Расширенный поиск

Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 21.06.2003 № 32-ЗАО

 



                       РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

                  ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

                               ЗАКОН

                                        Утратил силу - Закон
                                 Ямало-Ненецкого автономного округа
                                     от 05.03.2007 г. N 24-ЗАО

                       Об обращениях граждан

Принят Государственной Думой Ямало-Ненецкого автономного округа 18
                          июня 2003 года


    Настоящий   Закон  в  соответствии  с  Конституцией  Российской
Федерации,   федеральным   законодательством,   Уставом   (Основным
законом)  Ямало-Ненецкого  автономного  округа  (далее - автономный
округ),  законодательством  автономного  округа  регулирует порядок
рассмотрения  обращений  граждан  в  органах государственной власти
автономного  округа  и органах местного самоуправления в автономном
округе.

                     Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    Статья 1. Право граждан на обращения

    1. Граждане Российской Федерации, иностранные граждане, а также
лица  без гражданства, законно находящиеся на территории Российской
Федерации,   вправе   лично   или   через   своих   представителей,
уполномоченных   в   установленном   законом   порядке   направлять
индивидуальные  и  коллективные  обращения в органы государственной
власти  автономного  округа,  в  органы  местного  самоуправления в
автономном округе, к их должностным лицам.
    2.  Органы  государственной  власти  автономного округа, органы
местного  самоуправления в автономном округе, их должностные лица в
соответствии  со  своей  компетенцией  обязаны  своевременно  и  по
существу    рассматривать   обращения   граждан   в   установленные
федеральным    законодательством,   настоящим   Законом   и   иными
законодательными и нормативными правовыми актами автономного округа
порядке  и  сроки,  принимать по ним решения, в том числе принимать
необходимые  меры  по  реализации  принятых решений, а также давать
мотивированные ответы заявителям.
    3.  Обращения  граждан,  поступившие  в  органы государственной
власти автономного округа из редакций газет, журналов, телевидения,
радио  и  других  средств  массовой  информации,  по  линии  прямой
телефонной    связи,    рассматриваются    в   порядке   и   сроки,
предусмотренные настоящим Законом.

    Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

    Для целей настоящего Закона используются следующие понятия:
    Обращение   -   изложенные   в   устной  или  письменной  форме
предложения,   заявления,   жалобы,   ходатайства,   в   том  числе
коллективные, и петиции граждан.
    Предложение  -  вид обращения гражданина конкретного характера,
не  связанного  с  нарушением  его прав, направленного на улучшение
организации   и   деятельности   органов   государственной   власти
автономного  округа,  органов  местного самоуправления в автономном
округе,  их  должностных  лиц  в  решении  вопросов  экономической,
политической,  социально-культурной и других сфер жизни автономного
округа.
    Заявление - вид обращения гражданина по поводу реализации прав,
свобод,  закрепленных  Конституцией  Российской  Федерации, Уставом
(Основным законом) автономного округа, иными нормативными правовыми
актами Российской Федерации и автономного округа.
    Жалоба  - вид обращения гражданина по поводу восстановления его
либо   другого  лица  (лиц)  прав,  свобод  и  законных  интересов,
нарушенных действиями (бездействием) органов государственной власти
автономного  округа,  органов  местного самоуправления в автономном
округе,   их  должностными  лицами,  в  том  числе  предоставлением
официальной информации, послужившей основанием для принятия решений
и совершения действия (бездействия).
    Ходатайство    -   вид   обращения   гражданина,   общественной
организации,  депутата  или  должностного  лица в поддержку просьбы
иного  лица о признании за ним определенного статуса, прав, свобод,
гарантий и льгот.
    Коллективные  обращения  -  письменные  обращения,  подписанные
двумя или более гражданами.
    Анонимные   обращения   -   письменные  обращения  граждан,  не
содержащие   сведения   (фамилию,   имя,  отчество,  адрес,  личную
подпись),   по   которым   можно   установить  личность  (личности)
обратившегося  гражданина  (обратившихся  граждан) и место его (их)
жительства.
    Повторное  обращение  - обращение, поступившее от одного и того
же лица по одному и тому же вопросу, если со времени подачи первого
обращения  истек  установленный законодательством срок рассмотрения
или его заявитель не удовлетворен данным ему ответом.
    Граждане - граждане Российской Федерации, иностранные граждане,
а также лица без гражданства.
    Заявитель    -   физическое   лицо,   обратившееся   в   органы
государственной   власти   автономного   округа,   органы  местного
самоуправления   в  автономном  округе  с  целью  решения  вопросов
экономической,  политической,  социально-культурной  и  других сфер
жизни  автономного  округа,  а  также восстановления его нарушенных
прав,  свобод  и законных интересов, признания за ним определенного
статуса, прав, гарантий и льгот.

    Статья 3. Пределы действия настоящего Закона

    Действие  настоящего  Закона  распространяется на все обращения
граждан, за исключением:
    обращений,     связанных     с    изобретениями,    открытиями,
рационализаторскими  предложениями,  порядок  рассмотрения  которых
регламентируется федеральным законодательством;
    обращений,  которые рассматриваются в порядке конституционного,
уголовного,  гражданского,  административного  судопроизводства или
арбитражными судами;
    обращений,   вытекающих  из  отношений,  складывающихся  внутри
коллективов  коммерческих  организаций  и общественных объединений,
регулируемых  нормами  федерального законодательства, их уставами и
положениями;
    запросов в архивы, библиотеки, в органы статистики;
    иных     обращений,    в    отношении    которых    федеральным
законодательством    или   законодательством   автономного   округа
установлен специальный порядок рассмотрения.

    Статья 4. Основные принципы деятельности органов
              государственной власти автономного округа,
              органов местного самоуправления в автономном
              округе, их должностных лиц по рассмотрению
              обращений граждан

    Основными   принципами   деятельности  органов  государственной
власти   автономного  округа,  органов  местного  самоуправления  в
автономном  округе,  их  должностных  лиц по рассмотрению обращений
граждан являются:
    защита прав и свобод, законных интересов человека и гражданина,
укрепление законности и правопорядка;
    обязательность  рассмотрения обращений граждан независимо от их
пола, возраста, национальности, принадлежности к социальным группам
и общественным объединениям;
    своевременность и объективность рассмотрения обращений граждан;
    приоритет прав и свобод человека и гражданина;
    разделение  законодательной,  исполнительной и судебной власти;
    законность;
    гласность;
    внепартийность;
    свобода вероисповедания;
    профессионализм и компетентность.

    Статья 5. Письменные обращения граждан

    1. Письменные обращения граждан должны содержать наименование и
адрес  органа  государственной  власти  автономного  округа, органа
местного  самоуправления в автономном округе или должностного лица,
которым  они  адресованы, изложение существа обращения (с указанием
для  жалобы: какие права заявителя действием или бездействием каких
органов  или  должностных  лиц  нарушены),  фамилию,  имя, отчество
обращающихся,  их адреса, контактные телефоны (при наличии), дату и
личную подпись.
    Анонимные обращения не подлежат рассмотрению.
    В  случае необходимости к обращению прилагаются доказательства,
обосновывающие изложенные в нем требования.
    2. Полномочия представителя, выступающего с обращением от имени
гражданина,  удостоверяются  подписью  руководителя  организации по
месту жительства, работы или учебы, лечения, скрепленной печатью, а
для  лиц,  находящихся  в  местах лишения свободы, - руководителями
исправительных учреждений.
    3.   Обращения,   содержащие  нецензурные  выражения,  а  также
обращения,   оскорбляющие   честь   и   достоинство   других   лиц,
рассмотрению не подлежат.
    Обращения   граждан   с   просьбой  о  толковании  действующего
федерального  законодательства, законодательства автономного округа
возвращаются   им   без   рассмотрения   с   извещением  об  органе
государственной  власти,  в  компетенцию которого входит толкование
федеральных  законов  и законодательных актов автономного округа, в
адрес которого им следует обратиться.

    Статья 6. Устные обращения граждан

    Устные  обращения  излагаются  гражданами  на  приеме в органах
государственной   власти   автономного   округа,  органах  местного
самоуправления в автономном округе, у должностных лиц этих органов.
    Устные  обращения  граждан рассматриваются в тех случаях, когда
изложенные  в  них  факты  и  обстоятельства  очевидны и не требуют
дополнительной   проверки,   личности   обращающихся  известны  или
установлены.
    На устные обращения граждан, как правило, дается ответ в устной
форме.
    В  случае,  если обстоятельства, изложенные в устном обращении,
требуют  дополнительной  проверки,  устное  обращение  должно  быть
подтверждено заявителем в письменной форме.

    Статья 7. Сроки рассмотрения обращений граждан

    1.   Делопроизводство   по   обращениям   граждан   в   органах
государственной   власти   автономного   округа,  органах  местного
самоуправления в автономном округе ведется отдельно от других видов
делопроизводства.
    2.  Для  всех видов обращений устанавливаются единые предельные
сроки рассмотрения.
    Обращения   граждан  рассматриваются  органами  государственной
власти  автономного  округа  и  органами  местного самоуправления в
автономном  округе,  их должностными лицами в срок до одного месяца
со дня их регистрации.
    Обращения, не требующие специального изучения и (или) проверки,
рассматриваются безотлагательно, но не более 15 дней.
    В  случаях,  требующих  для разрешения вопросов, поставленных в
обращениях,    проведения    специальной   проверки,   истребования
дополнительных  материалов, принятия других мер, сроки рассмотрения
обращений граждан могут быть продлены соответствующими должностными
лицами,  но  не  более  чем  на  один  месяц,  с сообщением об этом
обратившемуся  гражданину  и  обоснованием  необходимости продления
сроков.
    Рассмотрение  обращений граждан, содержащих вопросы защиты прав
ребенка,  предложения  по  предотвращению  возможных  аварий и иных
чрезвычайных ситуаций, производится безотлагательно.
    3.  В  случае, если обращение написано на иностранном языке или
точечно-рельефным   шрифтом  слепых,  срок  рассмотрения  обращения
увеличивается на время, необходимое для перевода.
    В  случае,  когда материалы, необходимые для принятия решения и
ответа  автору,  рассматриваются  в  суде,  общий срок рассмотрения
обращений  продлевается  на  весь период судебного разбирательства.
    4.  Органы  государственной  власти автономного округа и органы
местного  самоуправления  в  автономном  округе  в пятидневный срок
извещают  заявителей  в  письменной  или  устной  форме о том, куда
направлены для рассмотрения их письма и телеграммы.
    Ответы  на  обращения  граждан  подписываются руководителем или
другим  уполномоченным  должностным  лицом  органа  государственной
власти  автономного  округа  или  органа  местного самоуправления в
автономном  округе и направляются заявителю не позднее пяти дней со
дня принятия по нему решения.
    5.  В  тех  случаях,  когда  для рассмотрения обращений граждан
предусмотрены   специальные   сроки,   установленные   федеральными
законами, положения настоящей статьи не применяются.

    Статья 8. Исчисление сроков

    Исчисление  сроков,  установленных статьей 7 настоящего Закона,
начинается  со  дня  поступления  обращения в орган государственной
власти   автономного   округа,  органы  местного  самоуправления  в
автономном округе, принявшие обращение к исполнению.
    Срок рассмотрения обращения истекает в день извещения заявителя
о  результатах  рассмотрения  в  устной  форме  или в день отправки
извещения в письменной форме.
    Если  последний  день  срока приходится на нерабочий день, днем
окончания  срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

    Статья 9. Подведомственность рассматриваемых обращений
              и адресаты обращений граждан

    1.  Граждане  подают свои обращения в те органы государственной
власти   автономного   округа,  органы  местного  самоуправления  в
автономном   округе   и   адресуют   тем   должностным   лицам,   к
непосредственной  компетенции  которых  относится  их рассмотрение.
    В  том случае, если вопросы, поднимаемые в обращении, не входят
в  компетенцию органа, должностного лица, оно в пятидневный срок со
дня  поступления  направляется тому органу или должностному лицу, к
компетенции которого относится решение поставленных в нем вопросов.
    2.  Обратившимся  лицам  в  таком случае на личном приеме или в
письменном  ответе  сообщается,  кому направлено на рассмотрение их
обращение.
    3.  Запрещается  направлять  на рассмотрение жалобы тем органам
государственной   власти   автономного   округа,  органам  местного
самоуправления  в автономном округе, их должностным лицам, действия
(бездействие) или решения которых обжалуются.

    Статья 10. Неразглашение сведений в связи с
               рассмотрением обращений граждан

    1.  Сведения,  ставшие  известными  должностным  лицам  органов
государственной   власти  автономного  округа  и  органов  местного
самоуправления  в  автономном  округе  при  рассмотрении  обращений
граждан, не могут быть использованы во вред заявителям.
    2.  Запрещается  использование  и  распространение информации о
частной жизни граждан без их согласия.

    Статья 11. Доказательства по обращениям граждан

    1.    В    случае    необходимости    заявитель    представляет
доказательства, обосновывающие обращение.
    Если    представленных    доказательств   недостаточно,   орган
государственной   власти   автономного   округа,   органы  местного
самоуправления   в   автономном   округе,   их   должностные  лица,
рассматривающие   обращение,   предлагают   заявителю   представить
дополнительные  доказательства  либо  собирают  их  по  собственной
инициативе,  когда  заявитель  ссылается  на отсутствие возможности
сбора дополнительной информации.
    2. Общеизвестные обстоятельства и факты, а также обстоятельства
и  факты,  установленные вступившим в законную силу судебным актом,
не подлежат доказыванию.

         Глава II. ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН

    Статья 12. Компетенция органов государственной власти
               автономного округа и органов местного
               самоуправления в автономном округе в
               рассмотрении обращений граждан

    1.    Органы    государственной   власти   автономного   округа
рассматривают  обращения  граждан  по  вопросам,  отнесенным  к  их
ведению   в   соответствии  с  Конституцией  Российской  Федерации,
федеральным    законодательством,    Уставом   (Основным   законом)
автономного округа, законодательством автономного округа.
    2.    Администрация    автономного   округа   вправе   поручить
рассмотрение  вопроса,  содержащегося  в обращении, органу местного
самоуправления   в   автономном  округе  в  рамках  переданных  ему
отдельных государственных полномочий.
    3.   Органы   местного   самоуправления   в  автономном  округе
рассматривают  обращения  граждан  по  вопросам  местного значения,
определенным   федеральным   законодательством,   законодательством
автономного  округа,  а  также  вопросы,  не исключенные из ведения
органов  местного  самоуправления  и не отнесенные к ведению других
органов  местного  самоуправления  и органов государственной власти
автономного округа.

    Статья 13. Обязанности органов государственной власти,
               органов местного самоуправления в автономном
               округе, их должностных лиц по рассмотрению
               обращений граждан

    Органы   государственной   власти  автономного  округа,  органы
местного  самоуправления  в  автономном округе, их должностные лица
обязаны:
    утверждать  порядок  рассмотрения  обращений  граждан  в органе
государственной  власти  автономного  округа  или  органе  местного
самоуправления  в  автономном округе и обеспечивать его выполнение;
    обеспечивать   необходимые   условия   для   своевременного   и
эффективного  рассмотрения  обращений  граждан должностными лицами,
правомочными  принимать  решения  от имени соответствующего органа;
    принимать  обоснованные  решения  по  существу  поставленных  в
каждом  обращении  вопросов,  обеспечивать выполнение этих решений;
    своевременно   сообщать   гражданам  о  решениях,  принятых  по
обращениям, в случаях их отклонения указывать мотивы отклонения, по
просьбам  граждан  разъяснять порядок обжалования принятых решений;
    оказывать   содействие   гражданам   в   получении  истребуемых
доказательств,    если    запрашиваемые    сведения   не   отнесены
законодательством     к     категории     сведений,    составляющих
государственную  тайну,  и не содержат информацию конфиденциального
характера;
    в  письменной  или  устной форме сообщать заявителю о решениях,
принятых   по   его  обращениям.  В  случаях  отклонения  обращений
обязательно   указывать   мотивы   отклонения,  разъяснять  порядок
обжалования;
    систематически анализировать и обобщать предложения, заявления,
жалобы   граждан,   содержащиеся   в   них  критические  замечания;
    проверять  состояние  работы  с  обращениями в подведомственных
органах  и  организациях,  принимать  меры по устранению выявленных
нарушений;
    регулярно   проводить   личный   прием  граждан,  информировать
население о времени и порядке личного приема;
    периодически   публиковать   в  средствах  массовой  информации
аналитические  материалы  о  характере  и  результатах рассмотрения
обращений граждан.

    Статья 14. Права органов государственной власти автономного
               округа и органов местного самоуправления в
               автономном округе, их должностных лиц по
               рассмотрению обращений граждан

    Органы  государственной  власти  автономного  округа  и  органы
местного  самоуправления  в  автономном округе, их должностные лица
при  рассмотрении  обращений  граждан  в пределах своей компетенции
вправе:
    приглашать обратившихся граждан для личной беседы;
    в   случае   необходимости  в  установленном  законодательством
порядке  запрашивать дополнительные материалы и получать объяснения
у  обратившихся  граждан  и  иных  юридических  и  физических  лиц;
    привлекать в установленном порядке переводчиков и экспертов;
    создавать   комиссии   для   проверки   фактов,   изложенных  в
обращениях, с выездом на место;
    проверять  исполнение  ранее принятых ими решений по обращениям
граждан;
    поручать  рассмотрение обращений другим органам государственной
власти  автономного  округа,  организациям,  их должностным лицам в
порядке    ведомственной   подчиненности   и   контролировать   ход
рассмотрения  обращений,  кроме  случая, предусмотренного абзацем 6
статьи 13 настоящего Закона.

    Статья 15. Прием граждан

    1.  Порядок  приема  граждан  в  органах государственной власти
автономного  округа  и  местного самоуправления в автономном округе
регулируется соответствующими нормативными правовыми актами органов
государственной   власти  автономного  округа  и  органов  местного
самоуправления в автономном округе.
    Руководители  органов государственной власти автономного округа
и    органов   местного   самоуправления   в   автономном   округе,
государственные   и   муниципальные   служащие  автономного  округа
проводят прием граждан по личным вопросам в установленное и удобное
для посетителей время.
    2.  Руководители  органов  государственной  власти  автономного
округа,  органов  местного  самоуправления  в автономном округе, их
должностные   лица,   руководители   окружных   государственных   и
муниципальных предприятий и учреждений несут личную ответственность
и  отчитываются перед вышестоящими органами за организацию приема и
рассмотрения обращений граждан.

    Статья 16. Рассмотрение обращений и прием граждан
               депутатами Государственной Думы автономного
               округа

    1.    Депутаты    Государственной   Думы   автономного   округа
рассматривают обращения граждан в соответствии с нормами настоящего
Закона,  Закона автономного округа от 18 июня 1998 года N 34-ЗАО "О
статусе  депутата  Государственной Думы Ямало-Ненецкого автономного
округа"  и  Регламента  Государственной  Думы  автономного  округа.
    2. Главы муниципальных образований оказывают депутатам помощь в
организации приема и рассмотрении обращений граждан.

    Статья 17. Рассмотрение  обращений граждан в организациях,
               на предприятиях, в учреждениях и общественных
               объединениях

    Рассмотрение  обращений  и  прием  граждан  в  организациях, не
входящих  в  систему  органов  государственной  власти  автономного
округа  и  органов  местного  самоуправления в автономном округе, а
также  в  общественных  объединениях  осуществляются руководителями
указанных     организаций     в    соответствии    с    федеральным
законодательством.

    Статья 18. Оставление обращения без рассмотрения

    Органы  государственной  власти  автономного  округа  и  органы
местного  самоуправления  в автономном округе, их должностные лица,
которым  направлено  обращение,  вправе  не  рассматривать  его  по
существу, если:
    обращение того же лица (группы лиц) и по тем же основаниям было
ранее  рассмотрено  и  во  вновь  поступившем обращении отсутствуют
основания для пересмотра ранее принятого решения;
    по  вопросам,  содержащимся  в  обращении, имеется вступившее в
законную силу судебное решение;
    обращение направлено лицом, которое решением суда, вступившим в
законную силу, признано недееспособным;
    обращение  подано  в  интересах  третьих лиц, которые возражают
против его рассмотрения (кроме недееспособных лиц).

    Статья 19. Контроль за рассмотрением обращений граждан

    1.  Должностное  лицо  одновременно с поручением о рассмотрении
обращений  вправе принять решение о взятии его на контроль, а также
в  процессе  исполнения  поручения и после его завершения запросить
информацию о ходе и результатах обращения.
    В  обязательном  порядке осуществляется контроль за исполнением
поручений    Президента    Российской    Федерации,    Председателя
Правительства  Российской  Федерации  и  его  первых  заместителей,
председателей  палат  Федерального  Собрания  Российской Федерации,
Руководителя   Администрации   Президента   Российской   Федерации,
Губернатора  автономного  округа, Председателя Государственной Думы
автономного  округа  и  его  заместителей о рассмотрении обращений.
    2.   Руководители  органов  исполнительной  власти  автономного
округа анализируют и представляют ежеквартально информацию о работе
с  обращениями  граждан  в уполномоченное структурное подразделение
Администрации  автономного  округа,  принимают  меры  к  устранению
причин  и  условий, порождающих нарушения прав и законных интересов
жителей автономного округа, их повторные обоснованные обращения.
    3.   Уполномоченное   структурное  подразделение  Администрации
автономного   округа   осуществляет   систематический  контроль  за
состоянием  работы  с  обращениями  и  приемом  граждан  в  органах
исполнительной   власти   автономного   округа,   в   муниципальных
образованиях  в автономном округе, ежегодно обсуждает вышеуказанный
вопрос  на  своих  заседаниях  и  принимает по нему соответствующий
правовой акт, публикуемый в средствах массовой информации.

    Статья 20. Обжалование решения, принятого по обращению

    Гражданин  вправе  обжаловать  решение, принятое по результатам
рассмотрения   его  обращения  в  вышестоящий  орган,  вышестоящему
должностному  лицу или в суд в порядке, предусмотренном федеральным
законодательством.

    Глава III. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ
                        ОБРАЩЕНИЯХ ГРАЖДАН

    Статья 21. Ответственность должностных лиц за нарушение
               законодательства об обращениях граждан

    Неправомерный   отказ   в  приеме  или  рассмотрении  обращений
граждан,  нарушение  сроков  и  порядка  их  рассмотрения, принятие
заведомо   необоснованного,   незаконного   решения,  преследование
граждан  за  критику,  предоставление недостоверной информации либо
разглашение сведений о частной жизни гражданина (без его согласия),
а  также  другие  нарушения  законодательства об обращениях граждан
влекут  за  собой  ответственность должностных лиц в соответствии с
федеральным   законодательством   и  законодательством  автономного
округа.

    Статья 22. Ответственность граждан за содержание их обращений

    Подача  гражданином  обращения,  в  котором содержатся заведомо
ложные  сведения,  материалы  клеветнического характера, выражения,
оскорбляющие честь и достоинство других лиц, влечет ответственность
гражданина в соответствии с федеральным законодательством.

    Статья 23. Ответственность за преследование гражданина
               в связи с его обращением

    Преследование  гражданина  за  содержащуюся в обращении критику
влечет  ответственность  виновных  должностных лиц в соответствии с
федеральным законодательством.

                Глава VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    Статья 24. Введение в действие настоящего Закона

    Настоящий Закон вступает в силу по истечении 10 дней со дня его
официального опубликования.


    Губернатор
    Ямало-Ненецкого автономного округа                   Ю.В.Неелов



    г. Салехард
    21 июня 2003 года
    N 32-ЗАО

Информация по документу
Читайте также