Расширенный поиск

Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 14.10.1997 № 39

 



                       РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
                  Ямало-Ненецкий автономный округ

                             З А К О Н


                                               Утратил силу - Закон
                                 Ямало-Ненецкого автономного округа
                                          от 18.10.2004 г. N 50-ЗАО

     "О регулировании земельных отношений в местах проживания
 и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных
 народов Севера на территории Ямало-Ненецкого автономного округа"

      (В редакции Законов Ямало-Ненецкого автономного округа
       от 05.03.2001 г. N 15-ЗАО; от 10.06.2003 г. N 26-ЗАО)

                                       Принят Государственной Думой
                                        Ямало-Ненецкого автономного
                                         округа 1 октября 1997 года

     Настоящий  закон  регулирует  отношения  возникающие по поводу
земли   как   объекта   природы   (основного   элемента  природного
комплекса),  хозяйствования (пользования) и объекта собственности в
их   единстве,   как  основы  жизни  и  традиционной  хозяйственной
деятельности  коренных  малочисленных  народов  Севера и этнических
общностей   на  территории  Ямало-Ненецкого   автономного    округа
(далее - автономного  округа)   с   учетом   того,   что  земельное
законодательство и защита исконной среды обитания  и  традиционного
образа жизни коренных малочисленных  народов  Севера  и  этнических
общностей  относятся  к совместному  ведению Российской Федерации и
субъектов Российской Федерации.

                     ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     Статья 1. Основные понятия

     В настоящем Законе используются следующие понятия:
     - земли традиционной хозяйственной деятельности (традиционного
природопользования) - земли используемые для ведения оленеводства и
традиционных  промыслов,  нуждающиеся  в особом  правовом режиме, с
исторически  сложившимися  образом  жизни  и  формами традиционного
хозяйственного  уклада  коренных  малочисленных  народов  Севера  и
этнических     общностей, могущие    включать    земли    различных
категорий, выделенных  в земельном  законодательстве  по  основному
хозяйственному  назначению, а   также   водные,   лесные  и  другие
возобновляемые   природные  ресурсы,  являющиеся  наряду  с  землей
основой   жизни  и  традиционной  хозяйственной  деятельности  этих
жителей;
     - община   -   добровольная,   самоуправляемая    организация,
созданная  по  инициативе  граждан  из числа коренных малочисленных
народов  Севера   и   этнических   общностей,   объединившихся   по
кровнородственному или территориальному признаку на основе общности
интересов  для   совместного   владения   и   пользования   землями
традиционного  природопользования,  сохранения традиционного образа
жизни и среды обитания, развития экономики и культуры этих народов;
     - общинные угодья   -   угодья   добровольно   объединившихся
отдельных  граждан,  их  объединений,  семей, родов либо выделенные
общине для дальнейшего совместного хозяйствования ее членов;
     - традиционная        хозяйственная               деятельность
(природопользование) - исторически  сложившиеся   способы  освоения
окружающей природной среды  на  основе долговременного экологически
сбалансированного   пользования, главным  образом,  возобновляемыми
природными  ресурсами  без  подрыва   способности  к    устойчивому
воспроизводству и снижению разнообразных природных ресурсов;
     - традиционный  образ жизни -  способ  существования  коренных
малочисленных  народов Севера и этнических общностей, основанный на
исторически    сложившемся    опыте    их    предков    в   области
природопользования,  социальной  организации, самобытной культуре и
обычаях, религиозных верованиях.

     Статья 2. Задачи и действие во времени настоящего закона

     1. Задачами    настоящего    Закона   являются   регулирование
земельных  отношений  в  местах  проживания  коренных малочисленных
народов  Севера  и  этнических  общностей на территории автономного
округа  в  целях  обеспечения  рационального использования и охраны
земель,  установления  их  режима, сохранения и улучшения природной
среды,  защиты  прав на землю коренных малочисленных народов Севера
и  этнических  общностей  и создания на этой основе экономических и
экологических  условий для их устойчивой традиционной хозяйственной
деятельности.
     2. Настоящий  Закон  не  имеет  обратной  силы и применяется к
отношениям, возникающим  после   его  введения  в  действие,  кроме
случаев, прямо предусмотренных законом.
     По  отношениям,  возникшим  до  введения в действие настоящего
Закона  и  принятых  на  его основе нормативных правовых актов, они
применяются  к правам и обязанностям, возникшим после введения их в
действие.

     Статья 3. Принципы закона

     Принципы  закона:
     - учет  в  регулировании земельных отношений триединства земли
как  объекта  природы,  традиционного хозяйствования (пользования),
объекта собственности;
     - сочетание   интересов   в   использовании   земель  коренных
малочисленных народов  Севера  и  этнических  общностей,  населения
автономного округа и Российской Федерации;
     - плановое и строго целевое использование земель;
     - нормирование размеров владения землей (земельными участками)
с учетом целевого  назначения  и  недопустимость  владения  без  ее
использования;
     - устойчивость     (стабильность)      землепользования      и
неотчуждаемость  земельных  участков  для  целей,  не  связанных  с
традиционной    хозяйственной    деятельностью     без     согласия
землепользователей   -  коренных  малочисленных  народов  Севера  и
этнических общностей;
     - равноправие всех форм хозяйствования на земле;
     - бесплатность  пользования  землей  коренными  малочисленными
народами Севера и этническими общностями;
     - приоритет  владения  и   пользования   землями   традиционно
занимаемыми  коренными малочисленными народами Севера и этническими
общностями,  наряду с другими возобновляемыми природными ресурсами,
составляющими в совокупности основу их жизни и деятельности;
     - хозяйственная  самостоятельность  в   использовании   земель
землепользователями независимо от титула владения землей;
     - равенство прав и обязанностей собственников земли  и  других
землепользователей   на   землю   как   объект   природы  и  объект
традиционной хозяйственной деятельности;
     - законность в земельных отношениях;
     - допустимость вмешательства государственных органов и органов
местного   самоуправления   в   земельные   и   связанные   с  ними
имущественные отношения в рамках, установленных законом;
     - сочетание интересов и прав землепользователей с интересами и
правами других  природопользователей  и  комплексное  использование
земель в сочетании с другими возобновляемыми природными ресурсами;
     - сочетание  землепользования  с  охраной окружающей природной
среды и сохранением экологического равновесия;
     - учет в правовом  режиме  земель  традиционной  хозяйственной
деятельности  коренных  малочисленных  народов  Севера и этнических
общностей их места в природном комплексе и предоставлении их общине
единым  комплексом  с  расположенными  на  них водоемами,  оленьими
пастбищами,  лесами,  охотничьими угодьями из  различных  категорий
земель;
     - признание обычаев коренных малочисленных  народов  Севера  и
этнических  общностей  в качестве регулятора земельных как и других
природоресурсных  отношений   в   соответствии   с   международными
договорами Российской Федерации.

     Статья 4. Отношения, регулируемые законом, и их участники

     1. Пункт.   (Исключен   -  Закон  Ямало-Ненецкого  автономного
округа от 05.03.2001 г. N 15-ЗАО)
     2. Горные,   водные,   лесные   отношения   и   отношения   по
использованию  и  охране  животного  мира,  культурных  ландшафтов,
атмосферного  воздуха  регулируются  специальным  законодательством
Российской Федерации и автономного округа.
     3. Участниками   отношений,   регулируемых  настоящим  законом
являются:
     - граждане, их объединения и юридические лица;
     - Российская Федерация,  автономный  округ   и   муниципальные
образования в лице соответствующих своих органов.

     Статья 5. Законы и иные нормативные правовые акты о земле

     1. В  состав  законодательства  и  иных  нормативных  правовых
актов  о  земле  входят Конституция Российской Федерации, Земельный
Кодекс   Российской  Федерации,  иные  федеральные  законы,  другие
нормативные  правовые  акты  Российской  Федерации, Устав (Основной
Закон)   автономного  округа, законы  автономного округа, настоящий
Закон  и  иные  нормативные  правовые  акты  автономного  округа  и
нормативные   правовые   акты   органов   местного  самоуправления,
принятые в пределах их полномочий.
     2. Регулятором   земельных   отношений  могут  служить  обычаи
коренных  малочисленных  народов  Севера  и  этнических  общностей,
которые признаны государственным и международным правом.
     3. Положения  норм земельного права в автономном округе и иных
правовых    актах   автономного   округа   должны   соответствовать
законодательству о земле Российской Федерации.

  ГЛАВА 2. СОСТАВ ЗЕМЕЛЬ ТРАДИЦИОННОЙ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
                          И ИХ ВЫДЕЛЕНИЕ

     Статья 6. Земли традиционной хозяйственной деятельности в
               составе земельного фонда автономного округа

     1. Все  земли  на  территории автономного округа независимо от
форм  собственности и хозяйствования на них образуют земельный фонд
автономного  округа,  являющийся  составной частью земельного фонда
Российской Федерации.
     2. В    пределах    земельного    фонда   автономного   округа
устанавливаются  земли  традиционной  хозяйствовенной  деятельности
коренных малочисленных народов Севера и этнических общностей.
     3. К  землям  традиционной  хозяйственной  деятельности  могут
быть   отнесены   земельные  участки  различных  категорий  земель,
используемые  в  традиционной  хозяйственной  деятельности, а также
для   развития  традиционных  отраслей  хозяйственной  деятельности
коренных малочисленных народов Севера и этнических общностей.
     4. К    ним   не   могут   быть   отнесены   участки   земель,
предоставленных   юридическим   лицам   для   возведения   объектов
промышленности,    транспорта,    связи,    градостроительства    в
соответствии с действующим законодательством.

     Статья 7. Порядок определения земель традиционной
               хозяйственной деятельности и выделения земельных
               участков в их состав

     1. Порядок   определения   земель  традиционной  хозяйственной
деятельности   и  выделения  земельных  участков  в  их  состав  из
отдельных  категорий  земель  устанавливается Государственной Думой
автономного округа.
     2. С  учетом  особенностей  режима  соответствующих  категорий
земель,   на  участках, включенных  в  состав  земель  традиционной
хозяйственной  деятельности, могут   устанавливаться   определенные
ограничения и обременения в их использовании.

     ГЛАВА 3. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРАВ НА ЗЕМЛЮ И ПРАВА ПОЛЬЗОВАНИЯ
                              ЗЕМЛЕЙ

     Статья 8. Пользователи землей

     Пользователями землей  могут  быть  граждане и их объединения,
юридические   лица,   осуществляющие   традиционную   хозяйственную
деятельность.

     Статья 9. Основания пользования землей

     1. Основаниями пользования землей являются:
     - право собственности граждан на земельные участки занятые под
ведение    личного    подсобного    хозяйства    и    строительство
индивидуального жилья;
     - право общей  собственности  на земельные участки для ведения
крестьянского   (фермерского)   хозяйства  (далее  -  крестьянского
хозяйства);
     - право пожизненного наследуемого владения земельным  участком
для ведения крестьянского хозяйства;
     - право пользования земельным участком по договору  аренды  на
срок  от  3  до  50 лет,  при этом арендатор имеет преимущественное
право на продление договора аренды на тех же условиях  (граждане  и
их объединения, юридические лица);
     - право  постоянного   (бессрочного   пользования)   земельным
участком (граждане, их объединения, юридические лица);
     - право пользования  земельным участком по договору временного
пользования  на  срок  до  трех  лет  (граждане  и  их объединения,
юридические лица);
     2. Представители   коренных  малочисленных  народов  Севера  и
этнических  общностей  имеют  преимущественное  право  на получение
земельных участков на территории традиционного природопользования.
     3. Таким    же    правом   пользуются   представители   других
народов, родившиеся  или   длительное   время  (не  менее  30  лет)
проживающие  в данной местности и имеющие навыки осуществления того
или иного вида традиционной хозяйственной деятельности.
     4. При   предоставлении   земельных  участков  на  территориях
традиционной  хозяйственной  деятельности для целей, не связанных с
хозяйственной   деятельностью,  орган  местного  самоуправления  по
согласованию  с  общественными организациями коренных малочисленных
народов  Севера  и  этнических общностей решает вопрос о проведении
местного   референдума  о  предоставлении  земельных  участков  под
объекты,  затрагивающие  интересы  коренных  малочисленных  народов
Севера  и  этнических  общностей  по итогам которого орган местного
самоуправления принимает решение.
     5. Предоставление  земельных  участков  отдельным гражданам из
числа   коренных   малочисленных   народов   Севера   и  этнических
общностей,  общинам,  лицам,  указанным  в части 3 данной статьи, а
также  организациям  для  традиционного  хозяйственной деятельности
производится   органом   местного   самоуправления   на   основании
разработанных   проектов  землеустройства  в порядке, установленном
Положением, утверждаемым администрацией автономного округа.

   Статья 10. Право на использование земельных участков

     1. Право  на  использование предоставленных земельных участков
возникает после установления границ  этих  участков  в  натуре  (на
местности),  выдачи документа, удостоверяющего права на землю и его
государственной регистрации.
     2. Документами, удостоверяющими права на землю являются:
     - свидетельство на право собственности  на земельный участок;
     - свидетельство  о  праве  пожизненного наследуемого владения,
постоянного (бессрочного) пользования земельным участком;
     - договор аренды земельного участка;
     - договор временного пользования землей.
     3. Формы   указанных  в  части  2  документов  утверждаются  в
порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

     Статья 11. Земельный участок как объект права на землю

     1. Земельный   участок  -  часть  поверхности  земли,  имеющая
фиксированные  границы,  площадь, местоположение, правовой статус и
другие   характеристики,   отражаемые   в   земельном   кадастре  и
документах государственной регистрации.
     2. Границы    земельного   участка   фиксируются   на   планах
(чертежах) и выносятся в натуру.
     3. Земельные   участки  и  прочно  связанные  с  ними  объекты
(обособленные   водные   объекты,   леса,  многолетние  насаждения,
здания,  строения,  сооружения  и  др.),  перемещение  которых  без
несоразмерного    ущерба   их   назначению   невозможно,   являются
недвижимым имуществом.
     4. Земельный  участок  может быть делимым и неделимым. Делимым
является  земельный  участок, который без изменения своего целевого
назначения,     без    нарушения    противопожарных,    санитарных,
экологических,  градостроительных  норм, при соблюдении минимальных
размеров  землепользования  может быть разделен на части, каждая из
которых после раздела образует целое.

     Статья 12. Права собственников земли, землевладельцев,
                землепользователей и арендаторов

     1. Собственники   земельных  участков  имеют  право  совершать
сделки  с  земельными  участками не противоречащие законодательству
Российской Федерации.
     2. Собственники,   владельцы,   пользователи   и    арендаторы
земельных участков имеют право:
     а) самостоятельно   хозяйствовать   на    земле,   опираясь, в
частности,  на  обычаи  коренных  малочисленных  народов  Севера  и
этнических общностей;
     б) использовать  в  установленном  законом  порядке  для  нужд
хозяйства  имеющиеся  на  земельном  участке   общераспространенные
полезные   ископаемые,   лесные  угодья,  водные  объекты,  пресные
подземные воды;
     в) комплексного   использования   на  территории  традиционной
хозяйственной деятельности  биологических  ресурсов  с  соблюдением
соответствующих  правил  и  требований,  закрепленных в специальном
экологическом законодательстве  и  нормативных  правовых  актах,  а
также  обычаев  коренных  малочисленных народов Севера и этнических
общностей, касающихся этих природных ресурсов;
     г) возводить   жилые,  производственные,  и  иные  строения  и
сооружения,    необходимые    для    осуществления     традиционной
хозяйственной деятельности в установленном законом порядке;
     д) в     установленном     законом      порядке      проводить
культуротехнические и другие мелиоративные работы;
     3. При   долгосрочной   аренде    арендаторы    имеют    право
предоставлять земли во временное пользование.

     Статья 13. Обязанности собственников земельных участков,
                землевладельцев, землепользователей и арендаторов

     Собственники земельных  участков,  владельцы,  пользователи  и
арендаторы обязаны:
     а) использовать землю в соответствии с ее целевым назначением,
а  также  способами,  которые  не  должны  наносить  ей  ущерба как
природному объекту  и  в  том  числе  не  допускать  перевыпасов  и
связанного   с   этим  уничтожения  растительного  покрова  оленьих
пастбищ;
     б) не  нарушать  законные права других собственников земельных
участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов;
     в) осуществлять  мероприятия  по охране земель,  установленные
статьей 20 настоящего Закона, соблюдать порядок пользования лесами,
водными  и  другими  природными  ресурсами,  а  также  не допускать
причинения   ущерба   окружающей   природной    среде,    ухудшения
экологической обстановки;
     г) соблюдать установленный режим использования земель;
     д) не оставлять землю без хозяйственного использования;
     е) вести   строительство   в   соответствии   с   действующими
строительными,       экологическими,      санитарно-гигиеническими,
противопожарными  и  иными  специальными   требованиями   (нормами,
правилами, нормативами);
     ж) своевременно  предоставлять  в  администрацию   автономного
округа    и    органы    местного   самоуправления,   установленные
законодательством  Российской  Федерации   и   автономного   округа
сведения о состоянии и об использовании земель;
     з) оказывать  содействие  должностным  лицам   государственных
органов  контроля  (надзора) в осуществлении ими своих полномочий в
рамках их компетенции;
     и) в случаях невозможности использовать по каким-либо причинам
земельные участки либо их части обязаны  сообщить  об  этом  органу
местного самоуправления;
     к) выполнять другие обязанности,  предусмотренные законом  или
договором.

      ГЛАВА 4. ОГРАНИЧЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ ПРАВ И ПРЕКРАЩЕНИЕ ПРАВ
                             НА ЗЕМЛЮ

     Статья 14. Ограничение земельных прав и прекращение прав на
                землю

     1. Ограничения  земельных  прав  и  прекращение  прав на землю
могут  быть  только  по  основаниям  и  в порядке предусмотренном в
земельном законодательстве.
     2. Общими  основаниями  прекращения  прав на земельный участок
или его часть являются:
     а) добровольный отказ от земельного участка или его части;
     б) ликвидация  юридического  лица  либо  смерть гражданина при
отсутствии наследников;
     в) использование земли не по целевому назначению;
     г) использование земельного участка с грубым нарушением правил
рационального    использования   земли,   установленных   земельным
законодательством,  в частности если это приводит  к  существенному
снижению   продуктивности   пастбищ   и   других   угодий   либо  к
значительному ухудшению экологической обстановки;
     д) неиспользование  земельного  участка  в  течение  трех лет,
исключая время необходимое для освоения участка,  а также  время, в
течение  которого  участок  не  мог  быть использован по назначению
из-за стихийных бедствий или в виду иных обстоятельств, исключающих
такое использование;
     е) нарушение традиций использования угодий и условий обитания,
сложившихся  у  коренных  малочисленных народов Севера и этнических
общностей;
     ж) перехода  права  собственности  на  строение,  сооружение к
другому лицу;
     з) изъятие (выкуп)  земель для государственных и муниципальных
нужд.
     Решение  о прекращении прав на землю принимает орган, вынесший
решение о предоставлении (передаче) земель.
     3. Дополнительные основания прекращения права собственности на
землю:
     а) отчуждение  собственником  своего земельного участка другим
лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации;
     б) добровольного  отказа  собственника от земельного участка с
передачей земельного участка в  государственную  или  муниципальную
собственность;
     в) обращение взыскания на земельный участок по  обязательствам
его собственника (только на основании решения суда);
     г) в иных случаях, установленных федеральными законами.
     4. Основания   расторжения   договора   аренды  земли  (помимо
указанных в ч. 2 настоящей статьи):
     а) по взаимному волеизъявлению сторон;
     б) в случае истечения срока действия договора;
     в) по требованию одной из сторон по решению суда.
     Порядок   и  последствия  расторжения  договора  аренды  земли
определяется гражданским законодательством Российской Федерации.
     5. Основания   расторжения   договора  временного  пользования
землей (помимо указанных в ч. 2 настоящей статьи);
     а) по взаимному волеизъявлению сторон;
     б) в случае истечения срока действия договора;
     в) по требованию одной из сторон по решению суда.
     6. Споры   о  прекращении  прав  на  землю  рассматриваются  в
судебном порядке.

     Статья 15. Использование земельных участков для изыскательских
                работ

     1. Геодезические,   геологосъемочные,   поисковые   и   другие
исследования    и    изыскания    на    территории    традиционного
природопользования    осуществляются    организациями   на   основе
договора,    заключаемого    с   владельцами   земельных   участков
(независимо  от  правового  статуса  владения ими) и решения органа
местного  самоуправления, принятого по согласованию с общественными
организациями  коренных  малочисленных  народов Севера и этнических
общностей.  Земельные  участки  для проведения изыскательских работ
не изымаются.
     2. В    договоре    предусматривается:    порядок    и   сроки
осуществления  работ  и  приведения земельных участков в состояние,
пригодное  для  использования  по целевому назначению, количество и
расположение   временных   построек,   складов   и  иных  временных
сооружений,   обязанности   по   возмещению   убытков,  причиненных
владельцу   земельного   участка,  специальные  правила  проведения
изыскательских     работ,    учитывающие    специфику    территории
традиционной   хозяйственной   деятельности   и   другие   условия,
определяемые     природоохранным     законодательством.     Договор
регистрируется   в   специальном   уполномоченном   территориальном
государственном  органе  автономного округа по земельным ресурсам и
землеустройству.
     3. В  случае  недостижения  соглашения  спор рассматривается в
судебном  порядке.  В  соответствии  с  решением  суда  заключается
договор временного пользования землей.
     4. Организации,  осуществляющие  изыскательские  работы, после
приведения   земельных   участков   в   состояние,   пригодное  для
использования  по  целевому назначений, сдают их по акту владельцам
земельных   участков,   копия   акта   направляется  в  специальный
уполномоченный  территориальный  государственный  орган автономного
округа по земельным ресурсам и землеустройству.
     5. Приведение    земельных    участков    в    пригодное   для
использования  состояние  производится организацией, осуществляющей
изыскательские   работы   за   свой   счет  в  ходе  работ,  а  при
невозможности этого в срок предусмотренный в договоре.

     Статья 16. Прекращение прав на земельный участок при его
                изъятии для государственных или муниципальных нужд
                на территории традиционной хозяйственной
                деятельности

     1. Изъятие   земельных   участков   для   государственных  или
муниципальных  нужд  на   территории   традиционной   хозяйственной
деятельности  коренных  малочисленных  народов  Севера и этнических
общностей допускается лишь в исключительных  случаях,  связанных  с
выполнением  международных обязательств,  строительством автодорог,
магистральных нефте(газо)проводов,  линий связи,  электропередач  и
других   линейных   сооружений   при  отсутствии  других  вариантов
размещения этих объектов, а также для  разработки  ценных  полезных
ископаемых при соблюдении следующих условий:
     а) наличии    положительного    заключения     государственной
экологической экспертизы;
     б) наличии  свободного  и  сознательного   согласия   коренных
малочисленных  народов  Севера и этнических общностей,  выявляемого
путем проведения органами местного самоуправления референдума среди
населения  о возможности и условиях такого изъятия в соответствии с
частью 4 статьи 9 настоящего Закона;
     в) сохранении  права  коренных  малочисленных народов Севера и
этнических   общностей   возвращения    на    земли    традиционной
хозяйственной   деятельности  по  прекращении  действия  оснований,
вызвавших переселение;
     г) предоставлении  других  земель,  не  уступающих  по  своему
качеству ранее занимаемым землям, позволяющим им удовлетворять свои
нужды  и  развиваться,  или  если  лица,  указанные   в   статье  8
настоящего Закона предпочитают получить полную денежную компенсацию
за   понесенные  ими  в  связи  с  переселением  убытками,  включая
упущенную выгоду.
     2. Изъятие  с целью предоставления для несельскохозяйственного
использования  особо  ценных  оленьих  пастбищ, охотничьих и других
промысловых    угодий   с   кадастровой   оценкой   (оленеемкостью,
продуктивностью)   превышающей   среднерайонный   уровень   на   25
процентов,  а  также земель особоохраняемых природных территорий не
допускается.  Перечень таких земель устанавливается Государственной
Думой автономного округа.
     3. Порядок  изъятия  и  предоставления  земель устанавливается
Государственной Думой автономного округа.
     4. Споры,  возникающие  по поводу изъятия земельных участков и
возмещения   связанных   с  этим  убытков  разрешаются  в  судебном
порядке.

       ГЛАВА 5. ЗАЩИТА ЗЕМЕЛЬНЫХ ПРАВ. ЕЕ СПОСОБЫ И ПОРЯДОК

     Статья 17. Судебная защита земельных прав

     1. Защита    нарушенных    или   оспоренных   земельных   прав
осуществляется судом, арбитражным или третейским судом.
     2. Решение,  принятое  в  административном порядке, может быть
обжаловано в суд, арбитражный суд.

     Статья 18. Способы защиты земельных прав

     Защита земельных прав осуществляется путем:
     а) признания  права   путем   вынесения   судебного   решения,
устанавливающего земельные права;
     б) восстановления  положения,  существовавшего  до   нарушения
права и пресечении действий,  нарушающих право или создающих угрозу
его нарушения;
     в) присуждения   к  исполнению  обязанности  в  натуре  лицом,
виновным в нарушении прав другого лица;
     г) возмещения убытков причиненных нарушением земельных прав;
     д) признание судом актов  государственных  или  иных  органов,
противоречащих  закону  недействительными  с  возмещением  убытков,
причиненных гражданину (объединению граждан) или юридическому  лицу
соответствующим органом;
     е) установления  запрета  на  вмешательство   в   деятельность
субъектов  земельных  прав,  связанную с традиционной хозяйственной
деятельностью  со  стороны  государства,  за  исключением   случаев
нарушния земельного законодательства;
     ж) установления  в  законе  исчерпывающего   перечня   случаев
прекращения или ограничения земельных прав;
     з) установления в законе  гарантий  защиты  земельных  прав  в
случае их прекращения или ограничения государством;
     и) иными способами, предусмотренными законом.

     Статья 19. Гарантии прав владельцев земельных участков в
                случаях  их  изъятия  для  государственных  или
                муниципальных нужд или ограничения их земельных
                прав

     1.   Изъятие   для   государственных  или  муниципальных  нужд
земельных  участков  у граждан (их объединений) может производиться
по    согласованию    с    общественными   организациями   коренных
малочисленных народов Севера: (В  редакции  Закона  Ямало-Ненецкого
автономного округа от 05.03.2001 г. N 15-ЗАО)
     а) после   выделения   по   их   желанию   органами   местного
самоуправления равноценного земельного участка;
     б) после   строительства  на  новом  месте  организацией,  для
которой  отводится  земельный  участок,  построек,  аналогичных  по
назначению, взамен изымаемых по их договоренности;
     в) после возмещения в  полном  объеме  всех  убытков,  включая
упущенную выгоду, а также потери сельскохозяйственного производства
в порядке установленном Правительством Российской Федерации.
     2. Изъятие  для государственных и муниципальных нужд земельных
участков юридических лиц может производиться при условии:
     а) строительства по их желанию жилых,  производственных и иных
построек, рыбохозяйственных и иных объектов взамен изымаемых;
     б) возмещения  в  полном  объеме  всех  иных убытков,  включая
упущенную   выгоду   в  порядке  указанном в п. "в", ч. 1 настоящей
статьи.
     3.   Владельцы   земельных   участков  (независимо  от  титула
владения   ими)   должны  быть  не  позднее  чем  за  один  год  до
предстоящего   изъятия   земельного   участка  уведомлены  об  этом
органом,  принявшим  решение об изъятии. Изъятие земельного участка
до  истечения  года со дня получения уведомления допускается только
с согласия владельца участка. (В  редакции  Закона  Ямало-Ненецкого
автономного округа от 05.03.2001 г. N 15-ЗАО)
     4. При  изъятии  земельного  участка  для  государственных или
муниципальных   нужд   его   собственнику    наряду  с  гарантиями,
предусмотренными  частями  первой и второй настоящей статьи, должна
быть  возмещена стоимость земельного участка по договорной цене, но
не ниже нормативной.

                      ГЛАВА 6. ОХРАНА ЗЕМЕЛЬ

     Статья 20. Задачи и содержание охраны земель

     Задачи  и  содержание  охраны  земель  определяются законами и
иными   нормативными   правовыми   актами  Российской  Федерации  и
автономного округа.

         ГЛАВА 7. ЗЕМЛИ КРЕСТЬЯНСКИХ ХОЗЯЙСТВ, СВЯЗАННЫХ С
   ТРАДИЦИОННЫМИ ВИДАМИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРОМЫСЛАМИ

     Статья 21. Общие условия предоставления земель для ведения
                крестьянского хозяйства

     1. Право  на  получение   земельного   участка   для   ведения
крестьянского  хозяйства  связанного  с  традиционной хозяйственной
деятельностью,  по разрешению органа местного самоуправления, имеют
дееспособные  граждане  Российской  Федерации  достигшие 18-летнего
возраста  из  числа  коренных  малочисленных   народов   Севера   и
этнических  общностей,  а  так  же,  независимо  от национальности,
старожилы  -  лица,  родившиеся  либо   прожившие   на   территории
автономного  округа  не  менее  30 лет и занимающиеся традиционными
видами хозяйственной деятельности.
     2. Крестьянское  хозяйство  может  быть представлено отдельным
гражданином, семьей или группой других лиц.
     3. Земельные    участки   предоставляются   для   одного   или
нескольких    видов    традиционной   деятельности   (оленеводства,
охотничьего    и    рыболовного    промысла),  т. е.   комплексного
использования имеющихся на территории биологических ресурсов.
     4. Земельные  участки  предоставляются крестьянскому хозяйству
на одном из следующих правовых титулов:
     - на праве собственности;
     - подпункт;  (Исключен  -  Закон  Ямало-Ненецкого  автономного
округа от 05.03.2001 г. N 15-ЗАО)
     - на праве постоянного (бессрочного) пользования;
     - по договору аренды (которая может быть как основным  титулом
владения землей, так и дополнительным к основному).
     5. Размер     участка    определяется    технико-экономическим
обоснованием  -  в  том  числе в собственность бесплатно в пределах
среднерайонной   нормы   на  одного  члена  хозяйства.  Необходимым
условием   установления   предельных  размеров  земельного  участка
является   обеспечение   рационального   использования   земель   и
недопустимость  потерь биологической продуктивности растительного и
животного мира.
     6. За  гражданами,  получившими  земельные участки для ведения
крестьянского   хозяйства   и   имеющими   жилой  дом  в  поселении
сохраняется приусадебный земельный участок при доме.

     Статья 22. Порядок предоставления земельных участков для
                ведения крестьянского хозяйства гражданам,
                работающим в сельскохозяйственном предприятии

     1. Работник    сельскохозяйственного   предприятия, пожелавший
заняться  традиционной  хозяйственной  деятельностью имеет право на
получение   земельного   участка  с  целью  создания  крестьянского
хозяйства.
     2. При   выходе   из   сельскохозяйственного  предприятия  для
ведения  крестьянского  хозяйства члены коллектива подают заявление
в  соответствующее  предприятие,  в  котором  указывают  количество
работающих  в  хозяйстве  членов  семьи  (других  лиц),  пожелавших
организовать хозяйство, предполагаемые размеры земельного участка.
     3. Орган,  уполномоченный решать данный вопрос в месячный срок
с   момента   подачи  заявления  принимает  решение  о  размерах  и
местоположении   выделяемого   в   натуре   земельного   участка  и
направляет   его   в   специальный  уполномоченный  территориальный
государственный  орган  автономного  округа по земельным ресурсам и
землеустройству,  который  организует  за  счет  бюджетных  средств
установление  и оформление границ земельного участка и выдает главе
крестьянского  хозяйства свидетельство о праве на земельный участок
и план (чертеж границ) земельного участка.
     Специальный   уполномоченный  территориальный  государственный
орган  автономного  округа  по земельным ресурсам и землеустройству
предварительно  согласовывает  с  сельскохозяйственным предприятием
местоположение, изымаемого у него земельного участка.
     4. Земельный участок  выделяется на одном из указанных в ч. 4,
статьи 21 настоящего закона правовых титулах.
     5. Представляемые  земельные участки для ведения крестьянского
хозяйства  должны  иметь кадастровую оценку, как правило, на уровне
средней кадастровой оценки по данному хозяйству.
     6. В    случае,    когда    размер   земельной   доли   меньше
среднерайонной  нормы  бесплатной  передачи  земли в собственность,
члены    крестьянского    хозяйства,    вышедшие    из   коллектива
сельскохозяйственного   предприятия,  вправе  обратиться  в  органы
местного  самоуправления с заявлением о передаче им в собственность
из   земель   фонда   перераспределения   бесплатно  дополнительных
земельных  участков  до  среднерайонной  нормы  бесплатной передачи
земли в собственность.
     Возможна   и   аренда  дополнительных  земельных  участков  из
состава   земель  фонда  перераспределения  и  сельскохозяйственных
предприятий.
     7. Для  наделения  земельными  участками крестьянских хозяйств
сельскохозяйственные   предприятия  формируют  (если  в  этом  есть
необходимость)  специальные  территории  (зоны)  для их компактного
размещения.
     8. Споры   о   выделении   земельных  участков  разрешаются  в
судебном порядке.

     Статья 23. Порядок предоставления земель для крестьянского
                хозяйства из земель фонда перераспределения и из
                земель государственного лесного фонда

     1. Гражданам,     не     являющимся     членами     коллектива
сельскохозяйственных  предприятий,  земельные  участки  для ведения
крестьянского   хозяйства,   связанного   с   традиционными  видами
хозяйственной   деятельности   предоставляются   из   земель  фонда
перераспределения  либо  земель  лесного  фонда  по их заявлению на
одном   из   правовых   титулов,  указанных  в  части 4, статьи  21
настоящего  закона  по  решению  органов  местного самоуправления в
соответствии с их компетенцией.
     2. В  заявлении,  подписанном  главой  и членами крестьянского
хозяйства,    указываются    цель    использования   испрашиваемого
земельного  участка, его предполагаемые размеры и местоположение, а
также  наличие  земельных  участков  для испрашиваемых целей, а при
аренде   -   срок   использования.   К   заявлению   гражданина   о
предоставлении  земельного участка должны быть приложены документы,
подтверждающие   его   опыт   работы,  связанный   с   традиционной
хозяйственной    деятельностью,    либо   прохождения   специальной
подготовки.
     3. Постановление  о предоставлении или отказе в предоставлении
участка  принимается  органами местного самоуправления на основании
предоставленных      документов     соответствующим     специальным
уполномоченным  территориальным государственным органом автономного
округа  по  земельным ресурсам и землеустройству в месячный срок со
дня подачи заявления.
     4. Решение  об  отказе  в  выделении  земельного участка может
быть  обжаловано  в  суд,  равно  как  и  действия должностных лиц,
нарушающих   права   граждан   на  получение  участка  для  ведения
крестьянского  хозяйства, в том числе сокрытие информации о наличии
свободных  земель  в  составе  земель  запаса и в том числе в фонде
перераспределения земель.
     5. Земельный  участок  выделяется  в  соответствии  со  схемой
землеустройства.
     6. При    наличии    нескольких    претендентов,    пожелавших
организовать   крестьянское   хозяйство,   преимущественное   право
отдается   гражданам,   предки   которых   сами  проживали  и  вели
традиционную  хозяйственную  деятельность на этой территории, а при
отсутствии  соответствующих  прав  выбор производится на конкурсной
основе   органами   местного  самоуправления  по  месту  нахождения
земельного участка.

     Статья 24. Наследование земельного участка, находящегося в
                собственности граждан, ведущих крестьянское
                хозяйство

     1. В  случае  смерти  главы  крестьянского хозяйства земельный
участок  передается  по наследству одному из членов этого хозяйства
по согласованию с другими членами крестьянского хозяйства.
     При  отсутствии  такового, земельный участок передается одному
из   наследников  имущества  умершего,  изъявившему  желание  вести
крестьянское   хозяйство,   в   соответствии   с  законодательством
Российской Федерации.
     2. Наследники,   которые   не   будут  участвовать  в  ведении
крестьянского  хозяйства,  имеют  право  на получение компенсации в
размере  стоимости той части участка, которая соответствует их доле
в наследстве.
     3. Если   земельный   участок   находится   в   общей  долевой
собственности  членов  крестьянского  хозяйства  то в случае смерти
одного  из  членов  хозяйства  наследники  его земельной доли имеют
право   на   получение   компенсации  в  размере  стоимости  данной
земельной   доли   либо  на  выдел  этой  земельной  доли  с  целью
организации   самостоятельного  крестьянского  хозяйства  с  учетом
требований ч. 5, статьи 21 настоящего закона.
     4. В      случае     отсутствия     наследников     происходит
перераспределение   земельных   долей   в   составе  общей  долевой
ответственности    между    членами   крестьянского   (фермерского)
хозяйства пропорционально их доле в общей собственности.

     Статья 25. Наследование права пожизненного наследуемого
                владения, постоянного (бессрочного) пользования,
                аренды земельного участка гражданами, ведущими
                крестьянское хозяйство

     1. Земельные  участки, предоставленные крестьянским хозяйствам
на   праве  пожизненного  наследуемого  владения  либо  постоянного
(бессрочного)  пользования  в  случае  открытия наследства подлежат
обязательной  перерегистрации.  В случае отсутствия наследников или
отказа  наследников  от  ведения  крестьянского хозяйства земельный
участок  зачисляется в фонд перераспределения земель, а наследникам
возмещается   стоимость   затрат,   произведенных   в  крестьянском
хозяйстве на улучшение земли.
     2. Право  аренды  земельного участка переходит по наследству к
новому главе крестьянского хозяйства.
     Переоформление  договора аренды в этом случае не производится,
изменения  вносятся  в  регистрационную  поземельную книгу по месту
государственной регистрации договора аренды земли.

        ГЛАВА 8. КОМПЕТЕНЦИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
       АВТОНОМНОГО ОКРУГА И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
                    АВТОНОМНОГО ОКРУГА В СФЕРЕ
                 РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

     Статья 26. Компетенция Государственной Думы автономного округа
                в сфере регулирования земельных отношений

     К компетенции    Государственной   Думы   автономного   округа
относится:
     - принятие  законодательных  и иных нормативных правовых актов
в  соответствии  с  Конституцией  Российской Федерации, федеральным
законодательством,  Уставом  (Основным Законом) автономного округа,
настоящим Законом, иными законами автономного округа.
     - установление размеров и порядка взимания платы за землю;
     - установление льгот по взиманию платы за землю;
     - установление   и  изменение,  на  основании  соответствующих
проектных разработок,  границ территорий традиционной хозяйственной
деятельности;
     - иные    полномочия    в    соответствии    с     федеральным
законодательством и законодательством автономного округа.

     Статья 27. Компетенция администрации автономного округа в
                сфере регулирования земельных отношений

     К компетенции администрации автономного округа относится:
     - разработка    и   реализация   программ   по   рациональному
использованию   земель,   повышению   продуктивности   естественных
кормовых  угодий  (оленьих  пастбищ),  охране  земельных ресурсов в
комплексе с другими природоохранными мероприятиями;
     - защита   прав   собственников,  владельцев, пользователей  и
арендаторов;
     - организация  землеустройства,  ведение земельного кадастра и
мониторинга земель;
     - распоряжение    земельными    участками,    находящимися   в
собственности  автономного  округа  в  соответствии  с  федеральным
законодательством и законодательством автономного округа;
     - организация работы по государственной  регистрации  прав  на
земельные участки и находящихся на них объекты недвижимости;
     - разрешение земельных споров в пределах своей компетенции;
     - разработка   и   принятие   нормативных   правовых  актов  в
соответствии с федеральными законами и законами автономного округа;
     - иные   полномочия   в   соответствии   с   законодательством
Российской Федерации и автономного округа.

     Статья 28. Компетенция органов местного самоуправления
                автономного округа в сфере регулирования земельных
                отношений
     К  компетенции  органов  местного  самоуправления  автономного
округа относится:
     - решение    вопросов    местного    значения,   связанных   с
использованием и охраной земель;
     - обеспечение  реализации  государственной политики Российской
Федерации и автономного  округа  в  сфере  регулирования  земельных
отношений;
     - принятие нормативных правовых актов по вопросам,  отнесенным
к их компетенции;
     - разработка и обеспечение финансирования местных  программ  и
других мероприятий по использованию и охране земель;
     - установление размеров  земельных  участков,  предоставляемых
гражданам   и   их   объединениям  в  собственность,  владение  для
традиционных видов хозяйствования;
     - предоставление  и изъятие земель находящихся в муниципальной
собственности;
     - осуществление  в  соответствии с земельным законодательством
Российской Федерации и законодательством  автономного  округа  иных
полномочий по использованию и охране земель.

    ГЛАВА 9. УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ЗЕМЕЛЬ
                 НА ТЕРРИТОРИИ АВТОНОМНОГО ОКРУГА

     Статья 29. Задачи управления в области использования и охраны
                земель

     Задачами  управления  в  области использования и охраны земель
являются:
     - реализация   органами   государственной  власти  автономного
округа,  органами местного самоуправления  правомочий  собственника
земли в соответствии с действующим законодательством;
     - организация рационального использования и охраны всех земель
на территории автономного округа;
     - охрана прав на землю граждан (их объединений) и  юридических
лиц.

     Статья 30. Органы управления в области использования и охраны
                земель

     Управление   в   области   использования   и   охраны   земель
осуществляется   администрацией   автономного   округа,  специально
уполномоченными   государственными  органами  и  органами  местного
самоуправления  в пределах их полномочий, установленных действующим
законодательством.

     Статья 31. Функции управления в области использования и охраны
                земель

     К  функциям управления в области использования и охраны земель
относятся:
     - мониторинг земель;
     - учет земель;
     - государственный земельный кадастр;
     - определение категории земельного участка;
     - перевод земель из одной категории в другую;
     - предоставление  (передача)  земельных  участков  и   изъятие
земель;
     - землеустройство;
     - контроль за использованием и охраной земель.

     ГЛАВА 10. РАЗРЕШЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ СПОРОВ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА
     НАРУШЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ВОЗМЕЩЕНИЕ УЩЕРБА,
           УБЫТКОВ СОБСТВЕННИКАМ ЗЕМЛИ, ЗЕМЛЕВЛАДЕЛЬЦАМ,
  ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАТЕЛЯМ, АРЕНДАТОРАМ И ПОТЕРЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО
                           ПРОИЗВОДСТВА

     Статья 32. Виды земельных споров, органы, имеющие право их
                разрешать и порядок их разрешения

     1. Земельные споры возникают из следующих отношений:
     - собственности на землю;
     - связанных с предоставлением и изъятием (выкупом) земель;
     - земельных,  связанных  с  имущественными  отношениями (между
гражданами и между юридическими лицами о порядке пользования  общим
земельным участком);
     - имущественных,     связанных    с   земельными   отношениями
(о возмещении убытков, причиненных гражданам, юридическим лицам как
собственникам земельных участков, землепользователям и арендаторам;
о недоимках по земельному налогу и другие).
     2. Споры  указанные  в ч. 1  настоящей  статьи  разрешаются  в
судебном порядке.
     3. Порядок    разрешения    земельных    споров   определяется
законодательством Российской Федерации.

     Статья 33. Нарушения земельного законодательства и виды
                ответственности за них

     Перечень  нарушений  земельного  законодательства, виды и меры
ответственности  за  них определяются действующим законодательством
Российской Федерации и автономного округа.

     Статья 34. Возмещение ущерба, причиненного нарушением
                земельного законодательства

     1. Юридические  лица  и  граждане  обязаны возместить в полном
объеме       ущерб,       причиненный       ими       собственнику,
владельцу,пользователю,  арендатору земельного участка в результате
нарушения  земельного законодательства, включая упущенную выгоду, в
порядке,    предусмотренном    Гражданским    Кодексом   Российской
Федерации.
     2. Самовольно    занятые    земельные   участки   возвращаются
собственникам,    владельцам,    пользователям,   арендаторам   без
возмещения    затрат,    произведенных    нарушителями   земельного
законодательства за время незаконного пользования этими участками.
     3. Приведение    земельных    участков    в    пригодное   для
использования  состояние  при  их  захламлении, других видах порчи,
самовольном   занятии,  снос  зданий,  строений  и  сооружений  при
самовольном  строительстве,  а  также  восстановление  уничтоженных
межевых  знаков  производятся организациями и гражданами, виновными
в указанных нарушениях либо за их счет.

     Статья 35. Возмещение убытков, причиненных изъятием (выкупом)
                или временным занятием земель, а также ограничением
                прав собственников земли, землепользователей,
                землевладельцев и арендаторов

     1. Убытки,   причиненные   изъятием  (выкупом)  или  временным
занятием земельных  участков  для  государственных  и  общественных
нужд,  а  также ограничением прав собственников земли,  владельцев,
пользователей  и  арендаторов  или  ухудшением  качества  земель  в
результате    влияния,    вызванного   деятельностью   предприятий,
учреждений,  организаций и граждан  подлежат  возмещению  в  полном
объеме  (включая  упущенную выгоду в расчете на предстоящий период,
необходимый   для    восстановления    нарушенного    производства)
собственнику   земли,   владельцам,   пользователям  и  арендаторам
понесшим эти убытки.
     2. Возмещение  убытков, включая упущенную выгоду, производится
в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

     Статья 36. Возмещение потерь сельскохозяйственного
                производства

     1. Потери    сельскохозяйственного   производства,   вызванные
изъятием  сельскохозяйственных  угодий  и  оленьих  пастбищ, в  том
числе  расположенных  на землях лесного фонда, для использования их
в  целях,  не  связанных  с  ведением  сельского хозяйства, а также
ограничением  использования,  вызванного деятельностью предприятий,
учреждений   и   организаций,   подлежат   возмещению   в   бюджеты
соответствующих  органов местного самоуправления, в ведении которых
находятся  эти  земли и землепользователей в порядке, установленном
действующим   законодательством.  Указанные  потери  компенсируются
помимо  возмещения  убытков,  предусмотренных статьей 35 настоящего
Закона.
     2. Потери сельскохозяйственного производства возмещаются:
     - предприятиями,   учреждениями   и   организациями,   которым
отводятся сельскохозяйственные угодия и оленьи пастбищ для нужд, не
связанных с ведением сельского хозяйства;
     - предприятиями, учреждениями и организациями, вокруг объектов
которых  устанавливаются  охранные,  санитарные,  защитные и другие
зоны.
     3. Размеры,  порядок определения подлежащих возмещению потерь,
а  также  случаи  освобождения  от  их  возмещения  устанавливаются
Правительством Российской Федерации.

     Статья 37. Использование средств, поступающих в порядке
                возмещения потерь сельскохозяйственного
                производства

     Средства,    поступающие    в    порядке   возмещения   потерь
сельскохозяйственного   производства   в   бюджеты  соответствующих
органов  местного самоуправления, в ведении которых находятся земли
используемые   для   освоения  новых  земель,  улучшения  состояния
сельскохозяйственных   угодий  и  продуктивности  оленьих  пастбищ,
проведения   проектно-изыскательских   работ   по  землеустройству,
земельному  кадастру  и  мониторингу  земель, а также осуществления
мероприятий,  направленных  на восстановление и улучшение состояния
земель.

          ГЛАВА 11. ПЕРЕХОДНЫЕ И ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     Статья 38. Переходные положения

     1. Глава 7. "Земли   крестьянских    хозяйств,   связанных   с
традиционными      видами      хозяйственной     деятельности     и
промыслами" настоящего  Закона  в  части  предоставления  земельных
участков  крестьянскому хозяйству на праве собственности вступает в
силу  с момента принятия Закона Российской Федерации, регулирующего
земельные    отношения   в   местах   проживания   и   традиционной
хозяйственной  деятельности коренных малочисленных народов Севера и
этнических общностей.
    Часть  2. (Исключена - Закон Ямало-Ненецкого автономного округа
от 10.06.2003 г. N 26-ЗАО)

     Статья 39. Вступление настоящего Закона в силу

     Настоящий  Закон  вступает  в  силу  со  дня  его официального
опубликования в окружных средствах массовой информации.


     Губернатор автономного округа                       Ю.В.Неёлов

     г. Салехард
     14 октября 1997 г.
     N 39

Информация по документу
Читайте также