Расширенный поиск
Распоряжение Администрации города Челябинска Челябинской области от 09.06.2015 № 6297 АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА РАСПОРЯЖЕНИЕ от 09.06.2015 г. N 6297 г. Челябинск Об утверждении Программы повышения Эффективности управления муниципальными финансами города Челябинска на период 2015 - 2018 годов В соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации от 13.06.2013 "О бюджетной политике в 2014 - 2016 годах", Программой повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 2593-р: 1. Утвердить Программу повышения эффективности управления муниципальными финансами города Челябинска на период 2015 - 2018 годов (приложение). 2. Управлению информационной политики Администрации города Челябинска (Сафонов В.А.) разместить настоящее распоряжение на официальном сайте Администрации города Челябинска в сети Интернет. 3. Контроль исполнения настоящего распоряжения возложить на заместителя Главы Администрации города по экономике и финансам Мурзину Е.В. Глава Администрации города Челябинска Е.Н.Тефтелев Приложение к распоряжению Администрации города Челябинска от 09.06.2015 г. N 6297 Программа повышения эффективности управления муниципальными финансами города Челябинска на период 2015 - 2018 годов Программа повышения эффективности управления муниципальными финансами города Челябинска на период 2015 - 2018 годов (далее - Программа) разработана в соответствии с Бюджетным посланием Президента Российской Федерации от 13.06.2013 "О бюджетной политике в 2014 - 2016 годах", Программой повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 2593-р, основными направлениями бюджетной политики Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов. I. Итоги реализации Программ по повышению эффективности расходов бюджета города Челябинска в 2011 - 2014 годах В городе Челябинске проводится последовательная целенаправленная работа по совершенствованию бюджетного процесса и его отдельных элементов, и в первую очередь по реформированию процессов управления муниципальными финансами. Развитие бюджетного процесса в городе Челябинске направлено на создание условий и предпосылок для максимально эффективного управления муниципальными финансами в соответствии с приоритетами социально-экономического развития города Челябинска. В городе Челябинске совершенствование процессов управления муниципальными финансами в предшествующий период осуществлялось в соответствии с приоритетами, определенными на федеральном и региональном уровнях бюджетной системы, в рамках: 1) Программы по повышению эффективности расходов бюджета города Челябинска на период до 2012 года, утвержденной распоряжением Администрации города от 13.01.2011 N 151; 2) Программы по повышению эффективности расходов бюджета города Челябинска на 2012 - 2014 годы, утвержденной распоряжением Администрации города от 21.12.2011 N 7975. Основной целью этих Программ было создание условий для повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления города Челябинска по выполнению муниципальных функций и обеспечению потребностей общества в муниципальных услугах (увеличению их доступности и качества). Реализация указанных Программ в городе Челябинске позволила повысить качество управления муниципальными финансами и достигнуть положительных результатов по следующим направлениям: 1) обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета города Челябинска В целях принятия мер по обеспечению своевременности и полноты исполнения доходной части бюджета города Челябинска проводился ежемесячный мониторинг уточнения невыясненных поступлений. В целях недопущения образования недоимки средств по неналоговым платежам (в частности, по платежам, полученным в результате применения мер административной ответственности) ведется непрерывный контроль их уплаты, в случае неисполнения требований законодательства администраторы доходов бюджета города Челябинска взаимодействуют со службой судебных приставов по вопросу принудительного взыскания средств. Также главными администраторами доходов бюджета города Челябинска проводится техническое обучение администраторов доходов бюджета по правильности заполнения платежных документов поставщиками, осуществляющими возврат дебиторской задолженности прошлых лет. Для обеспечения сбалансированности бюджета города Челябинска, в целях своевременного финансирования расходов, в том числе в результате использования временно невостребованных средств при исполнении бюджета города Челябинска, применяется инструмент кассового плана, который позволяет: - управлять свободными денежными средствами бюджета города Челябинска, либо их недостатком; - оптимизировать объемы привлечения заемных средств и сроки их возврата; - минимизировать риск неисполнения бюджетных обязательств; 2) повышение эффективности расходов бюджета города Челябинска с применением программно-целевого принципа организации деятельности органов местного самоуправления города Челябинска В 2009 - 2014 годах были приняты необходимые правовые акты, регламентирующие порядок разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ города Челябинска. В случае выявления в ходе реализации муниципальной программы неэффективного использования средств бюджета города Челябинска принимается решение о сокращении ее финансирования в очередном году. В городе Челябинске в настоящее время еще не применяется программная классификация расходов (в общепринятом ее толковании), но бюджет города Челябинска уже более чем на 96 % сформирован на основании муниципальных программ. Их классифицирование обеспечено с помощью применения дополнительных кодов бюджетной классификации, которая, при необходимости использования полноценной программной классификации бюджета города Челябинска в 2016 году, поможет избежать возникновения дополнительных сложностей; 3) оптимизация функций муниципального управления и повышение эффективности их обеспечения В 2011 - 2014 годах в целях повышения эффективности межведомственного взаимодействия между субъектами бюджетного планирования использовались следующие информационные системы: - "АЦК-Финансы" и "АЦК-Муниципальный заказ"; - система сбора и сдачи бухгалтерской отчетности "Скиф-терминал"; - автоматизированная система формирования и мониторинга исполнения муниципальных заданий на предоставление муниципальных услуг "Сапфир"; - система электронного документооборота "Гольфстрим"; - автоматизированная система "Южный Урал". Также в городе Челябинске действует ряд отраслевых систем, в частности, введена система электронной отчетности в программе WEB-мониторинг здравоохранения. Автоматизация технических операций позволяет повысить скорость качество работы специалистов органов местного самоуправления, а также производить аналитическую обработку больших объемов информации, что значительно помогает в принятии взвешенных и эффективных управленческих решений. Это помогает оптимизировать функции муниципального управления и повышает эффективность их обеспечения; 4) повышение эффективности предоставления муниципальных услуг В 2010 году с принятием Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" началась реализация реформ системы оказания государственных и муниципальных услуг. К концу 2011 года в городе Челябинске сформирована вся необходимая нормативная правовая база, а также своевременно приняты решения о разделении муниципальных учреждений на три типа (казенные, бюджетные и автономные). На сегодняшний день в городе Челябинске функционирует 17 казенных, 514 бюджетных и 140 автономных муниципальных учреждений. После завершения переходного периода для изменения правового положения муниципальных учреждений в июле 2012 года, финансовое обеспечение деятельности бюджетных и автономных учреждений в городе Челябинске осуществляется путем предоставления данным учреждениям субсидий на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ). Использование инструмента муниципального задания, содержащего показатели, характеризующие качество и (или) объем (содержание) оказываемых учреждениями муниципальных услуг (выполняемых работ), при бюджетном планировании позволяет увязать объем финансового обеспечения деятельности учреждения с объемом оказываемых учреждением муниципальных услуг (выполняемых работ). В целях мотивации муниципальных учреждений к эффективному использованию финансовых ресурсов и муниципального имущества, а также повышения ответственности за результаты их деятельности в городе Челябинске постановлением Администрации города от 31.12.2013 N 282-п установлен Порядок предоставления субсидий муниципальным бюджетным и автономным учреждениям города Челябинска на финансовое обеспечение выполнения ими муниципального задания, в соответствии с которым субсидия перечисляется исходя из объема фактически выполненного муниципального задания. Первоначально учреждению перечисляется аванс в размере, определенном главным распорядителем бюджетных средств, а оставшаяся часть субсидии направляется учреждению в течение пяти рабочих дней после предоставления отчета о выполнении муниципального задания за соответствующий период. Таким образом, в ходе расчета объема субсидии на муниципальное задание за счет выявления неэффективно используемых средств осуществляется оптимизация расходов бюджета; 5) развитие системы муниципального финансового контроля В городе Челябинске функционирует система муниципального финансового контроля. Органом, осуществляющим внутренний муниципальный финансовый контроль, определено Контрольно-ревизионное управление Администрации города Челябинска. Главными распорядителями средств бюджета города Челябинска разработаны и утверждены ведомственные приказы, устанавливающие порядок проведения проверок и ревизий подведомственных учреждений. В соответствии с утвержденными планами проверок на каждый финансовый год главными распорядителями средств бюджета города Челябинска осуществляются проверки финансово-хозяйственной деятельности подведомственных учреждений, по результатам проверок издаются приказы о принятии мер по устранению нарушений; 6) оптимизация системы закупок для муниципальных нужд и нужд бюджетных учреждений Планирование закупок, размещение заказа и контроль исполнения контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг осуществляются главными распорядителями средств бюджета города Челябинска и их подведомственными учреждениями с учетом требований действующего законодательства. На официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru публикуются планы-графики размещения заказов. Размещение заказов проводится согласно опубликованным графикам. II. Цель и задачи Программы Целью Программы является повышение качества управления муниципальными финансами города Челябинска за счет повышения эффективности, прозрачности и подотчетности использования бюджетных средств при реализации приоритетных целей социально-экономического развития города Челябинска. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач: 1) обеспечение долгосрочной устойчивости и сбалансированности бюджета города Челябинска; 2) совершенствование системы управления муниципальными финансами: - эффективное управление доходами бюджета города Челябинска; - эффективное управление расходами бюджета города Челябинска; 3) повышение операционной эффективности деятельности органов местного самоуправления и муниципальных учреждений города Челябинска; 4) развитие системы муниципального финансового контроля и повышение качества контрольной деятельности; 5) обеспечение открытости и прозрачности муниципальных финансов города Челябинска. Цель и задачи Программы сформированы на основе приоритетов, которые определены в Программе повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 N 2593-р, Стратегии развития города Челябинска до 2020 года, утвержденной решением Челябинской городской Думы от 26.11.2009 N 8/1, Плане реализации Стратегии социально-экономического развития Челябинской области до 2020 года в муниципальном образовании "Челябинский городской округ", утвержденном распоряжением Администрации города Челябинска от 02.09.2014 N 5551. Перечень мероприятий по решению задач с указанием сроков и ответственных исполнителей сформирован по соответствующим разделам Программы и приведен в плане мероприятий Программы (приложение к Программе). III. Механизмы реализации Программы 1. Обеспечение долгосрочной устойчивости и сбалансированности бюджета города Челябинска Обеспечение долгосрочной устойчивости и сбалансированности бюджета города Челябинска является важнейшей предпосылкой для сохранения социально-экономической стабильности, которая создает условия для улучшения инвестиционного климата, диверсификации и повышения конкурентоспособности субъектов экономической деятельности. Для обеспечения долгосрочной устойчивости и сбалансированности бюджета города Челябинска необходимо реализовать комплекс мер по следующим основным направлениям: 1) создание и развитие системы долгосрочного бюджетного планирования, направленной на достижение результатов социально-экономического развития города Челябинска Для реализации данного мероприятия необходимо скоординировать действия органов местного самоуправления и их структурных подразделений для усовершенствования действующей системы социально-экономического и бюджетного планирования. Показатели бюджетной стратегии, долгосрочной стратегии развития города Челябинска и прогноза социально-экономического развития должны быть взаимосвязаны, что позволит согласовать показатели бюджетного планирования в долгосрочной и среднесрочной перспективе. Согласованность показателей даст возможность повысить обоснованность принимаемых решений с точки зрения требуемых финансовых и иных связанных с ними ресурсов, стратегические направления развития города Челябинска будут четко определять приоритетные направления расходования бюджетных средств; 2) обеспечение соответствия объема расходных обязательств реальным доходным источникам бюджета города Челябинска Достижение оптимального, устойчивого и экономически обоснованного соответствия расходных обязательств города Челябинска источникам их финансирования обеспечивается, главным образом, по двум направлениям - увеличение объема доходов и оптимизация расходов бюджета города Челябинска. Увеличение объема доходов бюджета города Челябинска возможно обеспечить в рамках реализации следующих основных мероприятий: - проведение анализа влияния федерального и регионального законодательства на доходы бюджета города Челябинска и подготовка предложений по его совершенствованию с целью увеличения доходов бюджета города Челябинска; - работа с крупными налогоплательщиками на территории города Челябинска; - анализ эффективности предоставления и изменения налоговых льгот при соблюдении баланса интересов физических и юридических лиц - получателей льгот по местным налогам и наполняемости доходной части бюджета города Челябинска; - повышение эффективности использования имущества, находящегося в муниципальной собственности. Оптимизация расходов бюджета города Челябинска включает в себя: - выявление неэффективных расходов бюджета города Челябинска путем инвентаризации расходных обязательств в соответствии с приоритетными направлениями расходования средств бюджета города Челябинска, а также анализ структуры и численности работников действующей сети муниципальных учреждений и органов местного самоуправления; - проведение оценки эффективности муниципальных программ и по ее результатам принятие решений о корректировке либо прекращении реализации муниципальных программ с низкой эффективностью; - инвентаризацию и оптимизацию перечня и объема муниципальных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) муниципальными учреждениями за счет средств бюджета города Челябинска, при обеспечении доступности, гарантированного объема и качества оказываемых услуг (выполняемых работ); - повышение качества обоснования и системы нормирования в сфере закупок, а также применение конкурентных способов определения поставщиков услуг и работ в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"; 3) сдерживание муниципального долга на безопасном уровне Бюджетная политика города Челябинска направлена на последовательное снижение дефицита бюджета города Челябинска и объема муниципального долга в целях сохранения сбалансированности и финансовой устойчивости бюджета. В предыдущие годы макроэкономические условия в Российской Федерации позволяли осуществлять в городе Челябинске муниципальные заимствования на оптимальных условиях, сравнительно невысокий уровень процентных ставок по банковским кредитам обеспечивал минимизацию расходов на обслуживание муниципального долга. В связи с развитием неблагоприятных тенденций в экономике Российской Федерации условия заимствования в кредитных организациях значительно ухудшились, это не позволяет городу Челябинску привлекать средства в необходимых объемах и на приемлемых условиях. По итогам проведенного мониторинга условий привлечения кредитных продуктов в 2015 году коммерческие банки предлагают заемные средства по ставке от 20 до 24 процентов годовых (для сравнения в 2013 - 2014 годах диапазон процентных ставок составлял от 7,95 до 9,7 процента годовых). Политика по управлению муниципальным долгом города Челябинска на предстоящий период, как и в предыдущие годы, будет основываться на принципах жесткого контроля объема муниципального долга и расходов на его обслуживание. В процессе управления муниципальным долгом производится выработка экономически обоснованного соотношения между потребностями бюджета города Челябинска в дополнительных финансовых ресурсах и затратами по их привлечению, а также оптимизация обслуживания и погашения муниципального долга. 2. Совершенствование системы управления муниципальными финансами Эффективное, ответственное и прозрачное управление муниципальными финансами является базовым условием достижения целей социально-экономического развития города Челябинска. 2.1. Эффективное управление доходами бюджета города Челябинска Для повышения уровня и качества жизни населения города Челябинска необходимо обеспечить стабильное поступление доходов бюджета города Челябинска. Реализация данной задачи особенно актуальна в условиях непростой экономической ситуации в 2015 году и плановом периоде. Текущая экономическая ситуация требует системного принятия мер, направленных на обеспечение финансовой устойчивости и увеличение доходной части бюджета города Челябинска, а также на развитие доходного потенциала бюджета города Челябинска. Основное внимание в области формирования доходов бюджета города Челябинска уделяется: - повышению достоверности планирования доходов бюджета города Челябинска; - повышению эффективности законодательства города Челябинска о налогах и сборах; - оценке эффективности применения пониженных налоговых ставок, иных налоговых преференций. Постановлением Администрации города Челябинска от 31.12.2013 N 280-п "Об анализе предоставленных и планируемых к предоставлению льгот по местным налогам в городе Челябинске" утвержден Порядок, который определяет процедуру проведения анализа льгот по местным налогам, предоставленных и планируемых к предоставлению организациям и физическим лицам. Оценка предоставляемых налоговых льгот за 2013 - 2014 годы была проведена в соответствии с указанным постановлением. На период 2015 - 2018 годов в рамках повышения эффективности управления доходами бюджета города Челябинска определены следующие основные задачи: - формирование нормативно-правовой базы города Челябинска о налогах и сборах с учетом стимулирования динамичного и равномерного социально-экономического развития города Челябинска, поддержки инвестиций, социально незащищенных категорий граждан и приоритетных направлений деятельности; - изыскание резервов налогового потенциала города Челябинска; - реализация мероприятий по выявлению неучтенных объектов муниципального имущества; - повышение степени достоверности прогнозируемых объемов доходов бюджета города Челябинска; - повышение уровня взыскания задолженности по платежам в бюджет города Челябинска; - обеспечение актуализации перечня налоговых льгот по результатам анализа практики их применения и администрирования. 2.2. Эффективное управление расходами бюджета города Челябинска Управление расходами бюджета города Челябинска представляет собой важную часть бюджетной политики и в значительной мере определяется состоянием бюджетного процесса, порядком планирования, утверждения и исполнения бюджета в части расходов, а также контроль его исполнения. Основной задачей бюджетной политики в целях обеспечения потребностей жителей города Челябинска в качественных и доступных муниципальных услугах является повышение эффективности бюджетных расходов, в том числе за счет: - повышения объективности и качества бюджетного планирования; - формирования бюджетных параметров исходя из четкой приоритизации и необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств, в том числе с учетом их оптимизации и повышения эффективности их исполнения; - повышения эффективности распределения бюджетных средств, ответственного подхода к принятию новых расходных обязательств с учетом их социально-экономической значимости. В рамках повышения эффективности управления расходами бюджета города Челябинска можно выделить три основных направления: 1) развитие муниципальных программ В рамках реализации Программ по повышению эффективности бюджетных расходов в 2011 - 2014 годах была подготовлена нормативная правовая и методическая база для перехода к формированию и исполнению бюджета города Челябинска на основе муниципальных программ - "программному" бюджету. Внедрение "программного" бюджета предполагает изменение порядка составления, утверждения и исполнения бюджета, корректировку бюджетной классификации и системы бюджетной отчетности, усиление муниципального финансового контроля. В 2009 - 2014 годах в городе Челябинске были определены в нормативных правовых актах и начали применяться на практике основные подходы к формированию муниципальных программ. Этот опыт формирует основу развития муниципальных программ города Челябинска в среднесрочной перспективе. Утверждению муниципальных программ города Челябинска должно предшествовать формирование долгосрочной бюджетной стратегии, определяющей предельные расходы на реализацию каждой муниципальной программы города Челябинска. Разработка и принятие муниципальных программ города Челябинска в отсутствие долгосрочной бюджетной стратегии создают риски несбалансированности бюджета города Челябинска по причине планирования деятельности главных распорядителей средств бюджета города Челябинска исходя из завышенных бюджетных ожиданий. Муниципальные программы должны стать ключевым механизмом, с помощью которого увязываются стратегическое и бюджетное планирования. Необходимо отказаться от практики принятия решений по отдельным объектам, узким направлениям и перейти к системной оценке влияния бюджетных расходов на достижение целей муниципальных программ. Ключевой предпосылкой для этого может стать установление предельных объемов ("потолков") расходов по каждой муниципальной программе на весь срок ее реализации. При определении предельных объемов ("потолков") расходов по муниципальным программам необходимо учитывать параметры прогноза социально-экономического развития города Челябинска. "Потолки" расходов вне зависимости от статуса утвердившего их документа не предопределяют объем и структуру расходных обязательств и бюджетных ассигнований бюджета на их исполнение. Это индикативная (условная) оценка объема расходов, отражающая приоритеты муниципальной политики в соответствующих сферах. В то же время, несмотря на аналитический характер, "потолки" расходов позволяют определить приоритеты в распределении бюджетных ассигнований, создать стимулы для ответственных исполнителей муниципальных программ по выявлению и использованию резервов для перераспределения расходов (с внесением при необходимости предложений по изменению нормативных правовых актов) и, следовательно, повышения эффективности использования бюджетных средств. При этом объем бюджетных ассигнований по соответствующим муниципальным программам должен определяться в рамках объективных возможностей бюджета города Челябинска, с учетом оценки достигнутых и ожидаемых результатов по реализации муниципальных программ. Муниципальные программы призваны стать механизмом для принятия решений о распределении принимаемых бюджетных обязательств и частичной корректировке действующих бюджетных обязательств с учетом достигнутых и ожидаемых результатов в соответствующей сфере деятельности. В целях повышения финансовой самостоятельности ответственных исполнителей муниципальных программ представляется оправданным расширение их прав в распределении общего (доведенного) объема бюджетных ассигнований по подпрограммам, основным мероприятиям, ведомственным программам и соисполнителям, участникам муниципальных программ. Для реализации данного направления необходимо закрепить полномочия ответственных исполнителей муниципальных программ в рамках бюджетного процесса как на стадии формирования проекта решения о бюджете, так и на стадии исполнения бюджета с внесением в случае необходимости изменений в соответствующие нормативные правовые акты. Для повышения качества разрабатываемых муниципальных программ необходимо сформировать общие подходы к увязке муниципальных программ с соответствующими государственными программами, в том числе с обеспечением взаимосвязи системы целей, задач, индикаторов, рисков, а также финансовых показателей в программах разного уровня. Выполнение вышеизложенных мероприятий будет способствовать внедрению в практику муниципальных программ и переходу на их основе к "программному" формату бюджета города Челябинска; 2) повышение функциональной эффективности бюджетных расходов Переход к "программному" бюджету предполагает повышение ответственности Администрации города Челябинска за достижение запланированных целей и результатов. Анализ эффективности бюджетных расходов предлагается осуществлять в отношении мероприятий, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств бюджета города Челябинска на всех стадиях бюджетного процесса. На этапе планирования будут применяться в полной мере требования к разработке муниципальных программ, установленные постановлением Администрации города Челябинска от 25.09.2013 N 225-п "Об утверждении Порядка разработки, утверждения, реализации и контроля муниципальных программ в городе Челябинске и об утверждении Порядка разработки, утверждения, реализации и контроля ведомственных программ в городе Челябинске", а также: - применение механизмов обоснований бюджетных ассигнований и муниципальных заданий; - формирование сводных планов и планов-графиков закупок товаров, работ и услуг для муниципальных нужд, включая обоснованность максимальных (начальных) цен. При этом целесообразность осуществления закупок должна быть увязана с целями и задачами реализации муниципальных программ города Челябинска, планы-графики закупок увязаны с планами реализации указанных муниципальных программ, а в контрактах на проведение услуг или закупку товаров для муниципальных нужд должны указываться результаты соответствующих мероприятий муниципальных программ города Челябинска. Кроме того, важнейшим элементом оценки эффективности бюджетных расходов на стадии планирования будет выступать возможность непосредственной "увязки" соответствующих бюджетных расходов (включая кредитные ресурсы, муниципальные гарантии, налоговые льготы, особые условия доступности соответствующей инфраструктуры) с конкретными измеримыми результатами, которые планируется достигнуть. В целом система оценки достигнутых результатов использования бюджетных ассигнований должна заключаться в сопоставлении совокупности целевых индикаторов (ожидаемых результатов) использования бюджетных средств, формируемых на стадии планирования бюджетных ассигнований, и фактически достигнутых результатов, включая оценку воздействия внешних факторов, что будет способствовать совершенствованию системы оценки рисков реализации муниципальных программ. Сопоставимость, сравнимость соответствующих ресурсов, направляемых на достижение целей в различных сферах экономики, и администрируемых органами местного самоуправления, являются базовыми условиями для получения достоверной информации об эффективности бюджетных расходов. При этом обязательным элементом анализа эффективности бюджетных расходов должны стать применение метода альтернативных издержек, то есть прогнозирование последствий нереализации мероприятий, а также оценка предельной эффективности. Комплексный подход к оценке финансовых ресурсов должен быть направлен на учет не только сроков и объемов осуществления соответствующих кассовых расходов, но и на учет наличия необходимого нормативного правового, методического и институционального обеспечения мероприятий, а также на применение таких мер финансового стимулирования, как бюджетные кредиты, гарантии и поручительства, особенности налогообложения соответствующих видов деятельности или объектов налогообложения (налоговые льготы); 3) повышение эффективности оказания муниципальных услуг В настоящее время продолжается реализация комплексной реформы муниципальных учреждений, направленной на повышение доступности и качества муниципальных услуг, эффективности и прозрачности их деятельности. В 2012 году завершился переходный период реформирования государственных и муниципальных учреждений и формирования нового механизма оказания и финансового обеспечения государственных (муниципальных) услуг и работ, предусмотренного Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений". В рамках реализации указанной реформы необходимо проводить работу по существенному сокращению доли неэффективных расходов. Этого можно достичь за счет четкой увязки состава и объема услуг с социальными гарантиями и обязательствами муниципалитета, более обоснованного планирования и распределения средств на оказание (выполнение) муниципальных услуг (работ), более рационального и экономного использования бюджетных средств учреждениями (в частности, при проведении закупок), передачи оказания (выполнения) части муниципальных услуг (работ) в рыночный сектор (при перепрофилировании или ликвидации соответствующих учреждений), сокращения издержек по административному контролю текущей деятельности муниципальных автономных и бюджетных учреждений. Для повышения качества и доступности муниципальных услуг необходимо решение следующих основных задач: - использование инструмента муниципального задания на оказание муниципальных услуг при стратегическом и бюджетном планировании, обеспечение взаимосвязи муниципальных программ и муниципальных заданий; - оптимизация структуры бюджетной сети за счет ликвидации или преобразования в организации иной организационно-правовой формы муниципальных учреждений, не оказывающих услуги, непосредственно направленные на реализацию полномочий органов местного самоуправления, а также не соответствующие профилю органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя. Изменение типа муниципальных бюджетных и автономных учреждений, оказывающих услуги в интересах органов местного самоуправления, на тип казенного учреждения, либо их ликвидация; - переход при финансовом обеспечении муниципальных учреждений к единой методике расчета прозрачных и объективных единых нормативных затрат на оказание услуг (с учетом территориальной или отраслевой специфики); - расширение практики привлечения к оказанию муниципальных услуг негосударственных организаций, при этом вовлечение организаций, не являющихся муниципальными учреждениями, в процесс реализации муниципальных услуг повысит конкуренцию среди юридических лиц, а, следовательно, обеспечит и рост качества оказания муниципальных услуг населению; - упорядочение формирования перечней услуг, оказываемых на платной основе в муниципальных учреждениях; - внедрение в учреждениях систем оплаты труда работников, адаптированных к новым условиям деятельности и финансового обеспечения учреждений, настроенных на решение задач по развитию соответствующих отраслей, на повышение качества оказываемых муниципальных услуг и обеспечение соответствия уровня оплаты труда работников результатам их труда, с применением в муниципальных учреждениях принципов "эффективного контракта". В рамках перехода к "эффективному контракту" в отношении каждого работника должны быть уточнены и конкретизированы его трудовая функция, показатели и критерии оценки эффективности деятельности, установлен размер вознаграждения, а также размер поощрения за достижение коллективных результатов труда. 3. Повышение операционной эффективности деятельности органов местного самоуправления и муниципальных учреждений города Челябинска Повышение результативности бюджетных расходов города Челябинска должно быть обеспечено также на операционном уровне, которым определяется эффективность инструментов, механизмов, процедур непосредственного принятия и реализации решений Администрации города Челябинска. Они включают меры, реализуемые как на уровне отраслевых (ведомственных) планов повышения эффективности бюджетных расходов, так и на уровне межведомственного взаимодействия. Указанные меры должны быть направлены на улучшение подотчетности структурных подразделений Администрации города Челябинска и муниципальных учреждений, развитие системы мониторинга и оценки результатов их деятельности, а также на создание механизмов стимулирования к повышению эффективности использования средств бюджета города Челябинска. Эффективность деятельности структурных подразделений Администрации города Челябинска и муниципальных учреждений города Челябинска является объектом внимания как со стороны общественности, так и федеральных и региональных органов государственной власти. В целях повышения эффективности деятельности руководителей структурных подразделений Администрации города Челябинска и муниципальных учреждений необходимо проводить оценку их деятельности, в ходе которой оценивать качество финансового менеджмента, уровень социально-экономического развития города Челябинска, динамику изменения показателей, характеризующих качество жизни, и степень внедрения современных методов и принципов управления. Результаты оценки должны указать стороны, требующие особого внимания Администрации города Челябинска, и выявить резервы для повышения результативности их деятельности, а также способствовать увеличению объема и улучшению качества предоставляемых муниципальных услуг. Финансовый менеджмент структурных подразделений Администрации города Челябинска должен стать процессом, встроенным в его деятельность, охватывающим все взаимосвязанные бюджетные процедуры (среднесрочное финансовое планирование и исполнение бюджета в увязке с процедурами закупок для муниципальных нужд, учет и отчетность, финансовый аудит). В ходе финансового менеджмента структурных подразделений Администрации города Челябинска должны приниматься эффективные управленческие решения о распределении, обеспечении адресного, экономного и результативного использования бюджетных средств, направляемых на мероприятия, осуществляемые структурными подразделениями, а также на оказание муниципальных услуг, осуществляемых подведомственными муниципальными учреждениями. Для оценки повышения качества финансового менеджмента необходимо продолжить развитие системы мониторинга качества финансового менеджмента, определенного постановлением Администрации города Челябинска от 13.09.2012 N 201-п "Об утверждении Методики оценки и мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств бюджета города Челябинска и главными администраторами доходов бюджета города Челябинска". Совершенствование системы мониторинга качества финансового менеджмента необходимо осуществлять не только в рамках изменения количественных показателей, но и дополнением новыми показателями, характеризующими результативность бюджетных расходов в отчетном периоде. Помимо оценки качества финансового менеджмента, в целях повышения эффективности деятельности Администрации города Челябинска, необходимо проводить инвентаризацию положений о структурных подразделениях Администрации города Челябинска на соответствие законодательству Российской Федерации и Челябинской области. Реализация мероприятий по инвентаризации положений о структурных подразделениях Администрации города Челябинска позволит выявить избыточные и объединить смежные функции структурных подразделений и повысить эффективность деятельности Администрации города Челябинска. Кроме того, в рамках решения задачи по повышению эффективности управления отдельными видами расходов бюджета города Челябинска необходимо внедрить инструменты, позволяющие производить оценку результатов исполнения бюджета города Челябинска. В частности, предметом анализа должны стать действия муниципального заказчика по определению начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта с единственным поставщиком (в том числе в соотношении с референтными (среднерыночными) ценами). В рамках исполнения муниципальных контрактов планируется создать механизмы определения объема остатков бюджетных ассигнований на оплату муниципальных контрактов, подлежащих оплате, но не оплаченных в текущем финансовом году, в целях использования данных объемов бюджетных ассигнований в очередном финансовом году на оплату указанных контрактов. Планы закупок и сведения о поставленных на учет бюджетных обязательствах позволят получить информацию о принимаемых и действующих бюджетных обязательствах, а реестр контрактов и сведения плана-графика - информацию о заключенных муниципальных контрактах, объемах и сроках исполнения денежных обязательств. На основе полученных показателей можно производить расчет остатков не использованных на начало очередного финансового года бюджетных ассигнований на исполнение заключенных муниципальных контрактов и принимать решения об их перераспределении, что будет являться исключительной мерой, направленной на снижение зависимости муниципального заказчика от действий поставщика (исполнителя, подрядчика) в конце финансового года. 4. Развитие системы муниципального финансового контроля и повышение качества контрольной деятельности Развитие системы муниципального финансового контроля в городе Челябинске осуществляется в направлении контроля эффективности бюджетных расходов, включающего контроль экономической обоснованности и правомерности использования муниципальных финансов, а также анализ результативности использования средств бюджета города Челябинска. Федеральным законом от 23.07.2013 N 252-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" были внесены изменения в Бюджетный кодекс, нацеленные на развитие системы финансового контроля, необходимого для повышения качества управления муниципальными финансами. Определена сфера муниципального финансового контроля, введены понятия "внешнего" и "внутреннего" муниципального финансового контроля, определены полномочия главных администраторов бюджетных средств по внутреннему финансовому контролю и внутреннему финансовому аудиту. В силу специфики контрольной деятельности органы внешнего и внутреннего муниципального финансового контроля имеют схожие полномочия по муниципальному финансовому контролю. На практике это может привести к конфликту интересов, снижению эффективности контрольной деятельности. В этой связи необходимо осуществлять меры по организации взаимного сотрудничества контрольных органов и минимизации дублирования контрольных мероприятий в отношении одних и тех же предметов, объектов контроля и проверяемого периода. Планирование контрольной деятельности органов внешнего и внутреннего муниципального финансового контроля должно определять приоритетность предметов и объектов контроля, направления использования бюджетных средств, по которым наиболее вероятно наличие существенных финансовых нарушений, и устанавливать координацию планов контрольной деятельности органов внешнего и внутреннего муниципального финансового контроля. Таким образом, на этапе планирования проведения проверок и ревизий органы внутреннего муниципального финансового контроля должны проводить комплексный анализ информации, связанной с недостатками и нарушениями в финансово-бюджетной сфере, который включает: - обследование систем внутреннего финансового контроля и аудита всех главных администраторов бюджетных средств; - анализ сведений о планировании и результатах контрольных мероприятий других уполномоченных органов (Счетная палата Российской Федерации, контрольно-счетный орган Челябинской области, контрольно-счетный орган города Челябинска, главные распорядители бюджетных средств, а также правоохранительные органы). Переход к "программному бюджету" потребует усиления контроля разработки и выполнения муниципальных программ, поскольку такой контроль должен происходить не только на стадии обсуждения проекта решения о бюджете города Челябинска, но и на всем их "жизненном цикле" - при разработке, поэтапной реализации, мониторинге, экспертизе и оценке результативности муниципальных программ. При формировании муниципальных программ органы муниципального финансового контроля вправе проводить экспертизу проектов программ, а в ходе реализации программ осуществлять аудит эффективности, в том числе направленный на определение результативности муниципальных программ и обоснованности объемов бюджетных средств, использованных на выполнение программных мероприятий. В свою очередь, органы внутреннего муниципального финансового контроля должны обладать полномочиями по контролю полноты и достоверности отчетности о реализации муниципальных программ с применением мер ответственности в случаях предоставления заведомо неполной или недостоверной отчетности. Данные меры должны способствовать созданию полноценной работоспособной системы мониторинга муниципальных программ. В целях реализации новых подходов к деятельности органов внутреннего муниципального финансового контроля и повышения качества внутреннего муниципального финансового контроля и аудита, в условиях расширения функционала данных органов необходимо: - сформировать нормативную правовую базу, обеспечивающую осуществление внутреннего контроля и аудита как в системе главного администратора бюджетных средств, так и в муниципальном учреждении; - обеспечить координацию осуществления главными администраторами бюджетных средств внутреннего финансового контроля и аудита; - внедрить систему внешней и внутренней оценки качества внутреннего финансового контроля и аудита на основе установленных количественных показателей эффективности деятельности должностных лиц в сфере внутреннего финансового контроля и аудита. 5. Обеспечение открытости и прозрачности муниципальных финансов города Челябинска Повышение уровня информационной прозрачности деятельности структурных подразделений Администрации города Челябинска, принимающих участие в подготовке, исполнении бюджета города Челябинска и составлении бюджетной отчетности, способствует повышению качества их работы и системы управления муниципальными финансами города Челябинска в целом. В городе Челябинске уже на протяжении длительного времени особое внимание уделяется открытости и прозрачности муниципальных финансов: - на официальных сайтах органов местного самоуправления представлены все нормативные правовые акты, регулирующие бюджетный процесс в городе Челябинске, а также регулярно публикуется информация об исполнении бюджета в течение финансового года; - разработан и функционирует официальный сайт финансового органа города Челябинска; - ежегодно проводятся публичные слушания по проекту бюджета города Челябинска и отчету об исполнении бюджета города Челябинска, на которых в доступной для горожан форме обсуждаются основные параметры бюджета города Челябинска; - на официальном сайте Администрации города Челябинска в открытом доступе размещается "Бюджет для граждан", который позволяет ознакомиться с основными целями, задачами и приоритетными направлениями бюджетной политики города Челябинска, обоснованиями бюджетных расходов, планируемыми и достигнутыми результатами использования средств бюджета города Челябинска. Повышение открытости и прозрачности муниципальных финансов города Челябинска необходимо продолжать на всех стадиях бюджетного процесса. Работа в этом направлении будет продолжена в рамках реализации мер по следующим направлениям: 1) постепенное предоставление информации в режиме реального времени и в доступной для всех заинтересованных пользователей форме; 2) возможность учета мнения горожан в управлении бюджетным процессом; 3) публикация бюджетной информации в формате открытых данных; 4) продолжение регулярного обновления "Бюджета для граждан" в целях обеспечения полного и доступного информирования о параметрах бюджета города Челябинска. IV. Ожидаемые результаты реализации Программы с указанием целевых индикаторов и показателей В результате реализации Программы планируется достижение следующих результатов: 1) обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы города Челябинска; 2) обеспечение стабильного поступления налоговых и неналоговых доходов бюджета города Челябинска; 3) расширение программно-целевого метода при формировании и исполнении бюджета города Челябинска; 4) повышение эффективности экономики города Челябинска и достижение оптимального состава, структуры муниципального имущества; 5) повышение эффективности бюджетных расходов в целях обеспечения потребностей жителей города в качественных и доступных муниципальных услугах; 6) повышение качества финансового менеджмента в Администрации города Челябинска и уровня профессиональной квалификации муниципальных служащих; 7) приведение системы муниципального финансового контроля в соответствие современным требованиям; 8) представление жителям города Челябинска информации о бюджете города Челябинска и бюджетном процессе в доступном формате. Эффективность реализации Программы оценивается по следующим индикативным показателям:
V. Организация реализации Программы и контроль ее исполнения Организацию и координацию работы органов местного самоуправления города Челябинска по реализации настоящей Программы, контроль за ходом ее исполнения осуществляет Комитет финансов города Челябинска (далее - Комитет финансов). При необходимости внесения изменений в Программу Комитет финансов организует работу в порядке, установленном Администрацией города Челябинска. Исполнители Программы анализируют ход выполнения мероприятий Программы по своим направлениям деятельности и информируют Комитет финансов о достигнутых результатах в срок до 1 марта года, следующего за отчетным. Комитет финансов ежегодно, в срок до 1 апреля года, следующего за отчетным, готовит информацию о реализации плана мероприятий Программы и достижении индикативных показателей Программы для предоставления заместителю Главы Администрации города по экономике и финансам. Заместитель Главы Администрации города Челябинска по экономике и финансам Е.В.Мурзина Приложение к Программе повышения эффективности управления муниципальными финансами города Челябинска на период 2015 - 2018 годов План мероприятий по реализации Программы повышения эффективности управления муниципальными финансами города Челябинска на период 2015 - 2018 годов
Информация по документуЧитайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|