Расширенный поиск
Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 06.10.1998 № 40-ЗАОРоссийская Федерация Ямало-Ненецкий автономный округ З А К О Н Утратил силу - Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 18.10.2004 г. N 50-ЗАО Об охране памятников истории, культуры и архитектуры в Ямало-Ненецком автономном округе Принят Государственной Думой Ямало-Ненецкого автономного округа 23 сентября 1998 года ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Задачи настоящего закона Настоящий закон устанавливает основные понятия и положения в сфере охраны памятников истории и культуры на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - автономный округ) и регулирует отношения, возникающие в связи с государственной охраной недвижимых памятников истории и культуры в целях их сохранения для современников и будущих поколений. Статья 2. Законодательство об охране и использовании памятников истории и культуры 1. Отношения по охране и использованию памятников истории и культуры в автономном округе регулируются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим законом и иными нормативными правовыми актами автономного округа. 2. Установленный настоящим законом порядок учета, охраны, использования и реставрации памятников истории и культуры применяется ко всем памятникам истории и культуры независимо от их формы собственности. Статья 3. Основные понятия 1. Используемые в настоящем законе понятия означают: государственная охрана памятников истории и культуры - система правовых, организационных, финансовых, информационных и иных мер, направленных на выявление, учет, изучение, сохранение, реставрацию, популяризацию и обеспечение режима использования памятников истории и культуры, в том числе их общественной доступности; объекты культурного наследия - здания, сооружения и иные недвижимые или движимые объекты, расположенные на территории автономного округа, обладающие исторической, научной, художественной или иной культурной ценностью; движимые памятники истории и культуры - произведения живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, произведения народного творчества, документы, образцы книгопечатания, археологические находки, в том числе - составляющие архивные, музейные, библиотечные и иные фонды, государственные коллекции, входящие в состав частных коллекций, в том числе и находящиеся в недвижимых памятниках культуры; недвижимые памятники культуры - объекты культурного наследия, неразрывно связанные с землей и обладающие общественно-значимой универсальной культурной (археологической, исторической, художественной, архитектурной или иной) ценностью, зарегистрированные в Государственных списках памятников истории и культуры автономного округа, либо в списках выявленных памятников культуры, вне зависимости от их формы собственности, характера использования или степени их сохранности; недвижимые памятники культуры ансамблевые - исторически или по единому замыслу сложившиеся комплексы недвижимых памятников культуры в их композиционной и ландшафтной взаимосвязи, культурно-исторические места; недвижимые памятники культуры единичные - здания или сооружения, отдельные или образующие четко локализуемые ансамбли (монастыри, крепости, городские и сельские усадьбы, погосты и другие), вместе с находящимися в них движимыми культурными ценностями и их историческими территориями, археологические культурные слои; Государственный список недвижимых памятников культуры автономного округа - перечень недвижимых памятников культуры, находящихся под охраной автономного округа; Список выявленных недвижимых культурных ценностей автономного округа - перечень недвижимых объектов, предлагаемых государственными органами охраны памятников культуры (далее - органы охраны памятников) для включения в Государственный список недвижимых памятников культуры автономного округа; Список учетных недвижимых культурных ценностей автономного округа - перечень недвижимых культурных ценностей, выявленных при обследовании объектов культурного наследия; Список исторических городов и поселений автономного округа - перечень городов и поселений, обладающих историко-культурной ценностью планировки и застройки и получивших статус исторических; исторический город, историческое поселение - город или поселение, обладающее выдающейся историко-градостроительной, историко-архитектурной, ландшафтной или иной ценностью и включенное в Список исторических городов и поселений автономного округа; особо ценные объекты культурного наследия автономного округа (далее - особо ценные объекты) - историко-культурные комплексы, архитектурные ансамбли, и иные объекты, представляющие собой материальные, интеллектуальные и художественные ценности уникального характера с точки зрения истории, археологии, архитектуры, науки и искусства, отнесенные к таковым постановлением Губернатора автономного округа; реставрация - комплекс исследовательских, проектных и производственных работ, проводимых на памятниках истории и культуры с целью максимального обеспечения их сохранности; зоны охраны недвижимого памятника истории или культуры - земельные и водные участки, необходимые для обеспечения сохранности недвижимого памятника культуры, закрепленные в своих границах в установленном законодательством порядке и обладающие специальным правовым режимом их использования; земли историко-культурного назначения - земли, на которых располагаются памятники истории и культуры, достопримечательные места, в том числе объявленные историко-культурными заповедниками (музеями-заповедниками) или заповедными местами; занятые учреждениями культуры, с которыми связано существование традиционных народных художественных промыслов и ремесел; исторической застройки городов, поселений; военных и гражданских захоронений, индустриальных и археологических памятников и иных объектов историко-культурного наследия; открытый лист - специальное разрешение на право проведения археологических исследований и регистрируемое в порядке, устанавливаемом федеральным органом охраны памятников; статус исторического города (поселения) - режим развития и застройки исторических территорий города или поселения, установленный с целью полного сохранения и раскрытия его исторической, градостроительной, архитектурной и художественной ценности. Статья 4. Виды памятников культуры 1. К недвижимым памятникам истории и культуры могут быть отнесены: 1) памятники архитектуры и градостроительства: а) архитектурные ансамбли и комплексы, исторические центры, кварталы улицы, остатки древней планировки и застройки городов и других населенных пунктов; сооружений гражданской и промышленной архитектуры, народного зодчества, а так же связанные с ним произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного, садово-паркового искусства, природные ландшафты; б) единичные памятники: отдельные постройки, здания, сооружения фортификационного, культового, дворцового, жилого, общественного, административного, торгового, производственного, научного, учебного назначения вместе со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, а также с их историческими территориями; 2) достопримечательные места: территории, имеющие универсальную ценность как совместные творения природы и человека с точки зрения истории и этнологии, в том числе места бытования народных художественных промыслов; 3) памятники истории: постройки с их исторически сложившимися территориями, памятные места, некрополи и отдельные захоронения, ландшафты, связанные с историческими, в том числе военными, событиями, с жизнью выдающихся исторических личностей, ученых, деятелей науки и культуры; 4) памятники археологии: а) культурные слои и остатки построек древних городов, городищ, селищ, стоянок, жилищ, объектов фортификационного назначения, религиозного назначения - храмов, церквей, монастырей, святых мест, культовых комплексов, мест совершения обрядов; б) погребальные комплексы - курганные и грунтовые могильники, отдельные погребения, некрополи, мавзолеи, капища; в) каменные кресты, культовые камни, изваяния, наскальная и пещерная живопись, этнографические памятники; г) объекты хозяйственного назначения - остатки и следы охотничьих, скотоводческих, земледельческих, промысловых угодий, добывающих и обрабатывающих производств, мастерских, ирригационных сооружений, гидротехнических устройств (прудов, каналов и других), транспортных артерий и сооружений (дорог, мостов, стоянок и других), инфраструктура водных и водно-волоковых путей. 2. К движимым памятникам истории и культуры могут быть отнесены: 1) предметы древности, такие как орудия труда, гончарные изделия, изделия из стекла, дерева и металла, произведения эпиграфики, монеты, печати, драгоценности, оружие, предметы из погребений; 2) этнологические материалы; 3) произведения живописи и графики на любой основе и из любых материалов ручной работы, а также чертежи и промышленные изделия, украшенные вручную; 4) афиши и фото-афиши как виды оригинального творчества; 5) оригинальные художественные подборки и монтаж из любых материалов; 6) произведения скульптуры из любых материалов; 7) произведения декоративно-прикладного искусства из любых материалов; 8) манускрипты, инкунабулы, кодексы, книги и издания, представляющие особый интерес; 9) предметы, представляющие интерес с точки зрения истории быта, ремесла, промышленного производства; 10) архивные документы, включая рукописи, документы, записи текстов, карты, и другие картографические материалы, фотографии, кинофильмы, видео и звукозаписи, машиночитаемые документы. 3. Памятниками культуры могут являться также и иные, не поименованные в настоящем законе, объекты и комплексы объектов, их фрагменты. ГЛАВА II ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ И ОХРАНОЙ ПАМЯТНИКОВ КУЛЬТУРЫ Статья 5. Государственное управление в области охраны и использования памятников истории и культуры 1. В целях сохранения памятников истории и культуры и обеспечения выполнения всеми юридическими и физическими лицами обязанностей по соблюдению правил и порядка охраны памятников истории и культуры, установленных законодательством Российской Федерации и автономного округа, в автономном округе осуществляется государственное управление и контроль за охраной и использованием памятников истории и культуры. 2. Государственное управление в области охраны и использования памятников истории и культуры в автономном округе осуществляется органами государственной власти автономного округа, специально уполномоченным органом охраны памятников истории и культуры автономного округа, иными органами охраны памятников истории и культуры (далее - органы охраны памятников). 3. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации и автономного округа, органы государственной власти автономного округа взаимодействуют с федеральными и местными органами охраны памятников истории и архитектуры. Статья 6. Специально уполномоченный орган охраны памятников истории и культуры автономного округа 1. Для осуществления государственной политики автономного округа в области охраны памятников истории и культуры в структуре органа исполнительной власти автономного округа действует специально уполномоченный орган охраны памятников истории и культуры (далее - орган охраны памятников автономного округа). 2. Обеспечение сохранности документальных памятников истории и культуры осуществляется архивными органами в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим законом и Законом Ямало-Ненецкого автономного округа "Об архивном фонде Ямало-Ненецкого автономного округа и архивах". 3. Орган охраны памятников автономного округа вправе создавать при себе организации, занимающиеся вопросами учета, исследования и реставрации памятников истории и культуры. 4. Указания органа охраны памятников автономного округа, данные в пределах его компетенции, обязательны для должностных лиц органа исполнительной власти автономного округа, органов местного самоуправления в автономном округе, юридических и физических лиц. Статья 7. Полномочия органа охраны памятников автономного округа 1. Орган охраны памятников автономного округа для осуществления возложенных на него задач осуществляет следующие полномочия: 1) осуществляет контроль за соблюдением законодательства об охране и использовании памятников истории и культуры; 2) участвует в осуществлении федеральных программ в области охраны и использования памятников истории и культуры, разрабатывает на их основе окружные программы по выявлению, изучению, учету, охране, реставрации и музеефикации памятников истории и культуры; 3) обеспечивает ведение государственного списка недвижимых памятников истории и культуры местного значения; 4) обеспечивает ведение государственного списка исторических городов и поселений местного значения; 5) организует подготовку и переподготовку кадров в области консервации, реставрации и учета памятников истории и культуры. 2. Иные полномочия органа охраны памятников автономного округа определяются органами государственной власти автономного округа в соответствии с законодательством Российской Федерации и автономного округа. Статья 8. Полномочия органов местного самоуправления в автономном округе 1. Органы местного самоуправления в автономном округе взаимодействуют с органом охраны памятников автономного округа при осуществлении мероприятий по выявлению, учету, охране и контролю за использованием памятников истории и культуры, а так же могут быть наделены отдельными государственными полномочиями в области охраны и использования памятников истории и культуры в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и автономного округа. 2. Органы местного самоуправления в местах проживания и ведения традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, этнических общностей вправе в пределах своих полномочий определять порядок: - посещения районов компактного проживания туристическими группами; - проведения научных исследований, археологических раскопок в местах, отнесенных к ритуально-культовым или имеющих иную культурно-историческую ценность. Статья 9. Участие общественных объединений и граждан в осуществлении мероприятий по обеспечению сохранности и использования памятников истории и культуры 1. Общество охраны памятников истории и культуры автономного округа, иные общественные объединения охраны памятников истории и культуры, творческие союзы, граждане способствуют привлечению широких слоев населения к активному и непосредственному участию в деятельности, касающейся охраны памятников истории и культуры, осуществляют популяризацию памятников и законодательных актов об их охране и использовании, содействуют работе органа охраны памятников истории и культуры автономного округа, участвуют в общественных рассмотрениях проектных материалов, связанных с охраной памятников, осуществляют общественный контроль за сохранностью памятников, а также выполняют другие функции в порядке, определяемом своими уставами. 2. Общественные объединения коренных малочисленных народов Севера имеют приоритетное право на предоставление в органы государственной власти автономного округа проектов и программ в области охраны и использования памятников истории и культуры, а так же на обращение к субъектам законодательной инициативы в автономном округе с предложением о принятии нормативных правовых актов в области охраны и использования памятников истории и культуры. ГЛАВА III ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УЧЕТ НЕДВИЖИМЫХ ПАМЯТНИКОВ КУЛЬТУРЫ Статья 10. Организация государственного учета памятников культуры 1. Государственный учет недвижимых памятников истории и культуры является основой системы их государственной охраны. Государственный учет памятников истории и культуры включает: 1) выявление объектов культурного наследия вместе с их историческими территориями, определение их историко-культурной ценности; 2) принятие объектов, обладающих общественно значимой культурной ценностью, на государственную охрану в качестве памятников истории и культуры; 3) составление учетных документов на памятники истории и культуры, их изучение, графическая и фото-фиксация, ведение электронных баз данных; 4) установка охранных досок на памятниках истории и культуры, принятых на государственную охрану; 5) публикация списков памятников истории и культуры, принятых на государственную охрану. 2. Недвижимые единичные памятники истории и культуры подлежат государственной охране вместе с их историческими территориями, утверждаемыми органом охраны памятников автономного округа. 3. Списки памятников подразделяются на: 1) списки выявленных недвижимых культурных ценностей; 2) государственные списки недвижимых памятников истории и культуры. Статья 11. Порядок выявления и обследования объектов культурного наследия и включения их в списки учетных недвижимых культурных ценностей автономного округа 1. Выявление, обследование, фиксацию объектов культурного наследия производит орган охраны памятников автономного округа или привлекаемые ими на договорной основе специализированные организации, творческие коллективы и специалисты. 2. Объекты культурного наследия подлежат постановке на учет и внесению в списки учетных недвижимых культурных ценностей. Объекты, внесенные в списки учетных недвижимых культурных ценностей, находятся под наблюдением органа охраны памятников автономного округа. Статья 12. Списки выявленных недвижимых культурных ценностей, подлежащих государственной охране 1. Экспертиза выявленных культурных ценностей проводится органом охраны памятников автономного округа с участием специалистов в области градостроительства и архитектуры, монументального и монументально-декоративного искусства, истории и археологии. 2. Недвижимые культурные ценности, отнесенные по результатам экспертизы к объектам, обладающим общественно значимой культурной ценностью, включаются в списки выявленных недвижимых культурных ценностей. С момента включения объекта в списки выявленных недвижимых культурных ценностей на него распространяются положения о государственной охране и использовании недвижимых памятников культуры автономного округа, принятых на государственную охрану. В течение месяца орган охраны памятников автономного округа извещает собственников и пользователей о включении объектов в списки выявленных недвижимых культурных ценностей. 3. Списки выявленных недвижимых культурных ценностей ведутся и утверждаются органом охраны памятников автономного округа по видам памятников (археологии, градостроительства и архитектуры, истории, монументального искусства) и по административно-территориальному принципу. Объектам, включенным в списки выявленных недвижимых культурных ценностей, присваивается порядковый номер. 3. Ведение списков выявленных недвижимых культурных ценностей осуществляется на электронном и бумажном носителях. Статья 13. Государственные списки недвижимых памятников истории и культуры, принятых на государственную охрану 1. Государственные списки недвижимых памятников истории и культуры включают в себя объекты культурного наследия, отнесенные к охраняемым государством памятникам истории и культуры. 2. Списки памятников истории и культуры местного значения и дополнения к ним формируются органом охраны памятников автономного округа на основе списка выявленных культурных ценностей. Списки памятников истории и культуры местного значения и дополнения к ним в комплекте с документацией государственного учета утверждаются постановлением Губернатора автономного округа. 3. Утверждение списков памятников истории и культуры местного значения производится в срок, не превышающий тридцати дней, с момента подачи списков и необходимой сопроводительной документации. В случае нарушения установленного срока утверждения списков, объекты культурного наследия, включенные в них приобретают статус памятников истории и культуры автоматически по истечении срока. Статья 14. Порядок ведения учета недвижимых памятников истории и культуры, принятых на государственную охрану 1. Государственные списки недвижимых памятников истории и культуры местного значения и дополнения к ним формируются органом охраны памятников автономного округа по их значимости, видам памятников и административно-территориальному принципу. Объектам, включенным в указанные списки, присваивается порядковый номер. Четко локализуемые ансамбли памятников истории и культуры включаются в данные списки под одним номером с пообъектной расшифровкой и обладают статусом единичных памятников истории и культуры. Государственные списки недвижимых памятников истории и культуры местного значения подлежат официальному опубликованию. 2. На памятниках истории и культуры, принятых на государственную охрану, органом охраны памятников автономного округа устанавливаются охранные доски. Финансирование изготовления охранных досок осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов. 3. Орган охраны памятников автономного округа организует историко-архитектурные, историко-культурные, историко-художественные, инженерно-геологические и другие исследования памятников истории и культуры, составляет учетную документацию по установленным образцам, организует разработку историко-архитектурных опорных планов и проектов зон охраны. 4. Орган охраны памятников автономного округа подготавливает и издает государственные списки недвижимых памятников истории и культуры местного значения, каталоги, справочники и другие учетно-информационные материалы, в том числе с использованием современных информационных технологий. Статья 15. Снятие с государственной охраны недвижимых памятников истории и культуры 1. Недвижимые памятники истории и культуры снимаются с государственной охраны в исключительных случаях, в том числе связанных с их полной физической утратой. Снятие с государственной охраны недвижимых памятников истории и культуры местного значения допускается лишь с особого в каждом отдельном случае разрешения федерального органа охраны памятников. 2. Памятники истории и культуры, снятые с государственной охраны, исключаются из государственных списков недвижимых памятников истории и культуры, с последующей публикацией в печати. Статья 16. Недвижимые памятники истории и культуры, входящие в состав особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации 1. Отнесение объектов к числу особо ценных осуществляется в соответствии с действующим законодательством. 2. Объекты, отнесенные к числу особо ценных, включаются в государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. 3. Объекты, внесенные в государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, являются исключительной федеральной собственностью. Имущество, здания и сооружения организаций, отнесенных к особо ценным объектам, находятся в оперативном управлении данных организаций, а занимаемые ими участки - в бессрочном и безвозмездном пользовании. ГЛАВА IV СОБСТВЕННОСТЬ НА НЕДВИЖИМЫЕ ПАМЯТНИКИ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ Статья 17. Формы собственности на недвижимые памятники истории и культуры 1. Недвижимые памятники истории и культуры могут находиться в частной, государственной, муниципальной, общественной и иной собственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации. 2. Памятники истории и культуры, собственник которых не определен, переходят в установленном федеральным законом порядке в федеральную собственность, собственность автономного округа или в муниципальную собственность. 3. Все памятники археологии, включая связанные с ними движимые объекты культурного наследия, вне зависимости от форм собственности на земельный участок, на котором они расположены, являются федеральной собственностью. 4. Недвижимые памятники истории и культуры, входящие в состав особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, являются федеральной собственностью. Изменение их формы собственности или их перепрофилирование не допускается. 5. Памятники истории и культуры, находящиеся в собственности автономного округа, муниципальной собственности, за исключением жилых помещений, передаются в управление органа охраны памятников автономного округа, а также органов местного самоуправления. Статья 18. Ограничения прав собственников недвижимых памятников истории и культуры 1. Права собственников недвижимых памятников истории и культуры ограничиваются установлением режима содержания и использования памятников истории и культуры в целях их сохранения и обеспечения общественной доступности, что фиксируется в охранных договорах. В случае отказа или уклонения собственника от заключения охранного договора орган охраны памятников вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. 2. Единичные недвижимые памятники истории и культуры, находящиеся в общей собственности и земельные участки, составляющие их территории, разделу не подлежат. Выдел собственниками их доли в натуре не осуществляется. 3. Собственник, отчуждающий недвижимый памятник истории или культуры из частной или общественной собственности, собственности религиозных организаций, обязан предупредить приобретателя о наличии охранного договора. 4. Договор купли-продажи недвижимого памятника истории или культуры является действительным только при условии заключения приобретателем охранного договора с органом охраны памятников автономного округа. Статья 19. Ограничение отчуждения недвижимых памятников истории и культуры 1. Отчуждение недвижимых памятников истории и культуры с их историческими территориями ограничено условиями сохранения их художественной, исторической и иной ценности, определяемой в соответствии с настоящим законом. 2. Недвижимые памятники истории и культуры могут отчуждаться: 1) из собственности автономного округа - в порядке и на условиях, определяемых действующим законодательством, по представлению органа охраны памятников автономного округа, согласованного с федеральным органом охраны памятников в отношении памятников истории и культуры федерального значения; 2) из муниципальной собственности - по решению органов местного самоуправления, согласованному с органом охраны памятников автономного округа. 3. При приватизации земли условия использования территории памятников археологии определяются охранными обязательствами, заключаемыми собственником территории с органом охраны памятников автономного округа. 4. Отчуждение памятников истории и культуры из государственной собственности автономного округа или муниципальной собственности и передача его в частную или общественную собственность, собственность религиозных организаций, производится только при условии заключения будущим собственником памятника охранного договора с органом охраны памятников автономного округа. 5. Право преимущественного приобретения памятников истории и культуры при соблюдении прочих равных условий предоставляется юридическим и физическим лицам, осуществившим по нему на условиях аренды комплекс ремонтно-реставрационных работ в соответствии с требованиями органа охраны памятников автономного округа. ГЛАВА V ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕДВИЖИМЫХ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ Статья 20. Ограничение использования памятников истории и культуры Характер использования памятников истории и культуры, а так же ограничения на использование памятников истории и культуры устанавливаются законодательством Российской Федерации, настоящим законом и указываются в заключаемых в соответствии с ними охранных или охранно-арендных договорах. Статья 21. Обязанности собственников и пользователей памятников истории и культуры Собственники и пользователи памятников истории и культуры обязаны: 1) отвечать за соблюдение порядка и правил охраны, реставрации и использования памятников истории и культуры, предусмотренных настоящим законом и другими нормативными правовыми актами автономного округа; 2) заключать охранные и охранно-арендные договоры в установленном порядке; 3) за свой счет содержать памятники истории и культуры в надлежащем состоянии, производить их ремонт, реставрацию, принимать другие меры по сохранению памятников культуры; 4) предварительно согласовывать с органом охраны памятников автономного округа проекты и проведение ремонтно-реставрационных работ по принадлежащим или используемым ими памятникам истории и культуры; 5) уведомлять орган охраны памятников автономного округа о своих намерениях по отчуждению памятников культуры; 6) выполнять предписания органа охраны памятников автономного округа; 7) обеспечивать в установленном порядке доступ представителей органа охраны памятников автономного округа и специалистов к памятникам истории и культуры с целью осмотра и обследования, для проведения консервационных и реставрационных работ и иных мероприятий по их сохранению; 8) хранить и предоставлять органу охраны памятников автономного округа документацию на принадлежащие или используемые памятники истории и культуры. Статья 22. Охранные и охранно-арендные договоры 1. Памятники истории и культуры используются при условии обязательного заключения их собственниками или пользователями охранных или охранно-арендных договоров с органом охраны памятников автономного округа. 2. Типовую форму и порядок заключения охранных или охранно-арендных договоров с собственниками или пользователями памятников истории и культуры утверждает федеральный орган охраны памятников. 3. Недвижимые памятники истории и культуры культового (религиозного) характера передаются из собственности автономного округа и муниципальной собственности религиозным организациям в собственность или в бессрочное безвозмездное пользование по прямому назначению в установленном Правительством Российской Федерации порядке на основании заключаемых религиозными организациями с органом охраны памятников охранных договоров. 4. В случае порчи, разрушения, нанесения ущерба в результате несоблюдения условий охранного или охранно-арендного договора или нанесения иного ущерба памятникам истории и культуры, орган охраны памятников автономного округа, заключивший указанные договоры, обязан принять меры по возмещению собственниками (пользователями) нанесенного ущерба и обеспечению сохранения памятников в соответствии с законодательством. ГЛАВА VI ЗЕМЛИ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАЗНАЧЕНИЯ И ЗОНЫ ОХРАНЫ Статья 23. Состав земель историко-культурного назначения 1. К землям историко-культурного назначения относятся: земли, на которых и в которых располагаются памятники истории и культуры, ритуально-культовые, достопримечательные места, в том числе объявленные заповедными, национальными парками, историко-культурными заповедниками, а так же занятые учреждениями культуры и с которыми связано существование традиционных народных художественных промыслов, ремесел и иного прикладного искусства. 2. Режим использования земель историко-культурного назначения определяется законодательством Российской Федерации и автономного округа. Целью режима использования земель историко-культурного назначения является обеспечение сохранности расположенных на них или в них памятников истории и культуры. Деятельность, не соответствующая установленному режиму использования земель историко-культурного назначения, запрещается. 3. Порядок использования земель историко-культурного назначения, определения их границ, изъятия из хозяйственного пользования, особенности распоряжения и иные формы их охраны определяются законодательством Российской Федерации и автономного округа. ГЛАВА VII СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕРЫ ОХРАНЫ НЕДВИЖИМЫХ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ Статья 24. Зоны охраны памятников истории и культуры и особо охраняемых территорий 1. В целях обеспечения охраны недвижимых памятников истории и культуры и особо охраняемых территорий на примыкающих к ним территориях устанавливаются три вида зон охраны: охранные зоны, зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зоны охраняемого природного ландшафта. 2. Границы зон охраны памятников истории и культуры местного значения и особо охраняемых территорий, а также режимы их содержания утверждаются органом исполнительной власти автономного округа по представлению органа охраны памятников автономного округа. Границы зон охраны памятников федерального значения согласовываются с федеральным органом охраны памятников. 3. Охранная зона памятника истории или культуры и особо охраняемой территории - территория с особо строгим режимом использования земель, ограничения хозяйственной деятельности и строительства с целью обеспечения физической сохранности памятника, историко-градостроительной среды и ландшафта. Зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности - территория с режимом регулирования реконструкции существующей и создания новой застройки, а также с режимом регулирования хозяйственной деятельности для сохранения историко-градостроительной среды и ландшафта. Зона охраняемого природного ландшафта - природная территория и объекты, находящиеся в неразрывной визуальной связи с памятниками истории и культуры, строгий режим использования которых должен обеспечить сохранность ландшафта. 4. Типовое положение о порядке разработки и режимах использования каждого вида зон охраны памятников культуры и особо охраняемых территорий устанавливается федеральным органом охраны памятников. 5. Предоставление земельных участков в пользование или в собственность в пределах зон охраны памятников истории и культуры и особо охраняемых территорий производится только по согласованию с органом охраны памятников автономного округа. Статья 25. Порядок проектирования и производства земляных, строительных и других работ, градостроительной и хозяйственной деятельности в зонах охраны памятников истории и культуры и особо охраняемых территорий 1. В зонах охраны памятников истории и культуры допускается производство мелиоративных, дорожных, строительных, геологоразведочных, инженерных и других работ, а также градостроительная или хозяйственная деятельность лишь в той степени, которая не может привести к изменению или разрушению памятников истории и культуры, нарушению их целостности и сохранности. 2. Проектирование, производство земляных, строительных и других работ, градостроительная, хозяйственная и иная деятельность в зонах охраны памятников истории и культуры местного значения осуществляется только по разрешению органа охраны памятников автономного округа, согласованному с органами архитектуры и градостроительства автономного округа. Статья 26. Обеспечение сохранности памятников истории и культуры при производстве работ в зонах охраны памятников истории и культуры и на землях историко-культурного назначения 1. Строительные, мелиоративные, дорожные, хозяйственные и другие работы в зонах охраны памятников истории и культуры и на землях историко-культурного назначения могут производиться только по согласованию проектов указанных работ с органами охраны памятников и после осуществления мероприятий, обеспечивающих сохранность памятников истории и культуры при производстве указанных работ, включая обязательное страхование памятников истории и культуры, на основании письменного разрешения. 2. Мероприятия, обеспечивающие сохранность памятников истории и культуры при производстве строительных, мелиоративных, дорожных, хозяйственных и других работ, осуществляются под контролем органов охраны памятников и включают в себя согласование с органами охраны памятников выбора и отвода земельных участков под различные виды пользования, историко-культурную экспертизу отводимых для использования территорий, разработку проектов охранных зон, установку охранных знаков и другие работы. 3. Финансирование указанных в данной статье мероприятий производится за счет юридических и физических лиц, являющихся заказчиками осуществляемых работ, на основе договоров между заинтересованными сторонами. Статья 27. Приостановление строительных или иных работ, представляющих опасность для памятников истории и культуры 1. Производство строительных, мелиоративных, дорожных, ремонтно-реставрационных, хозяйственных и других работ, в случае возникновения в процессе этих работ угрозы для сохранности памятников истории и культуры, должно быть приостановлено. 2. В случае обнаружения при производстве строительных, дорожных, мелиоративных, хозяйственных и других работ археологических, архитектурных и иных объектов, организации, ведущие работы, обязаны немедленно сообщить об этом органу охраны памятников автономного округа и приостановить ведение работ. 3. Приостановленные работы могут быть возобновлены с письменного разрешения органов охраны памятников после устранения возникшей опасности или допущенного нарушения установленных правил охраны и использования памятников истории и культуры. Статья 28. Запрещение сноса, изменения или перемещения недвижимых памятников истории и культуры 1. Снос, изменение или перемещение памятников истории и культуры запрещаются. 2. Изменение или перемещение памятников истории и культуры допускается только по решению Правительства Российской Федерации. 3. В случаях принятия решения на изменение или перемещение памятника истории и культуры органы охраны памятников обязаны организовать до их начала научное изучение и полную фиксацию объекта. Расходы, связанные с осуществлением указанных работ, производятся за счет юридического или физического лица, получившего разрешение Правительства Российской Федерации на изменение или перемещение памятника истории и культуры. Статья 29. Ограничение движения транспортных средств на территориях и в зонах охраны памятников истории и культуры, особо охраняемых территорий Движение транспортных средств, самоходных машин и механизмов по землям историко-культурного назначения или по территориям зон охраны памятников истории и культуры или особо охраняемых территорий при угрозе порчи или разрушения памятников истории и культуры может быть ограничено или запрещено в установленном порядке по представлению соответствующих органов охраны памятников. Статья 30. Ограничение использования территорий и зон охраны памятников археологии Земельные или водные участки в пределах территорий памятников археологии и зон их охраны подлежат изъятию из хозяйственного использования, если их использование может привести к разрушению памятника археологии, не соответствует установленному режиму использования земель и вод или является препятствием для проведения археологических работ. Статья 31. Раскопки и разведки памятников археологии, обследование зданий и строений 1. Археологические исследования (раскопки, шурфы, разведки), в том числе сбор подъемного материала, проводятся на основании специального разрешения - открытого листа, выдаваемого органом охраны памятников культуры автономного округа и регистрируемого в порядке, установленном федеральным органом охраны памятников. 2. Обследование зданий и их интерьеров производится по специальным разрешениям, выдаваемым органами охраны памятников в соответствии с действующим законодательством. Статья 32. Обязанности юридических и физических лиц по обеспечению сохранности памятников истории и культуры при археологических раскопках 1. Предметы, выявленные в результате археологических разведок и раскопок, а также других земляных работ передаются на постоянное хранение в федеральные, окружные или муниципальные организации хранения памятников истории и культуры. 2. Юридические или физические лица, осуществляющие в установленном порядке археологические раскопки, исследования археологических объектов и памятников, несут ответственность за сохранность памятников истории и культуры в процессе проведения раскопок и исследований до завершения этих работ и принятия их результатов соответствующим органом охраны памятников. Статья 33. Обязательная экспертиза земельных отводов 1. С целью выявления и сохранения сокрытых объектов историко-культурного наследия, земельные участки, отводимые под размещение объектов или осуществление иной хозяйственной деятельности, должны пройти историко-культурную экспертизу. 2. Историко-культурная экспертиза земельного участка организуется органом охраны памятников автономного округа с привлечением специалистов в области археологии и производится за счет средств организаций и граждан, заинтересованных в отводе земельного участка. ГЛАВА VIII ОХРАНА ИСТОРИЧЕСКИХ ГОРОДОВ И ПОСЕЛЕНИЙ Статья 34. Охрана исторических городов и поселений 1. Под охраной исторических городов и поселений понимается комплекс мер, обеспечивающий их защиту, сохранность памятников истории и культуры и историко-градостроительной среды, реставрацию, регенерацию, непрерывность развития и не искажающую их облик, адаптацию к современной жизни, включая реконструкцию и новое строительство. 2. В исторических городах и поселениях охране подлежат все градоформирующие и художественные объекты: планировка, застройка, композиция, природный ландшафт, археологический слой, соотношение между различными городскими пространствами (свободными, застроенными, озелененными), объемно-пространственная структура, фрагментарное и руинированное градостроительное наследие, форма и вид зданий и сооружений, определяемых масштабом, объемом, структурой, стилем, материалами, цветом и декоративными элементами, соотношение с природным и созданным человеком окружением, различные функции города, исторического места, приобретенные им в процессе развития. Статья 35. Списки исторических городов и поселений 1. Списки исторических городов и поселений местного значения утверждаются органом исполнительной власти автономного округа по представлению органа охраны памятников автономного округа, согласованному с федеральным органом охраны памятников и органами архитектуры и градостроительства автономного округа. 2. Статус исторического города и поселения приобретается с момента утверждения списка исторических городов и поселений. Статья 36. Порядок регулирования проектирования и застройки исторических городов и поселений 1. Проектирование и застройка исторических городов и поселений производится и регулируется на основе системы последовательных и взаимосвязанных мероприятий, проводимых органами охраны памятников и органами архитектуры и градостроительства, включающих в себя: - историко-архитектурные и археологические исследования; - составление на основе исследований историко-архитектурных опорных планов; - разработку проектов зон охраны единичных памятников культуры, градостроительных ансамблей и комплексов с установлением режимов использования земель в пределах их зон охраны. Историко-архитектурный опорный план и проекты зон охраны представляют собой самостоятельную стадию градостроительного проектирования и являются обязательной частью генеральных планов исторических городов и поселений, а также исходными материалами для планов их развития и строительства и принятия отдельных градостроительных и хозяйственных решений. Историко-архитектурный опорный план и проекты зон охраны утверждаются органом исполнительной власти автономного округа по представлению органа охраны памятников автономного округа, согласованному с федеральным органом охраны памятников. 2. Орган охраны памятников автономного округа совместно с органами архитектурно-строительного надзора осуществляет контроль за разработкой и проектной градостроительной документации на всех стадиях, а также контроль за отводом земельных участков, реализацией градостроительной документации, включая различные виды хозяйственной деятельности на территориях исторических городов и поселений. Статья 37. Согласование с органами охраны памятников градостроительной документации 1. Градостроительная документация для исторических городов и поселений, в зависимости от их категорий, подлежит согласованию с федеральным органом охраны памятников или с органом охраны памятников автономного округа. 2. Градостроительная документация для городов и поселений, не являющихся историческими, но имеющих памятники истории и культуры, подлежит согласованию с органом охраны памятников автономного округа. ГЛАВА IX РЕСТАВРАЦИЯ НЕДВИЖИМЫХ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ Статья 38. Средства, за счет которых осуществляются реставрация, консервация и ремонт памятников истории и культуры 1. Реставрация, консервация и ремонт памятников истории и культуры осуществляется за счет средств пользователей или собственников памятников. 2. Реставрация, консервация и ремонт памятников культуры, не находящихся в пользовании или собственности юридических и физических лиц или подлежащих музейному показу, осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов. Статья 39. Контроль за проведением реставрационных работ 1. Реставрация памятников истории и культуры проводится с разрешения органов охраны памятников и под их контролем. 2. Реставрация памятников истории и культуры осуществляется в соответствии с реставрационными нормами и правилами, утверждаемыми федеральным органом охраны памятников. Строительные нормы и правила применяются в реставрации только в случаях, не противоречащих интересам охраны памятников культуры. Статья 40. Мониторинг технического состояния недвижимых памятников культуры Органы охраны памятников обязаны проводить не реже одного раза в пять лет обследование технического состояния недвижимых памятников культуры с целью разработки текущих и перспективных программ реставрационных работ и ведения компьютерного мониторинга. Статья 41. Воссоздание утраченных недвижимых объектов культурного наследия 1. Воссоздание утраченных единичных объектов культурного наследия как элементов исторических ансамблей, комплексов, градостроительных образований осуществляется в исключительных случаях реставрационными методами при особой исторической, научной, художественной или иной общественной значимости утраченной культурной ценности и наличия достаточных научных данных. 2. Решения о воссоздании утраченных объектов культурного наследия принимает Правительство Российской Федерации по представлению органа исполнительной власти автономного округа, согласованному с органом охраны памятников автономного округа, после общественного обсуждения. Статья 42. Порядок выполнения ремонтно-реставрационных работ 1. Все работы по ремонту и реставрации памятников истории и культуры выполняются по заданию, выдаваемому органами охраны памятников. К выполнению работ допускаются юридические и физические лица, имеющие лицензию на производство указанных работ. 2. Разрешения на производство реставрационных работ на памятниках истории и культуры выдаются на основании согласованной и утвержденной научно-проектной и сметной документации. 3. Разрешения на производство ремонтно-реставрационных работ на памятниках истории и культуры выдаются: для памятников истории и культуры федерального значения - федеральным органом охраны памятников; для памятников культуры местного значения - органом охраны памятников автономного округа. 4. Производство реставрационных работ без согласованной в установленном порядке научно-проектной документации не допускается. 5. Юридические и физические лица, ведущие разработку научно-проектной документации для недвижимого памятника истории и культуры, осуществляют научное руководство и авторский надзор по всем видам работ на этом памятнике до их завершения. После завершения реставрации юридические и физические лица, осуществляющие научное руководство, сдают в трехмесячный срок в органы охраны памятников комплект документации с научным отчетом о выполненных ремонтно-реставрационных работах. 6. Выполненные реставрационные работы принимаются соответствующими органами охраны памятников только вместе с отчетной документацией. Статья 43. Ответственность за сохранность памятников истории и культуры при производстве реставрационных работ В период производства реставрационных работ ответственность за сохранность памятника истории и культуры несет исполнитель реставрационных работ. ГЛАВА Х ФИНАНСИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОХРАНЫ НЕДВИЖИМЫХ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ Статья 44. Источники и порядок финансирования 1. Источниками финансирования деятельности по государственной охране памятников культуры являются средства соответствующих бюджетов и иные не запрещенные законом источники. 2. Средства окружного бюджета зачисляются на счета органа охраны памятников автономного округа и расходуются только на программы и мероприятия по учету, реставрации и использованию памятников истории и культуры, подготовку и переподготовку специалистов. 3. Бюджетные организации-пользователи в соответствии с охранно-арендным договором имеют право на возмещение произведенных ими затрат по реставрации арендуемых ими памятников за счет вносимой ими арендной платы. ГЛАВА XI ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ НЕДВИЖИМЫХ ПАМЯТНИКОВ КУЛЬТУРЫ Статья 45. Ответственность за нарушение законодательства об охране памятников истории и культуры 1. Лица, виновные в нарушении законодательства об охране памятников истории и культуры, несут гражданскую и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. 2. Законодательством Российской Федерации и автономного округа устанавливается административная ответственность за правонарушения в области охраны памятников истории и культуры. ГЛАВА XII ВОЗМЕЩЕНИЕ УЩЕРБА, ПРИЧИНЕННОГО НЕДВИЖИМЫМ ПАМЯТНИКАМ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ Статья 46. Возмещение ущерба, причиненного памятникам культуры 1. Под ущербом, причиненным памятникам истории и культуры, понимаются изменения внешнего облика памятников, их конструкции, декора фасадов и интерьеров, разрушения отдельных элементов зданий, сооружений, археологических объектов и иных памятников культуры, а также застройка территорий памятников, приведшие к частичной или полной утрате историко-культурного значения памятников. 2. Юридические и физические лица, нанесшие ущерб памятникам истории и культуры, в том числе незаконным строительством или иной хозяйственной деятельностью на их территориях и зонах их охраны, обязаны возместить убытки в соответствии с законодательством Российской Федерации. 3. Расчет ущерба, причиненного памятнику с учетом его значимости, осуществляется по методике, разрабатываемой федеральным органом охраны памятников и утверждаемой Правительством Российской Федерации. 4. Возмещение убытков за разрушение памятников истории и культуры не освобождает совершивших это юридических и физических лиц от связанной с этими действиями административной и уголовной ответственности. ГЛАВА XIII ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 47. Вступление закона в силу 1. Настоящий закон вступает в силу со дня его официального опубликования в окружных средствах массовой информации. 2. Нормативные акты органов государственной власти автономного округа с момента вступления в силу настоящего закона действуют в части ему не противоречащей. Губернатор автономного округа Ю.В.Неёлов г. Салехард 6 октября 1998 г. N 40-ЗАО Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|