления от установленного их числа, принимается путем поименного голосования депутатов на заседании этого представительного органа. 5. Если местный референдум инициирует глава муниципального образования, он издает постановление о проведении местного референдума. Статья 14. Собрание жителей муниципального образования и образование инициативной группы местного референдума 1. В целях выдвижения предложения о необходимости проведения местного референдума по инициативе жителей муниципального образовании, имеющих право на участие в местном референдуме, проводятся собрания. жителей муниципальных образований. 2. Инициаторы проведения собрания граждан обязаны не позднее чем за 5 дней уведомить соответствующий представительный орган местного самоуправления или при его отсутствии - главу муниципального образования о месте и времени проведения собрания. Собрание правомочно, если на нем присутствует не менее 30 жителей муниципального образования, имеющих право участвовать в местном референдуме. 3. Перед началом собрания проводится регистрация его участников. В списке регистрации указываются фамилия, имя, отчество и место жительства участника собрания. Собрание избирает председателя и секретаря, обсуждает порядок проведения собрания, необходимость проведения местного референдума, а также вопросы, которые следует на него вынести. 4. В случае принятия решения на собрании о необходимости проведения местного референдума и утверждения вопросов, которые следует на него вынести, собрание открытым или тайным голосованием избирает инициативную группу местного референдума в составе не менее 10 человек, утверждает ее руководителя и поручает ей организацию сбора подписей граждан, имеющих право участвовать в местном референдуме. Ход собрания фиксируется в протоколе, который подписывает председатель и секретарь. Статья 15. Официальная регистрация инициативной группы местного референдума 1. Протокол собрания, список регистрации его участников и список инициативной группы местного референдума представляется для ее регистрации в представительный орган местного самоуправления или главе муниципального образования. 2. Представительный орган местного самоуправления или глава муниципального образования в течение пяти дней после получения документов, указанных в пункте 1 настоящей статьи проверяет их, и принимают соответствующие решение об официальной регистрации инициативной группы референдума. В случае обнаружения нарушений в представленных инициативной группой местного референдума документах орган, осуществляющий официальную регистрацию вправе отказать в регистрации группы. Отказ в регистрации инициативной группы вне зависимости от его мотивов, может быть обжалован ее членами в соответствующем суде. Решение суда принимается в течении десяти дней со дня подачи заявления от инициативной группы и является окончательным. 3. Отказ в официальной регистрации инициативной группы местного референдума не допускается, если собрание граждан и представленные ими документы были проведены и оформлены в соответствии с требованиями настоящего Закона. 4. При наличии материально-технических возможностей органов местного самоуправления, ими в течение пяти дней после принятия решения об официальной регистрации инициативной группы местного референдума, ее полномочному представителю выдается регистрационное свидетельство, а членам инициативной группы - соответствующие удостоверения. Руководителю инициативной группы выдаются также подписные листы установленного образца. В случае отсутствия материально-технических возможностей в выдаче регистрационного свидетельства и удостоверений членам инициативной группы, документом, удостоверяющим ее официальную регистрацию является соответствующее решение органа, осуществляющего регистрацию. В постановлении указывается дата регистрации инициативной группы, ее руководитель и члены. 5. Если местный референдум проводится в виде раздельного голосования, то наряду с документами, указанными в пункте 4 настоящей статьи, руководителю инициативной группы выдаются листы о выражении желания коренных малочисленных народов Севера, этнических общностей проводить референдум раздельно (листы раздельного голосования). 6. Решение об официальной регистрации инициативной группы и предлагаемых для вынесения на местный референдум вопросов не позднее пяти дней публикуется в местных средствах массовой информации. 7. Общее количество создаваемых инициативных групп местного референдума не ограничивается. При официальной регистрации инициативных групп, осуществляющий ее орган должен присвоить порядковый номер каждой из них в порядке поступления документов и регистрации и, если возможно, наименование, соответствующее месту образования группы. Эти данные должны указываться на каждом подписном листе, а также на других документах, исходящих от инициативных групп. Статья 16. Порядок и сроки сбора подписей инициативными группами местного референдума 1. Со дня получения свидетельства (постановления) об официальной регистрации, инициативная группа местного референдума вправе организовывать и осуществлять беспрепятственный сбор подписей на подписных листах установленного образца жителей муниципального образования с предложением о проведении местного референдума и на листах раздельного голосования для коренных малочисленных народов Севера, этнических общностей. 2. Общий период сбора подписей в поддержку проведения местного референдума не должен превышать одного месяца со дня выдачи свидетельства (постановления) о регистрации первой из созданных по данному местному референдуму инициативных групп. Для проведения местного референдума инициативная группа должна собрать15 процентов подписей жителей муниципального образования. В случае, если в течение этого срока не было собрано необходимого количества подписей жителей муниципального образования, имеющих право участвовать в местном референдуме, в подписных листах, а также, если не удалось собрать установленного количества подписей коренных малочисленных народов Севера, этнических общностей в листах о раздельном голосовании дальнейший сбор подписей прекращается. С предложением о проведении местного референдума по тем же вопросам разрешается выходить не ранее, чем через один год. Статья 17. Подписной лист местного референдума и лист о раздельном голосовании 1. Листы для сбора подписей жителей муниципального образования с предложением о проведении местного референдума (подписные листы) должны содержать формулировку вопросов, выносимых на местный референдум, а также полное наименование соответствующей инициативной группы местного референдума. 2. Листы о раздельном голосовании для сбора подписей жителей муниципального образования из числа коренных малочисленных народов Севера, этнических общностей содержит вопрос о согласии проводить местный референдум раздельно и ответы "да", "нет". 3. Житель муниципального образования, поддерживающий предложение о проведении местного референдума, подписывает подписной лист, указывая свою фамилию, имя, отчество, дату рождения, место жительства, серию и номер паспорта или заменяющего его удостоверения личности, дату подписания. Одновременно с подписью в подписных листах представители коренных малочисленных народов Севера, этнических общностей выражают свое отношение к предложению о раздельном проведении голосования. В листах о раздельном голосовании эти лица указывают свою фамилию, имя, отчество, дату рождения, место жительства, серию и номер паспорта или заменяющего его удостоверения личности, дату подписания. 4. Подписные листы и листы о раздельном голосовании должны быть заверены руководителем и одним из членов инициативной группы местного референдума, собиравшим подписи с указанием их фамилий, имени, отчества, адреса, серии и номера паспорта или заменяющего его удостоверения личности. На каждом подписном листе и листе о раздельном голосовании наряду с заверяющими подписями руководителя и одного из членов инициативной группы местного референдума производится запись об общем числе заверенных подписей. Статья 18. Порядок оформления предложения о проведении местного референдума 1. По окончании сбора подписей инициативная группа местного референдума составляет два итоговых протокола на основе подписных листов и листов о раздельном проведении голосовании, в которых указывается дата регистрации инициативной группы, дата окончания сбора подписей жителей муниципального образования, количество собранных подписей и наименование представительного органа местного самоуправления или исполнительного орган местного самоуправления, в который переданы на хранение подписные листы и листы о раздельном голосовании. 2. Все материалы - подписные листы, листы о раздельном голосовании и итоговые протоколы, сдаются по акту в представительный орган местного самоуправления или главе муниципального образования и хранятся в течение двух месяцев после опубликования итогов местного референдума. 3. При необходимости представительный орган местного самоуправления или глава муниципального образования могут провести выборочную или полную проверку достоверности представленных материалов в порядке, установленном настоящим Законом. Проверка должна быть проведена в течение десяти дней со дня представления материалов. При этом вызов лиц, подписавших предложение о необходимости проведения местного референдума и листы о раздельном голосовании, не допускается. 4. Если в подписных листах и листах о раздельном голосовании обнаружится более трех процентов фальсифицированных подписей жителей муниципального образования, орган, проводящий проверку, отказывает соответствующей инициативной группе в регистрации всех собранных ею подписей. 5. Если местный референдум проходит в виде раздельного голосования, то не менее двадцати процентов общего числа собранных подписей представителей должно приходиться на представителей коренных малочисленных народов Севера, этнических общностей. Такое же количество подписей представителей коренных малочисленных народов Севера, этнических общностей должно содержаться и в листах о раздельном голосовании. Решение органа, осуществившего проверку материалов, об отказе и результаты проверки могут быть обжалованы заинтересованными лицами в соответствующем суде в течение десяти дней со дня принятия соответствующего решения. Статья 19. Принятие решений муниципального образования о проведении местного референдума и о раздельном голосовании на нем 1. Представительный орган местного самоуправления или глава муниципального образования по результатам проверки подписных листов вправе принять одно из следующих решений: а) назначить местный референдум; б) отклонить предложение о назначении местного референдума в случае нарушения настоящего Закона. 2. На основании листов о раздельном голосовании представительный орган местного самоуправления или глава муниципального образования принимает одно из следующих решений: а) провести голосование раздельно среди представителей коренных малочисленных народов Севера, этнических общностей и остальных жителей муниципального образования; б) провести голосование совместно всеми жителями муниципального образования; в) провести дополнительное выяснение отношения к раздельному голосованию среди представителей коренных малочисленных народов Севера, этнических общностей. 3. Представительный орган местного самоуправления или глава муниципального образования рассматривает представленные материалы в течение пяти дней со дня их поступления принимает по ним одно из решений предусмотренных пунктами 1 и 2 настоящей статьи. 4. Если в листах о раздельном голосовании содержится не менее 20 процентов подписей в поддержку проведения раздельного голосования представителей коренных малочисленных народов Севера, этнических общностей от общего числа поддержавших предложение о проведении местного референдума, то представительный орган местного самоуправления или глава местного самоуправления принимает решение о проведении раздельного голосования. 5. Если число подписей в поддержку проведения раздельного голосования представителей коренных малочисленных народов Севера, этнических общностей составляет менее 20 процентов от общего числа поддержавших предложение о проведении местного референдума, то представительный орган местного самоуправления или глава муниципального образования принимает решение о проведении совместного голосования. 6. В случае, если число подписей на листах о раздельном голосовании жителей муниципального образования, где коренные малочисленные народы Севера, этнические общности составляют, не менее 20 процентов жителей муниципального образования не соответствует условиям пунктов 4 и 5 настоящей статьи, представительный орган местного самоуправления или глава муниципального образования объявляет о проведении дополнительных сроков по выявлению отношения жителей муниципального образования из числа коренных малочисленных народов Севера, этнических общностей к вопросу о раздельном голосовании. 7. Принятое соответствующее решение в течение трех дней публикуется в местных средствах массовой информации. В случае принятия постановления о назначении местного референдума не позднее пяти дней после его опубликования публикуются вопросы, выносимые на местный референдум. 8. Соответствующее решение представительного органа местного самоуправления или главы местного самоуправления может быть обжаловано заинтересованными лицами в соответствующем суде в течение десяти дней со дня опубликования постановления. Статья 20. Дополнительное выявление отношения представителей коренных народов Севера, этнических общностей к раздельному голосованию 1. Представительный орган местного самоуправления или глава муниципального образования может провести дополнительное выявление отношения (мнения) представителей коренных малочисленных народов Севера, этнических общностей по вопросу о раздельном голосовании, одним из следующих способов: а) опросить повторно поддержавших проведение местного референдума жителей муниципального образования из числа представителей коренных малочисленных народов Севера, этнических общностей, но не согласившихся на раздельное голосование; б) опросить представителей коренных малочисленных народов Севера, этнических общностей, не принявших участие в выдвижении предложения о проведении местного референдума. 2. Выявление мнения по условиям пункта "а" части 1 настоящей статьи осуществляет инициативные группы местного референдума на основе новых листов о раздельном голосовании. 3. Выявление мнения по условиям пункта "б" части 1 настоящей статьи осуществляется по поручению представительного органа местного самоуправления или главы муниципального образования специально образованной группой с участием не менее 20 процентов новых представителей коренных малочисленных народов Севера, этнических общностей от их числа, охваченных инициативными группами. 4. Мнения представителей коренных малочисленных народов Севера, этнических общностей о раздельном голосовании выявляются в течение 15 дней со дня опубликования соответствующего постановления представительного органа местного самоуправления или главы муниципального образования. 5. Если в результате выявления мнения по методу, указанному в части 3 настоящей статьи, увеличилось не менее чем на 5 процентов число поддерживающих предложение о раздельном голосовании, то представительный орган местного самоуправления или глава муниципального образования принимает соответствующее решение о проведении голосования раздельно среди представителей коренных малочисленных народов Севера, этнических общностей и остальных жителей муниципального образования. В случае, если увеличение составило менее 5 процентов, представительный орган местного самоуправления или глава муниципального образования принимает соответствующее решение о проведении совместного голосования всех жителей муниципального образования. Статья 21. Принятие решений о назначении местного референдума по инициативе представительного органа местного самоуправления или главы муниципального образования 1. Местный референдум назначается не позднее, чем за 35 дней до его проведения. 2. Если предложение о проведении местного референдума исходило от представительного органа местного самоуправления, то большинством депутатов от установленного их числа принимается решение о назначении местного референдума и вопросы, выносимые на него. Решение и выносимые на местный референдум вопросы публикуются в местных средствах массовой информации не позднее 5 дней со дня принятия соответствующего решения. 3. Если предложение о проведении местного референдума исходило от главы муниципального образования, то он принимает постановление о назначении местного референдума и вопросы, выносимые на него. Постановление и выносимые на местный референдум вопросы публикуются в местных средствах массовой информации не позднее 5 дней со дня принятия постановления. 4. В решении о проведении местного референдума указывается форма проведения голосования (раздельная или совместное голосование). ГЛАВА 3 ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ И ПРОВЕДЕНИЯ МЕСТНОГО РЕФЕРЕНДУМА Статья 22. Комиссии по подготовке и проведению местного референдума 1. Для подготовки и проведения местного референдума образуются городские, районные, поселковые, сельские (далее территориальные комиссии местного референдума) и участковые комиссии местного референдума. 2. Полномочия комиссий местного референдума осуществляются со дня их образования и прекращаются по истечении одного месяца со дня опубликования итогов местного референдума. 3. В случае совмещения по срокам проведения местного референдума с выборами в органы государственной власти автономного округа и в органы местного самоуправления проведение референдума может быть возложено на соответствующие избирательные комиссии . Статья 23. Образование комиссий местного референдума 1. Территориальные комиссии местного референдума образуются органом местного самоуправления по представлению общественных объединений, собраний жителей муниципального образования по месту работы, службы, учебы, жительства не позднее чем за 25 дней до дня референдума в количестве 7-13 членов комиссии с правом решающего голоса. На своем первом заседании территориальная комиссия избирает председателя, заместителя председателя, секретаря тайным голосованием. В состав территориальной комиссии, образованной в местах компактного проживания коренных малочисленных народов Севера, этнических общностей, включаются представители этих народов с правом решающего голоса . В работе комиссии по проведению местного референдума в праве принимать участие представители инициаторов его проведения с правом совещательного голоса. 2. Участковые комиссии местного референдума образуются органом местного самоуправления по представлению общественных объединений, собраний групп жителей муниципального образования по месту работы, службы, учебы, жительства не позднее чем за 20 дней до дня проведения местного референдума в количестве 5-9 членов комиссии с правом решающего голоса. На своем первом заседании участковая избирательная комиссия избирает председателя, заместителя председателя, секретаря тайным голосованием. В состав участковой избирательной комиссии, образованной в местах компактного проживания коренных малочисленных народов Севера, этнических общностей, включаются представители этих народов с правом решающего голоса. Статья 24. Полномочия территориальной комиссии местного референдума Территориальная комиссия местного референдума: - координирует деятельность участковых комиссий местного референдума; - контролирует обеспечение участковых комиссий местного референдума помещениями, транспортом, связью, рассматривает другие вопросы организационного и материально-технического обеспечения местного референдума; - устанавливает формы бюллетеней местного референдума, списков участников местного референдума при раздельном и совместном голосовании, протоколов заседаний комиссий местного референдума, других документов референдума, образцы ящиков для голосования и печатей комиссий референдумов, порядок хранения документации референдума; - контролирует своевременность и правильность составления списков участников местного референдума и предоставление их для всеобщего ознакомления; - распоряжается денежными и материальными средствами, выделенными на проведение местного референдума; - принимает протоколы участковых комиссий местного референдума о результатах голосования граждан готовит сводные данные об итогах проведения местного референдума; - рассматривает заявления и жалобы на решения и действия участковых комиссий местного референдума и принимает по ним соответствующие решения; - поручает публикацию в местных средствах массовой информации сообщения о своей работе и о результатах местного референдума; - осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом. Статья 25. Полномочия участковой комиссии местного референдума Участковая комиссия местного референдума: - составляет списки участников местного референдума; проводит ознакомление наблюдателей и граждан со списками участников местного референдума, принимает и рассматривает заявления об ошибках и неточностях в списках участников и решает вопросы о внесении в них соответствующих изменений; - оповещает население о дне и месте проведения местного референдума; - обеспечивает подготовку помещения для голосования, ящиков для голосования и другого оборудования для проведения местного референдума; - организует на своем избирательном участке голосование в день проведения местного референдума; - производит подсчет голосов, определяет результаты голосования на участке и обеспечивает передачу документации, связанной с проведением и организацией местного референдума в архивы; - рассматривает заявления граждан, по вопросам подготовки и проведения голосования и принимает по ним решения; - осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом. Статья 26. Организация работы территориальной, окружной, участковой избирательной комиссии 1. Сведения о составе комиссий референдума публикуются в местных средствах массовой информации не позднее чем на пятый день с момента образования соответствующей комиссии. 2. Организация деятельности комиссии референдума осуществляется на основе коллегиальности. Заседание комиссии референдума является правомочным, если на нем присутствует председатель комиссии либо его заместитель, а также большинство членов комиссии с правом решающего голоса. 3. Заседания комиссии референдума созываются и проводятся председателем или по его поручению заместителем председателя комиссии референдума. Заседания проводятся также по требованию не менее одной трети членов комиссии референдума с правом решающего голоса. 4. Решение комиссии референдума принимается большинством голосов от присутствующих на заседании членов комиссии референдума с правом решающего голоса. Решение комиссии референдума, имеющее нормативный характер, принимается большинством голосов от общего числа членов комиссии референдума с правом решающего голоса. Решение комиссии референдума подписывается председательствующим на соответствующем заседании и секретарем комиссии референдума. 5. Члены комиссии референдума, не согласные с ее решением, вправе в письменной форме высказать особое мнение, которое должно быть доведено председателем комиссии референдума не позднее чем в трехдневный срок до сведения вышестоящей комиссии референдума. 6. Решения комиссии референдума, принятые в пределах ее полномочий, обязательны для выполнения всеми государственными органами и органами местного самоуправления, нижестоящими комиссиями референдума, общественными объединениями, предприятиями, учреждениями, должностными лицами и гражданами. 7. Решение комиссии референдума, противоречащие Конституции Российской Федерации, федеральным законам, Уставу (Основному закону) автономного округа, настоящему Закону, законам автономного округа либо принятое комиссией референдума с превышением ее полномочий, подлежит отмене вышестоящей комиссией референдума или судом. 8. Полномочия комиссии референдума прекращаются досрочно в случае неоднократного нарушения ею Конституции Российской Федерации, федеральных законов, Устава (Основного закона) автономного округа, настоящего Закона, законов автономного округа, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Решение о досрочном прекращении полномочий комиссии референдума принимает орган, образовавший комиссию. 9. Председатель и отдельные члены комиссии (но не более двух человек) по ее решению могут работать в комиссии временно с отрывом от основной работы. Оплата работы освобожденных членов комиссии референдума производится в пределах средств, выделенных комиссии на проведение референдума. 10. На заседаниях комиссии референдума могут присутствовать представители органов государственной власти автономного округа, соответствующих органов местного самоуправления, общественных объединений, местных отделений политических партий, общественных движений, а также аккредитованные при них представители средств массовой информации. 11. При рассмотрении жалоб и заявлений граждан, организаций на заседаниях комиссии референдума вправе присутствовать представители заинтересованных сторон. Решения комиссий референдума доводятся до сведения жителей муниципального образования и в срок не позднее десяти дней публикуются в соответствующих средствах массовой информации. 12. При голосовании жителей и определении результатов голосования участковыми комиссиями референдума до подписания протокола их членами о результатах голосования на избирательных участках вправе присутствовать наблюдатели, но не более одного от каждого общественного объединения, групп жителей. 13. При подготовке и проведении референдума комиссии референдума в пределах своей компетенции независимы от органов государственной власти автономного округа и органов местного самоуправления муниципального образования. 14. Органы государственной власти автономного округа, органы местного самоуправления муниципального образования, общественные объединения, предприятия, учреждения, организации, а также их должностные лица обязаны оказывать комиссиям референдума содействие в реализации их полномочий, предоставлять необходимые для работы сведения и материалы, давать ответы на обращения комиссий референдума в трехдневный срок, во взаимодействии с комиссиями референдума организовывать и проводить просветительскую и разъяснительную работу среди населения автономного округа по существу вопросов местного референдума. Статья 27. Обжалование решений и действий комиссии местного референдума 1. Решения и действия (бездействия) комиссий референдума могут быть обжалованы в вышестоящую комиссию или в суд. 2. Предварительное обращение в вышестоящую комиссию референдума не является обязательным условием для обращения в суд. 3. Решение по жалобам, поступившим в ходе подготовки к референдуму принимаются в трехдневный срок, а в день референдума - немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в жалобах, требуют длительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. Решение суда по существу жалобы, заявления является окончательным. Вышестоящая комиссия референдума вправе принять самостоятельное решение по существу жалобы, заявления, отменив при этом решение нижестоящей комиссии. Статья 28. Участки местного референдума 1. Для проведения голосования и подсчета голосов жителей муниципального образования имеющих право на участие в местном референдуме образуются участки местного референдума. 2. Участки местного референдума образуются представительным органом местного самоуправления либо главой муниципального образования по представлению территориальной комиссии не позднее 25 дней до дня проведения местного референдума, как правило, из расчета от двадцати до трех тысяч граждан, на каждый участок референдума. Информация об образованных участках публикуется в местных средствах массовой информации не позднее 20 дней до дня проведения местного референдума. 3. В местах проживания и ведения традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, этнических общностей участки образуются с учетом особенностей расселения этих народов (в населенных пунктах, стойбищах и других поселениях, в труднодоступных и отдаленных районах). Численность жителей из числа коренных малочисленных народов Севера, этнических общностей входящих в участок устанавливается, исходя из принципа создания максимальных удобств для голосования в референдуме. В исключительных случаях участки, указанные в настоящем пункте, могут образовываться в срок не позднее 10 дней до дня референдума, с обязательным опубликованием в местных средствах массовой информации. 4. В больницах и иных местах временного пребывания жителей муниципального образования имеющих право участия в референдуме могут образовываться участки в сроки, установленные в части 2 настоящей статьи, а в исключительных случаях - не позднее чем за 10 дней до дня выборов. 5. Военнослужащие воинских частей, дислоцированные на территории муниципального образования, голосуют на участках, расположенных в непосредственной близости от воинской части. В порядке исключения допускается образование участков референдума непосредственно в воинских частях, расположенных в обособленных или удаленных от населенных пунктов военных городках. В этих случаях участки референдума образуются командирами воинских частей по решению соответствующей территориальной комиссии референдума. В помещение для голосования участка, референдума образованного в воинской части, обеспечивается допуск членов комиссий референдума и наблюдателей. Решением территориальной комиссии референдума участкам референдума устанавливается единая нумерация. Статья 29. Списки жителей муниципального образования, имеющих право участвовать в местном референдуме (списки участников местного референдума) 1. В список участников местного референдума включаются жители муниципального образования, имеющие право участвовать в местном референдуме. 2. Список участников местного референдума составляется участковой комиссией местного референдума отдельно по каждому образованному участку местного референдума на основании данных, представляемых главой муниципального образования по установленной форме, и уточняемых по состоянию на 1 января и 1 июля каждого года, не позднее 20 дней до дня проведения местного референдума. 3. Каждый житель муниципального образования имеющий право участвовать в местном референдуме может быть включен в список участников местного референдума только на одном участке местного референдума. 4. Основанием для включение жителя муниципального образования в список участников местного референдума является проживание на территории этого участка местного референдума, определяемое федеральными законами, законами автономного округа, настоящим Законом, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. 5. Представители коренных малочисленных народов Севера, этнических общностей заносятся в список участников местного референдума на соответствующем участке местного референдума на основании сведений, представляемых главой муниципального образования. 6. Военнослужащие, проживающие вне воинской части, включаются в список участников местного референдума по месту жительства на общих основаниях. 7. Студенты и аспиранты дневной формы обучения, проживающие в общежитиях, включаются в списки участников местного референдума по месту нахождения общежития. 8. Список участников местного референдума составляется в двух экземплярах в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, микрорайонам, домам на основе адресов жителей муниципального образования; для коренных малочисленных народов Севера, этнических общностей - по семьям, родам, общинам). В списке указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения и место проживания (адрес) участников местного референдума. В отношении жителей муниципального образования, которым в день голосования исполняется 18 лет дополнительно указываются день и месяц рождения. Список участников местного референдума утверждается участковой избирательной комиссией и представляется для всеобщего ознакомления гражданам. 9. Каждый участник местного референдума, вправе заявить в участковую комиссию местного референдума о любой ошибке или неточности в списке участников местного референдума. В течение 24 часов участковая комиссия местного референдума обязана проверить заявление и либо устранить ошибку, либо дать письменный ответ с изложением мотивов отклонения заявления. Решение участковой комиссии местного референдума может быть обжаловано в вышестоящую комиссию местного референдума или в соответствующем суде, которые обязаны рассмотреть жалобу в трехдневный срок, а в день местного референдума - немедленно. Участники местного референдума, поселившиеся на территории муниципального образования после утверждения списков, а также участники местного референдума, по какой-либо причине не включенные в список, вносятся участковой комиссией местного референдума в список участников местного референдума на основании документов, подтверждающих место жительства. ГЛАВА 4 ПРОВЕДЕНИЕ МЕСТНОГО РЕФЕРЕНДУМА Статья 30. Время проведения местного референдума 1. Местный референдум проводится в один из выходных дней с 8 до 22 часов по местному времени. О времени и месте голосования участковая комиссия местного референдума обязана оповестить участников местного референдума письменно и через соответствующие средства массовой информации не позднее чем за двадцать дней до дня проведения местного референдума. 2. Голосование может быть закончено ранее 22 часов на участках местного референдума, в которых приняли участие все внесенные в списки участники местного референдума. Статья 31.Оборудование участков местного референдума 1. Каждый участок референдума должен иметь помещение для голосования и выполнения других необходимых функций комиссий местного референдума. 2. Помещения для голосования предоставляются в распоряжение комиссий местного референдума органами государственной власти автономного округа, органами местного самоуправления муниципального образования. При невозможности использовать здания, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, администрация арендует подходящие помещения у частных лиц и негосударственных организаций. Оплата и возмещение расходов производятся комиссиями местного референдума за счет средств, выделенных на проведение местного референдума. 3. Помещение для голосования должно иметь зал, в котором оборудуются кабины (комнаты) для тайного голосования. Вход в кабины (комнаты) для тайного голосования и выход из них, а также путь от них к ящикам, должны находиться в поле зрения членов комиссии местного референдума и наблюдателей. Ящики для тайного голосования должны быть расположены так, чтобы участники местного референдума проходили к ним только через кабины (комнаты) для тайного голосования. Кабины (комнаты) для тайного голосования оснащаются столиками и авторучками. Использование карандашей при голосовании не допускается. В помещении участка местного референдума должны находиться сейф для хранения документации и бюллетеней местного референдума, мебель, стенды для размещения информационных материалов обо всех вопросах выносимых на местный референдум, образцы заполненных бюллетеней местного референдума. Образцы заполненных бюллетеней местного референдума не должны содержать ответов на вопросы выносимые на местный референдум. Помещение участка местного референдума должно быть достаточно для того, чтобы в момент опечатывания ящиков для голосования, вскрытия ящиков и подсчета голосов в нем могли свободно разместиться члены комиссии местного референдума, наблюдатели, представители средств массовой информации. 4. Для обеспечения участия в голосовании, жителей муниципального образования которые по уважительным причинам не могут прибыть в день референдума на участок местного референдума, на каждом участке референдума должно быть необходимое количество переносных ящиков для голосования, определяемое территориальной комиссией местного референдума. Статья 32. Бюллетени для голосования в случаях раздельного или совместного голосования на местном референдуме 1. В случае, если местный референдум объявлен в виде раздельного голосования среди коренных малочисленных народов Севера, этнических общностей и остальных жителей муниципального образования, используются два типа бюллетеней для голосования: один - коренными малочисленными народами Севера, этническими общностями; другой - остальными жителями муниципального образования. Для удобства пользования бюллетени для раздельного голосования отличаются цветом. 2. Если местный референдум проводится в виде совместного голосования всех жителей муниципального образования то используется один (общий) тип бюллетеней для голосования. 3. Независимо от вида голосования во все типы бюллетеней для голосования вносятся вопросы, вынесенные на местный референдум. 4. Форма, цвет (для раздельного голосования) и текст бюллетеней для голосования утверждаются соответствующими территориальными комиссиями местного референдума не позднее чем за 20 дней до дня проведения местного референдума. 5. Территориальные комиссии местного референдума обеспечивают бюллетенями для голосования, участковые комиссии местного референдума не позднее чем за 15 дней до дня проведения местного референдума. Статья 33. Досрочное голосование 1. Участник местного референдума, который за 10 дней до проведения местного референдума по тем или иным причинам будет отсутствовать по месту жительства и не сможет прийти в день референдума на участок местного референдума, на котором он включен в список участников местного референдума, может проголосовать досрочно, заполнив бюллетени в помещении участковой комиссии. Досрочное голосование должно быть проведено таким образом, чтобы не была нарушена тайна. 2. Если участник местного референдума голосует в помещении территориальной комиссии, то на обороте выдаваемого ему бюллетеня ставятся подписи двух членов территориальной комиссии, которые заверяются печатью территориальной комиссии. В получении бюллетеня участник местного референдума расписывается в списке. Заполненные бюллетени участник местного референдума помещает в конверт, который заклеивает и передает дежурному члену территориальной комиссии. На месте склейки на конверте ставится печать избирательной комиссии и подписи двух ее членов. 3. Территориальная комиссия передает список досрочно проголосовавших избирателей и конверты с их бюллетенями в соответствующую участковую комиссию не позднее чем за 3 дня до дня референдума. После получения списка досрочно проголосовавших участников местного референдума и конвертов с их бюллетенями секретарь соответствующей участковой комиссии делает в соответствующей строке списка участников референдума, в котором он зарегистрирован, запись: "досрочно" и расписывается. 4. Если досрочное голосование проходило на участке референдума, то членами участковой комиссии производятся все действия, предусмотренные в части 1 пункта 2 настоящей статьи для голосования в территориальной комиссии. Секретарь участковой комиссии делает в соответствующей строке списка участников местного референдума, в котором зарегистрирован досрочно проголосовавший участник местного референдума запись "досрочно" и расписывается. Статья 34. Возможности досрочного голосования вне участков местного референдума для коренных малочисленных народов Севера, этнических общностей, ведущих традиционный образ жизни 1. Участковая комиссия по согласованию с соответствующей территориальной комиссией может принять решение о проведении досрочного голосования вне участка среди участников местного референдума из числа коренных малочисленных народов Севера, этнических общностей, с выездом в места ведения ими традиционной хозяйственной деятельности. Не ранее чем за 10 дней до дня референдума. 2. Выезжающие по заявлениям участников местного референдума члены участковой комиссии, получают под роспись количество бюллетеней, соответствующее количеству заявлений, участников местного референдума и опечатанный переносной ящик для голосования. Участник местного референдума, голосующий вне участка референдума, осуществляет все действия, предусмотренные для голосования непосредственно на участке референдума. В случае, если участник местного референдума затрудняется в заполнении бюллетеня, ему могут помочь в этом его ближайшие родственники, другое лицо, не входящее в состав участковой комиссии. Члены участковой комиссии вправе помогать участнику местного референдума только при заполнении им паспортных данных. Заполненный бюллетень участник местного референдума опускает в переносной ящик для голосования. 3. Фамилия, имя, отчество участника местного референдума, проголосовавшего вне участка референдума, вносится в отдельный список участников местного референдума, в котором он расписывается при получении бюллетеня, а члены комиссии - в его выдаче. Организация голосования вне помещения участка референдума должна исключать возможность нарушения избирательных прав гражданина, а равно воздействие на его волеизъявление. 4. По желанию наблюдателей они могут присутствовать на голосовании вне помещения участка референдума. 5. При возвращении на участок референдума члены участковой комиссии передают председателю этой комиссии опечатанные переносные ящики для голосования и список участников местного референдума, проголосовавших вне участка референдума, акт о числе использованных и возвращенных бюллетеней, а также неиспользованные бюллетени. 6. Приемка указанных документов оформляется соответствующим актом, в котором расписываются председатель участковой комиссии и ее члены, выезжавшие по заявлениям избирателей. В целях недопущения вложения в переносные ящики для голосования новых бюллетеней после проведения голосования вне участка, председатель дает поручение о заклеивании прорези (щели) в переносных ящиках. На наклейку ставится печать участковой комиссии и росписи ее председателя и членов комиссии, выезжавших по заявлениям участников местного референдума. Председатель комиссии организует условия для сохранности в опечатанном виде переносных ящиков для голосования до дня выборов и принятых по акту документов до установленного настоящим Законом срока. 7. При проведении досрочного голосования среди коренных малочисленных народов Севера, этнических общностей, ведущих традиционный образ жизни участковые комиссии обеспечиваются необходимыми транспортными средствами. Статья 35. Голосование в день проведения местного референдума 1. В день проведения местного референдума, председатель участковой комиссии местного референдума, в присутствии других членов комиссии и наблюдателей, проверяет, освобождены ли ящики для голосования от каких-либо вложений и опечатывает их. Затем председатель участковой комиссии местного референдума вскрывает конверты с заполненными бюллетенями для голосования, оставленные досрочно проголосовавшими и опускает извлеченные из них бюллетени в ящик. Число конвертов и бюллетеней в них оглашается и заносится в протокол участковой комиссии местного референдума. После этого председатель участковой комиссии местного референдума дает разрешение членам комиссии выдавать бюллетени для голосования другим гражданам, прибывшим на участок для голосования. 2. Гражданам, включенным в список участников местного референдума, бюллетени для голосования выдаются по предъявлению паспорта или другого документа, удостоверяющего их личность. Если местный референдум проводится в виде раздельного голосования, то представителям коренных малочисленных народов Севера, этнических общностей и другим участникам местного референдума бюллетени для голосования выдаются различных цветов. 3. Участник местного референдума расписывается в получении бюллетеня для голосования в соответствующем списке участников местного референдума, а затем заполняет его в кабине для тайного голосования. В случае, если гражданин не может это сделать самостоятельно, он вправе пригласить в кабину другое лицо, не являющееся членом участковой комиссии местного референдума или наблюдателем, с целью оказания ему помощи в заполнении бюллетеня для голосования. 4. Участник местного референдума, изъявляя свою волю по поводу вынесенного на местного референдум вопроса вычеркивает один из записанных в бюллетене ответов - "за" или "против". Статья 36. Голосование вне помещения участка местного референдума в день его проведения 1. В тех случаях, когда участник местного референдума, не может прибыть на участок местного референдума в день его проведения по состоянию здоровья или по другим уважительным причинам, по его письменному или устному заявлению участковая комиссия местного референдума организует голосование по месту нахождения этого гражданина. Устное заявление должно быть подтверждено гражданином в письменной форме по прибытию к нему членов участковой комиссии местного референдума. Выезжающие по заявлениям граждан члены участковой комиссии местного референдума, получают под роспись количество бюллетеней, соответствующее количеству письменных или устных заявлений граждан и опечатанный переносной ящик для голосования. Гражданин, голосующий вне участка местного референдума, осуществляет все действия, предусмотренные процедурой голосования на участке местного референдума, опуская свой бюллетень для голосования в переносной ящик. 2. По желанию наблюдателей они могут присутствовать на голосовании вне помещения участка местного референдума. Количество заявлений участников местного референдума, голосующих вне участка местного референдума, число использованных и возвращенных бюллетеней для голосования отмечается в отдельном акте. Фамилия, имя, отчество гражданина, проголосовавшего вне участка местного референдума, вносится в отдельный список участников местного референдума, в котором он расписывается при получении бюллетеня для голосования, а члены комиссии - в его выдаче. Организация голосования вне помещения участка местного референдума должна исключать возможность нарушения избирательных прав гражданина, а равно воздействие на волеизъявление участника местного референдума. 3. Член участковой комиссии местного референдума немедленно отстраняется от участия в работе, а наблюдатель удаляется, если они нарушают тайну голосования или пытаются оказать воздействие на волеизъявление участника местного референдума. Решение об отстранении указанных лиц принимается председателем участковой комиссии местного референдума по факту произведенного нарушения, подтвержденного двумя членами комиссии с правом решающего голоса. Статья 37. Подсчет голосов участковыми комиссиями местного референдума 1. После заявления председателя об окончании голосования участковая комиссия местного референдума вскрывает ящики для голосования. Перед вскрытием ящиков для голосования участковая комиссия местного референдума подсчитывает и погашает все неиспользованные бюллетени для голосования, о чем составляется протокол. 2. На основании списка участников местного референдума, с учетом поданных заявлений граждан о досрочном голосовании и заявлений о голосовании вне помещения участка местного референдума, участковая комиссия местного референдума подсчитывает общее число получивших бюллетени для голосования. Подсчет бюллетеней, находящихся в переносном ящике для голосования производится отдельно. 3. В случае проведения раздельного голосования, члены участковой комиссии местного референдума отдельно подсчитывают бюллетени для голосования поданные со стороны участников местного референдума из числа коренных малочисленных народов Севера, этнических общностей и остальных участников местного референдума, исходя из признака различных цветов бюллетеней. 4. В целях исключения возможности фальсификации результатов голосования подсчет голосов участников местного референдума производится без перерыва до получения итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой комиссии местного референдума, а также наблюдатели. 5. При подсчете голосов участковая комиссия местного референдума признает недействительными бюллетени для голосования, по которым невозможно установить волеизъявление граждан, а также бюллетени не установленной формы. Недействительными признаются бюллетени для голосования, в которых не вычеркнут ни один из вариантов ответа, на вынесенные на местного референдум вопросы, либо вычеркнуты все варианты. В случае сомнений в действительности бюллетеня для голосования решение принимает председатель участковой комиссии местного референдума. Количество таких случаев фиксируется в протоколе. 6. При принятии решения о признании бюллетеня для голосования недействительным участковая комиссия местного референдума указывает на его оборотной стороне причины, по которым данный бюллетень отнесен к недействительным. Эта запись подтверждается подписями председателя и не менее двух членов участковой комиссии местного референдума. Бюллетени не установленной формы при определении числа граждан, принявших участие в голосовании, из подсчета исключаются. 7. Участковая комиссия местного референдума составляет протоколы о результатах голосования, в которых, в случае раздельного голосования, устанавливаются отдельно для коренных малочисленных народов Севера, этнических общностей и остальных участников местного референдума: - число граждан, зарегистрированных по участку местного референдума; - число бюллетеней для голосования, полученных участковой комиссией местного референдума; - число бюллетеней для голосования, выданных гражданам на участке местного референдума в день голосования; - число погашенных бюллетеней для голосования; - число бюллетеней для голосования, выданных гражданам, проголосовавшим досрочно и вне избирательных участков местного референдума; - число бюллетеней для голосования, содержащихся в ящиках для голосования; - число действительных бюллетеней для голосования; - число бюллетеней для голосования, признанных недействительными; - число голосов, поданных "за" вынесенные на местный референдум вопросы; - число голосов, поданных "против" вынесенных на местный референдум вопросов. 8. Протоколы о результатах голосования участковой комиссии местного референдума составляются в двух экземплярах, подписываются ручкой председателем, секретарем и членами участковой комиссии местного референдума с правом решающего голоса. 9. При подписании протоколов о результатах голосования члены участковой комиссии местного референдума, не согласные с содержанием протоколов, вправе составить особое мнение, прилагающееся к ним, о чем в протоколах делается соответствующая запись. 10. По требованию любого члена участковой комиссии местного референдума или наблюдателей комиссия обязана предоставлять им заверенные копии протоколов о результатах голосования. Первые экземпляры протоколов о результатах голосования незамедлительно после его оформления передаются в территориальную комиссию местного референдума, вторые остаются на хранение в участковой комиссии местного референдума. 11. Территориальные комиссии местного референдума проверяют правильность оформления протоколов о результатах голосования участковых комиссий местного референдума, составляют и подписывают в двух экземплярах сводные протоколы о результатах голосования. ГЛАВА 5 УСТАНОВЛЕНИЕ ИТОГОВ МЕСТНОГО РЕФЕРЕНДУМА Статья 38. Подведение итогов местного референдума 1. Территориальные комиссии местного референдума проверяют правильность оформления протоколов о результатах голосования участковых комиссий местного референдума, составляют и подписывают в двух экземплярах сводные протоколы о результатах голосования. 2. Территориальные комиссии местного референдума на основании протоколов о результатах голосования всех комиссий местного референдума, с учетом раздельного голосования устанавливает: - число граждан, имеющих право участвовать в местном референдуме; - число граждан, получивших бюллетени для голосования; - число граждан, принявших участие в голосовании; - число голосов, поданных "за" вынесенные на местный референдум вопросы; - число голосов, поданных "против" вынесенных на местный референдум вопросов; - число бюллетеней, признанных недействительными. 3. Итоги местного референдума определяются исходя из условий его проведения (раздельное голосование или совместное), степени участия в нем участников местного референдума и результатов их голосования. 4. В случае, если местный референдум проходил в виде совместного голосования, то он признается несостоявшимся, если в нем приняло участие менее половины всех граждан, имеющих на это право. Решения, вынесенных на местный референдум вопросов, проводимого в виде совместного голосования, считаются принятыми, если за них проголосовало более половины всех участников местного референдума принявших участие в местном референдуме, при условии, что общее число голосовавших составляло не менее половины всех участников местного референдума, имеющих право на участие в местном референдуме. 5. В случае, если местный референдум проходил в виде раздельного голосования, то он признается несостоявшимся, если число коренных малочисленных народов Севера, этнических общностей или число граждан из остальной части населения автономного округа составило менее половины, внесенных в соответствующие списки участников местного референдума. Решения, вынесенных на местный референдум вопросов, проводимого в виде раздельного голосования, считаются принятыми, если за них раздельно проголосовало более половины принявших участие в местном референдуме коренных малочисленных народов Севера, этнических общностей и более половины остальных участников местного референдума. При этом число граждан, принявших участие в местном референдуме из числа коренных малочисленных народов Севера, этнических общностей и из остальной части участников местного референдума, составляло не менее половины от соответствующего числа граждан, имеющих право участия в местном референдуме. 6. В случаях несостоявшегося местного референдума, вне зависимости от наличия или отсутствия условий раздельного голосования, его проведение по тем же вопросам возможно не ранее чем через один год. Статья 39. Опубликование и вступление в силу решений, принятых на местном референдуме 1. Итоги местного референдума доводятся до сведения жителей муниципального образования через местные средства массовой информации территориальной комиссией местного референдума не позднее десяти дней со дня проведения местного референдума. 2. В случае признания результатов голосования по какому-либо участку местного референдума недействительными, территориальная комиссия вправе поручить соответствующей участковой комиссии местного референдума провести в течение пятнадцати дней на данном участке повторное голосование. Решения территориальной комиссии местного референдума могут быть обжалованы в суде в течение семи дней со дня их принятия. 3. Полные итоги местного референдума, а также принятые на нем решения публикуются не позднее десяти дней со дня проведения повторного голосования и вступают в силу в день их опубликования. ГЛАВА 6 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О РЕФЕРЕНДУМЕ Статья 40. Ответственность за нарушение законодательства о местном референдуме Лица, препятствующие путем насилия, обмана, угроз или подкупа свободному осуществлению участниками местного референдума их права принимать участие в местном референдуме, вести агитацию, а также члены инициативных групп и комиссий местного референдума, должностные лица органов государственной власти автономного округа и местного самоуправления, руководители организаций, учреждений совершившие подлог документов местного референдума - фиктивные записи в подписных листах, заведомо неправильный подсчет голосов, нарушившие тайну голосования, привлекаются к уголовной или административной ответственности в соответствии с федеральными законами и законами автономного округа. Статья 41. Порядок введения Закона в действие Настоящий Закон вступает в силу со дня его опубликования в официальных окружных средствах массовой информации. Губернатор автономного округа Ю.В.Неёлов г. Салехард 9 декабря 1996 г. N 46 Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|